История герба георгий победоносец. Государственный герб России: описание, значение и история двуглавого орла

Это особая эмблема, выполненная в соответствии с геральдическими канонами.

Он представляет собой взаимосвязанную систему образов и цвета, которая несёт идею целостности государства и неразрывно связан с её историей, традициями и ментальностью.

Внешний вид этого официального знака закреплен в Конституции.

Краткое описание и значение символов герба России

Этот знак государственного отличия представляет собой красный геральдический щит, в середине которого находится золотой двуглавый орёл. В левой когтистой лапе птица держит державу, а в правой – скипетр.

На каждой из голов находится корона, а наверху ещё одна, большего размера. Все три царских убора соединены золотой лентой.

В центре щита, на груди орла размещено ещё одно красное полотно. На нем сюжет, знакомый каждому русскому человеку: Георгий Победоносец убивает змея.

Существует множество икон и картин, иллюстрирующих эту легенду. Это самое узнаваемое изображение святого. На эмблеме он представлен как серебряный всадник на серебряном коне, одетый в синий плащ. Чудовище под копытами лошади черного цвета.

Как образовались и что означают символы на гербе Российской Федерации

Сегодня геральдика является вспомогательной отраслью исторической науки. Эмблемы стран наравне с летописями и хрониками представляют собой важнейшие исторические свидетельства.

В западной Европе во времена рыцарства, каждая знатная семья имела символ, наследуемый из поколения в поколение. Он присутствовал на знаменах и был знаком отличия, по которому представителя рода узнала как на поле боя, так и на пиру. В нашей стране эта традиция не получила развития. В битву русские войны несли с собой вышитые изображения великомучеников, Христа или Богородицы. Российский геральдический знак берёт свое начало от княжеских печатей.

Что означают главные элементы российского герба: Георгий Победоносец


На княжеских печатях были святые покровители правящих и надпись, указывающая на то, кому принадлежит символ власти. Позже на них и на монетах стало появляться символическое изображение главы. Обычно это был всадник, держащий в руке какое-то оружие. Это мог быть лук, меч или копье.

Изначально «ездец» (так назывался этот образ) не был знаком только лишь Московского княжества, но после объединения земель вокруг новой столицы в ХV веке стал официальным атрибутом московских государей. Он сменил льва, который побеждает змею.

Что изображено на государственном гербе России: двуглавый орел

Следует отметить, что это популярный символ, который используется в качестве основного не только РФ, но и Албанией, Сербией, Черногорией. История появления одного из главных элементов нашей эмблемы уходит корнями во времена шумеров. Там этом древнем царстве он олицетворял бога.

Со времен античности орёл считался солярным символом, связанным с духовным началом, освобождением от уз. Этот элемент герба России означает отвагу, гордость, стремление к победе, царственное происхождение и величие страны. В Средние века он был символом крещения и возрождения, а также Христа в его вознесении.

В Древнем Риме использовалось изображение чёрного орла, у которого была одна голова. Такую птицу и привезла в качестве родового изображения Софья Палеолог, племянница последнего византийского императора Константина, на которой женился дед Ивана Грозного, Иван III, известный как Калита. В России история знаменитого двуглавого орла берет начало в периоде его правления. Вместе с женитьбой он получил право на этот символ как на государственную эмблему. Она подтверждала, что наша страна стала наследником Византии, начала претендовать на право быть мировой православной державой. Иван III получил титул царя всея Руси, правителя всего православного Востока.

Но во времена Ивана III официальной эмблемы в традиционном понимании по-прежнему не существовало. Птица красовалась на царской печати. Она сильно отличалась от современной и напоминала скорее птенца. Это символично, поскольку Русь в то время была молодой, неоперившейся страной. Крылья и клюв орла были закрыты, перья приглажены.

После победы над татаро-монгольским игом и освобождением страны из-под многовекового гнета крылья распахиваются, подчеркивая могущество и мощь русского государства. При Василии Иоановиче раскрывается и клюв, подчеркивая укрепление позиций страны. В это же время у орла появились языки, ставшие знаком того, что страна может постоять за себя. Именно в этот момент монах Филофей выдвигает теорию о Москве, как третьем Риме. Распущенные крылья появились гораздо позже, в первые годы правления династии Романовых. Они показывали соседним враждебным государствам, что Россия встрепенулась и воспряла ото сна.

Двуглавый орёл фигурировал и на государственной печати Ивана Грозного. Их было две, малая и большая. Первая прикреплялась к указу. С одной стороны на ней был всадник, а с другой птица. Царь заменил абстрактного всадника на определённого святого. Георгий Победоносец считался святым покровителем Москвы. Окончательно эта трактовка закрепится при Петре I. Вторая печать прикладывалась и вызывала необходимость совместить два государственных символа в один.

Так появился двуглавый орёл с изображенным на груди воином на коне. Иногда всадника заменялся единорогом, как личным знаком царя. Он также был православным символом, взятым из Псалтыри, как и любой геральдический знак. Как и герой, побеждающий змея, единорог означал победу добра над злом, воинскую доблесть правителя и праведную силу государства. Кроме того, это образ монашеской жизни, стремления к иночеству и уединению. Вероятно, поэтому Иван Грозный, высоко ценил этот символ и использовал его наравне с традиционным «ездоком».

Что означают элементы изображений на гербе России: три короны

Одна из них также появляется при Иване IV. Она находилась сверху и была украшена восьмиконечным крестом, как символом веры. Крест появлялся и раньше, между головами птицы.

Во времена Фёдора Иоановича, сына Ивана Грозного, который был очень религиозным правителем, это был символ страстей Христовых. Традиционно изображение креста на гербе России символизирует обретение страной церковной независимости, что совпало с правлением этого царя и утверждением патриаршества на Руси в 1589 году. В разные времена количество корон менялось.

При царе Алексее Михайловиче их стало три, правитель объяснил это тем, что тогда государство вобрало в себя три царства: Сибирское, Казанское и Астраханское. Появление трех корон также связывалось с православной традицией, и трактовалось как знак святой троицы.

В настоящий момент известно, что эта символика на гербе Российской Федерации означает единство трех уровней власти (государственной, муниципальной и региональной), либо трех её ветвей (законодательной, исполнительной и судебной).

Ещё одна версия выдвигает предположение, что три короны означают братство Украины, Белоруссии и России. Лентой короны были скреплены уже в 2000 году.

Что обозначает герб Российской Федерации: скипетр и держава

Они были добавлены в это же время, что и корона. В более ранних версиях птица могла держать факел, лавровый венок и даже молнию.

В настоящее время орёл, который держит меч и венок, есть на знамени. Появившиеся на изображении атрибуты олицетворяли самодержавие, абсолютную монархию, но и указывали на независимость государства. После революции 1917 эти элементы, как и короны, были удалены. Временное правительство посчитало их пережитком прошлого.

Семнадцать лет назад они были возвращены и теперь украшают современный государственный знак отличия. Ученые сходятся во мнениях, что в современных условиях эта символика герба России означает государственную власть и единство державы.

Что означал герб Российской Империи при Петре I

После прихода к власти первый русский император решил, что двуглавый орел должен не просто украшать те или иные официальные бумаги, но и стать полноправным символом страны. Он решил, что птица должна стать черной, по типу той, что была на знаменах Священной Римской Империи, наследником которой была Византия.

На крыльях были нарисованы знаки локальных крупных княжеств и царств, входящих в состав страны. Например, Киевского, Новгородского, Казанского. Одна голова смотрела на Запад, другая на Восток. Головным убором служила большая имперская корона, которая заменила собой царскую и намекала на специфику установившейся власти. Россия утверждала свою самостоятельность и свободу в правах. Пётр I выбрал такой вид короны за несколько лет до того, как провозгласил страну Империей, а себя императором.

На груди птицы появился орден Андрея Первозванного.

Вплоть до Николая I официальная эмблема страны сохраняла, установленный Петром I вид, подвергаясь лишь небольшим изменениям.

Значение цветов на гербе России

Цвет, как самый яркий и простой знак, является немаловажной частью любой символики, в том числе государственной.

В 2000 году было решено вернуть орлу золотой цвет. Он является символом могущества, справедливости, богатства страны, а также православной веры и христианских добродетелей, таких как смирение и милосердие. Возвращение к золотому цвету подчеркивает преемственность традиций, сохранение государством исторической памяти.

Обилие серебряного (плащ, копье, конь Георгия Победоносца) указывает на чистоту и благородство, стремление бороться за праведное дело и истину любой ценой.

Красный цвет щита говорит о крови, которая была пролита народом при защите своей земли. Он является знаком мужества и любви не только к Родине, но и друг к другу, подчеркивает, что в России мирно сосуществуют множество братских народов.

Змей, которого убивает всадник, окрашен в чёрный цвет. Специалисты по геральдике сходятся во мнении, что этот символ на гербе Российской Федерации значит постоянство страны в испытаниях, а также память и скорбь о погибших.

Значение герба Российской Федерации

Рисунок современного государственного символа был выполнен питерским художником Евгением Ухналевым. Он оставил традиционные элементы, но создал новое изображение. То, что в окончательный вариант были включены знаки разных эпох, подчеркивает многолетнюю историю страны. Вид этого олицетворения государственной власти строго регламентирован и описан в соответствующих законах.

Щит выступает символом защиты земли. В настоящий момент значение герба РФ трактуется как слияние консерватизма и прогресса. Три ряда перьев на крыльях птицы отсылают к единству Доброты, Красоты и Истины. Скипетр стал знаком государственного суверенитета. Интересно то, что его украшает такой же двуглавый орел, сжимающий такой же скипетр и так до бесконечности.

Кратко можно сказать, что герб России символизирует вечность, означает единство всех народов РФ. Держава выступает эмблемой могущества и целостности.

Надеемся, наша статья помогла вам проникнуть в тайны государственной символики. Если вы интересуетесь историей не только своей страны, но своей семьи, то стоит ее узнать.

Наши специалисты имеют доступ к редким архивным документам, что позволяет:

  • Проверить подлинность данных.
  • Систематизировать полученную информацию.
  • Составить генеалогическое древо.
  • Помочь вести родословную.

Если вы хотите узнать, кто были ваши предки, чем они занимались и как жили, обращайтесь в «Российский Дом Родословия».

Особая судьба досталась образу святого Георгия Победоносца в русской геральдике и наградной системе. Начало государственной геральдики Руси следует относить ко времени формирования национального государства, когда личная эмблема государя становится эмблемой державы. После 1485 года великий князь московский именуется «государем Всея Руси». В конце XV века появляется первая печать великого князя Ивана III, которую уже с полным основанием можно назвать государственной. Это двусторонняя «кормчая» 1497 года, на лицевой стороне которой помещен всадник, поражающий копьем дракона, а на оборотной - двуглавый орел. Сюжет лицевой стороны этой печати вызывал у исследователей много споров о его происхождении и значении. Что это? Символизированный образ царя? Или святой Георгий, с изображением которого всадник - «ездец» - имеет иконографическое сходство?

Впрочем, «ездец», с некоторыми различиями, встречается на княжеских печатях уже с XIII века. На печати великого князя Александра Невского вырезан всадник с мечом, на печатях других князей - сокольник. Академик Н. П. Лихачев, имея в виду сокольника, писал: «Можно думать, что в данном случае примешивается символизация власти, знатности». Вооруженный всадник утверждается на печатях московских князей только в XIV-XV веках. Он пришел на смену патрональным изображениям византийских печатей. Так, на печатях князя Василия Дмитриевича 1389-1405 годов всадник вооружен копьем, на печати 1423 года он взмахивает мечом, на монетах этого периода изображены и сокольник, и мечник. И, наконец, на печати Ивана III 1497 года появляется всадник, поражающий копьем дракона. Изображение всадника на коне с мечом встречается на печатях и других удельных князей.

Таким образом, со времени правления князя Василия Дмитриевича изображение светского всадника с копьем или мечом, реже - сокольника, приобретает наследственный характер и может быть рассмотрено как геральдическая фигура. К сожалению, мы не имеем свидетельств, раскрывающих семантику всадника на печати Ивана III, что и дало пищу для споров о том, символизирует ли это изображение самого великого князя или является образом святого Георгия. Сторонники последнего мнения приводили в качестве аргумента факт установки скульптурного изображения святого Георгия Победоносца в 1464 году над воротами Спасской башни Московского Кремля. Однако эта скульптура, скорее всего, не имела геральдического смысла. Ее место над воротами определялось иной функцией - защитной, которую часто на подобном же месте выполняли иконы с образами Богоматери или Спаса Нерукотворного.

Нельзя забывать и того, что на Руси уже существовала традиция изображения князя на печатях в виде всадника с копьем или с мечом и сокольника. В связи с этим представляется ошибочным распространенное мнение, будто светский всадник на печатях - символическое изображение русского воина, защищающего родную землю от врагов. Скорее всего, это был образ именно князя, государя, и это мнение находит подтверждение в источниках XVI-XVII веков. Вероятнее всего, в основе формирования этой эмблемы лежала традиция, уходящая корнями в языческое общество, когда богов-хранителей часто изображали в виде всадников-воинов или охотников - по образу и подобию главы рода или племенного вождя. Однако при Иване III это традиционное изображение получило оформление, возможно под влиянием византийского образца, в виде всадника, поражающего копьем змия. В этой композиции змий символизировал обобщенный образ врагов Русской земли. «Ездец» на монетах появился в 1535 году в ходе осуществления денежной реформы. Летопись повествует: «При великом князе (всея Руси) Василье Ивановиче бысть знамя на денгах: князь великий на коне, а имея мечь в руце, а князь великий Иван Васильевич учини знамя на денгах: князь великий на коне, а имея копие в руце и оттоле прозваша денги копейныя». Смысл изображения на монетах оставался неизменным до начала XVIII столетия, когда в указе 1704 года о выпуске первых медных копеек говорилось, что на них будет «воображение великого государя на коне». С принятием Иваном IV царского титула в 1547 году, по всей вероятности, следует связывать появление на голове «ездца» короны. Обоснование этого акта содержалось в идее исторической древности права русских самодержцев на царский титул, которая с 1540-1550-х годов стала официальной доктриной.

На золотой булле 1562 года «ездец» впервые занимает место на груди двуглавого орла. Интерес представляет печать Лжедмитрия 1604 года. На ней орел впервые изображен с поднятыми крыльями, а «ездец» на груди орла вырезан по правилам геральдики, то есть повернут вправо. В течение всего XVII века понимание смысла «ездца» остается неизменным - это государь на коне. Лишь в официальном описании герба от 4 июня 1667 года, данном переводчику Посольского приказа при отправлении его к Бранденбургскому курфюрсту и к Курляндскому князю, говорится: «...Орел двоег-лавый есть герб державы... персях изображение наследника».

«Ездцом» называют всадника русского герба и в деловых бумагах. В описи Смоленска 1671 года при упоминании медных пищалей указывалось, что на них «вылит человек на коне с копьем, колет змия». Согласно «Титулярнику» (книге, содержавшей перечень титулов русских и иностранных царствующих лиц и государственных деятелей, а также описание их гербов и печатей), кормчая печать изображала «человека на коне с копьем, колет змия, около подпись Царскаго Величества именованье». В некоторых случаях изображенный на гербе всадник имел даже портретное сходство с государем. На гравированном титульном листе в Московской Библии 1663 года вокруг фигуры «ездца» в царском венце и с бородой помещены буквы: «В. Г. Ц. В. К. А. М. В. В. М. Б. Р. С», то есть «Великий государь, царь великий князь Алексей Михайлович Всея Великия, Малыя и Белыя России Самодержец».

На гербовом знамени 1666-1667 годов на грудном щитке орла помещен «ездец», в старинной описи Оружейной палаты об этом сказано: «В кругу изображен двуглавый орел, коронованный двумя коронами», а на груди у него «царь на коне колет копием змия». Следует отметить, что на всех вышеописанных памятниках «ездец» изображен повернутым влево, то есть геральдически неправильно (по правилам геральдики фигуры должны быть повернуты вправо). И лишь на печати 1625 года, приложенной к письму царя Михаила Федоровича патриарху Филарету, «ездец» в короне изображен геральдически верно. Все приведенные факты говорят о том, что восприятие «ездца» как изображения государя было признано официально. Русские дипломаты рассказывали о приеме в 1659 году у Тосканского герцога. На украшавших стол двуглавых орлах был изображен «Великий Государь наш на аргамаке» (аргамаками в старину называли породистых верховых лошадей). Г. К. Котошихин, подьячий Посольского приказа, писал, что посылаемые в Крым грамоты «печатают печатью, вырезано: царь на коне победил змия, около подпись царская... То есть самая истинная Московского княжения печать; она же вырезана и на самой большой печати, которою печатаетца во окрестные государства, в середи самого орла...». Еще раньше, в XVI веке, послы Ивана Грозного уверяли Александрийского патриарха, что всадник на печати есть русский царь. На вопрос патриарха: «На кони де благоверный Царь на сей печати?» - «Государь на коне», - отвечали послы. Павел Алеппский, сопровождавший Антиохийского патриарха во время путешествия в Россию в середине XVII века, отмечал, что царь Алексей Михайлович «выпустил новую монету... со своим изображением верхом на коне... когда же давали деньги с отчеканенным изображением цари, они (русские) целовали его, говоря: "сударь... это деньги нашего господина царя, лучше денег еретиков франков"». Дальше описывается «печать на золотых грамотах, клеймах, копейках и проч. - с одной стороны двуглавый орел, а с другой царь верхом на коне, под ногами которого что-то вроде дракона, коего он поражает копьем, как Св. Георгий», и красная сургучная печать, на которой «двуглавый орел и посредине его царь верхом». Отметим, что до начала XVIII века никто в России не воспринимал «ездца» как образ святого Георгия. Достаточно обратить внимание на то, что ни на одном изображении на печатях, монетах, в гербах всадник не имеет нимба! Не только в официальной трактовке, но и в сознании современников «ездец» воспринимался как образ государя.

Лишь иностранцы называли всадника русского герба святым Георгием. Это основывалось на иконографическом сходстве и на том, что в отличие от России в Европе было принято изображать святого Георгия без нимба. Именно в таком виде встречаются изображения этого святого на государственных регалиях и наградах разных стран, например на ордене Подвязки в Великобритании.

Итак, очевидно, что в допетровское время всадник русского герба символизировал государя, и лишь с 1710-х годов его стали называть святым Великомучеником и Победоносцем Георгием. С этого же времени образ святого Георгия, побеждающего дракона, стал гербом Москвы. Впервые всадника русского герба назвал святым Георгием Петр I в собственноручной записке, датированной 1710-ми годами. Многие исследователи пытались дать толкование происхождению цветов российского государственного флага. Но для точного вывода нет достаточных документальных свидетельств. Предположение, что основой для выбора цветов флага послужили цвета герба Москвы, то есть образа святого Георгия, а именно: белый - цвет коня и доспехов, синий - цвет плаща, красный - цвет фона, - одна из самых слабых версий. Этот набор цветов становится характерным для герба Москвы лишь в XIX веке. А на древнерусских иконах такое цветовое сочетание не всегда обязательно. Но главное, образ святого Георгия до XVIII века не был гербом Москвы и поэтому не мог передать свои цвета русскому флагу. С 1712 года полки Русской армии получили новые знамена, на которых помещали герб того города, чье имя носил полк. На знаменах Московских пехотного идрагунского полков было помещено изображение святого Георгия.

Дальнейшая история образа святого Георгия Победоносца в России тесно связана с орденом, носящим его имя.

Обычай помещать на печатях и монетах портрет князя, а также изображение святого, которого князь считал своим покровителем, был воспринят на Руси из Византии еще в конце 10 века. На златниках (золотых монетах) киевского князя Владимира Святославовича, крестившего Русь, и на лицевой стороне монеты - портрет князя и надпись: "Владимир на столе а се его злато", а на обороте изображение Иисуса Христа. В начале 11 века на монетах и печатях сына Владимира Святославовича Ярослава Мудрого, принявшего при крещении имя Юрий (Георгий), впервые появляется изображение святого Георгия. Ярослав Мудрый много способствовал распространению и утверждению культа святого Георгия на Руси.

На лицевой стороне печати старшего брата Юрия Долгорукого - Мстислава Владимировича в 1130 году впервые появляется изображение святого воина-змееборца. Такое же изображение есть на многочисленных печатях Александра Невского.

В Московском княжестве образ пешего змееборца впервые встречается на монете князя Ивана II Красного (Красивого). На печати сына Дмитрия Донского Василия изображен всадник с копьем, направленным вниз, где должен быть змей. Позднее на монетах эмблема приобретает вид, близкий к той, что утвердилась на московском гербе. Окончательно всадник-змееборец на гербе Московского княжества утвердился при Иване III и совпало с завершением объединения основных Русских земель вокруг Москвы. В 1497 году впервые на государственной печати помещен двуглавый орел, но главным символом по-прежнему оставался всадник, поражающий копьем дракона. Однако, при Иване Грозном в 1547 году орел занимает главное место, а всадник, как герб Московского княжества, переходит на грудь орла.

До Петра I всадника на гербе называли святым Георгием только иностранцы. На Руси все считали, что это князь или царь, иногда всадник даже приобретал общие черты с царем (например, с царем Алексеем Михайловичем). Петр впервые назвал всадника на коне святым Георгием, о чем он собственноручно записал в сохранившейся до сих пор записке.

В 1728 году Сенат утвердил государственный герб, часть его описания посвящена московскому гербу:"...в середине того орла Георгий на коне белом, побеждающий змия, епанча и копье желтые, венец желтый же, змий черный, поле кругом белое, а в середине красное". С этого момента и до XX века всадник на московском гербе официально именуется святым Георгием. Следует отметить, что на протяжении всего этого времени герб неоднократно видоизменялся, но незначительно - всегда это было изображение двуглавого орла, а на нем образ святого Георгия Победоносца. После революции 1917 года герб Москвы был упразднен.

Однако, распоряжением мэра Москвы от 23. 11. 93 столице был возвращен ее древний герб. В положении о гербе сказано:" На темно-красном щите (отношение ширины к высоте 8:9) развернутый вправо Георгий Победоносец в серебряных доспехах и лазоревой приволоке (мантии) на серебряном коне, поражающий золотым копьем черного змия".

Откуда же возник образ всадника Георгия? Христианская легенда имеет множество вариантов. Вот один из них, который историки считают наиболее ранним и подлинным. В 303 году римский император Диоклетиан начинает гонение на христиан. К нему является молодой военный трибун Георгий родом из Каппадокии (область в Малой Азии, входившая тогда в состав Римской империи, сейчас это территория Турции). В собрании высших чинов империи в городе Никомедии Георгий объявляет себя христианином. Император пытается уговорить его отказаться от своей веры, но безуспешно. Тогда Георгия помещают а темницу и подвергают многочисленным жесточайшим пыткам - бросают в ров с негашеной известью, бичуют воловьими жилами, надевают раскаленные, утыканные шипами железные сапоги, травят ядом, колесуют, но он остается жив. В промежутках между пытками Георгий совершает чудеса (исцеляет больных, воскрешает умершего и т.п.), под влиянием которых императрица, некоторые из приближенных императора и даже один из его палачей уверовали во Христа. На восьмой день пыток Георгий соглашается принести жертву языческим богам, но когда его торжественно приводят в храм, "он словом Божьим низвергает их в прах,после чего по приказу императора ему отсекают голову". Георгию в день казни было около 30 лет.

Казалось бы, бесспорная истина: святого Георгия Победоносца издревле считали покровителем русской столицы, и его образ запечатлен на московском гербе, ставшем позднее частью герба государственного. Но почему святой изображен без нимба? И действительно ли на гербе, который за свою историю претерпел много символических изменений, изображен святой Георгий? Об этом до сих пор не утихают дискуссии.

Кем возвысилась Москва

На Русь святой Георгий пришел из Византии вместе с принятием христианства. Сын святого Владимира Великого, князь Ярослав Мудрый первым принял крещение с именем Георгий, положив традицию почитания святого Георгия Победоносца на государственном уровне. Согласно византийскому же обычаю изображать на монетах и печатях как самого правителя, так и его святого покровителя, на монетах Ярослава впервые появляется пеший образ святого Георгия. Ярослав основал и первые на Руси Георгиевские храмы: Юрьев монастырь под Новгородом, для которого в 1170 году была написана древнейшая из сохранившихся икон святого Георгия - по заказу сына благоверного Андрея Боголюбского, князя Георгия, княжившего в Новгороде и ставшего первым мужем грузинской царицы Тамары. В Москву этот образ привез Иван Грозный, и ныне он хранится на северном клиросе Успенского собора. В Киеве Ярослав Мудрый основал Георгиевский монастырь, наподобие Георгиевских храмов Константинополя. День освящения его собора, 26 ноября, стал вторым, «зимним», праздником святого Георгия Победоносца. (По преданию, именно в этот день святой Георгий победил змия.) Имя «Георгий» в переводе с древнегреческого означает «земледелец», и два его праздника ознаменовали цикл сельских работ на Руси: «Юрьем починают, Юрьем и кончают». На Руси его называли Егором и Юрием - от сокращенного Гюргия.

Судьбоносное для Москвы событие произошло в конце ХI века, когда киевский князь Владимир Мономах нарек своего новорожденного сына Юрием - так святой Георгий Победоносец стал небесным покровителем основателя Москвы князя Юрия Долгорукого. На его печати был изображен святой Георгий пешим и вынимающим меч - еще без змия. Предание гласит, что однажды по дороге из Киева во Владимир Юрий Долгорукий остановился в гостях у боярина Кучки; прогневавшись за непочтительный прием, велел казнить его, но, возлюбив его прекрасные владения, повелел поставить там город Москву. И будто бы дал в ее герб образ своего небесного покровителя - всадника, попирающего копьем змия.

Это, конечно, предание, но с него и начинаются все загадки. Бесспорно, что на московском гербе, созданном в XVIII веке, изображен Георгий Победоносец. Но когда именно он появился в государственной символике, к общему мнению историки не пришли до сих пор. Считается, что эмблема святого Георгия как московский великокняжеский знак впервые появилась при старшем брате Ивана Калиты князе Юрии Даниловиче - как его небесного патрона. Образ пешего змееборца (воина, замахнувшегося мечом на змия) в Московском княжестве встречается на монете великого князя Ивана II Красного, сына Ивана Калиты. На печати Дмитрия Донского появился первый образ конного всадника с копьем. На печати его сына Василия I тоже изображен всадник с копьем, направленным острием вниз, и с тех пор этот символ утвердился в качестве московской эмблемы, став наследственным. На монетах Василия II, внука Дмитрия Донского, появляется отчетливое изображение всадника, поражающего копьем змия в раскрытую пасть, напоминающее иконографию «Чуда святого Георгия о змие». Историк В.Б Муравьев, исследовавший драматичную историю московского герба в недавней книге «Легенды древней Москвы», считает, что здесь определенно узнается святой Георгий и что с этого времени - середины XV века - образ святого Георгия Победоносца становится устойчивым символом московского князя и Московского княжества. А при Иване III изображение всадника обретает свой окончательный, классический вид.

Однако поскольку до начала XVIII века этого всадника называли «ездецом», то у исследователей сложились две полярные точки зрения. «Православная» версия гласит, что это - святой Георгий как покровитель Москвы и московских князей. Сторонники «светской» версии считают «ездеца» сугубо русским символом князя-воина, государя, который лишь во времена Петра Великого стал ассоциироваться с Георгием Победоносцем. Эти разногласия возникли, во-первых, из-за русской традиции изображать на печатях и монетах как святых покровителей князей, так и их самих, оттого зачастую без нимба и в короне, что дало повод увидеть в «ездеце» изображение правителей. Отсутствие нимба является главным фактом, позволяющим считать «ездеца» светской персоной. Во-вторых, судя по сохранившимся историческим свидетельствам, сами русские часто называли этого всадника князем или царем, тогда как святого Георгия в «ездеце» на московской эмблеме узнавали в основном иностранцы, благодаря сходству всадника с иконографическим образом святого Георгия Победоносца, а в Европе он был тоже очень популярен и почитался покровителем рыцарства. Есть примирительные версии, что это одновременно и образ святого Георгия, и московского князя, уподобленного святому воину. Или что изначально это был образ святого Георгия, затем со времени Ивана Грозного, венчавшегося на царство, стал образом государя вплоть до петровской эпохи. Версий множество. Но сегодня «георгиевцы» упрочивают свои позиции, приводя аргументы в защиту того, что московский всадник - это образ святого Георгия Победоносца.

Его почитание на Руси всегда усиливалось в тяжкие, но судьбоносные для страны времена. Когда Дмитрий Донской собирал силы русских земель для отпора врагу, Русь томилась под чужеземным игом, и образ святого Победоносца был особенно близок русскому народу как христианский покровитель воинства, ратников за Отечество. О том свидетельствует и благодарственная Георгиевская церковь в Коломенском, которую основал Дмитрий Донской, возвращаясь с Куликовской битвы, где святого Георгия видели на поле брани сражавшимся на стороне русских. (Существовало предание, будто святой Георгий убил змия в овраге Коломенского.) Чудо Георгия о змии было образом победы христианства над иноверцами. И вероятно, со времен Дмитрия Донского святого Георгия почитают покровителем Москвы.

Великий князь Иван III начал новую эпоху в истории России, когда Москва, созидавшая вокруг себя русские земли в единое сплоченное государство, стала преемницей Второго Рима после падения Константинополя. Возможно, и с этим было связано усиление государственного почитания в Москве святого Георгия Победоносца, который был покровителем византийских императоров. В 1464 году на кремлевской Фроловской башне появилась белокаменная икона-горельеф святого Георгия. Образ водрузили над главными воротами города с наружной стороны, а через два года с внутренней стороны поместили образ другого покровителя Москвы, святого Димитрия Солунского, вверив святым охрану Кремля от врагов. Когда же итальянские мастера построили Спасскую башню на месте Фроловской, над ее воротами позднее поместили образ Спасителя, а скульптура святого Георгия была перенесена в Георгиевскую церковь около Спасской башни, а потом в Вознесенский монастырь. (В XVII веке святому Георгию вновь вверили охрану города, поместив его образ над Воскресенскими воротами Китай-города, ведущими на Красную площадь. Именно к этой иконе в 1918 году взывала Марина Цветаева в своем знаменитом стихотворении: «Страж роковой Москвы, сойди с ворот!».) Образ святого Георгия был на великокняжеских стягах Ивана III, с которыми он вышел на Великое стояние на Угру, и одержанную победу приписали покровительству святого Георгия.

Во время формирования национального государства личная эмблема московского князя становится эмблемой державы. И при Иване III окончательно появился прообраз московского герба. Знаменитая государственная печать 1497 года, которую Н.М. Карамзин считал истоком символики русского государственного герба, имела на лицевой стороне изображение конного всадника, поражающего копьем змия, а на ее обратной стороне впервые появился двуглавый орел. Во всаднике легко узнается иконографический образ «Чуда святого Георгия о змии». По мнению О.В. Яхонта, всадник на этой печати точно воспроизводит образ скульптурной иконы святого Георгия с Фроловской башни. Есть другая версия, что образ всадника был заимствован с надгробия митрополита Феогноста в Успенском соборе, где было вычеканено «Чудо Георгия о змии». Исследователи, те, что видят в этом всаднике святого Георгия, считают, что его изображение на государственной печати и в московской символике времен Ивана III было и знаком преемственности московских князей владимирским и киевским князьям. Кроме того, так символически подчеркивалась роль московского князя как оплота Православия.

Однако нимб у этого всадника отсутствует.

Авторы книги «Символы, святыни и награды Российской державы» дают очень интересное объяснение. По их мнению, данное изображение всадника не соответствует древним православным канонам и в некоторых других элементах, например он колет змия в шею, а не в глотку, но зато этот образ Георгия Победоносца «более всего напоминает свое воплощение в произведениях западноевропейского искусства эпохи Возрождения, прежде всего итальянского». Иными словами, итальянские мастера, прибывшие по зову Ивана III строить соборы и крепости Третьего Рима, могли по его же заказу выполнить и государственную печать, где изобразили святого Георгия в более привычных им традициях, как было принято в Европе - без нимба.

При Иване Грозном всадник-змееборец утверждается на груди двуглавого орла как символ сплочения русских княжеств вокруг Москвы. На голове всадника появляется корона, очевидно, в знак принятия Иваном Грозным царского титула. Приверженцы «светской» версии, считающие всадника образом царя как защитника России, подкрепляют ее такими свидетельствами. Послы Ивана Грозного заявляли, что на печати изображен «государь на коне». Когда в середине XVII века герцог Тосканский спросил русского посла, изображен ли во всаднике Георгий Победоносец, тот ответил: «Великий государь наш на аргамаке» (породистой лошади). В описи Оружейной палаты о гербовом знамени 1666-1667 годов сказано, что на груди двуглавого орла «царь на коне колет копием змия». Подьячий Посольского приказа Григорий Котошихин утверждал, что на печати Московского княжества вырезано: «Царь на коне победил змия». (Встречается и совсем простое пояснение: «Человек на коне колет змия»). Если всадник - государь, то что же змий? О символе змия разногласий нет: это библейский образ зла и олицетворение врагов русской земли.

Сторонники «георгиевской» версии дают свои трактовки перечисленным фактам. Во-первых, то самое отсутствие нимба в изображении Георгия Победоносца (и прочие отступления от канонов) на печати Ивана III и при его преемниках сделало всадника в представлении русских «царем» или «человеком на коне», то есть светским символом. Отсюда и неопределенное именование «ездец». В.Б. Муравьев предложил более сложное объяснение: всадника на московском гербе называли «государем» русские официальные лица. Подобная идентификация изображения на государственном знаке (монете, печати, эмблеме) с самим государем (или его небесным патроном, что тоже символизировало государя) «была издревле традиционна для России, и отказаться от этой традиции русская бюрократия не решалась». Таким образом, это официальная трактовка государственных лиц, явившаяся из древнего правила чеканить на государственных знаках образ правителя или его небесного покровителя. Иностранцы же, не связанные с русской бюрократией, открыто называли всадника на груди орла святым Георгием, в том числе и Самуэль Коллинс, личный лекарь царя Алексея Михайловича. Но, по мнению Г.В. Вилинбахова и Т.Б. Вилинбаховой, европейцы легко узнавали во всаднике святого Георгия потому, что он был изображен без нимба, как было принято в Европе.

Сторонники «светской» версии указывают и на тот факт, что на государственном гербе, помещенном на титульном листе Библии, изданной в Москве в 1663 году, всаднику-змееборцу на груди двуглавого орла придано портретное сходство с царем Алексеем Михайловичем. Однако крупнейшие исследователи православной средневековой Москвы М.П. Кудрявцев и Г.Я. Мокеев утверждают, что изображение царя на коне, убивающего копьем змия, здесь дано вместо традиционного герба Москвы - Георгия Победоносца. И указывают на надписи над гербом из книги пророка Исаии: «Аз поставих царя с правдою и вси пути его прави»; «Сей созиждет Град Мой» (Ис. 45: 13).

Алексей Михайлович считал себя защитником Вселенского Православия. Московское царство стало главным покровителем Восточных Патриархатов, прозябавших под османским игом. Появилась идея об освобождении Константинополя и создания православной империи на территории бывшей Византии и Балкан под властью московского царя. Москву же, устроенную во образ Небесного Иерусалима - Града Божия, называли и Новым Иерусалимом на земле, согласно пророчествам книги Исаии об избрании нового народа и города, на который перейдет слава народа Божия: «Оставите бо имя ваше в насыщение избранным Моим, вас же избиет Господь; работающим же Мне наречется имя новое» (Ис. 65: 15). Изображение Алексея Михайловича воином, убивающим змия, здесь символизирует идею Руси как последнего мирового оплота Православия, и такая вариация вполне могла иметь место на книге.

Ученые не пришли к единому выводу об идентификации московского всадника, но именно он стал прообразом герба Москвы. Слово «герб», буквально означающее «наследство», стало входить в русский обиход при Алексее Михайловиче. В 1672 году появился «Титулярник», где были собраны изображения 33 гербов областей и городов, входивших в полный царский титул. Еще раньше, в 1669 году, царь приказал мастерам изобразить в росписях на стенах Коломенского дворца 14 печатей «в гербах», то есть поместить государственные эмблемы в щитах, по аналогии с европейскими гербами. На них и обратил внимание юный Петр I.

Святой Егорий на коне

Считается, что Петр Великий, не мудрствуя лукаво, первым из русских назвал московского всадника святым Георгием Победоносцем. Сохранилась его записка, датируемая предположительно 1710 годом: «Сие имеет свое начало оттуду, когда Владимир, монарх российский, свою империю разделил двенадцати сынам своим, из которых владимирские князи возымели себе герб с[вятого] Егория, но потом ц[арь] Иван Вас[ильевич], когда монархию, от деда его собранную, паки утвердил и короновался, когда орла за герб империи Российской принял, а княжеский герб в груди оного поставил». В правление Петра I начинается создание московского герба, на котором святой Георгий был изображен в русской традиции, берущей истоки в православной иконографии.

В 1722 году император учредил Герольдию, которая должна была среди прочего заниматься составлением городских гербов - по замыслу Петра, эти гербы предполагалось поместить на знаменах войск, размещавшихся в том или ином городе. На должность «для сочинения гербов» по рекомендации Якова Брюса определили пьемонтского графа Франциска Санти, хорошо знавшего европейские геральдические правила - по ним и собирались создавать русские гербы и исправлять традиционные русские эмблемы. Однако Санти мудро расценил, что успех придет лишь в том случае, если он не скопирует для России европейскую геральдику, а создаст русскую по русским традициям. К тому же, основательно изучив «Титулярник», русские печати и портреты государей, он увидел, что гербы на Руси фактически существуют, в чем-то отвечая и положениям западноевропейской геральдики, и это вызвало у него уважительное отношение к древним русским и московским эмблемам. Оттого он сохранил за русской геральдикой право иметь свои законы. Так, святой Георгий на московском гербе изображался к зрителю правым боком (как на большинстве икон «Чуда святого Георгия о змии»), то есть в левой геральдической стороне. Тогда как по правилам геральдики надлежало сделать наоборот и развернуть всадника в правую геральдическую сторону, левым боком к зрителю. В Западной Европе такое правило возникло по естественным причинам: живые существа, например всадник или лев, всегда изображались левой стороной к зрителю, чтобы в бою или на турнире эти фигуры на щите рыцаря, который он держал в левой руке, не казались убегающими от противника.

Эскиз московского герба выглядел так: в красном поле святой Георгий с золотой короной, в греческом полудоспехе, закрывающем грудь и спину, колет копьем, увенчанным крестом, в пасть черного змия. И здесь он изображен без нимба, но на его святость указывал крест наверху копья. В дальнейшей истории московского герба его все больше приближали к требованиям европейской геральдики.

После смерти Петра Великого Санти ложно обвинили в заговоре против Петра II, и он пробыл в сибирской ссылке 15 лет. Его проект, хотя так и не стал официальным гербом Москвы, был утвержден Сенатом в 1730 году как герб для знамени московских полков. Тогда же был утвержден государственный герб с московским гербом на груди орла: «Георгий на коне белом, побеждающий змия, епанча (плащ. - Е.Л. ) и копье желтые, венец желтый же, змий черный». Итак, плащ святого на гербе не красный, как на иконе, - символ пролитой крови великомученика, а золотой. Геральдические каноны все более утверждаются.

Новая эра московского герба наступила при Екатерине Великой. В зимний Юрьев день 26 ноября 1769 года она учредила в России орден святого великомученика и победоносца Георгия. С тех пор 26 ноября в Зимнем дворце устраивался ежегодный прием в честь орденского празднования. Для торжественных обедов императрица заказала фарфоровый Георгиевский сервиз: все его предметы несли изображения орденских знаков и георгиевской ленты. И тронным залом в Зимнем дворце был Георгиевский зал, созданный Джакомо Кваренги по приказу императрицы.

При Екатерине II Москва вернулась к созданию своего официального герба после реформы местного управления, когда каждый русский город был обязан иметь собственный, высочайше утвержденный герб, по аналогии со свободными городами Западной Европы. Товарищ герольдмейстера подполковник И.И. фон Энден неудачно исправил уже имевшийся московский герб, а именно: переоблачил всадника из древнего полудоспеха в полный панцирь средневекового рыцаря. Такая традиция была принята в Европе, поскольку святой Георгий почитался покровителем рыцарства, но для православной России такая трактовка святого Георгия Победоносца была чужеродна. Кроме того, копье на гербе утратило крест. Однако русская традиция изображения в левой геральдической стороне была сохранена. Сохранились и цвета: красное поле, белый конь и черный змий. Неизвестен цвет плаща, но считается, что он был золотым, как описано в статуте ордена святого Георгия. 20 декабря 1781 года императрица утвердила именно этот герб Москвы как официальный.

Лишь в середине XIX века он был создан по правилам европейской геральдики. Это изменение связано с пожеланием Николая I и с деятельностью немецкого барона Б.В. Кене, управляющего Гербовым отделением Департамента герольдии, который занимался и созданием Большого государственного герба. «Согласно с требованиями геральдики», он развернул фигуру всадника в правую геральдическую сторону - левым боком к зрителю. Еще Лжедмитрий I на своей печати попытался по-европейски «развернуть» московского всадника, и посягательство на московский герб казалось «уделом» иностранцев. Чтобы поразить копьем змия, находящегося слева от коня, всаднику пришлось бросить узду и взять копье обеими руками. Однако копью был возвращен венчавший его крест. Изображался всадник по-прежнему в сплошных рыцарских латах, но при Александре III в 1883 году ему был возвращен полудоспех. Мантия же святого Георгия вместо золотой стала «лазуревой» - синей. (О.А. Рево предположительно связывает это с возможным желанием герольдии привести цвета московского герба в соответствие с цветами национального флага России: белый конь, синий плащ, красный щит). Вместо черного змия появился золотой дракон с зелеными крыльями. В старину не разделяли змия и дракона - это было одно и то же существо, образ библейского врага. Историк Г.И. Королев, написавший блестящее исследование «Змий или дракон», одной из возможных причин переделывания змия в дракона в XIX веке считает то же желание привести отечественную геральдику в согласие с западноевропейскими геральдическими правилами.

Отечественные геральдисты были очень расстроены этими переменами, ведь именно московский герб, как самый твердый и ранний, установившийся на Руси, следовало охранять от произвольных новшеств. Примененные формально западные геральдические правила без учета особенностей отечественного герба казались чуждыми началами, пренебрежением к национальным традициям.

Любимым в народе оставался иконописный образ святого Георгия Победоносца, воспринимавшийся как святой символ древней Москвы. Писатель Иван Шмелев приводит услышанный им разговор двух московских подмастерьев: «Святой Егорий сторожит щитом и копием Москву нашу, потому на Москве и писан… Чего в сердечке у нашего орла-то? Москва писана на гербу: сам святой Егорий, наш, стало быть, московский. С Москвы во всю Россию пошел».

Победоносец

После революции герб Москвы был упразднен. 27 февраля 1925 года президиум Моссовета утвердил первый советский герб, составленный архитектором Д. Осиповым, - Москва стала первым городом, получившим герб c революционной, пролетарской символикой. Место святого Георгия заняла пятиконечная звезда - победный символ Красной Армии. На фоне звезды был изображен обелиск, являвшийся первым революционным монументом РСФСР, - символ твердости Советской власти. (Этот обелиск - памятник первой советской Конституции, стоял на месте памятника Юрию Долгорукому). Серп и молот - эмблема рабоче-крестьянского правительства. Зубчатое колесо и ржаные колосья, изображенные по овалу щита, символизировали смычку города и деревни, а внизу располагалась динамо-машина - эмблема электрификации.

К образу святого Георгия Победоносца как воина, сокрушающего врага, обратились во время Великой Отечественной войны. И кавалерист на плакате, поражающий копьем свастику со змеиными головами, и карикатуры Кукрыниксов, где советский воин колет штыком фашистскую гадину или в череп Гитлера, навеяны мотивами московского герба. Знаменательно, что битва за Москву началась накануне зимнего праздника святого Георгия, а взятие Берлина состоялось накануне весеннего. 6 мая 1945 года пришлось на Пасху, что верующие восприняли как знак скорой победы, и через день была подписана капитуляция фашистской Германии. Медаль «За победу над Германией» носили на георгиевской ленте.

23 ноября 1993 года распоряжением мэра Москвы «Овосстановлении исторического герба Москвы» столице был возвращен ее исторический герб по образцу первого официально утвержденного герба Москвы 1781 года: на темно-красном щите Георгий Победоносец, в серебряных доспехах и лазоревой мантии, на серебряном коне, поражает золотым копьем черного змия. И хотя жаль, что на нашем гербе сохранился облик средневекового рыцаря, далекий от православного образа святого Георгия, но теперь он хотя бы развернут в традиционную для России левую геральдическую сторону. И самое главное: святой Георгий Победоносец снова вернулся на московский герб.

При написании статьи частично использованы материалы сайта

Четверг, декабря 6, 2012

Все мы привыкли к Московскому гербу, к изображению Георгия Победоносца на коне, поражающего змея. Однако, мы не задумываемся о его истории, о том, откуда и когда он попал в Россию. Стоит сказать, что святой Георгий – общехристианский святой, почитаемый и во многих других странах, например он покровитель Англии. И иностранцы порой очень удивляются, откуда он тут – в Москве, на гербе города и даже страны.

Так кем же был Георгиий Победоносец, где произошла история со змием, как он попал ни герб Москвы и почему ему очень удивляются иностранцы —>

Официально герб города Москвы существует с 20 декабря 1781 года. В этот день он был «высочайше утвержден» вместе с гербами других городов Московской губернии. В Полном собрании законов Российской империи наш столичный герб описан так: «Святый Георгий на коне против того ж, как в средине государственного герба, в красном поле, поражающий копием чернаго змия». Отмечалось также, что герб «старый». Это означало, что эмблема была известна ранее. Действительно, всадник, поражающий копьем дракона, использовался в течение нескольких столетий как составная часть державного российского герба. То есть как такового герба в древности не существовало, но зато были печати и монеты, с подобными изображениями.

Обычай помещать на печатях и монетах портрет князя, а также изображение святого, которого князь считал своим покровителем, пришел на Русь из Византии в конце Х столетия. В начале XI века на монетах и печатях князя Ярослава Мудрого, принявшего имя Юрий (Георгий), появляется изображение святого Георгия. Основатель Москвы Юрий Долгорукий продолжил эту традицию. На его печати тоже святой, стоящий во весь рост и вынимающий меч из ножен. Изображение святого Георгия было на печатях и брата Юрия Долгорукого Мстислава, воин-змееборец присутствовал на многочисленных печатях Александра Невского, встречается он на монетах Ивана II Красного и сына Дмитрия Донского Василия. А на монетах Василия II Темного эмблема святого Георгия приобретает вид, близкий к тому, что позднее утвердился на московском гербе. Покровителем Москвы святой Георгий считается со времён Дмитрия Донского.


Печать Ивана III

Первое письменное сообщений о всаднике, поражающем дракона, приносит Ермолинская летопись. В ней говорится, что в 1464 году скульптурный образ святого Георгия был помещен над въездными воротами Фроловской башни - главной башни Кремля. Ставил сей образ Василий Ермолин. Ряд историков XIX века принимали это изваяние знаменитого русского зодчего за московский герб, ведь Фроловские ворота считались главными, даже князья снимали шапку, проходя через них. Очень заманчиво было бы считать эту скульптуру гербом Москвы, но здесь, скорее всего, это скульптурное изображение имело охранительные функции, так как через два года тот же Ермолин поставил над воротами башни с внутренней стороны образ святого Дмитрия.

Окончательное утверждение всадника-змееборца как герба Московского княжества произошло при Иване III (княжил с 1462 по 1505 гг.) и совпало по времени с завершением объединения основной части русских земель вокруг Москвы. Сохранилась печать 1497 года, на которой всадник, поражающий копьем змея-дракона, окружен надписью: «Печать великого князя Ивана Васильевича», а на обороте печати, не имеющей рисунка, надпись повторена, но к ней добавлено - «всея Руси». С этого момента можно считать, что герб Московского княжества на какое-то время становится и гербом всея Руси.

Интересно, что до XVIII века «московский ездец» не воспринимался никем из современников как святой Георгий.
Простые жители, объясняя это символическое изображение, говорили, что это «царь на коне победил змия», или «великий государь наш на аргамаке», или «сам царь с копьем», а то и «человек на коне с копьем колет змея». «Святым Егорием» называет всадника царь Петр I только в XVIII веке.


Герб Москвы, 1730.

Окончательное имя всадника как Георгий Победоносец утвердилось в связи с развитием в России геральдики и созданием городских гербов. Городская символика в петровское время появилась вместе с созданием системы формирования и размещения полков русской армии. Полки распределялись по городам и получали название по имени города, реже - губернии. Вместе с названием полк получал на свое знамя и эмблему города. Московские полки с 1712 года помещали на своих знаменах двуглавого орла под тремя коронами, а на груди орла, в щитке, располагался всадник, колющий копьем дракона.


Герб Москвы, 1781.

В 1729 - 1730 годах на знаменах московских полков остался только всадник в короне, колющий копьем змея. С утверждением статуса городского знака святой Георгий, будучи частью государственного герба, именовался гербом Москвы - исторического центра Российской империи. Московский герб сделан был по «образу и подобию» фигуры, размещенной на груди орла в государственном гербе.


Герб Москвы, XVIII век.

В указе 1781 года об утверждении гербов Московской губернии описание московского герба почти полностью повторяет герб 1730 года: «Москва. Святой Георгий на коне против того же как в середине Государственного герба, в красном поле, поражающий копьем черного змия». Герб Москвы просуществовал в таком виде вплоть до середины XIX века, когда в результате реформы в русской геральдике, проведенной по указанию императора Николая I, он был значительно изменен. Подобный же вид имеет «герб столичного города Москвы», который высочайше утвержден несколько позднее - 16 марта 1883 года, он и просуществовал до 1917 года. А в 1993 году был введен новый московский символ, созданный по мотивам герба Москвы, утвержденного в 1781 году.


Герб Мосвквы, 1856.


Герб Москвы, 1883.


Современный герб Москвы, c 1993 года. За основу взят герб не XIX века, а XVIII.

Георгий победоносец и змей
Убийство змея (дракона) является одним из самых известных посмертных чудес святого Георгия. По легенде, змей опустошал землю одного языческого царя в Бейруте. Как гласит предание, когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьем, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство. Это сказание часто толковалось иносказательно: царевна - церковь, змей - язычество. Также это рассматривается как победа над дьяволом - «древним змием».
Существует вариант описания данного чуда, относящегося к жизни Георгия. В нём святой покоряет змея молитвой и предназначенная в жертву девушка ведёт его в город, где жители, видя это чудо, принимают христианство, а Георгий убивает змея мечом.


Святой Георгий на иконе второй половины XVI века, из Новгорода.

Почитание святого Георгия в других странах
Этот святой стал необычайно популярен ещё со времен раннего христианства. Он претерпел муки в Никомидии, а вскоре его стали почитать в Финикии, Палестине, затем и на всем востоке. В Риме в VII веке было уже две церкви в честь него, а в Галлии его почитают с V века.


Святой Георгий на Грузинской иконе.

Георгий считается покровителем воинов, земледельцев и пастухов, а в ряде мест - путешественников. В Сербии, Болгарии и Македонии верующие обращаются к нему с молитвами о ниспослании дождя. В Грузии к Георгию обращаются с просьбами о защите от зла, о даровании удачи на охоте, об урожае и приплоде скота, об исцелении от недугов, о чадородии. В Западной Европе считается, что молитвы святому Георгию (Джорджу, Хорхе) помогают избавиться от ядовитых змей и заразных болезней. Святой Георгий известен исламским народам Африки и Ближнего Востока под именами Джирджис и аль-Хадр. Георгий является также покровителем Португалии, Генуи, Венеции (вместе с ап. Марком) и Барселоны. Ну, и конечно же, Англии. Ещё в X веке в Англии строили церкви, посвящённые св. Георгию, а в XIV веке он был официально признан небесным покровителем Англии.


Святой Георгий на русской иконе XVI века, из города Устюжна.

Изображения святого Георгия
Самой популярной темой для изображений конечно же является «чудо о змие». Рисовали его во все времена и во многих странах, но особенно много – в эпоху ренессанса, в Италии. В качестве примеров несколько икон и картин про Георгия Победоносца, убивающего змея.


1471 год, Джованни Беллини (Италия).


1456 год, Паоло Уччелло (Италия)


1505-06 годы, Рафаэль Санти (Италия)


1606-07 годы, Рубенс (Голландия)


1890 год, Гюстав Моро (Франция)


1912, Август Маке (Германия)

В цвете всего этого становится понятным, почему иностранцы так странно реагируют на изображения святого Георгия в Москве.