Сценарий литературной гостиной "Любовь, любовь – гласит преданье – союз души с душой родной…" (дополнение к урокам по любовной лирике Ф.И. Тютчева)

С нами никогда ничего не происходит случайно…

Не так давно мне подарили книгу «Стратегии счастливых пар». И я с удивлением обнаружила, что имя автора мне очень знакомо: когда увидела, что это Валентин Бадрак – не поверила. Возможно, сработал стереотип, ведь я слышала о нем, как о военном журналисте и директоре аналитического Центра исследований армии, конверсии и разоружения, а также директоре Агентства оборонных новостей Defense Express, а здесь – нестандартные рассуждения о семье, счастье, любви, лидерстве и успехе на примерах людей, чьи имена знает весь мир...

…Тогда я потеряла близкого человека, и эта книга стала настоящим лекарем, а сейчас – другом. Я дала себе слово обязательно разыскать Валентина и выяснить, как в одном человеке сочетаются серьезный военный и интеллектуал-писатель, который сумел заставить приглушить боль, показал безграничность человеческих возможностей и с необычной стороны раскрыл удивительный мир семейного счастья...

ЗНАКОМЬТЕСЬ


Ищущий.
Самодостаточный.
Любящий муж и заботливый отец.
Автор книг для развития Личности –

ВАЛЕНТИН БАДРАК


Валентин — от лат. valeo — «быть здоровым»
Родился 29 ноября 1968 г. в г. Черкассы

Считает : каждый человек рожден для потенциальной миссии, каждому подвластна уникальная форма самовыражения, и каждый сам делает свой выбор. То, что человек выбирает в этой жизни, он делает ради собственной души, для своего роста и развития.

Уверен : пары обретают счастье, если этого очень сильно желают двое – деятельность одного бессильна при безразличии второго.

Знает : рецептов гениальности нет. Гениальность – не дар Природы, не результат мистического вдохновения. Это осознанная волевая деятельность максимально сосредоточенного, одержимого, абсолютно захваченного идеей человека, который верит в себя и готов приносить в жертву все, что мешает реализации его идеи.

Убежден : успех – не фантастические грезы. И каждому человеку не обязательно становиться гением, но исключительно каждый способен достичь уровня выдающегося мастера, достойного восхищения Творца. Рассмотрев поближе секреты успеха тех, кто его добился, любой человек обретает новый шанс стать победителем.

Все люди пришли одинаковыми и с равными шансами: все, что может сделать один человек, может сделать и другой. Каждый человек способен добиться своей придуманной идеи, но ни один победитель не верит в случайность.

Рязанское воздушно-десантное училище и Киевский государственный лингвистический университет. Был слушателем Школы управления им. Дж. Кеннеди Гарвардского университета.
С 1999 года по сегодняшний день - директор неправительственного аналитического "Центра исследований армии, конверсии и разоружения" (ЦИАКР) и Агентства оборонных новостей Defense Express.

Многих публикаций по мотивации в различных сферах человеческой деятельности и серии книг , предназначенных для тех, кто готов бороться за свою личность, за счастье своих близких, кто отважится признать величие истинной любви:

2005 "Стратегии ГЕНИАЛЬНЫХ МУЖЧИН"
2007 "Стратегии ГЕНИАЛЬНЫХ ЖЕНЩИН"
2008 "Стратегии ЗЛЫХ ГЕНИЕВ"
2009 "Стратегии СЧАСТЛИВЫХ ПАР"
2010 "7 женщин, изменивших мир"
2010 "7 мужчин, изменивших мир"
2010 "7 злых гениев, шокировавших мир"
2010 "7 принципов семейного счастья"
2010 "7 пар, очаровавших мир"
2011 "Стратегии ВЫДАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТЕЙ (учебник для каждого)"
2011 "Офицерский гамбит"
2011 "Родом из ВДВ"

Проанализировал

Более 400 биографий известных на планете людей, которых принято называть гениями. Среди них: Николай и Елена Рерих, Альберт Швейцер и Елена Бреслау, Артур Конан Дойл и Джин Лекки, Сенека Младший и Паулина Помпея, Ярослав Мудрый и Ирина, Агриппина Младшая, Билл Гейтс, Клеопатра, Александр Македонский, Жанна д’Арк, Гай Юлий Цезарь, Мадонна, Зигмунд Фрейд и др.

Валентин, Вы окончили Рязанское военное училище, но не стали военным. Почему?

Да это было «жизненное училище» и я понял, что армия - не область моей самореализации, потому что является абсолютно деструктивной организацией. Это решение не было простым. В какой-то момент я осознал, что не хочу стать генералом, не имею намерения стать, скажем, командиром дивизии или министром обороны. Для самореализации мне эти цели казались не столько слишком малыми, сколько выглядели фетишами, суррогатами истинной миссии.
Но опыт, который я получил, хотя и отбросил меня на несколько лет назад, все же обогатил меня. Я знал свои цели и знал, чем буду заниматься.
Наш аналитический "Центр исследований армии, конверсии и разоружения" – единственная в Украине негосударственная организация, работающая в сфере безопасности и оборонной информации. Мы занимаемся вопросами оптимизации финансирования армии, предлагаем подходы к организации военно-технического сотрудничества, информирования оборонно-промышленного комплекса. На основе информации, которую готовят эксперты центра, принимаются многие решения на государственном уровне. Потребители нашей информации не только в Украине, но и во Франции, России, Болгарии, Польше и др.

Валентин, что связывает, а может, объединяет Вашу профессиональную и творческую деятельность?

Объединяет склонность к аналитической и творческой работе.
А связывает многое:
- борьба за то, чтоб человеческая жизнь стала ценностью, а безопасность государства начиналась с безопасности конкретного человека, гражданина;
- чтобы на уровне государства восстановить приоритет семьи;
- идея обобщения жизненного опыта людей, которые внесли грандиозный вклад в развитие человечества и продемонстрировали яркие возможности – об этом серия книг «Стратегии гениев»;
- желание изменить подходы государства к армии, как военный эксперт я борюсь за сохранение безопасности государства Украины, и об этом я пишу новую книгу.

Можно ли быть счастливыми в браке от начала до конца? Это дар Божий или работа?

Каждый успешный союз - это в первую очередь плодотворный и кропотливый труд двоих. Счастливая семья может быть создана лишь только как союз самодостаточных личностей, боящихся потерять друг друга, которые заботятся о собственном развитии. «Женщины творят историю, хотя история помнит лишь имена мужчин» Генрих Гейне.
Очень важную роль в построении гармоничных семейных отношений играет женщина – изначально – хранительница домашнего очага. Ее мудрость, сдержанность, спокойствие и любовь окрыляют мужчину, дают силу, вдохновение и уверенность в своем главном предназначении.
Яркий пример тому Елена Рерих. Если бы не она, не было бы ни Николая, ни семьи миссии. Пройти путь праведный и благородный вместе от самой первой встречи и до последнего удара сердца, путь вечного поиска Истины, чтобы доказать – великая любовь является единственно важным озарением души, и что она возможна.

Любовь, любовь – гласит преданье –
Союз души с душой родной

Их единенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И… поединок роковой…

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет наконец…

Федор Тютчев

Я бы сказал уникальные возможности:
- воспользоваться стратегиями гениальных людей и достичь успеха в избранной деятельности;
- обрести абсолютную уверенность в себе и взять на вооружение философию победы;
- найти смысл собственной жизни и выработать активную программу развития своей личности;
- усовершенствовать свой образ, сделать его колоритным и оригинальным;
- научиться быть счастливым, создать успешную семью и пространство гармонии вокруг нее;
- понять, что движет мужчиной и женщиной, понять причины их поступков, использовать это в построении собственных отношений с окружающими и при воспитании детей;
- сформировать свою стратегию развития и роста.
- В современной жизни наблюдается беспрецедентное наступление на институт брака. Семья как единство мужчины и женщины постепенно самоуничтожается, все чаще не выполняет своих функций. Искаженное восприятие общей жизни родителей деформирует психику детей, которые потом чаще всего повторяют грустный семейный сюжет. Поэтому, собственно, стоит обратиться к семейному опыту выдающихся личностей.

По словам Валентина, идея написания книги, которая станет ориентиром для тех, кто хочет построить гармоничные семейные отношения, принадлежит его супруге Татьяне. Поэтому он и посвятил «Стратегии счастливых пар», как и «Стратегии гениальных женщин», любимой жене (прим. автора).

Ни то, и ни другое. «Стратегии гениев» написаны на стыке художественных произведений и анализа, основанного на четких исторических фактах и биографических данных.
«Стратегии гениев» - это, прежде всего, опыт большого количества выдающихся личностей, причем структурированный и разложенный на стратегии с использованием схожей матрицы:
Наличие идеи → Наличие силы воли для ее реализации → Наличие технологий для внедрения собственной идеи в человеческое сознание.
Это скорее перечень поступков, которые явились краеугольным камнем для того или иного человека при принятии решений. Кроме того, при проведении анализа использованы достижения разных школ и направлений психоанализа и философии: Зигмунда Фрейда, Карла Юнга, Фридриха Ницше, Эриха Фромма, Карла Леонгарда, Роберто Ассаджоли, Николая Бердяева, Герберта Маркузе, Василия Розанова, Роберта Дилтса и многих др.
Дело в том, что современные разработки, в том числе, в области НЛП (нейролингвистического программирования) и книги по теории и практике успеха делают анализ на основе несуществующих историй (придуманных, условных).
А поскольку только сама жизнь дает понимание внутреннего мира человека, я показал линейку разных личностей, к которым сложно относится однозначно.
И эта линейка выбрана не случайно: важны не сами события и ситуации, а отношение людей к этим событиям – это один из важных нюансов, отличающих «Стратегии гениев» от обычных описаний биографий и исторических событий.

Могли бы Вы назвать правила и установки, которые объединяют гениев в «Стратегиях»?

Прежде всего, это исключительно позитивное отношение к себе: все победители думали о себе, как о герое. Постоянное самоусовершенствование и ироничное восприятие признанных авторитетов. Демонстрация громадной силы воли. Феноменальная концентрация и необычайное сосредоточение на идее. Вера в собственное мессианство. Точный расчет, взгляд на мир сквозь призму собственных интересов. Откровенное использование близкого окружения.
Готовность к активным действиям и одержимость: их деятельность – цепь непрерывных шагов. Неудачи быстро забываются, зато даже самая маленькая победа закрепляется в коллективном сознании современников, как невероятный успех.
Способность использовать опыт предшественников и новые технологии для продвижения идеи, активного внедрения ее в коллективное сознание.
Конечно же, транснациональность мышления – они готовы ради самореализации менять место обитания, бросать уют и игнорировать комфорт. Идея для них выше родной земли.
Гений – это всегда вызов существующим стереотипам, мнениям, привычному восприятию чего-либо. Сначала гений сотрясает общество, как гигантский подземный толчок, вызывая на себя огонь внимания. Затем это новое ассоциируется с его именем.

Какие мужские и женские образы Вам, Валентин, близки, может даже полюбились за время работы над книгами? Опишите наиболее интересные для Вас.

Из мужских образов: Сенека Младший, Гай Юлий Цезарь и Альберт Швейцер. Если говорить о женских, то в первую очередь это: Агриппина Младшая, Елена Рерих и Ирина – жена Ярослава Мудрого.
Наиболее интересной лично для себя я считаю Агрипину Младшую – крайне деструктивный образ женщины-борца. Противоречивый и очень жизненный. И понять эту личность было важно для меня с точки зрения отца (анализ отношений отец-дочь и мать-сын), поскольку у меня подрастают дочь и сын. Позитивное восприятие отца и позитивная связь с духом отца привели к тому, что Агриппина стала в своем историческом отрезке супер-женщиной.
К некоторым личностям я отношусь с долей иронии и не считаю их гениальными, например, Мадонна, Жанна д’Арк, Мэрилин Монро, Ван Гог. Но с другой стороны, они имели идею, железную волю и использовали весь арсенал технологий, что давало колоссальные результаты в их узнаваемости и восприятии коллективным сознанием.

Валентин, как творческий человек Вы, наверное, подвержены всплескам эмоций, может даже депрессиям. Расскажите, что Вам помогает преодолевать такие состояния?

Я не верю во вдохновение с неба, а верю в то, что человек руководит своим психическим состоянием и может воздействовать на себя самостоятельно. Приемы могут быть совершенно разные.
Мне, как и любому человеку, естественно присущи различные эмоции, и способ восстановления в различных ситуациях свой. На меня умиротворяюще действует жена Татьяна, когда она рядом, мне легче пережить любые неприятности. И я очень рад, что 22 года назад не прошел мимо своего счастья.
Особых депрессий я никогда не испытывал, разве что на этапе принятия решения уйти из армии, когда впереди уже не видел для себя перспектив и нужно было искать новое направление. Тогда мы много беседовали с женой, проговаривали различные версии и пришли к единому решению. И я понял, что не бывает неразрешимых ситуаций, какими бы трудными не казались препятствия.
В трудные моменты мне очень помогают любимые книги. Например, «Моряк в седле» Ирвинга Стоуна (художественная биография Джека Лондона, прим. автора). Открываю в любом месте, вижу образец настоящего мужчины, и это сразу выводит меня из состояния тупика в состояние вдохновения.
Порой происходит удивительное: меня выручает что-то мягкое, изящное и красивое по слогу – Владимир Набоков или Стефан Цвейг. Или очень точно выверенное, и потому – захватывающее, - это Булгаков или Мережковский.
Ну а о пользе физической нагрузки даже древние греки говорили: «Хочешь быть сильным – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай». И интересный феномен заключается в том, что именно во время физнагрузок ко мне приходят новые идеи.
«Лучше гор, могут быть только горы, на которых еще не бывал!» - эта строчка из песни, однажды написанная Владимиром Высоцким, давно стала своеобразным девизом всех альпинистов и горнолыжников. И именно этот девиз вдохновляет любителей гор покорять все новые и новые вершины.

Для Валентина – это один из способов самовосстановления и движения вперед. Но для того, чтоб покорить новую высоту, нужно спуститься с предыдущей и пройти весь подъем снова. Как и в жизни...

Что, Валентин, Вы хотели бы сказать своим читателям?

Во-первых, чтоб каждый задумался, есть ли у него цель, куда он движется, как и зачем.
Во-вторых, поверить в свои силы и помнить: то, что сделал один, могут сделать и другие.
И, в-третьих, использовать для достижения своих целей исторический опыт великих людей.
Все примеры придуманы не мной, я их только систематизировал и проанализировал как тенденцию развития личности, поэтому от каждого зависит, сможет ли он воспользоваться этим шансом.
Я пишу не ради бизнеса, а для людей, неравнодушных к своему настоящему и будущему. Если после прочтения моих книг кто-то найдет себя, если хотя бы одна семья станет счастливой, для меня это будет наградой и истинным удовольствием.

От автора

В повседневной жизни нас окружают разные люди, которые, хотим мы этого или нет, влияют на наше мировоззрение, карьеру, творчество, здоровье, благополучие. И тем не менее, мы сами – творцы своего счастья, и одним из преимуществ человека является его способность учиться на примерах других. Главное - не просто выбрать свой собственный путь, а найти в себе силы по нему пройти.

«Не бойтесь врагов своих – в худшем случае они могут лишь убить вас, не бойтесь друзей своих – в худшем случае они могут лишь предать вас. Бойтесь людей равнодушных, ибо только с их молчаливого согласия происходят все убийства и предательства в этом мире»… Бруно Ясенский

Такие Личности, как Валентин Бадрак – неравнодушные и к будущему своей страны, и к настоящему каждого современного человека – великая ценность нашего времени.

Комментарий:
Автограф - РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 29. Л. 4.

Список - Муран. альбом с опиской в последней строке: «Она» вместо «Оно».

Первая публикация - Совр. 1854. Т. XLIV. С. 40. Вошло в Изд. 1854. С. 40; Изд. 1868. С. 150; Изд. СПб., 1886. С. 201. А. А. Флоридов, вероятно, видел автограф, ибо 5-я строка в Изд. 1900. С. 184 напечатана так, как в рукописи, т. е. с многоточием после союза «и», чем придается, разумеется, особая интонация выражению «поединок роковой». Однако Флоридов, подобно своим предшественникам по редактированию Тютчева, не разбил пьесу на строфы, а между тем в подлиннике стихотворение разделено на две строфы.

Печатается по автографу с учетом текстологических коррективов, внесенных Г. И. Чулковым, К. В. Пигаревым и А. А. Николаевым, но с сохранением авторского знака (тире) в конце первой строфы. Если все остальные замены (тире на запятые) все же оправданны, то здесь замена тире многоточием представляется неверной. Многоточие ведет стихотворение к интонационному спаду, а Тютчев своим тире как раз противодействовал этому. Кроме того, тире - это способ художественного скрепления строф.

Автограф беловой. Поправок в тексте нет. Это характерно для психологии тютчевского творчества: пережитое и выстраданное в глубинах творческого духа через импровизацию тут же воплощается в художественный текст. Заглавие стихотворения сверху и снизу выделено подчеркиванием («завиток», переходящий в прямую линию).

Датируется началом 1850-х гг.

Входит в состав «денисьевского» цикла, образуя его смысловое ядро. В его психологическом сюжете выразился весь драматизм любовного «поединка» Тютчева и Е. А. Денисьевой, о котором впоследствии расскажет сам Тютчев в письме А. И. Георгиевскому от 13/25 декабря 1864 г.: «За этим последовала одна из тех сцен, слишком вам известных, которые все более и более подтачивали ее жизнь и довели нас - ее до Волкова поля, а меня - до чего-то такого, чему и имени нет ни на каком человеческом языке... О, как она была права в своих крайних требованиях, как она верно предчувствовала, что должно было неизбежно случиться при моем тупом непонимании того, что составляло жизненное для нее условие». Из письма ясно и то, что вторая строфа оказалась пророческой: «сердце» Денисьевой «изныло» раньше, чем это случилось с Тютчевым. «И в стихах Тютчева вместе с этою любовью возникло что-то новое, открылась новая глубина, - писал Чулков, - какая-то исступленная стыдливость чувства и какая-то новая суеверная страсть, похожая на страдание и предчувствие смерти».

Тем не менее Тютчев смог вырваться из стихии личных переживаний, превратив стихотворение в философскую манифестацию на тему любви. В истоках ее - шеллинговская концепция «борьбы» противоположностей, которой пронизано человеческое «самосознание». Ф. В. И. Шеллинг особо подчеркивал, что в «самосознании разыграется бесконечная распря». По Тютчеву, даже любовь оказывается захваченной этой «распрей». Отсюда его философское видение любви как «поединка рокового», а это предопределяет появление трагического гротеска («союз» - «поединок») в тютчевской художественной философии любви. В виде именно философской аллюзии этот гротеск отразится во фрагменте трактата В. С. Соловьева «Смысл любви»: «Чувство требует такой полноты соединения, внутреннего и окончательного, но дальше этого субъективного требования и стремления дело обыкновенно не идет, да и то оказывается лишь преходящим. На деле вместо поэзии вечного и центрального соединения происходит лишь более или менее продолжительное, но все-таки временное, более или менее тесное, но все-таки внешнее, поверхностное сближение двух ограниченных существ в узких рамках житейской прозы».

Ю. Айхенвальд, раскрывая содержание тютчевского гротескного образа любви в «Предопределении», отметил: «В самой любви таится уже будущая вражда, разлука или измена, смерть или утомление» (А. А.).

Фёдор Иванович Тютчев являлся известным русским поэтом, публицистом, дипломатом, а также член-корреспондентом Петербургской Академии наук. Родился великий автор на территории Орловской губернии в поселке с неприметным названием Овстуг. Семья Федора относилась к древнему дворянскому роду и была уважаемой.

Начальный курс образования был получен автором в домашних условиях. Уроки вел известный на то время поэт и переводчик, которого звали Раич Семён Егорович. Именно он привил Федору любовь к литературе, языкам, искусству Древнего Рима. Следует отметить, что к 14 годам Тютчев без особенного труда мог перевести произведения, написанные Горацием. Первое опубликованное произведение автора датируется 19-м годом 19-го столетия. Оно представляло собой перевод вольного типа.

В 14-летнем возрасте Федор Тютчев поступает в Московский университет на факультет, посвященный словесности. Первым делом он является вольнослушателем, а потом становится настоящим студентом.

Окончание университета оказалось блестящим. В 21-м году Федор покидает стены учебного заведения и поступает на работу в государственную коллегию по иностранным делам. Помог ему в этом родной дядя. Спустя один год, Тютчев уезжает за границу в качестве представителя дипломатической миссии – в Баварию, Мюнхен. В Германии он знакомится со многими культурными деятелями и интересуется философским направлением.

В ранней молодости Тютчев не отличается обширной публикацией. Стихи автора появлялись в свет весьма редко и не производили впечатлений у критиков того времени. Сильно изменилась ситуация в 36-м году. Именно в это время тетрадь с записями Тютчева попала в руки А.С. Пушкина. Александру Сергеевичу весьма сильно приглянулись стихи, и он решил опубликовать их в своем журнале «Современник».

За границей Федор Тютчев провел более 22 лет. Именно здесь он встретил свою первую любовь – Элеонору Петерсон, которой посвятил огромное количество произведений. Чуть позже у автора закручиваются отношения с Эрнестиной, из-за которой Тютчеву пришлось покинуть Германию.

Автор скитался без работы до того момента, пока его не заметил Николай Первый. Он оценил вклад, созданный Тютчевым в историю формирования России, и решил вернуть его на должность, предложив работу в Министерстве по иностранным делам. Этот период не отмечен большим количество стихов.

Особенности творчества Ф.И. Тютчева

Федор Иванович Тютчев – это изысканный русский поэт, который создал множество произведений. Некоторые исследователи утверждают, что их было более 400. Все творчество можно смело подразделить на несколько этапов. Первый этап считается ранним и относится к различным философским суждениям, а вот второй относится к чувствам поэта, а также личным переживаниям.

Вторая половина девятнадцатого столетия отличается особенной любовной тематикой. Жизнь автора была переполнена любви, как и многих культурных деятелей того времени. Фёдор Тютчев имел бесчисленное количество увлечений, поэтому в его творчестве так много стихов любовного и интимного содержания. Не стоит, однако, забывать, что Тютчев был поэтом разносторонним, его затрагивали различные темы: философия, природа, любовь к Родине.

Дипломат и поэт, Фёдор Иванович был очень любвеобильным человеком. Был дважды женат и имел многочисленные связи. Особое место в его сердце занимала Елена Денисьева, с которой он познакомился в зрелом возрасте. Она была племянницей инспектрисы, находящейся при Смольном институте. Именно в этом учреждении воспитывались дочери поэта.

Елене было всего 24 года. Она была весьма очаровательной, и с первых же минут знакомства влюбилось в личность Тютчева и его особенное творчество. Автор изысканных произведений ответил Денисовой взаимностью и весьма страстной привязанностью, которая продлилась до самой смерти Елены.

Следует отметить, что высшее петербургское общество не одобрило взаимоотношения Елены и Федора. Возник грандиозный скандал. И хотя у пары за время отношений родилось трое детей, этот союз никогда не был принят общественностью. Сильное осуждение легло на плечи именно Денисовой, от нее отрекся даже собственный отец. Практически каждый человек указывал на то, что дети Елены рождены незаконно. Лучшие заведения закрыли перед девушкой свои двери.

Несмотря на то что Фёдор Иванович закрутил роман с Еленой Денисовой, он продолжал поддерживать отношения со своей законной семьей. Детей и жену он называл земным проведением.

Елена постоянно находилась в состоянии двусмысленности, это приводило к нервозности и взвинченному состоянию. Постоянная раздражительность привела к тому, что у девушки развилась чахотка, которая привела к смерти в 64-м году.

После смерти Елены на тот свет ушли и их двое детей – сын и дочь. Федора Ивановича Тютчева весьма потрясли такие события и он на протяжении долгого времени считал себя виновником в произошедшем. Именно такие чувства, переполненные смыслом и горечью, отражались в произведениях автора. Чуть позже эти произведения отнесли к определенному циклу, который известен и в настоящее время, являясь интересным для читателей со всего мира.

Наиболее яркими произведениями, затрагивающими жизненную ситуацию автора, являются стихи под названием «Предпочтение», «Я очи знал…», «Накануне годовщины…» и многие другие. Все данные стихотворения весьма драматичны и напоминают своей манерой письма исповедь. Они усиливаются формой написания – в виде диалога, когда определенный лирически герой просит прощения у девушки, которой на момент высказывания нет рядом.

Анализ произведения «Предопределение»

Стихотворение, созданное Федором Ивановичем Тютчевым, максимально качественно раскрывает сущность любви. Автор не рисует иллюзий, и честно заявляет, что как бы не были близки люди по душевным качествам, их союз может быть роковым. Поэт дважды подчёркивает слово «роковой», будто придавая трагичности тем отношениям, к которым его привела сама судьба.

Те ощущения счастья, которые должна дарить любовь, в сочетании со страданиями, муками, угрызениями совести кажутся неизбежными. Запутанная и порочная связь с любимой, запятнанная репутация, полное отторжение и неприятие - вот расплата за чувства, которые должны в идеале делать мир чище и добрее.

В строках время от времени повторяются эпитеты, раскрывающие главную идею произведения, что любовь – это максимальное высокое чувство, которое может возникнуть у человека. И плата за это чувство может быть непомерной.

Особенности произведения «Предопределение»

Автор отмечает, что каждой личности суждено перенести муки и всевозможные страдания, исходящие от любви. Человек обязан смириться такими явными вещами. Любовь – это поединок, в котором обязательно будет проигравшая сторона. Федор отмечает, что проигрывает всегда тот, кто сильнее любит, чье сердце просто-напросто изнывает от высоких ощущений.

Лирический герой произведения «Предпочтение» страдает не менее, чем проигравшая сторона. Данные страдания основаны на том, что произошедшее ранее уже никак не вернуть и ничего невозможно изменить. Именно на такое осмысление указывают многие многоточия, присутствующие в строках. Именно они передают особенную взволнованность, присутствующую у лирического героя. В строках постоянно сохраняется накал, но и присутствует своеобразная недоговоренность.

Лирический герой прекрасно понимает, что за время взаимоотношений причинил много боли своей возлюбленной, но уже поздно, изменить ситуацию невозможно. Поединок, который организуется с высшими силами, предначертан судьбой, а результаты не зависят от человека. Поэт отмечает, что нанесенные раны никогда не заживут, а будут постоянно кровоточить и напоминать о себе.

Стихотворение «Предпочтение» написано с использованием четырехстопного ямба, который был весьма распространен во второй половине девятнадцатого столетия. Такая форма позволяет передать чувства читателю весьма бравурно и по-особенному жизнеутверждающе. Именно поэтому автор использует в строках клаузул и пиррихиевы, которые способны немного снизить жизнерадостность в строках и вызвать у читателя ощущение, связанное с поединком человеческой личности и судьбы.

«О любви немало песен сложено...» Эти слова по праву могут быть отнесены к творчеству поэта второй половины XIX века Федора Ивановича Тютчева . Действительно, его жизнь, как и жизнь, пожалуй, любого поэта, озарена светом великой любви. В жизни Тютчева было много увлечений. Еще в юности, будучи чиновником русской дипломатической миссии в Мюнхене, увлекается Амалией Лерненфельд (в замужестве баронесса Крюденер), к которой обращено знаменитое стихотворение «Я помню время золотое...» (1836) и другое, более позднее - «Я встретил вас - и все былое...» (1870), ставшее популярным романсом.

Тютчев был уже дважды женат, когда в 1850 году в Петербурге познакомился с Еленой Денисьевой, племянницей и воспитанницей А.Д. Денисьевой, инспектрисы Смольного института, где воспитывались две дочери поэта. 24-летняя Елена, очарованная личностью и творчеством Федора Ивановича, глубоко и самоотверженно полюбила Тютчева, и он ей ответил длительной и страстной привязанностью. Однако в высшем петербургском обществе их связь, которую невозможно было скрыть, вызвала скандал. К тому же за эти 14 лет у них родилось трое детей. Вся тяжесть осуждения и отвержения при этом легла на плечи Денисьевой: отец от нее отрекся, тетка была вынуждена уйти из Смольного института, на ее детях лежало клеймо «незаконности», а перед ней самой закрылись двери лучших петербургских гостиных.

Кроме того, Тютчев сохранил привязанность к законной семье, к детям и к жене, которую назвал своим «земным провидением». Находясь в таком двусмысленном положении в свете, Елена Денисьева постоянно находилась во взвинченном состоянии, была раздражительной, что в итоге ускорило развитие у нее чахотки, а 4 августа 1864 года она умерла. Следом умерли их общие сын и дочь. Тютчев был потрясен смертью близких и до конца жизни считал себя виновником такой трагической развязки. Переживаемые им чувства нашли отражение в стихотворениях о любви, ставших вершиной не только русской, но и мировой любовной поэзии. Позднее эти стихи объединились в цикл, получивший название «денисьевского».

К этому циклу относятся такие стихи, как «Предопределение» , «Я очи знал – о, эти очи…», «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.» и др. Все стихи «денисьевского цикла» драматичны и напоминают в какой-то мере исповедь. Сходство усиливается формой диалога, в котором лирический герой кается, просит прощения у той, кто теперь не с ним.

Стихотворение «Предопределение» раскрывает истинную сущность любви. Для поэта это не только счастье, «союз души с душой родной, их съединенье, сочетанье», но и «роковое их слиянье» - «поединок роковой». Повторение дважды эпитета «роковой» раскрывает идею автора о том, что любовь - предопределенное свыше чувство. Значит, предопределены и те муки и страдания, которые переносят влюбленные. Остается только смириться. Но в поединке должен быть победитель и проигравший. И проигравшим, как это ни печально, становится тот, кто больше всего любит, чье «нежное сердце» изнывает от любви.

Конечно, лирический герой страдает не меньше, но страдает, когда случившегося не изменить. Очевидно, именно поэтому в стихотворении большое количество многоточий, передающих взволнованность героя, создающих высокий эмоциональный накал, но сохраняющих при этом некоторую недоговоренность. Он будто понимает, что причиняет боль своей возлюбленной, но изменить ничего не может, ведь результат поединка с высшими силами, с судьбой заранее известен: сердце «любя, страдая, грустно млея... изноет наконец».

Сам Тютчев с покаянием писал впоследствии: «Гноится рана, не заживает...» Поэтому основные стихотворения этого цикла появились спустя несколько лет после смерти Елены Александровны.

В заключение хотелось бы отметить, что написанное традиционным для XIX века четырехстопным ямбом, это стихотворение звучало слишком бравурно и жизнеутверждающе. Поэтому использование пиррихиев и клаузул позволило поэту снизить «жизнерадостность» и «бодрость» произведения и вызвать ощущение поединка человека с роком. В дальнейшем «денисьевский цикл» окажет огромное влияние на развитие русской лирики двадцатого столетия.

Кроме анализа «Предопределения» ознакомьтесь со следующими сочинениями:

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
  • «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева
  • «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.