Ярославские святые федор давид и константин. Благоверные князья феодор смоленский и чада его князья давид и константин, ярославские чудотворцы

Князья Федор, Давид и Константин — первые ярославские святые князья. Согласно Житию, Федор Ростиславич по прозвищу Черный был третьим сыном смоленского князя Ростислава Мстиславича. Женившись в 1259 г. на ярославской княжне Марии, он стал править в Ярославле. Чтобы оградить Ярославль от набегов татар, неоднократно ездил в Орду. От второго брака с ханской дочерью (в крещении Анна) у него родились сыновья Давид и Константин. В 1299 г. князь скончался, перед смертью приняв схиму и был похоронен в Спасском монастыре в подклете церкви Входа Господня в Иерусалим, расположенной рядом со Спасо-Преображенским собором. После кончины сыновей князя их тела были положены рядом с Федором. В 1463 г. при перенесении останков в новую гробницу произошло несколько чудесных исцелений.

Официально они были канонизированы на соборе 1547 года, который проводил митрополит Макарий с Иваном Грозным. В семье Ивана Грозного эти святые пользовались особой любовью, так как по молитвам князя Феодора была исцелена от смертной болезни царица Анастасия.

5 марта 1463 года были обретены в Ярославле мощи святого князя Феодора и чад его, Давида и Константина. Летописец, очевидец события, записал под этим годом: «Во граде Ярославле в монастыре Святого Спаса лежали три князя великие, князь Феодор Ростиславич да дети его Давыд и Константин, поверх земли лежали. Сам же великий князь Феодор велик был ростом человек, те у него, сыновья Давид и Константин, под пазухами лежали, зане меньше его ростом были. Лежали же во едином гробе».

Тропарь благоверным князьям Феодору Смоленскому и чадам его Давиду и Константину, Ярославским чудотворцам

Тропарь на преставление

глас 4

От юности вашея Христове любви прилепившеся, святии, усердно закон и оправдания Того сохранисте; отонудуже и чудесными дарованьми обогатившеся, исцеления источаете, Феодоре, Давиде и Константине, с верою вас почитающих, молите Христа Бога спастися душам нашим.

Ин тропарь на преставление Феодора

глас 4

Яко целитель преизряден и казатель благоприятен, мирский мятеж оставил еси и крест свой на рамо взем и божественным житием пожил еси и воздержанием плоти украсился еси, к тебе притекающим сосуд избранный показа тя, всеблаженне Феодоре, воспевающих твою память в псалмех и песнех, преподобне, молися о душах наших.

Ин тропарь

глас 4

Измлада явился еси, Богомудре княже, Божествен сосуд невозбранен Богови, ныне точиши нам многоцеления, вся ереси потопляюще и спасая присно свой град и всех верных сохраняя невредимо от видимых и невидимых враг, верою тя молим, преподобне отче наш, княже Феодоре, моли спастися душам нашим.

Тропарь на перенесение мощей

глас 8

Яко звезды многосветлыя от юности возсиявше, осветили есте сердца верных пренесением честных мощей ваших, во плоти, яко ангели, на земли показастеся, пощением насаждени бысте, яко древа, при водах воздержания, напоени струями слез ваших, и сквернуомысте. Сего ради явистеся приятелища Божия Духа, Феодоре,и Давиде, и Константине, молите Христа Бога спастися душам нашим.

Ин тропарь

глас 4

Яко апостолом сопричастницы и врачеве предобрии, служители Богоприятнии, памяти вашей Божественней притекающим, святии Богомудрии, достоблаженнии, благочестивии князе, новоявленнии чудотворцы Феодоре, и Давиде, и Константине, сошедшеся любовиюв память вашу светло празднуем, в песнех и пениих радующеся, Христа славяще, таковую благодать даровавшаго вам исцелением, граду вашему Ярославлю великое утверждение.

Кондак благоверным князьям Феодору Смоленскому и чадам его Давиду и Константину, Ярославским чудотворцам

Кондак на преставление Феодора

глас 4

Явися велие солнце Христове Церкве, просвещая учением светлостьми, всечестне, яко черпалом златым от кладезянеископаннаго чудес почерпл еси от Источника неистощимаго на успение свое приспел еси, всеблаженне Феодоре, ныне всем даеши грехов прощение.

Ин кондак

глас 1

Многомудренно преселився, преподобне княже Феодоре, в градцветущ присно плоды благия, явился еси яко раи, паче жизни, яко многосветлая звездо в мире сияя, в пощении исправив жизнь свою, и ныне Того получил еси живот вечный на небесех.

Кондак на перенесение мощей

глас 8

Явистеся светильницы всесветлии, во плоти яко ангели, и якожизни древеса райская, пощением, бдением и верою возращаеми, процвели есте молитвами вашими, небесныя благодати приемше.Врачеве же крепцы явльшеся, исцеляете недугующих души, с вероюприбегающих к раце мощей ваших, чудотворцы славнии, Феодоре, Давиде и Константине. Молите Христа Бога грехов оставление даровати, верою и любовию чтущим память вашу.

Ин кондак на перенесение мощей

глас 8

Яко светильницы и врачеве преизряднии явистеся, верним сердца озаряюще добродетельми чудес ваших, в плоти бо на земли благоугодители, Иже во святых Прославляемому непрестанно молитео всех нас.

Величание

Величаем вас, святии благовернии князе Феодоре, Давиде и Константине, и чтим святую память вашу, вы бо молите за нас Христа Бога нашего.


Святой благоверный князь Феодор, Смоленский и Ярославский, по прозванию Черный, родился в грозную для Руси годину монгольского нашествия, около 1237 — 1239 года, и был в крещении наречен во имя святого великомученика Феодора Стратилата, особо почитаемого русскими князьями-воинами.

Воинскими подвигами суждено было Богом прославиться в Русской земле и святому князю Феодору. В 1239 году, когда молитвами Пресвятой Богородицы святой воин-мученик Меркурий избавил Смоленск от Батыева пленения, отрока Феодора в городе не было: его увезли и укрыли на время войны в безопасном месте. В следующем, 1240 году умер его отец, князь Ростислав, правнук благоверного князя Ростислава, Смоленского и Киевского.

Старшие братья, наследники, поделили между собой земли отца своего, выделив младшему — отроку Феодору маленький Можайск. Здесь прошло его детство, здесь учился он Священному Писанию, церковной службе и воинскому искусству.

В 1260 году святой князь Феодор женился на Марии Васильевне, дочери святого благоверного князя Василия Ярославского, и стал князем Ярославским. У них родился сын Михаил, но вскоре святой Феодор овдовел. Он много времени проводил в ратных трудах и походах, сына его воспитывала теща, княгиня Ксения.

В 1277 году соединенные дружины русских князей, среди которых был святой Феодор, в союзе с татарскими войсками, участвовали в походе в Осетинскую землю и во взятии «славного града их Тетякова». Союзные войска одержали в этой войне полную победу. Дело в том, что со времен святого Александра Невского ханы Золотой Орды, видя несломленную духовную и военную мощь православной Руси, были вынуждены изменить свое отношение к ней, стали привлекать русских князей к союзу, обращаться к ним за военной помощью. Русская Церковь промыслительно использовала это сближение для христианского просвещения инородцев.
Уже в 1261 году стараниями святого Александра Невского и митрополита Кирилла III в Сарае, столице Золотой Орды, была учреждена епархия Русской Православной Церкви. В 1276 году Константинопольский Собор под председательством патриарха Иоанна Векка отвечал на вопросы русского Сарайского епископа Феогноста о порядке крещения татар и принятии в православие бывших среди них монофизитов и несториан. В эти годы и оказался в Орде святой князь Феодор. Отличившийся ратными подвигами в осетинском походе, он вызвал к себе особенное расположение хана Менгу-Темира, почтительно относившегося к Православной Церкви, выдавшего первый ханский ярлык о церковной неприкосновенности митрополиту Кириллу. В летописи сказано: «А князя Феодора Ростиславича царь Менгу-Темир и царица его вельми любяше и на Русь его не хотяше пустити мужества ради и красоты лица его». Три года пробыл святой Феодор в Орде. Наконец, «царь отпустил его с великой честью», и князь прибыл в Ярославль. К этому времени супруга его, Мария, уже умерла, в городе правила княгиня Ксения с внуком Михаилом. Ярославцы не приняли вернувшегося из Орды князя: «не прияша его во град, но рекоша ему: «Сей град княгини Ксении и есть у нас князь Михаиле»».

Святой Феодор должен был вернуться в Орду. Царица, жена хана Менгу-Темира, «его любяше зело и хотяше за него дщерь свою дати». Такой брак имел бы для Руси большое значение. Хан долго не соглашался на него, считая русских князей своими «улусниками» (т. е. вассалами, подданными). Выдать дочь за русского князя, значило признать за ним равное достоинство. И еще важнее: это значило для хана признать превосходство Православия, потому что прежде венчания нужно было, чтобы татарская царевна приняла святое Крещение. Хан пошел на это, слишком важен для него был союз с Русью: «и царевну повелел за князя Феодора дати, и повелел ее прежде крестить, а православной веры не повелел осквернить». Так женился святой Феодор на дочери могущественного хана, нареченной в крещении Анной. «Царь же его весьма чтил и повелел ему садиться напротив себя, построил ему дворец, дал князи и боляре на послужение».

Там, в Орде, и родились у святого Феодора Черного его сыновья — святой благоверный князь Давид и святой благоверный князь Константин. Огромное влияние, которое святой Федор приобрел в Орде, он использовал во славу Русской земли и Русской Церкви. Православие все более укреплялось среди татар, ордынцы усваивали русские обычаи, нравы и благочестие. Русские купцы, зодчие, мастера несли русскую культуру на берега Дона, Волги, Урала и дальше до самой Монголии. До сих пор археологи находят православные иконы, кресты, лампады по всей территории прежней Золотой Орды, вошедшей в состав России. Так начиналось великое миссионерское движение Русской Церкви на Восток, просвещение светом Евангельской истины всех племен до Великого океана. Русские православные князья и их дружинники, участвуя, как союзники, в монгольских походах, узнавали и осваивали бескрайние просторы Азии, Сибири и Дальнего Востока. В 1330 году, всего через тридцать лет после смерти святого Феодора Черного, китайская летопись напишет о русских дружинах в Пекине.

Святой Феодор жил в Сарае до 1290 года, когда «пришла ему весть с Руси, от града Ярославля, что его сын первый, князь Михаил преставился». Дав князю богатые дары и большую дружину, хан отпустил его на Русь. Вновь став князем в Ярославле, святой Феодор начал ревностно заботиться об усилении и благоустроении своего города и княжества. Особенную любовь проявлял он к обители Преображения Господня. Слава его гремела по всей Руси, все князья искали с ним дружбы и союза. Но он больше всех любил сына святого Александра Невского, Андрея Александровича, поддерживал его во всех начинаниях, когда тот был великим князем Владимирским, ходил с ним в походы, делил радость побед и горечь поражений. В 1296 году едва не разразилась кровопролитная братоубийственная война между двумя группами князей: на одной стороне были святой Феодор и великий князь Андрей, на другой — святой Михаил Тверской (и святой Даниил Московский). Но кровопролитие Божией помощью удалось предотвратить. На Владимирском съезде князей (1296 г.) епископ Владимирский Симеон и епископ Сарайский Измаил сумели внести мир в обе стороны. Сам факт участия в съезде святого князя Феодора и сарайского Владыки Измаила говорит о том, что первый употребил все свои дипломатические дарования и влияние в Орде, чтобы способствовать установлению мира в Русской земле.

Не порывались связи святого Феодора Черного и с его отчизной — Смоленском, хотя княжить ему там было непросто. Так, в 1297 году святой Феодор ходил походом к Смоленску восстановить свои законные права на Смоленское княжение, захваченное его племянником. Но взять город и стать снова Смоленским князем ему в этот раз не довелось.

Вскоре после того похода святой князь-воин занемог. 18 сентября 1299 года угодник Божий повелел перенести его в Спасо-Преображенский монастырь и принял монашеское пострижение.

Во время самого окончания обряда святой Феодор попросил прервать священнодействие. По благословению игумена, во исполнение воли умирающего, князя вынесли на монастырский двор, куда сошлось уже множество ярославцев. «И исповедался князь пред всем народом, если согрешил пред кем или нелюбие держал на кого. И кто пред ним согрешил и враждовал на него — всех благословил и простил и во всем вину на себя принял пред Богом и людьми». Лишь после этого решился смиренный воин завершить свой необычный и многотрудный жизненный путь принятием ангельского образа.

Всю ночь игумен и братия молились над святым князем. В два часа ночи начали звонить к утрене. Напутствованный Святыми Тайнами Христовыми, святой Феодор безмолвно лежал на своем иноческом ложе. Когда же иноки начали третью «Славу» Псалтири, он осенил себя крестным знамением и предал душу Господу. Вид его в гробу был необычен: «Чудно бе зрети блаженнаго, на одре лежаща не яко умерша, но яко жива суща. Светилось лице его, солнечным лучам подобно, честными сединами украшено, показуя душевную его чистоту и незлобивое сердце».

После него в Ярославле правил его сын — святой Давид. Второй из его младших сыновей, святой Константин, видимо, почил ранее. Церковное почитание святого князя Феодора в Ярославской земле началось вскоре после его смерти. В 1322 — 1327 годах по благословению и заказу епископа Ростовского Прохора в память почитаемого Владыкой святого Феодора было написано и украшено миниатюрами знаменитое Феодоровское Евангелие. Епископ Прохор был прежде игуменом Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле. Вероятно, он лично знал святого князя, мог быть очевидцем его пострижения и всенародного покаяния. Историки думают, что лучшие миниатюры, вшитые в эту драгоценную рукопись, принадлежали более раннему Евангелию, владельцем которого был сам святой Феодор Черный и которое он привез с собой в Ярославль как благословение из родного Смоленска.

Сложность исторических судеб, суровость эпохи, бесчисленное множество врагов — не личных, но врагов России и Церкви, — только ярче подчеркивают для нас величие подвига святых созидателей России.

Вконтакте

Untitled document

2 октября (19 сентября) - память благоверных князей Феодора Смоленского (1299) и чад его Давида (1321) и Константина, Ярославских чудотворцев.

Святой благоверный князь Феодор, по прозванию Черный, был сыном смоленского князя Ростислава Мстиславовича и происходил от святого равноапостольного князя Владимира. Год рождения святого князя Феодора точно определить нельзя, но, несомненно, это было между 1240 и 1245 годами. По свидетельству его жизнеописателя (Иеромонаха Антония, 2-й половины XV века), он от юных лет воспитан был в благочестии и научен божественным догматам, которыми с любовью наполнялось его сердце. Отроком он уже уклонялся детских игр и обычаев, прилежа наипаче чтению священных книг и соблюдая чистоту душевную и телесную. Феодор имел двух братьев, Глеба и Михаила, которые, по смерти отца, обидели его, дав ему в удел один только город Можайск. Он не гневался на братьев и терпеливо владел этим уделом. Можайск был тогда еще очень юным, бедным и малонаселенным городком с небольшой округой и прилежащими селами. Но Феодор принял удел, по выражению составителя его жития, безропотно, помышляя паче всего о стяжании сокровища некрадомого, нетленного, вечного. В короткое время умный и добрый князь сумел сделать свой удел и людным и не бедным и заслужил благоговейную любовь народа. Около 1267 года святой князь Феодор женился на ростовской княжне Марии Васильевне, после чего получил во владение город Ярославль. По смерти же брата своего Михаила наследовал он и Смоленское княжение . Благочестиво и богоугодно жил князь Феодор в Ярославле. Особенно почитал он священников и иноков и благотворил нищим. Как доблестный воин Христов, он во всем угождал своему Владыке и удалялся от всякой неправды. В те времена, когда над русской землей тяготело татарское иго, был обычай, чтобы русские князья ездили в Орду к хану, для утверждения в княжеском достоинстве. Среди прочих князей отправился туда и ярославский князь Феодор со многими дарами для хана и для его супруги . В Орде он был принят весьма благосклонно и служил при дворе хана в качестве любимца, весьма уважаемого. Мужественная красота и ум его так пленили жену хана, что она пожелала выдать за него свою дочь. Но он сказал ей, что у него есть жена в Ярославле, и не склонился на ее увещания. Испросив себе от хана утверждение на княжение в Ярославле и получив такое, благоверный князь Феодор уехал из Орды домой. Когда прибыл он к Ярославлю, то узнал, что супруга его скончалась. Он хотел войти в город, где в то время жили сын его Михаил и теща. Однако бояре и теща не пустили его, сказав: "у нас не в обычае, - говорили они, - принимать к себе в князья приходящего из чужой земли; довольно для нас иметь своим князем наследника Феодора, Михаила". Святой Феодор снова отправился в Орду и просил хана, чтобы он дал ему опять Ярославское княжество. Хан послал ярославцам строгое повеление принять своего князя, но те не повиновались такому повелению и упорно отказывались принять к себе Феодора. В то время, как святой князь пребывал в Орде, в гостях у хана, жена хана опять начала предлагать своему мужу выдать их дочь за Феодора. Хан долго не соглашался, говоря, что не подобает давать дочь ханскую в супружество даннику, притом еще иноверному. Но через некоторое время хан дал согласие на крещение дочери и ее брак с Феодором. Во святом крещении ханскую дочь назвали Анной. После этого брака хан еще более полюбил святого Феодора. Часто сажал он его с собой за стол свой, возлагал ежедневно ханский венец на его голову, одевал его в свою порфиру, устроил ему прекрасный дворец и окружил его славой и богатством . Но среди всего этого великолепия сердце блаженного князя не возгордилось, и слава мира этого не отвлекла его от любви Христовой, и он все более и более преуспевал в исполнении заповедей Господних. Пока он еще жил в Орде, у него родился сын, который назван был во святом крещении Давидом. Затем родился у него второй сын, нареченный в святом крещении Константином. Вскоре после того прибыли к нему вестники из России с известием, что сын его Михаил умер в Ярославле. Тогда князь Феодор стал просить хана отпустить его на русскую землю вместе с княгиней и с детьми их. Хан отпустил его с великой честью, возложив на него венец и почтив его великим княжением Ярославским. Святой князь прибыл в Ярославль с большим почетом. С ним прибыло и много татарских вельмож от двора хана, которых он, по некотором времени, с честью отпустил в Орду. Святой князь Феодор княжил в своем городе Ярославле благочестиво и богоугодно до глубокой старости . Заболев и чувствуя, что эта болезнь - предсмертная, он позвал к себе княгиню-супругу и детей своих и завещал им пребывать в любви и мире. Затем он велел отнести себя в монастырь и там с великою радостью принял от игумена иноческий образ и в течение всего того дня радовался и благодарил Бога за то, что Он сподобил его этого дара, которого давно желала душа его . Перед самой своей кончиной он пожелал принять схиму, после чего, преподав всем прощение и сам испросив у всех прощение, он осенил себя крестным знамением и передал душу свою в руки Божии. Это было 19 сентября 1299 года. Его благолепно погребли в храме Преображения Господня. Сын и преемник св. князя Феодора князь Давид умер в 1321 году, а год кончины князя Константина в летописях не означен. Тела сыновей, согласно выраженному ими при жизни желанию, были положены возле тела их отца, в склепе под сводами храма, не в земле, а поверх ее в гробницах.
Сегодня Можайск является районным центром в Московской области. ^
Это было в 1279 году. Впрочем, сам благоверный князь Феодор в Смоленске не жил, а только титуловался князем Смоленским, хотя некоторое время писал туда грамоты, вершил разные судные дела и заботился о благе смольнян, как их князь, вскоре он уступил Смоленск племяннику своему Александру Глебовичу. ^
Путешествие князя Феодора в Орду было совершено отчасти и по другим обстоятельствам: хан Золотой Орды Менгу-Темира, вместе с другими князьями русскими, вызвал и Феодора для усмирения яссов и камских болгар, не хотевших платить дань татарам. В Орде при хане св. князь провел около трех лет. ^
Хан дал при этом своему зятю с дочерью на содержание несколько городов: Чернигов, Болгары, Куманы, Корсунь, Арск, Казань и др., - всего до 36 городов. Князь Феодор испросил у хана позволение выстроить в Орде несколько церквей, всеми мерами распространял христианство и покровительствовал духовенству. ^
Св. Феодор управлял княжеством кротко, мудро, беспристрастно, заступаясь за обиженных, вдов и сирот, милосердствуя о нищих и убогих. Летописи отличают особенно его искреннее и смиренное благочестие, усиленные посты и молитвы, многотрудные подвиги и попечения касательно храмоздательства и церковного благолепия, а также его почтение к епископскому и священному сану, - в чем подражали ему и его благочестивые сыновья Давид и Константин, из которых младший скончался впоследствии безбрачным, а старший 23 года мирно управлял Ярославским княжеством. ^
Предсмертное завещание святого благоверного князя Феодора весьма трогательно и назидательно. Оно помещено полностью на древней иконе в Спасском монастыре (излюбленная обитель его и его семейства, сооруженная благочестивой супругой его Анной); на иконе святой Феодор изображен во весь рост в иноческой одежде, посреди своих сыновей, со свитком в левой руке. ^
Даты в тексте даны по старому стилю. ^

Конец XV века. Ростовские земли (Ярославль?)

62,2 × 49,6 × 2,7. Дерево (липа), две доски, две врезные односторонние шпонки, ковчег, паволока, левкас, темпера. Средник и поля иконы в древности были покрыты сплошным басменным окладом, следы от крепления венчиков и цат.

Происхождение не установлено. Приобретена для музея в 2008 г. в Ярославле. Ранее: собрание В. М. Момота (Москва). Инв. № ЧМ-462.

Раскрыта в 2008 г. В. М. Момотом.

Основа в верхних частях имеет несколько трещин, в том числе сквозную в правой доске с утратой авторской живописи, восполненной новым тонированным грунтом. Такие же вставки − по стыку досок, над нимбом Константина, в нижней части позема. Многочисленные мелкие утраты красочного слоя, реставрационные чинки, тонировки. В местах крепления сплошного басменного оклада, венчиков и цат − значительные выкрошки грунта. Живопись сильно потерта.

Образ святого князя Смоленского и Ярославского Феодора с сыновьями Давидом и Константином в соответствии с традицией русской княжеской иконографии представляет своеобразный тройной портрет правителя-отца с двумя чадами – наследниками престола. Композиционная схема восходит к изображению киевского князя Владимира с сыновьями Борисом и Глебом, но известна еще по образу муромских чудотворцев Константина с княжичами Михаилом и Феодором. Иконография «триад» киевских, ярославских и муромских князей, связанная с сакральной символикой числа три, соответствовала богослужебным текстам, в которых тройственный союз отца и сыновей воспевался как «чудесная троица» святых, «отражающих трисолнечный свет», «трех вкупе сияющих яко солнце».

Святой благоверный князь Феодор (1240?–1299), прозванный Черным, сын смоленского князя Ростислава Мстиславича, происходил из рода Всеволода Ярославича и Владимира Мономаха. Будучи первым правителем города Можайска, он женился на дочери ярославского князя Василия Всеволодовича и стал княжить в Ярославле, а с 1280 г. в течение нескольких лет управлял и Смоленским княжеством. Феодор прославился как мужественный воин и хитроумный дипломат, проявивший себя в отношениях с ордынскими ханами и участвовавший в военных операциях татар, что позволило ему укрепить положение Ярославского княжества. Согласно житию, Феодор, будучи в Орде, пленил красотой и смелостью монгольскую царицу, которая, «виде святолепное благородие лица его», пожелала выдать за него свою дочь, что и произошло после смерти первой жены князя. В результате значительно расширились владения Феодора, получившего тридцать шесть городов, в том числе Чернигов, Корсунь, Казань, а при дележе уделов еще и Переславль-Залесский, второй город после стольного Владимира. От принявшей крещение татарской царевны имел двух сыновей – Давида (1280-е – 1341) и Константина (около 1290 – 1310-е), ставших его преемниками на ярославском престоле.

Феодора жители Ярославля «на княжение прияти не хотяху», видя в его действиях протатарскую политику и ссылаясь на то, что престол в его отсутствие занимал «отечеству наследник» – его малолетний сын Михаил, родившийся от первого брака, с ярославской княжной. Вынужденное пребывание князя в Золотой Орде (1281–1293) отмечено его миссионерской деятельностью и активным строительством там православных церквей. Только после смерти сына Михаила Феодор смог (не без помощи татар) вернуться в Ярославль, где положил начало новой ветви ярославских князей, занимавших княжеский стол вплоть до потери городом самостоятельности в 1463 г. Возвращение княжеской семьи в Ярославль способствовало его процветанию: при княжеском дворе велось летописание, а сам князь ревностно заботился об усилении и благоустроении своего города и княжества, выступая заказчиком икон, богослужебных книг и строительства церквей. Святой Феодор почитался как неустрашимый воин, энергичный правитель, заступник Руси от нашествия иноплеменных, прославился своей богоугодной и благотворительной деятельностью, надолго оставив в народной памяти образ справедливого князя Святой преставился в 1299 г., приняв перед смертью схиму, и был погребен в подклете храма Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле. Позже в ту же раку были положены тела его сыновей: Давида, занимавшего до 1321 г. ярославский престол, и рано умершего Константина, по прозвищу Улемец (татар. – «ученый»). В 1463 г., при последнем ярославском князе Александре Феодоровиче (Брюхатом), во время перенесения князей в новую гробницу произошло обретение нетленных мощей чудотворцев, тогда же прославившихся чудесами исцелений. Над их ракой была устроена каменная усыпальница с традиционным надгробным комплексом: «и гробницю хотя устроити камену, и покровом драгим окрыти и свещи поставити». По-видимому, торжественное прославление новых святых было последней попыткой поднять престиж и удержать княжество, в том же году потерявшее независимость и присоединенное к Москве.

О чудесах сообщили ростовскому епископу Трифону, который отнесся с недоверием к новым чудотворцам и, «неверием одержим… мняше волшебство быти», послал в Ярославль соборного протопопа Константина, который при дерзновенной попытке сорвать покровы с мощей был наказан – «омертве плоть его» – и выздоровел лишь после раскаяния и молитвы. После смерти в 1471 г. последнего удельного князя Ярославское княжество переходит под власть Ивана III, при котором и происходит канонизация святых. В предисловии к житию Феодора Ростиславича сказано, что оно было написано Антонием, иеромонахом Спасо-Преображенского монастыря «повелением великого князя и по поручению митрополита Филиппа» († 1473). Однако на самом деле это была инициатива монастыря, и почитание первых ярославских святых – князей Феодора с сыновьями – носило в конце XV в. не общерусский, а сугубо местный характер. Об этом свидетельствуют обстоятельства появления на раке князей шитого покрова с их портретным изображением (ГИМ), исполненного, согласно вкладной надписи, в Москве «замышлением и потружением» невестки последнего ярославского князя княгини Марии и положенного на гроб чудотворцев в 1501 г. Сохраняя традиционную форму, шитая летопись не называет имен ни московского великого князя, ни митрополита всея Руси, что было было невозможно, если бы канонизация проводилась «их повелением». Замалчивание имен московских владык, лишивших Ярославль независимости, подтверждает мысль о местном почитании святых.

Иконописные портреты святых ярославских князей появляются лишь к 1563–1564 гг.: фресковые изображения в Спасо-Перображенском соборе Ярославского монастыря, Архангельском соборе Московского Кремля, а также схожие средники двух одновременно написанных житийных икон из собрания ЯМЗ, в том числе храмовой из местного ряда иконостаса Спасского собора 1564 г. Все они варьируют одну иконографию: в центре возвышается благословляющий князь Феодор в схиме (иногда со свитком), положивший руку на плечо младшего сына. По обеим сторонам изображены вплотную приближенные к отцу небольшие фигуры юных князей Давида и Константина, развернувшихся к нему с молитвенно сложенными руками, в княжеских одеждах, но лишенные каких-либо атрибутов княжеской власти. Создание целого ряда торжественных образов ярославских чудотворцев Феодора, Давида и Константина с житием и чудесами, видимо, связано с началом общерусского прославления святых, житие которых в середине XVI в. вошло в царский список Великих Миней Четьих и весьма почиталось Иоанном Грозным.

Публикуемая икона относится к другой, наиболее древней иконографической традиции: представленные строго фронтально в полный рост фигуры святых князей повторяют характерный тип надгробного изображения и восходят к композиции шитого покрова 1501 г. с раки нетленных мощей чудотворцев. Погребение трех князей в одном гробу, отмеченное летописцем при обретении их мощей, предопределило необычную композицию покрова. Сильно вытянутые и тесно сближенные фигуры святых и монашеский образ Феодора, намного превышающий ростом сыновей, точно соответствуют словам очевидца события 1463 г.: «Лежали три князя великие, князь Феодор Ростиславич да дети его… поверх земли лежали. Сам же князь Федор велик… ростом был, и те у него Костянтин да Давыд под пазухами лежали, занеже менши его росто… во едином гробе».

На рассматриваемой иконе, как и на покрове, фигуры князей написаны отдельно стоящими: благословляющий Феодор в монашеской схиме, со свитком, Давид и Константин в княжеских шубах, накинутых на плечи, и шапках, отороченных мехом, и с мечами в руках, подчеркивающими высокое княжеское достоинство изображенных. Эта утраченная в XVI в. особенность, свидетельствующая о признании власти ярославского княжеского рода, могла появиться и удерживаться лишь в последние годы существования княжеского престола. В последующие столетия ни на одном из многочисленных изображений святых Феодора, Давида и Константина нет этой детали, не упоминаются мечи и в описаниях иконописных подлинников, тексты которых почти полностью сохранили яркий рассказ летописца.

На публикуемой иконе оба брата изображены совсем юными, невинными отроками. Симметричность фигур усилена колоритом их одежд, варьирующих одни и те же цвета. Небольшие размеры древней иконы свидетельствуют о сложении первой иконографии святых до их официальной канонизации. Следует отметить, что на Руси традиция небольших надгробных икон была известна: образы таких же размеров (ок. 65 × 50 см) стояли при гробах волоцких князей Ивана и Федора Борисовичей в начале XVI в. в Успенском соборе Иосифо-Волоколамского монастыря и представляли собой парные портреты погребенных и их небесных патронов.

Время создания публикуемой иконы – не позже конца XV в., что позволяет видеть в ней одно из первых, если не самое раннее изображение ярославских чудотворцев, близкое ко времени их прославления. Процесс канонизации святых обычно включал несколько этапов, но лишь с появлением житийного текста и богослужебного канона, предназначенного для исполнения в день церковной памяти, на раку возлагали шитый портретный покров, а рядом с мощами ставили надгробную икону с изображением святого. В Спасо-Преображенском соборе такой поминальный комплекс возник не ранее конца 1480–1490-х гг., о чем свидетельствует древнейший покров с изображением святых Феодора, Давида и Константина, шитье которого началось не ранее конца 1490-х гг. и завершилось торжественным возложением его в 1501 г. Этим временем следует датировать и первую надгробную икону чудотворцев. Скорее всего, публикуемый памятник является одной из ее реплик (может быть, сделанной для ростовского архиерея?), хотя нельзя исключить, что именно он и предназначался для украшения усыпальницы новоявленных святых. О том, что в древности это был почитаемый образ, свидетельствует некогда украшавший его богатый оклад: серебряная басма, венцы, цаты.

Стилистические особенности иконы позволяют предполагать ростовское происхождение мастера. Об этом говорят легкие, вытянутые и стройные фигуры с мягкими обтекаемыми силуэтами и четко ограниченными контурами на светлом желтом фоне, редкие и прямые драпировки одежд с заостренными и угловатыми формами, полупрозрачные жидкие краски, но особенно – типичный для ростовской живописи колорит, основанный на синих, коричневых, неярких красных и желтых цветах. Памятник обнаруживает близкое стилистическое сходство с иконами «Архангел Михаил» последней четверти XV в. из ГМЗРК и «Борис и Глеб» из собрания А. И. Анисимова (ГТГ), созвучными с ним пропорциональным, колористическим и образным строем хрупких и чуть угловатых фигур. Характер темного личнóго письма, отличающегося ровным оливковым санкирем и плотным охрением, без использования пробелов, восходит к приемам мастеров деисусных икон середины XV в. из церкви Параскевы Пятницы на Всполье в Ярославле (ЯХМ). Особенно стиль исполнения ликов ярославских чудотворцев близок к палеосным фигурам на иконе конца столетия «Богоматерь Одигитрия с избранными святыми» из церкви Василиия Великого в Угличе (ЯХМ). Изображения роднит не только характер оливково-охряной моделировки, но и характерный рисунок.

Опубл.: Музей русской иконы. Восточнохристианское искусство от истоков до наших дней. Каталог собрания. Том. I: Памятники античного, раннехристианского, византийского и древнерусского искусства III–XVII веков / Под ред. И. А. Шалиной. М., 2010. Кат. № 4. С. 58–61 (текст И.А. Шалиной).

Имена большинства князей русских затерялись на страницах истории. Но некоторые известны любому. К примеру, Владимир Мономах – ну, кто о нем не слышал? А вот внук его, князь не так знаменит. Между тем, этот человек причислен был в свое время к лику святых. Его участь повторили сыновья венценосной особы. День памяти Церковь для данных слуг Господних учредила общий – 2 октября.


Святой Феодор Смоленский

Князь Феодор родился приблизительно в 1237-1239 гг., точную дату историки, к сожалению, не называют. Отцом его являлся Ростислав Мстиславович, Смоленский князь. Во времена правления своего Феодор носил прозвище Черный, с ним и вошел в историю Отечества нашего.

Феодора отец воспитывал в строгости. Будущий правитель Руси отличался с ранних лет смирением и кротостью, рос благочестивым и высоконравственным. Став взрослым человеком, князь не утратил этих личностных качеств, а, напротив, приумножил. Когда случился раздел имущества Ростислава Мстиславовича, Феодор на правах одного из чад князя Смоленского получил в удел лишь небольшой городок под названием Можайск. Обиду, незаслуженно ему нанесенную, он стерпел беззлобно, как и подобает православному христианину. Князь превосходно правил своим владением, быстро превратив последнее в многолюдный, богатый город. Он отличался добрым нравом и относился к своим подданным справедливо, из-за чего пользовался неизменным уважением и безграничной любовью народа.


В 1260 году князь Феодор женился. Супругой его стала княжна Мария Васильевна из Ярославля. Таким образом, заключив брак, Феодор получил титул Ярославского князя. Вскоре у княжеской четы родился сын, которого назвали Михаилом.

Крутой поворот судьбы

Жили супруги ладно и мирно вплоть до 1277 года. В указанное время князь Феодор принял участие в осетинском походе. Совершенные им ратные подвиги послужили причиной того, что на него обратил свое пристальной внимание хан Менгу-Тимур. Правитель Орды выказал Феодору особое расположение, результатом стало трехлетнее пребывание князя русского в татарском царстве. После он вернулся домой, но там соправителя Руси ждали недобрые вести. По приезде обнаружилось, что супруга Мария Васильевна, скончалась. Мать княжны, княгиня Ксения, прогнала князя, не дав ему ступить на ярославскую землю. Феодор был вынужден вернуться на прежнее место своего пребывания – в Орду.


Но недолго ходил князь вдовцом. Спустя короткое время он женился на ханской дочери. За этот брак выступала супруга Менгу-Тимура: ей нравился умный, обходительный русский князь, и она не представляла лучшей пары для своего ребенка. А вот хан не разделял мнения жены и долго сопротивлялся, не давал согласие на супружеский союз дочери с «улусником». Слово это применялось татарами ко всем русским князьям и означало «подданный», «вассал». Сомнения ордынского хана объяснялись просто: дай он добро на сей брак, автоматически пришлось бы признать, что князь Феодор равен по достоинству правителю татарского царства. Однако победил здравый смысл и размышления о выгоде, поскольку в интересах хана был крепкий тандем с русской стороной. При вступлении в брак с Феодором царевна татарская приняла христианство, получив в результате обряда Крещения новое, русское имя Анна. Она родила мужу двух сыновей, которых нарекли Давидом и Константином.

Заключение брака с дочерью правителя Орды сделало князя Феодора очень влиятельным в татарской обители человеком. Это имело впоследствии судьбоносное значение для земли русской, поскольку князь не отказался от своей Родины из-за инцидента с тещей и приложил все усилия для того, чтобы использовать свое новое положение на пользу Отечества и Церкви. Он в буквальном смысле начал распространять в Орде православие, в частности, возвел несколько христианских церквей, распространял среди ордынцев обычаи своей религии и т.п. И, надо сказать, жители татарского царства хорошо усваивали и благодушно воспринимали предлагаемые им порядки.

И снова Русь

В 1290-м году после кончины старшего сына князя Михаила от первого брака состоялось возвращение Феодора на Родину. Хан снабдил зятя крепким, большим войском, а также отпустил богатые дары. Феодор поселился в Ярославле с женой и детьми и тут же принялся за дела: хлопотал о благоустройстве города, организовывал строительство православных храмов, заботился о народе, удовлетворяя нужды своих подданных. Он прославился деятельностью своей на всю Русь. Другие князья стремились завязать с Феодором дружбу, и многим это удалось. Самым же любимым и верным товарищем князя Ярославского стал Андрей, сын святого Александра Невского . Феодор во всем оказывал своему другу поддержку и помощь, вместе они ходили в военные походы, делили беду и радость.

Успешно управляя Ярославлем, благоверный князь и о Смоленском княжестве, являвшемся его отчизной, не забывал. Справедливости ради стоит отметить, что в отношении указанного удела Феодор столкнулся с большими трудностями. В 1297 году ему пришлось организовать в Смоленск поход, дабы вернуть утраченные когда-то права на княжение в озвученном городе, коим правил в тот момент племянник князя. Увы, ничего из этого не вышло.

Кончина и прославление



Прошло немного времени после совершения упомянутого выше похода, и святой тяжко заболел. Как только это случилось, князь выказал желание принять монашеский постриг в любимом им Спасо-Преображенском монастыре. Желание благоверного князя было выполнено 18 сентября 1299 года. Обряд уже был в самом разгаре, когда князь велел вынести его, умирающего, из храма во двор обители. Там собралось много народа. И князь исповедовал грехи свои перед подданными. После Феодора внесли обратно в монастырский храм и завершили обряд монашеского посвящения.

Наступила ночь. Князь не спал, над ним читали молитвы монахи во главе с настоятелем. В два часа ночи послышался колокольный звон – то звонили к утрене. Князь никак не отреагировал, продолжая хранить молчание. На третьей «Славе» Псалтири душа Феодора отошла в мир иной. Перед тем, как испустить дух, князь успел осенить себя крестным знамением.


Лежащий в гробу, святой удивил всех смотревших на него необычайным обликом своим. Лицо Феодора светилось, будто лучи солнца исходили от чела князя. То было указание на кроткий нрав, душевную чистоту и доброе сердце угодника Божия. Князь не выглядел умершим - казалось, будто он спит.

Место Феодора на ярославском престоле после кончины угодника Божия занял Давид. Последний умер в 1321 году. Брат его покинул бренный мир еще раньше. После смерти младшего из братьев началось почитание князя Феодора в качестве святого в Ярославле и прилегающих землях. Обретение мощей всех трех венценосных особ состоялось 5 марта 1463 года в озвученном городе. Вскоре после этого события свет увидело житие святого, автором которого выступил Антоний, иеромонах Ярославского Спасского монастыря. Позже появились другие редакции жизнеописания благоверного святого князя, созданные разными людьми.