Человеческие шахматы во вьетнаме. Сянци: китайская игра шахматного типа

  • Игры и игровые приставки ,
  • Логические игры
  • Если вы посетите Китай и решите посмотреть на жизнь простых китайцев, то вам обязательно попадется вот такая картина.

    Мужчины увлеченно играют в настольную игру по внешнему виду напоминающую… шашки. Да, да именно ШАШКИ, но вы ошибаетесь, эта игра шахматного типа. Перед нами классическое противостояние двух армий из фигур разного ранга.


    Многие европейские исследователи называют эту игру КИТАЙСКИЕ ШАХМАТЫ, что по моему мнению не совсем верно. Это - СЯНЦИ, китайская шахматная игра, имеющая многовековую историю и неповторимую самобытность.
    Западные исследователи обычно рассматривают сянци как одну из ветвей развития класса игр, корнем которой является шатуранга (чатуранга). По данной версии считается, что шатуранга (чатуранга) - общий предок всех известных сейчас игр шахматного типа. Продвигаясь на запад, шатуранга (чатуранга) породила арабский шатрандж, ставший предком современных классических шахмат. Распространяясь на восток и попав в Китай, шатуранга (чатуранга), а возможно даже уже шатрандж, видоизменились в соответствии с китайскими традициями и превратились в сянци.
    Вот как описывает возникновение и замысел игры Роберт Белл в своей книге: «Шатрандж в новой форме претерпел значительные изменения, и уже слоны, всадники, пехотинцы, пушка с боевыми колесницами вели борьбу за пленение вражеского генерала. Каждая армия располагала крепостью, сидя в которой генерал и его мандарины вынашивали свои планы. Для выигрыша партии необходимо было штурмом взять крепость неприятеля. Между двумя армиями протекала река, которую тяжелогруженные слоны не могли преодолеть. Другие легкие фигуры свободно форсировали ее».
    Китайские исследователи категорически не согласны с теорией происхождения СЯНЦИ от шатуранги (чатуранги). Опираясь на документы, самые старые из которых датируются эпохой Хань, они утверждают, что игра, ставшая предком СЯНЦИ, появилась в древнем Китае около 3500 лет назад и первоначально называлась ЛЮБО. В этой игре также передвигали по доске фишки, среди которых были пешки и генерал, имеющие различные правила хода, но для определения хода пользовались игральными костями, таким образом, внося в игру элемент случайности. Точно также как и прародителем шатуранги (чатуранги) была игра ТААЯМ. Позже от костей отказались, получив игру ГЭУИЛИ САЙЧЖАН.
    В эпоху Тан правила игры были видоизменены, а разнообразие фигур увеличено, что и привело к появлению правил СЯНЦИ, близких к современным. Вполне определённо доказано, что в VIII веке в Китае СЯНЦИ существовали, в них играли двое игроков, кости уже не использовались, а набор фигур соответствовал набору фигур шатуранги (чатуранги) - генерал (король), конь, слон, колесница (ладья) и солдаты (пешки).
    Итак рассмотрим саму игру.
    Доска для игры в СЯНЦИ состоит из двух половинок с квадратами 8 на 4, которые разделены пространством шириной в один квадрат, известным как РЕКА (или ПРУД). Каждая половина доски имеет четыре квадрата, отмеченные диагоналями, образованный таким образом квадрат из девяти точек представляет собой КРЕПОСТЬ (ЗАМОК). При игре фигуры размещаются на пересечениях линий, а не в самих квадратах. Поэтому доска рассматривается как одно большое пространство из точек в количестве 9 на 10.

    В классической игре фигуры представляют собой круглые диски одного размера. На верхней стороне фигуры написано ее значение. Обычно надписи делаются красным и зеленым (иногда черным) цветом. При написании равнозначных фигур используются различные китайские иероглифы их обозначающие, так например если бы на одних фигурах надписи были на английском языке, а на других - на немецком.
    На игровой доске в СЯНЦИ представлены следующие фигуры (с учетом правил их движения во время хода):
    ГЕНЕРАЛ за «зеленых» («черных»)/ МАРШАЛ за красных - фигура аналогичная шахматному КОРОЛЮ, его потеря означает проигрыш игрока в партии. Может передвигаться на одну точку в вертикальном или горизонтальном направлении, но в своих перемещениях ограничен девятью точками своей крепости (замка). Генералы не могут смотреть лицом к лицу друг на друга (когда по вертикальной линии между ними нет фигур), в этом случае в ответ на ход, освободивший линию, генерал может атаковать через все поле и убить вражеского генерала своим «взглядом» (очень забавное правило с восточным колоритом, сразу на ум приходят кадры из китайских исторических фильмов с пронзительными взглядами актеров, играющих роль каких-нибудь генералов).
    ГУБЕРНАТОР за «зеленых» («черных»)/ МАНДАРИН за красных - фигура может перемещаться на одну точку по диагонали, но они также ограничены в своих действиях пределами крепости, т.е. пятью точками, отмеченными жирными линиями.
    СЛОН за «зеленых» («черных»)/ МИНИСТР за красных - фигура может ходить по диагонали только на одну следующую точку, кроме этого фигура не может пересекать реку (пруд) и вторгаться на территорию противника.
    ВСАДНИК/ КОНЬ - фигура может передвигаться на одну точку по вертикали или горизонтали с последующим перемещением на точку по диагонали. В отличие от шахматного коня, конь в сянци является обычной линейной фигурой - при ходе он не «перепрыгивает» с исходного пункта на конечный, а перемещается в плоскости доски, сначала по горизонтали или вертикали, а затем по диагонали. Если на промежуточной точке хода коня стоит своя фигура или фигура противника, то она блокирует соответствующий ход.
    КОЛЕСНИЦА/ ЛАДЬЯ - аналог шахматной ладьи, может передвигаться на любое расстояние по вертикали или горизонтали.
    КАТАПУЛЬТА за «зеленых» («черных»)/ ПУШКА за красных - может ходить как шахматная ладья. Захватывает фигуры противника только в том случае, если между ней и атакуемой фигурой будет находиться какая-нибудь третья фигура, называемая экраном.
    ВОИН/ ПЕШКА - на своей половине доски может ходить только вертикально на одну точку вперед, на территории противника может передвигаться на одну точку вперед или вбок. При достижении задней линии соперника, может передвигаться только по горизонтали. Способностью превращения в другие фигуры, как в шахматах, не обладает.

    Цель игры - объявить МАТ вражескому генералу или добиться патовой ситуации. При этом игрок не может давать вечный шах, он должен варьировать свои ходы.
    Генерал находится под шахом при следующих условиях:
    - будучи атакован любой фигурой, он может быть пленен при следующем ходе, если не принять меры к отражению атаки на него;
    - когда генералы противостоят друг другу на одной вертикали и между ними нет никакой фигур (тот самый пронзительный взгляд).
    При объявлении шаха генералу возможно три ответа:
    - атакующая генерала фигура может быть взята фигурой противника;
    - генерал может уйти из-под шаха;
    - шах можно отвратить, используя «специфические» правила хода фигур (например, добавить/убрать экран перед пушкой, парировать/заблокировать всадника).
    К сожалению в нашей стране и в Европе СЯНЦИ не смогли добиться большой популярности, хотя это самая популярная игра в Китае (игра есть практически в каждом доме). Но этому есть объективные причины:
    Во-первых, чтобы разбираться в самих фигурах необходимо хотя бы на начальном уровне разбираться в китайских иероглифах и уметь читать символы, обозначенные на них.
    Во-вторых, практически отсутствует переводная профессиональная литература по данной тематике (разнородные статьи, включая эту) не дадут полного проникновения в мир этой увлекательной игры.
    Сейчас много делается для популяризации этой игры, например можно приобрести вот такой набор с фигурами, близкими к шахматным.

    Или вот такой сувенирный набор игры в СЯНЦИ в этническом стиле

    Перед написанием этой статьи лично «перешерстил» просторы различных маркетов и нашел несколько замечательных симуляторов игры в СЯНЦИ для IOS и Android, чтобы получить представление о ней.
    Ради интереса предлагаю и вам ввести в поисковике «xianqi», «xianci» или «сянци», чтобы попробовать себя в этой игре.
    Надеюсь, с учетом возрастающего взаимодействия России и Китая, на русском языке начнёт появляться больше литературы не только по истории этой игры, но и с разъяснениями правил и примерами партий.

    Я вообще любитель поиграть в шахматы. Только последнее время не получается найти партнера. То не умеют, то неохота, то долго, то трудно. А компьютером играть не интересно:-)

    Помню как то в институте играли с другом на память без шахматной доски. Ну что, доиграть конечно не доиграли, но ходов по 10-15 сделали, даже поубивали друг у друга там что то. Интересно.

    А вот всякие интересные штучки про шахматы!


    1. Происхождение названия

    Шахматы произошли от древнеиндийской игры 6-го векачатуранга, чье название переводится с санскрита как «четыре подразделения войска», что включает в себя пехоту, конницу, слонов и колесницы, которые представлены в шахматах пешкой, конем, слоном и ладьей.

    В 7-м веке игра пришла в Персию и была переименована в шатрандж. Именно от персидского языка произошло название шахматы. Игроки говорили «Шах» (от персидского «король») атакуя короля соперника, и «Шах мат» (с персидского — «король умер»).
    2. Шахматный автомат, который всех надул

    В 1770 году, венгерский изобретатель Вольфган фон Кемпелен создал шахматный автомат. Машина представляла собой фигуру «турка» в человеческий рост, который сидел за огромным деревянным шкафчиком, чьи двери открывались, демонстрируя публике сложные механизмы.

    Механическая рука двигала фигуры по полю, и обыграла таких знаменитых противников, как Наполеон Бонапарт и Бенджамин Франклин.

    Как оказалось много лет спустя, шахматный автомат не был машиной. Внутри автомата находился шахматист, который двигался внутри и скрывался, когда публике показывали сложные механизмы умной «машины».
    3. Самая короткая и самая длинная шахматная игра

    Самая короткая шахматная партия называется дурацкий мат, состоящий из двух ходов: 1. f3 e5 и 2. g4 Qh4++. Ничья или проигрыш может также произойти и до того, как игроки начинают делать ходы, как в случае определенного сценария в турнирной таблице, так и в результате того, что игрок не пришел на игру.

    Самая продолжительная шахматная партия была сыграна между Иваном Николичем и Гораном Арсовичем в Белграде в 1989 году. Она длилась 20 часов 15 минут, за игру было сделано 269 ходов, и она закончилась вничью. Теоретически партия может длиться еще дольше, но после введения правила 50-ти ходов, это число можно как-то ограничить.
    4. Шахбокс

    Гарри Каспаров однажды сказал, что «шахматы — это муки разума». Видимо поэтому кто-то решил объединить шахматы с физическими испытаниями, создав шахбокс. Голландский художник Ипе Рубингстал родоначальником шахбокса, после того как увидел идею сочетать шахматы и бокс в одной книге-комиксе.

    В шахбоксе чередуются раунды шахмат и бокса и ее девизом является «Сражения происходят на ринге, а войны ведутся на доске».

    Шахбокс приобретает все большую популярность и находится под управлением Всемирной организации шахбокса.
    5. Динамический ферзь

    Шахматная фигура Ферзь или королева претерпела множество изменений за всю историю шахмат. Начиналось все с того, что она могла ходить только по одной клетке по диагонали, в дальнейшем она передвигалась на два поля, а потом все дальше, как конь.

    Теперь же эта фигура может двигаться, как по диагонали, так и по горизонтали, и по вертикали. Сначала она была советником или премьер-министром короля.

    Но в дальнейшем она стала самой сильной фигурой в шахматах.
    6. Шахматы вслепую

    Шахматы вслепую — это вариант игры, при которой игрок делает все ходы, не глядя на шахматную доску. Как правило, в игре присутствует посредник, который перемещает фигуры.

    Шахматы вслепую являются впечатляющей способностью, которой обладают многие сильнейшие игроки в шахматах. Один из рекордсменов в шахматах вслепую стал венгерский шахматист Янош Флеш, который сыграл с 52 противниками одновременно с завязанными глазами и выиграл 32 игры.
    7. Бесконечные возможности

    После трех ходов с каждой стороны существует больше девяти миллионов возможных позиций. Американский математик подсчитал минимальное количество неповторяющихся шахматных партий и вывел число Шеннона.

    Согласно этому числу количество возможных уникальных партий превышает число атомов в видимой Вселенной. Число атомов оценивается как 10^79, а число уникальных шахматных партий составляет 10^120.
    8. Сила шахматных компьютеров

    Шахматные компьютеры сейчас являются важной частью шахмат. Чемпион мира Гарри Каспаров, считающийся сильнейшим игроком в истории шахмат, проиграл компьютеру Deep Blue в 1997 году, и это стало настоящим шоком для всего мира шахмат.

    В 2006 году, чемпион мира Владимир Крамник был повергнут компьютером Deep Fritz, что еще раз подчеркнуло мощь шахматных компьютеров. Сегодня шахматные программы часто используются игроками для анализа и улучшения игры, и их часто ставят наравне с гроссмейстерами.
    9. Шахматные часы — чтобы не заснуть

    Вначале шахматные партии играли без часов. При этом игроки могли играть много часов, а то и суток подряд, доводя друг друга до изнеможения. В 1851 году во время турнира по шахматам, помощник судьи зафиксировал, что «партия не была завершена по причине того, что игроки, в конце концов, уснули».

    После этого через год на международном турнире ввели контроль времени в виде песочных часов, а в 1883 году появились первые механические шахматные часы, созданные британцем Томасом Уилсоном.
    10. Шахматы и наш мозг

    Психологи часто упоминают шахматы, как эффективный способ улучшить свою память. Это также позволяет решать сложные задачи и продумывать идеи.

    Многие люди считают, что шахматы — игра для тех, кто от природы обладает высоким интеллектом. Это отчасти так, но вы также можете существенно повысить свой интеллект, играя в шахматы. Более того, исследования показали, что шахматы активизируют оба полушария мозга, улучшают творческие способности, концентрацию, критическое мышление и навыки чтения.

    Всякий раз, когда оказываешься на деревенском или церковном празднике во Вьетнаме , получаешь интересную возможность посмотреть национальную игру - человеческие шахматы («cờ người»), которая является любимой для большинства вьетнамцев.

    Человеческие шахматы - это вид шахмат, в котором участвуют люди, исполняющие роли различных шахматных фигур (король, конь, слон и т.п.). Обычно это игра проходит в поле на открытом воздухе с начерченными на траве квадратами доски. Ход, в результате которого берётся фигура, сопровождается хореографическим сражением, которое наглядно демонстрирует взятие фигуры .

    Вьетнамские человеческие шахматы играются по правилам китайских шахмат. С виду игра напоминает западные шахматы, но с другими размерами доски и с другими фигурами (такими как пушки и губернаторы), каждая из которых отмечена отдельным китайским иероглифом. В игре участвуют 32 человека: одна команда состоит из 16-ти мальчиков, а другая - из 16-ти девушек . Команды отличатся друг от друга цветом одежды. Шахматная доска нарисована краской на ровной поверхности. Деревенские фестивали, как правило, для игры используют либо двор перед пагодой или домом, принадлежащему общине, либо близлежащее поле. Организаторы выбирают игроков и рефери заранее. Все участники должны быть детьми из семей с хорошей репутацией. Судья и двое командующих должны быть из богатых семей, чтобы они могли угощать своих игроков едой. Когда заканчивает отбор, судья созывает всех 32-х участников, подбирает костюмы и учит каждого игрока двигаться как шахматная фигура. В жаркую солнечную погоду игрокам разрешатся сидеть на стульях и надевать головные уборы. Они либо носят нашивки с китайскими названиями своих фигур, либо держат в руках специальные столбы с иероглифами. Командующие одеты в традиционные костюмы. Два противника, управляющие фигурами, сидят на своих местах за пределами доски.

    Во время игры в человеческие шахматы часто преобладает шумная атмосфера. Многие люди собираются уже ранним утром и ждут начала. Об этом событии обычно оповещают три удара в барабан, после чего появляются два игрока в национальных вьетнамских костюмах и занимают свои места на двух высоких платформах перед шахматными фигурами. Первый игрок начинает игру возгласом и первая шахматная фигура покидает свою позицию, выполняя приемы боевых искусств, прежде чем достигнуть следующей клетки шахматной доски . Когда наступает ход второго игрока, он также выкрикивает свой ход и его шахматная фигура начинает двигаться, выполняя красивые приёмы боевых искусств. Так они поочерёдно ведут игру. Если один из них потерял фигуру, то она должна покинуть шахматную доску. Во время хорошего исполнения зрители торжественно аплодируют, вдохновляя живые фигуры на то, чтобы максимально показать свое мастерство. Примерно после двух часов игра в человеческие шахматы заканчивается. Однако, зрители часто не хотят идти домой и просят организаторов продолжить игру.

    Близится праздник «день вьетнамской семьи» и по этому случаю часто проводятся человеческие шахматы. Почему бы вам не принять участие и не насладиться теплой атмосферой? Вы будете удивлены спокойствием и изысканностью игры, которая сильно отличает её от большинства игр, проходящих на фестивалях.

    ] [ИЕРОГЛИФЫ ТЬЫНОМ ] [БОЕВЫЕ ИСКУССТВА ВО ВЬЕТНАМЕ ] [ТУРИЗМ И ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ] [КАЛЛИГРАФИЯ ] [ВЬЕТНАМСКАЯ КУХНЯ ] [ИСКУССТВО И РЕМЕСЛА ] [СОВРЕМЕННЫЙ ВЬЕТНАМ ] [ТРАДИЦИОННАЯ МЕДИЦИНА ] [ИГРА ГО (КО-ВАЙ) ВО ВЬЕТНАМЕ]

    ИГРА ГО (КО-ВАЙ) ВО ВЬЕТНАМЕ

    2. ШАХМАТЫ И ГО ВО ВЬЕТНАМСКОЙ КУЛЬТУРЕ

    Шахматы (ко-тыонг) весьма популярны во Вьетнаме, в игру генералов играют сегодня около 20 миллионов человек. Как традиционная игра шахматы - неотъемлемая часть народных праздников (фестивалей).

    Подготовка к игре в китайские шахматы во дворе общинного дома деревни Чиеукхук (см. Фестивали и праздники)

    Проводятся напоминающие театральные постановки партии в “живые шахматы” – ко-нгои (co-nghoi, human chess), в которых парни и девушки играют роль шахматных фигур.


    Игра в шахматы во дворе Храма Литературы в Ханое (см. Храм литературы – первый университет Вьетнама)

    Но шахматная игра имеет и свое аристократическое прошлое. Во времена династии Ле (1428-1527) в Ханое (Тханг Лонг) в честь короля организовывались шахматные состязания (турниры), в которых принимали участие самые сильные игроки страны. Эти турниры проводились в пагоде Чуа Вуа (Chua Vua, в Королевском дворце) в первые дни лунного года в честь Де Тита (бога Индры). Как часть турнирной програмы так же играли и в живые шахматы . Любопытно отметить, что в те же времена в Японии проводились подобные турниры по игре Го (осиро-го), которые по своей значимости напоминают вьетнамские шахматные турниры.


    Небесный владыка и Бог грома играют в шахматы. Илюстрация Та Тхук Биня к сказке “Как лягушка стала повелительницей неба” (см. Вьетнамские сказки)

    Любопытна легенда, с которой связываются турниры в Чуа Вуа. В литературе XV-XVI века рассказывается, как однажды мясник Чыонг Ба (Truong Ba) хвастался, когда победил он одного китайца, что он такой сильный игрок, что сможет выиграть игру даже у самого Индры (Де Тхить). Тогда появился какой-то старик в ветхой шляпе и с бамбуковой палкой, который неожиданно победил мясника. Для Чыонг Ба этот эндшпиль был как гром с ясного неба, его противник оказался сам Индра – бог грома. В изумлении он упал на колени, чтобы выразить признание гения Индры, и попросился к нему в ученики. С тех пор Индра стал божественным покровителем шахматной игры (см. Душа Чыонг Ба в теле мясника) .


    Игра в шахматы (ко тыонг). Ночь полнолуния в древнем городе Хойан

    В то время, как шахматы превратились в народную игру, игра Го осталась доступной только для аристократии и элиты как интеллектуальное времяпрепровождение на досуге. В одной известной сказке расказывается, что однажды на земле наступила сильная засуха, потому что Небесный владыка (Нгок Хоанг) и Бог грома (Де Тит) слишком увлеклись за шахматной доской. Тогда одна жаба-герой осмелилась нарушить спокойствие божественных игроков, напомнив им, что не было давно дождя. Небесный владыка заключил договор с жабой, согласно которому, если он услышит ее квакание, значит непременно он должен послать дождь на землю. Народная сказка свидетельствует о популярности шахмат среди широких масс и, соответственно, их метафизические представления о (не)деятельности богов . Культ жабы (лягушки) - вызывательницы дождя возник на рубеже нашей эры , а эта сказка как средневековая модификация мифа является, видимо, и критикой правителей. Ответ интеллектуалов не запоздал и нашел свое выражение в стихах. Поэт Нгуен Фи Кхан (1355-1428) в стихотворении “О великой игре Го” (Xem Dau Co Vay) выразил суть игры, сравнивая опускаемые камни с каплями дождя, игра Го является красивой метафорой прорастающей жизни. Король Ле Тхан Тонг, который, по всей вероятности, присутствовал на турнирах в Чуа Вуа, восхвалил эту смелую тварь, прервавшую игру богов в стихотворении “Жаба” :

    В пестром и грубом шелку и непременно важна,
    В уединенных местах всегда восседает она.
    Лапкой взмахнет – тигр послушно на зов приползет.
    Цокнет она – муравьям эта песня страшна.
    Рада, что солнце блестит и детенышей жабьих растит.
    Дочь ее в Лунном дворце, не почтит ли и младших Луна.
    Сам государь славил заступницу встарь.
    В засуху дождь накликает она, тем и поныне славна.
    (перевод А. Ревича)

    Жаба олицетворяет народный голос, и добродетельный король прислушивается к нему. Но представление короля о имплицитной деятельности богов иное, потому в другом стихотворении, написанном после посещения красивого залива Галонг (Halong Bay), он выразил свое уважение к игре Го, как игре созидания и гармонии во Вселенной, связанной с благоденствием страны, к которой сопричастен сам король. В согласии с известной японской пословицей он высказал свое мнение о шахматах и Го, определив, какова игра героев, и какова богов.