Лавры русской православной церкви список. Лавры преткновения: Главные монастыри Украины на пороге суровых испытаний

Лавры – это самые большие и значимые православные мужские обители, имеющие особенное духовное и историческое значение. В переводе с греческого слово «лавра» означает: часть города, населенная местность, обнесенная стеной или оградой. Это название стали применять к многолюдным и важным монастырям.

Многие считают, что лавры в Украине – единственные в мире. Первые лавры появились в начале 4 века в Палестине. Монахи-отшельники в поисках уединения селились в Иудейской пустыне, проводя жизнь в молитвах и смирении. Свое жилье они были вынуждены ограждать стенами, дабы защитить себя от набегов кочевников-бедуинов.

Многие из нас не видят особой разницы между монастырем и лаврой. На самом деле это совершенно разные монашеские поселения. Монастыри бывают мужские и женские. Эти религиозные общины имеют свой устав, уклад и правила, единый комплекс богослужебных и жилых помещений.

Лавра – это разновидность монастыря, но с более обширной территорией и большим количеством монахов, со своей особой и древней историей, а также непосредственным подчинением патриарху. Лавра может быть только мужской.

Официальный статус лавры имеют немногие монастыри. Наиболее известная расположена в Палестине – лавра Саввы Освященного, основанная в 484 году на территории Западного берега реки Иордан. В Благовещенском соборе лавры Саввы Освященного хранятся мощи Святого Савы. Примечательно, что по давней традиции монашеского устава в эту лавру запрещен вход для женщин. Еще одна особенность – в монастыре по сей день не используется электричество.

В Украине насчитывается наибольшее количество действующих лавр – три православных монастыря и два греко-католических.

Киево-Печерская лавра

Чтобы увидеть лавру : посещение заповедника (часть огромного комплекса лавры) и его музеев платное – от 20 грн. Антониевы и Феодосиевы пещеры открытии с 9:00 до 16:00. Вход в них и храмы лавры свободный.

Почаевская лавра

Белоснежный архитектурный ансамбль поражает своим величием и блеском золотых куполов. Он раскинулся на высоком каменистом холме Кременецких гор. Это один из наиболее почитаемых монастырей среди паломников.

Православная обитель пережила немало драматических событий, ее существование окутано многочисленными преданиями и легендами. По одной из них, монастырь основали киевские монахи, спасавшиеся от набегов татар в 1240 году. В то время над Почаевской горой монахам явилась в огненном столпе Богоматерь, оставив после себя отпечаток стопы на камне с источником целебной воды. Там же монахи построили первый деревянный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Первые документальный упоминания о святой обители относятся к 1527 году. Неоценимый вклад в развитие монастыря внесла местная помещица Анна Гойская. Она подарила монастырю чудотворную икону Богоматери, привезенную с Востока в 1559 году греческим митрополитом Неофитом. Также помещица пожертвовала средства на строительство Почаевской церкви и келий для монахов. В 1833 году монастырь получил статус лавры.

Источник фото: pochaev.org.ua.

К основным святыням Почаевской лавры относятся: мощи преподобного Иова и Амфилохия Почаевского; след стопы Богоматери с целебным источником; чудотворная икона Матери Божьей.

Чтобы увидеть лавру : Почаевская лавра расположена в городе Почаев, в 70 км от Тернополя. Сюда постоянно организовывают паломнические туры. На территории есть гостиница и комнаты для паломников. Стоимость ночлега – от 40 грн за ночь.

Святогорская лавра

На живописных склонах реки Северский Донец расположилась , одна из главных святынь востока Украины. Святая обитель, возрожденная после десятилетий советского атеизма, вновь возвышается в окружении .

Первые документальные упоминания о Святых горах датируются 1526 годом. Но многие историки сходятся во мнении, что монастырь появился на склонах меловых гор еще до крещения Киевской Руси. Не исключено, что первыми поселенцами были монахи из Византии, спасавшиеся от гонений за поклонение святым иконам. О том, что в этих местах были христианские поселения, свидетельствует также Ипатьевская летопись. В 1111 году местные христиане встречали здесь князя Владимира Мономаха. На протяжении многих веков монастырские пещеры были пристанищем для многих благочестивых иноков во время гонений.

Святогорский монастырь постигла одновременно как счастливая, так и печальная судьба. Худшие годы для обители пришлись на советский период – она была разграблена, осквернена и разрушена.

Источник фото: svlavra.church.ua, автор – Михаил Полтавский.

Возрождение монастыря началось в 1992 году, когда священникам вернули соборный храм Успения Божьей Матери. Сейчас в восстановлены церкви, дом настоятеля, кельи, кузница, мастерские, гостиные дворы.

Священный Синод Украинской православной церкви 9 марта 2004 года предоставил Свято-Успенскому Святогорскому мужскому монастырю статус лавры, приняв во внимание давность святыни и ее историческую роль в становлении христианства. Это самая молодая лавра с очень древней историей.

Чтобы увидеть лавру : сейчас на территории Донецкой области проходят военные действия. Мы не рекомендуем посещение лавры.

Свято-Успенская Уневская лавра

Со статусом лавры является центральной обителью монахов-студитов, одного из орденов УГКЦ. Орден студитов был основан в конце 8 века Теодором Студитом из Константинополя, он же являлся автором Студийского устава для монахов, действующего доныне.

Уневский монастырь-крепость расположен на окраине села Унев, в окружении лесистых гор. Первые упоминания о монастыре относятся к 1395 году, уже тогда он упоминался как известный духовный центр Галичины.

Источник фото: ua.vlasenko.net, автор – Petro Vlasenko.

История монастыря тесно связана с родом Шептицких. Во времена Австрийской империи Уневский монастырь был закрыт. Инициатором возрождения монашеской жизни в Уневском монастыре был митрополит Андрей Шептицкий, в 1898 году обитель получила статус лавры, здесь снова поселились монахи Студийского устава.

В советское время монастырь использовали как лагерь для католического духовенства, далее организовали приют для душевно больных людей.

В 1991 году власть вернула Уневский монастырь монахам-студитам.

Дважды в год Уневская лавра собирает тысячи паломников, это происходит во время почитания чудотворной иконы Уневской Богородицы на третье воскресенье мая, а также 28 августа – на праздник Успения.

При монастыре открыт музей, в галерее у входа представлена коллекция старинных распятий.

Чтобы увидеть лавру : до Унева курсирует транспорт из Львова. Место отправления: улица Лычаковская, 150. Время отправления: 7:30, 10:50, 14:25, 17:50, 20:30.

Свято-Ивановская лавра

Лавра Святого Иоанна Крестителя Студийского устава УГКЦ – редко упоминаемая и несправедливо забытая обитель, хотя находится почти в самом центре Львова.

Основан монастырь был в 1927 году Митрополитом Андреем Шептицким, он является полноценной второй лаврой УГКЦ с соответствующей грамотой митрополита, статуса которой никто и никогда не отменял.

Располагается лавра на территории с народным названием «Шевченковский гай».

Центральный храм Лавры – деревянная церковь Премудрости Божьей, привезенная во Львов в 1930 году из карпатского села Кривко, что на Турковщине. Церковь Святого Николая 1763 года была сильно повреждена во время Первой мировой войны, поэтому сельская община построила себе новый храм, а старый был продан Лавре. 7 июля 1931 года церковь освятили вторично в честь Святой Софии – Премудрости Божьей.

Свято-Ивановская лавра просуществовала до 1946 года, ее постигла печальная судьба многих монастырей на Галичине. Чтобы спасти от уничтожения Лавру с уникальными сакральными памятниками, было принято решение создать музей.

Автор фото: © IGotoWorld.com Photo Group.

В 1990 году монахи-студиты по согласию дирекции музея начали проводить богослужения в церкви Премудрости Божьей. Позже, согласовав формальности, монахи официально поселились на территории музея, заняв помещение бывшей монашеской прачечной.

Чтобы увидеть лавру : необходимо посетить скансен «Шевченковский гай» во Львове. Вам подойдет трамвай № 2, 7 или 10. Из центра ехать всего несколько остановок. Вход на территорию музея стоит 30 грн.

На протяжении многих столетий лавры на территории Украины играли огромную роль как в духовной, так и политической жизни. Они являлись центрами христианской культуры: здесь жили и работали известные летописцы, ученые, художники, книгоиздатели. Это уникальные памятники всего православного человечества, в наших силах сберечь их в первозданной красоте для последующих поколений.

Лавра (греч. ????? - городская улица, многолюдный монастырь) - название некоторых крупнейших мужских православных монастырей. Как правило, лавры подчиняются непосредственно патриарху (в период 1721-1917 лавры в русской православной церкви подчинялись Синоду). Лавры Украины подчинены митрополиту Киевскому и всея Украины, за исключенем Святогорской, которая подчиняется правящему архиерею Донецкой епархии, хотя географически расположена на территории Горловской епархии. Лица, которым вверяется непосредственное управление лаврой, носят название наместников и состоят обыкновенно в сане не ниже архимандрита. Также лаврами могут называться католические монастыри восточных традиций (прежде всего греко-католические).

Лавры России и Украины

В России титул лавры присвоен следующим монастырям :

На Украине в настоящее время титул лавры имеют три монастыря:

На Украине также существует греко-католическая студитская Свято-Успенская Уневская лавра (Унев).

История

В V-VI веках в Палестине лаврами именовались монастыри, огражденные стенами от нападений со стороны кочевников бедуинов. Так, лаврой назывался ещё в VI веке монастырь св. Феодосия Великого (умер в 529) близ Иерусалима. Из доныне существующих лавр Востока наиболее известны: лавра св. Саввы Освященного, прославленная пребыванием в ней св. Иоанна Дамаскина и лавра св. Афанасия на Афоне.

На территории Грузии существует Давидо-Гареджийская лавра, на территории Польши - Супрасльская лавра. После присоединения Грузии и Польши к Российской империи они были лишены статуса лавр, а в 90-х годах 20 века им был возвращен такой статус.

На Украине три Лавры: Киево-Печерская, монастырь, основанный в 1051 г. и ставший с 1598 г. Лаврой; Почаевская Успенская Лавра (монастырь16в., - Лавра с 1833, г. Почаев Тернопольской области) и известный с 16 в. как Святогорский Успенский монастырь, но возникший в давние века; восстановленный в 19в., вновь закрытый уже в Советские времена и вновь открытый в 20 в., - ныне (с 2004 г.) Свято-Успенская Святогорская Лавра.

Сведения из прессы: В марте 2004 года Священный Синод присвоил Святогорскому монастырю статус Лавры. 25 сентября 2004 года обновленная Лавра была освящена. На освящении присутствовало около 200 высокопоставленных гостей из разных стран и духовенство высшей иерархии. От Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго Лавра получила в дар икону Владимирской Божьей Матери.

Первые две Лавры широко известны верующим. Почаевская Лавра мне известна по публикациям и рассказу моей подруги, там побывавшей. Летом 2006г. обстоятельства сложились благоприятно для совершения ознакомительной поездки к почитаемым на Украине святыням: Святогорской Свято-Успенской Лавре, Борисо-Глебскому монастырю и знакомству с Православной Одессой. В планах были ещё и другие обители, но... человек предполагает, а Господь всеми его обстоятельствами располагает.

Первой в нашем списке обозначена была Святогорская Лавра, расположенная на берегу Северского Донца, что ныне находится на территории Донецкой области, получившей название "Донецкой Швейцарии" за красоту пейзажей. В 19в. обитель находилась в Изюмском уезде Харьковской губернии (в 155 верстах от Харькова, в 35 в. от Изюма и в 18в. от г. Славянска. Примечание: с 18в. 1 верста=1 066,781 метра)

Для справки: В России статус лавры имеют следующие монастыри: Троице-Сергиева Лавра (с 1744, г.Сергиев Посад); Александро-Невская Лавра (с 1797, г.Санкт-Петербург).

Лаврами в Палестине в V-VI веках именовались монастыри, огражденные стенами от нападений со стороны кочевников бедуинов. Так, лаврой назывался ещё в VI веке монастырь св. Феодосия Великого (умер в 529) близ Иерусалима. Из доныне существующих лавр Востока наиболее известны: Лавра св. Саввы Освященного, прославленная пребыванием в ней св. Иоанна Дамаскина, и Лавра св. Афанасия на Афоне.

С другой стороны: Лавра с греческого - людное место, городская улица, многолюдный монастырь. Лавры подчиняются непосредственно патриарху (в период 1721-1917 годов лавры в русской православной церкви подчинялись Синоду). Лица, которым вверяется непосредственное управление лаврой, носят название наместников и состоят, как правило, в сане не ниже архимандрита..

01.04.2013

Что такое лавра?

Основав 300 лет назад на берегах Черной речки монастырь во имя Святой Троицы и благоверного князя Александра Невского, Петр Великий навеки скрепил свое европейское детище с судьбой России, особый, православный путь которой символизирует князь Александр. Сегодня Александро-Невская лавра - городская достопримечательность, мимо которой не пройдет ни один паломник или турист. В том, как жизнь старейшего петербургского монастыря связана с историей города, страны и мира, поможет разобраться наша маленькая «энциклопедия».

«Виктори»

Этим словом, по-русски означающим «победа», Петр Великий назвал выбранную им для строительства монастыря местность при впадении Черной речки (ныне - Монастырка) в Неву. Согласно легенде, бытовавшей в петровские времена, именно здесь ночью 15 июля 1240 года небольшой отряд новгородцев и ладожцев во главе с князем Александром Ярославичем наголову разбил шведское войско, остановившееся на ночлег на пути к Новгороду. Сейчас археологи утверждают, что легендарная битва состоялась при устье Ижоры (в районе современного Колпино), а при устье Черной речки (то есть близ нынешнего моста Александра Невского), скорее всего, имела место битва 1301 года, после которой новгородцы сумели взять шведскую крепость Ландскрону.

Обращение Петра к памяти Невской битвы не было случайным: император видел живую параллель между Северной войной и войнами, которые вел князь Александр. И Петр, и Александр Невский, оба отстаивали северные русские земли и защищали здесь православие. Оба они столк-нулись с гигантскими историческими вызовами, и каждый сумел дать ответ: Александр - отстояв независимость Новгородских земель; Петр - сделав единственную православную державу Европы передовым государством.

Начало монастырской жизни было положено совершением первой Литургии в деревянной Благовещенской церкви 25 марта (7 апреля по н. ст., в самый день Благовещения) 1713 года. С основанием обители Александр Невский стал небесным покровителем града Петрова: святого князя отныне поминают как молитвенного предстателя за приневские земли. На иконах его надлежало изображать не в монашеском лике, а «писать тот святой образ в одеждах великокняжеских». То есть Александр Невский прославлялся не как монах, а как православный воин. Стоит помнить, что орден имени святого князя, защитника русских земель, - единственный из царских орденов, который продолжил существование в СССР, а потом и в современной России.

Хотя слово λαύρα буквально переводится как «людное место» или «городской квартал», именно его византийские писатели использовали для обозначения монастырей полуотшельнического типа, состоявших из центрального храма и окружавших его отшельнических скитов. Так выглядели монастырские постройки в Палестине в конце V века: постоянная угроза со стороны кочевников заставляла монахов огораживать обители стенами, и древнейшие православные лавры, например монастырь Саввы Освященного в Кедронской долине (основан в 484 г.), напоминают неприступную крепость - своеобразный городской квартал.

На Руси с конца XVI века титул «лавры» стали присваивать крупным монастырям, имея в виду особую важность обители: сначала лаврой стал Киево‑Печерский монастырь (1688), потом Троице-Сергиев (1744). До революции этот статус означал непосредственное подчинение монастыря патриарху, а с упразднением патриаршества - Священному Синоду. Лавры имели особые права, число монахов в них не ограничивалось.

Александро-Невская лавра стала третьей по счету в России: соответствующий именной указ был подписан императором Павлом I в 1797 году. Священному Синоду надлежало Александро-Невский монастырь «переименовать Лаврою со штатом наравне с Киево‑Печерскою и Троицкою Сергиевскою».

Академия

Так называлось учебное заведение, основанное Платоном близ Афин в местности Ἀκάδημος. В России «академиями» называли высшие духовные школы, где наряду с богословием преподавались науки, которые сегодня мы без сомнений назвали бы светскими.

История духовной академии при Александро-Невском монастыре началась еще со времен Петра: в 1721 году здесь была создана Славянская школа. Переустраивая Православную Церковь, Петр стремился превратить ее в инструмент идеологического обеспечения новой политической линии «прорубания окна в Европу». Церковь должна была стать современной, а в среде духовенства необходимо было воспитать прослойку людей, сведущих в богословии по-европейски: таких, что могли бы заниматься им как точной наукой, на манер монахов‑иезуитов или протестантских пасторов.

При Петре в православных храмах столицы появляются кафедры, с них стали зачитывать проповеди. Это же умение культивируется и среди монахов Александро-Невского монастыря, для которых сочинение проповедей становится особым послушанием. В 1797 году, когда монастырь превращается в лавру, на базе Славянской школы (которая стала к этому времени Главной семинарией) учреждается духовная академия. Наряду с Московской, Киевской и Казанской академиями Санкт-Петербургская академия сыграла выдающуюся роль в истории Церкви. К слову, из шести патриархов Русской Церкви, избранных после восстановления патриаршества в 1917 году, четверо были ее выпускниками.

Слово происходит от латинского arca «ящик, гроб, ковчег», им обозначают большой, богато украшенный ларец для хранения мощей святых, по форме напоминающий архитектурное сооружение. Находившаяся в Троицком соборе рака святого Александра Невского когда-то была одной из «жемчужин» лавры: о ней, как о памятнике елизаветинского рококо, упоминали все путеводители по дореволюционному Петербургу.

Необходимость в раке возникла после того, как Петр, вслед за триумфальным завершением Северной войны, в 1724 году с небывалыми почестями перенес мощи святого князя из Рождественского монастыря во Владимире в Петербург. Изготовлением раки занялась дочь Петра - императрица Елизавета. По эскизам придворного портретиста Георга Грота и библиотекаря великого князя Петра Федоровича Якоба Штелина был изготовлен ковчег в форме пятиступенчатой пирамиды. На лицевой его стороне - барельефы со сценами из жизни Александра Невского: Невская битва и Ледовое побоище, а также вступление в Псков.

Знаменитую раку сейчас можно увидеть в Концертном зале Зимнего дворца: в 1922 году она была экспроприирована у Церкви и передана на хранение в Государственный Эрмитаж.

Архимандрит

На современный русский язык греческое слово архимандрит (ἀρχιμανδρίτης) можно перевести как «заведующий овчарней». Речь, конечно, об овцах Христовых - монахах. В первые века Церкви архимандритами называли лиц, которых епископ назначал для надзора за всеми монастырями епархии, затем - настоятелей крупных монастырей. На Руси титул архимандрита применялся к игумену важного монастыря и до советского времени служил обозначением должности. В настоящее время архимандрит - это, прежде всего, сан, высший для монашествующих пресвитеров.

Священноархимандритом Александро-Невской лавры сегодня является митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, а наместником - епископ Кронштадтский Назарий.

Так в древности назывались общежительные монастыри (от греческих слов κοινός «общий» и βίος «жизнь»), которые возникли в начале IV века вслед за отшельническими монастырями. В России киновиями называли монастыри, в которых ни монахи, ни настоятели не могли располагать никакой собственностью и состояли на полном обеспечении монастыря.

Киновия при Александро-Невской лавре была основана в 1820 году в районе деревни Клочки (нынешняя Октябрьская набережная между Финляндским и Володарским мостами), где в петровское время находился кирпичный завод, принадлежавший монастырю, она была предназначена для больных и престарелых монахов, находившихся на попечении монастыря. В 2002 году главный храм киновии - собор Святой Живоначальной Троицы - был заново освящен.

На современные карты нашего города слово «киновия» попало благодаря Киновиевскому кладбищу близ монастыря, где, наряду с захоронениями XIX века, есть и могилы блокадного времени.

Некрополь

«Городами мертвых» принято называть кладбища с гробницами знатных, уважаемых людей, оставивших след в истории своего Отечества.

Александро-Невская лавра - это не только духовный центр Санкт-Петербурга, но и место погребения почетных его граждан. Традиция захоронения здесь знатных особ восходит к петровской эпохе: в 1714 году в Лазаревской церкви была погребена сестра Петра Наталья Алексеевна. До восшествия на престол императора Павла I в монастыре покоился прах его отца Петра III.

Самым известным из лаврских захоронений является, пожалуй, могила Суворова в Благовещенской церкви: каждый помнит лаконичность эпитафии «Здесь лежит Суворов». По преданию, эти слова принадлежат Державину. Рассказывают, что во время похорон фельдмаршала катафалк никак не проходил в дверь, и кто-то из солдат воскликнул: «Вперед, ребята! Суворов везде проходил!» - и, действительно, гроб прошел в двери.

Каждый петербуржец знает о Некрополе мастеров искусств и Некрополе XVIII века - бывших Тихоновском и Лазаревском кладбищах, ставших частью Государственного музея городской скульптуры. Куда меньше известно о бывшем Казачьем кладбище, которое теперь называется «Коммунистическая площадка». Это некрополь напротив входа в Троицкий собор. Здесь покоятся начальник Дороги жизни капитан I ранга Михаил Нефедов и начальник строительства ленинградского метро, а затем руководитель Дороги Победы, проложенной на узком участке берега Ладожского озера сразу после прорыва блокады, Иван Зубков. На надгробиях обоих - надпись «Погиб на боевом посту».

Подготовил Владимир Иванов

На Украине расположены три лавры: Киево-Печерская (Киев), Почаевская (Тернопольская область) и Святогорская (Донецкая область). Все они являются лакомым куском для раскольников, поскольку они являются символом каноничности, церковного влияния на Украине. И все они относятся к канонической УПЦ

Издание Украина.ру рассказывает об истории каждой из украинских и лавр и о том, какая в них сейчас ситуация.

Свято-Успенская Киево-Печерская лавра

Историческая справка

Ищенко: Киево-Печерская Лавра перестанет быть монастырем, если ее захватят раскольники Самая древняя, самая крупная и самая выдающаяся из всех лавр Украины была основана в 1051 году. В 1159 году получила титул Лавры. После Брестской унии в 1596 году была предпринята попытка подчинить монастырь киевскому униатскому митрополиту, но монахи оказали вооружённое сопротивление.

Решение о создании государственного историко-культурного заповедника на базе памятников ансамбля Киево-Печерской лавры было принято в 1926 году. В 1990 году архитектурный ансамбль Киево-Печерской лавры внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

В стенах Киево-Печерской Лавры сейчас работают возрожденная в 1989 году Киевская духовная семинария, а с 1992 года — Киевская духовная академия.

Помещения и сама территория Лавры принадлежит государству, хотя в 2011 году 75 объектов, так называемая «Нижняя лавра» была передана Кабинетом министров в бесплатное пользование УПЦ. Однако передача в пользование — это не отчуждение, и решение Кабмина может быть отменено.

Другая же часть помещений лавры находится в ведомстве Министерства культуры Украины и представляет собой Национальный историко-культурный заповедник, хотя там также совершаются службы. Возглавляет Национальный заповедник и. о. директора Александр Рудник , назначенный с нарушениями на эту должность в сентябре 2017 года. До своего назначения он никакого отношения к культуре не имел, а назначили его с подачи министра культуры Евгения Нищука .

Глава раскольников Филарет (Денисенко) уже долгое время «обрабатывает» руководство Национального заповедника, рассчитывая на их лояльность после того, как встанет вопрос о передаче лавры Поместной церкви. Судя по всему, только опасения появления негативной медийной картинки, что может затормозить процесс получения Томоса, останавливают сейчас власти от захвата лавры. Хотя в УПЦ уже заявили о том, что начат процесс описи имущества Церкви.

Ежегодно накануне праздника Покрова Богородицы 14 октября (и одновременно дня создания УПА), когда националисты проводят шествия и митинги, возникают слухи о планирующемся захвате лавры. В этом году настоятель Лавры митрополит Павел заявил о том, что направил обращения к властям «о принятии необходимых мер по защите прав Украинской Православной Церкви и недопущения конфликтов и провокаций на территории Киево-Печерской лавры».

© РИА Новости, Александр Максименко | Перейти в фотобанк

Скорее всего, власть не допустит эксцессов, опасаясь кровопролития, по крайней мере до получения Томоса. Административные рычаги позволяют осуществлять постепенное, «ползучее» выдворение насельников УПЦ из лавры и передачу новой Поместной церкви, когда она будет создана. По крайней мере, уже появилась информация о том, что планируется передача части некоторых помещений «Верхней лавры» экзархам Константинопольского патриархата.

Свято-Успенская Почаевская лавра

Историческая справка

УПЦ МП: Националисты готовят 14 октября провокации в Почаевской и Киево-Печерской лаврах Согласно преданию, монастырь основали монахи Киево-Печерской лавры, которые бежали от нашествия татар в 1240 году. Первое летописное упоминание датируется 1527 годом.

Расцвет монастыря приходится на первую половину XVII века в связи с деятельностью игумена Иоанна Железа , он же Иов Почаевский (1550-1651).

C 1713 по 1831 год Почаевский монастырь был греко-католическим.

В 1939 году после прихода советских войск у обители забрали все сельскохозяйственные машины, весь инвентарь, весь скот, запасы зерна, продукты питания. Прекратили существование детские приюты, приходская школа; прекратилась жизнь на территории монастыря, за исключением богослужений.

С началом хрущевских гонений у лавры были конфискованы поля, сады, хозяйственные помещения. В доме нынешней семинарии, что стоит у подъёма к Святым Воротам, власть быстро устроила «музей атеизма» так, чтобы ни один паломник не смог пройти мимо.

В 2015 году появилась информация о том, что Почаевскую лавру хотят передать Кременецко-Почаевскому государственному историко-архитектурному заповеднику. С таким требованием обратился в Кабмин Тернопольский областной совет, практически полностью состоящего из националистов. Само решение было инициировано членом «Свободы» Романом Навроцким .

Помещения Почаевской лавры официально находятся в ведении УПЦ на основании распоряжения Кабмина от 17 июля 2003 года. Комплекс был передан Почаевской Свято-Успенской Лавре по договору аренды с Государственным комитетом Украины по строительству и архитектуре. Успенский и Троицкий соборы, кельи, колокольня, Архиерейский дом и Надвратный корпус — переданы УПЦ в бесплатное пользование на 49 лет.

© РИА Новости, Олег Макаров | Перейти в фотобанк

Поскольку в Тернопольской области очень сильны позиции униатов, они ведут кампанию в СМИ, заявляя свои права на лавру. Основанием для этого является то, что более ста лет лавра принадлежала униатам, а также то, что строительство Успенского собора было профинансировано католиком Василием Потоцким . В униатских СМИ лавру называют «оплотом русификации региона».

В конце сентября, после захвата храма в соседней Ивано-Франковской области настоятель лавры митрополит Владимир обратился к верующим с призывом помочь с защитой лавры: «Учитывая ситуацию, которая сложилась, и по информации, которой мы располагаем, и по угрозам расправами, которая все еще распространяется, видно, что и нам придется что-то пережить».

В случае с Почаевской лаврой, которая расположена в захолустье Тернопольской области, риск неких активных действий либо провокаций выше, чем в Киеве. В этом регионе очень сильны националистические настроения. В ситуации с Почаевской лаврой столкнулись интересы раскольников-филаретовцев и униатов УГКЦ, у которых всегда были основания для конфликта.

Святогорская лавра

Историческая справка

Тревога. Православные Украины готовы отбить штурм Киево-Печерской лавры Согласно церковным преданиям, первые монахи поселились здесь в XIV или XV веках. Первое письменное упоминание о местности «Святые горы» относится к 1526 году.

Первое достоверное упоминание о монастыре относится к 1624 году, когда духовенству была пожалована царская грамота на право владения этой землёй. В 1679 году монастырь захвачен и разграблен крымскими татарами.

В 1787 году по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднён, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1844 году по ходатайству землевладелицы Татьяны Потёмкиной указом императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен. За следующие 70 лет он достиг небывалого расцвета, став одним из крупнейших в Российской империи.

В решении судьбы монастыря после 1917 года принимал непосредственное участие основатель Донецко-Криворожской советской республики «товарищ Артём». По его предложению, с одной стороны, от уничтожения были спасены основные храмы обители, а с другой стороны, в Свято-Успенском соборе устроили кинотеатр, а в Свято-Покровском — библиотеку. В 1922 году монастырь был ликвидирован.

Святогорская обитель была вновь открыта в 1992 году. В 2004 году монастырь получил статус лавры.

Лавра

ла вра , лавры, жен. (греч. laura) (церк. , ист. ). Название некоторых больших привилегированных монастырей. Киево-Печерская лавра. Троице-Сергиевская лавра.

Архитектурный словарь

Лавра

Крупный православный монастырь с особыми привилегиями, подчинявшийся непосредственно патриарху либо (после 1721 г.) Синоду. В России их было четыре: Киево-Печерская, Троице-Сергиева, Александро-Невская, Почаево-Успенская.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

(греч. lavra - многолюдный монастырь) - название крупных и важных по своему положению мужских монастырей. В Русской православной церкви имелось четыре монастыря, возведенных в степень лавры Киево-Печерский (с 1688), Троице-Сергиев (с 1744), Александре-Невский (с 1797) и Почаевский Успенский (с 1833). Александро-Невский монастырь был основан в 1713 г. в память исторической победы над шведами в 1240 г., одержанной прославленным русским полководцем Древней Руси. Проект монастыря составил Д. Трезини, строительство вели Т. Швертфегер, П.-А. Трезини, М. Д. Расторгуев, завершившие единый комплекс сооружений в стиле барокко. В старейшем здании лавры - Благовещенской церкви (арх. Д. Трезини, 1725) могила великого полководца А. В. Суворова. Композиционным ядром ансамбля является Троицкий собор - значительное сооружение раннего классицизма (арх. И. Е. Старов, 1790). На территории б. Александро-Невской лавры находятся духовная акдемия, семинария и резиденция митрополита. Южнее р. Монастырки расположены некрополи - Лазаревское и Тихвинское кладбища.

(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Православие. Словарь-справочник

Лавра

(греч. «многолюдное место»)

название некоторых важнейших и крупных мужских монастырей. В V-VI вв. в Палестине так именовались монастыри, огражденные стенами от нападений (например, лавра св. Саввы Освященного). В Русской Православной Церкви лаврами являются: Киево-Печерская (монастырь с XI в., лавра с 1598 г. В советское время дважды закрывалась. Действует с 1988 г.); Троице-Сергиева (монастырь с XIV в., лавра с 1744 г. Перед войной была закрыта. Действует с 1944 г.); Александро-Невская (монастырь с XVIII в., лавра с 1797 г.), Свято-Успенская Почаевская (монастырь с XVI в., лавра с 1833 г., действующая).

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Лавра

, ы , ж.

Большой мужской монастырь, находящийся в ведении Синода (Александро-Невская, Троице-Сергиева, Киево-Печерская лавра).

* Андрей, по прозвищу Езерский, Родил Ивана да Илью И в Лавре схимился Печерской . // Пушкин. Стихотворения //; Приехавший из Киева козак рассказал, что видел в Лавре монахиню . // Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки // *

Православный энциклопедический словарь

Лавра

(греч. - улица, поселок) - крупный и важный по своему положению православный мужской монастырь. В настоящее время на территории России две Лавры: Троице-Сергиева в Сергиевом Посаде под Москвой и Александро-Невская в Санкт-Петербурге. Еще две Лавры: Киево-Печерская и Почаевская - находятся на территории Украины.

Словарь церковных терминов

Лавра

(греч. многолюдное место) - назв. некоторых важнейших и крупных мужских монастырей. В V - VI вв. в Палестине так именовались монастыри, огражденные стенами от нападений (напр. лавра св. Саввы Освященного). В Русской православной церкви лаврами являются: Киево-Печерская (монастырь с XI в., лавра с 1598 г. В советское время дважды закрывалась. Действует с 1988 г.); Троице Сергеева (монастырь с XIV в., лавра с 1744 г. Перед войной была закрыта. Действует с 1944 г.); Александро-Невская (монастырь с XVIII в., лавра с 1797 г. Была закрыта после революции 1917 г.), Почаевско-Успенская (монастырь XVI в., лавра с 1833 г., действующая) .

Православная энциклопедия

Лавра

название крупнейших и важнейших мужских монастырей. В V–VI веках в Палестине так называли укрепленные монастыри, стены которых могли выдерживать длительную осаду. В Русской православной церкви существует несколько монастырей, которые по сей день называют лаврами: Киево-Печерская лавра (основана в XI веке), Троице-Сергиева лавра (с 1744 года), Александро-Невская лавра (с 1797 года), Почаевско-Успенская лавра (с 1833 года).

Энциклопедический словарь

Лавра

(греч. laura), название крупнейших мужских православных монастырей, подчиненных непосредственно патриарху, в 1721-1917 - Синоду: Киево-Печерская (с 1598, Киев), Троице-Сергиева (с 1744, Сергиев Посад), Александро-Невская (с 1797, Санкт-Петербург) и Почаевско-Успенская (с 1833, м. Новый Почаев, ныне г. Почаев) лавры.

Словарь Ожегова

ЛА ВРА, ы, ж. Название нек-рых крупных православных мужских монастырей.

| прил. лаврский, ая, ое.

Словарь Ефремовой

Лавра

ж.
Название некоторых больших привилегированных православных монастырей,
находящихся в непосредственном ведении Синода.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Лавра

(греч. λαύρα) - собственно часть города, населенная местность, обнесенная оградой или стеной. Еще в глубокой древности название Л. применялось и ныне применяется к многолюдным и важным монастырям. Впервые оно появилось в Палестине, где монахи были вынуждены собираться в возможно большем числе и ограждать свои жилища стенами, из опасения нападений со стороны кочевников-бедуинов. Так Л. назывался еще в VI в. монастырь св. Феодосия Великого († 529) близ Иерусалима. Из доныне существующих Л. Востока замечательны Л. св. Саввы Освященного близ Иерусалима, прославленная пребыванием в ней св. Иоанна Дамаскина, и Л. св. Афанасия на Афоне. В России титул Л. усвоен монастырям: Kиeвo-Печерскому (с 1688 г.), Троице-Сергиеву, близ Москвы (с 1744 г.), Александро-Невскому в СПб. (с 1797 г.) и Почаевскому-Успенскому, в Волынской губ. (с 1833.г.). Все эти четыре Л., как и ставропигиальные монастыри, находятся в непосредственном заведывании св. синода, причем местный епархиальный архиерей состоит священно-архимандритом Л. Лица, которым вверяется непосредственное управление Л., носят название наместников и состоят обыкновенно в сане архимандрита.

Н. Б - в.

Словари русского языка