Почему праздник святая троица. Праздник святой троицы

День Святой Троицы - один из важнейших для каждого православного верующего праздников. Он наполнен глубоким сакральным смыслом: события евангельской истории, вспоминаемые в этот день, сыграли важную роль в становлении христианской религии.

Троица является переходящим праздником: ежегодно ее отмечают на пятидесятый день после Светлого Христова Воскресения, из-за чего это событие называют также Пятидесятницей. В это время исполнилось пророчество Христа, которое тот дал своим ученикам перед Вознесением на небеса.

История и смысл праздника Святой Троицы

Согласно Новому Завету, перед восшествием на Небеса Христос неоднократно являлся апостолам, наставляя их, дабы подготовить к сошествию на них Святого Духа. Это и произошло спустя десять дней после Вознесения. Апостолы, находящиеся в комнате, где проходила их последняя трапеза со Спасителем — Тайная Вечеря — внезапно услышали необъяснимый шум с небес, подобный шуму ветра. Звук заполнил всю комнату, а после им был явлен огонь: он разделился на отдельные языки пламени, и каждый из апостолов воспринял его. С этого момента ученики Спасителя получили возможность говорить на всех языках мира, дабы нести свет христианского учения всем народам. По этой причине день Святой Троицы почитается также как день основания церкви.

В честь сошествия Святого Духа праздник и получил такое название: это событие обозначило триединство Бога. Три ипостаси Святой Троицы — Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух — существуют в единстве, творя мир и освящая его Божественной благодатью.

Праздник был установлен в конце четвертого века после принятия догмата о Божественном триединстве. На Руси празднование было утверждено спустя три столетия после Крещения. Со временем День Святой Троицы стал одним из самых любимых и почитаемых в народе праздников: помимо церковных установлений, появилось множество народных традиций и обычаев, которые стали неотъемлемой частью этого дня.

Празднование Троицы

В день Святой Троицы в храмах проходит торжественное праздничное богослужение, отличающееся необычайной пышностью и красотой. Согласно канону, священники проводят службу в одеждах зеленого цвета: этот оттенок символизирует животворящую, созидающую силу Святой Троицы. По этой же причине одним из главных символов праздника считаются березовые ветви — ими по традиции украшают храмы и дома — и свежескошенная трава, которой выстилают пол в церквях. Бытовало поверье, что пучок ветвей, использовавшихся в качестве церковного убранства, может стать прекрасным оберегом и защитить дом от невзгод, поэтому их часто забирали с собой и хранили в течение всего года.

Считалось, что травы в день Святой Троицы наделяются особой силой, поэтому собирательством целебных растений занимались именно в это время. Существовал даже обычай ронять слезы на пучок травы, ставя свечу в честь праздника — чтобы лето не принесло засухи, а почва была плодородной и радовала своими дарами.

В день Святой Троицы принято молиться о прощении грехов , а также о спасении душ всех усопших — в том числе умерших неестественной смертью. Молитвы читаются во время церковной службы, и верующие сопровождают их земными поклонами, которые вновь разрешаются после завершения череды пасхальных богослужений. Если нет возможности посетить храм, помолиться можно дома перед иконой: в день Святой Троицы любые искренние слова непременно будут услышаны.

Правильно встретив этот важный для всех христиан праздник, можно изменить свою жизнь в лучшую сторону . Пусть каждый ваш день будет наполнен радостью. Мы желаем вам благополучия и крепкой веры, и не забывайте нажимать на кнопки и

31.05.2017 06:10

«Живоначальная Троица» - это шедевр иконописи, который был и остается самой узнаваемой работой одного из...

Бог любит Троицу

В самом конце мая или в первых числах июня - в зависимости от того, на какой день пришлась Пасха,- православные храмы украшают цветами и молодыми веточками березы. Готовятся к празднику, который имеет три названия - Пятидесятница, Сошествие Святаго Духа на апостолов и Троица. Последний - самый распространенный и любимый на Руси.

Далеко-далеко от Троице-Сергиевой Лавры, за морями-океанами, под жарким палестинским солнцем расположился один из древнейших городов на свете - Хеврон. А в городе том, вернее, около версты от него, есть известная всему миру Мамрийская роща. Дубрава Мамре - зовется она в Священном Писании. Именно здесь, в этой дубраве, жил богобоязненный человек Авраам вместе с женой своей Саррою. Рядом с их домом рос могучий дуб,под которым встречали они гостей и совершали трапезу. Он и поныне растет там, большой, кряжистый, щедро раскинувший в стороны свои корявые ветви. Дубу тому пять с половиной тысяч лет. Пять с половиной тысяч - я произношу эти слова, держа в руках маленький кусочек этого дуба, подаренный мне матушкой Горнего монастыря в Иерусалиме.

Представляешь,- сказала она, - еще Иисус Христос не пришел на землю, а дуб этот уже был...

Да, был. И рос, и буйной зеленью своею дарил прохладу благочестивому семейству Авраамову. Богат был Авраам. Имел много серебра, золота, скота, дом его был полной чашей. А вот детей не имел. Очень скорбели они об этом с Саррой. И вот однажды пришли к их дому три путника. Законы гостеприимства требовали усадить гостей за стол с яствами. Усадили. Под тот самый Мамрийский дуб. И сидели. И вкушали. И сказал один из них Аврааму: «Через год у Сарры, жены твоей, будет сын». Сарра, услышав, посмеялась про себя - какой сын, ведь ей через год будет восемьдесят, а Аврааму и подавно - сто! Только сказал ей путник: «Зря смеешься ты, Сарра. Через год родится у тебя сын». Тогда поняли Сарра с Авраамом, что не простые путники посетили их в дубраве Мамре. Господь говорил с ними, Господь дал обетование о рождении сына.

Дальше Священное Писание подробно рассказывает нам и о рождении Авраамова сына Исаака, и о том, как Авраам поведет его на заклание... Но мы давайте вспомним еще раз трех сидящих под Мамрийским дубом путников и вдумаемся в слова, которые произносим, вспоминая то далекое событие, происшедшее всего в одной версте от древнейшего Хеврона. Явление Святой Троицы - говорим мы о том событии. Удивительны и непостижимы Божьи пути. Кроткий инок одного из московских монастырей Андрей Рублев спустя несколько тысячелетий после того события пишет икону, на которой изображает явление трех путников праотцу Аврааму и называет икону «Святая Троица». Троицу писали и до него. Но именно Андрею Рублеву удалось через эту икону обрести Божественную Истину и упокоиться в ней.

Отец благословляет Сына, Сын благословляет апостолов на крестное служение, Святой Дух в виде огненных языков сходит на учеников Христовых

Писать о «Троице», равно, как и говорить, - дело зряшное. Слова имеют свой предел. «Троица» за этим пределом. Вспоминаю только, как хорошо сказал известный богослов отец Павел Флоренский о рублевском шедевре: «Есть «Троица» Рублева, следовательно, есть Бог». А потому не будем и пытаться подыскать верные слова о смысле и значении, о влиянии на искусство вообще и на русское искусство, в частности. Вглядимся в «Троицу», помолчим, и еще раз вглядимся...

Иконописцы до Рублева изображали прежде всего событие. Поэтому в подробностях показывалось и приготовление трапезы, и заклание тельца. Обязательно были на иконе Авраам и Сарра. Обязательно стол, уставленный утварью и яствами. На «Троице» преподобного Андрея события нет. Мы видим лишь трех Ангелов вокруг стола, на котором одиноко стоит чаша с головою жертвенного тельца. Святая Троица... Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. Бог Отец - Ангел, сидящий слева. Взгляните, что изображено за Ним? Да, дом, тот самый, Авраамов, другими словами - творение мира. Левый Ангел благословляющим жестом указывает на Чашу. Это призыв Сыну принести жертву во спасение человеческого рода. Средний Ангел - Бог Сын. Над Ним изображено дерево (тот самый Мамрийский дуб), символ Креста, на котором был распят Спаситель. Голова Сына несколько склонена к голове Отца. Ответный благословляющий жест направлен к Чаше. Сын согласен с Отцом принять на себя добровольную жертву. Правый Ангел - Бог Дух Святой. За ним изображена гора - символ духовного возвышения. Третий Ангел - свидетель того, что призыв к жертве принят, Он - тихий утешитель.

Стол, за которым сидят Ангелы, вовсе не напоминает пиршественный стол. Всего и стоит-то на нем единственная Чаша. Жертвенная. Всмотритесь внимательно во внутренние контуры фигур крайних Ангелов - Отца и Святаго Духа. Они образуют Собой еще одну Чашу. Бог Сын как бы заключен в Нее. Вспомните, с каким трепетом подходят православные люди к Чаше во время Святого Причастия. Жертва Христа за грешный человеческий род. Жертвенная Чаша. Как молился Христос в Гефсиманском саду? «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня Чаша сия!»

Каков символ вечности? Конечно, круг. Именно в круг вписаны фигуры Ангелов. Но ведь сама икона прямоугольна. Андрею Рублеву удалось невозможное: соединить круг с общей прямоугольной формой иконы. И еще: изображение «Святой Троицы» неделимо. Попробуйте мысленно изъять что-то изображенное, даже маленькую деталь. Ничего не получится. Конечно, почти шесть веков жизни иконы принесли ей некоторые утраты. Не сохранилось золото фона, заново, хотя и по старым контурам, написан Мамрийский дуб, кое-где появились трещины. Но главное дошло до наших дней духовно нетленным. «Бог есть любовь» - мы особенно хорошо понимаем это, взирая именно на «Святую Троицу» Андрея Рублева.

Много, очень много богословов пытались объяснить непостижимую тайну Троицы. Среди них был и блаженный Августин. Однажды, утомясь от сочинений о Святой Троице, вышел он на берег моря прогуляться. И видит: меленький мальчик небольшой ложкой черпает морскую воду и носит ее к ямке на берегу. На берег - выльет, наберет - выльет. «Что ты делаешь?» - спросил его блаженный Августин. «Да вот хочу вычерпать море и перенести его в эту ямку», - простодушно ответил мальчик. «Малыш, твоя затея бессмысленна!» - воскликнул богослов. «Нет, - сказал мальчик, - скорее я вычерпаю ложкой море, чем ты своим умом проникнешь в тайну Троицы». Сказал и исчез. Был это, наверное, Ангел...

Вот и нам не понять. И нам не осмыслить. Понять бы это - Бог есть любовь. И, глядя на рублевскую «Троицу», пусть на минуточку расслышать в себе отзвук той непостижимой жизни, в которой только любовь, только свет и только благодать.

Удивительно, Андрей Рублев писал свою «Троицу» во славу «аввы Сергия» - преподобного Сергия Радонежского. Почему удивительно? Потому что Сергий еще до рождения своего получил благословение прославлять Святую Троицу. Да, было такое чудесное событие в жизни благочестивой матушки будущего игумена земли Русской Марии. Стояла она в церкви, а младенец, которого носила во чреве, возьми и закричи на весь храм. Она оглянулась в испуге, не слышит ли кто, а он - второй раз, а потом - третий. Вот так еще до рождения благословил Господь преподобного Сергия прославлять Святую Троицу. Родился малыш, подрос немножко, ему и рассказали. Вот чудо-то с тобой приключилось, многие слышали, не веришь - спроси.

«Есть «Троица» Рублева, следовательно, есть Бог», - от.Павел Флоренский

Он поверил. Он ушел в дремучий лес и срубил в нем из сосны маленькую церковь. Троицкой назвал ее, памятуя о Божьем благословении. А рядом с церквушкой срубил себе келью. Не было свечи, лучину зажег и при свете лучины молился, молился, молился молодой инок, презревший богатство, счастье семейное, власть, удачу. «Дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной рознью мира сего». Так писал один из авторов Жития преподобного Сергия. Вот где главное, вот где основное - рознь мира сего. Идея Троицы - в единении, мы не порознь, мы не каждый по себе. Мы вместе. И рознь между нами - великий грех. Троица Святая зовет к соборности. И опять же - к любви.

Преподобный Сергий достойно послужил Святой Троице. Им была создана Троицкая обитель, позже, после его преставления, - Троице-Сергиева, а еще позже - Троице-Сергиева Лавра, оплот Православия, самый большой мужской монастырь. Андрей Рублев создал свою «Троицу» в память о преподобном Сергии уже после его кончины. Тогда же был построен белокаменный Троицкий собор на месте деревянного Сергиева, и тогда же Рублевская икона заняла дойстойное место в том соборе - в местном ряду иконостаса, справа от Царских врат.

И пошли к Троице люди. Шли пешком отовсюду, в пролетки да телеги садились самые немощные и слабые. А так - пешком. К Троице разве можно по-другому? Не брезговали пешим паломничеством и русские цари. Наравне с простецами шли по Ярославскому тракту, а что сзади тянулись обозы с кухней, прислугой, запасными колесами и свежим платьем, это мелочи, главное - традицию соблюсти. Иван Грозный? Ходил. С женой своей первой Анастасией. Елизавета, дочь Петрова? Ходила. Очень она любила помолиться у Троицы. Екатерина Великая? Не один раз. А уж простой люд шел и шел без числа, присаживаясь на обочине испить воды с хлебцем, надвинув картузы да косынки на пропекшиеся солнцем головы, укладываясь на ночь в прохладе под разбитыми телегами. А самыми многолюдными были те походы на праздник Троицы или, если говорить совсем правильно, на праздник Пятидесятницы или Сошествия Святаго Духа на апостолов.

Почему он так называется - праздник Пятидесятницы? А потому, что празднуется на пятидесятый день после Воскресения Христова. И был по еврейскому счету часов - третий час дня, а если по-нашему - девятый, утро. Апостолы и Божия Матерь с ними собрались в одной иерусалимской горнице. Молились, вспоминали Иисуса Христа. Только вдруг как будто ветер ворвался в горницу, сильный, почти ураган. И обдал всех апостолов. Не успели они прийти в себя от неожиданности, как заалели по горнице огненные языки. Молния? Пожар? А языки мгновенно «распределились» по апостолам. На каждом почило по языку. Произошло чудо: каждый из апостолов стал славить Господа на языке, которого прежде не знал. Поднялся шум, началось волнение. В это время в Иерусалиме было многолюдно, отмечался праздник в память Синайского законодательства. Люди со всех сторон обступили горницу, с любопытством всматривались в лица апостолов, пытаясь понять, что произошло с ними, почему они вдруг заговорили на непонятных языках. «Они напились сладкого вина», - говорили многие с осуждением. И тогда вышел к ним апостол Петр. И сказал: «Мы не пьяны». И сказал им о том, что сегодня, сейчас, в этот великий день Пятидесятницы, сошел на апостолов Святой Дух и Господь благословляет их проповедовать слово Божие на всех языках, во всех странах. Внимательно слушали Петра, внимали каждому его слову. В тот день около трех тысяч человек окрестились. Именно с этой проповеди апостола Петра в иерусалимской горнице началось шествие Христова учения.

«Нет, - сказал мальчик, - скорее я вычерпаю ложкой море, чем ты своим умом проникнешь в тайну Троицы». Сказал и исчез

Этот праздник один из двунадесятых, то есть тех, которые Русская Православная Церковь отмечает особенно торжественно. Почему Пятидесятница, понятно. Есть у него и еще одно, полное название - Сошествие Святаго Духа на апостолов. Теперь это понятно тоже. Но есть и еще одно название, коротенькое и очень прижившееся на Руси - Троица. Почему Троица?

В сравнении с той, ветхозаветной Троицей, изображенной на иконе великого Рублева, где Отец, Сын и Святой Дух посещают богоизбранное семейство праотца Авраама, Троица новозаветная сходит на апостолов, посещает их, Отец, Сын и Святой Дух. Отец благословляет Сына, Сын благословляет апостолов на крестное служение, Святой Дух в виде огненных языков сходит на учеников Христовых.

В этот день в Троице-Сергиевой Лавре Престольный праздник. И, как в былые времена, тянутся, тянутся к сверкающему куполами монастырю благочестивые паломники. Кто посостоятельней, едут на автомобилях. Кто победнее - электричкой. В электричках тесно, на автостоянках не повернуться. Троицкий монастырь по-прежнему принимает в свои объятия тех, кто хочет разделить с ним великий праздник. Ходят ли сейчас пешком? Недавно читала Ивана Александровича Ильина, богослова, религиозного писателя, философа. Умер он сорок лет назад, можно сказать, наш современник. Так вот он вспоминает, как однажды ехал в Сергиев Посад, в Лавру. Народу в электричке было мало, а одна старушка все ходит и ходит взад-вперед по вагону. «Посиди,- говорит ей Ильин,- ты чего расходилась-то?». А она ему: «Я к Троице иду. Силы-то уж не те, чтобы по Ярославскому тракту, так я хоть в электричке, а все равно иду». Вот такая «хитрая» бабуля. Да, сейчас пешком - не те времена. Но прп. Сергий, сам исходивший всю Русь пешком и принявший у себя в обители не одну тысячу пеших паломников, снисходит к нашей немощи. Как прежде, над серебряной ракой с его нетленными святыми мощами горят неугасимые лампады. Как прежде, он вслушивается в наши молитвы и спешит на помощь «по вере нашей». И какая уж теперь разница, пешком или нет?

Хочу рассказать все-таки. Наверное, надо рассказать. Из Нижнего Новгорода год назад отправился к Троице один паломник. Не просто пешком отправился, взял на себя тяжелейший подвиг проползти этот долгий путь на коленях. По нашей жизни диво дивное - на коленях! А он полз себе и полз. Некоторые газеты писали об этом, фотокарточки печатали - ползет. Зима, в том году суровая была, а он продвигался и продвигался к намеченной цели. И вот - Лавра! Святые врата! Путь окончен. Долго стоял пред вратами паломник. Волновался, считал себя недостойным войти в духовные объятия Преподобного Сергия? Ждал пышной встречи. Ждал, когда выйдет наместник с поклоном, братия с хоругвями. А они не вышли, каждый был занят своим делом. Прогневался паломник, стал кричать, браниться. Много всего услышала братия в свой адрес. Не захотел и входить в святую обитель. Потом вошел, правда, несколько дней пожил, а где теперь - кто ведает. Видите, как бывает. Сколько перетерпел, перестрадал, а Преподобный и не принял. Преподобному наше чистое сердце надобно, а с гордыней-то что к нему? Только трата времени.

Жаль, нет больше в Троице-Сергиевой обители «Троицы» Рублева. 500 лет была, сколько молитв впитала в себя, сколькими чудесами одарила, а вот ведь забрали в 1929 году в Третьяковскую галерею. А ведь Андрей Рублев писал свою «Троицу» для обители.

Как бы там ни было, а православные люди как молились перед иконой «Троицы», так и молятся. Сначала молились перед подлинником, шедевром, сейчас перед списком, выполненным художником Барановым. На том же самом месте, в нижнем ряду иконостаса справа от Царских врат помещается список с рублевской «Троицы». Длинная очередь выстраивается перед Троицким белокаменным собором в день Пятидесятницы. Каждый хочет припасть к мощам Преподобного Сергия, помолиться перед святыми иконами. Веточки березы с клейкими листочками в наших руках. Много веточек. А в храмах все равно - что в лесу, веточки окаймляют иконы, веточки перед алтарем, даже послушник выглядывает из-за свечного ящика, как из зарослей молодого березняка.

Идея Троицы - в единении, мы не порознь, мы не каждый по себе. Мы вместе. И рознь между нами - великий грех. Троица Святая зовет к соборности. И опять же - к любви

Троица... Дубрава Мамре, три Ангела, пришедших погостить в Авраамов дом, блаженный Августин, пытающийся познать тайну Божьего триединства, Андрей Рублев, одним вздохом приблизивший нас к великой тайне. Преподобный Сергий, пришедший послужить Троице и воспеть ее своей удивительной жизнью. Паломники, идущие «сквозь снег и ветер, и звезд ночной полет» к Святым вратам Троице-Сергиевой Лавры...

Дай веточку,- просит хулиганистый парень у чистенькой девочки с большим березовым букетом. Дает.

Дай еще одну! - дает, но уже не так охотно, а парень, вот ведь искушение, просит еще.

Сколько можно? - девочка прижимает к себе букет.

Еще одну. Чтоб три было. Ты что не знаешь, что Бог Троицу любит?

Конечно же, она знает. И протягивает еще одну, третью веточку. Что ей, жалко что ли?

Наталия Сухинина

P.S.: В храме свв.кн.Бориса и Глеба в мощевике бережно и с трепетом хранится частица Мамрийского дуба.

В воскресенье, 3 июня, православные празднуют Святую Троицу. Этот день часто называют также Пятидесятницей или Зеленой неделей, и не случайно. Поскольку Троицу мы празднуем в 50-й день после Пасхи – в этот день Святой Дух сошел на апостолов, и они получили дар разуметь Священное Писание, чтобы проповедовать.

Однако Троица – это еще и день рождения Церкви. 12 простых неученых людей вдруг стали понимать разные языки и смогли покорить весь мир – не оружием, не силой, а Евангельской проповедью. Как мы знаем из истории Церкви, они даже смогли побеждать самых искусных риторов того времени. В этот день Господь вдохнул в небольшую общину людей ту силу, благодаря которой они смогли привести ко Христу миллионы людей.

Понятно, что без Божьей помощи апостолы не смогли бы этого сделать, поэтому праздник Троицы – это еще один шанс для нас утвердиться в вере во Христа.

Об этом и многом другом рассказал накануне Троицы епископ Обуховский Иона, Глава Синодального отдела УПЦ по делам молодежи, наместник Троицкого Ионинского монастыря в новом выпуске видеоблога «Православия в Украине».

Итак, что мы отмечаем в праздник Троицы, и почему церковный праздник стал государственным?

Чем богослужения на Троицу отличаются от богослужений в другие дни, и что это за особая Троицкая вечерняя?

Известно, что часто Троицу называют «Зелеными святками». Откуда идет традиция в этот день украшать храмы и жилища зелеными побегами и цветами?

О чем нужно помнить, празднуя Троицу? И о чем наместник Троицкого Ионинского монастыря будет говорить насельникам и прихожанам обители в престольный праздник?

«Название «День Святой Троицы» более позднее – в этот день всегда совершалась память схождения Святого Духа»

– Владыка, Троица – это государственный праздник, и для большинства людей выходной в понедельник – это возможность отдохнуть, выехать на природу, на дачу. Если говорить о Троице в двух словах, то, что мы отмечаем в этот день?

– Действительно, Троица, слава Богу, благодаря тому, что наше государство возвращается, хоть и частично, к традициям христианства, является государственным праздником. Этот праздник всегда попадает на воскресный день потому, что он празднуется через 50 дней после Воскресения Христова, после праздника Пасхи. И всегда в 50-й день совершается память схождения Святого Духа на апостолов, или праздник Пятидесятницы.

Название «День Святой Троицы» более позднее – в этот день всегда совершалась память схождения Святого Духа. Это день рождения Церкви, поскольку в этот день апостолы получили дары Святого Духа для того, чтобы нести проповедь Евангелия по всему миру.

Ведь кем были апостолы? Это были малограмотные рыбаки, простые работяги. Мы видим исторический парадокс: 12 неученых людей покорили весь мир – не оружием, не силой, не красноречием, не своей образованностью, а проповедью евангельской. Они, действительно, покорили всю вселенную, и без явной помощи Божьей сделать это было невозможно.

Мы видим дары Святого Духа, которые апостолы получили и смогли применить, благодаря чему все мы верим во Христа и являемся чадами Церкви.

«Именно в день Святой Троицы мы преклоняем колено…»

– А в чем особенности богослужения в этот день?

– Богослужение Святой Троицы отличается от обычных служб, которые совершаются по воскресным дням. В этот день по окончании Литургии, то есть утренней службы, совершается особая Троицкая вечерняя, во время которой читаются коленопреклонные молитвы, в которых мы просим, чтобы Господь послал нам обильно дары Святого Духа.

В период от Пасхи до Пятидесятницы, праздника Святой Троицы, в церкви не совершаются коленопреклонения, потому что это дни особой Пасхальной радости, это дни, когда вся вселенная торжествует. И в этот период покаянная коленопреклонная молитва в церкви неуместна.

Но именно в день Святой Троицы мы преклоняем колено, прося, чтобы Господь и нас приобщил к благодати Святого Духа. Чтобы он и нас вразумил тем Духом, которым вразумлял апостолов, вразумлял поколения проповедников святых, которые несли слово Божье всему миру.

«Когда Троица ассоциируется исключительно с какими-то ботаническими предметами, это всегда коробит»

– Троица имеет несколько названий, в том числе в Украине этот праздник называют «Зелен і свята» – и храмы, и квартиры украшаются зеленью. Скажите, откуда идет эта традиция, и будет ли украшаться храм в вашем монастыре?

– К сожалению, многие церковные традиции, которые сложились на протяжении веков существования Церкви, перекрывают догматическое содержание праздника. Практически каждый человек скажет, что нужно делать на первый, на второй Спас, когда освящается мак, а когда мед или зелень, когда еще что-либо, но не может сказать, с чем связаны все эти традиции.

Меня всегда коробит, когда, скажем, Преображение Господне называется «Яблочным Спасом». Ведь это праздник, когда Господь явил, приоткрыл апостолам свою Божественную славу. Ведь Господь не стал иным в праздник Преображения – Он чуть-чуть только показал им, насколько они смогли воспринять, славу Своего Божества. И когда праздник связывается только с освящением каких-то продуктов питания и прочее, меня это очень сильно напрягает.

Действительно, есть старинная традиция украшать свои жилища, храмы зелеными побегами в знак того, что Святой Дух обновляет всякого человека. В знак того, что человек, питаемый Святым Духом, начинает расцветать, имеет возможность принести плоды ко Христу.

Да, это очень хорошее символическое сравнение. Но когда идет перевес в сторону украшения храмов и домов зеленью, когда Троица ассоциируется исключительно с какими-то ботаническими предметами, это всегда коробит.

Нужно помнить, что все традиции, связанные с христианскими праздниками, являются только дополнением к ним, только украшением этих праздников, но никак не основной их сутью.

«Главное, о чем нужно помнить, празднуя Троицу, что в этот день родилась Церковь»

– Что тогда главное в праздник Троицы?

– Самое главное, о чем нужно помнить, празднуя Троицу, что в этот день родилась Церковь. В этот день Святой Дух сошел на апостолов, и они стали проповедовать на иных языках, которых ранее не знали, они получили дар разуметь Священное Писание. Ведь они все, повторюсь, были малограмотными простыми людьми. И они смогли, как мы знаем из дальнейшей истории Церкви, зачастую состязаться на равных и побеждать самых искусных риторов и проповедников своего времени.

Поэтому мы и говорим, что в этот день родилась Церковь. В этот день Господь вдохнул в небольшую общину, еще не пришедших в себя после Распятия и Воскресения Христа апостолов, ту силу, благодаря которой они смогли покорить весь мир, благодаря которой они смогли привести ко Христу всю вселенную.

«Если кто-то поступает, по нашему мнению, не так, то, осуждая его, мы осуждаем Самого Христа»

– Владыка, Троица для Вашего монастыря – это престольный праздник, и каждый год Вы в этот день говорите праздничную проповедь. О чем она будет в этом году?

– Наверное, в этом году буду говорить, как и в предшествующие годы, о дне рождении Церкви, о благодати Святого Духа, которая дает человеку возможность спастись и уподобиться Богу.

Ведь мы знаем по слову старца Паисия Афонского, что нашего у нас – только грехи, что в нас есть доброго – по благодати Святого Духа. Буду говорить о том, что если мы видим брата согрешающим или не преуспевающим, или совершающим какие-то ошибки, нужно помнить: прежде, чем осудить его, вынести ему какой-то вердикт, Господь является источником добродетели и преуспевания в человеке, и только благодаря благодати Божьей человек может стать лучше.

Если кто-то поступает, по нашему мнению, не так, то, осуждая его, мы осуждаем Самого Христа, который пока не дал этому человеку Своей Благодати. Мы осуждаем Христа, Который пока еще, по каким-то причинам, по своему помыслу не сподобил этого человека тех даров, которые, возможно, есть у нас и есть у окружающих.

Поэтому всегда, если мы видим, что кто-то делает что-то не так, что кто-то грешит, нужно вздохнуть и сказать: «Господи, дай ему свою благодать, исцели его и исправь его». Вот об этом буду говорить.

– Мы благодарим Вас за ответы на наши вопросы. Поздравляем Вас с грядущим престольным праздником, а наших зрителей – с праздником Святой Троицы! Всего доброго!

Беседу вела Юлия Коминко

Троица - великий православный праздник, символизирующий полноту Божьей благодати, когда людям явилась третья Святая ипостась - Дух Святой, в 2019 году отмечается 16 июня.

Перед Своим вознесением, воскресший и пребывавший с избранными учениками, Апостолами, Иисус повелел им не отлучаться из Иерусалима, пока не сойдет на них Дух Святой, после чего вознесся на небо.

Библейское описание Пятидесятницы

Троицей этот праздник назвал в честь полноты Божьей, Бога Отца, Сына и Святого Духа, которым Творец крестил Апостолов на пятидесятый день от Воскресения Господнего. Отсюда второе название этого праздника - Пятидесятница.

Святая Троица

В молитве, ежедневном причастии пребывали Апостолы и верные последователи Иисуса Христа, среди которых были:

  • ученики;
  • женщины, сопровождавшие учителя во время Его земной жизни;
  • Мать Мария;
  • Его братья.

Учитель не сказал, когда явится Дух Святой, и как это будет, только сказал, чтобы все пребывали в ожидании.

Читайте также:

В день Пятидесятницы в Иерусалиме собралось большое количество евреев, которые приехали на празднование дня первых плодов (Числа 28:26), принося добровольные пожертвования Всевышнему. Это был великий еврейский праздник с участием священников, левитов, бедных и богатых.

Праздник Седмиц, еще одно название этого дня, когда в храм приносился хлеб или хлебные колосья (Левит 23:15-21), ежегодно отмечался в Иерусалиме.

Ученики Иисуса Христа находились в доме, он наполнился внезапно шумом несущегося с неба ураганного ветра, над каждым учеником появились огненные языки, которые «почили на них». (Деян. 2:1-8)

Этот свет над головами Апостолов был сродни Благодатному огню, который сходит в Иерусалиме, в субботу перед православной Пасхой.

Святой Дух сошел на учеников Христовых и наполнил их всеми благодатными духовными дарами

В том же миг все Апостолы заговорили на иных языках, крещенные Духом Святым. Свидетелями этого явления стали все, прибывшие на праздник дня первых плодов. Услышав речь Петра, и найдя подтверждение предреченного еще в Старом Завете события (Иоил. 2:28-32), многие евреи приняли Христа своим Спасителем. В тот день крестилось около трех тысяч евреев из разных мест.

Важно! Сошествие Духа Святого положило начало Церкви Христа, это день ее рождения. Некогда простые рыбаки получили особый дар нести весть о приходе Миссии в массы, совершая благовестие в силе духа и дерзновения, полученного на празднике Пятидесятницы.

История появления праздника в православии

С этого дня ежегодно каждое воскресенье через 50 дней или семь недель после Апостолы и окружающие их христиане отмечали день Сошествия Святого Духа. Торжества Седмицы завершались крещением прилагаемых к Церкви.

Квинт Тертуллиан, раннехристианский теолог, писатель более 31 сохраненных трактатов, в 220-230 годах писал, что праздник Троицы затмил собою все языческие обряды этого времени.

Троица в православии обозначает единство Отца, Сына и Святого Духа

Официальное признание Церковью Пятидесятница получила в 381 году во время Вселенского Константинопольского Собора, на котором был утвержден догмат, признающий равенство всех трех ипостасей Святой Троицы.

На Соборе был принят Символ христианской веры - Верую в Бога Отца, Сына и Святого Духа.

Символ Веры

Верую в Бога Отца, Всемогущего Творца, создавшего небо и землю.

Верую в Иисуса Христа, Его Сына Единственного, Спасителя людей, который рожден от Девы Марии при зачатии Духом Святым, был мучим во время Понтия Пилата, умер через распятие, похоронен и воскресший после нисхождения в ад, взошел на Небеса, сел одесную Всевышнего, чтобы с Ним судить людей, живых и почивших.

Верую в Духа Святого, Святую Вселенскую Церковь, вечную жизнь через прощение и воскрешение. Аминь.

Аминь в переводе означает утверждение «Да будет так!»

Также смотрите:

Символ Веры читается в храмах и на домашних молитвах от Троицы и до Пасхи.

Отличие Троицы от других праздников

Пасхальные богослужения заканчиваются Пятидесятницей, после нее в церковном календаре недели нумеруются неделями после Троицы.

Понедельник после праздника Крещения Духом Святым назван Днем Святого Духа. С него и до Пасхи читается Символ Веры, а после Воскрешения Иисуса и до дня Пятидесятницы во время церковных и домашних молитв читается песнопение: «Христос воскрес из мертвых, смертию смерть подолал, живым из гроба встал», которое не поется после Дня Святого Духа.

Богослужение на Троицу начинается молитвой, она читается перед началом по окончании всякого праздника и дела, когда призывается Дух святой, как надежный помощник.

Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Источник благ и Податель жизни, приди и вселись в нас и очисти нас от всякого греха и спаси, Благой, души наши.

Преподобным Иоанном Дамаскиным и Космою Маиумским были составлены праздничные каноны еще в восьмом веке, они были изложены в Первом полном Византийском уставе проведения службы на Троицу.

Для сведения! На вечерней службе не происходит целования иконы, прихожане прикладываются к Евангелию.

На всенощной перед праздником читается канон Пятидесятнице. Утреннюю Литургию сменяет праздник Святого Духа, на нем молитвы читаются, стоя на коленях.

Праздничная стихира помогает понять смысл этого действия. Еврейский народ, в среде которого родился Бог Сын, через свое неверие лишен Божьей благодати. Христиане всего мира, язычники по плоти, наполнены Божественным светом. Преклонив колени, как символ преклоненного сердца, с глубокой верой поклоняемся третьей Ипостаси Божественной Троицы - Богу Духу.

Составил первые молитвы:

  • Первое прошение посвящено исповеданию перед Творцом грехов и просьбе о помиловании во имя Жертвы, дарованной людям Иисусом Христом, Богом Сыном.
  • Вторая молитва - воззвание о даровании всем людям Духа Святого.
  • Третье взывание к Христу, Миссии, Богу, который сошел в ад и забрал у сатаны ключи жизни, помиловать усопших родных наших.

Во время праздника исполняется Тропарь:

Благословен ты, Христос Бог наш, который даровал мудрость рыбакам, соделав их Апостолами, послал им Святого Духа и помог приобрести весь мир, слава Тебе, Бог - Человеколюбец.

Традиции украшения храмов и домов в день Пятидесятницы

По народной традиции на Троицу храмы и дома украшают зеленью, в народе этот праздник называют зелеными святками.

Украшение зеленью храма на праздник Троицы как символ расцвета христианской души

С одной стороны, это историческая основа. Аврааму Бог явился в виде трех старцев, которые возлежали под дубом.

На пятидесятый день после выхода из Египта Всевышний на зеленой горе Синай даровал народу 10 заповедей, которые и сейчас являются основой христианства.

По обычаю в честь этих событий все храмы украшались и раньше зеленью. Зелень на Пятидесятницу символизирует расцвет христианской души, которую разбудил Божественный Дух через благодать Бога Отца и Сына.

Срубленные на Троицу березки символизирует силу благодати. Пока дерево питалось через корни, росло в земле, оно жило, а как только его срубили, погибло. Так и человеческая душа живет, пока питается Божественной силой, а отойдет человек от Церкви, сразу погибает. Иисус есть Лоза, а мы Его ветви, питающиеся милостью, прощением через исповедь и причастие.

Для сведения! Последующая неделя за Светлой седмицей скоромная, она заканчивается Неделей Всех Святых, после чего наступает Петров пост.

Всевышний показал себя триединым в Троице единосущной и нераздельной, не стоит пытаться умом понять этот догмат, объяснить его человеческим разумом. Каждая Ипостась Троицы имеет Свое лицо, но это не три Бога, а единая Божественная сущность.

День Святой Троицы. Пятидесятница

На пятидесятый день после Светлой Пасхи православные христиане отмечают большой двунадесятый праздник — Троицу. Он входит в число двенадцати важнейших после Пасхи и называется еще Днем рождения церкви. В 2016 году Троица отмечается 19 июня.

Михаил Хаустов

В этот день во всех храмах Алтайской митрополии пройдут праздничные богослужения.

Иерей Олег Голубитских,
благочинный Барнаульского округа:

Праздник Святой Троицы имеет целью воодушевить христианина жить духовными интересами. Но самое главное, что в этот день родилась Церковь Христова. Она дает каждому человеку духовные силы, чтобы жить воздержанно, делать добро, любить Бога и помогать ближним. Ну и, конечно, с древних времен сохранилась традиция украшать храм зелеными ветками и свежескошенной травой. Но это, скорее, дань традиции, чем неотъемлемый ритуал.

Что произошло в этот день?

После вознесения Иисуса Христа(в 2016 году православные отмечали его 9 июня) наступил десятый день, пятидесятый после Пасхи(Воскресения). У евреев был великий праздник Пятидесятницы в память Синайского законодательства. Все апостолы в это время вместе с Божией Матерью, с другими учениками и прочими верующими единодушно находились в одной горнице в Иерусалиме.

«Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом. И явились огненные языки и остановились по одному на каждом из учеников и исполнились они Духа Святого»…

То есть постепенно Бог открывал себя людям: в ветхозаветное время люди знали только о Боге-Отце, со времени рождения Иисуса Христа, узнали о его единородном сыне, а в день сошествия Святого Духа узнали о и о третьем лице — Святом Духе. После этого они научились верить и прославлять Бога, единого по существу, и троичного в лицах — Отца, Сына и Святого Духа. Отсюда и название — Троица.

Почему Троица — это день рождения церкви?

В этот день Святой Дух сошел на каждого из апостолов и учеников в виде языков пламени, после чего они смогли говорить на всех языках всех народов и проповедовать христианскую веру по всему миру. Также им была дана способность и сила для проповеди вероучения. Поэтому этот день и называют день рождения Церкви, поскольку ученики начали активно нести проповедь Евангелия по всему миру и создавать церкви. Ведь, по сути, до этого они были малограмотными рыбаками и простыми работягами. И вдруг они покорили весь мир — не оружием, не силой, не красноречием, не своей образованностью, а евангельской проповедью.

Кстати, в Иерусалиме в это время было много евреев и к ним первым вышли апостолы с проповедью на их родных языках. В первый же день около трех тысяч человек приняли крещение.

Почему на Троицу храмы и дома украшают зеленью?

Православные христиане в этот день украшают дома и храмы зелеными веточками березы, цветами, свежескошенной травой. Сейчас это символизирует обновление. Также цветущие ветви напоминают о том, что под действием благодати человеческие души расцветают плодами добродетелей.

Но изначально обычай идет от Ветхозаветной Церкви, когда дома и синагоги украшались зеленью в Пятидесятницу в память того, как при Синайской горе все цвело и зеленело в день, когда Моисей получил скрижали закона.

Какие богослужения на Троицу совершаются в храме?

У Троицы один день предпразднства и шесть дней попразднства. Накануне вечером служится всенощная. Богослужение на саму Троицу отличается от обычных служб, которые совершаются по воскресным дням. В этот день после утренней службы, совершается особая Троицкая вечерня, во время которой читаются коленопреклонные молитвы. В них верующие просят о дарах Святого Духа и молятся за усопших.

Кстати, это единственный день в году, когда у Бога просят и за тех, кто находится в аду.