Почему люди собирают коллекции. Почему люди занимаются коллекционированием монет

Социальные мотивы коллекционирования.

  • потребность в принадлежности к социальной группе, причастности, поддержке. Коллекционирование объединяет людей по интересам, задавая общение по данному поводу. Это особенно ярко выражено в новомодных течениях и субкультуре, богеме и околобогеме, в предпочитаемых стилях поведения и общения и других социальных критериях. В данном смысле коллекционирование подразумевает определенную культуру досуга. Увлечение коллекционированием может являться своего рода маркером социального статуса, общественного положения, часто принадлежности к интеллектуальной или финансовой элите, даже если увлекающийся человек реально этому статусу не соответствует. Так приобретение дорогостоящих объектов может быть расценено, как следование социальным кодам, присущим миру роскоши.;
  • потребностей в уважении и признании . Данная потребность во многом вытекает из предыдущей. Это подразумевает придачу ценности самому себе, обусловленную обладанием вещами, этими ценностями наделенными. Увлечение коллекционированием привлекает тщеславным стремлением к констатации собственной интеллектуальности, эрудированности и глубины. В некотором роде противопоставляется обыденности и заурядности.

Итак, до определенного момента коллекционирование представляет человеку возможность выгодного представления себя в обществе . Действительно, в Древнем Риме знание искусства и способность критически судить о нем считались признаками образованности и высокой культуры, что послужило поводом для создания целых частных коллекций произведений искусства. В Новое время, выявившее конфликты аристократии и буржуазии, коллекционирование давало возможность финансово окрепшим буржуа показать, что в своих привычках и обычаях они ни чем не хуже знатной по происхождению аристократии. Сегодня, в условиях общества потребления коллекционированию импонирует принцип “Я есть то, что я покупаю”.

Тем не менее, становится ясно, что в рамках этих уровней потребностей, мотивы коллекционирования не связанны с истиной его природой. Почему одни с увлечением, граничащим с дуростью, скупают по нереальным ценам произведения искусства, взвинчивая рынок, другие собирают коллекции пчел, третьи носятся по миру в поисках редких антикварных книг на тему, скажем, коневодства? Весь остальной мир обычно смотрит на них как на сумасшедших. В данной связи, становится понятно, что истинные мотивы коллекционирования лежат гораздо глубже, нежели стремление выгодно выставить себя в обществе.

Личностные мотивы коллекционирования:

Они находятся на высшем уровне человеческих потребностей, связанном:

  • с самореализацией, потребностью в самовыражении. Здесь заложены такие потребности, как эстетическое удовольствие, эмоции, переживания, духовный опыт, потребность в познании и т.д.

В основе коллекционирования лежит собирательство того, что имеет некую ценность. Но, что есть ценность? Ценность можно определить как некое значение, представляемое известным предметом или духовным явлением для удовлетворения той или иной потребности человека. Существуют предметные и субъективные ценности. Предметные ценности - это все, что имеет овеществленное качество, материальная вещь является в определенном смысле ценностью, которая характеризуется общественной функцией данной вещи. Итак, предметная ценность - это материальная ценность. Но, существует также понятие субъективной ценности, присущей предмету не от природы, а потому что он стал носителем неких других смыслов, абстрагированных от внутренней структуры объекта самого по себе. В своей книге «Система вещей» французский культуролог Жан Бодрийяр пишет: «В этом смысле в определенный момент вещи, помимо своего практического использования, становятся еще и чем-то иным, глубинно соотнесенным с субъектом; это не просто неподатливое материальное тело, но и некая психическая оболочка, в которой я царю, вещь, которую я наполняю своим смыслом, своей собственностью, своей страстью».

И именно эти потайные смыслы и страсти в действительности сподвигают человека к коллекционированию. Существует несколько научных теорий, так или иначе объясняющих этот феномен:

По авторитетному мнению Йохана Хейзинги «человеческая культура возникает и развертывается в игре», и коллекционирование, в том числе тоже - есть игра , в которой «как и в спорте, ставятся цели достижения превосходства над другими (собрать больше и лучше). Возникает форма внутренней иерархии: владелец самой богатой коллекции занимает место на вершине с такой же гордостью, как обладатель олимпийской медали». В данной связи, став частью коллекции предмет частично теряет свою функцию, по крайней мере, в сознании коллекционера он становится еще одним самородком его коллекции. Коллекционирование подразумевает потерю предметом своего функционального назначения, так как его ценность заключается уже не в нем самом, а как в составном элементе коллекции. Соответственно, одной вещи становится мало - коллекция тем лучше, чем она больше . Значит, приобретение новой вещи несет в себе лишь временное удовлетворение, поскольку остаются еще другие предметы, не входящие в конкретную коллекцию. В идеале необходимо собрать все, сделав свою коллекцию наиболее полной. А поскольку коллекционирование само по себе обычно подразумевает собирательство редких или дорогостоящих вещей, а чаще и то и другое, а охоту за вещью обычно ведут еще и другие коллекционеры, то каждое новое приобретение воспринимается как настоящий трофей. Здесь есть момент соперничества, азарта, следовательно - это игра. Так коллекционирование - это страсть быть первым . Согласитесь, удовлетворив свои приоритетные потребности, человек теряет чувство возбуждения от их осуществления, это объясняет, почему многие состоявшиеся личности, были страстными коллекционерами - им необходимо было ставить себе новые задачи для достижения. Академик Павлов еще в 1916 году, в своем докладе, посвященном рефлексу цели, называет коллекционирование самым типичным его примером. У Павлова коллек-ционерская страсть — это «стремление собрать части или единицы большого целого или огромного собрания, обыкновенно остаю-щиеся недостижимыми ». Согласитесь, людям, всего добившимся в жизни, и в тоже время, получающим удовольствие от самого процесса следования своей цели, такая возможность недостижимости цели может показаться весьма заманчивой. Так, Петр I собирал все, что было диковинно, и впоследствии это послужило созданию Кунсткамеры; Сталин и Наполеон собирали наручные часы; Черчилль - оловянных солдатиков; Гагарин начал коллекционировать кактусы; в то время как Армстронг - предсмертные записки самоубийц; Бисмарк увлекался собиранием градусников, а у Гетте была крупнейшая коллекция минералов. Этот список можно продолжать до бесконечности, как ни странно, но все выдающиеся люди что-нибудь да собирали. Павлов пришел к заключению, что коллекционирование:“…есть темное, нервное, неодолимое влечение, инстинкт или рефлекс. Всякий коллекционер, захваченный его влечением и вместе с тем не потерявший способности наблюдать за собой, сознает отчетливо, что его также непосредственно влечет к следующему номеру его коллекции, как после известного промежутка в еде, влечет к новому приему пищи...». Итак, еще один мотив коллекционирования - это недостижимость цели.

В теории психоанализа Зигмунда Фрейда центральное место занимает теория смещенной энергии, а именно сублимации. “Сублимация — это эффективная защитная реакция организма, направленная на высвобождение излишков сексуальной энергии и перенаправление её в более мирное русло, такое как коллекционирование или любое другое искусство и творчество”. Это объясняет, почему одни более склонны к коллекционированию, чем другие, потому что у одних накопленной невымещенной энергии значительно больше. В данной связи, коллекционирование как бесконечный процесс, подходит здесь как нельзя лучше. Итак, коллекционирование - это сублимация, вымещение сексуальной энергии .

С точки зрения ваше сказанного, может показаться, что главное в коллекционировании - сам процесс, а что коллекционировать не важно. Это, конечно же, не так. Коллекционирование начинается со страсти человека к тому или иному предмету, явлению. По Бодрийяру у каждой вещи имеются две основных функции — быть используемой или быть обладаемой. Большинство людей стремится к обретению в вещах, прежде всего, функциональности. Даже покупая люксовые товары, человек стремится получить за счет бренда, возможность идентификации своего социального статуса, то есть тоже использует вещь по назначению. Но тогда это всего лишь вещь, которую не жалко и выкинуть, вещь, которую не оставишь в наследство потомкам. Когда вещь особенно дорога, когда в ней есть душа, человек начинает стремится сделать ее только своей, обладать ей. Не стоит путать коллекционирование с фетишизмом, в данном случае оно не несет столь очевидного сексуального контекста. Тем не менее, может выступать как “мощный компенсаторный фактор в критические фазы сексуальной эволюции”. Имеется ввиду, что в моменты латентных периодов сексуального инстинкта, в детстве или, наоборот, зрелом возрасте, сексуальная энергия направляется на обладание вещами. Неслучайно, дети часто стремятся иметь не одну, а все игрушки данной серии. Вообще детское коллекционирование достаточно обычное для психологии явление. А в зрелом возрасте, когда эмоции и страсти окружающего мира становятся менее занятными, более обыденными, человек начинает создавать свой мир, наделять его своими страстями и эмоциями. «Вещь для человека, — пишет Морис Реймс, — это что-то вроде неживой собаки, принимающей его ласки и на свой лад умеющей их возвращать, что-то вроде зеркала, верно являющего ему не реальный, а желанный образ».

Более того, коллекция как собрание уникальных вещей, подразумевает одновременно соотношение количества и качества. Каждый предмет в коллекции ценен, с каждым коллекционер имеет некую интимную, лишь ему одному понятную связь, которая подчас равносильна общению с живым человеком, и в тоже время коллекция во всей своей полноте подразумевает целый ряд таких вещей, которые находятся в безграничной власти обладателя. Отношения между людьми никогда не позволят соединить в себе одновременно неповторимую уникальность и приравнивание к остальным, это неизбежно вызовет конфликт. Коллекционирование же способно дать беспрепятственное упорядочивание, распределение и контролирование вещей по собственному усмотрению -“Аромат гарема, вся прелесть которого во взаимопроникновении серийности и интимности”. Итак, коллекционирование - это страсть обладания.

Феномен коллекционирования сопровождает человечество на протяжении всей его многотысячелетней истории, еще и потому что несет в себе экзистенциональные стремления индивида жить и существовать даже после своей смерти. Дело в том, что коллекция, неся в себе художественную, научную, историческую, религиозную и т.д. ценность вовлекается в сферу общественного бытия человека и становится носителем определенных духовно-культурных ценностей для всего человечества, часто определяя национальное богатство страны и тем самым, занося имя ее создателя в мировую историю. Создание обширной и ценной коллекции - реальный шанс увековечить свое имя в памяти потомков. Так, П.М. Третьяков был далеко не единственным русским предпринимателем, однако имена других широкой общественности неизвестны, в то время как его имя как обладателя самой большой коллекции русского искусства, и впоследствии основателя музея, останется в памяти потомков на многие столетия вперед.

Историческая динамика коллекционирования:

В разные культурно-исторические эпохи феномен коллекционирования занимал разные позиции в интегрированном поле духовных ценностей, имел разные формы своего воплощения. Соотношение побудительных мотивов также различалось. Коллекционирование, являясь важной характеристикой развития человеческого общества, во многом транслирует в своих формах ключевые смыслы культурно-исторических эпох. Так в Древнем Риме, собирались коллекции военных трофеев, оружия, доспехов, различных военных знаков отличия. В Средневековье коллекционирование представляло собой главным образом собрания предметов культа и священных реликвий. В Возрождение коллекционирование подразумевало в основном собрание предметов искусства - живописи и скульптуры. В Новое время формируются крупные собрания отражающие приоритеты развития науки и т.д.

Коллекции могут собираться по этническому национальному признакам, различаться по объекту коллекционирования - нумизматика, фалеристика, библиофилия, филателия и т.д. И, тем не менее, всегда присутствуют в жизни человека. Именно частные собрания впоследствии легли в основу большинства европейских музеев, послужили стимулом для научных открытий, содействовали дружественным дипломатическим отношениям между странами и т.д.

Очарование коллекционирования кроется в том, что оно, с одной стороны, связанное с интимным внутренним миром человека, удовлетворяет его, по большей части, эгоистичным страстям - тщеславия, обладания, азарта, доминирования, превосходства, самолюбования. Тем не менее, для всего человечества зачастую становится олицетворением ценностей совсем иного порядка, способствуя содействию и приумножению наследия всего человечества, поднятия национального самосознания соотечественников на многие поколения вперед.

Текст: Долганова Екатерина

кандидат культурологии

Почему в качестве хобби люди сегодня выбирают коллекционирование?

Любите ли вы хранить вещи, которые, по-вашему, когда-нибудь могут пригодиться? Если это «когда-нибудь» долго не наступает, то, скорее всего, через некоторое время вы просто избавляетесь от ненужных вещей. Интересно, что многим нравится собирать предметы, не имеющие никакой практической ценности. Этих людей называют коллекционерами.

Одни собирают вполне традиционные предметы, такие как минералы, марки и старинные монеты. Другие увлекаются коллекционированием кукол, чучел животных, медалей, открыток, антиквариата, музыкальных записей и привезенных из отпуска сувениров. Фантазия коллекционеров безгранична! Например, один юрист из США собирает железнодорожные гвозди. Их в его коллекции насчитывается уже 200000! Он, как и сотни других собирателей, разъезжает по стране в поисках старых железнодорожных гвоздей, на шляпке которых есть дата.

В журнале «Харперз мэгэзин» отмечается: «Чего только не коллекционируют люди: зубы и парики, черепа и коробки для печенья, трамвайные билеты, волосы и веера, воздушных змеев и пинцеты, собак и монеты, а еще трости, канареек, обувь... пуговицы и кости, шляпные булавки и фальшивые подписи, экземпляры первых изданий и противогазы».

Есть коллекционеры, интересы которых довльно причудливы. Так, одна русская графиня коллекционировала подкладные судна, принадлежавшие богатым и известным людям. У одного японского правителя было 5000 собак, которые жили в роскошной псарне. А один состоятельный человек, согласно «Харперз мэгэзин», собрал несколько тысяч блох, «заспиртовав их в отдельные пузырьки и написав страну происхождения и имя человека или животного, на котором блоха была поймана».

Какими бы причудливыми порой ни были коллекции, сама идея собирания не нова. Например, существуют огромные коллекции книг и рукописей, собранных в древние времена. В книге «Отблеск древних времен» рассказывается о том, как ассирийский царь Ашшурбанипал (VII век до н. э.) посылал своих писцов в разные концы страны, чтобы те собирали более ранние летописи и документы для его библиотеки в Ниневии («Light From the Ancient Past»). Дворец Ашшурбанипала с этой удивительной библиотекой был найден археологами в 1853 году.

Греческие и римские аристократы были известны своими коллекциями произведений искусства. В книге «Коллекционирование - безудержная страсть» говорится: «Во времена Цицерона и Цезаря Рим был олицетворением добытого в результате побед богатства и огромных материальных возможностей... Торговцы предметами искусства занимали в городе целые кварталы. У богатых горожан были даже свои личные музеи»

Я не ошибусь, если скажу, что в детстве каждый первый ребенок увлекался каким-либо видом собирательства. Дело доходит до того, что в дом тащится практически всё подряд, лишь бы это было ярким, интересным с точки зрения ребенка, и хоть сколько занимало его внимание. Да-да, в таком возрасте маленькому жителю планеты еще сложно что-то определить конкретное, поэтому он занимается тем интересным, что попадает в его поле зрения. Однозначно ответить на вопрос а почему он начал заниматься подобной деятельностью — сложновато, но все же предугадать общую тенденцию можно. Одной из основополагающих причин — подражание. Родителям (если они так же занимаются коллекционированием различного рода предметов), сверстникам, — скорее из желания не только скопировать, что “у меня это тоже есть”, сколько хоть на йоту перещеголять их.

Что я только в детстве не начинал собирать: банки, вкладыши от жевачек, пачки из-под сигарет, стикеры (кукуруку, трансформеры, терминатор….), проездные билеты, боны… Яркие воспоминания о детском увлечении оставляют загадочные (на тот период) стеклянные шарики. Нет, не слышали?! Вам сюда ! Наконец осталось одно занятие, которым занимаюсь и поныне уже на протяжении 16 лет — коллекционирую пластиковые карты . Разные. Начинал с таксофонных, потом появились банковские пластиковые карты. С развитием мобильной связи и интернет — и их. Чуть позже — дисконтные и клубные карты различных заведений. Сейчас в моей коллекции представлены, пожалуй, все виды пластиковых карт.

Попытаюсь ответить на один из главных вопросов “Зачем люди занимаются коллекционированием?” Коллекционирование — это увлекательно, познавательно, интересно. Оно существенно расширяет кругозор изучаемой тематики, поскольку это заставляет глубже понимать историю происхождения и пространственно-временные связи. Как такового разделения у коллекционирования не существует, однако можно с уверенностью на 2 больших типа: «академическое» и «бытовое». Первое — это музеи, библиотеки, галереи, и их назначение логично — собирание и преумножение культурных и исторических ценностей, что бы потомки смогли посмотреть и оценить чем и как жили их предки. «Бытовое» коллекционирование — подразумевает собрание частных коллекций как по определенной тематике, так и без неё. Мотивы у каждого из них разные. Кто-то собирает из удовольствия, кто-то осознанно и строго по определенной тематике, с целью открытия частного музея или передаче в будущем государству, а кто-то вкладывается в предметы (не всегда старины) в расчете на то, что в будущем их можно будет выгодно продать (т.н. инвестиционное коллекционирование), и здесь уместно говорить не просто об обладании каким-либо интересным предметом, сколько о дорогом. Почти у каждого предмета коллекционирования есть свое название. Например коллекционирование марок — филателия, открыток — филокартия, и т.д. более подробно с этим вы сможете ознакомиться, посвященную коллекционированию. Ну а мы продолжим. Как и любое дело, коллекционирование, тем не менее, имеет определенную цель, направление и тему, иначе можно скатиться до банального собирательства в бессмысленных масштабах, как печально известный Степан Плюшкин… Интересно, что многим нравится собирать предметы, не имеющие никакой практической ценности. И их тоже называют коллекционерами. Одни собирают вполне традиционные предметы, такие как минералы, марки, старинные монеты… Другие увлекаются коллекционированием чучел животных, медалей, привезенных из отпуска сувениров. Например, в настоящее время «модно» собирать магниты на холодильник, привезенные из поездок. Один юрист из США собирает железнодорожные гвозди (костыли), и в его коллекции их уже более 200,000! Он, как и сотни других собирателей, разъезжает по стране в поисках старых ж/д гвоздей, на шляпке которых выбита дата. Или вот еще одна удивительная коллекция. Некий человек коллекционирует… блох. Этот состоятельный гражданин накопил несколько тысяч таких экземпляров, заспиртовав их в отдельные склянки с подисью страны происхождения, имени человека или животного, на котором оная была поймана (Harper’s Magazine). Да мало ли что коллекционируют люди: зубы и черепа, волосы и веера, воздушных змеев и коробки из-под печенья, собак, трости, трубки, пуговицы, шляпные булавки и первые экземпляры изданий…. Однако, какими бы не были причудливыми коллекции, сама идея собирания отнюдь не нова, корнями уходя в глубь времён задолго до Новой Эры. Еще ассирийский царь Ашшурбанипал (7 в до н.э.) рассылал свих писцов во все концы страны,тчто бы те собирали для его библиотеки более ранние летописи и документы. Это удивительное чудо света было найдено археологами в 1853 году. Древнегреческие и древнеримские аристократы также были известны своими коллекциями произведений искусства. «Во времена Цицерона и Цезаря Рим был олицетворением добытого в результате побед богатства и огромных материальных возможностей… Торговцы предметами искусства занимали в городе целые кварталы. У богатых горожан были даже свои музеи» («Collecting — An unruly passion»).

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Почему люди занимаются коллекционированием?

«Люди находят себе хобби по разным причинам, но главным образом ради удовольствия. Хобби помогает расслабиться и отдохнуть от повседневных забот».
американская энциклопедия

А ведь и правда, многим просто приятно проводить время, рассматривая коллекцию предметов, которыми вы дорожите. Иногда коллекция может вернуть воспоминания о людях и местах, почти стёртых из памяти. Собрания предметов старины дают нам возможность познакомиться с мастерством и устремлениями предыдущих поколений и по достоинству оценить их (Canberra Times).

Коллекционирование может иметь образовательное и воспитательное значение. Так, коллекция Рекса Нан Кивела , собравшего более 15 тысяч предметов, относящихся к раннему периоду истории Австралии и Новой Зеландии.

Не смотря ни на что, коллекционирование достаточно популярно ещё и потому, что в это выгодно вкладываться. Это становится прибыльным бизнесом. Но не стоит забывать и о рисках. Не все торговцы порядочные люди, и многие подделки и фальшивки могут выдаваться за нечто ценное без зазрения совести.

Уравновешенность.

коллекционирование может отнимать слишком много времени, сил и средств. Здесь очень важно подойти к вопросу с рациональной стороны. Как обстоят дела с финансами? Мало кому понравится, что вы потратили не одну сотню и даже тысячу (а может и десятки тысяч) денежных единиц на какую-то «безделицу», дорогую и почитаемую лишь вами и в узком кругу. Можете ли вы сказать «нет», когда очень хочется купить вещь, которая на самом деле вам не по карману? Каким бы большим ни было желание, невозможно собрать всё, что нравится. Ну и, наконец, можно спросить себя: «Сколько времени разумно уделять своему хобби или увлечению? помните. что это время не заканчивается приобретением желанного предмета. рассматривание, размещение коллекции, уход за ней, её охрана — это всё тоже требует времени.

«Наблюдая за коллекционерами, быстро замечаешь в них постоянную потребность, даже жажду, чем-либо обладать… для человека со стороны кажется странным не само коллекционирование, а черты характера, присущие многим коллекционерам: их одержимость в поисках предметов для своей коллекции, их восторг и разочарование при находке или потере этих предметов, а порой необычное настроение и поведение»

Вернер Муенстербергер «Коллекционирование — безудержная страсть»

И, не смотря ни на что, коллекционеры в большинстве своем — вполне себе счастливые и довольные жизнью люди. 😉 Некоторым вещам у них стоит поучиться, это точно!

Известного искусствоведа француза Пьера-Кристиана Броше бьюти-редактор «РБК Lifestyle» встретил на открытии обновленного корнера дома Guerlain в ГУМе. И, пользуясь случаем, узнал его мнение о коллегах — коллекционерах парфюмерии.

«Под коллекционированием духов я понимаю коллекционирование флаконов. Мне не встречался человек, который собирал бы парфюмерию из-за ее «сока». Тут привлекает не то, что внутри, а то, что снаружи. Корни этого увлечения берут свое начало в Европе ХVIII века. В то время там распространилась мода на так называемые snuff bottles. Их привозили из Китая, и они представляли собой крошечные пузырьки из янтаря, панциря черепахи, стекла, украшенные узорами или росписью, в которых хранили снафф - сухой нюхательный табак. Светский этикет предписывал чувствительным дамам (а позволить себе купить snuff bottles могли только состоятельные люди) иметь при себе такой пузырек и подносить к носу при первых признаках обморока - очутившись в душном помещении или получив тайную записку. Со временем больше всего коллекционеров snuff bottles стало в Англии - там они даже объединились в несколько ассоциаций. И до сих пор эти табачные пузырьки покупают на аукционах за десятки миллионов долларов - наполовину наполненные или совершенно пустые. Флаконы именно с парфюмерией начали коллекционировать во Франции, и произошло это сравнительно недавно. Интерес к ним объяснялся прежде всего тем, что над дизайном флаконов работали знаменитые художники - к примеру, Сальвадор Дали. Флаконы для первого аромата под брендом Salvador Dali он оформил в стиле картины «Явление лица Афродиты Книдской» и продал каждый экземпляр за 20 тыс. франков. Или флаконы от хрустального дома Lalique - они всегда считались произведением искусства. И сейчас, в современном мире тоже выпускаются необычные экземпляры. Так что не выбрасывайте флаконы, а еще лучше - храните их вместе с коробками: на рынке раритетов больше ценятся полные комплекты.

Я покупаю парфюмерию исключительно из-за запаха - не люблю слишком сладкие и спортивные ароматы с обилием цитрусовых. Сегодня нанесу Chanel, завтра — Guerlain, на деловую встречу выберу один аромат, на вечер - другой. Но вот серьезное коллекционирование ароматов — не мое. Не потому, что это неинтересно или неперспективно, просто я поддерживаю молодых и малоизвестных пока художников (в коллекции Пьера около 500 работ современных русских мастеров - Юлии Косульниковой, Кирилла Гаршина, Кирилла Макарова), а созданием флаконов, повторюсь еще раз, занимаются люди с большим именем и творческим опытом. И, в конце концов, коллекционирование - это такой огромный труд, что лучше сконцентрироваться на чем-то одном».

Коллекционирование у подростков.

В подростковом возрасте молодые люди обоего пола переживают так называемый кризис развития, когда человек ЕЩЕ НЕ взрослый, УЖЕ НЕ ребенок. Подросток как - бы рождается заново, он формируется и еще не знает, кто он, что будет "по его", что интересно именно ему? И с этим кризисом связаны не только специфические проблемы физического состояния подростка, не только поведенческие нарушения, но так же и постоянный поиск занятий, увлечений и хобби, которые сменяются один за другим. Жалоба взрослых обычно звучит так: " какой-то несерьезный растет, на прошлой неделе сказал, что будет заниматься теннисом, потом вступил в клуб натуралистов, а вчера говорит: "буду значки собирать". На самом деле идет очень важный процесс познавания себя, когда молодой человек как бы примеряет множество одежек. Пытаясь найти именно свою. Поэтому, в подростковом возрасте многие юноши и девушки успевают попробовать коллекционировать большое количество предметов.

Дальнейшая судьба коллекционеров.

После подросткового возраста, интересы в жизни
большинства людей изменяются. Но есть люди, которые на протяжении многих лет хранят верность какому-то одному хобби, и тогда, по роду занятий человека, мы можем говорить о том, какую потребность этот человек реализует. Например, есть хобби, которые помогают человеку самоутверждаться и превосходить, они повышают его значимость в глазах других. Что касается коллекционирования, то человек, терпеливособирающий почтовые марки, минералы, значки, монеты и т.д. - не важно что, нуждается в отгораживании от эмоций. Подобная деятельность будет называться успокаивающе-созерцательной, т.к. помогает человеку расслабиться и получить спокойное, неактивное удовлетворение.

Проекция между миром вещей и миром человеческих отношений.

Мир вещей представляет собой лишь упрощенную, материализованную форму гораздо более сложного мира отношений. Ну что такое красивая или дорогая или безобразная вещь? Почему люди готовы тратить большие деньги, чтобы обладать прекрасными вещими и избавляться от дурных? Дело, конечно, в последнюю очередь в самих вещах. Любые вещи, особенно предметы человеческого потребления, включены в систему человеческих отношений, играют определенную роль в этих отношениях. А поскольку человеческие отношения нередко сводятся к попытке самоутверждения и оказания влияния друг на друга, то и вещи оказываются инструментами межличностной политики. Редко кто особо наряжается дома для самого себя, ведь наряды служат инструментом социального самовыражения и влияния. Редко кто коллекционирует марки, монеты, машины и другие вещи лишь для собственного обозрения, хотя может и бесконечно обожать их. Принадлежащие нам предметы говорят о наших вкусах, возможностях, дают нам социальный статус, некую власть. Какая инаугурация короля или королевы без надевания на голову короны? Какой же дорожный патруль без жезла, или олимпийский чемпион без золотой медали, или Оксфордский профессор без мантии? Вещизм жил, жив и будет жить, поскольку существовали, существуют и будут существовать человеческие отношения, выстроенные вокруг потребности во власти и влиянии. Причину фетишизма надо искать не в природе самого фетиша, а в человеческой природе. Человек, создавая обстановку вокруг себя, создает самого себя и строит свои отношения с миром. Богатая обстановка позволяет встречаться с людьми богатыми и обсуждать дорогостоящие проекты. Внешнее богатство не обязательно связано, а зачастую и вовсе не связано с богатством внутренним. Но как бы то ни было, внешняя среда становится частью внутренней среды личности.

Анатомия коллекционирования.

Коллекция — это набор предметов, обладающих общим признаком и дополняющих друг друга по времени, виду или чему-нибудь еще. Практически каждая коллекция обладает какой-то стоимостной категорией. Процесс создания коллекции — для самого коллекционера интереснее всего. Достать, купить, выменять — это почти всегда цепь случайностей — неожиданных, смешных, а иногда и драматических.
Коллекционирование — это великое дело. Оно не только позволяет человеку развиваться, но и снимает стрессы.
Самая высокая степень коллекционирования — это изложение истории о предметах в научных публикациях. Уже неинтересно просто обладать коллекцией. Интересно найти и описать причинно следственную связь между предметами коллекционирования и эпизодами нашей необъятной жизни.