Апостол андрей первозванный и его жизнь. Святой апостол андрей первозванный (†ок.62)

Краткая биография Андрея Первозванного описывает, как простой рыбак стал апостолом Христовым. Вместе с другими свидетелями Воскресения своего Учителя апостол, — что значит свидетель, — переквасил всю вселенную новой спасительной верой, невиданной и немыслимой раньше. Это было такое новшество, что все, кто встречался Андрею, возгорались либо любовью и преданностью Богу, либо отторжением и ненавистью. Апостол Андрей Первозванный был тем, кто просветил нас с вами – через свою миссию в современной Украине и России. Сегодня множество мест в Крыму доселе свидетельствуют об этом – сохранились даже храмы, которые начал возводить сам апостол.

Апостол Андрей был галилеянином, земляком сыновей Зеведеевых – апостолов Иоанна и Иакова. Сделавшись сначала учеником Иоанна Крестителя, он первым отреагировал на призыв Спасителя на проповедь. В связи с тем, что он удостоился чести быть первым, кто последовал за Христом, его прозвали Первозванным. Будущий апостол следует за Мессией, предшествуя Иоанну и Петру.

Житие Андрея Первозванного

Андрей Первозванный жил на севере Святой Земли в местности под названием Галилея. Так как область граничила с Грецией, было много общения между двумя народами. Поэтому Андрей и получил себе греческое имя, в переводе которое означает «Мужественный». Будущий апостол с юности сохранил целомудрие и свое горячее стремление служить Богу, он откликнулся сначала на проповедь Иоанна Крестителя и был одним из его учеников. После крещения Христа и указания Предтечи о Нем, что «вот Агнец Божий, который берет на себя грехи мира», апостол Андрей, не раздумывая, последовал за Ним. С ним был Иоанн, будущий любимый ученик Христа. Так появились первые четыре апостола: Андрей позвал своего брата, будущего апостола Петра, а сейчас просто Симона, а Иоанн – Иакова: «Мы нашли Мессию!».

Святой Андрей Первозванный был с Христом с самого начала его выхода на проповедь, и до последнего: он был с ним во время откровения Господом о судьбах мира, рассказал у кого были пять хлебов и две рыбы перед чудом умножения. Он был с Ним и на Елеонской горе, где Христос вознесся на небо после Своего Воскресения.

По обещанию Спасителя, на 50 день после Его Вознесения произошло сошествие Святого Духа на апостолов и Божию Матерь. Апостолы после просвещения благодатью и наполненные множеством Святых даров вышли на проповедь. В Сионской горнице они кинули жребий – кому, в какую страну идти проповедовать. Апостолу Андрею достались наши земли – север черного моря. В своих странствиях он дошел до будущего Киева, где водрузил крест и предрек, что Господь просветит эту землю Святым Крещением и воздвигнет на ней множество церквей.

После возвращения в Грецию, за множество исцелений и обращений в христианство, апостол Андрей разделил судьбу большинства других апостолов: нечестивым языческим правителем он был распят. Но распят таким образом, чтобы мучения его длились дольше. Для этого его привязали к кресту, напоминающую букву Х, не приколачивая гвоздями, чтобы святой не умер быстро. После двух дней страданий, в молитве апостол отошел ко Господу и присутствующие видели, как яркий свет озарил крест с мучеником и в этом сиянии он предал свою душу.

Почитание Святого Андрея Первозванного

Апостол Андрей считается покровителем Русской Церкви, так как она – прямая наследница Византии – переняла преемство, которое Константинопольская Церковь вела от Андрея Первозванного.

В России всегда торжественно праздновали его память – в большей степени до революции. Особое почитание ввел Петр 1 — высший наградной орден его имени и утвердил Андреевский флаг, под которым совершалось множество побед. Флаг изображает Х-образный крест – голубой на белом фоне – на котором был распят апостол.

Мощи святого Андрея хранятся в Греческом городе Патры, на месте распятия апостола. В 1974 году здесь возвели грандиозный собор его имени, известный на весь мир.

Андрей Первозванный: о чем молятся?

Андрей Первозванный — покровитель Украины и России, а также других стран, расположенных на территории, где он проповедовал: это современные Греция, Турция, Македония, Малая Азия. Также он покровительствует рыбакам и морякам. Андреевский боевой стяг известен всему миру: с 17 века он является государственным флагом морского флота России. Андрею Первозванному молятся об обращении к святой вере, об успехе в обороне отечества, о благополучии мореплавателей.

Из Святого Предания известны случаи не просто безотказного исцеления, но и воскрешения Андреем людей: как и другие апостолы, он неоднократно пользовался даром Христа и возвращал людей к жизни. Поэтому, ему можно молиться об исцелении от болезней.

На месте его мученической кончины забил источник с водой, имеющей свойство исцелять. Сейчас здесь находится огромный собор его имени. Славный своим великолепием, он строился без малого 60 лет.

Молитва Андрею Первозванному

Молитвой чтится память святого Андрея Первозванного. Верующие молятся об исцелении и здоровье.

Молитва святому Андрею Первозванному

Первозванне апостоле Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Церкве последователю верховный, всехвальне Андрее! Славим и величаем апостольския труды твоя, сладце поминаем твое благословенное к нам пришествие, ублажаем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси, лобызаем священныя мощи твоя, чтим святую память твою и веруем, яко жив Господь, жива же и душа твоя, и с ним во веки на небеси пребываеши, идеже и нас любовию твоею не оставляеши, якоже возлюбил еси отцы наша, егда Духом Святым прозрел еси земли нашея ко Христу обращение. Веруем же, яко и молиши о нас Бога, зря во свете Его вся нужды наша. Тако сию веру нашу во храме твоем исповедуем, и Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа молим, да молитвами твоими подаст нам вся потребная ко спасению нас грешных: да якоже ты абие ко гласу Господа, оставль мрежи твоя, неуклонно Тому последовал еси, сице и кийждо от нас не своих сих да ищет, но еже к созиданию ближняго, и о горнем звании да помышляет. Имуще же тя предстателя и молитвенника о нас, уповаем, яко молитва твоя много может пред Господем и Спасителем нашим Иисусом Христом, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Тропарь Андрею Первозванному

Яко апостолов первозванный и верховнаго сущий брат Владыце всех, Андрее, молися, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.

Кондак Андрею Первозванному

Мужества тезоименитаго богоглагольника и Церкве возследователя верховнаго, Петрова сродника восхвалим, зане якоже древле сему и ныне нам воззва: приидите, обретохом Желаемаго.

Кратко исследуя биографию Андрея Первозванного, перед нами открывается мужественный человек, бесстрашный перед лицом нечеловеческих испытаний: проповедь среди диких, варварских народов была вдвойне отважной, если вспомнить нравы диких язычников. Но любовь Христова пылала в его сердце и, поэтому, сегодня мы просвещены Христовой верой. Будем же ценить заслуги своего покровителя, и помнить его житие, которое так поучительно для нас.

Святой Апостол Андрей назван Первозванным, потому что был призван первым из апостолов и учеников Иисуса Христа. До последнего дня земного пути Спасителя Святой Апостол Андрей следовал за Ним. После крестной смерти Иисуса Христа, святой Андрей стал свидетелем Воскресения и Вознесения Спасителя. В , через пятьдесят дней после Воскресения Иисуса, в Иерусалиме произошло чудо сошествия Святого Духа в виде огненных языков на апостолов. Так, вдохновляемые Духом Божим, апостолы получили дар исцелять, пророчествовать и способность говорить на разных наречиях о великих делах Господа.

Евангелие об Андрее Первозванном до Воскрешения и Вознесения Христова.

Святой Андрей упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (Мф. 10:2 ), от Марка (Мк. 3:18 ), от Луки (Лк. 6:14 ), а также в Деяниях Апостолов (Деян. 1:13 ).
Св. апостол Андрей и его брат Симон (будущий св. Пётр) родились в городе Вифсаиде в Галилее. Их отца звали Ионою. Галилея - северная часть Святой Земли отличалась плодородием и живописностью. Галилеяне легко уживались с греками, во множестве населявшими их страну, многие говорили по-гречески и даже носили греческие имена. Имя Андрей - греческое и в переводе значит "мужественный". Позже, братья перебрались в Капернаум (город на берегу Генисаретского озера), где обзавелись собственным домом и занимались рыбной ловлей.
Уже с юных лет апостол Андрей отличался молитвенной устремленностью к Богу. Он не вступил в брак, а стал учеником св. пророка Иоанна Крестителя, возвестившего о Боговоплощении. Когда св. Иоанн Креститель указал на Иордане свв. апостолам Андрею и Иоанну Богослову на Иисуса Христа, называя Его Агнцем Божиим, они незамедлительно последовали за Господом.
Как повествуется в Евангелии, св. апостол Андрей не только первым последовал на призыв Господа, отчего ему усвоено имя Первозванный, но он был также первым из апостолов, который исповедовал Его Спасителем, приведя ко Христу своего брата Симона, будущего апостола Петра.
Евангелия от Матфея, от Марка и от Иоанна по-разному описывают встречу Андрея с Иисусом. В Евангелии от Иоанна (Ин. 1:35-40 ) говорится о том, что Андрей впервые увидел Спасителя, когда святой Предтеча указал на идущего Иисуса Христа и произнёс: "Вот Агнец Божий". Услышав это, Андрей вместе с другим учеником Предтечи, имя которого евангелист не приводит, оставил Крестителя и последовал за Христом. Позже св. Андрей привел своего брата Симона (св. Петра) к Иисусу.
В Евангелиях же от Матфея (Мф. 4:18-19 ) и от Марка (Мк. 1:16-18 ) говорится о том, что Спаситель встретил Андрея и его брата Симона Петра на берегу Генисаретского озера, где братья ловили сетью рыбу. Иисус обратился к ним со словами: "Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков". Андрей и Симон (Петр) последовали за Иисусом, оставив свои сети.
В Святом Писании приводятся сведения об апостоле Андрее. Так, в Евангелии от Иоанна сказано о том, что во время чуда умножения хлебов, Андрей указал на мальчика, имевшего "пять хлебов ячменных и две рыбки" (Ин. 6:8-9 ). Андрей же показал Спасителя язычникам, пришедшим в Иерусалим для поклонения истинному Богу (Ин. 12:20-22 ). По свидетельству евангелиста Марка, святой Андрей был одним из четырёх учеников Иисуса (Петр, Иаков, Иоанн), которые вопрошали Его на Елеонской горе о будущем разрушении Иерусалима и о признаках Второго Пришествия Спасителя, и которым Спаситель открыл судьбы мира (Мк. 13:3-4; Мф. 24,1-14; Лк. 21,5-19 ).

Третье путешествие св. апостола Андрея Первозванного. Служении в Скифии.


Свое третье путешествие св. апостол Андрей Первозванный совершил в Херсонес, где проповедовал долгое время. В летописи сохранилось описание пути апостола Андрея. В этих краях он проповедовал многократно, предание указывает на углубление на камне, образовавшееся от стопы апостола, вода, которая в нем собиралась, исцеляла больных. До наших времен сохранились развалины древних храмов, чьи основания восходят к I в., а среди них - следы древнейшего храма Святого Андрея с высеченным на скале престолом его имени.
Отсюда апостол Андрей совершил свое путешествие по Днепру, который тогда назывался Борисфеном. По откровению Божию, святой остановился в тех местах, где сейчас находится город Киев. После ночи, проведенной в молитве, св. апостол водрузил Крест и, исполненный пророческого духа, сказал своим ученикам: "Видите эти горы? На горах этих воссияет благодать Божия: будет здесь город большой, а в нем воздвигнет Господь много церквей".
По преданию, продвигаясь дальше на север, апостол Андрей дошел до поселений славян на место будущего Новгорода. Отсюда апостол Андрей через земли варягов прошел в Рим, а затем посетил Фракию. Здесь в небольшом селении Византии, в будущем Константинополе, он основал христианскую Церковь, посвятив во епископа одного из 70 апостолов Христовых - Стахия. Так имя апостола Андрея связывает Константинопольскую и Русскую Православные Церкви

Апостол Андрей воскрешает усопших.

Житие апостола повествует о нескольких случаях воскрешения им усопших: - В городе Амасеев апостол Андрей воскресил мальчика по имени Египтий, умершего от лихорадки, по просьбе отца мальчика Деметрия.
- В Никомидии во время погребального шествия апостол воскресил мальчика, погибшего от того, что его тело было разорвано собаками.
- В Фессалониках по просьбе одного из жителей города апостол публично воскресил мальчика, который умер от удушения.
- В Фессалониках апостол воскресил маленького мальчика, умершего от укуса змеи.
- Разгневанный проповедями апостола Андрея проконсул Вирин послал воинов, чтобы они силой привели апостола к нему. Один из воинов упал замертво, как только выхватил меч, после чего апостол молитвой воскресил его.
- Проконсул Вирин приказал подвергнуть пыткам апостола на стадионе, выпустив на арену по очереди вепря, быка и леопарда. Но звери не тронули апостола, в то время как леопард набросился на сына проконсула и удавил его. После долгой молитвы апостол воскресил сына Вирина.
В городе Патры апостол Андрей проповедовал в доме проконсула Лисбия. Бывшая наложница проконсула Трофима последовала учению апостола и ушла от своего мужа. Муж Трофимы пришёл к жене проконсула Калисте и оклеветал свою жену, обвинив её в возобновлении связи с проконсулом. По приказу Калисты Трофиму насильно поместили в дом терпимости для надругательства, но Трофима так сильно молилась, что все мужчины, пытавшиеся к ней прикоснуться, погибали, после чего одного из них она воскресила.
- Жена проконсула отправилась в баню со своим любовником, где они оба скончались. По просьбе кормилицы Калисты апостол Андрей воскресил умершую, после чего Лисбий и его жена уверовали во Христа.
- В городе Патры во время проповеди апостола Андрея волной на берег выбросило утопленника, которого апостол воскресил своей молитвой. Это был Филопатр, сын Сострата, жителя Македонии, который плыл на корабле в Патры с целью ознакомиться с новым учением, но его унесло волной с корабля во время бури.
- Филопатр обратился с просьбой апостолу воскресить его друзей и слуг, также унесённых с корабля в море. Когда апостол Андрей помолился, то на берег волной вынесло ещё 39 человек, и толпа, окружавшая апостола, обратилась к нему с просьбой об их воскрешении. Апостол попросил сложить тела в одно место и своей молитвой воскресил всех погибших.
- В городе Синоп апостол Андрей по просьбе женщины воскресил её мужа найденного в яме убитым.
- В городе Ацкури (современная Грузия) по молитве апостола воскрес умерший, и это чудо подвигло жителей города принять Святое крещение.

Мученическая кончина св. апостола Андрея Первозванного.


Последним городом, куда пришел Андрей Первозванный и где ему суждено было принять мученическую кончину, был город Патры, ахайский город при входе в Коринфский залив. Правитель города проконсул Эгеат оставался закоренелым язычником. Апостол Андрей не раз обращался к нему со словами Благовестия. Святой апостол взывал к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня. Правитель Егеат не поверил проповеди апостола и велел распять апостола так, чтобы он подольше страдал. Святого Андрея привязав ко кресту, не вбивая гвоздей в его руки и ноги, чтобы не вызвать скорой смерти. По преданию, крест, на котором был распят св. апостол Андрей имел вид римской цифры X. Такой крест и ныне носит название Андреевского. Два дня святой Апостол с креста учил собравшихся горожан. Слушавшие его люди сострадали мученику и потребовали снять его с креста. Опасаясь восстания, правитель приказал прекратить казнь. Но Андрей Первозванный пожелал крестной смерти за Господа. Воины не смогли развязать руки мученика. Внезапно яркое сияние осветило крест, и когда оно прекратилось, люди увидели, что святой Апостол уже передал душу Господу. Максимилла, жена правителя, сняла со креста тело Апостола и с честью погребла его. Случилось это, когда святому апостолу Андрею было 62 года. Дата кончины: 13 декабря около 70-го года.

Мощи святого апостола Андрея Первозванного.

Мощи святого Андрея Первозванного находились на месте его мученической кончины - в Патрах (Греция) с момента кончины св. апостола Андрея и до середины 4-го века.
В 357 году, при императоре Константине Великом мощи (кроме честной главы) были перенесены военачальником великомучеником Артемием в Константинополь и помещены в основание церкви Святых апостолов рядом с мощами св. евангелиста Луки и ученика апостола Павла - апостола Тимофея. В VI веке, при императоре Юстиниане I, обретенные при разборке ветхого храма мощи апостолов Андрея Первозванного, Луки и Тимофея были торжественно перенесены в новый храм Святых апостолов и погребены под престолом. В 1208 г. Константинополь был взят крестоносцами. Мощи св. апостола Андрея были перевезены кардиналом Петром Капуанским (духовником четвертого крестового похода) в Италию и помещены в кафедральном соборе Святого Андрея Первозванного в г. Амальфи, где они находятся в настоящее время. Мощи пребывают под престолом, а в отдельном реликварии хранится часть главы святого апостола.
Останки св. Апостола Андрея хранятся под мраморным саркофагом, который используется в качестве престола. На этом престоле еженедельно служится месса (католическая литургия) и раз в неделю служится православная служба.

Честная глава и крест Андрея Первозванного.

Честная глава и крест Андрея Первозванного на протяжении многих веков оставались в Патрах. В 1458 (1462) году, при Папе Римском Пие II честная глава и крест св. апостола Андрея Андрея были перенесены в Рим и положена в соборе Святого Петра. Часть главы была положена вместе с мощами Андрея Первозванного в Амальфи.
В 1964 году папа Павел VI принял решение о передаче главы Андрея Первозванного и частиц андреевского креста Элладской Православной Церкви, и эти реликвии были торжественно перенесены в Патры. В 1974 году здесь было окончено длившееся 66 лет строительство собора во имя Андрея Первозванного - крупнейшего на Балканах. В правом приделе храма, на престоле, покоится под беломраморной сенью в серебряном ковчеге честная глава апостола. За престолом - большой андреевский крест-реликварий, хранящий частицы креста, на котором был распят апостол.

Богослужение в День Памяти Святому Апостолу Андрею Первозванному. 30 ноября с.с. (13 декабря н.с.).

30 ноября с.с. (13 декабря н.с.) 13 декабря (30 ноября по старому стилю) Русская православная церковь чтит память святого апостола Андрея Первозванного. Русская Церковь, приняв веру из Византии, епископы которой ведут преемство от апостола Андрея, тоже считает себя его преемницей. Вот почему память святого Андрея Первозванного так торжественно почиталась в дореволюционной России. На Руси рост почитания Андрея Первозванного относится к XI веку. В 1030 году Всеволод Ярославич – младший сын князя Ярослава Мудрого получил в крещении имя Андрей, в 1086 году он основал в Киеве Андреевский (Янчин) монастырь. В 1089 году в Переяславле был освящен каменный собор во имя Андрея Первозванного, в конце XI века в Новгороде был построен храм во имя Андрея Первозванного. В это же время память Андрея Первозванного была внесена во все виды русских календарей. Император Петр I учредил в честь апостола Андрея первый и высший орден, который давался в награду сановникам государства. С петровских времен русский флот сделал своим стягом Андреевский флаг (на белом фоне голубой крест формы X). До ноября 1917 года (с петровских времен) Андреевский крест был изображен на кормовых флагах военных кораблей Российского флота. В соответствии с указом президента Российской Федерации от 21 июня 1992 года Андреевский флаг был вновь поднят на кораблях и судах военно-морского флота России. Также с именем Андрея Первозванного издавна связано начало христианской проповеди в Грузии. Проповедническая деятельность Андрея Первозванного на территории Грузии считалась Грузинской церковью неопровержимым фактом.

Богослужение. Гимнография.

Тропарь Апостола Андрея Первозванного, глас 4.

Яко апостолов первозванный, и верховнаго сущий брат, Владыце всех, Андрее, молися, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость. Дважды.

Кондак Апостола Андрея Первозванного, глас 2

Мужества тезоименитаго Богоглагольника и Церкве возследователя верховнаго, Петрова сродника восхвалим, зане якоже древле сему и ныне нам воззва: приидите, обретохом Желаемаго.

Кондак 1 Акафиста Святому Апостолу Андрею Первозванному.

Первозваннаго апостола Христова, Евангелия святаго проповедника, Русския страны богодухновеннаго просветителя Андрея преславнаго, песньми восхвалим, стояще на версе холма, идеже Крест водрузи десница его, и ему, яко Церкве возследователю верховному, в след себе указавшему ей путь ко Христу, во умилении воззовем: Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Величание Святому Апостолу Андрею Первозванному.

Величаем тя, апостоле Христов Андрее, и чтим болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове.

Иконография.

Апостол Андрей представлен во многих евангельских сюжетах и деяниях апостолов.
Наиболее ранние его изображения сохранились:
- на фреске из катакомбы в Кармузе (Египет), IV-VI вв.;
- в купольной мозаике Баптистерия православных (Равенна), середина V века;
- редкие единоличные образы - на диптихе слоновой кости, 450-460 гг. (Музей Виктории и Альберта. Лондон), и ампулах (напр., на керамической ампуле из Двина).
- в оратории Архиепископской капеллы (Равенна), 494-519 года;
- в церкви Сан-Витале (Равенна), около 547 года;
- в апсиде кафоликона монастыря вмц. Екатерины на Синае, 550-565 года;
- на фреске апсиды капеллы VI в Бауите (Египет), VI век;
- в апсиде церкви Санта-Мария Антиква (Рим), 705-707 года и др.
- в византийской агиографической литературере встречаются упоминания о чудотворных образах Андрея Первозванного;
- по свидетельству Епифания Монаха, древний, написанный на мраморе образ апостола находился в часовне в Синопе;
- другой образ апостола находился над вратами дома Иоанна Схоластика близ Пердикса в Константинополеполе.
Уже в ранних памятниках облик Андрея Первозванного имеет ярко выраженные индивидуальные особенности: - седые взъерошенные волосы и недлинная густая борода;
- как и др. апостолы, он облачен в хитон с клавами и гиматий.
Согласно описанию Епифания Монаха, "он не был мал по телесному сложению, но высок, носат, броваст, немного сгорблен ".
В после иконоборческое время Андрей Первозванный, как правило, изображался:
- со свитком в руке, например на мозаиках нартекса Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XII в.№ - - с крестом на длинном древке, например на мозаике апсиды ц. Санта-Мария Ассунта в Торчелло, ок. 1130 г.; на мозаике капеллы дель Сакраменто собора в Триесте, 1-я пол. XII в.; на мозаике кафедрального собора в Чефалу в Сицилии, ок. 1148 г.
Образ Андрея Первозванного присутствует в композициях "Евхаристия", "Тайная вечеря", "Вход Господень в Иерусалим", "Уверение Фомы", "Вознесение Господне" (например, в церкви вмч. Георгия в Курбиново (Македония), 1191 г., Андрей Первозванный изображен с крестом), "Сошествие Св. Духа", "Успение Пресвятой Богородицы" и др., а также – "Умножение хлебов и рыб" (мозаика Сант-Аполлинаре Нуово (Равенна), ок. 520), "Крещение Господне" (церковь Панагии Мавриотиссы в Кастории (Греция), кон. XII в.); на иконах "Собор 12 апостолов" (1-я треть XIV в.; ГМИИ; ок. 1432; НГОМЗ).
Особое почитание Андрея Первозванного на Руси отразилось в его изображении на миниатюре Радзивиловской летописи (БАН ОР. 34. 5. 30. Л. 3об.; кон. XV в. ).
Мученичество Андрея Первозванного, распятого на кресте (получившем название «андреевский»), представлено:
- в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. Р. 215, 976-1025 гг. );
- на иконе "Минея на сентябрь, октябрь, ноябрь", XII в. (монастырьрь вмц. Екатерины на Синае) помещено распятие Андрея Первозванного на древе.
В XVII-XIX вв. иконография мученичества Андрея Первозванного, распятого на кресте получила развитие в русской иконописи (например, "Апостольские деяния и страдания", XVII в. (ГММК ). Эта тема была распространена в католическом искусстве.
Полный цикл из 80 миниатюр с житием Андрея Первозванного содержится в рукописи XVII в. (ОЛДП F 137. Л. 1-96об ).
Наряду с образами первоверховных апостолов, образ Андрея Первозванного часто вводился в состав высокого иконостаса, где помещался, как правило, напротив апостола Иоанна Богослова:
- на иконе из иконостаса 1408 г. Успенского собора во Владимире (ГТГ );
- на иконе из деисуса 1444-1445 гг. церкви Успения с Пароменья во Пскове (ПИАМ ) - в красном хитоне и темно-зеленом гиматии, с Евангелием в руках;
- на иконе XV в. из деисуса (Музей-заповедник «Дмитровский Кремль»);
- на ростовской иконе из деисусного чина, кон. XV в. (ГМЗРК ),- со свитком в руке;
- На иконе середины XVI в. (ЦАК МДА ) он представлен вместе с архангелом Михаилом;
- на образе из Николо-Коряжемского монастыряря (до 1661; СИХМ ) - в рост, в молении Христу;
- на вологодской иконе "Ап. Андрей Первозванный в житии" 1717 г. (ВГИАХМЗ ).

13 декабря Церковь празднует день памяти святого апостола Андрея Первозванного. "Православная жизнь" подготовила несколько интересных фактов о жизни апостола.

Апостол Андрей Первозванный. Византия. Греция. Македония. XIV в. Местонахождение: США, Балтимор, Walters Art Museum

1. Когда апостол Андрей впервые увидел Иисуса Христа?

Андрей родился в Вивсаиде, был сыном Ионы и родным братом апостола Петра. Вместе с братом они были рыбаками. Узнав, что на Иордане проповедует Иоанн Предтеча и говорит о приходе Мессии, Андрей отправился на Иордан и стал учеником Иоанна Крестителя. Есть различия в описании евангелистами Матфеем и Иоанном встречи апостола Андрея со Спасителем. Иоанн повествует, что Андрей впервые увидел Спасителя, когда святой Предтеча указал на идущего Иисуса Христа «Вот Агнец Божий», Матвей – что Спаситель встретил братьев на берегу Генисаретского озера, когда они ловили рыбу и обратился к ним со словами: «Идите за мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». В обоих случаях, апостол Андрей безоговорочно верит Христу и без промедления и сомнений принимает решение. Бросает родной дом, хозяйство, сети и, не раздумывая, следует за Христом…

Призвание Симона и Андрея на апостольское служение (Мк. 1, 14-18). XI в. Одна из 72 пластин бронзовых дверей Кафедрального Собора (Duomo di Benevento) . 1170-1220г. Италия, Беневенто

2. Какие существуют эпизоды в Евангелии, связанные с именем апостола Андрея?

Именно апостол Андрей указал Христу на мальчика с пятью хлебами и двумя рыбками, которые потом были чудесным образом умножены, чтобы накормить толпу (Ин. 6:8-9). Вместе с Филиппом он привел ко Спасителю некоторых эллинов, желавших поклониться истинному Богу (Ин. 12:20-22). Также Андрей был одним из четырех учеников Иисуса, которым Он рассказал на Елеонской горе о судьбах мира (Мк. 13:3).

3. Был ли апостол Андрей на Руси?

На пятидесятый день после воскресения Христа на апостолов сошел Дух Святой в виде огненных языков, и они заговорили на разных языках. Затем апостолы бросили жребий: кому в какую страну идти проповедовать. Андрею достались земли Вифании и Пропонтиды, земли Фракии и Македонии, а также земли Фессалии и Скифии. Он прошел все эти страны, проповедуя язычникам Евангелие.

Как далеко в своих странствиях апостол зашел на север – точно не известно. Сохранилось позднее предание о том, что он поднялся вверх по Днепру и освятил место, на котором потом был построен город Киев. А также добрался до Новгородской земли и удивился обычаю славян париться в бане. О посещении апостолом Андреем русской земли рассказано в «Слове о законе и благодати» (1051 г.) киевского митрополита Илариона, а также в «Повести временных лет».

Апостол Андрей Первозванный, мозаика "Христос и 12 апостолов", фрагмент. VI в. Италия. Равенна. Базилика Сан-Витале. Алтарь

4. Кто возвиг крест на Киевских горах?

По преданию апостол Андрей, решив отправиться из Корсуни в Рим, поднялся вверх по Днепру и остановился на ночлег на киевских горах. Встав утром, он сказал: - Верьте мне, на этих горах возсияет благодать Божия, великий город будет здесь, и Господь воздвигнет там много церквей и просветит святым крещением всю эту землю. Затем святой благословил горы и водрузил крест.

5. К каком последнем городе был апостол Андрей?

Много претерпевал апостол Андрей от язычников на своем пути. Его изгоняли из городов, побивали камнями. Но он все равно неотступно продолжал проповедовать о Спасителе, совершал чудеса. Последним городом, куда пришел святой Андрей и где ему было суждено принять мученическую кончину, был город Патры. Там он также совершил множество чудес, неустанно и пламенно проповедовал. В христианство обратились почти все граждане города. Но оставался язычником правитель Эгеат. Он то и приказал казнить апостола.

6. Как апостола хотели спасти от мученической смерти?

Когда святой апостол был помещен в темницу, к нему обратился народ. Они желали убить Егеата, а Андрея освободить из темницы. Но апостол удержал их, говоря: - Не превращайте мира Господа нашего Иисуса Христа в дьявольский мятеж. Господь наш, будучи предан на смерть, показал всякое терпение, не прекословил, не вопиял. Поэтому и вы молчите и будьте спокойны.

Собор двенадцати апостолов; Византия, Константинополь; XIV в.; Местонахождение: Россия. Москва. Государственный музей истории искусства им. А.С.Пушкина

7. Как умер апостол Андрей?

Разгневанный Егеат повелел распять святого Андрея на кресте, привязав ему руки и ноги, чтобы апостол не сразу умер, а долго мучился. Для казни был выбран косой крест в форме буквы Х (почему такой крест и называется теперь Андреевским). На площади собралось около 20 тысяч, люди восклицали: - Несправедливо страдает святой муж! Святой Андрей продолжал проповедовать с креста. Учил, что временные мучения надо терпеть. "Ведь никакое мучение ничего не стоит в сравнении с имеющим быть за него воздаянием!"

На второй день народ окружил дом Егеата и требовал, чтобы апостола сняли с креста. - Не должно так страдать человеку святому, честному, кроткому и премудрому! Егеат испугался народного волнения. И тотчас пошел за ними, чтобы освободить Андрея. - Господи, не попусти мне быть снятым со креста! – воскликнул Андрей, - прими мой дух с миром! Многие люди пытались отвязать его от креста, и не могли. Их руки приходили в омертвение. Затем воссиял яркий свет. Так, что невозможно было смотреть. Этот небесный свет сиял с полчаса, а затем, когда рассеялся, апостол испустил дух.

На месте распятия святого апостола в Патрах воздвигнут величественный Собор Андрея Первозванного, самый большой в Греции. В нем хранится крест, на котором был распят святой апостол.

Молитва святому апостолу Андрею Первозванному

Первозванне апостоле Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Церкве последователю верховный, всехвальне Андрее, славим и величаем апостольским труды твоя, сладце поминаем твое благословенное к нам пришествие, ублажаем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси, лобызаем священныя мощи твоя, чтим святую память твою и веруем, яко жив Господь, жива же и душа твоя и с Ним во веки пребываеши на Небеси, идеже и любиши ны тоюжде любовию, еюже возлюбил еси нас, егда Духом Святым прозрел еси наше еже ко Христу обращение, и не точию любиши, но и молиши о нас Бога, зря во Свете Его вся нужды наша. Тако веруем и тако сию веру нашу исповедуем во храме, иже во имя твое, святый Андрее, преславно создася, идеже святыя мощи твоя почивают; верующе же, просим и молим Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да молитвами твоими, яже присно послушает и приемлет, подаст нам вся потребная ко спасению нас грешных; да якоже ты абие по гласу Господа, оставль мрежи своя, неуклонно ему последовал еси, сице и кийждо от нас да ищет не своих си, но еже к созиданию ближняго и о горнем звании да помышляет. Имуще же тя предстателя и молитвенника о нас, уповаем, яко молитва моя много может пред Господем и Спасителем нашим Иисусом Христом, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.


Святой апостол Андрей Первозванный был родом из города Вифсаида, который располагался на берегу Галилейского моря. Его отца звали Иона, и он занимался рыбной ловлей. Этим он кормил семью. Повзрослевшие сыновья Симон и Андрей присоединились к отцу и тоже стали рыбарями, продолжив сложившуюся династию семьи, которая жила в приморском городе. Однако чуть позже они переселились и стали жить в городе Капернауме, очень хорошо известном всем нам из Евангелия. Этот город располагался на берегу Геннисаретского моря, и соответственно, основным промыслом в нем была тоже рыбная ловля. Этим и здесь занимался Андрей со своим отцом и родным братом Симоном.

Кстати о Галилее. Это северная часть Святой Земли, очень плодородная, живописная, богатая красивыми оазисами. И эта часть страны была населена очень большой в те времена греческой общиной, которые, впрочем, были добры, бесконфликтны и хорошо ладили с иудеями. А тамошние иудеи, в свою очередь, уважали греков за их такой уживчивый нрав и даже учили их язык, чтобы общение с греками было приятно последним. Кроме того, греческие имена проникли в иудейскую среду. Яркий пример – имя Андрей, данное сыну в иудейской семье. Имя Андрей в переводе с греческого означает «мужественный».

В отличие от женившегося брата, Андрей решил не вступать в брак и сохранить себя девственным, ища Бога. Поэтому он стал учеником святого пророка Иоанна Крестителя, возвещающего о скором приходе Спасителя.

А когда Иоанн Креститель указал на Иордане на Иисуса Христа, называя Его Агнцем Божиим, Андрей понял сразу: он пойдет за Мессией и станет Его учеником. Что он и сделал. И он стал не просто учеником, а самым первым учеником Христа. И вслед за ним ко Христу пришел и Симон, достигший необычайно сильной и пламенной веры и ставший первоверховным апостолом Петром. Но из уст Иисуса еще не прозвучал призыв к тому, чтобы оставить всё и пойти за Ним. Хотя уже тогда, в первую же встречу с Симоном, Иисус сказал, что его начнут называть Петром. Так нам повествует Евангелие от Иоанна.

А вот Евангелия от Матфея и Марка описывают их встречу иначе. В них говорится о том, что Спаситель встретил Андрея и Симона на берегу Геннисаретского моря, когда они, сидя в лодке с отцом, чинили рыболовецкие сети. Иисус, проходя, обратился к ним, сказав: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». И Андрей с Симоном, оставив и сети, и отца, встали и пошли за Христом.

Есть толкователи, которые утверждают, что Иисус позвал за Собой всех троих, но Иона, отец Петра и Андрея, отказался. Документальных подтверждений этого мы не имеем, а потому оставим это предположение без обсуждения и комментариев.

Призыв к братьям прозвучал только после нескольких публичных проповедей и исцелений, которые совершил Иисус, после исцеления тещи Петра и чуда, совершенного для рыбаков. Благодаря всему этому Петр начал понимать, Кем именно был Иисус, и смог откликнуться на Его призыв так, что оставил другим и самый богатый улов, который когда-либо был в его жизни, и сети, и лодку… Об этом читаем у евангелиста Луки. И вот при каких обстоятельствах прозвучал тот самых призыв Иисуса:

«Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: «Выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный». Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: «Не бойся; отныне будешь ловить человеков». И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним».

Судя по тому, как складывались события, Иисус дал Андрею и Симону достаточно времени и удостоверений о Себе Самом, прежде чем призвал их не просто веровать в то, что Он – Спаситель мира, но и следовать за Ним, оставив всё.

Итак, Андрей стал верным и преданным учеником Иисуса Христа. И он неоднократно упоминается в Библии. Например, во время чуда умножения хлебов именно апостол Андрей указал на мальчика, у которого было пять хлебов и две рыбки. А также именно апостол Андрей указал язычникам Иисуса, когда те пришли в Иерусалим и искали поклониться истинному Богу. Андрей был и среди тех, кому Спаситель открыл судьбу мира, рассказал о признаках Второго Пришествия и предрек будущее Иерусалиму.

Апостол Андрей вместе с другими апостолами стал свидетелем Воскресения и Вознесения Господа Иисуса Христа. И как мы знаем из Святого Писания, в Иерусалиме в день Пятидесятницы на него, равно как и на других апостолов и Пресвятую Богородицу, сошел Святой Дух. Исполнилось именно так, как и предрекал Господь.

Святые апостолы разошлись по разным городам и даже странам учить людей и обращать их в христианскую веру, крестя во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Апостолу Андрею досталась Скифия.

Побережье Черного моря, Дунай, Эллада слышали проповедь этого преданного ученика Христова. Слышали, внимали и крестились во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Но не всё было гладко на пути апостола Андрея. Его выгоняли из городов, били, насмехались. Но в противовес этому становилось все больше и больше последователей христианства и возникали церкви, на священство и епископство в которых рукополагал Андрей Первозванный.

Далее путь апостола лежал в Херсонес. Там он оставался долгое время и много и горячо проповедовал. Существует даже предание, что на одном из прибрежных камней осталась выемка от ступни апостола. И когда морская вода попадала в нее, то становилась целебной.

До наших времен сохранились там развалины храмов, которые апостол Андрей основал. В некоторых даже было высечено его имя на престолах.

После Херсонеса путь апостола Андрея лежал к побережью Днепра. И следующей его проповедью было избрано место, которое сейчас является территорией Киева. Промолившись всю ночь, наутро апостол Андрей водрузил крест и сказал своим ученикам, что вскоре здесь будет большой город, и Господь поставит здесь много церквей. Так вскоре и случилось.

«Андрей Первозванный соединил крепко и навеки Константинопольскую и Русскую Православные Церкви»

После этого его проповедь слышал Новгород, а затем Византия и Фракия. Здесь, на территории будущего Константинополя, он основал церковь и рукоположил в епископа одного из апостолов Христа, а именно – Стахия. Таким образом, Андрей Первозванный соединил крепко и навеки Константинопольскую и Русскую Православные Церкви.

Ежегодно все 12 апостолов собирались в Иерусалим на праздник Пасхи, чтобы встретить ее с Пресвятой Богородицей.

После одной из пасхальных встреч апостол Андрей направился в Грузию, точнее в Абхазию, и совершил проповедь там, где сейчас находится город Сухуми. Проповедь была настолько горячей и искренней, что огромное количество людей не только крестилось, но и просило апостола Андрея оставить там кого-то для дальнейшей проповеди. Там оставлен был Симон Кананит, благодаря которому стало еще больше уверовавших в Абхазии. А путь Андрея Первозванного лежал к Босфору.

За Босфором следовала Ираклия и Македония. Там были сооружены церкви, обращены в веру люди и исцелены многие недужные. А после этого апостол Андрей пришел в Патры. Это территория Греции. Там он остановился у человека по имени Сосий и исцелил его. Весть об этом быстро распространилась по городу. Дошло это и до властителей города, которые были идолопоклонниками. Они стали учить народ, что апостол Андрей – колдун. И на собрании было решено убить апостола. Но ночью к старейшине города явился Ангел и сказал ему, что за то, что он плохое замыслил против апостола и не уверовал во Христа, он будет расслаблен и не излечится до тех пор, пока не научится истине.

Так и случилось. Старейшина Анфипат был лишен речи… Это был крах! Как можно управлять городом, вести дела, будучи немым?! Жестами он позвал своих друзей и воинов и умолял их найти и привести к нему апостола Андрея. Его привели.

Как только Андрей Первозванный коснулся старейшины, речь к нему вернулась, и он, упав на колени, стал умолять апостола помиловать его, заблудшего и чуждого истине, исцелить и вразумить! Апостол, прочтя над ним молитву, полностью исцелил его.

Тогда сам старейшина и весь род его крестились у апостола и уверовали во Христа. Этот человек не просто уверовал, а стал сопровождать в долгих странствиях святого проповедника.

Где бы ни проповедовал апостол Андрей, разрушались капища, сокрушались идолы, сжигались языческие книги. Люди духовно воскресали, выходили из тьмы псевдобогов и ложных учений.

Последним городом, куда пришел апостол Андрей, были греческие Патры. Незадолго до этого он видел сон: к нему явился Иисус и сказал: «Андрей! Избранный мой! Возьми крест и иди в Патры. Ибо скоро оставишь ты мир сей для получения уготованного тебе венца!»

Проснувшись, апостол Андрей, по велению Господа, отправился в Патры. Правителем в нем в то время был проконсул Эгеат, который был закоренелым и упрямым язычником. Апостол Андрей Первозванный не раз пробовал обратить его в веру, обращался к нему с проповедями и словами благовестия. Всё было тщетно. Обозлившись, Эгеат повелел распять апостола. Да не просто так… А повесить его на кресте каким-то таким образом, чтобы он подольше испытывал муки и страдания.

Верные Эгеату воины так и поступили. Они не стали пригвождать апостола ко кресту, а привязали его веревками. Да и крест был не обычный, а в форме нашей буквы Х. Но апостол, даже находясь на кресте, продолжал свою проповедь.

Прошла ночь, прошел день, а апостол Андрей не умолкал. Так продолжалось четверо суток. Верный ученик Христа учил людей любви к своему Учителю, заповедям Божиим, вечному блаженству со Спасителем.

Люди буквально озарялись от слов его проповедей. Они собрались к судилищу, на котором сидел Эгеат, и начали громко проклинать его за то, что он осудил такого доброго и безвинного человека на такую страшную мученическую смерть. Лукавый правитель решил не возбуждать против себя гнев народа и сказал, что сейчас сам пойдет ко кресту и лично освободит апостола Андрея. Но приблизившись, он был остановлен речью к нему Первозванного: «Зачем ты пришел ко мне? Для чего лицемерить, будто ты намерен снять меня с креста и раскаяться? Я делек от тебя. Ибо твое сердце – лукавое. И если ты думаешь, что я не свободен, это не так. Я давно свободен. Потому что меня любит Спаситель. И я иду к нему!»

В последний раз благословив с креста своих братьев и учеников, апостол Андрей предал свой дух Господу. Плакали все, кто видел его и слышал слова его проповедей. А епископ города Патры, самолично сняв тело апостола Андрея со креста, помазал его ароматами. Погребали тело Андрея Первозванного с великой честью и скорбью.

А Эгеат, все же мучимый остатками своей совести за несправедливую казнь апостола, впал в уныние и в припадке сумасшествия бросился ниц с обрыва в пропасть.

Мощи апостола оставались в Патрах с момента погребения до 357 года, когда при императоре Константине Великом мощи (за исключением головы) были перенесены великомучеником Артемием в Константинополь и помещены в основание церкви святых апостолов рядом с мощами святого евангелиста Луки и ученика апостола Павла – апостола Тимофея.

В VIвеке при императоре Юстиниане мощи апостолов Андрея Первозванного, Луки и Тимофея были торжественно перенесены в новый храм святых апостолов и погребены под престолом.

А когда в XIIIвеке на Константинополь напали крестоносцы, кардинал Петр Капуанский самолично перевез все мощи в Италию, где они были помещены в кафедральном соборе святого Андрея Первозванного в городе Амальфи. Там они находятся и сейчас. Причем мощи пребывают под престолом, а в отдельном реликварии хранится часть головы святого апостола Андрея.

13 декабря Русская Православная Церковь чтит память святого апостола Андрея Первозванного. Имя Андрей стало издавна популярно в русском народе. Еще в 1030 году младший сын князя Ярослава Мудрого получил при крещении имя Андрей, а спустя 56 лет основал в Киеве Андреевский монастырь. В это же время имя Андрея Первозванного было внесено во все русские календари, и память и прославление апостола начались по всей Русской земле.

Император Петр Первый учредил в честь апостола Андрея первый и высший орден, Орден Андрея Первозванного, который давался сановникам государства как выдающаяся награда.

И с этих же самых петровских времен русский флот выбрал и учредил своим стягом Андреевский флаг – флаг белого цвета с голубым крестом апостола Андрея в форме буквы Х.

С ранних икон утвердился образ Андрея Первозванного: взъерошенные волосы седого цвета, недлинная густая борода, хитон с клавами и гиматий.

Клав – это нашивное украшение в виде вертикальной полосы, идущей от плеча до нижнего края одежды. Служил знаком отличия благородного происхождения у римских граждан.

Гиматий или плащ - длинный и широкий отрезок ткани, который надевался поверх хитона. Этот плащ беднякам служил и покрывалом во время сна. О том, что он имел значительную величину, можно судить по тому, что воины, распявшие Христа и разделившие между собой Его одежду, плащ разделили на четыре части: каждому воину по одной части. Вспомните Святое Евангелие.

Чтоб ярче представить вам личность Святого апостола, приведу слова – описание Епифания Монаха. Он говорил, что апостол Андрей был не мал по телесному сложению, высок, носат, броваст и немного сгорблен.

Часто на иконах апостол Андрей изображается со свитком в руке и с крестом на длинном древке.

Наряду с образами первоверховных апостолов, образ Андрея Первозванного часто можно увидеть в церковном иконостасе. Он помещается, как правило, напротив апостола Иоанна Богослова.

Вот таким он был, святой апостол Андрей Первозванный. Огромная часть его жизни – беззаветное и преданное служение Христу, распространение Его учения и выполнения Его завета.

Если будете в храме, поищите глазами икону с его ликом, подойдите к ней. Преклоните голову и попросите его, Святого Апостола, который сейчас находится в Горних, очень близко к Спасителю, помолиться о нас, грешных, заблудших и недостойных… Нам очень нужна молитва и заступничество!

Святый апостоле Андрее, моли Бога о нас!

Вконтакте

Апостол Андрей был родом из Галилеи. Эта северная часть Святой Земли отличалась плодородием и живописностью, а жители ее - добродушием и гостеприимством. Галилеяне легко уживались с греками, во множестве населявшими их страну, многие говорили по-гречески и даже носили греческие имена. Имя Андрей - греческое и в переводе значит "мужественный".
Когда Иоанн Креститель начал проповедовать на берегах Иордана, Андрей вместе с Иоанном Зеведеевым (происходившим с ним из одного города - Вифсаиды) последовал за пророком, надеясь в его учении найти ответ на свои духовные вопросы. Многие начали думать, что может быть Иоанн Креститель и есть ожидаемый Мессия, но он объяснил людям, что он не Мессия, а послан только приготовить Ему путь.
В то время Господь Иисус Христос пришел к Иоанну Крестителю на Иордан для крещения, и тот, указывая на Господа, сказал своим ученикам: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи мира». Услышав это, Андрей с Иоанном последовали за Иисусом. Господь, увидев их, спросил: «Что вам надобно?» Они сказали: "Равви, где Ты живешь?" - "Пойдите и увидите", - ответил Иисус, и с того времени они стали Его учениками. В этот же день апостол Андрей пошел к своему брату Симону Петру и сказал ему: "Мы нашли Мессию". Так Петр присоединился к ученикам Христовым.
Однако апостолы не сразу всецело посвятили себя апостольскому званию. Из Евангелия известно, что братья Андрей и Симон Петр и братья Иоанн и Иаков должны были на какое-то время вернуться к своим семьям и заняться своей обычной работой - рыбной ловлей. Несколько месяцев спустя Господь проходя мимо Галилейского озера и увидев их ловящими рыбу, сказал: "Идите за Мной и Я сделаю вас ловцами человеков". Тогда они оставили свои лодки и сети и с того дня стали неотлучными учениками Христовыми.
Андрей, ранее других апостолов последовавший за Господом, получил наименование Первозванного. Он пребывал с Христом в течение всего периода Его общественного служения. После Воскресения Спасителя апостол Андрей вместе с другими учениками удостаивался встреч с Ним и присутствовал на Елеонской горе, когда Господь, благословив их, вознесся на Небо.
После сошествия Святого Духа апостолы бросили жребий, кому в какую страну следует идти для проповеди Евангелия. Святому Андрею достались страны, лежащие вдоль побережья Черного моря, северная часть Балканского полуострова и Скифия, т. е. земля, на которой позднее образовалась Россия.
Согласно преданию, апостол Андрей проповедовал на Таврическом полуострове, потом по Днепру поднялся на север и дошел до места, где впоследствии возник Киев. "Верьте мне, - сказал апостол своим ученикам, - что на горах сих воссияет благодать Божия: великий город будет здесь, Господь просветит сию землю святым крещением и воздвигнет здесь много церквей". Затем апостол Андрей благословил киевские горы и водрузил на одной из них крест, предвозвещая принятие веры будущими обитателями Руси.
После возвращения в Грецию апостол Андрей остановился в городе Патрос (Патра), расположенном у Коринфского залива. Многие чудеса Господь явил через ученика Своего в городе Патры. Недужные исцелялись, слепые прозревали. По молитве апостола, выздоровел тяжело больной Сосий, знатный горожанин; наложением апостольских рук исцелилась Максимилла, жена правителя Патрского, и его брат Стратоклий. Совершённые апостолом чудеса и его пламенное слово просветили истинной верой почти всех граждан города Патры.
Немного оставалось язычников в Патрах, среди них был правитель города Эгеат. Апостол Андрей не раз обращался к нему со словами Благовестия. Но даже чудеса апостола не вразумляли Эгеата. Святой апостол с любовью и смирением взывал к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня.
Разгневанный Эгеат приказал распять апостола. Язычник думал опорочить проповедь святого Андрея, если предаст его смерти на кресте, который прославлял апостол. С радостью принял святой Андрей Первозванный решение правителя и с молитвой ко Господу сам взошел на место казни.
Чтобы продлить мучения апостола Эгеат приказал не прибивать руки и ноги святого, а привязать их ко кресту. Два дня апостол с креста учил собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие его, всей душой сострадали ему и потребовали снять святого апостола с креста.
Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь. Но святой апостол стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. Как ни пытались воины снять апостола Андрея, руки им не повиновались. Распятый апостол, воздав Богу хвалу, произнес: "Господи, Иисусе Христе, приими дух мой". Тогда яркое сияние Божественного света осветило крест и распятого на нем мученика. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою святую душу Господу († 62 г.). Максимилла, жена правителя, сняла со креста тело Апостола и с честью погребла его.