Кто такой сильвестр в истории. О деятелях избранной рады

Сильвестр Медведев - священник, политический и государственный деятель, писатель, автор «Домостроя» - личность во многом загадочная. О его биографии, особенно о начале жизненного пути, сведения очень скудны. В частности, неизвестно, когда он родился, но сохранились сведения, что он являлся уроженцем Новгорода, его отцом был небогатый священник.

Сын пошел по его стопам, служил в Новгороде священнослужителем. Был он и иконописцем, мастером по работе с серебром, учил премудростям ремесла разных мастеров - иконников, певчих, каллиграфов и др. При Митрополите Макарии он состоял литературным помощником и вместе с ним прибыл в Москву в 1542 г. Здесь он возглавил Кремлевский Благовещенский собор.

Страшный пожар, разгоревшийся в Москве в 1547 г., унесший жизни тысяч человек, стал значимым событием и в биографии самого Сильвестра. Он выступил с гневной и обличительной речью, в которой обвинял царя в излишней жестокости (после пожара произошло восстание) и назвал два этих события, пожар и мятеж, божьим наказанием за совершенные преступления. Молодой царь был настолько впечатлен его речью, что вместо расправы приблизил к себе дерзкого священника.

Не будучи потомком знатного рода, не имеющий больших заслуг и состояния, священник из Новгорода в одночасье превратился во влиятельное лицо, советчика Ивана Грозного , его доверенного человека. Он самостоятельно решал некоторые вопросы внутренней и внешней политики, организовал Избранную Раду и фактически стал соправителем царя. В 1553 г. наметилось охлаждение в отношениях между Сильвестром и Иваном Грозным из-за того, что первый скептически отнесся к необходимости давать присягу маленькому сыну царя.

Избранная Рада в итоге утратила былое влияние. В 1560 г. Сильвестр оказывается в Кирилло-Белозерском монастыре, постригается в монахи и получает новое имя - Спиридон. Священника оклеветали и фактически изгнали в Соловки, куда он попадал в качестве опального ссыльного, почти каторжника. Исследователи называют разные причины разрыва отношений - от следствия борьбы политических группировок до неудачного стечения обстоятельств. В 1556 г. Сильвестр Медведев умер.

Наследие Сильвестра составляют послания, в которых он освещал различные стороны государственного управления, «Житие княгини Ольги», а самым знаменитым его сочинением считается «Домострой». Доподлинно установить его авторство не представляется возможным - не исключено, что Сильвестр был последним, кто просто отредактировал этот свод житейской мудрости. «Домострой» являлся сочинением, регламентирующим поведение людей в семейной, духовной жизни. Каждое поколение воспринимает его содержание сквозь призму моральных и бытовых норм своего времени, однако вне зависимости от эпохи «Домострой» был и остается выдающимся памятником русской литературы.

Биография из Википедии

Сильве́стр (в миру - Симео́н Агафо́нович Медве́дев ; 27 января (6 февраля) 1641(16410206), Курск, Русское царство - 11 (21) февраля 1691, Сергиев Посад, Русское царство) - книгохранитель и справщик Московского печатного двора, духовный писатель, придворный поэт, историограф, философ, автор нереализованного проекта утверждения университета в Москве в регентство Софьи Алексеевны. Ученик Симеона Полоцкого. Первый российский библиограф.

Участвовал в религиозных спорах 1680-х на стороне «латинской» партии и в политической борьбе за наследование московского престола по смерти Фёдора Алексеевича, поддерживая сторонников царевны Софьи.

Родился и до 17 лет жил в Курске.

В 1658 году переехал в Москву, поступил на службу в Приказ тайных дел.

В 1665 году поступил в новооткрытую в Спасском, что за Иконным рядом, монастыре школу Симеона Полоцкого, где пробыл 3 года, изучал латинский и польский языки, риторику и пиитику, познакомился с историей, богословием, философией и сделался ревностным учеником и последователем Симеона.

Сопровождал боярина А. Л. Ордина-Нащокина в Курляндию, а потом в Андрусово при заключении мира.

В 1672 году, после того, как Ордин-Нащокин попал в опалу, скрывался в Путивле, где в 1674 году в Молченском монастыре принял монашество с именем «Сильвестр»; подвизался в Богородицком (ныне Знаменском) монастыре Курска.

В 1677 году вернулся в Москву и в присутствии Симеона Полоцкого был принят новым царем Федором Алексеевичем и после долгого разговора с ним получил прощение; был назначен справщиком и книгохранителем на Московский Печатный двор; принимал большое участие в исправлении церковных книг. Вместе с Полоцким создал типографию в Кремле - так называемую «Верхнюю», то есть дворцовую типографию.

Симеон Полоцкий. Псалтырь. Подносной экземпляр. После 1680. Гравюра - царь Давид. Автограф Сильвестра Медведева

По смерти Полоцкого в 1680 году, сделался главой партии малороссийских (украинских) учёных в Москве, представителем которой был его учитель. По завету Полоцкого Сильвестр должен был стать придворным учителем для Петра I, однако Московский патриарх Иоаким, опасаясь западного влияния, настоял на других учителях для Петра. Сильвестр был назначен «строителем» (настоятелем) Спасского, что за Иконным рядом, монастыря. Должность строитель, по мнению Г. Прозоровского "по своему значению равнялась должности игумена или архимандрита того или другого монастыря: строитель - тот же настоятель известного монастыря, на обязанности которого было «братью и слуг и крестьян ведать, о всяких монастырских делах радеть неоплошно - в монастыре церковь Божию и монастырь, и на монастыре кельи и всякое церковное и монастырское строение строити, и совет с братьею единодушно и безмятежно имети ». Таким образом, был ли Медведев возведен в сан игумена или архимандрита документальных свидетельств не имеется, но учитывая его должностной статус и статус обители, скорее всего, что да.

Когда в 1681 в Москву прибыл поляк Ян Белободский, Медведеву поручено было обличить Белободского в ереси: он составил по поручению Патриарха Иоакима ответ на Wyznanie Wiary Белободского.

По указу Фёдора Алексеевича от 15 января 1682 года в Спасском монастыре были построены 2 келии для школы Медведева, которая, как и школа Полоцкого, отличалась латинским направлением: в ней учились «латинскому языку»; просуществовала до 1686 года. Сильвестр имел планы превратить свою школу в академию и в 1685 году представил Царевне Софье на утверждение «Привилегию на Академию»; но с появлением братьев Лихудов, которое означало победу «грекофильской» линии, поддерживаемой Патриархом Иоакимом, и открытием ими своей школы (Славяно-греко-латинской академии), прочие школы в Москве прекратили своё существование.

Как придворный стихотворец, написал «Приветство брачное» по случаю бракосочетания царя Фёдора Алексеевича и «плач» о его смерти, надгробную эпитафию своему учителю, высеченную на гробнице Полоцкого, и т. д.

Сильвестру очень хотелось быть начальником новой Академии. Но патриарх Иоаким, не терпевший Симеона, недолюбливал и его ученика. Патриарх уже отправил Прокопия Возницына в Турцию искать просветителей российского юношества между греками, более, по его мнению, надежными, чем были малоруссы и их питомцы.

В Константинополе в 1683 году патриарх Дионисий указал русскому посланцу на двух ученых греков, братьев, которые были, по убеждению патриарха, способны положить основание школьному просвещению в Московском государстве, братья назывались Лихудами. Они и начали строить большое здание для Академии в Заиконо-спасском монастыре

Медведев написал книгу под названием «Манна»; в ней доказывалось, что в таинстве евхаристии хлеб и вино претворяются в тело и кровь в момент произнесения священником слов Христа: «Приимите и ядите…» Лихуды отвечали на это сочинение опровержением, которое названо «Акось, или врачевание, противополагаемое ядовитым угрызениям змиевым». В этом сочинении, написанном с большою ученостью, Лихуды доказывали, что, по учению православной церкви, одного произнесения Христовых слов недостаточно для такого великого действия, и Св. Дары прилагаются в момент последующего затем призывания Св. Духа и произнесения слов: «Преложи я Духом Твоим Святым». После этих двух сочинений открылась жаркая полемика по поводу вышеозначенного вопроса. Медведев и его сторонники пустили в ход сочинение киевского игумена Феодосия Сафоновича: «Выклад о церкви святой», и от себя написали «Тетрадь на Иоанникия и Софрония Лихудов», а монах Евфимий. бывший ученик Славинецкого, приставший к Лихудам, разразился против Медведева ругательным сочинением под названием «Неистовное Брехание». Затем Лихуды написали «Мечец Духовный», сочинение, в котором изложили в форме диалогов свой спор, происходивший во Львове с иезуитом Руткою, о всех различиях между православною и римско-католическою церквами. Толки о времени пресуществления из монашеских келий перешли в мирские дома и даже на улицу. Люди, мало понимавшие суть богословских тонкостей, увлекались этим вопросом; торгаши, ремесленники и даже женщины стали спорить о времени пресуществления. Церкви грозил новый раскол. Патриарх Иоаким принял сторону Лихудов.

Необходимо было заставить малороссийское духовенство заявить со своей стороны голос в пользу Лихудов. Иоаким отнесся с этим к киевскому митрополиту Гедеону и к Лазарю Барановичу. Малороссийские архиереи были этим вопросом поставлены в весьма неловкое положение: в киевской коллегии давно уже учили о пресуществлении по-католически так, как писал Медведев; в «Лифосе» Петра Могилы и в «Жезле правления» Симеона Полоцкого изложено то же учение. Гедеон и Лазарь в начале уклонялись от прямого ответа, но патриарх пригрозил им собором и приговором четырех прочих вселенских патриархов. Тогда оба архипастыря дали ответ в смысле учения, проповедуемого Лихудами.

Положение Сильвестра сделалось шатким: он был устранён от должности справщика на печатном дворе; пущена была молва, что он хотел убить патриарха; одно время его келья охранялась стрельцами на случай нападения патриарших людей..

Участие в стрелецком бунте и опала

После прихода к фактической власти царевны Софьи в 1682 году участвовал в подделке решения о передаче ей власти при малолетних царях Иване и Петре. После отстранения Софьи от власти в августе-сентябре 1689 оказался в числе главных врагов нового режима. Замешанный в заговоре Шакловитого Сильвестр бежал из Москвы, но был схвачен в Дорогобуже и отправлен в Троице-Сергиев монастырь, где производилось следствие о заговоре Шакловитого.

На очной ставке с Сапоговым (одним из сообщников Шакловитого) Медведев заперся. Его расстригли и пытали, дали 15 ударов; он не признался в причастности к заговору. Медведев каялся, что говорил стрельцам: «Не бойтесь! Хотя царя Петра стороне и повезет, и много будет дней на десять, а то опять будет рука сильна стороны царевны». Это говорил ему Шакловитый, слыша от одного юродивого. Медведев каялся, что говорил про патриарха: «Учился мало и речей богословских не знает»; еще Сильвестр каялся, что под портретом царевны подписывал полный титул «вседержавнейшей самодержицы», семь добродетелей и вирши.

В 1689 году по инициативе патриарха Иоакима Сильвестр был лишён иноческого звания. Расстриженного, называвшегося теперь уже Сенькою, Медведева отдали в руки духовному начальству, которое приставило к нему двоих увещателей, новоспасского архимандрита Игнатия и Софрония Лихуда; Сенька принес покаяние на церковном соборе в 1689 году в хлебопоклонной ереси - времени пресуществления, объявил свою книгу «Манну» обманною. Церковный собор определил сжечь «Манну» всенародно. Собор простил Медведева, но не допустил Медведева к причастию после его покаяния, а наложил епитимью: определил время для того, чтобы проверить, насколько искренне его покаяние и сослал его в монастырь под начал.

Патриарх Иоаким, осудивши Медведева и киевское учение о пресуществлении, велел составить от своего имени книгу, под названием «Остен». Книга эта написана Евфимием. В ней изложена вся история происходившего спора. В добавление к ней Патриарх Иерусалимский Досифей прислал собрание свидетельств, доказывающих справедливость учения Лихудов. Киевская партия потерпела жестокое поражение. Московский собор признал неправославными не только сочинения Медведева, но и писания Симеона Полоцкого, Галятовского, Радивиловского, Барановича, Транквиллиона, Петра Могилы и др. О Требнике Петра Могилы сказано, что эта книга преисполнена латинского зломудренного учения и вообще о всех сочинениях малорусских ученых замечено, «что их книги новотворенные и сами с собою не согласуются, и хотя многие из них названы сладостными именами, но все, даже и лучшие, заключают в себе душе-тлительную отраву латинского зломудрия и новшества». В Москве утвердилось было мнение, что приходящие из Малороссии и Белоруссии ученые заражены латинскою ересью, что, путешествуя за границею и довершая там своё образование, они усваивают иноземные понятия и обычаи, что не следует слушать их и ездить к ним учиться.

После долгого укрывательства схвачен был один из главных сообщников Шакловитого, Стрижов, который показал на Медведева, что тот имел связь с каким-то поляком Силиным, занимавшимся чародейством и вызванным в Москву лечить глаза царю Ивану Алексеевичу. Силин долго жил у Медведева, и тот говорил ему, что Софья хочет выйти замуж за Голицына, а Медведева возвести на патриаршество вместо Иоакима.

Медведев более года содержался под стражей в Троице-Сергиевой Лавре, где подвергался страшным пыткам и истязаниям.

Участие в богословских спорах; сочинения

В 1680-х в Москве возник богословский спор о времени пресуществления (преложения) святых Даров. В более широком смысле, спор также касался вопроса о том, основывается ли вера на Предании (православная Церковь) или на ratio («латинство»). Спор принял особую остроту по приезде в Москву Лихудов.

Сильвестр вслед за Полоцким защищал распространённое тогда в Малороссии латинское мнение о том, что пресуществление святых Даров бывает при произнесении тайносовершителем так называемых «тайноустановительных слов» Иисуса Христа: «приимите, ядите» и «пийте от нея вси»; противники Сильвестра, Лихуды и инок Евфимий, на стороне которых стоял и Патриарх Иоаким, утверждали, что Дары пресуществляются лишь по молитве к Богу Отцу о ниспослании святого Духа силой заслуг Иисуса Христа, то есть во время эпиклезы.

Сильвестр написал Книгу глаголемую хлеб животный , на которую Евфимий ответил сочинением: «От святых отец на защищение восточныя Церкви тетради». В ответ на это сочинение Сильвестр в 1687 году написал - как он говорит, по указу царицы Софьи Алексеевны, - «Книгу о манне хлеба животного», в которой прежний спокойный тон речи превратился в раздражительный, полемический; вслед затем он написал «праведный ответ» на «тетради» Лихудов и также против Лихудов опровержение: «Известие истинное православным и показание светлое о новоправлении книжном и о прочем» (1688), важное для истории исправления книг при Никоне.

Главным идеологом русского государства времен раннего царствования Ивана Грозного был священник Сильвестр

В середине XVI века молодое Российское царство расправляло крылья для великого полета - в вечность. Именно так осмысливали предназначение царственной России ее созидатели. Именно так понимал собственное предназначение первый русский государь, возложивший на себя царственное достоинство - Иван IV Васильевич, прозванный позднее Грозным. Именно этому учил Ивана Грозного его духовный наставник - священник Сильвестр, настоятель Благовещенского собора Московского Кремля.

Поле битвы – сердце царя

Сильвестр, выходец из зажиточной новгородской семьи, оказался в Москве в 40-е годы XVI века, когда бывший новгородский архиепископ, ставший в 1542 году митрополитом Московским и всея Руси Макарий пригласил его из Новгорода в Москву. Еще по Новгороду Макарий знал Сильвестра как "книжного и благочестивого человека", с которым много сотрудничал, чьи духовные и личные достоинства высоко ценил. Очень скоро Сильвестр стал настоятелем Благовещенского собора. Надо сказать, собор этот в иерархии кремлевских храмов был не простой. Благовещенский собор считался домовой церковью московских великих князей, а благовещенские настоятели исполняли обязанности великокняжеских духовников. Иначе говоря, были духовными наставниками московских государей и им были ведомы все тайны государевых душ. Вот и Сильвестр начал исполнять в Москве столь непростые священнические обязанности.

Зима и весна 1547 года ознаменовались в России рядом очень важных событий. 16 января 1547 года великий князь Московский Иван IV Васильевич, которому было тогда всего 16 с половиной лет, венчался на царство. А весной в Москве начались страшные пожары, последствием которых стала выгоревшая почти дотла Москва и… восстание московских жителей, начавших убивать родственников молодого царя по матери - Глинских.

Именно в этот момент, когда юный царь не знал, что и как делать, рядом с ним оказался с мудрым проникновенным словом его духовник, священник Сильвестр. Тогда-то царь по-настоящему и оценил Сильвестра, сделав его своим главным не только духовным, но и политическим советником. А затем Иван IV, судя по всему не без подсказки Сильвестра, приблизил к себе и других молодых советчиков. Так, в первые годы царствования Ивана IV вокруг него образовался круг приближенных, которых с легкой руки князя Андрея Курбского стали называть "Избранной радой".

#comm#И сам Иван Грозный, и другие свидетели признавали позднее, что душой "Избранной рады" стал настоятель Благовещенского собора и духовник царя Сильвестр, который неожиданно оказался вознесенным на высоты власти, хотя не обладал ни звонкими титулами, ни весомым положением в церковной иерархии.#/comm#

Почему это произошло? Ответ можно найти в "Истории о великом князе московском", написанной тем же Андреем Курбским. По мнению Курбского, Сильвестр привлек к себе внимание царя тем, что явился к нему после пожара и восстания "обличая его из Священных Писаний и строго заклиная страшным Божиим именем; к тому же еще и про чудеса, и как бы про видения от Бога поведал ему".

Сам Курбский высказал большое сомнение в возможности подобного рода видений, однако оправдывал Сильвестра, считая, что "здесь блаженный лгал во спасение", ибо "великое зло исцелить задумал". Может быть, и лгал Сильвестр, трудно сказать однозначно, хотя Курбский, лично знавший пресвитера, видимо, имел основания для подобного предположения. Но дело в другом - именно эти пророчества Сильвестра убедили Ивана Васильевича в необходимости серьезного отношения к своим царским обязанностям. Более того, царь пришел к убеждению, что такого мудрого и, главное, способного к мистической связи с Господом человека необходимо иметь всегда под рукой. Позднее Грозный писал: "...Для совета в духовных делах и спасения своей души, взял я попа Сильвестра, надеясь, что человек, стоящий у престола Господня побережет душу свою..."

Судя по всему, именно Сильвестр попытался убедить Ивана Васильевича в том, что страшные события весны 1547 года, последовавшие сразу за венчанием на царство, надо понимать как наказание Божие за грехи самого царя, который живет и правит неправедно. И Иван Васильевич согласился, что он обязан покаяться в грехах и начать исполнять свое высочайшее предназначение неуклонно и ревностно.

Возведение "крепости духа"

Влияние, которое оказывал Сильвестр на Ивана Васильевича, было велико. Обычно, правда, говорят о том, какое политическое значение имели советы Сильвестра и как они формировали позицию самого государя. Однако беседы с Сильвестром образовывали у молодого царя и определенную систему религиозных воззрений. Более того, этот религиозный фактор был, судя по всему, немаловажным, что признавал и сам Иван Васильевич: "Так как я знал из Божественного Писания, что подобает без раздумий повиноваться добрым наставникам, и ему, ради совета его духовного, повиновался своей волей, а не по неведению..."

О том, что Сильвестр и его сподвижники стремились сформировать в первую очередь духовный мир Ивана Васильевича, пишет и Андрей Курбский.

#comm#Используя слова Курбского из "Истории о великом князе московском", можно сказать, что Сильвестр с помощью своих сторонников хотел воздвигнуть в религиозном сознании царя "крепость духа".#/comm#

В этом случае интересно понять, каких религиозных убеждений придерживался сам Сильвестр. Об этом нам практически ничего неизвестно, но как считает большинство современных исследователей, Сильвестр был близок к "нестяжателям".

Не истязание тела, но совершенствование духа - так можно кратко сформулировать понимание духовным отцом "нестяжательства", преподобным Нилом Сорским, сути земного пути христианина. И самое главное - все православные мыслители, близкие наследству Нила Сорского, утверждали, что мир творится Христовой Любовью. Именно Любовь называется ими и как важнейшая основа человеческого общежития, и как главное средство социальной политики.

"Крепость духа", которую воздвигал Сильвестр в сознании царя, строилась именно на фундаменте нестяжательского учения. Во всяком случае, во многих речах и делах Ивана Васильевича в первые годы царствования, прослеживаются "нестяжательские" мотивы.

Сильвестр и его сторонники, как и многие русские люди того времени, были также озабочены вопросом - каким должен быть "благочестивый царь", чтобы исполнять обязанности вселенского православного государя?

Надо сказать, что термин "благочестивый царь" не был прерогативой нестяжателей. Но использование его в данном случае оправданно тем, что Андрей Курбский позднее, когда уже бежал из России, все свои обвинения против Ивана IV сводит к одной идее, мол, отказавшись от помощи Сильвестра и его сторонников, Иван Васильевич утерял "благочестие", перестал быть "благочестивым царем". Поэтому, с определенной долей условности, термин "благочестивый царь" можно принять как "нестяжательский" идеал светского правителя.

Сможет ли первый русский царь отвечать идеальным представлениям о "благочестивом царе"? Этот вопрос серьезно волновал Сильвестра и его ближайшее окружение. Поэтому они всячески пытались привить Ивану Васильевичу нестяжательское понимание сути царской власти.

#comm#Об этой, "воспитующей" роли Сильвестра пишет в своем третьем послании Ивану IV Андрей Курбский: "Священник блаженный Сильвестр, видя недуги твои душевные, то язвительными словами осыпал тебя, и порицал, и суровыми наставлениями словно бритвой вырезал твои дурные обычаи... А порой он словно уздой крепкой и поводьями удерживал невоздержанность твою и непомерную похоть и ярость". Видимо, именно таким образом Сильвестр надеялся внушить Ивану Васильевичу понимание его роли, как "благочестивого царя".#/comm#

Судя по всему, Иван Васильевич поначалу поддавался такому влиянию. В своих выступлениях на Соборе 1551 года, названного позднее Стоглавым, Иван Васильевич впервые публично заявил о том, что берет на себя исполнение роли "благочестивого царя" и обратился к участникам Собора с просьбой о помощи в деле укрепления христианской веры и "устроении всего православного хрестьянства". И явным отзвуком учения нестяжателей о Христовой Любви можно признать его слова, сказанные перед открытием Собора: "Молю святейшии отцы мои, аще обретох благодать пред вами, утвердите в мя любовь… (выделено мной. - С.П.)".

Помимо разрешения мировоззренческих проблем молодого царя Сильвестр был крайне озабочен духовным состоянием народа. Именно поэтому в 1550-е годы он написал книгу, ставшую на века олицетворением русского мироустройства - "Домострой".

"Домострой", без преувеличения, выдающееся произведение, в котором определяются правила домашнего устройства, которые касались духовной жизни, отношений внутри семьи и ведения домашнего хозяйства. "Домострой", по мысли автора, должен был помочь русскому человеку правильно вести себя как в государственной, так и в семейной жизни. В нем утверждались глубокая вера в Бога, истинное милосердие, честность, трудолюбие, взаимоуважение. Осуждению подвергались праздность и суетность, пьянство и объедание, клевета и алчность.

"Домострой" открывался небольшим предисловием, в котором Сильвестр призывал с добрым прилежанием нести "любовь всем, живущим по-божески, точно око сердечное, на Бога взирающее". И первые 15 глав посвящались "духовному строению": "Как христианам веровать во святую Троицу", "Как причащаться тайнам Божиим", "Как всей душою Господа возлюбить", "Как почитать отцов духовных". Также в первой своей части книга учила украшению дома святыми образами, говорила о необходимости пребывания в чистоте духовной, повествовала о молитве.

#comm#В "Домострой" Сильвестр включил и главы "о строении мирском" и "строении домовном": правила о том, как надо обращаться с женой и домочадцами, как надо экономно вести домашнее хозяйство.#/comm#

В этих главах как бы регламентировались отношения человека с близкими ему людьми, прежде всего между мужем и женой, затрагивались вопросы воспитания сыновей и дочерей. В составе "Домостроя" имеется глава, названная "Похвала мужьям" или "Слово о добрых женах". Домострой предлагает ряд правил поведения, которые должны соблюдать слуги. Много внимания уделено пище и питью - здесь указывается более 130 кушаний разного рода. Автор "Домостроя" тщательно расписывает "меню" в зависимости от церковных праздников и служб. В результате получилось, что "Домострой" стал не только сводом добрых и мудрых правил поведения человека, но и первой энциклопедией домашнего хозяйства и быта крепкой русской семьи.

Кроме написания "Домостроя", Сильвестр прославился и другими культурно-просветительскими деяниями. Так, вместе со своим сыном Анфимом он устроил мастерские по изготовлению рукописных книг, икон, серебряных изделий. Ученые считают, что первые московские печатные книги, вышедшие в 1550-е годы, то есть до "Апостола" Ивана Федорова, могли быть отпечатаны под руководством именно Сильвестра. Занимался он и литературной деятельностью. Он составил "Похвальное слово" святой княгине Ольге и написал послание царю, в котором рассуждал о правах и обязанностях монарха.

Разрыв и опала

К сожалению, влияние Сильвестра на Ивана Грозного оказалось не столь уж продолжительным. Одной из причин этого стали события марта 1553 года, когда царь заболел столь тяжело, что, ожидая смерти, велел своим приближенным присягнуть на верность малолетнему царевичу Димитрию. Но многие, в том числе и Сильвестр, проявили колебания. Наверное, сомнения Сильвестра и многих других объясняются не только политическими расчетами, но и их религиозно-философскими взглядами. Ведь для мыслителей "нестяжательского" направления духовная роль царского наставника виделась как высшая по отношению к светской власти государя. Кроме того, идея "благочестивого царя" не обязательно должна была связываться с конкретным человеком, в данном случае с Иваном IV.

#comm#Иначе говоря, оказалось, что Сильвестр поставил православную истину выше и отдельно от персоны Ивана IV. #/comm#

Для самого Ивана Васильевича это могло означать лишь одно - не только политическую, но и религиозную измену. Ведь царь все более убеждался в собственной богоизбранности, в совпадении своих помыслов с Божиим Промыслом, а Сильвестр как бы признался в отрицании этого факта.

Вскоре царь выздоровел, но "боярского заговора" не забыл и не простил.

И чем дальше, тем более расходились царь Иван Васильевич и его духовник Сильвестр как в понимании сути царской власти, так и в значимости личности самого Ивана Васильевича. Так начала разрушаться "крепость духа", возводившаяся Сильвестром в сознании царя…

В конце 1550-х годов наступил окончательный разрыв царя с Сильвестром и другим влиятельнейшим членом "Избранной рады" Алексеем Адашевым. В октябре-ноябре 1559 года Сильвестр и Адашев потребовали от царя прекратить бессмысленную на их взгляд войну с Ливонским орденом, начатую царем в январе 1558 года. По мнению царских советников, гораздо большую опасность для России представляло Крымское ханство. В феврале–сентябре 1559 года воевода Дмитрий Адашев, брат Алексея Адашева, совершил победоносный поход в Крым, во время которого были разбиты многие татарские отряды и освобождены русские пленники. Потому Сильвестр и Алексей Адашев указывали государю на необходимость продолжения наступления на Крым. Но эти требования вызвали только гнев и резкий отказ Ивана Васильевича.

#comm#Весной 1560 года Сильвестр вынужден был уехать из Москвы и принять пострижение в Кирилло-Белозерском монастыре под именем Спиридона. #/comm#

Вскоре и Алексей Адашев был отослан в Ливонию. А в августе 1560 года после тяжелой болезни умерла горячо любимая Иваном Грозным его жена Анастасия Романовна. Царь был настолько поражен горем и так к тому времени стал ненавидеть своих бывших советников, что облыжно обвинил Сильвестра и Адашева в смерти царицы, которую они, якобы, уморили с помощью чародейства.

Так закончились благословенные годы "Избранной рады", и начиналось совсем другое время. Впрочем, Алексей Адашев его застать не успел - он умер в январе 1561 года. А вот Сильвестру пришлось еще несколько лет пострадать - его сослали в Соловецкий монастырь, где он и скончался около 1566 года. А по Руси уже гуляла опричнина…

Специально для Столетия

Затем стал священником Благовещенского собора в Московском Кремле . Был связан с митрополитом Макарием .

Во время московского пожара и восстания в 1547 году произнёс обличительную речь в адрес юного Ивана IV (Грозного) , которая была воспринята благосклонно и сделала Сильвестра приближённым царя.

Литературная деятельность

Известны два послания к А. Б. Шуйскому-Горбатому . Ему же приписывается авторство или окончательная редакция «Домостроя» (доподлинно известно о сочинении им 64-й главы этого памятника). Кроме того, Сильвестр написал житие св. княгини Ольги . Он собирал рукописные книги, покровительствовал иконописцам и другим деятелям искусства.

Напишите отзыв о статье "Сильвестр (протопоп)"

Литература

  • Иваницкий В. Русская женщина в эпоху «Домостроя» // Общественные науки и современность. 1995. № 3. - С. 161-172.
  • Усачёв А. С. Сильвестр и житие княгини Ольги // Румянцевские чтения 2009. Историко-культурные традиции и инновационные преобразования в России. Просветительская ответственность библиотек. Ч. 1: материалы международной научной конференции (21-23 апреля 2009 г.). - М., 2009. - С. 246-254.
  • Усачёв А. С. Личность составителя Степенной книги // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2009. № 2 (36). - С. 34-47

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Д. М. Буланин, В. В. Колесов. // Публикации ИРЛИ РАН
  • Н. Пушкарёва. // Энциклопедия «Кругосвет ».

Отрывок, характеризующий Сильвестр (протопоп)

– О, да, отчего ж, можно, – сказал он.
Наташа слегка наклонила голову и быстрыми шагами вернулась к Мавре Кузминишне, стоявшей над офицером и с жалобным участием разговаривавшей с ним.
– Можно, он сказал, можно! – шепотом сказала Наташа.
Офицер в кибиточке завернул во двор Ростовых, и десятки телег с ранеными стали, по приглашениям городских жителей, заворачивать в дворы и подъезжать к подъездам домов Поварской улицы. Наташе, видимо, поправились эти, вне обычных условий жизни, отношения с новыми людьми. Она вместе с Маврой Кузминишной старалась заворотить на свой двор как можно больше раненых.
– Надо все таки папаше доложить, – сказала Мавра Кузминишна.
– Ничего, ничего, разве не все равно! На один день мы в гостиную перейдем. Можно всю нашу половину им отдать.
– Ну, уж вы, барышня, придумаете! Да хоть и в флигеля, в холостую, к нянюшке, и то спросить надо.
– Ну, я спрошу.
Наташа побежала в дом и на цыпочках вошла в полуотворенную дверь диванной, из которой пахло уксусом и гофманскими каплями.
– Вы спите, мама?
– Ах, какой сон! – сказала, пробуждаясь, только что задремавшая графиня.
– Мама, голубчик, – сказала Наташа, становясь на колени перед матерью и близко приставляя свое лицо к ее лицу. – Виновата, простите, никогда не буду, я вас разбудила. Меня Мавра Кузминишна послала, тут раненых привезли, офицеров, позволите? А им некуда деваться; я знаю, что вы позволите… – говорила она быстро, не переводя духа.
– Какие офицеры? Кого привезли? Ничего не понимаю, – сказала графиня.
Наташа засмеялась, графиня тоже слабо улыбалась.
– Я знала, что вы позволите… так я так и скажу. – И Наташа, поцеловав мать, встала и пошла к двери.
В зале она встретила отца, с дурными известиями возвратившегося домой.
– Досиделись мы! – с невольной досадой сказал граф. – И клуб закрыт, и полиция выходит.
– Папа, ничего, что я раненых пригласила в дом? – сказала ему Наташа.
– Разумеется, ничего, – рассеянно сказал граф. – Не в том дело, а теперь прошу, чтобы пустяками не заниматься, а помогать укладывать и ехать, ехать, ехать завтра… – И граф передал дворецкому и людям то же приказание. За обедом вернувшийся Петя рассказывал свои новости.
Он говорил, что нынче народ разбирал оружие в Кремле, что в афише Растопчина хотя и сказано, что он клич кликнет дня за два, но что уж сделано распоряжение наверное о том, чтобы завтра весь народ шел на Три Горы с оружием, и что там будет большое сражение.
Графиня с робким ужасом посматривала на веселое, разгоряченное лицо своего сына в то время, как он говорил это. Она знала, что ежели она скажет слово о том, что она просит Петю не ходить на это сражение (она знала, что он радуется этому предстоящему сражению), то он скажет что нибудь о мужчинах, о чести, об отечестве, – что нибудь такое бессмысленное, мужское, упрямое, против чего нельзя возражать, и дело будет испорчено, и поэтому, надеясь устроить так, чтобы уехать до этого и взять с собой Петю, как защитника и покровителя, она ничего не сказала Пете, а после обеда призвала графа и со слезами умоляла его увезти ее скорее, в эту же ночь, если возможно. С женской, невольной хитростью любви, она, до сих пор выказывавшая совершенное бесстрашие, говорила, что она умрет от страха, ежели не уедут нынче ночью. Она, не притворяясь, боялась теперь всего.

одился 27 января 1952 г. в г. Ленинграде, его мирское имя – Сергей Павлович Лукашенко.

Получил высшее образование в Ленинградском Государственном университете им. А.А. Жданова на факультете прикладной математики и процессов управления. В 1974 г. завершил обучение по специальности прикладная математика.

С 1974 по 1975 гг. являлся инженером одного из ленинградских научно-исследовательских институтов, затем проходил службу в рядах советской армии. Вернувшись в Ленинград, в 1977 г. поступил в конструкторское бюро. С 1979 г. работал на кафедре высшей математики Горного института г. Ленинграда.

В 1983 г. 21 сентября был рукоположен в сан диакона Митрополитом Иоанном (Венландом) и с этого времени служил диаконом Федоровского кафедрального собора г. Ярославля.

Осенью 1984 г. был назначен настоятелем Яковлевского храма г. Ярославля. 26 ноября того же года владыкой Иоанном награжден камилавкой.

10 февраля 1986 г. стал настоятелем храма Бориса и Глеба с. Борисоглебский Погост Угличского района.

Весной 1986 г., во вторник Страстной седмицы принял монашеский постриг с наречением имени Сильвестр, в честь преп. Сильвестра Обнорского (память 8 мая). Пострижение совершил Высокопреосвященнейший Платон, Архиепископ Ярославский и Ростовский в кафедральном Федоровском соборе.

Весной 1988 г. Святейшим Патриархом Пименом был награжден наперсным крестом.

Ко дню св. Пасхи 1990 г. − возведен в сан игумена.

В 1990 г. был назначен настоятелем Успенского собора г. Ростова и благочинным Ростовского округа. В том же году стал главным редактором вновь возрожденной газеты «Ярославские епархиальные ведомости».

Успенский собор – бывший кафедральный храм Ярославской епархии и древнейший храм Ростова – стал первым местом служения о. Сильвестра на Ростовской земле. В должности настоятеля собора он много сделал для сохранения и восстановления, укрепления и украшения этого уникального храма, который является средоточием древних святынь Ростова Великого.

С осени 1990 г. духовно окормлял Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, подготавливая его возвращение Русской Православной Церкви. На св. Пасху, 7 апреля 1991 г., провел первое богослужение в Спасо-Яковлевском монастыре. 4 июня 1991 г. участвовал в передаче из музея в монастырь мощей святителя Димитрия Ростовского.

В 1994 г., с 15 марта по 19 апреля, являлся штатным священником Федоровского собора г. Ярославля.

19 апреля 1994 г. был назначен настоятелем храма Андрея Стратилата с. Сулость Ростовского района. Немалых трудов потребовало восстановление храма, воспитание церковной общины и налаживание подсобного хозяйства. Ныне приход с. Сулость − один из самых известных в округе.

Церковь св. Андрея Стратилата возобновлена во всей красе. Иконы для иконостаса написаны в древнерусском стиле. В этом светлом просторном храме – особая атмосфера, соответствующая духовному настрою его настоятеля. Храм пронизан светом, в нем царят истинная любовь, духовная радость и душевный покой. И он всегда полон людьми, которые приезжают сюда даже издалека.

К празднику св. Пасхи, 7 мая 1997 г., Святейшим Патриархом Алексием II удостоен правом ношения палицы. Ко дню св. Пасхи 2000 г., за усердие и труды на благо Святой Церкви, награжден крестом с украшениями.

С 1 января 2003 г. архимандрит Сильвестр был назначен благочинным приходских церквей Ростовского округа. Спустя месяц стал благочинным монастырей Ярославской епархии.

15 марта 2003 г. Высокопреосвященнейшим Кириллом, Архиепископом Ярославским и Ростовским возведен в сан архимандрита. 1 июня 2003 г. − определен духовником Спасо-Яковлевского монастыря.

В 2010 г. занял должность Председателя церковного суда Ярославской епархии. Является членом Епархиального совета.

Служение отца Сильвестра не ограничивается епархиальными пределами. Его многогранная и разносторонняя деятельность принесла ему поистине всероссийскую известность.

В июне 1999 г. он стал одним из организаторов и участников уникальной духовной акции – крестного лета над Россией, посвященного 2000-летию Рождества Христова и совершенного по благословению Святейшего Патриарха Алексия. Это был настоящий «крестный ход в небе» – самолет МЧС Ан-74, на время обращенный в символическую часовню, облетел всю нашу страну по периметру ее границ. На борту самолета находились иконы, во время всего полета не прекращалась молитва. Небесный крестный лет над Россией продолжался неделю, а начался он в день Всех святых, в земле Российской просиявших.

Архимандрит Сильвестр является духовником сборной России по не олимпийским видам спорта , выступающей на Всемирных играх. Подобно Олимпийским играм, - это международное спортивное мероприятие, объединяющее спортсменов самого высокого ранга. Отцу архимандриту особенно нравятся единоборства, так как он сам - обладатель черного пояса Тэквон-До ATF.

В качестве духовного наставника он сопровождает российскую сборную на ответственных международных соревнованиях. Как говорит отец Сильвестр, беседы и молебны помогают и в победах, и в создании настоящего командного духа. Особенно знаменательными оказались Первые всемирные игры боевых искусств, которые проходили в 2010 г. в Пекине и увенчались полной победой Российской сборной.

Отец Сильвестр - духовный наставник Российского Союза боевых искусств , духовник и член экспертного совета Фонда социально-экономической реабилитации сотрудников и ветеранов спецслужб и правоохранительных органов, действительный член Международной академии экономической безопасности.

С 2010 г. о. Сильвестр является членом этического комитета при Федеральном государственном учреждении «Российский научный центр восстановительной медицины и курортологии Минздравсоцразвития России» (ФГУ «РНЦ ВМиК»), которое является головным научно-практическим и лечебным учреждением Российской Федерации по проблемам восстановительной медицины, медицинской реабилитации, физиотерапии и курортологии.

Отец архимандрит курирует различные научные и просветительские проекты. По его предложению в 2011 г. в Спасо-Яковлевском монастыре была организована международная научная конференция «Ростов Великий - имена, события, судьбы: великокняжеские, царские и знатные рода России в истории города».

Батюшка – один из творческих вдохновителей и инициаторов различных фестивалей, концертов, выступлений для детей на Рождество и Пасху.

В октябре 2011 г., вместе с творческой группой тележурналиста Аркадия Мамонтова, о. Сильвестр принял участие в работе над документальным фильмом «Пояс Богородицы», рассказывающем о великой святыне Ватопедского монастыря на Афоне и других знаменательных реликвиях Святой Горы.

Афон называют земным уделом Пресвятой Богородицы. Там 20 древних обителей, и все они Богородичные. Только в Ватопедском монастыре – семь чудотворных икон Божией Матери, самая почитаемая – Ватопедская. Список с нее хранится в Ростовском Спасо-Яковлевском монастыре и тоже является чудотворным образом.

Главным спортивным событием 2012 г. стали XXX летние Олимпийские игры, которые проходили в Лондоне с 27 июля по 12 августа. Официальным членом делегации России на Олимпийских играх стал архимандрит Сильвестр. Уже несколько лет он является духовником Российской сборной по неолимпийским видам спорта, сопровождая ее на Всемирных играх. В нынешнем году духовная помощь о. Сильвестра распространилась на российских спортсменов-олимпийцев.

Его работа на Олимпиаде была сложна и ответственна. Она заключалась в служении ежедневных молебнов о призвании помощи Божией, в участии в отправлении литургий, в напутственных беседах со спортсменами и тренерами, в преподании пастырского благословения, в присутствии на соревнованиях, в сугубых молитвах.

Духовник олимпийской сборной вернулся на родину // Сайт Ярославской государственной телевизионной и радиовещательной кампании http://yaroslavl.rfn.ru 15.08.2012

По материалам сайта Православие и мир.ru, публикация от 31 июля 2012 г. // Ярославские епархиальные ведомости. 2010 г., январь. № 223. С. 8-10.

Карцев А. «Патриотизм основывается на создании» [Интервью с духовником Спасо-Яковлевского монастыря архимандритом Сильвестром] // Ростовский вестник. 2006 г., 27 апреля. № 32.

СИЛЬВЕСТР (ум. 1566) СИЛЬВЕСТР (ум. 1566)

СИЛЬВЕ́СТР (умер около 1566), русский политический деятель, публицист. Родом из зажиточных новгородцев, Сильвестр был священником в Новгороде, с 1540-х годов служил в Благовещенском соборе (см. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР) Московского Кремля. В дни Московского восстания (1547) произнес обличительную речь, в которой порицал поведение молодого царя Ивана IV Грозного. Этот эпизод произвел впечатление на царя, он приблизил к себе Сильвестра, который стал пользоваться влиянием при дворе. Сильвестр стал одним из руководителей правительства Избранной рады. Он был близок двоюродному брату Ивана IV Владимиру Андреевичу Старицкому, с 1553 постепенно сближался с боярскими группировками, которые были недовольны возвышением клана Захарьиных. В 1560 году Сильвестр был удален от двора, постригся в монахи и жил в северных монастырях. По своим воззрениям он был близок к нестяжателям. Сильвестр был автором публицистических сочинений (посланий), в которых излагал свои взгляды на права и обязанности государя, правительства, церкви. Он отредактировал и дополнил «Домострой». Сильвестр собирал рукописные книги, поощрял иконописание, руководил росписью царских палат в Кремле.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "СИЛЬВЕСТР (ум. 1566)" в других словарях:

    - (? ок. 1566), священник московского Благовещенского собора с конца 1540 х гг. Оказывал большое влияние на Ивана IV с 1547. Член Избранной рады. С 1560 в опале, постригся в монахи. Автор особой редакции Домостроя и мн. посланий. Собирал рукописные … Русская история

    - (? около 1566), священник московского Благовещенского собора с конца 1540 х гг. Был близок к царю Ивану IV (с 1547). Член Избранной рады. Автор особой редакции Домостроя и многих посланий. С 1560 в опале, постригся в монахи … Современная энциклопедия

    - (? ок. 1566) священник московского Благовещенского собора с кон. 1540 х гг. Оказывал большое влияние на Ивана IV с 1547. Член Избранной рады. Автор особой редакции Домостроя и многих посланий. С 1560 в опале, постригся в монахи … Большой Энциклопедический словарь

    Сильвестр \(Спиридон\), священник Благовещенского собора - Сильвестр (в иноках Спиридон) (ум. до 1577) – священник Кремлевского Благовещенского собора, автор посланий, Жития княгини Ольги, автор или составитель «Домостроя», владелец келейной библиотеки. Едва ли о каком деятеле XVI в. высказывались в… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

    Сильвестр священник московского Благовещенского собора, политический и литературный деятель XVI века. Происхождение его нам неизвестно; первое упоминание о нём в Царственной книге относится к 1541 году, когда он будто бы ходатайствовал об… … Биографический словарь

    Сильвестр (умер около 1566), русский политический деятель и писатель 16 в. Родом из зажиточных новгородцев, был священником в Новгороде, с 1540 х гг. ‒ в Благовещенском соборе Московского Кремля. В дни Московского восстания 1547 С. произнёс… … Большая советская энциклопедия

    I (? 1123), игумен Михайловского Выдубецкого монастыря, с 1118 епископ Переяславля (южного); писатель. Будучи близок к Владимиру Мономаху, играл видную роль в церковных и политических делах Древнерусского государства. Один из составителей… … Энциклопедический словарь

    Иван IV и протопоп Сильвестр во время большого московского пожара 24 июня 1547 года (Павел Плешанов, 1856 год) … Википедия

    Сильвестр - (в монашестве Спиридон) (? ок. 1566) священник Благовещенского соб. в Кремле, писатель. Родом из зажиточных новгородцев, был священником в Новгороде. С 1540 х гг. в Москве. С. имел большое влияние на молодого Ивана IV (Грозного). В 1547 во время… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Священник московского Благовещенского собора, политический и литературный деятель XVI в. Происхождение его нам неизвестно; первое упоминание о нем в Царственной книге относится к 1541 г., когда он будто бы ходатайствовал об освобождении князя… … Большая биографическая энциклопедия