Можно ли мусульманам держать икону дома. Часто от мусульман можно слышать о том, что в плане историческом христианство является религией «преходящей», «отжившей», при этом мусульмане говорят об «исторической статичности» ислама

Казанская икона Божией матери хранится в Казанском Богородицком мужском монастыре. К ней выстраивается очередь из желающих поклониться и попросить Богородицу о чуде. Не бывает так, чтобы у иконы не было людей, очередь не заканчивается, верующие идут и идут, прикладываются к образу, подолгу стоят рядом. Наместник монастыря отец Марк, прежде чем начать нам рассказ об иконе, тоже приложился к образу, поблагодарил и о чем-то попросил Богородицу.

Ежедневно в монастырь приходят письма с рассказами верующих о том, как им помогла Казанская икона.

Матерь Божия через свои образа являет милосердие к людям, чтобы люди исцелялись, задумывались о жизни. И те письма, которые приходят, поражают широтой души Божией матери, она не пренебрегает никем. От самых мелких проблем, о которых я бы не стал даже просить Божью матерь, до самых безвыходных ситуаций. И Матерь Божия все эти проблемы разрешает, - рассказывает отец Марк.

Образ Казанской иконы Божией матери был найден в 1579 году девочкой Матроной. На месте обретения иконы по указу царя был построен Богородицкий девичий монастырь. В 1904 году преступники похитили чудотворный образ из монастыря. Он не найден до сих пор. В 2005 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II передал Казани один из самых известных списков иконы, хранившийся в Ватикане. Но есть мнение, что была похищена не настоящая икона, а список. Якобы настоятельница монастыря каждую ночь меняла чудотворный «оригинал» на копию. Есть версия, что похитители иконы не сожгли ее, как они рассказывали следователям, а спрятали.

Если этот образ был утрачен, то это значит по нашим грехам. Если будет на то воля Божия, кто знает, может быть действительно образ не утрачен, и когда мы будем этого достойны, Матерь Божия явит опять нам этот образ, - рассуждает отец Марк.

«Первоявленная эта икона или список?», этот вопрос чаще всего задают экскурсоводам паломники и туристы.

К сожалению, это установить невозможно. Есть предположение, что первоявленная икона хранится в Москве в Казанском соборе и в Санкт-Петербурге в Казанском соборе. Наша икона называется «Ватиканский список», потому что она долгое время хранилась в покоях папа Римского и датируется второй половиной 16 века. И это не противоречит дате обретения иконы, - рассказывает экскурсовод Лилия Рахимова.

Казанскую икону легко отличить от любого другого образа Богоматери. Во-первых - изображение Богоматери погрудное. Тогда как обычно Богоматерь изображается с руками. Во-вторых - особый строго проникновенный взгляд.

Разное впечатление производит икона на верующих - от полного умиротворения и благоговения, до тяжёлого чувства. Видимо, от того чем наполнен человек, так эта икона и воздействует. Кто-то плачет, выходя из храма, кто-то говорит, что подавлен, что тяжело было, - рассказывает экскурсовод о впечатлениях туристов.

О «чудодейственности» иконы судят по тому, насколько её почитают верующие. Это можно понять не только по рассказам об исцелении и осуществлении просьб и молитв. Есть и осязаемые доказательства. В знак благодарности о явленных чудесах издревле было принято оставлять образу дары - золотые, серебряные украшения, драгоценные камни. Изделия собирались, переплавлялись и из них отливался оклад.

У нашей иконы три оклада: жемчужный, серебряный и золотой. На крестный ход 4 ноября одевают жемчужный, 21 июля одевают золотой. По количеству дырочек по краям иконы определяют, сколько раз меняли оклады. Это примитивный способ узнать насколько икона старинная и чудесная. Чем больше дырочек, тем больше окладов, тем больше она помогает людям. Здесь очень много дырочек, - показывает на Казанскую икону, хранящуюся в Казанском мужском Богородицком монастыре экскурсовод.

Кстати, Казанская икона почитаема не только православными, но и католиками и даже мусульманами.

У мусульман нет икон, но Казанская икона, считается прообразом Марьям - матери пророка Мухамеда. И в зависимости от того какое золотое украшение лежит перед иконой - с бирочкой или без бирочки определяется, кем оно было подарено иконе. По православной традиции золотое украшение надо снимать с себя, по мусульманской - надо покупать в магазине. Если с изделие с бирочкой - значит оно подарено мусульманами, - говорит Лилия Рахимова.

Это не просто слова. В минуты нашего разговора почтить икону пришли туристы - семья католиков, а следом за ними две гостьи из Башкортостана.

Я сама мусульманка, но у меня тетя русская и я хочу поставить ей свечку и записку о здравии написать, - говорит Элла Исмагилова.

В честь Казанской иконы Божией матери на месте обретения на смену старой церкви в 1808 году был построен величественный собор. В 1932 году его взорвали, сравняли с землёй, а на его месте построили табачную фабрику. В ноябре 2015 года президент Татарстана Рустам Минниханов подписал указ о воссоздании Собора. 21 июля 2016 года в День памяти Казанской иконы Божией матери состоится закладка памятного камня в честь начала его воссоздания.

Количество записей: 144

Святые люди считали себя самыми грешными, и не просто считали, они были уверены в этом, видели себя самыми грешными - но здесь скрыто противоречие, они не могли быть самыми грешными, не могли быть хуже последних злодеев, потому что они были святыми. Они считали себя хуже всех, но они не были хуже всех - неужели они обманывали сами себя? Как они могли видеть себя самыми грешными, если они были самыми праведными?

Игорь

Святые подвижники посвятили свою жизнь тому, что пристально вглядывались в свою душу. Очищая себя от грехов, они видели, что работы еще непочатый край. Именно это обстоятельство приводило к тому, что они искренне считали себя грешниками. Это чувство поглощало их настолько, что они не могли предположить, что и у других людей такие же проблемы, ведь в души других они не вглядывались столь же пристально, хотя Господь и открывал святым о других людях, когда это было нужно. Святые осуждали себя за свои грехи и не смели осуждать других. Я думаю, в этом причина такого парадокса.

диакон Илья Кокин

Я мусульманка, вопрос такой. Можно ли мусульманке носить кулон с изображением Блаженной Матроны? Ведь Ислам не запрещает мусульманам ходить в церковь, так как и церковь, и мечеть являются домом Божим. Ислам не отрицает Христианство, так как и христиане, и мусульмане, поклоняются, молятся Аллаху (Аллах - Он и есть Бог). Следовательно, мне кажется, что можно носить и икону маленькую на шее, а чтобы носить икону, необязательно быть крещенной. Заранее благодарю. С уважением.

Здравствуйте! Многие современные люди не видят разницы между исламом и христианством. Они говорят: «Мы верим в единого Бога. Мусульмане также почитают Иисуса, Марию, пророков, а разница только в обряде. Это два пути к одному Богу». Но давайте обратимся к первоисточникам этих двух религий – Библии и Корану, – чтобы узнать, одному ли Богу служат христиане и мусульмане. По Корану, христиане, которые сказали «Христос – Сын Божий», достойны отвращения: «Эти слова в их устах похожи на слова тех, которые не веровали раньше. Пусть поразит их Аллах! До чего они отвращены! … Они желают затушить свет Аллаха своими устами, но Аллах не допускает иного, как только завершить свой свет, хотя бы ненавидели это многобожники» (Коран. 9; 30, 32). Согласно Библии, «всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца» (1 Ин. 2, 23). Таким образом, для Библии (которую требует слушать Мухаммед – см. Коран. 2, 79 (85); 3, 2 (3)) мусульмане – это фактические безбожники. На них пребывал гнев Божий (Ин. 3:36). Они ещё до Суда осуждены, ибо не уверовали во имя Единородного Сына Божия (Ин. 3:18) и не чтят Отца, Пославшего Его (Ин. 5:23). Мусульмане формально признают Библию (хотя и считают ее искажённой), а христиане всегда отвергали Коран как запись ложного, бесовского пророчества Мухаммеда. Аллах мусульман и Бог христиан – не одно и то же Лицо. Главное очевидное отличие состоит в том, что православные верят: единый Бог существует в Трёх Личностях – Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святого; это не Три Бога, а Один, потому что все Три Личности обладают одной сущностью, волей, властью, царством, и один Источник Божества – Отец (Мф. 28:19). Аллах мусульман одинок, он не рождал и не рождён. Уже поэтому ясно, что верим мы в разных богов. Советую вам определиться, в кого Вы верите. Если в Аллаха, то чем Вам поможет блаженная Матрона, веровавшая в Иисуса Христа, Сына Божьего и всю свою жизнь Ему посвятившая? Если же кулон нужен вам только для красоты, то повесьте на шею какое-нибудь другое изображение.

иерей Владимир Шлыков

Дорогие батюшки! Знаю, что сейчас пишут иконы священнику Даниилу Сысоеву, до его канонизации. Можно ли молиться его иконе? И вообще, правильно ли это?

Евгений

По отцу Даниилу надо служить панихиды, молиться о упокоении его души в обителях праведных. Не надо его лишать этого такой глупой ревностью. Бог своих святых знает, а Церковь сама выносит определения на сей счет. Но никогда не надо спешить. Князя Андрея Боголюбского, например, канонизировали 6 веков спустя.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте, батюшка! 3 месяца назад меня бросил муж, беременную. Молю нашего Господа Иисуса Христа, Святую Матрону, Святую Ксению Петербургскую о помощи мне, чтобы наладить отношения, читаю так же молитву "О совете и любви между мужем и женой". Вскоре развелась, но до сих пор его очень люблю, и конечно же, жду его возвращения. Правда, не знаю, можно ли после развода и дальше продолжать молиться, читать также молитвы о семье? И ещё вопрос, Святой Матроне и Святой Ксении Петербургской читаю по две молитвы. Можно ли так читать, или стоит только по одной читать? И какие конкретно молитвы?

Вы все верно читаете. Этого достаточно. Вопрос в другом: стоит ли об этом молиться? Вы действительно так любите или Вам сейчас очень тяжело – психологически, материально, в быту? Просто любовь – это одно, а слабость, склонность к зависимости – другое. Возможно, что это одна из тех причин, почему с Вами так случилось. Советую Вам зайти в мой ЖЖ http://clerical-x.livejournal.com/3741.html. Прочитайте и другие материалы. Надеюсь, Вы сможете сделать выводы.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте! Можно ли молиться и читать Акафист дома без иконы, ведь Святые и так услышат? Не могу найти икону 9-ти мученников Кизических в нашем городе. Мало кто о них знает. А так хочется их заступничества и помощи! Я долгое время не могу найти подходящую работу, а она так нужна, многим молилась, но мне кажется, что меня не слышат или я молюсь не так... Стараюсь исповедоваться, причащаться. Благодарю за ответ! Спаси Господи!

Анастасия

Анастасия, в Евангелии сказано: «просите и получите». Молиться всегда хорошо. Даже если нет такой иконы, перед которой мы хотим помолиться, то молиться, конечно, все равно нужно – святые обязательно нас услышат. Вы без всякого сомнения можете молиться этим Святым, пусть у Вас и нет их иконы. Бог в помощь.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! У меня такой к Вам вопрос: почему так трудно найти икону св. муч. Виктории Никомидийской? Нигде в церковных лавках её нет, а на заказ очень дорого, хотела подарить подруге, но 3800 - 5000 р. платить не готова. Вы не знаете, где можно приобрести икону эту? Не на заказ. Заранее благодарю.

Анна

Да, это редкая икона. Но можно поступить следующим образом. Икона - не фотография, имеющая портретное сходство (это касается только современных святых). Все мученицы на иконах абсолютно похожи: красные ризы и крест в руках. Возьмите, например, вот такой образ: http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BC%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0%20%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F&pos=3&rpt=simage&lr=213&noreask=1&source=wiz&uinfo=sw-1263-sh-920-fw-1038-fh-598-pd-1&img_url=http%3A%2F%2Fimg1.liveinternet.ru%2Fimages%2Fattach%2Fc%2F0%2F44%2F977%2F44977766_cat375.jpg , распечатайте его в хорошей фотостудии, вставьте в рамку из багетной мастреской, освятите в храме. Стоимость будет зависеть от размера, но не думаю, что это будет стоить дорого.

протоиерей Максим Хижий

Дорогие батюшки! Читаю 3 акафиста: Ксеньюшке, Спиридону и Трифону. Это мои самые любимые святые. Начала сама по незнанию, без благословения. Сейчас у меня очень много проблем (очень сильно болеет дедушка, сложности на работе, решается вопрос об ипотеке и др.), вот душа и попросила, а рука сама потянулась акафистнику. Сегодня на вашем сайте прочитала, что нужно брать благословение на этом сайте. В церковь смогу пойти только в выходные - очень-очень много работы. А хочется продолжать с благословением. Благословите меня, пожалуйста, на продолжение чтения.

Ксения

Здравствуйте, Ксения! Вы что-то напутали. Благословение на чтение акафистов нужно брать не на сайте, а у батюшки в храме. Через интернет можно посоветовать что-то, но Благодать Божию можно получить только в храме. Поэтому Вы сможете благословиться, когда придете в церковь. Помоги Вам Господи!

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Прочитала, что у тех, кто родился в январе, ангелы-хранители - это святой Сильвестр и Серафим Саровский. Но это - святые, а я до сих пор думала, что ангел-хранитель не имеет имени и отличается от святых. Как правильно понимать, что такое "ангел-хранитель"?

Тата

Здравствуйте, Тата! Ангел Хранитель – это святой Ангел, которого Бог дает каждому человеку при крещении. Он бестелесен, всегда рядом с человеком, хранит его от всяких бед, молится за него Богу и наставляет на доброе. Если мы грешим – Ангел Хранитель скорбит и отходит от нас, когда же мы стараемся жить благочестиво – радуется. У каждого крещеного человека есть также Небесный Покровитель. Это – святой, в честь которого нас крестили и имя которого мы носим. Он тоже молится о нас Богу, особенно, когда мы его об этом усердно просим. Так как святые в своей земной жизни тоже были людьми, старались жить свято и угодили Богу, то и мы должны подражать житию своего Небесного Покровителя.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Я решила, что буду читать акафист Спиридону Тримифунтскому 40 дней. Прочитала 3 дня, на 4 день у меня не было возможности это сделать, я пропустила один день. Очень переживаю из-за этого. Что мне теперь делать? Можно ли продолжать, или же начинать заново?

Мария

Мария, всегда нужно взвешивать свои силы перед тем, как Вы что-то решили сделать, и в особенности, если даете какое-то обещание перед Богом. Читайте дальше, как сможете, заново начинать не надо. На будущее, прежде чем давать подобного рода обеты, советуйтесь со священником в том храме, куда ходите на службы и исповедь.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! В следующем году планирую поступить в Волгоградскую академию МВД. Процедура поступления очень сложная, нужно собрать много документов, пройти много инстанций и т. д. Не гарантирую, что пройду медосмотр... Но поступить и стать офицером полиции я мечтаю уже лет 5-6! Уже много для этого сделала. Но постоянно преследуют депрессивные мысли о том, что не поступлю, не пройду медкомиссию, не будет разнарядок, будут проблемы с документами и т. д. Доходит до глубокой депрессии, часто бывают мысли о суициде, так как служба в полиции - это смысл всей моей жизни! Нигде не нахожу утешения (в силу жизненных обстоятельств), только когда смотрю, как обычные люди борются со злом, порой ценою своей жизни... Я очень хочу служить своей Родине, хочу помолиться Святым о помощи в поступлении на службу, но не знаю, каким именно. Подскажите пожалуйста.

Анастасия

Здравствуйте, Анастасия! Мысли о суициде посещают Вас из-за Вашей гордости и неверия в Промысл Божий. Вы хотите поступить в Академию во что бы то ни стало, потому что Вы так решили. Получается, в Вашей жизни Вы не оставляете места Богу, не даете Ему возможности помочь Вам. А ведь мы – всего лишь маленькие человечки и ничего своими силами, без Бога сделать не можем. И наоборот: «Все могу во укрепляющем мя Иисусе Христе» - восклицает святой апостол Павел (Фил, 4;13). Пойдите в храм, исповедуйтесь, причаститесь, закажите молебен «на всякое доброе дело» или святителю Николаю Чудотворцу и с Божьей помощью готовьтесь усердно к поступлению. Можно с благословения священника читать акафист святителю Николаю или преподобному Сергию Радонежскому. Если есть на то воля Божия, то Вы обязательно поступите, если же нет – значит так для Вас полезнее.

иерей Владимир Шлыков

Вeра безъ дeлъ мертва есть (Иак. 2, 26); а дела веры суть: любовь, мир, долготерпение, милость, смирение, несение креста и жизнь по духу. Только такая вера вменяется в правду. Истинная вера не может быть без дел: кто истинно верует, тот непременно имеет и дела. (Преподобный Серафим Саровский). ЧТО ЭТО ЗА ДЕЛА?

Николай

Здравствуйте, Николай. Дела веры - это понуждение себя к жизни по вере. Раз наша вера христианская, то и понуждать мы должны себя к жизни христианской, по заповедям Христа. Свойства заповедей таковы, что они обнаруживают перед взором человека, понуждающего себя исполнять их, его собственные грехи. Это рождает в нем начальное смирение. Смирение рождает покаяние, а покаяние - молитву покаяния. А молитва привлекает благодать Божию. Вот такие ДЕЛА.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте. У меня два вопроса: можно ли беременной крестить ребенка, и кому можно молиться за мужа - проблемы на работе, депрессия, апатия, лень.

Татьяна

Татьяна, беременной женщине можно быть крестной. Однако крестные несут большую ответственность перед Богом за своих крестников. Крестные обязаны всегда молиться молится за них, воспитывать их в православной вере, ходить с ними в церковь, подводить к Причастию. Само собой, крестные обязаны и сами вести христианский образ жизни, регулярно посещать церковь и причащаться. Вашему мужу тоже нужно самому ходить в церковь. Человек, живущий без Бога, намного больше подвержен всяким бесовским воздействиям. Молиться за мужа можно святому апостолу Симону Зилоту:

Святый славный и всехвальный апостоле Христов Симоне, сподобивыйся прияти в дом твой в Кане Галилейстей Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь, Владычицу нашу Богородицу, и очевидцем быти преславнаго чудесе Христова, на браце твоем явленнаго, претворения воды в вино! Молим тя с верою и любовию: умоли Христа Господа претворити души наша из грехолюбивых в боголюбивыя; сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных, и испроси нам свыше помощь во время уныния и беспомощия нашего; да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем оных блаженных обителей райских, идеже ты ныне водворяешися и веселишися. Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, крепце на тя уповающих, но буди вам помощник и покровитель во всем житии нашем и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, благую и мирную христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на Страшнем Суде Христове; да избежавше мытарств воздушных и власти лютаго миродержца, унаследуем Царство Небесное и прославим великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Мой вопрос слегка похож на тот, который уже задавали, но, пожалуйста, ответьте. Я всегда молюсь только Иисусу Христу, стараюсь ставить его на первое место в своей жизни, а на святых апостолов, на Марию Деву, на Матрону Московскую совершенно не обращаю внимания, я никогда им не молюсь. Есть ли в этом грех или как бы неправильность? Очень надеюсь на Ваш ответ.

Станислав

Знаете известную поговорку: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты»»? Если Вы с благоговением относитесь ко Господу Иисусу Христу, то как можно «не обращать внимания» на Его Мать? На Его друзей – апостолов и святых? Это не правильно. Если не чувствуете к ним симпатии, это Ваше дело (хотя именно этих людей Христос предпочел видеть рядом во время Своей земной жизни), то хотя бы проявляйте к ним должное уважение.

диакон Илья Кокин

Скажите, Дева Мария - это апогей человеческой святости? Возможно ли, что когда-нибудь будет человек, более праведный, чем Она? Возможно ли в принципе кому-нибудь быть более праведным, чем Она? Спасибо.

Оксана

Ни у одного человека на земле не было и не будет столь же великой миссии, как у Богоматери, поэтому и Ее святость беспрецедентна.

диакон Илья Кокин

День добрый! Я случайно увидела икону покровителя нашей семьи у антиквариатов-скупщиков. Я хочу приобрести эту старинную икону и подарить храму, служители которого молятся за моих родителей. Я не обижу этим священника храма? И нужно ли мне будет её освятить, прежде чем отвезти в храм священнику? Ангела хранителя Вам.

Христина

Христина, купить икону у скупщиков можно. Очень хорошая традиция - жертвовать иконы в церковь. Икону нужно освятить, но это священник того храма, куда Вы хотите пожертвовать икону, сделает сам.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день! Живу в маленьком городе, 40 лет, высшее экономическое образование. В данное время без работы, никак не могу найти работу, везде требуются продавцы, а в госучреждение устроиться никак не получается. Не крещеная. Как, кому мне можно молиться?

елена

Здравствуйте, Елена! Возможно, таким образом, через скорби Господь стучит в двери Вашего сердца. Я бы советовал Вам креститься и начать ходить в храм, заняться своей душой. Тогда и проблемы в Вашей жизни будут решаться, по слову Господа: «Ищите прежде Царствия Божия и правды, его и все это приложится вам».

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка! Не знаю, с чего начать. У меня проблема с мужем, впрочем, как и у всех. Раньше просто выпивал, а теперь ещё и другую нашёл. А начнём с того, что 10 лет тому назад его выгнала первая жена, и тут встретилась я. Теперь каюсь пред Господом, что наделала. Он сказал, что обратно ни ногой, и родители его сказали то же самое, а я и поверила. Там остался ребёнок 6 лет, получается, без отца. Муж никогда не отказывался от него, всегда встречался с ним, я же, соответственно, ревновала. Через год у нас родился тоже сын, и встречи с первым стали всё реже. Но посёлок у нас небольшой, и муж всегда с ним виделся и разговаривал, впрочем, как и сейчас. Так прошло 10 лет. Было всякое: и пил, и домой приходил под утро. Я, конечно же, кричала на него всегда, ненавижу пьянки, и он это знает. Только теперь я понимаю, насколько я была не права. Надо было говорить с ним по душам, а я, получается, всю жизнь его гнобила, отчего он и искал утешения в алкоголе среди друзей. Но год назад он нашёл её, свою первую любовь, на которой якобы должен был жениться после армии, но женился на другой. И когда я об этом узнала, меня словно молния поразила. Я потеряла сон, похудела на 10 кг и всё на нервной почве. Я начала пытаться с ним разговаривать, но временами злость меня не покидала. В результате трещина становилась всё больше и больше. Он всё понимает, что это грех, что живёт в постоянном блуде, и этот грех отчасти переходит и на меня, что второй ребёнок остаётся без отца. Но ничего сделать не может, его тянет туда, и он считает, что это любовь. Я, побывав этим летом у мощей Александра Свирского в Александро-Свирском мужском монастыре, поняла, что стоит отпустить его и молится за то, чтоб Господь простил его за грехи. Он не хочет идти в церковь, боится признаться батюшке во всём. А мне плохо от того, что я натворила в жизни. Я только сейчас поняла, на чужом несчастье своё счастье не построишь, и их ждёт то же самое. Мы разъехались, хочу подать на развод. Дайте совет.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Могу ли я заказывать в храмах и монастырях требы за усопших некрещеных родственников, в частности канон св. мученику Уару? Некоторые монастыри и храмы (на православных ярмарках) принимают такие требы и говорят, что по благословению. Заранее благодарен за ответ!

Илья

Илья, вокруг молитв мученику Уару в последнее время разгорелся нездоровый ажиотаж, им приписывают чуть ли не мистическую, таинственную силу, но официальная церковная позиция заключается в том, что некрещеных людей в храме на общественной молитве поминать нельзя. Однако их можно поминать на молитве частной – и дома, и в храме. О том, что в последнее время сложилась антицерковная практика поминовения некрещеных людей за богослужением, говорил Святейший Патриарх Алексий II: «Некоторые настоятели, руководствуясь меркантильными соображениями, совершают церковное поминовение людей некрещеных, принимая массу записок и пожертвований на такое поминовение и уверяя людей, что такое поминовение равносильно Таинству Святого Крещения. У людей малоцерковных создается впечатление, что не обязательно принимать Святое Крещение или быть членом Церкви, достаточно лишь молиться мученику Уару. Такое отношение к почитанию святого мученика Уара недопустимо и противоречит нашему церковному вероучению» (Доклад на епархиальном собрании Москвы 2003 г.)

Что обычный человек знает про мусульман? Он видит по телевизору, что есть Мекка, Рамадан, Ураза-байрам и так далее. То есть только внешние вещи. В чем суть этой веры, мы решили расспросить религиоведа Юрия МАКСИМОВА

- В чем наши общие представления об исламе категорически неверны?
- Безусловно, и в среде христиан, и в среде мусульман существует множество заблуждений относительно веры соседа. Но вместе с тем христиане все же главную суть ислама понимают. Простой пример. Все христиане знают, что мусульмане верят в Аллаха и в то, что Мухаммед - его пророк. А это ни много ни мало - ташшахуд, мусульманское исповедание веры. А если попробуете отыскать мусульманина, который бы знал христианский символ веры, - вам придется изрядно потрудиться. Мусульмане в подавляющем большинстве не знают и не понимают христианства. У христиан тоже, конечно, встречаются заблуждения об исламе. Самое распространенное, какое мне доводилось слышать, - что мусульмане во время рамадана не постятся ночью потому якобы, что считают, будто Аллах их не видит. Это, конечно, абсурд, ни один образованный мусульманин такого не скажет.


- Существуют ли для мусульман такие религиозные понятия, как грех, душа, таинство? В чем их специфика?
- Многие понятия в христианстве и исламе омонимичны, то есть по-русски называются одними и теми же словами, но на деле подразумевают совершенно разное наполнение. Это касается в общем-то почти всех религий, но ислама - особенно. Когда мы произносим: «молитва», «пост», «милостыня», «паломничество», «душа», «грех», «Писание», - христиане и мусульмане подразумевают при этом совершенно разные вещи. Если этого не знать, при разговоре неизбежно возникает и нарастает взаимное непонимание. Поскольку каждый априори считает, что оппонент имеет в виду под употребляемым словом именно то, что имеет в виду он сам!
Душа в исламе называется нафс. Нафс - это естественная сторона человека, которая всегда подстрекает его к тому, чтобы делать зло. Эта, с точки зрения мусульман, естественная сторона души есть источник отрицания всякого добра в человеке. Они говорят, что «нафс создана таким образом, что она желает все недозволенное». Об этом говорится и в Коране: «...ведь душа побуждает ко злу...» (Коран 12.53)! Кроме того, мусульмане учат о предсуществовании душ, то есть о том, что сначала были сотворены души людей, а потом они вселяются в тела. Надо ли объяснять, насколько это далеко от христианского учения о душе? Христиане считают душу, наоборот, более возвышенной частью человека.
Что касается греха, здесь еще больше различий. Например, ислам отрицает понятие первородного греха. И в Коране, и в Библии описывается грехопадение прародителей. Однако в Коране этому факту не придается такого общечеловеческого значения, как в Священном Писании христианства. Адам покаялся и был прощен. Его неведение было упразднено, грех исчез. Первый грех в исламе не мыслится как первородный - открывший путь всем последующим грехам. По сути ответственность за реально наблюдаемую в естестве каждого человека отрицательную силу ислам списывает на Бога. То же самое и в мусульманском учении о предопределении, и в том, что Аллах - равно источник и добра, и зла.
В самом понимании греха также есть отличия. По мусульманскому учению грех - это неведение божественного закона. Исповедание ислама и исполнение предписанных ритуалов автоматически очищает мусульман от совершенных грехов, поэтому у них нет покаяния, исповеди, ничего подобного. Христианство же никогда не рассматривало грех лишь как неведение. Религиозный опыт не только христиан, но всего человечества убеждает в том, что грех оказывает влияние на согрешающего гораздо более глубинное, чтобы можно было ограничивать его только лишь умом.
Ну а если говорить о таинствах, то такого понятия, равно как и явления, в исламе нет. И это логично. Христианское понятие таинства основано на христианском представлении о Боге как являющемся и явленном в мире. На представлении о благодати, о божественных энергиях, коими Он действует в мире. В исламе же Аллах предельно удален из мира, никакого богоявления быть не может.


Основатель ислама араб Мухаммед жил в VI-VIIвв по Р.Х. Его учение, по его мнению, восстанавливает истинную веру в Авраама, который, как сказано в Коране, “не был ни иудеем, ни христианином”. Коран 3:60.
Ангел Джабраил показывает Али (племянника и зятя Мухаммеда, особенно почитаемого в исламе) пророку Мухаммеду. Миниатюра рукописи “Хамсе” Низами

- Есть ли в исламе понятие святости? В чем особенность мусульманского представления о ней? Ходатайствуют ли их святые за них перед Аллахом?
- Богословие ортодоксального ислама не признает культа святых. Тем не менее он занимает определенное место в суфизме. Это мистическое направление, которому свойственны ряд своеобразных представлений. Например, учение о растворении мистика перед лицом Аллаха, в результате чего некоторые суфии отождествляли себя с Богом, об относительности шариата, об оправдании диавола. Наиболее строгие мусульманские законоведы и богословы даже не признавали суфизм исламом. Однако в ряде стран он получил распространение и оказал влияние на так называемый «народный ислам». Несмотря на чуждость культа святых кораническому исламу, он все же носит на себе неизгладимый отпечаток общего мусульманского мировоззрения. Проводить параллели суфийских «вали» с христианскими святыми можно лишь с большими оговорками. Хотя учение суфизма не имеет строгих рамок и допускает весьма широкий разброс взглядов, большинство суфиев отрицали, что «вали» будут ходатайствовать перед Аллахом за мусульман, это исключительная прерогатива Мухаммеда в день последнего Суда.


В священной книге ислама прописана необходимость вести войну за всемирное распространение ислама. На илл.: ткань с изображением всадника и пленника, XVI в.

- Прописано ли в Коране, что надо «убивать неверных»? Откуда вообще взялась такая общеизвестная установка? И что входит в понятие «неверный»? Где окажутся души «неверных», которых убил шахид?
- Да, это прописано в Коране и в Сунне - втором, после Корана вероучительном источнике ислама. Например, характерен следующий хадис из Сунны, свидетельствующий, что Мухаммед сказал: «Мне приказано воевать с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет Бога кроме Аллаха, и что Мухаммед Его слуга и Его Посланник, не повернутся в направлении нашей киблы (направление для молитвы), не будут есть то, что мы убиваем (ритуальной пищи. - Ред.), и не будут молиться как мы. Когда они станут делать так, мы будем не вправе отнять их жизнь и собственность, кроме того, что причитается от них». То есть утверждается необходимость войны против всех немусульман. Так же и в Коране говорится: «Пусть сражаются во имя Аллаха те, которые покупают будущую жизнь ценой жизни в этом мире. Тому, кто будет сражаться во имя Аллаха и будет убит или победит, Мы даруем великое вознаграждение» (Коран 4.74). Мухаммеду самому было приказано: «О Пророк! Воодушевляй верующих сражаться с неверными!» (Коран 8.65). Неверный - это немусульманин. По учению Мухаммеда все неверные окажутся в аду, где будут мучиться вечно. Рай же только для мусульман.


- Существует ли религиозный спор между ваххабизмом и «мирным» течением в исламе?
- Начнем с того, что такого разделения в исламе нет. Не существует «мирного» и «немирного» ислама. Нет таких течений. Есть «мирные» и «немирные» мусульмане. Причем первые являются «мирными» чаще всего в силу внерелигиозных причин. В самих источниках ислама прописана необходимость ведения войны за всемирное распространение ислама. Есть мусульмане, которые этим предписаниям следуют, есть те, которые не следуют. Но серьезного богословского спора между ними нет и быть не может. Потому что по священным источникам ислама все очевидно. Термин «ваххабизм» сейчас стал своеобразным журналистским клише, которым клеймят любого мусульманина, застигнутого за совершением теракта. Собственно исторические «вахаббиты» представляли собой последователей авторитетного суннитского богослова Абд эль-Ваххаба, который воспроизводил идеи ханбалитов - одной из законных и признанных правовых школ в исламе. Ныне ваххабизм является официальной идеологией Саудовской Аравии. Мусульмане вполне признают саудовских богословов мусульманами. Хотя, конечно, исламское общество («умма») не монолитно, и как среди христиан встречаются верящие в гороскопы, так и среди мусульман встречаются те, кто не считает ваххабитов мусульманами. Но это не те, кто определяет отношение уммы.


- Европейская культура подразумевает наличие границ и моральных устоев внутри человека. На Востоке, напротив, сильно подавление извне: государством, родней, имамами, селением, тейпом. Верно ли, что это одна из причин агрессии и несдержанности мусульман? Можно ли вообще сказать про мусульманина, что он агрессивен и несдержан?
- Тейп - это понятие исключительно чеченское. Деление на «Запад» и «Восток» вообще в данном контексте некорректное. Между грузином, арабом и китайцем различий больше, чем между каждым из них и европейцем. В странах мусульманского мира немало христиан, они существуют почти в каждом народе, и даже от 8 до 10 процентов арабов являются христианами. При этом модель поведения их существенно отличается от исламизированных соплеменников. При этом некоторые европейские народы, например, черногорцы, сохраняют до сего дня деление на племена, однако мы не слышим о черногорских террористах каждый день по телевизору. Здесь надо просто называть вещи своими именами и искать причину в идеологии, а не в национальности или исторических предпосылках. Что касается второй части вопроса, мусульмане - это живые люди. И, как любые люди, они - разные. Есть среди них достойные, есть мирные, есть добропорядочные. Но если говорить в целом, то ответ на ваш вопрос будет очевиден для всякого, кто более или менее регулярно следит за новостями. Хотя в новостях сообщают еще далеко не обо всем касательно данной темы.

- Возможна ли сейчас православная миссия среди мусульман, и какая?
- Православная миссия среди мусульман существовала всегда. Так, например, уже один из ранних сподвижников самого Мухаммеда, Убайдаллах ибн Джахиз уверовал во Христа и принял крещение. Он был первым, но далеко не последним мусульманином, кто обратился к свету истины. После возвращения в Х веке Антиохии в состав Византийской империи, практически все местное арабо-мусульманское население добровольно перешло в Православие. А в 935 году целое арабское бедуинское племя бану Хабиб числом около пятидесяти тысяч человек перешло к грекам, приняло христианство и стало сражаться против своих прежних единоверцев. Для Русской Церкви миссия среди мусульман традиционна. Уже свт. Михаил Киевский в X веке посылал монаха Марка проповедовать Христа булгарам-мусульманам, в результате чего приняли крещение четыре князя булгарских. Свт. Петр Московский вступал в публичные диспуты с мусульманскими проповедниками и одерживал в них победы. Свт. Макарий Московский крестил последнего хана Казани - Едигера-Мухаммеда и пекся об устроении проповеди Православия среди татар. В результате более чем четырехсотлетней миссионерской деятельности Русской Православной Церкви среди татар образовалась новая этноконфессиональная группа - кряшены, состоящая из православных татар. В настоящее время на территории России их проживает порядка 320 тыс. К обращенным из ислама народам относятся и гагаузы, и большая часть осетин, и даже часть моздокских кабардинцев.
А некоторые мусульмане, обратившись в христианство, принесли столь великий духовный плод, что впоследствии были прославлены Церковью в лике святых. Например, среди арабов это преподобномученик Христофор Савваит и мученики Абу Тбилисский, Антоний-Равах и Варвар. Из булгар св. Авраамий Болгарский. Из турок - мученики Омир, Ахмед Писец и Константин Агарянин. Из албанцев - мученик Иоанн Албанский. Из татар - мученики Петр и Стефан Казанские и преподобный Серапион Кожеозерский, основавший Кожеозерский Богоявленский монастырь на Севере России и воспитавший семь святых для Русской Церкви.
Но и в наши дни происходит миссия среди мусульман. Возьмем Индонезию. Двадцать лет назад в Православие обратился первый индонезиец. Пятнадцать лет назад, приняв монашество и священническую хиротонию, он вернулся на родину, начал проповедовать и за эти годы обратил 2,5 тыс. человек, создал несколько приходов, построил храмы, подготовил к рукоположению других индонезийцев - в мусульманской стране возникла Православная Церковь! Другой пример - в 1990-х годах в Грузии в результате миссионерской деятельности большинство грузинских мусульман перешли в Православие, так что даже в один день крестились 5 тыс. мусульман. В исламизированных районах Болгарии, а также в Албании идет сейчас православная миссия, которая приносит явные плоды. Кое-что делается и у нас в России. Например, вот уже несколько лет в Москве по благословению священноначалия происходят молебны на татарском языке для православных татар. Но, конечно, активной и целенаправленной миссии среди мусульман Русская Церковь сейчас не ведет. Хотя возможности для этого есть.



Мусульманин у себя дома. Вся жизнь мусульман определена Шариатом – тщательно разработанным сводом правил, регулирующим практически все сферы жизни, в том числе и семейные. В обязанности мужа входит полное содержание жены и детей. Многоженство разрешено, но не обязательно, как считают европейцы. На илл.: Миниатюра рукописи “Шахнаме” Фирдоуси. 1341

- Вы создали сайт , рассматривающий ислам с позиций Православия. Есть ли диалог между мусульманами и православными? Какие вопросы являются «острыми» для мусульман?
- Диалог на личном уровне никогда не прекращался. Многие православные пересекаются в своей жизни с мусульманами, естественно, что между ними иногда возникают разговоры на тему веры. Если же вы имеете в виду более общий уровень, то, насколько я понимаю, Межрелигиозный совет России не занимается богословскими диспутами, а посвящен совместному решению внерелигиозных проблем. Кроме того, издается полемическая противохристианская литература у мусульман, а также есть некоторые опыты в полемике с исламом у христиан. Это нормально. Так было и прежде.
Основные пункты мусульманских нападок на христианство не претерпели изменений за минувшие столетия. Они считают учение о Троице уклоном в многобожие; Христа - пророком, а не Сыном Божиим; отрицают распятие Христа; отрицают первородный грех; таинства Церкви.
Что касается вопросов, которые затрагивали христианские апологеты, начиная со святых отцов, они актуальны и сегодня. Святые отцы, в частности, указывали, почему Мухаммед не может считаться пророком, а Коран - богооткровенным писанием; критиковали учение о предопределении и представления о Боге в исламе, критиковали мусульманскую эсхатологию; осуждали нравственные и ритуальные заповеди ислама как богопротивные; осуждали культ насилия в исламе.
Это лишь основные, узловые пункты, разумеется. В большей степени диалог с мусульманами должен, на мой взгляд, преследовать цель донести до собеседника суть нашей веры. Разъяснить ее. Дабы не оставалось непонимания и невежества. Ну и, конечно, обязанность христианина - защищать свою веру, если на нее нападают или хулят.

Поговорим о мусульманах-европейцах. Насколько вам кажется убедительной ситуация с массовым принятием ислама европейцами, описанная Чудиновой. Насколько параллельна описанная ситуация с тем, что происходило в мавританской Испании. - Напомню, что книга Елены Чудиновой - это литературное произведение в жанре фантастики. Это своего рода форма выражения беспокойства автора по поводу тех процессов, которые сейчас происходят в Европе, да и у нас тоже. Относительно удачности или неудачности формы можно дискутировать, но то, что все основания для такого беспокойства есть, показывают, в частности, последние события во Франции. Что касается второй части вопроса - ныне европейцы уже не те, что были тысячу лет назад. Карл Мартелл, король франков, который остановил наступление арабов на Европу, был бы очень удивлен образом жизни и образом мысли своих потомков. Испанский король Педро Первый, в честь блистательной победы которого на гербе Арагона появились отрубленные головы мавров, вряд ли понял бы своих потомков, изменяющих герб ради того, чтобы «восстановить климат доверия между мусульманами и христианами». Европейцы Средневековья и нынеш ет. Среди новостей, например, встречались цитаты из речей погромщиков, что они «сжигают только машины иноверцев, а те машины, на которых есть мусульманские знаки, не трогают». Какую религию исповедует большинство алжирцев и арабов - не секрет. При этом мне лично известно, что арабы-христиане, живущие во Франции, в беспорядках участия не принимали. Выводы, на мой взгляд, очевидны.


В 935 году целое арабское племя бедуинов числом ок. 50 000 человек приняло христианство. На рис.: Караван у источника Моисея, Давид Робертс, XIX в.- Кто чаще обращается: мусульмане в христианство или христиане в ислам?
- Несколько лет назад в личном разговоре с главой Church Mission Society (официальный орган англиканской Церкви, занимающийся внешней миссией) Марком Оксброу я спрашивал об этом. Господин Оксброу ответил мне, что его ведомство проводило исследования, которые позволяют говорить, что на самом деле по всему миру количество обращающихся из ислама в христианство превышает количество обращающихся из христианства в ислам. В свою очередь, в том, что касается России, глава Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви митрополит Кирилл в одном из своих интервью также сообщил, что на сегодня этнических мусульман, обращающихся в Православие, больше, чем этнических православных, принявших ислам. А недавно секретарь Межрелигиозного совета России Р. Силантьев даже заявил, что число принявших христианство этнических мусульман в нашей стране составляет аж два миллиона.
Один из западных аналитиков заявил, что в последние годы количество принимающих христианство мусульман превышает количество подобных случаев за все время существования ислама. Но следует признать, что количество добровольно обращающихся из христианства в ислам также беспрецедентно велико. Хотя в подавляющем большинстве случаев отношение к христианству этих людей ограничивается крещением в младенчестве.

- Есть ли у мусульман свобода воли как религиозное понятие?
- Нет. Мусульмане верят в предопределение. И весьма конкретное. Оно охватывает все поступки человека и события его жизни и касается как целого, так и частностей. По мусульманской мифологии, прежде чем создать мир, Аллах сотворил особую скрижаль и перо, которое «записало судьбы всего сотворенного за пятьдесят тысяч лет до того, как Он сотворил небо и землю». Именно поэтому они верят, что Аллах является творцом всех действий всех людей, животных и тому подобного в мире. Именно поэтому говорят, что, так как все в мире предопределено и сотворено Аллахом, то и добро и зло равно исходят от него. Христианство придерживается совсем других взглядов. Господь сотворил нас свободными.

Вопросы задавала Анна ПАЛЬЧЕВА

Как известно, христиане во время молитвы используют свечи и иконы, и многие из них удивляются, как мусульмане обходятся без них. У последних же на этот счёт собственное мнение, которое попытается выразить в этой статье верный раб Божий, с Его соизволения. Иконы (от греч. eikon - изображение, образ)Не делай себе кумира и никакого изображения (здесь и далее подчёркнуто мной. (прим. автора) того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель... (Втор. 5:8-9) Прямой контакт с Всевышним Дело в том, что мусульмане, молясь Богу, обращаются к Нему без всякого посредства, без священника, без икон и каких-либо других атрибутов богослужения. Объяснение этому просто – Бог не нуждается в посредниках, чтобы услышать молитву Своего раба и ответить на неё. Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. (Коран, 2:186) Христианские богословы утверждают, что икона помогает человеку сосредоточиться в молитве, и изображение – всего лишь формальность. Дмитрий Таланцев в своей статье «Ересь иконопечатания» об этом сказал так: «Молитва - это мысленно-словесное обращение к Богу. Бог - это Личность. Когда мы мысленно обращаемся к какому-нибудь человеку, - нам, что, обязательно надо представлять его лицо? Например, когда мы пишем письмо, нам, что, легче его писать, если мы обязательно будем представлять лицо адресата? Это же глупость.» Стало быть, разговор о сосредоточении внимания даже как-то не к месту. Достоверность икон На это можно ответить также по-другому. На свете есть огромное множество икон с изображением Иисуса (мир ему), Марии, и даже Троицы! Но эти иконы не были срисованы с натуры, и не были написаны с описания в Библии (такого описания не существует). В вышеупомянутой статье об этом сказано очень точно: «Все дело, однако, в том, что реально-то никто не знает истинного изображения Иисуса Христа. Во времена, когда жил и проповедовал Христос, еще не изобрели фотографию. […] Давайте посмотрим на иконы, где изображен Иисус. Как правило, лицо Христа на разных иконах совершенно разное (за исключением копий одной и той же иконы). […]Теперь представьте, что после вашей смерти кто-то будет показывать или продавать рисунок, с изображением лица совершенно неизвестного человека и утверждать всем, что это вы. Вам это понравится? Вот также вряд ли и Христу нравятся эти портреты совершенно незнакомых ему людей, про каждого из которых говорят, что, мол, это Христос». В подтверждение достоверности икон часто приводят легенду о царе Авгаре, который якобы получил от самого Христа (мир ему) полотенце с изображением своего лица. Однако если это было бы так, то иконы имели бы хоть какую-то схожесть, но этого нет. И вообще, это только легенда, которую не подтверждает ни один историк.Проследим становление иконы в церковном богослужении с исторической точки зрения. VIII век, начало – духовенство борется с иконопоклонством, понимая, что это явное попрание второй заповеди. 726 г. – византийский император Лев III созвал собор, на котором было принято решение убрать из церквей иконы и вообще все изображения Христа и девы Марии. 754 г. – сын и преемник Льва III-го созвал собор из 300 епископов, на котором поклонение иконам было объявлено "мерзостью", и было вынесено постановление, что через иконы сатана пытается утвердить в Церкви идолопоклонство. 787 г. – Седьмой Вселенский Собор (2-й Никейский) – большинством голосов присутствующих было узаконено почитание икон. Борьба с иконопоклонством была проиграна. Причём интересно, что против икон выступало высшее духовенство, интеллигенция, знающие Писание. За иконы же выступала неграмотная толпа, низшее духовенство и монашество. Что же происходит с верующими? Почему они поклоняются тому, о чём ничего не сказано в Святом Писании, а их поклонение не подчиняется здравому смыслу и логике? Сегодня люди толпами идут на поклонение иконам, верят, что эти иконы исцеляют, приносят благословение, чувствуют, и т.д. Я прошу Всевышнего защитить нас всех от подобных поступков, и в завершение привожу цитатой строки из Псалтыря: Идолы язычников - серебро и золото, дело рук человеческих: есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их. Подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них. (Пс. 134:15-18)Автор, нажаль, мені не відомий.


Энциклопедия "Про все на свете"


Почему мусульмане не используют икон и свеч?

Как известно, христиане во время молитвы используют свечи и иконы, и многие из них удивляются, как мусульмане обходятся без них. У последних же на этот счёт собственное мнение, которое попытается выразить в этой статье верный раб Божий, с Его соизволения.

"Дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину" (Библия, Ветхий Завет, Второзаконие 4:16)

"Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им" (Второзаконие 5:8-9; Исход 20:4-5)

Дело в том, что мусульмане, молясь Богу, обращаются к Нему без всякого посредства, без священника, без икон и каких-либо других атрибутов богослужения. Объяснение этому просто – Бог не нуждается в посредниках, чтобы услышать молитву Своего раба и ответить на неё.

"Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне" (Коран 2:186)

Христианские богословы утверждают, что икона помогает человеку сосредоточиться в молитве, и изображение – всего лишь формальность. Дмитрий Таланцев в своей статье «Ересь иконопечатания» об этом сказал так:
«Молитва - это мысленно-словесное обращение к Богу. Бог - это Личность. Когда мы мысленно обращаемся к какому-нибудь человеку, - нам, что, обязательно надо представлять его лицо? Например, когда мы пишем письмо, нам, что, легче его писать, если мы обязательно будем представлять лицо адресата? Это же глупость».

Стало быть, разговор о сосредоточении внимания даже как-то не к месту.

На это можно ответить также по-другому. На свете есть огромное множество икон с изображением Иисуса (мир ему!), Марии, и даже троицы! Но эти иконы не были срисованы с натуры, и не были написаны с описания в Библии (такого описания не существует).

В вышеупомянутой статье об этом сказано очень точно:
«Все дело, однако, в том, что реально-то никто не знает истинного изображения Иисуса Христа. Во времена, когда жил и проповедовал Христос, еще не изобрели фотографию. [...] Давайте посмотрим на иконы, где изображен Иисус. Как правило, лицо Христа на разных иконах совершенно разное (за исключением копий одной и той же иконы). [...]

Теперь представьте, что после вашей смерти кто-то будет показывать или продавать рисунок, с изображением лица совершенно неизвестного человека и утверждать всем, что это вы. Вам это понравится? Вот также вряд ли и Христу нравятся эти портреты совершенно незнакомых ему людей, про каждого из которых говорят, что, мол, это Христос».

В подтверждение достоверности икон часто приводят легенду о царе Авгаре, который якобы получил от самого Христа (мир ему!) полотенце с изображением своего лица. Однако если это было бы так, то иконы имели бы хоть какую-то схожесть, но этого нет. И вообще, это только легенда, которую не подтверждает ни один историк.

Проследим становление иконы в церковном богослужении с исторической точки зрения.

VIII век, начало – духовенство борется с иконопоклонством, понимая, что это явное попрание второй заповеди.

726 г. – византийский император Лев III созвал собор, на котором было принято решение убрать из церквей иконы и вообще все изображения Христа и девы Марии.

754 г. – сын и преемник Льва III-го созвал собор из 300 епископов, на котором поклонение иконам было объявлено "мерзостью", и было вынесено постановление, что через иконы сатана пытается утвердить в Церкви идолопоклонство.

787 г. – Седьмой Вселенский Собор (2-й Никейский) – большинством голосов присутствующих было узаконено почитание икон.

Борьба с иконопоклонством была проиграна. Причём интересно, что против икон выступало высшее духовенство, интеллигенция, знающие Писание. За иконы же выступала неграмотная толпа, низшее духовенство и монашество.

Что же происходит с верующими? Почему они поклоняются тому, о чём ничего не сказано в Святом Писании, а их поклонение не подчиняется здравому смыслу и логике? Сегодня люди толпами идут на поклонение иконам, верят, что эти иконы исцеляют, приносят благословение, чувствуют, и т.д. Я прошу Всевышнего защитить нас всех от подобных поступков, и в завершение привожу цитатой строки из Псалтыря:

"Идолы язычников - серебро и золото, дело рук человеческих: есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их. Подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них" (Псалом 134:15-18)

В последнее время мне несколько раз доводилось услышать подобный вопрос: «Почему мусульмане молятся без свеч?» Тема не из лёгких, поэтому начну с самого начала.

Религия – будь то иудаизм, христианство или Ислам, приходит к народу через определённого человека, пророка. Говоря, что мы исповедуем Ислам или христианство, мы должны выполнять то, что делал и велел делать Мухаммад или Иисус (мир им обоим!), и воздерживаться от того, чего они не делали и запрещали делать. Если мы принесём в религию что-либо новое, что в эту религию не приносил её пророк, это будет уже не ниспосланная религия, а придуманная нами же. В Исламе это явление называется «новшество» (бид).

Пророк Мухаммад (мир ему!) говорил: "Худшее из дел – это новшество". "Всякое новшество – заблуждение, всякое заблуждение – в огне".

Обращался ли к свечам Иисус?

"И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине" (Библия, Новый Завет, евангелие от Матфея 14:23)

"Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился" (Матфей 19:13)

"И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия" (Матфей 26:39)

"А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился" (Марк 1:35)

"И, отпустив их, пошел на гору помолиться" (Марк 6:46)

"Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился" (Лука 3:21)

"В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу" (Лука 6:12)

"В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним" (Лука 9:18)

"После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться" (Лука 9:28)

"И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился" (Лука 22:41)

Вот десять примеров из Нового Завета молитвы Иисуса, пророка, принёсшего христианство. Ни в одном из них даже мельком не указано про свечи. Он просто поднимал руки к небу и молился, и между ним и Богом не было никаких посредников, хотя бы в виде свечи.

Почему же и нам не молиться так, как делал это Иисус, или кто-либо другой из пророков (мир им!), о которых рассказывает нам Священное Писание? Почему же миллионы христиан идут в церковь, чтобы зажечь свечу? Неужто от этого Бог скорее примет их молитвы? Конечно же, нет. Но христиане говорят просто: «Так делали до нас, так делаем и мы», и продолжают делать новшества.

Но откуда же пришёл этот обряд?

Задолго до пришествия Ислама, и даже христианства свечи зажигали люди, которые не поклонялись Богу. Они поклонялись огню. Чтобы помолиться, огнепоклонники вызывали своего «бога» – огонь. Как легче всего вызвать огонь? Зажечь свечу. Вот они и зажигали свечи для молитвы, а впоследствии этот обряд перешёл в христианство.

То есть, свечи – обряд, придуманный огнепоклонниками. Да упасёт Аллах всех нас от этого! Аминь.

другие интересные факты:
Самым высоким зданием в мире и самой высокой свободно несущей конструкцией является башня Си-Эн в Торонто, высота которой составляет 553,34м, а стоимость постройки -63 млн. долл. Земляные работы для сооруения железобетонной конструкции с последующим натяжением арматуры весом 130 000 т начались 12 февраля 1973 г., а уже 2 апреля 1975 г. возведение башни было завершено. В *Небесной гондоле* на высоте 351 м находится вращающийся ресторан на 416 мест. В ясные дни отсюда можно наслаждаться видами холмов, удаленных от башни на 120 км.
Самый длинный эстуарий у реки Обь на севере России - его длина 885 км, а ширина-до 80 км. Обь также является самой широкой рекой, которая, замерзая, полностью покрывается льдом.
Самый маленький паук - Patu marplesi, принадлежащий к семейству Symphytognathidae, обнаружен в Западном Самоа. Длина экземпляра (самца), найденного во мху на высоте примерно 600 м в Мадолелее, на о. Уполу, в январе 1965 г., достигала всего 0,43 мм.
Самый большой выставочный центр. Ганноверская ярмарка. Выставочный центр Ганноверской ярмарки, Нижняя Саксония, Германия, состоит из 26 выставочных залов общей площадью 478 000 м2.


$7.19

Buy It Now for only: $7.19
|
REAL Classic 925 Sterling Silver Chain Necklace SOLID SILVER .925 Jewelry Italy

$8.09
End Date: Tuesday Apr-2-2019 22:21:28 PDT
Buy It Now for only: $8.09
|
REAL Classic 925 Sterling Silver Chain Necklace SOLID SILVER .925 Jewelry Italy

$6.25
End Date: Friday Apr-5-2019 1:32:52 PDT
Buy It Now for only: $6.25
|
.925 Sterling Silver Round Cut Clear Cubic Zirconia Stud Earrings New

$8.09
End Date: Tuesday Apr-2-2019 22:21:28 PDT
Buy It Now for only: $8.09
|
REAL Classic 925 Sterling Silver Chain Necklace SOLID SILVER .925 Jewelry Italy

$8.09
End Date: Tuesday Apr-2-2019 22:21:28 PDT
Buy It Now for only: $8.09