Образец рецензии на статью в журнале. Алгоритм написания рецензии

Но и на научные труды: статьи, учебные пособия, монографии. Структура такой рецензии несколько отличается от отзыва на художественный текст, имеет специфические особенности.

Хотите научиться правильно оформлять любые виды учебных работ? Подписывайтесь на наш телеграм-канал и первыми узнавайте секреты подготовки рефератов, контрольных и дипломов.

Рецензия на статью

С этим видом работ студенты сталкиваются на 2-3 курсе, когда в вузах начинается работа над составлением собственных исследовательских проектов. Для создания авторской научной работы студенты должны уметь анализировать и чужой текст, выделять достоинства и недостатки.

Рецензия – письменный обзор и анализ научного текста.

Перед тем, как писать рецензию на статью, нужно не только внимательно прочитать текст, но и ознакомиться с другими работами автора: это помогает прояснить непонятные аспекты.

План рецензии на статью

  1. Библиографические данные (название, автор, год выпуска, название и номер журнала/сборника, страницы).
  2. Актуальность поднятой автором темы.
  3. Краткое содержание статьи.
  4. Общая оценка работы.
  5. Преимущества и недостатки.
  6. Выводы.

Рецензия на научную статью: образец

Примеры рецензий на научную статью можно легко найти в интернете. Вам пригодятся стандартные фразы научного стиля русского языка, которые употребляют для этого типа работ.

В работе автора идет речь о современных технологиях пропаганды. Актуальность работы подтверждается активизацией пропаганды различных идей, течений и персон в современном мире, которую используют не только в традиционных СМИ, но и социальных сетях.
В публикации ученый последовательно доказывает, что новые формы пропаганды комплексно воздействуют на сознание человека, отключая его критическое мышление.
Идеи, изложенные в работе, не являются принципиально новыми, но автор смог проиллюстрировать свои тезисы убедительными примерами из современной общественно-политической жизни.

Рецензия на статью ВАК

Помимо обычных рецензий на статью из журнала, на которых студенты оттачивают навыки анализа научных текстов, существует и академическое рецензирование. Написание рецензии на статью для изданий ВАК определяет, будут ли эти работы опубликованы или нуждаются в корректировке.

ВАК – Высшая аттестационная комиссия, отвечает за аттестацию научно-педагогических работников.

Эти работы обычно пишут кандидаты и доктора наук, но иногда, в качестве эксперимента, преподаватели предлагают подготовить подобные работы и студентам. Рецензия на статью из журнала ВАК содержит дополнительные пункты. Нужно охарактеризовать:

  • научную разработанность темы;
  • методологию исследования;
  • структуру и внутреннюю логику работы;
  • обоснованность выводов;
  • перспективы дальнейших исследований.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Рецензия на учебное пособие

Рецензию на методическое (учебное, учебно-методическое) пособие или учебник также обычно составляют кандидаты и доктора наук либо практики, которые хорошо знают сферу применения изнутри. Но в магистратуре или аспирантуре такой вид работ также возможен. План рецензии на учебно-методическое пособие похож на план рецензии для статьи, но дополняется некоторыми пунктами:

  1. Введение (библиографические данные, актуальность темы, основные положения работы).
  2. Констатирующая часть (соответствие пособия нормативным документам и правилам, связность и логичность текста, обоснованность методов и приемов обучения).
  3. Аналитическая часть (достоинства и недостатки пособия, рекомендации по улучшению).
  4. Заключение (выводы о целесообразности применения пособия в учебном процессе).

Образец рецензии на учебное пособие для студентов также можно найти в интернете. Рекомендуем позаимствовать из него фразы-клише для данного типа работ:

  • «В методическом пособии В. П. Петрова рассмотрены…»;
  • «Актуальность поднятой автором темы подтверждается…»;
  • «Учебное пособие соответствует стандартам и требованиям…»;
  • «В методическом пособии рассмотрены такие части…»;
  • «В целом работа может быть высоко оценена и признана…»;
  • «В пособии присутствуют незначительные недостатки: …»;
  • «Таким образом, пособие представляет теоретическую и прикладную ценность и может быть использовано…».
Рецензия на любые виды научных работ должна быть лаконичной и составлять не более 1000 слов (оптимальный объем – 500-700).

Рецензия на монографию

Этот тип рецензии требует большого объема знаний, т.к. монография – серьезный научный труд, где выдвигаются новые теории и концепции.

Монография – научное исследование, посвященное углубленному изучению одного аспекта темы или нескольких тесно связанных между собой. Состоит из ряда статей по изучаемым вопросам.

Как и рецензии на другие виды работ, отзыв на монографию предполагает анализ исследования и выделение достоинств и недостатков. Перед тем, как писать рецензию на монографию, нужно изучить последние публикации по вопросам, которым посвящен научный труд.

Образец рецензии на монографию легко найти в интернете. Ваша задача – оценить качество научной работы, что можно сделать с помощью следующих фраз:

  • «Актуальность работы неоспорима и обусловлена…»;
  • «Авторы подробно освещают такую значимую тему как…»;
  • «Исследование является примером глубокого изучения проблемы…»;
  • «Свою точку зрения на предмет ученый подтверждает…»;
  • «Работа выполнена на высоком научном уровне и станет важным вкладом в изучение…».

В примерах рецензии на монографии можно увидеть, что рецензент не только дает оценку, но и кратко освещает исследуемый вопрос.

Если, несмотря на наши советы, вы не уверены, что сможете рецензировать статьи и пособия, обратитесь к профессионалам. Эксперты сервиса помощи студентам прекрасно справятся с этим и многими другими видами работ.

Рецензии

Рецензия

на статью «Развитие педагогических способностей студентов на занятиях в педагогическом вузе» Палецкой Т.В.

Соловьёв Сергей Серафимович канд. пед. наук, доцент, профессор, действительный член (академик) и вице-президент Международной общественной академии Экологической Безопасности

и Природопользования ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет -МСХА им. К.А. Тимирязева», г. Москва

Актуальность темы. В работе освещена проблема профессиональной адаптации и становления педагогов. Описана специфика подготовки будущих педагогов в вузе, ориентированная на развитие педагогических способностей.

По мнению рецензента, действительно на современном этапе развития профессионального образования остается актуальной проблема системного формирования педагогических способностей будущих педагогов. Согласно статистике, количество выпускников, получивших диплом педагога уступает лишь численности юристов и медиков . Несмотря на то, что в последние годы наблюдается приток молодых педагогов (по сообщению министра образования и науки России О.Ю. Васильевой, в 2017 учебном году в 59 регионах России их приток составил 5-10%) потребность образовательных учреждений в специалистах остается достаточно высокой...

Автор статьи раскрывает читателям различные виды противоречий и проблем «.сложности адаптации и профессионального становления молодых педагогов, поскольку процесс формирования и развития профессионально значимых качеств - сложен, зависит от совокупности факторов и условий образовательного процесса».

Рецензент согласен с мнением автора, что, «.. решать обозначенную проблему необходимо путем ориентирования студентов педагогического вуза на понимание, принятие и исследование красоты и полифункциональности педагогической деятельности. С одной стороны, предполагающей научное, методическое и психолого-педагогическое знание, нацеленность на творческое решение профессиональных задач с другой, готовность к самопознанию, самосовершенствованию, накоплению опыта, к кропотливой, ежедневной работе требующей внимания к мелочам, наблюдения и детального анализа».

Вполне понятно, что «.понимание и принятие педагогической профессии будущими педагогами, во многом определяется целенаправленной работой преподавателей вуза по развитию их педагогических способностей на протяжении всего обучения». Известно, что, - педагогические способности относят к специальным способностям и чаще всего определяют как совокупность таких индивидуально психологических особенностей и профессионально значимых качеств

педагога, которые обеспечивают достижение высоких результатов в педагогической деятельности . В соответствии с классификацией В.А. Крутецкого, - группа педагогических способностей включает: дидактические, речевые, академические, перцептивные, коммуникативные и организаторские способности.

Заслуживает внимания опыт работы данного преподавателя, который в качестве примера, - берет, -систему заданий по развитию данной группы способностей на материале дисциплины «Педагогика: введение в педагогическую деятельность». Отбор и систематизация заданий основаны на двух подходах: личностном (самопознание, самосовершенствование) и деятельнос-тном (формирование системы компетенций, как наперед заданных профессиональных требований).

Научно-исследовательская работа автора статьи осуществлялась на основе использования: 1) дидактических способностей слушателей; 2) речевой способности слушателей; 3) академической способности слушателей; 4) перцептивной способности слушателей; 5) коммуникативной способности слушателей; 6) организационной способности слушателей. При чем по каждому из указанных направлений способностей разработаны интересные и содержательные задания, выполнение которых делает успешными слушателей. Например, организаторские способности позволяют осуществить педагогический замысел, поддерживать внимание, интерес, ситуацию успеха у обучающихся и снижать напряженность и усталость всех участников педагогического взаимодействия.

Мы, поддерживаем творческие поиски преподавателя, так как, - действительно, - «создание условий для развития педагогических способностей студентов вуза требует системной работы на протяжении всего обучения. Данный процесс, предполагает опору на личностный и деятельностный подходы, на накопление теоретических и практических представлений студентов о природе и характере будущей профессиональной деятельности».

Считаю, что данная статья будет весьма полезна особенно молодым педагогам, начинающим свою педагогическую карьеру, для активизации различных способностей у слушателей...

Статью канд. пед. наук, доцента Т.В. Палецкой на тему «Развитие педагогических способностей студентов на занятиях в педагогическом вузе» целесообразно рекомендовать к публикации в научном журнале «Интерактивная наука».

Интерактивная наука | 10 (20) 2017

Рецензия на статью. Образец рецензии.

Рецензия должна включать в себя следующую информацию:

1. Полное название статьи, должность и Ф.И.О. автора статьи. Пример:

РЕЦЕНЗИЯ на статью «Функции контроля в обучении иностранному языку (ИЯ) студентов технических специальностей» кандидата филологических наук, доцента кафедры иностранных языков СПб ГПУ Кушнаревой Татьяны Васильевны (Кушнаревой Т.В.), опубликованную в журнале «Филологические науки. Вопросы теории и практики» за 2013 год, № 4, С. 32-41.

2. Краткое описание проблемы, которой посвящена статья. Пример:

Статья Т.В. Кушнаревой посвящена определению основных функций и правил обучения и важности их соблюдения при организации контроля знаний, умений и навыков по ИЯ студентов технических специальностей в вузе.

3. Степень актуальности статьи. Пример:

Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку проверка и оценка знаний, умений и навыков владения ИЯ студентами технических специальностей (ТС) в вузе является не только важной, но и необходимой составной частью учебного процесса, а овладение методикой проверки знаний выступает одной из проблемных задач, стоящих сегодня перед преподавателем.

Автором проведена серьезная работа по определению функций обратной связи или контроля при обучении ИЯ студентов технических специальностей. Немаловажным является и то, что Т.В. Кушнарева пишет о необходимости изменения роли преподавателя в процессе обучения ИЯ студентов ТС, так как сегодня преподаватель в вузе перестает являться основным источником информации – он должен скорее направлять обучение, а не в авторитарном стиле управлять процессом передачи необходимых студентам языковых сведений.

5. Ключевая ориентация статьи. Пример:

Статья Т.В. Кушнаревой «Функции контроля в обучении иностранному языку студентов технических специальностей» призывает задуматься об эффективности устного и письменного диалога со студентами и способах проверки уровня полученных ими знаний на занятиях по ИЯ путем опроса, тестирования, подготовки научных докладов на лекционные или свободные (но в рамках изучаемого предмета) темы.

6. Выводы, сделанные рецензентом после знакомства со статьей. Пример:

Статья может оказаться полезной не только преподавателям высших учебных заведений, но и средних учебных заведений технического профиля –техникумов, колледжей, училищ. Небезынтересной покажется она и студентам, изучающим иностранный язык в вузе. Учащиеся могут из статьи почерпнуть важные для себя сведения о разнообразных формах контроля над усвоением пройденного материала и даже помочь в перспективе преподавателю ИЯ выбрать из представленных средств наиболее для себя действенные.

7. Оценка, дата, некоторые данные о рецензенте, подпись студента под рецензией. Пример:

Статья Т.В. Кушнаревой «Функции контроля в обучении иностранному языку студентов технических специальностей» заслуживает самой высокой оценки, так как автор в ней представляет не абстрагированные от учебы проблемы овладения ИЯ, а живую практику реального преподавания ИЯ в вузе на основании восемнадцатилетнего опыта проведения занятий со студентами разных курсов и факультетов высшей школы.

9 сентября 2013 г. Рецензент – Степанов Н.И., студент 4 курса 4334 группы факультета информационных технологий и управления СПб ГПУ.

Актуальность настоящего исследования заключается в...

В качестве основных моментов используемой автором методологии...

В статье анализируются основные подходы...

В статье выявлены и раскрыты основные проблемы...

Важным в статье является рассмотрение...

Данная статья демонстрирует...

Именно поэтому в данной работе значительное внимание уделяется...

К положительным сторонам работы можно отнести...

Как положительный факт можно отметить то, что...

Материал статьи основан на детальном анализе...

Особо следует подчеркнуть, что...

Особое внимание в статье уделено...

Особый интерес представляет вывод о...

Отдельного внимания заслуживает...

Практическая значимость данной статьи заключается в...

Предлагаемый подход к изучению проблемы...

Рассмотренная в статье оригинальная концепция...

Рецензируемая работа представляет собой серьезную и интересную статью на довольно редкую тему...

Следует отметить, что в данной статье раскрывается ряд интересных аспектов...

Статья содержит определенную концепцию, суть которой...

Теоретическая значимость данной статьи заключается в...

Рецензируемую работу отличают новизна и доказательность ряда идей...

Источники, цитируемые в настоящей статье, отражают современную точку зрения на исследуемую проблему, суть которой…

Статья выполнена на высоком научном уровне, содержит ряд выводов, представляющих практический интерес для…

Написание рецензии на статью является обязательным условием Высшей Аттестационной Комиссии. Этот документ необходим для объективного анализа научной статьи и вынесения решения о целесообразности ее публикации в ВАК-изданиях.

Что такое рецензия на статью?

Рецензия на статью - это официальный документ, составленный руководителем, оппонентом соискателя или независимым рецензором. Он может относится к одной из двух разновидностей:

  • Внутреннюю составляют члены аттестационной комиссии, работающие на кафедре, на которой защищается соискатель, а также его научный руководитель. Документ заверяют в ВУЗе или НИИ.
  • Внешняя делится на 2 основных вида: выполняемая официальными оппонентами диссертанта, приглашенными из другого ВУЗа или ведущей организации, а также независимая проверка статьи членами редколлегии или специальной комиссией перед публикацией.

Отзыв руководителя касается положительных сторон написанной диссертации, внешняя и внутренняя рецензия содержат общую оценку и замечания. Если же речь идет о материале, подготовленном к публикации, то после проверки рецензент выносит положительное или отрицательное решение о возможности размещения материала в периодике.

Объем и содержание рецензии

Чтобы написать критический отзыв о , руководствуются кратким наброском: документ должен включать в себя вступление, основной текст, в котором автор высказывает личное мнение о материале, раздел с замечаниями и выводы. Писать нужно исключительно по теме, не делая отступления и ссылок на другие источники. Высказывая замечания, рецензор должен их аргументировать, чтобы вынести беспристрастную и объективную оценку.

Для этого рассматривают следующие вопросы:

  1. , ее актуальность и указанные автором варианты решения.
  2. Умение рассмотреть вопрос или проблему с точки зрения ученого.
  3. Новизна предлагаемых соискателем методов решения проблемы. Методика может быть широко известной, но с определенными, не использованными ранее нюансами.
  4. Глубина изыскания и степень раскрытия темы. Текст должен быть завершенным, логичным, целостным и обоснованным.
  5. Написание доступным языком, но с использованием научной терминологии, понятной специалистам той или иной квалификации. Правильное построение текста с четкими и лаконичными фразами, минимум «воды».
  6. . Рецензия строится из разделов, которые включают в себя одну или несколько глав, уникальных подзаголовков, аннотации, библиографии, информации об авторе.
  7. Оценивают объем статьи. Он должен соответствовать установленным рекомендациям, поэтому рецензор может указать на моменты, которые освещены недостаточно или наоборот, требуют сокращения.

Что касается объема рецензии, не существует строгих правил, его регламентирующих. Отзыв составляет примерно 3,5-4 тысячи знаков , но может быть больше или меньше в зависимости темы и ее сложности. На практике данным параметрам соответствует 1,5-2 страницы текста в Word. Такой документ следует обязательно распечатать, соответствующим образом заверить и предоставить оригинал, а не электронную версию.

Что должна содержать рецензия: план/структура документа

Правильно-составленная рецензия состоит из пяти основных частей. Примерное содержание текста, указанное ниже, облегчит составление этой работы.

1 Полное наименование статьи с указанием ФИО и должности автора

2 Емкое/Краткое описание исследуемой проблемы

3 Определение уровня актуальности документа и краткая его характеристика

4 Описание самых значимых моментов научной статьи

В рецензии запрещается простой пересказ текста, необоснованные мнения автора (субъективизм), несоблюдение стандартов написания, высказывания серии «я предполагаю, я руководствуюсь мнением о том, что… и т.д.»

  • значимость исследования, проведенного автором, неоспорима;
  • автор указывает проблему, которая…;
  • после изучения статьи…;
  • документ посвящен актуальной проблеме/теме;
  • научная статья полностью раскрывает…;
  • работа содержит неординарную точку зрения;
  • основные акценты в документе сделаны на…;
  • автор объективно проанализировал ряд моментов;
  • статья написана на высоком уровне;
  • аргументы, выдвинутые автором, подкрепляются…;
  • выдвинутая проблема обусловлена …современным состоянием науки;
  • в научной статье правильно/точно расставлены акценты над…

Для начала сотрудничества с компанией «Диссертация», заключите официальный договор, в котором будут подробно прописаны условия оплаты и согласованы сроки сдачи готовой работы. Будем рады помочь вам!

Авторы часто обращаются в нашу редацию с вопросами о том, как грамотно оформить рецензию на научную статью. Нами принято решение разместить полезную информацию по написанию рецензий и отзывов на научные статьи и монографии.

Перед публикацией в серьезных журналах научные статьи проходят рецензирование. Рецензирования – важная часть в механизме отбора и утверждения научных статей для публикации, а также повышение качества научной статьи. Не менее двух рецензий требуется для публикации в журналах из Перечня ВАК. Аналогичные требования у научных журналов, которые готовятся к подаче документов на включение в перечень ВАК. Иногда вместе с рецензией запрашивают выписку из протокола заседания кафедры с рекомендацией статьи к печати.

Несмотря на замысловатость термина "рецензирование" смысл данной процедуры сводится к простому: статья подвергается проверке с точки зрения ее содержания (логичность, обоснованность, достоверность) и оформления (структура и наличие необходимых элементов). Но за кажущейся простотой стоит порой субъективное усмотрение рецензента. Поэтому кроме объективно-формальных требований к подготовке статьи к рецензированию необходимо видеть данный процесс глазами самого рецензента. К тому же точно знать о том, что должно быть в рецензии отражено и как ее необходимо оформить.

Рецензия – это специальный документ, который составляется от имени рецензента. Рецензентом может выступать лицо, с ученой степенью и желательно ученым званием по специальности, соответствующей теме статьи. Рецензент приводит краткий анализ рецензируемой статьи, дает оценки по критериям содержания и оформления: оценивает объем статьи, проверяет составление аннотации и подбор ключевых слов на русском и английском языках, правильность приведения библиографических ссылок и наличие библиографического списка, устанавливает релевантность темы статьи специализации издания.

В заключении рецензент отражает значимость, новизну и научную ценность статьи и делает вывод о возможности ее публикации в конкретном научном журнале либо о необходимости ее доработки в соответствии с замечаниями. Оформленная и распечатанная рецензия подписывается рецензентом и заверяется печатью учреждения или организации, в которой он работает. ВАК имеет право запросить рецензию на любую статью, поэтому редакции научных журналов хранят оригиналы рецензий. Высланная по e-mail электронная копия рецензии не является полноценным документом. Поэтому будьте готовы потратить время на почту, чтобы отправить оригинал рецензии в редакцию.

Достаточный объем рецензии около 3,5-4 тыс. знаков (с пробелами), что равно 1,5-2 страницам в формате Word кеглем Times New Roman 12 пт. Для придания рецензии стилистической завершенности, рекомендуется использовать специализированные выражения и обороты для написания рецензии на научную статью, подчеркивающие высокий профессиональный уровень проведенного рецензирования.

Рецензия как правило должна включать:

  • Полное название статьи, должность автора, Ф.И.О. автора;
  • Краткое описание проблемы которой посвящена статья;
  • Степень актуальности;
  • Наиболее важные аспекты темы, раскрытые автором;
  • Рекомендации к опубликовании;
  • Ученое звание, ученая степень, должность, место работы, Ф.И.О. рецензента, печать, подпись.
  • Автор в своей работе дает подробный анализ...
  • Автор грамотно анализирует...
  • Автор данной статьи акцентирует внимание...
  • Автор демонстрирует высокий уровень знаний в области...
  • Автор на конкретных примерах доказывает...
  • Автор на основе большого фактического материала рассматривает...
  • Автор обращает внимание на то, что...
  • Автор справедливо отмечает...
  • Автор успешно аргументирует свою собственную точку зрения...
  • Автором предложены оригинальные идеи...
  • Актуальность настоящего исследования заключается в...
  • В качестве основных моментов используемой автором методологии...
  • В статье автор рассматривает...
  • В статье анализируются основные подходы...
  • В статье выявлены и раскрыты основные проблемы...
  • Важным в статье является рассмотрение...
  • Все содержание статьи логически взаимосвязано и подтверждено цитатами из авторитетных источников.
  • Данная статья демонстрирует...
  • Достаточно подробно автором изучены (представлены, изложены, описаны)...
  • Именно поэтому в данной работе значительное внимание уделяется...
  • Источники, цитируемые в настоящей статье, отражают современную точку зрения на исследуемую проблему.
  • К положительным сторонам работы можно отнести...
  • Как положительный факт можно отметить то, что...
  • Материал статьи основан на детальном анализе...
  • Особо следует подчеркнуть, что...
  • Особое внимание в исследовании... уделено...
  • Особый интерес представляет вывод о...
  • Отдельного внимания заслуживает...
  • Практическая значимость данной статьи заключается в...
  • Предлагаемый подход к изучению проблемы...
  • Рассмотренная в статье оригинальная концепция...
  • Рецензируемая работа представляет собой серьезную и интересную научную статью на довольно редкую тему...
  • Рецензируемую работу отличают новизна и доказательность ряда идей.
  • Следует отметить, что в данной научной статье раскрывается ряд интересных аспектов...
  • Статья выполнена на высоком научном уровне, содержит ряд выводов, представляющих практический интерес.
  • Статья содержит определенную концепцию...
  • Теоретическая значимость данной статьи заключается в...

ОБЩАЯ ОЦЕНКА

1. Проблемность : статья должна быть посвящена решению некоторой задачи / проблемы, выявлять существо проблемы, давать направления, способы ее решения.
Оценка: "достаточная" | "слабая" | "недостаточная"