Культ афродиты. Культ Афродиты: духовная битва продолжается

Афродита рождается из пены морской. Афродита, одна из самых почитаемых богинь Олимпа, родилась из белоснежной пены морских волн около острова Кипр [поэтому называют ее Киприда, «Рожденная на Кипре»] , а оттуда подплыла к священному острову Кифера [от названия этого острова пошло еще одно ее прозвище — Киферея] . На прекрасной раковине добралась она до берега. Окружили богиню юные оры, богини времен года, нарядили ее в златотканую одежду, увенчали венком из цветов. Где только ни ступала Афродита — там все расцветало, а воздух наполнялся благоуханием.

Прекрасна Афродита! Дивным светом любви горят ее очи, глубокие, как море, из которого она вышла; кожа ее бела и нежна, как морская пена, родившая ее. Высокая, стройная, золотоволосая, сияет Афродита своей красотой среди богов Олимпа. Богиня любви и красоты, царит Афродита над всем миром, и даже боги подвластны ей. Только Афина, Гестия и Артемида не подчинены ее могуществу.

Афродита будит любовь в сердцах богов и простых смертных, в сердцах животных и птиц. Когда идет она по земле, за ней попарно следуют все животные, и в этом их шествии олень безопасно идет рядом с кровожадным волком, а свирепые львы припадают к ногам богини, как играющие щенята. Дает она красоту и юность девушкам, благословляет счастливые браки. В благодарность за свой брак девушки перед свадьбой приносили в жертву Афродите вытканные ими самими пояса.

Но не только девушки молятся Афродите. Овдовевшие женщины тоже почитают ее и просят о том, чтобы она позволила им вступить в новый брак. Милостива богиня, и часто снисходит она к просьбам смертных. Ведь, хотя самим бракосочетанием занимается Гименей, связывающий пары своими прочными узами, именно Афродита возбуждает в людях ту любовь, которая заканчивается их бракосочетанием.

Прозвища Афродиты.

На золотой колеснице, запряженной воробушками, мчится она на землю с Олимпа, и все люди с нетерпением ждут ее помощи в своих любовных делах.

Афродита покровительствовала всякой любви. Если то была любовь грубая, необузданная, то она находилась в ведении Афродиты Пандемос («Всенародной»); если же это было возвышенное чувство, то ему покровительствовала Афродита Урания («Небесная»).

Прекрасно чувство, внушаемое людям Афродитой, и потому многие ее прозвища были ласковыми, отражали ее красоту. Ее называли «золотой», «фиалковенчанной», «сладкоумильной», «прекрасноокой», «пестротронной».

Пигмалион. Тем, кто верно служит ей, дарит Афродита счастье. Вот что произошло с Пигмалионом, царем острова Кипр. Был он еще и скульптором и любил только искусство, женщин избегал, жил очень уединенно. Многие кипрские девушки испытывали к нему нежную и преданную любовь, да только сам он не обращал внимания ни на одну из них. Тогда взмолились девушки к Афродите: «О золотая Киприда! Накажи этого гордеца! Пусть сам он испытает те муки, которые приходится терпеть из-за него нам!»

Однажды изваял Пигмалион из блестящей слоновой кости изображение девушки необычайной красоты. Казалось, что она дышит, что вот-вот сойдет с места и заговорит. Часами смотрел мастер на свое творение и влюбился в созданную им самим статую. Он дарил ей драгоценные украшения, одевал в роскошные одежды... Часто шептал художник: «О, если бы ты была живая — как был бы я счастлив!»

Афродита оживляет статую. Наступили дни праздника Афродиты. Принес Пигмалион богатые жертвы богине и взмолился, чтобы послала она ему в жены женщину столь же прекрасную, как его статуя. Ярко вспыхнуло жертвенное пламя: приняла прекраснокудрая богиня жертву Пигмалиона. Вернулся Пигмалион домой, подошел к статуе и вдруг заметил, что порозовела слоновая кость, будто бы заструилась по жилам статуи алая кровь; коснулся ее рукой — теплым стало тело: бьется сердце статуи, жизнью светятся глаза. Ожила статуя! Назвали ее Галатея, счастливым сделала их брак Афродита, а они всю жизнь славили величие богини, подарившей им счастье.

Мирра, Адонис и Артемида. Афродита дарила счастье любящим и любимым, однако сама она знала и несчастную любовь. Некогда почитать Афродиту отказалась Мирра, дочь одного из царей. Разгневанная богиня жестоко наказала ее — внушила преступную любовь к ее родному отцу. Он был обманут и поддался соблазну, а когда узнал, что с нем была не посторонняя девушка, а родная дочь, проклял ее. Боги сжалились над Миррой и превратили в дерево, которое дает благовонную смолу. Вот из треснувшего ствола этого дерева и появился на свет прекрасный младенец Адонис.

Афродита положила его в ларец и отдала на воспитание Персефоне. Прошло время. Ребенок вырос, но богиня преисподней, очарованная его красой, не захотела вернуть его Афродите. Пришлось богиням обратиться за решением спора к самому Зевсу. Отец богов и людей, выслушав спорщиц, постановил: треть года Адонис находится с Персефоной, треть — с Афродитой, треть — с кем пожелает он сам. Так Адонис стал спутником и возлюбленным Афродиты.

Однако счастье их длилось недолго. Адонис чем-то прогневил Артемиду, и во время охоты его смертельно ранил огромный кабан. Из крови Адониса выросли роза, а из тех слез, что пролила оплакивающая его Афродита — анемоны.

Поклонение Афродите.

Люди приносили жертвы Афродите Понтии («Морской»), надеясь, что она защитит их во время морских путешествий, и Афродите Лимении («Портовой»), покровительнице гаваней и стоящих в них кораблей.

Афродите были посвящены многие животные и растения. Как богине любви и плодородия, ей принадлежали петухи, голуби, воробьи и зайцы, то есть те существа, которые, по мнению греков, были самыми плодовитыми; как морской богине ей служили дельфины. Из растений Афродите были посвящены многие цветы, в том числе фиалки, розы, анемоны, маки — цветы дарят любимым и по сей день; а из плодов — яблоко, плод, который в древних брачных обрядах невеста подавала жениху.

Обнаженная Афродита.

Так как Афродита была богиней красоты, ее (единственную из всех великих олимпийских богинь!) довольно часто изображали обнаженной. Как думали греки, в отличие от Артемиды, которая сгубила случайно увидевшего ее наготу Актеона, или от Афины, которая за то же самое поразила слепотой сына одной из своих нимф, Тиресия, - Афродита относилась благосклонно к изображению ее в таком виде. Да это и понятно — ведь невозможно было осознать всю красоту богини, когда она была одета в просторные и бесформенные греческие одежды.

Первым осмелился изобразить нагую Афродиту греческий скульптор Пракситель, человек, безмерно влюбленный в красоту женского тела. Говорят, что Афродиту он ваял из мрамора больше десяти раз, и среди этих его статуй была Афродита Книдская — статуя, ради которой в древности в Книд, где она находилась, приезжали тысячи людей — только бы ее посмотреть.

На следующий день с утра поехал посмотреть святилище Афродиты (Sanctuary of Aphrodite), находящееся возле деревни Куклия. Стоянка рядом со святилищем расположена в деревне (34.709067, 32.574426). Погода была жаркой около 28-30 градусов, каково тут летом? Стоимость посещения святилища и музея при нем 4.5 евро.



В древние времена здесь находился город Пафос или Старый Пафос (Палео Пафос). В древнегреческом мире Палео Пафос был одним из самых важных центров паломничества, поскольку здесь находился знаменитый Храм Афродиты, богини любви и плодородия. Культ Афродиты возник на острове за двенадцать веков до нашей эры. Тогда же на этом месте и был построен первый храм в её честь. Собственно поклонение богине началось задолго до этого момента. В раскопках находят культовые женские фигурки, относящиеся к 3800 году до н. э. Но тогда это была другая богиня. Сначала тогдашние «киприоты» поклонялись Богине-Матери, потом Астарте, культ которой завезли из Месопотамии. Астарта являлась богиней плодородия и покровительницей женщин.
Древнее святилище представляло собой огороженную площадку размером примерно 20 на 50 метров, на которой располагались культовые сооружения. Мощнейшее землетрясение, произошедшее в 77 году, полностью разрушило храм и другие постройки. Однако римляне, владевшие тогда островом, на руинах разрушенного храма построили новый, ещё более помпезный. Новые римские строения, занимали большую площадь (79 x 67 м). Храм имел большой открытый двор, в центре которого находился главный объект поклонения − чёрный конический камень высотой 1,2 метра. Внешний облик храма Афродиты в Палео Пафосе сохранился лишь на древних монетах.
Весной в Храме Афродиты проводились так называемые Афродисии – иначе говоря, сексуальные оргии, не участие в которых каралось смертью.
Женщины должны были отдаваться чужестранцам за деньги хотя бы один раз в жизни. Они приезжали в Храм и занимали места в определенном помещении святилища. Любой чужестранец бросал деньги на пол возле выбранной женщины, которая смиренно шла за ним в другую залу и прямо под открытым небом предавалась сексуальным утехам с неизвестным. После этого она могла уйти домой. В этом смысле красавицам «везло» больше: они быстро совершали этот странный обряд. А вот менее симпатичным девушкам и дурнушкам приходилось туго: они могли месяцами ожидать «кавалера», пока к ним кто-нибудь присмотрится.
Сей обряд лишь маленькая и самая безобидная толика в массе необузданных сексуальных оргий, которые описывались историками и литераторами в честь богини Афродиты. Например, девушка перед тем, как выйти замуж, проходила обряд лишения невинности именно в Храме. Причем совершить «священный ритуал» девственница должна была отнюдь не со своим избранником, а с незнакомцем, первым попавшимся, кто захочет ею овладеть. Так, девушка жертвовала своей девственностью во имя Великой Богини, которая тут же брала ее под свою защиту.
Примечательно, что при Храме существовала особая каста женщин – жрицы Любви, сексуальная связь с которыми считалась особым почетом, ибо они олицетворяли Богиню и ее плоть здесь, на Земле. Их называли «девами» или «святыми», а их ремесло – «священной проституцией». Стать жрицей Любви было очень престижно. Богатые родители отдавали целые состояния за то, чтобы их дочери обучались искусству обольщения и сексуальной раскрепощенности у Великолепных Гетер. Между прочим, они славились на весь мир и ценились на вес золота, ведь их отличало не только умение доставить неземное сексуальное наслаждение, но и поймать психологическое состояние партнера, заставить его уйти от проблем или подойти к ним совершенно с другой стороны. Это список можно было бы продолжать, но факт остается фактом – Гетеры были очень умными и образованными женщинами.
В 313 году римский император Феодосий провозгласил своим указом равенство всех религий и одновременно «упразднил» язычество. Храм Афродиты с тех пор стал невостребованным и постепенно разрушился от землетрясений, да потом и люди разбирали его для постройки своих домов. В наше время от храма остался только фундамент, да разбросанные по территории камни и фрагменты архитектуры.
1. Мозаика на полу храма Афродиты.


2.


3. Рядом расположена церковь Panagia Katholiki, построенная в XII веке.


4.


5.


6.


Рядом с храмом в средневековой усадьбе Лузиньян (13 в.) расположен музей Пафоса.
7. Вход в усадьбу.


8. Рядом под навесами расположены останки храма, которые были найдены при раскопках.


9. Во дворе усадьбы проводилось занятие для местных школьников - наглядные занятия по истории.


10.


11. Главная достопримечательность святилища Афродиты святой черно-зеленый камень, которому раньше поклонялись. Рядом с ним подушечки. Позже зашли школьники и расселись на них, а учитель рассказывала им историю.


12. Votive Temple (1 в.) - объект, куда складывали свои подношения богам посетители храма. Отверстие закрывалось деревянной дверцей.


13.


14. Ванна.


15. Изделия изготовленные около 2000-2500 г. до н.э.


В музее находится саркофаг из песчаника (5-6 в. до н.э.), на котором изображены сцены из «Одиссеи» и «Илиады». Он обнаружен в 2007 г. возле деревни Куклия. Место захоронения было разграблено в древние века.
16. Осада города, в которой принимал участие Геркулес.


17. Лев, сражающийся под деревом с вепрем.


18. Одиссей с друзьями убегает из пещеры циклопа Полифема, скрываясь под отарой овец.


19. Аякс несет тело Геркулеса с поля боя.


20. Еще ванны. В древности чистоте придавали значение.


21. Мозаика леда и лебедь, обнаруженная при раскопках на территории святилища.


22. В подвале довольно большой зал.


23. Рядом расположены старое кладбище деревни.


24. Новое кладбище.


25. Цветет гранат.


26. Лимоны зреют.


27. Мушмулла.


29. На выходе буйство кактусов.


30. Заброшенный дом с мушмуллой у входа.


Затем поехал на водохранилище Аспрокреммос рядом с деревней Куклия. На стоянку (34.727756, 32.552311) проехал прямо по дамбе водохранилища, что делать нельзя. Но там никого не было, хотя знак запрещающий стоял.
Это водохранилище второе по емкости на Кипре. Раньше с пресной водой на Кипре была беда - ее катастрофически не хватало. Однако во второй половине XX проблема пресной воды была отчасти решена строительством дамб и водохранилищ, в которых собирается талая и дождевая вода. Любопытно, что Кипр занимает первое место по количеству дамб на один квадратный километр в Европе (по состоянию на 2011 год), а суммарная ёмкость всех водохранилищ на острове составляет 327,5 миллионов кубометров воды.
31. Дамба.


32. Вода красивая, но купание и ловля рыбы в нем запрещена.


33. Уровень воды ниже максимума - видна полоса на дамбе.


Пока осматривал водохранилище никого там и не увидел.
На обед поехал в отель, а там с балкона номера наблюдал свадебную церемонию - одна из особенностей Кипра.
34.

Кормилица приводит Мирру к Киниру

Кинир прибывает на Кипр в сопровождении войска. Он вел свою родословную от одной из правящих сирийских династий, о чем автор пишет так: «От Герсы и Гермеса родился Кефал, которого похитила влюбившаяся в него Эос. Сойдясь с ним в Сирии, она родила Тифона, сыном которого был Фаэтон. Сыном Фаэтона был Астиной, а его сыном Сандок, который отправился в Киликию из Сирии и основал там город Келендерис. Женившись на Фарнаке, дочери Мегассара, царя Гирии, он породил Кинира» который, став могучим правителем «... с большим числом людей переселился на остров Кипр... женился там на Мефарме, дочери кипрского царя Пигмалиона…».
Пользуясь тем, что Мефарма была верховной жрицей Афродиты, Кинир довольно быстро занял лидирующее положение в социально-религиозной иерархии, получив статус кипрского царя-жреца Афродиты, учредив потомственное в своем роду жречество в Пафосском храме, наследуемое по мужской линии, о чем упоминает в своей «Истории» Тацит: «…жреческие должности начали занимать лишь потомки Кинира.». При храме процветало искусство гаруспиков, которое, по словам Тацита, «… занес на Кипр киликиец Тамир».
С именем Кинира древняя историческая традиция и современная археология связывают строительство храма Афродиты в Палеопафосе (Древнем Пафосе), о чем упоминает Корнелий Тацит в «Истории»: «…храм поставил Кинир — на том самом месте, куда прибой вынес рожденную морем богиню».
Пафосский царский дом сохранял имя Кинирадов вплоть до конца IV века до н.э. Детей у Кинира и Мефармы, согласно дошедшим до нас источникам, было десять; Мирра, Эвна (ставшая супругой первого царя Саламина - Тевкра), Бресия, Лаогора, Орседика, Оксипор, Мигдалион, Лаодика, и трагически погибший возлюбленный Афродиты - Адонис.

Храм в Пафосе

Изначально на месте будущего храма существовала культовая роща, где поклонялись Великой Кипрской богини доахейского происхождения.
По приказу Кинира место, где располагалось святилище Афродиты, имевшее размеры 20х50 метров было обнесено стеной сложенной из больших гладко отесанных каменных блоков и существенно отличалось от традиционного греческого храма. Это было открытое огражденное пространство, где находился жертвенник, не дошедший до наших дней, но который неоднократно пытались реконструировать, опираясь на сохранившиеся находки подобного типа. Вероятнее всего, что алтарь Афродиты, тесно связанный с местом культа был неподвижным (переносные жертвенники встречались в храмах крайне редко), имел четырехугольную форму и стоял на небольшом возвышении в несколько ступеней. Поскольку на алтаре приносились сожжения, то устроен он был под открытым небом, для того, что бы дым мог беспрепятственно подниматься к небу. Впрочем, в культе Афродиты часто упоминаются «безогненные» или «бездымные» жертвы, то есть жертвы не кровавые, которые не предавались сожжению. По словам Тацита «В храме принимают любых жертвенных животных, каких кто принесет, но для заклания выбирают самцов; прорицания считаются самыми верными, если они составлены по внутренностям молодых козлят. Обливать жертвенники кровью запрещается, лишь молитвы и чистое пламя возносятся с алтарей, и, хотя они находятся под открытым небом, не было еще случая, чтобы дождь залил огонь».



Святилище Афродиты в Палео Пафосе. Реконструкция Дж.Фишера фон Эрлаха, 1721 год

Сакральным центром святилища был находившийся под небольшим красивым навесом, темный серо-зеленый конический камень. Павсаний (II век н.э.) упоминает, что видел камни - не обработанные и обработанные в виде куба, пирамиды или конуса - как культовые символы во многих храмах, где они служили предметом величайшего поклонения. О некоторых из таких камней рассказывали, что они являются аэролитами - то есть были посланы божеством с неба.
Знаменитый камень Афродиты, служивший центральным символом культа богини, имеет форму трехгранной пирамиды, высотой 1.22 метра. Тацит пишет об этом камне так: «Идол богини не имеет человеческого облика, а напоминает мету на ристалищах — круглый внизу и постепенно сужающийся кверху. Почему он такой — неизвестно».

Сегодня этот камень называют «карадаш», что означает «черный камень», однако, это название появилось, вероятно, позднее эпохи расцвета культа.
Все пространство Храма, называемое теменос, огораживали высокие стены из гладкого камня. Повсюду были изображения людей, мифических существ и животных, которые предавались плотским утехам: женщины-кентавры совокуплялись с жеребцами, козы с сатирами, наяды с оленями - все живое было объято одной необузданной страстью.
Весной в Храме Афродиты проводились так называемые Афродисии - иначе говоря, сексуальные оргии, не участие в которых каралось смертью.
Женщины должны были отдаваться чужестранцам за деньги хотя бы один раз в жизни. Они приезжали в Храм и занимали места в определенном помещении святилища. Любой чужестранец бросал деньги на пол возле выбранной женщины, которая смиренно шла за ним в другую залу и прямо под открытым небом предавалась сексуальным утехам с неизвестным. После этого она могла уйти домой.
Местные жрицы Афродиты каждую весну купаются в море и выходят из него обновленными. Как и сама богиня, которая возвращала себе девственность всякий раз, стоило ей лишь искупаться в море, омывающем кипрские берега.

Во времена римского владычества Пафос был столицей Кипра. По преданию он был основан ещё в 12 веке до н.э. Но это был совсем другой город, и располагался он не здесь, а в километрах пятнадцати отсюда, в районе современной деревни Куклия. Новый Пафос был построен лишь спустя восемь веков. Правитель тогдашнего города-государства Агапенор перенёс его поближе к морю, на место сегодняшнего "верхнего" города.

С момента переноса Пафоса в эти места, а это было уже во время правления Птолемеев, вплоть до римских времен (с 3-го века до н.э. до 1-го века нашей) здесь хоронили местную знать.
Где-то в IV столетии нашей эры Храм пришел в упадок. Это было связано частично с землетрясениями, а частично с распространением христианства.



Одна из гробниц в Пафосе.
Именно в Пафосе произошло событие, повлиявшее на становление христианства, как мировой религии. В 45 году, во время своего первого миссионерского путешествия, апостол Павел, который тогда еще был Савлом, обратил в христианство римского наместника Кипра Сергия Павла. Обращение проконсула-язычника в христианство стало поворотным моментом в истории христианства.
Помимо Пафоского, на Кипре существовало еще два храма Афродиты - в Амафунте и Идалионе, а так же храм Астарты в Китионе.
В каждом из этих святилищ были обнаружены жертвенные дары богине, принесенные женщинами. Обычно это были небольшие статуэтки женщин, которые являлись как бы образом самого молящегося - Адоранты. К ним относятся и подвесные плиты, о которых уже говорилось выше.



Фигурки адорантов с тамбуринами из святилища в Китионе (Ларнака). Конец 6 века до н.э.

Их цилиндрическое тулово исполнялось на гончарном круге. В руках у них тамбурин — это однозначно финикийское влияние, эти фигурки посвящают божеству свою мелодию. Также есть адоранты с цветком лотоса, с козлятами и с другими дарами.


Кипр. Начало V в. до н.э.

Люди приносили в храмы тысячи и тысячи таких скульптур. Когда они вырабатывали свой срок, их закапывали в специальные ямы. Так их и нашли археологи.

В Идалионе было святилище-роща, которое раскапывал немецкий археолог Макс Онефальш-Рихтер. Святилище можно было условно поделить на три части: храм, где на жертвенниках сжигались подношения богине, жреческие апартаменты и двор, в котором выставлялись многочисленные вотивные фигурки. Согласно античному мифу, именно вблизи Идалиона от клыков дикого вепря погиб Адонис, возлюбленный Афродиты.

Вот такую картину застал археолог, когда в 1885 году вел раскопки в святилище Афродиты в Идалионе. Огромные фигуры богинь и смертных дев, посвященные Афродите; одни стоят - как стояли больше двух тысяч лет, другие разбились - от одной статуи откололась голова, от другой - ноги в сандалиях, от третьей - рука в массивном браслете, несущая богу бычка. Все они созданы в разные эпохи и даже разными народами. Вероятно, так же, как Идалион, когда-то выглядели Олимпия, святилище Аполлона в Дельфах, Афинский Акрополь, но от них дошли в основном только фрагменты, Кипр же более полно сохранил облик своих святынь.
Хотя никаких письменных упоминаний о месте, где происходили мистерии Афродиты, не сохранилось, многие исследователи склоняются к мысли, что, как и в культах других богов, обряды происходили обычно в священных рощах, где воздвигались специальные жертвенники. В одной из таких рощ Пигмалион просил Афродиту оживить Галатею. По преданиям, божество, как правило, само давало определенные знаки, и указывало, где именно надо воздвигнуть храм. Именно этой причиной объясняют то, что многие святилища находились в пустынных, далеких от жилья местах. Таким образом, исходя из дальнейшей всемирной известности кипрского храма Афродиты и его особой роли в культурной традиции античности, уместно предположить, что само место для постройки храма было выбрано отнюдь не случайно. Согласно единодушному мнению современных археологов и историков, в среде догреческого населения Кипра уже задолго до описываемого периода существовал древнейший, по сути своей оргиастический культ, обтекаемо определяемый современной наукой как культ «богини плодородия». На основе археологических находок считается, что «богине плодородия» начали поклоняться в районе древнего Пафоса до 3 тыс. до н.э.

Имена, прозвища и атрибуты, указывающие на разнообразные представления о богах в Причерноморье своим происхождением, иногда, обязаны местным причинам. Вследствие разнообразия этих прозвищ и атрибутов неоднократно высказывались сомнения, действительно ли они принадлежат одной и той же божественной личности, или разным, только носящим одно и то же имя.

«Я не знаю, -- говорит Сократ у КсенофонтаО происхождении богов. Сост.Шталь И.В., М.: «Советская Россия»,1990, с 45.

Одна ли Афродита, или две -- Небесная и Всенародная: ведь и Зевс, которого признают за одного и того же бога, имеет много прозвищ».

Боспор Фракийский имел огромное значение для развития античного мореплавания. Здесь начиналось или завершалось тяжёлое и часто опасное плавание в Понт. Столь широкая известность породила немало мифов о проливе. На его берегах было воздвигнуто несколько святилищ. Богатые жертвоприношения и посвящения богам должны были обеспечить безопасное плавание и счастливое возвращение. На спуске к морю стояли храмы.

На южном побережье Понта Эвксинского - храм Афродиты в районе небольшой гавани и небольшого острова Аполлония.

Известны многочисленные свидетельства культа Афродиты в разных районах Причерноморья.

«В Пантикопее найдена мраморная головка Афродиты - копия 1 века с греческого оригинала 5 века до нашей эры. О римском стиле копии говорит трактовка глаз: слишком плоские, почти вдавленные глазные яблоки. Римская техника сказалась в полировке лица скульптуры, применении бурава при изображении волос, рта и глаз. Статуя Афродиты была выполнена в одном из городов западного побережья Малой Азии, из островного мрамора и в готовом виде привезена в Пантикапей, очевидно для храма» Цветаева Г.А. Рим и Боспор,М.: «Эдиториал», с. 121 - пишет Цветаева со ссылками на Блаватского, Лосева и Кобылину.

«В технике провинциального римского искусства выполнены скульптуры, найденные в Херсонесе»Там же, с.156 - изображения эротов… к декоративным украшениям относятся мраморные подставки от алтаря или жертвенника в виде фигуры льва, подобные подставки были широко распространены в римское время».

Давнее стремление местного искусства Северного Причерноморья к реалистическим портретным изображениям получило сильное развитие и влияние со стороны римского портретного искусства, что заметно в культовых скульптурах, найденных в Херсонесе.

Под влиянием обстановки на Боспоре, правитель Танаиса в 193 году в честь победы над скифами поставил посвятительную надпись богам, Афродите в том числе.

Не подлежит сомнению, что культ Афродиты, имеет в себе финикийские или другие азиатские элементы; оргиастические обряды культа Вакха обнаруживают сходство с фригийскими обрядами корибантов, а в элевсинских мистериях заметно влияние Египта. Были заимствования и с севера, например, из Фракии. Латышев В. В. Древности Южной России. Греческие и латинские надписи, найденные в Южной России в 1889-- 1891 гг. MAP. - № 9. - 1892

В некоторых Боспорских городах существовали фиасы (религиозные союзы), в которых объединялись почитатели Афродиты.

Популярность культа Афродиты на азиатской стороне Боспора объясняется Гайдукевич В.Ф., История античных городов Северного Причерноморья, АГСП, М-Л,1955,т.1, с.272 тем, что религиозные греческие представления, связанные с идеей обожествления производящих сил природы, встретились с существовавшими у местного место-сидского населения аналогичным культом женской богини.

На оборотных сторонах меди Рискупорида 5 - изображение Афродиты Урании, восседающей на троне. В правой руке богини - шар, в левой - скипетр, в поле монеты - звезда.

Этот тип изображений своими корнями восходит к древним религиозным представлениям. Ростовцев М.И. Эллинство и иранство на юге России, М.,2002, с.132

Особенно ярко это проявилось в культе Афродиты Апатуры, превратившейся в Афродиту Уранию.

Существование культа этой богини на Боспоре чётко прослеживается с конца 1 века до нашей эры до третьей четверти 3 в. н.э., и особенно заметно в типологии медных боспорских монет. Это не удивительно, так как Афродита Урания являлась основной официальной богиней, дающей власть царям. Одним из её атрибутов, кроме звезды, яблока и патеры, как на меди Савромата 2 и Рискупорида 3, был шар или сфера. То, что шар был первоначально её основным атрибутом, свидетельствуют монеты города Уранополиса, выпущенные в 3 веке до нашей эры.

На лицевой стороне этих монет помещено изображение солнечного диска с лучами, а на оборотной - изображение Афродиты как богини всего неба, восседающей на небесном шаре. Головной убор богини венчает звезда. В правой руке Афродита держит жезл с солнечным диском на верхнем конце. Слева помещена многолучевая звезда. Отталкиваясь от этого образа Афродиты Урании, можно предположить, что изображение шара или сферы на оборотных сторонах статёров Евпатора, Савромата 2, Котиса 3, Раскупорида 5, Фофорса и Рискупориды 6, является атрибутом Афродиты Урании и солнечного диска - атрибутом Гелиоса, верховного бога Солнца, мужского коррелята Афродиты Урании.

Дифферент в виде двух шаров чаще всего встречается на лицевой стороне статеров Рискупорида 5 (252г.н.э.) и на обратной стороне статеров этого же года. Точно также трактуются изображения 2 шаров, помещённых один под другим, и на статерах Фарзанса.

История Боспора Киммерийского, освещена источниками недостаточно и очень неравномерно. В особенности это утверждение верно для религиозной истории Боспора. В силу этого каждое свидетельство требует к себе пристального внимания. Среди таких немногочисленных свидетельств относительно религии населения Боспоры особое место занимает сообщение Страбона об одном Боспорском мифе:

«Есть в Фанагории известное святилище Афродиты Апатуры. Для объяснения первоначального значения эпитета богини приводят некий миф о том, как богиня, когда на неё здесь напали гиганты, позвала на помощь Геракла и спрятала его в какой то пещере; затем принимая гигантов по одиночке, она отдавала обоих врагов Гераклу, чтобы коварно, обманом убить их». Strabo, The Geography of Strabo, 2,р.70Это сообщение повторяет (со ссылкой на Страбона) и Стефан Византийский.

Переходя к анализу данного мифа, отметим, прежде всего, то обстоятельство, которое даёт исследователям право считать его боспорским. Помимо прямых указаний на то, что действие развёртывается на территории Боспора Киммерийского, имеется другое - более важное обстоятельство: в мифе описывается столь важный для всего греческого мировоззрения миф о борьбе богов и гигантов, заканчивающийся гибелью последних, но при этом Боспор даёт нам такой вариант мифа, который очень мало согласуется с основной его версией. Важнейшее отличие Боспорского варианта от основного состоит в том, что противниками гигантов здесь являются только Афродита и Геракл и победа достается последним - не в результате жестокой битвы, а вследствии обмана.

Необходимо обратить внимание так же на то, где происходит эта битва. Хотя у греков существовали определённые расхождения относительно места битвы между богами и гигантами, местом этого сражения назывались либо флегрейские поля к северу от Неаполя или Флегры - Паллена во Фракии; у Деодора, однако, во всех описаниях она всегда проходила на «открытом воздухе» и никогда - в пещере.

Всё это позволяет рассматривать этот вариант мифа о гигантомахии как чисто локальной, боспорский.

Несмотря на краткость изложения Боспорского варианта мифа о гигантомахии, в нём имеется несколько важных информационных блоков, помогающих понять его суть и происхождение:

1 Общее указание на место - в Фанагории, где расположено известное святилище Афродиты Апатуры;

2 указание на то конкретное место, где были уничтожены гиганты - в пещере;

3 указание на 2 противоборствующие силы: гиганты с одной стороны и Афродиты и Гераклом - с другой;

4 указание на то, каким образом была достигнута победа над гигантами - путём обмана.

Особое значение имеет указание на Фанагорию - колониальный греческий полис, возникший в середине шестого века до нашей эры, в результате переселения на Таманский полуостров малоазиатских греков. Фанагория была крупнейшим городом Азиатского Боспора. Естественно, что святилище Афродиты Апатуры в нём имело особое значение, свидетельством чего является и упоминание его в труде Страбона: « в Фанагории есть известное святилище Афродиты Апатурос» Strabo The Geography of Strabo, 2,р.78

Две из найденных в Фанагории надписей сообщают о воздвигнутых в царствование Пересада 1 статуях в честь богини Афродиты Небесной.

Культ Афродиты засвидетельствован Боспорскими надписями с 4 века до нашей эры и практически до конца существования государства. Помимо надписей, значительная роль этого культа подтверждается и иными материалами, в частности, граффити, а также изобразительными материалами.

Культ Афродиты на Боспоре обладал определёнными особенностями. Для понимания характера культа важны эпиклезы, которые прилагались к имени богини. Можно отметить несколько эпиклез Афродиты на Боспоре:

1 Просто Афродита, без каких-либо дополнительных определений;

2 Афродита Навархида;

3 Афродита Урания, Апатуриада;

4 Афродита Урания, владычица Апатура;

5 Афродита Урания.

Можно предполагать, что Афродита Навархида имела отдельный культ и особое значение как богиня, специально покровительствовавшая морякам.

Существование этого культа зафиксировано на Боспоре только для относительно позднего времени (начиная со второй половины 1 века до нашей эры)

«Популярность культа Афродиты в Боспорском царстве объясняется, тем, что религиозные греческие представления, связанные с идеей обожествления природы, встретились с существовавшим у местного место-сидского и скифо-сарматского населения аналогичным культом женской богини» Гайдукевич В. Ф. Боспорское царство. - М.: «Наука», 1949, с.224

При Асандре и Динами наварх Паталеонт ставит статуи Пасейдону Сосинею и Афродите Навархиде, а в Горгипии - большом торговом порту и городе крупных судовладельцев в начале 2 века строят храмы Афродите Навархиде - «судоначальнице». Все остальные надписи свидетельствуют о едином культе. Наиболее полно, титулатура богини представлена вариантом № 4, где она определяется как богиня Урания, владычица Апатура, варианты № 3 и 5 - сокращённые. В каждом из них, кроме имени богини, представлен только один элемент её наиболее полной эпиклезы.

В Горгинии Культ Афродиты носил официальный характер. Популярность богини засвидетельствована многочисленными находками её изображений, среди которых отмечено не менее 10 иконографических разновидностей. Из Горгиппии происходят глиняные, бронзовые и мраморные фигурки Афродиты, образ её украшают найденные в городе произведения торевтики. Основная масса изображений Афродиты в Горгинии относится к рубежу тысячелетий и 1-2 в н.э., лишь отдельные находки связаны с эпохой эллинизма. Многообразие типов выявляет разные стороны культа и представляет богиню в различных ипостасях.

В Горгиппии почиталась Афродита Навархида и ей на рубеже 1и 2 вв. был выстроен храм, что свидетельствует об официальном характере культа. Непрерывное существование на Боспоре культа Афродиты продолжалось не менее 8 веков, но именно во 2в. н.э. этот культ утверждается в значении общего и с чтимой всеми Афродитой Апатурой Почитание богини в ипостаси Навархиды получает развитие в 1 в. до н. э., очевидно, в связи с пиком переселенческой колонизации. Афродита Урания (небесная) неоднократно представлена на золотых и серебряных украшениях из Горгиппии, она изображалась со скипетром в сопровождении 1 или 2 эротов.

Прямоугольный щиток со штампованной полуфигурой Афродиты помещён в центре золотого венка из анапского скального склепа 2 - середины 3 в. Шея богини на этом щитке украшена ожерельем с подвесками, из-за левого плеча её выступает фигурка Эрота, справа помещён скипетр. Две круглые броши из могил городского некрополя - одна серебряная из комплекса 1 в. н. э., другая золотая из комплекса 1-2вв. - также представляют Афродиту погрудно в диадеме над пышными волосами с ожерельем на шее. За плечами богини 2 крылатых Эрота, спереди справа налево вытянут скипетр. По-видимому, аналогичный сюжет украшал серебряный медальон, найденный в могиле гогриппийского некрополя, датированной И.Т.Кругликовой 2в. до н.э. .

Керченская плита 2в. до н.э. из местного известняка представляет летящую на лебеде Афродиту со скипетром в левой руке и крылатым Эротом слева. Плита содержит посвятительную надпись Афродите Урании, владычице Апатура и тем самым определяет местный иконографический образ богини в ипостаси Урании.

В вазовой росписи подобное изображение Афродиты, стоящей на лебеде со скипетром в сопровождении 2 эротов, сочетается с фигурами Диониса и Гермеса, свидетельствуя о сложном синкретизме культов и заимствовании из метрополии местного богини - покровительницы.

На монетах Савромата 2 покровительница государства Афродита Урания изображена с яблоком в правой руке и скипетром в левой, у ног её стоит Эрот, перед богиней помещён бюст императора.

Синкретизм культа подтверждает ещё одна золотая бляха из горгиппийского некрополя. Обычное изображение Афродиты со скипетром и двумя эротами дополнено сценой терзания 2 зверей (лису терзает собака) - постигнутое животное обернулось к напавшему. Это дополнение скорее, символизирует культ Артемиды, но может отдавать дань и распространённому в Северном Причерноморье сюжету терзания - благого терзания, т.е. смерти во имя жизни.

Анапские штампованные украшения из золота, изображающие Афродиту с символом власти, происходят из комплексов 1-2 вв. н.э. В культурном слое городища найден бронзовый штамп для оттиска бюста Афродиты Урании с Эротом и жезлом.

С культом Афродиты Урании, возможно, связаны глиняные фигурки лебедей, найденные в горгипийском доме 2в. до нашей эры. Обычно с образом Афродиты Апатуры связывают терракотовые фигурки, изображающие стоящую женщину в высоком головном уборе, закутанную в гиматий и придерживающую на груди, его край. Такие статуэтки найдены в Горгиппии, а также в её окрестностях.

В обрядовом отношении культ Афродиты выступает и как домашний - изображения её встречены на бытовых предметах при раскопках жилых домов и могил городского некрополя.

Горгиппию украшали и мраморные статуи Афродиты. Сохранилась голова богини от фигуры высотой около метра, датируемая 1 - нач. 2 в.в. Предполагается, что подобной статуе Афродиты принадлежит головка конца 3 в. до н.э., хранящаяся в Государственном Музее Грузии. Обе эти головки относятся к распространённому в греческой пластике типу юной девушки или богини. Черты лица её обобщены, идеализированы и лишены портретной индивидуальности. Пышные волосы разделены прямым пробором, уложены с помощью ленты широким валиком и сзади собраны в узел. Отсутствие каких-либо атрибутов сохраняет условность отождествления изображений с Афродитой.

Небольшой мраморной фигурке конца 2 - нач.3 в.в. принадлежит голова Афродиты в диадеме. В городской яме с разновременным материалом, по функционировавшей до сооружения здания конца 1 в. н.э. найдена ещё одна мраморная головка типа «мраморных Афродит», но с иной причёской. Видимо, она принадлежит скульптурному изображению эпохи эллинизма.

С Культом Афродиты связана находка в слое городища бронзовой фигурки летящего Эрота. На крыльях гравировкой передано оперение, левую руку украшает навитый сверху браслет, причёска собрана в высокий локон надо лбом, лицо и волосы детально проработаны. Фигурка тяжеловата, голова непропорционально велика. Подобные изображения эротов Ламподофоров, исполненные ещё более посредственно, распространены в римских провинциях. Оттиском геммы с изображением стреляющего из лука Эрота помечено глиняное грузило из горппийской глины, происходящие из культурного слоя с преобладанием находок эллинистического времени.

Следует упомянуть об иранской богине Анахата, она же - Астарта, Афродита - Урания - великая богиня сирийского города Аскалопа. Астарта почиталась на Боспоре ещё с 4 в. до н.э. Об этом свидетельствует надпись на лицевой стороне постамента с углублениями для 2 статуй, найденного на берегу Ахтанизовского лимана в 1804г.Мужская статуя не сохранилась, женская хранится в Керченском историческом музее. Надпись гласит: «Комосария дочь Горгиппа жена Перисада по обету посвятила сильным богам Саперу и Астарте при Перисаде архонте Боспора и Феодосии и царе синдов, всех местов и Фатеев» Кобылина М. М. Изображения восточных божеств в Северном Причерноморье в первые века н.э., М.: «Науке»,1978,с.36

Статуэтки Афродиты - Апатуры в образе закутанной в гиматий стоящей женщины в высоком головном уборе, придерживающей на груди складки гиматия, найдены в Фанагории среди терракот 2 в. До н.э. местного производства. Этот тип статуэтки сохраняется ещё в 3 в. н.э.

Встречающиеся в Северном Причерноморье изображения рыб связывают с культом Анахиты. Из Пантикапея происходит светильник с рельефным изображением плывущих рыб. Маленькая терракотовая рыбка была найдена на Донузловском городище. Небольшая мраморная плита из Танаиса, с рельефным изображением богини, сидящей на троне и держащей в руках, поднятых к груди, в каждой по рыбе, была обнаружена в хранилище Ново - Черкасского музея краеведения. На этой плите - явное изображение богини Анахиты. Её аналогией является изображение богини с рыбкой на бронзовой пластине из Абритуса. Богиню назвали Анахитой. Изображена полуфигура женщины в подпоясанном хитоне с украшениями на руках, её волосы распущены, пышной массой падают на плечи, на голове узкая Стефана и трехчастная корона, на уровне живота изображены рыба, руки её симметрично подняты вверх, ладонями к зрителю - в жесте обращения к небу.

На фронтоне мраморной плиты III в. до н.э, с посвящением Афродите Урании Апатуре, в окрестностях Пантикапея изображена Афродита Урания, летящая на лебеде и около нее Эрот. На мраморной плите, поставленной членами религиозного объединения Танаиса, изображен всадник перед алтарем с зажженным огнем и деревом. В его руке ритон. Возможно, что конный бог -- высочайший бог, которому в первые века нашей эры имеется много посвящений. Уникальные произведения греческого искусства были открыты в склепах Горгиппии на месте современной Анапы. В саркофаге погребён знатный воин, лежали великолепные мужские перстни, браслеты, шейная гривна, покрытый золотой чеканкой кинжал и ножны с изображением орла, терзающего зайца. На голове воина был золотой венок с фигурой Афродиты. Культ этой богини засвидетельствован Боспорскими надписями с 4 века до нашей эры и практически до конца существования государства. Помимо надписей, значительная роль этого культа подтверждается и иными материалами, в частности, граффити, а также изобразительными материалами.

В Горгиппии прослеживается взаимосвязь культов Афродиты Урании и Гермеса. По мифологическому родству Гермес был братом Афродиты Урании. Спутников Афродиты - Приап и Эротов иногда называют происходящими от Гермеса и Афродиты, что свидетельствует о сложном синкретизме культов Афродиты и Гермеса, в частности на Боспоре, в Ольвии.

В Горгиппии существовал египетский синкретический культ Афродиты - Изиды, покровительницы плодородия и жизненного начала, торговли и мореплавания, владычицы душ умерших. Интересно, что одежда и причёска характерны для римских императриц конца 2 - начала 3 вв. Очевидно, что это изображение - дань культу римского императора, выражающие и определённую политическую зависимость Боспора от Рима, формально установившуюся после Митридата 6, Евпатора. Любопытно, что жители, отмечая императора, ставили посвящения общеэллинским богам и совмещали обслуживание этих культов. Голубцова, . Идеология и культура сельского населения Малой Азии 1-2 вв, М.: «Наука»,1977, с. 123

В итоге можем констатировать, что:

Культ Афродиты известный в Причерноморье примерно с 4 в. до н.э.в результате переселения колонистов из греческих полисов, имеет в себе финикийские, азиатские, фригийские элементы;

Культ Афродиты почитали и скифы, очевидно символизируя её

великой богиней-матерью;

Эллины популяризировали культ Афродиты и культы других эллинских богов в целях экономической и политической ассимиляции с местным населением;

Культовая скульптура претерпела процесс романизации, что заметно по стилю исполнения. Культовая символика Афродиты связана с созвездием лебедя и изначально несла в себе космогонические идеи возникновения мира из Ничего (из пены морской), впоследствии излишне антропоморфизировалась и стала исполнять насущные нужды населения, в результате чего возникает новая вариация культа - Афродита Навархида. Процесс романизации выразился также и в совместных отправлениях культа с культом римского императора, который в свою очередь был заимствован Римом с Востока.