Как менялся герб россии. История Российской империи, увиденная через её герб


Появление на Руси двуглавого орла при Иване III

Двуглавый орел не относится к числу знаков, широко известных российской традиции ранее конца XV века. Изображения двуглавых орлов в России встречаются, но они чрезвычайно немногочисленны, и представляют собой не правило, а исключение.

Первые известные изображения датируются Х веком: это бляшки (украшения костюма) из Гнездовского кургана и из Осиповой пустыни. Известна декоративная плитка с двуглавым орлом, найденная на берегу Днестра в местечке Высилеве (Северная Буковина) – она датируется XII-XIII веками, двуглавые орлы в росписях Рождественского собора в Суздале (XIII век). XIV веком датируется монета, на которой изображена оригинальная фигура: человек с двумя головами и орлиными крыльями.

Исследователи, высказывают предположения о том, что эти редкие и нетипичные для России изображения, вероятно, заимствованы с востока. В X-XIII веках русские земли имели достаточно активные торговые сношения с Персией (Ираном) и арабскими странами, после установления над Русью власти Золотой Орды, сношения с арабским, персидским и среднеазиатским востоком осуществлялись через ордынское посредство.

Первое из сохранившихся до наших дней изображений российской государственной эмблемы – двуглавого орла – датируется 1497 годом. Оно помещено на оборотной стороне печати Ивана III Васильевича (1462-1505).

Иван III является одним из величайших деятелей российской истории. Его значение определяется тем, что им было создано единое российское государство.

Утвердив свою власть в новом – едином российском государстве, Иван III позаботился о том, чтобы отразить это в главном средстве демонстрации своих прав – печати. С ее помощью сообщалось о том, что документ действительно выдан от лица того, кто приложил к нему печать. Властитель, имевший в подчинении какие-либо территории, долгое время тратил силы на то, чтобы обрести право использовать свою печать, так как без этого он не считал свою власть легитимной и не признавался другими владетелями.

Такой печатью и является печать 1497 года. Она имеет лицевую и оборотную сторону. На лицевой стороне печати 1497 года изображен знак московских князей – ездец: всадник, поражающий копьем дракона (змея). На оборотной стороне – двуглавый орел, каждая голова которого увенчана короной. Двуглавый орел имел принципиально новое значение. Если раньше на оборотных сторонах помещались символы связанные лично с князем (например, святой покровитель князя), то теперь оборотную сторону печати занял символ государства, которым князь управляет. Этим символом стал двуглавый орел и печать, таким образом, обрела стройное логическое значение: лицевая сторона говорила о том, кто именно владеет данной печатью, а оборотная – о том, какой страной управляет владелец печати.

Здесь уместно задаться вопросом: почему именно двуглавый орел? Какими соображениями руководствовался Иван III, избирая этот знак символом нашей страны? Ответ на этот вопрос сложен: история не сохранила для нас источников, позволяющих вывести точное заключение. Мы можем лишь высказывать предположения и анализировать их вероятность.

Из истории бытования двуглавого орла в других странах можно сделать несколько предположений:

Двуглавый орел был принят по примеру Священной Римской Империи.

Двуглавый орел был перенят Россией у Балканских стран.

Двуглавый орел был заимствован Россией из Византии.

Против первой версии говорит то, что Россия восприняла не ту форму двуглавого орла, который был принят на Западе. Русский орел имел не известные Западу атрибуты – короны на головах, и иное цветовое решение (золотой орел на красном, на западе – черный орел на золотом).

Активно развивала связи Россия и с Балканскими странами (Молдавией, Валахией, Болгарией) и особенно сильно балканское влияние сказывалось в культурной сфере. Однако в политической среде балканское влияние и значение балканских проблем было несравненно меньше, чем влияние византийского и западного вопросов.

Наиболее предпочтительной является третья версия. Безусловно, Иван III поддерживал представление о России, как наследнице Византии. Активно подчеркивалось, что после падения Византии Россия осталась последним оплотом православия. Иван III женился на племяннице последнего Византийского императора, русский двор старался следовать византийским традициям. Сам государь начал добиваться именования себя "царем". Однако необходимо помнить, что двуглавый орел в Византии не был в полном смысле слова государственной эмблемой, и не совсем отвечал тому характеру нового государственного знака, который был необходим Ивану III.

Таким образом, каждая из версий причин выбора Иваном III двуглавого орла в качестве государственного символа является основательной… и недоказуемой. Вполне возможно, что все три фактора – византийское, западноевропейское и балканское влияние – вместе содействовали формированию решения Ивана III. На самом деле, важно иное: в те годы, когда родилось единое российское государство, был создан государственный герб новой страны. Им стал двуглавый орел – и этот символ неразрывно связан с Россией до наших дней, вот уже более 500 лет.

Уже в самом начале развития российского герба мы видим его переплетение с историей Руси. Интересен тот факт, что орел на печатях Иоанна III изображался с закрытым клювом и больше походил на орленка, нежели на орла. Если же посмотреть на Россию того периода, то можно увидеть, что она является молодым государством, которое только начинает формироваться как централизованное.

Василий III

Великий князь Василий III Иванович (1505-1533) оказался во всех отношениях продолжателем дела отца. При нем продолжалось расширение и укрепление единого российского государства, развивалось и его символическое обеспечение. Примечательно, что двуглавый орел изображается уже с раскрытыми клювами, из которых высовываются язычки. Если подойти с чисто художественной точки, то можно сказать, что орел начинает злиться. В то же время, рассмотрев Россию того времени, заметим, что она укрепляет свои позиции, становится новым центром православия.

Важным новшеством стало то, что печать с двуглавым орлом постепенно стала употребляться чаще, начала выделяться среди других великокняжеских печатей и обретать статус главной – государственной – печати Великого князя. Большинство международных договоров и документов Василия III заверялось именно печатью с двуглавым орлом.

Иван IV Грозный

При Иване IV Грозном (1533-1584) происходит несколько важных изменений в государственной печати.

В 1560-х гг. двуглавый орел переносится с оборотной стороны печатей на лицевую и, таким образом, знак государства занимает на печатях более почетное место, чем знак собственно правителя. В тоже время в качестве царского знака наряду с традиционным всадником стал употребляться новый символ – единорог. Вторым важным нововведением 1560-х годов стало совмещение государственного и царского знаков в одном символе. Для этого царский знак (всадник или единорог) располагался в щите на груди двуглавого орла на лицевой стороне печати.

Очередное изменение печати происходит в 1577-78 годах. Вместо двух корон, венчавших головы орла, помещена одна большая пятизубцовая корона с восьмиконечным православным крестом над ней. Все символы, используемые в личной символике Иоанна IV взяты из Псалтыря, что свидетельствует об укоренении христианства на Руси.

В царствование Иоанна IV Русь одержала решающие победы над Казанским и Астраханским царствами, присоединила Сибирь. Рост могущества русского государства отразился и на его гербе: вокруг него стали размещать двадцать четыре эмблемы земель, входящих в состав российского государства. Сам факт появления территориальных эмблем на большой государственной печати весьма показателен: впервые российский государь с помощью государственного символа попытался продемонстрировать, насколько велика его держава, и какие именно основные земли входят в ее состав.

Изображение московского герба на груди орла становится традиционным. Однако, в соответствии с древнерусской иконописной традицией святой Георгий обращен в правую от зрителя сторону, что противоречит геральдическим правилам.

Федор Иванович

Наследовавший Ивану IV царь Федор I Иванович (1584-1598) внес изменение в государственный символ – на его печати (1589 год) двуглавый орел снова изображается с двумя коронами, а между голов орла помещается восьмиконечный православный крест на Голгофе

И на лицевой, и на оборотной стороне печати орел имеет на груди щит с ездецом.

Вероятно, отказ от новшеств Ивана IV (одной короны, единорога) мог служить стремлением Федора Ивановича показать, что в своем правлении он намеревается опираться на опыт мудрых и рачительных правлений деда (Василия III) и прадеда (Ивана III), а не жестокие методы своего отца. Появление же креста можно объяснить глубочайшей и искренней религиозностью, свойственной Федору Ивановичу, пожелавшего отразить богохранимость своей державы и примат духовных ценностей над мирскими.

Смутное время

Царствовавший после Федора I царь Борис Годунов (1598-1605) употреблял такого же орла, как при Федоре Ивановиче (с двумя коронами и крестом), но в щите на груди орла изредка вновь помещался единорог.

Последовавшее затем Смутное время привело к быстрой смене властителей на русском престоле, из которых наиболее интересный след в развитии российской государственной геральдики оставил царь Дмитрий (Лжедмитрий I) (1605-1606).

Взошедший на российский престол при помощи польско-литовских войск, находившийся в постоянной связи с прибывшими в Москву вместе с ним поляками и литвинами, Лжедмитрий принял печать с новым рисунком государственного символа. Двуглавый орел был откорректирован в соответствии с западноевропейскими геральдическими традициями. На печати Лжедмитрия (1600 год) двуглавый орел изображался с расправленными и поднятыми вверх крыльями. Головы орла венчали две традиционные короны, а над ними была расположена третья – большего размера и иного начертания. Наконец, всадник в щите на груди двуглавого орла был развернут визуально влево (в то время как традиционно в России всадника изображали повернутым визуально вправо).


Гербы династии Романовых

Царствование Лжедмитрия было недолгим и закончилось бесславно. Смутное время закончилось с возведением на трон царя Михаила Федоровича (1596-1645). Это положило конец Смутам, которые в период между кончиной Ивана Грозного и восшествием на престол Михаила Романова подорвали дух русского народа и чуть не искоренили русскую государственность. Россия выходила на путь процветания и величия. В этот период орел на гербе “встрепенулся” и впервые распустил крылья, что могло означать “пробуждение” России после длительного сна, и начало новой эры в истории государства.

Головы орла венчали две короны, но между ними попеременно помещались то православный крест (до 1640-х гг.), то третья корона большего размера, которая постепенно вытеснила символ православия и к середине XVII века стала непременным атрибутом российского герба.

К этому периоду Россия полностью окончила свое объединение и уже сумела стать единым и довольно прочным государством и три короны, вероятно, означали Святую Троицу. Однако это трактовалось многими и как символ единства великорусов, малороссов и белорусов. На груди двуглавого орла находился щит со всадником (на печати 1625 года всадник, еще по традиции Лжедмитрия, развернут визуально влево, но уже с 1627 года всадник разворачивается в традиционную для России правую сторону). В 1620 – начале 1640-х гг. на одной из сторон печати на груди орла иногда помещается изображение единорога, но к середине 1640-х гг. единорог окончательно исчезает из композиции государственного герба.

В царствование следующего государя – Алексея Михайловича (1645 - 1676) – Россия укреплялась, расширялась и собиралась с силами для рывка в развитии, который ей было суждено сделать при его сыне – Петре Великом (1682-1725). Государственный символ уточняется и впервые целенаправленно корректируется в соответствии с геральдическими правилами.

Российское государство занимает довольно значительное место рядом с европейскими государствами. Государственный орел Алексея Михайловича явился прототипом последующих официальных изображений русского гербового орла. У орла высоко подняты вверх и полностью раскрыты крылья, что символизировало собой полное утверждение России как солидного и мощного государства; главы его венчают три царские короны, символизирующие Бога Отца, Бога Сына и Святой Дух. На груди помещен щит с московским гербом, в лапах - скипетр и держава

Интересен тот факт, что до появления в лапах орла атрибутов монархической власти когти орла постепенно разжимались, как бы в надежде что-нибудь схватить, пока не взяли державу и скипетр, символизировав тем самым утверждение абсолютной монархии на Руси.

В 1672 году в России был составлен первый официальный сборник основных государственных эмблем. Открывался "Титулярник" изображением золотого двуглавого орла под тремя коронами, со скипетром и державой в лапах (без ездеца на груди). Подпись под рисунком гласила "Московский" – то есть двуглавый орел представлялся как герб Московской земли – сердца объединенного российского государства – и, соответственно, общий символ всей России.

XVII век оставил нам не только многочисленные печати, монеты и документы, но и большое количество иных носителей изображений государственного герба. Двуглавый орел в это время начинает активно помещаться в архитектурных композициях, на государственных регалиях, знаменах, оружии, разнообразных предметах дворцового быта и обихода российской знати. Многочисленны предметы декоративного и боевого оружия с двуглавыми орлами, кубки и иная парадная посуда, предметы быта и подарки (ларцы, мебель и проч). Вполне вероятно, что такое применение двуглавого орла имело место и раньше (например, сохранились сведения, что декоративные красные плитки с золотыми двуглавыми орлами украшали Грановитую палату московского Кремля еще при Иване III), но безжалостное течение времени и, особенно, разрушительные события Смутного времени привели к тому, что регалии и бытовые предметы XV-XVI вв. с гербом почти не сохранились до наших дней.

В 1654 году коронованный золотой двуглавый орел был установлен на Спасской башне московского Кремля, а в 1688 – на шпилях Троицкой и Боровицкой башен.

После кончины Алексея Михайловича, Россией недолгое время правил его старший сын царь Федор II Алексеевич (1676-1682). После его смерти на трон были одновременно возведены единокровные братья – Иван V и Петр I.

Этот период интересен с точки зрения развития государственной символики тем, что изображение на груди двуглавого орла, всегда понимавшееся как условный портрет великого князя или царя – теперь развивается до документально точного, а иногда всадник и вовсе заменяется портретом государя

Так, на полковом стрелецком знамени 1695 года на груди двуглавого орла изображены восседающие на двух тронах цари Иван и Петр. На личном знамени Софьи Алексеевны 1680-х гг. на груди орла был помещен портрет правительницы. На солдатском знамени 1696 года на груди орла изображен ездец, имеющий сходство с Петром, а на другом знамени вместо ездеца щит на груди орла занимает всадник с мечом руке, портретное сходство которого с Петром совершенно очевидно.

После 1700 года на грудь двуглавого орла возвращается условный всадник. Традиция совмещать портреты царя с государственным гербом сохранилась, но она получила новое развитие. Официально гербом остается двуглавый орел со всадником на груди. А портреты царя, наложенные на герб, используются лишь в декоративных и аллегорических целях.

Петр I

Рубеж XVII-XVIII веков стал очередным переломным моментом истории нашей страны. Новый государь – Петр I решительно направил Россию по пути европеизации, открыл период капитальных реформ, затронувших все без исключения стороны российской жизни. Бурный поток петровских реформ не оставил в стороне и государственную символику.

Почти все время царствования Петра Россия вела непрестанные войны и средство ведения войны – армия – являлась объектом непрестанных забот самодержца. Задумался Петр и о едином символе армии. В качестве такого знака был избран Андреевский крест.

Помещенный на белом полотнище синий Андреевский крест стал флагом российского военного флота, доныне носящим название Андреевского флага. Но особенно важно, что символика ордена Андрея Первозванного со времен Петра I стала неотъемлемой частью государственного герба. В петровское время знак ордена носился на шейной цепи, состоящей из различных декоративных звеньев

А начиная с 1700 года знак и цепь ордена входят непосредственно в состав герба: цепь изображается окружающей щит со всадником на груди двуглавого орла, а знак ордена, прикрепленный к цепи, располагается непосредственно под этим щитом.

Второе существенное изменение государственного герба при Петре I связано с переосмыслением значения всадника на груди двуглавого орла. Начиная с 1710-х гг. старинного ездеца, согласно европейской традиции, начинают определять как изображение Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Установилась расцветка этого элемента: щит имел красное поле, всадник изображался серебряным, а поверженный им дракон – черным.

Третьим существенным изменением герба петровского времени было установление определенного типа венчающих двуглавого орла корон. С 1710 года сначала на печатях, а затем – на монетах и иных символах над головами орла начинают изображаться императорские короны. При этом средняя – большая – корона получила традиционное геральдическое начертание: с исходящими из нее лентами (инфулами), касающимися двух других корон. Выбор Петром императорских корон не случаен: так демонстрировалась полная самостоятельность России и ее абсолютная свобода в своих властных правах. Заметим, что императорские короны появились в российском гербе более чем за десять лет до того, как Россия была провозглашена Империей, а сам Петр принял титул Императора.

Четвертым и последним изменением государственного герба в петровское время стало изменение цветов. В 1721 наша страна была провозглашена Империей. В связи с новым государственным устройством была изменена и расцветка государственного герба: по примеру единственной империи существовавшей в то время – Священной Римской Империи – двуглавый орел российского герба был сделан черным с золотыми клювами, языками, глазами, лапами и атрибутами (скипетром, державой в лапах и коронами над головами). Поле также стало золотым. На груди орла сохранен красный щит, с изображением в нем серебряного всадника – Святого Георгия – поражающего копьем черного дракона. Щит на груди орла окружался цепью ордена Андрея Первозванного, знак которого располагался на цепи под щитом со Святым Георгием

Так герб нашей страны обрел те основные геральдические характеристики, которые сохранялись почти 200 лет, до крушения Российской Империи в 1917 году.

В 1722 году Петр учредил герольдмейстерскую контору (1722-1796) и должность герольдмейстера.

Эпоха дворцовых переворотов. XVIII век

Послепетровская эпоха характеризуется напряженной борьбой на вершине государственной власти, известной как “эпоха дворцовых переворотов”, что в 30-е годы XVIII привело к чрезмерному влиянию в государстве выходцев из Германии, отнюдь не способствовавшие усилению России.

В 1740 году швейцарский гравер Гедлингер, приглашенный Анной Иоанновной в Россию в 1736 году, изготовил государственную печать, которая использовалась до 1856 года и, по существу, закрепила классический облик русского двуглавого орла.

До конца XVIII века коренных изменений в рисунке герба не было, однако заметны специфические черты, соответствующие времени правления императоров и императриц, особенно во времена Елизаветы Петровны и Екатерины Великой. В это время орел больше похож не на орла, а на орлицу. Как ни странно, но во времена Екатерины II государственный герб почти не изменился, хотя, как известно, она провела большое количество реформ в области государственного устройства и образования. Он предпочла сохранять преемственность и традиционализм.

Павел I

Новые значительные изменения в состав государственного герба были внесены только в самом конце XVIII столетия – в царствование императора Павла I (1796-1801).

Нововведения Павла в области государственного герба коснулись, прежде всего, двух моментов.

1. Был изменен собственно герб. В 1798 году Император принял под свое покровительство расположенный в центре Средиземного моря остров Мальта, на котором существовало суверенное рыцарское государство – Орден Святого Иоанна Иерусалимского. Павел принял титул Магистра ордена – главы Мальтийского государства. В том же году главные символы Мальтийского ордена были введены в российский государственный герб.

Символами ордена служили белый равноконечный крест с расширяющимися, глубоко выщербленными концами ("Мальтийский крест") и корона магистра. В российском государственном гербе мальтийский крест был расположен на груди двуглавого орла под щитом с всадником. Верхний конец креста венчала корона магистра мальтийского ордена. Одновременно из герба были исключены знаки ордена Андрея Первозванного.

2. Была предпринята попытка ввести полный герб Российской империи.16 декабря 1800 года он подписал Манифест, в котором описывался этот сложный проект. В многопольном щитке и на девяти малых щитках было помещено сорок три герба. В центре находился вышеописанный герб в виде двуглавого орла с мальтийским крестом, большего, чем остальные размера. Щит с гербами наложен на мальтийский крест, а под ним опять появился знак ордена Святого Андрея Первозванного. Щитодержатели, архангелы Михаил и Гавриил, поддерживают императорскую корону над рыцарским шлемом и наметом (плащом). Вся композиция помещена на фоне сени-мантии с куполом - геральдического символа суверенитета. Из-за щита с гербами выходят два штандарта с двуглавым и одноглавым орлами. Большой российский герб должен был символизировать собой внутреннее единство и могущество России. Однако проект Павла I не был реализован.


Александр I

Наследовавший Павлу I император Александр I Павлович (1801-1825) уже через два месяца после восшествия на престол – 26 апреля 1801 года – отменил использование мальтийских креста и короны в составе государственного герба и вернул цепь и знак ордена Андрея Первозванного. Отмена мальтийской символики была связана с тем, что Александр I, понимая беспочвенность притязаний на остров Мальта и не видя смысла в поддержке Мальтийского ордена, отказался принять титул Магистра и прекратил существование ордена на территории России.

При Александре получила развитие традиция свободы художественных решений государственного герба. Применялись не просто различные художественные интерпретации рисунка герба, но и такие варианты его решения, которые серьезно отличались от утвержденного герба по своему геральдическому составу.

Наряду с традиционным решением государственного герба: орел с поднятыми вверх крыльями, под тремя коронами, со скипетром и державой в лапах и окруженным цепью ордена Андрея Первозванного и с щитом со Святым Георгием на груди. Широкое распространение получило изображение герба в виде двуглавого орла с широко расправленными и направленными вниз крыльями. В такой композиции герба нередко вместо трех корон над головами орла использовалась одна, знак ордена Андрея Первозванного не применялся, а в лапах орла вместо скипетра и державы помещались меч, лавровый венок или молнии (перуны)

Николай I

По кончине Александра I престол отошел к его младшему брату – императору Николаю I Павловичу (1825-1855). В его царствование подверглись упорядочению вопросы использования государственного герба.

Николаем I были установлены два типа государственного символа. Первый – предназначенный для использования на государственных регалиях, печатях и денежных знаках – отвечал старинной российской традиции и представлял собой в золотом поле черного двуглавого орла с расправленными и поднятыми вверх крыльями, с золотыми глазами, клювами, языками и лапами. Орел увенчивался тремя императорскими коронами, имел в лапах скипетр и державу, а на груди – окруженный цепью ордена Андрея Первозванного красный щит, с помещенным в нем серебряным всадником, поражающим копьем черного дракона. Нововведением Николая I стало размещение на крыльях орла шести гербов (по три на каждом крыле) главных земель, входящих в состав Российской Империи: Казанского, Астраханского, Сибирского (на правом крыле), Польского, Таврического и Финляндского (на левом крыле).

Второй тип государственного герба – предназначенный главным образом для военной символики и в декоративных целях – представлял собой двуглавого орла, вошедший в употребление при Александре I: черный двуглавый орел с золотыми глазами, клювами и лапами, имел расправленные и направленные вниз крылья, венчался одной золотой императорской короной, имел на груди красный щит с серебряным всадником в синем плаще – Святым Георгием, поражающим копьем черного дракона, а в лапах – меч (или меч и молнии) и лавровый венок

Оба типа государственного герба, установленные при Николае I, использовались до конца существования Российской Империи. При этом первый тип (орел с поднятыми крыльями) получал все большее распространение как основной, официальный вариант герба, а второй получил наибольшее распространение в символике государственных ведомств, прежде всего – армии и флота.


Малый Государственный герб

В конце царствования Николая I было обращено внимание на упорядочение работы государственной геральдической службы, долгое время перед тем влачившей жалкое существование. Служба была преобразована в отдельный департамент Сената, получивший название Департамент герольдии, а в составе этого департамента выделено специальное отделение, предназначенное непосредственно для занятий геральдикой – Гербовое отделение. Управляющим Гербовым отделением Департамента герольдии был назначен барон Б. Кёне, оставивший крупный и своеобразный след в развитии русской геральдики, в частности государственной.

Первым делом он обратил внимание на государственный герб. По мнению Кёне, герб нуждался в совершенствовании с целью приведения его в соответствие с правилами геральдики. Была возрождена идея Павла I о создании большого герба Российской Империи, причем Кёне пошел дальше, предложив три вариации государственного символа: Большой, Средний и Малый гербы.

Подготовленный Кёне и исполненный художником Александром Фадеевым новый рисунок Малого герба России был утвержден императором Александром I 8 декабря 1856 года. Основные элементы герба, в целом, сохранились. Было изменено количество щитов с земельными гербами на крыльях двуглавого орла: таких щитов стало восемь. На правом крыле помещались гербы Казанский, Польский, Таврический и соединенные в одном щите Владимирский, Киевский и Новгородский. На левом крыле – гербы Астраханский, Сибирский, Грузинский и Финляндский. Кроме того, был изменен разворот всадника на груди двуглавого орла: отныне Святой Георгий стал смотреть влево

11 апреля 1857 года были Высочайше утверждены Большой, Средний и Малый гербы Российской Империи, гербы членов императорской фамилии, родовой герб императора, рисунки новых Большой, Средней и Малой государственных печатей, ковчегов для печатей, рисунки печатей для главных и низших присутственных мест и должностных лиц. В общей сложности одним актом утверждалось сто десять рисунков, налитографированных А. Беггровым. Более чем на полвека – до 1917 года – государственный символ России сохранил те основные черты, которые были приданы ему в 1856-57 гг.

Большой Государственный герб 1883 года

В окончательном виде Большой герб сложился к 1883 году и оставался таковым до 1917 года. Он изображался на большой государственной печати, на тронах, балдахинах, в залах, предназначенных для собраний при Императорском Дворе и для заседаний высших присутственных мест. Он отражает средствами геральдической символики триединую сущность русской идеи - за Веру, Царя и Отечество.

В центре Большого герба помещен государственный герб России - черный двуглавый орел в золотом щите. На груди орла расположен Московский герб - св. Георгий Победоносец, пробивающий змея. Герб России увенчан шлемом святого Великого Князя Александра Невского. По обеим сторонам герба России стоят щитодержатели: Архистратиг Михаил с огненным мечом и Архангел Гавриил - небесные покровители и заступники России. Вокруг щита - цепь ордена Андрея Первозванного. Центральную часть укрывает золотая сень в виде шатра, подложенная горностаем. На сени начертан российский девиз: ‘’С нами Бог’’. Над ней помещена императорская корона и государственная хоругвь, с двуглавым орлом и восьмиконечным крестом. Вокруг главного щита расположены щиты с гербами Царств и Великих княжеств, увенчанными надлежащими коронами. Прототипами корон послужили реальные исторические венцы русских государей: Шапка Мономаха, Казанская шапка Иоанна IV Васильевича, Алмазная шапка Петра 1, Корона Анны Иоанновны и др. В верхней части Большого герба помещены щиты с гербами территорий, входящих в состав России.

Круговое расположение гербов подчеркивает равенство между ними, а центральное расположение герба Москвы - стремление к единению Руси вокруг Москвы - исторического центра. Большой герб создает монументальный образ великой, единой и неделимой России, каковой она в то время и являлась. Здесь мы и находим еще одну очевидную взаимосвязь геральдики и государственной истории.

Большой герб России обрамляют лавровые и дубовые ветви. Они символизируют славу, честь, заслуги (лавровые ветви), доблесть и мужество (дубовые ветви).

Александр III

При императоре Александре III в 1882-83 годах были уточнены рисунки Большого и Среднего государственного герба: их дополнили гербами новых земель, вошедших в состав России и императорский титул, несколько изменили начертания деталей (в том числе щитодержателей – архангелов Михаила и Гавриила). Изменился и цвет венчающих двуглавого орла императорских корон – они стали серебряными.

История Герба России

Тем не менее, возможность стать равным со всеми европейскими государями разом побудила Ивана III принять этот герб как геральдический символ своего государства. Превратившись из Великого Князя в царя Московского и взяв для своего государства новый герб — Двуглавого Орла, Иван III в 1472 г. возлагает на обе главы Цесарские венцы.

После смерти Василия III, т.к. наследник его Иван IV, получивший впоследствии название Грозный, был еще мал, наступает регентство его матери Елены Глинской (1533-1538),а фактическое самовластие бояр Шуйских, Бельских (1538-1548). И здесь Русский Орел претерпевает весьма комичное видоизменение.

Когда Ивану IV исполняется 16 лет, и он коронуется на царство, сразу же Орел претерпевает весьма существенное изменение, как бы олицетворяя собой всю эпоху царствования Ивана Грозного (1548-1574, 1576-1584).

Возвращение Ивана Грозного на трон вызывает появление нового Орла, главы которого увенчаны одной, общей короной явно западного образца. Но это еще не все, на груди Орла, вместо иконы Св. Георгия Победоносца появляется изображение единорога. Зачем и почему? Об этом можно только догадываться. Правда, справедливости ради надо отметить, что Орел этот был Иваном Грозным быстро отменен. Видимо царь догадался что подобный сказочный зоопарк на государственном гербе неуместен.

Умирает Иван Грозный и на троне воцаряется слабый, ограниченный царь Федор Иванович “Блаженный” (1584-1587). И снова Орел изменяет свой облик. В правление царя Федора Ивановича между коронованными головами двуглавого орла появляется знак страстей Христовых: так называемый голгофский крест. Крест на государственной печати был символом православия, придающим религиозную окраску гербу государства. Появление "голгофского креста" в гербе России совпадает со временем утверждения в 1589 году патриаршества и церковной независимости России.

В XVII веке православный крест часто изображался на русских знаменах. Знамена иноземных полков, входивших в состав русского войска, имели собственные эмблемы и надписи; однако на них помещался и православных крест, который указывал, что полк, воюющий под этим знаменем, служит православному государю. До середины XVII века широко использовалась печать, на которой двуглавый орел с ездецом на груди коронован двумя коронами, а между голов орла возвышается православный восьмиконечный крест.

В связи с Польской оккупацией Орёл становится очень похож на польский, отличаясь, разве что, двухголовием.

Шаткую попытку установить новую династию в лице Василия Шуйского (1606-1610), живописцы из приказной избы отразили в Орле лишенного всех державных атрибутов и как бы в насмешку из места сращения голов вырастет не то цветок, не то шишка. Русская история довольно мало говорит о царе Владиславе I Сигизмундовиче (1610-1612), правда, он не был коронован на Руси, но указы издавал, на монетах чеканилось его изображение и Русский Государственный Орел имел при нем свои формы. Причем впервые в лапе Орла появляется Скипетр. Короткое и в сущности фиктивное правление этого царя фактически положило конец Смуте.

Закончилось Смутное время, Россия отразила претензии на престол польской и шведской династий. Были побеждены многочисленные самозванцы, подавлены полыхавшие в стране восстания. С 1613 года по решению Земского собора в России стала править династия Романовых. При первом царе этой династии — Михаиле Федоровиче (1613-1645) прозванный в народе "Тишайшим" — Государственный герб несколько меняется. В 1625 году впервые двуглавый орел изображается под тремя коронами, на груди возвращался Георгий Победоносец, но уже не в виде иконы, в виде щита. Также, на иконах Георгий Победоносец всегда скакал слева напрово, т.е. с запада на восток навстречу извечным врагам — монголо-татарам. Теперь же враг оказался на западе, польские шайки и римская курия не оставили свох надежд привести Русь в католическую веру.

В 1645 году при сыне Михаила Федоровича — царе Алексее Михайловиче — появилась первая Большая государственная печать, на которой двуглавый орел с ездецом на груди коронован тремя коронами. С этого времени постоянно использовался именно такой тип изображения.

В отличие от византийского образца и, возможно, под влиянием герба Священной Римской империи двуглавый орел начиная с 1654 года стал изображаться с поднятыми крыльями. И тогда же орел "взлетел" на шпили башен Московского кремля.

В 1667 году, после долгой войны России с Польшей из-за Украины, было заключено Андрусовское перемирие. Для скрепления этого договора была изготовлена Большая печать с двуглавым орлом под тремя коронами, со щитом с ездецом на груди, со скипетром и державой в лапах.

В этом же году появился первый в истории России Указ от 14 декабря "О титуле царском и о государственной печати", который содержал официальное описание герба: "Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великая и Малая и Белыя России самодержавца, Его Царского Величества Российского царствования, на котором три короны изображены знаменующие три великие Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства. На персях (груди) изображение наследника; в пазноктях (когтях) скипетр и яблоко, и являет милостивейшего Государя, Его Царского Величества Самодержавца и Обладателя ".

В 1696 году престол достается единолично Петру I Алексеевичу "Великому" (1689-1725). И почти сразу Государственный Герб резко меняет свои формы. Начинается эпоха великих преобразований. Столица переносится в Санкт — Петербург и Орел преобретает новые атрибуты. На главах появляются короны под одной общей большей, а на груди орденская цепь ордена Св. апостола Андрея Первозванного. Этот орден, утвержденный Петром в 1798 году, стал первым в системе высших государственных наград России. Святой апостол Андрей Первозванный, один из небесных патронов Петра Алексеевича, был объявлен покровителем России.

Синий косой Андреевский крест (внизу в оперение орла) становится основным элементом знака ордена Святого Андрея Первозванного и символом военно-морского флота России. С 1699 года встречаются изображения двуглавого орла, окруженного цепью со знаком Андреевского ордена. А уже в следующем году Андреевский орден размещают вокруг щита с всадником.

Также важно сказать еще об одном Орле которого Петр нарисовал совсем еще мальчиком для знамени Потешного полка. У этого Орла была всего одна лапа ибо: "Кто только одно сухопутное войско имеет — одну руку имеет, но кто флот имеет две руки имеет". Только вот изображения этого орла я не нашел.

С незначительными, или значительными, но кратковременными, изменениями это изображение герба России просуществовало вплоть до начала правления Павла I (1796-1801 гг.), который сделал попытку ввести полный герб Российской империи. 16 декабря 1800 года он подписал Манифест, в котором описывался этот сложный проект. В многопольном щитке и на девяти малых щитках было помещено сорок три герба. В центре находился вышеописанный герб в виде двуглавого орла с мальтийским крестом, большего, чем остальные размера. Щит с гербами наложен на мальтийский крест, а под ним опять появился знак ордена Святого Андрея Первозванного. Щитодержатели, архангелы Михаил и Гавриил, поддерживают императорскую корону над рыцарским шлемом и плащом. Вся композиция помещена на фоне мантии с куполом — геральдического символа суверенитета. Из-за щита с гербами выходят два штандарта с двуглавым и одноглавым орлами... Этот проект, слава Богу, не был утвержден.

В 1855-1857 годах в ходе геральдической реформы, которая проводилась под руководством барона Б. Кене, тип государственного орла был изменен под влиянием германских образцов. Рисунок Малого герба России, исполненный Александром Фадеевым, был высочайше утвержден 8 декабря 1856 года. Этот вариант герба отличался от предшествующих не только изображением орла, но и количеством "титульных" гербов на крыльях. На правом помещались щиты с гербами Казани, Польши, Херсонеса Таврического и объединенным гербом Великих Княжеств (Киевского, Владимирского, Новгородского), на левом — щиты с гербами Астрахани, Сибири, Грузии, Финляндии.

11 апреля 1857 года последовало Высочайшее утверждение всего комплекта государственных гербов. В него вошли: Большой, Средний и Малый, гербы членов императорской фамилии, а также "титульные" гербы. Одновременно были утверждены рисунки Большой, Средней и Малой государственных печатей, ковчегов (футляров) для печатей, а также печатей главных и низших присутственных мест и лиц. В общей сложности одним актом утвердили сто десять рисунков, которые мы приводить, естественно, не будем.

24 июля 1882 года Император Александр III в Петергофе утвердил рисунок Большого Герба Российской империи, на котором была сохранена композиция, но изменены детали, в частности фигуры архангелов. Кроме того, императорские короны стали изображать наподобие реальных алмазных венцов, использовавшихся при коронации.

С незначительными изменениями, внесенными в 1882 году Александром III, герб России просуществовал до 1917 года.

Комиссия Временного правительства пришла к выводу, что сам по себе двуглавый орел не несет в себе никаких монархических или династических признаков, поэтому его, лишенного короны, скипетра, державы, гербов царств, земель и всех остальных геральдических атрибутов «оставили на службе» - абсолютно голым...

Совсем иного мнения придерживались большевики. Декретом Совнаркома от 10 ноября 1917 года вместе с сословиями, званиями, титулами и старорежимными орденами герб и флаг были тотально упразднены. Но принять решение оказалось легче, чем выполнить. Государственные органы продолжали существовать и функционировать, поэтому еще полгода старый герб использовали там, где было необходимо, на вывесках с обозначением органов власти и в документах.

Двуглавый орел окончательно был отправлен в отставку, оставаясь только "сидеть" на башнях московского кремля. Политбюро ЦК ВКПб заменило их на рубиновые звезды только в 1935 году.

В 1990 году Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и государственного флага РСФСР. После всестороннего обсуждения Правительственная комиссия предложила рекомендовать Правительству герб — золотого двуглавого орла на красном поле. В 1993 году, указом Президента Б.Н. Ельцина двуглавый Орел был обратно утвержден в качестве государственного герба. И только в 2000 г. двуглавый Орел был окончательно утвержден Государственной Думой. За основу современного герба взят герб Петра I. Но двуглавый орел золотого цвета, а не черного, и помещён он на красном геральдическом щите.

На протяжении истории нашего государства, каждый правитель вносил свой вклад в формирование герба, да и, зачастую, происходящие в этот момент исторические события находили отражения на нем. Характер и политические взгляды тоже находили отражение в его изображении. Все детали формирования облика государства можно найти в истории его государственных символов...

Изначально орел появился в России из распавшейся могучей Римской империи. Он был необходим тогда еще совсем молодому Российскому государству, как символ власти. Чем крепче становились Россия, тем увереннее и сильнее выглядел орел на гербе.

Со временем, став огромным и независимым государством у России появились и на гербе все атрибуты государственности и власти: корона, скипетр и держава, которые и сейчас отчасти олицетворяют современное Российское государство.

Герб России — один из главных государственных символов России, наряду с флагом и гимном. Современный герб России представляет собой золотого двухглавого орла на красном фоне. Над головами орла изображены три короны, ныне символизирующие суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах — скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди — изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.

История изменений герба

Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать Иоанна III Васильевича на меновой грамоте 1497 года. За время своего существования изображение двуглавого орла претерпевает многие изменения. В 1917 году орел перестал быть гербом России. Его символика показалась большевикам символом самодержавия, они не принимали во внимание то, что двуглавый орел был символом русской государственности. 30 ноября 1993 года Президент России Борис Ельцин подписал Указ о Государственном гербе. Сейчас двуглавый орел, как и прежде, символизирует могущество и единство Российского государства.

XV век
Время правления великого князя Ивана III (1462-1505 гг.) — важнейший этап складывания единого Российского государства. Ивану III удалось окончательно ликвидировать зависимость от Золотой Орды, отразив в 1480 году поход хана Ахмата против Москвы. В состав Великого княжества Московского вошли ярославские, новгородские, тверские, пермские земли. Страна стала активно развивать связи с другими государствами Европы, ее внешнеполитическое положение укрепилось. В 1497 году был принят первый общерусский Судебник — единый свод законов страны.
Именно в это время — время успешного строительства российской государственности — гербом России стал двуглавый орел, олицетворяющий верховную власть, независимость, то, что называлось на Руси «самодержавием». Самое первое из сохранившихся свидетельств использования изображения двуглавого орла в качестве символа России — великокняжеская печать Ивана III, скрепившая в 1497 году его «меновую и отводную» грамоту на земельные владения удельных князей. Тогда же изображения вызолоченного двуглавого орла на красном поле появились на стенах Гранатовитой палаты в Кремле.

Середина XVI века
Начиная с 1539 года изменяется тип орла на печати великого князя Московского. В эпоху Ивана Грозного на золотой булле (государственной печати) 1562 года в центре двуглавого орла появилось изображение всадника («езца») — одного из древнейших символов княжеской власти на «Руси». «Ездец» помещен в щите на груди двуглавого орла, коронованного одной или двумя коронами, увенчанными крестом.

Конец XVI — начало XVII века

В правление царя Федора Ивановича между коронованными головами двуглавого орла появляется знак страстей Христовых: так называемый голгофский крест. Крест на государственной печати был символом православия, придающим религиозную окраску гербу государства. Появление «голгофского креста» в гербе России совпадает со временем утверждения в 1589 году патриаршества и церковной независимости России.

В XVII веке православный крест часто изображался на русских знаменах. Знамена иноземных полков, входивших в состав русского войска, имели собственные эмблемы и надписи; однако на них помещался и православных крест, который указывал, что полк, воюющий под этим знаменем, служит православному государю. До середины XVII века широко использовалась печать, на которой двуглавый орел с ездецом на груди коронован двумя коронами, а между голов орла возвышается православный восьмиконечный крест.

30-60-е годы XVIII века
Указом императрицы Екатерины I от 11 марта 1726 года было закреплено описание герба: «Орел черный с распростертыми крыльями, в желтом поле, на нем ездец в красном поле».

Но если в этом Указе всадника на гербе по-прежнему называли ездецом, то среди рисунков гербов, представленных в мае 1729 года графом Минихом в Военную коллегию и удостоившихся высочайшего утверждения, двуглавый орел описан так: «Герб Государственный по-старому: двоеглавый орел, черный, на главах короны, а наверху в середине большая Императорская корона-золоты; в середине того орла, Георгий на коне белом, побеждающий змия; епанча и копье желтые, венец желтой, змей черный; поле кругом белое, а в середине красное». Императрица Анна Иоановна в 1736 году пригласила швейцарского гравера Гедлингера, который к 1740 году выгравировал Государственную печать. Центральную часть матрицы этой печати с изображением двуглавого орла использовали до 1856 года. Таким образом, тип двуглавого орла на Государственной печати оставался неизменным более ста лет.

Рубеж XVIII-XIX веков
Император Павел I Указом от 5 апреля 1797 года разрешил членам императорской фамилии использовать в качестве своего герба изображение двуглавого орла.
В короткое время правления императора Павла I (1796-1801 гг.) Россия вела активную внешнюю политику, столкнувшись с новым для себя противником — наполеоновской Францией. После того как французские войска заняли средиземноморский остров Мальту, Павел I взял Мальтийский орден под свое покровительство, став гроссмейстером ордена. 10 августа 1799 года Павлом I был подписан Указ о включении в состав государственного герба мальтийских креста и короны. На груди орла под мальтийской короной располагался щит со Святым Георгием (Павел толковал его как «коренной герб России»), наложенный на мальтийский крест.

Павел I сделал попытку ввести полный герб Российской империи. 16 декабря 1800 года он подписал Манифест, в котором описывался этот сложный проект. В многопольном щитке и на девяти малых щитках было помещено сорок три герба. В центре находился вышеописанный герб в виде двуглавого орла с мальтийским крестом, большего, чем остальные размера. Щит с гербами наложен на мальтийский крест, а под ним опять появился знак ордена Святого Андрея Первозванного. Щитодержатели, архангелы Михаил и Гавриил, поддерживают императорскую корону над рыцарским шлемом и наметом (плащом). Вся композиция помещена на фоне сени-мантии с куполом — геральдического символа суверенитета. Из-за щита с гербами выходят два штандарта с двуглавым и одноглавым орлами. Этот проект не был окончательно утвержден.

Вскоре после вступления на престол император Александр I Указом от 26 апреля 1801 года убрал мальтийские крест и корону с герба России.

1-я половина XIX века
Изображения двуглавого орла в это время очень разнообразны: он мог иметь и одну и, и три короны; в лапах — не только ставшие уже традиционными скипетр и державу, но и венок, молнии (перуны), факел. По-разному изображались крылья орла — поднятыми, опущенными, расправленными. В известной мере на изображение орла повлияла тогдашняя европейская мода, общая для эпохи ампира.
При императоре Николае I официально было закреплено одновременное существование двух типов государственного орла.
Первый тип — орел с расправленными крыльями, под одной короной, с образом Святого Георгия на груди и со скипетром и державой в лапах. Второй тип представлял собой орла с поднятыми крыльями, на которых изображались титульные гербы: на правом — Казанский, Астраханский, Сибирский, на левом — Польский, Таврический, Финляндский. Некоторое время имела хождение и другая версия — с гербами трех «главных» древнерусских Великих Княжеств (Киевского, Владимирского и Новгородской земли) и трех царств — Казанского, Астраханского и Сибирского. Орел под тремя коронами, со Святым Георгием (как гербом Великого княжества Московского) в щитке на груди, с цепью ордена Святого Андрея Первозванного, со скипетром и державой в лапах.

Середина XIX века

В 1855-1857 годах в ходе геральдической реформы, которая проводилась под руководством барона Б. Кене, тип государственного орла был изменен под влиянием германских образцов. Тогда же Святой Георгий на груди орла в соответствии с правилами западноевропейской геральдики стал смотреть влево. Рисунок Малого герба России, исполненный Александром Фадеевым, был высочайше утвержден 8 декабря 1856 года. Этот вариант герба отличался от предшествующих не только изображением орла, но и количеством «титульных» гербов на крыльях. На правом помещались щиты с гербами Казани, Польши, Херсонеса Таврического и объединенным гербом Великих Княжеств (Киевского, Владимирского, Новгородского), на левом — щиты с гербами Астрахани, Сибири, Грузии, Финляндии.

11 апреля 1857 года последовало Высочайшее утверждение всего комплекта государственных гербов. В него вошли: Большой, Средний и Малый, гербы членов императорской фамилии, а также «титульные» гербы. Одновременно были утверждены рисунки Большой, Средней и Малой государственных печатей, ковчегов (футляров) для печатей, а также печатей главных и низших присутственных мест и лиц. В общей сложности одним актом утвердили сто десять рисунков, литографированных А. Беггровым. 31 мая 1857 года Сенат опубликовал Указ с описанием новых гербов и норм их употребления.

Большой Государственный герб, 1882 г.
24 июля 1882 года Император Александр III в Петергофе утвердил рисунок Большого Герба Российской империи, на котором была сохранена композиция, но изменены детали, в частности фигуры архангелов. Кроме того, императорские короны стали изображать наподобие реальных алмазных венцов, использовавшихся при коронации.
Окончательно рисунок Большого герба империи был утвержден 3 ноября 1882 года, когда к титульным гербам добавили герб Туркестана.

Малый Государственный герб, 1883-1917 гг.
23 февраля 1883 года были утверждены Средний и два варианта Малого герба. На крыльях двуглавого орла (Малого герба) размещались восемь гербов полного титула императора России: герб царства Казанского; герб царства Польского; герб царства Херсонеса Таврического; соединенный герб Киевского, Владимирского и Новгородского великих княжеств; герб царства Астраханского, герб царства Сибирского, герб царства грузинского, герб Великого княжества Финляндского. В январе 1895 года было высочайше повелено оставить без перемен рисунок государственного орла, выполненный академиком А. Шарлеманем.

Последний по времени акт — «Основные положения государственного устройства Российской империи» 1906 года — подтвердил все предшествующие законоположения, касающиеся Государственного герба.

Герб России, 1917 г.
После Февральской революции 1917 года по инициативе Максима Горького было организовано Особое совещание по делам искусств. В его состав в марте того же года вошла комиссия при исполкоме Совета рабочих и солдатских депутатов, которая, в частности, занималась подготовкой нового варианта герба России. В состав комиссии вошли известные художники и искусствоведы А. Н. Бенуа и Н. К. Рерих, И. Я. Билибин, геральдист В. К. Лукомский. Было принято решение о возможности использовать изображения двуглавого орла на печати Временного правительства. Исполнение рисунка этой печати было поручено И. Я. Билибину, который взял за основу изображение лишенного почти всех символов власти двуглавого орла на печати Ивана III. Такое изображение продолжали использовать и после Октябрьской революции, вплоть до принятия нового советского герба 24 июля 1918 года.

Государственный герб РСФСР, 1918-1993 гг.

Летом 1918 года советское правительство окончательно решило порвать с исторической символикой России, и принятая 10 июля 1918 года новая Конституция провозгласила в государственном гербе не земельные, а политические, партийные символы: двуглавый орел был заменен красным щитом, на котором изображались перекрещенные серп и молот и восходящее солнце как знак перемен. С 1920 года вверху на щите помещалось сокращенное название государства — РСФСР. Щит окаймляли пшеничные колосья, закрепленные красной лентой с надписью «Пролетарии всех стран, соединяйтесь». Позднее это изображение герба было утверждено в Конституции РСФСР.

Еще раньше (16 апреля 1918 года) был узаконен знак Красной Армии: пятиконечная Красная звезда, символ античного бога войны Марса. 60 лет спустя, весной 1978 года, воинская звезда, ставшая к этому времени частью герба СССР и большинства республик, вошла в герб РСФСР.

В 1992 году вступило в силу последнее изменение герба: аббревиатура над серпом и молотом была заменена надписью «Российская Федерация». Но это решение почти не выполнялось, ибо советский герб с его партийной символикой уже не соответствовал политическому устройству России после крушения однопартийной системы правления, идеологию которой он воплощал.

Государственный герб Российской Федерации, 1993 г.
5 ноября 1990 года Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и государственного флага РСФСР. Для организации этой работы была создана Правительственная комиссия. После всестороннего обсуждения комиссия предложила рекомендовать Правительству бело-сине-красный флаг и герб — золотого двуглавого орла на красном поле. Окончательное восстановление этих символов произошло в 1993 году, когда Указами Президента Б. Ельцина они были утверждены в качестве государственных флага и герба.

8 декабря 2000 года Государственная Дума приняла Федеральный конституционный закон «о Государственном гербе Российской Федерации». Который был одобрен Советом Федерации и подписан Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным 20 декабря 2000 года.

Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV — XVII века. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого.

Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России — это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в преддверье третьего тысячелетия.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Он был утвержден в 1993 году указом первого президента страны Бориса Ельцина. Однако символы, которые изображены на гербе России, имеют гораздо более долгую историю, уходящую корнями в период становления Московского княжества. На гербе РФ изображен двуглавый орел, расправляющий крылья. Что символизирует он на гербе России?

Любой государственный герб – это не только изображение на денежных знаках, документах и шевронах полиции. В первую очередь герб является общенациональным символом, предназначенным объединять людей, живущих на данной территории.

Что же означает государственный герб Российской федерации? Когда он появился? Был ли герб средневековой Руси похож на современный? Почему у российского орла две головы?

История герба России богата и интересна, однако прежде чем рассказать о ней, следует дать описание этого национального символа.

Описание герба РФ

Герб Российской федерации – это геральдический щит красного цвета с изображением золотого двуглавого орла, расправившего крылья.

Каждая голова орла увенчана короной, кроме того, над ними расположена еще одна корона, большего размера. Три короны соединены золотой лентой. В правой лапе двуглавый орёл держит скипетр, а в левой – державу. На груди двуглавого орла находится еще один щит красного цвета с изображением всадника, поражающего серебряным копьем дракона.

Как это и положено по геральдическим законам, каждый из элементов российского герба имеет собственное значение. Двуглавый орел – это символ Византийской империи, его изображение на российском гербе подчеркивает преемственность между двумя странами, их культурами и религиозными верованиями. Следует отметить, что двуглавый орел используется в государственных гербах Сербии и Албании – в странах, государственные традиции которых также испытали сильное влияние Византии.

Три короны в гербе означают суверенитет Российского государства. Первоначально короны означали три царства, завоеванные московскими князьями: Сибирское, Казанское и Астраханское. Скипетр и держава в лапах орла – это символы верховной государственной власти (князя, царя, императора).

Всадник, поражающий дракона (змия), – это не что иное, как образ Георгия Победоносца, символ светлого начала, побеждающего зло. Он олицетворяет воина-защитника Родины и пользовался большой популярностью в России на протяжении всей ее истории. Недаром Георгий Победоносец считается покровителем Москвы и изображен на ее гербе.

Изображение всадника является традиционным для Российского государства. Этот символ (так называемый ездец) был в употреблении еще в Киевской Руси, он присутствовал на княжеских печатях и монетах.

Изначально всадник считался изображением государя, но во время царствования Ивана Грозного царь на гербе был заменен святым Георгием.

История герба России

Центральным элементом российского герба является двуглавый орел, впервые этот символ появился во время царствования Ивана III, в конце XV века (1497 год). Двуглавый орел был изображен на одной из царских печатей.

До этого на печатях чаще всего изображали льва, который терзает змею. Лев считался символом Владимирского княжества и перешел от князя Василия II к его сыну Ивану III. Примерно в это же время распространенным государственным символом становится всадник (позже он превратится в Георгия Победоносца). Впервые двуглавый орел в качестве символа княжеской власти был использован на печати, которой скрепили грамоту на владение земельными участками. Также в царствование Ивана III орел появляется на стенах Грановитой палаты Кремля.

Почему именно в этот период московские цари начинают пользоваться двуглавым орлом, до сих пор вызывает споры среди историков. Канонической является версия о том, что Иван III взял себе этот символ, потому что женился на племяннице последнего византийского императора Софии Палеолог. По сути, впервые эту теорию выдвинул еще Карамзин. Однако она вызывает серьезные сомнения.

София родилась в Морее – окраине Византийской империи и никогда не была близка к Константинополю, орел впервые появился в Московском княжестве через несколько десятков лет после брака Ивана и Софии, да и сам князь никогда не заявлял ни о каких претензиях на трон Византии.

Теория о Москве, как о «третьем Риме» родилась гораздо позже, уже после смерти Ивана III. Существует еще одна версия происхождения двуглавого орла: избрав такой символ, московские князья хотели оспаривать права на него у сильнейшей империи того времени – Габсбургской.

Есть мнение, что московские князья заимствовали орла у южнославянских народов, которые довольно активно использовали этот образ. Однако следов такого заимствования обнаружить так и не удалось. Да и облик российской «птицы» сильно отличается от ее южнославянских аналогов.

В общем, почему на российском гербе появился двуглавый орел, историки точно не знают до сих пор. Следует отметить, что примерно в это же время одноглавый орел изображался на монетах Новгородского княжества.

Официальным государственным гербом двуглавый орел становится при внуке Ивана III – Иване Грозном. Вначале орел дополняется единорогом, однако вскоре его меняет всадник, поражающий дракона – символ, который обычно ассоциируется с Москвой. Первоначально всадник воспринимался как государь («князь великий на коне»), но уже в период правления Ивана Грозного его начинают называть Георгием Победоносцем. Окончательно эта трактовка будет закреплена много позже, в царствование Петра Первого.

Уже во время царствования Бориса Годунова герб России впервые получает три короны, расположенные над головами орла. Они означали завоеванные Сибирское, Казанское и Астраханское царство.

Примерно с середины XVI столетия российского двуглавого орла часто рисуют в положении «вооруженный»: при этом клюв птицы раскрыт, язык высунут. Такой двуглавый орел кажется агрессивным, готовым к нападению. Подобное изменение является результатом влияния европейских геральдических традиций.

В конце XVI - начале XVII века в верхней части герба, между голов орла часто появляется так называемый голгофский крест. Такое нововведения совпадает с моментом обретения Россией церковной независимости. Еще одним вариантом герба того периода является изображение орла с двумя коронами и восьмиконечным христианским крестом между его голов.

Кстати, все три Лжедмитрия во время Смуты активно использовали печати с изображением российского герба.

Окончание Смуты и воцарение новой династии Романовых привели и к некоторым изменениям государственного герба. Согласно тогдашней геральдической традиции, орел начал изображаться с расправленными крыльями.

В середине XVII века, во время царствования Алексея Михайловича, государственный Герб России впервые получает державу и скипетр, орел держит их в своих лапах. Это традиционные символы самодержавной власти. В это же время появились первые официальные описания герба, они сохранились до нашего времени.

В период правления Петра I короны над головами орла приобретают всем известный «имперский» вид, кроме того, герб России меняет свое цветовое оформление. Тело орла стало черным, а его глаза, клюв, язык и лапы – золотыми. Дракон также стал изображаться в черном цвете, а Георгий Победоносец – в серебряном. Подобное оформление стало традиционным для всего периода правления династии Романовых.

Сравнительно серьезным изменениям герб России подвергся во время правления императора Павла I. Это было начало эпохи наполеоновских войн, в 1799 году Британия захватила Мальту, покровителем которой являлся российский император. Подобный поступок англичан привел российского императора в бешенство и подтолкнул к союзу с Наполеоном (что в последствии стоило ему жизни). Именно по этой причине герб России получил еще один элемент – Мальтийский крест. Его значение заключалось в том, что Российское государство претендует на эту территорию.

Во время царствования Павла I был подготовлен проект Большого герба России. Он был выполнен полностью в соответствии с геральдическими традициями своего времени. Вокруг государственного герба с двуглавым орлом были собраны гербы всех 43 земель, входивших в состав России. Щит с гербами держали два архангела: Михаил и Гавриил.

Однако вскоре Павел I был убит заговорщиками и большой герб России так и остался в проектах.

Николай I принял два основных варианта государственного герба: полный и упрощенный. До этого герб России могли изображать в разных вариантах.

При его сыне, императоре Александре II, была проведена геральдическая реформа. Ею занимался герольдмейстер барон Кёне. В 1856 году был утвержден новый малый российский герб. В 1857 году реформа была завершена окончательно: кроме малого, были приняты еще средний и большой герб Российской империи. Они оставались практически без изменений вплоть до событий Февральской революции.

После Февральской революции встал вопрос о новом гербе Российского государства. Для его решения была собрана группа лучших российских знатоков геральдики. Однако вопрос герба был скорее политическим, поэтому они порекомендовали до созыва Учредительного собрания (где и должны были принять новый герб) пользоваться двуглавым орлом, но без императорских корон и Георгия Победоносца.

Однако через полгода случилась еще одна революция, и разработкой нового герба для России занялись уже большевики.

В 1918 году была принята Конституция РСФСР, а вместе с ней утвержден проект нового герба республики. В 1920 году ВЦИК принял вариант герба, нарисованный художником Андреевым. Окончательно герб российской советской социалистической республики был принят на Всероссийском съезде в 1925 году. Герб РСФСР использовался до 1992 года.

Существующий ныне государственный герб России иногда критикуют за обилие монархических символов, которые не слишком уместны для президентской республики. В 2000 году был принят закон, который устанавливает точное описание герба и регламентирует порядок его использования.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Гербы в России появились давно, но это были лишь рисунки, которые не подчинялись геральдическим правилам. Из-за отсутствия рыцарства на Руси гербы были мало распространены. В самом своем начале (вплоть до XVI века) Россия была разрозненным государством, поэтому и речи о государственном гербе России идти не могло. Однако, несмотря на то, что окончательной датой объединения Руси считают XVI век, государственный герб в России появляется уже при Иване III (1462-1505). Именно ему приписывается учреждение государственного герба, как такового. В качестве герба в то время выступала его печать. На ее лицевой стороне изображен всадник, протыкающий копьем змия, на оборотной - двуглавый орел.

Происхождение двуглавого орла уходит своими корнями далеко в прошлое. Первые, известные нам, его изображения, датируются XIII веком до н.э. Это наскальное изображение двуглавого орла, схватившего двух зайцев. Он служил гербом хеттских царей.

Затем двуглавый орел обнаруживается в Мидийском царстве - древней державе, раскинувшейся на территории Передней Азии,- во времена правления мидийского царя Киаксара (625-585 года до н.э.). Шли столетия. И вот мы уже видим двуглавого орла на эмблемах Рима. Здесь он появился при Константине Великом. Им в 326 году двуглавый орел был выбран в качестве своей эмблемы. После основания новой столицы - Константинополя - в 330 году двуглавый орел стал государственной эмблемой Римской империи. На Руси двуглавый орел появился после брака Иоанна III Васильевича и Софьи Палеолог, племяннице последнего Византийского императора Константина XII Палеолога. История взаимоотношений Руси и Византии очень глубока и интересна и является темой для отдельной работы. Однако, обратимся вкратце к этому вопросу. Первые исторические упоминания об отношениях России и Византии датируются 957 годом - годом когда княгиня Ольга совершила путешествие в Царьград и приняла христианство. Но далее отношения с Византией у Руси ухудшаются. Так в 969-972 между ними развязалась война за Болгарию, которая была завоевана Святославом.

Позднее, в 988 году Владимир Святой крестил Русь.

"Принятие Русью христианства из Византии широко открыло двери влиянию византийской культуры, византийских идей и учреждений. Это влияние сказалось существенным образом в области политической. Вместе с христианством стала проникать на Русь струя новых политических понятий и отношений. На киевского князя пришлое духовенство переносило византийское понятие о государе, поставленном от бога не для внешней только защиты страны, но и для установления и поддержания внутреннего общественного порядка...”

Однако далее исторических подтверждений отношений Руси и Византии не имеется вплоть до 1469 года, когда римский папа Павел II предложил дочь Фомы Палеолога Софью в жены русскому государю Иоанну III Васильвичу, свадьба которых состоялась в 1472 году. Брак этот не привел Москву к религиозному соединению с Римом, но имел важные последствия для возвышения монархической власти в Москве. Как супруг последней византийской царевны, великий князь Московский становится как бы преемником византийского императора, почитавшегося главою всего православного Востока. По желанию и по советам Софии в Московском Кремле при дворе великого князя стал заводиться пышный, сложный и строгий церемониал по образцам византийского двора. С конца XV века постепенно прекращается господствовавшая ранее простота отношений и непосредственное обращение государя со своими подданными, и он поднимается над ними на недосягаемую высоту. Вместо прежнего простого и “домашнего” титула “великий князь Иван Васильевич” Иван III принимает пышный титул: “Иоанн, Божиею милостью Государь всея Руси и Великий князь Владимирский и Московский и Новгородский и Псковский и Тверской и Югорский и Пермский и Болгарский и иных”.

В отношениях с малыми соседними землями появляется уже титул царя всея Руси. Другой титул, принятый московскими государями, “самодержец” представляет собой перевод византийского императорского титула autocrator; титул этот означал первоначально самостоятельного государя, не подчиненного никакой внешней власти, но Иван Грозный придал ему значение абсолютной, неограниченной власти монарха над своими подданными. С конца XV века на печатях московского государя появляется византийский герб - двуглавый орел (который комбинируется с прежним московским гербом - изображением Георгия Победоносца). Так Русь обозначила свою преемственность от Византии, что является первым отражением ее развития на гербе...

Становление Российского герба от Ивана III до Петра I

Уже в самом начале развития российского герба мы видим его переплетение с историей Руси. Интересен тот факт, что орел на печатях Иоанна III изображался с закрытым клювом и больше походил на орленка, нежели на орла. Если же посмотреть на Россию того периода, то можно увидеть, что она является молодым государством, которое только начинает формироваться как централизованное. Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать Иоанна III Васильевича на меновой грамоте 1497 с племянниками его, князьями Федором и Иваном Борисовичами Волоцкими.

В царствование Василия III Иоанновича (1505-1533) двуглавый орел изображается уже с раскрытыми клювами, из которых высовываются язычки. Об этом, например, свидетельствует печать, приложенная в 1523 году к записи государя и великого князя Василия Иоанновича при отбытии его с войском в Казань. Вкратце, если подойти с чисто художественной точки, то можно сказать, что орел начинает злиться. В то же время, рассмотрев Россию того времени, заметим, что она укрепляет свои позиции, становится новым центром православия. Этот факт нашел свое воплощение в теории монаха Филофея ”Москва - Третий Рим”, известную из послания монаха Василию III.

В царствование Иоанна IV Васильевича (1533-1584) Русь одержала решающие победы над Казанским и Астраханским царствами, присоединила Сибирь. Рост могущества русского государства отразился и на его гербе. Двуглавый орел на государственной печати увенчан одной короной с восьмиконечным православным крестом над ней. На лицевой стороне печати на груди орла изображен щит вырезанной, или “германской”, формы с единорогом - личным знаком царя. Дело в том, что все символы, используемые в личной символике Иоанна IV взяты из Псалтыря, что свидетельствует об укоренении христианства на Руси. На оборотной стороне печати на груди орла - щит с изображением святого Георгия, побивающим змея. Впоследствии эта сторона печати сыграет важную роль в формировании российского герба. Изображение московского герба на груди орла становится традиционным. Однако, в соответствии с древнерусской иконописной традицией святой Георгий обращен в правую от зрителя сторону, что противоречит геральдическим правилам.

21 февраля 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Федоровича Романова. Это положило конец Смутам, которые в период между кончиной Ивана Грозного и взошествием на престол Михаила Романова подорвали дух русского народа и чуть не искоренили русскую государственность. Россия выходила на путь процветания и величия. В этот период орел на гербе “встрепенулся” и впервые распустил крылья, что могло означать “пробуждение” России после длительного сна, и начало новой эры в истории государства. К этому периоду Россия полностью окончила свое объединение и уже сумела стать единым и довольно прочным государством. И этот факт символично отразился в государственном гербе. Над орлом вместо осьмиконечного креста появилась третья корона, что означало Святую Троицу, однако трактовалось многими как символ единства великорусов, малороссов и белорусов.

Алексей Михайлович Романов (1645-1676) сумел завершить русско-польский конфликт, установив Андрусовское перемирие с Польшей (1667), при нем Россия смогла “показать себя” всей Европе. Российское государство занимает довольно значительное место рядом с европейскими государствами. В период царствования Алексея Романова отмечено также появление нового изображения гербового орла. Это связано с тем, что по просьбе царя, император Священной Римской империи Леопольд I прислал в Москву своего герольдмейстера Лаврентия Хурелевича, который в 1673 году написал сочинение “О родословии российских великих князей и государей, с показанием имевшегося, посредством браков, сродства между Россией и восемью европейскими державами, то есть Цезарем римским, королями английским, датским, гишпанским, польским, португальским и шведским, и с изображением оных королевских гербов, а в середине их великого князя св. Владимира, на конце же портрета царя Алексея Михайловича”.

Она явилась отправной точкой для развития российской геральдики. Государственный орел Алексея Михайловича явился прототипом последующих официальных изображений русского гербового орла. У орла высоко подняты вверх и полностью раскрыты крылья, что символизировало собой полное утверждение России, как солидного и мощного государства; главы его венчают три царские короны, на груди помещен щит с московским гербом, в лапах - скипетр и держава. Интересен тот факт, что до появления в лапах орла атрибутов монархической власти когти орла, начиная от орла на мраморной плите Ксиропотамского монастыря в Афоне (Византия. 451-453 гг), постепенно разжимались, как бы в надежде что-нибудь схватить, пока не взяли державу и скипетр, символизировав тем самым утверждение абсолютной монархии на Руси.

В 1667 году при помощи Лаврентия Хурелевича впервые было дано официальное разъяснение российского герба: “Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, его Царского Величества Российского царствия, на котором три коруны изображены, знаменующие три великия Казанское, Астраханское, Сибирское славныя царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей Его Царского Величества милостивейшаго Государя державе и повелению... на персях изображение наследника; в пазонктех скипетр и яблоко, и являют милостивейшаго Государя, Его Царского Величества Самодержца и Обладателя”. Как видим, описание дает новое толкование элементов гербового орла. Оно продиктовано дипломатическими соображениями и должно свидетельствовать о величии России.

"От Руси Древней до Империи Российской". Шишкин Сергей Петрович, г. Уфа.

Полное собрание законов Российской империи” Cобрание 1. СПб, 1830
“Собрание государственных грамот и договоров” часть 1. М, 1813
Брокгауз и Эфрон “Хронология всеобщей и русской истории”. СПб, 1905
Брокгауз и Эфрон “Энциклопедия” т.17. СПб, 1893
Фон Винклер П.П. “Государственный орел”. СПб: тип. Э.Гоппе, 1892
“Хрестоматия по истории СССР XVI - XVII в.в.”. М,1962
Вилинбахов Г.В. “Государственная геральдика России конца XVII - первой четверти XVIII в. (к вопросу становления абсолютизма в России)” //Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Л, 1982
“Геральдика” //Материалы и исследования Государственного Эрмитажа. Л: ГЭ, 1987 (1988)
Дворянские роды Российской империи”. СПб, 1993
“История России в лицах и датах” Словарь-справочник. СПб, 1995
Каменцев Е.И., Устюгов Н.В. “Русская сфрагистика и геральдика”. М, 1974
Н.М. Карамзин “Предания веков”. М., 1988
Лакиер А.Б. “Русская геральдика”. М: Книга, 1990
Лебедев В. “Державный орел России”. М: Родина, 1995
Лукомский В.К. “Герб как исторический источник” //Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях института истории материальной культуры. М, 1947; вып. 17.
Лукомский В.К. “Гербовая экспертиза (случаи и способы применения)” //”Архивное дело” 1939 N 1(49).
Лукомский В.К. “О геральдическом художестве в России”. СПб, 1911.
“Новый герб, утвержденный императором Павлом”. 1799 г., Б. М. и Г.
Пушкарев С.Г. “Обзор русской истории”. Ставрополь, 1993.
Хорошкевич А.А. “Символы русской государственности”. М., 1989
Г. Вилинбахов “Родословная российского герба” //”Родина” 1993 N1
Шиланов В., Семенович Н. “Флаги Русского флота” // “Советский музей”, 1990. N 3(113), с.59
Конов А. “Геральдика российская” //”Нева” 1985 N2.