Муж католик, жена православная. Когда муж католик, а жена православная

Любовь и Брюно Биссоны познакомились 6 лет назад, и спустя 3 года поженились. Люба - политолог, окончила МГИМО, работает в Институте Европы РАН, Брюно - преподаватель французского языка в МГИМО, РГГУ и других московских вузах. Их старшему сыну Варфоломею 2,5 года, совсем скоро у пары родится еще один ребенок. Казалось бы, что тут удивительного? Счастливая молодая семья, каких немало. А удивительно то, что супруги принадлежат не только к разным национальностям, но и к разным конфессиям: Брюно католик, Люба православная. Мы поговорили с парой о том, как живется в межконфессиональном браке.

Расскажите, как вы познакомились?

Любовь: Мы познакомились благодаря работе. В то время я работала во французской благотворительной организации, а Брюно организовывал в России спектакль «Маленький принц» в пользу нашего фонда. Меня поразило то, как много у нас общего. Оказалось, что Брюно преподает французский в МГИМО, который я окончила, но мы не успели пересечься: когда я закончила, он только поступил на работу. Когда он нашел меня в социальных сетях, то в первом своем сообщении написал: «Прошу вас о молитве». Меня это очень удивило: как он тогда понял, что я тоже верующая? Между нами завязалась дружеская переписка, в которой обнаружилось множество точек соприкосновения: то, как мы смотрим на духовную жизнь человека, семью, какие-то социальные вопросы, то, какие книги читаем, какое кино любим. Это было странно: иностранец, старше меня на 15 лет, католик - и вдруг столько общего.

Вы оба воцерковлены с детства?

Любовь: Брюно воспитан в католической вере с самого детства, я стала верить в Бога еще в школе, но пришла в Православную Церковь уже в институте, в более сознательном возрасте. Трудно ли вам далось решение создать семью с человеком другой веры? Любовь: Для меня это было непростым решением - и из-за личных сомнений (было сложно представить, как возможен такой брак, как все сложится), и в силу объективных обстоятельств (сложностей с получением разрешения на венчание).

Пойти в ЗАГС людям разных конфессий никто не запрещает, а вот заключение церковного брака, важное для людей верующих, требует разрешения от епископов с той и другой стороны. Это было очень волнительно, потому что некоторые бумаги приходили позже, чем было нужно, и мы до конца не знали, получится ли все. Формальные препятствия тоже заставляли нас задуматься: вдруг это неспроста? правильно ли мы поступаем? Но внутренне я понимала, что ближе человека для меня нет. В итоге мы венчались в Православной Церкви, хотя у нас был выбор, и мы могли венчаться и в Католической Церкви. Я очень благодарна Брюно за то, что он пошел мне навстречу, потому что для него это решение тоже было непростым.



Брюно: Да, для меня это был трудный шаг. Но для меня с самого начала нашего с Любой общения было ясно, что именно с ней я могу жить, что мы сможем поддержать друга друга в духовной жизни. Для меня это было очевидно. Я понимал, что католические священники и часть моей семьи не поймут мой выбор, но сделать его - это уже был вопрос моей воли и моей свободы как христианина. То есть, я принимал решение не ради своей семьи, а ради себя, ради той семьи, которую я создаю.

Конечно, помимо этого мы проходили все административные аспекты этого шага. Это непросто, но я считаю, что это надо было сделать правильно - иначе было бы совестно. Другими словами, с моей стороны это был осознанный шаг. Конечно, проще и легче, наверное, было бы жениться на католичке, но для меня самым главным было не то, католичка моя жена или нет, а конкретный человек, рядом с которым я могу духовно расти. Это было самое главное.

Как отнеслись к вашему выбору в вашей церковной общине, в храме, куда вы ходите?

Брюно: Негативной реакции не было, просто разные священники, которые мне помогали и с которыми я общаюсь, естественно, считают, что лучше заключать брак с человеком одной конфессии. Но для священника это логичная позиция. Они хотят, чтобы я правильно шел дальше как христианин, чтобы в браке мы с женой взаимно спасались. Конечно, с их точки зрения, предпочтителен католический путь спасения, но какого-то резкого неприятия я не встретил. Хотя наверняка немало католиков покачали бы головой: «Жениться на православной - это неправильно!».

Наверное, самый острый вопрос в межконфессиональном браке - это вопрос воспитания детей. Как вы его решили в своей семье?

Любовь: Это очень важный вопрос. Конечно, каждая из Церквей хотела бы и берет с нас обещание, чтобы ребенок воспитывался в ее лоне. И когда мы получали разрешение католического епископа, к Брюно была озвучена просьба воспитывать детей в католической вере. Но в этом вопросе муж пошел мне навстречу, и сына мы крестили в Православной Церкви, за что я, конечно, ему очень благодарна. Брюно: Мы приняли в расчет очень важный момент: то, в каком обществе ребенок растет. Расти христианами детям в современном мире очень сложно. Им нужно жить в такой среде, которая могла бы помогать им духовно, поддерживать их в их христианских убеждениях. И мы пришли к такому решению: поскольку мы сейчас живем в России, то здесь это сделать легче, принадлежа к православной традиции. Если бы мы жили во Франции, стране, где преобладает католичество, то мы бы крестили их в Католической Церкви. Любовь: Дело в том, что Брюно не просто католик, а католик-традиционалист. Он ходит на мессу на латыни. Это отдельная история: после Второго Ватиканского Собора 1961-1965 годов месса на латыни формально не была упразднена, но в результате серьезной литургической реформы был сокращен чин литургии, и введена месса на национальных языках. Часть католиков это не приняли и предпочитают служить по-старому, на латыни. Брюно как раз принадлежит к таким традиционалистам. В Москве только с недавнего времени появилась возможность ходить каждое воскресенье на мессу на латинском языке, до этого Брюно много лет приходилось ездить хотя бы раз в месяц в Минск, чтобы иметь возможность участвовать в богослужении. И поэтому мы рассуждали так: в Москве, в отличие от, скажем, Парижа, иметь полноценную общинную церковную жизнь, традиции сложно, поэтому лучше крестить и воспитывать детей в православии, но так, чтобы католическая традиция тоже не была для них чуждой.

Второго ребенка вы тоже собираетесь крестить в Православной Церкви?

Любовь: Да. Я знаю, что на Западе распространена такая практика: в случае смешанных браков детей по очереди крестят в разных Церквях, например, одного в Католической Церкви, а другого - в Православной. Для меня это немного странно. Получается, что один ребенок ближе к одному родителю, другой - к другому. У нас недавно был разговор на эту тему, он возник само собой, спонтанно. Мы решили поговорить о крестных родителях, и как-то само собой получилось, что выбор пал на наших православных друзей. Мы решили, что не стоит делать разделение для детей: один православный, другой католик. Крестить дочь мы будем в церкви Рождества Богородицы в Крылатском, где служит отец Георгий Бреев. Но при этом Брюно все же задал вопрос: «А может ли один из крестных быть католиком?». То есть, эта мысль у него сейчас возникла. Такая практика существует, но в этом случае тоже нужно спрашивать особое разрешение, поскольку далеко не каждый священник согласится на это. Это один из сложных вопросов. Например, Брюно недавно попросили быть крестным у православного ребенка, и священник в том приходе не разрешил, потому что крестные родители отвечают за то, чтобы ребенок воспитывался в православной вере.

Как в вашей семье организована повседневная церковная жизнь: посещение богослужений, домашняя молитва, посты и праздники?

Любовь: На воскресное богослужение мы ходим по отдельности: Брюно - к себе, мы с Варфоломеем - к себе. Когда мы бываем во Франции, то мы ходим всей семьей на мессу, просто присутствуем на ней, чтобы поддержать Брюно (кстати, традиционная месса на латыни очень близка по чинопоследованию к православной литургии). Иногда, например, когда у нас какой-то праздник на неделе, он ходит с нами, просто чисто физически помогает и присутствует на богослужении. И когда мы на выходные уезжаем в мой родной город, по воскресеньям Брюно ходит в православную церковь. Тем не менее, он при этом прочитывает мессу дома - до или после литургии. Такое у него есть обязательство. Что касается домашней молитвы, то мы молимся вместе.

Мой духовник это благословил. Существуют общие для православных и католиков молитвы, и это не только «Отче Наш» и «Богородице Дево, радуйся». Например, Te Deum (в православном богослужении «Тебе Бога хвалим») - молитва Амвросия Медиоланского. Этот общий для Православной и Католической Церквей святой составил замечательную молитву-благодарение, и мы каждый вечер ее читаем как благодарение о нашем браке, о сыне. И мы делаем это в присутствии ребенка, на двух языках - французском и русском. Перед едой мы иногда молимся на русском, иногда Брюно читает другую молитву, которую читают во Франции перед едой, но там нет никаких сомнительных моментов, я с ней полностью могу согласиться. По-моему, для домашней молитвы никаких препятствий нет.

Что касается праздников, то замечательно, когда православная и католическая Пасха совпадают, но так бывает редко. Например, сейчас у Брюно уже начался Великий пост, а у нас начнется только через месяц. Когда у них будет Пасха, у нас будет пост. Когда даты совпадали, мы вместе постились, причем Брюно, наверное, впервые постился строже, чем обычно (в Католической Церкви посты не такие строгие, как у нас). В этом году будет сложновато, но я стараюсь ему помогать, например, готовить что-то постное. Среда у католиков непостный день, пятница - постный. Но все равно по средам Брюно со мной соблюдает пост, для него это не проблема. Перед причастием у католиков нет трехдневного поста, поэтому Брюно не постится.

Мне бы хотелось, чтобы он почаще читал со мной правило ко причастию. Но просто в силу каких-то объективных моментов это не всегда получается, и я, понятно, его не заставляю. Он исповедуется, но у них подготовка к исповеди проще. Что касается Рождества, то, конечно, 25 декабря у меня тоже уже рождественское настроение, и мы с сыном ходим на богослужение с Брюно, устраиваем праздник дома. Соответственно, Рождество мы празднуем два раза, сначала 25 декабря, потом 7 января. Моя личная позиция в этом вопросе: было бы правильно объединить даты и праздновать Рождество 25 декабря, как это делает часть Поместных Православных Церквей в мире. И Пасху тоже можно было бы праздновать в один день. Но я понимаю, что по этому поводу позиции разные: многие считают, что если мы уступим в датах, то это означает, что мы уступаем и в богословских вопросах.

Брюно: Для меня, наверное, самое тяжелое - когда мы не вместе на воскресных богослужениях. Несмотря на то, что нас объединяет христианская вера и общие жизненные принципы и стремления, ходить в разные церкви - это тяжело. В домашней молитве бывают какие-то непривычные для нас обоих моменты, но я бы не сказал, что это большая помеха - просто надо привыкать, понимать, уважать. А вот разлучаться и расходиться по разным храмам - это действительно трудно.

А у вас бывает, что у одного из супругов период какой-то церковного года более строгий, предполагающий воздержание, а у другого в этот момент больше каких-то светских мероприятий, праздников и т.д.?

Любовь: Бывает, и тогда мы друг ко другу прислушиваемся. У Брюно бывают, например, дни особого поста, когда вообще не вкушается пища, - тогда мы никуда не идем. И точно так же у меня. Я ему говорю: «Знаешь, у нас сейчас такой период, что лучше воздержаться от увеселений». И он идет навстречу. Мы не пытаемся перетянуть друг друга каждый в свою сторону, а стараемся, чтобы каждому было удобно соблюдать свои правила, свои традиции.

Как вы объясняете ребенку, что мама и папа ходят в разные церкви, по отдельности?

Любовь: Я, как мама православная, не буду говорить шепотом ребенку: «А ты знаешь, наш папа не совсем правильно верит… Вот мы с тобой - правильно!». Конечно же, я так не буду поступать. Как объяснить? Когда дети маленькие, они такие вопросы не задают. Позже, конечно, будут, и надо быть к этому готовым. Я думаю, надо все рассказывать, как есть. Да, ребенок задумается, но тут уже ты его отдаешь в руки Божии, потому что он самостоятельная личность. Иногда, конечно, я думаю: а вдруг наш сын вырастет, начнет изучать богословие и церковную историю, и его потянет в Католическую Церковь? Все может быть. Должна ли я буду этому препятствовать, говорить: «Ты крещен в Православной Церкви, оставайся в ней»? Конечно, я это скажу, но в любом случае выбор за ним, это его свободная воля. И я к этому готова. Я не скажу ему: «Все, я с тобой не буду разговаривать, ты мне не сын». Нет, конечно. Я понимаю, что это совершенно свободная личность, и на эту свободу нельзя посягать.

Как вам кажется, по опыту вашей церковной и семейной жизни, между православной и католической традицией все же больше общего или больше различий?

Любовь: Больше общего. Мы все, конечно, стремимся быть с Богом, стремимся следовать Его заповедям, жить в Таинствах, чаем вечной жизни за гробом. В этом я не вижу никаких различий. И нас объединяет, наверное, именно это - желание жить с Богом сейчас и в будущей жизни.

Брюно: Я бы уточнил ваш вопрос, учитывая то разделение католиков после Второго Ватиканского собора на традиционалистов и прогрессистов, о котором упоминала Люба. В последние годы оно ощущается сильнее. Я скорее отношу себя к традиционалистам, и мне кажется, что между той истиной, теми принципами, которых придерживается православный мир, и традициями католической церкви гораздо больше общего, чем многие думают.

Я все более и более убеждаюсь в этом, беседуя с нашими православными друзьями. Они не только интересуются этими вопросами, но и искренне переживают из-за нашего разделения. Мы знаем, что церковный раскол имел исторические причины, и в результате этих исторических причин появились какие-то богословские трения, которые каждая сторона, и православная, и католическая, может аргументированно объяснить в свою пользу. Но я думаю, что, несмотря на различия, которые нельзя отрицать, между нашими Церквями все-таки больше общего. Особенно в том секулярном мире, в котором мы сейчас живем.

Любовь: Существуют исторические предпосылки возникших противоречий, которые мы, как миряне, к сожалению, не в силах преодолеть. И, конечно, это дело встреч глав Православных Церквей с Папой, работы различных комиссий и так далее. Мы на своем уровне это преодолеть не можем и поэтому не спорим об этом. Точнее, мы объясняем друг другу свою позицию, причем не всегда соглашаемся и часто остаемся при своем мнении, но при этом мы уважаем точку зрения другого.

Я могу понять логику рассуждений Брюно - он родился и вырос в католической традиции, он так воспитан. Как и я в православии. Наверное, в любом браке есть какие-то вещи, которые человек надеется изменить, а какие-то остается только принять.

Есть ли какие-то моменты в жизни вашей семьи, с которыми вы смирились, приняли, что они останутся на всю жизнь?

Любовь: Да, но все равно у каждого из нас теплится надежда, что, может быть, при нашей жизни что-то изменится в сторону сближения. Честно признаться, мне бы, конечно, хотелось, чтобы мы причащались из одной Чаши. Но при этом, ловя себя на этих мыслях, я стараюсь себя опускать на землю и отдаю себе отчет, что такого может не произойти. Все в руках Бога. Я специально ничего не делаю, не пытаюсь как-то схитрить, перетянуть мужа в свою Церковь. И думаю, что если спросить Брюно, то он тоже скажет, что ему бы хотелось, чтобы я стала католичкой, но при этом он видит мою укорененность в православной традиции. В этом смысле мы иллюзий не питаем.

Вы заранее, еще до брака обсуждали все эти сложные и спорные моменты будущей семейной жизни?

Любовь: Мы понимали, что будет непросто. Не было никаких иллюзий, что можно будет закрыть глаза на различия, и ходить причащаться здесь, причащаться там - лишь бы быть вместе. Мы четко осознавали, что все равно каждый остается при своем. Есть богословские моменты, которые меня смущают. Я об этом искренне говорила с Брюно. Например, у католиков существует молитва, которая касается непорочного зачатия Богородицы, - католического догмата, который в Православной Церкви не был принят.

И, скажем, если Брюно дома читает такие молитвы в особый праздник, посвященный этому дню, я ему честно говорю: «Ты знаешь, меня эти слова смущают, я не могу их повторить». Я не могу это принять, причем искренне, а не потому, что мне так сказали в моей Церкви, и я с этим слепо согласилась. Я пытаюсь понять, но не могу. Брюно из-за этого, конечно, немного расстраивается, но я ему честно об этом говорю, излагая свою логику. Тем не менее, для меня гораздо важнее, чтобы Брюно жил нормальной, естественной для него духовной жизнью. Той, к которой он привык. Я не хочу его как-то ломать или вообще уводить из его традиции. То есть, в нашей семье приоритет отдается духовной жизни каждого.

Для меня духовная жизнь моего мужа - это тайна. Для него тайной является моя духовная жизнь. Точно так же, как если бы мы были в одной Церкви, ведь супруги, будучи единой семьей, исповедуются по отдельности, и общение с Богом у каждого индивидуальное. Это некоторая тайна общения человека с Богом, и это побуждает очень трепетно и уважительно относиться к духовной жизни другого: пытаешься это охранять, создать все условия, чтобы эта духовная жизнь шла. Наверное, потому, что я вижу ее плоды. Я вижу его искреннее раскаяние, его переживания, его мысли о Боге, о жизни, о смерти.

Есть такая точка зрения, что в католической традиции сейчас делается акцент скорее на социальном служении, на благотворительной деятельности, а аскетическая духовная жизнь несколько уходит на второй план, тогда как в православной традиции аскеза очень важна и занимает большой удельный вес в духовной жизни. Что вы думаете по этому поводу?

Любовь: Да, такое есть, так исторически сложилось, но я считаю, что в целом одно другому не мешает. И, например, в Православной Церкви внимательно присматриваются к итальянскому опыту социального служения, заботы о бедных и нуждающихся. При этом мы очень мало знаем про традиции духовной аскезы в Католической Церкви, которые там есть. Есть очень строгие католические монастыри, ордена - мы просто об этом почти ничего не знаем. И я не вижу в этом повод для серьезного церковного разделения. В чем для вас состоит самая главная ценность семьи?

Брюно: Я думаю, что это единство в любви. Я вижу вокруг себя столько раздоров - и в том числе в моей собственной семье во Франции, что считаю главным именно это - единство в любви. А любовь, в моем понимании, проявляется во внимании, заботе, уважении. В том, чтобы быть рядом, вместе, а не жить каждому своей жизнью, параллельно и независимо.

P.S. Пока готовился этот материал, Любовь и Брюно стали родителями очаровательной девочки, которую назвали Сесиль.

Мой муж католик, а я православная. Вопрос о венчании и крещении нашей дочери приводит к постоянным конфликтам. Можно ли прийти к компромиссу: обвенчаться, например, в костеле, а ребенка крестить в православии? Можно ли нарушить обет, даваемый при венчании, о крещении детей? Знаю, что многие семьи так поступают или крестят одного ребенка католиком, а другого православным.

Виктория

музыкант

Новосибирск

Уважаемая Виктория, согласитесь, если крестить одного ребенка католиком, а другого - православным, это будет похоже на внутрисемейную шизофрению. Не может быть одна половина мозга православной, а другая - католической. Можно было предвидеть, вступая в брак с инославным, что эта проблема возникнет. И вот теперь она реально обозначилась. Понятно, что православный священнослужитель не может Вам дать иного совета, как пожелать воспитать детей православными христианами. Предполагаю, что и католический священник супругу Вашему посоветует вопреки всему воспитать детей католиками. Как Вы сможете при этом договориться с мужем, сохранив целостность семейного корабля, можете решить только Вы, никто за Вас эту ситуацию не решит. Впрочем, самое главное - чтобы из-за конфликта родителей дети не выросли атеистами или людьми, воспитанными вообще вне всякой религиозной традиции, будь то без уважения к оной или в осознании относительной ценности и православия, и католицизма. Последнее было бы хуже всего.

"Здравствуйте, Виктор! Православный христианин может жениться на католичке только в том случае, если венчание будет совершено в православном храме, и дети их будут воспитываться в Православии. Венчаться в католическом храме православному нельзя. Желаю Вашему другу создать крепкую и счастливую семью!" Здравствуйте, отче! Таким образом Вы ответили некоему Виктору. Откуда у Вас такая категоричность? В ситуациях, когда Православный храм не доступен? Лучше не венчаться вовсе? Понимание Таинств у католиков и православных близки. Или лучше разрушить семью, но пытаться насильно загнать в православие супругу или сохранить семью и своим примером привести всю семью в храм православный? Игорь.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Игорь!

Православный христианин не должен принимать участия в таинствах, совершаемых Католической Церковью. В наше время трудно представить ситуацию, когда православный храм недоступен, но, если это действительно так, достаточно зарегистрировать брак по законам государства, на территории которого проживают жених и невеста, а при первой возможности обвенчаться в православном храме. Напомню Вам, что официально зарегистрированный брак признается Православной Церковью законным браком. Супруга-католика никто насильно в Православие загнать не стремится: венчание с инославными (то есть христианами, не относящимися к Православной Церкви) не предполагает изменения их вероисповедания.

Я очень верующая, просто к религии отношусь больше как традиции. А как стать католиком, пойти в католическую церковь и сказать? А если не стану, то смогу посещать католическую церковь по надобности, будучи православной?
Католики тоже христиане. Проблемы в этом нет. Вас католическая церковь может даже обвенчать. Я католичка у меня муж правовславный, ребенка крестили в православной церкви.
Римско-Католическая Церковь учит, что существует один вечный Бог в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос) и Бог Святой Дух. Католическая догматика приведена в Никейском символе веры и подробно описаны в Катехизисе Католической Церкви. Католическая вера провозглашает, что Церковь «… это продолжающееся присутствие Иисуса на земле». Церковь учит, что спасение существует только в католической церкви, но признает, что Святой Дух может использовать христианские общины, чтобы привести людей к спасению.
Таинства

Христос установил семь таинств и доверил их Церкви. Это Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Исповедь, Елеосвящение, Священство и Брак. По учению римско-католической церкви, таинства, это священнодействия, в которых католики видят признаки присутствия Бога, и пути ниспослания Божьей благодати всем участникам кто принимает веру. За исключением крещения, таинства могут совершаться только католическим духовенством. Крещение - это единственное таинство, которое может быть произведено любым христианином, а в случае необходимости даже некрещёным человеком, имеющим требуемое намерение.
Жизнь после смерти

Вера в жизнь после смерти является частью католической веры; «четыре последние вещи»: смерть, суд, рай и ад. Церковь учит, что сразу после смерти душа каждого человека попадает на специальный Божий суд, основанный на поступках его земной жизни. Также в католической вере есть учение судного дня, когда Христос будет судить сразу всех людей. Это решение, в соответствии с учением Церкви, положит конец человеческой истории и ознаменует начало новой и улучшенной Божьей справедливостью. Основы, по которым будет оцениваться душа каждого человека, подробно изложены в Евангелии от Матфея[
Православные
Догматика

Вероучение базируется на Священном Писании и Священном Предании, которое включает, в частности, постановления Вселенских Соборов. Основной догматический документ - Никео-Цареградский Символ веры, утверждающий:

Спасение через исповедание веры «во единаго Бога» (1-й член Символа).
Единосущие Лиц Святой Троицы: Бога Отца, Бога Сына, Духа Святого.
Исповедание Иисуса - Христом, Господом и Сыном Божиим (2й член Символа).
Боговоплощение (3й член Символа).
Веру в телесное воскресение, вознесение и предстоящее второе пришествие Иисуса Христа, всеобщее воскресение и «жизнь будущаго века» (5, 6, 7, 11, 12й члены Символа).

Строка поиска: католик

Найдено записей : 123

Здравствуйте. Моему ребёнку 1,3 года, крещён в католической церкви, как папа, я сама православная. Скажите, пожалуйста, можно ли надеть ребёнку православный крестик и ходить в православную церковь, возможно ли причащать ребёночка? Спасибо.

ольга

Нет, Ольга. Участвовать в таинствах, причащаться может только член Православной Церкви. Но Вы можете подойти к батюшке в храме и попросить дополнить крещение своего сына, чтобы он стал православным христианином. Очень настоятельно советую это сделать, если Вы действительно православная христианка. Тогда Вы сможете причащать ребенка, молиться за него не только дома, но и в церкви, а это очень важно. И воспитываться дети православных должны в православной вере. Это - одно из условий возможности брака между православными и католиками.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! У нас случилась такая ситуация, мы женаты и не венчались, т.к. у нас разные веры, я православная, супруг католик. Муж настаивает на том, чтобы венчаться костеле... Посоветуйте, как сделать правильно!

Татьяна

Для Вас венчаться в костеле, скажу прямо, - отступить от своей веры. Ничего хорошего в этом не будет. Обратите внимание, муж зовет Вас в костел, а не сам готов в наш храм. Значит, для него его убеждения важны, а через Ваши можно переступить? Я думаю, что лучше жить просто расписанными в ЗАГСе и беречь друг друга, любить, уважать убеждения.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте, батюшка. У меня к Вам такой вопрос. Я православная, живу в Беларуси, у нас есть и православные, и католические церкви. Сейчас в нашем городе католики ходят по домам и собирают пожертвования на строительство нового костела. Можно ли православным давать пожертвования на строительство католической церкви, или этого делать не следует? Большое спасибо за ответ.

Ольга

Несомненно, нужно помочь в беде любому человеку, не важно – православному, католику, мусульманину или неверующему. Но пожертвование на строительство костела – это совсем другое, не думаю, что православным следует участвовать в этом.

диакон Илья Кокин

Здравствуйте! Посоветуйте, как быть. Мне 23 года, совсем недавно вышла замуж. Мы с мужем любим друг друга, мечтаем о детях. Но для меня, помимо семейного благополучия, очень важно написать диссертацию (уже учусь в аспирантуре). Стать кандидатом наук - это мечта еще со школьной скамьи. Сейчас передо мной дилемма: одновременно писать работу, родить и воспитывать ребенка, или же отложить рождение ребенка. Муж очень хочет детей (старше на 4 года). Но я боюсь, что совместить все это не получится, что что-то не успею или не смогу сделать. Как быть? Однажды Ваш совет очень помог мне. Большое спасибо!

Олеся

Олеся, начну с того, что я сам кандидат наук, жена у меня кандидат, и дочь пишет кандидатку. Так что проблема мне очень хорошо знакома. Написать сейчас научную работу, сдать кандидатские экзамены, обсудиться, опубликовать 3 статьи в изданиях ВАК, подготовить защиту и защититься, а потом собрать документы и отправить в ВАК – будучи беременной или матерью малолетнего ребенка НЕРЕАЛЬНО. Нервное напряжение к концу работы нарастает, как снежный ком. Я знаю случай, когда человек скончался перед защитой от сердечного приступа. Если Вы не защититесь сразу, то вернуться к этому сможете только тогда, когда ребенок будет заканчивать школу (так было у нас с женой). Надо быть реалистом. Нам еще пришлось пережить тяжелейшие 90-е, когда надо было просто выживать на зарплату. Вы должны сами решить и расставить приоритеты. Своей дочери, которая вышла замуж, я посоветовал сначала «родить» диссер. Женщине полезно твердо стоять на ногах, не уповая только на доходы мужа, состояться в профессии – это очень поможет в воспитании детей. Они будут чувствовать, что их мама не только добрая, милая женщина, но и человек с опытом жизни, с которым они будут больше и больше общаться с возрастом. Так у нас в семье – мы все историки религии (я – по религиозным радикалам, жена – по иудействующим, дочь – по польским католикам) – это нас тоже объединяет. Лучше 3-4 года отдать науке, а потом спокойно рожать. Вы довольно молоды. Это обычный путь образованной горожанки. Если муж Вас любит, то должен понять, помочь и поддержать. Молитесь. Но, конечно, ситуации бывают в семье разные…

протоиерей Максим Хижий

Христос Воскрес! Посмтрела документальный фильм про рай и ад. И возник такой вопрос. Ведь в Священном Писании сказано, что никто не может перейти из ада в рай и из рая в ад. Но, как знаю, сорокоуст по усопшему может душу вывезти из ада и положить в рай. В этом же фильме сказано, что у католиков есть еще чистилище, что душа чистится там огнем, если душа не очень чиста и не очень грешна, и еще не определено ее место, и после очищения она попадает в рай. В этом случае можно подразумевать сорокоуст, что о нем кто-то молится, и после этого он попадает в рай. Но у православных же нет чистилища. Как тогда душа из ада попадает в рай? Объясните, пожалуйста.

Мария

Мария, прежде всего, не могу не сказать, что глубоко убежден в одной истине: от всех этих «духовных» фильмов, как говорится, – никакой пользы, кроме вреда! И Вы еще и еще раз эту истину доказываете: видите, эти фильмы только больше вопросов и смуты в душе оставляют! Учение западных христиан о чистилище – сугубо рациональное, логическое предположение, никак не подтвержденное Святыми отцами. Дело в том, что католики рассуждали следующим образом: если Суд Божий непреложен, то, значит, и не может быть изменен, соответственно, если уж попала душа в ад, то попала туда навеки. Но в то же время доподлинно известно, что молитва о усопших очень действенна и полезна. Как же это согласовать? Тут и является у них концепция чистилища, как такого места, где души еще могут получить помилование. Ошибка здесь заключается в том, что на самом деле после смерти человека о душе произносится именно предварительный суд, а не окончательный. Окончательная участь ее будет определена уже на Страшном Суде. А предварительный суд может быть преклонен на милость, именно поэтому и совершаются молитвы о усопших. И по этим молитвам Господь через Своих Ангелов и Архангелов изводит души из темных мест в более светлые и святые.

игумен Никон (Головко)

Я разведена. Православная. Была обвенчана в католической церкви с бывшим мужем, так как он католик. 2 месяца назад похоронила единственного сына. С Божьей помощью хочу обвенчаться в православной церкви с человеком и строить новую семью, зачать ребенка. Через какой период после смерти сына я могу это сделать - через год?

Наталия

Здравствуйте, Наталия. Примите мои соболезнования. В православии нет понятия траура. У Бога нет мертвых, у Него все живы. Время сугубой молитвы об усопших - 40 дней со дня смерти.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, батюшка. Есть ли в православии понятие "зачтется"? К примеру, кто-то кому-то помог или пожертвовал чем-то для кого-то, и ему говорят: "Тебе это зачтется на том Свете!" Что-то это напоминает католическое учение о так называемых заслугах человека перед Богом. Я слышала, что добрые дела и жертвы человека полезны ему для устроения души и для приближения ее к Богу. Ответьте, пожалуйста. Спаси Вас Бог!

Елена

Если это «зачтется», действительно, не воспринимать так, как католики - примитивно, то можно сказать, что да, такое понятие есть. Только оно намного шире католического и понимать его надо правильно. У католиков есть заслуги обычные и сверхдолжные, а в восточном христианстве – духовные подвиги. Там – юридизм: человек, не меняясь внутренне, рассчитывает на выплату поощрений. Здесь – духовные труды для огранки души, личности, борьбы с грехами. И надежда на награду у православных совсем иная: мы хотим обожиться, по возможности, уподобиться святости, и стать сынами Божиими, Его друзьями, а не отнюдь не «акционерами».

игумен Никон (Головко)

Слава Иисусу Христу! Отче, у меня такой вопрос. Я католик (поляк), живу в России, в Санкт-Петербурге. По работе я на продолжительное время - год или даже больше - должен переехать в филиал моего предприятия в маленький город в Сибири (Нягань). Костела там нет, и я не знаю, как мне быть с участием в Литургии - я уже много лет стараюсь никогда не пропускать воскресную Святую Мессу, но возможности ездить в другой город каждую неделю у меня, конечно, не будет. Нам, католикам, наша Церковь разрешает причащаться у православных, если невозможно обратиться к католическому священнику. Однако я так и не нашел ответа на вопрос, причащает ли ваша Церковь нас или нет? Разными людьми ответы даются самые разные... В какой же степени я смогу участвовать в Литургии - только присутствовать на богослужении, а Таинства мне будут недоступны?

Феликс

Феликс, боюсь Вас огорчить, но с точки зрения догматики Вам нельзя будет участвовать в Таинствах. Дело в том, что участие в них подразумевает православное исповедание веры, не случайно, в частности, в начале Литургии верных поется Символ веры, и к этому моменту все, кто исповедует иначе, уже призываются диаконом покинуть храм.

игумен Никон (Головко)

На православном кресте есть нижняя перекладина, которая означает "мерило праведное", взвешивающее грехи и добродетели всех людей. Считается, что она наклонена в левую сторону, символизируя то, что покаявшийся разбойник, распятый по правую сторону от Христа, первым попал в рай, а разбойник, распятый по левую сторону, своим хулением Христа ещё более усугубил свою посмертную участь и попал в ад. Или версия вторая: север -юг. Вопрос: почему такая перекладина отсутствует на католическом кресте?

михаил

Дорогой Михаил, данная символика есть не более, чем традиция, она не имеет сакрального значения, это лишь напоминание нам о том, что не всякий образ жизни приводит ко спасению. И, конечно, к сторонам света форма креста не имеет никакого отношения. У католиков свои традиции и другие символы.

протоиерей Андрей Ефанов

Батюшка, благословите! Скажите, пожалуйста, какое главное различие между католицизмом и православием? Почему православные часто сторонятся католиков? Спаси Вас Господи за ответ!

Софья

Здравствуйте, Софья. Главное различие в том, что католицизм - это совсем другая религия. Нет ни одного пункта в католическом вероучении, который бы совпадал по существу с православным. То же самое касается духовной практики, понимания греха и спасения. Чтобы разобраться, надо потратить время. Если Вас этот вопрос интересует всерьез, советую послушать лекции А.И.Осипова, он как раз о главных различиях и говорит: http://alexey-osipov.ru/.

иерей Александр Белослюдов

Добрый день! Мы с женой живем в браке гражданском (ЗАГС) два года. Хотим обвенчаться, но мы разной веры - я православный христианин, она католичка. Она хочет венчаться со мной в католическом костеле, а я боюсь, что это с моей стороны будет предательством православной веры. Мы любим друг друга, я знаю точно, что перехода в католичество венчание в костеле не требует, но все равно меня от этого шага что-то сдерживает. Жена обещает, что детей будем крестить в православной вере. Скажите, разрешено ли венчание православному с католичкой в католической церкви? Заранее благодарю Вас!

Евгений

Здравствуйте, Евгений. Вы скажите жене, что венчание в Православном соборе неизмеримо красивее, торжественнее и благодатнее, чем в костеле. И от нее никто тоже, отречения не потребует. Тем более, что на принадлежность детей к Православию она согласна, а это единственное условие. Пусть уж будет последовательной до конца. Католикам, насколько мне известно, не возбраняется посещать православные храмы и даже, при определенных условиях, участвовать в Таинствах. А вот Православное каноническое право не так демократично, и Вы, после участия в католическом обряде, будете считаться отпавшим от Церкви. Надо провести семейный совет. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Спасибо за ответ, а почему не может быть православный крестником католика? Есть какие-то постановление Церкви, каноны или что-то ещё? А если ребёнок будет православным (хотя мне кажется, что это маловероятно)? Спасибо.

Андрей

По очень простой причине, Андрей: католичество – это ересь. Разве можно входить в духовное общение с еретиками? Нет, конечно. Есть и церковные постановления, запрещающие христианам общаться с иноверцами и участвовать в их обрядах.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! У меня есть друг католик, у него жена православная. Он хочет, чтобы я стал их крёстным, но ребёнок будет, как я понимаю, католиком, как говорит мне друг, так как такая традиция у них. Ещё он говорит, что кроме меня другой подходящей кандидатуры нет. Возможно ли такое, чтобы православный был крестником католика? Спасибо!

Андрей

Нет, Андрей, скажите Вашему другу-католику, что при всем уважении к нему, быть крестным его ребенка Вы не можете, это для православного невозможно.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Мой муж - католик, я - православная. Оба крещённые соответственно. Можем ли мы венчаться в православной церкви? Не нужно ли будет моему мужу для этого принять православие? Заранее благодарю за ответ.

Юлия

Юлия! Если Ваш будущий супруг готов к принятию православной веры, то это только приветствуется. Если же нет, то венчание возможно, но только в православной церкви и с условием, что ваши дети будут крещены в православии и будут воспитываться в православной вере.

иерей Владимир Шлыков

Мог бы православный священник отслужить молитву за упокой усопшего католика? Спасибо.

Антанас

Нет, Антанас, заупокойные богослужения совершаются только лишь за верных, то есть членов Православной Церкви.

игумен Никон (Головко)

Доброго времени суток! Я воспитывалась в семье, где существует две веры - православная (бабушка) и пятидесятники (мама). Я крещеная в православной церкви. Недавно мы с мужем повенчались в православной церкви. И сейчас (возможно, метод воспитания дает о себе знать) у меня идет религиозный бунт внутри. У меня куча вопросов, на которые мне не могут дать ответа в церкви. Например, почему нужно креститься тремя пальцами? Ведь в Библии об этом ни слова не сказано. Во время венчания, оказывается, я крестилась как католик - мне об этом раньше вообще никто не говорил, и теперь получается, что нас венчали не по правилам? Почему мы поклоняемся иконам? Не считается ли это язычеством? На все мои вопросы батюшка только отвечает, что, мол, все так всегда делали, и ты, дочь моя, делай. Я молюсь каждый день и прошу Господа дать мне малейшую подсказочку. Возможно, я не зря наткнулась на ваш сайт, может, вы меня вразумите? Заранее благодарю. Да хранит Господь.

Кристина

Здравствуйте, Кристина. Вопросы Ваши совершенно законны и стесняться их задавать нечего. Не Церковь возникла из Евангелия, а Евангелие из Церкви. Церковь не только создала Евангелие через Апостолов, но и истолковало его через святых отцов, и подтвердила духовным опытом множества поколений в течение двух тысяч лет. В Писании много чего нет. Если Вы имеете студенческий опыт, то должны знать, что в конспект пишут не то, что и так знаешь и понимаешь, а то, что наиболее поражает ум, то, что надо зафиксировать и осмыслить. А Писание - это конспект Откровения. Иконам мы не поклоняемся. Мы иконы почитаем. Это, по сути, то же самое, как и почитание фотографий своих близких и любимых. А поклоняемся мы только Господу Богу. Если Вы подразумеваете под поклонением земные поклоны перед иконами, то это аскетическая практика, а не воздаяние божеских почестей. Икона в церковной практике, прежде всего, имеет утилитарное значение, это очень важный, и исключительный инструмент, необходимый для правильной молитвы. Вообще, все, что есть в Церкви, имеет практическое значение, а цель практики - смирение. Только смирение делает человека способным воспринять благодать Божию. Нет смирения, нет благодати. Гордец не знает Бога, он только выдумывает свой собственный или коллективный образ Бога по образу и подобию своему. Сейчас нет дефицита в информации об основах православного вероучения. Если Ваш приходской батюшка не обладает харизмой педагога, не беда. Наверняка у него есть другие дары и способности. А Вы воспользуйтесь материалами, в обилии имеющимися на нашем сайте, и займитесь самообразованием. Большинство мучающих Вас вопросов будут решены просмотром