Когда Бог Открывается Сердцу: Откровение. Прожить «хорошо» - это как

Итак, источником всякого блага – здоровья, процветания, богатства, успеха – является только Бог, Высшая Сила, сотворившая мир. И никто другой. Это вы должны знать твердо, и не поддаваться на искушение получить богатство каким-либо иным путем, кроме как из его истинного источника. Действительно, много идет разговоров о том, что миром правит «золотой телец», и что деньги в основном зарабатываются нечестным путем. Но маг не может позволить себе обманных денег, потому что маг думает не только о сегодняшнем преходящем дне, но и о будущем дне своих потомков. А благополучие потомства может обеспечить лишь праведное богатство. Если вы сомневаетесь в этом, почитайте, что писал царь Соломон, один из богатейших и мудрейших людей в истории человечества:

Благословение Господне обогащает и печали с собою не приносит. За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь. Страх Господень – ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста Бог ненавидит. У Бога совет и правда; Он – разум, у Него сила. Богом цари царствуют и повелители узаконивают правду; Богом начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли. Любящих Бога Он любит, и ищущие Его найдут Его; богатство и слава у Него, сокровище непогибающее и правда; плоды Божьи лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от Бога больше, нежели от отборного серебра. Бог ходит по пути правды, по стезям правосудия, чтобы доставить любящим Его существенное благо, и сокровищницы их Он наполняет. Кто же обижает бедного, чтобы умножить свое богатство, и кто дает богатому, тот обеднеет. Труды праведного – к жизни, успех нечестивого – ко греху.

Как же заполучить праведное богатство? На самом деле, это очень легко. Надо всего лишь в центр своей жизни поставить Высшую Силу, или Бога, и всегда ориентироваться на Него. Но для этого необходимо убрать из этого центра свое «Я», перестать быть богом своей жизни. Несмотря на то что рецепт так прост, дается это людям совсем нелегко. Так происходит, потому что человек никак не может взять в толк, что у него нет права распоряжаться не только чужой, но даже собственной жизнью. Да, у нас есть свободная воля – но дана нам она только для того, чтобы мы могли добровольно, по любви, отдать каждую минуту своей жизни Создателю. И тогда Создатель отдаст нам во владение всю Вселенную.

Это – основа всей магии. Люди (включая магов) думают, что магическое умение состоит в том, чтобы подчинять себе силы стихий и духов природы. Но это только видимая сторона магии. Мало кто идет дальше и задумывается над тем, почему именно человеку дана такая возможность – властвовать над всеми остальными существами. А главное, Кем она дана.

В основе магии лежат не заклинания и ритуалы. Все это только инструменты. Магия – это непрерывное взаимодействие с Высшей Силой. Маг отдает себя во власть Высшей Силы, а Высшая Сила дает ему власть над духами и стихиями. Но люди не желают над собой никакой власти, они хотят властвовать сами, и самовольно, без спроса, берут инструменты магии. Да, при помощи этих инструментов можно кое-чего добиться. Но если у человека нет разрешения свыше на пользование ими, то эти инструменты рано или поздно начнут работать против него. Особенно когда это касается магии денег и управления людьми.

Открываясь Высшей Силе, не надо ждать, что богатство свалится на вас с неба. Оно будет приходить постепенно. Чем больше вы будете открываться Богу, тем больше благодати у вас будет. А к благодати притянется и богатство. Помните: богатство идет не только от Бога, но и к Богу, который у вас в душе. Подобное притягивает подобное. Итак, еще одна заповедь магии денег:

Богатство – к Богу, добро – к добру.

О том, как это сделать практически, мы будем говорить в следующей главе.

A PHP Error was encountered

Severity: Warning

Message: mktime(): It is not safe to rely on the system"s timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected the timezone "UTC" for now, but please set date.timezone to select your timezone.

Filename: common/common.php

Line Number: 2205

A PHP Error was encountered

Severity: Warning

Message: date(): It is not safe to rely on the system"s timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected the timezone "UTC" for now, but please set date.timezone to select your timezone.

Filename: common/common.php

Line Number: 2215

Я учусь у Христа. Поделюсь как понимаю сегодня эти понятия: знание, мудрость, познание...

Знание - умственное обладание какими -то сведениями, полученными в результате личного опыта или через теоретическое ознакомление с опытом других. Это происходит в результате систематизации результатов познавательных действий человека. Через свое знание человек воспринимает и понимает себя и окружающий его мир.
Знание повышает самооценку человека и создает в нём чувство собственной значимости, превозносит и надымает... Знание базируется на 5 органах чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус и еще можно было бы добавить - боль. Мозг человека принимает реакцию от соответствующих органов чувств в разной их вариации, и на них строит свое знание. Так формируется восприятие окружающего мира. Знание мешает понимать и принимать откровение от Бога, так как личный или чужой опыт, приобретенный этими 5-тью классическими органами чувств - это твердыня в человеческом разуме. Всё, что строится на этом опыте - есть иллюзия ограниченного материального мира. Реальность же и истина - в духовном, невидимом мире.

Приведу яркий пример спасения, предложенного человечеству в жертве Христа. Это - безумие для мира. То, что произошло на кресте - понимают единицы. Знание не помогает усвоению этой истины. Потому, что мало кто принимает всерьез ученичество у невидимого Христа, общение с Богом. И почти никто не желает жить жизнью отвержения себя и смерти со Христом, чтоб Жизнь и действие Христа стала реальностью в человеке. Тут уже знание - результат материалистичных реакций и действий, основанных на разных физико-химических механизмах, нам ничем не поможет, тут нужна вера - духовный орган, действующий любовью!

Мудрость есть Божья и есть земная - бесовская. Земная мудрость - результат наблюдений и выводов, сделанных впоследствии (выжимка всего опыта и знаний). Божья Мудрость - это дар. Это умение применить знания на опыте с максимальной пользой - через откровение. Она - сходить свыше - от Бога. Свыше - это значит не просто врожденное или воспитанное качество характера или совокупность приобретенных на практике навыков и опыта. Это - умение во ВСЕХ жизненных ситуациях смотреть на всё видимое (временное) через призму невидимого (вечного)... И видеть, чувствовать, понимать не плотью, а духом, как Бог - Его восприятием ВСЕГО...

Мудрость в действии:
"Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью.
Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но (мудрость) земная, душевная, бесовская , ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое.
Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир" (Иакова 3:13-18)
".Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их."
Можно быть по земному мудрым и говорить убедительно и аргументировано, цитируя Писания - "так написано". Но если это НЕ Бог дал Слово, то это слово - из ада... Так возникло много лжедоктрин и лжеучений, на 90, а иногда и 90 и 9 десятых процента состоящих из хитрого искусства обольщения. (Все почти истинно, но только немножко лже-примеси.)
лукавую душу не войдет премудрость (Божья мудрость) и не будет обитать в теле, порабощенном греху..."

...мудрость , сходящая свыше...она Божья и от Бога, и отделяет духовное Божье от материального (земного, душевного, бесовского). И за простыми видимыми событиями видит первопричину в невидимом, видит кто за этим стоит и как нужно правильно реагировать. Иисус это продемонстрировал всей Своей жизнью. (Очень наглядный пример есть здесь Матф.16:17 и здесь Матф.16:22 . .)
Когда и мне Бог это открыл - я стала и правда жить как новорожденная, познавая всё заново, с другой - невидимой - стороны.. Это возможно только когда Бог - в нас, когда мы от Него заново рождены нашим духом.

Познание Бога . Что нужно, чтоб познать Бога?.. Изучать Библию?.. Пойти в библейский институт или академию?.. Когда-то, в начале моего уверования, я очень хотела поехать в библейский институт - учиться. Но возможности не было - семья, двое детей. По дороге домой с собрания я стала сетовать, что нет у меня возможности поехать... И тут неожиданно мне приходит от Бога Слово: "Богу научиться нельзя1 Бог открывается человеку!"

Богу научиться нельзя. Ни в библейских академиях, ни в институтах, ни изучая и исследуя Библию... Чтобы познать Бога - нужно с Ним общаться! И каждым этим Словом, с уст Божьих ИСХОДЯЩИМ (в настоящем времени) - и будет жив человек. То есть - находиться сердцем в Единстве с Ним постоянно. В любви, благоговении, трепете! Желать Его знать лучше, знать Его мнение, волю по тому или иному поводу, а так же быть движимым, вразумляемым и направляемым Им - Живым и Говорящим к нам.. Как Иисус. Это Единство с Ним достигается через веру в Иисуса и совершившееся в Нём Искупление. А так же - через следование ориентиру (указывающему правильное направление) - Его Учению Нового Завета. Чтоб вступить в Завет - Союз, Двусторонний договор - нужно знать. на каких условиях это возможно и придерживаться со своей стороны этих условий. Бог всё это открывает, наставляя Духом Святым каждого окончательно - на ВСЯКУЮ Истину. И в этом, шаг за шагом, открывается человеку Сам.

Иисус сказал: " У пророков написано: и будут все научены Богом . Всякий , слышавший от Отца и научившийся , приходит ко Мне " . (Иоан.6:45).

Существует распространенное мнение, что для человека верующего вопрос о смысле жизни - некий пройденный этап. Это людям, не знающим Бога, истинный смысл неведом, а для человека, уже находящегося в Церкви, всё самоочевидно. Но так ли всё на самом деле просто? О том, как жизнь христианина становится по-настоящему осмысленной и что этому мешает, размышляет игумен Нектарий (Морозов).

Прожить «хорошо» - это как?

Как священник, я могу свидетельствовать о том, что довольно часто люди верующие - те люди, с которыми мне доводится общаться в храме, - вопрос о смысле жизни находят для себя нерешенным. Они могут не спрашивать ничего об этом, но из того, что человек говорит, что он о себе рассказывает, становится совершенно ясно, что он для себя этого смысла в жизни не обрел. Вроде бы и понимает говорящий, что когда-то эта временная жизнь закончится и будет жизнь вечная, но это понимание не рождает в нем того, что пронизывало бы и организовывало всё его здешнее бытие.

Почему так получается? Не в последнюю очередь потому, что само наличие смысла в нашей сегодняшней жизни выглядит необязательным. Люди, выросшие в советскую эпоху, писали сочинения о смысле жизни в школе, размышляли о том, зачем человек живет, на уроках литературы. Другое дело, что ответ на этот вопрос предлагался далеко не совершенный, не истинный, ограниченный нецерковным сознанием, но, тем не менее, усваивалось главное: раз есть жизнь - значит, у нее должен быть смысл, и каждый должен его найти, иначе все его существование на свете пройдет впустую.

Вероятно, дети, которые учатся сегодня, где-то у каких-то учителей и пишут сочинения на подобные темы, но чаще всего их представления сводятся к тому, что жизнь нужно прожить по возможности хорошо. А что такое это «хорошо»? И оказывается, что с пониманием этого есть проблемы. Для одного человека «хорошо» - это когда нечего стыдиться, для другого - это некий набор положительных эмоций, для третьего - возможность непременно реализовать то, к чему он стремится… Словом, сегодня людей, пытающихся осмыслить свое бытие, оказывается на порядок меньше, чем еще даже два-три десятилетия назад. А поскольку общество и Церковь - это сообщающиеся сосуды, то и среди людей церковных многие следуют той же самой уже сложившейся инерции и по-настоящему своего бытия в Церкви, бытия в этом мире в качестве христиан осмыслить не могут.

Безусловно, есть люди, которые имеют какое-то конкретное земное представление о том, зачем они живут. Они говорят, что смысл жизни для них - быть порядочными, как можно больше добра сделать другим людям, достойно воспитать детей, оставить о себе хорошую память. Но все мы хорошо знаем, как бывает: очень часто пытается человек творить добро, но из этого мало что получается. Кто-то мечтает о семье и в ней видит оправдание своего бытия, но Господь либо не дает ему детей, либо не дает и брака как такового. Кому-то не удается реализовать себя в профессии, совершить открытие или сделать еще что-то, что он считает своей миссией на земле. Все эти смыслы, на которые ориентируются люди, оказываются несовершенными и не выдерживают проверки жизнью. В таком случае человек либо разочаровывается до конца и считает, что смысла нет вообще, либо обращается к Богу.

Ошеломленные с рождения

Что касается людей верующих, большинство из них на вопрос: в чем заключается смысл жизни? - ответят: конечно, в спасении. Вроде бы формально так оно и есть, но каждый ли человек, который говорит, что смысл жизни заключается в достижении спасения, действительно удовлетворяется в своей жизни только лишь тем, что ведет его ко спасению? Ведь нередко бывает так: человек считает, что его жизнь выстроена в соответствии с определенным смыслом, а реальность опровергает это. Помнится, архимандрит Херувим (Карамбелас) в своих «Ностальгических заметках из удела Божией Матери» рассказывал о старце, который каждый раз, встречая кого-то из братии, с болью и надеждой вопрошал: «Что ты думаешь: спасемся ли?» И ничто другое его не занимало. Да, для него смыслом жизни однозначно было именно спасение, но можно ли то же сказать о каждом из нас?..

Почему так получается? Лично мне кажется, что большинство людей находится с самого момента своего рождения в каком-то ошеломленном состоянии. Такое впечатление, что человека, как только он родился, посадили на необъезженную лошадь, и вот она куда-то скачет, ее куда-то несет, а человек вцепился в нее мертвой хваткой и по мере взросления осознаёт только одну задачу - не свалиться. И считает, что это и есть полноценное наполнение его жизни.

Нельзя отдаваться «скачке жизни» - происходящие в ней процессы можно и нужно брать под контроль

На самом деле нельзя отдаваться этой скачке - происходящие в жизни процессы можно и нужно брать, насколько это в наших силах, под контроль. Безусловно, жизнь человека не может полностью им контролироваться, поскольку он получил ее как дар, она дана ему на время. Но вместе с тем очень важно, чтобы человек понимал: помимо общего смысла - пребывания с Богом здесь, на земле, и в вечности - существует замысел Божий конкретно о нем, и в соответствии с этим его жизнь должна приобрести то или иное направление.

Наше общее дело с Богом

Почему наше сердце порой не ощущает этого частного смысла нашей собственной жизни? Главным образом по одной причине: чтобы начать понимать, в чем заключается воля Божия конкретно о нас, нужно по-настоящему посвятить свою жизнь Богу. Причем окончательный ответ на вопрос о своем предназначении человек получит только тогда, когда земная жизнь его завершится: вся она и будет, по сути, поиском ответа. Но этот поиск может быть интересным, творческим, и он, по большому счету, и наполняет жизнь смыслом, потому что в таком поиске человек оказывается неразлучно связан с Богом, и, таким образом, самый главный и общий смысл уже в его жизни реализуется. А частный смысл воплощается тогда, когда мы понимаем, что Господь в определенных обстоятельствах хочет от нас, и этому следуем.

Ключ к правильному проживанию нашей земной жизни - в ощущении ее как нашего общего дела с Богом

Ключ к правильному проживанию нашей земной жизни заключается в ощущении ее как нашего общего дела с Богом. Этот путь - быть сотрудником Божиим - открыт для каждого человека, и прежде всего это сотрудничество с Богом должно проявляться у нас в отношении самих себя. Господь готов трудиться над тем, чтобы человека усовершить, довести его до самого высокого духовного состояния, и потому можно сказать, что смысл нашей жизни, ее цель - сделать максимум от нас зависящего для того, чтобы Господь мог сделать с нами всё, что Он с нами сделать решил, а мы могли это невозбранно принять. И весь наш труд заключается в том, чтобы себя к этому принятию подготовить и в нужный момент оказаться к нему способным.

А как это бывает… Знаете, у многих святых отцов есть мысль о том, что рука человека, принимающая дарования от Бога, - это смирение. И чем меньше смирения, тем меньше та горсть, в которую может человек дары Божии вместить. К чему я это говорю? К тому, что практически никто не минует в своей духовной жизни ситуаций, когда кажется: всё, ты уперся в какой-то тупик, никуда не можешь двигаться дальше, и вся твоя христианская жизнь обессмыслилась. Нужно понимать, что такое «обессмысливание» бывает как раз от гордости, от отсутствия смирения. Господь постепенно сужает те врата, которыми мы проходим, и для того, чтобы протискиваться дальше, нужно отсекать какие-то наросты, которые мы ошибочно считаем частью самих себя. И если человек чувствует, что «застрял», - это значит, что пришла пора от чего-то отказаться. Возможно, в настоящий момент это отказ для нас очень болезненный, но впоследствии, оглянувшись на то, что оставили позади, мы увидим, что это делало нашу жизнь тяжелее, делало ее только хуже и ничего в этом хорошего нет. Не стоит обманывать себя, что можно пойти какой-то другой дорогой: у каждого человека дорога всего одна - та, по которой Господь его ведет. И если человек в какой-то момент отказывается идти, он никуда не сможет двинуться до тех пор, пока это препятствие в себе не преодолеет. Это не тупик на самом деле - это остановка в пути, продлевая которую человек главный смысл своей жизни уже реализовать не может.

Что в этой ситуации делать? Мне кажется, что нужно размышлять примерно следующим образом: «То, что со мной сейчас происходит, - это не просто препятствие, перед которым я остановился, это не просто моя личная драма, а это мое общее дело с Богом. И если я сейчас чего-то не могу сделать, если я встал здесь или даже лег и продолжаю лежать, то Господь мое движение все-таки хочет продолжить. И если есть у меня хотя бы минимальная к этому готовность, хотя бы самая маленькая способность Бога об этом просить, то Господь меня обязательно через эту узкую дверь протащит. Может быть, мне будет очень больно, может быть, мне будет очень тяжело - если бы я шел сам, было бы менее больно, - но у меня только одна дорога, и я готов эту боль терпеть». И если вправду есть у нас готовность, если мы говорим это искренне, Господь действительно будет нас тащить и мы выберемся из этого состояния и продолжим свой путь.


Этот праздник, знакомый всем как день Крещения Господня, в Православной Церкви носит и другое название – Богоявление. Согласно Евангелию, в момент, когда Иисус Христос, выходил из воды, явились Отец и Святой Дух – Единая и единосущная Троица. За всю историю человечества Бог впервые явился в Трех Лицах (Отца, Сына и Святого Духа), поэтому праздник и называется Богоявлением.

В 1990-х годах, когда массово открывали храмы, народ повернулся в сторону Церкви, в дни праздников множество молящихся приходило на богослужение. Но так было только в праздники – в обычное воскресенье Бог был никому не нужен. Такое положение сохранилось и до сего дня. Особенным почитанием среди людей пользуется день Крещения, когда после Литургии совершается освящение воды. Некоторые, не утруждая себя молитвой, так и приходят в храмы исключительно к совершению освящения. Грустно это видеть. Может, все происходит от того, что никому нет дела до этого праздника, Бога, и важней всего заполучить освященную водичку? Хочется верить, что это не так, но убеждаешься в обратном.

Если все-таки попытаться поговорить о Боге и празднике Крещения, то не пересказывать же каждый раз новость, которой 2000 лет! В самом деле, в чем новость? Она заключается в том, что Бог стал Человеком и открыл миру тайну Троичности. Но в чем причина явления Бога в мире людей? И какова цель? Вот два главных вопроса.

Говоря о явлении Бога в мире людей, невозможно обойтись без рассказа о грехопадении. Да, об Адаме и Еве, нарушении правила Бога, изгнании из Эдемского сада… Этот рассказ не о том, как первые люди съели запрещенный Богом плод и на них обрушилась кара небесная. Нет. Эта история о вселенской катастрофе, разрушившей отношения Творца с человеком. Грехопадение фундаментально изменило человека. Венец творения, созданный Богом для пребывания в общении с Ним, человек отверг предложенную ему жизнь в Эдемском саду, променяв ее на призрачное обещание «быть как боги».

Странно было бы думать, что после грехопадения случилось бы чудо, которое обещал дьявол Адаму. Наоборот, непослушание исковеркало сотворенную Богом по Своему образу и подобию человеческую природу: тело, душу и ум. И вот уже Адам с женой прячутся от Создателя… за деревьями! Так нашкодившие дети забираются под кровать, наивно полагая, что родители не догадаются, где они. Но Бог как милостивый Отец дает Адаму еще один шанс, спрашивая его сначала, где он, и потом, не ел ли он от плодов дерева, с которого вкушать не следовало? Конечно, Бог задает этот вопрос не потому, что не знает, что было на самом деле, а предоставляя Адаму возможность сознаться. Но что слышит Бог в ответ? «Жена, которую Ты мне дал, она ела и меня соблазнила», - отвечает Адам. Вместо раскаяния он пытается обвинить жену, а потом и Бога, Который дал ее…

Осознание своего грехопадения жгло, как огнем, душу Адама, люди ушли из рая. Но тоска по жизни с Богом, раю, остается навсегда. Человек отчаянно стремится восстановить эту утраченную связь с Богом, но, увы, сам этого сделать не может. Ведь в реальности каждому из нас далеко до барона Мюнхгаузена - никак не получается вытащить самих себя за волосы из болота. Человек мучается, как слепой котенок пытается нащупать путь к Богу, но вместо Него, в итоге, изображает себе то идола, то золотого тельца, то кого-то другого и поклоняется ему.

Чтобы человек смог подняться с колен, освободиться от зависимости греха и свободно предстать перед Богом, Творцу пришлось Самому прийти к творению на землю и исцелить природу человека. Чтобы человек смог зайти на небо, небо сначала должно опуститься на землю. Потому что сам он неспособен вернуть то, что когда-то потерял. Это ответ на первый вопрос: почему в мир приходит Бог.

Теперь становится ясно, для чего Бог спускается на землю и становится Человеком. Это действие – проявление бесконечной любви Бога к Своему творению, человеку, которого Он не оставляет даже после того, как человек сам отказался от Творца. Воплотившись от единственной чистой на земле Женщины, Марии, дочери Иоакима и Анны, Бог в положенный по законам людей срок приходит на Иордан креститься у известного учителя Иоанна. Проповедь о великом Посреднике, Иисусе, и Его крещение – были главной целью жизни Иоанна. Заметьте, после выхода Христа на проповедь Иоанн живет не долго – через некоторое время он обличает Ирода за бесчестное сожительство и тот его убивает. Не удивительно ли? Все, Иоанн исполнил древнее пророчество и увидел явление Бога на земле – больше в этой жизни ему ничего не нужно было. Поэтому Бог забрал его в вечную жизнь с Собой.

Почему этот праздник так особенно почитается в Церкви и считается одним из особых? Впервые за всю историю на земле явились одновременно Три Лица Святой Троицы: Отец говорил с небес о Сыне, Сын крестился в священных водах Иордана от пророка и предтечи Иоанна, и Дух сходил на Сына в виде голубя. Миру была открыта великая тайна, истинное Богопочитание, которого никто не знал ранее. Как сказал святитель Николай Сербский: «Раньше люди знали, что Бог един, но они были весьма далеко от Него, поэтому они видели лишь некий далекий пламень жизненной силы, но теперь мы поставлены Боговоплощением Иисуса Христа очень близко к пылающему очагу Бога». И теперь мы видим, что Бог – это три Света, которые соединены воедино.

Зачем Богу нужно было скрывать Себя от людей так долго? Потому что еврейский народ, приученный законом Моисея и религиозными правилами к почитанию Единого Бога, не смог бы понять Троичность, превратив почитание Трех Лиц в поклонение трем богам, т.е. в идолопоклонство. Поэтому только воплотившись, Бог открывает человечеству Триединство, после выхода Христа на проповедь это будет происходить несколько раз.

Этот праздник раскрывает глубинный догматический смысл учения о Боге Троице, повествуя о Его Трех Лицах. Каждый человек, считающий себя православным христианином, должен твердо знать в кого он верит – не в абстрактного Бога-дедушку на небесах, а в Бога-Троицу, Создателя всего видимого и невидимого мира, Творца в Трех Лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Внутри Святой Троицы нет никакой иерархии, Лица не подчинены друг другу, но наоборот, находятся в теснейшем единстве. Бог – это Личность, каждое Лицо является Личностью.

Справедливым будет вопрос: как это три Личности остаются единым целым? Бог, в силу ограниченности меры интеллектуального познания людей, открыл лишь в доступной маленькой форме ответ на этот вопрос. Все Три Лица (по греч. Ипостаси) взаимосвязаны друг с другом и находятся в общении любви: источником Божества является Отец, Который абсолютно благ, в Нем нет места никакой тьме. Бог и есть добро, и есть благо. Мы верим, что Бог имеет собственное Слово. Он от вечности носит и порождает отпечаток своей сущности – Сына, который сияет от Него, как Свет от Света, Жизнь от Жизни. Слово равно тому Великому Уму, которое Его породило. Слово обладает самостоятельным существованием, Оно Живое и является точным выражением Бога-Отца, Его Премудростью. Это Слово – не бездушно, Оно имеет внутреннюю жизнь, исходящее от первоначального Великого Ума – Бога-Отца. Эта Жизнь, которая также существует самостоятельно, это самостоятельное Божественное дыхание называется Святым Духом. Бог вне времени, но внутри Него существует некое вневременное движение. Бог-Отец в вечности рождает Сына и Святого Духа, но и Сын, и Дух обращены снова к Отцу. Сын извечности пребывает у Бога и к Богу устремлен, вечно двигается к Богу, возвращается к Богу в любви Святого Духа. У богословов Церкви часто встречается образ огня как некая аналогия Троичности Божества. Огонь дает одновременно свет и тепло, которые между собой разные, но в то же время имеют один источник. Епископ Иларий Пиктавийский, рассуждая об этом образе, замечал, что земное не может в полной мере отразить божественное. Как бы мы не старались подобрать пример, в точности не удастся объяснить образ Святой Троицы.

Очень важно знать учение о Троице и правильно понимать его. Почему перед крещением Церковь так жестко требует от человека веры в Троицу? Потому что, если мы неправильно знаем Бога, неправильно верим, то и не будем вовлечены в Его жизнь. Высшая задача человека – открыться навстречу Богу, когда Его жизнь станет нашей жизнью, Его мысли – нашими, Его воля – нашей волей. Апостол Павел в I веке нашей эры говорил: «К стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога» (1 Кор. 15:34), а люди у нас этого не стыдятся, хотя это позор — не знать Бога. Каждому из нас жизненно необходимо точно знать все откровения Бога, правильно Его исповедовать. Все это выражено в Символе веры (Верую, во Единого Бога Отца…), который каждый христианин должен знать наизусть. Каждое непонятное слово, фразу обязательно стоит уточнить у священника, чтобы правильно прославлять Святую Троицу. Насколько ужасно поступают те, кто приходит принять крещение и приносит на крещение своих детей, пропуская мимо все слова священника о Боге, гнушаясь своими обязанностями крестных. А ведь каждый из них даст после смерти ответ Богу что он сделал ради воспитания своего крестника христианином!

Сегодня каждому доступны знания о Боге Троице: множество литературы, православные СМИ, интернет-издания. Другое дело – нужно ли это человеку? В день Крещения Бог открыл тайну Своего внутреннего существования людям, чтобы мы могли приблизиться к Нему, вступая в Его жизнь. В этом и есть основной смысл Богоявления. Вот что мы празднуем в Крещенские дни, свидетельствуя за богослужением единым сердцем и едиными устами, все как один, в Символе веры о Всемогущей Троице и вступая через сопричастность через Евхаристию (Причастие) в вечную жизнь Бога.