Классного часа "подводная лодка "щука"".

К 22 июня 1941 года «щуки», подводные лодки серии «Щ» были самыми многочисленными в советском флоте. Именно этим подлодкам выпала честь открыть боевой счет советских подводников в Великой Отечественной войне. Уже 14 июля 1941 года североморская лодка Щ-402 успешно торпедировала вражеский транспорт в 3000 тонн. Этот успех был закреплен другими подлодками-североморцами. На их долю в первые полтора-два года войны легла немалая боевая нагрузка. «Щуки» потопили на Севере 38 вражеских транспортов и одну подводную лодку. Первую атаку одновременно по двум целям произвела 22 декабря 1941 года краснознаменная Щ-403, хотя в тот раз была поражена только одна цель, но данный метод стал широко применяться впоследствии советскими подводниками.

За боевые заслуги 5 «щукам» было присвоено гвардейское звание, 12 «щук» награждено Орденом Красного Знамени, а Щ-402 была одновременно и гвардейской и Краснознаменной. Нужно заметить, что ни один другой тип подводных и надводных судов в советском флоте не получил такого количества почетных званий и наград. На «щуках» воевали Герои Советского Союза Ф. Вершинин, А. Коняев, Н. Лунин, Е. Осипов, М. Грешилов, М. Калинин, И. Травкин, С. Богорад. Зарубежные военные историки совершенно справедливо считают, что «щуки» оказались самыми удачными и самыми удачливыми русскими лодками.

Немало художественных фильмов посвящено подвигам подводников-североморцев. Сюжет одной из самых популярных кинолент «Командир счастливой «Щуки» основан на реальных событиях Великой Отечественной Войны, происходивших на Северном флоте. Хотя образ лодки Щ-721 и её капитана Строгова можно считать собирательным, так как во время войны немало было случаев проявления не только отваги и мужества, но и находчивости, смекалки, которые спасали жизнь всему экипажу.

Так, 8 апреля 1942 подлодка Щ-421 под командованием Ф. Видяева, чуть ранее потопившая вражеский транспорт, подорвалась на мине недалеко от Лаксе-фьорда. В некоторых отсеках погас свет, из поврежденных торпедных аппаратов, через трещины в корпусе лилась вода. Видяев дал приказ на всплытие. Пробоины удалось заделать, но повреждения, все же, были слишком велики. К тому же, лодка не могла идти своим ходом, большинство приборов было обесточено. Единственным исправным турбонасосом еле-еле удавалось откачивать воду. К счастью, через несколько часов была восстановлена работа радиопередатчика. Видяев связался с командующим и доложил об обстановке, попросил о помощи. Помощь обещала быть, но до прихода своих нужно было как-то продержаться. Всплывшую субмарину пока не обнаружили, но отливное течение и сильный ветер сносили моряков к мысу Нордкап, где находился германский наблюдательный пост. Следовательно, нужно было срочно уходить.

Видяев и офицеры обсуждали ситуацию и перспективы лодки, ведь если враг обнаружит их и попытается взять «Щуку» на абордаж, нужно будет взорвать судно. И вдруг старпом Каутский высказал неожиданную, даже безумную мысль, но надо было использовать любой шанс на спасение. Буквально за час подводников сшили два паруса из чехлов от дизелей и торпед. Паруса натянули на перископах, и лодка стала удаляться от опасного берега. Почти 13 часов, пройдя за это время 9 миль, лодка провела под парусом. Утром следующего дня на «Щуку» поступило сообщение от командующего флотом о том, что к лодке вышли подводная лодка К-22 и два эскадренных миноносца. Также командующий приказал: «В случае невозможности спасти лодку спасите людей, лодку уничтожить».

Экипаж «Щуки» эвакуировали на подошедшую подводную лодку К-22. Саму Щ-421 четырежды пытались взять на буксир, но безрезультатно. «Щука» была потоплена. Интересно, что после войны из немецких архивных документов стало ясно, что немцы трижды обнаруживали нашу лодку с берега, но приняли ее за один из норвежских траулеров, которые часто ходили в море под парусами. Никому и в голову не могло прийти, что под парусом идет подводная лодка!

В июле 1976 года для расширения фронта производства многоцелевых подлодок третьего поколения военное руководство приняло решение о разработке на базе «горьковского» 945-го проекта новой, более дешевой атомной подводной лодки, главным отличием которой от прототипа должно было быть применение стали вместо титановых сплавов в корпусных конструкциях. Поэтому разработку субмарины, получившей номер 971 (шифр «Щука-Б» ), вели по прежнему ТТЗ, минуя эскизное проектирование.

Особенностью новой атомной подлодки, разработку которой поручили СКВ «Малахит» (Ленинград), было значительное снижение шумности, который приблизительно в 5 раз меньше по сравнению с самыми совершенными советскими торпедными лодками второго поколения. Достичь этого уровня предполагалось за счет реализации ранних наработок конструкторов СКВ в области увеличения скрытности лодок (в СКВ в 1970-х годах разрабатывалась сверхмалошумная атомная подлодка), а также исследований специалистов ЦНИИ им. Крылова.

Усилия разработчиков субмарины увенчались успехом: новый атомоход по уровню скрытности впервые в истории подводного кораблестроения СССР превзошел самый лучший аналог американского производства - многоцелевую атомную подлодку третьего поколения типа «Лос-Анджелес».

Подлодку 971-го проекта оснастили мощным ударным вооружением, значительно превосходившим (по ракетно-торпедному боекомплекту, калибру и числу торпедных аппаратов) потенциалы советских и зарубежных подлодок аналогичного назначения. Новая подлодка, как и корабль 945-го проекта, была предназначена для борьбы с корабельными группировками и подводными лодками противника. Лодка может принимать участие в проведении операций спецназначения, осуществлять минные постановки и вести разведку.

13.09.1977 утвердили техпроект «Щуки-Б». Однако в дальнейшем его подвергли доработке, вызванной необходимостью увеличить технологический уровень ГАК до уровня американских субмарин (США в данной области вновь вырвались вперед). На подлодках типа «Лос-Анджелес» (третье поколение) был установлен гидроакустический комплекс AN/BQQ-5, имеющий цифровую обработку информации, обеспечивающую более точное выделение на фоне помех полезного сигнала. Другой новой «вводной», которая обусловила необходимость внесения изменений, стало требование военных установить на подлодку стратегические КР «Гранат».

Во время доработки (завершилась в 1980 году) субмарина получила новый цифровой гидроакустический комплекс с улучшенными характеристиками, а также систему управления вооружением, допускающую использование крылатых ракет «Гранат».

Анна ТРОФИМОВА

На борту были 47 молодых мужчин со всего Союза.После того как власти Крыма обнародовали списки экипажа, журналисты разыскали родственника единственного крымчанина с советской подлодки, найденной крымскими аквалангистами в районе Тарханкута, сообщает ВГ .

"Щука" мешала фашистам вывозить награбленное добро - охотилась на немецкие суда и топила их, пока не попала под обстрел быстроходных немецких кораблей. С пробоиной в жилом отсеке она залегла на дно, экипаж, слабея от недостатка кислорода, безуспешно пытался запустить моторы. 17 февраля 1944 года с "Щуки" пришел последний радиосигнал. 69 лет спустя ее на глубине 52 метра случайно обнаружили водолазы. Сенсационная находка породила массу вопросов: почему ее нашли только сейчас, кто являлся членами экипажа, и правда ли, что внутри "щуки" сухо. С помощью специалистов попробуем на них ответить.

Почему подлодку нашли только сейчас?

Почему? Ну, эта не последняя, еще целых 16 подлодок в Черном море числятся пропавшими без вести, - рассказывает Сергей Воронов, руководитель Черноморского центра подводных исследований. - А 52 метра - большая, техническая глубина. В тот квадрат мы пришли, чтобы продолжить начатые в прошлом году поиски палеоследов на дне Черного моря - тогда мы наткнулись на целое поле метановых фонтанов и грязевых вулканов и в этом году вернулись, чтобы отснять видео. Вдруг мы зафиксировали объект. Оказалось, что это единственная воевавшая в то время в Черном море "щука" проекта Х-бис номер "Щ-216". Всего "щук" было построено 41, 36 затонули в сражениях, и ни одна в целости не сохранилась. Эта может быть первой. Еще одну нашли в Черном море, возле острова Змеиный, но торпеды в таком состоянии, что там страшно даже ластой двинуть!

Лодка мешала фашистам вывозить награбленное

В черноморском флоте был целый дивизион, состоящий из "щук" разных типов, в 1944 они препятствовали войскам Вермахта, вывозившим награбленное добро в порты Румынии и Одессы, - рассказывает Воронов. - Базировались в Феодосии и Грузии. "Щ-216", по данным сайта submarine-at-war.ru, 3 июля 41-го перешла в Севастополь, в августе - в Феодосию. Потопила румынский транспорт "Карпати" и повредила германский танкер "Фируз". 16 февраля 1944 года она торпедировала один из немецких транспортов, и после этого она на связь не вышла. Ее атаковали два военных немецких судна, наши хотели залечь на дно и переждать, пока они уйдут, но, увы, немцы попали. Вторая наша подлодка передала, что слышала в этом районе 34 взрыва глубинной бомбы, а после на поверхности моря появились большое масляное пятно, папиросные пачки, обрывки одежды и книги. В 12 дня 17 февраля на следующий день немцы передали, что затоплена советская подводная лодка,

Экипаж "Щуки" - кто они?

По словам председателя Рескома по охране культурного наследия Ларисы Опанасюк, командиром подлодки был сочинец, капитан III ранга Григорий Карбовский, ровесник первой в истории России субмарины "щука", выпущенной в 1904 году. Экипаж - 47 молодых мужчин со всего Союза, преимущественно россияне, а комендор - единственный на корабле крымчанин Николай Иванович Нудьга, родившийся 18 сентября 1923 года в селе Борогань Раздольненского района, беспартийный. Родственников героически погибших моряков уже ищут с помощью специальных баз данных.

Если она целая и сухая - это будет чудо

Заместитель председателя Совета Министров Крыма Азиз Абдуллаев в свое время на камчатке в Авачинской бухте командовал взводом по обслуживанию подводных кораблей. По его мнению, в шести отсеках субмарины действительно может быть сухо, но это при очень большом везении.

Надо учитывать, что резинки на крышках люков не могли сохраниться за столько лет, соленая вода ведь - среда агрессивная. А если герметики уже не было, могла сохраниться только мягкая нержавейка, из нее делают корпус субмарины. - сообщил Азиз Рефатович, добавив, что экипаж потопленной лодки мог продержаться еще 3-4 дня пока не кончился кислород.

Капитан 1 ранга Анатолий Югов, командовавший в 90-е отдельным дивизионом подводных кораблей ВМС Украины считает, что на "Щуке" сейчас все может быть так, как на момент гибели экипажа.

Когда лодка в море, все переборки задраены, и в случае аварии их моментально герметизируют. Другое дело, что швы могла "побить" коррозия, и тогда вода, возможно, стала просачиваться. Но случаи, когда подлодки поднимали и находили останки моряков, реальны, в 1968 году нашу подлодку американцы подняли с глубины 5 тысяч метров.

Журналист Леонид Пилунский, служивший в 70-е капитаном подводного научного аппарата "Гидронавт I", наоборот, уверен, что "Щука" не уцелела.

Мне очень трудно поверить, что в лодке за 70 лет остались не затопленными все отсеки, кроме одного. Зная хорошо, как устроена подлодка, я вам говорю, что это фантастика. Трубопроводы пронизывают всю лодку от кормы до носовой части, где расположены торпедные аппараты, поэтому за семь десятилетий она была бы давным-давно затоплена полностью.

Родственник крымчанина с "Щуки" живет в Евпатории.

Молодого человека зовут Андрей Нудьга, и он очень хочет, чтобы Николай Иванович оказался его прапрадедом.

Да, я почти уверен, что это мой родственник, все совпадает! Бабушка и дедушка мои рассказывали, что один из наших, родственник по линии деда, после войны числился пропавшим без вести. Я с вами сейчас говорю, и мурашки по коже! - возбужденно говорил нам в трубку Андрей. Он пообещал вечером сходить к дедушке, чтобы выяснить все точно.


Субмарина типа "Щ" (Щука)

Советская дизель-электрическая подводная лодка. За всю историю субмарин этого типа было построено 86 единиц.

Скорость - надводная 13 узлов (25 км.ч.), подводная 8 (15 км.ч.);
- Предельная глубина погружения 90 метров;
- Автономность - 20 суток;
- Длина 58,8 метра;
- Ширина 6,2 метра;
- Вооружение - торпеды и 45-мм. артиллерийское орудие на палубе.

ПОЛНЫЙ СПИСОК ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА

1. Карбовский Григорий Евстафьевич, 1903 г.р., командир корабля.

2. Ларионов Геннадий Алексеевич, 1917 г.р., старший лейтенант, помощник командира корабля.

3. Любимов Евгений Васильевич, 1916 г.р., старший лейтенант, командир БЧ-1.

4. Глотов Никифор Васильевич, 1919 г.р., старший лейтенант, командир БЧ-2-3.

5. Лейн Илья Абрамович, 1919 г.р., старший инженер-лейтенант, командир БЧ-5.

6. Савин Павел Андрианович (ошибочно, Андреянович), 1915 г.р., капитан медицинской службы, начальник санитарной службы ПБ "Нева".

7. Швец Иван Константинович, 1915 г.р., главный старшина, боцман.

8. Бубнов Алексей Иванович, 1914 г.р., старшина 1 статьи, боцман ПЛ "Щ-207".

9. Белоусов Степан Трифонович, 1920 г.р., старший краснофлотец, рулевой.

10. Минчев Пётр Николаевич, 1923 г.р., краснофлотец, рулевой.

11. Плаксин Григорий Сергеевич, 1924 г.р., краснофлотец, рулевой.

12. Кузнецов Павел Фомич, 1921 г.р., краснофлотец, рулевой.

13. Лесников Пётр Иосифович, 1921 г.р., краснофлотец, командир отделения штурманских электриков.

14. Косульников Евгений Александрович, 1919 г.р., старшина 1 статьи, командир отделения комендоров.

15. Нудьга Николай Иванович, 1923 г.р., краснофлотец, комендор.

16. Горохов Василий Дмитриевич, 1917 г.р., старшина 1 статьи, старшина группы торпедистов.

17. Морозовский Алексей Владимирович, 1914 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения торпедистов.

18. Пересыпкин Николай Фёдорович, 1921 г.р., старший краснофлотец, старший торпедист.

19. Литвиненко Иван Петрович, 1923 г.р., краснофлотец, торпедист.

20. Ефимов Герман Агафьевич, 1914 г.р., главный старшина, старшина группы радистов.

21. Сомов Алексей Николаевич, 1919 г.р., краснофлотец, командир отделения радистов.

22. Фадеев Андрей Михайлович, 1922 г.р., краснофлотец, радист.

23. Самойленко Виктор Иванович, 1924 г.р., краснофлотец, гидроакустик.

24. Гришкин Сергей Анисимович, 1924 г.р., краснофлотец, гидроакустик.

19:34 — REGNUM Экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы» обнаружила и идентифицировала советскую подводную лодку Щ-317. В ходе одного боевого похода Щ-317 потопила три транспорта противника и повредила еще одно судно. Этот поход является одним из самых результативных в истории русского подводного флота. Существовало множество версий гибели героической лодки, как в шведских, так и в финских водах от действий сил противолодочной обороны противника. Однако лодке удалось дойти и почти форсировать минное заграждение «Зееигель» у острова Большой Тютерс. Она погибла практически на самой последней минной линии, перед возвращением домой. Лодка лежит на глубине 78 метров, погрузившись носом в ил. Вероятнее всего, подорвалась на противотральном устройстве немецкой мины ЕМС при всплытии на перископную глубину.

Экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы» проходит при поддержке депутата Государственной думы РФ, генерала армии Николая Ковалёва и Фонда президентских грантов.

В 2017 году в рамках экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» при проведении гидролокационных работ обнаружен корпус подводной лодки. Осмотр, проведённый в первые дни экспедиции 2018 года, показал, что это подводная лодка типа «Щ», 10-й серии. О чем однозначно говорит строение полностью сохранившейся рубки. В составе КБФ в годы войны погибли шесть подводных лодок «Щ» 10-й серии. Пять из них были найдены и идентифицированы в различные годы в территориальных водах Эстонии, Финляндии и России. Так как все остальные погибшие лодки однозначно идентифицированы, то найденная сейчас лодка может быть только Щ-317. Данный вывод подтверждает обнаружение погибшей лодки в районе, рекомендованном именно Щ-317 для форсирования минных полей.

Мемориальные мероприятия по экипажу погибшей лодки пройдут на месте её гибели 3 мая 2018 года.

Подводная лодка Щ-317

Заложена 23 июля 1934 года на заводе № 194 (им. Марти) в Ленинграде. 24 сентября 1935 года подводная лодка спущена на воду и 1 ноября 1936 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

В 1939—1940 годах лодка принимала участие в советско-финской войне, совершив два боевых похода. Атак противника не проводила.

Начало Великой Отечественной войны Щ-317 встретила под командованием капитана 3-го ранга Алексея Герасимовича Андронова в составе 7-го дивизиона 2-й бригады ПЛ КБФ, находясь в Таллине на среднем ремонте.

В первом боевом походе (27 сентября — 16 октября 1941) подводная лодка патрулировала район между островами Малый и Большой Тютерс на случай прорыва крупных немецких кораблей к Кронштадту. Встреч с противником не было, и Щ-317 благополучно вернулась в базу.

При выходе в очередной боевой поход 3 ноября 1941 у острова Гогланд лодка была по ошибке атакована своим сторожевым катером. Из-за полученных повреждений Щ-317 вынуждена была встать на ремонт.

24 января 1942 года командиром лодки назначен капитан-лейтенант Николай Константинович Мохов , до этого командовавший расформированным 9-м дивизионом «малюток» учебной бригады ПЛ КБФ. Прежний командир лодки А. Г. Андронов был переведен на другую подводную лодку КБФ.

Всю блокадную зиму 1941−1942 годов лодка провела в Ленинграде, а 9 июня 1942 года вышла в свой последний боевой поход. Так как новый командир не имел опыта плавания на «щуках», на борту «Щ-317» находился командир 4-го дивизиона ПЛ капитан 2-го ранга Владимир Алексеевич Егоров . Вечером 11 июня подводная лодка вышла с Лавенсари для следования к побережью Швеции в район Карлскроны.

Этот поход является одним из самых результативных в истории русского подводного флота: в ходе боевого похода Щ-317 потопила три транспорта противника и повредила еще одно судно. 10 июля 1942-го лодка сообщила в Кронштадт о результатах боевой деятельности. Подводной лодке было дано «добро» на возвращение, однако в назначенный срок лодка на базу не вернулась. Вместе с «Щ-317» погиб весь ее экипаж (41 человек).

Тип «Щука» (Тип «Щ») III Серии.

Нереализованная модернизация: модернизация 1947 года.
Дальнейшее развитие: тип "Щ" V серии .


1. Количество подводных лодок проекта: 4


2. Изображение проекта:


первоначальный вид


вид после капитального ремонта и модернизации


окраска ПЛ БФ 1941 года (ПЛ Щ-304)


3. Состав проекта:

Наименование корабля

Заводской номер

Примечания

закладки

вступления в строй

ЛЕНИНГРАД: Балтийский завод № 189 (3+1)



Подробная схема подводной лодки типа Щ III серии *
1 - буксирный клюз; 2 - гюйсшток; 3 - волнорезные щиты; 4 - надводный якорь; 5 - подводный якорь; 6 - торпедные аппараты;
7 - цистерна плавучести; 8 - носовая цистерна главного балласта; 9 - носовая дифферентная цистерна; 10 - входной люк с тубусом;
11 - электродвигатель брашпиля; 12 - вьюшка швартовного троса; 13-кислородные баллоны; 14 - электрокомпрессор воздуха высокого давления;
15 - гальюн; 16 - трюмный насос; 17 - электровентилятор общесудовой системы вентиляции; 18 - камбуз; 19 - раковины-умывальники;
20 - провизионная цистерна; 21 - носовые горизонтальные рули; 22-шпиль; 23-цепной ящик; 24-переборочная дверь; 25-запасные торпеды;
26 - койки; 27 - аккумуляторная яма; 28 - турбокомпрессор низкого давления; 29 - контроллер турбокомпрессора низкого давления; 30 - приборный щит;
31 - торпедопогрузочный люк; 32 - аварийный телефонный буй; 33 - каюта командира; 34 - топливные цистерны; 35 - аккумуляторная батарея;
36 - осушительный центробежный насос "Рато"; 37 - шестиклапанная коробка дифферентной системы; 38 - расходный топливный бак;
39 - штурвальная тумба носовых горизонтальных рулей; 40 - штурвальная тумба кормовых горизонтальных рулей; 41 - гирокомпас;
42 - зенитный перископ; 43 - лебедка зенитного перископа; 44 - командирский перископ; 45 - лебедка командирского перископа;
46 - пусковое регулирующее сопротивление электродвигателя кормовых горизонтальных рулей;
47 - пусковое регулирующее сопротивление электродвигателя Носовы горизонтальных рулей; 48 - электродвигатель носовых горизонтальных рулей;
49 - электродвигатель кормовых горизонтальных рулей; 50 - радиорубка; 51 - распределительный щит силовой сети; 52 - штурманский стол;
53 - шахта зенитного перископа; 54 - шахта командирского перископа; 55 - цистерна быстрого погружения; 56 - цистерна лага; 57 - 45-мм орудие;
58 - магнитный путевой компас; 59 - штурвальная тумба вертикального руля на мостике; 60 - боевая рубка;
61 - наружная шахта с верхней захлопкой вытяжной общесудовой системы вентиляции; 62 - шахта выхода из дизельного отсека на мостик;
63 - двери в ограждении рубки; 64 - сигнальная мачта; 65 - топовый огонь; 66 - кильватерный огонь; 67 - радиомачта; 68 - дизель 38В8;
69 - резервный масляный насос; 70 - трап; 71 - бачок расходного масла; 72 - холодильник масла; 73 - ящики для патронов регенерации воздуха;
74 - разобщительная муфта "Бамаг"; 75 - промежуточный подшипник; 76- газоотвод дизелей с клапанами; 77 - цистерны циркуляционного масла;
78 - цистерны чистого масла; 79 - цистерны судового запаса масла; 80 - главный гребной электродвигатель;
81 - щит параллельно-последовательного соединения групп аккумуляторной батареи; 82 - щит управления главными гребными электродвигателями;
83 - шкаф для хранения инструмента; 84 - глушитель газоотвода дизеля; 85 - воздушный баллон торпедной стрельбы; 86 - кулачная разобщительная муфта;
87 - упорный подшипник "Митчеля"; 88 - промежуточный вал; 89 - промежуточный подшипник; 90 - электродвигатель экономического хода;
91 - мортиры гребного вала; 92 - щит управления электродвигателями экономического хода; 93 - преобразователь вертикального руля;
94 - баллоны воздуха высокого давления емкостью 78 литров; 95 - шлюпка; 96 - флагшток; 97 - кнехты; 98 - цистерна пресной воды;
99 - кормовая дифферентная цистерна; 100 - кормовая цистерна главного балласта; 101 - гребной винт; 102 - ограждение веритикального руля;
103 - вертикальный руль; 104 - кормовые горизонтальные рули; 105 - гакобортный огонь; 106 - леер; 107 - оттяжки радиоантенны; 108 - леерная антенна;
109 - доковый киль; 110 - бортовые цистерны главного балласта; 111 - проницаемая часть; 112 - носовая палубная цистерна;
113 - кормовая палубная цистерна; 114 - уравнительная цистерна; 115 - ограждение кормовых горизонтальных рулей.