Храмы шаньдуна. О путешествии в Китай: Жизнь в Даосском монастыре

А впереди большой Даосский монастырь….)))

Как-то раньше не задумывалась над восточными религиями, а вот даосизм как-то зацепил своей необычностью. Это скорее концепция жизни и философская система, нежели религия в том смысле, в котором этот термин трактуем мы. В основе лежит гармония («Человек тогда лишь достигает личной гармонии, когда принимает природу и неизбежность» Лао-цзы, его считают основателем даосизма) это, пожалуй, единственная религией, которая не опирается на слепую веру - враг разума. Для мыслящих людей здесь есть над чем подумать.
Огромная занимаемая площадь. И всё тот же не отпускающий покой следует за нами.
Прямо из автобуса видим огромное искусственное дерево, увешанное прожекторами, камерами и бог весть ещё чем… Это чтобы вид не портили?)))

Фотография высокого искусственного дерева!

Перед монастырем бабушки продают благовония, пачки бумаги, которые потом сжигают в печах с символикой Инь Ян, думаю, что это ритуал поминания душ..

Здесь же миниантикварный рыночек, на котором можно найти необычные редкости, много-много разных монеток из разных провинций Китая, рай для нумизмата…))) Теперь у меня есть прям 2 талисмана с драконами из прошлого, подаренных на память…))) Внутри нас встречают мифически львы, огромные статуи даосских великанов со свирепыми лицами на каждом переходе на следующий уровень храма и старые- старые кипарисы.

Эти кипарисы мне почему-то захотелось назвать деревьями желаний, потому, как на них бесчисленное множество красных ленточек. Перед нами мальчишка лет 5 пытается забросить на дерево такую ленточку с привязанным к ней камнем, и это не детская шалость. Несколько попыток под контролем не мешающего родителя и успех… Надеюсь его желание обязательно сбудется…)

А вот ещё один очень необычный старый, мудрый, узловатый кипарис, видавший многое на своём веку. Он как бы разделён на две части и, кажется, без сердцевины…туда может запросто поместиться человек… Но старые мощные ветви, поддерживаемые опорами, ещё зелёные. Они как своеобразные хранители храма, и ощущение, что пока они стоят — стоит храм..)

необычный вид старого дерева желаний!

Проходим дальше, попадаем в меньший по размерам дворик. В глаза бросается необычная скульптура (лично мне, как немного химику, напоминающая кусок трубы из системы для перегонки веществ). А вообще эта фигура является даосом, когда они достигают высшей ступени просвещения, очищения и чего-то там ещё….

Черепахи, драконы уже как неотъемлемый атрибут Китая — в достатке…))) Заглядываем внутрь бокового храма… потрясающе… сразу на полу наш почитаемый символ Инь-Ян, в центре статуи монахов,

а на стенах живопись, причём такая, что может позавидовать любой храм Европы. Тончайшие линии, передающие самую суть изображенного, аккуратно, без лишнего апломба… И, думаю, каждый будет удивлён, увидев на стене храма не иконы, а историю эволюции человека… Да-да…

Огромные камни, с высеченными на них истинами, как жаль, что нельзя прочитать…
Во дворе две старые деревянные беседки, давно не чувствовавшие на себе руки реставратора…
Опять проходим мимо огромных статуй великанов — даосов. Ярко разрисованные, со свирепыми лицами, на которых написано все то, что они сделают с нами, если мы будем шалить и не слушать старших и мудрых товарищей… мда… перспектива совсем не радостная…)))

Фотография статуй даосских великанов

Упираемся в храм, обходим его и попадаем в ещё один дворик, совсем маленький… Огромная стена, разделённая проходом, исписанная иероглифами, а во дворике девушка, занимающаяся с мечом тайцзицюань (необычайно популярное боевое искусство из в Китае).

фото девушки отрабатывающей навык владения меча!

Двигается плавно, четко, грациозно…Засмотрелись все..))) Потом она сменила меч на необычайный девайс… деревянная палочка, напоминающая королевский скипетр, с прикреплённым к нему ощутимым пучком конских волос.. Хоть ребята и сомневались в эффективности данного оружия, а мне думается, что при умелом обращении, им можно нанести достаточно болезненное повреждение кожи….

девушка практикующая технику с оружием!

Наверху дракон, пытающаяся схватить символ власти или может охраняющий его…)))

потолок с орнаментам и драконом в центре!

У нас ещё есть час…))) Можно и нужно найти место, где можно посидеть и подумать. Спустились в маленький дворик, где занималась девушка. Деревья окружены скамейками…отлично…

Покой, тишина и погружение и в себя…у меня на уровне поверхностных чувств, неглубокое… Дуновение ветра, мягкие лучи солнца, клонящегося к закату…присутствие человека рядом…хм…второго…. открываю глаза…монах …стоит и смотрит на соседа слева, которых похоже ушёл в себя и обещает вернуться нескоро… взгляд заинтересованный, как бы читающий человека изнутри. И похоже, то, что тон там прочитал, ему понравилось, даже очень.. С улыбкой пошёл дальше, решив не тревожить…правильно…а толку то… продолжим…
И тут понимаю, что слышу музыку, это в монастыре-то… Ритмичная, вливающаяся в сознание, не прерывающая плавный ход мысли, сначала несущаяся как бы из глубины, потом подкатывающаяся всё ближе и ближе… Ох ты… служба за стенкой… Это нельзя пропустить… А это действо за стенкой… музыка как бы погружает в нирвану… Монахов практически не видно, они как бы в нише исполняют свои ритуалы. А тебя наполняет музыка. Можно долго стоять закрыв глаза и нестись по её волнам… Неизгладимое впечатление. Но надо вернуться к ребятам, которые уже пожалуй вернулись из внутреннего мира…
Ещё есть чуток времени и можно проявить любопытство… Заинтересованность свернёт горы.. Виталий направляется к барышне с необычным девайсом и просит показать его… более того… девушка демонстрирует ему комплекс, который оттачивала сама… и потом они повторяют его вдвоем…))) откажешь тут при такой-то заинтересованности …))) вот…пусть остальные скромные завидуют…)))
А ещё я теперь знаю, где живет радуга…))) На обратном пути заметили аквариум с золотой рыбкой и изваянием черепахи. Видно черепаха вселяет в желания свою мудрость и потом уж золотая рыбка исполняет их со своей привычной скоростью… и вот в этом самом аквариуме живет радуга…)))Самая настоящая…яркая, переливающаяся всем спектром возможных цветов, и как будто бы живая…)поскольку вода, встревоженная золотой рыбкой, двигается… слепит глаза выразительными красками, но очень тяжело отвести взгляд и двинуться дальше…и как-то вопреки знаниям того,что желания сбываются лишь тогда, когда к ним приложить известную толику силы, упорства и души, хочется чтобы золотая рыбка исполнила то самое сокровенное, к чему так долго идёшь и стремишься….)))
На верхушке ближайшей горы видим пагоду со ступеньками, ах как же жаль, что нет времени туда забраться….

Пора назад…(((«и подавать я не стану вида, что уходить не хочется…» Там остался кусочек от каждого из нас. Эти места будешь вспоминать с трепетом, с желанием вернуться. Долгими дождливыми, снежными, темными вечерами будешь вспоминать, и греться этим воспоминанием. Укутываться в них, как в пушистый плед, под которым спокойно и тепло. Всегда рядом друзья, на них всегда можно опереться и получить поддержку. Мысли схожи, чувства переполняют. Ты живёшь здесь и сейчас и это так здорово. Надо иногда уезжать далеко-далеко, чтобы почувствовать эти эмоции, эту свободу, покой, да и просто побыть самим собой и понять,как это…жить сегодня и сейчас… Когда смело можно ответить, на вопрос, а какой сегодня день? – Самый лучший…)))

А вечером гулять за ананасами и за очарованием последнего вечера в этом удивительном городе. Маленький (для Китая), непосредственный, очаровательный, несущий в себе столько загадок, знаний и мудрости, что для того, чтобы их познать и жизни мало… Жаль с ним расставаться. А ещё подумалось, что именно без этого кусочка пазл об этой поездке, составляемый нами, будет заполненным не до конца… Есть такие места,в которых хочется возвращаться. Их чувствуешь, ими дышишь и наслаждаешься. Дэнфэн,со всеми его чудесами, относится именно к такому месту. И тут понимаешь, что умеешь скучать не только по людям, но и по городам. Человеку ты можешь написать сообщение, поговорить по телефону…) А с городом не свяжешься по интернету, он не бывает он-лайн, и если заскучала – никаких контактов, если ты далеко. Ты можешь только рассматривать фото, ловить мимолётные факты из новостей. Поэтому и ловишь очарование вечера, наслаждаешься общением с близкими по духу людьми, чтобы как можно дальше сохранить его внутри.
А как здесь раскрылись люди, с которыми сталкивалась регулярно, не замечая мелочей и иногда даже не замечая главного… Внутреннего мира, души, широты взгляда. Китай подарил всем столько внутренней свободы, за счёт того, что никуда не надо спешить, бежать, не надо решать проблемы, что над тобой не висит груз ответственности и куча обязанностей. Думаю,все благодарны Китаю за новых друзей. Ибо в нашей повседневной жизни без этого путешествия,я точно знаю, их бы не было… А ведь по сути, за это нужно благодарить одного замечательного человека. Он наш стержень. Он тот, кто своим примером задает рабочий темп, побуждает стать лучше, стремиться вверх, непрерывно работая над собой. Человек, который чувствует каждого из нас. И иногда даже кажется, что он знает твои мысли. Общаясь с ним, как бы набираешься опыта, мудрости, знаний, спокойствия, которыми он умеет делиться. Открытый, позитивный, сильный Человек. Нужно только лишь хотеть это всё взять. Он тот, кого можно назвать настоящим Учителем…)

Прежде чем написать этот рассказ, я долго думала: «Что знают на Западе о даосизме?» Что это «Путь», философия или даже религия, что это родом из Китая, что даосы отращивают бородки и носят длинные халаты, что-то о Лаоцзы, «Даодэцзин»… Согласитесь, не все могут перечислить даже этот список.

5


Главный вход в заповедную зону даосских гор Цинчэншань

Спросив у некоторых китайских друзей, что они знают о даосизме, я была удивлена, почти никто не смог сказать ничего вразумительного.

А спросив тот же самый вопрос у тех, китайцев, кто занимается даосизмом профессионально, мое восприятие было моментально парализовано десятком философских доктрин в одном предложении. Простыми словами даосизм не выражается.

3


даосский храм, место поклонения богу богатства

Вот, что пишет Википедия: учение о дао или «пути вещей» , китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии. Обыкновенно различаются даосизм как определенный стиль философской критики (дао цзя ) и даосизм как совокупность духовных практик (дао цзяо ). Под дао цзя подразумевают преимущественно доциньский даосизм, связываемый с текстами, авторство которых приписывается Лао-цзы и Чжуан-цзы .

2


даосские символы и атрибуты: стражник-лев, знак великого предела (инь-ян), иероглиф "счастье", красный фонарь...

Даосизм почти никогда не был официальной религией — скорее представлял собой движение народных масс, одиноких практиков и отшельников. Но в недрах даосизма регулярно рождались новые идеи, которые вдохновляли учёных, политиков, писателей.

Чтобы стать счастливым, человек должен встать на Путь Дао , познать Дао и слиться с Дао.

1


площадь перед главным входом в Цинчэншань

Согласно учению даосизма, душа человека вечна, как и вся Вселенная . Физическая смерть означает лишь то, что дух отделяется от тела и растворяется в макрокосме. Цель существования человека — это добиться слияния своей души с мировым порядком Дао . Каким же образом можно достичь такого слияния? Ответ на этот вопрос содержится в учении Дао.


знак великого предела (инь-ян) встречается повсюду, великий предел - ТАЙЦЗИ

Всякое действие, противоречащее Дао означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели. Даосизм учит созерцательному отношению к жизни . Блаженства достигает не тот, кто стремится добрыми делами завоевать расположение Дао, а тот, кто в процессе медитации, погружения в свой внутренний мир стремится вслушаться в самого себя , а через себя вслушаться и постичь ритм мироздания .

5


гармония и безмятежность

Таким образом, цель жизни в даосизме — возвращение к вечному, возвращение к своим корням .

Нравственный идеал даосизма — это отшельник, который с помощью религиозной медитации, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, погрузиться в общение с божественным Дао.

Даосизм — глубочайшее учение. Как я убедилась, живя в Китае, народ не знает о даосизме почти ничего. А те, кто занимается изучением даосизма и могут донести это учение доступным для новичка языком, находятся не в гуще мегаполиса, а там, где они могут практиковать Дао.

3


один из самых главных храмов на горе Цинчэншань - Шанцингун

Первое место, где нужно побывать человеку, интересующемуся даосизмом, — горы Цинчэншань.

Горы Цинчэншань, расположенные в 60 км от города Чэнду в юго-западной провинции Сычуань, — колыбель даосизма . Именно здесь зародилось древнее учение. И по сей день — это священные даосские горы . Здесь базируется Всекитайская Ассоциация даосизма. От подножия до вершины горы располагаются многочисленные даосские храмы и монастыри. Паломники со всей страны стекаются сюда, чтобы прикоснуться к истокам. Здесь же есть возможность обучаться, практиковать и получать консультации у даосских учителей .


иероглиф ДАО

Путешествовать по горе Чинчэншань можно несколькими способами.

Для любителей активного отдыха я предлагаю трекинг . Природа здесь чудесная. Богатейший лес с соснами и бамбуковыми зарослями, с водопадами и китайскими беседками для уединения. Пение тропических птиц. Тишина и покой.


Для тех, кто приехал за комфортным отдыхом или имеет ограниченные возможности, можно выбрать канатную дорогу , в один или в оба конца. В один конец канатная дорога стоит 35 юаней, в оба конца 60 юаней. Современная, бесшумная, безопасная канатная дорога. Нужно отдать должное, заповедные зоны провинции Сычуань безупречно оборудованы.

От парковки до главных ворот расстояние 4.5 км, здесь не стоит экономить, а лучше взять электромобиль за 10 юаней в одну сторону. по пути ничего интересного, время лучше оставить на гору.

4


храм богатства, один из первых на пути к горе Цинчэншань

Вот и ворота. Справа даосский храм. Здесь служат весьма почитаемые в даосском мире монахи и монахини , для наших гостей возможна встреча с ними и обсуждение волнующих вопросов.

Входные билеты продаются слева от входа. Как всегда не дешево. Китай совсем не дешевая страна, 90 юаней с человека стоит входной билет в горы Цинчэншань. Детям ниже 130 см вход бесплатный.

Высота у подножия горы всего 780 метров над уровнем моря. Вся гора покрыта пышным лесом. Эта местность известна в Китае благодаря максимально высокой концентрации отрицательных ионов кислорода , что невероятно полезно для здоровья и иммунитета человека !


даосский храм на горе Цинчэншань

Горы Цинэншань входят в пятерку прекраснейших гор Китая . Горы Цинчэншань стоят спиной к покрытому снегом хребту Миньшань и лицом к равнине Чуаньси, что в западной части провинции Сычуань. Пик Дамяньшань — наивысшая точка, а пещера Тяньши («Старший даос») — сердце гор Цинчэншань. Площадь горного массива — 120 кв. км. В горах Цинчэншань насчитывается 36 пиков, 72 пещеры, 108 живописных мест. Прекрасны величественные горные вершины и природные пейзажи, покрытые густым вечнозеленым лесом и зарослями бамбука склоны. Хребет напоминает кольцо и издали он смотрится как крепость, отчего произошло название Цинчэншань , что означает «Зеленая крепость» .


Даосский храм Белых облаков изначально был построен в 741 году. С тех пор храм достраивался и отстраивался заново после разрушений. Сейчас храм - 19 павильонов по трём осям на территории 10 000 кв.м. Здесь располагается действующий даосский храм, ассоциация даосов Китая, институт даосской культуры Китая, даосский колледж, редакция журнала Китайский даосизм. Я считала, что здесь же действующий даосский монастырь, но подтверждения тому у меня нет. Людно здесь только во время народных праздников. Иностранцы - редкие гости. Бродят немногие китайцы - миряне и колоритные даосы.

Сразу за входом мостик с двумя колокольчиками под сторонам. В киоске рядом продают металлические жетоны, которыми надо попасть в колокольчик на счастье.
1.

Народ молится в зале Лин Гуаня, даос в трениках и с мобильником бродит рядом.
2.

Божество Лин Гуань - глава даосского охранного ведомства, способен победить любое зло и помогает оправится от болезней, у него красное лицо и три глаза.
3.

По сторонам много служебных помещений. Небольшие деревца - магнолии очень красиво цветут весной белым и розовым цветом.
4.

Инструкция во всю стену одного из залов.
5.

На фото 6. - Нефритовый владыка - повелитель Неба и Земли, распоряжается счастьем и несчастьем всего и вся.
у божества горы Тайшань такая же "занавеска" на голове.
6.

В зале божеств богатства три божетсва. Одно божество в центре - гражданский бог богатства, два других - военными божествами богатства.

Из трёх знаю только одного (на фото внизу). Его зовут Гуань Юй - герой "Троецарствия" (написан Ло Гуаньчжун в ХIV веке), храбрый и великодушный воин.

Назван Гуань Ди после канонизации в 1594 году как Бог Войны и защитник народа (Совсем не свирепое Божество, благословляет братство и борьбу за справедливость). Ещё он в числе Божеств письменности, поскольку выучил трактат "Цзоджуань" (древняя историческая проза). В некоторых районах Китая почитается ещё и как Бог Богатства. По одним источникам потому что до воинства был торговцем, по другим потому что в смутные времена его защите вверяли накопленное добро.

Есть маленький храм, посвященный Гуань Ди.
7.
.

8.

Одно из трёх Божеств медицины. Даосы считают, что каждый из Божеств - некогда живший человек.
Интересно, что имя одного Божества в разные времена и в разных провинциях связают с разными людьми. Т.е. у каждого места и времени свой герой, а божество одно.
9.

В зале святого Цю. На стенах изображение сюжета путешествия святого Цю к Чингизхану после получение седьмого приглашения хана
(Чингизхан почему-то назван императором в пояснениях, хотя императором Чингизхан не был, императором Китая был внук Чингизхана Хубилай).

Ещё здесь пишут, что Чингизхан назначил святого Цю настоятелем храма для сохранения даосской традиции (что мне кажется странным).
Тело святого Цю захоронено в этом зале.
10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

У "Нефритовой лошади" во дворике морда блестит. Её гладят, веря, что это поможет карьерному росту. .
18.

В зале Восьми бессмерных - очень популярных героев народного эпоса. Самому популярному из них - Люй Дуйбину, посвящен отдельный зал.
19.

20.

Вырезанные на камнях животные восточного гороскопа тоже блестят оттого, что их наглаживают на счастье. Есть сказка о том, почему по животным счёи вести стали.
21.

В этом зале 60 божеств - покровителеё. В Восточный гороскопе 12 животных и 5 стихий: земля, вода, огонь, дерево и металл.
Каждый год относят к одному животному и одной стихии. Всего 60 разновидностей года. Вот и получается 60 божеств.
22.

Есть и такое божество - покровитель года,
23.

Девушки подошли к даосу с каким-то вопросом. Он послушал пульс на руке и что-то записывает. Тему обращения не знаю, увы.
24.

В конце осей храма обширные территории отведены то ли под жилые кельи, то ли служебные помещения.
25.

Даос спиной ко мне повернулся, не желая фотаться.
26.

Очень занят мобмльником.
27.

Популярные в народе Фу Лу Шоу божества. Только раположены почему-то так: Шоу, Фу, Лу.

Начнем именно с монастырей. Я во время своего осеннего визита посетил два Даосских монастыря – Храм Белых Облаков и Храм Донгью. За правильность названия последнего я не поручусь, но я бы произнес это так…


Храм Белых Облаков (???) – центр Даосизма, главный храм этой религии. Храм основан в 739 году Н.Э., однако в 12 веке был полностью сожжен и отстроен заново. Он расположен к Юго-Западу от Запретного Города, в неохваченном метро районе Пекина, так что самый простой способ добраться до него – взять такси, показав название храма таксисту. Но если вы жестко экономите деньги, то можно доехать на метро: линия 1 – станция Nanlishilu (????), далее пешком на восток до перекрестка улиц Fuxingmenwai Dajie и Baiyun Lu (550 метров), затем на юг по улице Baiyun Lu до входа в храм (1 километр). Храм весьма велик и интересен, если вы вдумчиво осматриваете достопримечательности, вам потребуется часа два-три, чтобы осмотреть его.


Храм представляет собой довольно большой комплекс, каждое здание которого посвящено какому то богу или группе богов. Перед каждый зданием стоит табличка с текстом на китайском и на английском, рассказывающая о том, кому посвящено данное конкретное здание.


Каким то образом, при моем интересе к религиям, Даосизм до недавнего времени как-то «ускользал» из моего внимания, и лишь побывав в этих храмах, я заинтересовался этой религией. Информация, которую я смог получить от знакомых, была весьма скудна – почитание предков, разновидность Буддизма. На самом деле первое – лишь маленькая часть правды, второе – вообще не правда.


В действительности же Даосизм – огромный комплекс различных верований меняющихся в зависимости от территории. Поклоняются в Даосизме богам, а вернее – бессмертным. Бессмертные в Даосизме подразделяются на два типа – изначальные бессмертные – могущественные существа, каждый из которых имеет свою область влияния, как бы свои «обязанности», и бессмертные, бывшие людьми, и своими делами заслужившие право на бессмертие, к которым, согласно Даосизму, например, относится Конфуций.


К младшим бессмертным духам, относятся и духи предков, так что в том, что Даосизм – религия почитания предков – есть зерно правды, но это отнюдь не центральная идея данной религии.


Помимо бессмертных, даосы так же верят в Дао (Путь) – нечто, из чего возник наш мир, и сами боги, начало всего сущего. Вся вселенная, согласно даосам, соткана из энергий Инь и Ян, и пронизана жизненной силой Ци. Неправда ли, знакомо звучит? Конечно, ведь весьма популярный в последние 10 лет в нашей стране Фэн Шуй – не что иное, как часть даосского учения, вернее небольшая часть его практик. Знаменитый символ сплетения Инь и Ян – один из главных символов Даосизма.


Это знаменитый символ выражает одну из центральных идей Даосизма – равновесие движений, энергий, естественность всего происходящего, отсутствие каких бы то ни было перекосов. Равновесие ведет Даосизм к удивительной терпимости к практически любым другим религиям и философским идеям. Даосаму не свойственно говорить «они ошибаются» по отношению к другим учениям, вместо этого они говорят «это лишь часть правды».


В Даосизме поражает универсальность этой религии. Любая другая религия вписывается как часть общей мозаики Даозизма. Какие то части больше, какие то меньше, но я не могу придумать какая религия будет противоречить Даосизму. Так, например буддисты верят в переселение душ, в реинкарнацию. В Даосизме нет «автоматической» реинкарнации, после земной жизни, согласно верованиям даосов, люди отправляются в мир потусторонний, в место, выбираемое согласно балансу их поступков при жизни, но есть бессмертный (к сожалению имени не помню), который может реинкарнировать людей, и посылает часть душ на новые жизни на земле.


Интересно так же, что имеющая в Дзен Буддизме богиня милосердия Гуанинь, так же весьма почитаема под другим именем и в Даосизме, и в Храме Белых облаков вы найдете ее храм. Говорят, она настолько любит людей, что не может оставить без ответа просьбу, идущую из самого сердца.


Конфуцианство? Ну тут все просто, так как Конфуций – один из почитаемых бессмертных в Даосизме. И хотя один из основателей Даосизма – Чжуан Чжоу, в своей книге часто спорит с Конфуцием, и не соглашался с ним, он не отрицал влияние Конфуция и глубоко уважал этого великого человека, заслужившего своим поступками место среди бессмертных.


Но если подумать, то и даже Христианство легко вписывается в концепцию Даосизма. Ведь Христос – сын человеческий, своими делами заслуживший бессмертие, поведший за собой миллионы людей. А святые – чем не даосские бессмертные? Ведь они так же заслужили своей жизнью причисление к лику святых, и у каждого из них есть свои «обязанности», то, о чем принято просить конкретного святого.


В центральном здании Храма Белых Облаков, если вы подниметесь на второй этаж, вы можете увидеть трех главных бессмертных Даосизма – Трое Чистых. Да да, каким то образом и тут – на самом верху стоит именно троица. Правда в Даосизме несколько не христианское отношение к ним, их не принято просить о чем то, им скорее выражают благодарность за то, что они сделали для мира. Первый из них – его статуя расположена по центру – Yuqing Yuanshi Tianzun – родившийся на заре вселенной, создатель нашего мира. Ныне он оставил управление нашим миром, и скорее лишь наблюдает за его развитием.


Второй из Троих Чистых – Shangbing Lingbao Tianzun , он – хранитель равновесия энергий Инь и Ян, как правило он изображается держащим в руках шар из переплетенных энергий. Он следит за тем, чтобы нигде во вселенной не возникал перекос в польщу той или иной силы, чтобы вселенная не разрушилась.


Третий из Троих Чистых Даосизма – Taiqing Taode Tianzun (Tai Shang Lao Jun) – когда-то при земной жизни, известный более, как Лао Цзы – автор основополагающего трактата Даосизма – «Дао Де Цзин». Он – донес до людей учение о Пути и Благодати. Его книга – наряду с Библией – одна из самых переводимых на Земле.


Каков же «земной» смысл Даосского учения? Это очень трудно выразить в нескольких словах… Да, приходят на ум слова «естественность», «равновесие», «мягкость», «недеяние», «следование пути». Но очень трудно в нескольких словах описать то, что описано в Даосских трактатах. Пожалуй, лишь процитирую первый параграф «Дао Де Цзина» –
Истинный Путь не выразить словами
Истинное Имя не произнести
В Хаосе нет имен – там начало всего
Имена есть в Порядке – это мать всего
Уподобиться Хаосу – увидеть начало
Уподобиться Порядку – увидеть итог
Это – две реки из одного ключа
Всегда вместе, непостижимы, глубоки
Меж ними – врата ко всем тайнам.


Учение очаровывает совей простотой, универсальностью и отсутствием какой-либо агрессии, ведь равновесие не подразумевает никакого противостояния, а нет противостояния – нет и конфликтов.


Подчеркивается так же особо, что любой человек может стать бессмертным, заслужиьт право на вечную жизнь. Об этом говорит зал Восьми Бессмертных, которые олицетворяют свойства людей так, чтобы любой человек мог совпасть хотя бы с одни из них. Это бедный, богатый, красивый, уродливый, старый, молодой, мужчина и женщина.


Однако, вернемся к земным материям, и поговорим о втором храме Даосов в Пекине – храме Донгью (Dongyue Temple, ???). Он находится в 500 метрах на восток от станции метро Chaoyangmen. Храм находится на крупной дороге, туда легко и подъехать на такси, показав таксисту название. Этот храм был основан в 1319 году, и по площади он меньше, чем Храм Белых Облаков.


Напротив храма есть древние ворота, возможно – часть храма когда то, ныне – просто ворота, но они – хороший ориентир, говорящий, что да, вы там, где надо.


В этом Храме по периметру расположены комнаты для бессмертных. Тут вы моежете визуально оценить их число в Даосизме, и надо учитывать, что вряд ли они включили статуи всех бессмертных, скорее всего это лишь наиболее значимые из них для данной даосской школы.


Помните был когда то Китайский мультфильм «Царь обезьян Сунь Укун»? Его много показывали по советскому ТВ. Там был царь обезьян, и свин, и они шли куда то, преодолевая различные опасности. Вот тут, в Храме Донгью, вы увидите и этих персонажей, среди статуй бессмертных.


Надо сказать, что далеко не все бессмертные – доброго вида, попадаются и весьма грозные, явно демонического происхождения.


Сам храм, как всегда – место очень приятное. Деревья, скамейки под ними, дощечки с пожеланиями и просьбами людей к бессмертным.

Учтите – храм не ограничивается лишь центральной частью, у него есть еще боковые территории, зайдите туда, там живут монахи, они не прогонят вас, правда фотографироваться они не любят и стараются не попасть в объектив.

Тут мне повезло стать свидетелем Даосского богослужения. Процессия даосов вышла из храма, с музыкой и пением прошли к одной из стел неподалеку от главного здания храма, где и совершилось богослужение в честь какого то из бессмертных.


Этот храм – относительно не велик, так что за час, я думаю, вы управитесь с его осмотром довольно легко.


На этом я пожалуй и закончу рассказ о даосских храмах Пекина, в которых мне довелось побывать.

Даосский храм в Хэйхе August 15th, 2017

Вверх по течению Амура, в 12 километрах от Хэйхэ, находится Небесный даосский храм Лун Шоу Шань или, как его еще называют — храм Небожителей. В нем бывает совсем не много туристов, просто мало кто еще о нем знает.

Он располагается на превосходном месте - по склону большой сопки, так что в немалой степени напоминает традиционные китайские даосские храмы Китая. Главное, на что просто невозможно не обратить внимание, это расположение его элементов на разных уровнях. Хотя этот храм и построен совсем недавно, но эмоций вызывает ничуть не меньше храмов с вековой историей.

Смотрите сами...


Кому интересно, вот вам в видеоформате:

Подписывайтесь на мой канал в Ютюб

А остальным фоточки...

Фото 2.

Даосизм как религиозно-филосовское течение возникло примерно в VI-V вв. до н.э. В это время предположительно жил мудрец Лао Цзы. Человек, которому китайская традиция приписывает создание даосского учения. Хотя, религиозно-филосовские представления древних китайцев начали формироваться задолго до возникновения даосизма - они, возможно, имели много общего с шаманством. По древнекитайскому пониманию, в начале мира существовала единая универсальная субстанция — Ци (сначала мыслившаяся в виде воздушного пара или космического дыхания), наполнявшая Пустоту (Небытие).

В какой-то момент она разделилась на два начала: Ян - характеризовалось как светлое и тёмное, Инь - как мутное и холодное. Ян как более лёгкое, взметнувшись вверх, образовало небо, а Инь как более тяжёлое опустилось вниз и образовало землю. Эти два начала (Инь и Ян) самим своим существованием обеспечивали и поддерживали в мире гармоническое равновесие. Но в VI-V вв. до н.э. оказалось, что привычные объяснения уже не дают возможность понять, как себя правильно вести в разных ситуациях, и прежняя модель мира не согласуется с тем, что люди видят вокруг себя.

Фото 3.

У многих создавалось ощущение, что боги покинули их. Наступило время тех, кто готов был показать правильный путь, помочь сориентироваться в сложной действительности. Одним из таких людей и стал Лао Цзы. Главным трудом Лао Цзы традиционно считается «Книга о Дао и Дэ». Пять тысяч иероглифов, написанные на бамбуковых пластинах, можно было уложить в три повозки! В этой книге кратко излагались основы учения, позже получившего название «даосизм». Была предложена модель мира, где над всеми богами, включая и верховное божество (Небесного Владыку), главенствует таинственная и мощная сила, управляющая вселенной, имя которой — Дао.

В этой же книге формулируются и этические нормы, правила поведения каждого, необходимые для осуществления Блага: не кичись заслугами, не унижай слабого, живи в мире и согласии с другими, не желай богатства и роскоши, довольствуйся малым, не кради. Есть здесь и такие практические советы, как: живи не противодействуя Дао, не ломай заданный свыше порядок, чти его, благоговейно следуй ему, и всё само собой выправится. Мысль Лао Цзы, что мир един, теперь стали понимать таким образом, что между небом и землёй нет непреодолимой границы, что, соблюдая определённые правила и законы, можно пересечь её и при жизни.

Фото 4.

При входе на территорию храма нас по традиции попросили не наступать на пороги, а просто перешагивать их.

Фото 5.

На территории монастыря много каменных львов.

Фото 6.

Тут можно купить вот такие благовония, поставить их и загадать желание. Я сначала подумал, что это приспособление для запуска фейерверков:-)

Фото 7.

Очень необычный моему глазу антураж. Все достаточно светло и открыто.

Фото 8.

Традиционная для многих культур свастика.

Фото 9.

Хорошо бы подробнее узнать, что это за статуи и кого они символизируют.

Фото 10.

Хоть и храм построен не так давно, где то в 2008 году, но атмосфера и антураж очень соответствует тому, что я в Китае! Все же в этом районе больше нет никаких исторических достопримечательностей и без посещения этого храма поездка в Китай была бы не полной.

Фото 11.

Даосский храм в Хэйхэ — это, в первую очередь, священное место, созданное для духовного совершенствования и поклонение богам. А их тут, кстати, не мало. У всех статуй богов, находящихся в храме, вы найдете подношения, принесенные сюда людьми, чтобы выказать свое уважение.

Фото 12.

А вот это башня желаний. Нужно кинуть монетку так, чтобы она не выпала оттуда и тоже можно загадать желание.

Фото 13.

Львы грозно следят за всем.\

Фото 14.

Как и для любого религиозного места, для даосского храма тоже есть ограничения в посещении:

Ни в коем случае нельзя входить на территорию храма с оголенным торсом;
- нельзя шуметь, нарушая, тем самым, атмосферу умиротворенности;
- нельзя фотографировать фигуры божетсв, а так же снимать видео;
- не разрешается вносить в храм зажженные благовония и свечи;
- нельзя трогать ритуальные инструменты и производить с их помощью какие-либо звуки.

Фото 15.

Все знают о иглоукалывании, но мало кто осведомлен, что данные практики пришли именно из даосского учения Лао Цзы «о циркуляции энергии Ци».

Фото 16.

И места там вокруг красивые.

Фото 17.

Да, да... фотографировать нельзя. Но чтож делать! Работа у нас такая...

Фото 18.

Убранство храма очень впечатляет и очень необычно видеть это не на картинке, не по телевизору - а в живую!

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Вот такая дверная ручка!

Фото 24.