Представление – это психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. А21

Тема 3. ПОЗНАНИЕ

Задания уровня А

А1. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на ор­ганы чувств человека, называются:

1) представлениями 2) ощущениями 3) гипотезами 4) понятиями

А2. Рациональное - это познание:

1) с помощью наблюдения 2) прямого контакта

3) с помощью интуиции 4) с помощью мышления

A3. Возможность получения истинного знания отрицается:

1) философами 2) социологами 3) агностиками 4) духовенством

А4. Отражение общих и существенных признаков называется:

1) сознанием 2) суждением 3)понятием 4) ощущением

А5. Методом эмпирического познания не является:

1) эксперимент 2) наблюдение 3) аналогия 4) описание

А6. Верны ли суждения:

А. Любая истина объективна и относительна.

Б. Абсолютная истина практически недостижима.

А7. Верны ли суждения:

А. Противоположностью истины может быть другая истина.

Б. Противоположностью истины всегда является заблуждение.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба суждения неверны

А8. «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утвержде­ние является примером:

1) обыденного знания 2) мифологического знания

3) эмпирического знания 4)научного знания

А9. Верны ли следующие суждения о цели научного познания:

А. Цель научного познания - осознание закономерностей процессов и явлений.

Б. Цель научного познания - получение достоверного знания

1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба суждения неверны

А10. Верны ли следующие суждения о речевой деятельности человека:

А Речевая деятельность человека прежде всего связана с чувственным познанием

Б. Речевая деятельность человека прежде всего связана с абстрактным мышлением

1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба суждения неверны

A11. И абсолютная, и относительная истины:

1) носят объективный характер 2) всегда находят подтверждение на практике

3) дают полное, исчерпывающее знание о предмете 4) могут быть опровергнуты со временем

А12. Среди перечисленных наук изучением социальных статусов и ролей занимается:

1) этика 2) правоведение 3) социология 4) политология

А13. Верны ли следующие суждения о ложном знании?

А. Ложными являются знания, не соответствующие предмету изучения.

Б. Ложными являются знания, не проверенные экспериментальным путем.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А14. Обобщение является составной частью

1) производственной деятельности 2) чувственного познания

3) рационального мышления 4) игровой деятельности

А15. Сознание идеально, а это значит:

1) сознание находится в ином измерении, нежели весь остальной мир

2) сознание есть поток душевных переживаний

3) сознание представляет собой внутренний и глубинный слой нашей жизни

4) в сознании нет ни грана вещества, оно лишено телесности и чувст­венной осязаемости

А16. Среди перечисленных наук функции и формы государства изучает:

1) социология 2) политология 3) философия 4) история

А17. Какая из перечисленных наук изучает общество?

1) зоология 2) астрономия 3) социология 4) химия

А18. Какая из перечисленных наук изучает общество?

1) лингвистика 2) анатомия 3) генетика 4) юриспруденция

А19. Верны ли следующие суждения?

А. Социальному познанию присущи черты любой познавательной дея­тельности.

Б. Социальное познание имеет свои особенности, обусловленные спе­цификой и сложностью изучаемого объекта.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А20. В отличие от познавательной деятельности школьника, познаватель­ная деятельность ученого:

1) основывается на использовании эксперимента

2) основывается на творческом подходе к работе

3) интеллектуально развивает

4) ставит целью открытие нового, достоверного знания

А21. И религиозное, и научное знание:

1) имеет объективный характер

2) необходимо человеку для рациональной деятельности

3) может передаваться из поколения в поколение

4) предполагает доказательства

А22. Только в состав научного знания входят:

1) экспериментально обоснованные выводы 2) установленные факты

3) логические умозаключения 4) результаты наблюдений

А23. Какая из перечисленных наук изучает властные отношения:

  • В России государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем
  • Выборы в Федеральное Собрание в РФ осуществляется по избирательной системе
  • Естественная вентиляция – система вентиляции, перемещение воздушных масс в которой осуществляется благодаря возникающей разности давлений снаружи и внутри здания.
  • Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.
    1. Роль идеологии в политической жизни
    2. Основные политические идеологии ХХ века

    · либеральная

    · консервативная

    · социалистическая и социал-демократическая

    1. Политическая идеология и политическое сознание

    · политическая пропаганда

    · СМИ и их роль в современной политической жизни

    Познание, в отличие от труда

    предполагает наличие цели

    требует от субъекта специальной подготовки

    направлено на получение достоверного знания о предмете

    нацелено на достижение практически полезного результата

    Движущей силой процесса познания является

    Гипотеза

    Практическая деятельность

    Научная теория


    Формы познания

    1. Рациональное - это познание:

    с помощью наблюдения 3. прямого контакта

    с помощью интуиции 4. с помощью мышления

    Обобщение является составной частью

    производственной деятельности 3. чувственного познания

    рационального мышления 4. игровой деятельности

    3. Образы предметов и явлений, которые когда-то, воздействовали на органы чувств человека, называются:

    1. представлениями 3. ощущениями

    2. гипотезами 4. понятиями

    4. Исходным элементом чувственного опыта являются:

    1. ощущения; 3. представления;

    2. восприятия; 4. понятия.

    5. Наблюдение и отражение человеком запаха предмета в данный момент времени – это:

    1. восприятие; 3. представление;

    2. ощущение; 4. обоняние.

    6. Наблюдение и отражение человеком запаха, формы, цвета, твердости предмета в данный момент времени - это:

    1. ощущение; 3. восприятие;

    2. представление; 4. суждение.

    7. Отражение в сознании целостного образа предметов или явлений окружающего мира – это

    1. понятие 3. ощущение

    3. восприятие 4. представление

    8. «Некоторые металлы - жидкости» - это:

    1. понятие; 3. умозаключение;

    2. суждение; 4. наблюдение

    9. Отражение общих и существенных признаков называется:

    1. сознанием 3. суждением

    2. понятием 4. ощущением

    Мысленное или фактическое разложение целого на составные части и воссоединение целого из частей называется

    сравнением и уподоблением

    анализом и синтезом

    ощущением и представлением

    обобщением и отвлечением



    11. Логический переход от конкретных, отдельных предметов к общим понятиям:

    уподобление

    обобщение

    абстрагирование

    12. Представителями рационализма – теории познания, согласно которой логические признаки достоверного знания не могут быть выведены из опыта и обобщений, а могут быть почерпнуты из самого ума, являются:

    Декарт, Спиноза, Кант, Гегель

    Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли

    В.Соловьев, Н. Лосский, Н.Бердяев

    Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский, Августин Блаженный

    Мышление не осуществляется в виде

    1. понятий 3. умозаключений

    2. суждений 4. эмоций

    А18. К духовной деятельности относится

    1) строительство библиотеки

    2) создание песни

    3) изготовление музыкального инструмента

    4) работа типографии

    А19. Высшая степень развития способностей называется

    1) уникальностью

    2) гениальностью

    3) талантом

    4) своеобразностью

    А20. Труд как целесообразная деятельность начинается

    1) с занятия охотой и собирательством

    2) с изготовления орудий труда

    3) с появлением ремесел

    4) с переходом к земледелию

    А21. Человек приобретает знания в результате

    1) орудийной деятельности

    2) познавательной деятельности

    3) божественного откровения

    4) воздействия природы

    А22. Обобщение является составной частью

    1) чувственного познания

    2) производственной деятельности

    3) рационального познания

    4) игровой деятельности

    1) позитивизм

    2) рационализм

    3) эмпиризм

    4) агностицизм

    А24. Истина - это

    1) откровение, данное Богом

    2) соответствие знаний и объекта познания

    3) результат творческого озарения

    4) абстрактное понятие, которое реально недостижимо

    А25. Движущей силой процесса познания является

    1) догадка

    2) гипотеза

    3) практическая деятельность

    4) научная теория

    А26. Верно ли суждение? Человек есть продукт

    А. Биологической эволюции

    Б. Социальной эволюции

    А27. Верно ли суждение? Жизнедеятельность человека

    А. Запрограммирована природой

    Б. Зависит от его сознания и воли

    Варианты ответов: 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба неверны

    А28. Верно ли суждение? Человек становится личностью

    А. Сразу же после рождения

    Б. В результате воздействия общества

    Варианты ответов: 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба неверны

    А29. Верно ли суждение? Человек

    А. Имеет биологическую основу

    Б. Обладает способностью к социальной адаптации

    Варианты ответов: 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба неверны

    А30. Верно ли суждение? Личность воплощает в себе черты

    А. Характерные для данного общества

    Б. Индивидуальные, выделяющие конкретного человека

    Варианты ответов: 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба неверны

    А31. Верно ли суждение? Основой характеристики любой личности является

    А. Ее неповторимость, индивидуальность

    Б. Степень усвоения социального опыта

    Варианты ответов: 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба неверны

    А32. Верно ли суждение? Неофициальные межличност­ные отношения

    А. Регулируются определенными нормами

    Б. Определяются индивидуальными особенностями участ­ников

    Варианты ответов: 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба неверны

    АЗЗ. Верно ли суждение? Свобода человека - это

    А. Возможность не отвечать за свои действия и поступки

    Б. Осознание меры своей ответственности

    Варианты ответов: 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба неверны

    А34. Верно ли суждение?

    А. Любой человек является личностью

    Б. Личность человека есть совокупность его индивидуаль­ных черт

    Варианты ответов: 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба неверны

    А35. Верно ли суждение?

    А. Орудийная деятельность присуща только человеку

    Б. Животные используют и даже изготавливают орудия труда

    Варианты ответов: 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба неверны

    А36. Верно ли суждение? Деятельность человека

    А. Способствует адаптации к окружающему миру

    Б. Преобразует окружающую природу

    Варианты ответов: 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба неверны

    А37. Верно ли суждение? Деятельность человека

    А. Носит исключительно потребительский характер

    Б. Является результатом биологической эволюции

    Варианты ответов: 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба неверны

    А38. Верно ли суждение? Духовная деятельность направлена

    А. На преобразование природной среды

    Б. На изменение общества

    Варианты ответов: 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба неверны

    А39. Верно ли суждение? Рациональное познание

    А. Имеет основой чувственное познание

    Б. Осуществляется с помощью мышления

    Варианты ответов: 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба неверны

    А40. Верно ли суждение? Истина

    А. Проверяется практической деятельностью

    Б. Объективна и относительна

    Варианты ответов: 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба неверны

    Тема. 15. Представления

    Вопросы:

    1.Общая характеристика представлений.

    2.Виды представлений.

    Литература:

    1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. - М., 1980.

    2. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. - М., 1994.

    3. Общая психология. - М., 1986.

    4. Познавательные процессы и способности в обучении. М., 1990.

    Общая характеристика представлений.

    Одним из основных проявлений памяти является воспроизведение образов. Образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, называют представлениями. Представления возникают в результате оживления ранее образованных временных связей, они могут вызываться с помощью слова, описания.

    Представлять это значит мысленно видеть или мысленно слышать что-то, а не просто знать. Представления – это более высокая ступень чувственного познания, чем восприятия, они являются ступенью перехода от ощущений к мысли, это наглядный и вместе с тем обобщённый образ, отражающий характерные признаки предмета. Представления формируются в процессе деятельности человека, что откладывает свой отпечаток на их характер.

    В обыденной жизни слово «представление» употребляется в различных значениях. Оно может означать понимание , выра­жаемое, например, вопросом: «Ты представляешь себе, что ты натворил?», упо­требляться в значении знания о чем-то, например, в высказывании «Я не пред­ставляю себе [не знаю], что это такое», обозначать воспоминание о чем-то, на­пример: «Представь себе озеро, которое мы вчера видели», а может означать образ некоего, не существующего в реальности объекта, явления или события как результат деятельности воображения , что может быть выражено, например, фразой «Представь себе (вообрази) дом, который мы построим. Он будет... [та­ким-то и таким]».

    В научной психологии содержанием понятия «представление» является чув­ственный образ предмета, ситуации или события, являющийся результатом де­ятельности памяти или продуктивного творческого воображения .

    Представление – это психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

    Представление - это вторичный чувственный образ, который либо не­посредственно, благодаря памяти, воспроизводится в сознании субъекта, либо является результатом умственных манипуляций с различными чувственными образами, т.е. деятельности воображения, в котором присутствуют элементы мышления. Поэтому выделяют два типа представлений :

    1.представления памяти, возникли на основе восприятия в прошлом;

    2.представления воображения, возникли на основе полученной в прошлом информации и её творческой переработки.


    Функции представлений:

    1.Сущность сигнальной функции представлений состоит в отражении в каж­дом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации о нем, которая впо­следствии под влиянием конкретных воздействий превратилась в систему сиг­налов, управляющих нашим поведением.

    2.Регулирующая функция представлений состоит в отборе нужной информа­ции о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств, с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря регулиру­ющей функции актуализируются именно те стороны, например двигательных представлений, на основе которых с наибольшим успехом решается постав­ленная задача.

    3.Настроечная функция представлений проявляется в ориентации деятель­ности организма человека на определенные параметры отражения воздей­ствий окружающего мира.

    Таким образом, представление также является познавательным пси­хическим процессом, связанным с воссозданием имеющихся или с созданием новых образов объектов - представлений на основе хранящихся в памяти сле­дов образов восприятия. Представления и их свойства наглядно свидетельствуют о том, что чувственные образы, являясь фено­менами, относящимися к психической сфере и обладающими собственными, отличными от нервных процессов качествами, хранятся в памяти в виде именно чувственных образов. Это подтверждается, в частности, экспериментами Пенфилда на открытом мозге, в которых электрическое раздражение ассоциативных зон коры больших полушарий приводило к тому, что у испытуемого, находяще­гося в этот момент в бодрствующем состоянии, зрительно возникали ярко окра­шенные, детализированные живые сцены из его прошлой жизни.

    Физиологическую основу представлений составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбужде­ний центральной нервной системы при восприятии. Эти «следы» сохраняют­ся благодаря известной пластичности центральной нервной системы.

    Сохранившиеся следы возбуждений, которые имели место при известной активности наших ощущений и восприятий, создают необходимые условия для построения нужного представления. Само представление с его конкрет­ной структурой возникает в результате образования условных временных свя­зей в коре головного мозга благодаря функции первой сигнальной системы.

    Представления играют огромную приспособительную роль в жизни челове­ка, прежде всего, в качестве образов конечных результатов деятельности. Имен­но представление о конечном результате деятельности как о ее цели отличает деятельность человека от поведения животных. Без представления конкретного образа конечного предмета невозможна продуктивная последовательная пред­метная деятельность человека. Конечно, в процессе деятельности этот образ может изменяться в соответствии с новыми условиями и обстоятельствами, но в той или иной форме он всегда должен быть, иначе деятельность будет протекать по принципу проб и ошибок , как это часто наблюдается у животных.

    Поэтому для повышения продуктивности деятельности, прежде чем начать выполнять какое-то дело, человек должен представить себе образ того предмета или ситуа­ции, которые он хочет создать или достигнуть.

    Представления помогают человеку также создавать целостную картину наличного простран­ства : несмотря на то что в каждый данный момент человек видит только часть пространства, благодаря представлениям он знает, что именно и где находится вне пределов его поля зрения, т.е. «воспринимает» окружающее пространство как целостное и непрерывное. Таким образом, представление яв­ляется своеобразным мостом, переходным познавательным психическим процессом между процессом непосредственно­го чувственного восприятия и процессом опосредствованно­го понятийного мышления.

    Представление, так же как и восприятие, имеет собственные характеристики . Эти характеристики определяются как тем, что эти образы возникают в сознании при отсутствии внешних раздражителей в момент их появления и существо­вания, так и теми закономерностями, которые определяют хранение любого материала в памяти. У большинства людей представления имеют следующие характеристики.

    Пространственно-временные характеристики представлений:

    а) панорамность, которая заключается в том, что воспроизводимые в представ­лении объекты или сцены по их охвату могут превосходить объем поля вос­приятия, например, мы можем представить себе комнату вместе с предмета­ми целиком, хотя воспринимаем всегда только ее часть; панорамность про­является также в том, что мы можем представить себе объект целиком, в то время как воспринимаем в каждый данный момент только часть его;

    б) отделенность фигуры от фона: в представлении фигура может существовать отдельно от фона и наоборот;

    в) неточность воспроизведения размеров объекта, числа его элементов, а также его схематизация;

    г) искажение длительности временных интервалов: чем более заполнен собы­тиями был реальный отрезок времени, тем более длительным он представля­ется.

    Модальность представлений . Именно модальность представлений позволяет отнести их к чувственным образам, хотя и вторичным. Преобладание той или иной модальности в представлениях у конкретного человека можно определить с помощью теста Бетса. Для этого человеку нужно предложить представить себе перечисленные ниже образы и оценить по 5-балльной шкале степень их жи­вости:

    Цвет родного дома;

    Звук кипящего чайника;

    «ощущение» песка при лежании на нем;

    Телесные ощущения при ходьбе по лестнице;

    Вкус апельсина;

    Запах леса (моря);

    Ощущение больного горла.

    Интенсивность представлений . У подавляющего большинства людей представления гораздо менее яркие, чем образы, возникающие при непосредственном восприятии объектов и ситуаций. Встречаются, однако, люди с очень ярки­ми, насыщенными представлениями, например люди с эйдетической памятью.

    Фрагментарность . Эта характеристика говорит о том, что в представляемом образе объекта, как правило, отсутствуют какие-то его стороны, части или черты.

    Неустойчивость . Образ объекта в представлении обладает своеобразной текучестью, он как бы мерцает, постоянно слегка меняя свою форму и окраску.

    Обобщенность . Обобщенность представления является одной из наиболее важных его характеристик. Уже на уровне представления при создании вторичного образа объекта осуществляется процесс обобщения, который при формировании понятий выходит на передний план. В представлении мы вполне можем воссоздать образ «розы вообще» - вызвать конкретный образ розы, в котором в то же время будут отсутствовать высокоиндивидуализированные черты и будут представлены наиболее характерные особенности данного объекта. Именно процесс обобщения лежит в основе формирования понятий - основных элементов человеческого мышления.