Правосубъектность международных организаций не включает. Правосубъектность и виды международных межправительственных организаций

Правосубъектность международной организации включает следующие элементы:

а) правоспособность, т.е. способность иметь права и обязанности;

б) дееспособность, т.е. способность организации своими действиями осуществлять права и обязанности;

в) способность участвовать в процессе международного правотворчества;

г) способность нести юридическую ответственность за свои действия.

Критерии правосубъектности международных организаций:

    Признание качества международной личности со стороны субъектов международного права. Этот критерий заключается в том, что государства-члены и соответствующие международные организации признают и обязуются уважать права и обязанности соответствующей межправительственной организации, ее компетенцию, круг полномочий, наделять организацию и ее сотрудников привилегиями и иммунитетами.

    Наличие обособленных прав и обязанностей. Смысл этого критерия правосубъектности ММПО означает их специфическую особенность: ММПО обладают такими правами и обязанностями, которые отличаются от прав и обязанностей государств и могут быть осуществлены только на международном уровне.

    Право на свободное выполнение своих функций – каждая ММПО имеет свой учредительный акт, правила процедуры, финансовые правила и другие документы, которые в своей совокупности составляют внутреннее право организации.

    Право на заключение договоров – при реализации своих полномочий ММПО вправе заключать соглашения публично-правового, частно-правового или смешанного характера. Правом на заключение международного договора обладает каждая международная организация.

    Участие в создании норм международного права. Под правотворческим процессом в рамках международной организации понимается деятельность, которая направлена на создание правовых норм, а также их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену.

    Правом обладать привилегиями и иммунитетами. Основное назначение привилегий и иммунитетов состоит в обеспечении нормальной практической деятельности любой международной организации.

    Право на обеспечения выполнения норм международного права. Наличие такого права у ММПО свидетельствует о независимом характере организаций по отношению к государствам-членам и является одним из важных признаков правосубъектности.

    Международно-правовая ответственность. Выступая на международной арене как самостоятельные образования, ММПО являются субъектами международно-правовой ответственности. ММПО могут нести как политическую, так и материальную ответственность.

3. Организация Объединенных Наций: история создания, правовой статус и главные органы.

Первым шагом к созданию ООН стала союзническая декларация, подписанная в Лондоне 12 июня 1941 года, в которой союзники обязались «работать вместе, с другими свободными народами, как в войне, так и в мире».

14 августа 1941 года президентом Соединенных Штатов Америки Франклином Делано Рузвельтом и премьер-министром Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (Соединенное Королевство) Уинстоном Черчиллем был подписан документ, в котором они предложили свод принципов международного сотрудничества в поддержании мира и безопасности. Документ известен как Атлантическая хартия.

1 января 1942 года представителями 26 союзных государств, воевавших против стран «оси», была подписана Декларация Объединенных Наций, в которой они заявили о поддержке Атлантической хартии. В этом документе было впервые использовано название «Объединенные Нации», предложенное президентом Рузвельтом.

11 февраля 1945 года после встречи в Ялте (Ялтинская конференция) Рузвельт, Черчилль и Сталин заявили о своей решимости учредить «всеобщую международную организацию для поддержания мира и безопасности».

24 октября 1945 года Устав ООН был ратифицирован пятью постоянными членами Совета Безопасности, большинством других подписавших его государств и вступил в силу. Таким образом, Организация Объединенных Наций была создана, 24 октября стало днем ООН.

Задачи, цели и принципы ООН нашли свое закрепление в Уставе организации, подписанном 26 июня 1945 года.

Членами ООН могут быть миролюбивые государства, которые примут на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, и которые, по мнению ООН, могут и желают эти обязательства выполнять. Первоначальными членами ООН было 51 государство.

Устав ООН к числу главных органов относит Генеральную Ассамблею, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный Суд и Секретариат.

Генеральная Ассамблея – сессионный орган ООН – состоит из представителей всех государств-членов. Генеральная Ассамблея имеет право обсуждать любые вопросы, входящие в компетенцию ООН. Она уполномочена рассматривать общие принципы международного сотрудничества в деле поддержания мира и безопасности, включая проблему разоружения. Однако любой вопрос, по которому необходимо предпринять действия, до и после его обсуждения Генеральной Ассамблеей должен быть передан Совету Безопасности, так как он является единственным органом ООН, уполномоченным принимать решения относительно таких действий.

Очередная сессия Генеральной Ассамблеи проводится 1 раз в год. По мере необходимости могут проводится также специальные сессии Генеральной Ассамблеи, созываемые Генеральным секретарем по требованию Совета Безопасности или большинства членов ООН. На сессиях каждый член ООН может быть представлен делегацией, состоящей не более чем из пяти делегатов и пяти заместителей, каждая делегация имеет один голос.

На каждой очередной сессии создается семь главных комитетов, в работе которых могу участвовать представители всех государств-членов ООН.

Генеральная Ассамблея на своих сессиях принимает постановления, решения и рекомендации.

Совет безопасности представляет собойважнейший постоянно действующий орган ООН, состоящий из 15 членов: 5 из них – Россия, США, Великобритания, Франция и Китай – являются постоянными, а 10 – непостоянными, избираемыми Генеральной Ассамблеей на срок 2 года (5 членов ежегодно).

На Совет Безопасности возлагается главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Его решения, принятые в установленном порядке, обязательны для государств-членов ООН, которые обязаны подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их.

Совет Безопасности уполномочен: расследовать любые споры или ситуации, которые могут вызвать международные трения, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности; делать рекомендации относительно процедуры или методов урегулирования таких споров; разрабатывать планы создания системы регулирования вооружений; определять наличие угрозы миру или акта агрессии и делать рекомендации о мерах, которые надлежит принять; делать рекомендации относительно приема новых членов и исключения из ООН; осуществлять в «стратегических районах» функции ООН по опеке; представлять ежегодные и специальные доклады Генеральной Ассамблее.

Решения Совета Безопасности по процедурным вопросам могут быть приняты девятью голосами любых членов Совета.

Для осуществления Советом Безопасности своих функций по поддержанию международного мира и безопасности государства-члены обязуются предоставлять в его распоряжение, в случае необходимости, вооруженные силы, помощь и соответствующие средства обслуживания, включая право прохода.

Роль ООН , и в частности Совета Безопасности, в поддержании мира и обеспечения международной безопасности сводится к осуществлению основных мероприятий:

    Превентивная дипломатия – это действия, направленные на предупреждение возникновения споров между сторонами, недопущение перерастания существующих споров в конфликты и ограничение масштабов конфликтов после их возникновения.

    Миротворчество – это действия, направленные на то, чтобы склонить враждующие стороны к соглашению, главным образом с помощью мирных средств.

    Поддержание мира – это обеспечение присутствия ООН в данном конкретном районе, которое связано с развертыванием военного или полицейского персонала ООН, а нередко и гражданского персонала.

    Миростроительство в конфликтный период – это действия, направленные на предотвращение вспышки насилия между странами и народами после ликвидации конфликта или конфликтной ситуации.

Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) состоит из 54 членов, избираемых Генеральной Ассамблеей: 18 членов ЭКОСОС избираются ежегодно сроком на 3 года.

Совет имеет своей целью содействие развитию международного сотрудничества в экономической и социальнойобластях.Он осуществляет исследования и составляет доклады по международным вопросам. Очередные сессии проводятся два раза в год, решения принимаются простым большинством.

Совет по опеке был создан для оказания помощи Генеральной Ассамблее в осуществлении международной системы опеки. По Уставу ООН Совет по опеке должен включать: а) государства, управляющие территориями под опекой; б) постоянных членов Совета Безопасности, не имеющих территорий под опекой; в) членов Совета по опеке, избираемых Генеральной Ассамблеей на три года.

Основная цель Совета по опеке – достижение всеми подопечными территориями самоуправления и независимости либо в качестве суверенных государств или путем свободного присоединения к соседним независимым государствам.

Совет собирается на свои сессии лишь по мере необходимости.

Международный Суд – главный судебный орган ООН. Международный Суд действует на основе Устава ООН и Статута Международного Суда ООН, являющегося неотъемлемой частью Устава. Государства – нечлены ООН также могут участвовать в Статуте Международного Суда на условиях, определяемых в каждом отдельном случае Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.

В составе Суда не может быть двух граждан одного и того же государства. Члены Суда действуют в личном качестве и не являются представителями государства своего гражданства. Они не могут исполнять никаких политических или административных обязанностей и не вправе посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера. При исполнении судебных обязанностей члены Суда пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Суд вправе рассматривать конкретные споры с участием того или иного государства только с его согласия.

Секретариат – постоянно действующий административный орган ООН, состоящий из Генерального секретаря и необходимого персонала. Генеральный секретарь назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на срок 5 лет и может быть в том же порядке назначен на новый срок. На Секретариат возложена обязанность по обеспечению необходимых условий для работы других органов ООН: составление протоколов, осуществление устных и письменных переводов выступлений и документов, опубликование резолюций и других материалов.

Генеральный секретарь назначает персонал Секретариата и руководит его работой.

Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость

Международная правосубъектность государств

Понятие международной правосубъектности

СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

1. Понятие международнойправосубъектности

В общей теории права признано, что субъектом права является лицо, на которое распространяется действие его норм. Однако международное право, как уже отмечалось, - самостоятельная правовая система. Поэтому понятия и категории, используемые в националь­ном праве различных государств, не всегда идентичны по содержанию понятиям и категориям международного права. Особенности международного права как особой системы права предопределяют специфику международной правосубъектности и в конечном итоге качественные характеристики субъектов международного права.

Необходимо заметить, что содержание термина «международная правосубъектность» в нормах международного права не раскрывается; существуют лишь теоретические конструкции, характеризующие юридическую природу, основания и пределы международной правосубъектности. В самом общем плане международную правосубъектность можно определить как юридическую способность лица быть субъектом международного права. Содержание международной правосубъектности образуют основные права и обязанности такого субъекта, вытекающие из международно-правовых норм.

Международная правосубъектность по своему происхождению подразделяется на фактическую и юридическую. Соответственно существуют две категории субъектов международного права: первичные (суверенные) и производные (несуверенные).

Первичные субъекты международного права (государства и борющиеся нации) в силу присущего им государственного или нацио­нального суверенитета ipsofacto признаются носителями международно-правовых прав и обязанностей. Суверенитет (государственный или национальный) делает их независимыми от других субъектов международного права и предопределяет возможность самостоятельного участия в международных отношениях.

Не существует норм, наделяющих правосубъектностью первичные субъекты международного права; имеются лишь нормы, подтверждающие наличие у них правосубъектности с момента образования. Иными словами, в этом случае правосубъектность не зависит от чьей-либо воли и имеет по своей природе объективный характер.

Юридическим источником правосубъектности для несуверенных субъектов международного права служат их учредительные документы. Такими документами для международных организаций являются их уставы, принимаемые и утверждаемые субъектами международного права (прежде всего первичными) в форме международного договора. Производные субъекты международного права обладают ограниченной правосубъектностью, которая обусловлена признанием этих участников международных отношений со стороны первоначальных субъектов. Таким образом, объем и содержание правосубъектности производных субъектов зависят от воли первичных субъектов международного права.



Однако субъекты международного права не только имеют права и несут обязанности, вытекающие из международно-правовых норм, но и, по моему мнению, обладают двумя другими характеристиками, отличающими их от субъектов внутригосударственного права.

Субъекты международного права также:

1) являются коллективным образованием. Каждый такой субъект имеет элементы организации: государство - власть и аппарат управления; борющаяся нация - политический орган, представляющий ее внутри страны и в международных отношениях; международная организация - постоянно действующие органы и т.д. При осуществлении властных полномочий субъекты международного права относительно независимы и не подчинены друг другу. Каждый из них имеет самостоятельный международно-правовой статус, выступая в международных правоотношениях от своего собственного имени;

2) обладают способностью участвовать в разработке и принятии международных норм. Договорная праводееспособность составляет важнейший элемент международной правосубъектности. Субъекты международного права (в отличие от большинства субъектов права внутригосударственного) - не просто адресаты международно-правовых норм, но и лица, участвующие в их создании. Все субъекты международного права - одновременно и субъекты одной из отраслей международного права - права международных договоров.

Только наличие всех трех вышеуказанных элементов (обладание правами и обязанностями, вытекающими из международно-правовых норм; существование в виде коллективного образования; непосредственное участие в создании международно-правовых норм) дает, по моему мнению, основание считать то или иное образование полноценным субъектом международного права. Отсутствие у субъекта хотя бы одного из перечисленных качеств не позволяет говорить об обладании международной правосубъектностью в точном значении этого слова.

Основные права и обязанности характеризуют общий международно-правовой статус всех субъектов международного права. Права и обязанности, присущие субъектам определенного вида (государствам, международным организациям и т.д.), образуют специальные международно-правовые статусы данной категории субъектов. Совокупность прав и обязанностей конкретного субъекта образует индивидуальный международно-правовой статус этого субъекта.

Таким образом, правовое положение различных субъектов международного права неодинаково, поскольку различен объем распространяющихся на них международных норм и соответственно круг международно-правовых отношений, в которых они участвуют.

Согласно общей теории права, регулируемые правом обществен­ные отношения приобретают характер правовых отношений, становят­ся правоотношениями. Стороны таких правоотношений именуются субъектами права.

Таким образом, субъекты международного права - это стороны международных правоотношений, наделенные нормами международ­ного права субъективными правами и субъективными обязательст­вами.

При этом, в отличие от национального права, в международном праве субъективному праву одного субъекта международного правоотношения всегда противостоит субъективное обязательство другого субъекта этого правоотношения.

Термин-понятие «субъект международного права» долгое время служил достоянием лишь доктрины международного права. Но в последнее время он стал использоваться и в международно-правовых актах, в частности в общих (универсальных) конвенциях. Так, в ст. 3 Венской конвенции о праве международных договоров 1986 г. речь идет о «международных соглашениях, участниками которых являются одно или несколько государств, одна или несколько международных: организаций и один или несколько субъектов международного права, иных, чем государства и международные организации».

На протяжении многовековой истории международного права го­сударства были единственными субъектами международных правоот­ношений. Нормы современного международного права продолжают регулировать главным образом взаимоотношения между государства­ми, а также взаимоотношения государств с международными органи­зациями и другими международными институциями. Государства - основные субъекты международного права и основные реальные участ­ники международных правоотношений, поскольку им необходимо по­стоянно взаимодействовать друг с другом, с международными органи­зациями и иными субъектами международного права.

Помимо государств и международных организаций субъектами международного права являются также другие международные инсти­туции, именуемые международными органами. Это, в частности, меж­дународные суды и международные арбитражи, следственные, прими­рительные и иные комиссии, которые создаются по соглашению между государствами и руководствуются в своей деятельности международ­но-правовыми предписаниями, прежде всего нормами общего между­народного права.

Некоторые такие международные органы, например Междуна­родный Суд ООН, представляют собой органы универсального ха­рактера, поскольку они созданы международным сообществом госу­дарств и доступ в них открыт для любого государства. Чаще же всего это органы локального характера (двустороннего или многосторон­него).

Наконец, особыми, специальными субъектами международного права являются народы. Специальными в том смысле, что в соответст­вии с одним из основных принципов современного международного права - принципом равноправия и самоопределения народов - за всеми народами признается право на самоопределение, т.е. право сво­бодно, без вмешательства извне определять свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное разви­тие. Каждое государство должно уважать это право. Речь, следователь­но, идет о взаимоотношениях (правоотношениях) между народами и государствами. Подробнее о термине-понятии «народ» и об условиях реализации народами права на самоопределение будет сказано в главе об основных принципах современного международного права.

2. Международная правосубъектность государств

Государства являются основными субъектами международного права; международная правосубъектность присуща государствам в силу самого факта их существования. Государства имеют аппарат власти и управления, обладают территорией, населением и, самое главное, суверенитетом.

Суверенитет - это юридическое выражение самостоятельности государства, верховенства и неограниченности его власти внутри страны, а также независимости и равноправия во взаимоотношениях с другими государствами. Суверенитет государства имеет международно-правовой и внутренний аспекты.

Международно-правовой аспект суверенитета означает, что меж­дународное право рассматривает в качестве своего субъекта и участ­ника международных отношений не государственные органы или отдельные должностные лица, а государство в целом. Все международно-правовые значимые действия, совершенные уполномоченными на то должностными лицами государства, считаются совершенными от имени этого государства.

Внутренний аспект суверенитета предполагает территориальное верховенство и политическую независимость государственной власти внутри страны и за рубежом.

Основу международно-правового статуса государства составляют права (право на суверенное равенство, право на самооборону, право на участие в создании международно-правовых норм, право на участие в международных организациях) и международно-правовые обязанности государств (уважение суверенитета других государств, соблюдение принципов международного права). В Декларации о принципах международного права 1970 г. говорится, что каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств и соблюдать принципы международного права (невмешательство во внутренние дела, добросовестное выполнение принятых на себя обязательств, разрешение международных споров мирными средствами и др.).

Из суверенитета вытекает также, что ни одна обязанность не может быть возложена на государство без его на то согласия.

3. Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость

Правосубъектность борющихся наций, как и правосубъектность государств, носит объективный характер, т.е. существует независимо от чьей-либо воли. Современное международное право подтверждает и гарантирует право народов на самоопределение, включая право на свободный выбор и развитие своего социально-политического статуса.

Принцип самоопределения народов является одним из основных принципов международного права, его становление приходится на конец XIX - начало XX вв. Особенно динамичное развитие он приобрел после Октябрьской революции 1917 г. в России.

С принятием Устава ООН право нации на самоопределение окончательно завершило свое юридическое оформление в качестве основ­ного принципа международного права. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. конкретизировала и развила содержание этого принципа. Наиболее полно его содержание было сформулировано в Декларации о принципах международного права 1970 г., где говорится: «Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава ООН».

В современном международном праве имеются нормы, под­тверждающиеправосубъектность борющихся наций. Нации, борю­щиеся за создание независимого государства, находятся под защитой международного права; они объективно могут применять меры принуждения в отношении тех сил, которые препятствуют обретению нацией полной международной правосубъектности, оформлению в государство. Но применение принуждения - не единственное и, в принципе, не главное проявление международной правосубъектности наций. Субъектом международного права может быть признана только та нация, которая имеет свою политическую организацию, самостоятельно осуществляющую квазигосударственные функции.

Иначе говоря, нация должна иметь догосударственную форму организации: народный фронт, зачатки органов власти и управления, население на контролируемой территории и т.д.

Необходимо учитывать, что международной правосубъектностью в собственном значении этого слова могут обладать (и обладают) не все, а лишь ограниченное число наций - нации, не оформленные в государства, но стремящиеся к их созданию в соответствии с международным правом.

Таким образом, практически любая нация потенциально может стать субъектом правоотношений самоопределения. Однако право народов на самоопределение фиксировалось в целях борьбы с колониализмом и его последствиями, и как норма антиколониальной на­правленности она свою задачу выполнила.

В настоящее время особое значение приобретает другой аспект права наций на самоопределение. Сегодня речь идет о развитии нации, уже свободно определившей свой политический статус. В нынешних условиях принцип права наций на самоопределение должен гармонизироваться, согласовываться с другими принципами между­народного права и, в частности, с принципом уважения государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела других государств. Иными словами, нужно говорить уже не о праве всех (!) наций на международную правосубъектность, а о праве нации, получившей свою государственность, развиваться без вмешательства извне.

Борющаяся нация вступает в правоотношения с государством, контролирующем эту территорию, другими государствами и нациями, международными организациями. Участвуя в конкретных международных правоотношениях, она приобретает дополнительные права и защиту.

Различают права, которыми уже обладает нация (они вытекают из национального суверенитета), и права, за обладание которыми она борется (вытекают из государственного суверенитета).

Правосубъектность борющейся нации включает в себя комплекс следующих основных прав: право на самостоятельное волеизъявление; право на международно-правовую защиту и помощь со стороны других субъектов международного права; право на участие в международных организациях и конференциях; право участвовать в создании норм международного права и самостоятельно выполнять принятые на себя международные обязательства.

Таким образом, суверенитет борющейся нации характеризуется тем, что он не зависит от признания ее субъектом международного права со стороны других государств; права борющейся нации охраняются международным правом; нация от своего имени вправе применять принудительные меры против нарушителей ее суверенитета.

4. Международная правосубъектность международных организаций

Отдельную группу субъектов международного права образуют международные организации. Речь идет о международных межправительственных организациях, т.е. организациях, созданных первичными субъектами международного права.

Неправительственные международные организации, такие, как Всемирная федерация профсоюзов, Amnesty International и др., учреждаются, как правило, юридическими и физическими лицами (группами лиц) и являются общественными объединениями «с иностранным элементом». Уставы этих организаций в отличие от уставов межгосударственных организаций не являются международными договорами. Правда, неправительственные организации могут иметь консультативный международно-правовой статус в межправительственных организациях, например, в ООН и ее специализированных учреждениях. Так, Межпарламентский союз имеет статус первой категории в Экономическом и Социальном Совете ООН. Однако неправительственные организации не вправе создавать нормы меж­дународного права и, следовательно, не могут, в отличие от межпра­вительственных организаций, обладать всеми элементами междуна­родной правосубъектности.

Международные межправительственные организации не обладают суверенитетом, не имеют собственного населения, своей территории, иных атрибутов государства. Они создаются суверенными субъектами на договорной основе в соответствии с международным правом и наделяются определенной компетенцией, зафиксированной в учредительных документах (прежде всего в уставе). В отношении учредительных документов международных организаций действует Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.

В уставе организации определяются цели ее образования, предусматривается создание определенной организационной структуры (действующих органов), устанавливается их компетенция. Наличие постоянных органов организации обеспечивает автономность ее воли; международные организации участвуют в международном общении от своего собственного имени, а не от имени государств-членов. Иными словами, организация обладает своей собственной (правда, несуверенной) волей, отличной от воли государств-участников. При этом правосубъектность организации носит функциональный характер, т.е. она ограничена уставными целями и задачами. Кроме того, все международные организации обязаны выполнять основные принципы международного права, а деятельность региональных международных организаций должна быть совместима с целями и принципами ООН.

Основные права международных организаций следующие:

право участвовать в создании международно-правовых норм;

право органов организации пользоваться определенными властными полномочиями, в том числе право на принятие решений, обязательных для исполнения;

право пользоваться привилегиями и иммунитетами, предоставленными как организации, так и ее сотрудникам;

право рассматривать споры между участниками, а в некоторых случаях и с не участвующими в данной организации государствами.

С 20-х годов XX века государства – члены международных организаций – начинают предоставлять организациям права, присущие субъектам международного права Первой международной организации, которая была наделена такими правами, стала Лига Наций. Она имела право на заключение международных соглашений, ее должностные лица обладали привилегиями и иммунитетами (Соглашение между Лигой Наций и Швейцарией 1926 г.).

После Второй мировой войны государства твердо вступили на путь предоставления межгосударственным организациям качества субъекта международного права, и в настоящее время все межгосударственные организации обладают таким качеством.

Возможность межгосударственных организаций быть субъектом международного права была признана в Консультативном заключении Международного Суда ООН от 11 апреля 1949 г. "О возмещении ущерба, понесенного на службе ООН".

Международные организации государств – межгосударственные («межправительственные») организации, производные субъекты международного права, создаваемые государствами и наделяемые ими для содействия решению разнообразных специальных проблем в различных областях международных и внутригосударственных отношений, обладающие меньшим объемом международной правосубъектности, чем государство.

Международные организации создаются и действуют на основе международных договоров – учредительных актов этих организаций.

Международные организации не обладают суверенитетом и территорией и являются своеобразными субъектами международного права, отличающимися от государства.

Это своеобразие выражается в специфичности тех прав, которыми международная организация обладает и которые осуществляет на международной арене (рис. 15). Если суверенное государство может быть субъектом всех правоотношений, которые совместимы с общепризнанными принципами и нормами международного права, то международная организация, создаваемая для выполнения конкретных задач, может вступать лишь в те правоотношения, которые определяются ее функциями и соответствуют учредительному акту организации. Да и сам характер международных прав организации в силу того, что они производны от прав государств, с одной стороны, и строго ограничены функциональными потребностями организаций – с другой, имеет свои специфические особенности.

Рис. 15. Международные межгосударственные организации (формально-юридические и сущностные признаки)

Известно, что международные организации вправе заключать международные договоры. Однако как само право организаций, так и характер заключаемых ими соглашений не лишены своеобразия. В частности, обращает на себя внимание ограниченность этого права, ибо соглашения могут заключаться по сугубо определенному кругу вопросов.

Рядом международно-правовых актов при международных организациях предусмотрены постоянные представительства государств-членов (ООН, ЮНЕСКО и др.).

Определенная специфика существует и в использовании международными организациями такого института международного права, каким являются дипломатические привилегии и иммунитеты.

Своеобразие таких субъектов права, как международные организации, проявляется и в том, что они ограничены в выборе средств принуждения и средств разрешения споров. Известно, что только государства могут быть сторонами по делам, разбираемым Международным Судом ООН. Международные организации вправе лишь запрашивать консультативные заключения Суда.

Международная организация может быть также субъектом международного частного права или субъектом национального права, т.е. юридическим лицом, и в этом качестве она обладает правоспособностью.

В уставах всех межгосударственных организаций есть соответствующие статьи об их юридической правоспособности (например, ст. 104 Устава ООН, ст. 66 Устава ВОЗ, ст. XII Устава ЮНЕСКО). Помимо уставов, права юридического лица организаций закреплены в Конвенции о привилегиях и иммунитетах Организации Объединенных Наций 1946 года, Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 года, а также во всех двусторонних соглашениях организаций со страной пребывания.

Любая международная организация волеизъявлением государств-членов может прекратить свое существование. В таком случае, как и в случае прекращения существования государства, может возникнуть вопрос о правопреемстве.

В настоящее время отсутствует общепризнанная норма общего характера о правопреемстве международных организаций.

В международной практике случаи правопреемства возникали в отношении таких международных организаций, как ООН, Лига Наций, ВМО и др.

Понятие и признаки международной организации

Право международных организаций

Тема 13.

Возникновение международных организаций в XIX веке явилось отражением и следствием объективной тенденции к интернационализации многих сторон жизни общества. Начиная с создания в 1815 году Центральной комиссии навигации по Рейну международные организации наделяются собственной компетенцией и полномочиями. Новым этапом в их развитии явилось учреждение первых международных универсальных организаций – Всемирного телеграфного союза (1865 г.) и Всемирного почтового союза (1874 г.), которые имели постоянную структуру.

Международная организация – учрежденная международным договором организация, призванная на постоянной основе координировать действия государств-членов в соответствии с предоставленными ей полномочиями.

Аналогичные определения встречаются в международно-правовых актах. Организации носят самые разные наименования: организация, фонд, банк, союз (Всемирный почтовый союз), агентство, центр. Известно, что ООН на других языках именуется «Объединенные Нации». Все это не влияет на статус организаций.

Отличительными признаками международной организации являются следующие:

1. Создание путем заключения особого договора, являющегося учредительным актом (устав, статут).

2. Наличие системы постоянно действующих органов.

3. Автономный статус и соответствующие функции.

4. Уважение суверенитета государств-членов.

Всем этим определяется международная правосубъектность организации, воля которой не обязательно совпадает с волей каждого из её членов.

Международные организации являются органом сотрудничества государств, они не носят надгосударственного характера.

Международный суд ООН не раз подчеркивал, что в природе международных организаций нет ничего такого, что позволило бы рассматривать их как нечто подобное сверхгосударству. Организация обладает лишь той компетенцией, которой ее наделили государства.

Вместе с тем сегодня существуют и наднациональные, надгосударственные организации (Европейский Союз). Таким организациям государствами передано осуществление некоторых суверенных полномочий. По определенным вопросам они могут принимать решения, непосредственно обязывающие физические и юридические лица. Более того, такие решения могут приниматься большинством голосов. Эти организации имеют механизм принудительного осуществления своих решений.

Международные организации в качестве общего правила обладают правосубъектностью как по международному праву, так и по внутреннему праву государств-членов. Их международная правосубъектность определяется уставом и международным правом. Констатировав наличие у международной организации правосубъектности, Международный суд определил её как «способность обладать международными правами и нести международные обязанности». Вместе с тем, Суд указал на отличие правосубъектности организации от правосубъектности государства:



«Субъекты права в любой правовой системе не обязательно идентичны по своему характеру и по объему своих прав; при этом их характер зависит от потребностей сообщества».

Национальная правосубъектность организаций определяется их уставом и внутренним правом государств-членов. Обычно они могут заключать контракты, иметь движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им, возбуждать судебное разбирательство.

Нередко в учредительных актах организаций содержатся специальные положения по этому вопросу. В многостороннем соглашении о Международной организации спутниковой связи (ИНТЕЛСАТ) 1971 г. читаем, что:

а) ИНТЕЛСАТ обладает правосубъектностью. Она пользуется в полной мере правоспособностью, необходимой для осуществления своих функций и достижения своих целей, в том числе способностью:

i) заключать соглашения с государствами или международными

организациями;

ii) заключать контракты;

iii) приобретать собственность и распоряжаться ею;

iv) быть стороной в судебном разбирательстве.

b) Каждый участник принимает такие меры в пределах своей юрисдикции, которые необходимы для того, чтобы эти положения вступили в силу в соответствии с его собственным законодательством.

Организации участвуют в пределах своей компетенции в дипломатических сношениях. При ряде организаций существуют постоянные представительства государств, в свою очередь организации направляют свои миссии в государства.

Организации участвуют в деятельности по признанию государств и правительств. Юридически это прерогатива государств, но прием в организацию – прямой путь к признанию, что имеет порой даже большее значение, чем признание со стороны отдельных государств.

Организации обычно создаются при помощи международных договоров, в порядке исключения – при помощи резолюций других организаций. Заключившие такой договор государства именуются первоначальными участниками. Впрочем, их правовой статус не отличается от статуса новых членов.

Отдельную группу субъектов международного права образуют международные организации. Речь идет о международных межправительственных организациях, т.е. организациях, созданных первичными субъектами международного права.

Неправительственные международные организации, такие, как Всемирная федерация профсоюзов, Amnesty International и др., учреждаются, как правило, юридическими и физическими лицами (группами лиц) и являются общественными объединениями «с иностранным элементом». Уставы этих организаций в отличие от уставов межгосударственных организаций не являются международными договорами. Правда, неправительственные организации могут иметь консультативный международно-правовой статус в межправительственных организациях, например, в ООН и ее специализированных учреждениях. Так, Межпарламентский союз имеет статус первой категории в Экономическом и Социальном Совете ООН. Однако неправительственные организации не вправе создавать нормы международного права и, следовательно, не могут, в отличие от межправительственных организаций, обладать всеми элементами международной правосубъектности.

Международные межправительственные организации не обладают суверенитетом, не имеют собственного населения, своей территории, иных атрибутов государства. Они создаются суверенными субъектами на договорной основе в соответствии с международным правом и наделяются определенной компетенцией, зафиксированной в учредительных документах (прежде всего в уставе). В отношении учредительных документов международных организаций действует Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.

В уставе организации определяются цели ее образования, предусматривается создание определенной организационной структуры (действующих органов), устанавливается их компетенция. Наличие постоянных органов организации обеспечивает автономность ее воли; международные организации участвуют в международном общении от своего собственного имени, а не от имени государств-членов. Иными словами, организация обладает своей собственной (правда, несуверенной) волей, отличной от воли государств-участников. При этом правосубъектность организации носит функциональный характер, т.е. она ограничена уставными целями и задачами. Кроме того, все международные организации обязаны выполнять основные принципы международного права, а деятельность региональных международных организаций должна быть совместима с целями и принципами ООН.

Основные права международных организаций следующие:

    право участвовать в создании международно-правовых норм;

    право органов организации пользоваться определенными властными полномочиями, в том числе право на принятие решений, обязательных для исполнения;

    право пользоваться привилегиями и иммунитетами, предоставленными как организации, так и ее сотрудникам;

    право рассматривать споры между участниками, а в некоторых случаях и с не участвующими в данной организации государствами.

http://be5.biz/pravo/m007/167.htm

Международное право (Бирюков П.Н.)

Понятие и источники права международных организаций и конференций

Сегодня сфера взаимодействия государств на международной арене постоянно расширяется; все новые отношения становятся предметом международно-правового регулирования. Одной из организационно-правовых форм межгосударственного сотрудничества являются международные организации.

Международные организации как правовой феномен возникли сравнительно недавно, в конце XIX - начале XX вв., когда потребности международного общения обусловили необходимость создания постоянно действующих межгосударственных структур. Так, в 1874 г. был создан Всемирный почтовый союз, в 1919 г. - Международная организация труда и т.д. Первой международной организацией с ярко выраженной политической направленностью была Лига Наций, учрежденная в 1919 г. в соответствии с положениями Версальской системы и формально просуществовавшая до 1946 г.

После Второй мировой войны были учреждены сотни международных организаций, обеспечивающих организационную основу межгосударственного взаимодействия в различных сферах международных отношений. В их числе ООН, ЮНЕСКО, ЛАГ, НАТО, ОВД и др. И поскольку, как уже говорилось, юридически создание любой международной организации оформляется заключением международного договора, в международном праве сформировался достаточно большой массив норм, регулирующих порядок образования и деятельности международных организаций. Качество и объем международно-правовой регламентации позволяют сделать вывод о существовании в самостоятельной отрасли международного права - права международных организаций.

Право международных организаций состоит из двух групп международных норм, образующих: во-первых, «внутреннее право» организации (нормы, регулирующие структуру организации, компетенцию ее органов и порядок работы, статус персонала, другие правоотношения); и, во-вторых, «внешнее право» организации (нормы договоров организации с государствами и другими международными организациями).

Нормы права международных организаций - преимущественно договорные нормы, а само право организаций - одна из наиболее кодифицированных отраслей международного права. Источниками этой отрасли являются учредительные документы международных организаций, Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г, соглашения о привилегиях и иммунитетах международных организаций и др

Поскольку специфика международной правосубъектности организаций уже рассматривалась (см. гл. 5), отметим, что международные организации, являясь производными субъектами международного права, обладают самостоятельной волей, отличной от простой совокупности воль участвующих в организации государств. Некоторые организации (ООН, ЛАГ, МАГАТЭ и др.) правомочны принимать обязательные для всех ее членов решения и обладают правом применения мер принудительного характера, в том числе и в отношении государств, нарушающих положения их уставов. Однако воля международных организаций, в отличие от воли государств, несуверенна.

Таким образом, право международных организаций образует совокупность норм, регулирующих правовое положение, деятельность организации, взаимодействие с другими субъектами международного права, участие в международных отношениях.

http://be5.biz/pravo/m001/13.htm

Международное право (Вирко Н.А.)