Поминальный обед на родительский день. Что готовят на Радоницу: на стол или на кладбище

Многие знают о Радонице, но чаще праздник, известный с языческих времен, называю родительским днем. В это время поминают усопших родственников и посещают могилы. Радоница всегда наступает на девятый день после Пасхи. Еще принято поминать близких на Троицу и в Димитриевскую родительскую субботу - ближайшую к празднику в честь великомученика Димитрия Солунского (8 ноября).

На кладбище обычно идут с едой. Перед поминальными днями принято покрасить яйца и испечь куличи, чтобы оставить их на могилах. Эта традиция - тоже пережиток язычества. Чем поминают на родительский день?

В поминальные дни обязательно посещают места захоронения, приводят в порядок могилки. Хотя не следует устраивать там долгих застолий, особенно со спиртным, все же эти поездки длительные. Поэтому можно организовать скромную походную трапезу, а остатки еды не выставлять на могилы, а раздать бедным.

Что приготовить на родительский день для поездки на кладбище? Кроме куличей и крашеных яиц, это может быть традиционный кисель и поминальная кутья. В старину кисели готовили из овсяной, ржаной или пшеничной муки. А так как поминальный кисель должен быть густым, его лучше есть ложкой, можно разбавлять молоком, а овсяную муку готовят из перемолотых овсяных хлопьев.

Необходимы парочка стаканов овсяной муки, пара ложек меда, 8 ст. воды, соль. Последовательность приготовления кушанья такова. Муку залить теплой водой, тщательно перемешать и оставить на ночь. Протереть через сито, добавить мед, подсолить. Варить до загустения. В горячем виде залить его в формы. Подождать, пока застынет и разрезать на порции.

Кутья, или коливо, служит символом воскресения. Ее освящают в храме. На родительский день предлагается два варианта этого блюда. Рецепт первый. Полтора стакана пшеничных зерен оставить на пару часов, залив холодной водой. Сварить зерна и поставить стекать. Стакан меда развести горячей водой и вылить в кашу. Закипятить ее и остудить.

Вариант второй проще в приготовлении:

  • стакан риса сварить в полутора стаканах воды;
  • в кашу высыпать по ложке распаренных цукатов и изюма;
  • туда же отправить пару ложек меда;
  • посыпать блюдо тыквенными семечками.

На кладбище можно взять также пирожки со сладкой начинкой, например с повидлом. Это вкусно, сытно и удобно для выездного угощения.

Рецепты блюд для поминания дома в родительский день

Домашний поминальный обед лучше устроить после кладбища. Что приготовить на родительский день на поминальный стол? Подойдут кутья, крашеные яйца, постные или с добавлением сдобы блины, пирожки с мясом и картошкой, бутерброды с рыбой, мясные и рыбные блюда, лапша с курицей и др.

Запеченная рыба

Для такого случая традиционно подходят рыбные блюда. Это нетяжелая пища, и много времени для готовки она не потребует. Например, несложно сделать запеченного карпа.

Технологическая последовательность приготовления.

  1. Очищенную от внутренностей, жабр и шелухи рыбину моют, обсушивают и натирают снаружи и внутри смесью из растительного масла, лимонного сока, меда, соли, молотого перца.
  2. Внутрь карпа положить пучок петрушки и кинзы.
  3. Запекать на смазанном жиром противне при средней температуре три четверти часа.
  4. Подавать блюдо на листьях салата, украсив лимонными дольками.

Можно на родительский день готовить рыбное филе таким образом. 800 г филе любой рыбы разрезать порционно. Обмазать каждый кусочек смесью из растопленного сливочного масла, измельченной петрушки, лука, лимонного сока, горчицы и соли. Обернуть их в фольгу и запечь в духовку при средней температуре полчаса.

Мясная закуска

Уместна в поминальном меню домашняя буженина. Делают ее так. Сначала готовят рассол. Для этого на два с половиной литра воды необходима пара ложек майонеза, специи, включающие лавровый лист, душистый перец, майоран, молотый черный перец. Туда же всыпать треть стакана соли, ложку сахара и несколько долек измельченного чеснока. Закипятить и охладить. Холодным рассолом залить два килограмма свиного филе без жира. Варить его несколько минут, оставить в кастрюле на ночь. Выложить в пленку или фольгу и хранить в холодильнике.

Напитки и сладкое

Из питья к этому столу в родительский день подойдет сыта фруктово-ягодная. Готовят ее так. Четверть стакана меда развести двумя стаканами теплой кипяченой воды. В охлажденную жидкость вылить полстакана фруктового сока, можно в него добавить немного лимонной кислоты.

Как приготовить тесто для сдобных блинов

Очень вкусные расстегаи с изюмом подойдут и для кладбища, и для домашнего поминального обеда на родительский день. Пекут их так.

  1. Немного сухих дрожжей развести половиной стакана теплого молока, высыпать пару ложек сахара и муки и оставить в тепле на час.
  2. Растопить 50 г сливочного масла и вылить его в тесто. Добавив туда же три яйца, стакан сахара, немного соли, стакан сметаны, высыпать понемногу два килограмма муки. Замесить тесто.
  3. Дать выстояться ему пару часов, несколько раз подбивая, когда оно подходит.
  4. Размочить изюм.
  5. Разделить тесто на шарики, каждый раскатать и выложить в середину изюм, посыпанный сахаром.
  6. С краев сделать по два надреза и пропустить один край через другой.
  7. Выложив на противень, смазать поверхность взбитым желтком.
  8. Выпекать при 180 градусах треть часа.

Родительские дни - время для поминовения родных. В этот период принято помогать ближним, делиться с ними едой и деньгами. Покаяние, добрые дела, молитвы помогут не только в этой светлой печали, но хотя бы на шажок приблизят к Христу.

«Радоница» означает весеннее поминовение умерших. Как раз в этот период, когда начинает расцветать природа, живые задабривали усопших, поминая их, старались разделись с умершими радость воскрешения. Радоница призывает верующих не переживать и не плакать из-за смерти родственников, а, напротив, радоваться их перерождению для новой вечной жизни. Праздник этот признан церковью, но имеет он корни языческие, народные.

Традиции православные

В этот день люди посещают церкви и храмы, а также слушают заупокойные службы. Кроме того, принято приносить угощения для того чтобы помянуть усопших в доме близких, в рабочем коллективе или же возле могилы умершего. В храм тоже принято приносить угощения (печенье, конфеты), которые после поминальной службы раздаются нуждающимся, что-то передается в детские приюты по церкви.

Традиционно в родительский день люди посещают кладбище, чтобы привести в достойный вид могилы своих покоящихся родственников. До того, как приехать на кладбище, нужно совершить следующий ритуал: одному из родственников нужно посетить церковь к началу поминальной службы, чтобы отдать с именем покойного. Усопшего помянут в алтаре. Также приветствуется, если поминающие в этот день причастятся сами.

Традиции народные и языческие

Существует еще одна традиция в родительский день: оставлять еду на могиле покойного. А некоторые оставляют рядом с могилой даже рюмку с . Но эта традиция не является православной, а относится к . В этот день важно помолиться за душу усопшего, а съестные продукты рекомендуется раздать беднякам, но не оставлять их на кладбище.

Многие родственники стремятся украсить могилы своих близких искусственными цветами. Это делать церковь настоятельно не рекомендует, так как данный ритуал - процесс обманный. Искусственные цветы – символ всего ненастоящего. Украшать могилу стоит только живыми цветами и желательно, чтобы цветы были из вашего собственного сада. От покупки цветов тоже стоит воздержаться, правильнее всего раздать деньги голодающим. Усопшим родственникам требуется память, а не ваши бессмысленные растраты.

Посетив могилу , нужно вспомнить его хорошие поступки, назвать добрые дела. Важно припомнить все положительные стороны характера и вести беседу с умершим. Семейный поминальный обед – тоже добрая традиция родительского дня.

Как молиться в дни поминовения.

В течение всех сорока дней после смерти человека его родные и близкие должны читать Псалтирь. Сколько кафизм в день – зависит от времени и сил читающих, но чтение непременно должно быть ежедневным. После прочтения всей Псалтири она читается сначала. Не следует лишь забывать после каждой “Славы. ” чтение молитвенного прошения о поминовении усопшего (из “Последования по исходе души от тела”).

Многие родные и близкие умершего, ссылаясь на различные обстоятельства, доверяют это чтение другим (читальщицам) за плату или заказывают его в монастырях (т.н. “неусыпаемая Псалтирь”). Конечно, Бог слышит и такую молитву. Но она будет сильнее, искреннее, чище, если родной или близкий умершему человек будет сам просить Бога о помиловании усопшего. И не стоит жалеть на это ни сил, ни времени.

В третий, девятый и сороковой дни следует читать по усопшему особую кафизму (в нее входит 118-й псалом). Ее называют поминальной, а в богослужебных книгах – “Непорочны” (по слову, находящемуся в первом ее стихе: “Блажени непорочнии в путь, ходящий в законе Господни”).

После кафизмы читаются положенные тропари (они сразу указаны после 118-го псалма в молитвослове), а за ними – псалом 50-й и тропари непорочны, или тропари за упокой (числом 8) с припевом к каждому стиху из 118-го псалма: “Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим”.

После этих тропарей читается канон “Последование по исходе души от тела”.

Поминание усопшего в Церкви

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных).

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения - «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Количество имен в записке не имеет значения. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.

После литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном - особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст - непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения - полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!

Молитвенная память о усопших не должна охладевать дома. И домашняя молитва является спасительным средством для наших усопших близких.

Молитвы которые мы произносим дома называются «келейным правилом». Тем самым как бы указывается, на то что домашние молитвы не должны быть безпорядочными, случайными, а иметь вид именно правила, т.е. должны быть составлены по известному правилу, иметь определенный порядок и возможное постоянство.

Церковь призывает своих чад молитвенно пминать о живых и усопших ежедневно. Главная домашняя молитва об усопших - это помянник, он есть в каждом молитвослове. Молитвы об усопших есть и в утреннем и в вечернем правиле.

Если вы хотите добавить к вечерним и утренним правилам особые молитвы об усопших, об этом надо посоветоваться со священником, и по его благословению совершить домашнее молитвенное правило за усопших.

Молитва за усопших - это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной.

Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва о усопших:

“Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.”

МОЛИТВЫ ОБ УСОПШИХ

Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый; сам, Господи, упокой душу усопшаго раба Твоего (усопшия рабы Твоея или усопших раб Твоих), [имя рек], в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное им (ею или ими), словом, или делом, или помышлением, яко благ и человеколюбец Бог прости. Яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо един без греха, правда Твоя, правда во веки, и слово Твое истина.

Молитва об усопшем христианине

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.Аминь

Молитва преподобного Льва Оптинского ко Господу о родителе, умершем без покаяния

Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего (имя), и если возможно, помилуй! Неисповедимы пути Твои. Не зачти мне в грех этой молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя.

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде жизни вечной усопшую раба(-у) Твоего (Твою) (имя), и как Благой и Человеколюбец, прощающий грехи и беззакония, отпусти и прости все вольные его (её) согрешения и невольные, избавь его (её) от вечных мук и огня геенского, и даруй ему (ей) причастие и наслаждение вечными Твоими благами, уготованных любящим Тебя: ведь хотя и согрешил(а) он(а), но не отступил(а) от Тебя, и без сомнения в Отца и Сына и Святого Духа, Бога в Троице славимого, веровала, и Троицу Единосущную православно даже до последнего своего издыхания исповедовала.

Поэтому будь милосерден к нему (ней), и веру в Тебя вместо дел вмени, и со святыми Твоими, как Щедрый, упокой: ибо нет человека, который поживет и не согрешит. Но Ты Единый бесгрешный, и правда Твоя вечна, и Ты Единый Бог милостей и щедрот и человеколюбия, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва за умершего после продолжительной болезни

Боже, Ты попустил, что раб Твой (раба Твоя) служил (-а) Тебе среди страданий и болезней, участвуя таким образом в Страстях Христовых; просим Тебя, удостой его (её) участия и в славе Спасителя через Христа Господа нашего. Аминь.

Молитва о упокоении скончавшихся после тяжкой и продолжительной болезни

Господи! Праведен Ты, и суд Твой праведен: Ты, в предвечной Своей Премудрости, положил предел жизни нашей, который никто не минует. Премудры Твои законы, неисповедимы пути Твои! Ты повелеваешь ангелу смерти изъять от тела душу у младенца и старца, у мужа и юноши, у здорового и больного по несказанным и неведомым нам судьбам Твоим; но веруем, что на это есть Твоя святая воля, также, по суду правды Твоей, Ты, Преблагой Господи, как премудрый и всемогущий и всеведущий Врач душ и тел наших – болезни и недуги, беды и злоключения посылаешь человеку, как врачевство духовное.

Ты поражаешь его и исцеляешь, умерщвляешь в нем тленное и оживотворяешь бессмертное, и, как чадолюбивый Отец, наказываешь: молим Тебя, Человеколюбивый Господи, прими усопшего раба Твоего (рабу Твою) (имя), которого (-ую) взыскал ты человеколюбием Своим, наказавший тяжелой болезнью телесной, чтобы спасти душу от смерти духовной; и так как все это принял (-а) от Тебя раб(а) Твой (Твоя) со смиренномудрием, терпением и любовию к Тебе, как к непрестанному Врачу душ и тел наших, яви теперь ему (её) богатую милость Твою, как претерпевшему (-ей) все это за свои грехи.

Вмени ему (ей) Господи, эту временную тяжелую болезнь в некое наказание за прегрешения, содеянные на этой земле, и исцели душу его (её) от недугов греховных.

Помилуй, Господи, помилуй взысканного (-ую) Тобою, и, наказанного (-ую) временно раба (рабу) (имя), молю Тебя, не накажи лишением вечных Твоих небесных благ, но удостой его (её) наслаждаться ими в Царствии Твоем.

Если же усопший (-ая) раб(а) Твой(я), не рассуждал(а) ради чего удостоился (-ась) перенесению такой болезни, явившейся прикосновением целительной и промыслительной Десницы Твоей, строптиво мыслил(а) или по неразумию своему возроптал(а) в сердце своем, так как бремя такое возомнил(а) неудобоносимым, или по немощи естества своего, ослабленного долгою болезнью огорчился(-ась) такой напастью, молим Тебя, Долготерпеливый и Многомилостивый Господи, прости ему(ей) эти согрешения по безпредельной Твоей милости и нескончаемому Твоему милосердию к нам грешным и недостойным рабам Твоим, прости ради любви Твоей к роду человеческому; если же беззакония его (её) были выше всех пределов, а болезнь же и недуги не подвигли её к полному и искреннему покаянию, умоляем Тебя, Начальник жизни нашей, умоляем Твоими искупительными заслугами, помилуй и спаси, Спасе, раба (-у) Твоего(ю) (имя) от вечной смерти. Господи Боже, Спасителю наш!

Ты, по вере в Тебя, даровал нам прощение и отпущение грехов, даровав помилование и исцеление 38-летнему парализованному, когда сказал Ты: “Отпущаются тебе грехи твои”; с такой же верою и надеждой на Твою благость, прибегаем к Твоему, о Иисусе Прещедрый, неизреченному милосердию и в умилении сердца нашего молим Тебя, Господи: вспомни теперь и сегодня это слово помилования, подай слово отпущения грехов усопшему (-ей), приснопоминаемому (-ой) нами рабу (рабе) Твоему (Твоей) (имя), да исцелеет духовно, и да вселится в месте светлом, в месте покойном, где нет ни болезни, ни печали, ни стона, и да зачтутся там болезни и недуги его(её), слезы страданий и скорбей в источник радости о Духе. Аминь.

Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея (имя), в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей (имя), и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела.

Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Аминь

Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости. Яко же некогда приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя), прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже допоследняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя – правда во веки. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше. Ты еси Бог, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом. Аминь

Молитва родителей о почивших детях

Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего (рабу твою), чадо мое (имя), и сотвори ему (ей) вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше – молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь

Молитва родителей за умерших детей

Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыка жизни и смерти, Утешитель скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюсь Тебе: помяни, Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего, чадо мое (имя) и сотвори ему вечную память. Ты, Владыка жизни и смерти, даровал мне чадо это, и по Твоей благой и премудрой воле изволил забрать его у меня. Будь благословенно имя Твое, Господи.

Молю Тебя, Судия неба и земли: по бесконечной любви Твоей к нам, грешным, прости усопшему чаду моему все согрешения его, вольные и невольные, словом и делом, совершенные сознательно и по неведению. Прости, Милосердный, и наши родительские согрешения, да не пребудут они на чадах наших, ибо знаю, что много согрешили перед Тобой, много не соблюдали и не делали того, что заповедал Ты нам.

Если же успошее чадо наше, по своей или по нашей вине, при жизни своей более работал миру и плоти своей, чем Тебе, Господу и Богу своему; если более возлюбил обольщения мира этого, чем слово Твое и заповеди Твои; если предавался наслаждениям житейским, а не сокрушению о грехах своих и в невоздержании позабыл бодрствование, пост и молитву – молю Тебя усердно, прости, преблагой Отец, чаду моему все эти согрешния его, прости и отпусти, если и что иное злое сотворил он в жизни своей.

О, Иисусе Христе! Ты воскресил дочь Иаира по вере и молитве отца её, Ты исцелил дочь жены-хананеянки по вере и прошению матери её, услышь и мою молитву, не отвергни и моей молитвы о чаде моем.

Прости, Господи, прости все согрешения его, и, простив и очистив душу его, избавь от вечных мук и посели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, там где нет ни болезни, ни печали, ни стонов, но жизнь бесконечная! Ибо нет человека, который бы не согрешил при жизни, и только Ты Единый бесгрешный! Да услышит чадо мое на Страшном Суде Твоем прежеланный голос Твой: «Придите, благословенные Отца Моего, и наследуйте приготовленное вам Царствие от начала мира». Ибо Ты – Отец милостей и щедрот, Ты – жизнь и воскрешение наше, и Тебе славу воссылаем со Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва матери (домашняя) за детей мертворожденных и неокрещенных преподобного Арсения Афонского

Господи, помилуй чад моих, умерших во утробе моей! За веру и слезы мои по милосердию Твоему, Господи, не лиши их света Твоего Божественного!

Молитва детей об усопших родителях

Молитва ко Пресвятой Богородице об усопших

Пресвятая Владычица Богородица! К Тебе взываем, Заступница наша, ибо Ты есть скорая помощница наша и ходатаица перед Богом непрестанная! Особенно же молим Тебя в час сей: помоги усопшей рабе Божией (усопшему рабу Божьему) (имя), мучимому (-ой) в аду; молим Тебя, Владычица мира, силою Твоею отгони от движимой страхом души его(её) страшных темных духов, да смятутся и посрамятся пред Тобою; освободи его(её) от истязания в аду.

Молим Тебя, Пресвятая Богородице, ризою Твоею честною защити его(её), молись за грешную рабу Божию (грешного раба Божьего) (имя), чтобы Бог ослабил его(ее) мучения и извлек из пучины ада, да перейдет он (она) из ада на небо. Молим Тебя, Заступница наша, заступись за раба(-у) Божиего (-ю) (имя) материнским Твоим у Господа дерзновением; молим Тебя, Помощница наша, помоги ему (ей) оправдаться перед Богом, Творцом неба и земли, и умоли Единородного Сына Твоего, Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, да упокоит усопшего (-ую) в недрах Авраама с праведными и всеми святыми. Аминь.

Молитва за внезапно умершего

Господи Иисусе Христе, Владыка жизни и смерти, Ты сказал в святом Твоем Евангелии: «Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет, ибо в который час не думаете, придет Сын Человеческий». Но мы, земные и грешные, предавшиеся печалям и удовольствиям житейским, забываем про час смерти своей, и потому бываем призываемы к Тебе, Судия неба и земли, внезапно, в час, когда не ожидали и не предполагали.

Так внезапно призван был к Тебе усопший раб Твой, брат наш (имя).

Неисповедимы и непостижимы пути дивного Твоего промысла о нас, Господи Спаситель! Смиренно преклоняю голову свою пред этими Твоими путями, Господи Владыка, и молю Тебя усердно с верой: призри с высоты святого жилища Твоего и осени меня Твоей благодатью, да направится молитва моя эта перед Тобою, как фимиам благовонный.

Премилосердный Господи, услышь молитву мою за раба Твоего (имя), по неисповедимым судьбам Твоим внезапно похищенного от нас смертью; пощади и помилуй претрепетную его душу, призванную на беспристрастный Твой суд в час, в который не ожидала.

Да не обличи ее с яростью Твоей, и не накажи ее с гневом Твоим, но пощади и помилуй ее ради крестных страданий Твоих и по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых Твоих, прости ей все согрешения, вольные и невольные, словом и делом, ведением и неведением. Ведь хотя и восхищен был раб Твой (имя), но в жизни своей веровал в Тебя и исповедовал Тебя, Бога и Спасителя мира Христа, и на Тебя надежду имел: вмени ему эту веру и надежду его вместо дел!

Милосердный Господи! Не желаешь Ты смерти грешника, но милосердно принимаешь от него и за него все, творимое к обращению и спасению, и Сам благоустраиваешь путь его для спасения его.

Также молю Тебя, благоволи вспомнить все дела милосердия и все молитвы, здесь на земле творимые за усопшего раба Твоего, соблаговоли принять и мою молитву о нем вместе с молитвами священнослужителей Святой Церкви Твоей и соблаговоли отпустить душе его все согрешения, успокоить встревоженное сердце его, пощадить его от вечных мук и упокоить в месте светлом.

Ибо Ты милуешь и спасаешь нас, Христос Спаситель наш, и Тебе единому подобает несказанная благость и вечная слава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва об умерших без покаяния преподобному Паисию Великому

О, священная глава, преподобный отец, преблаженный Паисий! Не забудь несчастных твоих до конца, и поминай нас всегда в святых твоих и благоприятных молитвах к Богу!

Помяни стадо твое, который ты упас и не забудь посещать чад твоих. Молись за нас, святой отец, за детей твоих духовных, как имеющий дерзновение к Небесному Царю; молись о нас непрестанно перед Господом и не отвергни нас, с верой и любовью чтущих тебя.

Поминай нас недостойных у Престола Вседержителя и не прекращая молись о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе была благодать за нас молиться.

Ибо не думаем о тебе, как о мертвом: если телом и преставился ты от нас, то после смерти живым ты пребываешь. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от вражеских стрел и всяких бесовских обольщений и козней диавольских, пастырь наш добрый.

Ибо рака с мощами твоими всегда перед нашим взором видима, но святая душа твоя с сонмами Ангелов, с Бесплотными ликами, с Небесными силами, предстоя у Престола Вседержителя, достойно радуется.

Зная воистину, что и после смерти ты живым пребываешь, припадаем и молимся тебе: молись о нас Всесильному Богу, о пользе душам нашим, и испроси нам время на покаяние, да беспрепятственно перейдем от земли на небо, и да избавимся от горьких мытарств, бесов и воздушных князей и от вечных мук. И да будем наследниками Небесного Царствия со всеми праведными, от века угодившими Богу нашему Иисусу Христу, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение, с Безначальным Его Отцом и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Преподобные Оптинские старцы иногда разрешали на домашней молитве поминать и самоубийц, за которых по 14-му правилу Тимофея Александрийского не может быть приношения в Церкви. Так, преподобный Леонид, в схиме Лев, одному из своих учеников (Павла Тамбовцева), отец которого окончил жизнь самоубийством, девал такие наставления о молитве: «Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой, всемогущей. Не испытывай Вышняго судеб. Тщися смиренномудрием укреплять себя в пределах умеренной печали. Молись всеблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней. - по духу добродетельных и мудрых так: «Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя». Молись же просто, без испытания, предавая сердце твое в десницу Вышняго. Конечно, не было воли Божией на столь горестную кончину родителя твоего: но ныне он совершенно в воле Могущего и душу и тело ввергнуть в пещь огненную, Который и смиряет и высит, мертвит и живит, низводит во ад и возводит. При этом Он столь милосерд, всемогущ и любвеобилен, что благие качества всех земнородных пред Его высочайшею благостью - ничто. Для сего ты не должен чрезмерно печалиться. Ты скажешь: «Я люблю моего родителя, почему и скорблю неутешно». Справедливо. Но Бог без сравнения более, чем ты. любил и любит его. Значит, тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который, если соблаговолит помиловать, то кто может противиться Ему?»

Молитва за некрещеных усопших мученику Уару

О, святой мученик Уар, достойный особенного удивления, подражанием Владыке Христу устремленный, Небесного Царя перед мучителем исповедал ты и за Него добровольно пострадал.

И ныне Церковь почитает тебя, как прославляемого от Владыки Христа славой Небесной, Который даровал тебе благодать великого к Нему дерзновения.

И ныне, предстоя перед Ним с Ангелами, в вышнем мире торжествуя, созерцая Святую Троицу и наслаждаясь Светом Безначального Сияния, помяни страдания наших сродников, умерших в нечестии, прими наше прошение, и как неверный род Клеопатры молитвами твоими от вечных мук освободил, так вспомни и безбожных погребенных, умерших некрещеными, поспеши испросить им облегчение от вечных мук, да едиными устами и единым сердем восславим Премилосердного Творца во веки веков. Аминь.

ЧИН ЛИТИИ, СОВЕРШАЕМОЙ МИРЯНИНОМ ДОМА И НА КЛАДБИЩЕ

Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй. Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды.)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи, помилуй. (12 раз.)

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон.)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон.)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон.)

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небесйаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое. Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды).

Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.

В покоище Твоем, Господи, идеже вей святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Ты еси Бог, сошедший во ад и узы окованных разрешивши. Сам и душу раба Твоего упокой.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь: Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его.

Кондак, глас 8: Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Икос: Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека: земнии убо от земли создахомся и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя, и рекий ми: яко земля еси и в землю отъидеши, аможе вей человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй (трижды), благослови.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.

Во блаженном успении, вечный покой подаждь. Господи, усопшему рабу Твоему (имя) и сотвори ему вечную память.

Вечная память (трижды).

Душа его во благих водворится, и память его в род и род.

Чтении Псалтири за усопших

Чтение Псалтири в память о усопших приносит им велее утешение, т.к. это чтение приемлется самим Господом как приятная умилостивительная жертва во очищение грехов поминаемых. «Псалтирь. за весь мир Бога молит», - пишет святитель Василий Великий.

Существует практика чтения одной 17-й кафизмы, данную практику используют при недостатке времени.

Чтение Псалтири это молитва к Господу. Подвижники Церкви рекомендуют верующему читать Псалтирь по одной кафизме ежедневно, обращая внимание на то, что непременным условием чтения является благочестие и чистота сердца.

Акафист за единоумершего

Иные популярные молитвы:

Акафисты Пресвятой Богородицы и святым угодникам Божиим

Православные Иконы Святым угодникам Божьим и Пресвятой Богородице

Молитвы иные иконе Божьей матери и святым угодникам

Виды и формы православных молитв

Молитвы и каноны по усопшим

Молитвы святым об исцелении

О молитве: Для чего нужно молиться, Когда нужно молиться, Какие бывают молитвы

Молитвы при нападении нечистой силы

Молитвослов Православного Воина

Молитвы за воинов

Молитвы о детях

Молитвы при детородном неплодстве

Молитвы при нарушении сна у младенцев

Вариантов блюд, что готовят на Радоницу в разных регионах России, не перечесть. В одних краях стараются обходиться без мяса, в других ставят на стол домашнюю колбасу и буженину. Где-то пекут тонкие постные блинчики, а где-то стряпают пышные колобки с начинкой из целых яиц. Одни разрешают себе побаловаться пивом и красным вином, другие принципиально обходятся киселём. Словом, требования к меню Радоницы не загоняют хозяек в жёсткие рамки, однако есть несколько блюд, которые в этот день можно встретить на столе чуть ли не любой семьи, чтущей традиции.

Угощение на Радоницу должно быть скромнее, чем на Пасху, но щедрым и сытным

Пасхальные яства

Два обстоятельства:

  • отшумевший 9 дней назад праздник Пасхи;
  • и привычка православных христиан не только поминать на Радоницу ушедших в мир иной предков, но и « » с ними, сообщая счастливую весть о воскрешении Христа,

наложили свой отпечаток на этот праздник, прозывающийся в народе «Пасхой усопших». Нетрудно догадаться, что на родительский день после Пасхи готовят примерно те же блюда, которыми недавно потчевали родных во время Светлого Воскресенья: , сдобные куличи, разноцветные яйца.

Пасхальным блюдам найдётся место и среди угощений на Радоницу

В некоторых регионах России и Белоруссии яйца на Радоницу, в отличие от Пасхи, было принято красить в «жалобные» (печальные) жёлтые и зелёные оттенки. Отчего предки связывали с грустью-тоской именно эти цвета, остаётся загадкой.

Видео: Пасхальный каравай

Среди традиционной выпечки, что готовят на родительский день домовитые хозяйки, особняком стоит ближайший родственник кулича — праздничный каравай. Мягкий, вкусный, способный в один присест накормить всю семью, он сразу придаст столу праздничный вид и при этом не отнимет много времени на готовку. Например, как каравай от Любови Завьяловой:

Поминальные кушанья

В старину верили, будто на Радоницу Бог отпускает души усопших навестить оставшихся на земле родных с тем, чтобы те как следует приветили близких, а после с почётом проводили их обратно на кладбище, к месту последнего упокоения. Поэтому одно из центральных мест на столе предсказуемо отводилось поминальным кушаньям: сыте, коливу, овсяному киселю.

Сыта – сладкое медовое питьё — готовилась следующим образом.

Возьмите:

  • 1 л чистой воды или, если хотите получить напиток душистый и богатый на вкус, травяного отвара зверобоя;
  • 50 г мёда.

Приготовление.

  1. Соедините жидкость и мёд.
  2. Доведите смесь до кипения и подержите несколько минут на маленьком огне, время от времени снимая выступающую на поверхности пену.
  3. Дайте отвару полностью остыть и процедите.

Чтобы ещё более обогатить вкус напитка, попробуйте прокипятить его с любимыми пряностями (корицей, гвоздикой, бадьяном) или разбавить готовую и охлаждённую сыту фруктовым соком. Ну а ревностные ценители старины могут, по примеру прадедов, накрошить в неё хлеб.

Не держите напиток на огне слишком долго, так мёд сохранит больше полезных свойств

Сыта – напиток полезный, но в наши дни не пользующийся прежней популярностью и, вопреки названию, не слишком сытный. Овсяный кисель обходит её играючи: и как традиционное кушанье, регулярно венчающее списки того, что готовят для меню на родительский день, и как вкусное блюдо, способное послужить неплохим десертом на поминальном застолье.

Вам понадобится:

  • 1,5 л воды;
  • 400 г овсяной муки (если не сможете раздобыть её в супермаркете, вооружитесь кофемолкой или электрической мясорубкой и превратите в муку овсяные хлопья);
  • 2-3 ст. л. мёда;
  • щепотка соли.

Приготовление.

  1. Воду слегка подогрейте, смешайте с мукой и оставьте на столе настаиваться в течение ночи.
  2. Поутру пропустите будущий кисель через сито, перелейте в кастрюлю и варите на небольшом огне до загустения.
  3. Прежде чем снять кастрюлю с огня, добавьте в неё соль, мёд и проследите, чтобы всё хорошо растворилось.

Загустев, кисель обретёт плотность, позволяющую резать его ножом на порционные куски и подавать каждому едоку с молоком, мёдом или ягодами.

Разлейте кисель по формам заранее

Видео: Кутья на Радоницу

Готовят ли на родительский день кутью? Несомненно, готовят, и очень охотно. Правда, нынешние хозяйки предпочитают варить её по модернизированным рецептам, сберегающим силы и время. Как раз такой вы найдёте на видео от Ost PressServis вместе с интересными комментариями об истории происхождения и обычаях приготовления кутьи.

Что взять для визита на кладбище

Одно дело выбрать, что приготовить на Радоницу на стол, за которым вы собрались посидеть с родными, и совсем другое – решить, что взять с собой в церковь или на погост. Творожная пасха рассыплется, кисель расплывётся, для сыты нужно искать подходящую бутыль с крепкой пробкой… На чём остановить свой выбор, чтобы не создать лишних трудностей ни себе, ни окружающим?

Блины, оладьи и сырники

Круглые лепёшки, почитавшиеся у язычников символами солнца, а следовательно, тепла, весны и торжества жизни, отлично вписались в идею Радоницы, ведь главным мотивом этого праздника служит отнюдь не смерть, а грядущее возрождение. Так что вы нисколько не погрешите против традиций, прихватив на кладбище стопку свежеиспечённых блинов, промазанных маслом, сметаной или мёдом. Считается, что на родительский день нужно готовить их непременно из пшеничной муки, хотя любительницам новых вкусов никто не запрещает поэкспериментировать с гречневой или, к примеру, ржаной.

Блины хороши не только на Масленицу

Для блинов вам понадобится:

  • пшеничная мука – 10-12 ст. л.;
  • молоко – около стакана;
  • кефир – пополам с молоком;
  • растительное масло – 5-6 ст. л.;
  • яйцо – 3 шт.;
  • сахар – 2,5 ст. л.;
  • соль – 1 ч. л.;
  • сода – 0,5 ч. л.;
  • сливочное масло для смазывания.

Приготовление.

  1. Хорошо взбейте яйца с сахаром и солью.
  2. Добавьте молоко.
  3. Вмешайте просеянную муку.
  4. Соедините соду с кефиром, чтобы кислая среда молочного напитка «погасила» её, а затем влейте всё в тесто и ещё раз хорошо размешайте.
  5. Дайте тесту постоять четверть часа, чтобы начала набухать содержащаяся в муке клейковина и выпекайте блинчики на раскалённой и смазанной кусочком масла сковороде примерно по 1 минуте с каждой стороны.

Кроме блинов, на кладбище уместны будут конфеты и печенье, медовые пряники, пирожки с разными начинками, булочки, колбаса, сало и, разумеется, яйца-крашенки.

Видео: Пирожки-кокурики

Аппетитные кокурики достойны того, чтобы быть поданными самым важным гостям, но по какой-то причине на Руси их частенько готовили для поминальных трапез на кладбище. Почему? Воспользуйтесь рецептом от канала Другая кухня и попробуйте сами разгадать.

Другие блюда

Можно ли готовить на Радоницу другие блюда, помимо перечисленных? Конечно. Поскольку вторник – день не постный, жёстких требований к меню он не предъявляет. Так что ваши домашние и гости только выиграют, если вы подадите им своё коронное мясное блюдо, нежную рыбу, сытную яичницу-драчену, пышный курник или сладкий пирог.

Однако постарайтесь соблюсти два правила:

  • пусть среди лакомств обязательно будет мёд, символизирующий сладостное райское блаженство, которое ждёт ваших усопших на небесах;
  • воздержитесь от употребления крепкого спиртного. Можно скрасить застолье умеренным количеством красного вина или пива, но от водки, коньяка и подобных им напитков лучше отказаться .

Несколько слов о поминальном застолье

Какие блюда готовят на Радоницу, мы выяснили. А как поступали с приготовленными лакомствами наши предки, согласно обычаям?

Вариант 1. Приготовленную снедь складывали в корзинки и несли освящать в церковь. А после службы частью оставляли в храме для батюшки и опекаемых им нуждающихся, а частью раздавали нищим с просьбой молиться о дорогих усопших.

Вариант 2. После приведения в порядок могилы раскладывали рушники и скатерти тут же, на траве, и устраивались перекусить, приглашая покойных родственников присоединиться к пиршеству.

Вариант 3. Вернувшись с кладбища, созывали домочадцев за стол и сообща трапезничали, не забывая вспоминать добрыми словами покойных.

В дореволюционной России стол нередко накрывали прямо с утра, свято веря: пока вся семья будет усердно молиться в храме, души родных придут и славно отобедают в тишине и покое.

Напоследок – вопрос на засыпку. Знаете ли вы, что готовят на родительский день на кладбище, помимо гостинцев для нуждающихся и блюд для перекуса? В собранную корзинку обязательно следует положить свечу, коробок спичек и Евангелие. Всё это пригодится вам после уборки на могилах, чтобы достойно завершить встречу с усопшими родными и, глядя на мерцающий огонёк свечи, прочесть в память о них специальную молитву-литию. В этом, а вовсе не в уборке и пикнике, заключается основной смысл похода на кладбище на Радоницу.

У Радоницы очень древние, глубокие корни. Ранее это был языческий праздник, посвященный богу, помогающему душам умерших там, после смерти, найти покой и не заблудится. Нынешняя Радоница 2017 – усовершенствованный христианством праздник, посвященный самим умершим. как нужно правильно поминать их, как отмечать его?

История праздника

И для древности Радоница был настоящим праздником. Когда люди могли отблагодарить бога Радуницу за его ежедневный труд для душ умерших родственников, друзей. Он считался богом – проводником, помогающим душам не заблудится и найти быстрее путь для последующего упокоения. Ежегодно живые пекли вкусные пироги, блины и красили яйца, делая богу подношения. Радоница следовала практически сразу после Пасхи, поэтому и угощения к празднику были вполне пасхальными.

Время прошло, язычество сменилось христианством, но некоторые из древних ритуальных мероприятий остались. Пасха, бывшая днем проводов зимы стала еще днем Воскресения Христа, приобрела двойное значение, а Радоница стала всеобщим днем для поминания всех, когда-либо умерших христиан. Ведь для христианства все люди перед Богом равны, неважно, есть у них родня, положение, умерли они дома, окруженные родственниками или вдалеке.

Миллионы ежегодно пропадают, и родственники не могут потом отпеть их как полагается, другие умирают далеко, на чужбине. Третьи просто одиноки, не имеют родственников. Согласно учениям христианства, поминальная служба и молитвы близких – единственное, в чем сильно нуждается душа каждого умершего, перешедшая уже за грань жизни. Поэтому на Радоницу совершается специальная поминальная служба, посвященная сразу всем умершим. чтобы каждый, неважно, кем был еще при жизни, что имел, смог обрести желанный покой.

Но одновременно Радоница – часть большого праздника Пасхи. Она ежегодно приходится на 9-й день с начала празднования. Поэтому для 2017 года Пасха прошла 16 апреля, выходит, будет 25 апреля. Это праздник, пусть посвященный умершим, но праздник, поэтому рыдать и горевать нельзя.

Как нужно поминать своих усопших?

У каждого из прихожан есть друзья или близкие, кто уже умер. В православная Радоница важно вспомнить о них и обязательно помолиться. Конечно, желательно сделать это в церкви, поучаствовав в специальной поминальной службе. Но когда нет времени или возможности, можно молиться и дома.

Главное – вспомнить своих умерших, искренне в молитве желать им не заблудиться, обрести покой, вернуться скорее Домой, к Всевышнему. По христианству каждая душа уже после смерти переходит на путь. У каждой он свой, близкий или далекий, главное ведет он домой – к Отцу, Всевышнему. Как когда-то прошел Спаситель.

Посещать кладбище также желательно. Некоторые полагают, что Радоницу нужно отмечать шумно и весело, но незачем устраивать пикники в местах покоя и умиротворения. Угощаться стоит, только дома. И от спиртного лучше отказаться. Никаких поминальных стаканов у могил или на надгробиях. умершим незачем разные дары, сладости. им важно внимание, искренние молитвы живых, поминальная служба. Сладости же можно раздать нищим, угостить друзей.

Прибрать могилы – можно. Соблюдать чистоту и сохранность захоронений – святая обязанность родственников или друзей умершего. И в Радоницу ее можно исполнить полностью, раз посетили могилы. На кладбище же стоит помолиться, прочтя специальный акафист, посвященный упокоении усопшим. Из вещей, которые можно оставить потом на кладбище – зажженная свечка. Делиться светлыми воспоминаниями, рассказами об умершем – можно. Не стоит убиваться и плакать, считается, что слезы и горе живых только мешают там, на пути души. Умерший возвращается, волнуясь за близких.

Радоница светлый, даже веселый праздник. Кстати, кто помнит обычай есть именно на кладбище, поминать усопшего водкой – он был специально введен с СССР для замены поминальной службы.

Изначально ритуал есть на местах захоронения существовал во язычестве, с христианством он не имеет вообще общего. Умершим важно лишь внимание, молитвы близких, не угощение или деньги, тем более, распивать спиртное, находясь среди могил это кощунство.

Чего стоит избегать?

Церковь напоминает, что обычай сопровождать посещения могил пьянством, а также оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» – это недопустимое кощунство и обычай, не имеющий ничего общего с православием.