Иоанн многострадальный печерский молитва. Преподобный иоанн многострадальный, печерский

Инок Ки-е-во-Пе-чер-ско-го мо-на-сты-ря, явив-ший при-мер тяж-кой борь-бы с пло-тью и по-бе-ду над ее во-жде-ле-ни-я-ми. Чтобы по-бо-роть в се-бе плот-скую по-хоть, пре-по-доб-ный по-нес мно-гие по-дви-ги: по-чти трид-цать лет про-был в за-тво-ре, из-ну-ряя те-ло по-стом, бде-ни-я-ми и тяж-ки-ми ве-ри-га-ми. Но брань не про-хо-ди-ла. То-гда свя-той за-ко-пал се-бя по грудь в пе-ще-ре пре-по-доб-но-го Ан-то-ния на всю Че-ты-ре-де-сят-ни-цу.

Диа-вол ста-рал-ся устра-шить по-движ-ни-ка ви-де-ни-ем огром-но-го змея, ды-ша-ще-го ог-нем и го-то-во-го по-жрать свя-то-го. Бла-го-да-ря по-мо-щи Бо-жи-ей и сво-ей твер-дой во-ле пре-по-доб-ный в ночь Свя-той Пас-хи из-ба-вил-ся от му-чив-шей его стра-сти и по-лу-чил от Бо-га дар по-мо-гать и дру-гим в по-доб-ном ис-ку-ше-нии. По-чил о Гос-по-де не ра-нее 1160 г.

Пол-ное жи-тие пре-по-доб-но-го Иоан-на Пе-чер-ско-го, Многострадального

Пре-по-доб-ный Иоанн Мно-го-стра-даль-ный, Пе-чер-ский, под-ви-зал-ся в Ки-е-во-Пе-чер-ской Лав-ре. По-движ-ник рас-ска-зы-вал, что от са-мой юно-сти мно-го стра-дал, му-чи-мый по-хо-тью пло-ти, и ни-что не мог-ло из-ба-вить от нее - ни го-лод, ни жаж-да, ни тя-же-лые вери-ги. То-гда пре-по-доб-ный по-шел в пе-ще-ру, где по-чи-ва-ли мо-щи пре-по-доб-но-го Ан-то-ния, и усерд-но мо-лил-ся свя-то-му ав-ве. Через сут-ки мно-го-стра-даль-ный Иоанн услы-шал го-лос: "Иоанн! Те-бе на-доб-но за-тво-рить-ся здесь, чтобы, по край-ней ме-ре, неви-де-ни-ем и мол-ча-ни-ем осла-бить брань, и Гос-подь по-мо-жет те-бе мо-лит-ва-ми Сво-их пре-по-доб-ных". С то-го вре-ме-ни свя-той по-се-лил-ся в пе-ще-ре и толь-ко через 30 лет по-бе-дил плот-скую страсть. На-пря-жен-ной и же-сто-кой бы-ла борь-ба, тер-ни-стым пу-тем шел пре-по-доб-ный к по-бе-де. Ино-гда хо-те-лось ему по-ки-нуть за-твор, но по-том он ре-шил-ся на еще боль-ший по-двиг. Свя-той во-ин Хри-стов вы-ко-пал яму и с на-ступ-ле-ни-ем Ве-ли-ко-го по-ста влез в нее и за-сы-пал се-бя зем-лей до плеч. Весь пост он про-вел в та-ком по-ло-же-нии, но жар стра-сти по-преж-не-му не по-ки-дал его мно-го-труд-ную плоть. Враг спа-се-ния на-вел на по-движ-ни-ка страх, же-лая вы-гнать его из пе-ще-ры: страш-ный змей, ды-ша пла-ме-нем, осы-пая ис-кра-ми, пы-тал-ся по-гло-тить свя-то-го. Несколь-ко дней про-дол-жа-лись дей-ствия лу-ка-во-го. В ночь Вос-кре-се-ния Хри-сто-ва змей за-хва-тил го-ло-ву пре-по-доб-но-го в свою пасть. То-гда свя-той Иоанн воз-звал из глу-би-ны серд-ца: "Гос-по-ди Бо-же мой и Спа-си-те-лю мой! По-че-му оста-вил Ты ме-ня? По-ми-луй ме-ня Ты, Един Че-ло-ве-ко-лю-би-вый; из-бавь ме-ня от сквер-но-го без-за-ко-ния мо-е-го, чтобы не увяз-нуть мне в се-ти непри-яз-нен-но-го; из-бавь ме-ня от уст вра-га мо-е-го: блес-ни мол-нию и про-го-ни его". Вдруг блес-ну-ла мол-ния, и змей ис-чез. Свет Бо-же-ствен-ный оси-ял по-движ-ни-ка, и по-слы-шал-ся Го-лос: "Иоанн! Вот те-бе по-мощь; от-се-ле вни-май се-бе, чтобы не слу-чи-лось те-бе худ-шее, и не по-стра-дал ты в бу-ду-щем ве-ке". Свя-той по-кло-нил-ся и ска-зал: "Гос-по-ди! за-чем Ты остав-лял ме-ня так дол-го му-чить-ся?" - "По си-ле тер-пе-ния тво-е-го, - был от-вет, - на-вел Я на те-бя ис-ку-ше-ние, чтобы ты был вы-жжен как зо-ло-то; креп-ким и силь-ным слу-гам на-зна-ча-ет гос-по-дин тя-же-лую ра-бо-ту, а немощ-ным и сла-бым - лег-кую; ты мо-лись о се-бе по-гре-бен-но-му здесь (пре-по-доб-но-му Мо-и-сею Уг-ри-ну), он мо-жет по-мочь те-бе в этой борь-бе: он вы-ше Иоси-фа (Пре-крас-но-го)". Скон-чал-ся пре-по-доб-ный око-ло 1160 го-да, стя-жав бла-го-дать про-тив блуд-ной стра-сти. Свя-тые мо-щи его по-чи-ва-ют в Ан-то-ни-е-вых пе-ще-рах.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Иоанн Многострадальный

Многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие (Деян. 14, 22), - сказал апостол Павел. И преподобный Иоанн Многострадальный, возлюбленный ученик Пресвятой Богородицы обители Печерской, российский девственник, поистине много принял скорби ради подвига девства, будучи обручен Небесному Жениху.

Так сам подвижник рассказывал про свою жизнь, незадолго уже до смерти: «От самой юности много я страдал, мучимый похотью плоти. Пришедши в этот святой монастырь Печерский, стал трудиться по чину святого ангельского иноческого образа, но, сильно разжигаемый похотью, весьма много претерпел ради своего спасения. По два, иногда и по три дня я не ел, часто целую неделю совершенно не принимал никакой пищи и жаждой умерщвлял себя. Бывало, целыми ночами не спал. И в таком состоянии я провел около трех лет, но и таким образом не нашел покоя. Тогда я пошел в пещеру, где был положен преподобный отец наш Антоний († 1073; память 10/23 июля) и пробыл день и ночь в молитве у его гроба; и вот услыхал голос преподобного ко мне: «Иоанне, Иоанне! Подобает тебе здесь затвориться в пещере, да невидением и молчанием упразднится брань, и Господь поможет тебе молитвами преподобных Своих». Тогда я затворился в этом тесном и скорбном месте и пребываю здесь уже тридцатое лето и только недавно обрел покой. Все это время боролся со страстьми и помыслами телесными, удручая тело свое постом и бдением. Обуреваемый плотскими страстями и не зная, как изгнать их, я решил, сняв одежду, наложить на тело мое тяжкие брони и с того времени и доныне измождаю себя стужею и тяжестью железа. Однако и этого всего было недостаточно. Тогда я придумал иное: выкопал глубокую яму по самые мне плечи. С наступлением Великого поста я шел в нее, засыпал себя песком, оставив свободными только руки и голову. И так, угнетаемый землей, пробыл весь пост, не двигая ни единым суставом. Много творил мне пакостей диавол, желая изгнать меня из ямы. Он поразил страшной болезнью ноги мои, так что они скорчились, кости мои разломило и огонь поразил члены мои, но, не думая и не печалясь об этой болезни, я радовался душою, соблюдая ее чистой от скверны и желал лучше сгореть в огне том, нежели выйти из ямы, поруганный бесом. И вот в то же время я увидел страшного и лютого змея, дышащего пламенем и искрами и хотевшего пожрать меня. И это продолжалось несколько дней. В светоносную же ночь Воскресения Христова вдруг напал на меня тот страшный змей и, вложив голову мою и руки в свою пасть, опалил мне волосы на голове и бороде. Я же, находясь в гортани того змея, возопил из глубины сердца моего: «Господи Боже, Спасе мой! Вскую оставил мя еси, ущедри мя, Владыко, яко Ты еси един Человеколюбец, избави мя от поглощения врага сего: воздвигни силу Твою и прииди во еже спасти мя, блесни молнии Твоя и прожени его, да исчезнет от лица Твоего». Когда же кончил я молитву, тотчас свет Божественный блеснул, как молния, и лютый змей исчез; и я его не вижу благодатью Божией и доныне. И услышал я тогда голос Божий ко мне: «Иоанне, Иоанне! Вот была тебе помощь - смотри же, будь внимателен к себе, дабы не случилось что-либо худшее в будущем веке». Я же, поклонившись, сказал: «Господи, почто мя оставил еси зле мучима быти?» Отвечал мне голос: «По силе терпения твоего Я испытал тебя, дабы, искушенный огнем, явился чистым, как золото. Ибо выше силы Бог не попускает человеку искушений, дабы не был он поруган змием лукавым; но премудрый господин вручает крепким и сильным рабам великие и тяжкие дела, немощным и слабым - легкие. Ты же, чтобы избавиться от брани похоти телесной, помолись преподобному Моисею Угрину, да облегчит тебя от страсти блудной, ибо он более Иосифа Прекрасного (Быт. гл. 39) сотворил и может помогать страждущим страстью сей». Я же стал взывать: «Господи! Помилуй меня молитвами преподобного сего». И вот пришел на меня неизреченный свет, который и ныне есть, не требуя свечи ночью и днем. И все, достойно приходящие ко мне, видят воочию мое утешение и насыщаются такого света, осветившего меня в ночь Воскресения Господня, ради будущего вечного света». Так окончил преподобный Иоанн рассказ о своем многострадальном житии.

Много раз приходил к преподобному Иоанну, затворившемуся в пещере преподобного Антония, некто от братии, боримый наветом диавольским на вожделение плотское, и просил святого, дабы помолился он ко Господу об ослаблении его страсти. Преподобный Иоанн говорил ему: «Брате! Мы сами пригвождаем ум наш к плотолюбию, поэтому Господь праведным судом Своим попускает на нас и страсти, ибо мы никогда не творим плодов достойных покаяния. Если же пробудешь здесь, во святом монастыре, то будешь подобен мужу, стоящему недалеко от пропасти, и уже враг не в силах будет низринуть тебя. Так Господь за терпение твое изведет тебя от рова страстей и от брения нечистоты. И сему преподобному Моисею помолись, и он поможет тебе». Затем, помолившись вместе с братом и взяв одну из костей от мощей прп. Моисея, блаженный Иоанн дал ее ему, говоря: «Приложи это к своему телу». Тот поступил так и тотчас же ощутил, что разжжение угасло и все страсти блудные в плоти омертвели. Тогда вместе - блаженный и брат - воздали хвалу Богу и угоднику Его Моисею, совершающему и по смерти чудеса.

Провидя свою блаженную кончину, преподобный Иоанн Многострадальный также закопал себя в ту яму, в которой однажды подвизался, и там мирно почил около 1160 года, 18 июля. Мощи святого Иоанна стали неоскудевающим источником исцелений от блудной страсти.

Из книги Забавная библия автора Таксиль Лео

ГЛАВА СОРОК ЧЕТВЁРТАЯ. ИЖЕ ВО СВЯТЫХ ОТЦЫ - МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ ИОВ И ИОНА. После книг Ездры, Неемии и Есфири в Библии следует Книга Иова, рассказывающая историю, дата которой нигде не указана. Заключается она в следующем: в земле Уц (?) жил некий несметно богатый и очень

Из книги Ночь в Гефсиманском саду автора Павловский Алексей

МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ ИОВ Само имя Иов означает, «истерзанный». Возможно, впрочем, что то было прозвище, потому что оно больше подходило этому человеку тогда, когда он уже претерпел все муки, выпавшие на его долю.Вряд ли можно было назвать его истерзанным в пору его

Из книги Понтий Пилат [Психоанализ не того убийства] автора Меняйлов Алексей Александрович

Из книги Забавная Библия (с иллюстрациями) автора Таксиль Лео

Глава 44 Иже во святых отцы – многострадальный Иов и Иона После книг Ездры, Неемии и Есфири в Библии следует Книга Иова, рассказывающая историю, дата которой нигде не указана. Заключается она в следующем: в земле Уц (?) жил некий несметно богатый и очень богобоязненный

Из книги Иисус, не знавший Христа автора Черный Вадим

Из книги Новый завет автора Мельник Игорь

Иоанн. Иоанн Богослов. Он же Иоанн Зеведеев. Он же Воанергес. Рыбак. Апостол. Был обращён Иисусом в числе первых. Его евангелие должно быть самым достоверным. Начинаем.«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»…Очень просто, предельно понятно. Сразу видно -

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ИОАНН (Стефан Митропольский), еп. (1836–1914), рус. правосл. церк. писатель. Род. в Калуге; окончил МДА (1862); будучи студентом принял монашество. В 1870 хиротонисан во еп.Алеутского и Аляскинского. Окончил служение еп.Аксайским (Донская епархия). С 1910 на покое. И. принадлежит ряд

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Преподобный Иоанн Многострадальный, Киево-Печерский (+ ок. 1160) Память его празднуется 18 июля в день преставления,28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских,в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поставместе с Соборам всех прпп. отцевСкорбно было

Из книги Малая трилогия автора Булгаков Сергей Николаевич

ЭКСКУРС II. СВ. ИОАНН ПРЕДТЕЧА И СВ. ИОАНН БОГОСЛОВ Св. Иоанн Богослов был учеником св. Иоанна Предтечи. Именно в Евангелии от Иоанна апостолом–самовидцем повествуется, как двое из учеников Иоанна стояли вместе с Предтечей. По обычаю евангелиста, назван только один, Андрей,

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

39. Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их, 40. и пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там. 41. Многие пришли к Нему и говорили, что Иоанн не сотворил никакого чуда, но все, что сказал Иоанн о Нем, было истинно. 42. И многие там

Из книги Жития новомучеников и исповедников российских ХХ века автора Автор неизвестен

Февраля 13 (26) Священномученик Иоанн (Калабухов) и исповедник Иоанн (Летников) Составитель священник Максим МаксимовСвященномученик Иоанн родился 13 ноября 1873 года в селе Толобино Серпуховского уезда Московской губернии в семье священника Луки Калабухова.С 1900 года Иван

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Иоанн В некоторых книгах Ветхого Завета есть апокалиптические пассажи, например, в Книге пророка Исайи содержится «малый апокалипсис», а последняя половина Книги пророка Даниила - апокалиптическая. Однако ни одна книга Ветхого Завета не является полностью

Из книги Жития Святых. Ветхозаветные Праотцы автора Ростовский Димитрий

Праведный ИОВ МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ 6/19 мая Святой праведный Иов по рождению своему происходил из племени Авраамова; жил он в Аравии – местом пребывания его была земля Хус, которую населяли потомки Уца, племянника Авраама, сына – первенца Нахора, брата Авраамова (см.: Быт. 22,

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Поучение 1-е. Св. и праведный Иов Многострадальный (О христианском терпении) I. Праведный Иов, великое терпение которого прославляется в сегодняшних церковных песнопениях и чтениях, жил в Аравии за 1900 лет до Р.Х. Был он человек богатый и славный. У него было семь сыновей и

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Иоанн Многострадальный, преподобный (+1160) Иоанн Многострадальный (? – 18 июля 1160) – монах Киево-Печерской лавры. Почитается в Православной церкви в лике преподобных, память совершается (по юлианскому календарю): 18 июля и 28 сентября (в составе Собора преподобных отцов

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

ИОАНН, многострадальный, преподобный Печерский Мощи его почивают в пещере преподобного Антония; в Патерике день кончины его показан июля 18; год его преставления неизвестен; но по некоторым обстоятельствам жития Иоаннова, в Патерике описанного, явствует, что инок сей жил

Кіево-Печерскій патерикъ

КІЕВО-ПЕЧЕРСКІЙ ПАТЕРИКЪ,
или сказанія о житіи и подвигахъ Святыхъ Угодниковъ Кіево-Печерской Лавры.
(Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго, 1967).

ЖИТІЕ
преподобнаго отца нашего Іоанна многострадальнаго.
18-го іюля.

П реподобный Іоаннъ многострадальный, возлюбленный ученикъ Пресвятой Богородицы обители Печерской, Россійскій дѣвственникъ, поистинѣ много принялъ скорби ради подвига дѣвства, будучи обрученъ небесному Жениху. Самъ преподобный, уже не задолго до смерти, и написалъ свое многострадальное житіе.

/с. 117/ М ного разъ приходилъ къ преподобному Іоанну, затворившемуся въ пещерѣ преподобнаго Антонія, нѣкто отъ братіи, боримый навѣтомъ дьявольскимъ на вожделѣніе плотское и молилъ святого, дабы помолился онъ ко Господу объ ослабленіи его. Преподобный Іоаннъ говорилъ ему: «Братъ, мужайся и да крѣпится сердце твое, потерпи Господа и сохрани пути Его, и Онъ не оставитъ тебя въ рукахъ враговъ нашихъ и не предастъ въ ловиту зубомъ ихъ». Но тотъ отвѣчалъ: «Отче! повѣрь мнѣ, что если не поможешь мнѣ, то я не почію, переходя съ мѣста на мѣсто». Преподобный же сказалъ ему: «Зачѣмъ хочешь ты предать себя врагу въ снѣдь и уподобиться мужу, стоящему на краю пропасти; ибо врагъ придя къ тебѣ, свергнетъ тебя долу и тогда будетъ лютое паденіе и уже не встать будетъ тебѣ Если же пробудешь здѣсь, во святомъ монастырѣ, то будешь подобенъ мужу, стоящему далеко отъ пропасти и уже врагъ не въ силахъ будетъ низринуть тебя. Такъ Господь за терпѣніе твое изведетъ тебя отъ рова страстей и отъ бренія нечистоты». Затѣмъ преподобный Іоаннъ самъ повѣдалъ этому брату свое житіе.

«К огда пришелъ я - говорилъ преподобный - въ сей св. Печерскій монастырь и началъ трудиться по чину святаго ангельскаго - иноческаго образа, то много пострадалъ, томимъ на блудъ, и не знаю, что не претерпѣлъ ради моего спасенія. По два и по три дня, а иногда и цѣлую недѣлю я не вкушалъ никакой пиши и, томимый жаждою, бодрствовалъ въ продолженіе всей ночи. Въ такомъ злостраданіи я, пробывъ до трехъ лѣтъ, не нашелъ себѣ покоя. Тогда, уйдя въ пещеру, гдѣ положенъ преподобный отецъ нашъ Антоній, пребывалъ въ ней день и ночь у гроба его, молясь, и вотъ услышалъ гласъ преподобнаго: «Іоанне, Іоанне! подобаетъ тебѣ здѣсь затвориться въ пещерѣ, да невидѣніемъ и молчаніемъ упразднится брань, и Господь поможетъ тебѣ молитвами преподобныхъ Своихъ. Тогда я затворился въ этомъ - тѣсномъ и скорбномъ - мѣстѣ и вотъ пребываю здѣсь уже тридцатое лѣто и только недавно обрѣлъ покой. Все это время боролся со страстьми и помыслами тѣлесными, удручая тѣло свое постомъ и бдѣніемъ. Обуреваемый плотскими страстями и не зная, какъ изгнать ихъ, я рѣшилъ, снявъ одежды, наложить на тѣло мое тяжкія брони и съ того времени и донынѣ измождаю себя стужею и желѣзомъ. Когда же этого стало недовольно, то я поступалъ такъ: съ наступленіемъ великаго поста выкопалъ глубокую яму и, войдя въ нее, засыпалъ себя пескомъ, оставивъ свободными только руки и голову. И такъ, угнетаемый землей, пробылъ весь постъ, не двигая /с. 118/ ни единымъ составомъ. Много творилъ мнѣ пакостей дьяволъ, желая изгнать меня изъ ямы. Онъ поразилъ страшною болѣзнью ноги мои, такъ что они скорчились, кости мои разломило и огонь поразилъ члены мои. Но, не думая и не печалясь объ этой болѣзни, я радовался душею, соблюдая ее чистою отъ скверны и желалъ лучше сгорѣть въ огнѣ томъ, нежели выйти изъ ямы, поруганный бѣсомъ. И вотъ въ то же время я увидѣлъ страшнаго и лютаго змія, дышащаго пламенемъ и искрами и хотѣвшаго пожрать меня. И это продолжалось нѣсколько дней. Въ свѣтоносную же ночь Воскресенія Христова вдругъ напалъ на меня тотъ страшный змій и, вложивъ голову мою и руки въ свою пасть, опалилъ мнѣ волосы на головѣ и бородѣ, какъ видишь меня теперь. Я же, находясь въ гортани того змія, возопилъ изъ глубины сердца моего: «Господи Боже, Спасе мой! вскую оставилъ мя еси, ущедри мя, Владыко, яко Ты еси единъ человѣколюбецъ; спаси мя грѣшнаго, Едине безгрѣшне, избави мя отъ скверны беззаконія моего, да не увязну въ сѣти лукаваго во вѣки, избави мя отъ поглощенія врага сего: се бо, яко левъ, рыкаетъ онъ, хотя мя поглотити: воздвигни силу Твою и пріиди во еже спасти мя, блесни молніи Твоя и прожени его, да исчезнетъ отъ лица Твоего».

К огда окончилъ я молитву, вдругъ свѣтъ божественный блеснулъ какъ молнія, и лютый змѣй тотъ исчезъ, и я не вижу его, благодатіею Божіею, и донынѣ. Слышалъ я тогда и голосъ Божій ко мнѣ: «Іоанне, Іоанне! вотъ была тебѣ помощь; смотри же, будь внимателенъ къ себѣ, дабы не случилось что-либо худшее въ будущемъ вѣкѣ». Я же, поклонившись, сказалъ: «Господи, почто мя оставилъ еси злѣ мучима быти?» Отвѣчалъ мнѣ Господь, говоря: «По силѣ терпѣнія твоего Я испыталъ тебя, дабы искушенный огнемъ, явился чистымъ, какъ золото Ибо выше силы Богъ не попускаетъ человѣку искушеній, дабы не былъ онъ поруганъ зміемъ лукавымъ; но какъ премудрый господинъ вручаетъ крѣпкимъ и сильнымъ рабамъ великія и тяжкія дѣла, немощнымъ и слабымъ - легкія. Ты же, чтобы избавиться отъ брани похоти тѣлесныя, помолись преподобному Моисею Угрину, да облегчитъ тебя отъ страсти блудныя, ибо онъ болѣе Іосифа сотворилъ и можетъ помогать страждущимъ страстью сею». Я же сталъ взывать: «Господи! помилуй меня молитвами преподобнаго сего». И вотъ пришелъ на меня неизреченный свѣтъ, который и нынѣ есть, не требуя свѣчи ночью и днемъ. И всѣ достойно приходящіе ко мнѣ насыщаются такого свѣта, освѣтившаго меня въ ночь Воскресенія Господня, ради будущаго вѣчнаго свѣта. Такъ окончивъ свое мно/с. 119/ гострадальное житіе, преподобный Іоаннъ обратился къ одержимому страстями брату, говоря: «Брате! мы сами пригвождаемъ умъ нашъ къ плотолюбію, поэтому Господь праведнымъ судомъ своимъ попускаетъ на насъ и страсти; ибо мы никогда не творимъ плодовъ достойныхъ покаянія, но я говорю тебѣ, братъ, помолись сему преподобному Моисею и онъ поможетъ тебѣ». Затѣмъ, помолившись вмѣстѣ съ братомъ и, взявъ одну изъ костей отъ мощей преподобнаго Моисея, блаженный Іоаннъ далъ ее ему, говоря: «Приложи это къ своему тѣлу». Тотъ поступилъ такъ, и тотчасъ же ощутилъ, разженіе угасло и всѣ страсти блудныя въ плоти омертвѣли. Тогда вмѣстѣ - блаженный и братъ - воздали хвалу Богу и угоднику Его Моисею, совершающему и по смерти чудеса. Преподобный Іоаннъ многострадальный скончался 18 іюля; св. мощи его, неоскудно точащія исцѣленія, какъ столпъ крѣпости отъ лица вражія стоятъ непоколебимо и донынѣ тамъ, гдѣ самъ онъ закопалъ себя до рамень. Молитвами многострадальнаго сего затворника отца нашего Іоанна буди и намъ наставленнымъ быти къ достиженію небеснаго царствія, во славу единаго въ Троицѣ славимаго Бога, Ему же честь и поклоненіе во вѣки вѣковъ. Аминь.

Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Житие преподобного отца нашего Иоанна Многострадального

Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие" (Деян.14:22), – сказал Апостол Павел .

Согласно с ним и возлюбленный ученик Иисусов, Иоанн девственник, сказал:

– "Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби " (Откр.1:9).

С ними согласен и возлюбленный ученик Пресвятой Богородицы из Печерской обители, наш русский девственник Иоанн, который прозван Многострадальным; действительно много скорбей перенес он ради обещания девства, данного небесному Жениху. Так он сам рассказывал про свою жизнь, незадолго уже до смерти, по следующему поводу. К этому преподобному, затворившемуся на одном тесном месте, в пещере преподобного Антония, и проведшему там всю свою жизнь, приходил часто один из братьев, которого обуревал диавол плотским вожделением; он просил святого помолиться Господу об ослаблении его страсти. Преподобный же Иоанн говорил ему:

– Брат, мужайся, пусть окрепнет твое сердце, терпи во имя Господне и сохрани пути Его, и Он не оставит тебя в руках наших врагов и не даст им уловить тебя.

Отвечал ему обуреваемый страстью:

– Поверь мне, отец, если не дашь мне ослабления, то я не буду знать покоя, но буду ходить с места на место.

Преподобный же Иоанн сказал ему:

– Зачем ты хочешь отдать себя на растерзание врагу? Ты будешь похож на человека, стоящего на краю пропасти; придет к нему враг и внезапно столкнет его вниз, и такое падение будет ужасно, так что потом ему уже не подняться; если же ты останешься здесь, в святом монастыре, ты будешь похож на человека, стоящего далеко от пропасти, которого враг как бы ни трудился тащить, не можете сбросить; так Господь за твое терпение избавит тебя от пропасти страстей и от бренной нечистоты; послушай, брат, я расскажу тебе, что случилось со мной в юности.

И он начал рассказывать всю свою жизнь подробно.

Когда я пришел (говорил он) в этот святой монастырь печерский и стал трудиться по чину святого ангельского иноческого образа, – я, сильно разжигаемы похотью, – весьма много претерпел ради своего спасения! По два, иногда и по три дня я не ел, часто и целую неделю я совершенно не принимал никакой пищи и жаждою умерщвлял себя: целыми ночами я не спал; в таком страдании я провел около трех лет, но и таким образом не нашел я покоя. Тогда я пошел в пещеру, где положен был преподобный отец наш Антоний и пробыл день и ночь в молитве у его гробу; и вот я услыхал голос преподобного ко мне:

– Иоанн, Иоанн, тебе нужно здесь затвориться в пещере, чтоб, не видя ничего и пребывая в молчании, побороть страсть. Господь поможет тебе молитвами Своих преподобных.

Потому (продолжал он) я с тех пор затворился здесь в тесном и печальном месте, где живу вот уже тринадцатый год; и не скоро я достиг покоя. Целые года боролся я со страстями и телесными помыслами, ведя жизнь строгую, немало лет, удручая свое тело сначала только постом и бодрствованием; потом, не зная, что делать и не будучи в состоянии побороть плотской страсти, я решил жить нагим; я повесил на свое тело тяжелые вериги и так с тех пор и поныне я изнуряю себя холодом и тяжестью железа. Однако, когда и этого всего бывало недостаточно, я придумал иное: выкопал глубокую яму, по самые плечи мне. Когда настали дни святого Великого поста, я влез в яму и засыпал всего себя землей, так что у меня остались свободными только руки и голова, и так я пробыл под тяжестью земли весь пост, не будучи в состоянии двинуть ни одним суставом; но и от этого не прекратилась жгучая плотская страсть моя. Кроме того меня пугал враг диавол, желая выгнать меня оттуда, и я ощутил такое его коварство: на дне ямы загорелись мои ноги, жилы в них стянуло, кости трепетали, пламя достигло уже живота и члены мои начали гореть. Я же не обращал внимания на жестокую боль, но радовался душою, радовался, что душа моя сохранилась чистою от скверны: я предпочел сгореть в том огне ради Господа, нежели выйти из ямы поруганным от беса, и в то же самое время я увидел страшного и лютого змея, который дышал пламенем, обжигал меня искрами и хотел пожрать. Так он делал несколько дней, желая прогнать меня. С наступления Светлой ночи Воскресения Христова напал на меня внезапно тот лютый змей, захватил в пасть мою голову и руки, на голове и на бороде у меня опалились волосы, как ты теперь видишь, и я, уже находясь в пасти у того змея, вскричал из глубины моего сердца:

– Господи Боже, Спаситель мой, зачем ты оставил меня? будь щедр ко мне, Владыка, потому что Ты один Человеколюбец! спаси меня грешного, ибо Ты один – безгрешный! избавь меня от скверного беззакония моего, чтоб я не погиб в сетях лукавого навеки, спаси меня от этого врага: вот он рычит, как лев, желая меня поглотить. Покажи силу Твою и приди спасти меня! Блесни Своей молнией и прогони его, чтоб он исчез от лица Твоего!

Когда я кончил молитву, тотчас свет божественный блеснул как молния, и лютый змей тот исчез; и я его до сих пор не видал, по милости Божией. Я услышал тогда и голос Господа ко мне:

– Иоанн, Иоанн! Вот тебе была помощь, теперь смотри сам, чтоб больше не пострадать в будущем веке.

Я же (сказал он), поклонившись, сказал:

– Господи, зачем ты оставил меня на жестокое мучение?

– По мере твоего терпения было это послано тебе, чтоб ты, испытанный огнем, стал чист, как золото; выше силы не допустит Бог искушения человеку, чтоб не изнемог он и не был поруган лукавым змеем. Но как разумный хозяин поручает крепким и сильным рабам большую и тяжелую работу, а слабосильным и слабым – плохую и легкую, так понимай и ты о борьбе с телесною похотью, из-за которой ты молишься о себе. Но помолись тому мертвецу, который находится близ тебя, чтоб он излечил тебя от блудной страсти: он сделал больше Иосифа 1 и может помогать страдающим от этой страсти.

А я (продолжал он), не зная имени этого мертвеца, стал восклицать:

– Господи, помилуй меня молитвами этого преподобного!

Потом я узнал, что это был Моисей 2 , родом угрин (венгерец). Тогда меня осиял несказанный свет, в котором я и теперь нахожусь, не нуждаясь в свете ни ночью, ни днем, и все достойные, которые приходят ко мне, довольствуются этим светом и видят воочию мое утешение, которое осветило меня в ту ночь Воскресения, давая надежду на будущий свет.

Окончив этот рассказ о многострадальной жизни своей, преподобный отец наш Иоанн обратился к одержимому страстью плотскою и сказал:

– Мы ведь сами, брат, помышляем своим умом о плотском, за это и попускает на нас Бог страдания Своим праведным судом, потому что мы не приносим достойных плодов покаяния. Но, брат, я скажу тебе: помолимся этому преподобному Моисею, и он поможет тебе.

После этого он помолился вместе с одержимым страстью; потом взял одну кость от мощей преподобного Моисея и дал ему, говоря:

– Приложи ее к своему телу.

Сделав это, брат тотчас почувствовал, как угас жар в теле его; блудная страсть перестала беспокоить Иоанна и замерла в теле его; с тех пор не было ему более мучений от нее. Тогда святой и брат, одержимый страстью, вместе воздали хвалу Богу за то, что тех, которые прославили Его чистотою в своей жизни, прославляет Он и по смерти чудесами, очищающими людей от греха.

Вскоре после рассказа о своих великих страданиях многострадальный затворник, преподобный отец наш Иоанн 18 июля предал дух свой в руки Господу 3 , чтоб воцариться с Тем же, с Кем вместе пострадал. Мощи же его святые, подающие неоскудевающее исцеление, как столп защиты от лица вражьего, стоят и теперь непоколебимо там, где он сначала там себя закопал по плечи, когда подвизался, и после, когда узнал время своего преставления. Молитвами многострадального сего затворника, преподобного отца нашего Иоанна (честное тело которого, как победившего телесную страсть многим страданием, стало столпом в доме Божием), да будем и мы направлены, как светом с столпом, явившимся пред Моисеем, – в ту обетованную небесную землю, текущую молоком и медом, чего удостаиваются кормящиеся грудью младенцы, а также и этот девственник Иоанн, подобно Иоанну – наперснику Христа, благодатью и слову в Троице славимого Бога, Которому воссылается слава ныне и вечно. Аминь.

«Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22), – сказал Апостол Павел.

Согласно с ним и возлюбленный ученик Иисусов, Иоанн девственник, сказал:

– «Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби» (Откр. 1:9).

С ними согласен и возлюбленный ученик Пресвятой Богородицы из Печерской обители, наш русский девственник Иоанн, который прозван Многострадальным; действительно много скорбей перенес он ради обещания девства, данного небесному Жениху. Так он сам рассказывал про свою жизнь, незадолго уже до смерти, по следующему поводу. К этому преподобному, затворившемуся на одном тесном месте, в пещере преподобного Антония, и проведшему там всю свою жизнь, приходил часто один из братьев, которого обуревал диавол плотским вожделением; он просил святого помолиться Господу об ослаблении его страсти. Преподобный же Иоанн говорил ему:

– Брат, мужайся, пусть окрепнет твое сердце, терпи во имя Господне и сохрани пути Его, и Он не оставит тебя в руках наших врагов и не даст им уловить тебя.

Отвечал ему обуреваемый страстью:

– Поверь мне, отец, если не дашь мне ослабления, то я не буду знать покоя, но буду ходить с места на место.

Преподобный же Иоанн сказал ему:

– Зачем ты хочешь отдать себя на растерзание врагу? Ты будешь похож на человека, стоящего на краю пропасти; придет к нему враг и внезапно столкнет его вниз, и такое падение будет ужасно, так что потом ему уже не подняться; если же ты останешься здесь, в святом монастыре, ты будешь похож на человека, стоящего далеко от пропасти, которого враг как бы ни трудился тащить, не можете сбросить; так Господь за твое терпение избавит тебя от пропасти страстей и от бренной нечистоты; послушай, брат, я расскажу тебе, что случилось со мной в юности.

И он начал рассказывать всю свою жизнь подробно.

Когда я пришел (говорил он) в этот святой монастырь печерский и стал трудиться по чину святого ангельского иноческого образа, – я, сильно разжигаемы похотью, – весьма много претерпел ради своего спасения! По два, иногда и по три дня я не ел, часто и целую неделю я совершенно не принимал никакой пищи и жаждою умерщвлял себя: целыми ночами я не спал; в таком страдании я провел около трех лет, но и таким образом не нашел я покоя. Тогда я пошел в пещеру, где положен был преподобный отец наш Антоний и пробыл день и ночь в молитве у его гробу; и вот я услыхал голос преподобного ко мне:

– Иоанн, Иоанн, тебе нужно здесь затвориться в пещере, чтоб, не видя ничего и пребывая в молчании, побороть страсть. Господь поможет тебе молитвами Своих преподобных.

Потому (продолжал он) я с тех пор затворился здесь в тесном и печальном месте, где живу вот уже тринадцатый год; и не скоро я достиг покоя. Целые года боролся я со страстями и телесными помыслами, ведя жизнь строгую, немало лет, удручая свое тело сначала только постом и бодрствованием; потом, не зная, что делать и не будучи в состоянии побороть плотской страсти, я решил жить нагим; я повесил на свое тело тяжелые вериги и так с тех пор и поныне я изнуряю себя холодом и тяжестью железа. Однако, когда и этого всего бывало недостаточно, я придумал иное: выкопал глубокую яму, по самые плечи мне. Когда настали дни святого Великого поста, я влез в яму и засыпал всего себя землей, так что у меня остались свободными только руки и голова, и так я пробыл под тяжестью земли весь пост, не будучи в состоянии двинуть ни одним суставом; но и от этого не прекратилась жгучая плотская страсть моя. Кроме того меня пугал враг диавол, желая выгнать меня оттуда, и я ощутил такое его коварство: на дне ямы загорелись мои ноги, жилы в них стянуло, кости трепетали, пламя достигло уже живота и члены мои начали гореть. Я же не обращал внимания на жестокую боль, но радовался душою, радовался, что душа моя сохранилась чистою от скверны: я предпочел сгореть в том огне ради Господа, нежели выйти из ямы поруганным от беса, и в то же самое время я увидел страшного и лютого змея, который дышал пламенем, обжигал меня искрами и хотел пожрать. Так он делал несколько дней, желая прогнать меня. С наступления Светлой ночи Воскресения Христова напал на меня внезапно тот лютый змей, захватил в пасть мою голову и руки, на голове и на бороде у меня опалились волосы, как ты теперь видишь, и я, уже находясь в пасти у того змея, вскричал из глубины моего сердца:

– Господи Боже, Спаситель мой, зачем ты оставил меня? будь щедр ко мне, Владыка, потому что Ты один Человеколюбец! спаси меня грешного, ибо Ты один – безгрешный! избавь меня от скверного беззакония моего, чтоб я не погиб в сетях лукавого навеки, спаси меня от этого врага: вот он рычит, как лев, желая меня поглотить. Покажи силу Твою и приди спасти меня! Блесни Своей молнией и прогони его, чтоб он исчез от лица Твоего!

Когда я кончил молитву, тотчас свет божественный блеснул как молния, и лютый змей тот исчез; и я его до сих пор не видал, по милости Божией. Я услышал тогда и голос Господа ко мне:

– Иоанн, Иоанн! Вот тебе была помощь, теперь смотри сам, чтоб больше не пострадать в будущем веке.

Я же (сказал он), поклонившись, сказал:

– Господи, зачем ты оставил меня на жестокое мучение?

– По мере твоего терпения было это послано тебе, чтоб ты, испытанный огнем, стал чист, как золото; выше силы не допустит Бог искушения человеку, чтоб не изнемог он и не был поруган лукавым змеем. Но как разумный хозяин поручает крепким и сильным рабам большую и тяжелую работу, а слабосильным и слабым – плохую и легкую, так понимай и ты о борьбе с телесною похотью, из-за которой ты молишься о себе. Но помолись тому мертвецу, который находится близ тебя, чтоб он излечил тебя от блудной страсти: он сделал больше Иосифа () и может помогать страдающим от этой страсти.

А я (продолжал он), не зная имени этого мертвеца, стал восклицать:

– Господи, помилуй меня молитвами этого преподобного!

Потом я узнал, что это был (), родом угрин (венгерец). Тогда меня осиял несказанный свет, в котором я и теперь нахожусь, не нуждаясь в свете ни ночью, ни днем, и все достойные, которые приходят ко мне, довольствуются этим светом и видят воочию мое утешение, которое осветило меня в ту ночь Воскресения, давая надежду на будущий свет.

Окончив этот рассказ о многострадальной жизни своей, преподобный отец наш Иоанн обратился к одержимому страстью плотскою и сказал:

– Мы ведь сами, брат, помышляем своим умом о плотском, за это и попускает на нас Бог страдания Своим праведным судом, потому что мы не приносим достойных плодов покаяния. Но, брат, я скажу тебе: помолимся этому преподобному Моисею, и он поможет тебе.

После этого он помолился вместе с одержимым страстью; потом взял одну кость от мощей преподобного Моисея и дал ему, говоря:

– Приложи ее к своему телу.

Сделав это, брат тотчас почувствовал, как угас жар в теле его; блудная страсть перестала беспокоить Иоанна и замерла в теле его; с тех пор не было ему более мучений от нее. Тогда святой и брат, одержимый страстью, вместе воздали хвалу Богу за то, что тех, которые прославили Его чистотою в своей жизни, прославляет Он и по смерти чудесами, очищающими людей от греха.

Вскоре после рассказа о своих великих страданиях многострадальный затворник, преподобный отец наш Иоанн 18 июля предал дух свой в руки Господу (), чтоб воцариться с Тем же, с Кем вместе пострадал. Мощи же его святые, подающие неоскудевающее исцеление, как столп защиты от лица вражьего, стоят и теперь непоколебимо там, где он сначала там себя закопал по плечи, когда подвизался, и после, когда узнал время своего преставления. Молитвами многострадального сего затворника, преподобного отца нашего Иоанна (честное тело которого, как победившего телесную страсть многим страданием, стало столпом в доме Божием), да будем и мы направлены, как светом с столпом, явившимся пред Моисеем, – в ту обетованную небесную землю, текущую молоком и медом, чего удостаиваются кормящиеся грудью младенцы, а также и этот девственник Иоанн, подобно Иоанну – наперснику Христа, благодатью и слову в Троице славимого Бога, Которому воссылается слава ныне и вечно. Аминь.


1) Иосиф – один из двенадцати сыновей патриарха Иакова. Отличался невинностью и простосердечием. Будучи продан братьями в Египет, не поддался соблазну жены Потифара, в доме коего находился (Быт. 39:1–23). – Потому-то в повествовании о житии Иоанна Многострадального и напоминается об особом заступничестве Иосифа за тех, кои, будучи обуреваемы блудною страстью, обращались к нему за помощью.
2) См. под 26 июля.
3) Кончина св. Иоанна последовала в половине XII века.