Святой равноапостольный николай японский. Святитель николай японский

16 февраля - день памяти святителя Николая Японского . Будущий Святитель родился в 1836 году в Смоленской губернии. В 60-х годах XIX века в российском государстве возникла идея о развитии православной миссии в Японии. Получивший к тому времени духовное образование, Иван Касаткин, так звали святителя в миру, решил посвятить себя этому служению. Принеся монашеские обеты он отправился служить в церкви при русскому консульстве в городе Хакодате.

Групповая фотография участников Всеяпонского Православного Собора 1882 г.В центре сидит св. равноап. Николай Японский

К проповеди среди японцев святитель готовился с настоящим восточным упорством - в течение 8 лет - изучал японский язык, быт, культуру этой страны. После этого он возглавил Русскую Духовную Миссию, открывшуюся в столичном Токио. Здесь был построен православный храм, открылась духовное училище, началось издание местного «Церковного вестника», переводились книги, был создан богословский словарь. Службы и преподавание велись на японском языке.

Труднейшим периодом в жизни святителя стала Русско-японская война 1905 года – святитель, преданный своей японской пастве, не мог не болеть за русских солдат, помогая пленным.

За полвека миссионерской работы святителя Николая, в Японской Православной Церкви было образовано 266 общин, окормлявших 33 017 православных японцев. В составе епархии был 1 архиепископ, 1 епископ, 35 иереев, 6 диаконов, 14 учителей пения, 116 проповедников-катехизаторов.

Сегодня автономная Японская Православная Церковь - это три епархии, включающие в себя 150 приходов, на которых служит 40 священнослужителей. Все это - наследие святителя Николая.

10 фактов о святителе Николае Японском

1) Что бы добираться до семинарии губернского города Смоленска, будущему святому пришлось пройти пешком более 150 верст. Иван Касаткин был из духовного сословия, и был воспитан с верой в то, что должен обязательно следовать пути его отца-священника.

2) Дорога до Японии заняла целый год. Через всю Сибирь святитель проехал в кибитке. «Япония рисовалась в моем воображении как невеста, поджидавшая моего прихода с букетом в руках. Вот пронесется весть о Христе и все обновится…», - вспоминал святитель в своих дневниках.

Артёмова Мария, 13 лет

3) Проповедь христианства в Японии долгое время каралось смертной казнью. «Японцы смотрели на христианство, как на зловредную секту, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи», - рассказывал архиепископ Николай.

Артёмова Мария, 13 лет

4) Во время занятий японским языком отдыха просили учителя, которых он нанимал по двое и трое одновременно, чтобы они могли сменять друг друга – столь сильным было его рвение поскорее овладеть языком.

5) Изучая культуру Японии, святитель ходил по буддийским и синтоистским храмам, беседовал с местными духовными учителями, изучал литературу. Однажды отец Николай зашел в буддийский храм, гостя стали усаживать, но ни одного стула рядом не оказалось. Тогда ему вежливо предложили сесть на жертвенник, к великому удивлению растерявшегося миссионера.

6) Первого японца отец Николай, несмотря на угрозу смерти, крестил уже через 4 года своего служения. Им стал бывший жрец синтоистского храма. Тот всегда с ненавистью смотрел на иеромонаха Николая, встречаясь с ним в доме консула, и святитель однажды спросил его: «За что ты на меня так сердишься?». Японец ответил: «Ты со своей проповедью больше всех повредишь Японии». «А ты разве знаком с моим учением? Сначала выслушай, а потом суди», предложил монах. Японец смутился и вдруг ответил: «Ну, говори». Вскоре Савабе был крещен с именем Павел и стал первым священником-японцем.

Рисунок Ксении Козловой, 13 лет. “Бедные японцы молятся перед иконой св. Николая Японского”

7) Поучая, святитель говорил об очень простых вещах, но всегда зажигал сердца. Земледелец, учитель, воин, купец – все они необходимы для человечества, - говорил епископ - всем им быть повелел Господь. Пусть они трудятся в сознании этого, тогда одним исполнением своего служения получат Царство Небесное. Был внимателен к людям, посещал дома, терпеливо и часто подолгу беседовал с язычниками.

8) В течении 30 лет, каждый день, ровно в шесть часов вечера входил в келью отца Николая его постоянный сотрудник по переводам Накаи-сан. Он садился рядом с епископом на низенький табурет и начинал писать под диктовку переводы духовных книг на японский язык. Работа продолжалась четыре часа. Откладывалась она только в дни вечерних богослужений и праздников.

9). Святитель был единственным русским человеком в Японии во время войны 1905. Рискуя жизнью он остался с Японской Православной Церковью. Будучи сам горячим патриотом России, епископ Николай ясно понимал, что такой же патриотизм нужен и для Японии, поэтому он настойчиво требовал от своих последователей, чтобы они были верными сынами своей страны. Православным японцам святитель Николай благословил молиться о даровании победы их императору. Но сам во время войны в общественном богослужении не участвовал - не мог молиться о победе Японии над его отечеством.

Рисунок Ксении Козловой, 13 лет

10) С юбилеем служения владыку Николая поздравлял сам губернатор Токио. Владыка согласился торжественно отпраздновать юбилей служения в Японии, зная, что праздник привлечет внимание многих, и это послужит большему распространению Веры Христовой.

Кажется, какая может быть связь между Японией и уроженцем глухой Смоленской деревни Иваном Касаткиным (в иночестве - Николаем)? А ведь именно наш соотечественник - простой парень из семьи сельского дьякона смог стать равноапостольным просветителем Японии и первым основателем в этой стране православного храма. Величественно возвышаясь в центре Токио, храм Вознесения Господня или Николай-До (храм Святого Николая), как привыкли называть его японцы, и по сей день привлекает множество паломников со всего мира.

Родился 1 (13) августа 1836 года в Смоленской губернии в селе Березе. За плечами его - Бельское духовное училище, Смоленская духовная семинария и Петербургская духовная академия. Прилежная учеба на протяжении многих лет, искреннее желание быть полезным людям и проповедовать христианскую веру привели Николая (уже принявшего монашеский постриг) в 1860 году в Японию в качестве миссионера. На тот момент было разрешено создать первую дипломатическую миссию в Хакодате. Проповедовать Евангелие японскому народу было задачей не из легких. Япония, всегда враждебно настроенная против всего иностранного и чуждая христианской этике, крепко держалась за свои обычаи. Исповедание православия в этой стране было под запретом уже более 2 веков. Да к тому же еще самурайские обычаи, когда, защищая свою честь, самурай должен покончить жизнь с помощью харакири. Но Николай взялся за порученное дел с усердием и свойственным ему прилежанием - на протяжении 8 лет изучал все, что касается Японии, ее историю, язык и нравы, перечитал кучу литературы на японском языке, овладел самим языком в совершенстве, свободно изъяснялся лишь с небольшим акцентом. Первым учеником и последователем отца Николая стал бывший самурай Савабе. Изначально враждебно настроенный, он уже после нескольких бесед с Николаем начал проявлять интерес к христианскому учению, а впоследствии принял крещение и даже был посвящен в священнослужителя. Позже к ним присоединились врачи Сакаи и Урано, которые также приняли духовный сан и получили имена апостолов Иаков и Иоанн. А Савабе был наречен Павлом. После гонения на христиан в 1871 году, когда все старые указы против христианства были уничтожены, отец Николай начал строить храм, школу и затем духовное училище. Им было переведено на японский язык огромное количество богослужебных книг и составлен богословский словарь. Трудно пришлось отцу Николая во время , он был единственным русским в миссии. Предложение вернуться на родину он отклонил и остался в Токио. Всех своих прихожан он велел молить о победе Японии, сам же тихо молился, чтобы победила любимая им Россия. Он по мере возможности старался навещать пленных соотечественников и всячески помогать им. За время войны число людей, принявших христианскую веру, только выросло. И к 1912 году количество крещеных японцев было выше 34 тысяч. В 1906 году святителя Николая возвели в сан архиепископа за его миссионерскую деятельность и подвижнические труды. В 1912 году, в возрасте 76 лет, святитель мирно отошел в мир иной. Похоронен он на старинном кладбище в Токио. В 1970 году Николай был прославлен Русской Православной Церковью в лике святых. По сей день, он почитается в Японии как истинный праведник и великий молитвенник перед Богом. Память святителя принято праздновать 16 февраля. По описаниям очевидцев, он был подобен былинному богатырю - высокого роста, крепкого телосложения, с крупными чертами лица, взгляд его источал силу и непреклонность. Есть даже сравнение святого Николая с богатырем , тоже происходившим из глухой деревни. Всегда чувствующий настроение любого приходящего к нему, он с теплотой и отеческой заботой давал советы и напутствовал страждущих. Помимо горячей веры успех его в проповедовании японцам православия был обусловлен еще и глубочайшим пониманием духа японского народа, его культуры.

Монашеское имя Почитается

в православии

Прославлен В лике Главная святыня День памяти Атрибуты

книга, епископское облачение

Труды Награды

Архиепи́скоп Никола́й Японский (в миру - Ива́н Дми́триевич Каса́ткин , яп.: ニコライ・カサートキン; 1 августа , Березовский погост , Смоленская губерния - 3 февраля , Токио , Япония) - архиепископ Русской Церкви ; миссионер , основатель Православной церкви в Японии , Почётный член Императорского Православного Палестинского Общества . Прославлен в лике святых как равноапостольный ; память - 3 (16) февраля .

Биография

Родился в Березовском погосте Бельского уезда Смоленской губернии (ныне д. Береза Мостовского сельского округа Оленинского района Тверской обл.) в семье дьякона . Окончил Бельское духовное училище и Смоленскую духовную семинарию . В числе лучших учеников в 1857 году был рекомендован и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию где в 1860 году , узнав, что есть вакансия на должность настоятеля церкви при недавно открытом русском консульстве в городе Хакодатэ (Япония), подал заявку и был избран для этого служения. Тогда же принял постриг .

Когда в Японию стали прибывать русские пленные (общее их число достигало 73 тыс. чел.), епископ Николай с согласия японского правительства образовал Общество духовного утешения военнопленных. Для окормления пленных им были отобраны пять священников, владевших русским языком. Пленные снабжались иконами и книгами. Сам владыка неоднократно обращался к ним письменно (самого Николая к пленным не пускали).

После кончины архиепископа Николая японский император Мэйдзи лично дал разрешение на захоронение его останков в пределах города.

Награды

  • Орден Святого Владимира I степени
  • Орден Святого Александра Невского с бриллиантами
  • Орден Святого Александра Невского
  • Орден Святой Анны I степени
  • Орден Святого Владимира II степени

Канонизация

Напишите отзыв о статье "Николай Японский"

Примечания

Литература

  • Архиепископ Антоний (Мельников) . Святой равноапостольный архиепископ Японский Николай. // Богословские труды , 1975, сб.14
  • О. В. Шаталов.
  • Кедров Н. Архиепископ Николай Японский в письмах к протоиерею Н. В. Благоразумову // Русский Архив. - СПб. , . - № 3 . - С. 379-402 .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Николай Японский

Солдаты товарищи, шедшие рядом с Пьером, не оглядывались, так же как и он, на то место, с которого послышался выстрел и потом вой собаки; но строгое выражение лежало на всех лицах.

Депо, и пленные, и обоз маршала остановились в деревне Шамшеве. Все сбилось в кучу у костров. Пьер подошел к костру, поел жареного лошадиного мяса, лег спиной к огню и тотчас же заснул. Он спал опять тем же сном, каким он спал в Можайске после Бородина.
Опять события действительности соединялись с сновидениями, и опять кто то, сам ли он или кто другой, говорил ему мысли, и даже те же мысли, которые ему говорились в Можайске.
«Жизнь есть всё. Жизнь есть бог. Все перемещается и движется, и это движение есть бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. Любить жизнь, любить бога. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий».
«Каратаев» – вспомнилось Пьеру.
И вдруг Пьеру представился, как живой, давно забытый, кроткий старичок учитель, который в Швейцарии преподавал Пьеру географию. «Постой», – сказал старичок. И он показал Пьеру глобус. Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие. Каждая капля стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же, сжимали ее, иногда уничтожали, иногда сливались с нею.
– Вот жизнь, – сказал старичок учитель.
«Как это просто и ясно, – подумал Пьер. – Как я мог не знать этого прежде».
– В середине бог, и каждая капля стремится расшириться, чтобы в наибольших размерах отражать его. И растет, сливается, и сжимается, и уничтожается на поверхности, уходит в глубину и опять всплывает. Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез. – Vous avez compris, mon enfant, [Понимаешь ты.] – сказал учитель.
– Vous avez compris, sacre nom, [Понимаешь ты, черт тебя дери.] – закричал голос, и Пьер проснулся.
Он приподнялся и сел. У костра, присев на корточках, сидел француз, только что оттолкнувший русского солдата, и жарил надетое на шомпол мясо. Жилистые, засученные, обросшие волосами, красные руки с короткими пальцами ловко поворачивали шомпол. Коричневое мрачное лицо с насупленными бровями ясно виднелось в свете угольев.
– Ca lui est bien egal, – проворчал он, быстро обращаясь к солдату, стоявшему за ним. – …brigand. Va! [Ему все равно… разбойник, право!]
И солдат, вертя шомпол, мрачно взглянул на Пьера. Пьер отвернулся, вглядываясь в тени. Один русский солдат пленный, тот, которого оттолкнул француз, сидел у костра и трепал по чем то рукой. Вглядевшись ближе, Пьер узнал лиловую собачонку, которая, виляя хвостом, сидела подле солдата.
– А, пришла? – сказал Пьер. – А, Пла… – начал он и не договорил. В его воображении вдруг, одновременно, связываясь между собой, возникло воспоминание о взгляде, которым смотрел на него Платон, сидя под деревом, о выстреле, слышанном на том месте, о вое собаки, о преступных лицах двух французов, пробежавших мимо его, о снятом дымящемся ружье, об отсутствии Каратаева на этом привале, и он готов уже был понять, что Каратаев убит, но в то же самое мгновенье в его душе, взявшись бог знает откуда, возникло воспоминание о вечере, проведенном им с красавицей полькой, летом, на балконе своего киевского дома. И все таки не связав воспоминаний нынешнего дня и не сделав о них вывода, Пьер закрыл глаза, и картина летней природы смешалась с воспоминанием о купанье, о жидком колеблющемся шаре, и он опустился куда то в воду, так что вода сошлась над его головой.
Перед восходом солнца его разбудили громкие частые выстрелы и крики. Мимо Пьера пробежали французы.
– Les cosaques! [Казаки!] – прокричал один из них, и через минуту толпа русских лиц окружила Пьера.
Долго не мог понять Пьер того, что с ним было. Со всех сторон он слышал вопли радости товарищей.
– Братцы! Родимые мои, голубчики! – плача, кричали старые солдаты, обнимая казаков и гусар. Гусары и казаки окружали пленных и торопливо предлагали кто платья, кто сапоги, кто хлеба. Пьер рыдал, сидя посреди их, и не мог выговорить ни слова; он обнял первого подошедшего к нему солдата и, плача, целовал его.
Долохов стоял у ворот разваленного дома, пропуская мимо себя толпу обезоруженных французов. Французы, взволнованные всем происшедшим, громко говорили между собой; но когда они проходили мимо Долохова, который слегка хлестал себя по сапогам нагайкой и глядел на них своим холодным, стеклянным, ничего доброго не обещающим взглядом, говор их замолкал. С другой стороны стоял казак Долохова и считал пленных, отмечая сотни чертой мела на воротах.
– Сколько? – спросил Долохов у казака, считавшего пленных.
– На вторую сотню, – отвечал казак.
– Filez, filez, [Проходи, проходи.] – приговаривал Долохов, выучившись этому выражению у французов, и, встречаясь глазами с проходившими пленными, взгляд его вспыхивал жестоким блеском.
Денисов, с мрачным лицом, сняв папаху, шел позади казаков, несших к вырытой в саду яме тело Пети Ростова.

С 28 го октября, когда начались морозы, бегство французов получило только более трагический характер замерзающих и изжаривающихся насмерть у костров людей и продолжающих в шубах и колясках ехать с награбленным добром императора, королей и герцогов; но в сущности своей процесс бегства и разложения французской армии со времени выступления из Москвы нисколько не изменился.
От Москвы до Вязьмы из семидесятитрехтысячной французской армии, не считая гвардии (которая во всю войну ничего не делала, кроме грабежа), из семидесяти трех тысяч осталось тридцать шесть тысяч (из этого числа не более пяти тысяч выбыло в сражениях). Вот первый член прогрессии, которым математически верно определяются последующие.
Французская армия в той же пропорции таяла и уничтожалась от Москвы до Вязьмы, от Вязьмы до Смоленска, от Смоленска до Березины, от Березины до Вильны, независимо от большей или меньшей степени холода, преследования, заграждения пути и всех других условий, взятых отдельно. После Вязьмы войска французские вместо трех колонн сбились в одну кучу и так шли до конца. Бертье писал своему государю (известно, как отдаленно от истины позволяют себе начальники описывать положение армии). Он писал:
«Je crois devoir faire connaitre a Votre Majeste l"etat de ses troupes dans les differents corps d"annee que j"ai ete a meme d"observer depuis deux ou trois jours dans differents passages. Elles sont presque debandees. Le nombre des soldats qui suivent les drapeaux est en proportion du quart au plus dans presque tous les regiments, les autres marchent isolement dans differentes directions et pour leur compte, dans l"esperance de trouver des subsistances et pour se debarrasser de la discipline. En general ils regardent Smolensk comme le point ou ils doivent se refaire. Ces derniers jours on a remarque que beaucoup de soldats jettent leurs cartouches et leurs armes. Dans cet etat de choses, l"interet du service de Votre Majeste exige, quelles que soient ses vues ulterieures qu"on rallie l"armee a Smolensk en commencant a la debarrasser des non combattans, tels que hommes demontes et des bagages inutiles et du materiel de l"artillerie qui n"est plus en proportion avec les forces actuelles. En outre les jours de repos, des subsistances sont necessaires aux soldats qui sont extenues par la faim et la fatigue; beaucoup sont morts ces derniers jours sur la route et dans les bivacs. Cet etat de choses va toujours en augmentant et donne lieu de craindre que si l"on n"y prete un prompt remede, on ne soit plus maitre des troupes dans un combat. Le 9 November, a 30 verstes de Smolensk».
[Долгом поставляю донести вашему величеству о состоянии корпусов, осмотренных мною на марше в последние три дня. Они почти в совершенном разброде. Только четвертая часть солдат остается при знаменах, прочие идут сами по себе разными направлениями, стараясь сыскать пропитание и избавиться от службы. Все думают только о Смоленске, где надеются отдохнуть. В последние дни много солдат побросали патроны и ружья. Какие бы ни были ваши дальнейшие намерения, но польза службы вашего величества требует собрать корпуса в Смоленске и отделить от них спешенных кавалеристов, безоружных, лишние обозы и часть артиллерии, ибо она теперь не в соразмерности с числом войск. Необходимо продовольствие и несколько дней покоя; солдаты изнурены голодом и усталостью; в последние дни многие умерли на дороге и на биваках. Такое бедственное положение беспрестанно усиливается и заставляет опасаться, что, если не будут приняты быстрые меры для предотвращения зла, мы скоро не будем иметь войска в своей власти в случае сражения. 9 ноября, в 30 верстах от Смоленка.]

В миру Иван Дмитриевич Касаткин, родился 1 августа 1836 г. в селе Березе Смоленской губернии. Блестяще окончив Смоленскую Духовную семинарию, в 1857 г. он был принят в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Заканчивая академию, в нем обнаружилось призвание Божие - проповедовать православную веру в Японии. Подав соответствующее прошение, 24 июня 1860 г. Иоанн был пострижен в монашество с именем Николай. В июле 1860 г. иеромонах Николай выехал на место своего служения в г. Хокодате.

Сначала проповедь Евангелия в Японии казалась совершенно немыслимой. Восемь лет ушло на то, чтобы изучить страну: народ, язык, нравы и обычаи. В 1869 г. было принято решение: «Образовать для проповеди между японскими язычниками слова Божия особую Российскую Духовную Миссию», начальником которой был назначен возведенный в сан архимандрита отец Николай. В 1871 г. в Японии началось гонение на христиан, и многие из них были подвергнуты преследованиям. В 1873 г., когда гонения несколько уменьшились, архимандрит Николай приступил к строительству в Токио церкви, а затем - духовного училища. К 1874 г. при Миссии в Токио действовали четыре училища: катехизаторское, семинарское, женское и причетническое, а в Хокодате два училища - для мальчиков и девочек. Во второй половине 1877 г. Миссией стал регулярно издаваться журнал «Церковный Вестник». К 1878 г. в Японии насчитывалось 4115 христиан. Богослужение в общинах и преподавание проводилось на родном языке. Стали издаваться духовно-нравственные книги.

В 1880 г., 30 марта, в Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась хиротония архимандрита Николая во епископа Токийского. Святитель Николай с еще большим усердием стал продолжать свои апостольские труды. Он завершил строительство собора Воскресения Христова в Токио, а также принялся за новый перевод богослужебных книг, составил на японском языке Православный Богословский словарь.

В период русско-японской войны 1905 г. на долю святителя и его паствы выпали тяжелые испытания, но он с честью перенес их. Он помогал русским военнопленным в их тяжелых условиях. За эти подвижнические труды святой был возведен в сан архиепископа.

В 1911 г., когда исполнилось полвека миссионерской работы святителя Николая, было уже 266 общин Японской Православной Церкви, в состав которых входило 33 017 православных мирян, 1 архиепископ, 1 епископ, 35 иереев, 6 диаконов, 14 учителей пения, 116 проповедников-катехизаторов.

Сам святитель всей своей жизнью являл пример истинного духовного руководителя, всецело преданного своему служению.

3 февраля 1912 г., на 76-м году жизни, просветитель Японии архиепископ Николай мирно отошел ко Господу. 10 апреля 1970 г. святитель Николай за свои равноапостольские труды в деле просвещения японского народа был причислен к лику святых. В Японии святитель Николай почитается как великий праведник и особый молитвенник пред Господом.

Тропарь первый Николаю, архиепископу Японскому, глас 4

Апостолов единонравне и сопрестольне, / служителю Христов верный и Богомудрый, / цевнице избранная Божественнаго Духа, / сосуде преизливающийся любве Христовы, / Японския земли просветителю, / святый Николае, иерарше равноапостольне, / молися Живоначальней Троице / о всем твоем стаде // и о всем мире.

Тропарь второй Равноапостольному Николаю Японскому, глас 4

Апостолов единонравне и сопрестольне, / служителю Христов верный и Богомудрый, / цевнице избранная Божественнаго Духа, / сосуде преизливающийся любве Христовы, / Японския земли просветителю, / святый Николае, иерарше равноапостольне, / молися Живоначальной Троице // о всем твоем стаде и о всем мире.

Кондак первый равноапостольному Николаю, архиепископу Японскому, глас 4

Странника и пришельца прият тя страна Японская, / равноапостольне святителю Николае, / в ней же исперва познал еси себе яко чуждаго, / обаче теплоту и свет Христов источая, / прелагал еси враги твоя в сыны духовныя, / имже раздай благодать Божию, созидал еси Церковь Христову, / о ней же ныне молися, / и тебе бо сынове ея и дщери взывают: // радуйся, пастырю добрый наш.

Кондак второй равноапостольному Николаю, архиепископу Японскому, глас 2

Твердаго и Боговещаннаго проповедателя Евангелия Твоего, Господи, / возмездил еси Боголепно /, труды бо его и болезни приял еси паче всех жертв законных и всесожжении. // Того молитвами соблюди нас от неприязни.

Святой Николай, желая просветить народ Японии светом веры Христовой, всего себя посвятил этому служению, за что в 1970 году был причислен к лику равноапостольных.

В самом начале своего миссионерского служения он мог умереть от рук синтоистского жреца, бывшего самурая, но вера, мудрость, внимание и любовь святителя Николая привели и этого человека, а также еще 20 000 японцев, которых он крестил за время своего служения, ко Христу.

Родился будущий просветитель Японии 1 августа 1836 года. Его родители, Дмитрий Иванович и Ксения Алексеевна Касаткины, назвали сына Иваном. Жила семья в Бельском уезде Смоленской губернии, где сейчас находится село Береза. Отец Вани служил простым сельским дьяконом. Маму мальчик потерял в раннем возрасте. Своему отцу Иван будет помогать до конца его жизни.

Крайняя бедность не помешала Ване получить духовное образование. Вначале он учился в Вельском духовном училище, после - в Смоленской духовной семинарии, расстояние до которой в 150 верст от родного села преодолевал пешком. Успешная учеба в семинарии позволила юноше продолжить обучение в Петербургской духовной академии. В 1860 году он заметил висевшее в академии объявление о том, что приглашается настоятель церкви при посольстве в японском городе Хакодате. В тот момент духовную академию возглавлял преосвященный Нектарий, которому его ученик с волнением в душе рассказал о своем желании отравиться в Японию, но не белым священником, а монахом. Епископа Нектария впечатлило намерение ученика, и владыка уведомил митрополита о желании Ивана Касаткина. Это решение стало для Ивана судьбоносным.

Вчерашнего студента постригли в монашество с именем Николай 21 июня 1860 года, через восемь дней рукоположили в иеродиакона, а на следующий день - в иеромонаха.

Монах Николай (Касаткин) начал свое служение в Японии в смутное для этой страны время. По сути, в период с 1862-го по 1868 год Япония находилась в состоянии гражданской войны. К европейцам, в том числе к русским, здесь испытывали неприязнь. Миссионерство в таких условиях было опасным.

Чтобы понять, возможна ли проповедь Евангелия среди населения Японии, нужно было проникнуться духом этого восточного народа, и молодой монах все свое время посвятил изучению языка и культуры японского народа, а также распространенного на этих землях синтоизма, буддизма и конфуцианства, в чем достиг больших успехов.

Первым учеником отца Николая Касаткина оказался синтоистский жрец, бывший самурай по имени Такума Савабе. На жизнь Савабе зарабатывал уроками фехтовального мастерства, которому обучал также сына русского консула в Хакодате И. А. Гошкевича. Савабе питал ненависть ко всем иностранцам, а проповедь иеромонаха Николая, по его мнению, больше всего могла навредить Японии. Тогда отец Николай спросил Савабе, почему, ничего не зная о вере во Христа, он судит так о ней? Вопрос смутил японца. За вопросом последовали беседы, в которых принимали участие и друзья Савабе - врач Сакаи Ацунори и врач Урано. Слово русского монаха глубоко запало в души этих людей, и они уже сами стали проводить беседы о Христе среди своего окружения. С этих людей началась Православная Церковь в Японии. Втроем они тайно крестились в кабинете святителя в 1868 году: Савабе с именем Павел, Сакаи с именем Иоанн, а Урано с именем Иаков.

Для продолжения начатого в Японии дела возникла необходимость в организации здесь Русской духовной миссии. Решение вопросов, связанных с открытием миссии, побуждает иеромонаха в 1870 году вернуться на некоторое время в Россию. Чтобы открыть миссию, необходимо было заручиться ходатайством Святейшего Синода и получить постановление у императора Александра II. Вопросы решились положительно. Во главе миссии поставлен был сам Николай Касаткин, возведенный в сан архимандрита, а в качестве помощников призваны три иеромонаха-миссионера и причетник.

Святитель Николай возвратился в Хакодату в марте 1871 года, а в скором времени, когда в Японии упразднили запрет на миссионерскую деятельность, вместе с Русской духовной миссией переехал в Токио, где продолжил заниматься переводческой деятельностью. Переводы богослужебных текстов и Священного Писания оставались основным делом православного миссионера.

В Токио епископ Николай основал семинарию, выпускники которой также занимались переводами на японский. Переводились как богословская литература, так и произведения русских писателей и поэтов. Книги святитель Николай называл главным способом проповеди среди японцев, которые так любят чтение.

При центре духовной миссии заработала библиотека, мальчики и девочки получали образование в открытой здесь начальной школе, также были организованы детский приют, катехизаторское училище и семинария, издавался журнал, а в 1891 году в Токио торжественно освятили кафедральный собор Воскресения Христова.

Особый такт архимандрит Николай проявил в период русско-японской войны 1904─1905 годов. Ради своей паствы владыка решает не покидать Японию, но, будучи сыном России, перестает участвовать в общественных богослужениях, во время которых православные японцы молились о победе в данной войне. Свою паству владыка благословил на исполнение необходимого долга перед Отечеством, но напомнил, что все люди, несмотря на то, чью землю они защищают, не должны забывать об отечестве небесном, ведь все мы являемся детьми Отца Небесного. Он призывал «исполнять наш долг относительно нашего небесного отечества, какой кому надлежит…» и просил всех усиленно молиться Господу о восстановлении нарушенного мира.

Чтобы оказать духовную помощь русским военнопленным, которых доставляли в Японию, отец Николай испросил разрешение у правительства об организации специального Общества духовного утешения военнопленных. А письма, с которыми владыке разрешили обращаться к попавшим в плен, являлись для этих людей большой поддержкой.

Личность святителя и его поступки вызывали чувство глубокого уважения у японцев. В 1911 году прошли торжества по случаю 50-летия пребывания архиепископа Николая Касаткина в Японии. Членами Японской Православной Церкви на тот момент были 33 017 православных мирян. Самому владыке Николаю исполнилось 75 лет. К этой дате святитель завершил перевод на японский текстов Священного Писания.

Святитель Николай сравнивал годы своего служения в Японии с пахотой. Об этом он написал в одном из писем незадолго до своей кончины. Свою жизнь он положил на ниву Христа и говорил о себе как об иссохшей сохе христианина, труды которой хотя бы несколько позволили очиститься душе.

16 февраля 1912 года архиепископ Токийский и всея Японии Николай отошел ко Господу. Этот день установлен Церковью как день памяти святого Николая Японского.

Вадим Янчук

Приобрести икону святителя Николая Японского (или другие святыни) >>

Заказать икону святителя Николая Японского в иконописной мастерской нашего монастыря >>

Заказать молебен святителю Николаю Японскому (или другие требы) >>

Паломничество к святителю Николаю Японскому >>