Есть ли очереди к мощам николая. 00

МОСКВА, 26 июн - РИА Новости. Антон Скрипунов. В Русской православной церкви перечислили ряд важных рекомендаций для верующих, стоящих в очереди к мощам Николая Чудотворца в Москве.

С 21 мая мощи находятся в храме Христа Спасителя. С 13 часов 22 мая к ним открылся свободный доступ для паломников. Доступ к мощам в столице открыт ежедневно до 12 июля с 8.00 до 21.00. Святыне уже поклонились более одного миллиона человек.

"Нахождение в очереди - данность, которая может принести духовную пользу паломнику. Не тратьте время понапрасну: возьмите с собой текст акафиста святителю Николаю, молитвослов, Евангелие. <…> Уже в очереди на набережной вы можете читать акафист, молиться своими словами и просить за тех, кто вам дорог, и о себе. Как показывает опыт, так время пройдет быстрее, а вы успеете вдумчиво попросить обо всем и обо всех", — говорится на официальном сайте принесения святыни в Россию.

Организаторы напоминают, что очередь вдоль Пречистенской набережной разбита на отсеки. Это объясняется тем, что "позволяет людям не стоять в затылок друг другу и не спешить", при переходе из отсека в отсек не важно, где находится паломник - в начале группы или в конце.

"Во время нахождения в отсеке вы можете присесть в специально стоящем здесь автобусе, опереться на ограждение набережной. Некоторые берут с собой складные стульчики и коврики-пенки", — напоминают в РПЦ.

ЧТО ВАЖНО ИМЕТЬ В ВИДУ

По благословению патриарха Кирилла, все, кто встал в очередь до ее закрытия в 18.00, "обязательно попадут к мощам в этот день". Паломникам нужно не забывать, что они должны быть одеты в соответствии с "традицией христианского благочестия" — женщины в юбках ниже колен, а мужчины в одежде, закрывающей плечи и колени.

"Позаботьтесь и о своем комфортном самочувствии. Если день солнечный - возьмите с собой шляпу или панаму, солнечные очки, солнцезащитный крем. Ввиду капризного характера нынешнего лета, не забудьте зонт или дождевик, ветровку. В холодную погоду одевайтесь соответственно. При необходимости, возьмите с собой лекарственные препараты, которые вы постоянно принимаете", — советуют верующим.

Желающим приложиться к мощам святителя следует помнить о том, что у входа в очередь им предстоит досмотр. Поэтому нельзя брать с собой жидкости в стеклянной таре, воспламеняющиеся жидкости, в том числе духи и дезодоранты, колюще-режущие предметы.

"Следует быть готовыми к тому, что прикладываются к мощам очень быстро. Это оправданно: если дать каждому паломнику хотя бы на две-три секунды больше времени, стояние в очереди для других продлится в два раза дольше. Именно поэтому стоит посвятить молитве время ожидания в очереди. Если вы хотите приложить к мощам святителя Николая иконки, нательный образок - заранее возьмите их в руку и приложите к боковой стороне ковчега, в котором почивают мощи, в тот момент, когда сами будете прикладываться устами к его верхней части", — обращают внимание организаторы.

Иеромонах Феодорит (Сеньчуков)

Интересы верующих должны учитываться так же, как интересы участников марафонов

С древних времен мощи святых пользовались глубоким почитанием в Церкви. Мы знаем о том, как благоговейно отнеслись христиане к найденным мощам апостолов Петра и Павла (блж. Иероним), архидиакона Стефана (прп.Лукиан), мч. Вавилы (св. Иоанн Златоуст) и многих других. Например, житие мч. Вонифатия начинается имен с того, что он послан был своей госпожой выкупить тела мучеников для почитания их.

Почему Церковь почитает мощи?

В первую очередь, потому что Тело есть храм Души. Сам Господь наш Иисус Христос пришел к людям не в виде бесплотного Духа, а телесно. Мы все призваны к обожению, а святые ближе к этому подошли. Тела их пропитаны Святым Духом, поэтому, почитая мощи святых, мы прикасаемся к Самому Духу Святому. Именно поэтому мощи имеют и литургическое значение - Литургия совершается только на антиминсе, в который вшиты частички мощей, и значение воспитующее - святые являются примером для подражания, а их мощи напоминают людям о подвиге святости.

Сами же христиане, естественно, стремятся к контакту со святыми. Поэтому люди ездят в паломничества, поэтому люди стоят в очереди к Храму Христа Спасителя, где ныне пребывает часть мощей глубоко почитаемого на Руси святителя Николая Мирликийского.

Периодически приходится слышать недовольство тем, что государство идет навстречу верующим и, например, перекрывает улицы. Но, во-первых, верующие такие же граждане, и их интересы должны учитываться. Перекрывают же не одну набережную, а практически весь центр Москвы ради каких-нибудь велопробегов или марафонов, а уж подготовка к военному параду на Красной площади ни с каким перекрытием набережной ради очереди к мощам не сравнится.

Однако есть еще один момент. В Москве много храмов, в которых почивают частицы мощей того же святителя Николая. Но туда таких очередей не наблюдается. Почему?

Ответ на этот вопрос двояк. Ну, конечно, тут есть и элементы пиара. Где эти частицы есть - знают только прихожане соответствующих храмов, а здесь на всю Россию рассказали. Вот народ и пошел. Но есть и другое.

Само по себе целование мощей, конечно, благодатно, но все мы помним: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его». В славянском тексте: «Царство Божие нудится, и нуждницы восхищают е» (Матф. 11, 12).

Поэтому паломничество всегда представляло собой труд ради Господа. Очередь в Храм - это тоже труд ради обретения Царствия Небесного.

Конечно, мощи святых не должны являться предметом языческого поклонения, поклонения самому артефакту. Мы всегда помним, что поклоняемся мы Господу, святых почитаем именно за их святость, а мощам высказываем почитание именно как телесному носителю Духа Святаго.

Поэтому хочется пожелать всем поклонникам - в очереди быть сосредоточенными на молитве, не обращать внимание ни на бытовые гадости, ни на бытовые радости, и просить святителя Николая о помощи в достижении Царствия Небесного

Протоиерей Александр Ильяшенко

Если люди стремятся к мощам святителя, значит им это нужно

Можно только приветствовать и радоваться тому, что столько людей почитают святителя Николая, считают его своим заступником и обращают к нему свои молитвы и просьбы. Известно, что святитель Николай очень быстро откликается на просьбы, и многие получают помощь по молитвам к нему.

Иначе просто не было бы такого стремления. Это вовсе не суеверие, а проявление глубокой веры, и если это было бы не так - никто бы к нему не обращался. Это же не дураки, которые хотят простоять в очереди и потратить просто так свое время - нет! Люди идут по убеждению.

Другое дело - с какой именно просьбой человек обращается к святителю.

Есть такое предание. Некий человек, отправляясь на разбой и воровство, каждый раз молился перед иконой святителя Николая. И все у него получалось. Но как-то раз случилась за ним погоня. Он бежит и видит труп мертвой лошади - брюхо у нее было вскрыто. Он забился в это брюхо, спрятался, и погоня пробежала мимо. Он пришел домой, помылся, лег спать. И во сне явился ему святитель Николай и спрашивает: «Ну, каково тебе было в брюхе этой лошади?». «Ой, так мерзко, ужас!» - отвечал человек. «Вот и мне так же мерзки твои молитвы!».

Конечно, нечестивые просьбы неугодны святителю. Но я думаю, что мы имеем дело с людьми разумными и сознательными, которые просят в самом деле о том, что нужно им в повседневной жизни. Что плохого в том, что люди хотят счастья, здоровья и любви?

Что же касается недовольных - таким о вере рассказывать бесполезно, веру можно только показать. Будем хорошими христианами, и это будет самой лучшей проповедью. Когда окружающие увидят, что такое настоящее христианство, может быть, и сами обратятся к Богу. Рассказы о том, какие мы «хорошие», и как святитель Николай выполняет наши просьбы, боюсь, вызовут противоположную реакцию.

Зачем люди отправляются в Бари, когда во многих местах мира есть частицы мощей святителя Николая? Я думаю, дело здесь в том, что паломничество - это уже труд и жертва, принесенная во имя того святого, к кому паломники хотят обратиться. Сама обстановка, окружающие люди - все это способствует более углубленному и одухотворенному состоянию души, позволяет людям более глубоко, искренне обращаться с мольбой к святым. Вот поэтому люди отправляются в паломничество.

Если люди стремятся посетить Бари и помолиться у мощей святителя - значит это им нужно! И сейчас то же самое - люди хотят приобщиться к принесению мощей. Кто мы такие, чтобы людям указывать, что им хотеть - на каком основании? Говорят о свободе - а проявляют самый элементарный тоталитаризм.

Вот мы и видим, как «прекрасно» складывается жизнь под влиянием людей, которые мнят себя начальниками жизни. Разве наша жизнь такая счастливая, полноценная, безопасная, радостная, сулит нам благие перспективы? Средние века объявили темными веками, но какими произведениями культуры и искусства мы сегодня восхищаемся? Они из Средневековья. Рыцарское отношение к жизни, чести, долгу, женщине все же каким-то идеалом является. Так давайте оглянемся назад и посмотрим на то лучшее, что было в прошлом. Мы почему-то умеем концентрировать свое внимание только на худшем - было так плохо, и сяк. Ну, а сейчас у нас все хорошо?

Прогресс - это опыт и достижения прошлого, если мы достигнутые нашими предками вершины игнорируем, то так и будем влачиться по земле. Что мы сейчас и имеем: невысокие идеалы, невысокие достижения. Так давайте учиться тому лучшему, что было в прежние времена, чтобы двигать жизнь дальше.

Поклонение мощам так же как и почитание икон идет из глубокой древности и связано с тем, что Церковь считает, что поклонение иконе, мощам - это поклонение самому святому, чья икона или мощи перед тобой. Это очень глубокая, одухотворенная православная традиция, переданная нам Церковью.

Конечно, можно назвать участие в принесении мощей, в стоянии к святыне - подвигом. Стремление принести Богу и Его святым свое время, свои силы, проявить веру можно только приветствовать. И порадоваться, что есть люди, которые таким делом свою веру проявляют.

Священник Алексий Уминский по материалам Фонтанка.ru

Святитель Николай помогает всем, невзирая на благочестие и церковность просящего

Это не первый случай принесения в Россию святынь из других стран. И в Москве, и в других городах были такие великие святыни, как десница Иоанна Крестителя, привезённая из Черногории, и пояс Пресвятой Богородицы, который явил наибольшее поклонение. Люди стояли в холодную, в ненастную погоду, чтобы поклониться. Были и дары волхвов.

Так что это уже стало традицией: не сам паломник идёт поклониться святыне, предпринимая для этого духовное путешествие, а святыни привозятся для поклонения в разные храмы России. Часть мощей из города Бари - очень важная святыня для русского человека.

Святитель Николай - самый почитаемый святой на Руси и вообще в христианском мире. Даже не только в христианском, его почитают и мусульмане. Как-то люди знают о Николе больше, чем о каком-то другом святом.

Собственно говоря, Санта-Клаус - это ведь действительно один из видимых западных образов святителя Николая. Он потому и превратился в такую новогоднюю сказочную фигуру, потому что в житии святителя Николая есть случаи проявления его милосердия, его помощи бедным. Он, например, приходил по ночам к людям, попавшим в беду или отчаявшимся, и подбрасывал мешочки с деньгами или какие-то вещи, в которых эти люди нуждались.

Это был епископ, христианин, исполненный огромной любви к людям. Он оставил о себе очень значительную память.

Его почитание очень древнее, и опыт молитвенного обращения к святителю Николаю таков, что многие люди знают: он приходит людям на помощь очень скоро. Его называют скорым помощником и великим чудотворцем.

Бывают случаи, когда человек понимает, что больше никак и нигде помощи не получит, кроме как сверхъестественным способом и у святого, о котором известно, что он помогает всем. Невзирая на личное благочестие или церковность просящего. Действительно, святитель Николай ко всем приходит.

09.06.2017

21 мая на более чем два месяца в Россию из итальянского города Бари прибыла часть мощей святителя и чудотворца Николая. Поклониться святыне в столичном Храме Христа Спасителя можно будет до 12 июля, затем ее перевезут в Санкт-Петербург. За прошедшие три недели к честным мощам приложилось уже более полумиллиона паломников, ожидание в очереди, которая растянулась на несколько километров, составляет в среднем от пяти до семи часов. Своим опытом ожидания встречи со святыней и полезными советами делится Александр Казакевич.

Сразу скажу, что я все сделал неправильно. К мощам я приехал во вторник, к восьми утра. Простоял я восемь часов. Сейчас я знаю, как сделать так, чтобы стоять гораздо меньше. Много в этой очереди было похвального. Но было несколько досадных моментов, к которым надо быть готовым.


Всех приехавших запускают в огороженные пространства, «шлюзы». С прибывшими в одинаковое время с тобой ты должен будешь провести все время. Если нет ливня или урагана, то пребывание в очереди можно превратить в прекрасную многочасовую прогулку. Главное, не толпиться в голове своего отделения очереди. Там паломники стоят плечо к плечу, там некуда поставить ногу. А вот за их спинами такие же люди из очереди прогуливаются со стаканчиками кофе, непринужденно беседуют, устраивают легкие пикники, рассматривают окрестности, облокотившись на парапет даже с сигаретами (!!!) в руке. Видел молодых ребят, которые умудрялись на задворках очереди в своем шлюзе кататься на скейтбордах!

Много палаток с едой и много туалетов. Спиртного я не заметил. Есть врачи, скорая помощь. Вдоль очереди ходят волонтеры со словами утешения и иконой Николая Чудотворца. Всегда есть свободные парапеты вдоль реки, на которых можно в теплую погоду безопасно сидеть.


Стоящие в голове тоже могут расслабиться, если зайдут в специальные автобусы вдоль всего маршрута. А вот православным из конца очереди там мест не хватает (снова повторюсь, что речь идет не обо всей очереди, а только о той закрытой со всех сторон части, в которую ты попал). В автобусах можно укрыться при любой непогоде.

Имея опыт нескольких Великорецких крестных ходов, я был удивлен, когда увидел, что публика в этой очереди к мощам совсем другая. Она светская и неподготовленная. Почти ни у кого нет акафиста святителю Николаю, мало про кого можно сказать, что он пришел сюда, чтобы попросить о чем-то самом-самом важном. Это не значит, что таких людей не было, но никто не вздохнул рядом: «У меня дома больной, стою, чтобы он выздоровел…» или «Батюшка Николай, помоги мне с работой». Очень закрытые в этом плане были паломники. Редко кто перекрестится или прочитает молитву. Люди бы и не против, если бы им рассказали, как надо стоять, или раздали тексты. Поэтому в очереди много посторонних тем в разговорах, мало представления о молитвенной тишине. Паломники читали какие-то книги, отгадывали кроссворды, поступали так, как привыкли вести себя, когда надо скоротать время в метро или электричке.


Но надо отдать должное, за все восемь часов стояния я не слышал ни одного упрека, ни одного бранного слова. Невероятно трепетное и спокойное отношение друг к другу, хотя всем было тяжело, и раздражение, конечно же, накапливалось. Очень много приезжих. Они встали ночью и прибыли на первых электричках. Сейчас я знаю много нового из их разговоров про огороды, удобрения и т.п. Простые душевные люди, которые не были готовы стоять столько времени. Милые тетки, у которых через три часа ноги просто звенели от усталости. А впереди еще пять часов стояния! И долгое возвращение домой! Конечно, тяжело.


Возраст разный. Молодежи было много. Обычно ожидание передвижения вперед, в соседний шлюз, длилось около тридцати минут. Но были остановки по часу. Невыносимые. Сразу появлялись разговоры о спецавтобусах с блатными пассажирами, которых везут вне очереди, а мы в это время ждем так долго. Я таких специальных автобусов, честно говоря, не видел. Блатные были, но их совсем немного: пиджаки с пузиками «выгуливали» к мощам свои семейства. Скорее, это неприятное исключение. Отдельно от нас двигалась социальная очередь с инвалидами и грудными детьми. Грудными оказывались не все дети. Мне кажется, что провозили в колясках детей до двух лет. Их все время пускали, а нас – нет! По этой причине возникли даже скандалы в общей очереди. Потому что наступил момент, когда про основную очередь реально забыли на час с лишним. Именно забыли: мы уже попали в самый последний отсек и должны были войти к мощам.

Вначале все ждали довольно тихо, хотя среди нас были отъезжающие на вокзалы и в аэропорты. Был мужчина, которого из-за того, что он пришел сюда, увольняли с работы! Люди стали возмущаться и требовать, чтобы их пропустили. А что такое требовать и ругаться в такой момент? Это растерять благодать. Но сил реально не было. Мы же видели, как опустели все подходы к Храму Христа Спасителя, а потом увидели пустую площадь перед ним. Это в три часа дня! Вся многотысячная очередь почему-то остановилась. Чуть позже я услышал, как шеф охраны ругался с подчиненными, что они ему не сообщили о том, что все паломники уже прошли и надо пускать новых. Эта безобразная ситуация привела к тому, что паломники мигом забыли обо всех плюсах.

А плюсов было много: все, от кого зависит очередь, очень вежливые, услужливые, спокойные, добросердечные. Всегда шли навстречу. Мы реально ни в чем не нуждались. Но хотелось еще и двигаться к мощам. А движения не было. Я молчал из последних сил, потому что знаю: без трудностей ничего получить нельзя.


Очень важно, если вы соберетесь в эту очередь, приготовьте заранее записки, чтобы потом не терять время и силы в храме. Обязательно напишите дома записку со словами «Молебен Святителю Николаю». Ее можно будет отдать после поклонения мощам, и ее прочитают прямо у ковчега. Возьмите, что хотите приложить к мощам: икону, крест, нательный крестик, косынку. Нужно будет прикладываться самому и прикладывать предметы одновременно. На это у вас будет три-пять секунд.


Когда нас пустили, все было легко и достойно. Несколько секунд у мощей – немного. Но на самом деле я и все мои спутники простояли возле мощей все эти восемь часов ожидания в очереди!

Возьмите в очередь акафист Святителю Николаю – легче пройдет время. Не забудьте воду и шоколадку, чтобы были силы. Но это все можно купить на каждой остановке. Просто не всегда хочется отвлекаться и выходить из очереди. В авангард очереди проходите, только когда увидите Храм Христа Спасителя. До этого местоположение паломника в загончике роли не играет (если только у вас нет цели занять на время остановки места в автобусе). Туалеты – на каждом шагу. Они, можно сказать, сопровождают очередь.

Если не возьмете покрытия для головы, сгорите!

Теперь о том, когда лучше приходить. На сайте Никола2017 (официальный сайт принесения в Россию мощей святителя Николая – прим.) я этого не нашел, возможно, просто не увидел: открывается проход к мощам, как мне сказали, в семь утра. Но лучше не занимать очередь утром. Не повторяйте моих ошибок! Вечером очередь меньше. Главное, попасть в нее до 17 часов. Но если вы обоснуете охранникам, что у вас особая ситуация, вас пропустят и позже.

Самая маленькая очередь, естественно, в непогоду (даже в ураган люди стояли). Меньше всего людей во второй половине дня в воскресенье!!! В будни прибывает много паломнических групп. В воскресенье их мало.


После того, как вы приложились к мощам, можно задержаться в храме на акафист. Бог в помощь!

Доступ к мощам святителя Николая Чудотворца в Храме Христа Спасителя открыт с 22 мая по 12 июля ежедневно с 8:00 до 21: 00.

Из-за паломников оказались перекрыты улицы в центре города

Мощи Николая Чудотворца останутся в Москве до 12 июля, да только не все тому рады - из-за огромного наплыва паломников городские власти вынуждены были ввести ограничения для пешеходов и пассажиров транспорта. Православных не распугал даже ветхозаветный ливень, затопивший Москву 30 июня. Корреспондент «МК» выяснил, каково сейчас гулять по Хамовникам тем, кого святые реликвии не интересуют, - ведь перекрыты улицы, переходы и даже выход из метро.

Если не хочешь в паломническую очередь к мощам святого Николая Чудотворца, в районе Волхонки, Остоженки и Пречистенки в ближайшие дни лучше не оказываться. Такой вывод напрашивается сам собой. Да и оказаться-то так просто не получится: тот вестибюль метро «Кропоткинская», что ближе всего к храму Христа Спасителя, работает только на вход пассажиров — выйти из него никак не получится, если вы не служитель храма (об этом сообщает табличка под землей). Те, кто прибыл на Волхонку с другими целями, вынуждены идти в обход.

— В Пушкинский музей? Это вам нужно из другого вестибюля выйти, на Гоголевский бульвар, и обойти кругом. Да, неудобно, но куда деваться-то? — объясняет молодой мужчина паре туристов, сбитой с толку перекрытой лестницей в подземке.

Наверху не легче. Беспрепятственно пройти получится лишь по четной стороне Волхонки — по той, где музей. Чтобы свернуть на любую из дорог, мало-мальски приближенных к храму, приходится максимально подробно объяснять сотрудникам правоохранительных органов, дежурящим у перекрытий, куда именно и зачем тебе нужно.


— Я могу в Соймоновский проезд спуститься? Мне в турфирму нужно, путевку оплатить. Вот распечатка, вот их адрес, вот телефон менеджера, — столкнувшаяся со стражами порядка девушка уже начинает выходить из себя. Охрана медлит, но, очевидно, поняв, что угрозы для очереди она не представляет, все же пропускает.

Оставшимся диалог с объяснениями еще предстоит: на углу Остоженки сосредоточена «социальная» очередь к мощам, состоящая из инвалидов и матерей с грудными детьми, и задача охраны — не пропустить туда тех, кто льготником не является. А вот у зебры напротив ГМИИ никакой очереди нет, но охрана все равно уточняет: зачем и куда идете?

— В метро? В метро войдете, проходите, — кивают сотрудники органов. — К храму? Нет, к храму никак. На Патриарший мост тоже никак.

По данным на 30 июня, из-за очереди к мощам Николая Чудотворца закрыты для пешеходов Пречистенская и Фрунзенская набережные, часть Волхонки, ограничено движение по Соймоновскому проезду. Тем, кому нужно попасть на встречу, в офис или в гости, приходится плутать — самое подходящее время, чтобы хорошо выучить московские переулки.

— Честно говоря, когда такое происходит, мне все равно — из-за чего! — призналась молодая девушка, представившаяся Елизаветой. — Мощи Николая, Курбан-байран какой-нибудь, митинг или кортеж едет... Все равно, когда приходится круг делать, жутко злит! Я однажды встречала сына из лагеря, автобус привез их на Васильевский спуск. А это был день школьных выпускных, Манежку перекрыли, Красную площадь тоже, и мне пришлось обходить аж с Моховой через Китай-город. С тех пор любые такие оцепления раздражают.


Сама очередь начинается на набережной недалеко от метро «Парк культуры» — причем дежурящие там волонтеры порой исполняют свои обязанности чересчур яро.

— Вам туда! — безапелляционно сообщает всем подряд пешеходам, выходящим из метро, женщина в форменном зеленом жилете.

Там, куда она указывает, в районе Пречистенской набережной, виднеется табличка «Очередь к храму». Вот только уточнить, действительно ли перед ней паломник или человек, который, к примеру, приехал в один из многочисленных визовых центров на Остоженке документы подать, волонтер не спешит.

— Спускаемся вниз, до перехода, и поворачиваем налево! — хорошо поставленным голосом сообщает другой волонтер, уже на Остоженке, всем, кто только слегка к ней приблизился (даже если ничего еще не спросили).

Впрочем, если желающие действительно дойти до очереди обращаются с конкретными вопросами, то волонтеры объясняют все максимально подробно — насколько сами знают.


— Там дежурят врачи, есть автобусы, в которых можно отдохнуть, — рассказала женщина, стоящая у самого перехода на набережную. — Обещали дождь? Да, знаем, ну, спрячутся люди под козырьками где-нибудь, никаких специальных распоряжений пока не было. Рекомендуем людям брать с собой дождевики.