Икона святой елены в чем помогает. Икона святой равноапостольной царицы елены

В великом сонме святых угодников Божьих лишь немногие были канонизированы в лике равноапостольных святых. Только особые заслуги перед церковью, ставившие на один уровень с апостолами, позволили им удостоиться этой чести. Одной из тех, чьё земное служение получило столь высокую оценку, была Святая Елена. Икона с её изображением на протяжении многих веков входила в число наиболее почитаемых православных святынь.

Юная дочь хозяина постоялого двора

Кто же она, святая равноапостольная царица Елена, икона которой встречается в большинстве российских храмов и привлекает к себе толпы верующих? Для ответа на этот вопрос откроем житие святой угодницы Божьей, составленное через непродолжительное время после её блаженной кончины, и те немногие дошедшие до нас труды древних историков, описывавших её славные деяния.

Около 250 года в малоазийском городе Вифании у владельца местного была дочь, помогавшая ему обслуживать приезжих. Это и была будущая святая Елена. Икона царицы представляет нам сегодня образ величественной женщины, устремившей свой внутренний взор в горний мир, а в те времена она была ещё простой девушкой, не помышлявшей о предстоящей ей великой миссии. И, как это случалось во все времена, однажды она влюбилась.

Счастливое, но внезапно оборвавшееся супружество

Её избранник, молодой римский воин Констанций Хлор, ответил взаимностью, и вскоре их союз был скреплён брачными узами. Своего первенца супруги назвали Константином. Этот ребёнок - плод их первой любви - также впоследствии был канонизирован в лике равноапостольных, как и его мать - святая Елена. Икона с их изображением всегда выносится из церковного алтаря в отмечаемый 27 сентября.

Их безмятежной семейной жизни пришёл конец, когда правивший в те годы император Диоклетиан, назначив Хлора правителем обширных колоний, потребовал от него расторгнуть брак и жениться на его падчерице Феодоре. Хлор не смог ради любимой женщины отказаться от блестящей карьеры, и их союз распался.

Впрочем, зло бывает наказано не только в романах и пьесах. Очень скоро изменник пожалел о содеянном, так как его молодая жена вкупе со своей многочисленной роднёй превратила его семейную жизнь в такой кошмар, что ему приходилось от них отбиваться с помощью своей личной охраны.

Новообращённая христианка

А тем временем Елена, оставленная мужем, поселилась в городе Дрепануме. Выбор был неслучайным - там жил и обучался воинскому искусству её, уже повзрослевший к тому времени, сын. Так случилось, и в этом явно виден Промысел Божий, что в городе была многочисленная община христиан. Последователи истинной веры исповедовали её втайне, так как в те годы она была ещё под запретом.

Посещая их собрания и слушая проповедников, Елена со временем постигла глубину нового для неё учения и была крещена местным пресвитером. С этого времени она начала длительный путь духовного возрастания, результатом которого стала та миссия, выполнение которой позволило ей воссиять в лике равноапостольных святых.

Императрица Елена

Прошли годы, и скончался Констанций Хлор - бывший муж Елены. В конце жизни он был правителем Западных земель Римской империи, поставленный на этот пост Диоклетианом, когда-то возвысившим его ценой семейного счастья. После смерти отца сын Елены Константин занял его место, составив серьёзную конкуренцию правившему в те годы императору Максимиану. Их политическое противостояние вылилось в открытую войну, победив в которой Константин сделался единоличным правителем Великой римской империи.

Одним из первых его государственных актов стал эдикт, в результате которого христианство получало законный статус. Этот документ положил конец почти трёхвековому римскому гонению на церковь. Став вызвал свою мать в столицу и возвёл её в ранг августы, то есть императрицы и своей соправительницы.

На пути служения Богу

Однако мудрая и лишённая тщеславия женщина, зная, сколь преходяща бывает земная слава, использовала открывшиеся перед ней возможности не для личного блага, а для служения церкви. По её распоряжению и на её средства в империи, ещё не очнувшейся от языческого сна, строились христианские храмы и создавались новые общины. Но впереди ждала главная миссия, которую должна была исполнить святая Елена.

Икона, значение которой выражает сама сюжетная композиция, представляет зрителю равноапостольную императрицу рядом с обретённым ею Крестом Господнем. Именно в этой находке, ставшей величайшей святыней всего православного мира, заключена её историческая заслуга.

Начало исполнения великой миссии

Житие святой Елены повествует о том, что, восскорбев сердцем о том поругании, которое учинили римляне над Иерусалимом, захватив его в 70 году и разрушив всё, что было связано с земной жизнью Христа, она сама отправилась в Палестину, чтобы с Божьей помощью отыскать то Живоносное Древо, на котором был распят Спаситель.

Императрице Елене было уже за семьдесят, когда в 326 году, сев на корабль, она отплыла к берегам Святой земли. Задача, которую она перед собой поставила, была необыкновенно трудна. В течение последних столетий Иерусалим не принадлежал, как прежде, евреям, а находился во власти язычников. Даже на месте, где некогда был распят Христос, стоял храм Венеры.

Обретение Креста Господня

Кстати, само это место удалось найти с большим трудом, так как никто не знал, где именно его нужно искать. Лишь благодаря помощи старого еврея по имени Иуда, предки которого из рода в род передавали рассказ о событии трёхсотлетней давности, удалось его определить с необходимой точностью. После того как был снесён языческий храм, и на освободившемся месте епископ Макарий отслужил молебен, все присутствующие вдруг ощутили неземное благоухание, исходившее от земли.

Когда же был удалён верхний слой грунта, скопившийся там за долгие годы, всем присутствующим предстали три креста, остававшиеся на прежнем месте с того великого дня, и на одном из которых Спаситель принял мученическую смерть. Но какой из них был орудием мучения Христа, оставалось загадкой. Там же находились табличка, надпись на которой была сделана Понтием Пилатом, и гвозди.

Но истину указал им Сам Господь. Он умудрил епископа Макария остановить проходившую мимо похоронную процессию и прикоснуться к умершему поочерёдно всеми крестами. Когда на покойного был возложен Крест Господень, тот неожиданно воскрес. Так христианская церковь обрела свою величайшую святыню, благодаря трудам, которые положила на это святая царица Елена. Икона обычно изображает её стоящей рядом с этой чудной находкой.

Начало почитания святой

Следует заметить, что за всю канонизации в лике святых были удостоены лишь пять женщин, среди которых по праву заняла своё место и святая Елена. Икона её была написана сразу после смерти. Тогда же на Востоке началось и широкое почитание, достигшее Западной Европы лишь к началу IX века. В нашей стране память святой отмечается дважды в году - 19 марта и 3 июня - и имеет глубокие корни. Известно, что бабка крестителя Руси князя Владимира, первая российская христианка - княгиня Ольга, во святом крещении получила имя Елены именно в честь равноапостольной матери императора Константина Великого.

Иконография святой Елены

Не будет преувеличением сказать, что среди прочих угодников Божьих по значимости совершённого ею деяния православной церковью особо выделяется святая Елена равноапостольная. Икона её хорошо знакома всем верующим. Часто на ней она предстоит со своим сыном - императором Константином, так же как и мать, возведённым в ранг равноапостольных за утверждение христианства в качестве официальной государственной религии. Однако чаще встречаются образа, на которых представлена лишь святая Елена.

Икона, значение которой тем яснее, чем более вдумчиво мы соотносим сюжет с житием благочестивой императрицы, обычно изображает её на фоне Иерусалима, предстоящей возле монументального Креста Господня и устремившей взор к Небесам. Облачена она в одеяние, принятое у византийских императриц, с венцом или короной на голове. Иногда под венцом изображается драгоценный плат. Это наиболее распространённый сюжет. Икона святой Елены, фото которой открывает статью, относится именно к этой группе.

Однако наиболее ранние изображают святую, поддерживающую в воздетых вверх руках медальон с начертанным на нём крестом. В этом случае она также изображается либо одна, либо со своим сыном Константином. Примером этого может служить мозаика в Константинопольском соборе Святой Софии.

Российский вариант иконы

В российской иконографии существует совершенно оригинальная икона «Святая Елена». Значение помогает понять событие, произошедшее в 1665 году в Москве. Тогда из Палестины был доставлен специально изготовленный по заказу государя Алексея Михайловича крест с частицами Животворящего Древа Господня. Он предназначался для монастыря, расположенного на Кий-острове в Белом море, и его прибытие стало знаменательным событием в церковной жизни. В память о нём и была написана икона.

Она изображала Крест, по сторонам которого помещались фигуры святых равноапостольных Елены и Константина, а также царя Алексея Михайловича, царицы Марии Ильиничны и коленопреклонённого Впоследствии, когда он попал в опалу и был смещён, его изображение из композиции иконы удалили, и последующие списки с неё содержат лишь четыре фигуры. Среди образов, написанных в более поздний период, преобладает изображение святой Елены, держащей в руке небольшой крест, символизирующий её легендарную находку на месте распятия Христа.

Икона святой Елены. В чем помогает образ?

В российском православии сложилась традиция обращаться к равноапостольной царице Елене с самыми различными просьбами. Но чаще всего перед её святым образом молятся об исцелении от недугов и ниспослании здоровья себе и своим близким. Также к её помощи прибегают в случае материальных затруднений. Если молитва произносится с верой и упованием на милость Божью, то она бывает услышана, и просимое исполняется.

У иконы святой Елены есть одна, присущая лишь ей особенность. Если царица изображена вместе со своим сыном и правопреемником императором Константином, то к ней рекомендуется обращаться людям, занятым политической деятельностью и нуждающимся в поддержке. Такая молитва может быть актуальна в преддверии выборов и вселить надежду даже в тех кандидатов, которым больше рассчитывать не на что.

В наши дни среди изображений наиболее почитаемых в народе угодников Божьих присутствует и икона святой Елены. В Москве её замечательный образ можно увидеть в храме, принадлежащем приходу святых равноапостольных Константина и Елены в Митино. Она изображена держащей вместе со своим сыном святой крест, обретённый ею и дарованный всей христианской церкви. Кроме того, её образ можно найти практически в любом православном храме России и вознести перед ним свою молитву.

Ц арица Елена, мать Константина Великого, была дочерью содержателя гостиницы. За красивую наружность и высокие душевные качества император Констанций Хлор, будучи еще военачальником, избрал ее себе в супруги. Долго они жили счастливо, но потом политические обстоятельства стали причиной семейного несчастья Елены. Император Диоклетиан и соправитель его - Максимиан Геркул, оставив престол, разделили империю между четырьмя соправителями, которых они желали соединить друг с другом родственными узами. Вследствие этого Констанцию Хлору, одному из новых властителей, несмотря на то, что он уже был женат, предложена была новая супруга, из царского рода - падчерица оставившего царство императора Максимиана.

Из опасения потерять власть Констанций не противился, и Елена была принесена в жертву расчетам политики и удалена от двора. С потерей любимого супруга она должна была разлучиться и с единственным сыном, одиннадцатилетним Константином, взятым ко двору Диоклетиана на Восток. После этого пятнадцать лет провела Елена в глубоком уединении. Несчастие быть лишенной радостей семейных и расположило ее душу к принятию Христова учения, столь отрадного для всех обремененных тяжким горем.

С воцарением сына своего Елена снова является при дворе. Здесь она пользуется императорскими почестями и приобретает влияние на Константина. Не вмешиваясь в политику, Елена всецело посвящает себя добрым делам. Царица проявила себя как усердная покровительница церкви, горячая ревнительница христианской святыни и благодетельница неимущих и страждущих.

Уже в глубокой старости Елена, по просьбе сына своего Константина, отправилась из Рима в Иерусалим, с целью найти святой крест, на котором распят был Господь. С усердием поспешила она на восток и с царской заботливостью обозревала святую землю и другие восточные провинции, города и селения. Трудно было представить себе что-нибудь печальнее и безотраднее, чем страны, дарованные некогда Аврааму и его потомкам как земной рай. В таком жалком состоянии оставило их последнее римское завоевание. На развалинах города Давидова построен был новый город, повсюду украшенный языческими храмами и другими памятниками идолослужения. На том самом месте, где прежде находился храм Соломона, теперь возвышался языческий храм; места, освященные рождением и смертью Спасителя, были также осквернены языческими капищами. Блаженная Елена ревностно озаботилась очищением святых мест и приведением их в надлежащее устройство. Бывший в то время в Иерусалиме епископ Макарий принял царицу с подобающей честью и много помогал в ее благочестивой деятельности.

Первым желанием Елены, по прибытии в Иерусалим, было посетить гробницу Спасителя. «Пойдем, - говорила она, - почтить то место, где священные стопы Его перестали шествовать». Но к великому ее удивлению, никто не мог с точностью указать это место. Уже с давнего времени язычники завалили пещеру, в которой погребен был Христос. Мало-помалу и сами христиане перестали посещать гробницу Спасителя, из опасения оказать какое-либо почтение предметам идолослужения, намеренно поставленным язычниками на святом месте. Кроме того, вследствие совершившихся в Иерусалиме политических переворотов, а также пожаров и опустошений, даже само расположение города сильно изменилось.

Но Елена не отступала перед такими препятствиями. Образованнейшие из христиан и иудеев по просьбе царицы и в ее личном присутствии произвели расследование и поиск места страданий Христа. Рассказывают, большие услуги оказал один иудей, наследовавший от предков тайну о святых местах христианских. Этот иудей и подсказал, где можно найти крест Господень.

Когда место было определено, Елена, во главе работников и воинов, поспешила туда и приказала копать почву. Работа представляла большие затруднения, так как нужно было разрушить немалое количество построек, возвышавшихся на Голгофском холме и его окрестностях. Но Елена имела от Константина повеление не отступать перед препятствиями и не щадить никаких издержек. Наконец, в глубине холма найдены были три деревянных креста, сохранившиеся совершенно невредимыми. Никто не сомневался, что кресты эти были орудиями казни Господа и двух разбойников, с Ним распятых. Но на котором из трех крестов пострадал Христос Спаситель?

В это время, случилось, несли мимо одного человека на погребение. Епископ Макарий, исполненный твердой веры, тотчас велел похоронной процессии остановиться и положить тело умершего около найденных крестов. Тогда все присутствовавшие, царица и сам епископ пали на колени. Макарий, возведя очи к небу, произнес: «Господи, совершивший спасение рода человеческого чрез страдания единородного Сына Своего на кресте и внушивший смиренной рабе Твоей искать священное древо, орудие нашего спасения, - ныне Сам Господи, укажи нам тот крест, который послужил к вечной славе единородного Твоего Сына: подай, милосердый Господи, жизнь сему рабу Твоему, когда его коснется священное и спасительное древо!» После этого начали поочередно возлагать на мертвеца кресты, и как только возложили на него истинный крест Христов, умерший тотчас встал.

Когда Господь засвидетельствовал этим чудом Свой крест, Елена, преисполненная радости и одновременно страха, поспешно приблизилась к священному древу. С чувством глубочайшего благоговения преклонилась она пред святыней. То же сделал весь двор царский, бывший с нею. И всем присутствовавшим хотелось видеть крест Христов, но, вследствие большой тесноты, очень многие не могли подойти к нему; они начали просить, чтобы им дозволено было хоть издалека взглянуть на орудие казни Христа. Тогда епископ Макарий стал на самом высоком месте, воздвиг перед народом честный крест, поднимая и опуская, чтобы всякий мог поклониться ему. Весь народ благоговейно воскликнул: «Господи помилуй!» В память этого события установлено было впоследствии Церковью празднество Воздвижения честного Креста, совершаемое 14 (27) сентября.

Между тем Константин, которого Елена немедленно известила об открытии креста Господня, с неописуемой радостью принял это известие. Император тотчас написал письмо Иерусалимскому епископу, прося его озаботиться устройством церкви на том месте, где найден был животворящий крест, и предоставляя для этого в его распоряжение все сокровища империи. Там вырос храм во имя Воскресения Христа. Кроме того, Елена начала возводить и другие церкви - над пещерой Вифлеемской, где родился Спаситель, на горе Елеонской, откуда Он вознесся на небо, в Гефсимании, где было успение Богородицы. Устроив в разных местах Палестины множество храмов, снабдив их священными принадлежностями и украсив, Елена возвратилась в Константинополь, взяв с собою часть животворящего креста и найденные вместе с крестом гвозди, которыми пригвождено было тело Господа.

Узнав о возвращении матери, Константин немедленно выехал ей навстречу. Свидание их было самое трогательное. Любовь, которую Константин всегда чувствовал к матери своей, казалось, еще более усилилась после описанных событий. Войскам и всем гражданам империи повелено было называть Елену самыми почетными именами, какими принято было тогда именовать только царствующих особ. Ее изображение было выбито на монетах. Но недолго после этого прожила еще Елена.

Почувствовав приближение смерти, она преподала Константину и сыну его, своему внуку Констанцию, советы и благословения: увещевала их управлять народом справедливо, делать добро, не превозноситься, а служить Господу со страхом и трепетом. Царица умерла в возрасте около восьмидесяти лет, на руках сына и внука, окруженная любовью и уважением всех христиан. Погребение ее совершено было с великой пышностью.


Церковь причла царицу Елену к лику святых и наименовала равноапостольною. Празднование ее памяти установлено в один день с чествованием святого Константина 21 мая (3 июня).

Икона царица Елена равноапостольная

Елена Равноапостольная

Святая Елена Равноапостольная в миру имела имя Флавия Юлия Елена Августа. Она была матерью Константина первого – императора Рима, которого Елена расположила к христианской вере. Это ее первая заслуга. В те времена знатная молодежь воспитывалась в языческом духе и полностью презирали христианство. Вторая заслуга царицы Елены это воздвижение Креста Господня.

Святая Елена старалась как можно больше распространить христианство. Знаменита она тем, что в Иерусалиме она осуществляла раскопки, благодаря которым под землей нашли могилу Господнюю, множество реликвий Страстей, а так же Животворящий Крест.

Елена Равноапостольная стоит в лике святых, приравнена к ученикам Иисуса Христа, огромным количеством церквей она почитается. Ее еще звали Еленой Константинопольской или царицей Еленой.

В 326 году Елена Константинопольская прибыла в Иерусалим, чтоб найти Крест Господень. Ей сказали, что язычники построили храм в честь Венеры на том месте, где Крест Господень зарыт в земле. Царица Елена приказала сломать здание. В земле нашли три креста и рядом табличку, на которой написано «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».

Чтоб узнать, на котором кресте распяли Спасителя, их по очереди возлагали на мертвого. Два креста не оказали никакого действа. А вот при возложении третьего креста свершилось чудо, умерший воскрес. Вот так и узнали, какой из крестов крест Спасителя. За то, что мир обрел Животворящий Крест, царицу Елену стали именовать Равноапостольной.

Все люди захотели увидеть святой Крест, который совершил чудо. Тогда царица Елена и патриарх Иерусалимский Макарий воздвигли на возвышенном месте крест. И весь люд, видя воздвигнутый Крест Господень, молился со словами «Господи помилуй».

В честь этого события Церковью установлен праздник Воздвижения Креста Господня, который празднуется 27 сентября. Это великий праздник. Сейчас в этот праздник на середину храма торжественно выносят крест для поклонения.

Равноапостольная царица Елена на Голгофе построила храм Воскресения (и гроба) Господня, в котором на пасхальную ночь каждый год сходит благодатный огонь, построила храм на Елеонской горе, в том месте где Господь вознесся на Небо, построила храм в Вифлееме, где Господь родился, а так же в Хевроне, глее Бог явился Аврааму у Мамврийского дуба.

В настоящее время к Елене Равноапостольной обращаются с молитвами за ее заслуги по просвещению и распространению христианства, за то, что она была матерью великого императора, и просят, чтоб святая Елена помогла усилить веру.

Память святой Елены, матери римского императора Константина Великого, отмечают 19 марта и 3 июня.


В греческом тексте Евангелия апостолы называются "со-учениками". 12 июля Церковь чтит память двух из них: Петра, самого стойкого из учеников Христа, на краеугольном камне его веры Спаситель метафорически обещал построить Церковь, и Павла, бывшего гонителя палестинских христиан, уверовавшего в Сына Божьего и обратившего в христианство греческий мир.


6 мая Церковь празднует память одного из самых почитаемых христианских святых - великомученика Георгия Победоносца. С его именем связано много различных, порой не очень согласуемых друг с другом легенд. Исторические мотивы, церковное предание и народные сказания нашли отражение в иконографии святого


На одних иконах Божия Матерь Сама простирает свой покров над молящимися, на других его держат ангелы, а Дева молится вместе с людьми. Разные варианты иконографии Покрова, начиная с XII века.


Современные представления о труде иконописцев все чаще связывают написание икон с трудами профессиональных мастеров. Кажущаяся простота некоторых икон отнюдь не означала, что мастер не мог написать красивое высокохудожественное произведение. Дело было в цене. О стоимости иконописных работ во второй половине XIX - начале ХХ века и о принципах ценообразования в иконописи рассказывает искусствовед Жанна БЕЛИК


Память одного из самых любимых нашим народом святых - святителя Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских в церковном календаре отмечается дважды: зимой 19 декабря и почти летом 22 мая. Византийская иконография сохранила множество изображений святого Николая. Как он выглядел? ФОТОГАЛЕРЕЯ.


Несмотря на то что праздник Воздвижения Креста Господня относится к числу древнейших праздников христианской церкви, достоверно не известны ни точное время, ни обстоятельства его возникновения. В искусстве Древней Руси были широко распространены образы Воздвижения Креста, зачастую входившие в праздничный ряд иконостасов, в то время как в Византии отдельные иконы с подобным сюжетом не встречаются


Иконография самого чтимого после Девы Марии святого -- Иоанна Предтечи -- обширна и сложна. Наиболее распространенные иконы -- усекновение и обретение его честной главы


В святцах Русской православной Церкви немало иконописцев, но наиболее знаменит, конечно, Андрей Рублев. Это имя в нашей стране знает, наверное, каждый, даже не самый образованный человек, и за пределами России оно хорошо известно, особенно после фильма Тарковского, но что мы знаем о великом иконописце? Об этом рассказывает известный историк христианского искусства Ирина ЯЗЫКОВА


Псково-Печерский монастырь - единственный на территории России, который никогда не закрывался. Мало кто знает, что во время последней угрозы его закрытия в хрущевские времена монахи-фронтовики были готовы отстаивать монастырь от безбожников, как Сталинград от фашистов. Их решимость не была посрамлена. Случилось чудо.


Преображение Господне - один из центральных летних праздников православного календаря. В это день мы вспоминаем евангельский сюжет: Христос на горе Фавор явил трем ученикам достоинство собственного Богосыновства. Церковь верит, что свет увиденный учениками в тот день был светом не физическим, а духовным, к концу византийской эпохи учение о фаворском свете заняло ключевое место в церковной мистике, а Преображение стало не только эпизодом евангельской истории, но и символом нашего обожения.


28 августа -- последний летний праздник: Успение Пресвятой Богородицы. Священное Писание молчит об обстоятельствах Ее смерти и погребения. Зато красочные предания, зафиксированные в памятниках церковной живописи, сохранили для нас память об этом событии. На облаках апостолы чудесно переносятся в Иерусалим, чтобы лицезреть успение Божией Матери.


Самые интересные примеры сложной композиции, в которой присутствуют как символы, так и исторические детали. Иконы, росписи, книжные миниатюры, лицевое шитье

ЕЛЕНА СВЯТАЯ - византийская императрица, святая неразделённой Церкви, равноапостольная.

Про-ис-хо-ж-де-ние Елены Святой не-из-вест-но, как и то, бы-ла ли она за-кон-ной же-ной императора Кон-стан-ция I Хло-ра , от ко-то-ро-го ро-ди-ла сы-на (около 274 года), бу-ду-ще-го императора Кон-стан-ти-на Ве-ли-ко-го. По не-ко-то-рым дан-ным, Кон-стан-ций Хлор зна-чи-тель-но поз-же ро-ж-де-ния Кон-стан-ти-на всё же уза-ко-нил брак с Еленой Святой, од-на-ко по при-ка-зу императора Ди-ок-ле-тиа-на ро-ди-те-ли Кон-стан-ти-на бы-ли раз-ве-де-ны. Став им-пе-ра-то-ром, Кон-стан-тин воз-вёл Елену Святую в сан ав-гу-сты. Из-вест-но, что Елена Святая, бу-ду-чи хри-сти-ан-кой, спо-соб-ст-во-ва-ла рас-про-стра-не-нию хри-сти-ан-ст-ва, по край-ней ме-ре, в восточной час-ти Римской им-пе-рии. Около 326 года Елена Святая об-ре-ла в Ие-ру-са-ли-ме на Гол-го-фе Крест Гос-по-день и ос-но-ва-ла на этом мес-те храм Гро-ба Гос-под-ня. По окон-ча-нии его строи-тель-ст-ва Жи-во-тво-ря-щий Крест Гос-по-день был тор-же-ст-вен-но вне-сён в этот храм и во-дру-жён на Гол-го-фе. В честь это-го со-бы-тия пра-во-слав-ная цер-ковь ус-та-но-ви-ла празд-ник Воз-дви-же-ния Жи-во-тво-ря-ще-го Кре-ста Гос-под-ня, ко-то-рый от-но-сит-ся к чис-лу ве-ли-ких и празд-ну-ет-ся 14(27) сентября. Кро-ме упо-мя-ну-то-го хра-ма, Елена Святая по-строи-ла на Свя-той зем-ле ещё несколько хра-мов, в том числе на Еле-он-ской го-ре, в Виф-лее-ме и в Хев-ро-не у Мам-врий-ско-го ду-ба. По-ки-нув Па-ле-сти-ну в 327 году, по до-ро-ге в Кон-стан-ти-но-поль Елена Святая спо-соб-ст-во-ва-ла строи-тель-ст-ву пер-во-го хри-сти-ан-ско-го монастыря Святого Кре-ста в Айия-сма-ти (остров Кипр). Пе-ред смер-тью при-ня-ла мо-на-ше-ский по-стриг. Вме-сте с сы-ном Кон-стан-ти-ном при-чис-ле-на Цер-ко-вью к ли-ку свя-тых в чи-не рав-но-апо-столь-ных, па-мять со-вер-ша-ет-ся 21 мая (3 ию-ня).

Из-вест-но, что ны-не од-на часть мо-щей Елены Святой на-хо-дит-ся в церкви «Жерт-вен-ник Не-бес-ный» (Рим), дру-гая - в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль (Па-риж).

Ико-но-гра-фия

Елену Святую пред-став-ля-ют в одея-нии ви-зантийских им-пе-рат-риц, с дра-го-цен-ным пла-том-ло-ром, в вен-це, ино-гда её гла-ву под вен-цом по-кры-ва-ет плат. Наи-бо-лее ран-ние ви-зантийские изо-бра-же-ния Елены Святой пред-став-ля-ли со-бой круг-лую скульп-ту-ру (не-со-хра-нив-шие-ся ста-туя Елены Святой на фо-ру-ме Кон-стан-ти-на в Кон-стан-ти-но-по-ле, пред-по-ло-жи-тель-но конец IV века, и пар-ные ста-туи святого Кон-стан-ти-на и Елены Святой, VIII век). В ран-них мо-заи-ках эти свя-тые воз-де-ты-ми ру-ка-ми под-дер-жи-ва-ли ме-даль-он с Кре-стом (в хра-мах Святой Со-фии в Кон-стан-ти-но-по-ле, 870-е годы, и Ай-ва-ли-Ки-лис-се в Кап-па-до-кии, X век). В даль-ней-шем пре-об-ла-да-ние по-лу-чи-ла ком-по-зи-ция с мо-ну-мен-таль-ным кре-стом, флан-ки-ро-ван-ным фрон-таль-но рас-по-ло-жен-ны-ми фи-гу-ра-ми свя-тых Кон-стан-ти-на и Еле-ны (фре-ска нар-тек-са церк-ви монастыря Со-ро-ка му-че-ни-ков в Ве-ли-ко-Тыр-но-во, Бол-га-рия, около 1230 года; фре-ски Мар-тирь-ев-ской па-пер-ти в Со-фий-ском со-бо-ре в Нов-го-ро-де, 2-я половина XI века). Изо-бра-же-ния свя-той встре-ча-ют-ся в сю-же-те «Об-ре-те-ние Кре-ста Гос-под-ня» (ми-ниа-тю-ра «Сло-ва Гри-го-рия На-зи-ан-зи-на», 879-882, Национальная библиотека, Па-риж), по-лу-чив-шем рас-про-стра-не-ние в сирийском, западно-ев-ропейском и по-стви-зан-тий-ском искусстве (фре-ски церк-вей - Святого Кон-стан-ти-на в Кри-ца-Ме-ра-бе-лу на острове Крит, 1354-1355; Святого Кре-ста в Айия-с-ма-ти на острове Кипр, 1494, мас-тер Фи-липп Гуль). В русской ико-но-пи-си фи-гу-ры святого Кон-стан-ти-на и Елены Святой ста-ли обя-зательной при-над-леж-но-стью ико-но-гра-фии Воз-дви-же-ния Кре-ста Гос-под-ня. По-сле при-не-се-ния в Рос-сию из Па-ле-сти-ны кре-ста, за-ка-зан-но-го в 1656 году пат-ри-ар-хом Ни-ко-ном для Кре-ст-но-го монастыря на Кий-ост-ро-ве Бе-ло-го моря, воз-ник сю-жет «Кий-ский крест с пред-стоя-щи-ми», где по сто-ро-нам кре-ста бы-ли на-пи-са-ны свя-тые Кон-стан-тин и Еле-на, царь Алек-сей Ми-хай-ло-вич и ца-ри-ца Ма-рия Иль-и-нич-на, а так-же ко-ле-но-пре-кло-нён-ный пат-ри-арх Ни-кон.

Тип «ре-ли-к-ва-ри-ев Ис-тин-но-го Кре-ста», на ко-то-рых при-сут-ст-во-ва-ли рель-еф-ные фи-гу-ры святого Кон-стан-ти-на и Елены Святой, был рас-про-стра-нён в ви-зантийском искусстве, а за-тем про-ник в Западную Ев-ро-пу: 2 ма-лень-ких ре-ли-к-ва-рия-трип-ти-ха с час-ти-ца-ми Ис-тин-но-го Кре-ста, при-ве-зён-ные в 1154 году из Кон-стан-ти-но-по-ля аб-ба-том Ви-баль-дом, со-ста-ви-ли центральную часть бо-лее круп-но-го трип-ти-ха, бо-ко-вые створ-ки ко-то-ро-го ук-ра-ше-ны сце-на-ми из ис-то-рии об-ре-те-ния Кре-ста Е. (XI-XII века, Библиотека и му-зей П. Мор-га-на, Нью-Йорк). С кон-ца Сред-не-ве-ко-вь​я в Ев-ро-пе Елена Святая изо-бра-жа-ет-ся как од-но из дей-ст-вую-щих лиц сю-же-та «Ис-то-рия Ис-тин-но-го Кре-ста», литературной ос-но-вой ко-то-ро-го по-слу-жи-ла «Зо-ло-тая ле-ген-да» Яко-ва Во-ра-гин-ско-го. По-чи-та-ние Кре-ста, про-по-ве-дуе-мое ни-щен-ст-вую-щи-ми ор-де-на-ми, спо-соб-ст-во-ва-ло ут-вер-жде-нию в изо-бра-зительном искусстве жи-во-пис-ных цик-лов на эту те-му (фре-ски А. Гад-ди в церкви Сан-та-Кро-че во Фло-рен-ции, 1380-1390-е годы, и Пье-ро дел-ла Фран-че-ски в церкви Сан-Фран-че-ско в Арец-цо, 1452-1464; пре-дел-ла по-лип-ти-ха Ми-ке-ле ди Мат-тео Лам-бер-ти-ни, около 1427 года, Га-ле-рея Ака-де-мии, Ве-не-ция). В искусстве Воз-ро-ж-де-ния и ба-рок-ко встре-ча-ют-ся изо-бра-же-ния Елены Святой в императорской ман-тии и ко-ро-не с кре-стом, ми-ниа-тюр-ным зда-ни-ем церк-ви или гвоз-дя-ми (Дж.Б. Чи-ма да Ко-нель-я-но, 1495, Национальная га-ле-рея ис-кус-ст-ва, Ва-шинг-тон; Л. Кра-нах Стар-ший, 1525, Ху-дожественный му-зей, Цин-цин-на-ти; ста-туя А. Баль-джи, 1639, со-бор Святого Пет-ра, Рим). В ка-че-ст-ве са-мо-сто-ятельных сю-же-тов изо-бра-жа-ют-ся «Ви-де-ние святой Еле-ны» (П. Ве-ро-не-зе, 1570, Национальная га-ле-рея, Лон-дон) и «Об-ре-те-ние Ис-тин-но-го Кре-ста» (П.П. Ру-бенс, 1602, со-бор в Гра-се; Дж.Б. Тье-по-ло, около 1745 года, Га-ле-рея Ака-де-мии, Ве-не-ция).

Иллюстрации: