Дидактические игры ко «Дню здоровья. Воспитатель загадывает загадки
Дидактическая игра « Узнай на вкус».
(вторая младшая группа)
Дидактические задачи:
Упражнять детей в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий, кислый, соленый, горький), активизировать речь, развивать память, выдержку и сосредоточенность, желание помогать другим
Оборудование: корзинки с овощами и фруктами (отдельно для каждого вида),нарезанные на одной дощечке кусочками овощи и фрукты, кастрюлька.
Предварительная работа: игры «Что где растет?», беседа с детьми,что из чего готовят, пробы на вкус овощей и фруктов, чтение Ю.Тувим « Овощи».
Ход игры:
Воспитатель: С добрым утром, ребятишки:
И девчонки и мальчишки!.
Кукла в гости к нам пришла
Значит ждет нас всех игра.
Кукла Катя: Здравствуйте, ребятки! Как хорошо, что вы оказались в группе. На своем огороде я вырастила хороший урожай овощей, а в саду собрала урожай фруктов (показывает корзинки). Вот собралась сварить вам суп и компот.
Воспитатель заглядывает в кастрюльку:
Ой, Катюша, что же ты такое готовишь, у тебя и яблоки и картошка, и свекла, и груши, и капуста- вместе овощи и фрукты варятся. Ребята, разве можно из яблок сварить суп?
Дети: Нет.
Воспитатель: Конечно ведь яблоки это одним словом?
Д.: фрукты.
В.: Давайте вспомним какие ещё бывают фрукты?
Д.: яблоки, груши, вишни, персик, абрикос..
В. Давайте поможем Кате вспомнить, что можно приготовить из фруктов.
Д.: компот, варенье, кисель.
В. : Молодцы! Правильно! А суп, Катюша, мы сварим из овощей. Давайте, ребята, расскажем Катюше, какие овощи мы знаем.
Дети перечисляют овощи.
Кукла Катя: Спасибо вам ребятишки, что напомнили мне. Вы такие умные. Понимаете, ко мне приходила кукла Маша мы поговорили с ней и я совсем забыла, какие овощи и фрукты я нарезала на дощечке (плачет).
В.: Не расстраивайся, Катя, (дети жалеют куклу) Наши ребята тебе всегда помогут. Правда, ребята, мы даже с закрытыми глазами умеем определять овощи и фрукты на вкус?
Дети садятся на стульчики. Воспитатель обходит каждого (ребенок закрывает глаза) и дает попробовать нарезанные кусочками овощи и фрукты с дощечки. Задача ребенка определить вкус, что это овощ или фрукт, куда положить в суп или компот.
В.: Вы большие молодцы, у вас очень здорово все получилось. Я, думаю, что мы сегодня очень помогли нашей Кате.
Кукла Катя: Спасибо вам друзья. Я больше никогда не буду путать овощи с фруктами и приготовлю вам очень вкусное угощенье, пока вы погуляете на улице.
В. : Всем давно известно,
Что овощи полезны:
И капуста,и лучок, и чеснок, и кабачок,
И картошечка и репка,
Витамины дарят деткам!
Все вместе: Любим овощи и фрукты- витаминные продукты,
Вырастаем, подрастаем,
И друзьям всем помогаем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эта дидактическая игра систематизирует знание детей о разных видах спорта и спортсменах.Расширяет кругозор детей.Активизирует мышление и речь....
Дидактическая игра "Узнй игру по мячу" предназначена для детей 5-7 лет.Задачи:1.Формировать у ребят представления о разнообразных видах спорта с мячом.2.Развивать умение находить парные карточки, подб...
С помощью этой дидактической игры воспитатель поможет детям уточнить свои представления об овощах,задавать уточняющие вопросы,поддерживать диалог с товарищами по группе....
Ольга Андреевна Царева
Заместитель заведующей по ВМР
МБ ДОУ «Детский сад № 000» комбинированного вида г. Новокузнецк
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО СЕНСОРИКЕ
«УГАДАЙ НА ВКУС»
Цель: обогащать вкусовые ощущения, развивать память; развивать умение определять нужный способ для опознания предметов; обогащать словарь детей.
Подготовка к игре.
Детям предлагается 4 пары баночек. Они наполнены солью, ванилином, сахаром, лимонной кислотой.
Задание 1. «Угадай, какой вкус?»
Ребенку предлагается найти кислый, соленый, сладкий, горький вкусы.
Задание 2. «Найди пару»
Ребенок должен найти баночки с одинаковым вкусом.
Задание 3. «Что, каким бывает?»
Перед ребенком лежат картинки с ягодами, фруктами, овощами. Ребенок определяет баночку с определенным вкусом и кладет рядом картинку с продуктом, имеющим такой же вкус. Например: кислый вкус – лимон, клюква, смородина; сладкий вкус – груша, клубника, арбуз и т. д.
«ТЕПЛЫЙ – ХОЛОДНЫЙ»
Цель: упражнять детей в умении тактильным путем, устанавливать различия текстильных изделий, развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях.
Ход игры.
Детям предлагается панно с различными видами тканей. Ребенок тактильным путем должен установить различия текстильных изделий и рассказать о своих чувственных впечатлениях.
«ЛЕГКИЙ – ТЯЖЕЛЫЙ»
Цель: предоставить детям возможность прочувствовать меру тяжести знакомых предметов, тем самым обогащать сенсорный опыт детей; развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях.
Ход игры.
Детям предлагаются предметы разной тяжести. Прочувствовав меру тяжести, они рассказывают о своих чувственных впечатлениях.
«ТЕПЛЫЙ – ХОЛОДНЫЙ»
Цель: упражнять детей в умении на ощупь определять температуру однородных предметов и группировать их с условными символами; учить делать словесные выводы.
Ход игры.
Детям предлагаются баночки с водой: теплая, холодная, горячая. Дети на ощупь должны определить температуру воды и соотнести с соответствующими символами.
«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК-1»
Цель: закреплять умение определять знакомые геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр и др.) на основе осязательно-двигательного обследования и называть их.
Ход игры.
В мешочке лежат объемные геометрические фигуры. Ребенок опускает руку в мешочек и на ощупь определяет фигуру, которая ему попалась, называет и вынимает ее. Остальные дети контролируют.
«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК-2»
Цель: учить детей на ощупь определять геометрическую фигуру, развивать органы чувств (осязание).
Ход игры.
Предложить ребенку определить на ощупь и назвать геометрическую фигуру, лежащую в мешочке.
«НАЙДИ ЗАПЛАТКУ»
Цель: учить выделять в процессе восприятия качества предмета, сравнивать по форме.
Ход игры.
Предложить ребенку правильно подобрать подходящую заплатку из геометрической фигуры и поставить на место.
«ПОДБЕРИ ФИГУРУ»
Ход игры.
«УЗНАЙ И СРАВНИ»
Цель: закреплять умение сравнивать два предмета по длине и ширине, пользуясь приемом приложения их друг к другу; использовать слова: короче, длиннее, шире, уже; закреплять цвет; развивать умение узнавать геометрические фигуры на ощупь, и называть их.
Ход игры.
1 вариант. Под платочком хаотично разложены геометрические фигуры (большие и маленькие по величине, разной формы). Ребенку предлагается на ощупь, обследуя двумя руками, найти пару геометрических фигур (выбор пары возможен и по желанию ребенка и по словесному указанию воспитателя).
2 вариант. «Найди пару»
Ребенок на ощупь, одной рукой, обследуя предмет, достает геометрические фигуры из под платочка, называет, что он достал (ромб). Сравнивает по размерам, используя слова: длиннее, короче, уже, шире, и называет цвет каждой фигуры.
«ПОДБЕРИ ФИГУРУ»
Цель: учить детей обследовать предметы разной формы и цвета, учить использовать обозначенные свойства геометрической фигуры (цвет, форма, размер); развивать творческое воображение.
Ход игры.
1 вариант. Предложить ребенку выбрать понравившуюся для него карточку и с помощью геометрических фигур выложить рисунок по образцу.
2 вариант. Предложить ребенку, с помощью различных геометрических фигур, составить свой рисунок.
«ПОСТРОЙ ДОМ»
Цель: обогащать сенсорный опыт детей, знакомя их с широким кругом предметов и объектов, учить подбирать предметы по одному – двум качествам (цвет, размер).
Ход игры.
Предложить ребенку выбрать из геометрических фигур необходимую и расположить ее на картинке.
«НАЙДИ ПАРУ»
Цель: развивать органы чувств (слух), учить правильно, находить пару для предмета, развивать слуховое внимание.
Ход игры.
1 вариант. Детям раздаются «шумики» с разными звуками. Предлагается найти «шумик» с таким же звуком.
2 вариант. Предложить детям отгадать, у кого звучит «шумик» так же, как у воспитателя.
«ЦВЕТНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ»
Прямая цель: развивать зрительное восприятие, цвета, оттенки.
Косвенная цель:
Ход игры.
1 вариант. «Путаница»
Воспитатель перемешивает игрушки разных цветов и предлагает разложить их в мешочки соответствующего цвета.
2 вариант. «Кто быстрее!»
Воспитатель. – Я спрятала в группе 10 (число любое) игрушек желтого цвета, кто быстрее найдет их.
3 вариант. «Назови игрушку»
Ребенок вынимает из мешочка игрушку или наоборот, раскладывает игрушки (как в варианте №1), и называет их: - Зеленый зайчик, синий шарик, красный кубик и т. д.
4 вариант. Обучение детей распознаванию цвета.
Проходит в 3 этапа.
1 этап: «Это желтый шарик»
2 этап: «Принеси желтый шарик»
3 этап: «Какого цвета шарик?»
«ДУШИСТЫЕ МЕШОЧКИ»
Прямая цель: развивать обоняние у детей.
Косвенная цель: закреплять названия лекарственных растений, учить детей узнавать растения по запаху.
Ход игры.
1 вариант. «Узнай по запаху»
Воспитатель знакомит детей с запахами лекарственных трав в 3 этапа.
Воспитатель предлагает понюхать травку в мешочке.
1 этап.
Так пахнет ромашка. (Показать картинку)
2 этап. Найди мешочек с запахом ромашки.
3 этап.
2 вариант. «Найди такой же запах»
Ребенок берет один из синих мешочков, вдыхает запах и пытается найти такой же запах в оранжевом мешочке, составляя пары с одинаковым запахом.
«АРОМАТНАЯ РАДОСТЬ»
Цель: развивать обоняние у детей.
Ход игры.
Воспитатель предлагает собрать пару баночек с одинаковым запахом.
Для этого необходимо открыть баночку и дать ребенку понюхать аромат, но так чтобы он не видел содержимое баночки.
Затем ребенок нюхает содержимое других баночек и находит одинаковый аромат.
« ГУСЕНИЧКА - КРУПЕНИЧКА»
Цель:
Косвенная цель: развивать мелкую моторику рук.
Ход игры.
Воспитатель рассказывает:
Это необычная гусеничка. Ее зовут Крупеничка. Она питается не травкой, не листочками. Она любит разные крупы.
Сегодня Крупеничка по полю гуляла, разные крупы собирала: гречку, рис, фасоль, горох.
Вот посмотрите, у меня в мешочках тоже есть такие крупы.
Детям предлагается потрогать крупы. А затем потрогать животик у Крупенички.
Чем она сегодня угощалась?
«ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ»
Цель: развивать тактильные ощущения у детей.
«СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР»
«ЦВЕТНЫЕ ЛЕПЕСТКИ»
«ОТ КАКОГО ШАРИКА ВЕРЕВОЧКА»
«РАЗНОЦВЕТНЫЕ СКАМЕЙКИ»
Цель: учить детей различать основные цвета предметов; учить действовать по инструкции, выделяя заданный цвет и называть его.
Ход игры.
А. «Сильный ветер». (Ветер «сорвал» крыши с разноцветных домиков, нужно поставить их на место)
Б. «Цветные лепестки». (Выложить цветочки, подбирая лепестки по цвету серединки)
В. «От какого шарика веревочка». (Цвет шарика соотносить с цветом веревочки)
Г. «Разноцветные скамейки». (Посадить матрешку на скамейку того же цвета)
Font-size:14.0pt">«НАЙДИ ДОМИК ДЛЯ КАЖДОЙ РЫБКИ»
Цель: развивать зрительное внимание и память.
Ход игры.
Ребенку предлагается рассмотреть аквариумы и запомнить где какая рыбка плавает.
Затем аквариумы убираются.
Детям предлагают отдельно аквариумы и отдельно рыбку.
Посади каждую рыбку в свой аквариум.
«СЛОЖИ ИЗ ПАЛОЧЕК»
Цель: развивать зрительное внимание и память, мелкую моторику.
Ход игры.
На столе раскладываются счетные палочки.
Взрослый выкладывает из них фигуры – сначала простые, потом сложные. Ребенок должен сложить точно такую же фигуру.
Задание дается в порядке возрастающей сложности:
А) образец остается перед глазами ребенка
Б) образец убирается.
Можно эти фигуры складывать из кубиков.
Цель: обогащать вкусовые ощущения, развивать память; развивать умение определять нужный способ для опознания предметов; обогащать словарь детей.
Подготовка к игре.
Детям предлагается 4 пары баночек. Они наполнены солью, ванилином, сахаром, лимонной кислотой.
Задание 1. «Угадай, какой вкус?»
Ребенку предлагается найти кислый, соленый, сладкий, горький вкусы.
Задание 2. «Найди пару»
Ребенок должен найти баночки с одинаковым вкусом.
Задание 3. «Что, каким бывает?»
Перед ребенком лежат картинки с ягодами, фруктами, овощами. Ребенок определяет баночку с определенным вкусом и кладет рядом картинку с продуктом, имеющим такой же вкус. Например: кислый вкус – лимон, клюква, смородина; сладкий вкус – груша, клубника, арбуз и т.д.
«ТЕПЛЫЙ – ХОЛОДНЫЙ»
Цель: упражнять детей в умении тактильным путем, устанавливать различия текстильных изделий, развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях.
Ход игры.
Детям предлагается панно с различными видами тканей. Ребенок тактильным путем должен установить различия текстильных изделий и рассказать о своих чувственных впечатлениях.
«ЛЕГКИЙ – ТЯЖЕЛЫЙ»
Цель: предоставить детям возможность прочувствовать меру тяжести знакомых предметов, тем самым обогащать сенсорный опыт детей; развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях.
Ход игры.
Детям предлагаются предметы разной тяжести. Прочувствовав меру тяжести, они рассказывают о своих чувственных впечатлениях.
«ТЕПЛЫЙ – ХОЛОДНЫЙ»
Цель: упражнять детей в умении на ощупь определять температуру однородных предметов и группировать их с условными символами; учить делать словесные выводы.
Ход игры.
Детям предлагаются баночки с водой: теплая, холодная, горячая. Дети на ощупь должны определить температуру воды и соотнести с соответствующими символами.
«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК-1»
Цель: закреплять умение определять знакомые геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр и др.) на основе осязательно-двигательного обследования и называть их.
Ход игры.
В мешочке лежат объемные геометрические фигуры. Ребенок опускает руку в мешочек и на ощупь определяет фигуру, которая ему попалась, называет и вынимает ее. Остальные дети контролируют.
«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК-2»
Цель: учить детей на ощупь определять геометрическую фигуру, развивать органы чувств (осязание).
Ход игры.
Предложить ребенку определить на ощупь и назвать геометрическую фигуру, лежащую в мешочке.
«НАЙДИ ЗАПЛАТКУ»
Цель: учить выделять в процессе восприятия качества предмета, сравнивать по форме.
Ход игры.
Предложить ребенку правильно подобрать подходящую заплатку из геометрической фигуры и поставить на место.
«ПОДБЕРИ ФИГУРУ»
Ход игры.
«УЗНАЙ И СРАВНИ»
Цель: закреплять умение сравнивать два предмета по длине и ширине, пользуясь приемом приложения их друг к другу; использовать слова: короче, длиннее, шире, уже; закреплять цвет; развивать умение узнавать геометрические фигуры на ощупь, и называть их.
Ход игры.
1 вариант. Под платочком хаотично разложены геометрические фигуры (большие и маленькие по величине, разной формы). Ребенку предлагается на ощупь, обследуя двумя руками, найти пару геометрических фигур (выбор пары возможен и по желанию ребенка и по словесному указанию воспитателя).
2 вариант. «Найди пару»
Ребенок на ощупь, одной рукой, обследуя предмет, достает геометрические фигуры из под платочка, называет, что он достал (ромб). Сравнивает по размерам, используя слова: длиннее, короче, уже, шире, и называет цвет каждой фигуры.
«ПОДБЕРИ ФИГУРУ»
Цель: учить детей обследовать предметы разной формы и цвета, учить использовать обозначенные свойства геометрической фигуры (цвет, форма, размер); развивать творческое воображение.
Ход игры.
1 вариант. Предложить ребенку выбрать понравившуюся для него карточку и с помощью геометрических фигур выложить рисунок по образцу.
2 вариант. Предложить ребенку, с помощью различных геометрических фигур, составить свой рисунок.
«ПОСТРОЙ ДОМ»
Цель: обогащать сенсорный опыт детей, знакомя их с широким кругом предметов и объектов, учить подбирать предметы по одному – двум качествам (цвет, размер).
Ход игры.
Предложить ребенку выбрать из геометрических фигур необходимую и расположить ее на картинке.
«НАЙДИ ПАРУ»
Цель: развивать органы чувств (слух), учить правильно, находить пару для предмета, развивать слуховое внимание.
Ход игры.
1 вариант. Детям раздаются «шумики» с разными звуками. Предлагается найти «шумик» с таким же звуком.
2 вариант. Предложить детям отгадать, у кого звучит «шумик» так же, как у воспитателя.
«ЦВЕТНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ»
Прямая цель: развивать зрительное восприятие, цвета, оттенки.
Ход игры.
1 вариант. «Путаница»
Воспитатель перемешивает игрушки разных цветов и предлагает разложить их в мешочки соответствующего цвета.
2 вариант. «Кто быстрее!»
Воспитатель. – Я спрятала в группе 10 (число любое) игрушек желтого цвета, кто быстрее найдет их.
3 вариант. «Назови игрушку»
Ребенок вынимает из мешочка игрушку или наоборот, раскладывает игрушки (как в варианте №1), и называет их: - Зеленый зайчик, синий шарик, красный кубик и т.д.
4 вариант. Обучение детей распознаванию цвета.
Проходит в 3 этапа.
1 этап: «Это желтый шарик»
2 этап: «Принеси желтый шарик»
3 этап: «Какого цвета шарик?»
«ДУШИСТЫЕ МЕШОЧКИ»
Прямая цель: развивать обоняние у детей.
Косвенная цель: закреплять названия лекарственных растений, учить детей узнавать растения по запаху.
Ход игры.
1 вариант. «Узнай по запаху»
Воспитатель знакомит детей с запахами лекарственных трав в 3 этапа.
Воспитатель предлагает понюхать травку в мешочке.
Так пахнет ромашка. (Показать картинку)
2 этап. Найди мешочек с запахом ромашки.
2 вариант. «Найди такой же запах»
Ребенок берет один из синих мешочков, вдыхает запах и пытается найти такой же запах в оранжевом мешочке, составляя пары с одинаковым запахом.
«АРОМАТНАЯ РАДОСТЬ»
Цель: развивать обоняние у детей.
Ход игры.
Воспитатель предлагает собрать пару баночек с одинаковым запахом.
Для этого необходимо открыть баночку и дать ребенку понюхать аромат, но так чтобы он не видел содержимое баночки.
Затем ребенок нюхает содержимое других баночек и находит одинаковый аромат.
«ГУСЕНИЧКА - КРУПЕНИЧКА»
Косвенная цель: развивать мелкую моторику рук.
Ход игры.
Воспитатель рассказывает:
Это необычная гусеничка. Ее зовут Крупеничка. Она питается не травкой, не листочками. Она любит разные крупы.
Сегодня Крупеничка по полю гуляла, разные крупы собирала: гречку, рис, фасоль, горох.
Вот посмотрите, у меня в мешочках тоже есть такие крупы.
Детям предлагается потрогать крупы. А затем потрогать животик у Крупенички.
Чем она сегодня угощалась?
«ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ»
Цель: развивать тактильные ощущения у детей.
«СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР»
«ЦВЕТНЫЕ ЛЕПЕСТКИ»
«ОТ КАКОГО ШАРИКА ВЕРЕВОЧКА»
«РАЗНОЦВЕТНЫЕ СКАМЕЙКИ»
Цель: учить детей различать основные цвета предметов; учить действовать по инструкции, выделяя заданный цвет и называть его.
Ход игры.
А. «Сильный ветер». (Ветер «сорвал» крыши с разноцветных домиков, нужно поставить их на место)
Б. «Цветные лепестки». (Выложить цветочки, подбирая лепестки по цвету серединки)
В. «От какого шарика веревочка». (Цвет шарика соотносить с цветом веревочки)
Г. «Разноцветные скамейки». (Посадить матрешку на скамейку того же цвета)
«НАЙДИ ДОМИК ДЛЯ КАЖДОЙ РЫБКИ»
Цель: развивать зрительное внимание и память.
Ход игры.
Ребенку предлагается рассмотреть аквариумы и запомнить где какая рыбка плавает.
Затем аквариумы убираются.
Детям предлагают отдельно аквариумы и отдельно рыбку.
Посади каждую рыбку в свой аквариум.
«СЛОЖИ ИЗ ПАЛОЧЕК»
Цель: развивать зрительное внимание и память, мелкую моторику.
Ход игры.
На столе раскладываются счетные палочки.
Взрослый выкладывает из них фигуры – сначала простые, потом сложные. Ребенок должен сложить точно такую же фигуру.
Задание дается в порядке возрастающей сложности:
А) образец остается перед глазами ребенка
Б) образец убирается.
Можно эти фигуры складывать из кубиков.
Полную версию работы (с фотографиями) можно скачать .
Света Почтарева
Дидактическая игра «Узнай на вкус и запах»
УЗНАЙ НА ВКУС и ЗАПАХ
Дидактическая задача :
Упражнять детей в определении вкуса и запаха овощей и фруктов ;
Активизировать речь детей;
Развивать память, сосредоточенность, выдержку.
Игровые правила. Не глядя на овощ (завязать глаза) , определять его вкус , по запаху ; правильно называть вкус словом , отгадать по запаху что за овощ и фрукт терпеливо ждать, когда будет дан овощ и фрукт для пробы. Остальные дети терпеливо молчат, не подсказывают.
Игровые действия. Завязать глаза, не подглядывать, не торопиться с ответом, тщательно определить на запах затем на вкус и дать тогда уже ответ. Тому, кто ошибется, дают возможность попробовать другой овощ или фрукт. Найти целый овощ или фрукт на столе.
Ход игры. На столе на подносе лежат фрукты и овощи, знакомые детям : помидор, огурец (свежий и соленый, морковь, капуста, репа, редис; яблоко, груша, слива, бананы, виноград. На другом подносе эти овощи и фрукты разрезаны на небольшие кусочки на каждого ребенка. Здесь же находятся бумажные салфетки (либо зубочистки для каждого ребенка) . Воспитатель с подносом обходит всех играющих . К кому подойдет, тому завязывает глаза, кладет на салфетку один кусочек овоща или фрукта и просит ребенка сначала определить на запах ,а затем взять этот кусочек в рот. Тот, не подглядывая, отгадывает по вкусу и запаху название овоща или фрукта. Затем находит овощ или фрукт на столе. И так воспитатель ходит до тех пор, пока все дети будут вовлечены в игру.
Игра заканчивается перечислением принесенных овощей или фруктов, определением вкуса каждого из них .
Организуя игры, следует помнить о гигиенических требованиях : нельзя с одной вилки давать всем детям для пробы овощи или фрукты, использованные салфетки надо класть на отдельный поднос (или пользоваться зубочистками из расчета на каждого ребенка, на каждый фрукт и овощ). В игре участвуют все дети, но можно играть и с небольшими подгруппами ребят.
Цель: обогащать вкусовые ощущения, развивать память; развивать умение определять нужный способ для опознания предметов; обогащать словарь детей.
Подготовка к игре.
Детям предлагается 4 пары баночек. Они наполнены солью, ванилином, сахаром, лимонной кислотой.
Задание 1. «Угадай, какой вкус?»
Ребенку предлагается найти кислый, соленый, сладкий, горький вкусы.
Задание 2. «Найди пару»
Ребенок должен найти баночки с одинаковым вкусом.
Задание 3. «Что, каким бывает?»
Перед ребенком лежат картинки с ягодами, фруктами, овощами. Ребенок определяет баночку с определенным вкусом и кладет рядом картинку с продуктом, имеющим такой же вкус. Например: кислый вкус – лимон, клюква, смородина; сладкий вкус – груша, клубника, арбуз и т.д.
«ТЕПЛЫЙ – ХОЛОДНЫЙ»
Цель: упражнять детей в умении тактильным путем, устанавливать различия текстильных изделий, развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях.
Ход игры.
Детям предлагается панно с различными видами тканей. Ребенок тактильным путем должен установить различия текстильных изделий и рассказать о своих чувственных впечатлениях.
«ЛЕГКИЙ – ТЯЖЕЛЫЙ»
Цель: предоставить детям возможность прочувствовать меру тяжести знакомых предметов, тем самым обогащать сенсорный опыт детей; развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях.
Ход игры.
Детям предлагаются предметы разной тяжести. Прочувствовав меру тяжести, они рассказывают о своих чувственных впечатлениях.
«ТЕПЛЫЙ – ХОЛОДНЫЙ»
Цель: упражнять детей в умении на ощупь определять температуру однородных предметов и группировать их с условными символами; учить делать словесные выводы.
Ход игры.
Детям предлагаются баночки с водой: теплая, холодная, горячая. Дети на ощупь должны определить температуру воды и соотнести с соответствующими символами.
«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК-1»
Цель: закреплять умение определять знакомые геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр и др.) на основе осязательно-двигательного обследования и называть их.
Ход игры.
В мешочке лежат объемные геометрические фигуры. Ребенок опускает руку в мешочек и на ощупь определяет фигуру, которая ему попалась, называет и вынимает ее. Остальные дети контролируют.
«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК-2»
Цель: учить детей на ощупь определять геометрическую фигуру, развивать органы чувств (осязание).
Ход игры.
Предложить ребенку определить на ощупь и назвать геометрическую фигуру, лежащую в мешочке.
«НАЙДИ ЗАПЛАТКУ»
Цель: учить выделять в процессе восприятия качества предмета, сравнивать по форме.
Ход игры.
Предложить ребенку правильно подобрать подходящую заплатку из геометрической фигуры и поставить на место.
«ПОДБЕРИ ФИГУРУ»
Ход игры.
«УЗНАЙ И СРАВНИ»
Цель: закреплять умение сравнивать два предмета по длине и ширине, пользуясь приемом приложения их друг к другу; использовать слова: короче, длиннее, шире, уже; закреплять цвет; развивать умение узнавать геометрические фигуры на ощупь, и называть их.
Ход игры.
1 вариант. Под платочком хаотично разложены геометрические фигуры (большие и маленькие по величине, разной формы). Ребенку предлагается на ощупь, обследуя двумя руками, найти пару геометрических фигур (выбор пары возможен и по желанию ребенка и по словесному указанию воспитателя).
2 вариант. «Найди пару»
Ребенок на ощупь, одной рукой, обследуя предмет, достает геометрические фигуры из под платочка, называет, что он достал (ромб). Сравнивает по размерам, используя слова: длиннее, короче, уже, шире, и называет цвет каждой фигуры.
«ПОДБЕРИ ФИГУРУ»
Цель: учить детей обследовать предметы разной формы и цвета, учить использовать обозначенные свойства геометрической фигуры (цвет, форма, размер); развивать творческое воображение.
Ход игры.
1 вариант. Предложить ребенку выбрать понравившуюся для него карточку и с помощью геометрических фигур выложить рисунок по образцу.
2 вариант. Предложить ребенку, с помощью различных геометрических фигур, составить свой рисунок.
«ПОСТРОЙ ДОМ»
Цель: обогащать сенсорный опыт детей, знакомя их с широким кругом предметов и объектов, учить подбирать предметы по одному – двум качествам (цвет, размер).
Ход игры.
Предложить ребенку выбрать из геометрических фигур необходимую и расположить ее на картинке.
«НАЙДИ ПАРУ»
Цель: развивать органы чувств (слух), учить правильно, находить пару для предмета, развивать слуховое внимание.
Ход игры.
1 вариант. Детям раздаются «шумики» с разными звуками. Предлагается найти «шумик» с таким же звуком.
2 вариант. Предложить детям отгадать, у кого звучит «шумик» так же, как у воспитателя.
«ЦВЕТНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ»
Прямая цель: развивать зрительное восприятие, цвета, оттенки.
Ход игры.
1 вариант. «Путаница»
Воспитатель перемешивает игрушки разных цветов и предлагает разложить их в мешочки соответствующего цвета.
2 вариант. «Кто быстрее!»
Воспитатель. – Я спрятала в группе 10 (число любое) игрушек желтого цвета, кто быстрее найдет их.
3 вариант. «Назови игрушку»
Ребенок вынимает из мешочка игрушку или наоборот, раскладывает игрушки (как в варианте №1), и называет их: - Зеленый зайчик, синий шарик, красный кубик и т.д.
4 вариант. Обучение детей распознаванию цвета.
Проходит в 3 этапа.
1 этап: «Это желтый шарик»
2 этап: «Принеси желтый шарик»
3 этап: «Какого цвета шарик?»
«ДУШИСТЫЕ МЕШОЧКИ»
Прямая цель: развивать обоняние у детей.
Косвенная цель: закреплять названия лекарственных растений, учить детей узнавать растения по запаху.
Ход игры.
1 вариант. «Узнай по запаху»
Воспитатель знакомит детей с запахами лекарственных трав в 3 этапа.
Воспитатель предлагает понюхать травку в мешочке.
Так пахнет ромашка. (Показать картинку)
2 этап. Найди мешочек с запахом ромашки.
2 вариант. «Найди такой же запах»
Ребенок берет один из синих мешочков, вдыхает запах и пытается найти такой же запах в оранжевом мешочке, составляя пары с одинаковым запахом.
«АРОМАТНАЯ РАДОСТЬ»
Цель: развивать обоняние у детей.
Ход игры.
Воспитатель предлагает собрать пару баночек с одинаковым запахом.
Для этого необходимо открыть баночку и дать ребенку понюхать аромат, но так чтобы он не видел содержимое баночки.
Затем ребенок нюхает содержимое других баночек и находит одинаковый аромат.
«ГУСЕНИЧКА - КРУПЕНИЧКА»
Косвенная цель: развивать мелкую моторику рук.
Ход игры.
Воспитатель рассказывает:
Это необычная гусеничка. Ее зовут Крупеничка. Она питается не травкой, не листочками. Она любит разные крупы.
Сегодня Крупеничка по полю гуляла, разные крупы собирала: гречку, рис, фасоль, горох.
Вот посмотрите, у меня в мешочках тоже есть такие крупы.
Детям предлагается потрогать крупы. А затем потрогать животик у Крупенички.
Чем она сегодня угощалась?
«ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ»
Цель: развивать тактильные ощущения у детей.
«РАЗНОЦВЕТНЫЕ СКАМЕЙКИ»
Цель: учить детей различать основные цвета предметов; учить действовать по инструкции, выделяя заданный цвет и называть его.
Ход игры.
А. «Сильный ветер». (Ветер «сорвал» крыши с разноцветных домиков, нужно поставить их на место)
Б. «Цветные лепестки». (Выложить цветочки, подбирая лепестки по цвету серединки)
В. «От какого шарика веревочка». (Цвет шарика соотносить с цветом веревочки)
Г. «Разноцветные скамейки». (Посадить матрешку на скамейку того же цвета)
Цель: развивать зрительное внимание и память.
Ход игры.
Ребенку предлагается рассмотреть аквариумы и запомнить где какая рыбка плавает.
Затем аквариумы убираются.
Детям предлагают отдельно аквариумы и отдельно рыбку.
Посади каждую рыбку в свой аквариум.
«СЛОЖИ ИЗ ПАЛОЧЕК»
Цель: развивать зрительное внимание и память, мелкую моторику.
Ход игры.
На столе раскладываются счетные палочки.
Взрослый выкладывает из них фигуры – сначала простые, потом сложные. Ребенок должен сложить точно такую же фигуру.
Задание дается в порядке возрастающей сложности:
А) образец остается перед глазами ребенка
Б) образец убирается.
Можно эти фигуры складывать из кубиков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по сенсорике «Угадай на вкус»
Цель: обогащать вкусовые ощущения, развивать память; развивать умение определять нужный способ для опознания предметов; обогащать словарь детей.
Подготовка к игре.
Детям предлагается 4 пары баночек. Они наполнены солью, ванилином, сахаром, лимонной кислотой.
Задание 1. «Угадай, какой вкус?»
Ребенку предлагается найти кислый, соленый, сладкий, горький вкусы.
Задание 2. «Найди пару»
Ребенок должен найти баночки с одинаковым вкусом.
Задание 3. «Что, каким бывает?»
Перед ребенком лежат картинки с ягодами, фруктами, овощами. Ребенок определяет баночку с определенным вкусом и кладет рядом картинку с продуктом, имеющим такой же вкус. Например: кислый вкус – лимон, клюква, смородина; сладкий вкус – груша, клубника, арбуз и т.д.
«ТЕПЛЫЙ – ХОЛОДНЫЙ»
Цель: упражнять детей в умении тактильным путем, устанавливать различия текстильных изделий, развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях.
Ход игры.
Детям предлагается панно с различными видами тканей. Ребенок тактильным путем должен установить различия текстильных изделий и рассказать о своих чувственных впечатлениях.
«ЛЕГКИЙ – ТЯЖЕЛЫЙ»
Цель: предоставить детям возможность прочувствовать меру тяжести знакомых предметов, тем самым обогащать сенсорный опыт детей; развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях.
Ход игры.
Детям предлагаются предметы разной тяжести. Прочувствовав меру тяжести, они рассказывают о своих чувственных впечатлениях.
«ТЕПЛЫЙ – ХОЛОДНЫЙ»
Цель: упражнять детей в умении на ощупь определять температуру однородных предметов и группировать их с условными символами; учить делать словесные выводы.
Ход игры.
Детям предлагаются баночки с водой: теплая, холодная, горячая. Дети на ощупь должны определить температуру воды и соотнести с соответствующими символами.
«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК-1»
Цель: закреплять умение определять знакомые геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр и др.) на основе осязательно-двигательного обследования и называть их.
Ход игры.
В мешочке лежат объемные геометрические фигуры. Ребенок опускает руку в мешочек и на ощупь определяет фигуру, которая ему попалась, называет и вынимает ее. Остальные дети контролируют.
«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК-2»
Цель: учить детей на ощупь определять геометрическую фигуру, развивать органы чувств (осязание).
Ход игры.
Предложить ребенку определить на ощупь и назвать геометрическую фигуру, лежащую в мешочке.
«НАЙДИ ЗАПЛАТКУ»
Цель: учить выделять в процессе восприятия качества предмета, сравнивать по форме.
Ход игры.
Предложить ребенку правильно подобрать подходящую заплатку из геометрической фигуры и поставить на место.
«ПОДБЕРИ ФИГУРУ»
Ход игры.
«УЗНАЙ И СРАВНИ»
Цель: закреплять умение сравнивать два предмета по длине и ширине, пользуясь приемом приложения их друг к другу; использовать слова: короче, длиннее, шире, уже; закреплять цвет; развивать умение узнавать геометрические фигуры на ощупь, и называть их.
Ход игры.
1 вариант. Под платочком хаотично разложены геометрические фигуры (большие и маленькие по величине, разной формы). Ребенку предлагается на ощупь, обследуя двумя руками, найти пару геометрических фигур (выбор пары возможен и по желанию ребенка и по словесному указанию воспитателя).
2 вариант. «Найди пару»
Ребенок на ощупь, одной рукой, обследуя предмет, достает геометрические фигуры из под платочка, называет, что он достал (ромб). Сравнивает по размерам, используя слова: длиннее, короче, уже, шире, и называет цвет каждой фигуры.
«ПОДБЕРИ ФИГУРУ»
Цель: учить детей обследовать предметы разной формы и цвета, учить использовать обозначенные свойства геометрической фигуры (цвет, форма, размер); развивать творческое воображение.
Ход игры.
1 вариант. Предложить ребенку выбрать понравившуюся для него карточку и с помощью геометрических фигур выложить рисунок по образцу.
2 вариант. Предложить ребенку, с помощью различных геометрических фигур, составить свой рисунок.
«ПОСТРОЙ ДОМ»
Цель: обогащать сенсорный опыт детей, знакомя их с широким кругом предметов и объектов, учить подбирать предметы по одному – двум качествам (цвет, размер).
Ход игры.
Предложить ребенку выбрать из геометрических фигур необходимую и расположить ее на картинке.
«НАЙДИ ПАРУ»
Цель: развивать органы чувств (слух), учить правильно, находить пару для предмета, развивать слуховое внимание.
Ход игры.
1 вариант. Детям раздаются «шумики» с разными звуками. Предлагается найти «шумик» с таким же звуком.
2 вариант. Предложить детям отгадать, у кого звучит «шумик» так же, как у воспитателя.
«ЦВЕТНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ»
Прямая цель: развивать зрительное восприятие, цвета, оттенки.
Ход игры.
1 вариант. «Путаница»
Воспитатель перемешивает игрушки разных цветов и предлагает разложить их в мешочки соответствующего цвета.
2 вариант. «Кто быстрее!»
Воспитатель. – Я спрятала в группе 10 (число любое) игрушек желтого цвета, кто быстрее найдет их.
3 вариант. «Назови игрушку»
Ребенок вынимает из мешочка игрушку или наоборот, раскладывает игрушки (как в варианте №1), и называет их: - Зеленый зайчик, синий шарик, красный кубик и т.д.
4 вариант. Обучение детей распознаванию цвета.
Проходит в 3 этапа.
1 этап: «Это желтый шарик»
2 этап: «Принеси желтый шарик»
3 этап: «Какого цвета шарик?»
«ДУШИСТЫЕ МЕШОЧКИ»
Прямая цель: развивать обоняние у детей.
Косвенная цель: закреплять названия лекарственных растений, учить детей узнавать растения по запаху.
Ход игры.
1 вариант. «Узнай по запаху»
Воспитатель знакомит детей с запахами лекарственных трав в 3 этапа.
Воспитатель предлагает понюхать травку в мешочке.
1 этап.
Так пахнет ромашка. (Показать картинку)
2 этап. Найди мешочек с запахом ромашки.
3 этап.
2 вариант. «Найди такой же запах»
Ребенок берет один из синих мешочков, вдыхает запах и пытается найти такой же запах в оранжевом мешочке, составляя пары с одинаковым запахом.
«АРОМАТНАЯ РАДОСТЬ»
Цель: развивать обоняние у детей.
Ход игры.
Воспитатель предлагает собрать пару баночек с одинаковым запахом.
Для этого необходимо открыть баночку и дать ребенку понюхать аромат, но так чтобы он не видел содержимое баночки.
Затем ребенок нюхает содержимое других баночек и находит одинаковый аромат.
«ГУСЕНИЧКА - КРУПЕНИЧКА»
Косвенная цель: развивать мелкую моторику рук.
Ход игры.
Воспитатель рассказывает:
Это необычная гусеничка. Ее зовут Крупеничка. Она питается не травкой, не листочками. Она любит разные крупы.
Сегодня Крупеничка по полю гуляла, разные крупы собирала: гречку, рис, фасоль, горох.
Вот посмотрите, у меня в мешочках тоже есть такие крупы.
Детям предлагается потрогать крупы. А затем потрогать животик у Крупенички.
Чем она сегодня угощалась?
«ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ»
Цель: развивать тактильные ощущения у детей.
«СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР»
«ЦВЕТНЫЕ ЛЕПЕСТКИ»
«ОТ КАКОГО ШАРИКА ВЕРЕВОЧКА»
«РАЗНОЦВЕТНЫЕ СКАМЕЙКИ»
Цель: учить детей различать основные цвета предметов; учить действовать по инструкции, выделяя заданный цвет и называть его.
Ход игры.
А. «Сильный ветер». (Ветер «сорвал» крыши с разноцветных домиков, нужно поставить их на место)
Б. «Цветные лепестки». (Выложить цветочки, подбирая лепестки по цвету серединки)
В. «От какого шарика веревочка». (Цвет шарика соотносить с цветом веревочки)
Г. «Разноцветные скамейки». (Посадить матрешку на скамейку того же цвета)
«НАЙДИ ДОМИК ДЛЯ КАЖДОЙ РЫБКИ»
Цель: развивать зрительное внимание и память.
Ход игры.
Ребенку предлагается рассмотреть аквариумы и запомнить где какая рыбка плавает.
Затем аквариумы убираются.
Детям предлагают отдельно аквариумы и отдельно рыбку.
Посади каждую рыбку в свой аквариум.
«СЛОЖИ ИЗ ПАЛОЧЕК»
Цель: развивать зрительное внимание и память, мелкую моторику.
Ход игры.
На столе раскладываются счетные палочки.
Взрослый выкладывает из них фигуры – сначала простые, потом сложные. Ребенок должен сложить точно такую же фигуру.
Задание дается в порядке возрастающей сложности:
А) образец остается перед глазами ребенка
Б) образец убирается.
Можно эти фигуры складывать из кубиков.