Специальность журналист вузы. Специальность «журналистика» в вузах СПб: список лучших учебных заведений

Мнения известных медиаменеджеров и журналистов об образовании и будущем профессии

В закладки

10 февраля издание «Кольта.ру» объявило об открытии школы гражданской журналистики под руководством двух известных журналистов - специального корреспондента газеты «Коммерсантъ» Олеси Герасименко и бывшего главного редактора журнала «Коммерсантъ-Власть» и издания OpenSpace.ru Максима Ковальского. 11 февраля произошло другое событие в сфере журналистики - стало известно о крупнейшего уральского информагентства «Ура.ру».

Напряжённая обстановка в российских медиа и череда закрытий или смены руководства ряда изданий, среди журналистов в обиходе именуемая «грёбаной цепью», заставляет чаще задумываться о роли профессии в России. TJ опросил известных журналистов и медиаменеджеров о роли образования в их работе и о том, стоит ли сейчас идти учиться журналистике.

Никита Белоголовцев, бывший ведущий «Дождя»

У меня самое что ни на есть профильное образование: я заканчивал журфак МГИМО. Вообще-то я должен спокойно работать на двух языках (английский и итальянский), но владение языками по меркам родного вуза у меня отвратные.

Образование очень здорово помогает сейчас. Причём это не какие-то профильные дисциплины или фундаментальные курсы. У нас была довольно мощная экономика, хороший курс права. Из гуманитарных - литература у Вяземского и культурология у Легойды (того самого). Это для меня очень важные структурные вещи в знании. Грубо говоря, ты сразу понимаешь, что тебе искать в Гугле. К тому же у нас довольно строго относились к учебе, и слова «Понимаете, я работаю» были, скорее, отягчающим обстоятельством, а не наоборот.

Разумеется, всем профессиональным вещам (кроме самых базовых) учишься уже в работе. Мне совершенно не понятна эта истерия «Не идите на журналистику». Во-первых, с моего отделения по специальности работает, в лучшем случае, 30-40% человек. Во-вторых, когда я поступал на журналистику, я с трудом представлял, чем хочу заниматься и тем более зарабатывать. Да, конечно, нужно понимать риски, но они в том или ином виде всё равно всегда будут. Сейчас мерзотное время для профессии, но что ж, совсем хоронить её теперь?

Олеся Герасименко, специальный корреспондент газеты «Коммерсантъ»

Я училась на филологическом факультете МГУ, моя учительница по литературе посоветовала мне выбрать его, а не журфак, «если я хочу ещё немного поучиться». Я послушалась и не пожалела.

Идти учиться на журналиста пять лет в вузе - идея противоестественная, это прикладная профессия, как шофёр или швея. Чем больше ездишь или шьёшь брюк, тем лучше получается. Чему действительно надо учиться - это перенимать опыт у практикующих корреспондентов. Так построены и американские школы журналистики: практически все программы там длятся не больше 1-2 лет и построены на передаче опыта, а все преподаватели работают в СМИ.

Вопросы вида «Где честному журналисту сейчас работать» вызывают у меня недоумение. В эту профессию идут не за деньгами и не за стабильностью. В моем идеальном мире в журналистику идут фанаты - информации, текста, определённого образа жизни. Поэтому кризис на рынке СМИ только очистит ряды журналистов от людей, которые на самом деле хотят быть политиками, литераторами, шоуменами, пиар-директорами и предпринимателями, а вынуждены ютиться в редакциях. И учиться ремеслу сейчас захотят только те, кто в профессию влюблён и ничем другим заниматься не будет - а мне только этого и надо.

Александр Плющев, ведущий радиостанции «Эхо Москвы»

У меня среднее образование - школа №751 и пять семестров Российского химико-технологического университета. По-моему, это даже незаконченным высшим не считается. Поэтому если что-то мне и могло помочь в работе в медиа, то как раз отсутствие образования.

Это и так, и не так одновременно: я был свободен от каких-то данностей и воспринимал всё, как чистый лист, сразу на практике. С другой стороны, каких-то базовых вещей, общего уровня гуманитарного образования, знаний по мировой литературе и истории мне временами не хватает до сих пор. Но именно из-за отстутствия профильного образования мне ни разу при приёме на работу не отказывали. На НТВ в 1997 году удивились в отделе кадров, но не более того.

Я вряд ли могу компетентно ответить на вопрос, стоит ли сейчас идти учиться на журналиста, потому что я сам никогда нигде на него не учился и я не знаю, как учат. Особенно сейчас, когда нормальные СМИ почти не осталось за небольшим исключением. Кто его знает, может, где-то и нормально учат. Во всяком случае, там, куда меня приглашают выступать и встречаться со студентами (журфаки МГУ, ВШЭ, РГГУ) - вроде бы вменяемые люди, часто очень крутые. И студенты на первый взгляд вполне адекватные. Но я слыхал, что там же преподают и весьма одиозные в нашей отрасли личности.

В любом случае, мне кажется, учиться идти стоит, потому что это реальная возможность попасть на практику или стажировку в хорошее СМИ, например, на «Эхо Москвы». У нас работает очень много народу, оставшегося - точнее, оставленного - после таких практик-стажировок, некоторые учатся параллельно работе. Какое выбрать направление - не посоветую в силу некомпетентности. Это уж вы, ребята, сами.

Юрий Сапрыкин, бывший шеф-редактор объединённой компании «Рамблер-Афиша»

Я заканчивал философский факультет МГУ. Безусловно помогло.

Сейчас - как и всегда, вне зависимости от ситуации в стране - лучше всего получить хорошее гуманитарное образование, а потом идти в хорошую редакцию, где даже выпускника журфака все равно всему научат заново. Поскольку хороших редакций осталось не так много, можно временно заменить это общением с хорошими журналистами в рамках всяческих курсов, лекций и школ - вроде той, что делают Максим Ковальский и Олеся Герасименко.

Андрей Козенко, специальный корреспондент «Медузы»

Я по образованию филолог-лингвист, но это потому что журналистику официально в моём Саратовском госуниверситете не преподавали. Была только группа специализированная. К нам приходила святая (я не шучу) женщина Ольга Борисовна Сиротинина - известнейший в стране учёный, специалист по речевым коммуникациям. Мы брали учебник 1973 года со смысловыми и иными ошибками из газеты «Советская Россия» за 1971 год и эти ошибки разбирали. Мне казалось, что за 1,5 часа пары окна паутиной покрываются.

Помогло мне это, разумеется, не очень. Мой первый же редактор, к которому я пришел на практику, сказал: забудь вообще всё, чему тебя там учили, начинаем заново. Так и вышло.

Всё, что я умею, я получил благодаря отцу-журналисту и нескольким суперредакторам, с которыми я в жизни сталкивался - Васильев, Стукалин, Нагибин из «Ъ». Ну и нынешние мои Тимченко с Колпаковым.

Конечно, учиться стоит, а почему бы и нет. Общая ситуация в стране, сколько я её помню, с разной степенью ада меняется раз в три года. Чего теперь, не работать и не учиться? Да, я не завидую тем, кто в этом году закончит журфаки - не так-то много у них вариантов. Но я не знаю, сколько вариантов у тех, кто сейчас на втором курсе. Их может быть больше - а может быть, будет атомная война, и вообще можно будет не париться.


Андрей Козенко во время волны протестов в декабре 2011 года

Светлана Миронюк, бывший главный редактор РИА Новости

Моё базовое образование - географический факультет МГУ, социальная география. Этот гуманитарный уклон мне, конечно, помог: я занималась организацией работы журналистов по вопросам внешней политики. Эта составляющая - страноведение, которое я изучала в МГУ - мне несомненно помогла. Плюс я училась за границей в Будапештском университете: скорее полезный опыт, чем бесполезный.

По поводу журналистского образования думаю плохо. Время, когда после школы шли на журфак и становились журналистами через пять лет, безвозвратно прошло. Это ментальность наших мам и пап, если не сказать бабушек и дедушек.

По моему опыту, самые лучшие журналисты - те, у кого есть базовое образование в любой области, от экономики до естественных наук. Идеально, чтобы человек какое-то время в этой области проработал. Хорошо, когда базовое образование - техническое или гуманитарное, а второе - журналистское.

Функционал журналиста в «РИА Новостях» - так называемый «микрофон на ножках»: тут услышал, там пришёл и пересказал. С развитием технологий записи и всего остального этот функционал не нужен. Обучаться этому абсолютно не нужно.

Не исключаю единичных талантливых дарований, всё может быть. Я убеждена, что журналистика - это второе, «лишнее» образование. После школы тебя пять лет учат писать и записывать, а тебе нечего рассказать миру, у тебя внутри не так много ни опыта, ни знаний.

Мы делали школу в «РИА Новостях» для студентов из журфака: их ещё год нужно учить чему-то, переучивать. Есть разрыв между тем, чему учат на факультетах в консервативном восприятии журналистики, и той реальной практикой, которая существует в мире. Можете считать, что я жёсткий противник журналистского образования.

Я встречала людей, которые прекрасные журналисты и никакие организаторы, а есть прекрасные организаторы и никакие журналисты - это, например, я (смеётся). Когда мне приходилось брать интервью, я понимала, что есть те, кто получает от этого удовольствие, а у меня это была вынужденная необходимость. Мне кажется, медиаменеджер формируется… Вы знаете, мне вообще-то 47 лет, и я сейчас учусь, получаю MBA в Чикагском университете, получаю знания по финансам, менеджменту, переговорам. Образования, полученного в 20 лет, мне не хватает.

Иван Засурский, завкафедры новых медиа и теории коммуникаций на журфаке МГУ

Образование помогает думать своей головой и разбираться в сути процессов. Например, с точки зрения понимания психологии отношений и богатства человеческих мотиваций художественная литература даёт представление вполне научной обоснованности. Письменные учебные работы научили меня смелости предполагать, обосновывать и проверять идеи, которые я в журналистской работе мог бы не научиться даже формулировать.

Идти на журналиста нужно, уже имея опыт работы и не жалея сил на чтение и написание оригинальных учебных работ. Мой диплом стал моей диссертацией и книгой, хотя и сильно изменился в процессе.

Алексей Венедиктов, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы»

У меня образование педагогическое-историческое, заканчивал Московский государственный педагогический институт имени Ленина. Гуманитарное образование - даже советское - мне безусловно помогло и продолжает помогать. Оно приучило меня работать как историк - с первоисточниками, а не со вторичным материалом. Это важное умение.

Но умению брать интервью гораздо больше меня научила работа в школе, моя первая профессия. Как ты ученика вытягиваешь с двойки на тройку, так и у интервьюируемого пытаешься вытянуть что-то, что он знает, но не говорит.

Хотя приёмы изучения информации одинаковые, не важно, где это было - в Древней Руси, Средневековой Франции, в Арабском халифате или в XXI веке. Умение сравнивать эти источники и искать в них противоречия - это базовое образование историка.

Я с недоверием отношусь к термину «гражданская журналистика», не понимаю, что это такое. Он меня отталкивает профессионально: гражданский врач, гражданская балерина? Единственное, что меня устраивает - это гражданская жена, но до этого ещё не дошло. Это всё равно что-то вторичное. Либо ты журналист, либо ты не журналист.

Но учиться, конечно, надо. Если курсы научат работать с источниками, задавать вопросы и применять свои знания, то это надо только поддерживать. А если это только для того, чтобы получить звание «гражданский журналист», я лишь пожму плечами и отойду в сторону.

К сожалению, факультеты журналистики сильно и быстро отстают от развития журналистики вообще. Сейчас гораздо важнее общегуманитарное образование, плюс компьютерная грамотность, плюс умение ориентироваться в информации - вот этому надо учить. Когда ко мне приходят наниматься люди, я не спрашиваю их, какой факультет они заканчивали - я спрашиваю, сколько языков они знают, как у них с компьютерной грамотностью и как они работают с информацией. А Физтех, МГИМО, журфак московский или дальневосточный - меня совершенно не интересует.

Код специальности: 42.03.02 «Журналистика»

Квалификация выпускника: Бакалавр

* Порядок указания предметов определяет приоритетность вступительных испытаний при ранжировании поступающих.

** Для иностранных граждан и лиц без гражданства испытание проходить не обязательно

На базе профессионального образования

О специальности

С каждым годом журналистское образование становится все более востребованным. Это связано с постоянным ростом количества телевизионных каналов, интернет-изданий, печатной прессы и радиостанций. Конкуренция в сфере средств массовой информации очень велика, а это значит, что есть постоянный спрос на талантливых и грамотных журналистов.

Чему учат на журналистике

Тем, кто решил стать журналистом, откроется абсолютно новый мир, в котором царит самая разная информация. Как говорится, настоящий журналист знает все о немногом и немного обо всем. Поэтому главная задача преподавателей - сделать студентов эрудированными и пробудить у них жажду постоянно узнавать что-то новое.

Качественное обучение журналиста затрагивает несколько пластов и прививает студенту различные навыки:

  1. Умение находить и обрабатывать информацию.
  2. Умение подавать информацию в различных жанрах: информационном, аналитическом, публицистическом, художественном.
  3. Знание основ психологии общения с людьми.
  4. Умение нестандартно мыслить и привлекать внимание к своим текстам или репортажам.
  5. Умение грамотно говорить и писать.
  6. Постановка речи и голоса (для работников сферы радио и телевидения).
  7. Понимание журналистской этики.
  8. Знание одного или нескольких иностранных языков.

Эти азы будут постигать все желающие учиться на журналиста, а после этого студенты будут определяться со специализацией и углубляться в ту тематику, в которой они хотят работать. Будущие студенты должны понимать, что получить высшее образование в сфере журналистики под силу только тем, у кого есть тяга к этому ремеслу. К примеру, если человек с детства ненавидел писать и не отличался грамотностью - научить этому практически невозможно. Но если у него хорошо подвешен язык и миловидная внешность - вполне возможно, что он сможет сделать хорошую карьеру телеведущего какой-нибудь развлекательной программы.

Куда можно устроится с журналистским образованием

Большинство студентов, которые решили учиться на журналиста, начинают работать уже во время учебы. Суть профессии такова, что без практики чистая теория не имеет смысла. Поэтому уже на этапе учебы студенты могут подкрепить знания, полученные в институте, работая в какой-нибудь газете или интернет-издании.

После окончания учебы студенты могут выбрать любую направленность: радио, телевидение, интернет-СМИ, печатная пресса, пресс-службы различных компаний или политических партий. Также профессия журналиста востребована в сфере PR-агентств и на биржах копирайтинга . Каждому студенту желательно глубоко освоить какое-то одно направление, поскольку больше всего востребованы узкоспециализированные сотрудники, например: fashion репортер, корреспондент новостного канала, спортивный обозреватель и т.д. Специальность журналистика всегда будет востребованной и актуальной.

Чтобы поступить на отделение журналистики и найти хорошую работу, нужно постоянно работать над собой и учиться всегда, даже после окончания института. Эта специальность любит общительных, наблюдательных, креативных и умных людей, и не терпит остановок. К тому же, конкуренция растет с каждым днем, и нужно учиться всегда быть первым в поисках актуальной информации.

Журналист — человек занимающийся общественной деятельностью по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации. Профессия подходит тем, кого интересует русский язык и литература и обществознание (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Журналистика (от французского journal - дневник, газета) - это вид общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, кино и др.). Следовательно, журналист - это человек, работающий в системе средств массовой информации (СМИ). И хотя название этой профессии указывает на отношение к журналу, журналисты работают также на радио и телевидении.

В связи с этим журналистика делится на множество подвидов (специализаций): газетная журналистика, фото- радио- и тележурналистика, интернет-журналистика, связи с общественностью (PR). Журналистика - это не только сиюминутные новости. Среди тем, которые она охватывает, - международные отношения, экономика, которые требуют особой подготовки. Статьи, заметки, телевизионные репортажи - это работа корреспондентов. Но к числу журналистов относятся также редакторы, и дизайнеры, работающие в издательствах, на радио и ТВ, а также работники секретариата редакций. Все они - участники информационного процесса.

13 января в России отмечается День российской печати. Это профессиональный праздник, история которого насчитывает более 300 лет. Считается, что в нашей стране журналистика возникла в 1702 году, когда по личному указу и личному участию царя Петра Великого (1672 - 1725) появилась первая печатная газета “Ведомости”, издававшаяся типографским способом. С этих пор ведет свое развитие и становление российская печать, хотя еще в 1621 году возникла первая российская непечатная газета “Куранты”. Она была рукописная, выпускалась в виде свитка в нескольких экземплярах 2-4 раза в месяц. Дьяки распространяли ее для ограниченного круга лиц - царя Алексея Михайловича (1629 - 1676) и его приближенных. Газета содержала информацию на военные, дипломатические, придворные и торговые темы из зарубежных газет.

Русская газета “Ведомости” имела серьезные отличия от первых газет других европейских стран. Она была скорее не коммерческим изданием, а служила для разъяснения сути проводимой политики государя и его реформ. С самого начала русская газета была проводником определенной политики, пропагандистом, а порой и организатором общественного мнения в пользу государственных реформ или защиты национальной независимости и самостоятельности. Газета дала начало быстрому развитию журналистики в России и способствовала культурному развитию страны. В 1755 году была создана газета “Московские ведомости” под руководством ученого и основателя Московского университета М.В. Ломоносова (1711-1765). В настоящий время в российском реестре печатных СМИ зарегистрировано свыше 74 000 изданий (хотя на рынке присутствует менее половины), а совокупный тираж изданий составляет около 5 миллиардов экземпляров.

Будущим журналистам надо понимать, что данная профессия - это не только творчество, но и большая ответственность за каждое написанное и сказанное слово. Каждый профессиональный журналист должен уметь доносить объективную информацию до аудитории. Считается, что основная функция журналистской деятельности - создание информационного канала между государством и обществом, а также формирование общественного мнения.

Можно выделить три этапа работы журналиста:

  • поиск информации (составляет 90% работы специалиста; способы получения информации различны, в основном это наблюдение за объектом исследования, интервью и работа с необходимыми документами);
  • обработка информации (включает анализ полученных сведений, проверку фактов, прояснение возникших вопросов, а также окончательное формирование материала и ее редакцию);
  • обратная связь (журналист должен отслеживать мнение аудитории, а при возникновении правовых споров быть готовым отстаивать свою точку зрения в суде).

Необходимые профессиональные навыки и знания

  • умение работать с информацией (находить, изучать, отбирать, анализировать, сопоставлять и оценивать факты);
  • умение в большом объеме информации выделить главное;
  • умение находить объяснение фактами;
  • умение говорить или писать быстро, грамотно, легко и при этом интересно и не банально;
  • умение обращаться с профессиональными приборами и техникой, необходимыми в работе журналиста (диктофон, фотокамера и т.д.);
  • знание Закона о СМИ и умение им пользоваться;
  • способность задавать неудобные вопросы и докапываться до сути проблемы;
  • профессиональная этика, тактичность.

Личные качества

  • умение выражать свои мысли точно и понятно;
  • активное участие в общественной жизни;
  • умение быстро переключаться с одной работы на другую;
  • умение анализировать события и явления;
  • широкий кругозор;
  • умение выполнять работу быстро и в срок;
  • общительность, обаяние;
  • оперативность, настойчивость;
  • объективность;
  • наблюдательность;
  • коммуникабельность, умение работать в команде;
  • инициативность;
  • работоспособность и трудолюбие;
  • выносливость, стрессоустойчивость.

Плюсы и минусы профессии

  • работа журналиста связана с большими нервными, эмоциональными, физическими перегрузками, работой в авральном режиме;
  • ненормированный рабочий день.
  • интересная, творческая профессия;
  • дает возможность выразить свою точку зрения через тексты и статьи;
  • часто наличие свободного графика работы;
  • возможность путешествовать, журналистов пускают туда, куда не пускают простых обывателей;
  • встречи и общение со многими известными, талантливыми людьми.

Место работы

  • издательства;
  • газеты и журналы;
  • телевидение;
  • радио;
  • рекламные и маркетинговые агентства;
  • пресс-службы различных организаций.

Зарплата и карьера

Зарплата на 02.04.2019

Россия 15000—45000 ₽

Москва 35000—86000 ₽

Зарплата журналиста зависит от его опытности, известности, тематики его материалов, а также места работы. Специалисты, пишущие на политические или экономические темы традиционно получают больше чем, например, “культурологи”. Однако если издание имеет узкую направленность и требует дополнительных знаний, то стартовый доход повышается. По мере роста профессионализма, увеличивается и оплата труда.

Традиционно телевизионная и радиожурналистика более престижны, чем работа в прессе. Чаще всего на телевидение пробиваются самые активные и привлекательные (обычно начинают карьеру с кабельного телевидения), а на радио самые быстрые (обязательно с хорошей дикцией). Но большинство журналистов, по-прежнему работают в различных редакциях газет, журналов и сайтов.

Всем журналистам знакомо выражение: сначала ты работаешь на свое имя, а только потом имя работает на тебя. Карьеру журналиста молодые специалисты обычно начинают в качестве внештатного корреспондента. И уже потом, если журналист сумеет себя грамотно зарекомендовать, его доход резко увеличится и работодатели саму начнут его привлекать в свои издательства.

Вертикальный карьерный рост выглядит следующим образом: редактор рубрики, начальник отдела, выпускающий редактор, главный редактор СМИ.

Горизонтальное развитие карьеры выглядит как работа сразу в нескольких СМИ.

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Литература - профильный предмет, по выбору вуза
  • Иностранный язык - по выбору вуза

Роль СМИ в жизни современного государства сложно преувеличить. Квалифицированный и ответственный журналист выступает в разных ролях. Это и совесть общества, которая поднимает острые проблемы, чтобы найти им решение. Это и посредник между властью и населением, от которого зависит, насколько плодотворным будет диалог.

Специальность 42.03.02 «Журналистика» открывает широкие перспективы. Она предполагает глубокое погружение в филологию, историю и социологию. Но не обойтись в работе и без знаний современных информационных технологий. Ведь СМИ - это не только газеты, радио, телевидение. Не стоит забывать об электронных изданиях, которые переживают бум популярности.

Условия поступления

В основе обучения лежат гуманитарные науки, но для реализации на профессиональном поприще не обойтись без навыков работы с компьютером и информационными технологиями. И все же характер деятельности предопределяет, какие предметы традиционно сдают абитуриенты при поступлении в вузы Москвы и России:

  • литература (профильный экзамен);
  • русский язык;
  • иностранный язык.

Будущая профессия

Эта специальность предполагает умение работать со словом. Здесь в прямом смысле слова нужно быть филологом, чтобы умело оперировать материалом. Однако работа невозможна без знания журналистской этики, наличия некоего внутреннего мерила. Поскольку слово может выступать в роли настоящего оружия массового поражения.

Куда поступать

Диплом бакалавра по этой увлекательнейшей специальности можно получить, окончив следующие учебные заведения:

  • Московский гуманитарный университет;
  • Институт УНИК;
  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»;
  • Московский финансово-юридический университет;
  • Университет Российской академии образования.

Срок обучения

Программа бакалавриата предполагает освоение учебного материала за четыре года на очном отделении. Но можно выбирать заочную, смешанную либо вечернюю форму: тогда обучение длится на год дольше.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Будущий журналист в процессе знакомства с профессией углубленно изучает такие предметы:

  • основы журналистики;
  • жанры и стилистика;
  • основы связей с общественностью (PR) и рекламы;
  • компьютерный дизайн;
  • фотожурналистика;
  • история журналистики;
  • организация редакторской деятельности.

Приобретаемые навыки

Выпускник направления сможет впоследствии выполнять такие задачи:

  • создание материалов для СМИ;
  • редактирование текста, материала в форме видео, аудио, интернет-продукт;
  • поиск, выбор, анализ информации;
  • производственная деятельность в сфере СМИ;
  • разработка концепции любого типа СМИ;
  • участие в рекламных кампаниях;
  • редакционная работа;
  • организация дебатов, дискуссий, общественных обсуждений.

Перспективы трудоустройства по профессии

Журналистская специальность - это отличный способ реализовать свои творческие амбиции в СМИ.

Будущий профессионал сможет работать в государственных и коммерческих изданиях, на радио, телевидении. Широкие возможности открывает интернет, в котором также есть масса средств информации, готовых принять молодых специалистов.

Кем работают обладатели диплома бакалавра:

  • журналистами;
  • репортерами;
  • обозревателями;
  • политологами;
  • пресс-секретарями;
  • издателями;
  • копирайтерами;
  • корреспондентами;
  • ведущими на радио и на телевидении.

Зарплата молодого специалиста находится на уровне 20-30 тысяч рублей. Однако по мере роста профессионализма ставки существенно возрастают. Обладая талантом, правильно распоряжаясь полученными знаниями и навыками, реально получать заработную плату, которая в разы больше стартовой. Уровень дохода также зависит от места трудоустройства.

Преимущества обучения в магистратуре

Если специалист хочет реализовываться и достигать высот в профессии, ему стоит освоить магистерскую программу. Она предполагает углубление знаний, которые были получены на бакалавриате. При этом происходит активная наработка практического опыта, который бесценен для журналистской деятельности.

Студенты в процессе обучения могут работать в издательствах, на радиостанциях и телеканалах. Их знакомят с особенностями реализации своих талантов в пресс-службе. Можно выбирать преподавательскую либо исследовательскую деятельность. В дальнейшем выпускник станет высококвалифицированным и востребованным профессионалом, который найдет работу по профилю и в России, и даже в заграничных СМИ при отличном знании иностранного языка, изучаемого в обязательном порядке.