Православные церковные праздники февраля. Православный календарь

Народный праздник Иларионов день отмечается 3 ноября 2018 года (21 октября – дата по старому стилю). Это дата почтения верующими православной церкви памяти 3-х Иларионов – Великого, Псковоезерского (Гдовского), схимника Печерского, а также перенесения мощей святителя Илариона, епископа Меглинского.

И. Великий жил и проповедовал в конце III – начале IV веков в Палестине. Христианство он принял во время изучения наук в Александрии. Когда ему исполнилось 15 лет, Иларион услышал о преподобном Антонии Великом и в течение 2-х месяцев прожил с ним, подражая ему во всем. Вернувшись домой, узнал о смерти родителей, и тогда решил стать отшельником. Раздав все деньги, он удалился от людей и начал жить в молитвах и посте. За свою жизнь Иларион Великий основал несколько монастырей, стал одним из первых проповедовать христианскую веру в Палестине. Предсказав свою смерть, он отправился в последнее путешествие, чтобы посетить могилу учителя. Жизнь его окончилась на Кипре.

И. Гдовский был учеником преподобного Евфросина Псковского. В XV веке в Псковских краях возникали новые молитвенники – пустынножители. Одним из них и стал Иларион. Для своих молитв он выбрал пустынное место на реке Желча, где вскоре и основал монастырь. Преподобный питался одними травами и корешками, читал молитвы и сражался с духами. Он известен подвигом столпничества – молился в дупле сосны.

И. Меглинский родился в Греции в знатной семье. Достигнув возраста 18 лет, он отказался от мирской жизни и стал иноком. В 1134 году был посвящен в сан епископа Меглинского, где и прослужил верою Господу Богу, исцеляя от болезней и искореняя ереси всю свою оставшуюся жизнь до самой смерти (1164-й год). В 1206 г. его мощи были переправлены в город Тернов.

Иларион, схимник Печерский являлся учеником преподобного Феодосия. Был книгописателем. Погребен в Дальних пещерах.

Традиции Иларионова дня

В этот день начинала сыпать пороша. Дорога становилась непролазной, и поездки откладывались на другую дату. Если кто-то решался выехать, то ему, помимо дорог и перекрестков, сулила еще одна опасность – непроходимая грязь.

Считается, что перекрестки связаны с нечистой силой. Очень часто в таких местах хоронили людей, которые погибали во время следования куда-либо. В некоторых областях у первого перекрестка через 40 дней после смерти человека прощаются с его душой. Существует поверье, что в таких местах появляются души умерших не своей смертью, поэтому для их успокоения здесь рассыпают зерна.

Из старины пошла традиция ставить кресты у дороги или на перекрестках, где погибали люди в автомобильных катастрофах. Помимо памяти, это делается с той целью, чтобы перекреститься и тем самым оберечь себя от воздействия злых духов.

Приметы на 3 ноября

Если на Иларионов день не все листья упали, то зима будет холодной.

Если дым в любую погоду поднимается столбом, то погода скоро наладится.

Если на Иларионов день снег выпал и не растаял на деревьях, значит, не растает и на земле.

Если в этот день стоит ясная погода и небо чистое, то температура будет падать.

Если вечером тихо и ясно, то следующий день будет хорошим.

Иларион, митрополит Киевский (11 в.), рус. правосл. богослов и церк. деятель. Митрополит Иларион Киевский занесен в святцы Русской православной церкви (21 октября). В этот же день чтится и еще один Иларион - схимник Печерский. Многие историки считают, что это один и тот же человек.

О схимнике Иларионе известно, что он жил в одной келлии с преподобным Феодосием Печерским и прилежно занимался перепиской книг. Отличался особенно строгим воздержанием. Мирно почил в 1066 г. и был погребен в Дальних пещерах.

Из «Повести временных лет» известно, что Иларион Киевский был священником княжеской церкви в с.Берестове (близ Киева) и что в 1051 по желанию кн.Ярослава Мудрого его поставили митрополитом. Летописец отмечает, что И. был «муж благ, книжен и постник». Митрополит принимал активное участие в просветительской и государств. деятельности кн.Ярослава. После смерти князя (1054) имя И. больше не встречается, а в 1055 в Киев прибыл новый митрополит, на сей раз грек.

Известны следующие произведения Илариона: «Слово о Законе и Благодати», к к-рому примыкают «Молитва» и «Исповедание веры» (*атрибуция впервые была установлена прот.*Горским). И. писал еще в то время, когда был священником. «Слово» свидетельствует об обширной церк. эрудиции автора, богосл. образованности аудитории, к к-рой он обращался, и об оригинальности мышления И. Как и живший в том же столетии прп. Нестор Летописец, И. глубоко проникнут библ. *историзмом и рассматривает христианизацию Руси в контексте мировых событий и свящ. истории. Следуя ап.Павлу, он аллегорически толкует сказания Кн.Бытия об Агари и Сарре, к-рые являются для него *прообразами Ветхого и Нового Завета. И. противопоставляет *Закон и Благодать как два этапа *Домостроительства - несовершенный (ВЗ=Агарь) и совершенный (НЗ=Сарра). Согласно сказанию, рабыня Агарь родила Аврааму сына, когда еще не пришло время родиться подлинному наследнику - Исааку. Подобным же образом благодать медлила явиться среди людей и сама умолила Бога послать людям временное наставление - Закон. Он был тенью, «подобием, а не истиной». Как после рождения Исаака Агарь с Измаилом должны были покинуть дом, так и Закон был упразднен пришествием Христа Спасителя. Как поводом изгнания Агари послужило оскорбление, нанесенное ею госпоже, так и поводом к отторжению иудеев послужило их превозношение в те дни, когда «в Иерусалиме и иудеи и христиане были еще вместе». Закон померк, точно луна при восходе солнца. Благодать же начала распространяться среди народов, пока не дошла до Руси. И. подчеркивает национальную ограниченность Закона и *универсализм еванг. Благодати. И. исповедует веру в *единство Библии и благословляет «Господа, Бога Израилева, Бога христианского», ибо Он «не попустил твари Своей идольским мраком одержимой быть и в бесовском служении погибнуть. Но оправдал прежде племя Авраамово скрижалями и с Законом, после же через Сына Своего все народы спас Евангелием и Крещением, вводя их в обновление пакибытия, в Жизнь Вечную».

Перенесение мощей святителя Илариона, епископа Меглинского, в болгарский город Тырнов состоялось в 1206 году.

До этого события тело святителя находилось в городе Меглине. Святитель Иларион получил хорошее христианское воспитание.

В восемнадцать лет он ушел в монастырь, где вскоре за добродетельную и строгую жизнь был избран настоятелем.

Он постоянно призывал иноков не терять дорогого времени, предназначенного для спасения. Особенно настойчиво искоренял Иларион пьянство.

В 1134 году он был рукоположен в епископа Меглинского. В это время в Болгарии распространилась богомильская ересь. Святитель Иларион с апостольской ревностью и усердной молитвой встал на борьбу с лжеучением.

Многие еретики после святительского наставления оставили лжеучение и вернулись в лоно Святой Церкви. Святитель преставился в 1164 году.

Преподобный Иларион Гдовский, Псковоезерский, был учеником преподобного Евфросина Псковского (память 15 мая). В 1460 году он основал на берегу реки Желчи, недалеко от Гдова, Озерский Покровский монастырь. Обитель находилась на границе с Ливонским орденом, поэтому иноки постоянно претерпевали нападения воинственного ордена. Несмотря на трудные условия и недостаток средств, преподобный Иларион утвердил в монастыре высокое благочестие. Вместе с тем велись большие работы по укреплению и благоустройству обители.

Преставился преподобный Иларион 28 марта 1476 года и был погребен у северных дверей иконостаса в храме Покрова Пресвятой Богородицы основанного им монастыря. Впоследствии в обители был построен храм в честь Рождества Христова, левый придел которого назывался именем основателя Гдовского монастыря. Память преподобного Илариона Гдовского совершается также 21 октября, в день тезоименитства.

Каждый человек в Максимов день должен был вспомнить добрым словом всех, кто когда-либо приходил ему на помощь (Фото: Surkov Vladimir, Shutterstock)

Дата по старому стилю: 21 января

В этот день чтят память Максима Грека, религиозного публициста и переводчика. Он родился в 1475 году в Греции, но впоследствии приехал в Россию, где занимался переводом духовных произведений. Первой его большой работой было переложение на русский язык Псалтырей. Максим Грек до конца своих дней жил в России, скончался в 1556 году в Троице-Сергиевой Лавре.

Максима в народе называли утешителем. Считалось, что он помогает людям в бедах; ему молились о заступничестве за вдов и сирот. Каждый человек в Максимов день должен был вспомнить добрым словом всех, кто когда-либо приходил ему на помощь, а по возможности - и отблагодарить их делом.

Также в этот день молились о благополучии семьи. Супруги выходили во двор, держась за руки, и вместе стряхивали с деревьев иней. При этом говорили: «Что Бог соединил, то человеку разъединить не под силу» .

На Максима пытались предсказать погоду и урожай. На этот счет существовало множество примет. Чистое небо предвещало мороз и плохой урожай. О морозе говорила и ясная заря. А если месяц ночью светит сквозь облака - «доброе будет жито».

Именины в этот день

Агния, Анастасия, Анна, Евгений, Иван, Илья, Максим

День основания Коммунистической партии Вьетнама

Ежегодно 3 февраля во Вьетнаме отмечается День основания Коммунистической партии Вьетнама .

Коммунистическая партия Вьетнама (вьетн. Đảng Cộng sản Việt Nam) - правящая партия и единственная законная политическая партия в стране. В некоторых источниках партию называют марксистско-ленинской коммунистической партией, а вьетнамская пресса и вьетнамский народ называют ее «нашей партией».

3 февраля 1930 года на конференции в Гонконге, состоявшейся в городе Колоне (Kowloon), Хо Ши Мин (Ho Chi Minh, 1890-1969) и другие ссыльные, жившие в Китае, основали Вьетнамскую коммунистическую партию. Хо Ши Мин, в то время представлявший Коминтерн, председательствовал на конференции.

Вьетнамская коммунистическая партия была организована в соответствии с ленинским принципом демократического централизма. Впоследствии, по указанию Коминтерна, на первом пленуме партии ее название было изменено на Индокитайскую коммунистическую партию.

В 1945 году партия была официально расформирована, это было сделано с целью скрыть коммунистическую ориентацию партии. В 1951 году партия возобновила работу под новым названием - Партии рабочих Вьетнама.

На 4 партийном Конгрессе, состоявшемся в 1976 году, Рабочая партия северного Вьетнама объединилась с Народной революционной партией южного Вьетнама, в результате чего была основана Коммунистическая партия Вьетнама.

В 1966 году в партии состояли 760 тысяч человек, к 1976 году эта цифра увеличилась до 1 миллиона 554 тысяч, что составляло примерно 3% всего населения Вьетнама. К 1986 году в партии состояло почти два миллиона человек, а на сегодняшний день — более 3,5 миллионов.

В настоящее время руководство Коммунистической партии Вьетнама активно участвует в международных встречах коммунистических и рабочих партий, считая, что социализм, «независимо от извилистого пути вперед», является единственно правильной дорогой для дальнейшего развития мира. А к этому дню традиционно везде вывешиваются красные флаги, повсеместно проходят митинги, демонстрации и другие праздничные мероприятия.

Национальный день морковного торта в США

Морковный торт не выходит из моды… (Фото: merc67, depositphotos.com)

3 февраля американцы отмечают очередной кулинарный праздник – Национальный день морковного торта (National Carrot Cake Day). Это может показаться шуткой, однако в США блюдо с использованием моркови имеет собственный праздник.

Известно, что этой корнеплод культивируется в мире уже на протяжении четырёх тысяч лет, а начали выращивать его в Афганистане, и сегодня выведено более 60 сортов моркови. Причём сначала её выращивали не ради корнеплода, а ради ароматных листьев и семян, которые добавляли в еду и использовали как лекарственное средство. Первое же упоминание об употреблении корня моркови в пищу встречается в античных источниках в 1 веке.

В Европу морковь привезли примерно в 10-13 веках, чуть позднее она попала и в Америку. А, например, на Руси блюда с использованием моркови встречаются в изданиях «Домостроя» 16 века. И сегодня этот корнеплод продолжает оставаться одним из самых популярных овощей русской кухни и входит в десятку основных экономически важных овощных культур в мире.

Ведь плоды моркови используются не только в сыром виде и в приготовлении основных блюд, но и как приправа – пряность – в маринадах, консервах, цукатах, ликёро-наливочном и кондитерском производствах. Из моркови получают морковный сок и каротин. Кстати, согласно директиве Евросоюза, морковь – это и фрукт, и овощ одновременно.


Сегодняшний праздник – отличный повод порадоваться себя и друзей этим вкусным десертом (Фото: nata_vkusidey, depositphotos.com)

Что же касается «виновника торжества», то морковный торт также имеет давнюю историю – подобные десерты готовили в Европе еще в средние века. Из-за большого количества сахара, который содержится в моркови, её и стали использовать в выпечке, как доступный подсластитель (сахар был тогда дорогим продуктом, особенно для простых людей). Так, согласно истории, и появился морковный торт (англ. «carrot cake»), который сегодня стал одним из любимых американских десертов.

* Мучеников Евгения, Кандида, Валериана и Акилы (III). Мученика Неофита (303-305). * Преподобного Максима исповедника (662). * Преподобного Максима Грека (1556).
Преподобного Неофита Ватопедского. Мучеников Агнии девицы (304); Анастасия, ученика преподобного Максима (662) и 4-х в Тире. Святых Иоанна и Феодосия. Священномученика Илии (Березовского) пресвитера, Алма-Атинского (1938). Икон Божией Матери, именуемых "Ктиторской" ("Алтарница") (IV), "Отрада" или "Утешение" (807), "Закланная", "Одигитрия-Ксенофская".

День преподобного Максима Исповедника

Преподобный Максим Исповедник - христианский монах, богослов и философ. Развил халкидонское богословие для борьбы с ересью монофелитства. Противодействуя императорскому монофелитскому «Типосу веры», отправился в Рим, где способствовал созванию т. н. Латеранского собора 649 г. За свое исповедание был дважды осужден в Константинополе, на второй раз подвергнут пыткам и сослан в Колхиду, где вскоре умер. Спустя 18 лет на Шестом Вселенском Соборе богословие Максима было признано как согласное учению Церкви, а монофелитизм осужден как ересь.

Имя святого преподобного Максима Исповедника особо чтится в Абхазской Церкви, поскольку он вместе с учениками был сослан на Кавказ и, согласно одной из версий, преставился на территории Абхазии.
Преподобный Максим Исповедник жил в VII веке. Получив высокое образование, он служил у императора Ираклия советником. В его время появилась так называемая монофелитская ересь. Монофелиты, с греческого, единовольники. Они учили, что в Иисусе Христе только одна воля божеская, а не две: божеская и человеческая, как учит Православная Церковь. Против этой ереси был IV Вселенский Собор.
Святой Максим оставил службу при дворе, постригся в иноки и сделался игуменом. В сане игумена он явился ревностным защитником Православия в борьбе с ересью: и словом, и писанием убеждал верующих не принимать еретического учения. Отправившись в Рим, убедил папу Мартина собрать собор против ереси. Император Констанс, державшийся ереси, счел такой поступок Максима за возмущение, и его вместе с Мартином сослал в ссылку в Херсонес, где святой папа умер (память его 14 апреля).
Святому же Максиму пришлось еще много пострадать. Посредством разных истязаний хотели вынудить его принять ересь. Наконец отрезали ему язык и отсекли правую руку, чтобы лишить его возможности защищать истину словом и делом, и изуродованного заключили в темницу. Здесь святой поборник Православия томился три года. Перед смертью Господь утешил его Своим явлением. Скончался святой Максим в 622 году.

День преподобного Максима Грека

Преподобный Максим Грек (XV-XVI в.), бывший сыном богатого греческого сановника в городе Арте (Албания), получил блестящее образование. В юности он много путешествовал и изучал языки и науки в европейских странах; побывал в Париже, Флоренции, Венеции. По возвращении на родину прибыл на Афон и принял иночество в Ватопедской обители. Он с увлечением изучал древние рукописи, оставленные на Афоне иночествовавшими греческими императорами (Андроником Палеологом и Иоанном Кантакузеном). В это время великий князь Московский Василий Иоаннович (1505-1533) пожелал разобраться в греческих рукописях и книгах своей матери, Софии Палеолог, и обратился к Константинопольскому патриарху с просьбой прислать ему ученого грека. Инок Максим получил указание ехать в Москву. По прибытии ему было поручено перевести на славянский язык толкование на Псалтирь, затем толкование на книгу Деяний Апостолов и несколько Богослужебных книг.
Преподобный Максим усердно и тщательно старался исполнять все поручения. Но, ввиду того, что славянский язык не был родным для переводчика, естественно, возникали некоторые неточности в переводах.
Митрополит Московский Варлаам высоко ценил труды преподобного Максима. Когда же Московский престол занял митрополит Даниил, положение изменилось. Новый митрополит потребовал, чтобы преподобный Максим переводил на славянский язык церковную историю блаженного Феодорита. Максим Грек решительно отказался от этого поручения, указывая на то, что «в сию историю включены письма раскольника Ария, а сие может быть опасно для простоты». Этот отказ посеял рознь между преподобным и митрополитом. Несмотря на неурядицы, преподобный Максим продолжал усердно трудиться на ниве духовного просвещения Руси. Он писал письма против магометан, папизма, язычников. Перевел толкования святителя Иоанна Златоуста на Евангелия от Матфея и Иоанна, а также написал несколько собственных сочинений.
Когда великий князь намеревался расторгнуть свой брак с супругой Соломонией из-за ее неплодства, отважный исповедник Максим прислал князю «Главы поучительные к начальствующим правоверных», в которых он убедительно доказал, что положение обязывает князя не покоряться животным страстям. Преподобного Максима заключили в темницу. С того времени начался новый, многострадальный период жизни преподобного. Неточности, обнаруженные в переводах, были вменены преподобному Максиму в вину, как умышленная порча книг. Тяжело было преподобному в темнице, но среди страданий он стяжал и великую милость Божию. К нему явился Ангел и сказал: «Терпи, старец! Этими муками избавишься вечных мук». В темнице подвижник написал углем на стене канон Святому Духу, который и ныне читается в Церкви: «Иже манною препитавый Израиля в пустыни древле, и душу мою, Владыко, Духа наполни Всесвятаго, яко да о Нем благоугодно служу Ти выну...».
Через шесть лет преподобного Максима освободили от тюремного заключения и послали под церковным запрещением в Тверь. Там он жил под надзором добродушного епископа Акакия, который милостиво обходился с невинно пострадавшим. Преподобный написал автобиографическое произведение «Мысли, какими инок скорбный, заключенный в темницу, утешал и укреплял себя в терпении». Вот несколько слов из этого яркого сочинения: «Не тужи, не скорби, ниже тоскуй, любезная душа, о том, что страждешь без правды, от коих подобало бы тебе приять все благое, ибо ты пользовала их духовно, предложив им трапезу, исполненную Святаго Духа...». Лишь через двадцать лет пребывания в Твери преподобному разрешили проживать свободно и сняли с него церковное запрещение. Последние годы своей жизни преподобный Максим Грек провел в Троице-Сергиевой Лавре. Ему было уже около 70 лет. Гонения и труды отразились на здоровье преподобного, но дух его был бодр; он продолжал трудиться. Вместе со своим келейником и учеником Нилом преподобный усердно переводил Псалтирь с греческого на славянский язык. Ни гонения, ни заключения не сломили преподобного Максима.
Святой преставился 21 января 1556 года. Он погребен у северо-западной стены Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры. Засвидетельствовано немало чудес, свершившихся у гробницы подвижника, на которой написаны тропарь и кондак ему. Лик преподобного Максима часто изображается на иконе Собора Радонежских святых.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
26.02.2019 -
27.02.2019 -
28.02.2019 -

Сегодняшний день, третье февраля 2018 года, в плане конкретных праздников для нашей страны не заготовил чего-то необычного. Сегодня отмечаются в основном христианские праздники, о которых мы и расскажем.

В частности, сегодня православные отмечают День памяти преподобного Максима Грека. Вместе с этим они не забывают и о том, что на 3 февраля приходится День памяти преподобного Максима Исповедника. В свою очередь народный календарь повествует о Максимове дне. Остановимся подробнее на каждом из этих событий.

Какой сегодня праздник, 3 февраля: День преподобного Максима Грека

Преподобный Максим Грек (1475-1556) был сыном богатого греческого сановника в городе Арте (Албания). Юноша получил блестящее образование, много путешествовал, изучал языки и науки в странах Европы, побывав в Париже, Флоренции, Венеции.

Вернувшись на родину, Максим прибыл на Афон и принял иночество в Ватопедской обители. Он с увлечением изучал древние рукописи, оставленные на Афоне иночествовавшими греческими императорами (Андроником Палеологом и Иоанном Кантакузеном). В это время великий князь Московский Василий Иоаннович (1505-1533) пожелал разобраться в греческих рукописях и книгах своей матери, Софии Палеолог, и обратился к Константинопольскому патриарху с просьбой прислать ему ученого грека. Инок Максим получил указание ехать в Москву. По прибытии ему было поручено перевести на славянский язык толкование на Псалтирь, затем толкование на книгу Деяний Апостолов и несколько Богослужебных книг.

Преподобный Максим усердно и тщательно старался исполнять все поручения. Но, ввиду того, что славянский язык не был родным для переводчика, естественно, возникали некоторые неточности в переводах.

Митрополит Московский Варлаам высоко ценил труды преподобного Максима. Когда же Московский престол занял митрополит Даниил, положение изменилось. Новый митрополит потребовал, чтобы преподобный Максим переводил на славянский язык церковную историю блаженного Феодорита. Максим Грек решительно отказался от этого поручения, указывая на то, что »в сию историю включены письма раскольника Ария, а сие может быть опасно для простоты». Этот отказ посеял рознь между преподобным и митрополитом. Несмотря на неурядицы, преподобный Максим продолжал усердно трудиться на ниве духовного просвещения Руси. Он писал письма против магометан, папизма, язычников. Перевел толкования святителя Иоанна Златоуста на Евангелия от Матфея и Иоанна, а также написал несколько собственных сочинений.

Святой преставился 3 февраля (по новому стилю) 1556 года. Он погребен у северо-западной стены Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры. Засвидетельствовано немало чудес, свершившихся у гробницы подвижника, на которой написаны тропарь и кондак ему. Лик преподобного Максима часто изображается на иконе Собора Радонежских святых.

Какой церковный праздник сегодня, 03.02.2018: День памяти преподобного Максима Исповедника

Преподобный Максим Исповедник — монах, богослов и философ. Создатель и защитник христологической доктрины диофелитства — учения о двух волях во Христе. Один из ведущих оппонентов политике византийских императоров по объединению Вселенской церкви вокруг доктрины монофелитства — учения об одной воле во Христе.

В юности он получил разностороннее образование, быстро поднялся карьерной лестнице до первого секретаря императора. Но придворная жизнь тяготила его, и он удалился в Хрисопольскую обитель, где принял иноческий постриг, и через некоторое время был избран игуменом монастыря. По просьбе будущего святителя Иерусалимского Патриарха Софрония, преподобный Максим оставил обитель и уехал в Северную Африку для противодействия ересям монофизитства и монофелитства, где стал ярким апологетом Православия. При императоре-еретике Констансе II вместе римским папой Мартином подвергся тюремного заключению, истязаниям, после отрезания языка и правой руки с двумя учениками был сослан в грузинскую Колхиду, где и скончался.

Преподобный Максим Исповедник — небесный покровитель ученых, богословов, студентов и семинаристов, миссионеров и апологетов. У него просят помощи в учебе, понимания православного вероучения. К преподобного Максиму Исповеднику молитвенно обращаются при гонениях за веру, для вразумления и обращения к Православию иноверующих, маловерующих, раскольников и сектантов.

Какой народный праздник сегодня, 3 февраля: Максимов день

В этот день вспоминают Максима Грека, родившегося в 1470 году в Греции, который, прибыв в Россию, получил известность как переводчик духовных книг и религиозный публицист. Первая его работа была внушительной — он переложил на русский язык Псалтыри.

Продолжая работать, Максим Грек прожил в России до 1556 года, в котором скончался, находясь в Троицком монастыре в Сергиевом Посаде.

В народе Максим Грек был также известен как Максим-утешитель. Ему возносили молитвы о защите и помощи, когда приходили беды, он был заступником сирот и вдов. В его день полагалось поминать добром тех, кто когда-то помог, и, если это было возможно — вернуть добро каким-нибудь достойным поступком.

Максиму молились и супруги — о крепости и любви в своем союзе, и, чтобы подкрепить слова, мужу и жене полагалось выйти на двор, и, взявшись за руки, общими силами отрясти с дерева иней, не забыв сказать приговор: »Что Бог соединил, то человеку разъединить не под силу».

В Максимов день по множеству примет предсказывали урожай и погоду. Так, дела на полях и в огороде будут плохи, да и ударят морозы, если небо в этот день чистое или заря ясная. Но в народе говорили, что »доброе будет жито», если ночью случалось увидеть свет месяца за облаками.

-> Мобильная версия

Православные церковные праздники февраля.

Православный церковный календарь, сегодня праздник:

* Мучеников Евгения, Кандида, Валериана и Акилы (III). Мученика Неофита (303-305). * Преподобного Максима исповедника (662). * Преподобного Максима Грека (1556).
Преподобного Неофита Ватопедского. Мучеников Агнии девицы (304); Анастасия, ученика преподобного Максима (662) и 4-х в Тире. Святых Иоанна и Феодосия. Священномученика Илии (Березовского) пресвитера, Алма-Атинского (1938). Икон Божией Матери, именуемых "Ктиторской" ("Алтарница") (IV), "Отрада" или "Утешение" (807), "Закланная", "Одигитрия-Ксенофская".

День преподобного Максима Исповедника

Преподобный Максим Исповедник - христианский монах, богослов и философ. Развил халкидонское богословие для борьбы с ересью монофелитства. Противодействуя императорскому монофелитскому «Типосу веры», отправился в Рим, где способствовал созванию т. н. Латеранского собора 649 г. За свое исповедание был дважды осужден в Константинополе, на второй раз подвергнут пыткам и сослан в Колхиду, где вскоре умер. Спустя 18 лет на Шестом Вселенском Соборе богословие Максима было признано как согласное учению Церкви, а монофелитизм осужден как ересь.

Имя святого преподобного Максима Исповедника особо чтится в Абхазской Церкви, поскольку он вместе с учениками был сослан на Кавказ и, согласно одной из версий, преставился на территории Абхазии.
Преподобный Максим Исповедник жил в VII веке. Получив высокое образование, он служил у императора Ираклия советником. В его время появилась так называемая монофелитская ересь. Монофелиты, с греческого, единовольники. Они учили, что в Иисусе Христе только одна воля божеская, а не две: божеская и человеческая, как учит Православная Церковь. Против этой ереси был IV Вселенский Собор.
Святой Максим оставил службу при дворе, постригся в иноки и сделался игуменом. В сане игумена он явился ревностным защитником Православия в борьбе с ересью: и словом, и писанием убеждал верующих не принимать еретического учения. Отправившись в Рим, убедил папу Мартина собрать собор против ереси. Император Констанс, державшийся ереси, счел такой поступок Максима за возмущение, и его вместе с Мартином сослал в ссылку в Херсонес, где святой папа умер (память его 14 апреля).
Святому же Максиму пришлось еще много пострадать. Посредством разных истязаний хотели вынудить его принять ересь. Наконец отрезали ему язык и отсекли правую руку, чтобы лишить его возможности защищать истину словом и делом, и изуродованного заключили в темницу. Здесь святой поборник Православия томился три года. Перед смертью Господь утешил его Своим явлением. Скончался святой Максим в 622 году.

День преподобного Максима Грека

Преподобный Максим Грек (XV-XVI в.), бывший сыном богатого греческого сановника в городе Арте (Албания), получил блестящее образование. В юности он много путешествовал и изучал языки и науки в европейских странах; побывал в Париже, Флоренции, Венеции. По возвращении на родину прибыл на Афон и принял иночество в Ватопедской обители. Он с увлечением изучал древние рукописи, оставленные на Афоне иночествовавшими греческими императорами (Андроником Палеологом и Иоанном Кантакузеном). В это время великий князь Московский Василий Иоаннович (1505-1533) пожелал разобраться в греческих рукописях и книгах своей матери, Софии Палеолог, и обратился к Константинопольскому патриарху с просьбой прислать ему ученого грека. Инок Максим получил указание ехать в Москву. По прибытии ему было поручено перевести на славянский язык толкование на Псалтирь, затем толкование на книгу Деяний Апостолов и несколько Богослужебных книг.
Преподобный Максим усердно и тщательно старался исполнять все поручения. Но, ввиду того, что славянский язык не был родным для переводчика, естественно, возникали некоторые неточности в переводах.
Митрополит Московский Варлаам высоко ценил труды преподобного Максима. Когда же Московский престол занял митрополит Даниил, положение изменилось. Новый митрополит потребовал, чтобы преподобный Максим переводил на славянский язык церковную историю блаженного Феодорита. Максим Грек решительно отказался от этого поручения, указывая на то, что «в сию историю включены письма раскольника Ария, а сие может быть опасно для простоты». Этот отказ посеял рознь между преподобным и митрополитом. Несмотря на неурядицы, преподобный Максим продолжал усердно трудиться на ниве духовного просвещения Руси. Он писал письма против магометан, папизма, язычников. Перевел толкования святителя Иоанна Златоуста на Евангелия от Матфея и Иоанна, а также написал несколько собственных сочинений.
Когда великий князь намеревался расторгнуть свой брак с супругой Соломонией из-за ее неплодства, отважный исповедник Максим прислал князю «Главы поучительные к начальствующим правоверных», в которых он убедительно доказал, что положение обязывает князя не покоряться животным страстям. Преподобного Максима заключили в темницу. С того времени начался новый, многострадальный период жизни преподобного. Неточности, обнаруженные в переводах, были вменены преподобному Максиму в вину, как умышленная порча книг. Тяжело было преподобному в темнице, но среди страданий он стяжал и великую милость Божию. К нему явился Ангел и сказал: «Терпи, старец! Этими муками избавишься вечных мук». В темнице подвижник написал углем на стене канон Святому Духу, который и ныне читается в Церкви: «Иже манною препитавый Израиля в пустыни древле, и душу мою, Владыко, Духа наполни Всесвятаго, яко да о Нем благоугодно служу Ти выну...».
Через шесть лет преподобного Максима освободили от тюремного заключения и послали под церковным запрещением в Тверь. Там он жил под надзором добродушного епископа Акакия, который милостиво обходился с невинно пострадавшим. Преподобный написал автобиографическое произведение «Мысли, какими инок скорбный, заключенный в темницу, утешал и укреплял себя в терпении». Вот несколько слов из этого яркого сочинения: «Не тужи, не скорби, ниже тоскуй, любезная душа, о том, что страждешь без правды, от коих подобало бы тебе приять все благое, ибо ты пользовала их духовно, предложив им трапезу, исполненную Святаго Духа...». Лишь через двадцать лет пребывания в Твери преподобному разрешили проживать свободно и сняли с него церковное запрещение. Последние годы своей жизни преподобный Максим Грек провел в Троице-Сергиевой Лавре. Ему было уже около 70 лет. Гонения и труды отразились на здоровье преподобного, но дух его был бодр; он продолжал трудиться. Вместе со своим келейником и учеником Нилом преподобный усердно переводил Псалтирь с греческого на славянский язык. Ни гонения, ни заключения не сломили преподобного Максима.
Святой преставился 21 января 1556 года. Он погребен у северо-западной стены Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры. Засвидетельствовано немало чудес, свершившихся у гробницы подвижника, на которой написаны тропарь и кондак ему. Лик преподобного Максима часто изображается на иконе Собора Радонежских святых.