Что такое диктатура официальной идеологии. Что такое диктатура? Её причины и особенности

Понятие политического режима - одно из основных в общепринятой политологии. Любая политическая власть имеет свои характерные черты и особенности. Реализация власти осуществляется посредством определённых методов и средств.

Политический режим

В разные исторические периоды государственная власть может иметь отличные формы политического режима. От них зависят механизмы взаимодействия общества и государства между собой, методы политического управления страной, объём прав, свобод и обязанностей граждан.

Редко можно встретить какой-либо политический режим в чистом виде. Об этом свидетельствует история СССР, когда под маской народовластия долгое время функционировала жёсткая диктатура власти. В наше время в ряде стран наблюдается аналогичная ситуация, в том числе и диктатура на фоне демократии.

Признаки политического режима

Основными чертами, характеризующими политический режим, являются:

  • - принципы, на основании которых действуют институты власти;
  • - политические цели;
  • - способы и механизмы достижения политических целей.

Характер политического режима страны напрямую связан с историческим развитием государства, традициями народа, уровнем политической осведомлённости и культуры. Не зря говорят: «Народ имеет ту власть, которую он заслуживает». Именно эта фраза хорошо иллюстрирует случаи узурпации власти одним человеком или группой лиц (так называемой политической элитой). По сути, сам народ позволяет диктатору занять то место, на котором он находится.

Что такое диктатура, на себе прочувствовали граждане многих государств, и порой не раз. Как правило, цикл тоталитарных режимов имеет тенденцию повторяться именно в странах с неизменной политической культурой.

Формы режимов

Политический режим - это отражение обстановки, царящей в обществе, характеризующейся объёмом участия граждан в осуществлении государственной власти. Политологи выделяют два основных вида

  1. Демократический.
  2. Недемократический (диктаторский).

Окончательно уничтожить режим диктатуры можно исключительно с помощью демократических институтов и вовлечения народонаселения страны в прозрачные информационные отношения. Важное значение для наличия «здоровой» власти имеет политическая культура общества, самоуважение и рост социальной ответственности.

от лат. dictare - диктовать) - единовластное и безусловное правление одного лица (основное значение) или одной политической силы-олигархической группы, класса (диктатура буржуазии, пролетариата и др. производные современные значения). Первоначально- форма государственного правления в чрезвычайных обстоятельствах (война, волнения рабов и др.) в древнем Риме республиканского периода с 5 по 3 в. до н. э. Диктатура предназначалась для защиты республики и демократии. Диктатор назначался одним или обоими консулами по представлению Сената. Он руководил военными операциями, ему подчинялись гражданские власти, его декреты имели силу закона и не подлежали обсуждению. Во избежание узурпации власти ему запрещалось изменять общественный строй, объявлять войну, назначать новые налоги и вмешиваться в административное управление. Срок диктатуры был строго ограничен, он не мог превышать шести месяцев.

Современная диктатура - ничем не ограниченное правление авторитарного или тоталитарного типа (см. Авторитаризм и Тоталитаризм), от сравнительно умеренных режимов эпохи абсолютизма («законный деспотизм»), правления временщиков и всесильных министров («диктатура сердца») до жестоких режимов, сохранившихся в 20 в. в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки, и фашистских государств Европы.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДИКТАТУРА

лат. dictatura – неограниченная власть). 1. Д. какого -либо класса есть система политического господства этого класса, основанная на силе, что составляет содержание и характер любой формы политич. власти в обществе с антагонистич. классами. 2. Система политич. господства рабочего класса в переходный от капитализма к социализму период (см. Диктатура пролетариата). Д. пролетариата по своему социальному содержанию коренным образом отличается от Д. эксплуататорских классов. 3. Д. – определенный способ осуществления гос. власти; это гос. власть, осуществляемая путем непосредств. применения вооруженной силы, связанная с условиями обостренной классовой борьбы. Д. как система политич. господства определ. класса – закономерное явление классового общества, имеющее место независимо от формы правления (монархия или республика), независимо от способов осуществления власти (диктаторских, формально-демократических или демократических). Социально-экономич. основой Д. является такой уровень развития общества, к-рый характеризуется существованием частной собственности, эксплуатации, противоположных обществ. классов. При переходе от капитализма к социализму, когда существуют противоположные классы, Д. необходима для уничтожения эксплуатации человека человеком, для построения социализма. Именно в этих конкретных историч. условиях, а вовсе не в природе человека коренятся причины существования Д. В обществе с классовыми антагонизмами историч. развитие осуществляется путем подчинения с помощью Д. деятельности всего населения интересам господствующего класса, являющегося носителем и защитником данного историч. типа произ-ва. Поскольку каждый способ произ-ва находит своего руководителя в одном классе, постольку "...диктатура одного класса является необходимой... для всякого классового общества вообще..." (Ленин В. И., Соч., т. 25, с. 384–85), а последоват. осуществление Д. тех классов, к-рые на данном историч. этапе служат выразителями нового, представляет собой одно из важнейших и необходимейших условий обществ. прогресса. При определ. стечении обстоятельств, напр. при революц. переходе от одной формации к другой, временно может существовать Д. нескольких выступающих в союзе классов. Экономич. необходимость Д. определ. класса находит свое выражение и оформление в виде его политич. господства. Все формы политич. господства эксплуататорских классов основаны на подавлении большинства населения (трудящихся) эксплуататорским меньшинством и, следовательно, всякое гос-во в обществе с антагонистич. классами представляет собой орган Д. господствующих классов. Господств. класс с помощью гос-ва обеспечивает осуществление своих целей, отличных от целей других, враждебных ему классов. В обществе с антагонистич. противоречиями господств. класс вынужден в разной степени и форме прибегать к силе, использовать гос-во для подавления своих классовых противников. В таком обществе любая политич. власть, любая "диктатура есть господство части общества над всем обществом..." (там же, т. 23, с. 57). Рассматривая Д. как политич. господство в обществе одной его части, следует исходить из того, что бывает Д. меньшинства над большинством и бывает Д. гигантского большинства народа над кучкой угнетателей. Д. меньшинства является Д. эксплуататорского класса или классов, напр. Д. рабовладельцев, Д. феодалов, бурж.-помещичья Д., Д. буржуазии, подавляющая массы трудящихся, обеспечивающая интересы эксплуататоров. Д. большинства является Д. пролетариата и других, идущих с пролетариатом классов, напр. Д. пролетариата и крестьянства, Д. ряда классов (пролетариата, крестьянства, мелкой буржуазии и нац. буржуазии) под руководством пролетариата, Д. пролетариата, предоставляющая наиболее широкие права и возможности народу. При этом важно подчеркнуть, что гл. стороной и содержанием Д. пролетариата является не насилие, а руководство трудящимися в деле созидания нового социалистич. общества. Всемирно-историч. завоевания стран социализма служат ярким подтверждением великой прогрессивной роли Д. пролетариата. Д., рассматриваемую как содержание политич. власти, нельзя противопоставлять тем или иным формам гос-ва. Напр., в капиталистич. странах существуют различные формы гос-ва: конституционная монархия в Великобритании, президентская федеративная республика в США, президентская республика во Франции. Однако каждое из них по своей природе представляет основанную на силе систему политич. господства буржуазии, т.е. является выражением Д. буржуазии. Эта Д. в совр. условиях выступает как реакц. сила, препятствующая обществ. прогрессу. Разумеется, рабочему классу не безразлично, какова форма и какими средствами осуществляется господство буржуазии в стране: существуют ли демократич. ин-ты, парламент, легальные революц. орг-ции или эксплуататоры осуществляют власть с помощью насилия, репрессий, преследования трудящихся, т.е. с помощью открытой Д., диктаторских фашистских режимов. Поэтому пролетариат, задачей к-рого является революц. завоевание политической власти, в зависимости от конкретных условий может выступать или в защиту бурж. демократии, против фашизма и авторитарных режимов, или за демократич. Д. пролетариата и крестьянства, или прямо за пролетарскую власть. Возможность существования Д. к а к особого способа осуществления г о с. в л а с т и связана с периодами крайнего обострения классовой борьбы, а также с условиями вооруж. насилия при замене одной классовой Д. другой в ходе революции или контрреволюции. "Всякое временное государственное устройство, – писал Маркс, – после революции требует диктатуры, и притом энергичной диктатуры" (Mapкс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 5, с. 431). "Во время гражданской войны всякая победившая власть может быть только диктатурой" (Ленин В. И., Соч., т. 10, с. 191). Марксизм-ленинизм подчеркивает, что Д. как особый способ осуществления гос. власти связана не со всей историей существования той или иной общественно-экономич. формации, а только с определ. историч. периодами. Такая Д. бывает двух видов. Одним из них является Д., направленная на выполнение задач революции и осуществляемая представителями прогрессивных революц. классов (напр., якобинская Д. 1793–94 во Франции; пролет. Д. после?кт. революции 1917 в России). Обосновывая неизбежность при определ. условиях такого периода Д., Ленин писал: "История учит, что ни один угнетенный класс никогда не приходил к господству и не мог придти к господству, не переживая периода диктатуры, т.е. завоевания политической власти и насильственного подавления самого отчаянного, самого бешеного, ни перед какими преступлениями не останавливающегося сопротивления, которое оказывали эксплуататоры" (Соч., т. 28, с. 435–36). Другим видом является реакц., контрреволюционная Д., направленная на подавление революц. сил и осуществляемая представителями реакц. классов (напр., диктатура Кавеньяка во Франции в 1848, фашистская Д. в Германии, Италии, Испании, Португалии, диктаторские режимы в нек-рых латиноамер. странах). В совр. условиях в результате обострения противоречий в капиталистич. странах проявляется усиливающаяся тенденция к автократическим и фашистским методам управления. Империалистич. буржуазия все чаще прибегает к свертыванию и подавлению демократии и видит в открыто диктаторской форме осуществления своего господства одно из средств удержания масс от революции, надеется с помощью репрессий, террора и насилия оттянуть гибель капиталистич. системы. "Монополистический капитал, полностью захватив основные материальные средства, не делит ни с кем политическую власть. Он установил свою диктатуру – диктатуру меньшинства над большинством, диктатуру капиталистических монополий над обществом" (Программа КПСС, 1961, с. 33). Империалисты США и др. стран всячески поддерживают реакц. диктаторские режимы (Франко в Испании, Нго-динь-Зьема в Юж. Вьетнаме, Чан Кай-ши на Тайване и др.). Д. как особая форма или способ осуществления классового господства отличается от демократии как иной формы господства. Однако содержанием как той, так и другой при наличии антагонистич. классов является Д. определ. класса. Поэтому в таких условиях нельзя противопоставлять, разрывать Д. (как содержание) и демократию (как ее форму). Это было бы отказом от диалектики в пользу метафизики, отказом от пролет. идеологии в пользу идеологии буржуазной, социал-реформистской и ревизионистской. При наличии в данном обществе, стране классовых антагонизмов всякая демократия, в т. ч. и более или менее широкая, есть форма гос-ва, т.е. классовая Д. в обществе определ. его части; всякая Д. (за исключением деспотической тирании узурпаторов) есть гос. власть определ. класса, т.е. определ. организация демократии внутри этого господств. класса, ибо Д. какого-либо класса, как правило, не уничтожает демократии внутри этого класса. В зависимости от условий классовой борьбы господств. класс может быть вынужден существенно ограничить свои демократич. свободы, права и гарантии. Но такое ограничение демократии внутри господств. класса не обязательно, в отличие от обязат. ограничения демократии для враждебных ему классов. "...Диктатура не обязательно означает уничтожение демократии для того класса, который осуществляет эту диктатуру над другими классами, но она обязательно означает уничтожение (или существеннейшее ограничение, что тоже есть один из видов уничтожения) демократии для того класса, над которым или против которого осуществляется диктатура" (Ленин В. И., Соч., т. 28, с. 215). Идеологи буржуазии, реформисты и ревизионисты, выступая против учения о Д. пролетариата, всячески извращают науч. смысл понятия Д., противопоставляют ее демократии. Скрывая тот факт, что пропагандируемая ими т.н. зап. демократия есть форма бурж. Д., т.е. господства меньшинства эксплуататоров, они фальсифицируют марксистское учение о Д. Осн. извращения бурж. идеологов идут по линии истолкования Д. только как единоличной власти, а Д. пролетариата изображается ими как диктатура партии. Оппортунисты (напр., Каутский), кроме того, пытаются свести понятие Д. только к "форме правления", лишив его главного – характеристики классового содержания любой политич. власти. С другой стороны, они не признают законности применения пролетариатом вооруж. насилия в условиях острой классовой борьбы и гражд. войны, т.е. отказываются и от признания Д. как способа осуществления гос. власти, необходимого в этих условиях. Совр. ревизионисты истолковывают возможность перехода к социализму без вооруж. восстания и гражд. войны как переход без социалистич. революции, а возможность использования парламента, легальных средств при осуществлении социалистич. преобразований как отказ от Д. пролетариата. Теоретич. основой этого искажения является подмена содержания формой, отождествление социалистич. революции с вооруж. восстанием и гражд. войной как одной (немирной) формой развития революц. борьбы, а связанного с этим одного из способов осуществления гос. власти с ее содержанием. Как бы ни изменялись формы социалистич. революции, она остается исторически неизбежной для всех капиталистич. стран, точно так же исторически неизбежной при переходе от капитализма к социализму при всем разнообразии форм является Д. пролетариата. Сама Д. пролетариата является последней историч. формой классовой Д., осуществляющей переход от капитализма к социализму. Лит.: Маркс К., Кризис и контрреволюция, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 5; Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, М., 1955; Ленин В.И., Победа кадетов и задачи рабочей партии, Соч., 4 изд., т. 10; его же, Государство и революция, там же, т. 25; его же, Очередные задачи советской власти, там же, т, 27; его же, Пролетарская революция и ренегат Каутский, там же, т. 28; его же, Тезисы и доклад о буржуазной демократии и диктатуре пролетариата 4 марта, там же, т. 28; его же, К истории вопроса о диктатуре, там же, т. 31; Программа КПСС, М., 1961; Бутенко?., Историческая необходимость диктатуры пролетариата и современный ревизионизм, "Коммунист", 1958, No 11; Чхиквадзе В. М. и Зивс С. Л., Против современного реформизма и ревизионизма в вопросе о государстве, М., 1959. См. также лит. при статьях Государство, Демократия, Диктатура пролетариата. А. Бутенко. Москва.

В ходе полемики в прошлых обсуждениях выяснилось, что многие мои оппоненты крайне скептически относятся к авторитарным или же военным диктатурам правого толка, как возможному крайнему способу спасения европейской цивилизации от какой-либо чумы, будь то красная или зеленая.

И хотя большинство согласно в том, что человеческие жертвы, неизбежные в ходе установления и правления правой диктатуры на порядок меньше, чем такие же жертвы от левой, социалистической диктатуры, тем не менее, практически никто не видит разницы ДОЛГОВРЕМЕННЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ, наступающих после правой и левой диктатур. А ведь совершенно очевидно, и история нам это продемонстрировала уже не раз, что любая диктатура является временной. И необходимо в размышлениях над степенью вредоносности диктатур учитывать и эти отдаленные последствия.

Так каковы эти последствия от деятельности диктатуры правой и левой?

Принципиальное различие между ними в том, что правая диктатура, отменяя на какое-то время институты гражданских свобод, не отменяет ни частную собственность и свободу рыночных отношений, ни свободу совести, ни семью и низовую самоорганизацию общества, как частное дело. Левая же диктатура, так же как и правая, отменяя гражданские свободы, наряду с этим еще и активно борется, всеми доступными ей средствами, именно против всех этих трех фундаментальных институтов любого здорового общества.

В результате, после правой диктатуры приходит неизбежно демократия, то есть начинают функционировать гражданские свободы: слова, партий, собраний, манифестаций, профсоюзов, избирательной борьбы и т.д. Причем такая демократия базируется на здоровом экономическом фундаменте частной собственности и частного предпринимательства, и здоровом же духе и морали нации, базирующихся на вере в частную инициативу и частное право, вере в Бога, и на прочной, традиционной семье. Ибо правая диктатура этих институтов не только не уничтожала, но, напротив, всячески их поддерживала и культивировала. Поэтому достаточно лишь переменить политический режим, чтобы нация начала быстро процветать.

Левая же диктатура оставляет после себя не просто выжженную землю, не просто тотально разрушенное в своих основах общество - это-то было бы еще пол-беды. Но социалистическая диктатура полностью переделывает общество на принципиально иных началах. Это как если младенца, вместо свободных игр, все время держать спелёнутым, так он и вырастет с деформированными костями и атрофировавшимися мышцами. Вот и левая диктатура кует общество так, что оно и после освобождения всё никак не научится ходить, ибо полностью отмерли, или же даже злокачественным образом переродились фундаментальные основы общества.

Тотальная борьба с частной собственностью и частной инициативой при социалистической диктатуре приводит к атрофации у населения важнейших для нормального функционирования общества качеств личности - инициативности, ответственности, долговременного расчета, умения заглядывать вперед и просчитывать отдаленные последствия своих действий, умения защищать свои интересы и отстаивать свою точку зрения, умения думать не только о своей шкуре, но и учитывать иные интересы, иную точку зрения. Ведь частное предпринимательство именно этому и учит. Отмените частное предпринимательство на 70 лет и народ станет совсем другим - послушным, безынициативным, вялым, раболепным, безответственным, эгоистичным и т.д. Именно это мы сегодня наблюдаем в России, проведшей под искусственным панцирем социалистической диктатуры 70 лет, то есть успело смениться несколько поколений.

А кроме того, правая диктатура не уничтожает полностью элиту нации, ее образованный слой, ее национально мыслящую часть, высокоморальных и ответственных людей, служащих государству не ради корысти, а ради интересов Отечества. Эта элита сохраняется в условиях правой диктатуры, хотя часть ее - люди левых взглядов - подвергаются репрессиям и гонениям, изгнанию из страны или же даже уничтожению.

Левая же диктатура социалистического толка не просто тотально вырубает, уничтожает всю мыслящую прослойку общества, не просто ликвидирует плюрализм и вводит единомыслие, не просто поголовно физически истребляет всякого независимо мыслящего, или нравственного человека. Это-то было бы еще пол-беды. Но левая диктатура искусственно формирует совершенно новую элиту - номенклатуру. Этот слой образованных людей, в силу своего зависимого от государства и партии положения, не обладает достойными моральными качествами, перечисленными мною выше. Ибо как может чиновник иметь свою собственную точку зрения, если он при этом рискует не просто местом, не просто положением в обществе, но и самими основами своего благополучия, а подчас и самою жизнью? Такой чиновник, в силу отсутствия у него иных источников дохода, кроме госплаты, в силу полной его зависимости во всей свой жизни и всех своих благах от воли и благорасположения начальства, учится служить не обществу, а начальству, угождать и раболепствовать, молчать и не высовываться, унижаться и предавать. Он воспринимает свою карьеру - как гарантию личного экономического преуспеяния, но при этом он абсолютно равнодушен к интересам и нуждам народа и родного государства. Ему не важно, чтобы нация преуспевала и процветала, ему важно лишь, чтобы он лично преуспевал и процветал. Формирование такого узкого эгоизма в массе образованных людей - вот парадоксальный итог коллективистской политики социалистов. Моральное разложение и духовная деградация номенклатуры при таких условиях неизбежна. Да и сами принципы кадрового отбора, когда наверх попадают не лучшие, а худшие, все это приводит к такому жуткому парадоксу, когда просвещенную элиту общества, его нацио-образующую прослойку и государственно-мыслящих людей, составляют не лучшие люди нации, а человеческие отбросы, специально к тому же еще и сформированные так, чтобы вечно гнить, но никогда не стать плодородным перегноем.

Чего же ждать от этой номенклатуры? Ясно и понятно любому младенцу, что всякие преобразования в сторону либерализма и отмены диктатуры они будут использовать лишь на благо себе и своему классу. Тому самому классу, не виданному до сих пор в истории, который Джилас назвал "Новый класс".

Диктатурой называют временное и необходимое политическое устройство власти в государстве, которое создается с целью разрешения кризисных ситуаций, непосредственно угрожающих стране, а также жизни, свободе и благополучию ее населения. Диктатором в данном случае становится человек, ум которого централизованно заменяет коллективное и противоречивое управление государственным аппаратом многочисленными ветвями власти.

Суть диктатуры представляет собой волю народа, которая напрямую, без посредников, трансформирована в волю диктатора с целью эффективного решения проблем.

Диктатура предполагает беспрекословное и безотлагательное выполнение абсолютно всех физически осуществимых решений диктатора. Это связано с тем, что длительное обсуждение возможных выходов из ситуации и дальнейшее протаскивание их через законодательные и исполнительные органы практически парализует эффективную работу правительства. Кроме этого, в государстве с диктатурой виновные получают неотвратимое наказание, что позволяет очистить государство от коррупции, ведущей к параличу и развалу страны.

Когда вводится диктатура

Введение диктатуры целесообразно в случаях, когда государству угрожает гибель, а каждый день приближает ее все ближе и ближе. Хорошо зарекомендовала себя диктатура, вводимая с целью очищения всех ветвей власти от коррупции, распрей или некомпетентных лиц, а также при расхождении интересов правительства и народа. Введение диктатуры жизненно необходимо при общем падении нравов высших чиновников, которые забывают о благе народа и государства, погрязая в продажности и эгоистических устремлениях.

Диктатура необходима в случаях, когда все принятые меры оказались неэффективными, а устранить проблемы страны с помощью стандартных решений не представляется возможным.

Поводом для введения диктатуры могут послужить некомпетентность и произвол властей, подталкивающих народ к отчаянию, разорению и бунтам, измена правительства в пользу интересов внешнего врага или раскол в обществе, грозящий государству началом гражданской войны. Именно диктатура способна закончить хроническую гражданскую войну, с которой не могут покончить существующие власти, в результате чего стране и народу требуется правление твердой руки. Диктатор должен быть способен вывести нацию из разрушительного хаоса, вернув в государство порядок и справедливость, а также наладить понимание между народом и верхушками власти.

Или номинально существующей конституции. (В древнем Риме диктатором был правитель, который назначался на 6 месяцев). Диктатура была распространена в Латинской Америке в XIX веке, в Европе в этот период диктатурой можно назвать правления Наполеона III . Кризис, наступившей после Первой мировой войны , вызвала появление ряда диктатур на территории Европы, в том числе режимы Ататюрка и Пилсудского (национальные); Муссолини , Гитлера , Примо де Ривера , Франко и Салазара (правые); Иосифа Сталина , Энвера Ходжа (коммунистические)

После Второй мировой войны: в Азии - Мао и Ким Ир Сена ; в Латинской Америке - Фиделя Кастро и Аугусто Пиночета .

Диктатура с точки зрения политологии - Форма осуществления власти, при которой власть, независимо от формы власти, независимо от формы отношения к власти, осуществляет свое правление прямым, директивным путем. Независимость этой формы осуществления власти от формы власти и формы отношения к власти ярко показывает пример политической системы, возникшей в результате Великой французской революции - форма власти - республика, форма отношения к власти - демократия, форма осуществления власти - диктатура. Эффективность и оптимальность этой формы осуществления власти зависит от многих факторов, в том числе от объективной ситуации, восприятие обществом необходимости именно этой формы осуществления власти, формы отношения общества и власти, формы идеологического обоснования власти.

Теперь диктатурой, как правило, называют режим власти одного лица или группы лиц, не ограничен нормами законодательства, не сдерживаемый какими-либо общественными или политическими институтами. Несмотря на то, что нередко в условиях диктатуры сохраняются отдельные демократические институты, их реальное влияние на политику сводится к минимуму. Как правило, функционирования диктаторского режима сопровождается репрессивными мерами против политических оппонентов и жестким ограничением прав и свобод граждан.


1. Диктатура в Древнем Риме

Сначала диктатурой именовалась выше экстраординарная магистратура в Римской республике. Диктатура устанавливалась постановлением сената, согласно которому высшие ординарные магистраты республики - консулы назначали диктатора, которому передавали всю полноту власти. В свою очередь, диктатор назначал своего заместителя - начальника конницы. Диктаторам предстояло сопровождение 24 ликторов с фасциями - символами власти, в то время как консулам принадлежало по 12 ликторов.

Диктаторы имели практически неограниченную власть и не могли быть привлечены к суду за свои действия, однако в обязательном порядке сдавали свои полномочия после истечения срока. Сначала диктатура устанавливалась на срок в 6 месяцев, или на время выполнения поручения сената, как правило, связанного с устранением угрозы государству. Однако в до н. э. был избран первый бессрочный диктатор Луций Корнелий Сулла (формально - "для проведения законов и для приведения республики в порядок" (legibus faciendis et rei publicae constituendae causa)). В Сулла, однако, сложил свои полномочия диктатора. В , за месяц до гибели от рук заговорщиков, бессрочным диктатором стал Гай Юлий Цезарь, до этого несколько раз избирался диктатором во время гражданской войны по обычной схеме. Должность диктатора была отменена в году до н. э. , Вскоре после убийства Цезаря.

Сулла и Цезарь были последними диктаторами с формальной должности и первыми диктаторами Рима в современном смысле слова. Октавиан Август и последующие императоры не назначались на должность диктатора (хотя Августу эта должность и предлагалась), но фактически владели диктаторской властью. Формально Римское государство еще долго считалось республикой и существовали все республиканские органы власти.

Уже в августе добился того, что его преемником стал его приемный сын - Тиберий. В дальнейшем подобные случаи случались все чаще. Это стало одной из предпосылок к дальнейшему превращению Древнего Рима в монархию.


2. Диктатура в древнегреческих государствах

Диктатура была частым явлением в Древней Греции и ее колониях. Диктаторы в этих государствах назывались "тиранами", а диктатура - "тиранией". Первое время это слово не несло негативный оттенок. Большинство тиранов опирались на демос и угнетали аристократию. Некоторые из тиранов, особенно ранних, прославились как меценаты, справедливые правители и мудрецы: например тиран Коринфа Периандр или тиран Афин Писистрат. Но гораздо больше сохранилось рассказов о жестокости, подозрительности и самодурство тиранов, изобретали изощренные пытки (особенно был известен тиран Акраганта Фаларид, сжигали людей в медном быке). Существовал популярный анекдот (его героем был сначала Фрасибул Милетский, потом он привязывался и к другим лицам) о тиране, который на вопрос коллеги-тирана (вариант: сына) о наилучшем способе удержаться у власти стал ходить по полю и молча срывать все колоски, издававшиеся над общим уровнем, показывая тем самым, что тирану следует уничтожать все сколько-нибудь выдающееся в гражданском коллективе. Хотя на этапе становления греческого полиса тирания могла играть позитивную роль, положив конец аристократическому произволу, в конечном итоге они быстро становились препятствием для окрепшего гражданского коллектива.

Некоторые тираны стремились превратить свои государства в наследственные монархии. Но сколько-нибудь долговечных династий ни один из тиранов не создал. В этом смысле показателен оракул, якобы полученный Кипсела, которые захватили власть в Коринфе: "Счастлив Кипсела, и дети его, но дети его детей". Действительно, сам Кипсела и его сын Периандр благополучно правили, но уже преемник (племянник) Периандра был быстро убит, после чего все имущество тиранов было конфисковано, их дома разрушены и их кости выброшены из могил.

Эпоха VII-VI вв. известна как эпоха старшей тирании"; к ее концу в материковой Греции тираны исчезают (в Ионии они оставались из-за персидской поддержки, в Сицилии и Великой Греции - из-за специфической военной обстановки). В эпоху развитой демократии, в V в. до н. э. , Отношение к тирании было однозначно негативное, и именно тогда этот термин приблизился к своему нынешнему значению. Тирания сама по себе воспринималась зрелым гражданским сознанием как вызов справедливости и основе существования гражданского коллектива - всеобщего равенства перед законом. О Диогена, например рассказывали, что на вопрос, какие животные опасны, он ответил: "из домашних - льстец, из диких - тиран", на вопрос, какая медь наилучшая: "и, из которой сделаны статуи Гармодия и Аристогитона" (тирановбивць) .

В IV в. до н. э. , В условиях острого кризиса полиса, в греческих городах-государствах вновь появляются тираны (так называемая "младшая тирания") - как правило, из счастливых военачальников и командиров наемных отрядов; но на этот раз рассказы о мудрых и справедливых тиранов совсем отсутствуют: тираны были окружены общей ненавистью и сами в свою очередь жили в атмосфере постоянного страха.


3. Диктатура в Средние века

В Средневековье господствующей формой правления была монархия. Даже в результате переворотов к власти, как правило, приходили представители королевских или иных знатных родов, причем они не скрывали намерений передавать свою власть по наследству. Однако существовали и исключения. Многие города-коммуны и торговые республики нанимали для обороны полководцев - кондотьеров или князей. На время войны кондотьеры получали большие властные полномочия в городе. После войны, опираясь на наемное войско, набранное на деньги города, некоторые кондотьеры удерживали власть, превращаясь в диктаторов. Такая диктатура называлась синьорией. Некоторые синьории становились наследственными, превращусь в монархии. Одним из самых диктаторов, основавшие монархию, был Франческо Сфорца.


4. Диктатура в Новейшее время

Диктаторские режимы правого толка

4.1. В Европе

В Новейшее время диктаторские режимы получили широкое распространение в Европе в 20-е - 40-е годы 20-го века. Зачастую, их установки становилось следствием распространения тоталитарных идеологий. В частности, в году установлена ​​фашистская диктатура в Италии, а в 1933 - нацистская диктатура в Германии. Диктатуры крайне правого толка были установлены и в ряде других европейских государств. Большинство таких диктаторских режимов прекратили свое существование в результате Второй мировой войны. Последней диктатурой Европы принято считать Республику Беларусь.


4.2. В Азии, Африке, Латинской Америке

В Азии, Африке и Латинской Америке установлением диктатуры сопровождалось процесс деколонизации. Широко практиковался в указанных регионах захват государственной власти выходцами из военной среды, который приводил к установлению военных диктатур.

4.3. Диктаторские режимы левого толка

В марксизме есть также понятие диктатуры пролетариата.

5. Скрытые формы диктатуры

Патриотический акт, принятый в США, фактически дал старт развитию новой неявной форме диктатуры. Этот акт наделяет слишком широкими полномочиями правоохранительные и разведывательные органы государства и спецслужбы, которые приводились в действие на их усмотрение, и эти полномочия могут быть использованы во вред, то есть против граждан, не связанных с терроризмом, просто для установления более тщательного контроля над обществом в ущерб конституционным правам и свободам граждан США.

Этот документ позволяет создавать подзаконные распоряжения и инструкции для государственных и частных организаций, что позволяет применение различных методов получения информации вплоть до применения пыток.


6. Преимущества и недостатки

Сторонниками диктатуры обычно указываются такие преимущества диктатуры как формы правления:

  • Диктатура обеспечивает единство и, как следствие, прочность системы власти;
  • Диктатор в силу своего положения выше любой политической партии (в том числе и своей) и поэтому является непредвзятой политической фигурой;
  • При диктатуре больше возможности осуществить какие-либо долгосрочные (не ограничены сроком избрания) преобразования в общественной жизни;
  • При диктатуре больше возможности осуществить кардинальные преобразования, необходимые в долгосрочной перспективе, но непопулярные в краткосрочной;

По сравнению с монархией выделяют следующие преимущества:

  • В диктаторской власти обычно приходит человек, обладающий организационными и другими способностями, волей и знаниями. В то же время при монархии замещения власти проходит не по способностям кандидата, а по случайности рождения, вследствие чего верховную государственную власть может получить человек, совершенно не готов к выполнению подобных обязанностей;
  • Диктатор обычно лучше монарха осведомлен о реальной жизни, о проблемах и чаяния народа.

Среди недостатков диктатуры обычно упоминаются следующие:

  • Диктаторы обычно менее уверены в прочности своей власти, поэтому они нередко склонны к массовым политическим репрессиям;
  • После смерти диктатора может возникнуть риск политических потрясений;
  • Большая возможность проникновения во власть людей, для которых власть является самоцелью.

По сравнению с республикой выделяют также следующие недостатки:

  • При диктатуре больше теоретической возможности возникновения монархии;
  • Диктатор не несет юридической ответственности перед кем-либо за свое правление, что может привести к принятию решений, объективно отвечают интересам государства;
  • При диктатуре плюрализм полностью отсутствует или ослаблен;
  • Нет легальной возможности изменить диктатора, если политика оказалась противоречит интересам народа.

По сравнению с монархией выделяют также следующие недостатки: