Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников. Экологическая сказка Народные сказки на экологическую тему

Статья для родителей детского сада "Роль сказки в экологическом образовании детей дошкольного возраста"

Автор: Скрипникова Валентина Михайловна.
Данная статья будет полезна родителям детей дошкольного возраста.
Цель:
- развитие личности дошкольника в процессе экологического воспитания через актуализацию имеющегося у детей непосредственного эмоционально-чувственного и литературного опыта путем включения его в процесс понимания экологического содержания сказочного произведения.
Задачи:
- формирование экологической культуры детей.
Пояснительная записка:
В современном мире проблема взаимодействия человека с природой очень актуальна. Загрязнение окружающей среды, исчезновение растений и животных, занесенных в Красную книгу, заражение водных ресурсов – все это беды, которые человек неосознанно наносит природе. Чтобы сохранить все богатства природы, нам необходимо воспитывать экологическую культуру наших детей. Воспитание это начинается с раннего детства. Чтобы привить детям интерес к природе, научить их любить и беречь ее можно использовать множество разнообразных методов, но самый интересный и приемлемый для детей старшего дошкольного возраста, а значит и самый действенный, - экологические сказки.
Добрый волшебник Урала
Павел Петрович Бажов,
Чтобы нам грустно не стало,
Сказочный отпер засов:
Только засов отворился,
В сказку открылась дверь.
Запах лесов заструился –

Ты в мир волшебный поверь.
И. Иванов.

В настоящее время стала актуальной проблема экологического воспитания дошкольников.
Наш век скоростей и технологий катастрофически не хватает времени остановиться, времени оглянуться вокруг, времени понаблюдать за родной природой.
Детская черствость, безнравственность и неуважительное отношение ко всему живому - вот результат нехватки общения детей с природой, вот чем это оборачивается впоследствии.
А экологическая сказка даёт возможность детям, благодаря хорошо развитому у них воображению, понаблюдать с детьми за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, сказочное путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство.


С помощью сказки ребенок познает окружающий мир не только умом , но и сердцем, он не только познает, но и выражает свои мысли по отношению к добру или злу, откликается на явления, события, которые происходят при нем. Знакомство с необыкновенными героями помогают детям погрузится в смысловую суть сказки. Этими волшебными героями являются Капелька, Колобок, Еловое семечко, Родничок, кузнечик, улитка, дорога, поросенок, эти герои открывают для ребенка таинственный мир, который полон неожиданностей, тайн, чудес.
Ребенок , попадая в этот таинственный мир, узнает тайны, чудеса, таинственные превращения, познает все тайны растительного мира, животного мира, знакомится с сезонными изменениями в природе, узнает о временах года,
Детская сказка о Колобке, или курочке Рябе, или о Репке превращается в целый спектакль, где один актер разными голосами может изобразить не только волка, медведя, зайца или лису, но и попытается изобразить хитрость, коварство, обман или наоборот дружелюбие, доброту, ласку.
У детей нет такой возможности наблюдать за тем, как животные готовятся к зиме. Далеко не все моменты их жизни можно увидеть в природе. Известно, что птицы совершают перелеты в теплые края в основном по ночам. Не всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. А экологическая сказка даёт такую возможность благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению.
Дети, живущие в городе наблюдают за поведением и повадками белок, уток в парках и скверах, за поведением и повадками животных в зоопарках, зоосадах, и это хорошо, если они там есть. Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое.


Очень важно, чтобы маленькие дети, вступая в огромный непонятный мир, научились тонко чувствовать, видеть и понимать, что этот загадочный мир очень разнообразный, многогранный, многокрасочный, а мы - частица этого мира.
Читая ребенку сказку, вы формируете у ребенка после прослушивания сказки желание увидеть эти явления или объекты природы на прогулке, экскурсии, перенести свои впечатления на бумагу, и сделать что- то самим, чтобы помочь природе.
После прослушивания сказок, дети с большим интересом наблюдали за листопадом, искали под опавшими листьями листовичков, копались в песке, ища дождевых червей, которые помогают листовичкам спрятаться на зиму.
В экологических сказках ненавязчиво, в форме игры даются необходимые детям знания.
Краткость, простота сюжета, необходимые знания и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения экологических сказок.


Чему же учат экологические сказки?
- познавать окружающий мир;
- воспитывать чувство причастности к благополучию в природе;
- думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.
Главное в любой сказке – это мораль , сказка учит нравственности, доброте.
В сказках, точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, описываются национальные культурные традиции.
С помощью сказки дети хорошо усваивают характеристики животных-героев сказок: волк – злой, лиса – хитрая, заяц – трусливый. Очень часто такое представление остается на всю жизнь.
В сказке растения, животные могут разговаривать, играть, веселится, грустить, совершать различные поступки – хорошие и не очень, и этими поступками они вызывают у детей сопереживания, сочувствие, чувства гнева, ласки, нежности.
Меняется отношение ребенка к реальным явлениям и событиям в природе, вначале ребенок становится внимательным, а затем со временем бережливым и заботливым.


Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

Конкурс «Педагогическое вдохновение »

Представляю экологическую сказку для детей старшего дошкольного возраста. Хочется, чтобы дети любили, берегли Землю.

Во всем мире остро стоит проблема загрязнения окружающей среды. И я, как автор сказки, стремлюсь привить малышам бережное отношение к окружающей среде. Пусть на нашей планете ярко светит солнце, воздух и вода будут чистыми, а земля плодородной.

Рослова Олеся Леонидовна, старший воспитатель МБДОУ
Детский сад № 9, г. Дзержинск, Нижегородская область.

Экологическая сказка «В гостях у матушки Земли»

В одном сказочном лесу жили-были Машенька и Медведь. Жили они дружно и весело. Играли, гуляли по лесу, вместе ловили рыбу, собирали грибы и ягоды. Так прошло лето, осень и наступила зима…

Машенька очень обрадовалась, что наконец-то можно будет с Мишкой играть в снежки, кататься на коньках, лепить вместе снеговика. Однажды утром она проснулась и говорит Медведю:

Мишка, Мишка! Посмотри какая за окном хорошая погода - солнышко светит, снежок блестит! Пойдем гулять!

А Медведь ей отвечает:

И правда, Машенька, отличная погода, чтобы пойти на прогулку! Только сначала съешь кашу и оденься потеплее!

Хорошо, Мишка! - ответила Маша.

Пока Маша с аппетитом кушала кашу, Мишка смотрел в окно и вдруг глубоко задумался. Он знал, что зиму в этом году обещали суровую - с вьюгами, метелями и низкой температурой. Ведь они не смогут с Машенькой часто гулять по лесу?!

Тем временем Машенька уже собралась и стоя у двери кричала Медведю:

Мишка, ну что ты как долго, я уже хочу посмотреть на наш зимний лес!

Мишка собрался и только они вышли во двор, как вдруг солнышко закрыла туча, поднялся сильный ветер и пошел снег. Они быстро забежали обратно в дом и стали ждать улучшения погоды. Маша надеялась, что вот-вот снова выглянет солнышко и снег закончится, но не тут-то было.

Снег все шел и шел, сугробы за окном все увеличивались, а мороз крепчал с каждым днем. Мишка как мог развлекал Машу: играл с ней в разные игры, учил готовить, читал книги.

И вот однажды он нашел волшебную книгу, которую подарила ему мама, в ней рассказывалось о том, какие растения есть на Земле, как за ними нужно ухаживать, а самое главное беречь.

Маше очень нравилась эта книга и однажды вечером она спросила:

Мишка, ты знаешь, я нашла в кладовке горшочек и хочу посадить в него зернышко, но у меня нет ни земли, ни зернышка. Где же зимой его взять?

И тут Медведь вспомнил, что еще летом березка подарила ему волшебное зернышко, а он про него почему-то забыл! Мишка встал, радостно прошел в кладовую, нашел зернышко, подошел к Маше и говорит:

Машенька, посмотри! Я дарю тебе вот это зернышко, только помни, оно волшебное!

Машенька очень обрадовалась и поблагодарила своего друга: теперь у нее был и горшок и зернышко, но вот незадача: чтобы зернышко посадить нужна была земля! А где ее найти, когда на улице лежат сугробы?

Мишка, что же мне делать, где найти землю для моего зернышка?

Мишка немного подумал и говорит:

Машенька, книга, которую подарила мне мама волшебная, ты можешь сама прогуляться по ее страничкам и узнать, где же найти землю для твоего зернышка!

Так и началось сказочное и полное приключений путешествие Машеньки…

И вот Машенька оказалась на странице волшебной книги. Все в ней казалось Маше чужим, она шла по тропинке и думала, как страшно и одиноко ей без Мишки, который остался дома. Но она успокаивала себя тем, что найдет землю и вернется к своему другу.

Шла Машенька, шла, и вдруг видит впереди большой деревянный дом. Ей стало интересно: кто в нем живет? Она поднялась на крылечко и постучала.

Ей открыла дверь красивая девушка с длинными черными как смоль волосами.

Здравствуй, девочка! Откуда ты пришла ко мне и как зовут тебя?

Здравствуйте, меня Машенькой зовут, а пришла я к Вам из волшебного леса. А Вы кто?

А я Матушка Земля! Скажи мне, Машенька, что привело тебя в наши края?

Как здорово, наверное Вы-то мне и нужны! Мой друг Мишка подарил мне волшебное зернышко, но я не знаю, как его вырастить. Может быть, Вы мне поможете?

Конечно, я помогу тебе, Машенька, но сначала я расскажу и покажу тебе, как люди, которые живут в нашей волшебной стране, небрежно обращаются со мной и моими детьми.

Земля взяла Машеньку за руку и вдруг они оказались в лесу. Но это был другой лес, кругом валялись бутылки, банки и другой мусор. Машеньке стало очень страшно, она никогда не видела столько грязи. Они пошли дальше, и вдруг совсем близко от них, упало дерево! Оно было все в огне!

Маша закричала:

Бежим отсюда, здесь кругом огонь!

На что матушка Земля ей ответила:

Вот, Маша, посмотри, что делали люди с нашим лесом. Они превратили его в помойку с кучами мусора, жгут костры, из-за которых загораются деревья и кустарники, которые росли здесь многие тысячи лет.

Матушка Земля, куда пропали деревья?

Машенька, наши леса вырубаются с каждым годом все больше и больше, люди не берегут их, а используют для своих нужд!

Маша не успела опомниться, как оказалась у грязного болота вместе с матушкой Землей.

Посмотри, когда-то эта была голубая и чистая река, в ней водились разные виды рыб и других животных. А сейчас, на ее берегу построили завод и все отходы стали спускать в воду… Теперь река превратилась в грязное зеленое болото, рыба постепенно вымерла, да и само болото в скором времени высохнет и никто и не вспомнит, что когда-то на этом месте протекала река.

Машенька, которая жила в сказочном лесу, и представить не могла, что можно так жестоко обращаться с природой!

А теперь, Машенька, отправляйся ты к моей дочке, Живушке, она тебе даст то, что ты ищешь.

Маша поблагодарила Землю и грустная пошла дальше.

Вот идет Маша задумчиво по дорожке и видит - посреди леса виднеется небольшой домик, а позади него раскинулся чудесный сад с множеством разных цветов, деревьев, кустарников, некоторые разновидности которых Маша и не знала!

А рядом с домом, за забором из прутьев был виден огород. Чего там только не было, но больше всего Машеньку приятно удивило то, что на вид все ягоды, овощи и фрукты были крупными, сочными и аппетитными. Она подумала:

Интересно, чтобы вырастить такой урожай, нужно очень хорошо ухаживать за своим огородом, постоянно заботиться о нем, а в первую очередь за почвой, в которой все и растет!

С такими мыслями Машенька постучала в дверь.

Здравствуй, Машенька! Я рада тебя видеть в своем доме. Мама предупредила меня, что ты скоро появишься в моих владениях. Вижу, тебя удивил мой сад. Пойдем, я угощу тебя сочным яблочком!

Они прошли в сад, и Маша попробовала предложенный фрукт. Какой же он был вкусный!

Живушка, я тоже рада, что пришла к тебе. Мне понравился твой дом с садом и огородом, в которых растет так много разных цветов, деревьев, овощей и фруктов. Поэтому прежде, чем ты дашь мне землю, расскажи, пожалуйста, как нужно ухаживать за почвой для того, чтобы и у меня из зернышка вырос красивый цветок!

Я с удовольствием расскажу тебе, Машенька, как нужно ухаживать за почвой, чтобы всегда получать отличный урожай! Только в последнее время меня сильно беспокоит то, что стало с ней происходить.

Люди перестали беречь почву, они с каждым днем загрязняют ее все больше и больше: добавляют в нее вредные удобрения, опрыскивают растения ядовитыми растворами, жгут траву, на месте которой долгое время ничего не растет. А множество заводов, с которых все отходы утилизируют в почву?!

Машенька внимательно слушала дочку матушки Земли и спросила:

Я не могла подумать, что люди так жестоки по отношению к природе. Объясни, пожалуйста, зачем они портят почву, которая дает им урожай?

Живушка устало и обреченно улыбнулась:

Машенька, люди думают, что чем больше они удобрят почву, тем быстрее вырастет у них урожай. Если бы они знали, какой вред тем самым наносят своему здоровью и здоровью других людей!

А что может случиться с человеком, если он съест такой овощ? - спросила Маша.

Человек может сильно отравиться и попасть в больницу, ведь удобрения - это сильнейший яд! Фрукты и овощи, выращенные таким способом, только выглядят красиво и аппетитно, а на самом деле они пустые и не вкусные.

Кроме того, люди бросают в почву бутылки и пластиковые банки, которые также наносят непоправимый вред, так как долгие годы разлагаются в почве.

А я в своем волшебном лесу не бросаю мусор на землю, для этого есть урны.

Я вижу, что ты очень хорошая и аккуратная девочка. Возьми землю для своего горшочка и посади в нее свое зернышко. А чтобы оно проросло нужна водица, которую даст тебе моя сестра Данушка! Счастливого пути, Машенька!

И снова отправилась Маша в путь дорогу. Вышла она из леса и увидела реку, на берегу которой сидела девушка и плакала. Маше стало жалко девушку, она подошла к ней и спросила:

Тебе грустно? Почему ты плачешь? Что-то случилось?

Ты, наверное, Машенька? - устало ответила девушка. - Приятно познакомиться, а я Дана. Матушка и сестры называют меня Данушкой. Да, Маша, мне очень грустно от того, что вода в реке грязная. Посмотри, там вдалеке склад бытовых отходов, которые каждый день попадают в воду, а вон там строят очередной завод, все отходы с которого будут стекать в реку. А внизу ты видишь тех, кто загрязняет воду банками, пакетами, бутылками и другим мусором. Потом эти люди приходят домой и пьют воду из этой реки! Я переживаю за будущее людей, за здоровье их детей. Кроме того, воду из этой реки пьют не только люди, но и растения, которые растут на берегу, а также животные, живущие в соседнем лесу.

Я вижу, Данушка, что тебя сильно беспокоит проблема загрязнения воды?

Ты права, Машенька! Спасибо тебе за участие, но что-то я разговорилась с тобой, тебе пора идти дальше и встретиться с моей второй сестрой Ярилушкой, которая обогреет твой цветочек.

Данушка взяла горшочек и полила землю, в которой, лежало зернышко. Маша забрала горшочек и радостная направилась дальше.

Долго ли коротко ли шла Машенька и вышла на красивый луг. Вокруг пели птицы, летали разноцветные бабочки и ярко светило солнышко. Только Маша решила присесть отдохнуть, как видит, с солнышка прямо к ней тянется лучик. Он остановился рядом и говорит:

Прекрасный день, сегодня, Машенька! Рада познакомиться с тобой, я - Ярилушка!

И я рада, Ярилушка! Данушка сказала мне, что для того, чтобы мое зернышко дало росток, я должна пойти к тебе. Чем ты можешь мне помочь?

Ярилушка задорно рассмеялась и говорит:

Машенька, чтобы твое зернышко проросло ему, кроме земли и воды, необходимы мой свет и тепло. Все растения тянутся к солнышку, благодаря которому в них происходит обмен полезных веществ! Люди и животные получают от меня необходимый для их жизнедеятельности витамин Д. Но сейчас я очень обижена на людей. Они жестоко относятся к моей матушке и сестрам! Кроме того, все химикаты, которые используются постоянно в их жизни, впоследствии испаряются в воздух. Именно поэтому разрушаются слои атмосферы и мои лучи начинают кроме пользы приносить природе вред. Люди страдают от ожогов, от солнечных ударов и от перегревов. На деревьях листья раньше положенного срока начинают желтеть и опадать, иногда из-за меня наступает засуха и тогда страдают все. Если бы люди одумались и перестали загрязнять природу! Машенька, ведь ты пришла ко мне за помощью, поставь свой горшочек на землю.

Маша опустила горшок рядом с собой, солнечный лучик запрыгнул в него и прогрел почву. И тут девочка увидела, что ее зернышко дало росток!

Спасибо, Ярилушка!

Я рада, что помогла тебе, Машенька! Твое путешествие подходит к концу, но прежде отправляйся к моей младшей сестре Сваргушке, Царице неба и воздуха, у нее есть сынок Ветерок. В добрый путь, девочка!

До свидания, Ярилушка, благодарю тебя за помощь!

Шла Машенька, шла и видит маленького мальчика с крыльями за спиной, летающего над землей и красивую женщину, играющую с ним. Маша долго наблюдала за ними, пока мальчик не подлетел к ней и говорит:

Приветствую тебя, Машенька! Мы с мамой долго ждали тебя, наконец-то ты пришла!

А ты, наверное, Ветерок? Приятно познакомиться! Сестра твоей мамы направила меня к вам.

И тут подошла мама Ветерка Сваргушка.

Да, Машенька, мы знаем об этом. Я вижу твое зернышко, дало росток, но он не расцветет, если воздух не будет чист! Тебе уже рассказали мои сестры, как жестоко и бессердечно люди с нами обходятся. Я и мой сынок также страдаем от такого отношения. Когда люди загрязняют почву, от нее идет сильное испарение, химикаты и другие вредные вещества попадают в воздух, а после и в нижние слои атмосферы, из-за чего она разрушается. В результате это приносит непоправимый вред самим людям, растениям и животным, которые живут на земле. Все дышат загрязненным воздухом, который попадает в легкие всех живых существ. Мой сынок раньше приносил только пользу, пригонял тучки, из которых шел живительный дождь или наоборот разгонял их, чтобы землю прогрело солнышко, создавал прохладу в жаркие деньки. А теперь, если с заводов выпускают газ, он вместе с ветром разносится на многие километры и наносит вред везде, где он проносится. Мы с сыном очень надеемся, что люди поймут свою ошибку и будут бережнее относиться к природе.

Сваргушка посмотрела на Машин горшочек, взмахнула рукой и сказала:

Машенька, посмотри на свой росток.

В тот же миг росток в горшочке распустился и превратился в великолепный цветок.

Радости Машеньки не было предела. Она только и делала, что благодарила Сваргушку и не могла налюбоваться на свой цветок.

Спасибо всем вам за доброту и познавательный рассказ. Я тоже надеюсь, что люди одумаются и не будут загрязнять природу!

А теперь, Машенька тебе пора возвращаться домой! Иди вот по этой тропинке и придешь в волшебный лес к своему другу Мишке. Он, наверное, уже тебя заждался! В добрый путь!

Прощай, Машенька! - крикнул в вдогонку Ветерок.

Радостная девочка пошла домой, она думала, как придет к Мишке и поделится с ним всем, что она узнала в волшебной книге.

В своих раздумьях девочка и не заметила, как шла уже по своему лесу. За то время, пока Машенька путешествовала, в волшебном лесу зима закончилась, наступила весна, пришло долгожданное лето, и Мишка пошел за земляникой. Он очень переживал, что Машенька все не возвращалась, и хотел сварить вкусное варенье, чтобы угостить ее.

Мишка уже возвращался домой, как вдруг увидел Машеньку, идущую ему на встречу. Мишка не поверил своим глазам! Он побежал ей на встречу:

Маша, Машенька, ты вернулась!

Машенька увидела бегущего к ней друга и очень обрадовалась. Она скучала по Медведю и была рада его видеть.

Мишка, не беспокойся больше обо мне, я вернулась и не одна. Посмотри, зернышко, которое ты мне дал, превратилось в красивейший цветок! Кроме того, мне не терпится рассказать тебе о моих приключениях в волшебной книге и о том, сколько полезного и познавательного я узнала.

Мишка быстро сварил варенье и они с Машей сели пить чай. Она все рассказывала и рассказывала своему другу про то, как люди неправильно и нерационально обращаются с природой, не берегут ее, а потом сами же и страдают от своих ошибок.

Эпилог

Ребята, мы с Мишкой рассказали вам поучительную историю и надеемся, что каждый из вас сделает правильные выводы. Очень хочется верить, что когда вы подрастете, то будете аккуратно и бережно относиться к природе и всему живому, что находится вокруг вс. Может быть кто-то из вас станут учеными и изобретут очистительные сооружения для того, чтобы дышать свежим воздухом, пить чистую воду и гулять по улицам, где не будет грязи и мусора. Мы искренне желаем вам этого.

Ваши Маша и Медведь.

Экологические сказки предназначены для детей любого возраста, но часто их изучают уже в старшем школьном периоде. Они предназначены для более легкого игрового восприятия важных глобальных проблем окружающей среды. Экологическая сказка про ледник, который тает, про вымирающий вид животных или вырубаемые деревья помогает осознать проблемы не только на интеллектуальном уровне. Подобный вид изучения материала дает возможность прочувствовать проблему и присоединиться к ее изучению. Экологические сказки также прекрасно помогают учителю разобраться в уровне ориентирования учеников в проблемах местного и глобального уровня.

Экологические сказки для дошкольников

Дошкольников также крайне важно подключать к проблеме уже с ранних лет. Так крохи поймут, что мусор нужно выкидывать в мусорные баки, а не на тротуар. Цветы лучше сажать, а не рвать с клумб. Важно садить деревья и беречь природу.

Экологическая сказка про каплю

Жила была капля воды, которая дружила с другими каплями. Они постоянно прогуливались, но очень медленно. Никогда никуда не спешили. Но затем капли перелили в чайник и поставили на плиту. Их жизнь быстро изменилась, из-за тепла капли начали суетиться и метаться из стороны в сторону. Вскоре даже изменились их тела и они стали очень легкими, превращаясь в пар.
Капля почувствовала, что в новом состоянии она будто бы имеет крылышки. Они дали ей возможность оторваться от других подруг и взлететь. Капле было немного грустно прощаться с подругами. Но с другой стороны, было намного интереснее узнать новое и увидеть мир с высоты. Капля поднялась высоко к небесам. Там она нашла новый красивый дом, который назывался тучкой. Ей очень нравилось на небе. Иногда рядом пролетали самолеты, иногда ветер дул сильно и она летела быстро. Иногда долго висела над одним местом и успевала все рассмотреть. Поля, леса, моря, города, дороги. Все с высоты казалось маленьким и красивым. Как-то раз ветер принес каплю к множеству других капель и в тучке становилось очень тесно. Где-то рядом даже появились молния и гром.
Наконец-то тучка не выдержала и порвалась, капля почувствовала себя настолько тяжелой, что земное притяжение вновь обрело над ней власть. Она начала лететь вниз. Упала на землю и проникла глубоко под нее. А там встретило корень цветочка и насытило его, ведь он очень хотел пить.


Сценарий экологической сказки можно придумать самостоятельно. Для этого необходимо выбрать главные темы изучаемого предмета и разобраться, какая из них ребенку понравилась больше всего. Вместе можно придумать героя, проблему, поиски решения проблемы и завершение, в котором добро победит зло.

Ми створили більше 300 безкоштовних казок на сайті Dobranich. Прагнемо перетворити звичайне вкладання спати у родинний ритуал, сповнений турботи та тепла. Бажаєте підтримати наш проект? Будемо вдячні, з новою силою продовжимо писати для вас далі!

В связи с глобальным ухудшением состояния окружающей среды необходимо строить систему экологического воспитания и образования так, чтобы ребенок мог почувствовать, понять, принять идею неразрывной связи человека и природы.

Каждый учитель владеет множеством приемов и методов ведения такого урока, чтобы он вызывал живой отклик у ребят, только творческий урок обеспечивает эффективность обучения. Творчество учителя вызывает желание творить. А сделать это можно разными способами, в частности, используя для этого эмоциональную отзывчивость, любознательность, единство знаний и переживаний, склонность детей к воображению, фантазии.

Уроки всегда должны нести нравственный потенциал, затрагивать душу ребенка и как отклик ребят на такие уроки, на понимание ими экологических проблем – это их творческие работы: рисунки, газеты, экологические сказки.

Сказка нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка правилам и цели жизни, необходимости защиты своего “ареала” и достойного отношения к другим общинам.

В.А.Сухомлинский писал: “...Сказка неотделима от красоты…благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу.

Если в сказку внести некоторые биологические знания и понятия о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей их средой, то сказка послужит источником формирования элементарных экологических понятий.

При изучении темы “Круговорот воды” в начальной школе дети выполняли творческое задание – сочинить сказку “Путешествие капельки”. Некоторые дети пересказали сущность процесса, изложив текст учебника своими словами с небольшими изменениями. Но в классе, безусловно, нашлись дети, которые сочинили оригинальные сказки.

Путешествие капли

Был темный пасмурный день, и над городом проходила большая туча. У нее было много детей-капелек. Она рассылала их в ручей, на асфальт, на землю. Как и у других, у нее была любимая дочка-капелька. Она послала ее на землю, но, видно, перестаралась. Туча шла слишком быстро, поэтому капелька упала на крышу пятиэтажного дома. Она лежала там до самой осени и превратилась в сосульку. А когда наступила зима, то сосулька увидела снежинку, которая медленно спускалась на крышу.

– Как тебя зовут? – спросила сосулька. Но тут подул сильный ветер, и снежинку отнесло в сторону. Конечно, сосулька сильно опечалилась и подумала, что придется ей висеть здесь, глядеть на прохожих, которые даже не смотрят на нее. Но скоро наступила весна и сосулька почувствовала, что тает.

– Помогите! – закричала она изо всех сил, превращаясь в каплю. Со звоном упала она на асфальт и стала стекаться в лужицу. Там было мокро и грязно. Но самое главное, она нашла там ту самую снежинку, с которой зимой не успела поговорить.

– Кто ты такая? – спросила снежинка.

– А разве не помнишь? – ответила капля. Ну, конечно, снежинка сразу узнала ее, и они подружились. Солнце пекло сильно, и капля стала подниматься вверх. "До свидания!" – крикнула она и превратилась в облако. Через несколько дней она опять пролилась на землю, но теперь на северный полюс. Там она превратилась в снежинку и осталась навсегда.

С.Л.Рубинштейн говорил: “Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять”. На уроках дети получают знания о месте человека на Земле, осознают, что воздействие на природу исходит от общества и от отдельного человека, может быть прямым или косвенным, учатся устанавливать причинно-следственные связи происходящих экологических изменений.

Жизнь в реке

В одной очень чистой реке жила рыбка. Эта рыбка была не простая, а волшебная. Хвостик у рыбки переливался синим, красным, желтым цветом. У рыбки было много друзей: улитки, раки, головастики и другие рыбки.

Однажды построили у реки завод. в воду стали сбрасывать отходы, и вода загрязнилась. Все подводные жители думали, как и что делать. Было много вопросов, рыбка сделала предложение, и оно было такое:

– Мы должны уплыть в другое место, чтобы люди поняли, что нельзя загрязнять реки.

Всем это предложение очень понравилось и все согласились. В этот же день все жители реки решили уплыть в другую реку. Все друзья рыбки очень скучали о своем родном доме.

В одно прекрасное утро люди заметили, что рыбки исчезали, и тогда люди решили очистить воду. Люди поставили на заводах очистные фильтры. Когда рыбка узнала об этом, она с товарищами вернулась в свою родную реку.

Одуванчик

Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет, нарядится
В беленькое платьице.
Легкое, воздушное
Ветерку послушное.

Лишь только пригрело солнышко, на лужайке появился желтоголовый одуванчик. Едва он вылез из-под земли, как сразу же с любопытством начал рассматривать все вокруг. Первое, что он увидел, был огромный желтый шар у него над головой. Он решил, что это его мама, потому что шар был такой же желтый, как и его голова, и от него шло ласковое тепло. Когда одуванчик внимательно огляделся, он заметил, что рядом с ним живут много таких же, как и он, желтоголовых братцев. Он весело покивал им головкой, помахал листочками, и они ему радостно ответили ему тем же. Неожиданно на его голову опустилась огромная полосатая пчела. Она сердито жужжала и копалась хоботком в его лепестках. Одуванчик хотел прогнать ее, но потом побоялся: уж очень она была серьезная. Потом он познакомился с божьей коровкой. Она рассказала ему много интересного об окружающих его предметах. Он узнал, что самые страшные создания – это люди. Они вытаптывают все вокруг, а также отрывают “головы” цветам. А если они приезжают на огромных жуках – машинах, то все вокруг задыхаются от их яда – бензина. Одуванчик с ужасом думал о встрече с людьми.

Жили-были в море своей дружной семьей черепахи. Они рано просыпались, и каждый занимался своим делом. Мама-черепаха готовила суп из морской капусты, а отец занимался осмотром своих владений, дети играли в свои черепашьи игры. И все у них было хорошо, пока не случилась беда. В море, где они жили, стала выбрасывать отходы фабрика. Черепашкам стало трудно дышать, передвигаться. Они решили позвать морского царя. Морской царь ударом жезла разгромил фабрику, но не совсем, он дал руководителям одуматься и начать все сначала, наладить чистое производство. А бедным черепашкам пришлось уйти далеко в море, где еще сохранились чистые воды.

В.А.Сухомлинский сказал: “Если ребенок придумал сказку, связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира,– значит, можно сказать с уверенностью, что он научился мыслить”. Основой для рассуждений, умозаключений являются знания о взаимосвязях в природе. Эти знания в своей совокупности создают представление об экологической целостности природы.

Грустная история

В древние времена считали, что все растущее на дереве – дар неба. И среди самых даров была омела. Ее срезали золотыми ножницами и вешали над входом в жилище, чтобы защититься от злых духов.

Омела– растение, конечно, необычное, потому что растет не на земле, не на скалах, а на других растениях. Одни виды омелы предпочитают лиственные деревья – дуб, тополь, яблоню, другие – хвойные: пихту, сосну.

Вот опять наступила июньская пора. В лесу зацвела сосна – несравненная краса. Но вот красавица сосна почему-то стояла грустная. Уж не заболела ли она? Сосна вздыхала, говорила, что ей тяжело, что что-то мешает и потихонечку плакала. Все растущие рядом растения ее утешали.

Вездесущие сороки подсказали, что есть способ немного продлить жизнь сосне и не погубить рядом стоящие молодые сосны. На омеле растут ягоды, которые очень любят птицы. Клейкие семена прилипают к их клювам. Пытаясь их удалить, птицы трутся клювами о другие деревья и разносят семена. “Так предупредите всех птиц, чтобы не клевали ягод!”, – просили сорок растения. Сороки пообещали, но вряд ли они смогут помочь: уж очень вкусны на омеле ягоды. Не все птицы могут устоять, и омела буйно разрастается и губит дерево, которому обязана своей жизнью.

Клеверинка и шмель

В одном лесу была поляна, там было много цветов, над каждым цветком был золотой купол запаха. Все цветы были прекрасны. Но им было не сравниться с красотой розовой клеверинки. Клеверинка была очень нежная. А нектар, как золотой мед. Все насекомые: бабочки, пчелы, стрекозы подлетали к ней и просили попить ее нектара, но всем она гордо отказывала. И однажды насекомые решили обсудить, что это за зазнайка растет на их поляне. Вдруг раздался протяжный звук “ж-ж-ж” – это был крупный золотой шмель. Он подлетел к клеверинке и спросил: “Можно попить Вашего нектара?”. У клеверинки растаяло сердце, и она согласилась. Шмелю очень понравилась клеверинка. а клеверинке понравился шмель.И потом эта поляна стала поляной клеверов и клеверинок и шмелей.

Волшебная сосна

В Америке есть горы -Анды, там в лесах живут очковые медведи. Давным-давно на одной опушке произошел такой случай...

Жила-была семья Очковых медведей. Медвежонка звали Миша, его мама и папа были учителями.

У Миши были друзья: Пуговка и Топтыжка. Пуговка – малеьнкая, хитрая, ловкая. А Топтыжку не зря так звали, он был толстенький и неуклюжий. Они очень любили играть в прятки. Скажу по секрету, что прятались они на деревьях, так как они уже хорошо умели лазать. В этот день Пуговка как обычно придумала новую игру.

– Давайте устроим соревнование: кто вперед залезет на это дерево.

И они вприпрыжку побежали к самому высокому дереву. Но когда они были почти на самом верху, пришли какие – то люди и начали рубить дерево, на котором сидели медвежата. Друзья очень испугались, но им на помощь пришла маленькая лесная фея. Она превратила злых людей в сосны, сказав волшебные слова: "Сосны поднимались ввысь, люди в сосны превратись". Эти люди-деревья увидели свои топоры и пилы и очень сильно испугались. Им стало стыдно, потому что они хотели срубить дерево просто так, не подумав. Фея, увидев их страх и раскаяние, вновь сказала волшебные слова: "Сосны поднимались ввысь, сосны в люди превратись". Люди, которые раньше были злые и жестокие, почувствовав боль, которую они доставляли природе – изменились. Полюбив природу, они стали лучшими друзьями маленьких медвежат!

В гостях у дедушки

В одном большом лесу жил лесничий. Он жил в избушке посреди леса. Редко к нему приходили гости, так как деревня от леса находилась очень далеко.

Вот однажды приехала на летние каникулы его внучка Машенька. Она была очень непоседливой девочкой, ей было все интересно. Её дедушка лесничий очень часто брал ее с собой в лес, рассказывал о животных: как они живут, чем питаются. Всё Машеньке было интересно, много она узнала про жизнь в лесу.

Когда Маше нужно было возвращаться в город, она попросилась у дедушки пойти за ягодами. За домом была красивая и большая полянка, на ней росло много земляники, и дедушка отпустил её, только сказал, чтобы она никуда не уходила с полянки, а то может заблудиться в лесу.

Когда Маша нарвала ягод, на поляну прилетела красивая пестрая бабочка, она кружилась над цветком, и Маше очень захотелось ее поймать. Она бегала за бабочкой, забыв про ягоды и про наказ дедушки. Но вдруг бабочка улетела и Маша увидела, что она оказалась на другой поляне среди необычных и красочных цветов. Девочка очень испугалась и заплакала. Вдруг она услышала, что её кто-то зовет. Маша посмотрела по сторонам и никого не увидела, тогда она пошла на голос и увидела в траве бельчонка. Он сидел и плакал, и просил девочку, чтобы она ему помогла залезть на дерево, так как он еще маленький и сам залезть на дерево не может. Маша очень удивилась, что она понимает язык зверей. Бельчонок сказал ей:

– Ты попала в волшебный лес, где звери и птицы могут общаться между собой человеческим языком.

Девочка посадила бельчонка на дерево, и пошла искать дорогу домой. Вдруг она услышала жалобный стон. Маша увидела волка. Его лапа попала в капкан. Девочка подошла поближе, волк попросил помочь ему. Маша с трудом разжала капкан, и волк выдернул лапу. Он поблагодарил девочку за помощь. Маше стало стыдно за тех людей, которые поставили капкан. Она своим платком перевязала волку лапу и рассказала ему, как она хотела поймать бабочку и, побежав за ней, заблудилась, и теперь не знает куда идти.

Волк ответил ей:

– Иди по этой тропинке и никуда не сворачивай.

Когда девочка пошла по тропинке, то увидела небольшой домика, а на крыльце сидела старушка, которая держала на руках маленького серенького зайчонка и гладила его, а вокруг них мирно порхали бабочки, звонко распевали на ветвях деревьев птицы, и было так красиво и спокойно, что девочка обо всем и забыла. Старушка улыбнулась девочке и сказала, что знает, кто она такая и зачем пришла. Это была добрая лесная фея. Когда девочка рассказала, что в лесу живет ее дедушка лесничий, и она приехала к нему в гости. Фея ответила, что она хорошо знает ее дедушку, так как он помогает животным и птицам, а еще она сказала, что не любит тех людей, которые охотятся на зверей, рубят деревья и засоряют лес. При этих словах девочке стало стыдно за то, что она хотела поймать бабочку. Когда она сказала об этом фее, то фея ответила, что это она была той бабочкой и специально привела ее в свой лес.

– Я хотела, чтобы ты сама увидела, как животные попадают в беду по вине человека. Этот маленький бельчонок, которому ты помогла, по вине мальчишек остался сиротой. Волк по вине охотников попал в капкан и повредил лапу. Так необдуманно люди уничтожают ту красоту, которая их окружает.

Потом фея встала и девочку за руку и подвела к крыльцу, где стояла ее корзинка с ягодами, а рядом сидел маленький бельчонок. Девочка улыбнулась ему, и взяла его на руки. Маленький рыжий комочек оказался у нее на плече и своим мокрым носиком уткнулся ей в щеку. Тут Маша вздрогнула и открыла глаза, а рядом с ней сидела дедова собака Дозор и виляла хвостиком. Дедушка стоял рядом и улыбался. Маша не могла понять, где она находится, дедушка сказал, что нашел её спящей на полянке и рядом корзинку с ягодой. Девочка очень обрадовалась, что она снова с дедушкой. По дороге домой она рассказала, какой ей снился сон. Дедушка внимательно выслушал, а затем сказал, чтобы она наказ феи беречь и защищать лес запомнила и рассказала другим ребятам. Когда Маша приехала домой в город, то стала помогать взрослым сажать растения, весной на улицах подбирать мусор, зимой кормить птиц и делать для них скворечники. Она всем ребятам говорила, что нельзя ломать деревья и рвать без надобности цветы. Маша больше никогда не ловила бабочек, а увидев её, она смотрела, как она порхает с цветка на цветок и вспоминала свой сон.

– Может это не сон? – думала Маша и при этой мысли она загадочно улыбалась.

Результат работы-поступки детей, их мысли и чувства. Важно затронуть душу ребенка, обогатить его ум, ведь все беды от незнания. Знающий, чувствующий и понимающий человек не совершит проступка по отношению к живому существу. Хочется верить, что среди моих учеников таких большинство.

Список литературы

  1. Асташина Н.И. Грустная история.//Биология, 2002, №16, с.2-3.
  2. Асташина Н.И. Методические рекомендации по использованию экологической сказки “Как синичка в гости летала”//Биология, 2001, №40, с.8-9.
  3. Биологические сказки.//Биология, 2001, №27, с.7.
  4. Биоценоз пруда. Экологическая сказка.//Экологическое образование.2000, №2, с.40-41.
  5. Лупанова Т.Е. Биологические сказки//Биология,2001, №29, с.8-9.
  6. Путешествие лучика. Экологическая сказка. // Начальная школа,1999, №12, с.98-100.
  7. Чаус Б.Ю., Чаус З.А. Экологические сказки. Из опыта работы. // Начальная школа, 1993, №9, с.44-46.
  8. Экологические сказки.//Биология в школе,2000, №3, с.32.
  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. http:://bookap.info/clasik/rubinshteyn/gl72.shtm
  10. Сказка. ru.wikipedia.org/wiki/Сказки

Выберите документ из архива для просмотра:

Экологическая сказака, Тушина А.М..docx

Библиотека
материалов

Сказка

Жили в одном лесу в дружбе феи и животные. Феи помогали животным, а животные феям. Однажды, когда феи с медведями обустраивали берлогу Мише, они услышали ужасный шум, сопровождаемый сильным, едким дымом.Бросив свою работу, Феи решили посмотреть, что там такого произошло. И увидели там огромных великанов на огромных разрушительных машинах. Позади машин тащилась огромная, черная бочка, с черной раскаленной жидкостью. Одна из фей решила подлететь и посмотреть, что в той бочке. Когда она засунула туда свою маленькую ручку, то очень сильно обожгла ее и вся рука покрылась черной, липкой смолой. Все были в диком ужасе и страхе и не знали, что им делать. Прошел день и они увидели, что начали падать большие, могучие деревья, служившие многим лесным жителям домами, а на их месте - дорога. Феи и звери решили подлететь к людям и поговорить с ними. Так они и поступили, надеясь остановить этих огромных монстров, которые безжалостно сметали все на своем пути. Звеня своими маленькими колокольчиками маленькие феи очень долго убеждали людей о сохранении леса, о важности каждого дерева, каждой травинки, каждого цветочка на земле. Но люди были не преклонны. После долгого разговора люди отказали феям. Но маленькие феи не сдавались. И когда люди ушли ночью спать, феи с животными раскрутили все болты в этих огромных машинах. На следующий день люди ничего не подозревая начали работу, но техника стала неуправляемой и в конце концов сломалась. Тогда и вышли все жители леса и прогнали всех людей. И снова запах лес прекрасными луговыми цветами. Вдохнул человек этот запах природы и понял,что пора остановиться, губить леса, реки, озера.

Выбранный для просмотра документ Экологическая сказка, Воронченко Ульяна.doc

Библиотека
материалов

Экологическая сказка

Воронченко Ульяна Вячеславовна

Экологическая катастрофа пруда.

В некотором царстве, в некотором государстве, жили -были король с королевой. Вскоре у них родилась дочь Аврора. Девочка росла очень аккуратной и доброй, она очень любила проводить время возле пруда. В котором она разводила разных рыбок. Но приключилось с ними горе. Кто-то по ночам стал пруд загрязнять. Первый день прошел, второй, а на третий день все узнали, что это Змей Горыныч. Это он начал прилетать по ночам к пруду на пикники и бросать фантики от конфет, бутылки из под лимонада, консервные банки из под сгущенки.

Аврора очень плакала и сказала отцу:

Папочка, ты же король, сделай, что ни будь, ведь рыбки погибают очень жалко…

Конечно, дочурка я ведь король и пруд срочно надо спасать. Ведь это грозит экологической катастрофой.

И тогда король приказал выследить и изловить змея. Но стражники боялись Змея Горыныча, ведь он дышал пламенем. Король обратился к народу и сказал:

Кто освободит наш пруд от Змея Горыныча, тот женится на моей единственной дочери.

И вот тогда пришел мальчик Иван. Уж больно нравилась ему Аврора и он ей. И сказал Иван:

Я освобожу вас от змея и не допущу экологической катастрофы в нашем государстве.

Иван отправился выполнять свое обещание. Пришел он к пруду, змея там не оказалось. Но увидел он там плачущую рыбку и спросил у нее:

Что случилось?

На что ответила ему рыбка:

Как же мне не плакать пруд совсем грязный. Змей прилетает сюда и загрязняет все кругом, за собой не убирает ничего. Вот посмотри на мой плавник, я его порезала о консервную банку брошенной змеем в пруд и все остальные рыбы мои братья и сестры то же ранены. Спаси нас Иван.

И Иван выполнил свое обещание. Освободил царство от Змея Горыныча, только как он это сделал, осталось тайной.

Король в свою очередь выполнил обещание, Иван и Аврора поженились, кто бы мог подумать, что смотрителем за частотой королевства назначат Змея Горыныча.

Выбранный для просмотра документ Экологическая сказка, Гончаров Глеб Александрович.doc

Библиотека
материалов

Сказка «Как два братца озеро спасли»

Глеб Гончаров 1 «б» класс

Жили-были два братца на берегу озера «Пестрое». Звали их Мерлин и Артур, им было по 12 лет. Мерлин был добрым волшебником, а Артур любил животных и любил купаться в чистом озере. Они всегда очищали берег озера от мусора. И вот однажды они уехали летом на каникулы к бабушке на море. А в это время на озере появились плохие мальчики, которые бросали железки, палки, пакеты в озеро, щелкали семечки, бросали бутылки в воду. И озеро стало грязным: рыбкам стало плохо и стали они призывать на помощь своих друзей. Но их никто не слышал…. Рыбки начали погибать. Вернулись Мерлин с Артуром с отдыха и увидели, что озеро стало грязным, вода темной, плохо пахло, и люди перестали в нем купаться. Решили ребята спасти озеро. Мерлин своей магией поднял весь мусор в воздух и сложил в огромный мусорный бак. Разозлились Мерлин с Артуром и захотели они мальчишек наказать. Мерлин превратил их в рыбок, которые должны были очищать озеро. Все люди говорили им спасибо. Добро всегда побеждает зло! Без воды люди не смогут жить, давайте ее беречь!

Выбранный для просмотра документ Экологическая сказка, Дзюба Владимир.docx

Библиотека
материалов

Дзюба Владимир 1 «Б»

Экологическая сказка «Спасем лес!»

Медвежонок Тишка и его дружок зайка Крош жили в удивительном лесу. Это лес был просто волшебный! Сосны в нем стояли до самого неба, а какие ягодные полянки в нем были. И весело жилось всем зверям, птицам в этом лесу. Однажды Тишка и Крош отправились собирать ежевику по маминой просьбе. Они весело бежали по тропинкам, болтая и смеясь. Вот зверята набрали корзинку ягод и отправились домой, они были так рады и спешили похвалиться маме, что так быстро управились. Но что-то случилось! Крош закричал сильно-сильно и упал на землю. Тишка подбежал к другу и увидел, что Крош проколол свою лапку о консервную банку! Эту банку оставили люди, после своего отдыха. Тишка, тут же бросился за помощью. Бедный зайчонок, врач-волк перевязал ему лапку и назначил постельный режим. Тишка каждый день навещал. Кроша, и приносил ему вкусности. И вскоре друзья снова вместе побежали по тропинкам. Вдруг они очутились, на полянке где всегда собирали ежевику, но что произошло? Полянки больше нет! Она сожжена до тла! И по всюду спички и мусор. Опять люди за собой не убрали, подумал Тишка. Друзья очень огорчились и побрели грустные домой. И с каждым днем в нашем волшебном лесу становилось все печальнее и страшнее жить. Белочки и птицы покидали лес, в поисках нового жилья. Что-же случилось? Почему они уходят?- спрашивал Крош у мамы. А случилось то, что приехали большие машины и повалили деревья, в которых жили звери и птицы. Наверно и нам скоро придется, уходить сказала мама. Крош не хотел уходить из своего любимого леса, и больше всего ему не хотелось расставаться со своим другом Тишкой. Но человек не оставил выбора зверятам, он делал все что бы звери ушли из леса! Делал вырубку леса, загрязнял отходами полянки, сжигал лес и устраивал охоту на зверей. Тишка и Крош были напуганы такими действиями людей и не понимали, почему их дом рушат и зачем? А люди тем временем продолжали губить природу! Звери покинули этот когда-то волшебный уголок земли, а от леса не осталось и следа. Человек погубил лес! Ребята, давайте ценить природу, охранять и беречь ее от мусорных отходов, пожаров и браконьерства!

P . S : наши герои Тишка и Крош нашли себе новый лес и весело живут в нем, пока туда не добрался человек!

Выбранный для просмотра документ Экологическая сказка, Жантасова Адина.docx

Библиотека
материалов

Экологическая сказка

Жантасова Адина

Жила-была в лесу белочка. Хорошо ей жилось в лесу! Воздух чистый, травка зелёная. Всегда есть, что покушать: летом - грибы и ягоды, зимой - сушёные заготовки, которые она запасла летом. Но вот однажды случилась беда, - явились в лес люди и большие машины. Люди стали вырубать вековые ели и кедры ценных пород. А молодые поросли гибли под гусеницами бульдозеров. Много погибло лесных жителей: кто от голодной смерти пал, кто попал под машины. Пусто и тоскливо стало в таёжном лесу. Звери разбежались, птицы разлетелись. Часть леса стала похожа на поле битвы: земля взрыта, кругом торчат пеньки и валяются сучья. Грибы перестали расти, и ягоды пропали. И решила тогда белочка: нельзя сидеть, поджав хвост и смотреть, как гибнет природа. От сороки она слышала, что в школе есть кружок "Юный эколог", и что дети, которые посещают его, защищают природу. Вот к этим ребятам она и отправилась. Много пришлось ей выдержать испытаний: собака чуть за хвост не ухватила, мальчишки из рогатки в неё стреляли. Но всё вынесла белочка ради мирной жизни в лесу. Наконец она добралась до школы и рассказала ребятам о случившейся беде. Дети оказались отзывчивыми, они очень любили лес. Они решили помочь белочке. Юные экологи написали письмо Президенту и вызвали МЧС. Что тут началось! Не позавидуешь злым людям с большими машинами. Они с позором были выгнаны из леса, и их заставили сажать новые деревья. Ребята из кружка "Юный эколог" ими руководили. Оказывается, легко дерево срубить, а вырастить его гораздо труднее. Вскоре молодой лес вновь радовал лесных жителей грибами и ягодами. А ту историю старый филин рассказывал малышам как страшную сказку. Но им больше понравилось слушать о подвигах смелой белочки. Вот и сказке конец. Берегите, дети, лес!

Выбранный для просмотра документ Экологическая сказка, Заборовский Илья.docx

Библиотека
материалов

Экологическая сказка

Заборовский Илья

Любопытный мальчик.

Жил – был на свете очень любопытный мальчик. Он то и дело задавал одни и те же вопросы: где? Как? и почему?

Однажды мама перед сном рассказала мальчику сказку о ручейке. О том, как ручеек решил путешествовать по Земле, встретил своих братьев и вместе они превратились в реку. Как по дороге они помогали животным, растениям, напоив их водой.

Мальчику так сильно понравилась сказка, что он решил рассказать ее своему дедушке. Утром, проснувшись, почистив зубы и позавтракав, мальчик побежал в гости к дедушке. Дедушка собирался идти к колодцу за водой и предложил внуку прогуляться с ним.

Дедуля, я хочу рассказать тебе сказку, о Ручейке, который жил на Земле и о его приключениях.

Дедушка одобрительно кивнул головой. Мальчик, жадно хватая воздух, стал торопясь рассказывать, а дедушка внимательно его слушал.

Ну, как, дедушка тебе понравилась моя сказка?

Да, конечно. Вот только это не сказка. Действительно, давным-давно основная масса воды содержалась в морях и океанах, реках и озерах и покрывала около ¾ поверхности Земли. Летом можно было купаться, нырять и даже кататься по воде на лодках, катерах и теплоходах. А сейчас мы вынуждены идти единственному колодцу за водой.

Дедушка, а где же тогда сейчас Вода? Я тоже хочу плескаться в воде. Возмущенно вскрикнул внук.

Я знал, что ты у нас очень любопытный, но то что ты еще и нетерпеливый. Засмеялся дедушка. Мальчик надул губы, но не стал перечить деду и ждал дальнейшего рассказа.

Так вот, с развитием нашего общества, мы стали использовать гораздо больше воды для промышленности, сельского хозяйства и в бытовых целях, не задумываясь о том, что воду нужно экономить и разумно использовать. Мало того, мы стали загрязнять воду, сбрасывая в нее отходы. А разлив нефти, возникший из-за крушения танкера, погубил все живые организмы в воде. Вода становилась все грязнее и мутнее с каждым годом. Люди забыли о значимости Воды в их жизни. Тогда Вода очень сильно обиделась на людей и решила проучить их, уйдя в путешествие под Землю. С тех пор ее и не видели больше на Земле. Единственное, что она оставила, это узкий и очень глубокий колодец, из которого мы берем воду на свои самые необходимые нужды.

Дедушка, но она же вернется?

Да, она обещала вернуться, но только после того, как мы исправим свои ошибки и научимся беречь природу.

А как же это сделать?

Мы уже это делаем! Нужно соблюдать простые правила. Главное – не мусорить. Отказаться от одноразовых пластиковых предметов(тарелок, вилок и стаканов), пользоваться тряпичными сумками. Сортировать мусор, и перерабатывать его. Ведь из органического мусора получают энергию.

Дедушка, то есть сейчас люди осознали свою вину и делают все возможное, чтобы исправить свои ошибки?

Да, конечно. И мы научились ценить Воду, ведь без нее жизнь невозможна.

Тогда почему она не возвращается?

Не знаю… Может она заблудилась. Говорят, капля Воды может путешествовать с рекой 20 дней, но на то, чтобы пройти такое же расстояние под Землей, может уйти 300 лет.

Мальчик задумался и не заметил, как уже подошли к колодцу. Вдруг он подбежал к нему и стал звать Воду.

Вода! Вода! Прости нас. Вернись,пожалуйста. Мы больше никогда не будем тебя обижать. Будем ценить, беречь и заботиться о тебе. И я очень сильно хочу научиться плавать.

Чудо! Вода услышала мальчика. Она давно уже знала, что люди стали заботиться об окружающей среде, но ждала, когда ее позовут.

Спустя время, океаны, моря, реки и озера вновь наполнились Водой. А люди держали свое слово, и заботились о ней. Мальчик научился плавать и все лето ходил с дедушкой на речку купаться и нырять.

Выбранный для просмотра документ Экологическая сказка, Иванов К.А..docx

Библиотека
материалов

Экологическая сказка

Иванов Константин Андреевич

Сказка о том, как Колобок лес спасал

Жили-были дед и баба. Жили, не тужили, пока Кощей Бессмертный не построили рядом с их избушкой завод химической промышленности. Из огромных труб завода круглые сутки валил густой зловонный дым, отравляя все вокруг.

Вот однажды говорит дед бабке:

Бабка, испеки мне колобок.

Из чего ж я тебе его испеку? - вздохнула бабка,- Пшеница давно уже не родится, курочка яички не несет, корова молока не дает. А все завод этот проклятый! Выбросами своими ядовитыми все живое отравил!

Не серчай, - отвечает ей дед, - Ты по сусекам поскреби, по амбару помети, авось и получится колобок.

Бабка так и сделала, по сусекам поскребла, по амбару помела, набрала муки, замесила тесто, испекла колобок. А как испекла, положила на окошко студиться. Колобок полежал-полежал, надоело ему, спрыгнул с окошка, да и покатился по дорожке. Катится он, катится и про себя удивляется, какой унылый вид вокруг, трава пожухлая, деревья без листьев, птички не поют, а небо серой дымкой затянуто. Вдруг навстречу ему - зайчик серенький, увидал колобка и говорит:

Колобок, колобок, я тебя съем!

Не советую, - отвечает ему колобок, - отравишься. Мука, из которой меня бабка испекла, получена из зараженной химическими отходами пшеницы.

Заплакал тут зайчишка припеваючи:

Здесь построили химический завод,

Отравляет он природу круглый год!

Лес наш чистым был, густым.

Стал он грязным и пустым!

Не плачь, зайчик, - говорит колобок, - Пойдем вместе со мной. Мы должны рассказать об этом безобразии всем!

Колобок, колобок, - говорит Мишка, - я тебя съем!

Ну ешь, коли жизнь тебе не дорога - не испугался колобок, - только водица, на которой бабка тесто замешивала отравлена химическими отходами.

Да, да, - подтвердил зайчик, - Раньше на том месте была молочная река с кисельными берегами, а теперь мутный ручеек.

Послушал их Мишка и заплакал припеваючи:

Раньше ел малину я,

Я и вся моя семья.

Медом лакомились мы,

И росли вокруг цветы.

Но Кощей все загубил,

Едким дымом отравил!

Все вокруг заражено,

Но злодею все равно!

Не плачь, Мишка! - вскричал колобок, Ведь ты такой большой и сильный! Ты поможешь нам Кощея победить и разрушить его завод!

Что ты! Что ты! Я уже старый стал, да и совсем ослаб от голода. - ответил медведь, усаживаясь на пенек, - Победить Кощея может только богатырь - Иван Царевич, да только спит он богатырским сном и ничего не знает. Сможете разбудить его - спасете всех от неминуемой гибели.

Мы обязательно его разбудим! - пообещал колобок, - Только помоги нам отыскать Ивана Царевича.

Согласился медведь и привел их к огромной пещере, где спал богатырским сном Иван Царевич, но как не пытались друзья разбудить богатыря, ничего у них не выходило. Запели они тогда хором печальную песенку:

Солнца не видно давно,

Отравленный дым застилает его.

Гибнут растенья в лесах и садах,

Всюду болезни, голод и страх!

В речках не плещутся рыбки,

Не встретишь на лицах улыбки.

В воздухе яд, им трудно дышать.

Хватит, Иван, на боку здесь лежать!

Нам этот лес и наш край дороги!

Проснись, богатырь! И нам помоги!

Зашевелился вдруг Иван Царевич, потянулся.

Ох, и долго же я спал!

Урааа! - вскричали друзья, и принялись наперебой рассказывать богатырю о злодеяниях Кощея Бессмертного. Рассердился Иван Царевич, вскочил на своего богатырского коня, поскакал к заводу Кощея и разрушил его, камешка на камешке не оставил.

Рассеялся постепенно ядовитый дым, и увидели друзья, как пробиваются к ним долгожданные лучики солнца.

Выбранный для просмотра документ Экологическая сказка, Мухаметжанов Досжан Далелханович.docx

Библиотека
материалов

Экологическая сказка

Как-то раз, пошел я в лес. Лес был густой, пели звонкоголосые птицы, аромат разнотравья дурманил голову. Иду я по лесной тропинке и слышу голос: «Стой! Осторожно! Ты наступишь на меня!». Я осмотрелся вокруг никого нет... И тут, приглядевшись на землю, увидел как шевелится зеленый листочек земляники, под ней я увидел муравьев. Муравьи тащили к себе в муравейник сладкую, сочную, спелую ягодку. Я помог маленьким труженникам собрать им много ягод.

Муравьи, друзья леса, в благодарность вручили мне волшебную соломинку. «Когда тебе будет нужна помощь, произнеси эти волшебные слова: «Соломинка, соломинка, золотая тростинка, волшебную силу свою покажи, свою милость окажи!» и дунь в нее три раза», - сказал старче- муравей, и предупредил: «Но учти, внучок, заветных желаний у тебя только два».

Иду я счастливый, песенку пою, на полянку гляжу и думаю, что же я сейчас закажу волшебной соломинке: « Пиццу с киви? Быть можеть планшет, нет, нет, нет лучше ipad . И в своих чудесных мечтах я не заметил, как вдруг оказался в уведающем, пожелтевшем, умирающем лесу. Пройдя немного, я увидел реку с грязной, мутной водой, берег, которого был завален мусором, отходами. В воздухе была мертвая тишина, но тишину нарушал хруст гусениц, жующих траву и листву деревьев. Я очень напугался, увидев, такую страшную картину. Природа взывала на помощь: «Помогите! Спасите меня!!!». Я не знал как же мне помочь лесу, реке. И здесь я вспомнил о словах мудрого муравья, и взмахнул радосто волшебой соломинкой и произнес: «Соломинка, соломинка, золотая тростинка, волшебную силу свою покажи, и Лесу свою милость окажи!» и дунул в нее три раза. И тот час же, мертвый лес ожил, дуновение ветра донес знакомый аромат благодарных цветов и листьев. Я услышал пение птиц, листья на деревьях через солнечные нити улыбались мне, а стволы деревьевь согнулись мне в поклоне. Еще раз взвмахнул волшебной соломинкой и счастливо крикнул: «Соломинка, соломинка, золотая тростинка, волшебную силу свою покажи, Реке свою милость окажи!». Заиграла, заплясала река звонкими напевами. Рыбки подпрыгивали в такт этой мелодии.

И так хорошо было у меня на душе, что хотелось всегда и повсюду видеть зеленые леса и чистые реки и озера, а самое главное творить Добро!

СКО г. Петропавловск Первая гимназия, ученик 1 «Б» класса Мухаметжанов Досжан , март 2014г.

Выбранный для просмотра документ Экологическая сказка, Сысоев Никита Евгеньевич.docx

Библиотека
материалов

Экологическая сказка

Сысоев Никита Евгеньевич

Жила-была речка,Сначала была она маленьким, веселым ручейком,который прятался среди высоких, стройных елей и белоствольных берез,И все говорили: какая чистая, какая вкусная вода в этом ручье!Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой.

Речка очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе.Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома в которых жили люди.. много людей. Они обрадовались Реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали и отдыхали люди.Река поила весь город.

Шли годы, люди привыкли к Реке, но уже ни о чем ее не просили, а делали все что им вздумается. Однажды на берегах построили большой завод из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Речка от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил» Какая чистая, красивая река! « Никто не гулял на ее берегах. В Реку бросали разные ненужные вещи, банки, бревна, в ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Река- тоже живая. А она очень переживала. Почему люди так плохо относятся ко мне? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет., защищала от жарких дней, от зноя.-думала Речка.

Люди все больше и больше загрязняли Реку, а она Все терпела, ждала, когда они наконец опомнятся…Однажды по Реке проплыл большой танкер из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Речка черной пленкой, стали ее жители- растения животные- задыхаться без воздуха. Совсем заболела Речка. Нет – думает- не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой.

Позвала она на помощь своих жителей; Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом люди разрушили, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдем в другие края, подальше от неблагодарных людей. Собрались речные жители, и растения, и рыбы, улитки, звери-очистили свой дом от грязи вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда где росли ели березы, где человек – редкий гость.

А жители города на следующий день обнаружили, что остались они одни без Реки. Не стало в домах света, воды,. Остановились заводы, нечем напиться, не из чего суп сварить.

Остановилась жизнь в городе. Стали жители настолько грязные, что не узнавали друг друга. И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый горожанин сказал; Дорогие горожане! Я знаю почему от нас ушла Речка. Когда я был маленький я купался в чистой воде, Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней как к врагу. Мы несправедливо обидели речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю найти нашу Речку и извиниться перед ней и пообещать ей дружбу. Может тогда она вернется.

Отправились искать ее самые сильные и выносливые горожане. Долго искали, а когда нашли, то не узнали ее сразу, ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди у Речке прощения пообещали ей свою заботу. Река была доброй и не помнила зла.К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы привыкла.

Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки. назначили специальных людей следить за здоровьем Речки. И с тех пор в этом городе дружно живут люди и Речка.. В день возращения Речки отмечают как самый главный праздник…

Зачем это ты деревья красишь? Спросил Ванечка.

Не крашу, а белю отвечает дедушка.

А для чего ты это делаешь?

Весной садоводы белят деревья, чтобы распугать огородных вредителей. Слой побелки отпугивает вредителей, когда они пытаются ползти из земли по стволу.

Не верю пробормотал Ванечка.

Пойдем Ванечка я покажу тебе одно деревце, которое твой старый дедушка в прошлом году забыл побелить. Дедушка с Ванечкой направились к тому дереву и действительно дерево пострадало от вредителей.

Теперь я понял прокричал Ванечка. Я как то видел как в парке наш сосед дядя Витя, так же белил деревья.

Да Ванечка в парке деревья белят еще и для того что бы разные звери, вроде зайцев, не погрызли кору. Так же что бы при сильном морозе кора сильно не промерзла.

Экологическая сказка

Щербина Мария Андреевна

Кисточка

В одном дремучем лесу жила белка. Мех у нее был густой и пушистый. Глазки были черненькие, как угольки, а на ушках были смешные кисточки – поэтому ее звали - Кисточка. Она очень любила свой лес и никогда не покидала его. Жила белка в чьем то заброшенном дупле. Летом готовила запасы на зиму – грибы, ягоды, орехи. И вот однажды зимой Кисточка услышала лай собак. Это были охотники со своими охотничьими собаками. Они охотились на диких животных. От испуга из другого леса прискакала белка. Его звали Рыжик. Его шубка была настолько рыжей, что больше был похож на маленького лисенка. И вот Кисточка и Рыжик встретились как то в один морозный день. Он был очень голодным и прыгал с ветки на ветку в поисках еды и увидел Кисточку. Она поняла, что он голодный и предложила ему еды. Так они стали жить вместе. Весной у них появились маленькие бельчата. Кисточка и Рыжик были очень счастливы. Маленькие комочки росли и уже вместе с мамой и папой учились добывать корм.

И вот однажды Кисточка отдалилась далеко от своего домика. В другом лесу оказалось столько много корма. Она была такой довольной и вдруг почувствовала, что, что – то сковало ее движение. Это была ловушка. Она пыталась выбраться, но безуспешно. Она звала на помощь Рыжика, но Кисточка была далеко от домика. Так она просидела ночь. Утром пришел человек, распутал ей лапки и бросил в мешок. Сел в машину и поехал в город к себе домой. Дома его ждал сын Тимошка. Ему было 7 лет. Когда отец вытащил Кисточку из мешка, радости у Тимошки не было предела. Кисточку посадили в клетку. Мальчик хотел очень приручить ее, но она не поддавалась. Он кормил ее разными орехами, овощами, но она ничего не ела, она очень скучала по своему Рыжику и деткам. Прошел месяц. Кисточка очень похудела, она уже даже голову не могла поднять от слабости и тогда Тимошка решил с папой отвезти обратно в лес Белку. Они поняли, что она очень скучает по своему дому и она просто может умереть. Вот они взяли Кисточку и повезли ее в этот лес, где она была поймана. Но отец не мог ничего понять, этого леса и близстоящих лесов тоже не было. За один месяц несколько лесов были вырублены и стояли одни пеньки. Кисточка выскочила из машины и поскакала подальше от людей. Вот она прибежала в свой лес, но его не было…она прыгала с пенька на пенек и нашла даже свое дерево, вернее что от него осталось. Но ни Рыжика, не бельчат не было. Кисточка долго не сходила со своего пенька, она ждала. Конечно белка больше не увидела своих родных. Она уснула на пеньке и больше не проснулась…

Найдите материал к любому уроку,