Тематические карты виды назначение. Являются ли мои данные уже нормализованными? Школьные географические атласы

Общегеографические изображают земную поверхность и объекты, расположенные на ней. Элементы карт: гидрографическая сеть, обозначение рельефа, растительности, населенных пунктов, путей сообщения, средств связи, изображение политико-административного деления и некоторых экономических объектов и показателей.

Общегеографические карты подразделяются на три группы:

    топографические (крупномасштабные) – их масштаб от 1:10 000 до 1:200 000;

    обзорно-топографические (среднемасштабные) – от 1:200 000 до 1:1000 000;

    обзорные (мелкомасштабные) – мельче 1:1000 000.

Тематические карты – карты, основное содержание которых определяется конкретной темой. Они подразделяются на карты природных и общественных явлений (социальных, хозяйственных и экологических).

Карты природных явлений:

    геологические (стратиграфические, тектонические, литологические, геохимические, полезных ископаемых, сейсмические, вулканизма и др.);

    рельефа земной поверхности (гипсометрические, батиметрические, геоморфологические);

    метеорологические и климатические;

    гидрологические и гидрогеологические (поверхностных и подземных вод), океанографические;

    почвенные;

    растительности;

    животного мира;

    природных зон или физико-географического районирования.

Карты общественных явлений:

    социальные, или карты населения (размещение населения, состав населения по полу и возрасту, движение населения, этнографические и антропологические, социальный состав, уровень занятости и др.);

    экономические, или хозяйственные (природные ресурсы с их хозяйственной оценкой, промышленность, сельское и лесное хозяйство, транспорт, средства связи, строительство, торговля и финансы, комплексные экономические);

    обслуживания (образование, наука, культура, здравоохранение, физкультура и спорт, туризм, бытовое и коммунальное обслуживание);

    политические и административные;

    исторические (первобытно-общинного строя, рабовладельческого строя, феодального строя, капиталистического строя, социалистического строя и империализма);

    экологические.

Практическая работа № 6 Анализ содержания обзорных общегеографических и тематических карт

Задание 1. Проанализируйте содержание обзорных общегеографических карт на примере:

а) физической карты Пермского края в масштабе 1:2 500 000;

б) физической карты России в масштабе 1:25000000.

    Выписать полное название карты, номер изучаемого листа или страницы атласа и год издания.

    Определить назначение карты и характер ее использования (настольная, настенная).

    Проанализировать и описать содержание карт по элементам согласно следующему плану:

а) гидрографическая сеть (реки, озера и другие водные объекты). Принципы классификации: режим (постоянные, пересыхающие), состав воды (пресные, соленые), хозяйственное использование (судоходные, несудоходные, сплавные);

б) рельеф. Принципы классификации: способы изображения; возможность определения высот, углов наклона; отображение резких нарушений рельефа и микроформ; характер рельефа территории (горный, равнинный и т. д.);

в) растительность и грунты: классификация элементов, способы изображения; виды и типы растительности;

г) населенные пункты. Принципы классификации: тип поселений (городские, сельские), количество жителей, политико-административное значение; способы картографического изображения;

д) пути сообщения. Принципы классификации: способы передвижения (железные и автомобильные дороги, водные и воздушные пути; при этом железные дороги классифицируются по ширине колеи, виду тяги и т. п., автомобильные – по значению и др.), способы картографического изображения.

    Результаты работы должны быть представлены в виде описания карт.

Пример выполнения задания

    Карта «Кавказ», масштаб 1:2 500 000, из Атласа мира научно-справочного типа (М., ГУГК, 1984. С. 46 – 47).

    По назначению – карта научно-справочная, по характеру использования – настольная.

Водные объекты : Черное и Каспийское моря с довольно подробной характеристикой береговой линии (особыми знаками выделены участки с изменяющейся береговой линией, заболоченные берега, отмели и т. п.); по режиму реки подразделяются на постоянные (обозначены сплошной линией) и пересыхающие (пунктирной); по составу воды озера подразделяются на пресные (голубого цвета) и соленые (бледно-голубого), по режиму – на постоянные (обозначены сплошным контуром) и пересыхающие (пунктирным контуром).

Рельеф суши показан отметками высот и горизонталями (изогипсами), рельеф моря – отметками глубин и изобатами. Применена послойная окраска по ступеням высот и глубин. Специальными условными знаками выделены вечные снега, ледники, пещеры, пески.

Растительность и грунты показаны ареалами с использованием площадных знаков внутреннего заполнения – изображение болот и солончаков.

Населенные пункты подразделяются по количеству жителей:

более 1 000 000, 1 000 000–300 000; 300 000–100 000; 100 000–50 000; 50 000–10 000; менее 10 000 жителей (значки даны в условной ступенчатой шкале). Города с населением 1 000 000 человек обозначают контуром, отражающим конфигурацию города. Административное значение населенных пунктов показано типами и размерами шрифтов. Государственные, республиканские и районные границы, а также границы заповедников показаны линейными знаками разного рисунка.

Пути сообщения подразделяются: 1. по способу передвижения – железные и автомобильные дороги (показаны линейными знаками красного и черного цвета); 2. по значению – магистральные и прочие (значение показано толщиной знака).

Задание 2. Изучите одну из тематических карт по элементам и составьте ее описание. Тематика карт предлагается по выбору (группе ф/г – одна из карт природных явлений; группе э/г – одна из карт общественных явлений; группе прп – одна из экологических карт).

Указания к выполнению задания

а) просмотр карты с целью получения общего представления о ней;

б) детальное ознакомление с каждым элементом карты;

в) составление описания карты по плану.

План описания карты

    Название карты, тематика, назначение, картографируемая территория, выходные данные (где, кем и когда составлена, издана и др.).

    Математическая основа карты: картографическая проекция (найти с помощью определителей) и характер искажений; масштаб (главный), виды масштабов, применяемых при построении; элементы компоновки карты; форма и размеры рамок, виды рамок, оцифровка картографической сетки, долгота среднего меридиана; размещение элементов карты.

    Вспомогательное оснащение карты (легенда, графики и др.).

    Дополнительные данные карты (врезки, диаграммы, тексты и др.).

    Результаты работы представить в виде описания карты.

Цель нашей работы - рассмотреть типы и виды географических карт.

Цель нашей работы - рассмотреть типы и виды географических карт. Но начнем мы нашу статью с ответа на главный вопрос: что такое географическая карта? Это способ изображения поверхности нашей планеты, а также природных или социально-экономических явлений.

Карта - это своего рода модель, которой присущи следующие черты:

  • отвлечение от целого;
  • упрощение;
  • обобщение и так далее.

Еще важно отметить, что карты используются практически во всех сферах деятельности человека.

Классификация карт

Перед тем как рассмотреть подробно некоторые виды географических карт, разберемся со способом их разделения на группы. Классификация - это система, которая соединяет упорядоченные (по какому-либо признаку) все возможные разновидности. Такая систематизация приследует несколько целей:

  • инвентаризация;
  • хранение;
  • поиск;
  • научная систематизация;
  • составление списков и каталогов;
  • создание банка данных и картографических информационно-справочных систем.

Как уже было сказано выше, существуют различные принципы разделения на виды географических карт. Классификация карт по их некоторым признакам - один из них.

К таким признакам относятся:

  • масштаб;
  • тематика;
  • эпоха создания;
  • язык;
  • способ оформления;
  • издание и так далее.

Любая систематизация должна удовлетворять некоторым требованиям. К таковым можно отнести следующие:

  • классификация по существенному признаку;
  • последовательная;
  • один уровень - одно основание;
  • полная;
  • резервная система (это требование подразумевает способность включать новые виды карт).

Теперь переходим к более подробному рассмотрению видов и типов существующих на данный момент карт.

Виды и типы географических карт

Первыми рассмотрим виды карт по масштабу. Они делятся на:

  • планы;
  • крупномасштабные;
  • среднемасштабные;
  • мелкомасштабные;
  • материковые;
  • карта океанов.

Также возможна классификация по признакам территориального деления, природных районов, экономических регионов, исторических областей.

Выделяют следующие виды географических карт по содержанию:

  • общегеографические;
  • тематические;
  • специальные.

К группе специальных относятся тактильные карты. Они созданы специально для слепых людей. Сюда же можно отнести: глобус, атлас, рельефные, цифровые, электронные и анаглифические карты.

Если говорить о типах, то можно выделить следующие:

  • аналитические карты;
  • комплексные;
  • синтетические.

Сейчас коротко рассмотрим каждый тип отдельно. Ярким примером аналитической группы является карта угла наклона рельефа. Такие карты не ставят перед собой цель показать общее представление об объекте. Они вычленяют какой-либо один показатель и посвящаются только ему.

К комплексным картам относятся те, которые изображают элементы определенной тематики. Примерами могут служить: изображение изобаров и векторов, распаханности территории и урожайности какой-либо культуры, водность реки и потенциальные ее ресурсы. Несмотря на то что все элементы даются каждый в своей системе счисления, совместное их изображение на одной карте помогает рассмотреть все в комплексе и взаимосвязь одного показателя с другим.

Пример синтетической карты: геоморфологическая, отражающая тип рельефа, но в ней ни слова не сказано о крутизне склонов. Еще несколько примеров: карта климата, ландшафтная, сельскохозяйственное районирование и так далее. Они дают увидеть целостное изображение какого-либо объекта.

Атласы

Мы ранее упоминали, что множество видов географических карт содержатся в специальных атласах. Ими часто пользуются школьники на уроках географии. Атлас - это не отдельная карта, а целый их комплекс. Они, как правило, все между собой взаимосвязаны, что достигается рядом факторов:

  • использование сопоставимых проекций;
  • однообразные условные обозначения;
  • примерно одинаковый масштаб;
  • наличие общих принципов оформления, изображения и так далее.

Мало кто знает, что изобретателем и составителем первого атласа является Клавдий Птолемей. Древнегреческий ученый составил такой сборник еще во втором веке.

Что же включает в себя атлас:

  • общегеографическую карту мира и отдельных регионов;
  • карта населения и климата;
  • экономическая и другие тематические.

Топографические карты

Мы уже сказали о том, какие бывают виды географических карт. Сейчас предлагаем подробно рассмотреть топографическую карту. Они показывают:

  • гидрографию;
  • рельеф;
  • искусственные сооружения (в том числе коммуникации и населенные пункты).

Есть топографические карты, которые достаточно детальные, на них изображены объекты в масштабе (1:50 тысячам). Если переводить на метры и сантиметры, то в 1 см изображения отражается 500 м реальной местности. Есть и крупные масштабы, отражающие планы городов (на них можно увидеть здания, частные дома, сады и так далее).

Здесь же отметим, что топографические карты используются в таких видах спорта, как, например, спортивное ориентирование.

Тематические карты

Сейчас немного информации о ещё одном типе географических карт. В классификации видов карт их называют тематическими. Они содержат абсолютно разную информацию:

  • сведения о строении земной коры;
  • размещение природных ресурсов;
  • распределение населения;
  • погода и так далее.

Здесь можно выделить изолинейные, содержащие различные виды линий (они соединяются с точками одинаковой величины). Например, синоптическая карта - изотермами соединены участки с одинаковой температурой; изобарами - с одинаковым давлением; изогиетами - с одинаковым количеством осадков.

Практически все тематические кары содержат условное окрашивание. Примером может служить карта населения (концентрация и примерное количество изображено кружками разного цвета). Если рассматривать уровень преступности, рождаемости или плотности населения, то можно заметить окраску определенных участков. Они различаются не только по цветам (красный, синий, зеленый), но и уровнем насыщенности.

Некоторые факты о картах

Мы рассмотрели виды географических карт, но практически ничего не сказали про их масштабы. А ведь этот фактор имеет значение. Масштаб карты не дает возможности указать мелкие элементы, по этой причине изображаются только основные характерные очертания объектов. Если взять реки, то на самом деле их нужно было бы изображать настолько мелкими линиями, что рассмотреть можно было бы только под микроскопом. На картах показаны не все изгибы рек, неправильная толщина некоторых объектов и так далее.

Развитие картографических сервисов в Интернет подстигнуло интерес разработчиков к созданию своих гео-информационных служб, в том числе основанных на краудсорсинге. Используя готовую подложку (основу), т.е. данные в виде спутниковых снимков и карт, относительно легко повысить наглядность данных в собственной системе и расширить функциональность.

Важным моментом является способ отображения данных для того, что бы картина явления, за которым происходит слежение, была доступной для понимания. Организаторы не всегда адекватно используют средства отображения из-за технических ограничений или других проблем.

По сути, интеграция с картографическими сервисами приводит к созданию тематической карты. О том, что это такое и о наиболее популярных способах построения тематических карт будет рассказано ниже. Так же в тексте приведены англоязычные термины, с помощью которых можно будет найти дополнительную информацию.

Тематическая карта (Thematic map) – это карта для отображения узкого (тематического) круга являений распределенных по поверхности и привязанных к точкам, областям, административным образованиям и т. п. Для отображения этих явлений могут использоваться разные способы.

Среди всех вариантов отображения данных, наибольшей популярностью пользуются следующие способы картографирования: значками, картодиаграммой, картограммой, а так же изолиниями. Следует отметить, что переход от бумажных карт к электронным так же повлиял на способы отображения, ведь в на электронных картах, как правило, присутсвует интерактивность и есть возможность создавать анимацию.

Способ изображения значками

Самый простой и нетребовательный метод отображения информации. Применим для данных, которые привязаны к некоторой точке, или для которых не важна точность отображения области. Используется для отображения точек интересов (POI, Point of interest ).

Следует отметить, в наиболее известных гео-службах и библиотеках (Google Maps, Yandex Maps, OpenLayers) данный тип отображения поддерживается хорошо и без особых затруднений можно создать свою тематическую карту со значками.

Картодиаграмма

Картодиаграммы представляют собой сочетание диаграмм с географической картой. В качестве изобразительных знаков в картодиаграммах используются диаграммные фигуры (столбики, квадраты, круги, фигуры, полосы), которые размещаются на географической карте.

Популярным и простым способом изображения картодиаграмм является использование символов, размер которых зависит от показываемой величины (proportional symbol ). Чаще всего в этой роли можно встретить круги, которые компактны, легко масштабируются, а так же их легко воспринимать.

Так же популярным, но более сложным способом является использование круговых (секторных) диаграмм (pie chart map ), когда дополнительно требуется показать соотношение нескольких величин. Следует отметить, что круговая диаграмма сохраняет наглядность только в том случае, если количество частей совокупности диаграммы небольшое. Если частей диаграммы слишком много, её применение неэффективно по причине несущественного различия сравниваемых структур.

Картодиаграммы применяют, когда можно пренебречь размером области, для которой отображаются показатели, т. к. значки и диаграммы не показывают её реальный размер.

Картограмма

Картограмма – это карта, на которой для различных областей штриховкой, точками различной густоты или окраской различной степени насыщенности показывается интенсивность какого-либо показателя. Областями в этом случае обычно являются объекты административно-территориального деления (районы, города, страны и т. д.). Так как информацией об административном делении оперировать сложнее, чем точками, картограммы встречаются реже чем два предыдущих способа отображения.

Для приведенного определения, синонимом картограмме является хороплет (choropleth ).

Специальным типом хороплета является «призматическая карта» (prism map ), в которой высота региона пропорциональна отображаемой величине.

Карта с изолиниями

Карта с изолиниями (contour, isoline, isarithm map ) иллюстрирует зависимость измеряемой величины с помощью линий, где в каждой точке эта величина сохраняет одинаковое значение. Карта с изолиниями встречается еще реже из-за сложности построения.

Заключение

Выше приведены наиболее популярные, но, кончено, не все способы построения тематических карт. Благодаря доступности картографических служб, это направление активно развивается. Можно только пожелать, что бы создатели таких служб улучшали основу для построения тематических карт, а те, кто использует эти службы создавали удобные системы на их основе.

По степени обобщенности показателей тематические карты делятся на аналитические, синтетические и комплексные.

4.1.1. Аналитические карты

К аналитическим относятся карты, дающие конкретную характеристику одного или нескольких природных или социально-экономических явлений, без отображения связей и взаимодействий между ними. Для них используются необобщенные или мало обобщенные показатели, часто полученные на основе единичного наблюдения (на картах наблюдения). Например, карты отдельных метеорологических элементов, характеризующих их величину в тот или иной момент или период времени (рис. 4.1): температуры воздуха, атмосферного давления, осадков, ветров и т.п.; или карты крутизны склонов, глубин, густоты расчленения рельефа и др. Аналитические карты дают информацию по определенным сторонам или свойствам объектов и явлений, им свойственно отвлечение от целого.

Рис. 4.1. Аналитическая карта фактической погоды

Сила аналитического картографирования в том, что оно позволяет как бы «расчленить» объект на составные части, обособленно рассмотреть их или даже выделить элементы этих частей. Такое «расчленение» может быть сколь угодно детальным, все зависит от глубины анализа. На начальных стадиях аналитического изучения объекта на картах показывают основные элементы его структуры, вещественного состава, особые признаки и свойства. Но по мере накопления знаний и совершенствования методики аналитические карты отражают все более тонкие особенности и детали строения. Так, изучая рельеф, применяют все более «тонкие» методы математического моделирования, получая все более детальные аналитические карты, например карты горизонтальной и вертикальной кривизны поверхности, карты вторых производных, характеризующих скорость изменения уклонов, карты дисперсии высот и т.п. Возможности анализа практически бесконечны.
Необходимо, однако, иметь в виду, что понятие «аналитическая карта» в определенном смысле относительно. Скажем, карта дневных температур, несомненно, аналитическая карта по отношению к карте среднемесячных, а тем более среднегодовых температур. Но и карту среднегодовых температур можно считать аналитической, если поставить ее в ряд с картами давления, осадков, испарения, преобладающих ветров - все они характеризуют лишь отдельные элементы климата. Такова диалектика всякого анализа, который неразрывно связан с синтезом.
Близки к аналитическим так называемые частные , или отраслевые , карты. Они имеют узкую тематику, подробно показывают какую-либо отдельную отрасль. Чаще всего, говоря об отраслевых картах, имеют в виду социально-экономическую тематику, связанную с отдельными отраслями промышленного или сельскохозяйственного производства. Отраслевыми принято считать карты машиностроения, текстильной, химической, пищевой и других отраслей промышленности или карты свекловодства, хлопководства, овцеводства, птицеводства и т.п.

4.1.2. Синтетические карты

Синтетические карты дают целостное пространственное отображение явлений в результате интерпретации наиболее существенных показателей, их соединения и обобщения с учетом связей между ними. Примером могут служить карты климатического районирования, сельскохозяйственной специализации районов, ландшафтные карты, на которых выделяются соответствующие области (районы) по совокупности многих показателей.
Синтетические карты обычно создают путем интеграции данных, отраженных в сериях аналитических карт. При небольшом числе синтезируемых показателей это можно делать вручную, но в более сложных случаях необходимо использовать методы математического моделирования.
Отметим, что синтетические карты всегда имеют довольно подробные, порой даже громоздкие легенды. В пояснениях к интегральной оценке стараются отразить многие исходные параметры.
Методы создания синтетических карт особенно усовершенствовались с внедрением геоинформационных систем, оперирующих одновременно десятками слоев информации. ГИС включают специальные процедуры для синтеза данных. В частности, это дало импульс широкому развитию синтетического эколого-географического картографирования условий жизни населения на основе учета комплекса природных, экономических и социальных параметров. Возможно даже совмещение на одной карте нескольких синтетических показателей.


Рис. 4.2. Синтетическая карта. Зоны специализации сельского хозяйства на юге Азербайджана

Иногда на одной и той же карте синтетическое изображение сочетается с некоторыми аналитическими показателями. Например, на экономических картах сельскохозяйственное районирование дается в синтетическом обобщении, а отрасли промышленности представлены аналитически. Это так называемые аналитико-синтетические карты.
Необходимо иметь в виду, что есть разные ступени синтеза. Геоморфологическая карта является синтетической по отношению к картам углов наклона и расчленения рельефа, но в то же время она может рассматриваться как аналитическая по отношению к карте природного районирования территории. Тут она стоит в ряду таких карт, как гидрологическая, почвенная, геоботаническая и др. То, что на одной ступени выступает как синтетическое изображение, на следующем, более высоком уровне становится «элементом» более сложной системы - так в картографировании проявляется диалектика процессов анализа-синтеза. Следует добавить к этому, что степень синтеза всегда возрастает с уменьшением масштаба карты, с переходом от показа отдельных объектов к изображению собирательных понятий. Иначе говоря, уровень синтеза находится в определенной зависимости от степени генерализации картографического изображения.

4.1.2. Комплексные карты

Комплексные карты совмещают изображение нескольких элементов близкой тематики, набор характеристик (показателей) одного явления. Например, на одной карте можно дать изобары и векторы преобладающих ветров, имея в виду, что ветры непосредственно связаны с полем атмосферного давления. На карте сельского хозяйства можно одновременно показать распаханность территории и урожайность пшеницы, на гидрологической карте - внутригодовое распределение стока в речном бассейне, водоносность рек и потенциальные энергоресурсы. На рис. 4.3 приведена комплексная карта, на которой изображение внутри годового распределения речного стока и водоносности рек совмещено с характеристикой потенциальных ресурсов гидроэнергии.


Рис. 4.3. Комплексная карта. Водоносность рек, распределение стока и потенциальные энергоресурсы восточной части Кольского полуострова

Каждая характеристика дается в своей системе показателей, но показ на одной карте двух, трех и более тем позволяет читателю рассматривать их в комплексе, визуально сопоставлять между собой, устанавливать закономерности размещения одного показателя относительно другого. В этом - главное достоинство комплексных карт.
Однако возникают и сложности. Дело в том, что на одной карте трудно совместить изображение нескольких явлений так, чтобы они хорошо читались. Известно, например, что можно совместить две системы изолиний (одна дается с послойной окраской, а другая - яркими цветными линиями), но три системы изолиний уже не читаются. Аналогично можно дать на карте две картограммы (одну - цветовой шкалой, а другую - штриховкой), дополнить карту значками, линиями движения, изображением ареалов и т.п., но при пяти-шести слоях комплексная карта становится перегруженной и теряет читаемость.
Хорошо известными примерами комплексных карт могут служить топографические карты, на которых совместно представлены рельеф, гидрография, растительность, почвы и грунты, населенные пункты, социально-экономические объекты, дорожная сеть, линии связи, административные границы - т.е. весь комплекс объектов, характеризующих местность.
Другой, не менее яркий пример - метеорологические карты, где на фоне изобар и линий атмосферных фронтов показаны метеоэлементы: температуры воздуха и почвы, влажность воздуха, направление и скорость ветра, количество и вид осадков, облачность и др. - в совокупности они отражают погодные условия.
Тематические карты, отображающие несколько природных или социально-экономических элементов, относятся к типу комплексных карт. Например, синоптические карты, характеризующие в данное время погоду на определенной территории. Каждый элемент на этих картах (температура, давление, ветры и др.) характеризуются своей системой показателей, но все они сопоставляются между собой, рассматриваются комплексно, обычно с выявлением закономерностей размещения одного показателя относительно другого. Содержанием комплексных карт могут быть: одни природные явления (давление, ветры); несколько социально-экономических явлений (промышленность, сельское хозяйство, транспорт); группа явлений, характеризующих природную среду, население и хозяйство (например, карты агропромышленных комплексов, отображающие взаимосвязи размещения промышленности и сельского хозяйства с природными ресурсами и сырьевыми базами). На комплексных картах часто одновременно применяют аналитические и синтетические приемы. Например, на экономических картах для отображения промышленности употребляют аналитические, а для сельского хозяйства - синтетические показатели. Топографические карты, отображающие различные элементы местности, также относятся к типу комплексных карт.
Среди тематических карт выделяются карты динамики и взаимосвязей , а также карты функциональных типов . К последним относятся инвентаризационные , оценочные , индикационные , прогнозные и рекомендательные карты.
Карты динамики передают движение, развитие определенного явления или процесса во времени или его перемещение в пространстве (перемещение водных масс, атмосферных вихрей, рост городов).


Рис. 4.4. Климатическая карта Антарктики

Карты взаимосвязей отображают характер и степень пространственных связей нескольких явлений (атмосферного давления и ветров, внесения удобрений и урожайность сельскохозяйственных культур). В основном это межотраслевые карты, отображающие связи между явлениями и процессами природы, населения и хозяйства.
Инвентаризационные карты - обычно это аналитические карты, отображающие (регистрирующие) наличие, расположение и состояние объектов и явлений (природных и трудовых ресурсов, объектов экономики: карты размещения полезных ископаемых, лесов, сельхозугодий, трудоспособного населения, объектов промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.).
Оценочные карты - карты, дающие оценку определенных явлений (объектов) для решения конкретных задач (например, карты оценки природных условий территории для сельскохозяйственного производства или для строительства дорог и т.п.). Это прикладные карты, составляемые на основе инвентаризационных карт, чаще всего отражающих взаимодействие человека и природы.
Индикационные карты предназначены для предсказания и выявления неизвестных явлений на основе изучения других, хорошо известных. Составление индикационных карт опирается на представления о тесной связи индикаторов и индицируемых явлений. Так, индикационные карты растительности применяют для обнаружения тектонических разломов, поскольку над зонами разломов возникают особые условия циркуляции грунтовых вод, а это сказывается на видовом составе растительности. Некоторые виды растений служат индикаторами полезных ископаемых (особенно рудных месторождений, соляных залежей), отдельные ареалы животных индицируют распространение тех или иных болезней человека, поэтому индикационные геоботанические карты используют при разведке полезных ископаемых, а индикационные зоогеографические карты — при выявлении потенциальных ареалов болезней. Таким образом, по сути индикационные карты близки к картам прогнозным.
Прогнозные карты отображают неизвестные в настоящее время или недоступные для непосредственного наблюдения явления и процессы, происходящие как во времени (например, динамика численности населения в будущем, изменения в структуре промышленного производства и др.), так и в пространстве (например, размещение месторождений полезных ископаемых, строение недр Земли и др.). По степени достоверности (вероятности) прогноза карты могут быть: предварительного прогноза (схематичные мелкомасштабные карты), вероятного прогноза (наиболее детальные, чем карты предварительного прогноза, обычно это крупномасштабные карты), весьма вероятного прогноза (наиболее детальные, обычно крупномасштабные карты) и карты перспективного расчета (еще более точные карты, составленные по точным данным).
Рекомендательные карты обычно составляются на основе оценочных и прогнозных карт и содержат конкретные предложения (рекомендации), которые необходимо провести в данной ситуации (на определенной территории) для достижения какой-то цели (по рациональному использованию земель, охране и улучшению окружающей среды и т.д.).

4.2. КАРТЫ РАЗНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Назначение карт так же разнообразно, как разнообразны сферы человеческой деятельности, поэтому затруднительно указать все типы карт, различающиеся по этому признаку. Дело осложняется еще и тем, что ряд карт ориентирован на многоцелевое назначение - они одновременно служат для планирования, научных изысканий, учебных и культурно-просветительных целей, получения справочных сведений и много другого. И все же можно указать несколько типов карт, в которых особенно четко проявлены особенности их назначения.
Научно-справочные карты предназначены для выполнения по ним научных исследований и получения максимально подробной (для данного масштаба), достоверной и научно обработанной информации. Это карты для специалистов, работающих в сфере наук о Земле и социально-экономических наук.
Культурно-просветительские карты ориентированы на широкие читательские круги, они дают упрощенную, если можно так сказать, «облегченную» картографическую трактовку для лиц, не имеющих специальной географо-картографической подготовки. Назначение этих карт - распространение знаний, пропаганда идей (например, бережного отношения к природно-историческим памятникам), разъяснение планов экономического развития и освоения территорий и т.п. Такие карты обычно имеют яркое, простое, доходчивое оформление, дополняются диаграммами, рисунками, элементами плаката. К этому типу близки карты туристские и туристско -краеведческие , предназначенные для туристов, путешественников по родному краю и просто для отдыхающих. В их содержании основное внимание уделено местам, представляющим интерес для туристов (архитектурные и исторические памятники, заповедники, парки, музеи и др.). Карты отличаются красочным оформлением, сопровождаются подробными указателями и справочными сведениями. Они могут изображать обширные курортные районы (например, Черноморское побережье), национальные парки, города, отдельные лыжные, пешеходные, водные маршруты и т.п. К этой же группе примыкают карты для спортивного ориентирования , специально приспособленные для проведения соревнований по этому виду спорта.
Учебные карты - четко выделяемый тип карт, используемых как наглядные пособия или материалы для самостоятельной работы в школах и вузах. На них применяют проекции, способы изображения, учитывающие степень подготовки учащихся и характер использования карт в учебном процессе. Соответственно создают карты для начальной, средней и высшей школы. Их нагрузка должна соответствовать объемам учебных программ того или иного образовательного уровня. Отметим, что карты для высшей школы, предназначенные для аудиторий, по содержанию и детальности приближаются к научно-справочным, не теряя при этом своих демонстрационных свойств.

4.3. ШКОЛЬНЫЕ КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

4.3.1. Особенности школьных карт

По сравнению с другими картами школьные карты имеют ряд особенностей:
. согласованность их с соответствующей программой и учебниками , освобождение от излишних деталей. Чем младше учащиеся, тем меньше нагрузка карт для них. Чрезмерная детальность и нагрузка школьных карт может затруднить обозрение изучаемой территории, выявление нужных для изучения объектов. Это, однако, не означает, что на школьную карту наносится только то, что упоминается в учебнике. В этом случае карта не будет правдоподобно отражать действительность. Поэтому даже на картах для младших классов дается некоторая дополнительная нагрузка из объектов, не упоминающихся в учебнике
. обзорность, обеспечивающаяся не только мелким масштабом, но и большой генерализацией, а также использованием особых графических приемов и, прежде всего, укрупнением условных знаков (особенно на стенных картах), созданием многопланового изображения, когда на первый план выдвигается то, что учащиеся должны знать в первую очередь;
. повышенная наглядность , позволяющая учащимся легко ассоциировать данные на карте обозначения с соответствующими объектами в натуре. Наглядность на картах достигается разными приемами - применением фоновых и штриховых расцветок ассоциирующихся с природными (голубой фон озер, синие реки, зеленые леса и т. п.), размещением на полях карты художественных изображений объектов и местности в целом, изображенной на карте, применением многоплановости картографического изображения и др.;
. применение довольно ограниченного числа картографических проекций ;
. масштаб на картах, предназначенных для изучения начального курса географии в младших классах обычно приводится именованный и линейный. Для старших классов на картах помещается и численный масштаб;
. ориентировка рамок школьных карт относительно линий картографической сетки выбирается такой, при которой средний меридиан проходит посередине карты. При этом сохраняется направление север-юг в середине карты в привычном для учащихся положении (север - вверху, юг - внизу).

4.3.2. Школьные географические атласы

Школьные географические атласы - главные пособия для всесторонней самостоятельной работы учащихся в классе и дома. Основная педагогическая цель в работе со школьными атласами - не передавать ученикам знания, а научить их самостоятельно добывать информацию. Как картографические произведения они обладают теми же свойствами, что и все атласы. Однако им присущи свойства, которые вытекают из специфики их назначения.
В настоящее время растет число школьных атласов, издаваемых как государственными учреждениями, так и частными фирмами. Поэтому выбор того или иного атласа в качестве основного, обязательного пособия должен основываться на тщательном анализе всех существующих произведений этого рода. Анализ школьных атласов проводится учителем по той же схеме, что и любого атласа. Учитель географии, хорошо знающий особенности школьных атласов и умеющий их анализировать, сможет более грамотно организовать работу с ними, научить учащихся более полно использовать их в качестве источника географических знаний.
Отдельные школьные атласы, помимо карт, включают специальные методические вводные разделы, рассматривающие особенности карт атласа и указания по работе с ними, справочные сведения о важнейших объектах земной поверхности (реках, озерах, островах, самых высоких горных вершинах и т. д.). Кроме того в атласах для старших классов справочные сведения помещены и на самих страницах атласа. Это различного рода диаграммы, таблицы, карты-врезки. Лучшие издания школьных атласов содержат космические снимки участков земной поверхности и общего вида Земли из космоса.
Среди группы атласов отдельных стран особого внимания заслуживает Национальный Атлас Украины - официальное государственное издание. Создан Атлас, как современная информационная система, имеет ряд важных функций. Широкие репрезентативные и информационные возможности позволяют использовать его во многих сферах жизни общества:
. в законотворческой и управленческой деятельности на национальном и региональном уровнях;
. для обоснования различных государственных программ сбалансированного экономического, социального, экологического и духовного развития регионов и государства в целом;
. в природопользовании и осуществлении мониторинга природных и социальных явлений и процессов;
. в системе школьного и высшего образования;
. при формировании внешней политики и развития международных отношений.
Он является источником современной информации об Украине для заинтересованного отечественного и зарубежного читателя и многочисленной украинской диаспоры.
По уровню теоретико-методического обеспечения и картографического воплощение пространственных данных Атлас сопоставим с национальными атласами других государств мира.


Рис. 4.5. Национальный Атлас Украины

В 2010 году вышла новая современная картографическая работа - Атлас учителя, который подготовлен Государственным научно-производственным предприятием "Картография".


Рис. 4.6. Атлас учителя изданный НПП "Картографія"

По своему содержанию и наполнению этот атлас можно назвать атлас-энциклопедия. И это действительно так. В четырех основных разделах атласа содержится огромная географическая информация о планете Земля.
Атлас выполнен по новейшим технологиям, иллюстрирован большим количеством фотографий и схем. Он создан на основе современных картографических и литературных источников и статистических материалов.
Карты атласа дополняет текстовая и географическая информация.

4.3.3. Специальные школьные карты и другие картографические произведения

К ним относят следующие:
а) контурные карты - одноцветные изображения, предназначенные для нанесения на них различных данных (надписей, знаков, объектов, явлений, процессов и т.п.). Они выпускаются в виде блоков с согласованной основой, масштабу, компоновкой. Существующие карты предусматривают постепенное усложнение работ с контурными картами от младших классов к старшим. Другая функция контурных карт - основа для составления тематических карт или картосхем при выявлении взаимосвязей исследуемых явлений и процессов;
б) индукционные карты - настенные контурные карты, выполненные на линолеуме или дерматине с несмываемыми контурами. Используются при работе с учащимися на настольных контурных картах, объяснении нового материала;
в) немые карты - обычные настенные карты, но без надписей; предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся у доски;
г) полунемые карты - характеризуют объекты первыми двумя-тремя буквами, а следующие буквы названий этих объектов ученику необходимо определить и дописать;
г) карты-трафареты - выполнены на прозрачной пленке для проектирования с эпидиаскопа на экран; дают возможность накладывать ряд пленок; используются при изучении нового материала;
д) эскизные картосхемы - картографические рисунки, сделанные ”на глаз“, без точного соблюдения масштаба на доске; используются при изучении нового материала, когда необходимо сконцентрировать внимание учащихся на определенном явлении или процессе;
е) электрифицированы и магнитные карты - обычные настенные карты, которые специально оборудованы; на электрифицированных картах в определенных местах встроенные электрические контакты, куда подсоединяются маленькие электрические лампочки; магнитные карты выполняются на специальных металлических листах; условные знаки на них сделаны из пенопласта с вставленным магнитом;
ж) текстовые карты - карты учебников и пособий, один из видов настольных карт и составная часть учебника как целостного произведения; вместе с текстом обеспечивают изучение необходимого программного материала. По тексту эти карты могут играть основную роль (текст их объясняет), вспомогательную роль (они объясняют, ”комментируют“ текст), находятся на паритетных началах;
с) глобусы начинают применять на уроках еще в младших классах для объяснения формы Земли, в последующих - для объяснения формы и размеров Земли, картографической сетки, сути параллелей и меридианов, при определении географических координат (географических широты и долготы), освещенности Земли Солнцем, движения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси и т.д. Школьные глобусы изготавливают в масштабах 1:83 000 000, 1:50 000 000, 1:30 000 000; последний - демонстрационный, первые два - предназначены для самостоятельной работы учащихся; по содержанию делятся на физические , политические , рельефные . Распространены индукционные глобусы - на черном фоне светлой краской нанесена градусная сетка. Есть глобусы из прозрачного пластика с подсветкой изнутри.
В школьной программе по географии предусмотрено использование профилей, разрезов, блок-диаграмм, рельефных карт и т.д.

4.3.4. Педагогическая цель в работе с картой на уроках географии

Карта - наиболее используемый картографическое произведение в школьной программе по географии. Она является наиболее универсальным произведением. По карте можно решать различные творческие задачи. Применение карт в школьной географии преследует три основные цели (задачи), которые достигаются в процессе изучения карты и работы с ней:
а) понимать карту - это значит усвоить основные свойства карты, особенности различных видов карт, их условные обозначения, приемы применения;
б) читать карту - значит уметь выяснить географическую действительность с ее картографическим изображением, то есть по условным обозначениям обнаружить взаимосвязи явлений природы и человеческой деятельности. Характер чтения может быть различным и зависит от назначения и возможностей карты: от обычной справки (что? где? сколько?) до полного понимания взаимосвязи и взаимообусловленности объектов и явлений (почему? по каким причинам? как?);
в) знать карту - воспроизведение в памяти картографической информации, по памяти представлять взаимное расположение, относительные размеры, форму и собственные названия объектов, которые изучаются в школьном курсе географии.
Картографическая информация способствует упорядочению географических знаний, при этом эти знания имеют хорологическую и пространственную привязку.
Выше упомянутые цели по своему значению неравноценны, но взаимосвязаны. В школьной географии упор следует делать именно на чтении карты, которое должно строиться на понимании и знании карты.
Работа с картой или другими картографическими произведениями является интересной для школьников, потому что включает зрительную функцию памяти (нервный зрительный канал вчетверо мощнее, чем слуховой). Кроме того, детям всегда нравились путешествия и экскурсии. Это следует использовать для ”передачи“ учащимся знаний. Научить учащихся картографическим словесным методам невозможно, поэтому для учеников следует подбирать соответствующие картографические произведения, а не карты в целом.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие карты называют аналитическими?
2. По каким показателям можно распознать аналитическую карту?
3. В чем преимущества аналитического картографирование?
4. В чем выражается относительность понятия «Аналитическая карта»?
5. По каким показателям можно распознать комплексную карту?
6. В чем преимущества и недостатки комплексного картографирования?
7. По каким показателям можно распознать синтетическую карту?
8. В чем преимущества и недостатки синтетического картографирование?
9. Какие методы математического моделирования применяются при составлении синтетических карт? В чем суть этих методов?
10. Каким образом в картографировании оказывается диалектика процессов анализа-синтеза?
11. Как соотносятся степень синтеза с масштабом карты?
12. Какие географические явления показывают карты динамики? Приведите примеры этих карт.
13. Какие географические явления передают карты взаимосвязей? Приведите примеры этих карт.
14. Какие данные содержат инвентаризационные карты?
15. Какие данные содержат оценочные карты?
16. Какие данные содержат индикационные карты?
17. Какие данные содержат прогнозные карты?
18. Как классифицируют прогнозные карты?
19. Какие данные содержат рекомендательные карты?
20. Для каких целей предназначены научно-справочные карты?
21. Для каких целей предназначены культурно-образовательные карты?
22. Для каких целей предназначены туристские карты?
23. Для каких целей предназначены учебные карты?
29. Приведите примеры современных комплексных атласов.