Главный военный прокурор назначается на должность. Задачи военной прокуратуры

§ 2. Военная прокуратура и основные направления ее деятельности

1. Становление органов военной прокуратуры. История органов прокуратуры России началась с реформ Петра I. Своим Указом от 12 января 1722 г. он повелел "быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору, которые должны рапортовать генерал-прокурору". Предназначение созданного органа Петр I определил относительно генерал-прокурора словами: "сей чин, яко око наше и стряпчий о делах государственных, того ради надлежит верно поступать, ибо перво на нем взыскано будет". Первым генерал-прокурором в России стал известный государственный деятель П.И. Ягужинский.
Военная прокуратура образовалась и организационно сформировалась в ходе судебной реформы 1864 г. Возглавлял военную прокуратуру Главный военный прокурор, который имел двух помощников и непосредственно подчинялся военному министру. Он назначался на должность Высочайшим указом по представлению военного министра. Военные прокуроры со своими помощниками состояли при каждом военно-окружном суде. В ходе этой же реформы существовавший в военном ведомстве Аудиторский департамент был преобразован в Главное военно-судное управление. Его начальником стал В.Д. Философов (1820-1894), назначенный Александром II с 1 сентября 1867 г. Главным военным прокурором.
С падением царского самодержавия прокуратура как орган, стоящий на страже интересов монархии, была ликвидирована. Декретом о суде N 1, принятым СНК РСФСР 24 ноября 1917 г., упразднялись "доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора". На основании этого же Декрета создавались новые, советские суды, но прокуратуры в создаваемом государственном механизме не было.
Только после окончания Гражданской войны 1917-1922 гг. в процессе перехода к мирному строительству и в ходе осуществления новой экономической политики возникла объективная необходимость создания самостоятельного государственного органа по надзору за соблюдением законов. Основы организации прокурорского надзора были заложены в Положении о прокурорском надзоре от 28 мая 1922 г.
Первым прокурором России стал Д.И. Курский, а после образования СССР первую должность прокурора Верховного Суда СССР занял П.А. Красиков. Главным военным прокурором в 1922 г. назначен Н.И. Татаринцев (находился на посту Главного военного прокурора в 1922-1923 гг.).
Однако воссозданная прокуратура не стала самостоятельным государственным органом, а входила в качестве отдела в Народный комиссариат юстиции РСФСР, руководитель которого одновременно являлся и прокурором республики.
В последующие годы шел процесс становления прокурорского надзора уже в рамках СССР. Одной из важных вех на пути этого процесса стало создание прокуратуры Верховного Суда СССР. В таком качестве органы прокуратуры находились с 1923 по 1933 гг.
Масштабность деятельности и широта полномочий по надзору за единообразным исполнением законов на всей территории СССР, а также двойственность взаимоотношений с судебными органами настоятельно требовали преобразования прокуратуры в самостоятельный государственный орган. Решению этого вопроса положило начало постановление ЦИК и СНК СССР "Об учреждении Прокуратуры Союза ССР" от 29 июня 1933 г. А 17 декабря того же года было утверждено Положение о Прокуратуре Союза ССР, закрепившее правовой статус Прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа. В качестве структурного подразделения в состав Прокуратуры СССР входила военная прокуратура.
Окончательно процесс централизации и образования единой прокурорской системы в СССР был завершен с принятием 5 декабря 1936 г. Конституции СССР. Эта Конституция впервые определила прокурорский надзор как высший надзор за точным исполнением законов и отнесла его к исключительным полномочиям Прокурора Союза ССР (ст. 113). Последующее конституционное законодательство и законодательство о прокуратуре преемственно сохраняли понятие высшего надзора за исполнением законов в пределах полномочий Генерального прокурора СССР и подчиненных ему прокуроров, определяя возрастающее значение прокуратуры в жизни государства и общества.
К середине 70-х гг. органы прокуратуры подошли с наивысшей степенью централизации и единства прокурорского надзора, что нашло свое закрепление в Конституции СССР, принятой 7 октября 1977 г. Впервые в Конституции СССР (ст.ст. 164-168) были установлены принципы организации и деятельности прокуратуры, ей предписывалось осуществлять надзор не только за точным, но и за единообразным исполнением законов.
Во второй половине 80-х гг. XX в. в нашей стране начали происходить глобальные реформы, которые охватили все стороны жизни общества. В политической, правовой сфере они связаны в первую очередь с всесторонним развитием и углублением демократии, стремлением к созданию правового федеративного государства, к реализации на практике принципа разделения властей.
Существенные изменения произошли в организации и деятельности прокуратуры, в ее конституционном статусе. Значительному поэтапному реформированию подверглись ее организация и деятельность. Процессы суверенизации РСФСР в рамках СССР отразились и на системе органов прокуратуры.
С принятием постановления Верховного Совета РСФСР "Об образовании единой системы органов прокуратуры РСФСР" от 15 ноября 1991 г. началось реформирование органов прокуратуры России. На базе действовавших на территории РСФСР прокуратур была образована единая система органов прокуратуры, которая подчинялась Прокурору РСФСР. С распадом Советского Союза, с момента ликвидации Прокуратуры Союза ССР на территории России прекратил действие Закон СССР "О Прокуратуре СССР" 1979 г.
17 января 1992 г. Верховный Совет Российской Федерации принял Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации", который стал правовой базой для трех основных, приоритетных направлений деятельности прокуратуры: обеспечение конституционных прав граждан; обеспечение законности в борьбе с преступностью; содействие средствами прокурорского надзора проведению радикальных экономических реформ. В нем ясно определена основная задача данного органа - осуществление надзора за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, принятие мер, направленных на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности, осуществление уголовного преследования.
Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации обусловило начало очередного этапа реформирования органов прокуратуры. В отличие от ранее действовавших Основных Законов прокуратура оказалась структурой, полномочия и порядок деятельности которой конституционно обозначены формально. Органам прокуратуры посвящена ст. 129 Конституции России, входящая в главу "Судебная власть". В соответствии с данной статьей полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.
В настоящее время органы прокуратуры в Российской Федерации составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
18 октября 1995 г. принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации". Этим нормативным актом определен статус прокуратуры, сохранены существовавшие в прошлом концептуальные основы прокурорского надзора за точным и единообразным исполнением законов, сложившаяся система и структура органов прокуратуры, принципы ее деятельности.
2. Функции органов военной прокуратуры. В силу своей компетенции, определенной действующим законодательством, прокуратура играет значительную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства.
Осуществляя надзор от имени государства за исполнением законов на всей территории Российской Федерации, органы прокуратуры принимают меры, направленные на обеспечение единства законности, устранение ее нарушений и привлечение виновных к ответственности, восстановление нарушенных прав граждан, предприятий, учреждений и организаций.
На прокуратуру возложена функция надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
По своему назначению, принципам организации и деятельности, формам и методам работы прокуратура Российской Федерации занимает в системе государственной власти особое место. В организационном и функциональном отношении она выведена за рамки законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.
Систему прокуратуры Российской Федерации образуют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры, а также научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами. Генеральную прокуратуру Российской Федерации возглавляет Генеральный прокурор Российской Федерации, который в соответствии с ч. 2 ст. 129 Конституции Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
Органы военной прокуратуры в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" являются составной неотъемлемой частью единой федеральной централизованной системы прокуратуры Российской Федерации. Главная военная прокуратура при этом является структурным подразделением Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а Главный военный прокурор - заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.
Органы военной прокуратуры осуществляют свои полномочия в Вооруженных Силах Российской Федерации, внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (кроме подразделений Государственной противопожарной службы), Федеральной службе безопасности Российской Федерации (в том числе пограничных войсках и органах), Федеральной службе охраны, Службе внешней разведки, а также в других войсках, воинских формированиях и органах.
Особенности организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры, ее структура, полномочия, порядок комплектования, финансирования и материально-технического обеспечения закреплены в разд. VI Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
Военная прокуратура подчиняется Генеральному прокурору Российской Федерации и осуществляет возложенные на нее надзорные полномочия, независимо от федеральных органов государственной власти и органов военного управления (ст.ст. 4-5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").
Систему органов военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, 14 военных прокуратур окружного звена, которые приравнены к прокуратурам субъектов Российской Федерации, а также 227 военных прокуратур гарнизонов, объединений и соединений, приравненных к прокуратурам городов и районов. Штатная численность органов военной прокуратуры составляет около 3500 офицеров.
Военными прокурорами и следователями назначаются граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, имеющие офицерское звание и высшее юридическое образование, однако по решению Генерального прокурора Российской Федерации могут назначаться и гражданские лица.
Специализированным учебным заведением, готовящим кадры для органов военной прокуратуры, является Военный университет, расположенный в городе Москве.
Порядок обеспечения военных прокуратур и их сотрудников положенными видами довольствия, жилыми и служебными помещениями, прохождения военными прокурорами и следователями военной службы, в том числе присвоения им воинских званий, детально регламентирован федеральным законодательством. Задача обеспечения социально-экономических прав и льгот военнослужащих военных прокуратур, членов их семей и лиц, уволенных в запас, возложена на Министерство обороны и другие ведомства Российской Федерации, имеющие необходимые правовую основу, механизм, а также бюджетные финансовые средства. Такой порядок не ставит военных прокуроров и следователей в зависимость от военного командования, которое в данном случае исполняет лишь техническую функцию реализации законодательных норм. Военные прокуроры, следователи и их родственники находятся под особой защитой государства и подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" основными направлениями деятельности органов военной прокуратуры являются:
- надзор за исполнением законов органами военного управления, воинскими частями, учреждениями и организациями, военно-учебными заведениями, предприятиями, командирами (начальниками) и другими должностными лицами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований (далее - органы военного управления);
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами военного управления;
- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях;
- надзор за исполнением законов федеральными органами безопасности;
- участие в рассмотрении дел судами.
На военную прокуратуру также возложено производство предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным законом к ее компетенции.
Следователи военной прокуратуры расследуют уголовные дела:
1) о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также гражданами, проходящими военные сборы;
2) о преступлениях, совершенных лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами, в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, или совершенных в расположении воинской части, соединения, учреждения.
При осуществлении надзора за исполнением законов прокуратура не подменяет иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Военные прокуроры при осуществлении возложенных на них функций надзора за исполнением законов вправе вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов; требовать от руководителей и других должностных лиц поднадзорных воинских частей, учреждений и органов представления необходимых документов, материалов и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Кроме того, военные прокуроры и их заместители имеют право по основаниям, установленным законом, возбуждать уголовные дела или производства об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегать о недопустимости нарушения закона; опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносить представления об устранении нарушений закона.
Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" значительно усилена правозащитная функция прокуратуры. Обеспечение и защита прав человека в системе ценностей правового государства являются основными приоритетами. Впервые в истории развития российской правовой системы защита прав и свобод человека и гражданина законодательно выделена в самостоятельное направление работы.
Исполняя возложенные на них функции в этой сфере надзора, помимо перечисленных полномочий, военные прокуроры могут рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; в случае установления факта нарушения законов органами и должностными лицами вносить представления об устранении нарушений, приносить протесты на противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд с требованием о признании таких актов недействительными. При наличии соответствующих оснований военный прокурор также вправе возбудить уголовное дело или производство об административном правонарушении.
При осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия на стадии досудебного производства военные прокуроры проверяют исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; дают согласие на возбуждение уголовного дела либо лично возбуждают уголовные дела; дают согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; отменяют незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя; продлевают срок предварительного расследования и выполняют иные предусмотренные законом процессуальные действия.
В ходе судебного производства по уголовному делу военный прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.
Надзор за исполнением законодательства об оперативно-розыскной деятельности органами обеспечения безопасности государства в соответствии с законом осуществляется военными прокурорами, уполномоченными на то Генеральным прокурором Российской Федерации и Главным военным прокурором. При осуществлении надзора уполномоченные военные прокуроры имеют право: давать письменные указания об осуществлении тех или иных оперативно-розыскных мероприятий либо требовать их прекращения; опротестовывать незаконные или необоснованные постановления руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; требовать от руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, отстранения подчиненных им оперативных сотрудников, допустивших нарушение закона, от ведения оперативных проверок и т.п.
В отличие от территориального принципа, характерного для размещения общегражданских правоохранительных органов, военные прокуроры на всем протяжении своей истории всегда находились там, где дислоцируются войска, их структура и штаты полностью соответствуют структуре и дислокации войск, что позволяет эффективно и с минимальными для государства затратами решать вопросы обеспечения законности и борьбы с преступностью в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.
Военные прокуроры и следователи выполняют свои обязанности в тех же условиях, в которых действуют Вооруженные Силы и другие войска, что предопределяет их профессиональную компетентность, мобильность, постоянную готовность действовать в экстремальных ситуациях как в самом центре России, так и в регионах с тяжелыми климатическими условиями, во время выполнения интернационального долга в Афганистане и при проведении контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе, в странах ближнего и дальнего зарубежья, где российские военнослужащие выполняют миротворческие функции.
Ухудшение криминогенной ситуации в государстве, всплеск экономической преступности и коррупции объективно обусловили возложение на прокуратуру, помимо уже имевшихся у нее функций, также и задачи координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Не вызывает сомнений, что координация усилий по борьбе с преступностью должна осуществляться не столько на ведомственном, сколько на государственном уровне. Но пока такой подход не выработан, эта работа возложена на прокуратуру*(238) . Выступая на Всероссийском совещании прокуроров 11 января 2001 г. Президент Российской Федерации отметил, что ":никому другому такая работа сегодня не под силу. Именно поэтому на прокуратуре лежит большая часть ответственности за слаженную, командную работу всех правоохранительных органов государства".
С учетом современных требований деятельность военной прокуратуры в последнее время характеризуется направленностью на максимальное использование предоставленных законом полномочий по борьбе с преступностью, обеспечению правовыми средствами высокой боевой готовности и боеспособности войск, отстаиванию экономических интересов государства, защите прав военнослужащих и членов их семей, совершенствованию иных направлений деятельности.



1. Прокурор субъекта Российской Федерации назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектом Российской Федерации в порядке, установленном субъектом Российской Федерации.

2. Прокурор субъекта Российской Федерации освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

3. Иные прокуроры - военные и другие специализированные прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации (далее в настоящей статье - прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации), назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

4. На должность прокурора субъекта Российской Федерации или прокурора, приравненного к прокурору субъекта Российской Федерации, назначается гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, отвечающий требованиям, установленным абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 40.1 настоящего Федерального закона, и имеющий стаж службы (работы) не менее семи лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.

5. Срок полномочий прокуроров субъектов Российской Федерации и прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации, - пять лет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

6. Генеральный прокурор Российской Федерации на основании результатов аттестации прокуроров субъектов Российской Федерации и прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации, вправе обратиться к Президенту Российской Федерации с представлением о продлении их полномочий на срок до пяти лет.

7. Назначение исполняющим обязанности по вакантной должности прокурора субъекта Российской Федерации или прокурора, приравненного к прокурору субъекта Российской Федерации, и освобождение от исполнения обязанностей по указанной должности осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации. О назначении лица исполняющим обязанности по вакантной должности и об освобождении от исполнения обязанностей по указанной должности Генеральный прокурор Российской Федерации обязан незамедлительно информировать Президента Российской Федерации. Срок исполнения обязанностей по вакантной должности не может превышать шесть месяцев. Одно и то же лицо может быть назначено исполняющим обязанности по одной и той же вакантной должности не более двух раз.

Военными прокурорами и следователями назначаются граждане Российской Федерации, годные по состоянию здоровья к военной службе, поступившие на военную службу, имеющие офицерское звание и отвечающие требованиям статьи 40 настоящего Федерального закона (вред.

По решению Генерального прокурора Российской Федерации или с его согласия на должности военных прокуроров и следователей могут быть назначены гражданские лица.

Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - Главный военный прокурор назначается на должность и освобождается от должности в порядке, установленном пунктом 2 статьи 1 4 настоящего Федерального закона. Главный военный прокурор подчинен и подотчетен Генеральному прокурору Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 10.02.99).

Военные прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 10.02.99).

Заместители Главного военного прокурора, начальники управлений и отделов Главной военной прокуратуры и их заместители, а также заместители прокуроров военных округов, флотов, приравненных к ним прокуроров назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 10.02.99).

Иные прокуроры и следователи Главной военной прокуратуры назначаются на должность и освобождаются от должности Главным военным проку-рором.

Прокуроры военных округов, флотов, приравненные к ним про-

куроры назначают на должность и освобождают от должности военных прокуроров и следователей в своих аппаратах и нижестоящих прокуратурах (в ред. Федерального закона от 10.02.99).

Офицеры органов военной прокуратуры имеют статус военнослужащих, проходят службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, Федеральной пограничной службе Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и обладают правами и льготами, установленными Фе-деральным законом "О статусе военнослужащих" и настоящим Федеральным законом (в ред. Федерального закона от 10.02.99).

Призыв и поступление граждан на военную службу в органы военной прокуратуры, их увольнение в запас и отставку производятся по представлению Главного военного прокурора.

Определение офицеров на военную службу в органы военной прокуратуры и увольнение в запас (отставку) производятся по представлению Генерального прокурора Российской Федерации или Главного военного прокурора.

Увольнение в запас (отставку) лиц высшего офицерского состава производится Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации (в ред.

Федерального закона от 10.02.99).

Должности военных прокуроров и следователей и соответствующие им воинские звания включаются в перечни воинских должностей.

Присвоение воинских званий военным прокурорам и следователям производится по представлению соответствующего военного прокурора в порядке, установленном для военнослужащих. Воинские звания высшего офицерского состава присваиваются Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

Воинские звания офицеров органов военной прокуратуры соответствуют классным чинам прокурорских работников территориальных органов прокуратуры.

При увольнении офицеров органов военной прокуратуры (до полковника включительно) с военной службы и поступлении на службу в территори-альные или специализированные органы прокуратуры им присваиваются соответствующие их воинскому званию классные чины, а при определении на военную службу прокуроров и следователей, имеющих классные чины (до старшего совет-ника юстиции включительно), им присваиваются - соответствующие воинские звания (в ред. Федерального закона от 10.02.99).

Аттестация военных прокуроров и следователей производится в порядке, устанавливаемом Генеральным прокурором Российской Федерации для всех прокурорских работников, с учетом особенностей прохождения военной службы.

Военным прокурорам и следователям с учетом профессионального опыта и квалификации присваиваются квалификационные классы в порядке, устанавливаемом Генеральным прокурором Российской Федерации.

1 2. Военные прокуроры и следователи поощряются и несут дисциплинарную ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и

Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации. Право поощрения и наложения дисциплинарного взыскания имеют только вышестоящие военные прокуроры и Генеральный прокурор Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 10.02.99).

13. Численность военнослужащих и лиц гражданского персонала органам военной прокуратуры выделяется за счет и пропорционально численности со-ответственно Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований. Численность личного состава органов военной прокуратуры включается в штатную численность Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований (в ред. Федерального закона от 10.02.99).

Еще по теме Статья 48. Кадры органов военной прокуратуры:

  1. Раздел V. Служба в органах и учреждениях прокуратуры. Кадры органов и учреждений прокуратуры (В ред. Федерального закона от 10.02.99)
  2. Раздел VI. Особенности организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право - Криминалистика -

Военная прокуратура строится на тех же принципах, что и прокуратура РФ в целом, включена в единую централизованную систему органов прокуратуры.

Структуру военной прокуратуры составляет три звена:

1) главная военная прокуратура;

2) прокуратуры округов, групп войск, флотов, прокуратура Ракетных войск стратегического назначения, прокуратура Федеральной пограничной службы Российской Федерации и прокуратуры других войск, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации;

3) прокуратуры гарнизонов воинских объединений и соединений, приравненные к прокуратурам городов и районов.

Главной военной прокуратурой руководит заместитель Генерального прокурора - Главный военный прокурор, имеющий первого заместителя, заместителей, старших помощников и помощников; при нем также состоят старшие военные следователи по особо важным делам и следователи по особо важным делам.

В Главной военной прокуратуре созданы управления и отделы по основным направлениям деятельности. Военные прокуратуры второго звена возглавляются военными прокурорами военных- округов, групп войск, флотов, Ракетных войск стратегического назначения и др. войск. В прокуратурах образуются управления и отделы (на правах управления) по основным направлениям деятельности. Аналогично строятся военные прокуратуры второго звена. В них образуются коллегии в составе военного прокурора, его заместителя, заместителей и других прокурорских работников, назначаемых военным прокурором. В штатное расписание этих прокуратур входят те же должностные лица, что и в прокуратурах субъектов Российской Федерации, которые назначаются на должность и освобождаются от должности соответствующим военным прокурором. Военные прокуроры второго звена могут иметь помощников по особым поручениям.

Низшее звено - военные прокуратуры гарнизонов, соединений, объединений, возглавляемые военными прокурорами, имеющими первого заместителя и заместителей, старших помощников и помощников, прокурора и других работников прокуратуры. Эти лица назначаются на должности и освобождаются от должности военными прокурорами второго звена.

По решению Генерального прокурора Российской Федерации в крупных военных прокуратурах могут быть образованы отделы по основным направлениям деятельности.

На военные прокуратуры возлагается осуществление надзора за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами военного управления, воинскими частями, учреждениями, военно-учебными заведениями, предприятиями, организациями, подразделениями Министерства обороны, Федеральной службы охраны, Федеральной службы внешней разведки, Федерального агентства правительственной связи и информации, Федеральной службы железнодорожных войск, Главного управления командующего внутренними войсками Министерства внутренних дел, а также воинскими формированиями других министерств и ведомств, органами безопасности в войсках, военно-строительными подразделениями, центрами специальной подготовки и подразделениями специального назначения Федеральной службы безопасности России; за исполнением органами законов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие в воинских частях, учреждениях, подразделениях Федеральной службы охраны, Федеральной службы внешней разведки и др. служб.

Военные прокуроры производят предварительное следствие по всем делам о преступлениях военнослужащих, призванных на сборы военнообязанных, а также по делам о преступлениях рабочих и служащих воинских частей, предприятий и организаций, совершенных по службе; поддерживают государственное обвинение в военных и территориальных судах по делам, за расследованием которых они осуществляют надзор; участвуют в рассмотрении гражданских и арбитражных дел; опротестовывают незаконные приговоры, решения, определения и постановления военных судов, а территориальных судов - лишь по делам, в рассмотрении которых они принимали участие.

Кроме того, военные прокуроры вправе участвовать в заседаниях коллегий, военных советов, служебных совещаниях органов военного управления; назначать вневедомственные ревизии и проверки, требовать обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся на войсковых и гарнизонных гауптвахтах; немедленно освобождать из гауптвахт, иных мест содержания задержанных и заключенных под стражу лиц, незаконно там находящихся.

Система транспортных прокуратур включает в себя прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов (низшее звено) и прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации с подчинением законов на транспорте и в таможенных органах Генеральной прокуратуры РФ. Структура, порядок назначения прокурорских работников транспортных и территориальных прокуратур аналогичен.

На транспортные прокуратуры возложены обязанности осуществлять надзор за исполнением законов, соответствием законам правовых актов, издаваемых государственным таможенным комитетом, Министерством путей сообщения РФ, Министерством транспорта РФ, Федеральной авиационной службой России и входящими в их систему государственными предприятиями, организациями, учреждениями, Межгосударственным авиационным комитетом; за исполнением законов о безопасности движения, соблюдением прав и свобод человека и гражданина всеми предприятиями, организациями, учреждениями железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие в органах внутренних дел, на транспорте, в таможенных органах.

Транспортные прокуроры производят предварительное следствие по делам о преступлениях, совершенных на полотне железной дороги, станциях, вокзалах, платформах, пристанях, судах, воздушных судах, в аэропортах, поездах, морских и речных портах системы Министерства путей сообщения и Министерства транспорта Российской Федерации, а также о преступлениях, совершенных по службе работниками государственных предприятий, организаций, учреждений системы Министерства путей сообщения, Министерства транспорта, Федеральной авиационной службы России, органов внутренних дел на транспорте, государственного таможенного комитета Российской Федерации; по делам о преступных нарушениях правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, водного и воздушного транспорта независимо от форм собственности, от ведомственной принадлежности транспортных средств (за исключением объектов Министерства обороны, поднадзорных прокурорам воинских частей), по делам о контрабанде и других нарушениях таможенного законодательства, возбужденных таможенными органами, а также непосредственно транспортными прокуратурами.

Прокуроры по надзору за соблюдением законов в ИТУ создаются в наиболее крупных местах ограничения и лишения свободы и местах сосредоточения исправительных учреждений. Эти прокуратуры подчинены отделу по надзору за исполнением законов при исполнении уголовных наказаний прокуратуры субъектов Российской Федерации.

На прокуратуры этого вида возлагается осуществление надзора за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав человека и гражданина администрацией исправительно-трудовых учреждений, специальных подразделений по обеспечению безопасности объектов уголовно-исполнительной системы; за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность в исправительно-трудовых учреждениях, специальных подразделениях по обеспечению безопасности объектов уголовно-исполнительной системы. Эти прокуратуры проводят дополнительные следствия по делам о преступлении, совершенных осужденными в исправительно-трудовых учреждениях, а также по службе работниками этих учреждений, специальных подразделений по обеспечению безопасности объектов уголовно-исполнительной системы; поддерживает государственное обвинение в территориальных судах по делам, за расследованием которых они осуществляли надзор; участвуют в расследовании судами дел; в кассационном порядке опротестовывает незаконные судебные постановления по делам, в рассмотрении которых они участвуют, природохранительные прокуратуры, состоящие в основном из одного звена и приравненные к материальным прокуратурам, осуществляют надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды, экологических прав граждан природоохранными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, их должностными лицами, перечень которых определяется прокурором соответствующего субъекта Федерации.

Природоохранительная прокуратура поддерживает государственное обвинение по делам, за расследованием которых они осуществляли надзор, участвуют в рассмотрении судами и арбитражными судами дел, в кассационном порядке опротестовывают незаконные судебные постановления по делам, в рассмотрении которых они участвовали, расследуют экологические преступления.

Прокуратуры войсковых частей, состоящие из одного звена и приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации, осуществляют надзор за исполнением законов, соответствием законам, издаваемых правовых актов, соблюдением прав человека и гражданина органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями, органами контроля, их должностными лицами в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и особо режимных объектах, органами военного управления, специализированными военно-строительными и иными воинскими формированиями, занятыми на строительстве, в охране и эксплуатации особо важных и особо режимных объектов, а также территориальными органами министерств и ведомств в отношении названных объектов; за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие в закрытых административно-территориальных образованиях на особо важных объектах, в особо режимных военно-строительных и воинских частях (место совершения преступления).

Эти прокуратуры проводят предварительное следствие по всем делам в преступлениях, совершенных на особо режимных объектах, а также за их предметами, если они непосредственно связаны с деятельностью объектов, а также о преступлениях, совершенных строителями и военнослужащими войсковых частей, занятых на строительстве, в охране и эксплуатации особо важных и особо режимных объектов независимо от места совершения преступления; поддерживают государственное обвинение в военных и территориальных судах по делам, за расследованием которых они осуществляли надзор; участвуют в рассмотрении судами и арбитражными судами дел; в кассационном порядке опротестовывают незаконные судебные постановления по делам, в рассмотрении которых они участвовали.

На должности военных прокуроров и следователей назначаются офицеры, проходящие военную службу по контракту или призыву, и отвечающие всем требованиям, предъявленным к работникам прокуратуры. Офицеры органов военной прокуратуры имеют статус военнослужащих. Призыв и поступление граждан на военную службу в органы военной прокуратуры, их увольнение в запас и отставку производятся по представлению Главного военного прокурора.

Присвоение воинских званий военным прокурорам и следователям производится по представлению соответствующего военного прокурора в порядке, установленном для военнослужащих. Воинское звание высшего офицерского состава присваиваются Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

Воинские звания офицеров органов военной прокуратуры соответствуют классным чинам прокурорских работников территориальных органов прокуратуры. Аттестация военных прокуроров и следователей проходит в порядке, установленном Генеральным прокурором РФ, для всех прокурорских работников, с учетом особенностей военной службы. Им, учитывая профессиональный опыт и квалификацию, присваиваются квалификационные классы в порядке, определенным Генеральным прокурором. В соответствии со ст. 42 Федерального закона «О прокуратуре РФ» любая проверка сообщения о факте правонарушения, допущенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случая, когда прокурор или следователь застигнуты при совершении преступления), производство расследований является исключительной компетенцией органов прокуратуры. На период расследования уголовного дела, возбужденного в отношении прокурора или следователя, они отстраняются от должности. Не допускаются задержания, привод, личный досмотр прокурора или следователя, либо их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено Федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также при задержании в момент совершения преступления. Трудовые отношения прокурорских работников регулируются законодательством Российской Федерации о труде и Положением о прохождении службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утверждаемым Государственной Думой Федерального Собрания РФ. Трудовые отношения других работников прокуратуры регулируются российским законодательством о труде. Порядок представления и награждения прокурорских работников определяется Генеральным прокурором. Денежное содержание прокурорских работников состоит из должностного оклада, доплат за классный чин, выслугу лет, особые условия работы, процентные надбавки за ученую степень и денежного поощрения (премии) по итогам работы за кварталы и год.

Прокуроры и следователи, являясь представителями государственной власти, находятся под особой защитой государства, равным образом, как и их близкие родственники, а также их имущество. Прокуроры и следователи имеют право на постоянное ношение, хранение и применение служебного огнестрельного оружия, специальных средств защиты. Прокуроры и следователи подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет федерального бюджета.

Прокуроры способны представлять сторону обвинения в суде и следить за исполнением закона почти во всех сферах жизни человека. Прокурор военной прокуратуры обладает похожими полномочиями, но действует исключительно в войсках РФ и иных силовых подразделениях.

Обязанности

Прокуратора, будь она военной или гражданской, выполняет две важные функции - это представление в суде стороны обвинения и надзор за выполняемостью всех законов.

Если какого-либо человека обвиняют в уголовном преступлении, то военный прокурор отвечает за предоставление на суде всех доказательств того, что он виновен. После завершения следствия, по делу составляется заключение, в котором сторона обвинения описывает всю структуру преступления, перечисляет задействованных в нем лиц и доказательства вины преступника. Далее все материалы дела передаются заместителю военного прокурора либо самому прокурору, и он их внимательно изучает.

Если же по каким-либо причинам материалы по обвинению были признаны прокуратурой неубедительными, то уголовное дело возвращается обратно на повторное расследование. В том случае, когда прокурор принял дело и отправил его в суд для дальнейшего рассмотрения, он должен будет представлять сторону обвинения.

Другой главной задачей названного специалиста является надзор за исполнением всех законов в войсках Российской Федерации и иных силовых структурах. Так, военный прокурор гарнизона должен принимать и рассматривать жалобы солдат, которые относятся к его юрисдикции, а более высокопоставленные прокуроры могут назначать проверки и ревизии в войсках, давать прямые письменные или устные указания следствию при рассмотрении какого-либо правонарушения с целью устранения правонарушений в ходе расследования.

Также у них существует обязанность привлекать правонарушителей к административной, дисциплинарной, материальной или уголовной ответственности.

Кроме того, военный прокурор обязан проводить работу, направленную на предупреждение и снижение уровня преступности во всех силовых структурах РФ.

Как стать прокурором?

Прокурор в военной или гражданской сфере - это должность, а не профессия. Чтобы в будущем занять ее, сначала необходимо обучиться в вузе по специальности «юриспруденция» и устроиться в прокуратуру в качестве помощника военного прокурора. Также на данную должность можно вступить, будучи следователем.

Стоит знать, что обучение основам юриспруденции должно проводиться в военном вузе, так как дипломы гражданских могут не подойти для дальнейшего трудоустройства в прокуратуру.

В наше время все тяжкие преступления расследуются только следственным комитетом. И если вы в прошлом работали следователем и решили трудоустроиться в военную прокуратуру, то прошлый опыт может быть полезным на новой должности.

Вы должны знать о некоторых ограничениях, которые ждут будущего прокурора. Особенно это касается работников прокуратуры в военной сфере, так как для военных требования к правилам всегда были более высокими. К примеру, работник военной прокуратуры не имеет прав на вступление в политическую партию, заниматься бизнесом и быть избранным в какую-либо государственную или муниципальную структуру. Свою работу на должности прокурора он может совмещать только с образовательной, научной либо творческой деятельностью.

Все вышеперечисленные ограничения могут быть вполне объяснимы, так как вступление в политическую партию или приобретение бизнеса могут воспрепятствовать беспристрастной работе прокурора.

Денежное довольствие

Должность прокурора является довольно высокооплачиваемой в сравнении с иными специальностями. Особенно это касается военной прокуратуры, так как зарплата сотрудников в ней на несколько десятков процентов выше, чем у гражданских прокуроров.

Денежное довольствие у них колеблется от 60 до 80 тысяч рублей, в зависимости от региона и силовых структур, которые находятся под контролем. В то время как максимальная зарплата гражданского прокурора составляет 50 тысяч рублей.

Какими навыками должен обладать военный прокурор?

Прежде всего, гражданин, желающий занять описываемую должность, как мы уже говорили, обязан обучиться в любом военном вузе по специальности «юриспруденция». Для успешной работы военным прокурором необходимо хорошо знать все законы Российской Федерации, так как наибольшая часть профессиональной деятельности будет заключаться в контроле за их исполнением. Также не лишними будут развитый интеллект, дисциплина и хорошая память.

Опасность работы

У работников МВД и любых силовых структур всегда присутствует прямая угроза жизни. Особенно это актуально тогда, когда прокурор представляет обвинение против влиятельных преступников.

Кроме того, подвергаются испытанию и моральные критерии людей этой сферы деятельности - их часто пытаются подкупить, и если это все-таки происходит, то они и сам превращаются в преступников.