Мы говорим ленин. Мы говорим — партия, подразумеваем — Ленин

Ты сам - свой Бог, ты сам - свой ближний.
О, будь же собственным творцом,
Будь бездной верхней, бездной нижней,
Своим началом и концом.

Д. Мережковский

Дмитрий Сергеевич Мережковский родился в Санкт-Петербурге в 1866 г. Его отцом был мелкий дворцовый чиновник. С 13 лет Мережковский начинает писать стихи. В 15 лет, он, будучи гимназистом, вместе с отцом посетил Ф.М. Достоевского, который нашел стихи подростка слабыми и сказал ему: «Чтобы хорошо писать,- страдать надо, страдать!» Тогда же Мережковский познакомился с Надсоном, которому на первых порах подражал в стихах и через которого вошел в литературную среду.
Мережковский-поэт впервые заявляет о себе в 1888 г. с выходом его первого сборника «Стихотворения». Здесь поэт выступает как ученик Надсона. Но, как отмечает , он сразу сумел взять самостоятельный тон, заговорив о силе и о радости, в отличие отдругих учеников Надсона, «нывших» на безвременье и на свою слабость.
С 1884 г. будущий поэт и религиозный мыслитель учился на историко-филологических факультетах Петербургского и Московского университетов. Здесь Дмитрий Мережковский увлекся позитивистской философией, а сближение с сотрудниками «Северного вестника» В. Короленко, Г. Успенским, В. Гаршиным обусловило понимание социальных проблем с народнических позиций. Однако это увлечение было недолгим. Знакомство с европейскими символистами и поэзией существенно изменили мировоззренческую ориентацию Мережковского. От «крайнего материализма» он переходит к .
В 1889 г. он женился на , с которой в течение 52 лет ни на день не расставался. Этот духовный и творческий союз Гиппиус описала в своей неоконченной книге «Дмитрий Мережковский». Именно жена поэта была «генератором» идей, которые Мережковский развивал и оформлял.
В конце 1880-х и в 1890-е годы супруги много путешествовали по Европе. Мережковский переводил с греческого и латыни античные трагедии, выступал в качестве критика, печатался в таких изданиях, как «Северный вестник», «Русское обозрение», «Труд».
В 1892 г. Дмитрий Мережковский выступает с лекцией «О причинах упадка и новых течениях в современной русской литературе», где дает первое теоретическое обоснование символизма: он утверждал, что именно «мистическое содержание», язык символа и импрессионизм расширят «художественную впечатлительность» современной русской словесности. А незадолго до выступления выходит его сборник стихотворений «Символы», который и дал имя новому поэтическому направлению.
Третий сборник стихов Мережковского «Новые стихотворения» выходит в 1896 г.
С 1899 г. у Мережковского начинается период поворота в мировоззрении. Его занимают вопросы христианства о соборной церкви. в статье «Мережковский» вспоминает, что «если разговор был действительно оживлен, если было в нем напряжение, рано или поздно сбивался он на единую, постоянную тему Мережковского - на смысл и значение Евангелия. Пока слово это не было произнесено, спор оставался поверхностным, и собеседники чувствовали, что играют в прятки».
Осенью 1901 г. у З. Гиппиус зародилась идея создания общества людей религии и философии для «свободного обсуждения вопросов церкви и культуры». Так возникли знаменитые в начале века религиозно-философские собрания, основной темой которых было утверждение, что возрождение России может совершиться только на религиозной основе. Эти собрания проходили вплоть до 1903 г. с разрешения обер-прокурора Священного Синода К.П. Победоносцева и при участии священнослужителей. И хотя христианство «Третьего завета» не было принято, само стремление создать новое религиозное сознание на переломном этапе развития России было близко и понятно современникам.
Много времени Мережковский уделял работе над исторической прозой, в частности трилогией «Христос и антихрист», центральная идея которой - борьба двух принципов, языческого и христианского, и призыв к утверждению нового христианства (так называемого третьего завета, идея которого и обсуждалась на религиозно-философских собраниях), где «земля небесная, а небо земное».
Первый роман трилогии «Смерть богов. Юлиан Отступник» вышел в свет в 1896 г. В 1901 г. была издана вторая часть - «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи». Завершающий роман - «Антихрист. Петр и Алексей» - вышел в 1905 г.
В 1909 г. выходит четвертая книга стихотворений Мережковского «Собрание стихов». Здесь мало новых стихотворений, это скорее антология, чем новая книга. Но определенный выбор стихотворений, сделанный автором, придал ей новизну и современность. Включены же были лишь те произведения, которые отвечали изменившемся взглядам поэта. Старые стихотворения обрели здесь новый смысл, а несколько новых «озарили всю книгу особым, ровным, но неожиданным светом».
Среди поэтов своего времени Дмитрий Мережковский был резко обособлен, как поэт общих настроений. В то время, как , даже касаясь тем общественных, «злободневных», прежде всего говорили о себе, о своем к ним отношении, Мережковский даже в интимнейших признаниях выражал то, что было или должно было стать всеобщим чувством, страданием или надеждою.
Что же касается внешнего вида Мережковского, то, наверное, лучше всего донесли его до нас воспоминания в книге «Арабески», озаглавленные: «Мережковский. Силуэт». «Если бы два года тому назад вы прошли около часу в Летний сад в Петербурге, вы встретили бы его, маленького человека с бледным, белым лицом и большими, брошенными вдаль глазами… Он прямой как палка, в пальто с бобровым воротником, в меховой шапке. Высокое его с густой, из щек растущей каштановой бородкой лицо: оно ни в чем не может остановиться. Он в думах, в пурговом хохоте, в нежном, снежном дыме. Мимо, мимо проплывал его силуэт, силуэт задумчивого лица с широко раскрытыми глазами - не слепца: все он видит, все мелочи заметит, со всего соберет мед мудрости… Его лицо тоже символ. Вот он проходит - подойдите к нему, взгляните: и восковое это, холодное это лицо, мертвое, просияет на мгновение печатью внутренней жизненности, потому что и в едва уловимых морщинах вокруг глаз, и в изгибе рта, и в спокойных глазах - озарение скрытым пламенем бешеных восторгов; у него два лица: и одно, как пепел; и другое, как осиянная, духом сгорающая свеча. Но на истинный лик его усталость мертвенная легла трудом и заботой. Отойдите - и вот опять маска. И нет на ней печати неуловимых восторгов неугасимых…
Если бы мы подошли к нему здесь, в Летнем саду, посмотрел бы на нас он холодным, неприязненным взором, поклонился бы сухо, сухо».
В марте 1906 г. Мережковские уехали в Париж, где прожили до середины 1908 г. В 1907 г. в соавторстве с З. Гиппиус и Д. Философовым Мережковский написал книгу «Le Tsar et la Revolution». Здесь же он начал работу над трилогией по материалам российской истории конца XVIIIначала XIX в.в. «Царство Зверя». После выхода в 1908 г. первой части трилогии, романа «Павел I», Мережковский подвергся судебному преследованию. Вторая часть - «Александр I» - вышла в 1913 г. В 1918 г. был опубликован последний роман трилогии - «14 декабря».
В 1911-1913 г.г. книжным товариществом О. Вольфа было издано семнадцатитомное собрание сочинений Мережковского, а в 1914 г. Д. Сытин выпустил двадцатичетырехтомное. Проза Мережковского переводилась на многие языки и была популярна в Европе. При этом в России его произведения подвергались жесткой цензуре, причиной чему служили высказывания писателя против самодержавия и официальной церкви.
В 1917 г. Мережковские еще жили в России. В канун революции она виделась поэту в образе «грядущего хама». Уже после Октябрьской революции, прожив два года в Советской России, он утвердился во мнении, что большевизм - это нравственная болезнь, следствие кризиса европейской культуры. Мережковские надеялись на свержение большевистского режима, но, узнав о поражении Колчака в Сибири и Деникина на юге, решились бежать из Петрограда. В конце 1919 г. Мережковский добивается мандата на чтение лекций в красноармейских частях. Затем в январе 1920 г. он и З. Гиппиус переходят на территорию, оккупированную Польшей. В Минске поэт читает лекции для русских эмигрантов. А в феврале Мережковские переезжают в Варшаву, где занимаются активной политической деятельностью. После того, как Польша подписала перемирие с Россией и, убедившись, что «русскому делу» в Варшаве положен конец, Мережковские выехали в Париж. Они поселились в квартире, которая была у них с дореволюционных времен, и установили знакомство и старые связи с русскими эмигрантами. Сам Дмитрий Мережковский рассматривал эмиграцию, как своего рода мессианство, а себя считал пророком и духовным «водителем» русской эмиграции. В 1927 г. Мережковские организовали литературное и религиозно-философское общество «Зеленая лампа», президентом которого стал . Общество сыграло видную роль в интеллектуальной жизни первой русской эмиграции и соединило лучших представителей русской зарубежной интеллигенции. Общество прекратило свои собрания с началом Второй мировой войны в 1939 г. Но еще в 1927 г. Мережковские основали журнал «Новый курс», который продержался лишь год. В сентябре 1928 г. они участвовали в 1-м съезде русских писателей-эмигрантов, организованном югославским правительством в Белграде. В 1931 г. Мережковский был выдвинут на получение Нобелевской премии, но она досталась И. Бунину. В русской среде Мережковских не любили; неприязнь вызвала их поддержка Гитлера, чей режим им казался более приемлемым, чем сталинский. В июне 1940 г., за десять дней до оккупации немцами Парижа, Мережковский и Гиппиус переехали в Биарриц на юге Франции.
Умер Дмитрий Сергеевич Мережковский 9 декабря 1941 г. в Париже.

СТИХИ

***

Пройдет немного лет, и от моих усилий,
От жизни, от всего, чем я когда-то был,
Останется лишь горсть немой, холодной пыли,
Останется лишь холм среди чужих могил.
Мне кто-то жить велел; но по какому праву?..
И кто-то, не спросясь, зажег в груди моей
Огонь бесцельных мук и влил в нее отраву
Болезненной тоски, порока и страстей.
………………………………………………………………
Откройся, где же ты, палач неумолимый?
Нет, сердце, замолчи… ни звука, ни движенья…
Никто нам из небес не может отвечать,
И отнято у нас святое право мщенья:
Нам даже некого за муки - проклинать!
1885

Над немым пространством чернозема,
Словно уголь, вырезаны в тверди
Темных изб подгнившая солома,
Старых крыш разобранные жерди.

Солнце грустно в тучу опустилось,
Не дрожит печальная осина;
В мутной луже небо отразилось…
И на всем - знакомая кручина…

Каждый раз, когда смотрю я в поле, -
Я люблю мою родную землю:
Хорошо и грустно мне до боли,
Словно тихой жалобе я внемлю.

В сердце мир, печаль и безмятежность…
Умолкает жизненная битва,
А в груди - задумчивая нежность
И простая, детская молитва…
1887

Будь что будет - все равно.
Парки дряхлые, прядите
Жизни спутанные нити,
Ты шуми, веретено.

Все наскучило давно
Трем богиням, вещим пряхам:
Было прахом, будет прахом, -
Ты шуми, веретено.

Нити вечные судьбы
Тянут парки из кудели,
Без печали и без цели.
Не склоняют их мольбы,

Не пленяет красота:
Головой они качают.
Правду горькую вещают
Их поблекшие уста.

Мы же лгать обречены:
Роковым узлом от века
В слабом сердце человека
Правда с ложью сплетены.

Лишь уста открою - лгу,
Я рассечь узлов не смею,
А распутать не умею,
Покориться не могу.

Лгу, чтоб верить, чтобы жить,
И во лжи моей тоскую.
Пусть же петлю роковую,
Жизни спутанную нить,

Цепи рабства и любви, -
Все, пред чем я полон страхом, -
Рассекут единым взмахом,
Парка, ножницы твои!
1892

И вновь, как в первый день созданья,
Лазурь небесная тиха,
Как будто в мире нет страданья,
Как будто в мире нет греха.

Не надо мне любви и славы.
В молчанье утренних полей
Дышу, как дышат эти травы,
Ни прошлых, ни грядущих дней.

Я не хочу пытать и числить:
Я только чувствую опять,
Какое счастие - не мыслить,
Какая нега - не желать.

Бледный месяц - на ущербе,
Воздух звонок, мертв и чист,
И на голой, зябкой вербе
Шелестит увядший лист.

Замерзает, тяжелеет
В бездне тихого пруда,
И чернеет, и густеет
Неподвижная вода.

Бледный месяц на ущербе
Умирающий лежит,
И на голой черной вербе
Луч холодный не дрожит.

Блещет небо, догорая,
Как волшебная земля,
Как потерянного рая
Недоступные поля.
1895

Без веры давно, без надежд, без любви,
О, странно веселые думы мои!
Во мраке и сырости старых садов -
Унылая яркость последних цветов.
1900

СТАРОСТЬ

Чем больше я живу - тем глубже тайна жизни,
Тем призрачнее мир, страшней себя я сам,
Тем больше я стремлюсь к покинутой отчизне,
К моим безмолвным небесам.

Чем больше я живу - тем скорбь моя сильнее
И неотзывчивей на голос дальних бурь,
И смерть моей душе все ближе и яснее,
Как вечная лазурь.

Мне юности не жаль: прекрасней солнца мая
Мой золотой сентябрь, твой блеск и тишина.
Я не боюсь тебя, приди ко мне, святая,
О, Старость, лучшая весна!

Тобой обвеянный, я снова буду молод
Под светлым инеем безгрешной седины,
Как только укротит во мне твой мудрый холод
И боль, и бред, и жар весны.

Ты ушла, но поздно:
Нам не разлюбить.
Будем вечно розно,
Вечно вместе жить.

Как же мне, и зная,
Что не буду твой,
Сделать, чтоб родная
Не была родной?
Не позже 1914

Выдающийся русский прозаик, философ, поэт, литературный критик, драматург Дмитрий Сергеевич Мережковский был младшим ребенком в большой, многодетной семье крупного чиновника, действительного тайного советника, Сергея Ивановича Мережковского (1821 - 1908). Мать писателя, Варвара Васильевна Чеснокова, была дочерью управляющего канцелярией петербургского обер-полицмейстера. О своей семье, в первую очередь о матери, оказавшей на него в детстве особое влияние, Мережковский рассказывает в автобиографической поэме "Старинные октавы".

В 1880 г. Мережковский по инициативе отца знакомится с Ф. М. Достоевским и читает ему свои стихи, которые писатель оценивает отрицательно. В этом же году Мережковский подружился с С. Я. Надсоном, знакомится с секретарем "Отечественных записок" А. И. Плещеевым.

В 1881 г. состоялась публикация его первого стихотворения в сборнике "Отклик".

В 1884 г. Мережковский становится студентом историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета, увлекается позивитизмом и толстовством, путешествует по России.

Весной 1885 г. писатель посещает смертельно больного Надсона, знакомится с И. Е. Репиным и передвижниками.

Весной 1888 г. Мережковский успешно заканчивает университет и отправляется в путешествие по Кавказу с Н. Минским. В этом же году он знакомится со своей будущей женой - Зинаидой Николаевной Гиппиус и 11 июля делает ей предложение.

Осенью 1888 г. Д. С. вместе с невестой открывает литературные вечера, где бывают К. М. Фофанов, А. И. Плещеев, А. Волынский, Н. М. Минский, появляется никому еще не известный Ф. Сологуб.

В 1888 г. в Петербурге выходит первая книга Мережковского “Стихотворения (1883 - 1987)”.

После свадьбы супруги поселились в Петербурге. В их квартире постоянно собирается цвет интеллигенции Санкт-Петербурга.

Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус становятся друг для друга поддержкой и опорой на 52 года, которые они прожили никогда не разлучаясь, постоянно находясь в духовном общении, и стали при этом двумя крупными писателями, поэтами, мыслителями. Каждый из них оставил после себя свое оригинальное литературное наследие.

Летом 1890 г. писатель начинает работу над романом "Юлиан Отступник".

С 1891 по 1895 г. писатель много работает, изучает исторические материалы, осмысливает явления мировой культуры. В эти годы Дмитрий Мережковский неоднократно посещает Италию, подготавливаясь к написанию романа о Леонардо да Винчи.

Весной 1891 г. Мережковские отправляются в Италию (некоторое время совместно с А. П. Чеховым и А. С. Сувориным) и в Париж. Это время было началом "богоискательства".

В 1892 году выходят "Символы. Песни и поэмы".

Весной 1892 г. Мережковские путешествуют по Италии и Греции. Д. С. пишет очерки "Акрополь", "Плиний Младший", рассказы из итальянской жизни, стихотворения.

В декабре 1892 года, во время путешествия по Италии, семья знакомится с Д. В. Философовым.

В 1895 году "Северный вестник" публикует роман Мережковского "Отверженный", ставший впоследствии первой частью знаменитой трилогии "Христос и Антихрист" - романом "Смерть богов. Юлиан Отступник".

В 1896 году выходит сборник "Новые стихотворения".

В 1897 году печатается сборник статей "Вечные спутники. Портреты из всемирной литературы". Книга вызвала широкий резонанс, жаркие споры в литературной среде.

В этом же году Мережковские встречаются с В. Я. Брюсовым, знакомятся с В. В. Розановым.

В 1898 - 1899 гг. происходит его сближение с "Миром искусства", А. Н. Бенуа, Л. Бакстом, С. П. Дягилевым и другими. Мережковский замысливает создание Новой церкви, церкви Святого Духа.

В 1900 году в журнале "Мир Божий" была напечатана вторая часть трилогии "Христос и Антихрист" - роман "Воскресшие Боги. Леонардо да Винчи".

В 1900 - 1902 годах, журнал "Мир искусства" напечатал крупное исследование Мережковского "Л. Толстой и Достоевский" - одну из вершин русской философской критики. В эти годы Мережковский ищет единомышленников для создания Новой церкви.

В 1901 году писатель стал одним из создателей Религиозно-Философского собрания.

В этом году Мережковские совершают поездки в Москву, встречаются с К. Д. Бальмонтом, В. Я. Брюсовым, издателями. Возникает замысел Религиозно-философских собраний.

29 ноября 1901 г. с разрешения обер-прокурора Синода Победоносцева проведено первое заседание Религиозно-философских собраний. Председатель - ректор Петербургской духовной академии Антоний, члены-учредители Д. С. Мережковский, В. В. Розанов, В. А. Тернавцев, В. С. Миролюбов.

В 1902 г. у Мережковского появляется замысел создания журнала "Новый путь".

14 октября 1902 г. состоялась премьера "Ипполита" Еврипида в переводе Д. С. Мережковского на сцене Александрийского театра со вступительным словом "О новом значении древней трагедии".

Зимой 1903 г. Мережковский публикует статьи о Гоголе в первом номере журнала "Новый путь".

5 апреля 1903 г. Синод издает указ о запрещении деятельности Религиозно-философских собраний. Мережковский начинает работу над романом "Петр и Алексей". Во время работы над третьей частью трилогии "Христос и Антихрист" Мережковский углубленно изучал историческую эпоху, жил среди старообрядцев, наблюдая их быт.

В сентябре 1903 года Дягилев предложил Мережковскому редактировать отдел беллетристики в журнале "Мир искусства".

В 1904 году в журнале "Новый путь" вышла последняя часть трилогии - роман "Антихрист. Петр и Алексей". Трилогия вызвала широкий резонанс в обществе, была отмечена не только в России, но и в Европе. Высоко оценили творчество Дмитрия Мережковского Томас Манн и Георг Брандес.

В мае 1904 г. Мережковский посещает Льва Толстого в Ясной Поляне.

В августе этого года Мережковский объединяется с философами-идеалистами С. Н. Булгаковым, Г. И. Чулковым в целях спасения журнала "Новый путь". Состояла публикация сборника "Собрание стихов. 1883 - 1903".

В январе 1905 года Мережковский знакомится с Н. А. Бердяевым, позднее - с Б. К. Зайцевым.

5 января 1905 года у Мережковских и Д. Философова возникает замысел "троебратства" как нового религиозного союза и удаления в "духовную пустыню".

В январе на сцене МХТа состоялась премьера пьесы "Будет радость" в постановке В. И. Немировича-Данченко.

В марте 1905 г. происходит окончательный разрыв с А. Блоком.

Летом этого года Мережковский работает над драмой "Павел I"; встречается с А. М. Ремизовым; публикует статьи "Мещанство и интеллигенция. Грядущий Хам", "Теперь или никогда", "О новом религиозном действии".

24 января 1906 г. - Премьера трагедии Софокла "Антигона" в переводе Мережковского, которая долго откладывалась из-за планов Горького и его группы устроить на ней скандал.

Весна - осень 1906 г. У Мережковского возникает замысел создания редакции "Анархии и Теократии", на базе которой готовились сборники под общим названием "Меч", сборник статей Д. Мережковского, З. Гиппиус, Д. Философова "Le Tsar et la Révolution" (Париж) - о проблемах самодержавия и революции в России. Стати были переведены на французский язык.

Мережковские знакомятся с Анатолем Франсом, известными католическими деятелями, Рудольфом Штейнером, постоянно общаются с А. Белым.

В конце 1906 года Мережковские встречаются с Жаном Жоресом, проявляют интерес к левым партиям. Появляется замысел совместного митинга; позднее происходит знакомство с П. А. Кропоткиным, Г. В. Плехановым, А. Ф. Керенским, сближение с Б. В. Савинковым.

В 1906 году Мережковский публикует книгу "Гоголь и черт", в этом же году увидело свет его исследование "Грядущий Хам" - провидческое предостережение о последствиях приближающейся революции.

В 1906 году Мережковские уезжают в Париж, где живут до 1914 года, иногда посещая Россию.

В январе 1907 г. происходит знакомство с Н. С. Гумилевым.

22 апреля Мережковские и Д. Философов уединяются для празднования Пасхи, создают молитву "Великая Пятница".

Летом этого года Д. С. Мережковский заканчивает написание драмы "Павел I" - описание заговора, изменившего многое в истории России и начинает работу над сборником "Не мир, но меч".

В 1907 году Религиозно-Философское собрание, создателем которого был писатель, преобразовалось в Религиозно-Философское общество.

В это время писатель работает над второй своей исторической трилогией "Царство Зверя", созданной на чисто российском материале.

В 1908 году отпечатанный тираж пьесы "Павел I" конфискован, против автора возбуждено судебное преследование за "дерзостное неуважение к верховной власти".

11 июля 1908 года Мережковские возвращаются в Россию. Они принимают участие в возрожденном Н. А. Бердяевым Религиозно-философском обществе, но Д. С. отказывается от предложения стать его председателем.

12 сентября осуществился фактический переход журнала "Образование" и газеты "Утро" в руки Мережковских.

В 1908 году Мережковский работает над "Александром I", публикует сборники статей "В тихом омуте", "Не мир, но меч. К будущей критике христианства".

12 декабря 1908 г. Д. С. выступает на заседании Литературного общества в защиту А. Блока, что привело к возобновлению их отношений.

В 1909 г. Мережковский заведует отделом беллетристики в "Русской мысли", публикует роман В. Ропшина (Б. Савинкова) "Конь бледный".

14 декабря 1909 года на благотворительном вечере в пользу А. Ремизова была осуществлена постановка двух действий из "Павла I".

В этом году публикуется книга "М. Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества".

В мае 1910 г. Мережковские приезжают в Париж по приглашению Б. Савинкова, который ждал от них одобрения идеи возрождения его террористической "боевой организации".

В 1910 году В. Э. Мейерхольд ставит на частной сцене два действия из пьесы "Павел I"; выходит еще один сборник статей "Больная Россия" и "Собрание стихов. 1883 - 1910".

В этом же году епископ Саратовский Гермоген требует отлучить от церкви ряд современных русских писателей, в том числе и Мережковского.

В сентябре 1911 г. Мережковский завершает работу над романом "Александр I". Роман был напечатан в "Русской мысли".

В конце года Мережковские уезжают в Париж.

В 1911 году в издательстве Товарищества М. О. Вольфа начинается издание первого "Полного собрания сочинений" Д. С. Мережковского в 17 томах.

В 1911 - 1912 годах выходит вторая часть трилогии “Царство зверя” - роман "Александр I".

25 марта 1912 года на границе в Вержболове у Мережковского конфискуют все рукописи, в том числе и рукопись "Александра I".

Д. С. Мережковского вместе с издателем Пирожковым привлекают к суду за публикацию драмы "Павел I" по статье 128 "Дерзостное неуважение к Верховной власти...". Суд назначен на 16 апреля. Через четыре дня после приезда Мережковские опять уезжают в Париж. В мае дело откладывают до сентября.

После Пасхи у Мережковских часто бывает Вяч. Иванов.

18 сентября 1912 года состоялось слушание дела Мережковского и Пирожкова, им был вынесен оправдательный приговор.

14 января 1913 года Мережковские едут в Париж. Затем - в Ментону; посещают Савинкова и Бунакова в Сан-Ремо; встречаются с Г. Плехановым и возвращаются в Россию.

В 1914 году в Москве, в знаменитом издательстве Сытина, выходит наиболее полное собрание сочинений Д. Мережковского в 24-х томах.

В этом же году произошел скандал по поводу публикации писем Мережковского А. Суворину в "Новом времени".

В 1915 году Дмитрий Мережковский выпускает книгу "Две тайны русской поэзии. Некрасов и Тютчев", продолжающую исследования явлений русской и мировой культуры; публикует "Было и будет: Дневник. 1910 - 1914".

В мае 1916 г. Мережковский знакомится с О. Л. Костецкой.

22 октября 1916 г. на сцене Александрийского театра состоялась премьера пьесы "Романтики" в постановке В. Мейерхольда, которая имела большой успех.

В 1917 году пьеса "Павел I" была поставлена на различных провинциальных сценах.

Февральскую революцию Мережковский встретил с надеждой и воодушевлением. В марте 1917 г. Д. С. присутствует на совещании в Зимнем дворце, встречается с А. Керенским. В августе - встречи с Б. Савинковым.

Октябрьский переворот Мережковский воспринял как контрреволюцию, путч, приход новой тирании, нового "царства зверя", "торжество Хама". Он предвидел развитие событий намного лучше других, всю жизнь занимаясь исследованием тирании, понял, что этот режим надолго, и что он несет в себе смертельную опасность.

Осенью 1917 г. Мережковский начал работу над книгой о Египте.

21 января 1918 г. Д. С. Мережковский вместе с А. А. Ахматовой и Ф. Сологубом принимает участие в вечере "Утро России" в пользу Красного креста.

После публикации его статьи "Интеллигенция и революция" и призыва к бойкоту поэта происходит его окончательный разрыв с А. Блоком.

В апреле 1919 года Мережковские распродают библиотеку. Осенью писателя привлекают к общественным работам: таскать бревна, рыть окопы и т. п.

24 декабря 1919 года Мережковский вместе З. Гиппиус, Д. Философовым и их секретарем В. Злобиным уезжают из Петербурга под предлогом чтения лекций для красноармейцев.

В январе 1920 года Д. С. Мережковский, З. Гиппиус, Д. Философов и В. Злобин тайно переходят польскую границу. Несколько месяцев они живут в Польше, основывают антибольшевистскую газету "Свобода", добиваются аудиенции у гетмана Пилсудского. После подписания перемирия между Польшей и большевиками, переезжают в Париж.

16 декабря 1920 года Мережковский читает знаменитую лекцию "Большевизм, Европа и Россия", в которой впервые отмечает, что лозунг большевиков "Мир, Хлеб, Свобода" на самом деле означает "Войну, Голод, Рабство".

Мережковский сближается с епископом Мелхиседеком; успешно читает лекции. В Варшаве он содействует Б. Савинкову, вступившему в союз с И. Пилсудским.

25 марта 1920 года состоялась премьера драмы "Царевич Алексей" на сцене Большого драматического театра в Петрограде, в подготовке которой принимал участие А. Блок.

Летом 1920 года Мережковский работает над книгой о большевизме - "Апокалипсис русской революции"; ведет пропаганду в качестве ближайшего заместителя Б. Савинкова.

23 июня состоялось заседание Тайного комитета по формированию русской армии в Брест-Литовске, в котором Мережковский принимал участие.

25 июня 1920 года состоялась аудиенция у Пилсудского в его военной ставке в Бельведере, после которой Мережковский пишет восторженную статью "Иосиф Пилсудский".

10 июля - начало издания эмигрантской газеты "Свобода". Мережковский публикует в ней свои статьи, в частности "Воззвание к русской эмиграции и русским людям, объясняющее войну Польши с Россией".

В это время происходят первые трения с Б. Савинковым.

31 июля 1920 года Мережковские отправляются в Данциг (Гданьск), а в начале сентября возвращаются в Варшаву.

После подписания польско-советского перемирия в Минске Мережковские разочаровываются в поляках и Б. Савинкове и 26 октября 1920 года уезжают в Париж.

В ноябре 1920 г. разрушился многолетний "Тройственный союз" Мережковских и Д. Философова, из-за отказа последнего бросить Б. Савинкова и вернуться в Париж.

16 декабря 1920 г. состоялась первая французская лекция в парижском Зале научных обществ, впоследствии вошедшая отдельной статьей в книгу "Царство Антихриста" под заголовком "Европа и Россия".

Летом 1921 года Мережковские переезжают в Висбаден, писатель работает над книгой о Египте. В это же время происходит знакомство и сближение с И. А. Буниным.

В 1922 году выходит сборник Мережковского, Гиппиус, Философова и Злобина "Царство Антихриста" - их размышления о большевистской России.

В 1923 г. Мережковский сотрудничает с "Современными записками", публикует частями роман "Тайна трех. Египет и Вавилон". В этом же году Д. С. публикуется в "Последних новостях", "Возрождении", "Новой России" под редакцией А. Керенского, в журнале "Числа" и в журнале "Новый корабль".

В ноябре 1923 г. на сцене МХТа состоялась премьера драмы “Царевич Алексей” в постановке В. Немировича-Данченко. В роли Алексея выступил Н. Монахов; декорации и костюмы исполнены А. Бенуа.

В 1924 г. Пражское издательство возвращает романа "Тутанкамон на Крите" для исправления исторических неточностей.

В 1924 - 1926 гг. Мережковский публикует историческую дилогию "Рождение богов. Тутанкамон на Крите", "Мессия" в "Современных записках", книгу "Тайна трех: Египет и Вавилон" (Прага, 1925).

Мережковские возобновляют "воскресения" по примеру петербургских литературно-философских вечеров.

В 1926 году Мережковские организовывают литературно-философское общество "Зеленая лампа", президентом которого становится поэт Георгий Иванов.

5 февраля 1927 года состоялось первое заседание литературно-философского общества "Зеленая лампа", организованного на базе "воскресений" (председатель Г. Иванов, секретарь В. Злобин).

В июле Мережковские встречаются с А. И. Куприным, И. А. Буниным, В. Ф. Ходасевичем; писатель работает над журналами "Новый дом" и "Новый корабль".

В сентябре 1928 года в Белграде Мережковский посещает в составе делегации русских писателей короля Югославии Александра I. Король награждает писателя орденом св. Саввы за его творческую деятельность; завтрак у короля и королевы. Затем Д. С. читает лекции в Белграде и Загребе.

В 1929 году в Белграде, в "Русской библиотеке" выходят две части биографии Наполеона Бонапарта.

Летом 1930 года Мережковские встречаются в Грассе с И. А. Буниным, К. В. Мочульским, В. Ф. Ходасевичем, М. А. Алдановым.

В августе - работа над киносценарием по пушкинскому "Борису Годунову".

В конце года 1930 года Мережковский и Бунин рассматриваются как наиболее серьезные кандидаты на получение Нобелевской премии.

В Белграде выходят в свет книги "Тайна Запада: Атлантида - Европа".

В начале 1932 года Международная латинская академия, Югославская академия и Виленский университет рекомендуют Д. С. Мережковского на присуждение Нобелевской премии.

15 апреля Мережковский предложил Бунину разделить Нобелевскую премию, кто бы ее ни получил. Это предложение Буниным было отвергнуто.

В 1932 году, в Белграде, выходит один из основных трудов Мережковского - исследование "Иисус Неизвестный", завершающая часть трилогии "Тайна трех". Первая часть "Тайна трех: Египет и Вавилон" (Прага, 1925), вторая - "Тайна Запада: Атлантида-Европа" (Белград, 1930). Много времени уделяет писатель биографиям великих.

4 декабря 1934 года состоялась аудиенция у Муссолини в Венецианском дворце в Риме, где Мережковский предложил издать свою книгу о Данте, а также выразил желание начать работу над книгой о дуче.

В это же время Мережковский наносит визит к Вяч. Иванову в Риме.

В 1934 г. издается еженедельник "Меч", редактором которого в Париже был Д. Мережковский, а в Варшаве - Д. Философов.

14 декабря 1935 года состоялся банкет, посвященный 70-летию Д. С. Мережковского, на котором Вяч. Иванов огласил приветственное письмо. На банкете председательствовали И. Бунин и министр народного просвещения Франции Марио Рустан.

В 1936 году в Берлине выходит исследование Мережковского, являющееся продолжением темы "Иисуса Неизвестного": "Павел. Августин".

В этом же году Мережковский вместе с Буниным, Зайцевым, Гиппиус и Шмелевым начинают работу в редколлегии "Иллюстрированной России"

В июне по приглашению Муссолини Мережковский посещает Рим и Флоренцию; работает над книгой о Данте.

Мережковский пишет "Предисловие" к книге о Муссолини и 20 ноября, в письме к дуче, обращается с просьбой об аудиенции. Диктатор соглашается принять Мережковского только через секретаря, после чего Д. С. решил больше не приезжать в Италию. Он бросает работу над книгой о Муссолини и начинает перевод своей книги о Данте на французский язык.

20 июня 1937 года Мережковский приезжает в Италию для обсуждения возможности съемок фильма о Леонардо. В этом же году писатель работает над книгой о Мартине Лютере.

В 1938 году Мережковский публикует книги "Лица святых от Иисуса к нам (Павел. Августин. Св. Франциск Ассизский)" (Берлин); "Жанна д"Арк и Третье Царство Духа" (Берлин).

В 1939 году Мережковский выступает по радио с приветственной речь Гитлеру. Эту акцию, в тайне от Зинаиды Гиппиус, организовал В. Злобин. В этой речи Мережковский сравнивал Гитлера с Жанной д"Арк, считал что он должен спасти мир от власти дьявола. Впоследствии, Мережковский пересмотрел свои позиции, но в эмигрантских кругах был подвергнут справедливому бойкоту.

В 1939 году в Брюсселе выходит последняя прижизненная книга писателя "Данте" в 2-х томах.

В 1940 году Мережковский работает над исправлением и редактированием старых стихотворений.

5 июня он вынужден уехать в Биарриц. Друзья устроили Мережковскому чествование по случаю его 75-летия, это приносит успех и деньги. Мережковские переезжают в небольшую виллу.

В 1940 г. писатель работает над циклами "Испанские мистики": Св. Тереза Иисуса; Св. Иоанн Креста; Маленькая Тереза" (опубл. 1959 - 1984) и "Реформаторы (Лютер. Кальвин. Паскаль)" (опубл. на французском языке 1941 - 1942); собирает материал для книги о Гёте; читает лекции о Леонардо да Винчи и о Паскале, которые вызвали яростную критику католиков. Немцы запретили Мережковскому читать лекции о Наполеоне.

В начале июля 1941 года Мережковских выселяют с виллы за неплатежи, им приходится жить в долг. Д. С. выступает по парижскому радио с речью “Большевизм и человечество”.

5 декабря 1941 года Мережковские посещают церковь св. Терезы, культ которой поддерживался ими много лет.

10 декабря 1941 года после отпевания в храме Ал. Невского на рю Дарю состоялись скромные похороны писателя на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Д. С. Мережковский не написал ни единой строчки против своей совести. Он видел дальше многих, вникал в суть явлений и исторических процессов глубже многих. Для того чтобы понять эпоху, описываемую в романе "Петр и Алексей", Мережковский жил среди старообрядцев в Сибири. Он первым предсказал катаклизмы, которые ждут Россию в будущем, опубликовав исследования: "Грядущий Хам" и "Больная Россия". Он пытался связать события всемирной истории, разных эпох и народов, в единую философскую систему. От Юлиана Отступника до декабристов и Наполеона Бонапарта. Он впервые показал, что в Российской империи, от царя, даже самого, прогрессивного, воспитанного на идеях свободы, любимым учителем которого был известный швейцарский демократ Цезарь Лагарп, а таким царем был Александр I, почти ничего не зависит. Страной реально правят столоначальники, лютые помещики, губернаторы, свора садистов, все эти измайловы, струйские, пестели (отец декабриста П. Пестеля), протасовы.

Произведения Мережковского никого не оставляли равнодушным. Его ненавидели, ему завидовали, им восхищались. Выход каждого из его произведений вызывал если не скандал, то жаркие дебаты и массу разноречивых откликов. Его творчество старались принизить многие критики и литераторы от Буренина до Брюсова.

Мережковского интересовали новые явления и персоналии появившиеся в ХХ веке. Писатель восхищался Муссолини и Пилсудским, но со временем разочаровался в них. В Гитлере он тоже видел, поначалу, возможного освободителя от большевистской тирании, но впоследствии, пересмотрел свои позиции. За свою приветственную речь Гитлеру по радио в 1939 году Мережковский был подвергнут справедливому бойкоту в эмигрантских кругах. И здесь его судьба в чем то похожа на судьбу другого крупнейшего писателя ХХ века - Кнута Гамсуна, Нобелевского лауреата.

Дмитрий Сергеевич Мережковский - один из крупнейших русских писателей и мыслителей ХХ века. Его творческое наследие - проза, философские и литературно-критические работы, поэзия, биографии - с честью выдержало испытание временем и вошло в золотой фонд русской и европейской классики ХХ века. Мережковский выдвигался кандидатом на Нобелевскую премию по литературе, как самый европейский из русских писателей.

До революции Д. С. Мережковский был одним из самых издаваемых писателей современной России. В СССР писателя не издавали вообще. Его книги можно было купить только в букинистических магазинах, где они, несмотря на очень высокую стоимость, никогда не залеживались. В современной России Мережковского стали издавать с начала 90-х годов.

Светлана Сидорова
Леонид Сурис

Мережковский Дмитрий Сергеевич (2(14) августа 1865 - 9 декабря 1941)- один из представителей русской литературы XX века, гонимый некогда советской властью. Лишь в конце XX века изучение творчества и значения Мережковского для русской литературы стало переосмысливаться.

Предок Мережковских - Федор Мережка - войсковой старшина, служивший на Украине. Дед Мережковского участвовал в войне 1812 года.

Маленький Дмитрий родился в 1866 году в городе Санкт-Петербург в многодетной семье крупного чиновника, действительного тайного советника, Сергея Ивановича Мережковского, служившего во дворце. В некоторых источниках указано, что Мережовский родился в семье мелкого чиновника - это неверная информация, так как действительный тайный советник - это гражданский чин II класса в Табели о рангах. Действительные тайные советники занимали самые высокие государственные должности.

Интерес к поэзии Дмитрий проявил в 13 лет, начав писать стихотворения, правда стихи Мережковского в тот момент были далеки от совершенства. Знаменательна встреча Мережковского и Федора Достоевского. Тогда Дмитрию было всего пятнадцать лет. Достоевский ознакомился со стихами Мережковского и вынес свой неутешительный вердикт: "Чтобы хорошо писать, - страдать надо, страдать!". Действительно, не имея душевных терзаний, неразрешимых вопросов, метаний мысли нельзя написать произведение находящее отклик в сердцах читателей. В тот же день Мережковский встретил Надсона, творчество которого Дмитрий находил очень интересным - Мережковский даже подражал Надсону в своих первых стихах.

Как поэт Мережковский состоялся в 1888 году, когда был опубликован его первый сборник стихов, названный просто "Стихотворения". Несмотря на то, что здесь Мережковский многое берет у Надсона, Брюсов отмечает особенность творчества Дмитрия Сергеевича, Мережковский обращается к теме радости и силы, тогда как последователи Надсона творили больше в минорных нотах.

В 1884 году Мережковский поступает на историко-филологический факультет Московского и Петербургского университета, где сразу же проявляет интерес к философии. Здесь же происходит знакомство с Короленко, Гаршиным и Успенским, от которых Мережковский перенял осмысление проблем государства и общества с позиций народничества. После знакомства со стихотворениями Владимира Соловьева, Мережковский обращается к символизму.

В 1889 году в жизни Мережковского происходит знаковое событие - он женится на Зинаиде Гиппиус. В дальнейшем Гиппиус оказывает серьезное влияние на творчество Дмитрия Сергеевича, становясь его музой.

В конце 1880-х и в 1890-е годы Мережковские отправляются в тур по Европе. Дмитрий Сергеевич и его супруга изучают европейскую культуру. Здесь Мережковский выступает в качестве литературного переводчика - он переводит античные трагедии с латинского и греческого языков, пишет критику, его труды публикуются в "Труде", "Русском обозрении" и "Северном вестнике".

В 1892 году выходит сборник стихов Мережковского "Символы". Именно этот сборник дал название литературному направлению - символизму. В том же году Мережковский выступает с речью, в которой он объясняет чем, должен стать символизм в русской литературе. Спустя четыре года в 1896 году выходит следующий сборник стихотворений Мережковского "Новые стихотворения".

1899 год стал для Дмитрия Сергеевича Мережковского поворотным - он обращается к религиозным вопросам, много беседует на тему христианства и церкви, а спустя два года, в 1901 году Зинаида Гиппиус подала Мережковскому идею создания философско-религиозного кружка, в котором интеллигенция могла бы обсуждать насущные вопросы религии, церкви и русской культуры. Идея получила свое развитие и собрания имели место быть до 1903 года. К.П. Победоносцев на посту обер-прокурора Священного Синода одобрил такие собрания, однако за критику официальной церкви собрания им же были запрещены.

В процессе литературного труда Мережковский много обращается к исторической прозе, пишет трилогию "Христос и антихрист" о борьбе христианского и языческого начал в человеке, призывает к принятию нового христианства (Третий Завет), однако его идеи не находят поддержки у представителей церкви. В 1896 году публикуется первая часть трилогии "Смерть богов. Юлиан Отступник". Вторая часть "Воскресшие боги. Леонардо да Винчи" публикуется в 1901 году. Последняя часть трилогии "Антихрист. Петр и Алексей" увидела свет в 1905 году.

В 1909 году был опубликован четвертый сборник стихов Мережковского под названием "Собрание стихов". В этом сборнике было немного новых стихотворений, основную часть составляло содержание трех предыдущих сборников. Интерес этого сборника еще и в том, что автор составил его исходя из своих новых взглядов.

Особенность Мережковского как поэта состоит в том, что он в своих стихотворениях всегда абстрагировался от своего "я", он выражал те чувства и настроения, которые на его взгляд должны были у масс, тогда как многие поэты выражали именно свою точку зрения, выступая в стихотворениях от своего имени.

Весной 1906 года Дмитрий Сергеевич Мережковский с супругой отправляется во Францию. Там, в Париже, они проживут до 1908 года. Именно там выходит в свет совместный с женой и Д.Философовым труд "Le Tsar et la Revolution" (Царь и Революция), там же Мережковский начинает работу над "Царство Зверя" - трилогия на тему русской истории XVIII - XIX веков. В 1908 году публикуется первая часть этой трилогии - "Павел I", за которую Дмитрий Сергеевич Мережковский получил судебное разбирательство. Вторая часть трилогии - "Александр I" публикуется спустя пять лет в 1913 году. Завершает трилогию "14 декабря" также спустя пять лет в 1918 году. В начале XX века творчество Мережковского популярно в Европе - его труды переводят на многие языки, издаются многотомные собрания сочинений, однако в России произведения Мережковского не получили широкого распространения по причине жесточайшей цензуры, так как поэт выступает против самодержавия и официальной церкви.

Революцию 1917 года Мережковский с супругой встретили в России. Поэт не понял смысл и назначение революции, не осознал всю силу и возможность духовного возрождения России, Большевизм в его глазах - это болезнь - прожив два года в Советском государстве, Мережковский решает бежать за рубеж, услышав о поражении Колчака и Деникина. Надежды поэта на свержения советской власти не оправдались. В 1919 году Мережковский добивается разрешения на чтение лекций в рядах Красной армии. Под этим предлогом он с женой подбирается совсем близко к границе с оккупированными Польшей территориями и бежит. На территории Польши Мережковский ведет активную политическую деятельность направленную против большевизма, однако после подписания перемирия между Россией и Польшей, Мережковский вынужден переехать в Париж.

В 1927 году при активном участии Мережковского создается религиозно-философский кружок "Зеленая лампа", который играл весомую роль в жизни русской эмиграции. В том же году Мережковские издают журнал "Новый курс", однако через год они вынуждены были прекратить его издание.

В 1931 году Мережковского номинируют на Нобелевскую премию, однако ее получает Иван Бунин. После нападения Гитлера на Советский союз, Мережковский ошибочно выступает на стороне Гитлера. Режим фашистов ему кажется более приемлемым, чем советский. Ненависть к советской власти была нестерпимой. От Мережковского отворачиваются многие представители эмиграции - поддержку Гитлера ему не могли простить.

* Многие факты, указанные в этой биографии не проверены. Если у вас есть корректировки - пожалуйста свяжитесь с нами из раздела "

«Идея его — такая огромная идея, что заранее можно сказать, не вынесет он ее, как не вынесут тысячи других писателей, сгорит, но нам в наследие ту же великую думу оставит. Сколько одиноких лет ждал Мережковский читателей, которые не перетолковывали бы его по-своему, а болели бы одной с ним болезнью! Теперь только стали его слушать. Слава Богу, давно пора!»

Александр Блок, «Мережковский. Вечные спутники», 1906

«Так, через напряженное изживание современности, раскрылся Мережковскому его Египет — «Бесконечная древность и новизна бесконечная». Таков всегдашний путь Мережковского: прорасти корнями из настоящего через настоящее — в былое. Все его творчество — медленное прорастание в глубинные и плодоносные пласты Истории: Россия Александра, Павла, Петра; Италия Леонардо; Эпоха Апостата; теперь — Эгейская культура, и далее — Египет, Вавилон. Для него познание прошлого — реальное общение в духе и лестница посвящений».

Н. М. Бахтин, «Мережковский и история», 1926

Мережковский Дмитрий Сергеевич родился 14 августа 1866 года в Санкт-Петербурге. Дмитрий Мережковский с 13 лет начал писать стихи. Через два года, ещё гимназистом, он посетил вместе с отцом Ф. М. Достоевского. Великий писатель нашел стихи слабыми, сказал начинающему автору, что для того, чтобы хорошо писать, нужно страдать. В это же время Дмитрий Мережковский познакомился с Надсоном. На первых порах он ему подражал в своих стихотворениях.



В 1888 выходит первый сборник Дмитрия Мережковского, названный просто - "Стихотворения". Как замечал Брюсов, Мережковский сразу же смог взять самостоятельный тон, начав говорить о радости и о силе, в отличие от других поэтов, считавших себя учениками Надсона, которые "ныли" на свою слабость и безвременье.

С 1884 Дмитрий Сергеевич учился в Петербургском и Московском университетах, на историко-филологических факультетах. В это время он увлекся философией позитивизма и сблизился с такими сотрудниками "Северного вестника", как Успенский, Короленко, Гаршин, благодаря чему стал понимать с народнических позиций проблемы, стоявшие перед обществом. Увлечение это, однако, было непродолжительным. Знакомство с поэзией В. Соловьева и европейскими символистами значительно изменило мировоззрение Мережковский . Дмитрий Сергеевич отказывается от "крайнего материализма" и перешёл к символизму.

Дмитрий Мережковский, как отмечали современники, был очень замкнутым человеком, неохотно впускавшим в свой мир других людей. В 1889 году Мережковский женился. Избранница его - поэтесса Зинаида Гиппиус, являлась "генератором" идей, а Дмитрий оформлял и развивал их в своем творчестве.

В конце 1880-х и в 1890-е Мережковские много путешествовали по разным странам Европы. Дмитрий Сергеевич переводил с латыни и греческого античные трагедии, а также выступал в роли критика, публиковался в таких изданиях, как "Труд", "Русское обозрение", "Северный вестник".

В 1892 Дмитрий Мережковский прочел лекцию, в которой дал первое обоснование символизма. Поэт утверждал, что импрессионизм, язык символа и "мистическое содержание" могут расширить "художественную впечатлительность" русской словесности. Сборник "Символы" появился незадолго до этого выступления. Он дал имя новому направлению в поэзии.

В 1896 году вышел третий сборник - "Новые стихотворения". С 1899 Мережковского начинают интересовать вопросы христианства, связанные с соборной церковью.

В статье "Мережковский" Адамович вспоминал, что когда разговор с Дмитрием был оживлен, он рано или поздно переключался на одну тему - значение и смысл Евангелия.

Жена Дмитрия Мережковского осенью 1901 предложила идею создания особого общества людей философии и религии для обсуждения вопросов культуры и церкви. Так появились религиозно-философские собрания, знаменитые в начале прошлого века. Главной темой их было утверждение, что лишь на религиозной основе может совершиться возрождение России. Вплоть до 1903 проходили эти собрания, с разрешения обер- прокурора Синода Победоносцева. Участие в них принимали и священнослужители. Хотя не было принято христианство "Третьего завета", стремление на переломном этапе развития нашей страны создать новое религиозное общество было понятно и близко современникам.


Дмитрий Мережковский много работал над исторической прозой. Он создал, например, трилогию "Христос и антихрист", основная идея которой заключалась в борьбехристианского и языческого принципов , в ней он призывал к новому христианству, в котором "небо земное", а "земля небесная". В 1896 появилось произведение "Смерть богов. Юлиан Отступник" - первый роман трилогии. Вторая часть была издана в 1901 ("Воскресшие боги. Леонардо да Винчи"). За ключительный роман под названием "Антихрист. Петр и Алексей" появился на свет в 1905.

Четвертый сборник "Собрание стихов" вышел в 1909.

Мережковский среди поэтов-современников был резко обособлен. Он выделялся тем, что выражал в своем творчестве общие настроения, тогда как Блок, Андрей Белый, Бальмонт, даже касаясь "злободневных" общественных тем, говорили прежде всего о себе, о собственном отношении к ним. А Дмитрий Сергеевич даже в самых интимных признаниях выражал всеобщее чувство, надежду или страдание.

Мережковские в марте 1906 года перебрались в Париж и прожили здесь до середины 1908 года. В соавторстве с Философовым и Гиппиус Мережковский в 1907 издал книгу "Le Tsar et la Revolution". Он также приступил к созданию трилогии "Царство Зверя" по материалам истории России конца 18 - начала 19. Дмитрий Сергеевич после выхода первой части этой трилогии (1908) подвергся судебному преследованию.

"Больная Россия" - книга, которая появилась в 1910. В неё вошли историко-религиозные статьи, которые были опубликованы в 1908 и 1909 в газете "Речь". Книжное товарищество Вольфав период с 1911 по 1913 издало 17-томное собрание его сочинений, а Сытин в 1914 выпустил четырехтомное издание. Проза Мережковского была переведена на многие языки, она была очень популярна в Европе. В России произведе ния Дмитрия Сергеевича были подвергнуты жесткой цензуре, так как Мережковский высказывался против официальной церкви и самодержавия.


Д. В. Философов, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. А. Злобин. Исход из Советской России. Конец 1919 — начало 1920

Мережковские в 1917 еще жили в России. Поэту страна виделась в канун революции в образе "грядущего хама". За два года жизни после революции Дмитрий Мережковский утвердился во мнении, что большевизм - нравственная болезнь, которая является следствием кризиса культуры Европы. Мережковские надеялись на то, что этот режим будет свергнут, однако, узнав о поражении Деникина на юге и Колчака в Сибири, решили уехать из Петрограда. Дмитрий Сергеевич в конце 1919 добился права чтения своих лекций в частях Красной Армии. В январе 1920 он вместе со своей супругой перешел на территорию, которая была оккупирована Польшей. Поэт читал лекции в Минске для русских эмигрантов. Мережковские в феврале переезжают в Варшаву и активно занимаются политической деятельностью. Когда Польша подписала мирный договор с Россией, супруги уехали в Париж. Мережковские поселились в квартире, принадлежавшей им еще с дореволюционных времен. Здесь они наладили старые связи и установили новые знакомства с русскими эмигрантами.

Дмитрий Мережковский был склонен рассматривать эмиграцию как некоторого рода мессианство. Он считал себя духовным "водителем" оказавшейся за границей интеллигенции. Мережковские в 1927 организовали религиозно-философское и литературное общество "Зеленая лампа". Его президентом стал Г. Иванов. "Зеленая лампа" сыграла заметную роль в интеллектуальной жизни эмиграции первой волны, а также объединила лучших представителей зарубежной русской интеллигенции. Когда началась Вторая мировая война, общество прекратило собрания (1939).



Мережковские в 1927 основали "Новый курс" - журнал, продержавшийся лишь год. Они участвовали также в первом съезде писателей-эмигрантов из России, состоявшемся в сентябре 1928 в Белграде (его организовало югославское правительство). Мережковский в 1931 был в числе претендентов на Нобелевскую премию, однако получил ее Бунин.

Мережковских не любили в русской среде. Неприязнь была во многом вызвана их поддержкой Гитлера, режим которого казался им более приемлемым, чем режим Сталина. Мережковский в конце 1930 увлекся фашизмом, даже встречался с одним из его лидеров - Муссолини. Он видел в Гитлере избавителя России от коммунизма, который считал "нравственной болезнью". После того как Германия напала на СССР, Дмитрий Сергеевич выступил на немецком радио. Он произнес речь "Большевизм и человечество", в которой сравнил Гитлера с Жанной д’Арк. Мережковский сказал, что этот лидер может спасти от коммунистического зла человечество. После этого выступления все отвернулись от супругов.

За 10 дней до оккупации Парижа немцами, в июне 1940, Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский переехали в Биарриц, расположенный на юге Франции. 9 декабря 1941 года Дмитрий Сергеевич Мережковский умер в Париже.


Каждый из 4-х сборников стихотворений Мережковсковского очень характерен. "Стихотворения" (1888) - это книга, в которой еще выступает как ученик Надсона Дмитрий Мережковский. Цитаты из нее, достойные внимания, включают в себя следующую: "Не презирай толпы! безжалостной и гневной Насмешкой не клейми их горестей и нужд". Это строчки из одного из самых характерных стихотворений этой книги. Тем не менее с самого начала Дмитрий Сергеевич смог взять самостоятельный тон. Как мы уже отмечали, он заговорил о силе и радости. Стихи его напыщены, риторичны, однако и это характерно, поскольку соратники Надсона боялись больше всего именно риторики, хотя и пользовались ею, в несколько ином обличии, порой неумеренно. Мережковский же обращался к риторике для того, чтобы звонкостью и яркостью ее порвать беззвучный, бесцветный туман, в который была завернута жизнь русского общества в 1880-е. "Символы" - вторая книга стихов, написанная в 1892. Она примечательна разносторонностью тем. Здесь античная трагедия и Пушкин, Бодлер и Эдгар По, Франциск Ассизский и древний Рим, поэзия города и трагизм повседневного. Все то, что заполонит все книги, займет все умы через 10-15 лет, было намечено в этом сборнике. "Символы" - книга предчувствий. Дмитрий Сергеевич предугадывал наступление иной, более живой эпохи.

Мережковский придавал титанический облик событиям, совершавшимся вокруг него ("Грядите, новые пророки!"). "Новые стихотворения" - третий сборник стихов, написанный в 1896. Он значительно уже по охвату явлений жизни, чем предыдущий, однако гораздо острее. Здесь успокоенность "Символов" превратилась в постоянную тревогу, а в напряженный лиризм перешла объективность стихов. Мережковский считал себя в "Символах" служителем "покинутых богов". Но ко времени появления "Новых стихотворений" он уже сам отрекся от этих богов, говорил о своих соратниках и о самом себе: "Дерзновенны наши речи...". "Собрание стихов" - последний, четвертый сборник (1909). Мережковский в ней обратился к христианству. Он признал слишком ломким лезвие "дерзновения" и лишенным божества алтарь "всемирной культуры". Однако в христианстве он хотел обрести не только утешение, но и оружие. Все стихотворения этой книги проникнуты желанием веры.

Партия и Ленин - близнецы-братья кто более матери-истории ценен? Мы говорим Ленин подразумеваем - партия, мы говорим партия, подразумеваем - Ленин. В.В.Маяковский

Послушал вчера выступление патриарха о произрастании рогов и копыт.

На мой взгляд, присутствует явная подмена понятий. Вера и институт церкви вещи созвучные, возможно где-то и близкие, но у нас другая история.

Хороший психологический прием, отвечать не на конкретный вопрос, который волнует многих, а виртуозно смещать акценты в нужную сторону.

Недовольство, направленное на образ жизни чиновников от церкви, можно сместить в сторону покушения на основы Православия. Всякие попытки получить внятные ответы на риторические вопросы, в категориях хорошо или плохо, искусно забалтываются, и вопрошающий обретает образ врага.

Лучшая защита, как известно, в нападении и к концу диалога забывается с чего все, собственно, начиналось. Слушатель незаметно для себя погружается в обсуждение круга вопросов, не менее важных, но далеких от заданной темы.

Поскольку Вера, религия и церковь, у большинства воспринимаются как единое целое, с этих позиций диалог и ведется, но, на мой взгляд, это вещи раздельные. При пристальном рассмотрении, соприкосновение умозрительное.

Вера это – основа и религии и церкви. Религия - свод правил, норм, обрядов. Сама церковь - один из властных институтов с обслуживающим персоналом.

Я, что-то не припомню о нападках на Священные книги и на самого Христа. На те вещи, которые являются основой данного учения. Он и Его Завет. Все остальное атрибутика, появившаяся позже, но и к ней отношение скорее нейтральное, чем воинственное. Если и найдется какой-то сумасшедший или провокатор, покушающийся на символы Веры, как это было со спиленными крестами, так это единичные случаи и еще под большим вопросом «кто», «зачем» и «почему». Когда террорист пускает под откос поезд, это совсем не означает, что он борется с РЖД. Мотивов множество, от хулиганства до неприятия мира в целом.

Смещая акценты, Вера, являющаяся нулевым отсчетом во всяком религиозном течении, становится невольной прислужницей тех, кто у нее в услужении. Ее выставляют на передний план, и разговор происходит как у глухого с глухим. Им о роскоши, о вмешательстве в светскую жизнь, о сращивании с государством, а они «не покушайтесь на наши Православные устои».

Вот откуда рога растут. Диалог невозможен.

На работе в черной рясе, после работы на дорогом авто. Так живи же так как призываешь жить свою паству, в терпении, в смирении, в не стяжательстве и передраться будет не к чему. А когда служитель церкви напоминая депутата, пламенно выступающего с трибуны, в повседневной жизни придерживающегося иного «вероисповедания», тогда и возникает раздражение, но сама Вера не имеет к этому всему ни малейшего отношения. Отношения не имеет, но, глядя на противоречивый ералаш, сомневающихся и отрицающих будет появляться все больше и больше.

Так кто же наносит Вере вред ощутимее, участницы своеобразного молебна в Храме Христа Спасителя, или те, кто изо дня в день призывают уверовать в то, во что не верят сами, а своим образом жизни регулярно это подтверждают!?