Когда на руси празднуют святые вечера. Магия святочных гаданий — Святочные вечера

Святки – двенадцать дней, отделяющие Рождество от Богоявления, испокон веков начинались сразу же после Рождества и длились до Крещения, до девятнадцатого января. Символизируют они двенадцать месяцев наступившего года и делятся на две половины. «Святые вечера длятся одну неделю со дня Рождества, а остальные дни до Крещения идут «страшные вечера». Почему страшные?

Святки – двенадцать дней, отделяющие Рождество от Богоявления, испокон веков начинались сразу же после Рождества и длились до Крещения, до девятнадцатого января. Символизируют они двенадцать месяцев наступившего года и делятся на две половины. «Святые вечера длятся одну неделю со дня Рождества, а остальные дни до Крещения идут «страшные вечера». Почему страшные?

В старину люди верили, что когда начинает прибавляться свет и тепло, темные силы особенно злятся и гуляют напоследок по земле так, что дым идет коромыслом. И нет такого народа в Старом Свете, у которого бы не было своих поверий о разгуле всякой нечисти.

В России, например, была даже своя «календарная» нечисть: святочницы, которые могли появляться только на святках. Это безобразные на вид существа, покрытые с головы до ног волосами. Они не могут говорить, а только поют без слов и пляшут. Считалось, что встречаться со святочницами очень опасно: руки у них – с огромными длинными ногтями, и этими ногтями они могли «заколупать» человека до смерти. Знатоки, правда, утверждают, что есть у них одна слабость: кокетство. Обожают святочницы украшения. Поэтому, согласно правилам выживания в средние века, если вдруг вам придется столкнуться с этой нечистью, киньте ей бусы под ноги, и пока святочница будет их собирать, вы, возможно, успеете унести ноги!

В неосвещенных избах тогда же можно было легко встретить Буку (помните, как пугали им в детстве?). Это «отвратительного вида урод», который пристает с каверзными вопросами и загадками со страшным условием: не найдешь ответа – останешься с ним навечно. Если, к счастью, разгадка будет найдена – Бука исчезает в тот же миг. (Так что, решайте кроссворды, господа!)

Активизируются в святочные дни и лешие, лесунки (девицы) и лешачихи (дамы). Не дай бог сказать в неурочный час на кого-то: «Что б его (ее) леший унес!». Могут и унести. Бегай потом, ищи… Хорошо, если унесенный жив останется… Не дремлют в святки и оборотни или вещищицы, и могут принять вид любого домашнего животного или даже парня или девушки. Поцелует вас такой «любимый» оборотень и… можно лишиться последнего ума! (Не потому ли и современные родители советуют молодежи быть осторожными с поцелуями,… и не только в святки!)

А в святочные дни, и особенно, ночи советовали все делать благословясь, ведь это самый главный отпор козням нечистой силы. Ставили кресты на окнах и дверях, и, конечно, на чердаках - излюбленном месте высадки «ночного десанта» чертей и ведьм. Причем предохранялись таким образом от нечистой силы не только суеверные деревенские жители, но и горожане: ведь каверзы городской нечисти были замысловатей и изысканней…

Особенно опасны были маскарады: увлечется какой-нибудь легкомысленный юноша маской, последует за ней, а она приведет его на кладбище или к склепу (эта нечисть, по словам моих многочисленных знакомых мужского пола, точно жива по сей день, стала только еще изощреннее!). Или извозчик обратит к вам лицо, и – ах! – вместо извозчика – мертвец или черт! Интересную историю, кстати, рассказывают в музее-усадьбе арапа Петра Великого – Ганнибала – в Суйде (что в 50 км от Петербурга). Повез как-то извозчик в один из святочных вечеров из города человека, к рассвету привез в усадьбу. Обернулся за деньгами, а там… черт сидит, самый настоящий! Бросил извозчик и лошадь и сани и дал деру. Смеялись потом крестьяне, живущие в усадьбе. Они-то привыкли, перестали удивляться черному цвету лица своего хозяина. Ведь так называемый черт и был Абрам Петрович Ганнибал – царский крестник, будущий прадедушка великого русского поэта…

Вспомнив арапа Петра Великого, вспомним и одноименный фильм. Помните сцену, когда в дом Ганнибала вваливается орава ряженых и устраивает разгром? Это еще один старинный святочный обычай. Нет, не разгром, конечно, а «ряжение» и «колядование».

Коляда (или Календа) – так в дохристианские времена назывался славянский бог пиршеств, еды, календаря, веселья, жертвоприношений. Требу (то есть, жертву) ему приносили 29 декабря (грудня по старославянскому календарю). Треба была всегда богатая: зерно, мед, мука, соль, вино, масло, свинина, козлятина, баранина, сало, хлеб, блины… в общем, все важнейшие праздничные продукты. Звучали за обильным столом и праздничные, восхваляющие Коляду песни. Прошли столетия, Русь приняла православие, забыты были языческие боги, но… народ продолжал колядовать – петь, пить и веселиться в эти дни. Тогда христианские священники назвали это старинным рождественским обрядом.

Молодежь со склеенной из серебряной бумаги звездой ходила по деревням, стучалась в дома, чтобы поздравить хозяев с праздником, спеть им песни - колядки и получить за это подарки. Часто праздничная процессия несла с собой вертеп - ярко раскрашенный ящик, в котором с помощью деревянных фигурок разыгрывались сценки, относящиеся к Рождеству – бегство в Египет, явление ангелов, поклонение волхвов. В любом доме колядующих должны были встретить радушно и гостеприимно, усадить за стол и щедро угостить. И по сей день колядой или колядками называются песни, прославляющие праздник Рождества Христова.

И обычай остался: колядованием занимаемся все мы с вами, когда ходим в святки друг к другу в гости, дарим подарки, и сидим за праздничным столом. Только вот колядки редко поем. Все больше: «Вот кто-то с горочки спустился» и т.д. Ну, а «ряжение» – это наши с вами маскарады…

В старину рядились, чтобы обмануть нечистую силу, задобрить ее, убежать в конце концов! Ну, а позже рядились по традиции и для веселья, ведь это были дни, а точнее вечера, когда озорникам прощались многие хулиганские, иногда опасные для жизни шутки: и заткнутые половиками печные трубы, и раскатанные по двору бревна, и закинутые на крышу сани.

Святочные маскарады начинались на второй день после Рождества: каждый старался изготовить себе какую-нибудь личину-маску. В деревнях люди старались вырядиться так, чтобы никто не мог их узнать. Наряжались медведями, козами, петухами, волками – просто надевали вывернутые овчиной наверх полушубки. Мазали черной сажей щеки, привязывали к подбородку мочалку, приделывали усы, нацепляли рога, вставляли вырезанные из репы зубы… Орава ряженых вваливалась в избу, пугая детей крича и приплясывая. Люди старались угадать, кто под какой личиной укрылся. А разоблаченный ряженый обязан был снять с себя маску. В дворянских домах наряжались русалками, турками, рыцарями, монахами, барышни - гусарами, а юноши, наоборот, - дамами.

А еще на святки любили гадать о будущей судьбе.

Гадание, или ворожба – процесс, конечно, увлекательный, таинственный и…опасный. Гаданием занимались еще халдейские жрецы, а затем славянские волхвы, призывая сверхъестественные силы открыть будущее. Постепенно этот обряд «накрепко» врос в народную жизнь, да и не только в народную. Почему именно святочные гадания считались самыми правдивыми? А потому, напомню, что именно в этот период всякая нечистая сила - кикиморы, банники, черти, лешие, и прочая погань наиболее активны и, следовательно, доступны «для контакта». Ведь именно от нечистой силы получают ответы на вопросы во время гадания, и тут главное, не «перегнуть палку», соблюсти особые правила поведения: дождаться пения петуха во время заговора. Не забыть перекреститься и т.д. Иначе можно и погибнуть, в лучшем случае, просто сойти с ума…

Ну, а современные психологи объясняют страсть к гаданиям именно на святки, тем, что на переломе времени старого и нового года человек обычно особенно остро интересуется будущим, тем, что ждет его и близких в новом году… Ну, и свободным временем, конечно. Гадали о жизни и смерти, болезнях, погоде и урожае, о богатстве и благополучии семьи, но самой трепетной темой гадания было, конечно, замужество и суженый.

Девушки надеялись узнать, когда они выйдут замуж, каким будет их жених. Парни чаще всего интересовались характером будущей невесты, ее красотой. Гадали на вечеринках, посиделках, в банях.

Девушки наряжались и усаживались на лавку вдоль стен избы, напротив сидели парни. Посередине стола, нарытого скатертью, ставили блюдо с водой. Девушки бросали туда перстни, серьги, кольца, загадывали желание и начинали петь песни. Они назывались подблюдными. После такой песни трясли блюдо и вытаскивали одну вещицу. По содержанию подблюдной песни и судили о будущей судьбе владелицы вещи. Гадали на курице, лошади, ключе, башмаке (непременно с левой ноги), на колющих и режущих предметах, на бобах, на угольках, на луковице, на орехах, и на кофейных зернах…

Гаданий было великое множество, все их невозможно перечислить, как и невозможно проверить, сбывалось ли все то, что наобещала людям ворожба в святки. Впрочем, если вы все же захотите попробовать на досуге заняться гаданием, то в конце статьи я приведу примеры наиболее доступных городских способов. Хочу лишь отметить, что церковь всегда неодобрительно относилась к гаданию, как, впрочем, и к ряженым («масководству и надеванию звероподобных харь»). Одно дело - рождественские мистерии в храмах и совсем другое - разгул нечистой силы на улицах. Святочные игрища порицались, и в указе патриарха Иоакима от 1684 года, запрещающим святочные беснования, говорится о том, что они приводят человека в «душепагубный грех». Но вся история человечества уже доказала, запретить потребность в веселье, смехе, шутке невозможно. Так, героиня одной анонимной комедии восемнадцатого века «Игрище на святках» объясняет необходимость устройства святочных игр так: «На что и на свете шататься да горе мыкать, коли между тем не иметь никаких веселостей».

Но наш народ нашел компромисс, между языческими обрядами и православной церковью: те, кто принимал участие в святочных ряжениях, гуляниях, гаданиях должен был на крещение 19 января обязательно облиться святой водой, а лучше всего окунуться в священную прорубь - Иордань. Этот обряд символизирует очищение души от греха и преданность Богу. Ну, а пока до праздника крещения еще есть время, предлагаю несколько старинных способов заглянуть на досуге в будущее.

Самое простое и распространенное сегодня Гадание по книге:

Рекомендуется взять книгу духовного содержания. Но, если в старину брали «Библию» или «Псалтырь», то сегодня для этой цели вполне подойдут и русские классики. Веселее всего гадать по пушкинскому «Евгению Онегину». Итак, формулируем вопрос, на который хотелось бы получить ответ, далее, не раскрывая книгу, загадываем номер страницы и строки сверху или снизу. Затем раскрываем книгу и читаем в загаданном месте. Толкуем уж как поймем…

Популярно сегодня и Гадание на кофейной гуще:

Так гадать вполне можно в гостях с подругами, когда время уже дошло до кофе. Но, для этого необходим кофе, сваренный не в кофеварке, а на плите (или в песке), с гущей. Итак, выпиваем по чашечке, накрываем чашку блюдцем и быстро переворачиваем. Убираем чашку. А теперь долго спорим по поводу того, какую форму приобрела гуща. Уверена, что вы увидите журавля, присевшего вам на руку, а подруга скажет, что это лишь синица, да и то уже улетающая…

Примерно так же работает и способ Гадания со свечкой:

Наполовину сгоревшую свечу подносим к блюдечку с водой и выливаем воск. Форма застывшего в воде воска, или то, что вы в ней увидите, и будет ответом на волнующий вас вопрос.

Гадание на воде (для противников УЗИ и противозачаточных мер):

Наливают с вечера в рюмку воды, опускают кольцо и выставляют на мороз (в наших условиях сгодится морозилка). Перед сном приносят рюмку: сколько будет бугорочков, столько будет сыновей, а сколько ямок - столько дочерей.

Самое простое Гадание на сон:

Здесь несколько способов: кладут под подушку гребешок, говоря: «Суженый-ряженый, причеши мне голову». Суженый должен явиться во сне. Причешет ли он вам голову или будет заниматься чем-то еще, зависит от Вашего подсознания…

Можно смешать наперсток соли с наперстком воды и съесть перед сном, сказав при этом: «Кто мой суженый, кто мой ряженый – тот мне пить даст». Суженый является во вне и даст водички. Главное при этом способе гадания не проснуться от жажды раньше!

Еще можно положить под подушку четырех карточных королей и сказать: « Кто мой суженый, кто мой ряженый – тот приснись во сне». Суженый приснится в образе какого-нибудь короля. Советую купить колоду карт с фотографиями кинозвезд!

Немного экстремально Гадание на имя:

Выходите на улицу и просто спрашиваете имя первого попавшегося на пути мужчины – его имя и будет именем суженого. Главное здесь: не гадать одной в дальних новостройках.

А вот Гадание на ступеньках доступно даже ребенку:

Пересчитывают ступеньки, говоря: вдовец, молодец и т.д. и, дойдя до последней, смотрят на каком слове остановились. Текст можно усложнить, например:
Моряк, бригадир,
Генеральский мундир,
Студент, коммерсант,
Повар, аксельбант,
Тупица, зануда и т.д.

Дети могут погадать на подарки: «Раз – пломбир, жвачка – два, три- лосины, мишура. Пять – сова, шестой – словарь, семь – лошадка, восемь – Я»

И, наконец, самое страшное Гадание на зеркалах:

Предполагается, что здесь должны гадать люди с крепкими нервами, ибо «истерическим и ипохондрикам испуг от виденного может потрясти их организацию», - говорится в одной старинной книге. Берутся два больших зеркала, желательно равной величины, устанавливаются друг против друга, освещаются двумя свечами. Лучше всего держать зеркало против высвеченного стенного зеркала, так, чтобы из направленного зеркала в стенном образовался длинный коридор, озаренный огнями». Гадающая особа должна удалить из комнаты кошек, собак, птиц и посторонних лиц, кроме одной или двух скромных особ, интересующихся одинаково с особой гадающей или для повадности. Со стороны этих последних, однако же, требуется не глядеть в зеркало, не подходить к гадающей и не разговаривать». В конце этого коридора и должен появиться суженый. Правда, смотреть иногда приходилось очень долго, и увидеть можно не только суженого. Так, например, рассказывают, что одна барышня в северном городе, гадала о брате, а увидела… встречу Наполеона с Александром Первым в Тильзите. Брат, как потом выяснилось, находился неподалеку от Тильзита. …Ну, какое воображение!

Ирина Озерcкая, Фонтанка.ру

Святки - основной зимний праздник на Руси. Святки, святые дни - две недели зимних праздников, начинавшиеся в Рождественский Сочельник (6 января) и продолжавшиеся до Крещения (19 января), всегда являлись основным зимним праздником на Руси. В Святки, никто не брался ни за какую работу, боясь несчастья. По поверьям, с началом Святок с того света возвращаются души умерших, начинаются потехи нечистой силы и ведьм, которые справляют шабаш и веселятся с нечистыми.

До принятия христианства Святки были торжеством Святовита (одно из имен верховного бога неба — Белбога). По другим источникам это слово происходит от старославянского «свиатки» - души предков. Святочные обряды в древности представляли собой заклинания на весь год и гадания о будущем. Отличительной чертой Святок были магические обряды, гадания, приметы. Цель гаданий — узнать о будущем урожае.

Гадания, сопутствовавшие языческим Святкам, сохранились до сих пор

В святочный период проходил Коляда, который был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. В ночь на Коляду жгли костры (зажигали древним способом священный огонь, который горел 12 дней) , вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо. Молодежь, разодетая в новые рубахи, собравшись, в какой-либо избе, плясала, слушала сказки, перекидывалась загадками, а главное — рядилась. Ряженье служит символом обновления природы. По домам, в вечернее время и по ночам, ходили ряженные — колядующие, специально для того, чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и высказать им благожелания в наступающем году, достаток семьи в будущем году, считалось, напрямую зависел от степени одарения колядующих.
Позднее праздник Коляды был замещен великим праздником Рождества Христова. Церковь убедила в греховности многих святочных обрядов, в частности - насколько опасно занятие гаданием для православного. И все же, считается, что в период от Рождества до Крещения гадание перестает быть бесовским действием, а становится просто забавой.

Главные темы святочных игр и представлений – это темы брака и похорон

Основными праздниками в рамках Святок являлись Рождество Христово, Новый год (Васильев день) и Крещение Господне. В кануны этих дней вечером в каждой крестьянской семье совершались торжественные обрядовые трапезы, характеризующиеся наличием ритуальной пищи, остатки которой после ужина оставляли на столе для приходящих в святочное время душ умерших и ставили на окно или порог для угощения мороза. Обрядовое кормление покойных «родителей», то есть всех поколений предков, которые, по народным представлениям, являлись уже частью природы, приобщало также и их к этому нескончаемому движению жизни. Было принято разделять «святые вечера» и «страшные вечера» (первая и вторая недели после Рождества соответственно). В «святые вечера» устраивали веселые ночные посиделки, в «страшные вечера» - гадали. Молодежь собиралась поплясать, днем - покататься на санях, поиграть в снежки.

Во время Святок огромное значение имело общее семейное застолье

Весь святочный период был чрезвычайно насыщен разнообразными обрядами и ритуализованными действами, к которым были причастны все члены деревенской общины. С их помощью старались обеспечить благополучие на весь год, выяснить свою судьбу, задобрить «родителей» - умерших предков, обезопасить себя от нечистой силы. Так, например, в надежде на увеличение плодовитости скота в сочельник - канун Рождества - выпекали из теста «козульки» («коровки») - печенье в виде фигурок животных и птиц. В надежде на будущую счастливую жизнь ставили сноп в красный угол избы, разбрасывали солому по полу, кормили кутьей куриц, обвязывали лентами фруктовые деревья. Самым ярким обрядовым действием, с которого начинались святки, был обряд колядования, представлявший собой театрализованное зрелище, сопровождавшееся пением песен - пожеланий, величаний хозяевам. Колядовали обычно в ночь на Рождество, на Васильев день, в крещенский сочельник.

Так, в первый день Рождества группы детей, парней и девушек, а иногда и взрослые мужчины совершали обряд славления Христа: они ходили по всем домам деревни с рождественской звездой и пели специальные песни, в которых славили праздник и поздравляли с ним своих односельчан. Рано утром в Рождество и в Новый год маленькие мальчики совершали в каждом доме магический обряд посевания: зайдя в избу, посевальщик разбрасывал зерна разных культур, исполняя при этом песню с поздравлением хозяев с Новым годом. Этот обходный обряд был направлен на обеспечение урожая в новом сельскохозяйственном сезоне. Ряженые заходили поочередно в каждую избу, где горел свет. Подростки и дети пели рождественский тропарь, духовные песни, колядки… Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым.

Примета: если Рождество выдастся без морозов, то весна будет холодной

Святки отмечались по всей России и считались молодежным праздником. Особенно яркими и веселыми, наполненными музыкой, пением, играми они были в деревнях северных и среднерусских губерний Европейской России, а также в Сибири. В западнорусских и южнорусских губерниях их празднование было более сдержанным и спокойным.

Самые дешевые билеты из Екатеринбурга в Сочи и обратно

Дата вылета Дата возвращения Пересадки Авиакомпания Найти билет

1 пересадка

2 пересадки

Считали, что работающего в святки накажет Бог: у человека, который в святочные вечера плетет лапти, скот будет кривой, а у шьющего одежду - скот ослепнет. Тот же, кто занимается в святки изготовлением обручей, коромысел, полозьев для саней, не получит приплода скота. Взрослое население деревни на третий день после Рождества возвращалось к своим повседневным заботам и хлопотам, за исключением тех видов работ, которые, по народным представлениям, нельзя было совершать в Святки. Молодежь же полностью была освобождена от какой-либо трудовой деятельности и все время посвящала разнообразным развлечениям.

Святочный период можно назвать временем активного формирования брачных пар нового года, чему способствовало проведение почти каждый вечер, кроме сочельников, игрищ молодежи. Здесь парни и девушки имели возможность внимательно присмотреться друг к другу. Своеобразным испытанием готовности к браку, было умение и парней, и девушек правильно вести себя при приходе на игрище ряженых. Одетые в самые разнообразные наряды и маски, ряженые вовлекали в свои многочисленные игры всех, без исключения, кто присутствовал на посиделке. Сама молодежь вечерами нередко «машкаровалась» и ходила по деревне, тормоша и веселя хозяев в каждом доме.

Одной из ярких особенностей Святок как переходного периода являлись разного рода гадания. В каждой крестьянской семье или всей общиной накануне главных святочных праздников совершались гадания об урожае. Вечерами подблюдные гадания устраивали девушки. Нередко погадать с блюдом собирались все жители деревни, чтобы каждый мог узнать свою судьбу на будущий год. Девушки и, реже, парни на протяжении всех Святок в полночь совершали самые разнообразные гадания, в надежде понять, удастся ли им в новом году выйти замуж или жениться.

Если в ночь перед Рождеством загадать желание, то оно непременно сбудется

Водосвятие в крещенский сочельник и в Крещение также рассматривалось как один из способов изгнания нечистой силы из рек, озер, прудов и колодцев.

«С Рождественского сочельника солнце идет на лето, а зима – на мороз»

Название «святые вечера» также пришло из традиции не работать во время Святок

С пришествием христианства святки на Руси тоже начали наполняться новым смыслом. Тем не менее отношение Русской Церкви к святочным гуляниям всегда было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. на шесть лет отстраняются от Причастия)… пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок». Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках.
Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.

Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда. Перед Крещением большинство злобствующей нечисти отступало. Дабы окончательно избавиться от неприятностей народ устраивал Проводы святок. Люди с криками били метлами по углам, стучали по заборам, скакали на конях вдоль сила, стреляли в небо во дворах. А в конце кричали: «Иди уже, колядка, с Богом, а через год снова приходи!».

7 января все православные люди отмечают Великий праздник Рождества Христова . Ему предшествует Сочельник или Святой вечер (6 января), который сопровождается многими традициями и обрядами. Хочешь встретить Рождество правильно? Тогда эта статья специально для тебя!

Святой вечер.

Святой вечер — последний день Рождественского поста, главная цель которого духовно очиститься, чтобы подготовиться к Великому празднику. Ужин 6 января должен быть скромным, постным и безалкогольным.
Многие хозяйки, следуя древним приданиям, готовят 12 постных блюд, среди которых обязательно есть голодная кутья . Перед тем как пойти в церковь на службу, следует разговеться кутьей и попробовать по чуть-чуть каждое из 11 постных блюд.
Следует помнить, что «Сытое брюхо к молитве глухо». Во время трапезы нельзя много разговаривать, а также браниться и сплетничать. Постные блюда нужно запивать узваром, не водой.

Те, кто собирается причащаться на ночной Литургии, должны вкусить пищу в последний раз не менее, чем за 6 часов до Причастия, то есть примерно с 6 часов вечера. Служба вечерни соединяется с Литургией и служится утром. Поэтому постимся мы до того момента, когда в центр храма выносится свеча и перед ней поется тропарь Рождеству Христову.

Посещение ночной или утренней службы — настоящая благодать. Но смотреть нужно по своим силам: если есть здоровье и желание, обязательно стоит разделить всеобщую радость в храме. Ночная служба способствуют более глубокому восприятию Великого праздника.

После окончания Литургии начинается праздничное застолье. Можно встретить Рождество сначала в храме, а потом устроить семейное торжество. Каждый решает для себя сам, как провести этот праздник.

В период празднования христианских праздников многие задаются вопросами о запрете тех или иных действий. Что можно и нужно делать в это время, а от чего стоит воздержаться, узнайте из этой статьи.

Празднование Рождества Христова уходит своими корнями в древность. 7 января православные христиане традиционно посещают церковь и молятся о здравии всех родственников и близких людей. В этот светлый день следует отдать предпочтение занятиям, развивающим личность духовно.

Что можно делать на Рождество.

В праздник Рождества Христова следует возносить молитвы Высшим силам, прося у них благосклонности и милости ко всем людям. По возможности стоит посетить церковь и поприсутствовать на Божественной литургии. Поставить свечу и вознести слова благодарности можно и дома перед своими иконами.

В Рождество можно мыться и заниматься повседневными делами, если они нацелены на удовлетворение собственных нужд, а не на развлечение. Работа также не считается греховной, если силы направлены на заработок для пропитания и самого необходимого. Стирать одежду нужно только по мере необходимости, если дело безотлагательное.

Кропотливый труд, такой как вязание, вышивание и шитье, также приветствуются. Труд всегда был в почете. Если это не развлечение и досуг, а работа или подарок близкому человеку, дело считается Богоугодным и разрешено в любые церковные праздники.

Традиционные Рождественские гадания также имеют место быть в эту загадочную пору, однако церковь не одобряет оккультизм и не советует увлекаться тайными знаниями и заглядывать в будущее. На все есть воля Божья, и по его заветам стоит строить свой жизненный путь.

Близкие отношения между супругами также не возбраняются, если у них есть стремление продолжить свой род и обзавестись долгожданным потомством.

Народная примета гласит, что люди, совершающие в этот день покупки и походы по магазинам и рынкам, привлекают в свою жизнь достаток и финансовое благополучие. Можно также оставить несколько монет просящим, чтобы они помолились о вашем здравии.

От чего стоит воздержаться на Рождество.

В великий церковный праздник нельзя браниться и вступать в конфликты и ссоры. Ваши негативные мысли вполне могут стать жизненными установками, и вы невольно запрограммируете себя на неудачи и невезение. Духовный рост и возвышение над негативом поможет избежать жизненных неприятностей и заручиться поддержкой Высших сил.

Считается, что в светлый праздник рождения Христа не следует надевать черные вещи, так как они символизируют траурные одеяния. Лучшим выбором будут нарядные вещи светлых тонов.

Под запретом находятся увеселительные мероприятия, направленные на достижение собственного удовольствия, а также распитие спиртных напитков в больших количествах. Этот день предназначен для работы во благо семьи и молитвам о спасении души и наставлении на путь истинный.

Постящимся не следует отступать от воздержания и потакать своим слабостям. Например, в рождественский сочельник принято не вкушать пищу до первой звезды и быть сдержанным в проявлениях эмоций.

Поход на кладбище и поминовение в этот день усопших также следует отложить. Церкви повсеместно молятся о здравии и славят Господа Иисуса Христа и Богородицу. На следующий после Рождества день поход на кладбище не возбраняется, и в церквях и храмах возобновляются молитвы о почивших.

С начала десятого века у восточных славян было принято проводить особые обряды в Сочельник (ночь с 6 на 7 января) после появления первой звезды. Последующие дни условно делили на две части: «святые вечера» (первая половина, ее использовали для веселых предсказаний) и «страшные вечера» (вторая - для опасных и судьбоносных). Особо пророческими считались предсказания, сделанные в ночь на 14 января - Васильев вечер.

Обязательным атрибутом святочных гаданий было зеркало (оккультный предмет, своеобразный портал для общения с духами) и восковые свечи, способные «запоминать» определенные образы. А вот одно из лучших мест для проведения сеансов... баня! Мистическими на Руси считались и места «на стыке» - пороги, ворота, углы в доме. Последний штрих - воловья шкура, на которую нужно сесть для пущей убедительности.

Существовали и свои строгие предписания, известные каждой молодой и любопытной девушке. Например, во время сеанса нельзя было скрещивать руки или ноги - запутаете судьбу. Под запрет попадали кольца, цепочки и пояса - их нужно было снять, а волосы - распустить.

Гадания на «святые вечера»

1. С этим простым в исполнении святочным гаданием на суженого-ряженого у многих женщин связано немало забавных историй. Чтобы узнать имя будущего супруга, необходимо выйти на улицу после полуночи и спросить у первого прохожего мужчины, как его зовут. «По легенде» именно это имя и предопределено вам судьбой .

2. Другой, не менее курьезный способ гадания на жениха - бросить левый сапог (новенькие Manolo Blahnik, тапочек или валенок) через порог. Куда покажет - оттуда он и придет.

3. Популярная забава для группы подруг - завязать одной из «подопытных» глаза, хорошенько раскрутить и остановить перед столом. На нем предварительно разложить предметы, характеризующие будущего любовника: хлеб (будет богатым), соль (ворчун), бутылка (пьяница), зеркало (самовлюбленный), ложка (повар) и луковица (рядом с ним пророните немало слез). На какой талисман укажет девушка - такому суженому и быть. Почему бы не разнообразить старинный ритуал ключами от квартиры или фотографией заядлого холостяка Леонардо Ди Каприо ?


4. Способ гадания для тех, кто по-прежнему сомневается в будущем своей пары. (Но только не рядом с тем, кто бреется на лысо!) Позаимствуйте у своего партнера один волосок и приготовьте один свой. Налейте в чашку воды и добавьте в нее щепотку соли и сахара, а затем опустите «трофеи». Если на утро оба волоска будут вместе - то и вам жить счастливо, не разлей вода; если же они окажутся далеко друг от друга - лучше подыскать другого кандидата на руку и сердце.

5. Золушки в душе могут выбрать способ гадания на рисе. Задержите раскрытую ладонью вниз руку над емкостью с зернышками и загадайте желание; зачерпните солидную горсть, высыпете ее на салфетку, а теперь пересчитайте. Парное число рисинок - мечте быть, нечетное - увы, ни в этот раз.

6. Налейте в большую глубокую тарелку воды, а на ее края прикрепите бумажные полоски с желанными событиями: от свадьбы до продвижения по карьерной лестнице. Закрепите кусочек свечи (в идеале использовать для этих целей именинную) в половинке скорлупы грецкого ореха - это будет кораблик вашей судьбы. Поставьте его на середине «моря» и ждите к какой бумажке (читай - жизненно важному событию) он причалит.

Гадания на «страшные вечера»

1. Способ гадания для «сильных и независимых женщин», у которых дома живет кот или кошка. Оставьте домашнее животное в другой комнате, загадайте желание и позовите его к себе. Если кошка переступит порог левой лапой - можете довольно потирать ладони, все исполнится, правой - на вашем пути встанет немало препятствий.

2. Хотя бы раз в жизни к этому методу гадания прибегала, пожалуй, каждая женщина, причем, не только на святочной неделе. Возьмите в руки любимую или первую попавшуюся книгу, назовите наугад страницу и номер строчки (сверху или снизу) - откройте и читайте свое предсказание.лечь спать произнесите простое заклинание: «Кто мечтает обо мне, пусть приснится мне во сне». Хотите усилить эффект? Из нескольких тоненьких прутиков сплетите условный мостик и положить под подушку, но уже с другими со словами: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня через реку». Приятных пикантных сновидений!

5. Какое же гадание без карт? Перед сном положите под подушку четырех королей, а на утро вытяните, не подглядывая, одного из них. Пиковая масть - жених будет стариком и ревнивцем, черви - молодой и богатый, крестовый - военный или бизнесмен, а бубновый - просто самый желанный.

6. Вариант для женщин с богатой фантазией. Налейте в блюдце молоко и одним махом влейте в него, за порогом, растопленный воск. Оцените результат: крест - финансовые проблемы; цветок - любимый мужчина (или, чем черт не шутит, свадьба!); человек - друг, а зверь - враг; полоски - путешествия и переезды; звезда - успех на работе.

В этот вечер особенно неистовствовала нечисть. На дворе собирали колья с Красной горки, а знахарка приносила угли из печи. Старики же из своих постелей натрясали соломы. Зажигали кос-тер — и в огне сгорали все болезни, тоска и беды.

Святки - это две недели праздников, которые начинаются с Рождества Христова и заканчиваются Крещением.
Первая неделя, с Рождественского Сочельника, называется «святыми вечерами», а вторая, до 19 января - «страшными вечерами».


По старославянским поверьям, в это время особенно сильна связь с загробным миром, в это время гадали, судили по приметам о погоде. Обо всех этих увлекательных, интересных, и порой, смешных, русских поверьях рассказывает книга замечательного русского историка и этнографа Ивана Петровича Сахарова «Сказания русского народа».

«Святые вечера» получили свое название благодаря запрету работать в течение святок. В эту веселую неделю устраивались колядования, игры с ряжеными и гуляния.

А вот в «страшные вечера» люди старались вообще не выходить из дома. Дело в том, что по представлениям русского народа, в дни, когда начинает прибавляться тепло и свет, нечистая сила особенно злится и творит пакости. К тому же, верили, что Господь выпускает из ада и рая души покойников, радуясь рождению Сына. Поэтому вторая неделя святок иногда называлась даже «бесовской», «поганой».

Щепалин А.

Снизойдя на землю, души предков приходят в свои бывшие дома, к родственникам, а после Крещения снова возвращаются в загробный мир. По поверьям, если во время святочного ужина посмотреть из сеней в дом через дверную щель, можно увидеть последнего умершего родственника, который сидит за столом вместе с живыми. Не зря для пришедших духов готовили специальный хлеб, кутью, блины и оставляли все это на ночь.
Кстати, считалось, что именно из-за того, что души приходят в наш мир, святочные гадания верно показывают будущее.



Наши далекие предки считали, что во время «страшных вечеров» нельзя что-либо делать, не перекрестясь, даже выглядывать из окна. Ведь за дверью может скрываться лихоманка - худое, слепое, безрукое существо, которое напускает на вышедшего из дома простуду и прочие болезни. Лихоманка даже может проникнуть в дом, и тогда неприятностей на весь год хватит! Защититься от этой страшной нечисти помогала бабушка-повитуха, которая приходит на заре, моет притолок смесью из соли, золы и угля, и вытирает полотенцем. Мужчины, кстати сказать, не должны были присутствовать при этом обряде, т. к. при них могло ничего не получиться.



Птюхин В. И.

Боялись наши предки и ведьм, которые возвращались с шабаша и могли задоить коров до смерти. Чтобы уберечься от беды, поселяне укрепляли над воротами скотного двора горящую свечу.

Опасались жители деревень и так называемого огненного змея. Это злой дух, который летает по воздуху и светится красным огнем. Самое страшное то, что он может спуститься по печной трубе в дом и принять облик молодого красивого парня. Девушке, которая влюбится в него, придется очень тяжело: очарует он ее своими ухаживаниями так, что без него ей и жить-то не хочется. Но от огненного змея можно было избавиться - на загнетку насыпали снег, и нечистый погибал от него, когда снова опускался в дом по трубе.

Только в темные святочные вечера могли появляться святочницы - уродливые существа, покрытые волосами, с огромными ногтями. Они обитают в нежилых помещениях и могут напасть на человека и изранить его своими длинными острыми ногтями. «Откупиться» от них можно только украшениями, это их слабость, противостоять которой святочницы не в силах.
В святочные вечера может встретиться и Бука, безобразное существо, которое пристает с хитрым вопросом. Если отгадал, злой дух исчезнет, а если нет, всю жизнь придется мучиться, думая над ответом.

Особенно опасными в «страшные вечера» становятся и лешие. Важно следить за речью, чтобы случайно не сказать: «Чтоб его леший унес!». Нечистая сила ждать себя не заставит и мигом исполнит в сердцах произнесенные слова, и потом уже нигде не найдешь невиноватого человека.
Не дремлют святочными ночами и привидения. Они могут завести человека на кладбище, в болото, беспокоят его своим воем и грохотом цепей, пугают, внезапно появившись из печи. Но встречаются среди привидений и добрые: они могут помочь найти клад и уберечься от козней злых духов. Если верить одной из старинных легенд, незримые привидения увели гадающих девушек от опасного места, позвав их материнскими голосами, а на «нехорошем» позже образовалась трясина.


В канун Крещения проводился обряд «проводов святок»: во дворе дома стреляли в небо, скакали на конях вдоль села и с криками били метлами по углам и заборам. По завершении обряда приговаривали: «Иди уже, колядка, с Богом, а через год снова приходи!».


Максимов В.

Об этом дне в народе рассказывали великое множество страшных ис-торий. Вот одна из них, записанная в XIX веке:«В прежние времена такие истории случались, что только подумаешь, так кожу обдирает.

— Ты, дядя Василий, поди, много знаешь страшного-то? Расскажи, по-жалуйста.

Какое много, но кое-что знаю.

Расскажи, Василий Александрович.: "Ну, ладно, расскажу вот я про своего родителя, как он у меня Святки проводил да с лешим шушукался. Дело было в Святки на пятой день Рождества Христова. Он же был мельник, вот и вздумал запустить мельницу на Ва-сильев день, крестьянам муки помолоть. Оделся в шубу и пошел. У нас в тот вечер была посиделка, ребята ему и кричат: мол, не ходи, дядя Александр, смотри, леший шапкой по голове помажет. Как это они сказали, он и гово-рит: «Я лешему сама рога переломаю». А мать моя услышала с печи и закри-чала: «перекрестись, прежде чем на мельницу входить, Лександр, нешто забыл, ведь Святки теперь, мало ли что может наблазниться?» Отец же был немножко выпивши, изругал нас всех трусами и пошел на мельницу. Идет се-бе и в ус не дует, не верю, что может меня леший поблазнить. Выходит за деревню, подходит к баньке на краю деревни и только хотел пройти мимо, как вдруг двери в бане как хлопнет, так что вся баня-то и запрыгала. Он и подумал, что это, наверно, банника леший донимает, и решил его выручить. Подошел к бане и хотел было отпереть задвижку, но не тут-то было. Никак дверь не подается, хоть ногой он толкал, потом плечом в дверь уперся. Да дверь трещит, но не отворяется — и все тут. Вдруг отец слышит, что леший-то стонет, и думает: «Погоди, я тебя уважу», — и давай опять плечами дверь поддевать. Опять слышит: леший хрипит от натуги, но поддается, дверь не отпускает. Отец плюнул и пошел дальше, только на прощание сказал: «Ужо, леший, я по шее-то тебе накостыляю». Приходит на мельницу, вынул из-под колес и машин подставки и сел покурить, как ни в чем не бывало. Вдруг слышит, что под мельницей кто-то свистеть, да так резко, как рожок нашего пастуха Ваньки. Свистит это он, леший, а отец усмехается: «Свисти, я ведь не испугаюсь». Посвистал, посвистал да и замолчал. А затем как набрал возду-ха в легкие да как дунет в машины мельницы, решил их крутить вместо воды. А машины-то, машины как замахают, так что страшно стало. Ну и полез отец с мельницы-то долой, чтобы не придавило колесом-то мельничным. Вспом-нил наконец отец мой, что он лешего можно «отговориться», и давай читать заклятье на лешего: «На море, на океане, на острове Буяне лежит бел, горюч камень Алатырь, на том камне, Алатыре, стоит крест, крестом крест человек родился, крест водрузился, а сатана связался, Бог прославился. Замыкаю свой заговор семьюдесятью семью замками, семьюдесятью семью цепями, бросаю ключи в Океан море, под бел горюч камень Алатырь. Кто мудреней меня взыщется, кто перетаскает песок из всего моря, тот освободит лешего». Только заговор отец проговорил, леший заскрежетал зубами и давай опять пыхать в себя воздух. А отец в то время успел-таки запереть мельницу. «Ну, теперь. — думает, — леший, я с тобой хоть в рукопашную пойду». Только это подумал, как вдруг леший подбежал да как схватит у него с башки шапку — и нет его. Приходит отец домой, а жена спрашивает, где шапка-то. «Леший унес». Все захохотали и умолкли. Отец себе лег на печку, да и думает: «Как это я прозевал, когда леший шапку у меня стащил». Встал утром да и налаживается в Вологду ехать, купить себе новую шапку. У него опять мать моя спрашивает, куда он шапку девал. «Да леший унес, я ведь говорил тебе». Все стали расспрашивать, как это такая оказия случилась. Ну он им и рассказал. Отец решил, что не придется ему больше носить шапку. Думал, если леший унес, так не отдаст никогда. Но не тут-то было. Поехал он в мясное заговенье к теще барана доедать по старому обычаю, подъезжает к Бревновскому забору, глянь, а на заборе шапка его висит.