Банк развития и внешнеэкономической деятельности рф. ВЭБ собирается вступить в ассоциацию региональных банков «Россия»

Внешэкономбанк (полное название: Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», также часто используется аббревиатура ВЭБ) – особый государственный институт, не являющийся банком в буквальном значении этого слова, так как не владеет банковской лицензией. Деятельность ВЭБа регулируется федеральным законом «О банке развития» (№ 82-ФЗ от 17 мая 2007 года). Предшественник корпорации был создан в 1922 году как Российский коммерческий банк, позже был преобразован в Банк для внешней торговли СССР (Внешторгбанк СССР), а в 1987-м – в Банк внешнеэкономической деятельности СССР, под этим названием и существовал вплоть до 2007 года.

ВЭБ отвечает за три основных направления работы:

– Банк развития. Финансирует крупные инвестиционные проекты, направленные на устранение инфраструктурных ограничений экономического роста. При этом ВЭБ не конкурирует с коммерческими кредитными организациями, принимая участие только в тех проектах, которые не смогли получить достаточное частное финансирование. В рамках этого направления Внешэкономбанк предоставляет кредиты , гарантии и поручительства по проектам со сроком окупаемости более пяти лет и стоимостью более 2 млрд рублей . В 2012 году кредитный портфель Банка развития превысил 500 млрд рублей.

– Агент правительства. ВЭБ выступает в качестве агента правительства по работе с внешним долгом, а также предоставляет и исполняет государственные гарантии. Кроме того, ВЭБ выступает в качестве Государственной управляющей компании по управлению средствами пенсионных накоплений граждан России (так называемые средства молчунов, то есть граждан, не изъявивших желание перевести их в негосударственные компании).

– Поддержка финансовой системы России. Внешэкономбанк рефинансирует внешнюю задолженность российских компаний, не справляющихся с погашением долгов из-за кризиса. Также ВЭБ предоставляет субординированные кредиты банкам и компаниям. Во время острой фазы финансового кризиса осуществлял стабилизацию и поддержку фондового рынка.

Внешэкономбанку принадлежит несколько коммерческих банков, в том числе полученных им во время финансового кризиса в 2008–2009 годах. В группу Внешэкономбанка входят банк «Глобэкс», МСП Банк, Связь-Банк, Росэксимбанк, Белвнешэкономбанк (Белоруссия) и Проминвестбанк (Украина).

Кроме того, в группу включены следующие компании:

– «ВЭБ-Инжиниринг» – управление проектами в отраслях реальной экономики;

– «ВЭБ Капитал» – управление активами и инвестиционный анализ, брокерская и дилерская деятельность;

– «ВЭБ-Лизинг» – лизинговые услуги;

– «ВЭБ-Инновации» – финансовая поддержка проектов «Сколково»;

– Российский фонд прямых инвестиций – привлечение зарубежных инвесторов;

– Федеральный центр проектного финансирования – финансово-экономическая экспертиза проектов, подготовка ТЭО и консультирование органов власти;

– Экспортно-страховое агентство России – страхование экспортных операций;

– Корпорация развития Северного Кавказа – привлечение инвесторов и участие в реализации производственных и инфраструктурных проектов в Северо-Кавказском федеральном округе;

– Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона – участие в инвестиционных проектах в регионе.

Внешэкономбанк не собирается останавливаться на достигнутом. Казалось бы, ещё совсем немного времени прошло после известий о том, что ВЭБ планирует сократить вдвое число сотрудников - до 1 тыс. человек в 2018 году. Теперь стало известно, что в следующем году от этой цифры останется лишь половина - 500 сотрудников.

Что же случилось с ВЭБом, гордо называющим себя госкорпорацией?

О том, что Внешэкономбанк сократит в следующем году половину сотрудников от тех, что останутся после первой волны увольнения в 2018 году, рассказали РБК несколько источников. Основной мотив - кадровая оптимизация. Любопытно, на какие же целевые показатели по сотрудникам выйдет в дальнейшем Внешэкономбанк? И что станет с огромным зданием на проспекте Академика Сахарова в Москве? Ведь если действительно столько работников покинут институт развития, то штаб-квартира заметно опустеет.

Global Look Press/Anton Belitsky

Пресс-служба ВЭБа на запрос сайт сообщила, что проводится комплексная внутренняя трансформация для повышения эффективности работы Внешэкономбанка.

«Сокращаются избыточные функции, непрофильное имущество, проводятся мероприятия по оптимизации штатной численности. Текущий план предусматривает сокращение численности банка в 2018 году до 1000 человек», - пояснили в пресс-службе.

Цель данной трансформации - сделать ВЭБ самым эффективным инвестиционным институтом развития. А для этого он должен стать более компактным, мобильным, ориентированным на высокие стандарты инвестиционной деятельности.

При этом в пресс-службе не подтвердили, но и не опровергли данные о планах по оптимизации штата на 2019 год.

Между тем, по данным РБК, сотрудники, которые покинут ВЭБ в этом году, смогут претендовать на пять окладов, а также на премию по итогам 2017 года, если они ещё не успели её получить. Также не исключено, что премиальные выплаты им будут осуществляться и за первое полугодие 2018-го.

В ВЭБе не раз говорили, что меняют подход к ведению бизнеса, меняется сама структура института развития, сокращаются функции, которые в настоящее время избыточны для госструктуры.

Новая метла

Бывший первый вице-премьер Игорь Шувалов, не вошедший в новый состав кабинета министров Дмитрия Медведева, в мае был переведён в ВЭБ на должность председателя государственной корпорации. Он сменил на посту известного управленца и выходца из Сбербанка Сергея Горькова, возглавившего ВЭБ в 2016 году, когда, по мнению экспертов, для Внешэкономбанка сложилась кризисная ситуация. К середине 2015 года размер проблем ВЭБа оценивался в 1,5 трлн рублей. Основными причинами стали убытки по выданным кредитам ряду российских и украинских инвесторов под покупку промышленных активов на Украине, главным образом в Донбассе, на сумму 561 млрд рублей и кредитам на подготовку Олимпийских игр - 2014 в Сочи на 240 млрд.

Сразу после своего прихода Горьков создал команду из 50 человек, которая должна была реформировать ВЭБ. Также был подготовлен проект новой стратегии развития до 2021 года. Так, предполагалось избавиться от большинства дочерних структур в РФ и от всех зарубежных дочерних банков. Внешэкономбанк планировал сосредоточиться на инвестициях в инфраструктуру, промышленные проекты и поддерживать экспортные проекты российских компаний.

kremlin.ru

Однако теперь ВЭБ - это Шувалов. Вместе с ним в новую команду вошёл бывший глава банка «Российский капитал» Михаил Кузовлёв, заняв должность первого зампреда госкорпорации. Также к нему присоединились выходцы из аппарата правительства Юрий Газарян, Марина Романова и Константин Чагай, став зампредами. Как отмечает РБК, не исключено, что новым зампредом может стать и пресс-секретарь Дмитрия Медведева Наталья Тимакова. Кроме того, есть вероятность, что «ВЭБ Капитал» возглавит глава департамента жилищного обеспечения Минобороны Сергей Пирогов.

Но именно с приходом Шувалова связано вполне себе реальное сокращение штата. ВЭБ в 2017 году на выплаты сотрудникам направил 7,1 млрд рублей, также дополнительно 500 млн рублей ушли на соцвыплаты. При этом расходы на вознаграждение членам правления вместе с премиями равнялись 757 млн рублей.

Примечательно, что именно ВЭБ был выбран ключевым инструментом для реализации новых майских указов Владимира Путина. Таким образом, перед госкорпорацией стоит нелёгкая задача. ВЭБ, увеличивающий свои убытки ежегодно, теперь ещё будет локомотивом российской экономики, которая, как нам обещали, войдёт в топ-5 мировых в скором времени.

Между тем Внешэкономбанк готовится просить о новой порции денег, необходимых для реализации поставленных задач. Как сообщает Bloomberg, в течение пяти лет госкорпорация может рассчитывать на 1 трлн рублей. Эти средства покроют расходы по субсидированию процентной ставки на реализацию инфраструктурных проектов.

Также, по информации агентства, ВЭБ планирует, что кабмин установит график погашения задолженности и закрепит это документарно.

ВЭБ сейчас

По мнению Шувалова, Внешэкономбанк сейчас находится в неплохом состоянии. Госкорпорация должна приобрести настоящий «смысл развития» и вписаться в повестку, которая была объявлена майским указом.

Шувалов отметил, что команда под руководством Горькова решала самые сложные проблемы, которые были накоплены за предыдущие годы. Однако ещё немало проблем осталось решить нынешним управленцам ВЭБа.

vk.com/vnesheconombank

Убыток ВЭБа в 2017 году превысил 287 млрд рублей, что более чем в 2,5 раза выше, чем по итогам 2016 года (111,9 млрд). При этом субсидии государства в 2017 году были сокращены до рекордно низкой суммы в 19 млрд рублей, тогда как в 2016 году Внешэкономбанк получил от правительства 212 млрд.

Путин на встрече с Шуваловым 24 мая, когда предложил ему возглавить ВЭБ, сообщил, что для того, чтобы институт развития стал именно таким, его нужно поддерживать и докапитализировать. Со своей стороны Шувалов поблагодарил президента за доверие и пообещал, что он и его команда не подведут. А учитывая былые заслуги и политико-экономический вес Шувалова, сейчас появилась надежда на светлую полосу в жизни ВЭБа. Что же, посмотрим, как всё будет развиваться.

Имея представление о том, как функционируют многие государственные компании, становится понятно, почему новое руководство ВЭБа пошло по стопам Московской Биржи и Сбербанка: помимо очистки баланса от проблемных активов, необходимо провести реформу организационной структуры и сократить расходы на неэффективно работающий персонал. В 2017 году организация получила убыток в 287,7 млрд рублей, а если менеджмент хочет превратить ВЭБ в ключевой инструмент реализации майского указа и платформу для институтов развития, то текущие действия вполне разумны.

Павел Щипанов

руководитель группы анализа и исследований ICBF

Понятно, что с приходом Шувалова ВЭБ поменяет свою функцию. Он станет основным банком для различных проектов развития. Насколько сейчас известно, новая структура должна обеспечить финансирование и координацию Российского экспортного центра, агентства «Дом.РФ», Корпорации МСП, Фонда развития моногородов, Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) и Российской венчурной компании (РВК). Новые задачи требуют и изменения структуры банка, существенного сокращения издержек, тем более в прошлом году ВЭБ показал убыток в 287 млрд рублей. Многое будет зависеть от того, удастся ли Шувалову привлечь дополнительные ресурсы и, главное, дешёвые ресурсы в виде докапитализации. Важно, как в дальнейшем будет построена работа с Центробанком и Минфином. Учитывая вес и влияние Шувалова, можно предположить, что планы его реализуются.

Иван Капустянский

ведущий аналитик Forex Optimum

Внешэкономбанк - специфическое кредитное учреждение. Как национальный банк развития ВЭБ способствует долгосрочному экономическому развитию России, в первую очередь за счёт поддержки промышленности высоких переделов и проектов в высокотехнологичной сфере, экспорта и развития инфраструктуры, обеспечивающей рост экономики страны. В рамках меморандума о финансовой политике, подготовленного после прихода в ВЭБ Шувалова и Кузовлёва, подчёркивается, что сохраняется положение о том, что прибыль не является целью Внешэкономбанка. Одним из важнейших принципов вхождения ВЭБа в различные проекты является безубыточность, однако могут быть и исключения. Такие исключения могут быть сделаны для отдельных проектов в рамках реализации президентского майского указа. По таким проектам должно получаться специальное решение наблюдательного совета. Стратегия развития банка на 2016–2021 годы подразумевает три этапа: антикризисное управление (2016), трансформация (2017–2018) и развёртывание (2019–2021). В рамках этапа «трансформация» производятся в том числе и кадровые изменения. Кроме того, ВЭБу понадобятся докапитализация и иные меры для сохранения здорового баланса и достижения декларативных целей, в том числе и по майским указам.

Александр Егоров

валютный стратег TeleTrade

Если план по сокращению штата будет реализован, то можно рассчитывать, что у ВЭБа есть шансы на сильные позиции инвестиционной организации с высоким авторитетом на рынке, где все задачи будут решаться максимально эффективно. То есть тут, скорее всего, можно ждать улучшения автоматизации процессов, электронного документооборота, прозрачность и простоту предлагаемых услуг без широкой развилки. Ещё в конце 2016 года менеджментом ВЭБа была презентована новая стратегия развития банка до 2021 года. Для улучшения баланса планировали избавиться от большинства дочерних структур в России и от зарубежных дочерних банков и сосредоточиться на инвестициях в инфраструктуру, промышленные проекты высоких переделов, а также в поддержку экспортных проектов российских компаний. Уже сейчас для решения поставленных задач объёма персонала меньше на 50% должно хватать. Кроме того, сокращение рабочего штата - это шаг к повышению эффективности работы ВЭБа. Западная модель, при которой каждый будет стараться быть максимально полезным на занимаемой позиции. ВЭБу, для того чтобы пойти на траекторию роста в условиях санкционного давления, нужно пройти через потери. То есть максимально сократить штат, пересмотреть и усовершенствовать бизнес-процессы, сократить избыточные функции. Смену руководства уже сейчас можно назвать мощным шагом для будущего ВЭБа, и это позволит Внешэкономбанку стать опорным институтом развития с сильной инвестиционной экспертизой и реализует майский указ президента.

Мария Сальникова

ведущий аналитик «Эксперт плюс»

Возглавить Внешэкономбанк (ВЭБ). Тот ответил согласием.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об этой организации.

"Банк развития и внешнеэкономической деятельности" (Внешэкономбанк, ВЭБ) - государственная корпорация развития. Главное направление деятельности - финансирование крупных инвестиционных проектов. Банковской лицензии не имеет.

История

ВЭБ ведет свою историю от созданного 18 августа 1922 года в начале проведения новой экономической политики (НЭП) Российского коммерческого банка. Он был организован как концессия шведским финансистом Улофом Ашбергом. 7 апреля 1924 года учреждение было преобразовано в Банк для внешней торговли СССР. 17 июля 1987 года постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР он был переименован в Банк внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанк СССР), носил это название до 2007 года.

В советское время кредитная организация проводила расчеты по экспортно-кредитным операциям, руководила сетью заграничных банков. 2 января 1992 года Внешэкономбанк фактически объявил дефолт по внешним обязательствам СССР на сумму около $8 млрд. 13 января 1992 года Президиум Верховного Совета РСФСР решил сохранить ВЭБ и закрепил за ним новую функцию - обслуживание внешнего долга СССР. При этом учреждение не получило лицензии Центробанка и начало действовать на основании отдельных нормативных актов.

Основная часть внешнего долга СССР была погашена в 2006 году. К тому времени у ВЭБ появилась новая функция: он стал управляющей компанией по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений (согласно федеральному закону от 24 июля 2002 года "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" и постановлению правительства РФ от 22 января 2003 года). 17 мая 2007 года президент РФ Владимир Путин подписал закон "О банке развития", в рамках которого Внешэкономбанк СССР был преобразован в госкорпорацию Внешэкономбанк.

До 2019 года ВЭБ распоряжается накопительной частью пенсий граждан, которые не перевели ее в негосударственные пенсионные фонды или частные управляющие компании (так называемых молчунов).

В 2014 году против ВЭБ и других крупных российских госкорпораций в связи с ситуацией на Украине были введены секторальные санкции США, Канады, Евросоюза, Швейцарии и Японии. Они предусматривают запрет на средне- и долгосрочное кредитование, операции с новыми выпусками ценных бумаг.

Задачи

После преобразования в госкорпорацию в 2007 году главной задачей организации стало создание условий для экономического роста и стимулирование инвестиций, финансирование крупных проектов, деньги на которые по каким-либо причинам не могут выделять крупные банки. В частности, ВЭБ был кредитором строительства инфраструктуры для зимних Олимпийских игр Сочи (в них банк инвестировал почти 170 млрд руб.), агентом по реализации антикризисных мер.

Показатели

Уставный капитал Внешэкономбанка формируется по решению правительства за счет имущественных взносов РФ или за счет прибыли корпорации. Его размер на 31 декабря 2017 года - 395,7 млрд руб.

Активы ВЭБ по состоянию на 30 сентября 2017 года составляли 3 трлн 376 млрд руб., кредитный портфель - 1 трлн 784 млрд руб. Объем доходов от основной деятельности за 2016 год - 171,4 млрд руб. (за 2015 год - 232,1 млрд руб, снижение на 26%).

Доходность вложения средств пенсионных накоплений ВЭБ в 2016 году составила 10,53% годовых (почти в два раза выше показателя годовой инфляции в России, 5,4%). Всего ВЭБ управляет пенсионными накоплениями 52 млн россиян - их объем составляет 1,82 трлн руб.

Инвестиционные проекты

К 1 января 2018 году ВЭБ участвовал в финансировании 198 инвестиционных проектов общей стоимостью 4,9 трлн руб., из них доля ВЭБ составила 2,3 трлн руб.

Среди крупнейших инвестиционных проектов за время деятельности ВЭБ (за исключением объектов Олимпийских игр в Сочи): строительство химического завода "Аммоний" в Менделеевске (Татарстан, доля ВЭБ - около 120 млрд руб.); Богучанского алюминиевого завода (доля банка - 47,2 млрд руб.); Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге (25 млрд руб.); Уренгойской ГРЭС (21,3 млрд руб.), комплекса наливных грузов в порту Усть-Луга (23,6 млрд руб.).

Крупнейшие проекты за пределами РФ - строительство третьего энергоблока Экибастузской ГРЭС-2 в Казахстане (доля ВЭБ - 12 млрд руб.) и модернизация нефтеперерабатывающей промышленности Республики Сербской (Босния и Герцеговина, - порядка 35 млрд руб.). В мае 2017 года ВЭБ утвердил выделение 38 млрд руб. на поставку новых вагонов Московскому метрополитену.

В 2010 году ВЭБ принял программу инвестиций в проекты строительства ипотечного жилья общим объемом 250 млрд руб.

Представительства и состав

Основное здание банка находится в Москве (пр. Академика Сахарова, 9). Банк имеет представительства в семи городах России, а также в США, Великобритании, Италии, Германии, ЮАР, Индии, Китае, Франции и Швейцарии.

В группу ВЭБ входят ряд российских банков: Росэксимбанк, Связь-Банк, Глобэксбанк, а также Банк БелВЭБ (Белоруссия) и Проминвестбанк (Украина). В составе ВЭБ также ряд инжиниринговых, инвестиционных, лизинговых и девелоперских компаний: "Эскар", "Российский экспортный центр", "ВЭБ Капитал", "ВЭБ Лизинг", "ВЭБ Инновации", "ВЭБ Инжиниринг", "Фонд развития дальнего Востока", "Фонд развития моногородов", "Федеральный центр проектного финансирования" и др.

Численность сотрудников группы ВЭБ - 17,5 тыс. человек.

Руководство

Председатель наблюдательного совета ВЭБ - премьер-министр Дмитрий Медведев. Экспертный совет возглавляет президент Московской школы управления "Сколково" Андрей Шаронов.

Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» – национальный банк развития, один из крупнейших российских финансовых институтов. Основан в 1924 году, с 2007 года действует на основании специального федерального закона о Банке развития. Высшим органом управления является наблюдательный совет, которым руководит Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев. Согласно Стратегии развития до 2021 года, ВЭБ в своей работе сосредоточится на финансировании проектов высоких переделов в промышленности; развитии инфраструктуры; поддержке несырьевого экспорта; содействии процессу перевода оборонных технологий в гражданские; поддержке инноваций и проектов Национальной технологической инициативы. Штаб-квартира - в Москве на проспекте Академика Сахарова.

Председатели

  • Таратута Виктор Константинович (1924-1926)
  • Данишевский Карл Христианович (1926-1928)
  • Сванидзе Александр Семёнович (1930-е гг)
  • Чернышёв Павел Михайлович (1940-е гг)
  • Коровушкин Александр Константинович (1950-1955)
  • Назаркин Константин Иванович (1955-1960)
  • Свешников Мефодий Наумович (1961-1970)
  • Иванов Юрий Александрович (1970-1987)
  • Московский Юрий Сергеевич (1987-1992)
  • Полетаев Юрий Владимирович (1992-1993)
  • Рюмин Валерий Павлович (22 - 28 декабря 1993)
  • Носко Анатолий Петрович (28 декабря 1993 / 14 июня 1994 - 8 февраля 1996)
  • Ачкасов Андрей Иванович (1996)
  • Костин Андрей Леонидович (18 октября 1996 - 10 июня 2002)
  • Чернухин Владимир Анатольевич (10 июня 2002 - 27 мая 2004)
  • Дмитриев Владимир Александрович (с 27 мая 2004)
  • Горьков Сергей Николаевич (с февраля 2016)

Собственники

Внешэкономбанк на 100 % принадлежит Российской Федерации.

Показатели деятельности

2017: Рост убытка до 287 млрд руб

Убыток госкорпорации Внешэкономбанк по итогам 2017 года по МСФО составил 287,7 миллиарда рублей против 111,9 миллиарда рублей убытка годом ранее, сообщил первый зампред ВЭБа Николай Цехомский .

ВЭБ ожидал убыток в 2017 году и прогнозировал, что он будет меньше заложенных в плане 305 миллиардов рублей, несмотря на создание резервов по украинскому Проминвестбанку .

Соглашение предусматривает долгосрочное и эффективное партнерство в реализации проектов с использованием технологии распределенного реестра и платформы Ethereum, формирование экспертного сообщества по платформе Ethereum, а также совместную разработку и проведение образовательных программ для подготовки специалистов в области распределенных реестров и платформы Ethereum на базе Центра компетенций блокчейн Внешэкономбанка.

Основные задачи Центра - накапливать компетенции и знания об инновационных технологиях, развивать платформы для их использования в государственных организациях, обучение и популяризация. Это первый в России центр таких компетенций, основным потребителем его услуг должны стать отечественные госкомпании и органы власти. Таким образом, Россия становится важным игроком в сфере развития блокчейна в мире.

Центр будет располагаться в Москве на территории НИТУ «МИСиС ». Его открытие запланировано на сентябрь 2017 г. Разработчики платформы Ethereum будут работать в режиме коворкинга с сотрудниками Центра компетенций.

Финансирование нанотехнологий и блокчейн

Внешэкономбанк планирует запустить в 2017 году площадку для построения цифровой экономики и внедрения новых бизнес-процессов . Об этом заявил советник председателя ВЭБа Владимир Демин. ВЭБ намерен внедрить технологию блокчейн в систему государственной регистрации, здравоохранения и нефтедобывающую промышленность.

«По факту ВЭБом создаётся большой центр компетенций, для поддержки стартапов инвестициями, экспертизой, разработкой и внедрением. Очень большая и сложная задача по аккумуляции экспертов в едином пространстве, - рассказывает В.Демин. - Среди уже озвученных участников: Waves , Bitfury , Consensys ».

Задача консалтингового ресурса обеспечить миграцию бизнес-процессов на блокчейне в связке с разработчиками. Филиал центра компетенций также будет открыт в Новосибирске .

Ранее сообщалось, что Внешнеэкономбанк до 2021 года планирует поддержать высокотехнологичные проекты путем предоставления среднесрочных, долгосрочных и синдицированных кредитов, чья сумма будет колебаться от 10 млн до более чем 500 млн рублей. Доля ВЭБа составит от 30% до 70 %.

Стратегия работы Внешнеэкономбанка направлена на развитие платформ на основе блокчейна , цифровой экономики и нейротехнологий . В основе этого лежат конвергентные технологии как процесс из пяти взаимопроникающих групп технологий: нано-, био-, инфо-, когно- и социогуманитарных.

Серьезным шагом вперед для России стала разработанная в 2011 году президентская инициатива «Стратегия развития наноиндустрии». Она дала импульс для создания и внедрения новейших достижений науки и техники в сфере банковских технических и финансовых операций. Так, развитие технологии блокчейн подразумевает упразднение в будущем управленцев в сфере банковской системы.
Прямая поддержка государства даст возможность компании занять место в пятерке лидеров глобального суперкомпьютерного рынка, считает Всеволод Опанасенко , генеральный директор «Т-Платформы». «Благодаря участию в нашем проекте Внешэкономбанка мы получаем возможность радикально увеличить инвестиции в собственные разработки, что позволит нам сконцентрироваться на создании технологий, которые будут определять развитие отрасли через 3-5 лет», - добавляет он.

Внешэкономбанк оказывает поддержку инвестиционным проектам, являющимся приоритетными для развития экономики, но не получающим необходимых ресурсов со стороны частного сектора. К приоритетным направлениям относятся и суперкомпьютерные технологии. Выступая на заседании совета ВЭБа, премьер-министр Владимир Путин отметил, что суперкомпьютеры могут быть востребованы в целом ряде отраслей, в частности, энергетике и космосе.

2009: Правительство разрешило ВЭБу инвестиции в ИТ

В конце 2009 г. правительство внесло в меморандум о финансовой политике Внешэкономбанка изменения, разрешающие банку инвестиции в стратегические компьютерные технологии, программное обеспечение и информационно-коммуникационные системы. Ранее приоритетами ВЭБа были авиастроение, ракетно-космический комплекс, судостроение, электронная промышленность, атомная промышленность, транспортное, специальное и энергетическое машиностроение, металлургия, деревообрабатывающая промышленность, оборонно-промышленный комплекс и агропромышленный комплекс.

Информационные технологии

2017: 6 проектов на базе блокчейна

Внешэкономбанк реализует 6 проектов на базе технологии блокчейн , заявил в ноябре 2017 года в рамках интервью ТК "Россия 24" председатель ВЭБ Сергей Горьков .

ВЭБ реализует 6 блокчейн-проектов в самых разных отраслях

По его словам, по одному проекту развивается совместно с Росреестром , Агентством по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), Пенсионным фондом и Роспатентом . Также Внешэкономбанк пилотирует еще один проект в деревообрабатывающей промышленности для учета весов и один - в области здравоохранения в Новгородской области по учету лекарств.

Ожидается, что реализация проектов в разных отраслях поможет выявить те из них, где технология блокчейн может быть применена наиболее эффективно. С этой целью ВЭБ также объявил об открытии центра компетенций. На этой площадке представлены технологии блокчейн различных компаний для обмена знаниями и опытом.

История

2019: ВЭБ сократит 2,5 тыс. сотрудников и присоединит три дочерние компании

«ВЭБ.РФ» определился с новой организационной структурой. В процессе оптимизации планируются масштабные сокращения штата и присоединение трех «дочек» к головной компании, пишет в марте 2019 года РБК .

Оптимизация структуры ВЭБа, начавшаяся после прихода в мае 2018 года на пост главы госкорпорации бывшего вице-премьера Игоря Шувалова , приведет к сокращению примерно 2,5 тыс. сотрудников в самом ВЭБе и трех интегрируемых в головную организацию «дочках». Треть из них уже сокращены: численность персонала самого ВЭБа после прихода Шувалова уменьшилась с 1,8 тыс. до 1 тыс. человек, сообщил РБК источник в ВЭБе и подтвердил другой источник в госкорпорации.

Более масштабные сокращения ждут «ВЭБ Лизинг », «ВЭБ Сервис » и «ВЭБ Капитал », часть сотрудников которых перейдут в материнскую структуру. В этих компаниях работали 2,5 тыс. человек, но после оптимизации их персонал сократится до 800 человек, говорят собеседники РБК.

В мае 2019 года оптимизация штата должна завершиться, заявил 26 марта Игорь Шувалов, не раскрывая деталей. «С 1 мая все сотрудники, которые остаются в рамках ВЭБа, получат подтверждения и приглашения на работу», - отметил он. «С учетом интеграции функций «ВЭБ Лизинга», «ВЭБ Капитала» и «ВЭБ Сервиса» в организации будет не более 1,5 тыс. человек», - пояснили РБК в пресс-службе «ВЭБ.РФ».

Еще около 300 специалистов, выполняющих сервисные функции, будут работать в едином сервисном центре институтов развития в Воронеже, сообщил РБК представитель ВЭБа Андрей Самохин. Это как сотрудники «ВЭБ Сервиса», так и специалисты из ВЭБа, которые выполняли сервисные функции. В Воронеже создается сервисный центр всех институтов развития, чью работу курирует ВЭБ: «ДОМ.РФ », Корпорации МСП и Российского экспортного центра . В Воронеже уже работают 550 сотрудников «ДОМ.РФ». Переезд запланирован на период с мая по 1 сентября.

«Основные принципы новой структуры госкорпорации: снижение бюрократических барьеров, ликвидация дублирующих функций, ускорение бизнес-процессов и принятия решений, оптимизация документооборота между подразделениями и с внешними клиентами, создание условий для горизонтального взаимодействия внутри команды», - сообщил РБК Самохин.

Во всей группе вместо 8 тыс. человек останутся всего 3 тыс., говорил Шувалов в декабре. Эти данные касаются всей группы ВЭБа, в нее кроме «ВЭБ Лизинга», «ВЭБ Сервиса» и «ВЭБ Капитала» входят также «ВЭБ Инновации », «ИнфраВЭБ», Российской экспортный центр, Фонд развития Дальнего Востока и Связь-Банк . Основную часть сокращения сотрудников группы обеспечит запланированная передача Связь-Банка правительству, объяснил источник РБК. «Сокращения затронут всю группу, Связь-Банк естественным путем уйдет», - сказал он. В банке работают 3,3 тыс. человек.

По экспертной оценке, эффект от сокращений составит 30-40% от зарплатного фонда и административно-хозяйственных расходов, привел расчеты выгод от оптимизации источник в госкорпорации. О таких оценках знает и другой собеседник РБК.

Если исходить из приведенной оценки экономии, только на зарплатах в головном ВЭБе можно сэкономить около 3 млрд рублей. По данным отчетности корпорации по РСБУ за IV квартал, средняя численность персонала за прошлый год составила 1 408 человек, а фонд оплаты труда достигал 8,7 млрд рублей плюс выплаты социального характера на 826 млн рублей, указывает РБК.

2018: ВЭБ заберет «Ангстрем-Т» за долги

17 октября 2018 года стало известно о крупных просроченных долгах «Ангстрем-Т» , из-за которых Внешэкономбанк (ВЭБ) до конца года заберет себе производителя чипов. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на председателя совета директоров АО «Ангстрем-Т» и бывшего министра связи Леонида Реймана . Подробнее .

2017: ЦБ предложил ВЭБу отказаться от продажи Связь-банка и Глобэксбанка

В начале июля 2017 года стало известно, что Внешэкономбанку придется отложить продажу двух своих дочерних банков - Связь-Банка и «Глобэкса ». Центробанк предложил оставить их госкорпорации. Риски продать их не тому покупателю велики, к тому же продать их на условиях госкорпорации практически невозможно, писали «Ведомости ».

«ЦБ рассматривает вариант оставить оба банка во владении ВЭБа, поскольку опасается, что в результате их продажи частным игрокам их риски могут вырасти», - говорит банкир, изучавший активы госкорпорации с целью покупки.

В это время банками управляет понятная для регулятора команда ВЭБа, а смена владельца - риск, рассказал изданию человек, близкий к ВЭБу. Кроме того, регулятор и ВЭБ понимают, что банки фактически «некому продавать», так как в их развитие необходимо серьезно инвестировать. Поэтому теперь задача - вывести банки на безубыточность, а уже потом искать покупателей.

В 2017 году ожидается, что оба банка покажут операционную прибыль, однако «Глобэкс» пока продолжает показывать убыток, Связь-Банк вышел в плюс к июню 2017, замечает аналитик S&P Анастасия Турдыева.

2015:Внешэкономбанк признали самым убыточным в рейтинге 500 крупнейших компаний России

Внешэкономбанк оказался самой убыточной компанией из 500 крупнейших организаций в России . Об этом говорится в рейтинге, составленном изданием полагал, что банк стал жертвой обстоятельств, а не плохого менеджмента :

«Дело в том, что институт, который создавался как институт развития, оказался во многом институтом, абсорбирующим риски, которые возникли в российской экономике благодаря разным обстоятельствам, начиная с кризиса 2008–2009 годов и кончая нынешней ситуацией, связанной с санкционным режимом, геополитическими рисками», - сказал министр в интервью телеканалу «Россия 24».

Долги и убытки, которые становятся неподъемными из-за необходимости создавать все больше и больше резервов по выданным кредитам, через некоторое время могут привести даже к дефолту ВЭБа. Власти, естественно, на это не пойдут.

По имеющимся оценкам, ВЭБ необходимо докапитализировать примерно на 1,5 трлн руб. При этом выдать полтора триллиона «живыми» деньгами правительство не может - в бюджете их просто нет. Поэтому обсуждаются различные варианты спасения через выпуск облигаций федерального займа (ОФЗ) или евробондов, а также вывод «токсичных» активов в отдельную госструктуру.

Сейчас на первом месте в «шорт-листе» у кабинета министров стоит докапитализация за счет ОФЗ. Минфин уже обкатал такую схему на коммерческих банках, выпустив для этой цели облигаций на 1 трлн руб. Но финансовое ведомство не хочет создавать госдолг еще на 1,5 трлн руб. в пользу ВЭБа.

Внутренний госдолг на 1 ноября 2015 года, по данным Минфина, составлял 7,119 трлн руб. (включая 1,644 трлн руб. госгарантий). Это чуть меньше 10% ВВП . Единовременный выпуск ОФЗ на 1,5 трлн руб. действительно лег бы дополнительным бременем на государство. При этом надо учесть, что в следующем году правительство планирует активно брать в долг, чтобы покрыть дефицит бюджета в 3% ВВП. Реализация сценария с выводом «токсичных» активов также имеет немало минусов - их все равно придется списать и кто-то должен будет взять на себя этот убыток.

2014: Убыток ВЭБа составил 249 миллиардов рублей

Группа Внешэкономбанка получила в 2014-м убыток в размере 249 миллиардов рублей по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Об этом заявил в мае 2015 года зампред банка Сергей Лыков, сообщал ТАСС. Для сравнения, в прошлом году была зафиксирована прибыль 8,5 миллиарда рублей .

По словам Лыкова, причиной таких убытков является резкое увеличение расходов на создание резервов. В прошлом году ВЭБ отложил на эти цели 326,1 миллиарда рублей.

Лыков подчеркнул, что основной объем резервов пришелся в основном на кредиты, выданные на строительство олимпийских объектов. Также значительная часть их была потрачена на украинский бизнес. Конкретные цифры топ-менеджеры госкорпорации не озвучили.

Чистый процентный доход ВЭБа по итогам прошедшего года вырос на 1,3 процента, до 100,3 миллиарда рублей. Операции с финансовыми инструментами принесли в 2014 году Внешэкономбанку убыток в 10,3 миллиарда рублей против чистого дохода в размере 69,7 миллиарда рублей годом ранее.

Кредитный портфель банка по итогам 2014 года составил 2,6 триллиона рублей, превысив аналогичный результат 2013 года на 43 процента.

Ранее сообщалось, что объем пенсионных средств населения, размещенных во Внешэкономбанке (ВЭБ), сократился в 2014 году на 87 миллиардов рублей из-за переоценки облигаций, в которые вкладывалась организация.

Отчет об устойчивом развитии

развития

Обращение председателя

Корпоративная жизнь

Внешэкономбанка

Внешэкономбанк сегодня

3.1. Кадровая политика Внешэкономбанка

1.1.

3.2. Характеристика персонала

1.2. Стратегия развития Внешэкономбанка

Внешэкономбанка

3.3. Повышение квалификации персонала

Инвестиции в устойчивое

3.4. Система оплаты труда и стимулирования

развитие

работников Внешэкономбанка

2.1. Взаимодействие с внешней средой

3.5. Здоровье и безопасность персонала

по вопросам устойчивого­ развития

3.6. Повышение экологической

2.2. Ответственная деловая практика

сознательности

2.3. Управление социальным и экологическим

воздействием при финансировании

Дочерние банки Внешэкономбанка

инвестиционных проектов

4.1. Система управления дочерними банками

2.4. Модернизация моногородов

4.2. ОАО «РосБР»

2.5. Поддержка малого и среднего

4.3. ЗАО РОСЭКСИМБАНК

предпринимательства­

4.4. ОАО АКБ «Связь-Банк»

2.6. Содействие развитию механизмов ГЧП

4.5. ЗАО «ГЛОБЭКСБАНК»

в Российской Федерации

Об отчете

2.7. Инвестирование пенсионных

Таблица соответствия Отчета

накоплений

Руководству GRI

2.8. Благотворительность и волонтерство

Отчет о независимой проверке

ВНЕШЭКОНОМБАНК

ОТЧЕТ ОБ УСТОЙЧИВОМ

РАЗВИТИИ-2010

Обращение

председателя

Уважаемые коллеги и партнеры!

Представляем вашему вниманию отчет Внешэкономбанка об устойчивом развитии за 2010 год. Наша цель - информировать вас о принципах, которыми мы руководствуемся в нашей повседневной работе, о тех механизмах, которые позволяют нам из года в год обеспечивать устойчивые финансовые результаты.

Это наш второй нефинансовый отчет, который дает возможность сравнить, насколько более эффективным стал подход Внешэкономбанка к корпоративному управлению, управлению социальным и экологическим воздействием при финансировании инвестиционных проектов, увидеть, какие шаги сделаны для построения четкой и прозрачной системы взаимодействия с заинтересованными сторонами по вопросам устойчивого развития.

Действуя в качестве государственного финансового института развития, Внешэкономбанк руководствуется прежде всего национальными интересами, направляя весь свой потенциал на решение наиболее острых социально-экономических проблем, повышение конкурентоспособности национальной экономики и ее устойчивости перед внешними воздействиями.

Экономическое, экологическое и социальное влияние Внешэкономбанка огромно. Инвестиционные проекты с участием Внешэкономбанка реализуются в тех сферах, где присутствие государства особенно необходимо. Внешэкономбанк отдает приоритет поддержке инновационных и инфраструктурных проектов, которые способствуют модернизации экономики и благодаря которым создаются современные рабочие места и новые профессии.

Проекты Банка дают сильный мультипликативный эффект. Это развитие инфраструктуры, инноваций, малого и среднего предпринимательства, высокотехнологичных отраслей экономики, модернизация производств. В итоге решается целый комплекс социально значимых задач, таких, как повышение уровня и качества жизни в регионе реализации проекта, рост налоговых поступлений в бюджетную систему, создание новых рабочих мест, рост численности занятого населения.

Модернизация и создание современных производств немыслимы без внедрения инновационных

экологических и энергоэффективных технологий.

Особое внимание мы уделяем формированию каче-

Реализация проектов, направленных на повышение

ственной профессиональной среды в сфере реализа-

эффективности использования природных ресурсов,

ции инвестиционных проектов, проводим комплексную

охрану окружающей среды и улучшение экологиче-

подготовку персонала компаний-клиентов. Нами про-

ской обстановки, а также проектов, направленных

должена реализация проекта «Подготовка специали-

на повышение энергоэффективности, является од-

стов - участников инвестиционных проектов, реализуе-

ним из приоритетов инвестиционной деятельности

мых при поддержке институтов развития». Совместно

Внешэкономбанка.

с Финансовым университетом при Правительстве Рос-

сийской Федерации создана кафедра «Государственно-

По итогам 2010 года органами управления было

частное партнерство». Организован ряд региональных

одобрено участие Внешэкономбанка в реализации

семинаров для специалистов органов государственно-

28 проектов в «зеленом» секторе с объемом участия

го и муниципального управления. Практика показала,

более 240 млрд рублей. Они направлены в том числе

что наши инициативы в области организации обучения

на повышение энергоэффективности и энергосбере-

персонала партнеров повышают эффективность инве-

жение. Вместе с Международным банком реконструк-

стиционного процесса и позволяют минимизировать

ции и развития начата совместная программа по це-

риски, связанные с реализацией проектов.

левому финансированию проектов, направленных

на повышение энергоэффективности.

За всей этой работой стоят наши сотрудники, спе-

циалисты и менеджеры, которые на высоком профес-

Мы стремимся приблизить свою деятельность в обла-

сиональном уровне реализуют сложные и масштабные

сти устойчивого развития к лучшей практике нацио-

задачи. И наша задача - сохранять и воспитывать в со-

нальных и международных финансовых институтов

трудниках чувство личной ответственности за общий

развития. Не все можно изменить в короткие сроки,

результат, формировать условия для профессиональ-

поскольку каждый проект - исключительно трудоем-

ного обучения и развития работников, создавать среду,

кий процесс, в котором задействованы колоссальные

в которой люди смогут успешно трудиться, реализо-

финансовые и трудовые ресурсы. Но мы последова-

вывать свои знания и интеллектуальный потенциал.

тельно совершенствуем внутренние процедуры, повы-

шаем качество корпоративного управления.

Действующая во Внешэкономбанке система управле-

ния знаниями, опыт выполнения масштабных инве-

В 2010 году нами изменен регламент проведения

стиционных проектов являются основой успешного

экспертизы инвестиционных проектов на соот-

решения поставленных перед нами задач. О качестве

ветствие требованиям охраны окружающей среды

нашей работы говорят и результаты опроса наших

и стандартам экологической эффективности. Про-

ключевых бизнес-партнеров - более 91% оцени-

должена разработка стратегии корпоративной со-

ли качество сотрудничества с Внешэкономбанком

циальной ответственности, которая станет осново-

на «хорошо» и «отлично».

полагающим документом, определяющим приори-

тетные направления деятельности Банка в области

устойчивого развития.

пересматривать и совершенствовать инвестицион-

ную политику, продолжим интегрировать принципы

Внешэкономбанк осознает свою ответственность пе-

устойчивого развития в свою деятельность. Уверен,

ред обществом и активно участвует в формировании

что наши усилия, направленные на решение экологи-

государственной политики, в разработке стратегий

ческих и социальных проблем, будут способствовать

развития приоритетных для Банка отраслей эконо-

позитивным изменениям в обществе и служить улуч-

мики. В 2010 году мы приняли участие в подготовке

шению благосостояния россиян.

предложений по проектам концепции Федеральной

целевой программы «Экологическая безопасность

России (на 2012–2020 гг.)», Стратегии развития бан-

ковского сектора на период до 2015 г., Стратегии ин-

Председатель

новационного развития Российской Федерации и по

Внешэкономбанка

ряду других не менее важных документов.

В.  А. Дмитриев

4 1 ВНЕШЭКОНОМБАНК СЕГОДНЯ

Система управления Внешэкономбанка

«Очевидно, что последовательное внедрение современных моделей корпоративного управления - одно из важнейших условий улучшения инвестиционного и делового климата в стране, в целом - качественного экономического роста».

Председатель Правительства Российской Федерации, председатель наблюдательного совета Внешэкономбанка В. В. Путин

Правовое регулирование деятельности Внешэкономбанка

Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (далее - Внешэкономбанк или Банк) создана в мае 2007 года путем реорганизации в форме преобразования Банка внешнеэкономической деятельности СССР

(Внешэкономбанк СССР).

Правовое положение, принципы организации, цели создания и деятельности Банка, порядок его реорганизации и ликвидации установлены Федеральным законом от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития» (далее - Федеральный закон «О банке развития»).

Основные направления и показатели инвестиционной и финансовой деятельности Внешэкономбанка определяются Меморандумом о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2007 г. № 1007-р (далее - Меморандум о финансовой политике)1 .

1. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. № 1170-р срок действия Меморандума о финансовой политике продлен на три года.

Группа Внешэкономбанка по состоянию на 01.01.2011

Кредитные организации

Доля участия

Специализированные

Доля участия

Внешэконом­­

компании

Внешэконом­­

ОАО «РосБР»

ООО «Инвестиционная компания

ЗАО РОСЭКСИМБАНК

Внешэкономбанка (ВЭБ Капитал)»

ОАО «Федеральный центр

ОАО АКБ «Связь-Банк»

проектного финансирования»

ЗАО «ГЛОБЭКСБАНК»

ОАО «Белвнешэкономбанк»

ОАО «Корпорация развития Север-

(Республика Беларусь)

ного Кавказа»

ПАО Проминвестбанк (Украина)

ООО «ВЭБ Инжиниринг»

ОАО «ВЭБ-лизинг»

50% + 1 акция

В соответствии с планом-графиком мероприятий по преобразованию и ликвидации государственных корпораций и Государственной компании «Автодор» Внешэкономбанк должен быть преобразован в юридическое лицо публичного права. Проект федерального закона, регулирующего деятельность юридических лиц публичного права, должен быть внесен на рассмотрение Правительства Российской Федерации

в III квартале 2011 г. и представлен в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации

в IV квартале 2011 г. Планируемый срок преобразования Внешэкономбанка - IV квартал 2012 г.

Группа Внешэкономбанка

одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой (других) кредитной организации (кредитных организаций), в то время как Внешэкономбанк не является таковой.

Организационная структура Внешэкономбанка

По состоянию на 01.01.2011 организационная структура Внешэкономбанка включала 33 самостоятельных структурных подразделения. В 2010 году в структуре Внешэкономбанка были созданы:

Под Группой Внешэкономбанка2 в целях данного

Департамент региональной политики, цель

отчета понимаются Внешэкономбанк, его дочерние

которого - стимулирование социально-эконо­ми­­

и зависимые организации в финансовом и иных

ческого развития регионов, обеспечение высоких

секторах экономики. Данное определение не имеет

темпов роста и повышение конкурентоспособности

юридического статуса и не совпадает с определе-

экономики субъектов Российской Федерации;

нием «банковская группа», так как в соответствии с

Департамент инноваций и высоких техноло-

«О банках и банковской деятельности» банковской

гий, к компетенции которого относится решение

группой признается не являющееся юридическим ли-

задач по реализации инвестиционных проектов,

цом объединение кредитных организаций, в котором

направленных на внедрение инновационных про-

цессов, нанотехнологий, инвестиционных проектов

2. В 2010 году начата работа по регистрации товарного знака

в наукоемких отраслях промышленности;

«Группа Внешэкономбанка». По состоянию на 01.01.2011 товар-

ный знак «Группа Внешэкономбанка» не был зарегистрирован.

ВНЕШЭКОНОМБАНК

ВНЕШЭКОНОМБАНК сегодня

ОТЧЕТ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ-2010

Департамент развития Северного Кавказа.

Представительства Внешэкономбанка

Создан в целях обеспечения взаимодействия с ОАО

«Корпорация развития Северного Кавказа» для реа-

По данным на 01.01.2011, Внешэкономбанк имел

лизации проектов, направленных на стимулирование

13 представительств, девять из которых находились

социально-экономического развития данного региона.

за рубежом, четыре - на территории Российской

Федерации.

В 2010 году Департамент развития регионов был

преобразован в Департамент природных ресурсов,

В 2010 году открыто зарубежное представительство

цель которого - организация финансирования инве-

во Французской Республике (г. Париж).

стиционных проектов в области экологии и охраны

окружающей среды, а также проектов, направленных

В связи с активизацией сотрудничества с финан-

на повышение эффективности использования возоб-

совыми институтами Индии в 2010 году была воз-

новляемых и вторичных ресурсов.

обновлена деятельность представительства Внеш­

экономбанка в финансовом центре Республики Ин-

дия - г. Мумбаи.

В целях развития региональной сети Внешэконом-

банка на территории Российской Федерации в 2010

году открыты представительства Внешэкономбанка

в Екатеринбурге и Пятигорске.

Представительства Внешэкономбанка, по данным на 01.01.2011

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ВНЕШЭКОНОМБАНКА ЗА РУБЕЖОМ

Представительство во Французской Республике (г. Париж)

Представительство в Итальянской Республике (г. Милан)

Представительство в Китайской Народной Республике (г. Пекин)

Представительство в Республике Индия (г. Дели)

Представительство в Республике Индия (г. Мумбаи)

Представительство в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии (г. Лондон)

Представительство в Соединенных Штатах Америки (г. Нью-Йорк)

Представительство в Федеративной Республике Германия (г. Франкфурт-на-Майне)

Представительство в Южно-Африканской Республике (г. Йоханнесбург)

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ВНЕШЭКОНОМБАНКА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Представительство в г. Хабаровске

Представительство в г. Екатеринбурге

Представительство в г. Пятигорске

Представительство в г. Санкт-Петербурге

Система управления Внешэкономбанка

Органы управления Внешэкономбанка

В соответствии с Федеральным законом «О банке развития» органами управления Внешэкономбанка являются наблюдательный совет Внешэкономбанка, правление Внешэкономбанка и председатель Внеш­ экономбанка.

Наблюдательный совет Банка, возглавляемый Председателем Правительства Российской Федерации, является самым представительным наблюдательным советом среди всех российских госкорпораций, кредитных и финансовых организаций. Изменений в составе наблюдательного совета Внешэкономбанка в 2010 году не происходило.

Биографии членов наблюдательного совета размещены на официальном сайте Правительства

Российской Федерации: http://правительство.рф/ gov/.

Правление Внешэкономбанка является коллегиальным исполнительным органом. На 01.01.2011 в состав правления Внешэкономбанка входили председатель Внешэкономбанка и восемь членов правления Банка. Биографии членов правления размещены на сайте Внешэкономбанка www.veb.ru.

Председатель Банка входит в состав наблюдательного совета по должности, является единоличным исполнительным органом Внешэкономбанка и осуществляет руководство его текущей деятельностью. Председатель Внешэкономбанка назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Органы управления Внешэкономбанка по состоянию на 01.01.2011

НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ ВНЕШЭКОНОМБАНКА

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО СОВЕТА - ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В. В. Путин

Первый заместитель

Заместитель Председателя

Заместитель Председателя

Заместитель Председателя

Правительства Российской

Председателя Правительства

Правительства

Правительства

Федерации - Министр

Российской Федерации

Российской Федерации

Российской Федерации

финансов Российской

В. А. Зубков

С. Б. Иванов

Д. Н. Козак

Федерации А. Л. Кудрин

Министр экономического

Министр транспорта

Министр промышленности

развития

и торговли

Российской Федерации

Российской Федерации

Российской Федерации

И. Е. Левитин

Э. С. Набиуллина

В. Б. Христенко

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ВНЕШЭКОНОМБАНКА

В.А. Дмитриев

ПРАВЛЕНИЕ ВНЕШЭКОНОМБАНКА

Член правления -

Член правления -

Член правления -

Член правления -

первый заместитель

первый заместитель

заместитель председателя

заместитель председателя

председателя Н. Н. Косов

председателя А. В. Тихонов

А. Б. Балло

С. А. Васильев

Член правления -

Член правления -

Член правления -

Член правления -

заместитель председателя

заместитель председателя

заместитель председателя

Главный бухгалтер

М. Ю. Копейкин

С. П. Лыков

П. М. Фрадков

В. Д. Шапринский

Постоянно действующие коллегиальные рабочие органы

В 2010 году в Банке действовали 12 коллегиальных рабочих органов:

Бюджетный комитет;

Комиссия Внешэкономбанка по рассмотрению ходатайств о списании безнадежной ко взысканию задолженности;

Комитет по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений;

Комитет по кадрам и вознаграждениям при наблюдательном совете Внешэкономбанка;

Комитет по рассмотрению заявок о рефинансировании внешних обязательств заемщиков;

Комитет по субординированным кредитам (займам);­

Комитет по управлению активами и пассивами Внешэкономбанка;

Комитет развития инвестиционных операций;

Комитет стратегического развития;

Кредитный комитет;

Ситуационный комитет;

Технологический комитет.

Основной задачей коллегиальных рабочих органов является содействие органам управления в принятии стратегически важных решений по основным направлениям деятельности Внешэкономбанка.

Экспертный совет Внешэкономбанка

Функции совещательно-консультативного рабочего органа Внешэкономбанка выполняет Экспертный совет. Целями Экспертного совета являются проведение углубленного научного анализа основных направлений деятельности Банка и подготовка предложений для принятия решений органами управления Внеш­ экономбанка.

Члены Экспертного совета не работают во Внеш­ экономбанке на постоянной основе и являются руководителями и заместителями руководителей сторонних организаций. Компетентность членов Экспертного совета подтверждена результатами их научной деятельности, общественным признанием, государственными наградами и премиями

Заседания Экспертного совета являются открытыми для председателя Внешэкономбанка, членов правления и заместителей председателя Внешэкономбанка. По согласованию с руководством Внешэкономбанка и ответственным секретарем Экспертного совета к прениям по обсуждающимся вопросам могут также присоединиться руководители заинтересованных структурных подразделений Банка, представители и эксперты иных организаций.

В 2010 году к участию в заседаниях Экспертного совета привлекались независимые эксперты Лаборатории аграрной политики Института экономических проблем переходного периода (ИЭППП); факультета мировой экономики и мировой политики и кафедры прикладной микроэкономики Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики, а также Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

В отчетном периоде состоялось 3 пленарных заседания Экспертного совета. Велась работа по наиболее значимым для российской экономики направлениям,

в реализации которых существенная роль принад-

лежит Внешэкономбанку. В частности, Экспертный

По результатам проверок Службой внутреннего кон-

совет внес значительный вклад в подготовку пред-

троля Внешэкономбанка готовятся предложения

ложений по вопросу совершенствования правового

председателю Банка по вопросам совершенствования

режима деятельности государственных корпораций

деятельности Банка. Указания и предписания по во-

и госкомпаний. Экспертное заключение совета было

просам, входящим в компетенцию Службы внутрен-

учтено при окончательной доработке Федерального

него контроля Внешэкономбанка, обязательны для

закона «О внесении изменений в Федеральный закон

исполнения всеми самостоятельными структурными

«О некоммерческих организациях» и некоторые дру-

подразделениями Внешэкономбанка.

гие законодательные акты Российской Федерации»,

принятого Государственной думой Российской Феде-

Информационно-технологическое

года соответственно. Федеральный закон (№ 437-ФЗ)

был подписан Президентом Российской Федерации

обеспечение деятельности

Внешэкономбанка

Внешэкономбанк рассматривает применение совре-

Система внутреннего

менных информационных технологий как один из

факторов, обеспечивающих стабильное функциони-

контроля

рование корпорации.

Контроль за соблюдением законодательства Россий-

Примеры применения информационных технологий

ской Федерации, внутренних нормативных докумен-

приведены ниже по тексту, а также в Годовом отчете

тов, мониторинг эффективности процедур внутренне-

Внешэкономбанка за 2010 год.

го контроля, финансовой и управленческой отчетно-

сти осуществляются Службой внутреннего контроля

Мощным инструментом решения текущих и стратеги-

Внешэкономбанка.

ческих задач Банка является функционирование во

Внешэкономбанке системы управления ИТ-деятель­­

Служба внутреннего контроля Внешэкономбанка по-

ностью, которая учитывает современные мировые

дотчетна непосредственно наблюдательному совету

практики и построена на методологии ITSM/ITIL3 и

Внешэкономбанка и уполномочена осуществлять

стандарте управления качеством ISO 9000.

контроль за деятельностью любого подразделения

В целях распространения и внедрения передового

опыта управления ИТ-деятельностью Внешэконом-

Служба внутреннего контроля Внешэкономбанка осу-

банк участвует в работе некоммерческого партнерства

ществляет проверку:

«Форум по ИТ Сервис-менеджменту» (ИТСМ), который

является отделением международного ИТСМ Форума

соответствия внутренних документов Банка

в России.

нормативно-правовым актам Российской Федера-

ции, а также требованиям системы внутреннего кон-

полноты применения и эффективности методо-

логии оценки банковских рисков и процедур управ-

ления ими;

достоверности, полноты, объективности и свое­

временности ведения учета и представления отчетно-

3. ITSM/ITIL - IT Service Management (ITSM) - методология, по-

сти и иных сведений в соответствии с нормативными

строенная на базе библиотеки методик и правил постановки про-

актами Российской Федерации и т. д.

цессов работы ИТ-службы ITIL.