Лучшие церкви праги. Пражские храмы

Новая Прага сохранила на своих улицах старинные христианские памятники архитектуры: церкви и храмы. Именно в этих стенах покоится величественное наследие средневековья, сумевшее вопреки капризам истории дойти до наших дней. Среди церковных зданий сохранились и те, что были заложены ещё при Карле Великом в начале XIV века. В основном это готические и барочные католические храмы, много раз перестроенные, отреставрированные и со временем вовсе не утратившие своё первозданное величие и средневековую красоту.

Костел Св. Вацлава на Здеразе (Kostel svatého Václava na Zderaze) относится ещё кXII в. и был выстроен намного раньше времени основания Новой Праги. Характерные черты этого немного мрачного здания в стиле барокко и готики - это восьмиугольный купол и романская башня. До наших дней сохранилась готическая роспись, фрагменты нефа и художественные произведения - шедевры старины, созданные великими мастерами прошлого.
В древности на месте храма находилась базилика в романском стиле - единственная в Здеразе, впоследствии несколько раз перестроенная в разновидностях готического стиля (XIV-XVI вв.) В конце XVIII в. храм принадлежал монастырю августинов, здесь находилась тюрьма. Только в начале XIX в. здание храма было отреставрировано по проекту архитектора Йозефа Фанты и освящено.
Свой настоящий облик церковь Св. Вацлава приобрела в 1930-х гг., когда была украшена шедеврами известного чешского скульптора и живописца Франтишека Билека.
Kostel sv. Václava na Zderaze,
Resslova 6, 120 00, Praha 2 (Прага - Новый город), CZ .


Церковь Девы Марии Семискорбной (kostel Р. Marie Sedmibolestné)
построена в стиле барокко знаменитым чешским архитектором Динценхофером. Достопримечательность здания - величественная башня 1725 г., изначально являла собой часть одного из местных пражских монастырей. Ещё одна достопримечательность небольшого храма - это богатый сад с оранжереями, сохранившийся от Карлова университета - самого старинного в Европе. Жемчужина сада и главная его достопримечательность - это гигантская лилия "Королева Виктория", способная удержать на своих лепестках маленького ребёнка.
Kostel Panny Marie Sedmibolestné,
Na slupi 448/6, 128 00
Prague 2 (Прага - Новый город) , CZ.


Церковь девы Марии и святого Карла Великого (Kostel Panny Marie a svatého Karla Velikého)
с потрясающими сводчатыми потолками и башнями прежде была августинским монастырем. Здание церкви относится к 1350 г. и основано ещё Карлом IV Великим. Храм находится рядом с Вышеградом. Главная его достопримечательность - звёздчатый свод, датируемый 1575 г. - творение архитектора Вольмута. Свод храма представляет собой величественное и монументальное сооружение, с которым связаны некоторые легенды. Примечательно, что когда было завершено его строительство и отделка, никто из мастеров долгое время не решался разобрать строительные леса из опасения, что под тяжестью конструкция может не выдержать и обвалиться. Однако талантливый архитектор продумал все до мелочей, и свод храма по сей день продолжает удивлять многочисленных посетителей своей красотой и величием. Сейчас в храме находится музей.
Kostel Panny Marie a svatého Karla Velikého,
Ke Karlovu 453/1 128 00 Praha 2
(Прага - Новый город) , CZ.


Пражская церковь Св. Косьмы и Дамиана (kostel sv. Kosmy a Damiána)
на Вышеградской улице относится к XII в. Церковь выстроена в строгом и лаконичном романском стиле рядом с бенидиктианским монастырем Эмаузы, основанном при Карле IV. Храм был перестроен из небольшой церкви, находившейся в поселении Подскали, теперь уже не существующем. В 1347 г. костел был значительно реконструирован. Здесь некоторое время велась литургия на старославянском языке. Позднее в 1657-1659 гг. церковь была перестроена в стиле барокко с характерной лепкой, гладкими стенами, коническими куполами и барочной башней.
Kostel sv. Kosmy a Damiána,
Vyšehradska 49, Praha 2, CZ.


Церковь святой Урсулы
(Římskokatolický kostel svaté Voršily) 1704 г. расположена на улице Народни трида (Národní třídě). Это яркий и выразительный пример позднего барокко, творение архитектора Канневалле. Церковь является частью монастыря урсулинок. В средние века здесь были роскошные сады, городские дома и мастерские.
Особенно красиво украшен главный фасад храма, где изображены скульптуры великих святых: Урсулы, Архангела Михаила, Девы Марии, Маргариты, Агаты и ангелов.
Храм замечательно сохранился до наших дней.

Церковь св. Урсулы (kostel svaté Voršily)
Národní třída 8 - Nové Město, 110 00 Praha (Прага - Новый город), CZ.


Готическая Церковь св. Войтеха (kostel sv. Vojtěcha)
XIII в. изначально относилась к небольшой деревне задолго до основания Современного Города. В XVII -XVIII в.в. церковь была перестроена в стиле барокко. Позднее в 1877 г. в облик снова добавили элементы готики. Своды храма украшены росписями в стиле готики и ренессанса XVI в. Колокольня костела выстроена в форме призмы. Главная достопримечательность - скульптура Здеразской Девы Марии в позднеготическом стиле XV в. Именно в этой церкви служил органистом знаменитый А. Дворжак.
Kostel svatého Vojtěcha,
Římskokatolická farnost u kostela sv. Vojtěcha Praha - Nové Město
Pštrossova 214/17, 110 00 Praha (Прага - Новый город), CZ.


Бенидиктианский Монастырь Эмаузы (klášter Na Slovanech / Emauzy)
на Вышеградской улице основан ещё при Карле IV. Первоначально здесь жили монахи-бенедиктианцы из Хорватии. Другое название монастыря - церковь Девы Марии на Слованех, произошедшее от чтения в монастыре молитв на славянском языке.
В прежние времена монастырь Эмаузы был своеобразным центром культуры, собравшим в своих стенах многих великих мастеров. Впоследствии их произведения стали историческим и культурным достоянием страны и мира. В 1419 г. монастырь стал принадлежать гуситам, и только в конце XVI в. вновь стал католическим. В XVII в. здание перестроили в стиле барокко. В годы II мировой войны барочный вид фасада несколько пострадал от бомбардировок и был отреставрирован только в 60-х годах XX в. В храме монастыря в наши дни открыт музей.
Emauzský klášter или Klášter na Slovanech,
Vyšehradská 49/320, 128 00 Praha 2 (Прага - Новый город) , CZ.


Кафедральный собор Святых Кирилла и Мефодия (Pravoslavný chrám svatých Cyrila a Metoděje)
относится к 1730-1736 гг. и изначально был католическим. Собор был освящен в честь Карло Борромео - архиепископа Милана, кардинала католической церкви, причисленного к лику святых. С 1933 г. собор Св. Кирилла и Мефодия стал православным. Главную ценность собора представляют иконы и алтарь. История этого собора богата многими драматическими событиями. Во время II мировой войны за стенами церкви скрывались чехословацкие парашютисты, совершившие покушение на фюрера СС Гейдриха - организатора карательных акций в захваченных фашистами европейских странах. Епископ, скрывающий в церкви героев - противников фашизма, не успел отыскать им лучшего укрытия от немцев, которые успели узнать о предательстве. Немцы штурмом взяли храм, следы пуль до наших дней сохранились на иконе Христа Спасителя, возле которой был застрелен фашистами епископ Владимир, причисленный впоследствии к лику святых. Имущество церкви было конфисковано, а все её служители отправлены в Германию на принудительные работы. Только после завершения войны Собор Св. Кирилла и Мефодия был отреставрирован и вернулся к своей деятельности. Сейчас в храме открыт музей, посвященный событиям II Мировой войны.
Chrám svatých Cyrila a Metoděje,
Resslova 9a, 120 00 Praha
(Прага - Новый город) , CZ.

Костел Св. Яна Непомуцкого на Скалце (Kostel svatého Jana Nepomuckého na Skalce) построен в стиле динамического пражского барокко и относится к 1730-1739 гг. Храм расположен рядом с Карловой площадью по пути к Вышеграду и выстроен на площадке в скале, к которой ведет лестница, украшенная скульптурами замечательной красоты. Здание храма Св. Яна Непомуцкого на Скалце признано лучшим творением архитектора Килиана Игнаца Динценгофера. Характерные черты собора - две величественные высокие башни, украшающие фасад, потрясающие воображение старинные фрески и роскошные залы. Отделка храма в стиле динамического барокко отличается чередованием выпуклых и вогнутых элементов интерьера, уникальной системой сводов и других элементов архитектуры, развернутых в разные стороны. При создании храма архитектор выразил принцип двойственности барокко, характерными чертами которого является независимость архитектурных решений экстерьера и внутреннего убранства.

Kostel svatého Jana Nepomuckého na Skalce,
Vyšehradská, 128 00, Praha (Прага - Новый город), CZ.

Посмотреть всю недвижимость в Праге

Огромное количество церквей, соборов, костелов, часовен. Соборы Праги поистине создают неповторимый колорит. Лоретто – собор в Праге в стиле Барокко . Собор Святого Вита - один из самых знаменитых соборов Праги , его создание началось в 14 веке, а закончилось лишь к 20-му. Башни собора можно увидеть в любом месте старого города Праги . Собор расположен на территории Пражского града , здесь же находятся усыпальницы многих королей Богемии. «Фасады собора святого Вита украшает обильная каменная резьба. Над порталом южного фасада расположена мозаика. «Страшный суд» (1371-1372 гг.) – самая ранняя чешская мозаика из сохранившихся.

Винтовая лестница у Большой Южной башни собора Св. Вита - техническое чудо своего времени. Ее ось трижды заломлена в разных направлениях, а верхнее покрытие состоит из ажурной сети. Позолоченная оконная решетка, подаренная Рудольфом II, скрывает 16-тонный колокол «Зикмунд» 1549 года.

О том, что храм начинал строить французский зодчий, напоминают каменные фигуры химер, украшающие водостоки. Этот мотив был, как полагают , был весьма характерен для средневековой Франции. Высоко взметнувшая свой шпиль башня-колокольня собора Святого Вита на протяжении многих лет являлась самым высоким сооружением Праги . На ее вершину ведет лестница с довольно крутыми ступенями, преодолев которую, можно увидеть панораму чешской столицы. Собор Святого Вита - великолепное сооружение, узнаваемый символ Праги . Расположенный в самом сердце района, храм поражает своими размерами и величественностью архитектуры. Этот готический католический собор является местопребыванием архиепископа Пражского, в нем располагается усыпальница королей Богемии и хранилище коронационных регалий.

Принято считать, что первый камень в фундамент будущего храма был заложен святым Вацлавом в 925 году. Церковь освятили в честь святого Вита, десницу которого Вацлав получил в дар от германского короля Генриха I. В XI веке романский храм был перестроен в трехнефную базилику, а с 21 ноября 1344 года началось строительство собора, который возводился под покровительством архиепископа Эрнеста из Пардубице и короля Карла IV. Над строительством собора в разное время трудились архитекторы Матиас из Арраса, Петер Парлерж, создатель Карлова моста , сыновья Парлержа - Вензел и Йоханс, Мастер Петрилк. Вскоре собор сильно пострадал в начавшихся в 1419 году Гуситских войнах, и лишился множества картин, икон и скульптур.

Между Большой южной башней и часовней Св. Вацлава находится вход в собор - Золотые ворота. Их украшает мозаика, изображающая Карла IV с женой, Елизаветой Померанской. Мозаика была создана в Венеции в 1371 г. и до сих пор считается самой большой и самой старой наружной мозаикой к северу от Альп.

В конце XV века по приказу короля Владислава Ягеллонского строительство собора продолжил Бенедикт Рейт, а за ним, вплоть до начала XX века, над возведением храма трудилась целая плеяда известных зодчих. И, наконец, в 1929 году, после 600 лет строительства, собор Святого Вита был закончен. Сегодняшний храм имеет высоту 124 метра , он представляет собой смешение самых различных стилей и направлений архитектуры. На вершине собора имеется смотровая площадка, к которой ведет лестница в 300 каменных ступеней.

Напротив Староместской ратуши возвышается над Старым Городом Храм Девы Марии Тынской (Kostel Panny Marie pr(ed Ty"nem), или просто Тынский храм. Строительство храма было начато в XIV веке, а закончено - только в 1511 году. С начала XV века Тынский храм выполнял функции духовного центра Старого Города , и являлся главным гуситским костелом Праги . Архитектурно храм - трехнефная базилика с башнями у западного фасада и тремя хорами, завершающими нефы на востоке. С севера на тимпане изображены сцены из жизни Христа. Собор имеет романские и раннеготические фундаменты, его готическая архитектура стилистически идеально гармонирует с отделкой в духе барокко . К примеру, великолепный барочный алтарь (один из 19-ти, имеющихся в храме) был выполнен в 1649 году художником Карелом Шкретой. А две башни в стиле барокко высотой около 80 метров появились в XVII веке на месте башен готических, уничтоженных пожаром.

Костел святого Мартина-в-стене был построен в конце XII века. Необычное название родилось, когда крепостная стена прошла вплотную к южной стене костела. Вокруг было кладбище; несколько подлинных надгробных камней дополняют убранство костела, напоминая прихожанам о бренности жизни.

Тынский храм - настоящая сокровищница исторических артефактов. К примеру, орган Тынского храма - самый древний из имеющихся в Праге , его создал в 1673 году немецкий мастер Мундт. Другие древние предметы - старинная оловянная купель (1414 год), украшенная рельефами апостолов, и кафедра из камня, выполненная в готическом стиле (XV век). В алтаре правого бокового нефа располагается известная готическая статуя Мадонны с младенцем - «Тынская Мадонна на троне» (1420 год). Однако Тынский Храм не спешит раскрыть все свои тайны, так, лишь в 2000 году ученые нашли в храме готическую фреску (конец XIV века), изображающую святого Иеронима со львом, спрятанную в одном из алтарей бокового нефа. Также в храме была обнаружена могила известного астронома Тихо Браге.

Майзелова синагога (Прага 1 – Старое Место , Майзелова ул.) была построена в 1592 году как личная синагога старосты гетто Мордыхая Майзела, придворного и финансиста императора Рудольфа II. Постройка в свое время поражала размерами и великолепием. Проект разработал Иуда Гольдшмид де Герц. М. Майзел и его жена подарили синагоге много различных предметов, например, синагогальные занавесы, покрывала для торы и другие предметы. В настоящее время синагога используется в качестве выставочного помещения и запасника Еврейского музея . В запаснике находятся по большей части серебряные предметы. Экспозиция представляет собой краткий обзор истории еврейского населения в Чехии и Моравии , начиная 10 и кончая 18 веком.

Монастырь капуцинов слева от Лореты - самый старый действующий монастырь в Чехии, он стоит здесь с 1602 года. Внутрь мирянам вход заказан. В XVII веке монастырь чуть было не закрыл придворный астроном Рудольфа II Тихо Браге: монахи мешали работе ученого пением и колокольным звоном.

Лоретта - храм, построенный в Пражском Граде в 1626 году по плану архитектора Джовани Орсима. Основательницей, а потом и покровительницей Лоретты, стала Катержина из Лобковиц. Главный элемент архитектурного комплекса - «хижина», небольшое сооружение, призванное напоминать о домике Девы Марии в Назарете. «Хижина» окружена комплексом закрытых строений с аркадным двором. На продольной оси двора находится костел Божьего Рождения, а посередине северного и южного крыла - часовни, которые раньше были лишь нишами. Лоретта - паломническое место, окруженное легендами . Иконе Девы Марии Лореттской приписывают чудотворные свойства. Знаменитый колокольный перезвон Лоретты издают 27 колоколов, отлитых в Амстердаме, и находящихся в звоннице, созданной в 1695 году часовщиком Петром Неуманом. Ежечасно колокола исполняют религиозный мотив «Славим тебя тысячу раз». В XVIII веке Лоретта приобрела барочный фасад. В Лореттском комплексе имеется хранилище драгоценностей с потрясающим собранием дароносиц. Одна из них украшена шестью тысячами бриллиантов и называется «Пражское Солнце».

Базилика св. Йиржи в Пражском граде (Прага 1 – Градчаны , пл. св. Йиржи) - это вторая по величине церковь Пражского града . Две белые тонкие, но неодинаково широкие башни из опоки, светятся в панораме Пражского града . Первый камень постройки, тогда еще ротонды, положил около 920 года князь Вратислав I (отец св. Вацлава). В 973 году около церкви сестра Болеслава II Млада основала монастырь. Млада была посвящена в аббатисы в Риме, откуда привезла в Чехию первых монахинь ордена св. Бенедикта. Благодаря усилиям Млады, романская ротонда была перестроена и превратилась в трехнефную базилику.В начале 13 века к южной стороне башни была пристроена в позднероманском стиле капелла св. Людмилы. Южный портал базилики (с Йиржской улицы) украшен рельефом, изображающим св. Йиржи, сражающегося с драконом (автор Бенедикт Рид).

Западный фасад базилики приобрел современный вид в период барокко в результате перестройки, произведенной Франческо Каратти (в 1671 году) и Франтишеком Максимилианом Канькой (в 1718-1722 годах). Скульптуры на фасаде изображают князя Братислава и аббатису Младу. Базилика представляет собой трехнефный объем с романскими сопряженными окнами и криптой, находящейся под возвышенным пресбитерием. В крипте, относящейся к 12 веку, была похоронена аббатиса монастыря. В базилике был погребен и ее основатель князь Вратислав (место погребения отмечено каменным саркофагом с расписным дополнением), а также несколько князей из рода Пржемысловичей. На стенах хора сохранились остатки романских росписей. В южной стене базилики находится капелла св. Людмилы. Надгробие было сделано по заказу Карла IV, хотя тело святой было перевезено в базилику уже в 925 году.

Базилика Святого Георгия - один из знаменитых соборов Праги . Он узнаваем благодаря своим знаменитым башням-близнецам и виден из любой точки старого центра Праги . Собор Святого Микулаша – собор в стиле барокко 18 столетия, Собор находится в самом центра района Мала страна. Страговский монастрырь - это одно из тех мест, которому удалось выстоять перед многочисленными опасностями, обрушившихся на Прагу : пожаров, войн, оккупаций. Но до сих пор он ожидает истинно верующих в своих стенах. Неоготический костел святых Петра и Павла расположен в Вышеграде . Большинство населения исповедует католичество, но также в Праге есть и христианские храмы. Например, наиболее известные православные храмы - это Собор Святых Кирилла и Мефодия и Храм Успения Пресвятой Богородицы. Также соборы Праги открывают свои двери перед уставшими путниками, которые хотят отдохнуть в жаркий летний день.

Паломничество католиков со всего мира в Храм Девы Марии Победоносной происходит уже не одно столетие.

Их сюда влечет умилительная статуэтка из воска Иисуса-младенца – Пражского Езулатка, которую в 1628 году подарила костелу княжна Поликсена из Лобковиц. Эту статуэтку во всем мире знают как "Bambinо di Praga". Фигурка находится в стеклянной шкатулке на роскошно оформленном алтаре из мрамора. Гардероб маленького Иисуса внушительный – в нем более чем 150 ценных вышитых вручную облачений разных фасонов и цветов. Самым ценным считается облачение вышитое австрийской императрицей Марией Терезией.

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище

Храм Успения Пресвятой Богородицы относится к Русской Православной церкви, он был возведен в 1925 году на территории Ольшанского кладбища в районе Жижков. После возведения храма сюда перенесли останки сорока пяти русских офицеров, погибших под Дрезденом в 1813 году. Ольшанское кладбище пополнялось благодаря эмигрантам из России.

В подвальном помещении располагается крипта Святой Софии, а также здесь покоятся останки основателей храма и других знаменитых людей. В храме проводятся богослужения для православных прихожан. В 1995 году на фасаде храма была установлена доска в память о репрессированных НКВД мигрантов.

Тынский храм

Архитектурная доминанта Староместской площади Праги. Строительство храма началось в XIV веке, а окончательно завершилось только в начале XVI. В общей сложности работы длились более 160 лет! Храм не раз перестраивался, реставрировался, у него появлялись новые помещения и элементы декора.

Уже к началу XV века храм стал не только духовным центром Старого Города, но также и главным гуситским костелом Праги. Судьба у него была непростой: в 1621 году храм был передан иезуитам, с него сняли золотую чашу, символ Реформации, и надпись «Правда побеждает». В 1679 году храм пострадал от пожара, после чего неф стал ниже.

Однако, несмотря на все испытания, и сегодня Тынский храм являет собой одно из самых величественных и монументальных строений Праги. Фронтон отличается строгой готической красотой над тимпаном сияет статуя Мадонны. Над фасадом возвышаются две 80-метровые башни, построенные в разное время. Если приглядеться, можно заметить, что башни несимметричны, это характерно для готического стиля. Обе башни венчают балюстрады и угловые башенки, которые делают храм похожим на сказочную декорацию. Внешний вид храма отлично гармонирует с внутренней отделкой, практически полностью выполненной в стиле барокко.

В Тынском храме похоронены около 60 известных и малоизвестных личностей (среди первых астроном Тихо Браге), хранится прах великих людей и героев Чехии.

Храм Девы Марии перед Тыном

Строительство храма Девы Марии перед Тыном началось в XIV столетии, и с тех пор эта церковь была главной в Старом городе. Это величественное готическое сооружение и один из символов Праги.Он расположен на Староместской площади.

Строился храм Девы Марии перед Тыном долго и упорно.Сменялись правители, начинались и заканчивались войны,происходили революции.И все это время храм строился и изменялся.Таким образом, сегодня мы можем любоваться монументальным зданием,высота которого 52 метра. Ширина здания достигает 28 м, высота боковых нефов – 24 м, среднего 44 м. Высота башен составляет 70 м.

Две башни храма Девы Марии перед Тыном на первый взгляд кажутся одинаковыми, но на самом деле одна из них является более массивной. Над церковью возвышается четыре шпиля. Интерьер здания отличается особым богатством. Один из алтарей украшает картина Карла Скрета «Возвышение Девы Марии к небесам». В храме Девы Марии перед Тыном хранится картина по дереву Войтеха Хеллиха. На фронтоне размещена скульптура Пресвятой Девы с огромным нимбом. Один из сводов был разрушен ударом молнии и заменен новым, выполненным в стиле барокко. В храме погребен знаменитый датский астроном Тихо Браге.

Храм Святого Франциска Ассизского

Храм Святого Франциска Ассизского, расположенная в Старом Гоа в десяти километрах от Панаджи, - это одна из самых красивых и знаменитых европейских построек штата.

В начале XIV века, храм претерпел первою свою реконструкцию, однако самые значительные изменения произошли в XVII столетии: фасад был дополнен элементами барокко, базилика была построена в форме латинского креста, к базилике были сделаны пристройки в виде двух капелл, где можно увидеть захоронения легендарных жителей Матеры.

Помимо этого, интерес вызывают кропильница, датируемая XII веком, - капелла, построенная в честь Св. Франциска, украшенная скульптурами и полотнами с изображением Святого, еще одна капелла - Богоматерь Ангелов и многое еще чего интересного. Интересен так же и еще один факт – базилика была построена на крипте Св. Павла и Св. Петра, находящийся под землей.

В церкви святого Франциска Ассизского можно увидеть надпись "Бедность, скромность и послушание". В свое время Франциск Ассизский предложил богатым католическим монахам отказаться от роскоши и жить по евангельским заветам. Многие люди приняли эти постулаты, так как они больше соответствовали учениям Христа, чем богатая жизнь епископов, кардиналов и настоятелей тех лет. В церкви Франциска Ассизского все эти этапы жизни святого представлены в виде картин.


Достопримечательности Праги

Уходящий шпилями в пражское небо, грандиозный и мистически-прекрасный, загадочный и геометрически совершенный, собор святого Вита словно легендарный магнит алхимиков притягивает миллионы туристов, напоминая о вечном стремлении духа и разума к божественной гармонии.

Этот молчаливый свидетель и сопричастник истории Чешского государства, строившийся почти шесть веков, обладает впечатляющей энергетикой и хранит тайны погребенных здесь чешских королей и архиепископов.

Являясь архитектурным символом и оплотом духовности Чехии, ее национально-исторической и религиозной святыней, он по праву входит в тройку красивейших соборов Европы.

История строительства собора

Полное название пражского собора – собор святого Вита, святого Вацлава и святого Войтеха. Согласно легенде, в 925 году воевода Богемии и горячий проповедник христианства святой Вацлав основал эту церковь.

От Генриха I он получил в дар фрагменты мощей почитаемого в Европе святого Вита, погибшего за веру мученика, исцеляющего болезни.

Святой Адальберт – второй епископ Чехии, потерявший жизнь во время миссионерства. Эти святые считаются покровителями и духовными хранителями Чехии и Праги.

Вначале небольшая церковь представляла собой круглую ротонду диаметром около 13 м.

В 1060 году по основанию Пражской епархии было принято решение расширить церковь, и она превратилась в трехнефную базилику.

После преображения епархии в архиепископство, по инициативе короля Богемии Карла IV было решено построить на месте прежней базилики большой готический собор для проведения богослужений, коронаций и погребения правящих особ и архиепископов.

И волею судеб это грандиозное строительство, начатое в 1344 году было завершено лишь в 1929 году. Таким образом каждое из проходящих шести столетий вносило свою лепту в настоящий архитектурный облик собора.

Подготовивший проект и начавший строительство французский архитектор Матиас, приверженец точных геометрических пропорций и математических расчетов, неожиданно скончался на восьмом году строительства, и «эстафету» принял его молодой и более творческий швабский «коллега» Петр Парлерж, внесший в создаваемый строгий готический образ свои художественные инновации.

Затем собор достраивали его сыновья, но начавшиеся в 1419 в Чехии гуситские войны надолго приостановили работы.

В 1490 году при правителе Владиславе Ягеллоне возведение церкви возобновилось, а через 20 лет вновь угасло из-за нехватки средств на столь пышное строительство. Однако богослужения в соборе не прекращались, и даже будучи недостроенным он никогда не пустовал.

Значительный ущерб собору был нанесен пожаром 1541 года. Горело все - статуи, иконы, церковная утварь. Во время восстания сословий в 1619 году церковь св. Вита была изрядно разграблена ворвавшимися протестантами.

В период войны с Австрией, в 1740 году стены собора сильно пострадали от артиллерийских обстрелов, а спустя еще три года в главную башню попала молния и расколола купол. Плачевное состояние важнейшей чешской духовной и исторической реликвии требовало значительной реставрации.

И наконец в 1873 году под руководством архитектора Йозефа Краннера в соборе начались грандиозные восстановительные работы. Для придания церкви облика в соответствии с первоначальным замыслом были использованы сохранившиеся чертежи Петра Парлержа, строительство продолжалось в неоготическом стиле.

Лишь к 1939 году основные работы были завершены, и собору придан тот законченный облик, который восхищает туристов и по сей день.

Внешний вид храма

Шпили собора видны из любого района Праги, он незримо присутствует в киноленте городской жизни. Когда впервые приближаешься к нему, возникает ощущение неземного, «космического» величия.

Главный неф имеет высоту 34 метра, самая высокая Южная башня – 96 метра.

С запада возвышаются еще две башни 82-метровой высоты. Однако собор отнюдь не «подавляет» своими размерами – напротив, согласно средневековым готическим представлениям о присутствии в храме anima mundi , или «мировой души», связующей Бога и человека, создает впечатление гармонизирующего и легкого устремления в небо.

Такой эффект достигается за счет четко выверенных пропорций и ажурной кружевной резьбы, покрывающей его каменные стены.

На одной из башен – характерная фигурка петуха, который символизирует благовестие и по легенде считается «спутником» святого Вита.

В собор можно пройти через западные ворота. Три входных портала украшены барельефами. На центральном изображены сцены строительства храма – от создания первоначального проекта до торжественного вноса мощей святых.

На левом портале — чудесные деяния и истории из жизни святого Вацлава, на правом – святого Войтеха. Много на фасаде красноречивых фигур и изображений злобных химер и горгулий, которые по замыслу должны отпугивать злых духов, однако в реальности служат надежными водостоками.

С южной стороны перед входом в башню находятся т.н. «Золотые ворота» — в древности здесь был главный торжественный вход в храм для представителей высшего сословия. Это тройная готическая арка, которую покрывает выложенная из позолоченного стекла мозаика, изображающая сцены из Страшного суда.

На них шесть святых покровителей Чехии умоляют Христа помиловать души грешных. Шедевр создан из миллиона фрагментов венецианского стекла более чем 30 оттенков. Мозаика придает порталу характерное золотистое сияние.

Интересно рассмотреть и решетки перед этими воротами – на них изображены ремесла, подходящие для каждого знака Зодиака: согласитесь, довольно неожиданное решение с учетом того, что по церковным понятиям астрология – абсолютная лженаука.

А в нише этих ворот можно увидеть мозаичное распятие, выполненное по канонам православия. На это указывают четыре гвоздя, которыми Спаситель был прибит к кресту (католики считают, что их было три). Наличие православного распятия в этом воплощении католицизма – одна из многочисленных загадок собора.

Интерьеры и внутреннее убранство собора

Внутреннее помещение собора также поражает размерами и роскошью убранства. Двадцать восемь мощных колонн, поддерживающих свод, галерея-балкон, разделяющая пространство условно на «земную» и «небесную» части.

Благодаря восхитительным витражам работы более 20 мастеров (среди которых известный модернист ), преобразующим и преломляющим свет, в соборе всегда «живет» сияние солнца. Витражи изображают картины из Священной истории, повествуют о сотворении мира и жизни святых.

Очень красивы капеллы, изолированные боковые ниши – специальные помещения (часовни) в храме для семейной молитвы представителей самых богатых и знатных родов средневековой Чехии. Они словно соперничают друг с другом роскошью и красотой отделки. Здесь покоятся останки членов этих фамилий, мощи святых, архиепископов и епископов.

Каждая капелла (их 23) – и сокровищница, и произведение искусства, и каждая имеет свою историю. Статуи и останки святых, старинные надгробные плиты, изысканные витражи, отделка драгоценными и полудрагоценными камнями, религиозные реликвии – во время экскурсии хочется внимательно и подробно рассмотреть их все.

Безусловно впечатляет капелла святого Яна Непомуцкого, священника и мученика. Надгробие выполнено из двух тонн серебра, а местами имеет платиновое и золотое покрытие.

Скульптуры, изображающие святых, добродетели и ангелов притягивают внимание, их хочется долго рассматривать, восхищаясь мастерством создавшего их в 1833 году архитектора из Вены Фишера фон Эрлаха.

Перед главным алтарем находится королевская усыпальница, состоящая из крипты (верхней части) и ротонды (нижней). Здесь покоятся останки чешских королей и членов их семей.

Над ней – балкон королевской капеллы, в которой монархи их семьи молились. С этого балкона четко видно лица усопших монархов, высеченные в мраморных плитах саркофага. При этом для остальных молящихся верх саркофага не виден.

Балкон отделан красивой лепниной в виде переплетенных ветвей. Колонна молельни украшена фигурками рудокопов, добывавших на Кутной горе серебро, – королевская дань уважения тем, чей труд позволил финансировать строительство церкви.

Интересна библиотека собора, в которой хранятся рукописи, датированные средними веками. Гордость книгохранилища – старинное Евангелие XI века.

Отдельного внимания заслуживает отделанный в стиле рококо орган, который считается одним из самых красивых в Европе. Здесь нередко устраиваются концерты органной музыки.

Обязательно стоит преодолеть 298 ступеней по узкой винтовой лестнице, чтобы насладиться потрясающим видом на Прагу, открывающимся с самой высокой южной башни-колокольни. Долгий подъем по крутым ступеням, видимо, призван напомнить каждому о тесном и трудном жизненном пути по дороге к истинному свету.

А неожиданно близкое пражское небо, взгляд с высоты на суету городской жизни гармонизируют общее впечатление об экскурсии и философский настрой.

За золочеными решетками находятся соборные колокола. Самый большой из них – «Зигмунд» весит почти восемнадцать тонн и создан в 1549 году. Колокола были отлиты взамен уничтоженных пожаром 1541 года.

Весьма примечательны и часы на южной башне. У них одна стрелка и два циферблата, один из которых показывает часы, а второй – минуты.

Где находится собор св. Вита и как до него добраться

Башенные шпили собора в Праге заметны отовсюду. Он находится в самом «сердце» города – в Пражском граде, а точнее – в третьем дворе этого городского комплекса (Hrad III. Nádvoří ).

Трамваи 22 и 23 маршрутов доставят туда от станции метро «Malostranska ». Открыт собор ежедневно, кроме воскресенья, с 9.00 до 17.00 .

Входить в него можно бесплатно, однако для осмотра башен, часовен и внутренних помещений потребуется наличие билета. Очень удобно при этом приобрести билет, позволяющий в комплексе осмотреть достопримечательности Пражского града. Его стоимость зависит от количества предлагаемых к осмотру зданий и составляет 100-350 крон.

Адрес собора Святого Вита на карте Праги:

Посмотрите интерьер собора в этом видеоролике:

Посещение собора св. Вита безусловно станет незабываемым. Олицетворяемая им многовековая история, пронизанная религиозным духом и потрясающей энергетикой, воплощенная в грандиозных произведениях искусства и драгоценных материалах позволит в полной мере ощутить непосредственное приобщение к высочайшим ценностям мировой духовной культуры.

Пражские соборы, храмы, монастыри и костелы прошли через многие века истории, а некоторым зданиям уже исполнилась тысяча лет. Каждый храм построен в уникальном архитектурном стиле и несет отпечаток своей эпохи.

НАВИГАЦИЯ

(Katedrála svatého Víta, Václava a Vojtěcha) – одна из жемчужин европейской готики. Строился и реконструировался на протяжении сотен лет, поэтому впитал в себя самые разные архитектурные стили. В стенах Собора похоронены монаршие особы, здесь место хранения чешской короны и других регалий. Находится посреди , является его архитектурной доминантной и сердцем всего города. Интерьер и экстерьер здания украшены множеством готических скульптур.

Бржевновский монастырь (Břevnovský klášter) также известен как Собор Святой Маркеты. Первый бенедиктинский монастырь в Чехии. Строительство началось еще в X веке – возраст обители насчитывает более тысячи лет. На протяжении чешской истории монастырь несколько раз был уничтожен, но каждый раз его восстанавливали, поэтому он стал одним из национальных символов. Нынешние постройки выполнены в стиле барокко. Находится недалеко от Пражского града и парка «Звезда».

Вифлеемская часовня (Betlémská kaple) выглядит далеко не так ярко, как Соборы в стиле барокко или готики. Однако это важнейшая достопримечательность для любителей истории. Именно под этими скромными средневековыми сводами проповедовал национальный герой Чехии – Ян Гус. Здесь в XVВеке родилось движение гуситов. Сегодня здесь, на правом берегу от Карлова моста, проводят торжественные мероприятия пражские студенты.

(Týnský chrám) возвышается над Староместской площадью. Постройка храма началась более 700 лет назад. В конце XVII века здесь произошел страшный пожар, но огонь сделал храм только более уникальным – после пожара башни были реконструированы асимметрично, одна шире другой. Внутри Тынского храма находится один из древнейших органов Европы. Под сводами похоронены многие знаменитые чехи, некоторые из которых причислены к лику святых.

(Strahovský klášter) расположен в Градчанах, историческом районе чешской столицы. Насельники относятся к монашескому ордену премонстрантов. Монастырь был основан в середине XII века. Несколько раз за свою историю его перестраивали и реконструировали. Страговский монастырь знаменит на всю Европу своей библиотекой. Во время правления Иосифа II монахи начали собирать коллекцию картин, поэтому сейчас туристы могут посетить художественную галерею.

Костелу Святого Николая (Kostel svatého Mikuláše) больше трехсот лет. Построен в честь святого, покровительствующего путешественникам. Это знаковое здание для чешского барокко, а для любителей архитектуры – настоящий учебник и антология этого стиля. Огромный купол в диаметре составляет больше двадцати метров. Внутренний зал высотой почти 50 метров – здесь самые высокие потолки в Праге.

Базилика апостолов Петра и Павла (Bazilika svatého Petra a Pavla) видна издалека, благодаря двум своим острым готическим шпилям. Прогуливаясь по Вышеграду, вы сразу их заметите. Здание имеет историческое значение для Праги. В XI веке базилику возвели по приказу короля, чтобы знаменовать борьбу государства и папского католичества. В те времена это была лишь деревянная постройка. Сейчас мы видим храм, восстановленный в духе готики после пожара XIII века, и украшенный внутри величественными фресками.

Костел Девы Марии-Победительницы (Kostel Panny Marie Vítězné) – сердце Кармелитской улицы. Храм притягивает толпы католиков со всего мира, которые идут поклониться священной статуе Христа. Экстерьер выдержан в стиле барокко. Первоначально был возведен немецкими протестантами, но после религиозных войн все же достался католикам. Здесь находится деревянная статуэтка младенца-Иисуса в монарших одеждах, которая часто копируется и продается в виде сувенира. В костел Девы Марии Победоносной приходят женщины, чтобы помолиться о рождении детей и их здоровье.

Кафедральный собор Святых Кирилла и Мефодия (Katedralni Chrám svatých Cyrila a Metoděje) – шедевр пражского барокко, возведен в начале XVIII века. Расположен на ул. Рессловой. Незадолго до 2-ой мировой войны был передан Православным христианам. Цокольный этаж во время фашистской оккупацией служил базой сопротивления. Прямо здесь произошел бой, в результате которого чешские герои не выдержали натиска и покончили жизнь самоубийством. До сих пор на каменных стенах легко заметить следы от пуль.

Церковь Святейшего сердца Иисуса (Kostel Nejsvětějšího srdce Páně) на Виноградах посвящена одному из июньских католических праздников. В архитектурном центре старого района Праги под названием Винограды вы издалека заметите высокую башню храма. Советуем всем туристам заглянуть внутрь и пройтись по лестницам на колокольню. Стилистически это очень необычная постройка для католического зодчества.

Костел святого Франциска Ассизского (Kostel svatého Františka Serafinského) на Площади Крестоносцев – главная святыня и дом Ордена рыцарей Красной звезды. Впервые храм здесь был построен в середине XIII века, но несколько раз сгорал в пожарах и перестраивался. Нынешний облик он принял только триста лет назад. Фасад выполнен в стиле барокко, а само здание имеет крестообразную форму. В интерьере доминирует мрамор, а в боковых капеллах туристы смогут полюбоваться на произведения пражского художника Вильмана.

Костел Святого Вацлава

Величественный костел Святого Вацлава (Kostel svatého Václava (Smíchov) – украшение района Смихов. Очень молодой храм для Праги – был построен в конце XIX века частично на пожертвования семьи Габсбургов. Архитектурный стиль – неоренессанс с легким налетом готики. Внутри находятся мраморные скульптуры святых и ангелов. Алтарь украшен позолоченным памятником Святого Вацлава.

Монастырь Капуцинов (Klášter kapucínů) – сердце архитектуры и истории Лоретанской площади в Праге. Основан вокруг святыни католиков – лореты, копии хижины Девы Марии. Сама хижина стоит здесь до сих пор, хоть и напоминает скорее богато украшенную часовню. Недалеко от монастыря жил знаменитый чешский ученый Тихо Браге, которому очень мешали колокольный звон и песнопения. Из-за этого император чуть было не разогнал обитель, однако все обошлось и монахи-капуцины служат здесь до сих пор.

Костел Святого Петра

Храм, посвященный Святому Петру (Kostel svatého Petra na Poříčí), выполнен в романском стиле и выглядит скромно. Костелу на Поржичи больше восьми веков. Исторически здесь находилась резиденция рыцарей-тевтонцев, после помещение было передано Ордену с Красной звездой. Церковь сильно пострадала во времена гуситских войн и была частично перестроена в готическом духе. Почти все здание подверглось реконструкции, не перестраивали только две западные башни.

Базилика Вознесения Девы Марии

Нынешний вид Базилика Вознесения Девы Марии (Bazilika Nanebevzetí Panny Marie) сохранила с середины XVIII века. В архитектурном облике смешались барокко, готика и романский стиль. В базилике на Страгове вы сможете насладиться прекрасным грегорианским пением. Богослужения проводятся здесь ежедневно в шесть вечера, а по воскресеньям – еще и в десять утра. Также здесь часто проходят концерты академической музыки.

Костел Святого Вацлава

Еще один костел, посвященный Святому Вацлаву (Kostel svat ho Vclava) находится на месте бывшего поселения Здераз. Костел – смесь готического и романского стиля. Богато украшенный древними фресками интерьер ближе к стилю барокко. Здание сильно выделяется на фоне домов современной архитектуры. Стены, которым больше 500 лет, возвращают зрителя в позднее Средневековье. Когда-то костел принадлежал ордену Крестоносцев, а затем был захвачен гуситами.

Монастырь (Klášter bosých karmelitánek) построен по обету императрицы Марии Анны Испанской. Кармелитки, жительницы обители, были прозваны босыми из-за своего аскетического устава, запрещавшего носить обувь. Во времена коммунистического влияния монастырь превратился в шикарный отель для высших должностных лиц. Был возвращен в руки католиков только в конце прошлого века, с тех пор произошла полная реконструкция здания. На территории монастыря были входы в систему подземных тоннелей, которые были замурованы в 1987 году, после исчезновения девочки.

Церковь Святого Аполлинария

Католический костел Святого Аполлинария (Kostel svatého Apolináře) стоит на Ветровом холме. Зданию около шести веков, строительство было начато императором Карлом IV. По задумке здесь должны были собираться для обсуждения насущных вопросов духовные лица. Изначально был выстроен в стиле готики, а затем реконструирован под барокко. Храм значительно пострадал во время Первой мировой войны и был вновь открыт для прихожан только в восьмидесятых годах прошлого века. После реставрации XIX века мы вновь видим готический образ.

Величественный готический собор Святого Антония Падуанского (Kostel svatého Antonína Paduánského) находится в отдаленном районе Голешовице. Можно сказать, что храм современный – строительство началось только в 1908 году, однако это не делает вид его фасада менее впечатляющим. Шпили костела заметны издалека. Внутри прихожанин оказывается под сводом колонн и витражных окон. Колокольни сильно пострадали во время Первой мировой войны и фашистской оккупации. До сих пор здесь сохранилось два громадных колокола – один весом 500 кг, другой – больше тонны.

Церковь Святой Екатерины Александрийской

Церкви Святой Екатерины Александрийской (Chrám sv. Kateřiny Alexandrijské) почти 700 лет. Изначально это был центр женского монастыря. Во времена реформ Иосифа IIкостел превратился в приют для сумасшедших, и богослужения проводились только для пациентов. Отличительная черта церкви – башня высотой более 50 метров. В интерьере сочетаются темные колонны и монументальная роспись.

Собор Святого Варфоломея (Kostel svatého Bartoloměje) стоит на Бартоломейской улице и является ее главным украшением. В XIV веке на месте нынешнего храма располагались злачные места. Чтобы вернуть улице нравственный облик, по распоряжению Карла IV была построена церковь, затем здесь располагалась иезуитская школа, позже – госпиталь Ордена Серых сестер. Коммунисты организовали под сводами храма студию мультипликации, но после Бархатной революции собор вновь вернулся монахиням.

Часовня Святого Креста (Kaple sv. Kříže) – архитектурная доминанта 2-ого двора Пражского Града. Возведена в середине XVIII века в стиле барокко, интерьер расписан фресками на библейскую тематику. Сейчас часовня служит музейным отделением Собора Святого Вита. Туристы могут увидеть в экспозиции драгоценные предметы богослужений древности. Важнейшая святыня часовни – крест из чистого золота, внутри которого находятся частицы креста и тернового венца Христовых.

Костел Святого Яна Крестителя

Костел Святого Яна Крестителя (Kostel sv. Jana Křtitele) на Прадле недалеко от острова Кампа. Выполнен в готическом стиле, многие элементы экстерьера не реставрировались и сохранили древний облик. После реформ XVIII века церковь превратилась в госпиталь, а затем и вовсе в подсобные помещения. Здесь была прачечная и хранилище угля. Попросите служителей Костела, они покажут вам комнату сторожа тех времен. Церковь была вновь передана христианам, но теперь уже гуситам, только в тридцатых годах прошлого века.

Церковь Святой Урсулы

Церковь Святой Урсулы (Římskokatolický kostel svaté Voršily) – шедевр европейского барокко, расположенный недалеко от Национального театра. Насчитывает уже более трехсот лет. Построен благодаря пожертвованиям знатной дамы Сибиллы Ламбо. Планировался как женский монастырь и образовательный центр для девушек знатного рода. Храм пострадал во время Второй мировой войны, но был полностью реконструирован.

Эта небольшая капелла (Kaple Marie Magdalény) – украшение набережной Эдварда Бенеша. Построена во времена Возрождения, принадлежала рыцарям-госпитальерам. Здесь не происходило исторических потрясений, под сводами часовни не похоронены знаменитости и короли, но прогуливаясь на берегу Влтавы, загляните внутрь. Часовня Марии Магдалины навевает особую задумчивую атмосферу.

Костел Благовещения (KostelZvěstování Panny Marie Na Slupi) находится недалеко от Вышеграда. Когда-то здесь стояло языческое капище, где происходили жертвоприношения славянским богам. От главного идола остался деревянный столб, который превратился в опору для христианского храма. Нынешнее строение воздвигнуто уже намного позже крещения Чехии – в середине XIV века. Колокольня из-за плохого грунта немного покосилась в сторону, превратив костел в пражский аналог Пизанской башни.

Церковь гуситов в Голешовицах (Husitský kostel v Holešovicích) изначально была построена в качестве живого дома. Понять, что это христианский храм, можно только по кресту и золотому потиру на крыше. Уникальный храм, выполненный в стиле модерн. Алтарь украшен статуей авторства Вацлава Мысльбека. Сам Роден говорил, что лучше него Христа не изображал никто и никогда. Витражи внутри создают особенное, внеземное освещение.

Улица названа Троицкой именно в честь этого костела, возведенного в середине XIV века. По преданию, архитекторы были рады построить церковь Святой Троицы (Kostel Nejsvětější Trojice) и решили не брать за работу денег. Район когда-то был одним из беднейших в Праге – строительство велось медленно, материалы приходилось собирать где придется. Даже нищие жители почитали за необходимость пожертвовать что-нибудь, чтобы здесь появилась церковь.

Костел Святой Анны

Строгое здание костела Святой Анны (Bývalý kostel sv. Anny) возвышается недалеко от Карлова моста. Здесь настоящая обитель легенд о любви, рыцарях и древних алхимиках. Считается, что именно здесь черпали вдохновение многие чешские писатели. Интерьер украшают росписи, принадлежащие разным эпохам и отражающие историю чешской иконописи. В разные времена храмом владели тамплиеры, иоанниты, монахини ордена Святого Доминика.

Костел Святого Климента (Katedrála sv. Klimenta) был построен в XI веке – один из старейших храмов Праги. Долгое время он принадлежал монахам-доминиканцам. Из-за наводнения был разрушен, и позже реконструирован в скромном варианте готического стиля. В ходе антицерковных реформ Иосифа IIбыл продан за сравнительно небольшую сумму, и использовался как амбар. В конце прошлого века во время реставрации были найдены древнейшие фрески, посвященные Страстям Христовым.

Доминиканский монастырь

Недалеко от Староместской площади находится древний Доминиканский монастырский комплекс (Dominikánský klášter). Его строили в XVII веке итальянские зодчие. Одна из главных достопримечательностей монастыря – трапезная, украшенная картинами и лепниной. Сегодня помещение сдают в аренду для тех, кто проводит торжественные мероприятия. Совсем недавно монахи открыли в здании монастыря собственный отель.

Костел Святого Роха

Костел Святого Роха в Градчанах (Kostel svatého Rocha) на данный момент перестал служить в качестве христианского храма. Сейчас это художественная галерея MIRO, в которой проходили экспозиции самых известных художников – в том числе Пикассо, Дали и Шагала. Здание построено в духе позднего возрождения с деталями готики. Три алтаря церкви посвящены святым, защищающим от инфекций и болезней. Связано это с историей костела – он был возведен Рудольфом IIв честь избавления от чумного поветрия.