Самосожжение монаха 1963. Реакция СМИ и политические оценки

В один прекрасный июльский день 1963-года на одной из площадей г. Сайгона (ныне Хо Ши Мин Сити) остановилась легковая машина. Из нее вышли трое буддийских монахов. Один положил подушку для медитации, другой открыл канистру с бензином. Третий сел в позу лотоса достал четки и прочел круг Намо А Ди Да Пхат (Намо Амитабха Будда). Двое других тем временем обливали его бензином. После прочтения круга мантры, монах достал спички и поджег себя. Полиция пыталась погасить пламя, но буддисты образовали кольцо вокруг горящего монаха, и полицейские не смогли приблизиться к нему. Один из полицейских, который оказался буддистом, совершил простирание перед подвижником. Монахи, которые образовали кольцо вокруг подвижника, скандировали на вьетнамском и английском: «Буддистский монах совершил самосожжение! Буддистский монах стал мученником!»

Монаха-подвижника звали Тич Куанг Дук (Thich Quang Duc). А это его краткая биография:

Родился в центральном Вьетнаме. Мирское имя – Лам Ван Тук (Lam Van Tuc). В возрасте семи лет оставил мирскую жизнь, чтобы изучать буддизм у своего дяди, который и был его духовным наставником. В возрасте 15 лет принял обеты саманеры, а в возрасте 20 лет стал полностью посвященным монахом. После посвящения Тич Куанг Дук жил жизнью отшельника в течение трех лет. После того, как его затворничество завершилось, он начал путешествовать по центральному Вьетнаму, разъясняя Дхарму. Он в этот период основал 14 храмов. В 1934 он направился в южный Вьетнам и распространяя буддийское учение. Он также провел два года в Камбодже, изучая тексты традиции Тхеравады. После возвращения из Камбоджи, он руководил строительством новых храмов на юге страны. Позже он был настоятелем пагоды Phuoc Hoa, где находился офис Ассоциации Изучения Буддизма. Когда офис ассоциации был перенесен в пагоду Ха Loi, главный храм в Сайгоне, Тич Куанг Дук оставил должность настоятеля, чтобы сосредоточиться на медитативной практике.

Последние слова Досточтимого – никакой злобы, все по делу: «Перед тем как я сомкну свои глаза и устремлю взор к Будде, я с уважением прошу Президента Нго Дин Диема проявить сострадание к народу и обеспечить религиозное равенство, чтобы сила нашей родины была вечной. Я призываю Досточтимых, преподобных, членов Сангхи и мирян-буддистов проявить организованную солидарность в самопожертвовании ради защиты буддизма».

Вот, что писал, репортер Дэвид Халберстам, который был очевидцем этого события:

«Я хотел еще раз посмотреть на это, но одного раза хватило. Пламя исходило из человека; его тело медленно сгорало и тлело, его головы становилась черной и обугленной. В воздухе стоял запах горящей человеческой плоти; люди сгорают удивительно быстро. Позади меня я слышал плач вьетнамцев, которые собирались вместе. Я был слишком потрясен чтобы плакать, слишком ошарашен, чтобы писать свои заметки или задавать вопросы, слишком изумлен, чтобы вообще думать… Когда он горел, он ни разу не пошевелил ни одним мускулом, не произнес ни звука; его самообладание создавало контраст на фоне плачущих вокруг него людей».

Этот поступок вызвал шок, как у властей, так и во всем мире. Президент Нго Дин Дием пытался по-иезуитски представить это акт как простое самоубийство. А его невестка мадам Нго Дин Нху (Ngo Dinh Nhu), первая леди изрекла: «Пусть они продолжают это барбекю, а мы им поаплодируем». Она называла буддийских монахов «хулиганами в рясах». Недолго пришлось аплодировать, в том же году президент и его брат, он же ее муж, был убит своими же людьми. Известен факт, что когда мадам Нго Дин Нху узнало о намерении президента Нго Дин Диема выплатить компенсации семьям убитых демонстрантов-буддистов (ее брат был начальник полиции, который дал приказ стрелять), он запустила в него тарелкой с супом. В момент убийства ее мужа и президента, он находилась за границей, где продолжает находиться и сейчас.

Политические последствия самосожжения таковы: американцы заявили, что не они не хотят иметь ничего общего с режимом Нго Дин Диема, если тот не пойдет на уступки буддистам. 16 июня 1963 года, шесть дней после акта самосожжения принято Совместное Коммюнике и правительство нехотя прислушалось к требованиям буддистов, хотя это и не спасло режим. Этот акт самосожжения – без танков и пушек – поистине стал переломным моментом в истории Вьетнама.

Останки тела Тич Куанг Дука были повторно кремированы. Его сердце осталось неповрежденным огнем, и было помещено в пагоде Xa Loi в качестве реликвии. Правда 21 августа правительственный спецназ ворвался в храм и конфисковал реликвию, но дни правящей клики были все равно сочтены.

Более всего знаменит обстоятельствами своей смерти – 11 июня 1963-го Тхить Куанг Дык совершил самосожжение на перекрестке одной из сайгонских дорог в знак протеста против преследования новым режимом буддистов.


Самосожжение на Востоке – на удивление популярная форма протеста; подобным образом сторонники непротивления злу насилием привлекают внимание к своим требованиям. Одним из самых известных самосожженцев в истории Вьетнама стал буддистский монах Тхить Куанг Дык .

Биография монаха дошла до нас в виде целого ряда отдельных фрагментов, собранных разного рода буддистскими организациями. Судя по всему, родился Тхить Куанг Дык в деревушке Хойкхань (Hoi Khanh), во вьетнамской провинции Кханьхоа (Khanh Hoa). В семь лет будущий монах отправился изучать буддизм под началом своего дядюшки; в 15 лет он стал послушником (саманера), в 20 – полноправным монахом. Именно тогда он и взял себе имя Тхить Куанг Дык – при рождении его нарекли Лам Ван Тук (Lam Van Tuc). После принесения положенных клятв монах отправился на гору близ города Ниньхоа (Ninh Hòa), где провел три года в качестве отшельника. Позже в месте своего отшельничества монах построит пагоду.

После окончания срока отшельничества Тхить Куанг Дык отправился странствовать по центральному Вьетнаму; через два года он обосновался в пагоде близ Нячанга (Nha Trang). В 1942-м Тхить стал официальным инспектором Буддистской ассоциации Ниньхоа (Buddhist Association in Ninh Hòa); ему был поручен контроль над монахами его родной провинции. Известно, что он также отвечал за строительство новых религиозных сооружений – его стараниями было воздвигнуто минимум 14 храмов.

В 1934-м Тхить Куанг Дык отправился нести свою веру в южный Вьетнам; известно, что минимум два года он провел в Камбодже (Cambodia). Вернувшись из Камбоджи, Дык продолжил руководить строительством новых храмов и пагод – в общей сложности под его руководством было построено еще 17 зданий.

Серьезные проблемы у буддистов начались после прихода к власти Нго Динь Зьема (Ngo Dinh Diem). На тот момент порядка 70-90 процентов жителей страны были буддистами; Зьем, однако, был католиком и по отношению к буддистам политику вел откровенно агрессивную.

На гонения в адрес буддистов реагировали представители других стран, хотя и не особо активно. По-настоящему серьезный шум в мировой прессе начался после событий 11 июня 1963-го. Днем раньше целый ряд американских журналистов получил предупреждение о том, что следующим утром на определенном сайгонском перекрестке пройдет нечто важное; многие журналисты, впрочем, это сообщение проигнорировали, им казалось, что гонения на буддистов – дело временное и несерьезное. Некоторые, впрочем, в назначенное место прибыли. На этот же перекресток вскоре подошла процессия монахов из ближайшей пагоды; они официально объявили о своем неприятии правительства и политики Зьема – и продемонстрировали это неприятие довольно необычным образом. Известно, что один из монахов пытался вызваться добровольцем, однако Дык, как более старший и опытный, имел преимущество. Тхить Куанг Дык устроился на перекрестке в позе лотоса на специальной подушке, после чего один из монахов облил его бензином. Совершив последнее обращение к Будде, Тхить чиркнул спичкой – и мгновенно загорелся. Полицейские пытались прорваться к нему, однако их не пустили другие монахи; один полицейский все же пробился через кольцо буддистов – и в благоговении рухнул перед Тхитем на колени.

Фотографии случившегося разошлись по всему миру – и привлекли немалое внимание к действия режима Нго Динь Зьема (Ngo Dinh Diem). Один из фотографов, Мальколм Браун (Malcolm Browne), даже получил за снимок Пулитцеровскую премию (Pulitzer Prize). Впоследствии тело Тхить Куанг Дыка было кремировано; сердце его, впрочем, оставили нетронутым. Позже довольно широкой огласке было предано и прощальное письмо Дыка.

Это было настолько плохо, насколько я мог ожидать

«Все, кто был этому свидетелем, стояли в ужасе. Это было настолько плохо, насколько я мог ожидать. Я не знаю точно, когда он умер, потому что ничего нельзя было сказать по его лицу или голосу, или еще как-нибудь. Он не вскрикнул от боли. Казалось, что его лицо оставалось достаточно спокойным, пока он не потемнел от огня и уже ничего нельзя было разобрать. Наконец монахи решили, что он мертв и принесли самодельный деревянный гроб. Подавляющим был запах благовонных палочек. Они действительно издают очень сильный и не особенно приятный аромат, но их используют, чтобы успокоить предков и все такое. Этот запах преобладал за исключением запаха горящего бензина и дизельного топлива, а еще запаха горящей плоти. Основным звуком был плач и стенания монахов, которые в течение многих лет знали этого парня и были к нему привязаны. Тогда среди людей через громкоговоритель донеслись крики пожарных, которые хотели потушить пламя вокруг него... Затем началась неразбериха», - рассказал в интервью журналу TIME автор фото Малькольм Браун.

3

Сторонники

Вместе с Дыком на место акции прибыли 350 монахов и монахинь, они несли плакаты на английском и вьетнамском языках, обвиняя правительство Зьема в преследовании буддистов и требуя равенства конфессий. Когда участники шествия сформировали кольцо вокруг Тхитя, он сел на подушку, приняв медитативную позу лотоса. Предсмертные слова Дыка зафиксированы в письме, которое он оставил: «Прежде чем закрыть глаза и узреть Будду, я почтительно прошу Президента Нго Динь Зьема о сострадании к народу страны и осуществлении религиозного равенства во имя сохранения силы родины навеки. Я призываю почтенных, преподобных, членов Сангхи и рядовых буддистов объединиться, чтобы принести жертвы в защиту буддизма».

3

Злой президент

После акции протеста Нго Динь Зьем объявил о реабилитации буддистов, но заявленные изменения так и не были претворены в жизнь. Протестное движение продолжалось, и Зьем принял решение об использовании сил особого назначения республиканской армии, которые контролировал брат президента, Нго Динь Ню. Военные атаковали буддийские пагоды в разных частях страны и захватили сердце Дыка, унеся жизни части протестующих и причинив ущерб их имуществу. Вследствие этого некоторые монахи совершили аналогичные акты самосожжения. Вскоре военные лидеры Южного Вьетнама совершили государственный переворот, свергнув и арестовав Нго Динь Зьема. 2 ноября экс-президент был убит.

3

Тхить Куанг Дык

Монах Тхить Куанг Дык устроил акт самосожжения в знак протеста против политики преследования буддистов режимом президента Вьетнама Нго Динь Зьемом. Инцидент произошел на оживлённой улице Сайгона в нескольких кварталах от президентского дворца.После смерти тело Дыка было кремировано, однако сердце монаха осталось неповреждённым.

3

Никогда газетная фотография не вызывала такого волнения в мире. Так Джон Кеннеди охарактеризовал снимок сотрудника Associated Press Малькольма Брауна. За этот кадр Браун получил Пулитцеровскую премию.

World Press Photo of the Year 1963; Pulitzer Prize for International Reporting 1964: другие ракурсы January 20th, 2014

Я задумал серию постов "Пулитцер: другие ракурсы". Тема оказалась интересной. Начнём с, пожалуй, самого известного пулитцеровского кадра.

ВНИМАНИЕ! Дорогое законодательство! Этот пост не является призывом к каким-либо действиям, а лишь анализирует классическую серию фотоснимков, получившую в 1963 году звание World Press Photo of the Year, а в 1964 году -награждённую Пулитцеровской премией. Никогда и ни при каких обстоятельствах не повторяйте изображённого на иллюстрациях под катом! Это очень больно!

Все знают знаменитую фотографию Малькольма Брауна «Самосожжение буддийского монаха». Меня она всегда поражала. Даже не самосожжение или выдержка Тхить Куанг Дыка, а именно единственно возможный ракурс, с которого смерть, такая жуткая смерть выглядит красиво. Некогда я написал об этом – с аллюзией на нашу действительность – .

Но мало кто задумывается о том, что Малькольм Браун был не единственным фотографом, которого попросили прийти на перекрёсток бульвара Фан Динь Фунг и улицы Ле Ван Дует в Сайгоне. В принципе, все иностранные журналисты, не только американцы, были оповещены. Хотя пришло их немного – что важного могло произойти в рамках продолжавшегося уже длительное время буддистского кризиса во Вьетнаме?

В общем, 11 июня 1963 года Браун сделал не один кадр, а серию. Просто он отобрал самый удачный (что не умаляет его таланта как фотографа), за который и получил свою славу. Плюс были и другие ракурсы – страшные. И была видеозапись, о которой тоже мало кто задумывается. Давайте посмотрим, как выглядела эта жуткая красота с других сторон.

1. Первое фото серии. Буддистский монах поливает Тхить Куанг Дыка бензином. К месту сожжения Тхить Куанг Дык приехал на «Остине», который всё время мелькает на заднем плане, в сопровождении огромной пешей процессии монахов.

2. Другой кадр (из кинохроники). Всё готово. Ассистент уходит в сторону.

3. Классическая фотография Брауна – первые секунды самосожжения. В оригинале – чёрно-белая, раскрашена позже.

4. Менее известный снимок того же Брауна – прошло около минуты, лицо монаха уже не похоже на человеческое, но он ещё жив. Интересно, что премию World Press Photo of the Year 1963 получила именно эта фотография, а не предыдущая.

5. Другой ракурс, другой фотограф. Машины не видно, но зато видно скопление монахов, наблюдающих за духовным подвигом.

6. Здесь тело уже упало, но ещё горит. Тоже Браун.

7. Финальная картина. Тело Тхить Куанг Дыка догорело и опрокинулось назад. Кто-то из монахов склоняется перед ним. Фото не Брауна.

8. Совсем финал. Тело догорело, его заливают водой, чтобы забрать и похоронить.

А теперь посмотрите видео. Это обычный вариант.

Здесь интереснее – замедленный вариант длительностью 5 минут. Обратите внимание на поведение полиции. В какой-то момент монахи начинают рваться к Тхить Куанг Дыку – то ли остановить его, то ли преклониться перед ним. Он ещё не горит. Полицейские не пытаются остановить его от выполнения задуманного, хотя всё прекрасно понятно (в Вики написана чушь, что они, наоборот, хотели его остановить, а монахи помешали).
Когда он загорается, все неожиданно прекращают сражаться. И полиция, и монахи замирают и смотрят на происходящее. Монахи склоняются перед Тхить Куанг Дыком.

Далее – ещё одна интересная штука. В качестве фотографий самосожжения Тхить Куанг Дыка нередко приводятся ещё вот эти фотоснимки («другой ракурс»). Но это не он. Хорошо видно, что здесь монах сидит левым боком к заборчику из колючей проволоки, и заборчик этот весьма и весьма близко, в то время как на площади с фотографий Брауна и на видео никаких заборов нет.

Дело в том, что тибетские монахи сжигали себя не раз, причём в самых разных местах. Это их метод мирного протеста, одновременно демонстрирующий нечеловеческую выдержку и способности к самоконтролю. Эти снимки сделаны на полгода позже – 5 сентября 1963 года, тоже в Сайгоне, на центральной рыночной площади. Если Тхить Куанг Дыку на момент самосожжения было 66 лет, то здесь себя убивает совсем молодой мальчик.

Вот другой ракурс этого, второго самоубийства.

Вот здесь, на видеоролике сперва показывают кадры самосожжения Тхить Куанг Дыка, а в конце – кадры ещё одного, уже третьего самосожжения в Сайгоне в том же году! К сожалению, о личности монаха я ничего не нашёл.

Вот снимок этого, третьего самосожжения – обратите внимание, что поза у монаха отличатся от двух первых случаев.

Самоубийство Тхить Куанг Дыка было первым в ряду. Сайгон ещё не раз видел горящих монахов на своих улицах. Имена их история в большинстве случаев не сохранила. Всего в протест режиму Нго Динь Зьема сожгли себя четыре монаха. Второй всплеск самосожжений пришёлся на 1966 году, уже после свержения режима, в связи с другими политическими протестами – уже против американского режима, к которому монахи, по сути, обращались за помощью в 1963-м.
Вот так.

P.S. Пулитцеровскую премию Малькольм Браун получил не только за эту конкретную фотографию, а за освещение событий, связанных с падением режима Нго Динь Зьема, в номинации Pulitzer Prize for International Reporting .