Храм тесея в афинах. Храм гефеста - один из самых величественных памятников древней греции

Адрес: Греция, Афины, Афинская агора
Начало строительства: 449 год до н. э.
Окончание строительства: 415 год до н. э.
Координаты: 37°58"32.2"N 23°43"16.9"E

Туристы, успевшие побывать во многих уголках мира, советуют «начинающим» путешественникам, мечтающим ближе познакомиться с историей человечества и воочию увидеть древние памятники архитектуры, смело отправляться в Грецию .

Вид на храм с развалин Афинской агоры

Именно на территории этой европейской страны, переживающей в настоящий момент. нелегкие времена, находятся многочисленные памятники истории и архитектуры, удивительные достопримечательности, которые были возведены древними строителями еще до нашей эры. Древняя Греция знала взлеты и падения, увы, большую часть времени ее территория являлась местом кровопролитных сражений между захватчиками, мечтавшими получить полный контроль над Элладой. Естественно, все это не могло не сказаться на состоянии многочисленных храмов и святилищ, многие из которых в начале 20-го века приходилось в буквальном смысле извлекать из-под земли.

Одно из немногих строений, которое чудом уцелело до нашего времени и возвышается на северо-западной стороне знаменитой Афинской агоры - это известнейший во всем мире Храм Гефеста . Во многих источниках упоминается Афинская агора, однако, определение этого термина встречается довольно редко. Для того чтобы понять значение Храма Гефеста, стоит объяснить, чем именно являлась агора для древних греков. Афинская агора - это центр древних Афин , место, на котором проводились различные собрания, языческие обряды, состязания спортсменов и велась бойкая торговля. Проще говоря, агора - это что-то вроде римского форума, который также был построен еще до прихода в наш мир Спасителя всего человечества Иисуса Христа.

Общий вид на храм

На Афинской агоре и поблизости нее возводились лишь самые главные для древних греков здания, храмы, театры и святилища. Одним из таких храмов является Храм Гефеста, на который и в наши дни могут полюбоваться путешественники, посетившие столицу Греции. Удивительно, но сохранился Храм Гефеста не из-за приверженности афинян к языческому культу, а благодаря Греческой Православной Церкви. Однако об этом немного ниже….

Гефест в древнегреческом мифе

Согласно мифу, Гефест был сыном громовержца Зевса и его ревнивой супруги Геры. Существует предание, что во время одной из многочисленных ссор божественных супругов, Гефест был сброшен с Олимпа, и упал на остров Лемнос, который образовался в результате мощного извержения вулкана. Несмотря на то, что Гефест был сыном бога и богини, при падении он сломал ногу, и впоследствии остался хромым. Если внимательно изучить все греческие мифы, рассказывающие о жизни богов, детально рассмотреть уцелевшие фрески и мозаики, можно сделать определенный вывод: все боги Олимпа проводили свое время в празднествах и торжествах. Когда этот «образ жизни» им наскучивал, они принимали непосредственное участие в жизни и судьбах людей и полубогов.

Вид на храм с запада

Лишь один из этих богов был вынужден постоянно трудиться. Это и был знаменитый Гефест, который согласно мифам был богом-кузнецом, покровителем огня и вулканов. По большей части Гефест делал великолепное оружие и надежные доспехи для греческого героя Ахиллеса. Того самого, которого поразили в единственно незащищенное место - «ахиллесову пяту». Вот такая непростая «жизнь» была у Гефеста, который вместо того, чтобы проводить время в торжествах, стоял у пышущего невыносимым жаром горна.

Храм Гефеста - история

По мнению историков и археологов, которые изучали различные летописи и описания, Храм Гефеста был построен во времена правления Перикла. Перикл восседал на царском троне Афин и при помощи слов умел убеждать свой народ, а благодаря таланту полководца, малыми жертвами мог отбить многочисленные атаки неприятеля. Существуют факты, что царствование Перикла можно назвать золотым временем для Афин. Этот царь и приказал возвести на Афинской агоре великолепный Храм Гефеста. Приблизительно его строительство длилось с 450 по 415 год до нашей эры . Стоит отметить, что за такой срок можно было возвести даже несколько подобных храмов. Однако летописи указывают, что большинство рабочих занятых на строительстве Храма Гефеста, были «переброшены» в определенный период времени на постройку легендарного и гигантского Парфенона .

Северо-западный фасад храма

Несмотря на то, что у современных историков имеются в распоряжении описания путешественника Павсания, который в свое время в документах описал и древний Коринф, имя архитектора, разработавшего план Храма Гефеста, достоверно неизвестно.

Правда, некоторые специалисты выдвигают версию о том, что великолепный Гефестейон был разработан знаменитым древнегреческим архитектором Алкаменом. Этому мастеру, опять-таки, по неподтвержденным данным, приписывают авторство проекта Храма Посейдона , расположенного на мысе Сунион. Правда, никаких доказательств, которые бы говорили в пользу этой версии, пока историками и археологами не найдено, поэтому имя архитектора Храма Гефеста в наши дни официально считается неизвестным. В некоторых древних источниках указывается, что на окружающей территории храма бога-кузнеца, был разбит великолепный сад, в котором философы под тенью гранатовых деревьев могли размышлять о вечном.

Юго-западный фасад храма

В VII веке нашей эры языческий храм, посвященный богу Гефесту, православные священники сделали Церковью Святого Георгия. Удивительного в этом ничего нет, в те далекие времена былое могущество Афин кануло в прошлое и свободных финансов, впрочем, как и рабочей силы, в городе не было. К слову, христианская церковь довольно часто использовала древние строения для своих храмов. К примеру, в определенный промежуток времени христианским храмом была знаменитая «Башня ветров» , которая являлась, пожалуй, самой древней на нашей планете метеорологической станцией. Музеем под открытым небом Храм Гефеста стал благодаря баварскому покровителю королю Оттону, при правлении которого христианская церковь была вынуждена покинуть стены древнейшего святилища.

Храм Гефеста - архитектура и внутреннее убранство

Как уже было сказано выше, Храм Гефеста - это одно из хорошо сохранившихся древних зданий, а потому оно и самое удивительное на территории современных Афин . Здание, где почитали бога-кузнеца, возвышается на холме, носящем название Агорайос. Его длина составляет 31 метр и 70 сантиметров, впечатляет и ширина - 13,7 метров. Чудом уцелели не только все 34 колонны, которые были выполнены мастерами, жившими еще до нашей эры, в дорическом стиле, но и крыша. Стоит отметить, что фризы храма сделаны в ионическом стиле, а 18 из 68 метоп представляют собой скульптуры. Метопы восточной стороны Храма Гефеста рассказывают туристам при помощи скульптурных изваяний о жизни и подвигах Геракла. А еще четыре поведают о приключениях на острове Крите героя древнегреческих мифов Тесея.

Колоны и крыша храма

Философ Павсаний, который всегда описывал увиденное им во время путешествий, в своих записях говорит о том, что в центре Храма Гефеста стояли две огромные скульптуры, отлитые из бронзы. Первая, как нетрудно догадаться, была посвящена самому повелителю огня, а вторая, богине-покровительнице города - Афине Палладе. Увы, эти скульптуры, как и многочисленные фрески и мозаики были варварски уничтожены, а многие попросту похищены захватчиками и мародерами.

Авторитетные архитекторы утверждают, что Храм Гефеста был возведен по подобию Парфенона, как и большинство других небольших храмов, некогда стоящих на Афинской агоре. По большому счету они абсолютно правы, ведь во времена правления Перикла многие святилища, в которых поклонялись богам, строились в дорическом стиле. К слову, в результате археологических раскопок, начатых лишь в двадцатом веке, поблизости Храма Гефеста найдены многочисленные развалины кузниц и гончарных мастерских. Это говорит о том, что древние афинские ремесленники старались работать с огнем непосредственно возле храма бога, которому «подчинялась» эта стихия.

Отлично сохранившийся храм Гефеста или Гефестеон (Ἡφαιστεῖον или на совр. греческом Ναός Ηφαίστου), называвшийся также Тесеион (храм Тесея), стоит на холме Агореос Колонос (Αγοραίος Κολωνός), доминируя над северо-западной частью главной агоры Афин. Красота и величие храма Гефеста были призваны производить впечатление не только на афинян, но и на заезжих торговцев и дипломатов.


Гефест в греческой мифологии был богом огня, а, следовательно, и покровителем всех людей, занимавшихся обработкой металла. Как следствие, в районе храма стояло множество гончарных и жестяницких мастерских, а также, возможно, главный арсенал Афин. До недавнего времени храм был известен как «Тесеион», поскольку считалось, что в нём хранились останки афинского царя Тесея , которые привёз сюда военачальник Кимон с острова Скирос в 475 году до н.э. Однако, после обнаружения надписей, точно свидетельствующих о том, что храм был построен в честь Гефеста, он был переименован.

Храм Гефеста стоит на руинах более раннего культового сооружения небольшого размера, которое было сожжено персами, оккупировавшими Афины около 480 года до н.э. Из всех греческих храмов этот сохранился лучше всех, поэтому исследователи до сих пор не пришли к единому мнению по поводу его датировки. Считается, что после битвы при при Платеях (479 г. до н.э.) греки поклялись никогда не восстанавливать святилища, разрушенные персами во время вторжения в Грецию, чтобы они остались напоминанием потомкам о войне. Когда Перикл пришёл к власти в Афинах, он разработал грандиозный план по превращению города в средоточие греческого могущества и культуры. Строительство храма Гефеста началось в середине V века до н.э . и закончилось до начала IV века до н.э., хотя стадии, в которые проходило это строительство, до сих пор не ясны. Вероятно, архитектурный пояс на западном фасаде был завершён около 445-440 года до н.э., архитектурный пояс на восточном фасаде, а также западный фронтон и некоторые другие детали появились в храме около 435-430 годов до н.э., крыша у здания появилась около 421-415 года до н.э.; в это же время в нём были установлены объекты культа. Официальное «освящение» храма Гефеста произошло в 416/415 году до н.э.

Имя архитектора, построившего храм, остаётся неизвестным. Здание полностью сделано из пентелийского мрамора за исключением самой нижней ступени платформы, однако скульптуры в нём есть как сделанные из пентелийского мрамора, так и сделанные из мрамора с острова Парос. Храм Гефеста насчитывает 31,776 метра в длину (направление запад-восток) и 17,708 метра в ширину (направление север-юг). На коротких западном и восточном фасадах у него стоит по шесть колонн, тогда как на длинных северных и южных фасадах у него по тринадцать колонн (если считать четыре колонны в углах по два раза). Внутренняя дорическая колоннада насчитывала по три и пять колонн в ряд соответственно.

У храма был пронаос (полуоткрытая часть), помещение в центре, где хранились объекты культа, а также опистодом (сокровищница в задней части с отдельным входом). Расположение третьего ряда колонн между антами (выступающими частями) пронаоса было свойственно исключительно архитектуре середины V века до н.э.

Скульптуры храма Гефеста

Декоративная лепка и скульптуры выполнены в двух основных стилях: пронаос и опистодом декорированы длинными ионическими фризами (горизонтальными панелями), тогда как дорические фризы с триглифами и метопами (см. фото ниже) можно увидеть на фронтонах и по внешнему периметру храма.

Всего в храме Гефеста 68 метоп , 50 из которых пустые (вероятно, были разрисованы), и 18 декоративных. Они насчитывают 82-84 см в ширину и 83 см в высоту и вырезаны на блоках паросского мрамора. На десяти метопах, перемежающихся с триглифами, на восточном фасаде вырезаны девять подвигов Геракла (с юга на север или слева на право, если стоять лицом):
Немейский лев
Лернейская гидра
Керинейская лань
Эриманфский кабан
Похищение коней Диомида
Укрощение пса Цербера
Похищение пояса царицы амазонок
Похищение коров Гериона I
Похищение коров Гериона II
Похищение яблок из сада Гесперид

Остальные восемь метоп, на которых изображены деяния Тесея , расположены на восточных концах северного и южного фасадов, как бы продолжая серию метоп с Гераклом:
Северный фриз с востока на запад (слева на право, если стоять лицом):
Перифет (убит Тесеем)
Керкион (царь Элевсина, убитый Тесеем)
Скирон (разбойник, сброшенный со скалы Тесеем)
Кроммионская свинья (убита Тесеем)

Южный фриз с запада на восток (слева на право, если стоять лицом):
Прокруст (убит Тесеем)
Синис (разбойник, убитый Тесеем)
Критский (марафонский) бык (убит Тесеем)
Минотавр (убит Тесеем)

Восточный фасад храма Гефеста , за исключением метоп с северного края, пострадал от непогоды и вандализма больше остальных частей храма. Прекрасно сохранилась лишь голова царя Еврисфея, приказавшего Гераклу принести ему эриманфского кабана (четвёртый подвиг). Также в хорошем состоянии находится сцена с яблоками Геспеид (двенадцатый по счёту подвиг). Метопы с Тесеем сохранились намного лучше метоп с Гераклом.

На архитектурном поясе пронаоса (за внешним рядом колонн западного фасада) можно увидеть сцену борьбы Тесея с 50 сыновьями Палланта, при которой присутствовали боги. На фризе опистодома изображена битва племени лапифов и кентавров.

Реконструировать то, что изображено на фронтонах (треугольниках на коротких фасадах) храма Гефеста очень сложно из-за фрагментарности уцелевших частей скульптур. Согласно современной интерпретации, западный фронтон был посвящён битве кентавров с лапифами, а восточный – восхождению Геракла на гору Олимп. По более ранним версиям на западном фронтоне были изображены Геракл с Фетидой, а на восточном – рождение царя Афин Эрихтония.

Согласно свидетельствам греческого писателя Павсания, в храме Гефеста стояли бронзовые статуи Афины и Гефеста , авторство которых приписывают греческому скульптору Алкамену.

В III веке до н.э. вокруг храма был посажен маленький сад.

Церковь и дальнейшая история Гефестеона

Около VII века н.э. (точная дата неизвестна) храм Гефеста был превращён в христианскую церковь Святого Георгия . Именно благодаря этому, а также тому, что в Афинах практически не бывает землетрясений, храм сохранился так хорошо, а не был разрушен и развезён по округе в качестве строительного материала. Последнее богослужение прошло в этом храме 21 февраля 1833 года.

Оказавшись в Греции, можно долго любоваться руинами древних храмов, благо, в ней много городов, где сохранились остатки величественных сооружений. К сожалению, время и люди не ко всем строениям были одинаково благосклонны. Греческие земли с древних времен являлись лакомым куском, за который ожесточенно сражались. В результате многочисленных набегов существенно страдала античная архитектура.

Одним из наиболее интересных и хорошо сохранившихся сооружений древности является храм Гефеста – бога огня и покровителя кузнецов. Храм величает северо-западную часть агоры – площади собраний в Афинах. В античности агора была центром Афин, местом проведения состязаний, решения насущных вопросов и совершения всевозможных обрядов. Стоять в непосредственной близости от агоры могли только самые важные сооружения, в том числе и храмы. Одним из них был храм Гефеста. Посетить его можно не совершая долгих загородных поездок.

Бог Гефест в греческой мифологии

Гефест, сын Зевса и Геры, в пылу ссоры между родителями упал с Олимпа на земли острова Лемнос, который возник из вулканической породы. Божественные силы не уберегли его от увечья, при падении молодой бог повредил ногу и навсегда остался хромым.

По описаниям в легендах, боги Олимпа проводили основную часть времени в праздных забавах и пышных гуляниях, но Гефесту пришлось осваиваться на земле и много трудиться. Он повелевал вулканами и огнем, и, как следствие, кузнечным ремеслом. Сам бог славился особым мастерством и достижениями в кузнечном деле. Именно он создал доспехи с оружием для Ахиллеса, сделав его почти неуязвимым. Только «ахиллесова пята» позволила победить героя.

История строительства храма Гефеста

Храм Гефеста многократно упоминается в трудах античных летописцев. Работа с документами показала, что построен он был при правлении царя Перикла. Период его царствования считается золотым в истории Греции. Мудрый царь умел словами вдохновить народ. Как великий полководец он завоевывал земли с наименьшим кровопролитием, а также легко отражал атаки неприятеля.

Перикл отдал приказ о строительстве храма Гефеста, работы продолжались около 35 лет с 450 г. до н.э. Строительство сильно затянулось, современники отмечали, что за такой срок можно было соорудить несколько храмов. Причиной задержки стала переброска рабочих на строительство Парфенона.

История не сохранила имя архитектора, который спроектировал столь величественное сооружение, но ученые предполагают, что Храм Гефеста, как и храм Посейдона, проектировал Алкамен – знаменитый архитектор того времени.

Древние летописи сохранили описание храма Гефеста во всей красе. Указано, что кроме самого здания был разбит прекрасный сад, в котором под тенью деревьев рождались творения великих философов.

К VII в. н.э. могущество Греции давно кануло в лету и храм стоял в запустении. Пока еще крепкое здание облюбовали православные священники. Здание получило вторую жизнь в образе храма Св. Георгия. При баварском правителе Оттоне христиане оставили помещение и к нему вновь вернулось прежнее название. Сегодня храм Гефеста – крупнейший музей под открытым небом.

Описание храма

Хорошо сохранившись, храм Гефеста, стал наиболее удивительным и величественным сооружением в Афинах. Постройка венчает холм центральной площади (Агорайос). Фундамент составляет 31,7 м в длину и 13,7 м в ширину. Туристы могут увидеть все величие дорических колон и крыши, над которыми трудились древние мастера. В восточной части храма плиты фриза (метопы) выполнены в виде скульптур. В них отражены легенды о Геракле и Тесее.

Павсаний – античный философ – видел храм в период рассвета и описывал поразившее его сооружение. Внутри, по его словам, находились большие бронзовые скульптуры Гефеста и Афины Паллады (богини городов), стены и окна украшали множество фресок и мозаика. К сожалению, они не сохранились до наших дней из-за беспощадности завоевателей и мародеров.

Период правления Перикла отличается архитектурой в дорическом стиле. Это направление часто практиковалось при постройке храмов. Среди них храмы Гефеста и Посейдона, а также знаменитый Парфенон. В ходе раскопок, начатых в прошлом веке на афинской агоре, поблизости обнаружилось много кузнечных и гончарных мастерских. Ремесленники старались заниматься любимым делом ближе к своему покровителю. Они верили, что огонь будет здесь особенно послушным, а работа станет отличаться особым качеством.

Альтернативная теория

Наличие изображений Тесея и некоторые давние сказания говорят о том, что храм мог быть посвящен вовсе не Гефесту, а античному герою Тесею. В это верят некоторые ученые и часть жителей Афин. Такая честь ему досталась за победу над кровожадным Минотавром. Некоторые даже предполагают, что сам Тесей похоронен под основанием храма. Эта теория подвергается многочисленной критике и не имеет документального подтверждения. Единственное, что выяснили археологи, что до постройки храма Гефеста на этом месте находилось небольшое святилище. Кому в нем приносили дары и поклонялись, история умалчивает.

Благодаря географическому положению и хорошему состоянию храм Гефеста пользуется популярностью у туристов. Посетить в Афинах этот музей под открытым небом можно каждый день. Плата за вход на территорию весьма умерена, а для несовершеннолетних и вовсе отсутствует.

Храм Тесея в Вене - храм несбывшихся надежд.

Если окажетесь в Вене, прогуляйтесь на досуге в парке Фольксгартен. Там сейчас в зените цветения дивный розарий. А фоном ему служит храм Тесея - сооружение с грустной историей.

Все началось в 1805 году, когда Габсбурги проиграли военную кампанию. Наполеон тогда заставил их подписать Пресбургский мир, в результате чего Австрия потеряла Ломбардию, а Наполеон короновался королем Италии. Вскоре после этого скульптор Антонио Канова получил заказ от новоиспеченного итальянского короля на создание скульптурной группы, представляющей греческого героя Тесея, побеждающего кентавра Евритиона.

Кентавр, представитель обреченного на вымирание племени, ассоциировался с вышедшими в тираж Габсбургами, а герой Тесей - молодое победительное поколение, естественно должен был олицетворять окончательную побоеду Наполеона над монархической Европой. Скульптурную группу предполагалось установить в центре Милана. Когда Антонио Канова завершил, наконец, выполнение заказа, по городу Парижу уже отгуляли казаки, а экс-правитель Европы обретался на острове святой Елены.

И произведение Кановы в то время Наполеона ну никак не интересовала.

Между тем, в 1819 году император Австрии Франц Первый Гасбург отправился путешествовать по Италии и, будучи в Риме, посетил мастерскую Антонио Кановы.

Там его взору предстала вышеописанная скульптурная группа. Император увидел в представленной сцене то, о чем мечталось ему: окрепшая, напитавшая свежих сил династия (Тесей) повергла взбесившееся чудовище (Наполеон).
К слову сказать, Наполеона-то, конечно, повергли, но крепче от этого не стали. Революция 1848 года продемонстрировала всегу миру изношенность габсбургской монархии (если бы не наш Николай первый, быстро и жестоко подавивший взбунтовавшихся венгров, не усидеть бы Габсбургам на троне...) Так вот, наполненный новым идеологическим звучанием Тесей, бьющийся с кентавром, отправились по приказу императора неспешным морским путем в Вену (три года ехали и плыли!).

А скульптор Антонио Канова мечтал о своем. Он мечтал, чтобы его любимое детище имело достойное обрамление. Он испросил у Франца Первого согласие на постройку а-ля древнегреческого храма для Тесея с кентавром, и высочайшее разрешение было получено. Тогда, по заданию Антонио Кановы, в Афины отправился архитетор Пьетро Нобиле.

Он снял размеры с храма Тесея на Акрополе, и возвел в Вене, на месте взорванного Наполеоном бастиона Лёвенбастай, его уменьшенную копию.
Все шло, как мечталось Антонио Канова.
В 1823 в парке Фольксгартен торжественно открыли храм Тезея.

В помещении под храмом выставили археологические находки из античного города Эфес, а наверху в самом храме продолжали стражаться кентавр с Тесеем.

Но тут мечта разошлась с неумолимой реальностью. Сначала катастрофически отсырело помещение под храмом. Древнегреческие экспонаты оттуда убрали, а само помещение замуровали. Сейчас о нем вообще мало кто помнит. А потом, все из-за той же сырости, пришлось переместить на другое место и скульптурную группу. С 1890 года Тесей душит кентавра на парадной лестнице музея Истории Искусств.

Больше того, в 20 веке выянилось, что прообразом венского храма, был храм не Тесея, а Гефеста, того самого, что елинственным из богов Олимпа был хроменьким. И венская «копия античности» осиротела. Теперь в Фольскгартене стоит храм Тесея без роду и племени. В течение двух последних лет храм реставрировали. Обошлось это в 2 мл евро. Псевдоантичному строению вернули белый, как настаивали реставраторы, фарфоровый цвет. Только раньше, когда храм был непритязательно серым,

на ступеньках его грелись на солнышке влюбленные пары и утомившиеся от впечатлений туристы.

Теперь же храм обнесли цепью на столбиках и он окончательно замкнулся в свем одиночестве. Вот так.

Храм Гефеста, также известный как Гефестийон или ещё ранее как Тесейон, один из наиболее сохранившихся храмов эпохи Классической Греции. Этот храм в дорическом стиле, окруженный колоннами, находится на северо-западной стороне Афинской агоры.

Храм был построен в 449-415 годах до н.э. в честь бога Гефеста (в греческой мифологии бог огня, покровитель кузнечного ремесла и самый искусный кузнец). Инициировал строительство афинский государственный деятель, оратор и полководец Перикл. При его правлении Афины достигли наивысшей степени экономического и культурного развития, этот период ещё называют «Периклов век». Строительство храма растянулось более чем на 30 лет, так как часть работников была переброшена на возведение Парфенона (447 г. до н.э.). Архитектор этого шедевра так и остался неизвестен.

Храм Гефеста построен из пентеликонского и парийского мрамора. Сооружение имеет длину 31,776 м, ширину 13,708 м и опирается на 34 колонны в дорическом стиле, хотя фризы выполнены в ионическом стиле. 18 из 68 метоп храма были скульптурные, остальные, вероятнее всего, были раскрашены. На восточной стороне храма 10 метоп имели скульптурные изображения подвигов Геракла. Ещё по 4 метопы на прилегающих боковых фронтонах были украшены сценами из жизни Тесея.

По свидетельству древнегреческого географа и писателя Павсания в храме размещались бронзовые статуи Афины и Гефеста. Предположительно автором этих статуй был древнегреческий скульптор Алкамен, правда, убедительных доказательств этому нет.

В 3 веке до н.э. вокруг храма были высажены деревья и кустарники (лавр, мирт, гранат), тем самым образовав небольшой сад.

С 7 века и до 1834 года в храме была расположена греческая православная церковь Святого Георгия.

Храм Гефеста является археологическим памятником и находится под охраной Министерства культуры Греции.