Значение «конформизм в политике.

Понятие конформизма

Конформизм (от латинского языка «conformis» - подобный, сходный) является осознанным или неосознанным подчинением личности влиянию группы, в которую она включена.

Сущность конформизма сходна с внушаемостью. Но люди по-разному могут поддаваться внушению со стороны группы или совсем ему не поддаются в силу присущего им уровня внушаемости.

От внушаемости как формы некритического и непроизвольного принятия чужого мнения конформизм отличен тем, что наравне с неосознанным подражанием он может выражаться и произвольными его формами.

Определение 1

Конформизм является податливостью личности воображаемому либо реальному давлению группы, проявляющейся в изменении установок и поведения в соответствии с позицией большинства, даже если такая позиция изначально отвергалась субъектом.

Сущность политического конформизма

Политический конформизм является проблемой, заслуживающей особенного внимания. В социальной психологии конформизм определен как поведение индивида в ситуации давления на него группы, приспособление к ее требованиям и ее нормам, которое не всегда может быть осознано человеком. Если человек идет на выборы голосовать не в силу своей убежденности в достоинствах какого-либо кандидата, а потому, что так проголосовал его родственник или знакомый, то он поступает как политический конформист. Также конформизм обозначается как способ приспособленчества в политике, который охарактеризован пассивным принятием существующего порядка, отсутствием своих политических принципов, позиций, "слепым" подражанием всяческим политическим стереотипам поведения, которые господствуют в этой системе политики.

Исследования проблемы политического конформизма продемонстрировали, что он расцветает при некоторых субъективных и объективных условиях. К примеру, если выборы проходят под дулами автоматов, то тяжело рассчитывать на то, что волеизъявление будет свободным. В тоже время, хорошо известно, что выборы в нашем государстве в последние годы перед «перестройкой» происходили отнюдь не в условиях репрессий, тем не менее, в силу политического конформизма более 90% избирателей отдавали собственные голоса за практически безальтернативного кандидата.

Учение о политическом конформизме

С. Верба и Г. Алмонд одним из трех чистейших типов политической культуры выделяли "подданническую политическую культуру", характеризующуюся конформизмом. Ее отличает ярко выраженная ориентация на политическую систему и результат ее деятельности, и минимальное стремление участвовать в ее функционировании. Личность с подданнической культурой признает правительственный авторитет, но не желает участвовать в политической жизни.

Традиционно подданническая политическая культура существует в государствах с оформившейся социально-классовой структурой, то есть, там, где уже свершилась социальная стратификация, но группы общества, за исключением, может быть, управляющей, еще не осознали собственных коренных интересов, не научились отстаивать их. Власть в таких государствах склонна воспринимать народ простой общностью, не разделенной какими-то противоречащими интересами, сплоченной монолитно. Гражданин здесь воспринимает власть в образе гаранта справедливой раздачи благ социума. Он отстраненно относится к делам политики. В обществе преобладает политический конформизм.

Конформистское сознание стало типичным для тоталитарных и авторитарных режимов, где индивид утрачивает собственную самобытность, индивидуальность, неповторимость из-за приспособленчества на работе, в быту, партийной деятельности, на избирательном участке и т. п. У такого человека деформирована способность к творческому самостоятельному мышлению, он приучен к бездумному исполнению функций, и в итоге становится рабом. Явление политконформизма – один из факторов, способствующих развитию кризиса политики в государстве.

Однако в различных условиях конформизм для власти может играть различные роли. В условиях преобладания позитивного отношения населения к власти такое отношение становится элементом нормативного поведения. Оппонирование власти является уделом узкого нонконформистского меньшинства, и сопрягается с большими коллективными и персональными издержками. При молчаливом согласии большинства нонконформистское меньшинство становится объектом давления со стороны власти, испытывает трудности с увеличением собственных рядов за счет недовольной, но конформистски настроенной части общества.

Конформизм на данном этапе работает в пользу власти, расширяя пассивную базу поддержки и обеспечивая тем самым политическое равновесие на базе имеющегося статус-кво. В условиях же снижающегося доверия к властям конформизм оборачивается собственной противоположностью, и способствует образованию нового политического равновесия, которое основано на оппонировании властям со стороны большинства общества. Массовое неодобрение властей ведет к обращению критического отношения к властям в поведенческую норму.

Выражение лояльности к политической власти может обратиться в проявление «дурного тона», который вызывает неодобрение. Конформистское большинство начнет все более активно группироваться вокруг оппозиционных центров влияния. Такой перепад настроений будет отмечаться не только в широких общественных слоях, но и внутри государственно-партийного аппарата - к оппозиции присоединятся:

  • члены главной политической силы государства, боящиеся остаться не у дел,
  • чиновники, видящие в этом шанс для продолжения карьеры при новом режиме.

Замечание 1

Протестные настрои будут распространятся повсюду и угнездятся даже в силовых структурах, при этом сдерживать их будет гораздо труднее, чем ранее. Аналогичные процессы, причем раньше, чем где бы то ни было, обретут развитие в СМИ.

Такой тип сознания, действия и культуры не утрачен в политике и в наш период времени - множество политиков сегодня с легкостью перемещаются из одной партии в иную, из одного учреждения государства в иное с надеждой обрести весомую должность. Такого рода приспособленчество губит нарождающуюся демократию, представляет собой показатель отсутствия политической культуры у политиков и граждан.

Политология. Словарь терминов

Конформизм в политике

(лат. conformis - подобный, сходный) - способ политического при­способленчества, который характеризуется пассив­ным принятием существующего порядка, отсутстви­ем собственных политических позиций, принципов, «слепым» подражанием любым политическим сте­реотипам поведения, господствующим в данной по­литической системе. Г. Алмонд и С. Верба одним из трех чистых типов политической культуры вы­делили «подданническую политическую культуру», которая характеризуется конформизмом. Ее отли­чает сильная ориентация на политическую систе­му и результаты ее деятельности, но со слабой на­правленностью на участие в ее функционировании. Личность с подданнической политической культу­рой признает авторитет правительства, но не стре­мится к участию в политической жизни.

Конформистское сознание и поведение интенсив­но формируется в условиях тоталитарного и автори­тарного политических режимов. Главное в них - не высовываться, быть таким, как все, не чувствовать себя личностью, быть податливым материалом, «че­ловеческим фактором», за который добрые власти­тели сделают все как нужно. Конформистское со­знание становится типичным для этих режимов, в результате чего индивид теряет свою самобытность, неповторимость, индивидуальность. Из-за приспо­собленчества на работе, в деятельности партийной организации, на избирательном участке и т. д. у человека деформируется способность к самостоятельному, творческому мышлению, он приучается бездумному выполнению функций, становится рабом.

Данный тип сознания, культуры и действия не исчез в политике. Многие политики с легкостью пылинки перемещаются из одной политической партии в другую, из одного государственного учреждения в другое с надеждой получить весомую должность и т.п. Приспособленчество губит нарождающуюся демократию, является показателем отсутствия политической культуры у граждан, политиков.

215 0

(лат. conformis - подобный, сходный) - способ политического приспособленчества, который характеризуется пассивным принятием существующего порядка, отсутствием собственных политических позиций, принципов, "слепым" подражанием любым политическим стереотипам поведения, господствующим в данной политической системе. Г. Алмонд и С. Верба одним из трех чистых типов политической культуры выделили "подданническую политическую культуру", которая характеризуется конформизмом. Ее отличает сильная ориентация на политическую систему и результаты ее деятельности, но со слабой направленностью на участие в ее функционировании. Личность с подданнической политической культурой признает авторитет правительства, но не стремится к участию в политической жизни. Конформистское сознание и поведение интенсивно формируется в условиях тоталитарного и авторитарного политических режимов. Главное в них - не высовываться, быть таким, как все, не чувствовать себя личностью, быть податливым материалом, "человеческим фактором", за который добрые властители сделают все как нужно. Конформистское сознание становится типичным для этих режимов, в результате чего индивид теряет свою самобытность, неповторимость, индивидуальность. Из-за приспособленчества на работе, в деятельности партийной организации, на избирательном участке и т. д. у человека деформируется способность к самостоятельному, творческому мышлению, он приучается бездумному выполнению функций, становится рабом. Данный тип сознания, культуры и действия не исчез в политике. Многие политики с легкостью пылинки перемещаются из одной политической партии в другую, из одного государственного учреждения в другое с надеждой получить весомую должность и т.п. Приспособленчество губит нарождающуюся демократию, является показателем отсутствия политической культуры у граждан, политиков.


Значения в других словарях

Конфликтология

Одно из направлений в социологии, политологии, философии и др. науках, исследующее возникновение, становление, развитие и разрешение социальных, политических и иных конфликтов и признающее их решающим или очень важным фактором общественного развития. В широком смысле К. складывается уже во второй половине прошлого столетия, когда резко обостряются социальные, политические и другие противоречия, ...

Конформизм

- "приспособленчество". Конформность или конформное поведение - психологическая характеристика позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта, мера подчинения индивида групповому давлению. Мера конформности - мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось индивидом как конфликт. Внешняя...

Конформизм (от позднелат. conformis - подобный, сходный) ~-это осознанное или неосознанное подчинение личности влиянию группы, в которую она включена. Понятие конформизма близко

к принятому понятию внушаемости. Но люди по-разному поддаются внушению со стороны группы или вообще не поддаются ему в силу присущей им степени внушаемости, конформности. От внушаемости как формы непроизвольного и некритического принятия чужого мнения конформизм отличается тем, что наряду с неосознанным подражанием может иметь и произвольные его формы. Конформизм - это податливость личности реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении поведения и установок в соответствии с позицией большинства, даже если эта позиция ранее не принималась субъектом. Различают три типа конформизма.

Тип - это личная стихийная форма конформизма, который осуществляется по схеме «Майский жук - Дюймовочка», описанной в сказке X. Андерсена. Как известно, Майский жук искренне верил, что Дюймовочка очень красива, и влюбился в нее, но под влиянием своих собратьев-жуков он в ней разочаровался, ибо жуки сочли, что она некрасива, поскольку не похожа на личинку. В этом случае индивид проявляет внутреннее и внешнее согласие с группой без переживания какого-либо конфликта.

II тип - защитный конформизм, В этом случае человек, примыкая

к группе, ищет защиту от неприятностей, грозящих ему вне группы,

стихийно стремится к поддержке со стороны большинства.

III тип - условный, чисто внешний сознательный конформизм,

осуществляющийся по схеме «Новое платье короля». В этом случае

субъект соглашается с группой, большинством, хотя на самом деле

думает иначе. Он может демонстративно подчиняться навязываемому

мнению группы, чтобы заслужить одобрение или избежать порица

ния со стороны других входящих в группу лиц, успешнее сделать ка

рьеру и т.п.

Экспериментально конформизм изучается «методом подставных групп», который заключается в том, что специально собранная группа «давит» на отдельного индивида, побуждая его изменить свое первоначальное мнение. По скорости подчинения такому влиянию определяется уровень конформизма личности.

Согласно имеющимся научным данным, степень конформизма зависит от ряда факторов, к которым относятся: возраст - дети и подростки более конформны, чем взрослые; пол - женщины более конформны, чем мужчины; профессия - среди мужчин более конформны

армейские офицеры и менее конформны технические специалисты. Согласно данным американских социальных психологов, 80% людей в обществе являются конформистами разных типов.

Противоположное конформизму свойство - негативизм (нонконформизм) (от лат. negatio - отрицание), то есть немотивирован- . Ное поведение субъекта, противостоящее требованиям и ожиданиям других людей и социальных групп. Негативизм может проявляться как ситуативная реакция (у детей и подростков) и как черта характера личности. Это свойство может быть следствием потребности субъекта в самоутверждении, а также следствием эгоизма и отчуждения от нужд и интересов других людей. Психологической основой негативизма является установка субъекта на несогласие, отрицание определенных требований, форм обучения, на протест против традиций данной группы или утверждений конкретной личности. Крайним проявлением негативизма является упрямство, конфликтность личности.

Ригидность (от лат. rigidus - жесткий, твердый) - это затрудненность, а иногда и невозможность изменения субъектом ранее намеченных программ деятельности в условиях, объективно требующих определенных изменений. Различают несколько видов ригидности.

Когнитивная ригидность обнаруживается в трудностях перестройки восприятия, представлений, эталонов памяти в изменившейся ситуации. Аффективная ригидность выражается в косности эмоциональных реакций на изменяющиеся объекты этих эмоций. Мотивационная ригидность проявляется в малоподвижной перестройке системы мотивов деятельности в новых обстоятельствах, требующих от субъекта гибкости и изменения характера поведения.

Уровень ригидности субъекта обусловлен взаимодействием его личностных свойств и особенностей групповых воздействий, включая степень сложности возникающих задач, их привлекательности для него, наличием опасности, монотонной деятельности и т.п.

В отличие от конформизма и негативизма как неосознанных стихийных проявлений личности в отношении к группе, существует общепризнанное в нашей отечественной психологии явление коллективизма

Коллективизм - это сознательная солидарность личности с традициями и требованиями группы. Человек занимает определенную позицию (либо позитивную, либо негативную) в группе не стихийно, а вследствие сознательной оценки соответствия групповых воздействий своим собственным убеждениям, проявляя тем самым принципиальность как важное морально-волевое качество личности.

Фрустрация - состояние личности, когда человек ощущает враждебность группы, ее реальное или кажущееся противодействие его целям, бесперспективность своего положения в группе и т.п. Состояние фрустрации ведет к существенным изменениям в поведении субъекта: может проявляться грубость, агрессивность как по отношению к тем обстоятельствам, которые непосредственно выступают в качестве препятствий, барьеров, так и в отношении всех окружающих, особенно в подростковом возрасте. Иногда фрустрация проявляется в самоуничижении, приводит к нервной депрессии. Иногда у людей пассивного типа это приводит к замене блокированной деятельности воображаемыми ситуациями. Так, сотрудник, не сумевший оправдаться перед руководителем в своей неудаче, изменяет эту ситуацию в лучшую сторону в своем воображении. Часто переживаемое состояние фрустрации может привести к формированию нежелательных свойств личности: пассивности, агрессивности. Умение создать перспективу для личности каждого сотрудника - важное умение руководителя, специалиста по управлению персоналом.

Численность группы

С увеличением численности группы ее эффективность возрастает до определенного уровня, При достижении некоторого «критического значения» величина группы перестает влиять на эффективность деятельности, а затем, при увеличении численности, эффективность снижается, например за счет взаимных помех.

По мере роста числа участников групповой деятельности индиви

дуальный вклад в итог общей работы уменьшается («эффект Рингель-

Таким образом, специалист по управлению персоналом и руководитель должны иметь в виду наличие для конкретного вида совместной деятельности определенной величины оптимума численности группы, что требует эмпирического исследования зависимости эффективности деятельности от этого параметра.

Внутригрупповые межличностные коммуникации

Сравнение эффективности «круговой» системы коммуникации (информация движется от одного члена группы к другому последовательно) и «лучевой» (существует общий информационный центр) показало, что «лучевая» коммуникативная сеть эффективнее. Наилучшие результаты для сложных задач - при «полной» сети (каждый обменивается информацией с каждым).

Относительно простые задачи лучше решает группа с сетью коммуникаций централизованного типа («лучевая»).

Таким образом, внутригрупповая коммуникация в процессе совместной деятельности может изменять ее эффективность, требует специального выявления источников искажения информации {см. следующий раздел), а также группового тренинга делового общения для его участников.

В сплоченных группах лидер действует эффективнее, чем в менее сплоченных, так как сплоченность предполагает оптимальное и согласованное распределение функций между членами группы.

Большую эффективность показывает группа, руководители которой совмещают высокую степень контроля за деятельностью подчиненных, внимание к их личным нуждам и занимающие активную позицию, не стремящиеся «быть как все».

При увеличении размера группы от 4 до 8 человек в стиле руководства возрастают авторитарные тенденции.

В группах от 30 и более человек руководители чаще опираются на авторитарный стиль руководства, причем он воспринимается терпимее, чем в сравнительно небольших группах (Д. Хемфилл).

В условиях межличностных конфликтов в группе деятельность эффективнее при строгом (структурированном) стиле руководства.

Большую эффективность показывают группы при стиле руководства, для которого характерны: умение хорошо различать профессионально-психологические особенности подчиненных; стремление сохранять психологическую дистанцию между собой и подчиненными; поддержка непосредственных помощников в группе; поддержка вышестоящего начальства.

С учетом изложенного, а также особой роли руководства в организационных системах следует считать стиль руководства одним из наиболее серьезных факторов эффективности деятельности коллектива.

Межличностные отношения в группах

Влияние изолированности, автономности группы на межличностные отношения усиливается за счет ухудшения физических, средо-вых условий.

В сплоченной группе социально групповая стимуляция {влияние взаимоотношений) оказывается более значимой стимуляцией, чем стимуляция со стороны внешних условий деятельности.

После длительных отношений сотрудничества конкурентное поведение воспринимается как более враждебное и, наоборот, переоценивается и степень дружелюбия кооперативного акта, осуществленного вслед за устойчивым прежде соревновательным или конфликтным поведением.

Максимальное внушающее влияние на индивида можетоказывать группа из трех человек.

Еще древние философы считали, что человек, живя в социуме, не может быть независимым от него. Всю свою жизнь индивид имеет различные связи с другими людьми (опосредованные или непосредственные). Он действует на окружающих или сам подвергается их воздействию. Часто случается так, что человек может поменять свое мнение или поведение под влиянием общества, соглашается с чужой точкой зрения. Подобное поведение объясняется способностью к конформизму.

Конформизм - это приспособление, а также пассивное согласие с порядком вещей, с мнениями и взглядами, которые существуют в определенном обществе, где находится индивид. Это безоговорочное следование каким-то образцам, имеющим наибольшую силу давления (признанный авторитет, традиции, мнение большинства людей и т. п.), неимение собственной точки зрения по каким-либо вопросам. Этот термин в переводе с латинского языка (conformis) означает "сообразный, подобный".

Исследования, посвященные конформизму

Музафер Шериф в 1937 году занимался изучением возникновения групповых норм в условиях лаборатории. В темной комнате располагался экран, на котором появлялся точечный источник света, после он в течение нескольких секунд двигался хаотично и потом исчезал. Человек, который подвергался испытанию, должен был заметить, на какое расстояние смещался источник света, если сравнивать с первым его появлением. В начале эксперимента испытуемые проходили его в одиночестве и самостоятельно пытались ответить на поставленный вопрос. Однако на втором этапе уже три человека находились в темной комнате, и они согласованно давали ответ. Было замечено, что люди изменяли мнение относительно усредненной групповой нормы. И на дальнейших этапах проводимого эксперимента они стремились продолжать придерживаться этой самой нормы. Так Шериф первый с помощью своего эксперимента доказал, что люди имеют склонность соглашаться с мнениями других, часто доверяют суждениям и взглядам посторонних, в ущерб своих собственных.

Соломон Аш в 1956 году ввел понятие конформизма и огласил результаты своих экспериментов, в которых участвовали подставная группа и один наивный испытуемый. Группа, состоящая из 7 человек, принимала участие в опыте, который был направлен на изучение восприятия длины отрезков. В ходе него нужно было указать один из трех отрезков, который был нарисован на плакате, соответствующий эталону. В течение первого этапа подставные испытуемые по одному почти всегда давали правильный ответ. На втором этапе вся группа собиралась вместе. И члены подставной специально давали неправильный ответ, но наивному испытуемому об этом было неизвестно. Категорическим мнением все подставные участники эксперимента оказывали сильное давление на мнение испытуемого. Судя по данным Аша, около 37% всех прошедших испытание все-таки прислушивались к неправильному мнению группы и тем самым проявляли конформизм.

В дальнейшем Аш и его ученики организовали еще много экспериментов, варьируя предъявляемый для восприятия материал. Ричард Крачвильд, к примеру, предлагал оценить площадь круга и звезды, подговорив при этом подставную группу, чтобы те утверждали, что первая меньше чем вторая, хотя звезда была равна кругу по диаметру. Несмотря на такой неординарный опыт, отыскались люди, которые проявили конформизм. Можно смело утверждать, что при проведении каждого своего эксперимента Шериф, Аш, Крачвильд не использовали жесткого принуждения, не было наказаний за противостояние мнению группы или поощрений за согласие с групповыми взглядами. Однако люди добровольно присоединялись к мнениям большинства и тем самым проявляли конформизм.

Условия возникновения конформизма

С. Милграм и Э. Аронсон считают, что конформизм - это феномен, который в большей или меньшей степени возникает при наличии или отсутствии следующих условий:

Он возрастает, если задание, которое необходимо выполнить, довольно сложное, или испытуемый некомпетентен в этом вопросе;

Численность группы: степень конформизма становится наибольшей, когда человек сталкивается с одинаковым мнением трех и более людей;

Тип личности: человек с заниженной самооценкой в большей степени подвержен влиянию группы, в отличие от личности с завышенной;

Состав группы: если в составе есть эксперты, ее члены являются значимыми люди, и если в ней присутствуют люди, относящиеся к одной и той же социальной среде, то конформность повышается;

Сплоченность: чем сплоченнее группа, тем больше она имеет власти над своими членами;

Наличие союзника: если у человека, который отстаивает свое мнение или сомневается во мнении остальных, появляется хотя бы один союзник, то тенденция к подчинению давлению группы падает;

Публичный ответ: человек более подвержен конформизму, когда он должен выступить перед остальными, а не тогда, когда он записывает свои ответы в тетрадь; если мнение высказывается публично, то его, как правило, стараются придерживаться.

Типы поведения, связанные с конформизмом

По мнению С. Аша, конформизм - это отказ человека от значимых и дорогих для него взглядов для оптимизации процесса адаптации в группе, это не просто любое выравнивание мнений. Конформное поведение, или конформизм, показывает степень подчинения индивида давлению большинства, принятия им определенного стереотипа поведения, стандарта, ценностных ориентаций группы, норм, ценностей. Противоположным этому является самостоятельное поведение, которое устойчиво к групповому давлению. Различаются четыре типа поведения по отношению к нему:

1. Внешний конформизм - это явление, когда нормы и мнения группы человек принимает только внешне, внутренне же, на уровне самосознания, он не соглашается с ней, но вслух об этом не говорит. Вообще же это и является истинным конформизмом. Такой тип поведения характерен для человека, приспосабливающегося к группе.

2. Внутренний конформизм имеет место быть, когда человек на самом деле усваивает мнение большинства и согласен с ним полностью. Тем самым проявляется высокий уровень внушаемости личности. Такой тип является приспосабливающимся к группе.

3. Негативизм проявляется, когда человек всячески сопротивляется групповому мнению, очень активно пытается отстаивать свои взгляды, показывает свою независимость, доказывает, спорит, стремится к тому, чтобы его мнение стало в конце концов мнением всей группы, не скрывает этого желания. Этот тип поведения свидетельствует о том, что индивид не хочет приспосабливаться к большинству, а стремится приспособить их к себе.

4. Нонконформизм - это самостоятельность норм, суждений, ценностей, независимость, неподверженность групповому давлению. Такой тип поведения характерен для самодостаточного человека, когда мнение не меняется из-за давления большинства и не навязывается другим людям.

Современные исследования конформизма делают его объектом изучения четырех наук: психологии, социологии, философии и политологии. Поэтому есть необходимость отделять его как явление в социальной сфере и конформное поведение как психологическую особенность человека.

Конформизм и психология

Конформизм в психологии - это податливость личности воображаемому или реальному давлению группы. При таком поведении человек меняет личные установки и поведение в соответствии с позицией большинства, хотя ранее он ее не разделял. Индивид добровольно отказывается от собственного мнения. Конформизм в психологии - это также безусловное согласие человека с позицией окружающих его людей, вне зависимости от того, насколько она согласуется с его собственными ощущениями и представлениями, принятыми нормами, морально-этическими правилами и логикой.

Конформизм и социология

Конформизм в социологии - это пассивное принятие социального порядка, который уже существует, мнений, господствующих в обществе, и т. п. От него нужно отличать другие проявления единообразия во мнениях, взглядах, суждениях, которые могут сформироваться в процессе социализации личности, а также изменение взглядов вследствие убедительной аргументации. Конформизм в социологии - это принятие человеком определенного мнения под давлением, «под нажимом» группы или общества в целом. Оно объясняется боязнью каких-либо санкций или нежеланием остаться в одиночестве. При изучении конформистского поведения в группе выяснилось, что около одной трети всех людей склонны проявлять подобное поведение, то есть подчиняют свое поведение мнению всей группы.

Конформизм и философия

Конформизм в философии - это широко распространенная форма поведения в современном обществе, защитная его форма. В отличие от коллективизма, который предполагает участие индивида в выработке решений группы, сознательное усвоение ценностей коллектива, соотнесение своего поведения с интересами всего общества, коллектива и, если существует необходимость, подчинение последним, конформизм - это отсутствие собственной позиции, некритическое и беспринципное следование любому образцу, который обладает наибольшей силой давления.

Человек, который использует его, полностью усваивает такой тип личности, который ему предлагается, перестает быть самим собой, полностью становится похожим на других, каким его и ожидают увидеть остальные члены группы или общества в целом. Философы полагают, что это помогает индивиду не чувствовать себя одиноко и тревожно, хотя ему приходится платить за это потерей своего «Я».

Конформизм и политология

Политический конформизм - это психологическая установка и поведение, представляющее собой приспособительное (адаптивное) следование нормам, которые были приняты ранее в обществе или группе. Обычно люди не всегда склонны следовать социальным нормам, только по причине того, что принимают ценности, которые лежат в основе этих самых норм (законопослушность). Чаще всего некоторые индивиды, а порой даже и большинство следуют им из-за прагматической целесообразности или из-за боязни применения к ним негативных санкций (это конформизм в негативном, узком смысле).

Таким образом, конформизм в политике - это способ политического приспособленчества как пассивного принятия существующих порядков, как слепое подражание стереотипам политического поведения, господствующего в обществе, как отсутствие собственных позиций.

Социальный конформизм

Социальный конформизм - это некритическое восприятие и следование мнениям, которые господствуют в обществе, массовым стандартам, стереотипам, авторитетным принципам, традициям и установкам. Человек не пытается противиться преобладающим тенденциям, даже несмотря на то, что внутренне он их не принимает. Индивид воспринимает экономическую и социально-политическую действительность без какой-либо критики, не изъявляет никакого желания высказывать собственное мнение. Социальный конформизм - это отказ нести личную ответственность за совершенные поступки, слепое подчинение и следование предписаниям и требованиям, которые исходят от общества, партии, государства, религиозной организации, семьи, лидера и т. п. Подобное подчинение может быть объяснено традициями или менталитетом.

Плюсы и минусы конформизма

Существуют положительные черты конформизма, среди которых можно выделить такие:

Сильная сплоченность коллектива, особенно в кризисных ситуациях, это помогает успешнее с ними справляться.

Организация совместной деятельности становится проще.

Время адаптации нового человека в коллективе сокращается.

Однако конформизм - это явление, которое несет в себе и отрицательные моменты:

Человек теряет способность самостоятельно принимать какие-либо решения и ориентироваться в непривычных для себя условиях.

Конформизм способствует развитию тоталитарных сект и государств, проведению массовых геноцидов и убийств.

Происходит развитие разных предубеждений и предрассудков против меньшинства.

Конформизм личности уменьшает способность вносить весомый вклад в науку или культуру, так как искореняется творческая и оригинальная мысль.

Конформизм и государство

Конформизм - это феномен, который играет важную роль, являясь одним из механизмов, отвечающих за принятие группового решения. Известно, что любая социальная группа имеет степень терпимости, которая относится к поведению ее членов. Каждый из них может отклоняться от принятых норм, но до определенного предела, при этом его позиция не подрывается, и не наносится ущерб чувству общего единства.

Государство заинтересовано в том, чтобы не потерять контроль над населением, поэтому оно относится к этому явлению положительно. Вот почему конформизм в обществе очень часто культивируется и насаждается господствующей идеологией, системой воспитания, СМИ, службами пропаганды. К этому предрасположены в первую очередь государства с тоталитарными режимами. Тем не менее в «свободном мире», в котором культивируется индивидуализм, стереотипность мышления и восприятия также является нормой. Общество старается навязать своему члену стандарты, стиль жизни. В условиях глобализации конформизм выступает как стереотип сознания, воплощаемый в распространенной фразе: «Так живет весь мир».