28 героев панфиловцев. Дубосеково: мемориал к юбилею Победы

28 ПАНФИЛОВЦЕВ: ПРАВДА ИЛИ ВЫМЫСЕЛ?

16 ноября в Волоколамске прошла премьера фильма «28 панфиловцев». Разбираемся в том, что в действительности происходило 16 ноября 1941 года у разъезда Дубосеково.

Бой у разъезда Дубосеково в Волоколамском районе Московской области в ноябре 1941 года действительно был частью крупномасштабной кампании по обороне Москвы от войск вермахта, а конкретно около Дубосекова была размещена 316-я стрелковая дивизия.

Впервые сообщение о подвиге 28 якобы погибших в бою с нацистами героев появилось в очерке корреспондента Василия Коротеева в газете "Красная звезда", который был отредактирован Александром Кривицким.

Тот же корреспондент, по архивным данным, придумал широко цитируемую фразу: "Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва".

"Свыше 50 вражеских танков двинулись на рубежи, занимаемые 29 советскими гвардейцами из дивизии им. Панфилова... Смалодушничал только один из 29... только один поднял руки вверх... несколько гвардейцев одновременно, не сговариваясь, без команды, выстрелили в труса и предателя", - говорилось в заметке, рассказывавшей об уничтожении этой группой людей 18 танков противника.

Арест с книгой о себе самом

Несмотря на героизацию советских времен, вопросы как об авторстве фразы, так и об отсутствии в немецких военных хрониках сообщения о единовременной потере крупной группы танков, поднимались весьма регулярно.

Чтобы окончательно прояснить ситуацию, госархив - "в связи с многочисленными обращениями граждан" - разместил справку-доклад главного военного прокурора времен ВОВ Николая Афанасьева, в которой рассказывается о четверых выживших панфиловцах, один из которых и вовсе работал на немцев после пленения.

"В ноябре 1947 года военной прокуратурой Харьковского гарнизона был арестован и привлечен к уголовной ответственности за измену Родине гр-н Добробабин Иван Евстафьевич. Материалами следствия установлено, что, будучи на фронте, Добробабин добровольно сдался в плен немцам и весной 1942 года поступил к ним на службу. [...] При аресте у Добробабина была найдена книга о "28 героях-панфиловцах", и оказалось, что он числится одним из главных участников этого боя, за что ему и присвоено звание героя Советского Союза", - говорится в справке от 10 мая 1948 года.

Приговором военного трибунала Киевского военного округа от 8 июня 1948 года Иван Добробабин был приговорён к 15 годам лишения свободы с поражением в правах сроком на пять лет, конфискацией имущества и лишением медалей «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За взятие Вены» и «За взятие Будапешта»; указом Президиума ВС СССР от 11 февраля 1949 года лишён звания Героя Советского Союза.

Во время амнистии 1955 года срок наказания ему был снижен до 7 лет, после чего он был освобождён.

В 1947 году прокуроры, проводившие проверку обстоятельств боя у разъезда Дубосеково, выяснили, что в живых остался не только Иван Добробабин. «Воскресли» Даниил Кужебергенов, Григорий Шемякин, Илларион Васильев, Иван Шадрин. Позднее стало известно, что жив и Дмитрий Тимофеев.

Все они в бою у Дубосеково были ранены, Кужебергенов, Шадрин и Тимофеев прошли через немецкий плен.

Солдат Иван Натаров, который, согласно утверждениям журналистов "Красной звезды", на смертном одре поведал о совершённом подвиге, был убит 14 ноября - за два дня до предполагаемого боя.

Показания командира 1075-го стрелкового полка Ильи Капрова. В полку Карпова служили все 28 героев-панфиловцев.

На допросе в прокуратуре в 1948 году Капров показал: «Никакого боя 28 панфиловцев с немецкими танками у разъезда Дубосеково 16 ноября 1941 года не было - это сплошной вымысел. В этот день у разъезда Дубосеково в составе 2-го батальона с немецкими танками дралась 4-я рота, и действительно дралась геройски. Из роты погибло свыше 100 человек, а не 28, как об этом писали в газетах. Никто из корреспондентов ко мне не обращался в этот период; никому никогда не говорил о бое 28 панфиловцев, да и не мог говорить, так как такого боя не было. Никакого политдонесения по этому поводу я не писал. Я не знаю, на основании каких материалов писали в газетах, в частности в «Красной звезде», о бое 28 гвардейцев из дивизии им. Панфилова. В конце декабря 1941 года, когда дивизия была отведена на формирование, ко мне в полк приехал корреспондент «Красной звезды» Кривицкий вместе с представителями политотдела дивизии Глушко и Егоровым. Тут я впервые услыхал о 28 гвардейцах-панфиловцах. В разговоре со мной Кривицкий заявил, что нужно, чтобы было 28 гвардейцев-панфиловцев, которые вели бой с немецкими танками. Я ему заявил, что с немецкими танками дрался весь полк, и в особенности 4-я рота 2-го батальона, но о бое 28 гвардейцев мне ничего не известно… Фамилии Кривицкому по памяти давал капитан Гундилович, который вёл с ним разговоры на эту тему, никаких документов о бое 28 панфиловцев в полку не было и не могло быть».

Допросы журналистов

Александр Кривицкий на допросе показал: «При разговоре в ПУРе с т. Крапивиным он интересовался, откуда я взял слова политрука Клочкова, написанные в моём подвале: «Россия велика, а отступать некуда - позади Москва», - я ему ответил, что это выдумал я сам…

…В части же ощущений и действий 28 героев - это мой литературный домысел. Я ни с кем из раненых или оставшихся в живых гвардейцев не разговаривал. Из местного населения я говорил только с мальчиком лет 14–15, который показал могилу, где похоронен Клочков».

Бой у Дубосеково был, рота дралась героически

Показания местных жителей свидетельствуют, что 16 ноября 1941 года у разъезда Дубосеково действительно шёл бой советских солдат с наступающими немцами. Шесть бойцов, включая политрука Клочкова, были похоронены жителями окрестных деревень.

Никто не ставит под сомнение то, что бойцы 4-й роты у разъезда Дубосеково дрались героически.

Не вызывает никаких сомнений и то, что 316-я стрелковая дивизия генерала Панфилова в оборонительных боях на Волоколамском направлении в ноябре 1941 сумела сдержать натиск противника, что стало важнейшим фактором, позволившим нанести гитлеровцам поражение под Москвой.

По архивным данным Минобороны СССР, весь 1075-й стрелковый полк 16 ноября 1941 года уничтожил 15 или 16 танков и около 800 человек личного состава противника. То есть можно говорить о том, что 28 бойцов у разъезда Дубосеково не уничтожали 18 танков и не погибли все.

Но нет никаких сомнений, что их стойкость и мужество, их самопожертвование позволили отстоять Москву.

/ Александр Журавлёв

75-я годовщина битвы под Москвой подняла новую волну споров о главном символе той победы - 28 панфиловцах. Спецрасследование Informburo.

Легендарная битва у разъезда Дубосеково случилась в аккурат 75 лет назад. Погода тогда, в ноябре 1941-го, была такая же, как и сейчас - в ноябре 2016-го: снегопад и позёмку закреплял убедительный минус. Немец явно торопился взять советскую столицу календарной осенью и особенно утюжил бомбёжками волоколамский плацдарм.

Полки, которые собиралось отправить маршем до Красной площади немецкое командование, высаживались за 100 километров от Москвы. 316-я мотострелковая дивизия встала поперёк бравых колонн вермахта, затянула бои на четыре долгих дня; в результате заставила противника перебросить войска на другое направление, а своим дала возможность перегруппировать силы для эффективной обороны Москвы.

Волоколамск. Подмосковье / Александр Журавлёв

Тактика, как известно, себя оправдала, и эти общеизвестные факты не берётся оспаривать даже самый остервенелый критик. И дело тут вовсе не в успехах советской пропаганды. Битва за Москву намертво осела и в полях тех, и в архивных фондах, и в памяти нашей с советской школы, где учили - за что дивизии присвоили имя её комдива.

Юбилей - всегда лишний повод всковырнуть, потрепать, затроллить. А когда большой юбилей, раскрученный, идеологически хрупкий - так и подавно. "Подвиг двадцати восьми" - постоянное поле непримиримых "окопных" битв в ландшафте соцсетей, где линия соприкосновения шрамом растянулась во всю длину интернета. Скажи, что веришь в 28 панфиловцев, - и я сразу скажу, кто ты. И ярлыком помечу.

Один-два документа на растопку "фейсбушной справедливости". Да и дело за малым - посеять сомнения. Затроллить в наши дни не проблема - кого угодно и как угодно. Справка-доклад "О 28 панфиловцах" главного военного прокурора СССР Афанасьева стала поворотной для всей панфиловской истории. Битву под Москвой открыто стали называть советским фейком.

"Материалами расследования установлено, что подвиг 28 гвардейцев-панфиловцев, освещённый в печати, является вымыслом корреспондента Коротеева, редактора "Красной звезды" Ортенберга и в особенности литературного секретаря газеты Кривицкого. Этот вымысел был повторён в произведениях писателей Н. Тихонова, В. Ставского, А. Бека, Н. Кузнецова, В. Липко, М. Светлова и других и широко популяризировался среди населения Советского Союза", - делает вывод в своём расследовании главный военный прокурор ВС СССР Николай Афанасьев.

Контраргументом стала дата расследования подвига Главной военной прокуратурой. Скептики сразу подхватили: раз копали так глубоко, а выводы делали так смело - значит, был заказ сверху. "Легенду 28 панфиловцев" открыто популяризировал Жуков, но после войны маршал попал в опалу, а развенчанный публично подвиг мог серьёзно подпортить полководческую кровь.

Монумент героям-панфиловцам у разъезда Дубосеково / Александр Журавлёв

Однако поспешные и "несостоятельные выводы" Главной военной прокуратуры вовремя заметили "где надо": прокурорскую справку Афанасьева засунули под сукно, а версию "лжеподвига" замяли. И даже вопросом задались: а кому же всё это выгодно - отрицать подвиг под Москвой? Кривицкий только в 70-х подтвердил, что такая "заказуха", типичная для сталинского режима, прямо требовала от него признания в том, что "28 панфиловцев - плод его авторского воображения".

"Мне было сказано, что если я откажусь от показаний, что описание боя у Дубосеково полностью выдумал я и что ни с кем из тяжелораненых или оставшихся в живых панфиловцев перед публикацией статьи не разговаривал, то в скором времени окажусь на Печоре или Колыме. В такой обстановке мне пришлось сказать, что бой у Дубосеково - мой литературный вымысел", - вспоминает литературный секретарь газеты "Красная звезда" Александр Кривицкий.

Но поди назови 28 панфиловцев мифом - и оппоненты тут же заклюют и навешают позорных бирок. Острая грань, где адекватную дискуссию запросто сворачивают, общество грубо рубит на две непримиримые части. Слив очередного документа - и полетели клочки по закоулочкам. Пока одни нападают, другие обороняются, подтягивая резервы, чтобы жахнуть достойную "ответку". Только успевай на вентилятор известно чего подкидывать...

"Те, кто пытается сейчас очернить подвиг воинов 8-й гвардейской дивизии, сами признают, что при обороне Москвы такой-то участок фронта защищала дивизия, сформированная в Алматы - 8-я гвардейская стрелковая дивизия. Сами критики это признают. Всё остальное - инсинуации. Ярчайший пример нашего достояния - в годы войны все народы объединились и, несмотря ни на какие лишения, встали единым фронтом на защиту своего Отечества. И вот это сейчас хотят у нас выбить и насадить другие, чуждые нам позиции", - заявил председатель Алматинского городского комитета ветеранов ВОВ Купесбай Жанпеисов.

Историю того боя раскручивала до легендарности редакция "Красной звезды" - мастера советской военной передовицы. Фронтовой корреспондент Коротеев нашёл фронтовую сводку про битву под Дубосеково и с пометкой "погибли все до одного, но врага не пропустили" отправил её своему шефу - главному редактору "Красной звезды" Ортенбергу. Так из реального фронтового подвига советский медийщик начал скрупулёзно "запиливать" мотив попопсовей.

"По приезде в Москву я доложил редактору газеты "Красная звезда" Ортенбергу обстановку, рассказал о бое роты с танками противника. Ортенберг меня спросил, сколько же людей было в роте. Я ответил, что примерно 30 человек и что двое из этих людей оказались предателями... Таким образом и появилось количество сражавшихся - 28 человек. Ортенберг говорил, что о двух предателях писать нельзя, и решил в передовой написать только об одном предателе", - из показаний фронтового корреспондента "Красной звезды" Василия Коротеева Главному военному прокурору.

За репортажем с места событий Ортенберг отправил своего подчинённого - литсекретаря Кривицкого. Подвиг должен был зацепить читателя героическими деталями. И Кривицкий искренне считал, что не кривил душой, режиссируя отдельные моменты. Страна в условиях войны и наступления гитлеровской Германии. Для главреда "Красной звезды" вопрос пропаганды не стоял в принципе. Позже на допросе он прямо признает, что цифру "28" Кривицкому навязал, как и формат передовой статьи: завещание павших героев.

"Кривицкий заявил: нужно, чтобы было 28 гвардейцев-панфиловцев, которые вели бой с немецкими танками. Я ему заявил, что с немецкими танками дрался весь полк и в особенности 4-я рота 2-го батальона, и действительно дралась геройски, но о бое 28 гвардейцев мне ничего неизвестно... Из роты погибло свыше 100 человек, а не 28, как об этом писали в газетах", - из показаний командира 1075-го стрелкового полка Ильи Капрова Главному военному прокурору.

Место битвы у разъезда Дубосеково / Александр Журавлёв

Комполка Капров, если верить материалам его допроса, заявил, что о 28 панфиловцах впервые услышал только в конце 41-го. Никакой документации о том легендарном бое в дивизии никогда не было. А корреспонденту Кривицкому никто из командования ничего официально не подтверждал, фамилии он вписывал сам, по памяти. В дивизии вообще узнали о своих героях, когда из Центра пришли наградные листы на 28 особо отличившихся. Такой репортёрский залёт на версию случайной редакционной ошибки никак не натягивается.

Кривицкий на месте боя под Дубосеково не находит ни участников подвига, ни очевидцев и ограничивается опросом местного населения, но оно по домам, по подвалам отсиживалось и историю панфиловцев тоже слышало только со слов. И когда "Красная звезда" публикует ту историю, настоящий подвиг окончательно прячут за ширмой легенды и обрекают на вечные сомнения. В своей окончательной версии литературный секретарь Кривицкий пишет про 29 панфиловцев: 28 героев и 1 предателя.

Цитата из газеты "Красное знамя" / иллюстрация сайт

Легенду о 28 панфиловцах Кривицкий сам назвал на допросах "литературным домыслом". Документ Главной военной прокуратуры был рассекречен только в 2015-м, и именно он спровоцировал новую возню - новый повод развеять "миф 28". Чуть засомневался - и сразу попался... Только начинаешь отрицать сухую, казалось бы, цифру - сразу бросаешь тень на всю подмосковную битву. И никак иначе.

Законы пропаганды не сильно поменялись со времён советской власти, просто теперь есть выбор - чью позицию занять. А выбор нынче суров. Да или нет. Либо по ту, западную сторону разъезда Дубосеково, либо по эту. И гляди - не ошибись. Припомнят, и не один раз. И - шевроном на аватарку то ли "ватника" совкового, то ли новообращенца "майданутого". Третьего не дано.

Митинг в честь открытия монумента воинам ВОВ в Волоколамске / Александр Журавлёв

  • "Там против танков сражалось не 28 бойцов, там полегла 4-я рота. Вся полегла, но немцев не пропустила. 28 гвардейцев, 100 гвардейцев-панфиловцев - это вопрос другого плана. Не надо выдёргивать жареные факты и очернять героев и их подвиг. Нельзя допустить пересмотра общей истории, чтобы не повторять трагических ошибок - того, что было допущено в предвоенные годы", - считает профессор Казахстанско-немецкого университета Булат Султанов.
  • "Действительно, исход войны решили - сейчас можно об этом говорить - сибиряки и казахстанцы, казахи. Конечно, где-то в запарке фамилии могли неточно написать, кто-то после сражения мог попасть в плен, могли быть неточности, но подвиг панфиловцев никто не имеет права оспаривать", - настаивает учёный секретарь национального конгресса историков Зиябек Кабульдинов.
  • "Начинают говорить, что советские люди и Советская Армия воевали под дулами НКВД. Приходит каждое новое поколение и пытается ревизию провести. Мы не учимся уважать историю такой, какая она есть, независимо от политических или идеологических пристрастий, или современной моды, которая диктуется откуда-то, подчас финансируемая", - убеждён депутат Мажилиса Парламента РК Магеррам Магеррамов.

Кто по эту, восточную, сторону, честно признают: перед всей 4-й ротой давно пора публично извиниться. Не 28 погибли, отбивая немецкие танки, а добрая сотня. Это две трети настоящих героев битвы под Москвой, чьи фамилии даже не "гуглятся". Надо извиниться и покаяться, если придётся, но легенду о 28 больше не трогать. Не нашего это ума дело - подвиги дедов переосмысливать.

"В неравном бою с фашистскими танками у разъезда Дубосеково сошлась четвёртая рота 2-го батальона 1075-го стрелкового полка Панфиловской дивизии. Их было 130 человек. В живых, как потом вспоминал командир полка Капров, осталось человек 20-25", - рассказывает заведующая музейным комплексом "Волоколамский Кремль" Галина Одина.

  • "Нынешнее поколение казахстанцев и россиян должно бережно хранить память о том, как советский народ боролся за свою свободу и сколько жертв положил на единый алтарь Победы. Сдача советской столицы могла надолго отодвинуть день победы над фашистским игом. Недопустимость этого осознавал весь народ", - заявила на открытии монумента героям ВОВ вице-президент АО "Алюминий Казахстана" (ERG) Бегзия Искакова.
  • "Мне кажется героем был каждый, кто не боялся смотреть в лицо врага, кто в ноябре-декабре 41-го года стоял насмерть за свою страну. И в окопах, мне кажется, люди не делили друг друга по национальности, вероисповеданию, происхождению. И пока мы будем помнить это - всё у нас будет в порядке: в каждом регионе, доме, семье", - высказался на митинге в Волоколамске помощник военного атташе Посольства РК в РФ Нуржан Омаров.
  • "В сердцах молодых, на их поколение возложена задача хранить этот подвиг и эту память. Нельзя никому дать шанса попытаться опровергнуть его в очередной раз, и может быть, снова и снова, через несколько лет, я не знаю, но эти попытки продолжатся", - обратилась к собравшимся в парке Победы Волоколамска заместитель председателя правительства Московской области РФ Эльмира Хаймурзина.

Неразорвавшаяся граната 41-го года / Александр Журавлёв

На маленькую журналистскую ошибку, которая спровоцировала большие политические последствия, история не тянет откровенно. Если звёздами героев легенду 28 лишь упрочили, то присваивать имя генерала дивизии за выдуманный подвиг в те времена точно бы не стали. У страны, победившей фашизм, и без полумифических историй реальных подвигов хватало. Зачем городить лишние огороды.

"За всю историю Советской Армии всего двум дивизиям было присвоено имя их командиров: 25-я Чапаевская дивизия и 8-я гвардейская Панфиловская дивизия. Больше ни одной дивизии не было присвоено имя её полководца", - заявила гид музея героев-панфиловцев в деревне Нелидово Лариса Музыкант.

Кому на самом деле выгодно развенчать легенду до мифа? Неужели так много у страны раскрученных далеко за пределами подвигов, или хотя бы человеческих поступков, про которые слышали не меньше боратовских фейков? Есть ещё что-то, чем можно по-настоящему гордиться? Зачем отрицать то, чего не изменишь, - собственную историю? И почему вот такие, в том числе, факты не становятся той самой скрепой, которую мы 25 лет безуспешно ищем?

В Волоколамском районе Подмосковья у мемориала 28 героям-панфиловцам состоялось закрытие всероссийской военно-патриотической акции «Вахта памяти», посвященной 75-ой годовщине начала контрнаступления советских войск под Москвой. В 1941-м году здесь, у разъезда Дубосеково, бойцы дивизии Ивана ПАНФИЛОВА ценой своих жизней остановили немецкие танки. Тысячи людей приехали на торжественные мероприятия. А участники военно-патриотических объединений показали историческую реконструкцию легендарного боя, после которой в волоколамском Дворце спорта «Лама» прошел премьерный показ фильма «28 панфиловцев».

…На поле недалеко от мемориала героям-панфиловцам слышны выстрелы. Потом пальба становится непрерывной, и на поле въезжают танки. Взрыв, падают убитые, санитары спешат к раненым. Легендарный бой у разъезда Дубосеково воссоздан силами воспитанников военно-патриотических объединений, приехавших сюда из разных городов.

Реконструкция допускает варианты трактовки сюжета. Но когда речь заходит о подлинных событиях, легших в основу показанного представления, здесь уже оценки другие. Споры о событиях прошлого не утихают до сих пор. Сколько было панфиловцев, действительно ли они остановили армаду немецких танков, все ли погибли в бою или кто-то выжил. Некоторые досомневались до того, что боя у Дубосеково не было вовсе — дескать, в архивах свидетельств о нем нет, а немцы проехали то место, даже не заметив.

Без женщин и «хороших немцев»

Обо всем этом спустя пару часов после торжеств у мемориала со сцены Дворца спорта в Волоколамске, где пройдет предпремьерный показ фильма «28 панфиловцев», скажет министр культуры Владимир Мединский . Несколько месяцев назад он назвал «кончеными мразями» тех, кто поставил под сомнение подвиг героев.

Сегодня, сообщил министр, он написал свою речь на бумажке, дабы избежать лишних эмоций, но от озвученной ранее мысли не отступился. А еще рассказал о фильме. О том, что деньги на него собирали всем миром и что откликнулись свыше 35 тысяч человек. Что фильм снят вопреки всем законам жанра — в нем нет ни исторических персонажей, ни «хороших немцев», как теперь любят показывать. И, к счастью, отсутствуют звезды: не в смысле хорошие актеры, а в смысле — не смазывают впечатление одни и те же физиономии, кочующие из картины в картину.

Фильм закончился под аплодисменты зрителей. Он правда очень достойный. Как будто хроника, но не бездушная, а этакое хоум-видео, снятое кем-то близким. Это до боя. А потом словно начинается трансляция с передовой, в которой нет ни пафоса, ни картинных поз, где никто нарочито не матерится, а говорит языком своего времени. Даже фраза «велика Россия, а отступать некуда» из уст политрука Клочкова , которого сыграл Алексей Макаров, ставший любимчиком женщин после недавно показанной по телевизору «Таинственной страсти», звучит не как лозунг, а как напутствие старшего товарища — тяжелое, но честное. Кстати, женщин в фильме совсем нет, а значит, отсутствует любовная линия, но и без этих «подпорок» фильм смотрится на одном дыхании.

Глоток адреналина

Картина снималась не только на основе архивных материалов и литературных произведений, но и по рассказам ветеранов войны, сообщил режиссер Андрей Шальопа . Помогала внучка генерала Ивана Панфилова — Айгуль Байкадамова . Во время возложения венков к мемориалу в Дубосеково я подошла к этой невысокой, строгой женщине, которая держала в руках портрет своего деда. Вместе с племянницей Айгуль она приехала из Алма-Аты — в 1941-м именно в Средней Азии генерал формировал 316-ю стрелковую дивизию. Для его потомков вся эта либеральная болтология вокруг подвига панфиловцев — больная тема.

— Те, кто пытается «разоблачить» события прошлого, не воевали, не нюхали пороху, но берутся рассуждать, что правильно, а что нет, — поделилась Айгуль Бахытжановна. — В 1994 году в Алма-Ате вышла статья «28 панфиловцев: быль или небыль». Заведующий сельхозотделом газеты «Казахстанская правда» съездил в Дубосеково и решил, что бой проходить там просто не мог и что генерал Панфилов — непрофессионал, с которого надо снять генеральские погоны. Эта история сильно подорвала здоровье моей мамы. К сожалению, ее уже нет в живых.

Алексей Макаров (слева), исполнивший роль политрука КЛОЧКОВА в фильме «28 панфиловцев», приехал в Волоколамск на премьеру

— После просмотра фильма «28 панфиловцев» я долго не могла прийти в себя — такой адреналин, — поделилась Байкадамова. — Как будто сама побывала в том бою. Важно понять, что 28 панфиловцев — это символ. Каждый день вся дивизия проявляла массовый героизм. Я хорошо знаю режиссера фильма Андрея Шальопу, многих ребят из съемочных группы — они очень молодые люди. От всех них я не раз слышала слово «ответственность». То есть они прекрасно понимают, что для миллионов людей эта тема очень важна.

По поводу звучащих вокруг нее дискуссий. Мы встречались с участниками боя у разъезда Дубосеково, которые остались живы, — Шемякиным , Шадриным и Васильевым . И они, и командир полка Капров , и комиссар Мухамедьяров подтверждали факт боя. А спор о количестве его участников вообще не уместен, потому что, когда идет такая мясорубка, не до статистики. Бывший директор Госархива Мироненко , назвавший подвиг 28 панфиловцев мифом, получил на этой теме кучу дивидендов. Вступать с ним в спор ниже нашего достоинства. Таким людям надо отвечать действиями — такими, как акции «Бессмертный полк», «Зажги свечу памяти», международная вахта памяти «Нас миллионы панфиловцев». Эти проекты — наша с младшей сестрой, ее зовут Алуа, забота. Вчера прошел первый международный слет юных панфиловцев стран СНГ: моя племянница Валентина — президент общественного фонда генерала Панфилова.

Валя, кстати, носит имя моей мамы, старшей дочери Ивана Васильевича, которая воевала в составе панфиловской дивизии. Она ушла добровольцем на фронт в 18 лет — служила на передовой медсестрой. Мало кто знал, чья она дочь, отца Валентина видела за войну два раза. О том, что он погиб, она услышала от раненого солдата. Потеряв командира, тот, не стесняясь, плакал. Мама не поверила сначала, надеялась, что генерал жив, но когда к ней приехало высшее начальство дивизии, поняла, что это правда.

— Среди потомков генерала Панфилова нет военных, — продолжает внучка прославленного военачальника. — Моя старшая сестра — музыковед, пошла по стопам папы Бахытжана Байкадамова — композитора, основоположника казахской хоровой музыки. Дочка Алия окончила Институт народного хозяйства. Дочь старшей сестры тоже работает в сфере экономики, а сын — ведущий специалист по программному обеспечению банков.

И я, и мои родные часто встречаемся с молодежью. Я уверена: мы должны воспитывать в наших детях уважительное отношение к прошлому. Никому нельзя позволять переписывать историю и отбирать у нас Победу.

Журналистам пригрозили Колымой

Чтобы понять, откуда пошли разговоры, что описание событий у разъезда Дубосеково в «Красной звезде» не соответствует действительности, придется вернуться в далекий ноябрь 1941 года, когда в этой газете появился очерк фронтового корреспондента Владимира Коротеева . В январе 1942-го литературный редактор Александр Кривицкий добавил в него подробностей. Речь шла о 28 бойцах 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка, которые уничтожили 18 вражеских танков. Все 28 стали Героями Советского Союза — посмертно.

Однако в ноябре 1947 года в ходе расследования Военной прокуратуры выяснилось, что один из панфиловцев, Иван Добробабин , не умер. В 1942 году он попал в плен и поступил на службу к немцам. В 1943-м его арестовали как изменника Родины, но он бежал и опять стал полицаем у фрицев.

После войны его снова арестовали. Тогда-то и выяснилось, что этот человек — один из панфиловцев. Много позже Иван представил свидетельства очевидцев, что он не участвовал в расправах, а, наоборот, предупреждал о них односельчан и даже помог скрыться раненому красноармейцу. Тем не менее в реабилитации Добробабину было отказано. В 1996-м он умер.

После этой истории решили проверить всех бойцов 4-й роты и выяснили, что еще пятеро остались живы.

Сотрудникам «Красной звезды» пришлось признаться, что некоторые детали они, и правда, добавили от себя. Но эти люди рассказали и о том, что в прокуратуре им пригрозили: если откажутся от показаний, что описание боя у Дубосеково они выдумали, их отправят на Колыму.

Кони против танков

Когда кто-то, прикрываясь стремлением к правде, пытается отменить чьи-то заслуги, хочется предложить этим людям заняться поиском незаслуженно забытых имен — тоже ради восстановления исторической справедливости. Поворот в войне, начавшейся в конце осени — начале зимы 1941 года, во многом произошел благодаря такому выдающемуся генералу, как Павел Алексеевич Белов , а многие слышали об этом герое?

Как мы знаем, осенью 1941-го до фашистского руководства наконец-то дошло: в лоб Москву не взять. Тогда было принято решение окружить город, сломив его молниеносным броском танковой армии Гудериана . Планировалось вклиниться в оборону советских войск по линии Клин — Дмитров — Ногинск и линии Тула — Сталиногорск (ныне Новомосковск) — Кашира и сомкнуть клещи в районе Ногинска.

Один на один с вражеским танком — точно как 75 лет назад

Танки Гудериана приближались к Кашире. Но сдача города открывала прямую дорогу на Ногинск. К тому же на Оке находилась Каширская ГРЭС, необходимая для снабжения электричеством оружейных заводов Тулы. Однако защищать город было некому — перебросить туда смогли только кавалерийский корпус под командованием Павла Белова. И уже 27 ноября наши конники нанесли контрудар по гудериановской армаде и отбросили ее от Каширы. Шесть тысяч конных солдат преградили путь 100 танкам, нескольким тысячам единиц автотранспорта, сотне орудий, десяткам тысяч хорошо вооруженных солдат.

К 30 ноября немцы были выбиты из района Каширы, а к 7 декабря — началу общего контрнаступления советских войск под Москвой — город был освобожден.

Тактика Белова заключалась в следующем. Когда немецкие танкисты останавливались на ночлег, с утра им было необходимо прогреть двигатели. В это время на них обрушивались наши бойцы, уничтожали охрану, а потом поджигали или взрывали танки.

В мемуарах начальника штаба сухопутных войск Германии имя Белова упоминается чаще Жукова, Сталина и других военачальников. Генерал никогда не был публичным человеком и умер 3 декабря 1962 года.

«Дни блицкрига канули в прошлое»

* Битва за Москву шла в два периода: оборонительный (30 сентября — 4 декабря 1941 г.) и наступательный, который состоял из двух этапов: контрнаступления (5 декабря 1941 — 7 января 1942 г.) и общего наступления советских войск (7 — 10 января — 20 апреля 1942 г.).

* В боях участвовало свыше 7 миллионов человек. Это больше, чем в Берлинской операции, включенной в Книгу Гиннесса как крупнейшее сражение Второй мировой.

* В результате контрнаступления под Москвой и общего наступления советских войск немецкие части были отброшены на 100 — 250 км от столицы.

* Надежды немецкого командования на скоротечную войну не оправдались. Генерал Гюнтер Блюментрит писал: «Теперь политическим руководителям Германии важно было понять, что дни блицкрига канули в прошлое. Нам противостояла армия, по своим боевым качествам намного превосходившая все другие армии, с которыми нам когда-либо приходилось встречаться на поле боя».

* В Битве за Москву немцы потеряли свыше 400 тысяч человек, 1300 танков, 2500 орудий, свыше 15 тысяч машин и много другой техники.

* Во время войны столичное метро было не только бомбоубежищем. На станции «Курская» открылась библиотека, в метро работали магазины, парикмахерские. За годы войны в подземке родилось 217 детей.

.* В самые трудные дни, когда немцы находились на подступах к Москве, более 100 тысяч человек записались в народное ополчение, а 250 тысяч москвичей, в основном женщины и подростки, рыли противотанковые рвы.

75 лет назад, 16 ноября 1941 года произошел самый знаменитый бой Панфиловской дивизии – у подмосковного разъезда Дубосеково. До сих пор историки и любители военной истории спорят о том, 28 ли было панфиловцев или больше. Одно, несомненно: 8-я гвардейская была одним из активных соединений, защищавших Москву.

 

Утром 15 ноября 1941 года войска группы армий "Центр", завершив перегруппировку, перешли в решительное наступление против частей Западного и Калининского фронтов. Главной ударной силой последнего броска немцев на Москву были 3-я и 4-я танковые группы.

Стратегическое Волоколамское шоссе обороняла 16-я армия Константина Рокоссовского, в составе которой была и приданная ей ранее 316-я стрелковая дивизия под командованием генерал-майора Ивана Панфилова. Соединение Панфилова было сильно ослаблено в предыдущих, октябрьских боях, когда была остановлено немецкое наступление в первой фазе операции "Тайфун".

16 ноября позиции 316-й были атакованы силами двух немецких танковых и одной пехотной дивизий. В районе разъезда Дубосеково, расположенного в 9 километрах на юго-восток от Волоколамска, оборону держала 4-я рота 1075-го полка под командованием капитана Павла Гундиловича.

Завязался жестокий бой с подразделениями 2-й танковой дивизии вермахта под командованием генерала Рудольфа Файеля. Остановить врага – не удалось. Силы были неравны, и через некоторое время немцы прорвали позиции полка, который вынужден был отойти. Из роты Гундиловича осталось в живых не более 25 человек.

Рядовой бой, каких в истории дивизии были десятки, так и остался бы незнаменитым, если бы не военные газетчики "Известий" и "Красной звезды". Особенно постарались последние. В частности, 28 ноября 1941 года в главном печатном органе РККА была напечатана передовая статья «Завещание 28 павших героев» за подписью литературного секретаря Александра Кривицкого .

 
Его бойкое перо рассказало о том, что "рубежи, занимаемые двадцатью девятью советскими гвардейцами из дивизии имени Панфилова" атаковали сразу свыше 50 немецких танков. Итог боя по Кривицкому был такой: все 28 героев (кроме одного предателя, поднявшего руки) погибли в четырехчасовом бою, подбив гранатами и бронебойными ружьями 18 вражеских бронемашин и не пропустив противника через обороняемый ими рубеж.

В очерке от 22 января 1942 года "О 28 павших героях" Кривицкий более подробно рассказал об их подвиге, впервые назвав их по фамилиям. В частности, организатором боя он назвал политрука Василия Клочкова .

 

По его словам тот "первый заметил направление движения танков противника и поспешил в окоп. - Ну, что, друзья, - сказал политрук бойцам. - Двадцать танков. Меньше чем по одному на брата. Это не так много!" В статье вновь утверждалось, что общее число немецких танков составило 50, из которых, как минимум, 14 были подбиты, а все герои – погибли.

21 июля 1942 года всем 28 бойцам, упомянутым в статье Кривицкого, было присвоено звание Героя Советского Союза. Как предполагалось, посмертно. Кроме того они были увековечены во множестве статей и стихов. Например, в известной песне "Дорогая моя столица" говорилось: "И в веках будут жить двадцать восемь//Самых храбрых твоих сынов".

После войны в 1947 году Главная военная прокуратура провела детальное расследование боя у разъезда Дубосеково. Дело в том, что один из 28 героев, Иван Добробабин оказался жив и после легендарного боя попал в плен к немцам, а затем служил на оккупированной территории начальником местной полиции.

Выводы военных прокуроров поставили под сомнение статьи Кривицкого, однако их расследование было положено под сукно – демифологизация героев была признана нецелесообразной.

Мнение коллег подтвердило новое расследование Главной военной прокуратуры СССР – в 1988 году. Глава ведомства Александр Катусев пришел к выводу, что "массовый подвиг всей роты, всего полка, всей дивизии безответственностью не совсем добросовестных журналистов преуменьшили до масштаба мифического взвода".

В свою очередь, военный историк Георгий Куманев не согласился с резюме военных прокуроров. На основании своих бесед с Добробабиным и несколькими выжившими участниками того боя, он заявил, что подвиг 28 панфиловцев – был.

 

  (с) warsh
"Подвиг заключался в том, что им надо было обязательно, любой ценой задержать 53 танка и роту автоматчиков", - считает Куманев. По его словам, к концу более чем четырехчасового боя подошли резервы и закрыли брешь в обороне. Он подчеркнул что, несмотря на то, что враг захватил Дубосеково, 28 бойцов все же спасли Москву. Что касается Добробабина, то он, по мнению историка, присягу немцам не давал, форму полицая не носил и предупреждал людей об облавах.

 

  (с) warsh
У военного историка Алексея Исаева – иной взгляд на события. По его словам, немецкие документы не отразили потерю 18 танков у разъезда Дубосеково 16 ноября 1941 года. Он подчеркнул, что реально остановили к концу дня вражеское наступление расчеты противотанковой артиллерии и подтянутые командованием резервы.

Он считает, что Панфиловская дивизия действительно легендарная, и ей совершенно заслуженно присвоили звание гвардейской. "Но не за подвиг, описанный в статьях Кривицкого, а за действия под Волоколамском еще в октябре 1941 года", - рассказал Исаев , подчеркнув, что это документально подтвержденный обоими сторонами эпизод войны.

316-я стрелковая дивизия была сформирована генерал-майором Иваном Панфиловым за месяц в Алма-Ате вскоре после начала войны. В ее состав вошли, в подавляющем своем большинстве люди, которые не имели боевой подготовки и не служили раньше в армии.

 
Зато немалый опыт имелся у самого Ивана Васильевича. За плечами осталась Первая мировая, гражданская война, где он сражался в прославленной Чапаевской дивизии и бои с басмачами. Будучи до войны военным комиссаром Киргизской ССР, он хорошо знал традиции и языки своих подчиненных, немалую часть из которых составляли бойцы из Казахстана и Средней Азии.

В ответ солдаты уважительно называли его "Батя", "Аксакал", ценя его заботу. Дошедшие до Берлина написали на рейхстаге "Спасибо, Батя, за валенки! Панфиловцы". Но вместе с тем, 48-летний генерал был строгим командиром, не терпевшим разгильдяйства и нарушения дисциплины.

Свежесколоченной дивизии повезло – ее не бросили сразу в бой. В сентябре 1941 года она занимала позиции во втором эшелоне 52-й армии в Новгородской области, оборудуя позиции. Комдив воспользовался этим для отработки у бойцов навыков борьбы с танками противника, роль которых выполняли трактора.

Поощрял Панфилов и диверсионные рейды своих подчиненных в тыл немцев, считая, что его бойцы не должны бояться врага, которого можно и нужно бить везде. В частности, в одном из них отличился политрук 4-й роты Василий Клочков, который разгромил целое подразделение немцев, потеряв в бою своих двух бойцов.

Учеба длилась недолго. В связи с наступление немцев на Москву, 316-ю спешно перебросили на центральное направление закрывать бреши, образовавшиеся на Западном фронте после окружения ряда советских армий. 12 октября 1941 года бойцы дивизии окапывались под Волоколамском, где проходила линия Можайской обороны.

Необстрелянное соединение, состоящее из новобранцев, поставленное на направление главного удара врага, занимало полосу обороны, в пять раз превышающую довоенные представления о тактике – 41 километр вместо 12. Вся надежда была на артиллерию, а ее в артполку дивизии и отдельном зенитном дивизионе насчитывалось всего 54 орудия.

Командование усилило панфиловцев рядом артиллерийских частей, добавив еще 141 пушку и придав в помощь танковую роту. Но боеприпасов не хватало и от пушкарей требовалось повышенное мастерство при отражении атак неприятеля.

15 октября на позиции советской дивизии обрушились две танковых (2-я и 11-я) и одна пехотная (35-я) дивизии немцев, которые имели большой боевой опыт, были прекрасно вооружены и полны решимости с ходу прорвать очередной рубеж, занимаемый красноармейцами, на пути к заветной цели – столице СССР.
В ходе ожесточенных боев вермахту, которого поддерживало люфтваффе, удалось потеснить панфиловцев на несколько километров, но не прорвать их позиции. 316-я стояла насмерть, несмотря на тяжелые потери.

 
Сыграл свою роль в отражении вражеских атак и неожиданный удар по нацистским тылам батальона под командованием старшего лейтенанта Бауржана Момышулы , вышедшего из окружения в образцовом порядке.

Волоколамск был оставлен лишь в конце октября 1941 года, когда противник прорвался на других участках фронта, и возникла опасность окружения дивизии. Но отступили панфиловцы недалеко, и поскольку и на других направлениях советские войска оказывали ожесточенное сопротивление, на этом немецкое наступление выдохлось окончательно. Войскам группы армий "Центр", в целом, потребовалось две недели на перегруппировку и подтягивание резервов.

18 ноября 1941 года дивизию удостоили звания 8-й гвардейской стрелковой. Иван Васильевич Панфилов успел порадоваться столь высокой оценке достижений своих бойцов – а вечером того же дня был убит осколком мины в подмосковной деревне Гусенево.

Ожесточенные бои на Волоколамском направлении во второй половине ноября 1941 года панфиловцы вели плечо к плечу вместе с конниками 2-го кавалерийского корпуса генерала Льва Доватора и экипажами 1-й гвардейской танковой бригады полковника Михаила Катукова. Они сдерживали натиск 46-го моторизованного и 5-го армейского корпусов немцев. 26 ноября все эти три гвардейских соединения были переброшены на Ленинградское шоссе, в район деревни Крюково, где сложилась очень опасная для Западного фронта ситуация.

Она 8 (!) раз переходила из рук в руки, пока не была окончательно освобождена от немецких войск 7 декабря 1941 года силами 8-й гвардейской стрелковой дивизии и 1-й гвардейской танковой бригады. Вот о чём надо было живописать кривицким и снимать фильмы шальопам.

Всероссийская государственная (!) телевизионная и радиовещательная компания с радостью, как будто нашла потерянный пенсионеркой кошелёк, сообщила об очередном разоблачении советских мифов. На этот раз выяснилось, что подвиг 28 героев-панфиловцев был выдуман советскими журналистами. Новость тут же подхватили, разнесли по всему интернету и принялись смачно обсуждать. В общем, у некоторых ребят сегодня очередной праздник.

А дело всё в том, что Государственный архив России опубликовал справку-доклад о подвиге 28 героев-панфиловцев. Доклад подготовлен Главным военным прокурором ВС СССР генералом-лейтенантом юстиции Н. Афанасьевым 10 мая 1948 г. Почему понадобилось публиковать этот доклад именно сейчас, ещё предстоит выяснить. А пока просто полюбопытствуем, что же содержится в докладе и зачем вообще понадобилась такая справка.

Оказывается, началось всё с того, что в 1947 г. за измену Родине был арестован некто И.Е. Добробабин. Выяснилось, что гр. Добробабин участвовал в боях в районе Дубосеково, за что был награждён звездой Героя Советского Союза и где сдался в плен немцам.

Далее выяснилось, что кроме Добробабина в живых из 28 погибших героев-панфиловцев остались ещё несколько человек, в связи с чем и решено было организовать проверку обстоятельств того знаменитого боя. В результате проверки оказалось, что впервые о бое гвардейцев дивизии им. Панфилова сообщалось в газете «Красная Звезда» от 27 ноября 1941 г. При этом в статье журналиста Коротеева говорилось, что все панфиловцы-участники боя погибли и что из пятидесяти четырёх немецких танков были уничтожены восемнадцать. На следующий день, то есть 28 ноября, в «Красной Звезде» появилась передовица литературного секретаря газеты Кривицкого под названием «Завещание 28 павших героев». Кривицкий писал, что бойцов было двадцать девять, но один из них сдался в плен, и был застрелен товарищами. Остальные двадцать восемь «погибли, но не пропустили врага». Позднее, уже в январе 1942 г., Кривицкий снова вернулся к этой теме, и «Красная Звезда» подробно рассказала о бое, о переживаниях бойцов, названных при этом поименно. И в июле 1942 г. всем перечисленным бойцам были присвоены звания Героев Советского Союза.

Далее в справке-докладе говорится, что все художественные произведения, посвящённые 28 героям-панфиловцам, основаны на статьях «Красной Звезды». Тайны, кстати, из этого никто и не делал. Так, Н. Тихонов, автор поэмы «Слово о 28 гвардейцах» сообщал, что основывался исключительно на статье Кривицкого и что других материалов у него не было.

А что же происходило на самом деле близ Дубосеково? Был ли подвиг? Или, может быть, немцы не рассматривали Москву в бинокли, а советский солдат не отстоял свою столицу, и как-то так, незаметно для всех Москву сдали Гитлеру?

Главное политическое управление РККА провело в 1942 г. свою проверку обстоятельств того боя, и вот, что было установлено. 4 рота 1075 стрелкового полка занимала оборону Нелидово - Дубосеково - Петелино. В результате боёв с наступающим противником полк понёс большие потери и отошёл на новый оборонительный рубеж. «Легенда о 28 героически сражавшихся и погибших героях началась статьёй О. Огнева ("Казахстанская Правда" от 2.4.42.), а затем статьями Кривицкого и других».

Как видим, ошибаются все, даже Главпуркка: статья Кривицкого появилась много раньше статьи Огнева.

Были опрошены и местные жители, показавшие, что бой панфиловской дивизии у села Нелидово и разъезда Дубосеково состоялся, немцы в результате этого боя были отбиты, а политрук Клочков действительно погиб в этом бою.

Коротеев, впервые написавший о 28 героях, поведал, что о героических боях под Москвой, в частности, о бое одной роты с немецкими танками, ему рассказал комиссар панфиловской дивизии Егоров. Комиссар порекомендовал ему ознакомиться с политдонесением и написать об этом бое. «В полидонесении говорилось о бое пятой роты с танками противника» , о том, что рота стояла насмерть, и что два человека сдались в плен. Но ни фамилии бойцов, ни их число не назывались. Когда же готовилась публикация в газете, журналисты решили исходить из того, что в роте на тот момент было человек тридцать-сорок, минус два предателя. Так и появились 28 героев-панфиловцев.

Что же касается самих военных и командования 1075 стрелкового полка, то командир полка И.В. Капров показал буквально следующее: «Никакого боя 28 панфиловцев с немецкими танками у разъезда Дубосеково 16 ноября 1941 г. не было - это сплошной вымысел». И далее: «...В этот день у разъезда Дубосеково, в составе 2-го батальона дралась 4-я рота и действительно дралась геройски. Из роты погибло свыше 100 человек, а не 28, как об этом писали в газетах...»

Что же получается? Была панфиловская дивизия? Была. Приняла бой у разъезда Дубосеково? Приняла. Отбила немцев? Отбила. Подвиг это или... так себе? Пожалуй, что всё-таки подвиг. Так в чём же ложь? Оказывается, в цифре 28. Но, простите, государственный телеканал сообщил: «знаменитый подвиг панфиловцев целиком и полностью вымысел советских журналистов, подтвердили в Госархиве России. Рассекречен документ, автор которого - главный военный прокурор СССР Николай Афанасьев. Еще в 48-м он доложил Андрею Жданову, что история о героизме 28 бойцов дивизии под командованием генерал-майора Ивана Панфилова выдумана». Целиком и полностью - это значит, что не было ни дивизии, ни подвига. Однако в опубликованных документах ничего похожего не значится. Из документов следует, что героев было не 28, а значительно больше. Всё остальное опровергнуть не получилось. Выходит, что число героев выросло, а подвиг оказался вымыслом? То есть подвиг засчитывается только при числе героев равном двадцати восьми?

Нет. Просто это не подвиг панфиловцев - вымысел советских журналистов, а разоблачение подвига панфиловцев - «целиком и полностью» вымысел журналистов России, а точнее - ВГТРК. Другими словами, в год семидесятилетия Победы Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания взяла на себя роль фальсификатора и очернителя. А если ещё более узко, то государство, которое так много говорит о недопустимости пересмотра истории и особенно истории Великой Отечественной войны, должно бить себя по затылку. Потому что само же это государство и способствует как пересмотру с фальсификацией, так и очернительству с лжеразоблачениями. Чем именно способствует, это уж другой вопрос - халатностью, политической близорукостью, набором недалёких сотрудников, злым ли умыслом, но так или иначе государство ныне само выступило в роли фальсификатора своей же собственной истории, взяв на себя при этом функции саморазрушения.

Конечно, любой народ и любое государство имеют свои мифы. Миф формирует отношение человека к окружающему миру, объясняет этот мир и придает ему смысл. При этом миф - это вовсе не обязательно выдумка. Исследователь мифа, философ А.М. Пятигорский определял миф как историю о «не-обыкновенной» личности с «не-обыкновенным поведением». Миф никогда не создается нарочно, он всегда рядом с человеком. Все, чем человек окружает себя и есть миф, поскольку все вещи всегда нагружены смыслом.

Подвиг панфиловцев - это тоже миф, потому что это и есть история о необыкновенных людях и необыкновенном поведении. Но это не значит, что подвига не было, что он - выдумка. Этот подвиг иллюстрирует народный героизм и отношение людей к войне и противнику. И неважно, говорил или нет Клочков свои знаменитые слова. Слова Клочкова-Кривицкого в любом случае объясняют действия тех, кто погибал под вражескими танками.

Суть происходившего семьдесят лет назад не в том, кто что сказал, дралась ли четвёртая или пятая рота и где сколько было человек - двадцать восемь или тридцать пять. И если у разъезда Дубосеково погибло не двадцать восемь советских солдат, а шесть или сто пятьдесят три, это ровным счётом ничего не изменит и ни на что не повлияет. «28» стали символом. Как Брестская крепость, как моряки-черноморцы. Эти символы обозначают стойкость и верность долгу; за ними стоят люди, которые умирают, но не сдаются. Оспаривать эти символы не просто кощунственно, но и так же нелепо, как пытаться выяснить: правда ли, что «нас оставалось только трое из восемнадцати ребят» и «в живых осталось только семеро молодых солдат»? Жил ли Серёжка на Малой Бронной, а Витька на Моховой?

Ну давайте отныне будем говорить не «28 героев-панфиловцев», а «128 героев-панфиловцев». Легче нам от этого станет? Перестанем мы себя чувствовать обманутыми тоталитарным режимом?

Во время военных действий, во время любого хаоса вполне естественны путаница и неразбериха. Иногда сложно получить точные данные и тогда приходится довольствоваться примерными. Журналист Коротеев и редактор «Красной Звезды» генерал-майор Ортенберг остановились на двадцати восьми бойцах. Ну и что?

В том, что подвиг был, нет никаких сомнений, и никто опровергнуть этого не смог. Пусть даже советские журналисты навязали на этот подвиг розовый бантик, пусть назвали неточное число сражавшихся и погибших, но суть происходившего никоим образом не пошатнулась. И утверждать на этом основании, что «знаменитый подвиг панфиловцев целиком и полностью вымысел советских журналистов» значит попросту расписаться не то в профнепригодности, не то в ангажированности. А может, и в том, и в другом единовременно.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне) Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 22

Комментарии

22. Лебядкин : Re: Так был ли подвиг?..
2015-07-25 в 10:56

Иогу лично засвидетельствовать то, что случацно стало известно мне. Панфиловская дивизия - была, и часть её приняла бой, ибо приказ об отступлении на заранее подготовленные позиции дивизия то ли не получила своевременно, то ли не "захотела отступать". Это мне извастно ещё с 80-х годов прошого века от тогда ещё живого участника обороны Москвы.
То есть - повторю - дивизия такая была, и её часть сражалась под Дубосеково. Это - истина. Остальное - в деталях - мне неведомо.

21. Владимир Петрович : Re: Так был ли подвиг?..
2015-07-24 в 14:37

В чем истинная цель тех, кто под видом установления истины развенчивает былины о подвигах наших солдат. Я не случайно обозначил их как былины, потому что в каждом таком событии совершенно логично могут присутствовать неточности и это совершенно не подрывает доверие к первичной информации. Военный репортер был впечатлен событиями благодаря которым горстка людей остановила мощный моторизованный кулак направленный на Москву. Многое ли он мог выяснить тогда, в условиях продолжающегося боевого взаимодействия? О какой точности может идти речь? Зачем ловить кого-то на слове? Все мы знаем подвиг был, пусть не двадцать восемь (пусть больше или меньше) пусть умело или не очень, но эти люди остановили фашистскую машину под Москвой. Честь им и хвала. А копаться в телах и судьбах людей что бы уличить неточности- грязное и недостойное дело. Так вот все же о том, кому и для чего это надо. Это надо обслуживающим иностранные интересы либералам, нужно им это для того чтобы понизить возможную самооценку Россиян. Заставить их усомниться и разувериться в величии побед и свершений которые совершили наши деды. Делается это последовательно и неуклонно. Делается с высоких ученых трибун. И вот уже только кислой ухмылки удостаиваются те кто вспоминает ледовое побоище, Святой князь позиционируется как бандит и рэкетир. Это реально происходит в нашей науки, потому, что мы не смотрим- кому мы доверяем. Кому мы доверяем нашу память и нашу историю, нельзя быть в этом вопросе простодушным.

20. Олег Московский : Русскому сталинисту, на 17
2015-07-24 в 09:05

//А всё остальное-одно сплошное убожество и жалкие пародии на штатовские блокбастеры вроде опуса "Александр. Невская битва" (сравните с советским фильмом гениального Эйзенштейна 38-го года с эпическим Черкасовым в главной роли и гениальной музыкой Прокофьева).//

Совершенно согласен. Например кантата Сергея Прокофьева "Александр Невский" вошла в современный репертуар самых известных мировых симфонических оркестров! Причем в исполнении итальянского симфонического оркестра сопровождается кадрами из этого великого фильма с субтитрами. А сколько таких шедевров нам подарила сталинская эпоха в искусстве? И не сосчитать. А что сейчас? Полная творческая импотенция современных "деятелей культуры". Причем именно Сталин повернул искусство лицом к народу, сделал его патриотическим по содержанию, безжалостно избавился от либерально-иудейского духа и антирусской направленности, характерной для ленинского этапа. И что мы видим на экранах сейчас? Тот же самый либерально-иудейский дух и русофобию. Какова эпоха, таково и искусство.

19. Алёша :
2015-07-24 в 04:22

Если же взять постсоветскую эпоху, то ни одного стоящего исторического фильма снято не было, кроме "Ермака", который был снят советскими режиссёрами Краснопольским и Усковым, и в котором главные роли играли советские же актёры. Один фильм за 25 лет - это сильно!


"28 панфиловцев" - станет вторым. И пока на этом видимо всё. Фильм о Евпатии Коловрате - очер. комикс а-ля Голливуд. С Пересветом видимо всё заглохло ибо ни слуху, ни духу.

18. Коротков А. В. : Ответ на 17., Русский Сталинист:
2015-07-23 в 23:02

сравните с советским фильмом гениального Эйзенштейна 38-го года с эпическим Черкасовым в главной роли и гениальной музыкой Прокофьева).


Кстати, прошла новость, что его отреставрировали (наконец-то!), и покажут на Венецианском фестивале.

Надеюсь, выпустят полученный результат и на носителях. И хорошо бы не испорченный (с оригинальными титрами и фонограммой) вариант.

17. Русский Сталинист : Ответ на 16., Туляк:
2015-07-23 в 20:50

Абсолютно верно.
С начала 30-х годов Советская Власть (т.е. лично Сталин) взяла твёрдый курс на возрождение Русской Истории, о чём Вы справедливо написали, приведя массу конкретных примеров из всех сфер искусства и культуры. Отрицать такие факты невозможно, только лишь забалтывать.
Если же взять постсоветскую эпоху, то ни одного стоящего исторического фильма снято не было, кроме "Ермака", который был снят советскими режиссёрами Краснопольским и Усковым, и в котором главные роли играли советские же актёры. Один фильм за 25 лет- это сильно!
А всё остальное-одно сплошное убожество и жалкие пародии на штатовские блокбастеры вроде опуса "Александр. Невская битва" (сравните с советским фильмом гениального Эйзенштейна 38-го года с эпическим Черкасовым в главной роли и гениальной музыкой Прокофьева).

16. Туляк : Ответ на 11., Сергей Владимирович:
2015-07-23 в 19:49

Беда в том, что о многих подвигах наших пращуров, мы узнаем только сейчас. Не учили этому в школе, хотя школа наша была гораздо лучше нынешней.

Тут я с Вами решительно не соглашусь! И в школе учили этому и фильмы есть и про А.Невского и про Суворова и про Ушакова и про Нахимова и про Минина и Пожарского и про Петра Первого и про Ивана Грозного и про Михайло Ломоносова и про Ярослава Мудрого и про Вс Руднева и крейсер "Варяг" и про Емельяна Пугачёва и про Андреева, создателя Русского Ансамбля Русской Балалайки и про Пятницкого с его знаменитым на весь мир Русским Народным Хором и многих прочих и прочих других исторических личностях ДО советской эпохи! А уж про ВОВ фильмов просто не счесть! А сколько фильмов, стихов, песен было сложено про простого Человека Труда! Вы не найдёте НИ ОДНОЙ профессии, про которую не было бы снято, хотя бы одного фильма, не сложено стихов, песен, не написано кртин и т.д. и т.п...... И тысячи книг писались про всё это! Если привести ВЕСЬ СПИСОК того, что было показано на кино и телеэкранах, написано в книгах, сложено в стихах и песнях, изображено в живописи, и даже отснято в мультиках для детей, то этот СПИСОК, не просто с лихвой перекроет ВСЁ что в этом плане сделано при нынешней власти, но и получиться (если это мереть в процентном выражении) что за 25 лет "демократии" в России ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕ СДЕЛАНО!!! А если ещё взять и посмотреть на то, что сделано, то окажется, что больше половины, это ВРАНЬЁ и ПЕРЕПИСЫВАНИЕ ИСТОРИИ!!! Эти два документальных фильма, по нашим временам - РЕДКОСТЬ! В основном, это бред о "Сталинграде" Бондарчука, ложь о "Цитаделе" МиГалкова, "Сволочи", 4 дня в мае", "Штрафбат" и прочая мерзость, на которой НЕ ДАЙ БОГ учить истории России наших детей!

15. Сергей Владимирович : Ответ на 13., Алёша:
2015-07-23 в 18:45

Алексей, это вопрос, скорее, веры... Веры в свой народ, который всё более думал о небесном, чем о земном..."Битва за обоз", "Атака мёртвых"Спасибо. О Судьбищенской битве я узнал совсем недавно. А об Осовце, когда-то, стишок написал: http://www.stihi.ru/2015/01/26/7846


Спасибо и Вам, Алексей!

14. Сергей Владимирович : 28 панфиловцев
2015-07-23 в 18:33

Читал книгу, я об этом уже писал, назыаалась она "Красный дым". Сборник повестей о пограничниках. ... Отступающй полк и 28 пограничников, присоединившихся к полку, которых оставили прикрыть отход полка...Покинуть позицию они могли после того, когда увидели бы "ракету красного дыма". Скорее всего, они понимали, что ракеты не будет - полку надо оторваться. За день боя, имея стрелковое вооружение и гранаты, они перемолотили батальон пехоты, несколько танков и БТР. Об этом, в послесловии, как о доказанном факте, сообщал архив ВС СССР.

13. Алёша : Ответ на 7., Сергей Владимирович:
2015-07-23 в 18:24

Алексей, это вопрос, скорее, веры... Веры в свой народ, который всё более думал о небесном, чем о земном..."Битва за обоз", "Атака мёртвых"


Спасибо. О Судьбищенской битве я узнал совсем недавно. А об Осовце, когда-то, стишок написал: http://www.stihi.ru/2015/01/26/7846

12. Сергей Абачиев : Великолепно, Светлана!
2015-07-23 в 18:22

Беда только в несоизмеримости количества зрителей ВГТРК и количества посетителей портала . Ну да ничего! Господь правду видит и "малое стадо" у Него на виду и даже на особом почёте!

11. Сергей Владимирович : Ответ на 8., Туляк:
2015-07-23 в 17:56

"И один в поле воин, коль по-русски скроен." Про подвиг Н.Сиротина есть отличный документальный фильм:http://goo.gl/c54BBT Вот ещё один Подвиг Русских Солдат в начале войны, не менее показательный:http://goo.gl/SjQz19


Беда в том, что о многих подвигах наших пращуров, мы узнаем только сейчас. Не учили этому в школе, хотя школа наша была гораздо лучше нынешней. "Молодечная битва", в которой полегли, защищая Русь, опричники... После этого их, вроде, уже и не было - все полегли. Суворов, не проигравший ни одного из сражений; Ушаков, не потерявший ни одного корабля, да и погибших моряков не так уж много было. Надо бы начинать обучение школьников вот с таких примеров.

9. Леонид Болотин : Бои за оборону Москвы - как будто это было вчера
2015-07-23 в 17:13

Мой Отец в 1964 году работал собственным корреспондентом «Известий» по Узбекистану, и при его корпункте в Ташкенте была общественная приемная, которой руководил отставной полковник, родом из Казахстана. К сожалению, я не помню, как его звали, но думаю, в архиве Отца как-нибудь найду его имя и фамилию. В Июне 1964 года отец доставил меня в Москву, чтобы вместе со мной отдохнуть в «известинском» доме отдыха «Пахра» для моей психологической реабилитации после тяжелой операции, которые я перенес в Апреле. Но поехал отец не только в отпуск, а совместил его с делами. Мы прилетели в Москву вместе с руководителем общественной приемной – отставным полковником. Разместились в старой части гостиницы «Москва» - в бывшем «Гранд-отеле», окна наших номеров как раз выходили на музей Ленина, похожий на сказочный дворец. И вот утром следующего дня я проснулся один в номере, однако услышал голос Отца за стенкой и отправился в номер, где остановился полковник… Пришел туда и потихоньку уселся в большое кресло, чтобы не прервать разговор.
В начале войны полковник служил в дивизии генерала Панфилова, конечно, в ином - более младшем звании, и вот он рассказывал Отцу, а потом стал обращаться и ко мне. Рассказывал он очень буднично боях под Москвой в Октябре и снежном Ноябре 1941 года.
Сперва я ничего не понимал, поскольку не застал начала разговора: скупые слова рассказчика были так сильны и точны, хотя и без малейшей цветистости, от чего первым моим впечатлением от рассказа, что это происходило несколько месяцев назад - осенью 1963 года. И меня охватил ужас оттого, что Москве недавно угрожала такая напасть… И только потом из «будничного», без малейшего пафоса рассказа я понял, что речь идет об осени 1941 года, и успокоился, стал внимательнее вслушиваться. Полковник называл номера больших и малых частей и населенных пунктов, километраж до окраин Москвы, и потери, потери, потери - половина личного состава, две трети, три четверти. В основном большие потери были уже после смерти гвардии генерал-майора Панфилова, генерал умер беречь своих солдат. А потерибыли среди тех, кто оказался на передовой всего за несколько недель до боев. До этого дивизия прибыла из Казахстана сначала под Новгород, а потом была переброшена под Москву… Но перед тем бойцы Панфилова ещё на учениях в Казахстане прошли занятия против «танкобоязни» с помощью наездов на учебные окопы тракторов и бульдозеров… Этим и отличается их успешность в борьбе с немецкой техникой во время последней попытки нацистов атаковать и захватить Москву.
Полковник почти ничего не говорил о самом себе, только упоминал себя в связи с какими-то моментами, которым он был свидетелем, например, когда говорил что-то о генерале Панфилове…
И хотя мне было всего шесть с половиной лет, я уже тогда что-то слышал о подвиге «28 панфиловцев». В стране шла подготовка к празднованию ХХ-летия Победы, и в телепередачах, по радио, в газетах и журналах (Мама научила меня читать в начале шестого года моей жизни, и тогда я уже просматривал «Пионерскую правду», которую выписывали для сестры, любил листать «Неделю» - приложение к «Известиям», журнал «Пионер»), много рассказывали о войне. И в моих любимых книгах - Детской Энциклопедии в желтом переплете, в двухтомник Вершигоры о Ковпаке с множеством фотографий, тоже было много о войне. Но о самом генерале Панфилове я тогда слышал впервые, и о его дивизии, и о его смерти. Потому и слушал полковника, затаив дыхание с широко раскрытыми глазами.
И только многие годы спустя, когда мне самому перевалило за сорок, я понял, откуда было мое чувство от рассказа полковника, как о чем-то происходившем совсем недавно. Именно так чувствовал своё недавнее прошлое ветеран войны, для него это было будто вчера. И его чувство через рассказ передавалось мне.
Так и сейчас происходившее в 1992 году, я воспринимаю, как совсем недавнее прошлое, хотя за этот срок родилось и выросло целое поколение людей. Но мне памятны картины, которые возникали в моем сознание, в моем внутреннем взоре от простых слов полковника: я видел эти колонны немецких танков и другой вражеской бронетехники, видел форму немецких солдат и офицеров, слышал их гортанную речь, которые когда-то видел и слышал рассказчик-полковник, видел эшелоны и моих земляков из Средней Азии, и эшелоны сибиряков
Меня резанула по сердцу попытка принизить подвиг всех панфиловцев. Подобная информационная атака была и в 2011 году, когда отмечалось 70 битвы под Москвой. Мерзавцы от историографии никак не могут уняться. Им надо научно бить по сусалам, по сусалам, по сусалам!!!
http://www.sovross.r...s.php?name=News& ;file=article&sid=588848

8. Туляк : Ответ на 5., Сергей Владимирович:
2015-07-23 в 17:09

6. Алёша : Re: Подвиг был
2015-07-23 в 16:34

С рассветом, из-за горизонта,
Пришли они в моторном рёве
Прицелами дырявя мир.
Две роты чёрных мастодонтов,
Давно привычных к вкусу крови,
А в главном танке - командир.
Упрятав ястребиность взора
За толстой, башенной бронёю,
Гонимый в битву силой древней,
Он наблюдал зрачком прибора
Как его танки шли свиньёю
Давя чужую, для них, землю
Слоновьей, многотонной тяжестью,
Купая траки в белом снеге
И копотью поганя высь...

А в головах у экипажей,
Оглохших в гусеничном беге
Навязчивая билась мысль:
Прорваться с грохотом и блеском
К Москве, покуда длится осень,
Сломив заслоны и преграды.
Но ждали их за перелеском.
В два раза меньше - двадцать восемь.
Правда не танки, а солдаты.
И дождались. И крепко слились
Со сталью крупповской брони
В объятиях огня и смерти.
И танки намертво застыли,
Среди заснеженной земли...

Кто мёртв душою, что ж, не верьте.

5. Сергей Владимирович : И один в поле воин...
2015-07-23 в 15:22

"И один в поле воин, коль по-русски скроен."

Имя - Николай. Отчество - Владимирович. Фамилия - Сиротинин. Рост - Сто шестьдесят четыре сантиметра. Вес - пятьдесят четыре килограмма. Звание - старший сержант. Русский. Воинская профессия - артиллерист, командир орудия. Возраст - двадцать лет. Деревенский. 55-й стрелковый полк, 6-я стрелковая дивизия. Та самая дивизия, части которой стояли в Брестской крепости и возле неё.
Противотанковая пушка, калибр - 76 миллиметров, вес в боевом положении полторы тонны. Шестьдесят снарядов. Карабин, патроны. Вес снаряда - девять килограмм. Наиболее действительный огонь по бронированным целям - 600 метров, прямая наводка. Направление обороны простое - за Родину.

Противник: вторая танковая группа любимца фюрера Гудериана. Четвёртая танковая дивизия вермахта, авангард. Колонна из 59 немецких танков.

Основной немецкий боевой танк Т-III: вес - 20 тонн, двигатель Maybach мощностью 250 л.с., скорость 32 км/ч. Экипаж -5 человек. Габариты: 5,69х2,81х2,335м. Вооружение: 37-мм пушка и три пулемета MG34.

Двести танкистов, 150 пулемётов, 59 пушек, 1200 тонн немецкого железа.

Танковый батальон прикрывала рота пехоты в грузовиках, пешком и на лошадях с велосипедами. А именно: четыре офицера, 26 унтер-офицеров, 161 солдат. Вооружение: 47 пистолетов, 16 шмайссеров,132 карабина, 12 ручных пулемётов, 3 противотанковых ружья, три 50-мм миномёта. 22 лошади, 9 пароконных повозок, 1 полевая кухня, 9 велосипедов. Гусенично-колёсные бронемашины. Мотоциклисты.

Направление движения, важнее не придумаешь - Москва.

17 июля 1941 года. Маленькая белорусская деревня Сокольничи. Мост через неширокую речушку Добрысть. Заболоченные берега. За речкой, в зелени второго месяца лета затерялась в маскировке единственная пушка и солдат. Арьергард артиллерийской батареи стрелкового полка. Перед мостом, с другой стороны реки, забитая немецкими танками дорога - Варшавка. Сзади, лихорадочно спешащий на новый рубеж обороны, реку Сож, родной стрелковый полк.

Главное - время, чтоб они успели занять рубеж и окопаться.

Думаю, они тебе больше тридцати раз пальнуть не дадут, - сказал командир батареи, - заткнёшь мост и отходи. Замок от пушки - с собой в вещмешок. Лошадь за сарайчиком. Догонишь.
- Ничо, таварищ старший лейтенант, я всё сделаю. Я деревенский, вы мене токо оставьте ещё снарядов, и вам быстрее ехать будет и лошадям проще, не так тяжельше, - маленький сержант смотрел снизу вверх спокойно и уверенно, как будто перед тем, как сделать привычную и тяжёлую сельскую работу на своей земле в деревне на орловщине. От деревни Сокольничи до районного центра Кричева - пять километров. Несколько минут езды. Но 17 июля 1941 года, чтобы преодолеть это расстояние гитлеровцам понадобилось два с половиной часа.

Очевидцы говорят, что командир вначале боя был где-то рядом - корректировал, но как только Сиротинин первым выстрелом подбил перед въёздом на мост головной танк, а затем последний, который попал в сектор обстрела пушки на дороге, то он ушёл за батареей. Мост был закупорен. Задача выполнена. Но вторую половину командирского приказа на отход Сиротинини не выполнил. У него было шестьдесят снарядов. И десять немецких танков, застрявших в болоте при попытке съехать с дороги. И еще танки на подходе. И бронемашины. И пехота, гитлеровская спесь, захватчики, оккупанты в серых мундирах в секторе обстрела орудия.

И начался бой. А когда в руках у тебя оружие, полно боеприпасов, а впереди враг, а позади..., а они едут, как на параде, как у себя дома и отступать не в радость, то наплевать с какой стороны пушки механизмы вертикальной и горизонтальной наводки. Извернулся, наизнанку, но навёл. Было бы желание. Навёл, выстрелил, засёк попадание, принёс снаряд, навёл, выстрелил, снаряд...

Цивилизованная, упорядоченная, правильная Европа, павшая к ногам фашистов почти без боя, закончилась ещё в Бресте, но они пока этого не поняли. И старший сержант объяснял им эту истину прилежно, на понятном для них языке и не жалея себя. Преподаватель валил свою аудиторию железными доводами наповал, жалел только об одном, что мог не успеть довести эту истину до каждого солдата в немецкой колонне и тем, кто следует за ними. Ученики, старшему сержанту, попались неважные, тему так и не усвоили. Кроме тех самых рьяных, кто остался с ним изучать учебный материал навсегда. И даже немцы оценили совершенство и простоту изложения материала в исполнении сержанта и его учебно-боевого пособия.

Обер-лейтенант Фридрих Хёнфельд. Цитата из дневника: "Вечером хоронили неизвестного русского солдата. Он вёл бой в одиночку. Бил из пушки по нашим танкам и пехоте. Казалось, бою не будет конца. Храбрость его была поразительна.

Это был настоящий ад. Танки загорались один за другим. Пехота, прятавшаяся за бронёй, залегла. Командиры в растерянности. Не могут понять источник шквального огня. Кажется, бьёт целая батарея. Огонь прицельный. Откуда взялась эта батарея? В колонне 59 танков, рота пехоты, бронемашины. И вся наша мощь бессильна перед огнём русских. Разведка докладывала, что путь свободен. Больше всего нас изумило то, что против нас бился один единственный боец. А мы думали, что в нас стреляет целая артиллерийская батарея".

Поняв, что атакой в лоб они русских артиллеристов не сломят фашисты пошли в обход. Окружив позицию Сиротинина, они открыли ураганный огонь. И только после этого замолчала пушка, и перестал бить карабин. Больше всего немцев изумило то, что против них сражался один единственный боец.

"Всех поразило, что герой был юнцом, почти мальчишкой. В строю немецких солдат, он стоял бы последним на правом фланге. Он произвёл по нам пятьдесят семь выстрелов из орудия и потом, ещё бил и бил по нам из карабина. Рассеял лобовую атаку пехоты. Уничтожил десять танков и бронемашин. Рядом с его могилой осталось целое кладбище наших солдат".

Полковник оказался мудрее своего младшего офицера. И ещё известно: немцы настолько были поражены мужеством русского солдата, что похоронили его с воинскими почестями.

"Все удивлялись его храбрости. Полковник перед могилой говорил: "Если бы такими как он были бы все солдаты фюрера, то завоевали бы весь мир. Три раза стреляли залпами из винтовок. Всё-таки он русский. Надо ли такое преклонение?"

Обер-лейтенант Хёнфельд так и не понял, в какую войну и с кем ввязалась Германия. Обер- лейтенант Хёнфельд убит под Тулой летом 1942 года. Советские солдаты обнаружили его дневник и передали военному журналисту Фёдору Селиванову.

Имя - Николай. Отчество - Владимирович. Фамилия - Сиротинин. Рост - Сто шестьдесят четыре сантиметра. Вес - пятьдесят четыре килограмма. Звание - старший сержант. Русский. Воинская профессия - артиллерист, командир орудия. Возраст - двадцать лет. Деревенский. 55-й стрелковый полк, 6-я стрелковая дивизия. И, пятьсот фашистов, двести пулеметов, пятьдесят девять пушек. Тысяча двести тонн немецкого железа.

Старший сержант Сиротинин Николай Владимирович, командир орудия противотанковой батареи похоронен со всеми воинскими почестями солдатами и офицерами четвёртой танковой дивизии вермахта на берегу реки Добрысть, у села Сокольничи.

Неизвестный подвиг тысяча девятьсот сорок первого года. За который он награждён Орденом Отечественной Войны Первой Степени, посмертно, через девятнадцать лет, в 1960 году.
http://tvspas.ru/pub...pole_voin/16-1-0-597

4. Русский Сталинист : Ответ на 2., рудовский:
2015-07-23 в 14:53

Какая разница, сколько там танков подбили - 10, 15 или 18?Бой был? Был. Люди погибли? Погибли. Москву в конечном итоге отстояли? Отстояли. А что там журналисты приписали, что молва народная - это дело второе. Знать и изучать все это надо, но без издевательства над историей своей страны и глума.

Абсолютно верно.
Но дело в том, что некоторым субъектам очень чешется развенчать "советские мифы", обмакнуть нас в унитаз, вот они и цепляются к цифрам и второстепенным деталям.
Ага, там было не 28 панфиловцев, а 128- значит, коммуняки как всегда насвистели. Не было подвига!
Там подбили не 100, а 25 танков- не было подвига!
В тот день толщина снежного покрова была 5 см, а не 7 см- не было подвига!
В тот день солнце вышло из-за туч в 13.25, а не в 13.15- не было подвига!
Клочков не произнёс слова про Москву, а просто матерился- не было подвига!
И во на такой ублюдочно-ущербной логике они и "развенчивают" мифы.

3. Вятчанин : Легенда, а не миф
2015-07-23 в 12:48

Да, НЕВОЗМОЖНО БЫЛО в суровом 1941 году журналисту провести подробное расследование подвига героев-панфиловцев, остановивших колонну танков под Москвой. Статья в газету была написана по горячим следам, участники боя погибли, опрашивать было некого. Поэтому журналисту пришлось пользоваться в деталях художественным вымыслом. Тем более что главная задача фронтовой газеты была пропагандистская: вдохновлять на битву с фашистами.
Вправе ли журналист пользоваться художественным вымыслом? Все пособия по журналистике скажут: художественный вымысел при создании журналистского произведения допустим, если он не искажает сути события. Борис Полевой взял историю одноногого летчика Маресьева и на документальной основе написал замечательную повесть. Но один факт он все-таки "приукрасил", чтобы усилить образ героя. Во время операции литературный Мересьев просит хирурга ампутировать ему гангренозную ногу без наркоза, а настоящий Маресьев после выхода в свет повести признавался, что такой просьбы он не высказывал. Впрочем, фактов ампутации конечностей без наркоза за отсутствием такого на фронте можно найти немало. Но ведь эта деталь не отменяет подвиг реального Маресьева.
Что касается определения мифа, то лучше было бы назвать подвиг 28 героев-панфиловцем легендой, так как миф в обиходе все-таки понимается как сказка. Легенда - это устный жанр о подвигах героев, передающийся из уст в уста, которая имеет под собой документальную основу, но обрастает в ходе пересказывания додуманными подробностями. Так, рассказ С.С.Смирнова о подвиге бессменного часового, который 9 лет простоял на часах в городе Осиновец, имеет подзаголовок "Почти легенда". Писатель долго собирал из разных источников сведения о бессменном часовом, но так и не узнал его точную фамилию и имя, его возраст и дальнейшую судьбу.

2. рудовский : Re: Так был ли подвиг?..
2015-07-23 в 11:14

Бред какой-то.
Ездил я к этому мемориалу с июне (опосля И-В монастыря) с небольшой группой путешественников. И там несколько десятков человек было - очевидно, те, кто решил посетить это место из уважения к памяти погибших. Причем люди сплошь в 2, 3 и даже 4 семейных поколения.
Какая разница, сколько там танков подбили - 10, 15 или 18?
Бой был? Был. Люди погибли? Погибли. Москву в конечном итоге отстояли? Отстояли. А что там журналисты приписали, что молва народная - это дело второе. Знать и изучать все это надо, но без издевательства над историей своей страны и глума.

1. Алёша : Re:Так был ли подвиг?..
2015-07-23 в 04:53

"...государство, которое так много говорит о недопустимости пересмотра истории и особенно истории Великой Отечественной войны, должно бить себя по затылку. Потому что само же это государство и способствует как пересмотру с фальсификацией, так и очернительству с лжеразоблачениями. Чем именно способствует, это уж другой вопрос - халатностью, политической близорукостью, набором недалёких сотрудников, злым ли умыслом, но так или иначе государство ныне само выступило в роли фальсификатора своей же собственной истории, взяв на себя при этом функции саморазрушения."

Если два-три человека в государстве озвучивают какие-то правильные вещи, это совсем не означает, что все остальные принимают их как руководство к действию.
Как раз наоборот. Таковы правила игры. И волки сыты и овцы целы.