Введение нового летоисчисления в каком году произошло. Григорианский календарь. Последствия календарных реформ

Григорианский календарь (лат. calendarium, буквально - долговая книга; в древнем Риме должник платил проценты в первый день каждого месяца, что значит, в календы) - 1) система исчисления продолжительных промежутков времени, основанная на учете периодических явлений природы: обращения Земли вокруг Солнца и вокруг собственной оси. Связан с традициями западного христианства и условиями хозяйственного уклада приверженных к нему народов. 2). Перечень церковных юбилейных, памятных дат, праздников, постов и соответствующих им богослужений, практикуемых католической церковью.

Ссылка на наш нынешний год на год рождения Христа восходит к римскому аббату Дионисию Экзигусу, который в 525 году нашей эры стремился составить таблицы для расчета праздника Пасхи. В некотором смысле, который уже не известен, он определил год 248 эпохи Диоклетиана с годом 532 года н.э. В новом году, предшествовавшем 1 году предшествующего года, в этой системе не существует года 0. В отличие от этого, астрономический годовой подсчет, который, вероятно, год 0, знает. И вместо этого использует знак перед годом.

Первый век христианской эры начался в конце века и закончился ровно сто лет спустя. Второй век должен был быть тем же самым в течение тысячелетия. В результате третье тысячелетие не началось - как это часто бывает. Григорианский календарь также регулярно используется в астрономии для знакомства после «По некоторым специальным проблемам», полезно пересчитать его для эпох до этой даты. С другой стороны, некоторые данные или периоды времени все еще вычисляются в соответствии с юлианским календарем.

Календарная проблема относится к числу тех, которые волнуют человечество и не дают ему спокойствия на протяжении всей его истории. Календарем европейского средневековья был юлианский, разработанный александрийским астрономом Созигеном. Введен реформой Юлия Цезаря в 46 г. до н.э. и назван именем этого императора. В 325 г. н.э. вселенский Никейский собор признал эту систему исчисления времени обязательной для всего христианского мира. Постепенно она вошла в практику всех европейских стран, в том числе древней Руси, Великого княжества Литовского, Руского и Жемойтского. Основанный на вычислениях солнечного года - времени, за которое Земля делает оборот вокруг Солнца, юлианский календарь успешно функционировал более 1500 лет. До 1582 г. он соединял единым календарно-литургическим мостом христианский Восток и Запад.

Египет: Поскольку Хр. Был использован солнечный год с продолжительностью 365 дней. Год был разделен на 12 месяцев до 30 дней и на пять дополнительных дней. Периоды наводнения, посева и сбора урожая, каждые четыре месяца, соответствовали ежегодному затоплению Нила. Однако расположение этих периодов в начале календарного года было переменным, так как среднее время Высокой воды Нила и посев и сбор урожая зависят от тропического года. Строго говоря, спиральный подъем не определяет длину тропического, а сидерического года - при условии, что можно избежать собственного движения звезды.

Простой и удобный в своей основе, созигеновско-юлианский механизм отсчета времени имел неточность - продолжительность календарного года была на 11 минут 14 секунд большая за продолжительность года астрономического, так что за каждые 128 лет накапливалась ошибка в одни сутки. В последней четверти ХVІ в. ошибка выросла до десяти суток и обернулась несовпадением реального весеннего равноденствия (полнолуния) с календарным. Это создавало путаницу в великодных расчетах и праздновании христианской церковью Пасхи (Вяликодня), которая, в соответствии с решением Никейского собора, должна отмечаться после первого весеннего равноденствия. Весеннее равноденствие в последней четверти ХVІ в. наступало уже 11 марта вместо 21, как было в 325 г., когда юлианский календарь был принят христианской церковью.

Однако для египтян казалось, что гелиотский подъем Соти двигался через календарь с этим периодом. Поэтому период назывался циклом Сотиса. Этот эксперимент оставался в значительной степени незатронутым. Растет распространение, хотя старые и новые календари использовались параллельно в течение нескольких столетий.

Новый календарь во многом похож на юлианский календарь, но дата перехода была вставлена ​​в конце египетского года. Китай: Лунизолярный год использовался в древнем Китае. Интеркаляция интервалов переключения требовала развития в метонный цикл 19 лет. Вместо этого, годы были отмечены сочетанием символа из китайской естественной философии и животного характера. Было 10 символов и 12 символов животных, которые были задействованы. Поэтому в 60-летнем цикле каждый год имеет четкое обозначение. Великие циклы шестидесяти лет были отмечены фактом важного события или обозначением личности правителя эпохи.

На расхождение календарного и реального времени уже в ХІІІ-ХІV в. обращали внимание западноевропейские и византийские ученые, которые предлагали более совершенные системы исчисления времени. В начале ХIV в. Данте писал, что январь может перестать быть зимним месяцем, если не внести коррективы. Решение календарной проблемы - исправление ошибки в 10 суток - взял на себя папа римский Григорий ХІІІ. В 1578 г. он призвал к работе лучших астрономов и математиков, некоторые университеты, поручив им "поправу" существующей системы счета времени. Специально созданная комиссия, рассмотрев разработанные ими проекты, одобрила предложения итальянского математика и медика Луиджи Лилио, которые были положены в основу реформы календаря.

Древняя Греция: здесь использовался Лунисолярный год с первоначально примитивными и неравномерными месяцами переключения. Октаэтерис, схема с 8-летним циклом с пятью обычными годами до 12 месяцев и тремя високосными годами до 13 месяцев, получила широкое распространение. Метон нашел в Афинах 19-летний цикл, названный в честь него. Это привело к 52-летнему циклу. Общий годовой опрос не проводился.

Год был разделен на 12 месяцев до 30 дней, плюс 5 или 6 дополнительных дней. Каждый месяц состоял из трех десятилетий по 10 дней, день делился на 10 часов, час делился на 10 частей и так далее. Индия: исторический индийский расчет времени характеризовался прежде всего почти неуправляемым разнообразием календарных систем. Преобразованный индийский календарь был опубликован в високосный год григорианского календаря, но начало и год разные. Марш григорианского календаря. Даже сегодня, в дополнение к реформатскому календарю, все еще есть много местных календарей для использования в религиозных целях.

Введенный декретом Григория ХІІІ в 1582 г. и названный именем папы, новый календарь был прогрессивным явлением в истории научной мысли, поскольку исправлял неточность в исчислении времени. Разница между астрономическим и календарным годом теперь составляла всего 26 секунд, и несовпадение в 1 день набежит только в 3333 г. С постановления 1582 г. берет начало новый стиль летоисчисления, в соответствии с которым время передвигалось на 10 дней вперед и, таким образом, восстанавливались "потерянные" в юлианском календаре 10 суток. Разница между старым и новым стилями: 10 суток для дат с 5.Х.1582 по 18.II.1700; 11 суток - с 19.II.1700 по 17.II.1800; 12 суток - с 18.II.1800 по 16.II.1900; 13 суток - с 17.II.1900. В ХХI в. разница в 13 суток сохраняется.

В течение года существует более 20 вариантов. Характеристика расчета индийского времени также является подразделением дня на 60 равных частей каждые 24 минуты, что, в свою очередь, в три раза повторяет деление 60-х годов на единицы, приводит, наконец, лишь к 7-миллисекундной длине.

В котором, согласно еврейской вере, мир был создан. Этот метод подсчета был установлен круглосуточно, и сам календарь уже принял свою нынешнюю форму уже в столетии. Еврейский календарь основан на Лунизолярном году со сложным набором правил для определения месяцев переключения. Конкретная сложность является следствием стремления не допускать определенных праздников в непрактичный будний день. Еврейский календарь начинается вечером, когда на небе видны 3 звезды. В начале дня накануне большинство лунных календарей разделены, потому что узкая полумесяц после новой луны видна в сумерках.

Вслед за Италией на новый стиль постепенно начали переходить другие европейские государства: Испания, Португалия, Франция, католические княжества Германии, Голландии, Швейцарии. Одной из первых на календарную реформу откликнулась Речь Посполитая. Католическая церковь Беларуси ведет отсчет времени по григорианскому календарю с 1583 г.

Это начинает новый месяц, а следовательно, и новый день. Исламский календарь: Ежегодный календарь исламского календаря начинается с эмиграции Мухаммеда в Медину или в течение двух дней является спорным. Для гражданских целей используется чистый фиксированный лунный календарь с общим годом в 354 дня и 12 месяцев с переменными 30 и 29 днями. В течение 30 лет 11 смен происходит до 355 дней, в течение которого двенадцатый месяц имеет 30 вместо 29 дней. Тем не менее, используются два разных контура 30-летнего цикла, которые приводят к однодневной разнице в дате в 348 из 360 месяцев цикла.

Приспособленный к нуждам католической церкви, григорианский календарь приобрел западнохристианскую религиозную окраску, что сделало его непригодным для принятия в протестантских и православных землях. "Лучше разойтись с Солнцем, чем сойтись с папой", - заявляли протестанты. Тем не менее, в 1700 г. к григорианскому календарю присоединились лютеранская Дания и Норвегия, в 1751 - Англия, в 1753 - Швеция и Финляндия. В конце ХIХ в. на него перешли Японии и Корея, и только в ХХ в. - Болгария, Сербия, Греция, Россия.

В любом случае, начало года фиксированного исламского календаря через 33 года проходит через время года. Для религиозных целей начало месяца определяется не правилами фиксированного календаря, а фактическими наблюдениями за молодой полумесяц. Соответственно, согласно религиозному календарю, день начинается с заката вечером, предшествующим гражданскому дню.

Это год, правила, имена месяца и дня недели, написания перед Христом и Христом и подсчет года, а также счет недели. Они полностью согласны с григорианским календарем, и только в таких вопросах, как григорианский календарь, не делает никаких заявлений.

Восточнохристианский мир отрицательно отнесся к календарному нововведению, ибо оно исходило от папы римского и подрывало авторитет православия; усматривал в нем экспансионистские устремления папства. Созванный в 1583 г. патриархом Иеремией собор внимательно обсудил календарный вопрос и объявил новый стиль и календарь очередным экспериментом Рима, проведенным на свой лад, признал их неканоническими и угрожал проклятием тем, кто бы осмелился праздновать по-новому. 20.XI.1583 константинопольский патриарх Иеремия обратился к православному духовенству Речи Посполитой с заявлением о «неправильном изменении христианского летоисчисления папой римским Григорием ХІІІ», с призывом придерживаться юлианского календаря и отмечать Пасху и другие праздники в соответствии с установлениями Никейского собора.

Первый Собор Никеи определил в 325 году, что праздник Пасхи всегда следует праздновать в первое воскресенье после первой полнолуния после начала весны. Астрономическое событие первичного равноденствия произошло в 325 году в марте, а юлианское правило еще не было признано необходимостью улучшения. Год юлианского календаря составлял чуть более 11 минут, по сравнению с астрономическим солнечным годом, который длился 365 дней, 5 часов, 48 минут и 46 секунд, от реального хода небесной механики.

Этот сдвиг в календаре, однако, уже проявился в течение длительного времени. Николая Кузанского, Реджиомонтана и Николая Коперника. Однако их всегда отвергали. К весеннему равноденствию снова с октября - последовательность будних дней осталась, тем не менее, неизменной. Таким образом, первоначальная позиция, установленная Советом Никеи, была восстановлена.

Грамотой Стефана Баторыя 1583 г. григарианский календарь вводился на всей территории Речи Посполитой. Принятый в католической среде, он встретил резкий отпор православного духовенства и населения. Белорусский и украинский народы болезненно отнеслись к попытке слома традиции. Идеологи белорусско-украинской православной церкви Г.Смотрицкий, С.Зизаний, В.Суражский, Х.Филалет и другие в стремлении защититься от распространения влияния католицизма резко выступили против григорианского календаря. В защите национально-культурных и религиозных традиций своих народов противники календарной реформы стремились изолировать восточнославянский мир от западной цивилизации. А это вылилось в непринятие достижения передовой европейской астрономической науки, также причисленной к разряду "латинства". Так, Герасим Смотрицкий, хотя и понимал необходимость уточнения календаря, но в его реформе увидел большое общественное и морально-этическое зло для своего народа и потому выступил против нее. Рассмотрение вопроса о преимуществе того или другого календаря в тесной связи с догматическими и обрядовыми особенностями православия и католицизма надавал литературной полемике характер нетерпимости. Наверное, нигде более борьба вокруг календаря не приобрела таких острых форм, как в Речи Посполитой.

Введение григорианского календаря

Это сокращение произошло из-за того, что в эти годы не было дня переключения, число которых можно разделить на 100, но не на 400, в качестве отклонения от правила переключения юлианского календаря. Годы, чьи числа делятся на 4 натуральных числа, имеют один день в феврале и, следовательно, составляют 366 дней. В течение 400 лет производятся три исключения: из тех лет, число которых имеет два нуля в конце, это те годы, число которых деленная на 400, не дает никакого натурального числа, без сдвига. Если год делится на 4, а не на 100, то это високосный год с 366 днями. . Большинство католических стран Европы следовали в следующие несколько лет, в то время как протестантские страны первоначально отклонили новый календарь, потому что они были установлены Папой.

Введение григорианского календаря вызвало в 80-90-е г. ХVІ в. серьезные "календарные" конфликты в Полоцке, Вильно, Львове, поскольку затрагивало религиозные чувства и экономические интересы людей. Автор Баркулабовской летописи сравнил перенос сроков праздников и ярмарок с «пристьем антихристовым». Он следующим образом характеризовал обстановку на востоке Беларуси: "…Року 1583 календар новый выдан за кроля Стефана… На тот же час было великое замешание промежи панами и промеж людми духовными, также и людми простыми было плачу великого, нарекания силного, похвалки, посварки, забуйство, грабежи, заклинания, видячи яко новые свята установляли, праздники отменяли, купцом торги албо ярмарки поотменяли, право было начало пристья антихристова, у таком великом замешанью". Отмена праздников в соответствии со старым календарем, запрет торговли и ремесленной деятельности в католические праздники, перенос или отмена ярмарок вызвали народное волнение в Полоцке.

В других европейских странах

В Германии принятие нового календаря происходило только в католических регионах. Окончательное определение всей империи имело место на. В следующие даты григорианский календарь был представлен в Германии. Только Англия, которая находилась в споре с католической церковью, быстро держалась в юлианском календаре. То же самое касается России. Между тем, временный сдвиг между календарем Джулиана и Григорианского вырос более чем одиннадцать дней.

Юлий Цезарь был предшественником календаря, поскольку он взял под контроль хаотический римский календарь. Традиционным римским календарем манипулировали несколько человек, которые добавляли дни или месяцы наугад. Это был очень десинхронизированный календарь с временами Земли.

"Календарные бунты" вынудили правительство узаконить право православных пользоваться старым исчислением времени и по традиции отмечать свои праздники. В грамоте от 21.I.1584 С.Баторий объяснял, что ввел новый календарь не целью притеснения православных, но "для порядку» в Речи Посполитой. "…Люде Греческого закону до тое реформацыи календара нового без призволеня старшого патриархи своего, кгвалтом примушаны быти не мають. Для чого хочем мети и приказуем…, абысте им свят их обходити и святити не забороняли, переказы и пренагабаня, ани грабежов за то, ани деспектов жадных не чинили, постерегаючи того, якобы покой и згода межи розными у вере и набожестве захованы были…". Но меры, предпринятые Баторием, не смогли полностью стабилизировать ситуацию: посыпались жалобы, пошли разборы, "календарные" беспорядки не прекратились. В 1586 г. королю пришлось разбираться с полоцкими мещанами, которые принуждали католиков, принявших новый стиль, "до захованья свят своих водлуг старого календаря" и им в надругательство трудились и торговали в дни католических праздников. Под угрозой наказания полочан обязали уважать те праздники, которые отмечает католическая церковь. Ответом на эти конфликты явился дополнительный королевский указ, чтобы никто не торговал в дни праздников и по новому, и по старому календарю. От такого удвоения праздников, понятно, терпели экономические интересы ремесленников и купцов. Кроме того, это теоретическое размежевание непросто было воплотить в практику.

Этот календарь обычно составлял 365 дней, но включал дополнительный день каждые четыре года. Этот день был добавлен до 25 февраля каждый год. Поэтому календарь Юлиуса Цезаря отличался на 11 минут и 14 секунд. То, что, по-видимому, было минимальным, не было, поскольку каждые 128 лет эти минуты стали полным днем. Этот новый Папа показал свое несогласие с календарем того времени, поскольку одна из самых важных дат католической церкви не соответствовала сезонам.

Пасха, дата, основанная на дне весеннего равноденствия, проводилась в первые дни марта. Причиной этого расстройства было то, что за последние 600 лет цивилизация управлялась юлианским календарем, последний был основан на движении солнца, чтобы измерить время.

Так волей исторических обстоятельств белорусский народ оказался поделенным на две части: одни живут по юлианскому, другие - по григорианскому времяисчислению. С конца ХVІ в. до нашего времени определенные календарные условности являются значительной преградой для консолидации белорусского этноса.

Календарная проблема в конце ХVІ в. еще более углубила раскол в христианстве. Уже ученые того времени, обсуждая календарную реформу, предсказывали, что выгоды от нового механизма регуляции сакрального времени не компенсируют той путаницы, которую он вызовет.

Решение, которое они нашли, было почти идеальным. Новый григорианский календарь будет по-прежнему иметь 365 дней с дополнительным днем ​​каждые четыре года, но не будет високосных лет в годы, заканчивающиеся на «00», если только эти годы не будут делятся на 400.

Это изменение было настолько точным, что ученым сегодня просто нужно добавить несколько секунд к часам, чтобы календарь продолжал совпадать с тропическим годом. Известие об этом изменении распространилось по всей Европе: не только новый календарь будет использоваться, но и те десять дней будут потеряны навсегда, новый год начнется в первый день января, а не 25 марта, и будет новый метод определения даты Пасхи.

Надежду на преодоление календарной пропасти, которая пролегла между православным Востоком и католическим Западом, определенные круги возлагали на церковную унию, подготовка которой велась в белорусско-украинских землях. Переход на общий календарь содействовал бы лучшему пониманию конфессиями одна другой и в иных вопросах. Иезуит Бенедикт Гербест, которому принадлежит возрождение в 60-е г. XVI в. идеи унии, популярной в ВКЛ в XV в., видел в едином исправленном календаре путь к церковно-религиозному единству христианства.

Только несколько стран были готовы перейти на новый календарь в этом году, были приняты Италией, Люксембургом, Португалией, Испанией и Францией. Папа должен был отправить напоминание всем народам 7 ноября, чтобы изменить календари, но, конечно, многие игнорировали это напоминание.

Проблемы изменения календаря

Например, как во Франкфурте, так и в Лондоне люди вызвали множество уличных беспорядков из-за потери дней в их жизни. С каждым изменением календаря по всему миру в законах говорится, что государство не может собирать налоги за те потери времени, однако работники не могли собирать свои зарплаты в те дни.

Местные организаторы Брестской церковной унии признавали несовершенство юлианской системы отсчета времени. «Календар великое поправы потребовал», - писал в 1595 И.Потей. Однако творцы унии вынуждены были считаться с острой реакцией местного населения на календарную реформу еще в 80-е г. и в переговорах с представителями папства колебались от отстаивания старого стиля до согласия принять новый. На заключительном этапе переговоров они согласились принять григорианский календарь, «если нельзя быть по-старому», однако при условии сохранения традиционного времени празднования пасхи.

Вопрос о новом календаре остро встал на Брестском церковном соборе 1596 г. Противники унии, обсудив его, сошлись на том, что поднятый вопрос о перемене календаря является общецерковным и поэтому его изменение только местными силами недопустимо. Они потребовали от сторонников союза с Римом, «абы нового календара, канонам церковным явнее противного, не приймали».

Как пересчитывать даты русской и западноевропейской истории, если Россия вплоть до 1918 года жила по ? Эти и другие вопросы мы задали кандидату исторических наук, специалисту по средневековой хронологии Павлу Кузенкову .

Как известно, до февраля 1918 года Россия, как и большинство православных стран, жила по . Между тем в Европе, начиная с 1582 года, постепенно распространился , введенный по распоряжению папы Григория XIII. В год введения нового календаря было пропущено 10 дней (вместо 5 октября стали считать 15 октября). В дальнейшем «григорианский» календарь пропускал високосы в годах, оканчивающихся на «00», кроме тех случаев, когда первые две цифры такого года образуют число, кратное «4». Именно поэтому 1600 и 2000 годы не вызвали никаких «подвижек» в обычной системе перевода из «старого стиля» в «новый». Однако в 1700, 1800 и 1900 годах високосы были пропущены, и разница между стилями увеличивалась, соответственно, до 11, 12 и 13 дней. В 2100 году разница увеличится до 14 дней.

В целом же таблица соотношений между юлианскими и григорианскими датами выглядит следующим образом:

юлианская дата

григорианская дата

с 1582, 5.X по 1700, 18.II

1582, 15.X - 1700, 28.II

10 дней

с 1700, 19.II по 1800, 18.II

1700, 1.III - 1800, 28.II

11 дней

с 1800, 19.II по 1900, 18.II

1800, 1.III - 1900, 28.II

12 дней

с 1900, 19.II по 2100, 18.II

1900, 1.III - 2100, 28.II

13 дней

В Советской России «европейский» календарь был введен правительством Ленина с 1 февраля 1918 года, которое стало считаться 14 февраля «по новому стилю». Однако в церковной жизни никаких изменений не произошло: Русская Православная Церковь продолжает жить по тому же самому юлианскому календарю, по которому жили апостолы и святые отцы.

Возникает вопрос: как правильно переводить из старого стиля в новый исторические даты?

Казалось, бы, всё просто: надо воспользоваться тем правилом, которое действовало в данную эпоху. Например, если событие произошло в XVI-XVII веках, прибавлять 10 дней, если в XVIII веке - 11, в XIX веке - 12, наконец, в XX и XXI веках - 13 дней.

Так и делается обычно в западной литературе, и это вполне справедливо в отношении дат из истории Западной Европы. При этом следует помнить, что переход на григорианский календарь происходил в разных странах в разное время: если католические страны почти сразу же ввели «папский» календарь, то Великобритания приняла его только в 1752 году, Швеция - в 1753-м.

Однако ситуация меняется, когда речь заходит о событиях русской истории. Следует учитывать, что в православных странах при датировании того или иного события уделялось внимание не только собственно числу месяца, но и обозначению этого дня в церковном календаре (празднику, памяти святого). Между тем церковный календарь не подвергся никаким изменениям, и Рождество, к примеру, как праздновалось 25 декабря 300 или 200 лет назад, так празднуется в этот же день и теперь. Иное дело, что в гражданском «новом стиле» этот день обозначается как «7 января».

Обратим внимание, что при переводе дат праздников и памятных дней на новый стиль Церковь руководствуется текущим правилом пересчета (+13). Например: перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, празднуется 3 июля ст. ст. - или 16 июля н. ст. - хотя в 1652 году, когда произошло это событие, теоретически юлианское 3 июля соответствовало григорианскому 13 июля. Но именно теоретически: в то время эту разницу могли бы заметить и зафиксировать разве что послы иностранных государств, уже перешедших на «папский» календарь. Позднее связи с Европой стали более тесными, и в XIX - начале XX века в календарях и периодических изданиях ставили двойную дату: по старому и новому стилю. Но и здесь при исторических датировках приоритет должен отдаваться юлианской дате, так как именно на нее ориентировались современники. А поскольку юлианский календарь как был, так и остается календарем Русской Церкви, нет никаких оснований переводить даты иначе, чем это принято в современных церковных изданиях, - то есть с разницей в 13 дней независимо от даты конкретного события.

Примеры

Русский флотоводец скончался 2 октября 1817 года. В Европе этот день обозначался как (2+12=) 14 октября . Однако Русская Церковь празднует память праведного воина Феодора именно 2 октября, что в современном гражданском календаре соответствует (2+13=) 15 октября .

Бородинская битва произошла 26 августа 1812 года. В этот день Церковь празднует в память чудесного избавления от полчищ Тамерлана. Поэтому, хотя в XIX веке 12 юлианское августа соответствовало 7 сентября (и именно этот день закрепился в советской традиции как дата Бородинской битвы), для православных людей славный подвиг русского воинства был совершен в день Сретения - то есть 8 сентября по н.ст.

Преодолеть тенденцию, ставшую общепринятой в светских изданиях, - а именно: передавать даты по старому стилю по нормам, принятым для григорианского календаря в соответствующую событию эпоху, едва ли возможно. Однако в церковных изданиях следует опираться на живую календарную традицию Православной Церкви и, принимая за основу даты юлианского календаря, пересчитывать их на гражданский стиль по текущему правилу. Строго говоря, «нового стиля» не существовало до февраля 1918 года (просто в разных странах действовали разные календари). Поэтому и говорить о датах «по новому стилю» можно только применительно к современной практике, когда необходимо пересчитать юлианскую дату на гражданский календарь.

Таким образом, даты событий русской истории до 1918 года следует давать по юлианскому календарю, в скобках указывая соответствующую дату современного гражданского календаря — так, как это делается для всех церковных праздников. Например: 25 декабря 1XXX г. (7 января н.ст.).

Если же речь идет о дате международного события, датировавшегося уже современниками по двойной дате, такую дату можно указывать через косую черту. Например: 26 августа / 7 сентября 1812 г. (8 сентября н.ст.) .