Юлия Латынина: «Православная энциклопедия — это культура. Новости, которые пропустила юлия латынина

Сразу после возбуждения уголовного дела против Кирилла Серебрянникова министр культуры Владимир Мединский сурово раскритиковал программу выделения бюджетных денег Серебренникову, принятую еще в 2011 году, еще до его прихода в министерство. «Нами было принято решение отказаться от поддержки «Платформы», - сказал г-н Мединский. Возникает вопрос: господдержка каких проектов была признана министром Мединским более приоритетным, чем поддержка одного из самых выдающихся российских режиссеров?

Петр Саруханов / «Новая»

Список этих проектов содержится на сайте Минкульта в разделе «Госзаказы». Зайдя на этот сайт , мы можем увидеть, что важнее поддержки Серебренникова министру Мединскому показалось проведение «мероприятий духовного характера в зарубежных странах» в рамках дня России на 69 млн руб. (лот #0173100007716000215).Или деятельность «российского духовно-культурного центра в Париже»: 62 млн руб по контракту от 11.08.2017. И еще столько же (62 млн руб.) — через четыре дня. Также важными были дни российской духовной культуры во Франции (35 млн руб.) и конференция «Новые маршруты религиозного туризма» — всего-то 4 млн руб.

Но, без сомнения, одной из самых затратных статей при министре Мединском стали закупки «Православной энциклопедии» под редакцией патриарха Кирилла. Выпускается она православной религиозной организацией «Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» — синодальное учреждение Русской православной церкви». Совокупные траты на это издание превосходят все, что можно себе представить.

Судите сами.

  • Номер заказа: 173100007716000243. Дата подведения итогов: 21.04. 2016. Цена — 40 млн руб.
  • Номер заказа: 0173100007716000459. Дата подведения итогов: 21.06.2016. Цена — 14 998 600 руб.
  • Номер заказа: 0173100007717000083. Дата подведения итогов: 03.04.2017. Цена — 39 999 600 руб.
  • Номер заказа: 0173100007717000152. Дата подведения итогов: 28.04.2017. Цена — 10 467 000 руб.
  • Номер заказа: 0173100007717000230. Дата: 19.06.2017. Цена — 31 968 000 руб.

Итого: только за 2016—2017 гг. Минкульт потратил на Православную энциклопедию 135 млн руб.

Эти сведения содержатся на сайте Министерства культуры, который показывает контракты только за 2016—2017 гг.

Сайт clearspending.ru показывает контракты и под другими номерами.

  • Контракт номер: . Customer: . Subject: Оказание услуг по поставке очередного тома Православной энциклопедии. Дата окончания исполнения контракта: 31.03.2018. Сумма — 15 984 000 руб.
  • Контракт номер: . Customer: Министерство культуры Российской Федерации . Дата окончания исполнения: 30. 11. 2017. Сумма — 10 467 000 руб.
  • Контракт номер: . Customer: Министерство культуры Российской Федерации . Дата исполнения: 30.11.2017. Сумма — 39 999 600 руб.
  • Контракт: . Дата окончания исполнения: 21.12.2016. Сумма — 39 900 000 руб.
  • Контракт: . Дата окончания исполнения: 31.10. 2016. Сумма — 87 300 000 руб.
  • Контракт: 7. Дата исполнения: 26.08. 2014. Сумма — 37 400 000 руб.
  • Контракт: . Дата исполнения: 17.07. 2013. Сумма —39 000 000 руб.

Судя по сайту clearspending.ru, с момента прихода г-на Мединского на должность министра (с 2012 по 2017 г.) Министерство культуры потратило на закупки этого жизненно важного духовного продукта около 270 млн руб.


Министр культуры РФ Владимир Мединский. Фото: РИА Новости

Надобно сказать, что Минкульт был не единственным государственным учреждением, которое решило, что без Православной энциклопедии ему ну никак. На сайте clearspending.ru есть огромный список бюджетных учреждений, которые регулярно закупали этот важный продукт.

Среди постоянных покупателей, к примеру, значится департамент образования г. Москвы. С завидной регулярностью, раз в несколько месяцев, департамент тратит на Православную энциклопедию по 1 620 000 руб. по графе «Учебники». Страшно любит закупать Православную энциклопедию Некрасовская библиотека: 1 260 000 руб. в апреле 2016 г., 1 260 000 руб. — в ноябре 2016 г. и т.д.

Другие шикуют меньше. Например, Курский, Тверской и Тольяттинский университеты в 2015-м покупали лотами по 64 800 руб., Пермский университет в 2016-м году купил лот на 108 000 руб., Кубанский — на 129 000, а Московский архитектурный институт отделался в 2016-м всего 54 000 руб.

В истории с госзакупками этого эпохального труда удивительно все.

Во-первых, Библия традиционно является одной из немногих книг, которые распространялись бесплатно. На Западе в каждом отеле вы найдете экземпляр Библии. И в общем-то причина этого понятна. Срок копирайта на абсолютное большинство христианских текстов истек.

Мы вряд ли сможем отыскать потомков апостола Иоанна, чтобы вручить им авторские отчисления за Евангелие, тем более вопрос с подлинным авторством текста остается открытым.

Так уж случилось, что автор настоящей заметки последние несколько лет посвящает истории христианства куда больше времени, чем журналистике. Поэтому ответственно заявляю: отсутствие проблем с авторскими правами плюс просветительское рвение прозелитов привели в век интернета к тому, что библеистика — это одна из немногих областей, в которых источники можно изучать прямо в Сети.

Хотите прочесть Библию на русском? Она доступна на том же patriarchia.ru. Правда, это синодальный перевод, качество которого ниже всякой критики, но, с другой стороны, Вульгата тоже была не подарок. Хотите Новый Завет на греческом? Ради бога. На греческом с подстрочником, если вы не уверены в своем владении эллинской речью? Пожалуйста, к вашим услугам superbook.org.

На сайте biblehub.com вы можете прочесть мазоретский текст Торы и Танаха на древнееврейском в любых вариантах: хотите Ленинградский кодекс, хотите Алеппский. Вы можете прочесть любые комментарии: Барнса, Кальвина, Ланге, Кларка, Дарби, и перевод на любой язык, включая амхарский. Вы можете прочесть Септуагинту.

Плюс вы легко найдете в интернете огромные коллекции текстов. Earlychristianwritings.com, earlyjewishwritings.com, gnosis.org, newadvent.com, sacred-texts.com и пр. На них можно прочесть все: от «Вознесения Исайи» до Коптского апокалипсиса Петра, от 2 Баруха до «Трехчастной Протенойи», от Марка Минуция Феликса до переписки Пилата и Тиберия.

Нет там только текстов, которые нарушают копирайт: ну, например, недавней публикации почти полной рукописи «Деяний Филиппа», найденных Франсуа Бовоном в греческом монастыре Ксенофонтос, или уже какой-то совсем экзотики, вроде сохранившегося только на арабском рассказа о том, как апостол Петр обратил в христианство императора Нерона.

При этом все эти сайты, разумеется, не являются государственными. Сайт fouthcentury.com содержит, к примеру, Wisconsin Lutheran College, а крупнейший американский католический сайт newadvent.com содержит один-единственный человек — Кевин Найт (Kevin Knight). Эти люди, организации и волонтеры вкладывают свое время, ресурсы и деньги (причем не малые) в выкладывание текстов на языке оригинала, перевод, комментарии и подробные профессиональные справки.

Этим людям, несмотря на то, что они являются искренне и даже истово верующими, не приходит в голову осуществлять на этих сайтах цензуру. Им не приходит в голову снять с сайта «Пистис Софию» только потому, что она написана проклятыми гностиками, или заклеймить Сирмийский символ веры как результат происков мерзких ариан.

Увы, на фоне западного богатства российский сегмент библейского интернета поражает своим убожеством.

Большинство российских православных сайтов до сих пор борются с арианской ересью. Они застыли примерно в том времени, в котором Баруха Спинозу предали анафеме за сомнение в том, что Тору написал лично Моисей. Энциклика Divino Afflante Spiritu папы Пия XII обошла их стороной. О качестве переводов я уже не говорю: никому не рекомендую читать в переводе на русский Филона Александрийского или Афанасия Великого.

Но самое главное отличие западных сайтов от нашей православной и бессребренной духовности заключается в том, что грязным представителям мира чистогана не приходит в голову впаривать результаты своей деятельности бюджету. Казенные закупки опиума для народа по конкурсу за бюджетный счет — это чисто российское ноу-хау.


Православная энциклопедия. Фото: culture.ru

Какие же сведения (по сравнению с достижениями современной библеистики) предлагает нам за казенный счет Православная энциклопедия?

Чтобы далеко не ходить, возьмем статью прямо с заглавной страницы ее сайта. Это статья о Богородице. Из нее мы узнаем, что «о том, что Ее земная кончина уже близка, Богородица узнала от арх. Гавриила. Эту весть Богородица приняла с большой радостью: Ей предстояла скорая встреча со Своим Сыном».

Мы также узнаем, что «в качестве предзнаменования ожидающей Богородицу по Ее Успении славы архангел вручил Ей райскую ветвь от финикового дерева, сияющую неземным светом».

Интересующийся читатель может узнать, что «после сошествия Св. Духа Богородица прославилась среди христиан многими чудесами», что жребий проповедовать Евангелие ей выпал в Грузии и что перед кончиной Богородицы «силой Божией в Ее дом были собраны находившиеся тогда в различных странах апостолы. Опоздал один лишь апостол Фома».

Что?! Правда? Архангел Гавриил вручил Богородице перед смертью райскую ветвь, сиявшую, как люстра в Большом кремлевском дворце, и мы это узнаем из энциклопедии?

Можно узнать, в каком из канонических Евангелий авторы узнали эти драгоценные сведения? Ах, из «Сказания об Успении Св. Богородицы»?

А где тогда переписка Богородицы с Игнатием Антиохийским, которую эта достойная Дева вела прямо на латыни, которой ни она, ни Игнатий не знали? Как составители забыли упомянуть о том, что когда Дева Мария начала рассказывать апостолам тайну о рождении Христа, из ее уст вырвалось пламя, которое должно было поглотить весь мир? Как они не упомянули про некую Саломею, которая после родов Девы Марии сунула ей в промежность руку, чтобы убедиться в наличии девственной плевы, после чего рука Саломеи тут же отсохла?

В конце концов эти замечательные сведения содержатся в источнике ничуть не менее достоверном, чем «Сказание»! Первое рассказал лично апостол Варфоломей в «Вопросах Варфоломея», а второе — лично брат Иисуса Иаков в «Евангелии Детства от Иакова»!

И вот это нам продают за бюджетные деньги?


Сергей Нарышкин, тогда — спикер Госдумы РФ, и патриарх Кирилл. Перед ними — тома православной энциклопедии. Фото: Александр Шалгин / пресс-служба Госдумы РФ / ТАСС

Я лично знаю только одного пользователя, которому такая энциклопедия доставит массу полезных сведений. Это — Александр Невзоров.

Как я уже имела случай отметить, российская библеистика вопиюще, на несколько веков, отстает не только от протестантской, но и от католической. РПЦ — богатая организация, в которой работают небедные люди, судя по часам на руке патриарха и пьяным священникам, давящим на дорогих иномарках прохожих. Несомненно, можно было бы только приветствовать, если бы в наш век всеобщей компьютерной грамотности РПЦ создала бы на русском бесплатные сайты, подобные earlychristianwritings.com , и выложила бы там приличные переводы текстов, известных сейчас студенту любого протестантского колледжа, и справочные материалы.

Вместо этого РПЦ выпускает нам книгу, в которой на полном серьезе (в начале XXI в.) рассказывается, как апостол Фома опоздал на похороны Девы Марии. И на продаже этих драгоценных сведений бюджету она получает миллионы и миллионы долларов.


Добрый вечер. Юлия Латынина, опять «Код доступа». Растет и ширится любовь к богу в нашей стране. Вот, приговорили Соколовского за то, что он не верит в бога, очередь к Николаю Угоднику, опять же. И как-то я решила в связи с этим заняться, как говорит Невзоров, поповедением.

И откровенно говоря, никогда не думала о том, что мой чисто теоретический интерес к тому, как была устроена пропаганда христианская две тысячи лет назад, которая, в общем, заставляет с такой, благосклонной усмешкой взирать на все усилия нашей нынешней российской пропаганды, очень помогает философскому отношению к жизни. Так вот никогда не думала, что она мне практически пригодится.

И вот первая реакция на приговор Соколовскому была очень интересная: «Ну, как же так? Это же не по-христиански. Христос своих врагов учил любить».

Я вообще должна сказать, что эта реакция - она еще восходит к эпохе Просвещения, это вот Вольтер любил рассказывать, что есть плохая церковь, которая основана на насилии и лжи, и есть замечательный Христос, который врагов учил любить.

И она очень напоминает, знаете, как шестидесятники говорили, что Ленин был хороший коммунист, но, вот, пришел Сталин и устроил террор. А вообще коммунизм, конечно, мирная религия и учит любить.

И вот я хочу начать по этому поводу с двух вещей. Первая, 380-й год. Император Феодосий издает Фессалоникийский эдикт, который делает христианство государственной религией империи, и в этот момент начинается волна погромов против тех самых врагов, которых надо любить. В Эдессе, в Апамее, в Дидиме все храмы Пальмиры. То, что разрушают сейчас боевики ИГИЛа (организация признана террористической и запрещена в РФ), это просто жалкие остатки того, что разрушили тогда христианские боевики.

И вторая дата - 1 июля 1766 года, Просвещение и Вольтер. В городе Абвиль в Пикардии во Франции сжигают, вернее, казнят Шевалье де Ла Барра. Вина его заключается в том, что у него нашли энциклопедию философскую. Это не шутка. Вот там была такая история, что кто-то в этом городе Абвиль половил покемонов в церкви, ну, извините, надругался над Христом. Местные судьи очень обиделись, они решили проучить местных вольнодумцев. Совершенно был не факт, что это сделали они, но, вот, они обыскали Шевалье де Ла Барра и нашли энциклопедию. На этом основании представители религии мира и добра приговорили Шевалье де Ла Барра к обезглавливанию и сожжению, и пытке перед смертью, что и было исполнено.

Вот, собственно, всё это время между 380-м годом, когда христианские титушки начали уничтожать языческие храмы, и между 1766-м годом, когда сожгли Шевалье де Ла Барра, было как раз временем тотального господства в Европе религии мира и добра.

Собственно, оно началось даже немножко раньше, после 313-го года, когда победивший Константин сделал церковь государственным институтом. Обратите внимание, он не сделал христианство государственной религией, но христианскую бюрократию, известную как кафолическая, то есть всеобщая, и ортодоксальная, то есть правоверная, церковь, он сделал государственным институтом.

Вот, ровно через 4 года после этой замечательной победы солдаты Константина ворвались в другую церковь (вместе с епископами они врывались) и устроили там резню прихожан.

Вообще я должна сказать, что за всё время страшных гонений на невинных христиан не зафиксировано ни одного случая, чтобы вот эти страшные язычники ворвались в церковь и резали там прихожан.

Кого резали? Резали донатистов. Кто такие донатисты? Это были не язычники и, будете даже смеяться, не еретики. Это были абсолютно строгие последователи вот этой самой ортодоксальной церкви. У них была одна крошечная проблемка. Дело в том, что незадолго до этого были знаменитые гонения, устроенные Диоклетианом. В последующих христианских описаниях эти гонения приобрели, конечно, тот же масштаб, что и распятие украинскими фашистами мальчика на доске в Славянске. На самом деле, там всё было не так страшно, но, действительно, Диоклетиан впервые за 40 лет пытался бороться с религией мира и добра. Более того, все его эдикты были направлены не против рядовых верующих, а именно против церковной верхушки. И, вот, где происходила потом эта история с донатистами, в Африке, единственный эдикт, который действовал, был тот, который приказывал сдавать священные книги.

И вот эта церковная верхушка в Африке и Карфагене сдавала их тоннами. А один из епископов, правая рука тогдашнего епископа Карфагена (его звали Киприан), он не только сдал книги, он по приказу римских властей стоял с громилами у тюрьмы и избивал христиан, которые приносили еду мученикам, которые сидели в этой тюрьме, потому что книги не сдали.

И знаете, в чем было преступление донатистов? Дело в том, что потом, когда всё наладилось, Киприана назначили епископом Карфагена, и донатисты сказали: «Пожалуйста, только не он!» И понятно, что церковь не могла этого допустить, потому что она уже в огромном большинстве состояла тогда из Киприанов. А, соответственно, она начала донатистов запрещать, а потом просто резать. И это, заметьте, не еретиков - о еретиках я вообще не говорю, потому что уже с 330-х годов посыпались указы об их ликвидации, и произошло удивительное дело. Вот, IV-й век нашей эры, вот страшная Римская империя, которая уничтожала христиан. И как-то при этих страшных карах, вот, все эти монтанисты, маркиониты, валентиниане, сатурниане, иафетиты, сетианцы, они только множились и множились. Начиная с IV века, мирная религия любви и Христа приходит к власти, и всех этих людей уничтожают огнем и мечом.

Вот, есть такой христианский хронист Феодорит Кирский. У него есть замечательная книжка, называется «История монахов Сирии». Он рассказывает, как он в своей епархии боролся с маркионитами. Очень просто. Он сначала нашел какого-то замечательного монаха, который воскрешал мертвых, он попросил его помолиться. А «помолиться» - это было такое стратегическое оружие, баллистическая ракета, которая уничтожила Сатану, потому что маркиониты были представителями Сатаны.

Потом Феодорит Кирский описывает, как он с солдатами вошел в это маркионитское село. А потом там замечательная есть фраза: «Эти слуги дьявола напали на него (после того, как он вошел в село), потрясая против нас обнаженными мечами».

Если говорить честно, описание зондеркоманды, которая пришла уничтожить село. Ну, там же Сатана, там же одни сплошные Соколовские. Религия мира и любви никак не может допустить, чтобы где-то Сатана пустил корешок.

И я почему, собственно, рассказываю этот рассказ? Потому что у него замечательное время действия - 430-е годы. То есть время, когда империю грабят готы, гунны и вандалы. А империя в это время вместо того, чтобы бороться с варварами, она под руководством Феодорита Кирского уничтожает собственных налогоплательщиков. И, собственно, вся история христианизированной Римской империи, которую мы называем Византией, чтобы скрыть факт ее деградации, это история войны против собственных граждан вместо войны против внешних врагов, ну, потому как Сатана важнее.

Так вот. С 380 года, когда христианство ортодоксальное было объявлено единственной дозволенной религией, и до 1766 года, ну, строго говоря, конечно, до времени Возрождения (не до времени сожжения де Ла Барра), церковь сделала всё, чтобы вернуть Европу в каменный век. Фактически мирянам запретили грамотность.

Вот, переписывали прошлое. В X веке в Римской империи жил замечательный монах по имени Симеон Метафраст, в переводе Переписчик. И ремесло у него было то же самое, что у Министерства правды в «1984». Он брал деяния и жития, и переписывал их в соответствии с новой идеологией. То, что внедрялось, было поразительное невежество, сама идея научного мышления, что можно вообще что-то пытаться понять, стала ересью. И вот это было потрясающе. Потому что если в IV веке римляне знали, какой диаметр у Земли, то уже Козьма Индикоплов рисовал плоскую землю с земным раем на карте. И заметьте, что когда нам рассказывают, что вся эта чудовищная культурная деградация произошла в результате варварских завоеваний, то это вранье, потому что Константинополь никто не завоевывал. Козьма Индикоплов появился в Греции, которая тысячу лет была языком логики и математики и без всяких варваров.

А варвары, кстати, поначалу были очень приличные люди, и бургундские короли слогали неплохие стишата на латыни.

Так я вот о чем, да? Пока существовала монополия церкви в Европе, Европа пребывала в самом страшном диком невежестве и клопах. И невежество это сопровождалось изобильным изготовлением фальшивок. Церковь, например, всерьез утверждала, что Константин подарил город Рим и весь Запад империи папе, который вылечил его от проказы.

Этот феерический документ назывался «Константинов дар», и не просто был плохо подделан, а подделан из рук вон плохо. Он был подделан феерическими невеждами. Он был подделан невеждами, которые плохо знали латынь, Он был подделан невеждами, которые в от папе, который вылечил его от проказы.

Этот феерический документ назывался «Константинов дар», и не просто был плохо подделан, а подделан из рук вон плохо. Он был подделан феерическими невеждами. Он был подделан невеждами, которые плохо знали латынь, он был подделан невеждами, которые в отношении чиновников Константина употребляли слово «сатрапы», которое, в общем, римляне времен Империи не употребляли, но оно было очень популярно в Италии в VIII веке.

Он был подделан невеждами, которые были не в курсе, что Константин не болел проказой. Они, подделывая это, не то, что язычников не прочли, они не прочли своих собственных столпов типа Евсевия Кесарийского, свои же собственные истории церкви, в которых ничего такого не сказано. По сравнению с этой фальшивкой «Боинг» Михаила Леонтьева размером в 800 метров просто образец тщательной фальсификации. Но именно эта фальшивка в течение нескольких сотен лет служила основой европейской политики.

Они придумали другую потрясающую фальшивку - Псевдо-Исидоровые декретарии. Отличие декретария от «Константинова дара» было то, что дар, все-таки, была одноразовая подделка, а декретарии - это был целый проект. Там трудился целый христианский НИИ, он подделывал десятки фальшивых писем. Цель вся та же - власть, бабло, безнаказанность.

Потому что, например, в Псевдо-Исидоровых декретариях было написано, что для того, чтобы судить епископа, внимание, приз в студию, надо, чтобы свидетелями преступления были 70 других епископов.

Это я говорю почему? Вот, религия мира и любви - она как-то странно организовала процесс в пользу дикого невежества всех окружающих, которое (дикое невежество) приводило к ее фантастической власти, потому что эта власть была основана на фальшивках, которые в свою очередь могли опираться только на дикое невежество.

И вы мне, конечно, скажете: «Ну, что это? Это была практика. А, вот, теория же была прекрасна, что, вот, говорил же Иисус «Любите врагов ваших». Нам же рассказывают, что это было ноу-хау Христа, что нигде, кроме как в мыслепроме, что, вот, христианское всепрощение - оно сменило еврейский зуб на зуб.

И я хочу сказать несколько вещей. Во-первых, Иисус в Евангелиях как-то нигде не живет по своим заповедям. Вот, фарисеи - они в Евангелии враги Иисуса. Чего говорит Иисус? (НЕРАЗБОРЧИВО), пойдете в Геенну огненную.

Вот, как-то английский ребе Джеральд Фридлендер заметил в начале XX века, цитирую, «Евангелия не дают нам ни одного примера любви, проявленной Иисусом к его оппонентам». Кроме этого, эта прекрасная заповедь не встречается ни у Марка, ни у Иоанна. И более того, у Марка Иисус, призвав поклоняться единому богу и любить ближнего, говорит, цитирую, «иной больше сих заповедей нет, Марк 12:31». То есть не знает Иисус у Марка, что надо любить своих врагов.

И третье. Нам говорят, что вот это только Иисус, евреи такого не знали. Так вот я должна вам сказать, уважаемые слушатели, что это вранье. Как вам ни покажется удивительным, но это требование имеет полные параллели в ортодоксальном иудаизме. Вот, я, например, цитирую Филона Александрийского: «Делай добро твоим врагам». Тосефта: «Если кто нанес вред своему ближнему, то даже если нанесший вред не просил о прощении, то потерпевший должен молиться о прощении ему». А вот уже Талмуд, трактат Шаббат: «Тот, кто милосерден к своим ближним, получает милосердие от небес. Тому, кто не мстит ближнему, прощаются все грехи». «Не мсти и не копи злобу», - это Талмуд (НЕРАЗБОРЧИВО).

Но самое главное, как вот это вот теоретическое прощение, как оно функционировало? Возьмем пламенного Тертуллиана. 2016-й год, христиане еще не у власти, Тертуллиан обращается к проконсулу Африки Скапуле с тем, чтобы отговорить его от преследования христиан. И, вот, как раз о миролюбии христиан Тертуллиан и говорит, что мы молимся даже за тех, кто нас преследует, и любить друзей свойственно всем, а любить врагов - одним только христианам.

И вот это удивительное миролюбие портит одна случайная ремарка Тертуллиана. Он пишет Скапуле, что христиане, цитирую, «не замышляют какого-то мщения, мы его ожидаем от бога». мщение вовсе дело не далекого будущего. Вот, Тертуллиан объясняет, что да, вот, смотрите, все, кто с нами боролся, вот один проконсул Гилариан что-то хотел сделать, но сделался голод. Вот, Луций Герминиан, другой римский чиновник - его заживо съели черви. Цитирую: «Никакой город не совершит безнаказанно пролитие нашей крови», - заверяет проконсула любящий врагов Тертуллиан.

Кроме того бросается в глаза, что несмотря на то, что христиане любят своих врагов, они прямо-таки ими окружены, вот так и кишат враги. Все языческие статуи - это ж демоны. Причем, эти демоны пошли так далеко, что, зная о рождении в будущем сына божьего, они решили скомпрометировать идею на корню, и родили еще до Христа огромное число сынов божьих. Они пошли еще дальше, они придумали литературу, культуру и искусство только потому, чтобы, зная о будущем рождении Христа, скомпрометировать это рождение перед будущими поколениями как басню. Это Тертуллиан.

А когда Христос уже пришел, демоны выдумали новую уловку. Они заставляют людей верить в Христа неправильно и впадать в ересь. И если настоящих христиан надо прощать, то еретиков, конечно, император должен казнить. Это уже не Тертуллиан, это уже Юстин, «Апология».

То есть очень любят христиане своих врагов. Но еще до их триумфа у них какое-то огромное их количество. Весь окружающий мир, его история, его мифы, его архитектура, искусство, литература - следствие всемирного заговора против христиан. А враги христиан - это все, кто поклоняются идолам. Кто идолопоклонник, тот убийца. Идолопоклонникам не место в церкви, не место в ней тем, кто изготовляет идолов, всяким художникам. Всякое искусство есть источник идолопоклонства, слышите, гражданин Серебренников? Профессии, смежные с изготовлением идолов, тоже грех. Вот, если человек, скажем, торгует идолами, ну, он, конечно, грешник и попадет в ад.

Вот, очень они любили своих и прощали врагов, но как-то уже во II веке их было у христиан как-то очень много. Ни у кого в Римской империи не было столько врагов, как у прощающих врагов христиан. Причем, этот парадокс в самых ранних христианских посланиях. Вот апостол Павел: «Люби ближнего твоего, как самого себя». Через запятую: «Но если бы даже мы или ангел с неба стали благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. К Галатам 1:8».

Или еще замечательная фраза из того же послания к Галатам: «Любовью служите друг другу. К Галатам 5:13». А дальше! Вернее, перед этим замечательная фраза, которая звучит в синодальном переводе так: «О, если бы удалены были возмущающие вас! К Галатам 5:12». Очень неточный перевод. Знаете, какой точный? Поскольку он не очень нематерный, я не буду его приводить в его настоящем виде, но в цензурированном виде он звучит так: «Пусть возмутители сами там себе всё отрежут».

Вот, помните, Путин сказал, что отрежем так, что не вырастет? Вот, кто бы мог подумать, что Владимир Путин цитировал апостола добра и любви Павла в оригинале.

Собственно, я могу приводить еще кучу примеров от Поликарпа Смирнского до Игнатия Антиохийского таких цитат. Ну, понятно, что все они восходят к самому Иисусу. Вот, у него враги пойдут в муку вечную, а праведники - в жизнь вечную (Матфей 25:46). Кто праведники? Кто верит в Иисуса. А кто злые? Те, кто не верят или верят неправильно.

И есть замечательное Евангелие от Иакова, очень популярное в средние века. Апокриф. Рассказывает о детстве Иисуса. Там, например, рассказывается, как Иисус однажды сделал лужицу (замутил). Вернее, не он замутил, а другой мальчик подошел и эту лужицу замутил, а Иисус из нее лепил птичек. Иисус очень обиделся, он этого мальчика и мальчик упал мертвым. А другой мальчик случайно толкнул Иисуса в плечо - тоже помер. А еще был страшный учитель, который Иисуса ударил маленького по голове. Тоже помер.

А какие прекрасные тексты подделывали любящие врагов христиане. Например, они подделали письмо императора Марка Аврелия, в котором тот объясняет сенату, что был обязан победой христианскому богу, и тут же требует от сената казнить всех врагов христиан.

Вот, ни одна другая религия не казнила за то, что не слушается ее богов. Вот, ни один жрец Юпитера не сулил Геенны огненной тем, кто приносит жертвы Аполлону.

И, вот, это очень важный момент. Любите врагов ваших - это, действительно, новый по сравнению с ветхозаветными пророками призыв. Но одновременно (и это главное, что я хочу сказать) это проповедь, которую никогда бы не произнес Будда, потому что ему бы и в голову не пришло, что у него много врагов. Он бы не призвал их любить, он бы призвал не считать их врагами. Любить врага - это глубоко неестественное занятие. Врага можно уважать, врагом можно восхищаться. Любить его - это очень странный рецепт, потому что ненависть - это такое чувство, которое редко остается без взаимности. И мы не можем не вспомнить, что в мире есть очень много идеологий, которые утверждают, что они любят своих врагов. Они-то любят, вот только враги их ненавидят, и за это они (враги) будут наказаны. Вот для этих идеологий проповедь любви является необходимым компонентом ненависти, гнева и нетерпимости.

Вот были коммунисты, которые тоже проповедовали рай на земле, а уничтожение злых, то есть всех, кто не верит в этот коммунистический рай, было составной частью этой проповеди добра. Вот, есть у нас религия мира и добра современный ислам. Если кто-то в этом усомнится, зарежут этого гада нафиг. Вот, вы будете смеяться, мирным считал себя Гитлер. Этот человек совершенно всерьез в своем собственном представлении считал, что ему в сентябре 1939 года неизвестно за что объявили войну кровавые Англия и Франция, науськанные его врагами-евреями. В представлении Гитлера Холокост был ответом на агрессию евреев.

И я обращаю ваше внимание, что в данном случае поступал мирности и добра - он не является камуфляжем, это вот такой мотор, это сердцевина, это реактор, который приводит в движение поршни ненависти. «Мы-то вас, козлов, любим, а вы-то нас, суки, ненавидите». Будда никогда не призывал бы любить врагов - он призвал бы их просто не иметь.

А призыв любить врагов в сочетании с непременно грозящей этим врагам Геенной огненной - это страшное сочетание. Это призыв, который апеллирует ко всем самым страшным комплексам человеческой души: «Я-то их всех люблю, это они меня все не любят».

Вот, к сожалению, вся дальнейшая история христианства, история страшной вражды со всеми, кто не верует в Христа, или с теми, кто верует не так, как надо, это совершенно аутентичное развитие принципов, заложенных в Нагорной проповеди: «Мы любим всех наших врагов. Но их у нас очень много, и все они будут гореть в аду».

Поэтому я думаю, что мы не должны удивляться тому, что эти люди требуют запретить «Тангейзера», посадить «Пуссей» и так далее, и так далее. Они любят своих врагов, но они считают, что эти их враги должны быть наказаны.

Признаюсь: я, как главная героиня , читающая по воскресеньям The New York Times, независимо ни от чего каждую неделю слушаю вас на сайте . Так делает довольно много моих друзей разного социального статуса, взглядов, увлечений, нам всем немного за тридцать. Мне очень интересно, как вы воспринимаете свою работу политического комментатора?

В начале 1990-х следить за Россией было реально интересно. В этой цивилизации были сильные личности, только начинались олигархи, и все они были круты до невозможности. Это сейчас они присмирели, потому что чем больше у тебя богатства, тем тяжелее делать решительные шаги - да и зачем? Я их понимаю: самое умное, что может сделать Абрамович, видя то, что происходит в России, - это появляться в ней как можно реже.

- Мечтаю поговорить про ваши любимые «информационные каскады»: как неопытным людям в них не попасться?

Информационных каскадов нельзя избежать в принципе, потому что человеческий мозг сам их и порождает. Нам обязательно надо во что-то верить: в Уицилопочтли, в статую Свободы, в права человека. Вера - это, собственно, то, что отличает человека от обезьяны. Я думаю, что лучше верить в права человека, чем в Уицилопочтли. Хотя не все защитники прав человека мне нравятся. Иногда я думаю, что Уицилопочтли лучше. 
Да, у вас приятные вопросы, потому что я думала, что опять меня будут спрашивать про Путина, Сечина и т. д.

- 
А почему нам иногда перестают нравиться правозащитники и вдруг становится симпатичен правый дискурс?

А это как раз пример информационного каскада, и еще это называется окном Овертона. Окно Овертона - это вопрос того, как можно или нельзя обсуждать те или иные темы. В 1950-е годы окно Овертона не предусматривало на Западе возможности обсуждения гомосексуализма. А сейчас - ради бога, пожалуйста. Но вот педофилию нельзя обсуждать. Окно Овертона меняется на наших глазах: после стокгольмского теракта шведские политики заявили, что им нужно больше полномочий, призвали выкинуть из страны всех, кому в ней дали убежище. Еще недавно за такие идеи они бы своих оппонентов назвали фашистами, а теперь сами об этом спокойно говорят.

Дело в том, что демократия подразумевает обратную связь с реальностью, и на Западе эта связь не идеальна, но в отличие от России она определенно есть. Потом Трамп, конечно, подал фантастический пример. Я недолюбливала президента Обаму, хотя старалась про него плохо не говорить, потому что человек он был явно упертый и с позицией. Пойти и извиниться перед кубинцами - это позиция. Извиниться перед мусульманами - тоже позиция. Но сейчас видно, насколько Обама распустил всех, потому что ни при каком Трампе не было бы у нас никакого Крыма, Донбасса, Сирии. А если и было, то очень аккуратно и в сотрудничестве с ним.

- Почему русская либеральная интеллигенция принимает Трампа?



Потому что не связана круговой порукой. Мы не учились в Гарвардском университете, не ходили в нем на лекции либеральных профессоров. Куча русских интеллектуалов может пройтись по западной политкорректности гораздо резче, чем это может позволить себе пока представитель интеллектуального мейнстрима на Западе. Ровно потому, что мы не связаны обязательствами.

- Наш взгляд на Трампа от этого становится объективнее, чем у CNN или The New York Times?


Нету «нашего» взгляда на Запад. Наоборот, мы можем сказать, что в России сформировался свой маленький, уютный информационный каскад. Их даже несколько. Есть путинско-захаровский дискурс. Это про то, что по стене ползет кирпич, деревянный, как слеза. Ну и пусть себе летит, нам не нужен контрабас. Есть западный дискурс чистой воды, это вот Пархоменко-Орлова. И между ними потихонечку формируется мейнстрим, скорее прозападный, этим людям скорее интересно то, что происходит в Париже, а не в Мекке.

Если предположить, что читатели «Афиши Daily» - представители как раз мейнстрима, как правильно им рассказывать про геополитическую обстановку в мире?

Я вам скажу страшную вещь: гораздо важнее понимать не геополитическую обстановку, а культурно-научное пространство. Важнее понимать, почему летает в космос и что там с бозоном Хиггса. Потом важнее понимать историю. Почему сдохла Римская империя, и что из себя вначале представляло христианство. Оно ничем не отличалось от Бен Ладена, который говорил, что он мирный, просто на него нападают.

И помня об истории, ты перестаешь удивляться или думать «нам так не повезло, мы так уникально попали». На этом фоне Путина и Захарова превращаются в точечку на стекле. Вот. И начинаешь относиться к геополитической обстановке философски.

- А ваш любимый Илон Маск - его как описать?



Ему хочется. Это типичный миллениал, у которого много денег, а теперь ему хочется. Шлиману хотелось раскопать Трою, а Илону Маску хочется летать в космос. Ну да, это пиар. Но в космос он летает, ракету посадил.

К сожалению, в России, вместо того чтобы смотреть на Илона Маска, детей либо ведут в крестный ход вокруг церкви, либо бросают, как псковских школьников. Насколько вообще государство должно вмешиваться в молодежную политику, чтобы не было двух таких крайностей? Как государство должно себя вести, чтобы молодые люди хотели быть учеными, а не бойцами без правил?



Я боюсь советовать. Российскому государству что ни посоветуешь, всегда получается автомат Калашникова. Поэтому лучше бы ему ничего не делать. Во-первых, понятно, что большинство никогда не будет смотреть в сторону Илона Маска. Во-вторых, есть очень хорошая система, не надо изобретать велосипед, это американская система. Хотя из школы можно где-нибудь в Детройте выйти, не научившись ни читать, ни писать, но при этом сама система заточена на поиск талантливых детей. Если мальчик из какого угодно гетто выиграл олимпиаду по математике, то его тащат из одной школы в элитную школу. Это единственное, что может и должно делать государство. Тащить за уши всех тех, кто готов отличиться.


- В российской политике появились сильные кадры кроме Навального за последнее время?

Что значит «кроме»? С моей точки зрения, у оппозиции должен быть один лидер, и он им и является. На войне должен быть один начальник. А не как, знаете, в Афинах, один день один полководец командовал, другой день другой. И, как правило, он отменял на второй день все распоряжения первого. Поэтому вот как-то не выросли Афины в империю. Правда, у них были другие преимущества.

Ну а если поиграть в предсказателей, то какое будущее у Навального с учетом того, что до выборов его явно не допустят?

Знаете, я боюсь загадывать. Когда крысу загоняешь в угол, она кусается. И у нас, я думаю, все самые веселые истории еще впереди.

- Много говорят о том, что в России короткая историческая память. Это правда так?


Вот есть инвесторы, они иногда деньги вкладывают. Скажите мне, у инвесторов память длинная или короткая?



- Длинная.

У инвесторов нет никакой памяти. Вот страна объявляет банкротство. Если она нормально себя ведет, то через год к ней приходят деньги. Даже если у инвесторов, которые бабки теряют, вообще нет памяти, то как вы думаете, что можно сказать об остальном человечестве? Вы хорошо помните 1990-е годы?


Периодически вспоминаю, когда читаю книжки или попадаю в «Ельцин-центр». На уровне ощущений кажется, что время было хорошее, свободное.

Это было хорошее время, и как раз понимаешь, на каком волоске висела судьба России. При Лужкове мы бы с вами тут вообще не беседовали. Нельзя было и пикнуть против него. Никакого «Эха Москвы» близко бы не было и никакой «Новой газеты». А был бы Немцов, мы бы сейчас жили в совершенно другой стране. Это я к тому, что марксисты придумали эту злобную вещь про исторические закономерности. А каждая историческая закономерность в девичестве была случайностью. И сейчас свернуть Россию с путинского пути очень сложно. Куда вы денете всех этих развращенных людей?

 Уходом Путина ситуация-то не исчерпывается. Понятно, что какой-нибудь Милонов замолкнет, Дмитрий Киселев запишется в сообщество друзей геев и т. д. Но вот есть прокуратура, милиция. Они же быстро не изменятся.

- В Москве модно быть левым или правым сейчас в итоге?

Российское определение левого и правого немного своеобразное, потому что за вещи, которые в России может себе позволить вполне либеральный человек, на Западе назовут расистом, фашистом. Я могу спокойно сказать, что мне не нравится идея всеобщего избирательного права. Но вы понимаете, что никакой Билл ОʼРайли (скандальный ведущий Fox News, был недавно уволен. - Прим. ред. ) так не может. Его просто вынесут через телевизор.


Давайте поговорим про восприятие информации на примере теракта в Санкт-Петербурге и теорий заговоров, сразу же образовавшихся вокруг него.

Можно посоветовать относиться критично к любому куску информации. Хороший совет?

- Нет.

Правильно. Иначе получится Илларионов, который нам рассказывает, что Яшин главный убийца Немцова. Получается, что это все теория заговора и паранойя. Да, вот человек так устроен, что какие-то вещи он должен принимать на веру, как аксиомы. Я не видела глазами атом, но верю, что он есть. Я даже не видела, что Земля круглая. Критично относясь к информации, я вам за пять минут докажу, что все подстроено, Земля плоская. Важно, как кусочки информации друг с другом сопрягаются. Образуется картинка или нет.

Я не знаю, почему, когда взрывается этот узбекский поваренок в метро, я сразу себе говорю: «Да, это взорвался узбекский поваренок», и ФСБ сказало мне правду. А когда убивают Вороненкова, я сразу себе говорю: это сделали российские спецслужбы, это никакая не разборка. А кто-то может решить по-другому. Да, вот я считаю, что это так, потому что так оно пахнет.

Я думаю, с восприятием информации в России, на самом деле, все очень сильно поменялось. Монополия на информацию давно нарушена. Кремлю очень приятно думать, что мы живем в телевизоре, но это не так. Другое дело, что все равно большинству населения втюхивают какую-то абсолютную фигню, которой верят, но не потому что из телевизора, а потому что так сказала власть. Власть прекрасно может обходиться без телевизора и делала это две тысячи лет. И втюхивала людям даже более удивительные вещи. Но просто программу «Время» смотрят четыре миллиона пенсионеров, а Навального - больше двадцати миллионов людей до пятидесяти, я думаю, посмотрели. Насчет великого могущества телевизора хватит заливать, ребят.


- А улучшения все-таки есть какие-нибудь или это мнимая оттепель, о которой так любят говорить?

Это не оттепель, это озоном пахнет накануне большой заварушки.

- Вам за переменами в большой политике интересно наблюдать сейчас?

История с Трампом - мегаистория. Мне безумно интересно, чего добьется Трамп, сумеет ли он облегчить бизнес в Америке, изберется ли он во второй раз. Но история христианства все равно интересней. Но понимаете, история и политика дополняют друг друга. Вот когда читаешь Захарову, потом легче расшифровывать некоторые темные дела апостолов. А когда понимаешь, как врется в Деяниях апостолов, мне проще воспринимать Захарову.

На этой неделе партия «Яблоко» обвинила Министерство культуры России в том, что его поддержка издания «Православной энциклопедии» является коррупционной, а журналистка Юлия Латынина написала бойкую статью о якобы низком научном качестве статей этого издания. Мы обратились к российским ученым, видным специалистам в своих областях знаний, чтобы узнать, насколько серьёзным и весомым в научном плане изданием является «Православная энциклопедия», насколько обоснованны высказанные в ее адрес обвинения.

«Ничего подобного “Православной энциклопедии”
в нашей стране нет и вряд ли в обозримом будущем появится»

Дмитрий Павлович Ивинский , профессор филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор филологических наук:

- «Православная энциклопедия» представляет собой уникальный опыт обобщения огромного массива данных, относящихся к ведению нескольких научных дисциплин - исторического богословия, истории Церкви, истории философии, истории литературы и филологии, истории культуры. Это первый после длительного перерыва коллективный труд, который стремится представить российскому обществу информацию по истории Православия за две тысячи лет, а вместе с тем осветить его сложную и многоаспектную соотнесенность с другими христианскими конфессиями, другими мировыми религиями. Исключительно важно, что данная энциклопедия оказалась результатом взаимодействия Церкви и государства, а вместе с тем приобрела общенациональное значение, а в большой мере - и международное.

Ничего подобного по культурному значению и по влиянию, которое уже оказывает эта энциклопедия на современную культуру, в нашей стране нет и вряд ли в обозримом будущем появится.

Конечно, проект столкнулся с неизбежными трудностями, основная часть которых вряд ли нуждается в специальных разъяснениях: со времен Лопухина и Глубоковского в течение нескольких десятилетий нормальное развитие исторического богословия в России было чрезвычайно затруднено. «Православная энциклопедия» в настоящее время играет роль центра, консолидирующего имеющиеся научные силы, а каждый вышедший ее том существенно уточняет не только бытующие в церковной среде и в обществе в целом представления о границах профессиональных возможностей огромного коллектива ученых, но и актуальный образ православной цивилизации.

«Это инновационное предприятие»

, ведущий научный сотрудник Института русского языка РАН им. В.В. Виноградова, руководитель Научного центра по изучению церковнославянского языка ИРЯ РАН:

- «Православная энциклопедия» - один из наиболее серьезных и значимых постсоветских гуманитарных проектов. Это инновационное, как принято сейчас говорить, предприятие, аналог ему подобрать трудно. Да, в России была Православная богословская энциклопедия в начале XX века, но это было большей частью все же популярное издание. Данное же издание - это исследовательская энциклопедия, значительная часть статей которой представляют собой самостоятельные исследования. По очень многим вопросам она находится на пике современного знания, а не обобщает какие-то уже общеизвестные сведения. Как у нового предприятия, которое делается впервые, у него могут быть какие-то недостатки. Но все, что делается в первый раз, делается с ошибками, такова вообще особенность любого нового дела

«Претензии к “Православной энциклопедии”
для знающих людей выглядят попросту смехотворными»

, старший научный сотрудник Отдела философии ИНИОН РАН, кандидат философских наук:

- «Православная энциклопедия» - это ведь не только само издание, но и довольно мощный научно-церковный центр, укомплектованный квалифицированными редакторскими кадрами, которые стараются подбирать в качестве авторов лучших специалистов в каждой области знаний. Зарплаты в этом церковно-научном центре отнюдь не поражают воображение, хотя, повторюсь, работают там серьезные ученые и редакторы. А возглавляющий «Православную энциклопедию» Сергей Леонидович Кравец является также ответственным редактором издательства «Большая Российская энциклопедия» и ответственным секретарем «Большой Российской энциклопедии», что тоже говорит само за себя.

Уникальность данного издания в том, что оно далеко выходит и за рамки православного мира: в нем представлены основные сведения по всем христианским конфессиям и иным вероисповеданиям, весомые и интересные материалы по философии, литературе, изобразительному и архитектурному искусству, музыке, и т.д. Из своей области знаний в качестве аналогичного по значению предприятия для гуманитарной и культурной среды в России я, пожалуй, рискну назвать лишь легендарную пятитомную «Философскую энциклопедию», выходившую в 1960-е годы. В каком-то смысле она была таким же событием в культурной жизни страны, какой стала «Православная энциклопедия» в годы 2000-е. Аналогия тут в том, что как тогда «Философская энциклопедия» сыграла большую роль в деле возвращения в культуру профессиональной философии, так и сегодня «Православная энциклопедия» играет во многом схожую роль в воссоздании в России после долгого и трагического советского перерыва серьезной культурно-религиозной и при этом научно обоснованной традиции.

Так что для знающих людей претензии, высказанные в адрес «Православной энциклопедии» партией «Яблоко» и журналисткой Юлией Латыниной, выглядят попросту смехотворными. Такое впечатление, что эти люди заученно среагировали на эпитет «православная», что ассоциируется с их личными предрассудками в отношении Православия, а всерьез в саму энциклопедию и близко не заглядывали. Видимо, для них само сочетание «церковно-научный», само соединение Церкви и науки представляется чем-то невозможным.

Впрочем, как всегда, нет худа без добра. Благодаря поднятому малокомпетентному шуму больше народа узнает об этом издании и сможет к нему обратиться. Так что в каком-то смысле этим людям можно даже сказать «спасибо».

«“Православная энциклопедия” - очень серьезное предприятие»

Владимир Леонидович Коровин , доцент филологического факультета МГУ им. Ломоносова, кандидат филологических наук:

- «Православная энциклопедия» - очень серьезное научное и гуманитарное предприятие. Она выходит с начала 2000-х годов, а работа над проектом началась еще в середине 1990-х годов. На данный момент вышло 46 томов, издатели дошли до буквы «М». Это важно отметить, потому что аналогичным изданием в прошлом была Православная богословская энциклопедия под редакцией профессоров А.П. Лопухина и Н.Н. Глубоковского, которая издавалась перед революцией. Ее последний - двенадцатый - том вышел в 1911 году и заканчивался статьей «Константинополь», после чего это издание так и осталось незаконченным. Нынешнее издание уже перешло через тот роковой рубеж и успешно движется дальше.

Без какого-либо преувеличения можно говорить, что данное издание является уникальным для отечественной гуманитарной традиции. Оно объединяет ведущих ученых самых разных специальностей: историков, литературоведов, богословов, религиоведов, искусствоведов, лингвистов. И этот список можно продолжать и продолжать. Статьи «Православной энциклопедии» отличаются высоким научным качеством и активно востребованы специалистами самых разных областей знаний. Желающим в этом убедиться достаточно посмотреть на редколлегию и авторский состав энциклопедии, а также ознакомиться с самим статьями, многие из которых размещены в открытом доступе на сайте

Левон Нерсесян. Фото: Таня Зоммер, bg.ru

Левон Нерсесян, специалист по древнерусскому искусству, старший научный сотрудник Третьяковской галереи:

– Я, собственно, никогда не относился к этому изданию как к чисто религиозному. С моей точки зрения, это очень серьезный, очень важный общегуманитарный проект, который находится на стыке нескольких наук: истории, филологии, богословия и истории искусств, которой я непосредственно занимаюсь.

Какие-то другие гуманитарные научные проекты такого масштаба, которые предпринимались бы на протяжении последних 10 лет, мне неизвестны. И то, что именно в этот проект вкладывались и продолжают вкладываться деньги – для меня чрезвычайно отрадно, потому что хочется, чтобы он был завершен.

Кстати, о завершении проекта я упоминаю не случайно – ведь существовала, скажем, так называемая «Православная богословская энциклопедия», которая издавалась в России с начала XX века и вплоть до Первой мировой войны – к сожалению, это издание было доведено только до буквы «К». Но я очень хорошо помню, как в наши студенческие годы мы регулярно ею пользовались, хотя это было совсем не так просто, учитывая, что времена были еще вполне советские. И да – мы сетовали на неполноту и несовершенство отдельных статей, но другого источника информации по целому ряду вопросов у нас просто не было.

Новая энциклопедия, разумеется, существенно превосходит то дореволюционное издание и представляет собой действительно универсальный источник по целому ряду отраслей гуманитарного знания. Приведу только один пример – сейчас в качестве научного редактора я работаю над изданием второго тома каталога икон Вологодского музея-заповедника (тоже вполне себе монументальный проект!). На данный момент в списке литературы – 18 статей из «Православной энциклопедии», и я понимаю, что их будет больше. Это и статьи по иконографии отдельных сюжетов, и агиографические справки по святым, иконы которых мы публикуем.

И, конечно, это не единственный пример, поскольку к «Православной энциклопедии» всем нам, историкам средневекового искусства, приходится обращаться регулярно – прежде всего к статьям по иконографии отдельных сюжетов и персонажей. Разумеется, их нельзя назвать исчерпывающими, но любая исследовательская работа с тем или иным иконографическим типом может и должна начинаться с той вполне грамотной справки, которую дает «Православная энциклопедия».

Сделаем небольшую оговорку: очевидно, что эти справки не вполне равноценны. Подобрать по всем темам абсолютно безупречных авторов, которые в курсе последнего слова в науке по тому или иному вопросу, – никакая редакция не в силах этого сделать. К тому же есть темы, которые исследовались мало и не исследовались вовсе, и не все авторы способны предпринять полноценное научное исследование, чтобы написать несколько страниц энциклопедической статьи. Но это особенность любого энциклопедического издания, над которым работает большой коллектив авторов, – одни статьи более удачны, другие менее, одни содержат новую информацию, другие представляют собой более или менее грамотный конспект того, что уже давно известно.

Но самое главное, что есть место, где эта информация собрана и продолжает собираться, и я надеюсь, что никакие «козни» этот процесс не прервут. А то и так приходится регулярно переживать, что до этой конкретной нужной тебе буквы энциклопедия пока еще не добралась…

Так сложилось, что я – автор всего одной статьи в «Православной энциклопедии». Но я знаю очень многих своих коллег-искусствоведов, прекрасных специалистов, пишущих для нее чрезвычайно интересные, ценные и полезные тексты, к которым я регулярно обращаюсь. И, конечно, мне регулярно пригождаются агиографические справки – прежде всего сведения о русских святых и русских переводных житийных текстах. И я подчеркиваю, что речь в данном случае идет не о тысяча первом интернет-пересказе Димитрия Ростовского, а о вполне грамотном научном анализе со ссылками на исследования и на источники, в том числе рукописные.

Наконец, есть еще целый ряд историко-богословских и литургических вопросов, которые любому действующему историку средневекового искусства абсолютно необходимы. И пусть не все они сегодня решены до конца, я могу быть уверен, что в «Православной энциклопедии» я найду самую свежую информацию, отражающую текущее состояние богословской и литургической науки.

Да, и для прояснения ситуации могу добавить, что никакого особенного пиетета перед собственно православными церковными проектами у меня нет. И прилагательного «православный» явно недостаточно для того, чтобы привести меня в восторг. Сам я вполне светский ученый, да и к тому же католик, и, кстати, будучи католиком, совершенно не уверен, что христианство можно «пропагандировать» с помощью издания энциклопедий – у нас несколько иное представление о миссионерской деятельности.

С моей точки зрения, «Православная энциклопедия» занимается, прежде всего, сбором и пропагандой знаний по истории отечественной духовной культуры и искусства, и тот факт, что Русская Православная Церковь возложила на себя такую миссию, должен безусловно украсить ее имидж в глазах, в целом, религиозно индифферентного общества. Со своей стороны я могу только выразить огромную благодарность коллективу авторов и пожелать им успешного завершения этой титанической работы.

По поводу же статьи Юлии Латыниной, которая сейчас у всех «на слуху», могу сказать только то, что она отражает ситуацию, к сожалению, вполне стандартную для современных отечественных СМИ. Мы сплошь и рядом сталкиваемся с тем, что человек, очень поверхностно образованный и слабо разбирающийся в обсуждаемой проблеме, внезапно начинает считать свое мнение авторитетным и на глазах у «восхищенной публики» приступает к «сенсационным разоблачениям». Сколько таких «сенсационных разоблачений» мне приходилось читать по поводу музеев и музейных сотрудников – вы не поверите! В том числе и в церковных изданиях, между прочим…

Не думаю, что я вправе судить, какой из Юлии Латыниной журналист, но историк и филолог-медиевист из нее точно никакой, и мне, как вполне себе действующему ученому-гуманитарию, ее инвективы кажутся абсолютно смехотворными. Можно, конечно, вырвать из контекста несколько фраз с целью того, чтобы доказать, что все приведенные в «Православной энциклопедии» сведения ненаучны, и что она занимается исключительно пропагандой давным-давно устаревших суеверий.

Но это может произвести впечатление только на людей, к науке никакого отношения не имеющих. Для меня и моих коллег важно не то, какие именно сведения о Богородице приводит энциклопедия, а то, из каких источников эти сведения заимствованы, есть ли в статье критический разбор этих источников или хотя бы ссылки на исследования, в которых этот разбор проводился, и т. п. И дальше именно я и мои коллеги – а не Юлия Латынина и ее поклонники – будем судить о том, достаточно ли нам приведенных сведений, и оценивать, исходя из этого, ту или иную статью.

Для Юлии Латыниной в такой ситуации предусмотрена только одна возможность – ПОЛЬЗОВАТЬСЯ энциклопедией – то есть раскрыть ее на нужной букве и найти нужное слово. И если приведенные сведения ее почему-то не устроят – обратиться к любому другому источнику. А вот о том, насколько научны эти сведения, насколько они актуальны и насколько велика их общекультурная ценность, пускай судят специалисты, ладно? Если честно, ее трогательный малограмотный демарш вообще никак не должен был оказаться в поле зрения моем и моих коллег – все эти «властители дум», независимо от своей политической или конфессиональной ориентации, как правило, работают со своей, вполне устоявшейся аудиторией и вполне профессионально придумывают для нее развлечение за развлечением… С другой стороны, альтернативная экспертная точка зрения все равно должна быть высказана, а дальше уже дело публики – продолжать ли безоговорочно верить своему «кумиру» или немного призадуматься…

Александр Кравецкий, кандидат филологических наук, руководитель Центра по изучению церковнославянского языка Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН:

– Реакция возмутившихся, что на издание «Православной энциклопедии» тратятся государственные деньги, понятна. На обложке энциклопедии написана конфессиональная принадлежность, а Церковь законодательно отделена от государства, поэтому с чего бы вдруг государству тратить деньги на подобное издание?

Но все-таки я советовал бы всем, кто возмущается, сначала глубже изучить вопрос. Дело в том, что «Православная энциклопедия» – это один из крупнейших гуманитарных проектов постсоветского времени. Притом каждая статья издания – это не компиляция. В эпоху информационных технологий сделать компиляционный справочник – дело нехитрое. Здесь же – огромная исследовательская работа по истории и культуре России. История Русской Церкви и история русской культуры, и история страны – связаны и уж точно пересекаются. Этот блок энциклопедия описывает лучше, чем кто бы то ни был. В ней – далеко не только богословские статьи, там говорится и об архитектуре, истории, литературе, философии, музыке.

Притом в «Православной энциклопедии» говорится не только о православии. Античная, славянская мифологии, другие религии и так далее – обо всем этом можно найти абсолютно нейтральные справочные статьи.

«Православная энциклопедия» делается не силами популяризаторов, компиляторов, а силами лучших исследователей. Ей удалось объединить и привлечь к сотрудничеству сотрудников академических институтов, вузов и так далее. Они за эти годы создали совершенно уникальное сообщество, которое выдает действительно качественный продукт.

Научный уровень этого издания и его вклад в культуру очень высок, и государство это поддерживает. Если бы государство при помощи госзакупок или какими-то иными формами снабжало все редакции средств массовой информации «Православной энциклопедией», «Словарем русских писателей», «Большой российской энциклопедией» и другими нормальными справочниками, мир бы точно стал лучше. И количество бессмысленностей, которые мы читаем в СМИ, стало бы немного меньше.

Так что, мне кажется, «Православная энциклопедия» – это из тех культурных ценностей, которые государство должно поддерживать.

Тем, у кого возникают вопросы к качеству статей «Православной энциклопедии» и кто сомневается в ее нужности, я рекомендую набрать в поисковике слова «Православная энциклопедия в электронной версии» и посмотреть, что это такое. Потому что сейчас гуляет по интернету журналистский пересказ статьи о Богородице, при чтении которого может создаться впечатление, что за государственные деньги «Православная энциклопедия» рассказывает людям сказки. Повторю то, что я уже говорил.

Уже в самом начале статьи «Богородица» содержится указание на то, что «из библейского рассказа мы не узнаем ничего ни об обстоятельствах Ее Рождества, ни о Введении во храм, ни о жизни Богородицы после Пятидесятницы», а затем авторы дают характеристику источников, из которых можно извлечь сведения о Богородице. И лишь после такого источниковедческого введения и обсуждения вопросов о достоверности источников следует краткий пересказ жития Богородицы, который начинается со слов: «Предание свидетельствует о том, что…» На мой взгляд, для справочного издания такой способ подачи материала является вполне корректным.

Абсолютно по той же схеме излагается в энциклопедии, скажем, рассказ об Афине или Велесе, хотя, понятное дело, для православного человека Богородица – реальна, а названные два другие персонажа – герои мифов. Но на подход в изложении это никак не влияет.

Эта информация доступна, ее легко проверить. Всех призываю заходить на сайт и читать.

В этой истории есть и еще один важный момент. Мы начинаем платить по счетам за все наши «оскорбленные чувства». Нас стали воспринимать как гонителей. В любом сообществе людей агрессивных подавляющее меньшинство, но видны именно они. Нас, к сожалению, видят такими, как те самые казаки, громящие выставки, активисты, срывающие спектакли. И мы получаем ответную общественную реакцию. При этом объектом травли оказываются не «активисты» и другие агрессивные маргиналы, а серьезные академические проекты, которыми можно только гордиться. Мы получаем общественную реакцию на какие-то агрессивные действия, которые происходят от нашего имени.

Дмитрий Афиногенов

Дмитрий Афиногенов, ведущий научный сотрудник ИВИ РАН, профессор Отделения византийской и новогреческой филологии филологического факультета МГУ:

– «Православная энциклопедия» – это не издание для верующих, и люди, которые это говорят – просто не открывали ее.

Если открыть статьи «Бергсон» или «Гегель» – это громадные по объему статьи о каждом философе, масса сведений о других конфессиях, например, там есть все католические святые.

Есть статьи о религиозной ситуации в различных странах. Например, взять статью «Италия» – она громадная. Как вы сами понимаете, православных в Италии – ничтожный процент населения. Но там тщательнейшим образом расписана вся религиозная ситуация в этой стране. То же самое в статьях о других странах.

Кроме того, там масса материалов по истории, не только православного мира, но и Запада.

Там есть много информации, которая представляет специфический интерес, но не для верующих, а для всех, кто интересуется историей Православной Церкви и ее современным положением – а интересоваться этим может любой человек.

Все утверждения по поводу разбазаривания денег – голословны. Производится очень качественный продукт в научном смысле слова. Качество обеспечивается многоуровневой системой подготовки текстов. В качестве авторов выбираются те лучшие специалисты, которые в этой области есть и согласны писать. Авторы отвечают за содержание статей, а также все они проходят очень тщательную редактуру.

Поэтому «Православная энциклопедия» – проект научный. Объем информации, который в ней представлен, несопоставим со всем, что сейчас выходит. В мире нет таких проектов, он уникален не только для России, но и для всего мира.

Я постоянно пользуюсь статьями коллег в «Православной энциклопедии», потому что кроме всего прочего там дается обновленная научная библиография, и когда я знаю авторов, мне нужны какие-то сведения, знаю, кто пишет эти статьи, и знаю, что это всегда будет на высшем уровне, и это последние достижения науки.

Статья Латыниной – просто невежество, обыкновенная леность. В статье цитируют апокриф – ну и что? Она же не открывала ее, не держала в руках ни одного тома. Чтобы оценить издание – надо открыть и посмотреть, что там написано.

Павел Лукин, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН:

– «Православная энциклопедия» – проект, который представляет собой очень хороший пример сотрудничества между научными государственными организациями, такими, как Академия наук, различные университеты и так далее, и общественными организациями, в данном случае – Русской Православной Церковью и не только: в проекте участвуют представители других Православных Церквей.

Все статьи пишутся специалистами, учеными так, как и положено писать подобные статьи – без каких-либо конфессиональных ограничений. В итоге получается высококачественный научный продукт, один из лучших подобных проектов на сегодняшний день. Это не чисто церковный проект, энциклопедия не сконцентрирована исключительно на внутрицерковных каких-то проблемах. В ней рассматриваются самые разные вопросы, в том числе – важные для государства, для науки, прежде всего. Никаких вопросов о том, что «Православную энциклопедию» можно покупать для библиотек, для других нужд образования, не возникает.

Здесь нет проблем, как нет, скажем, тогда, когда государство закупает учебники по основам православной культуры, мусульманской культуры, иудейской культуры. Это совершенно не означает, что государство сливается с соответствующими вероисповеданиями.

В случае же с «Православной энциклопедией» тем более – это широкий проект, научно-взвешенный, без какой-либо религиозной пропаганды.

Это не энциклопедия богослужения и не миссионерская энциклопедия, а именно – научная. Я сам, когда работаю над какими-то научными вопросами, касающимися истории, часто прибегаю к «Православной энциклопедии».

Более того, там целый ряд статей носят не справочно-информативный, а исследовательский характер. Ведь с «Православной энциклопедией» сотрудничают практически все крупнейшие ученые: историки, филологи, которые занимаются самыми разными научными проблемами. И те статьи «Православной энциклопедии», о которых я сказал – это последнее слово в науке, и без них невозможно представить себе состояние историографии на сегодняшний день.

Я не знаю конкретные финансовые детали, но точно могу сказать, что подготовка «Православной энциклопедии» – очень трудоемкая работа. Там множество редакций, очень сложная многоэтапная система рецензирования, что и позволяет создавать очень серьезный научный продукт. Естественно, это стоит денег. Дешевое бывает только плохое, как известно. Серьезный проект требует серьезных расходов. Это однозначно.

Что касается статьи Юлии Латыниной… Я с уважением отношусь к ней как к публицисту, у нее есть интересные мысли, острые суждения. Но в данном случае она проявила очевидную некомпетентность, вырвав из контекста отрывок статьи про Богородицу, где сначала очень корректно говорится о том, что речь идет о преданиях. Информацию об этом Латынина отрезала и стала цитировать апокрифические рассказы так, как будто бы в энциклопедии говорится, что это – исторически достоверная информация. Это просто недобросовестное цитирование.

Как я понял из выступления Юлии Латыниной, она считает христианство негативным явлением, разрушившим замечательную Римскую империю, и так далее. Мне такая точка зрения кажется абсолютно ошибочной, неправильной, но Юлия Леонидовна имеет право ее придерживаться. А мы имеем право с ней не соглашаться. Но вот на что никто не имеет права, так это на подтасовку фактов и недобросовестное цитирование.