Социология религии как научная дисциплина. Воздействие демонов на сознание человека

В наш век компьютерной техники, современных технологий и научно-технического прогресса серьёзно встал вопрос о психическом и духовном здоровье людей. В конце XX века мы встречаемся с широким набором психотерапевтических практик на основе “расширения сознания”, обещающих исцеление от различных болезней, оздоровление, личностный рост и развитие творческих способностей. Одной из таких практик является широко рекламируемая холотропная терапия. Что представляет собой эта практика?

В 70-х годах XX века благодаря трудам Леонарда Орра и Станислава Грофа было основано движение “Свободное дыхание” (Free Breathing). Все применяемые психотехники основаны на вызове изменённых состояний сознания посредством гипервентиляции. С. Гроф совместно с супругой Кристиной в 1975 г. оформили методику новой техники, получившей название холотропной терапии (холотропного дыхания). Данный вид терапии способствует возникновению так называемых холотропных состояний. Слово холотропный буквально означает ‘обращённый к цельности’ или ‘движущийся к целостности’. С. Гроф считает, что в холотропных состояниях сознание видоизменяется качественно глубоко и основательно, но не становится сильно повреж­дённым и ослабленным .

Теоретически методика холотропного дыхания основана на данных психоделических исследований и, по мнению С. Грофа, хорошо с ними сочетается. Холотропные состояния сознания могут вызываться целым рядом психотехник древних и туземных (шаманских) культур. Элементы техник для достижения этих состояний существуют в пранаяме - древнеиндийской науке дыхания, а также входят в упражнения кундалини йоги, сиддха йоги, тибетской ваджраяны, суфийских практик, буддийской и даосской медитаций. С. Гроф акцентирует: “…веками был известен факт, что с помощью дыхания, регулируемого различными способами, возможно оказывать влияние на состояние сознания” .

При проведении сеанса холотропного дыхания используют простые средства: осознанное управляемое дыхание, понуждающую музыку в сочетании с другими формами звукового воздействия, целенаправленную работу с телом, рисование мандал и др. С. Гроф пишет: “…важно также подчеркнуть, что эпизоды холотропных состояний разной длительности могут также возникать сами собой, без какой-либо устанавливаемой причины и часто против воли вовлечённых в них людей” . Он подчёркивает, что использование холотропных состояний является новейшей разработкой (курсив наш - и. М .) в западной психиатрии.

Увеличение частоты и глубины дыхания ослабляет психологические защиты и ведёт к высвобождению и проявлению “бес­сознательного” и “сверхсознательного” в психике человека. С. Гроф пишет, что во время холотропных состояний у человека могут появляться глубокие психологические прозрения и переживания, во время которых есть возможность переживать психологическую смерть и возрождение, широкий спектр трансперсональных явлений; обнаруживать память других “воплоще­ний”, встречаться с архетипическими образами, общаться с “бес­плотными существами” и посещать бесчисленные мифологические ландшафты.

Практика холотропной терапии

В Москве практикой проведения сеансов холотропного дыхания занимается ряд психологов и энтузиастов. Базовым учебным заведением по подготовке подобных “специалистов” является Институт трансперсональной психологии, который возглавляет кандидат философских наук Владимир Майков.

Сеансы холотропного дыхания предполагают: 1) подготовительный этап; 2) вступительную беседу ведущего перед участниками сеанса; 3) разминочную часть с использованием кундалини сиддха йоги; 4) гонг-медитацию; 5) непосредственный этап дыхания; 6) рисование мандал; 7) групповое обсуждение переживаний.

Во время подготовительного этапа все желающие участвовать в сеансе заполняют специальные медицинские анкеты, в которых они указывают имеющиеся заболевания и перенесённые операции. Врач просматривает эти анкеты, на основании чего ин­дивидуально решает вопрос о допуске к участию в сеансе каж­дого кандидата. Всем участникам сеанса холотропного дыхания выдаётся памятка “холонавта” (дышащего), в которой определены правила проведения сеанса и указаны заболевания, при наличии которых участие в сеансе запрещено. Во время вступительной беседы ведущий сеанса рассказывает участникам об исключительной роли холотропного дыхания, о переживаниях, о правилах поведения во время сеанса и о перспективах личного роста. Разминочный этап и гонг-медитация обычно проводятся “спе­циа­листами” из центра Я. Маршака. В настоящее время начинают внедряться элементы тантры и шаманских практик. Непосредственный процесс дыхания длится не менее одного часа и выполняется по системе С. Грофа: все лежат с закрытыми глазами, слушают музыку, ни о чём не думают, только часто и глубоко дышат и переживают. Методология проведения сеансов холотропного дыхания предусматривает наличие закрытого изолированного помещения с целью эффективного воздействия музыкальной вибрации, пронизывающей всё тело участников. В завершение сеанса дыхания все участники в обязательном порядке рисуют мандалы и обсуждают их содержание в составе группы под руководством ведущего тренинг.

С православных позиций методология хлотропного дыхания может характеризоваться следующим образом.

Во-первых, составляющие элементы холотропной сессии - работа с телом - кундалини сиддха йога, гонг-медитация, тантра и шаманизм являются оккультными практиками. Особенно деструктивный аспект связан с “пробуждением энергии кундалини”. Согласно учению древних индийских йогов, кундалини (“свёрнутая кольцом”) - это энергия, которая создаёт и поддерживает весь космос. В спящем виде она находится в основании позвоночника человека, в его тонком, или энергетическом теле - некотором поле, которое окружает и пронизывает тело физическое.

По утверждению ряда авторов, сила кундалини в своей основе является положительной и созидательной, но на первых этапах её прохождения возникает стресс, который может вызвать серьёзные психические расстройства (курсив наш - и. М .). При движении энергии происходит раскрытие чакр - центров психической энергии, что может вызывать сильные боли, возможно ухудшение зрения и даже его полная потеря; в процессе длительных медитаций, когда тело долго находится в определённой позе, может возникнуть частичный паралич одной из частей тела. Крайними негативными проявлениями этой энергии могут быть умопомрачение и даже смерть. Ещё в 30-е годы XX века теософ А. Клезовский описал те страшные явления, которые испытывает человек во время занятий практикой кундалини йоги. Он писал, что страдания надо переносить и “лучше за советами к врачам не обращаться, ибо вместо пользы можно принести себе существенный вред. Лечение этих болей обычными мерами невозможно” .

Во-вторых, все элементы процесса холотропного дыхания направлены на достижение человеком изменённых состояний сознания (ИCC). ИСС издавна привлекают внимание психологов и являются предметом серьёзного научного интереса. Вопрос, что относить к таковым состояниям, решается отчасти по некоторым психологическим критериям. Так как для достижения ИСС используются методики и элементы восточных практик, то человек под их воздействием (святые Отцы связывают это воздействие с влиянием злых духов) достигает приятнейших “духовных утешений”, “видений”, переживаний “блаженств”, “по­коя”, “мира” , “бесконечности” .

В-третьих, используется методика буддийской медитации, имеющая в своей основе безоценочное отношение к переживаниям. Погружение в ИСС обычно предлагается воспринимать “с полной открытостью”, без предубеждений и без каких-то определенных ожиданий: принимайте видения и переживания “без всякой цензуры”, не нужно ничего “из головы”, “идите в переживание”.

Психологи пишут, что в ИСС происходит регрессия, которая выражается в виде архаизации мышления, в переходе к более примитивным эмоциям, когда утрачен (или ослаблен) контакт с реальностью. Тогда воля и разум уже не отслеживают, сколько ещё осталось от былого контакта, и в каком историческом времени мы должны жить и действовать. Подобный подход к переживаниям, полученным в ходе сеансов холотропного дыхания, представляет собой форму духовного наркоза, “который не лечит, но отнимает чувство боли” .

В-четвёртых, среди методик восточных философских учений следует особо остановиться на медитативной технике. Существует много различных методов медитации и соответствующих медитативных переживаний. Термин медитация “…обозначает методы упражнения внимания для того, чтобы научиться произвольно контролировать психические процессы и развивать особые психические качества, такие, как сознавание, прозрение, концентрацию, уравновешенность и любовь. Медитация направлена на развитие оптимальных состояний сознания и психологического комфорта” .

Медитация рассматривается как центральная техника трансперсонального развития. Соответственно медитативные техники вызывают теоретический и практический интерес трансперсональной психологи . Ряд авторов прямо заявляет, что медитация представляет собой процесс развёртывания сознания (курсив наш - и. М .), “медитация - средство полной трансформации, преображения личности” . Следует подчеркнуть, что мандалы, которые рисуют участники сеанса холотропного дыхания, в некоторых техниках являются символами медитации. Не случайно рисование мандал выполняется в обязательном порядке с целью интеграции ИСС участников сеанса.

В-пятых, выделим методы звукового воздействия, среди которых отметим влияние трансовой музыки или “прорыва” посредством использования барабанной дроби, шаманского пения, криков зверей и других сильнодействующих звуковых элементов. Для создания и поддержания необычного состояния сознания (курсив наш - и. М .) музыка должна обладать высокими техническими качествами и достаточной мощностью.

По признанию С. Грофа: “Принципы акустического воздействия для расширения сознания были разработаны Элен Бонни (Bonny, 1973), бывшей сотрудницей Научно-исследовательского психиатрического центра в Кэтонсвиле (штат Мэриленд), где она принимала участие в психоделических исследованиях как музыкальный терапевт” . В России и странах СНГ в последние годы используется фонотека музыкальных записей, разработанная В. Майковым специально для сессий холотропного дыхания.

На основании вышесказанного можно сделать однозначный вывод: метод холотропного дыхания, разработанный С. Грофом взамен психоделической терапии, является комплексной медитативной психотехникой ярко выраженного оккультного содержания. Для православного христианина такой метод психотерапии неприемлем и недопустим.

В качестве примера деструктивных переживаний, возникающих во время проведения сеансов холотропного дыхания, остановимся на следующих темах. С. Гроф пишет: “В холотропных состояниях мы обнаруживаем, что наша психика имеет доступ ко множеству пантеонов различных мифологических персонажей” . Далее следует разъяснение о том, что архетипические фигуры (персонажи) можно разделить на две группы: первая включает в себя божественные или демонические существа, воплощающие специфические универсальные роли и функции, вторая - различных божеств и демонов, относящихся к отдельным культурам, географическим пространствам и историческим периодам. Приводятся примеры наиболее известных из них. В первой группе находятся: Великая Богиня-Мать, Ужасная Богиня-Мать, Мудрый Старец, Вечная Юность, Любовники, Обманщик и др. Во второй группе вместо обобщающего образа Великой Богини-Матери можно созерцать одну из её конкретных культурных форм - Деву Марию, индуистских богинь Лакшми и Парвати, египетскую Исиду и др. При этом оказывается, что “особенно часты встречи или даже отождествления (курсив наш - и. М .) с различными божествами, которые были убиты другими или же сами принесли себя в жертву, а затем вернулись к жизни” . Эти переживания, в зависимости от типа божеств, сопровождались чрезвычайно сильными эмоциями - от блаженного экстаза до цепенящего метафизического ужаса .

С. Гроф описывает также переживание встречи с Абсолютным Сознанием или отождествление (курсив наш - и. М .) с ним. Высший космический принцип, или абсолютная реальность переживается через отождествление с Космической Пустотой, Ничем, Небытиём .

Рассматривая приведённые примеры переживаний, возникающих в холотропных состояниях, с позиции православного вероучения, следует подчеркнуть следующие моменты.

Во-первых, источниками указанных переживаний являются падшие ангелы - бесы. Из текста Священного Писания мы знаем, что Бог создал два мира: видимый и невидимый. Святитель Игнатий (Брянчанинов) однозначно объясняет порядок воздействия различных духов на человека: “Святые духи уклонились от общения с человеками как с недостойными такого общения; духи падшие, увлекшие нас в своё падение, смесились с нами и, чтоб удобнее содержать нас в плену, стараются соделать и себя, и свои цепи для нас незаметными. Если же они и открывают себя, то открывают для того, чтоб укрепить своё владычество над нами” . По причине действия падших духов на человека он испытывает сильные эмоции: от блаженного экстаза до цепенящего ужаса во время переживания встречи с “божест­вами”.

Во-вторых, происходит прельщение участников холотропных сеансов через образы переживаний: все прозрения, откровения и отождествления являются чистой формой прелести. Святитель Игнатий пишет: “Наше обычное состояние, состояние всего человечества, есть состояние падения, прелести, погибели <…> Отречёмся от всякого наслаждения духовного, от всех высоких молитвенных состояний, как недостойные их и неспособные к ним” .

В-третьих, отождествление с Абсолютным Сознанием и Пустотой - это также отождествление с демоническими пространствами. Преподобный Исаак Сирин пишет: “Истинные праведники всегда помышляют сами в себе, что недостойны они Бога” . И наоборот, “все самообольщённые считали себя достойными Бога: этим явили объявшую их души гордость и бесовскую прелесть” . Православному христианину нет нужды искать какого-либо отождествления с непонятным Абсолютным Сознанием, так как плодом искупительного подвига Господа нашего Иисуса Христа является не только освобождение человека от власти диавола, но и возвращение возможности общения с небом и небожителями: Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства (Евр 12:22–23).

Воздействие демонов на сознание человека

(Из писем духовным чадам)

Благодать Господа нашего Иисуса Христа и покров Его Пречистой матери да будут тебе защитой от всех козней лукавого!

Как всегда, S., прошу прощения за то, что заставил тебя ждать ответа: просто я хронически не успеваю отвечать на письма, которым все нет конца, а времени, к сожалению, не прибавляется. К тому же есть еще у меня и масса других дел, на которые явно не хватает 24 часов в сутки, но что делать? С опозданием, но все-таки попытаюсь ответить на твой вопрос по поводу сложностей во взаимоотношениях с коллегой по работе, которая попала в лапы к сектантам. Должен тебе сказать, что мой личный опыт в общении с такими людьми выявил необычную, но характерную для них особенность: они совершенно глухи к любым здравым рассуждениям о вере, хотя у всех уши на месте. Эта интересная глухота не похожа на обычную телесную глухоту, связанную с нарушением органов слуха. Все компоненты сенсорной системы работают нормально, т.е. человек слышит обращенную к нему речь и понимает смысл каждого отдельного слова, но смысл того или иного высказывания в целом от него ускользает. Заключенная в словесной конструкции идея, как бы только слегка касается сознания, но не входит в него и не подвергается в нем обработке, анализу, сравнению, систематизации и прочему. Таким образом, как показывают наблюдения, в подобных случаях мы имеем дело с нарушением мыслительной способности человека.

Мною было замечено, что у такого человека избирательно утрачивается способность к индуктивно-дедуктивному мышлению, а также временно атрофируются аналитические способности. Интересно, что такая избирательная атрофия мыслительных способностей происходит только лишь по отношению к достаточно узкому кругу идеологических комплексов, связанных, в нашем случае, с религиозными установками. Здесь мы имеем дело с блокировкой мыслительных способностей сознания человека по отношению к одному комплексу проблем и деблокировкой тех же способностей по отношению ко всем другим проблемным комплексам. Назовем это явление ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ ДЕМОНОГЕННОЙ ДЕМЕНЦИЕЙ. Каковы же причины такой странной избирательности в работе сознания? Практика показывает, что выборочная блокировка сознания по отношению к совершенно определенному, четко очерченному кругу вопросов (в данном случае – религиозных) не зависит от воли и желания самого человека. Она происходит ПОМИМО ЕГО ВОЛИ и является результатом внешнего, духовно-сенситивного воздействия на сознание человека со стороны иного, более сильного сознания, способного подавить контролируемую им мыслительную деятельность человека. Однако такое подавление мыслительной деятельности происходит, как правило, лишь тогда, когда в беседе или книге речь заходит о предметах, которые, по мнению «цензора» являются нежелательными для осмысления сознанием подконтрольного ему человека. Во всей тварной вселенной более сильным, чем у человека, сознанием обладают только два вида высокоинтеллектуальных духовных сущностей, обитающих в окружающем нас духовном пространстве («поле», иначе – пневматосфере), имеющих, благодаря единству их природы, одно общее для них название – АНГЕЛЫ. В отличие от людей, Ангелы, как ты знаешь, не имеют плотной материальной оболочки. В рассматриваемом нами конкретном случае, сознание человека подвергается воздействию и жестокому контролю того из двух «видов» существ ангельской природы, к которому относятся падшие ангелы, или иначе – демоны. Эти существа лично заинтересованы в том, чтобы человек или вовсе не понимал, или понимал в искаженном виде учение, от которого зависит его жизнь как во временном континууме, так и в вечности. Именно вследствие блокировки сознания демонами, люди, слыша Истину, не понимают ее, а если понимают сказанное, то искаженно, о чем неоднократно говорил Создатель через пророка: «У них есть уши чтобы слышать, а не слышат» (Иез., 12; 2), и в другом месте «Они видя не видят, и, слыша не слышат, и не разумеют» (Мф., 13; 13). Воздействие демонов на сознание человека похоже на индуцирование (наведение) электрических зарядов в проводниках и диэлектриках со стороны некоего внешнего электрического поля, только в данном случае мы имеем дело с более тонким, духовным полем и духовными энергиями. Иными словами, демоны своей энергией создают «помехи» в работе сознания человека, воздействуя своими импульсами на определенные отделы коры головного мозга, поскольку душа человека, пока она находится еще в теле, осуществляет мыслительные процессы, пользуясь посредничеством головного мозга.

Здесь следует отметить, что, когда душа в момент смерти покидает свою телесную оболочку, она свободно осуществляет все мыслительные процессы без какого-либо посредника, т.е. мозга. Но кроме этого, душа в полном объеме сохраняет память обо всем, что происходило в ее земной жизни, причем, как свидетельствуют многочисленные умершие и вновь вернувшиеся к жизни люди, их память, после освобождения от уз плоти, как бы полностью раскрывается и становится, по сути, абсолютной. Они помнят все, что происходило с ними, начиная со дня своего рождения.

Мои выводы о специфическом воздействии на сознание человека со стороны другого разумного существа, имеющего способность притуплять аналитическую способность человеческого разума, подтверждается Священным Писанием. Так, например, объясняя притчу «о сеятеле», Спаситель говорит: «Семя есть слово Божие. А упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходи диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись» (Лк., 8; 11-12). Итак, именно дьявол крадет у нашего сознания возможность понять учение Христово и уверовать. Вот почему св. Отцы называли его то «фараоном мысленным», то «тлителем смыслов» (Акафист Благовещению, Икос 6 и Икос 10). Вспомнив, что фараон был поработителем еврейского народа, мы расшифруем первое название как «поработитель ума», а второе на современном языке будет звучать как «растлитель ума». Святитель Иоанн Златоуст во второй молитве ко причащению называет дьявола «мысленным волком», т.е. хищником, который крадет и убивает мысли. Все это говорит о том, что св. Отцы отлично знали о способности демонов воздействовать на человеческий разум. Если не принимать во внимание способность демонов притуплять мыслительные способности человека, для нас останется совершенно необъяснимым тот факт, что даже ближайшие ученики Христа не в состоянии были (до искупления и возвращения благодати в день Пятидесятницы) понять, казалось бы, самых простых вещей, очевидных даже для малого ребенка. Так, например, когда по слову Господа мгновенно прекратилась страшная буря на Геннисаретском озере, ученики в страхе и удивлении говорили друг другу: «...кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?» (Лк., 8; 25). Заметь, что это удивление они выражают после того, как у них на глазах Он совершил множество величайших чудес! Да..., по истине «видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют» (Мф., 13; 13). Другим примером, непостижимым для здравомыслящего человека, является требование духовных вождей еврейского народа показать им знамение с небес, дабы они, наконец, могли уверовать, что Иисус есть истинный Мессия (по-гречески – Христос). Невероятность этого требования заключается в том, что все они только что видели исцеленного слепого и немого, который стал видеть и говорить (Мф., 12; 22, 38), а также были свидетелями бесчисленных чудес, исцелений и даже воскрешения мертвых. Без сомнения, они слышали и многие Его проповеди, причем ни разу не смогли найти в них что-либо противоречащее Писанию. И, тем не менее, даже после того, как Христос указал им метод распознания ложных чудес и ложного учения («древо познается по плоду» и «от избытка сердца говорят уста» Мф., 12; 33-34), они не смогли проанализировать ни Его слов, ни чудес, ни пророчеств о нем… Они так и не смогли понять, Кто стоял перед ними. Но теперь мы знаем причину этого страшного непонимания.

Однако чтобы не погрешить против истины, замечу здесь, что не все из начальников иудейских были в неведении относительно Иисуса-Назарянина. Некоторые из них прекрасно понимали, что перед ними Сын Божий, но, тем не менее, сознательно ставили своей целью борьбу с Ним, поскольку были одновременно и священниками, и тайными служителями Люцифера. О том, что они знали, кем является Иисус, со всею очевидностью говорит сам Христос, хотя и в иносказательной, но всем понятной форме. В притче о виноградарях Он называет священников-сатанистов виноградарями, которые увидев Единородного Сына своего Хозяина, сказали друг другу: «это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его» (Мф., 21; 38).

Кроме подавления мыслительных способностей, демоны, как показывают наблюдения, в состоянии своим воздействием на некоторое время «отключить» у человека память, т.е. амнезировать ту информацию, которая, по их мнению, может содействовать его духовному росту, или, по крайней мере, удержать человека от совершения греха. Назовем это явление ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ ДЕМОНОГЕННОЙ АМНЕЗИЕЙ. Так, например, было замечено, что в момент совершения духовной ошибки или проступка человек, даже если он обладает исключительной памятью, забывает всё то полезное, что он только вчера услышал или прочитал именно по этому поводу. Проходит совсем немного времени, и он сам уже удивляется, не понимая: как же он мог забыть такой правильный и полезный духовный совет. Удивительный пример демоногенной амнезии мы находим в Евангелии. Сразу после того, как Христос уже во второй раз на глазах у учеников совершил чудо умножения хлебов и накормил 4 тысячи голодных, Он, чтобы переправиться на другой берег, вошел с учениками в лодку. Поучая их, Христос заповедал, чтобы они береглись закваски фарисейской и Иродовой. Ученики, позабывшие взять с собой хлеба, решили, что Господь иносказательно укоряет их за это. Здесь можно лишь недоумевать и удивляться тому, что они уже совершенно не помнят, как всего лишь за час до этого, на их глазах чудесным образом хлеб умножился в Его руках, что всего лишь несколько дней прошло с тех пор, как Он воскресил умершую дочь Иаира и сына Наинской вдовы. Указание на это непостижимое беспамятство и непонимание мы видим в последовавших затем словах Христа: «Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окамененно у вас сердце? Имея очи, не видите, имея уши, не слышите и не помните? Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать. А когда семь хлебов для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков? Сказали: семь. И сказал им: как же не разумеете?» (Мк., 8; 17-21).

Можно привести и более современный пример амнезирующего воздействия демонов на память еще не очищенных и пока не освободившихся от их воздействия людей, не так давно пришедших к вере и к Церкви. Многие из этих последних, обладая прекрасной памятью и легко запоминая новые тексты, стихотворения, даже целые поэмы или длинные математические формулы, замечали, что приходя храм и желая помочь на клиросе, они иногда в течение нескольких лет не могли запомнить ни последовательности богослужения, ни различий гласов, ни правильных ударений в церковно-славянских текстах. Другие, наблюдая за своей памятью, отмечали явления такого рода: читая Евангелие во второй, третий и четвертый раз, они, при очередном чтении, ловили себя на мысли, что совершенно не помнят значительных кусков текста и при этом испытывают ощущение, будто никогда прежде их не читали, хотя прекрасно осознают, что не только читали, но и перечитывали их не один раз. Итак, во всех подобных случаях мы имеем дело с амнезирующим воздействием демонов, которые тем сильнее могут подавлять и временно сужать память человека, чем менее он защищен нетварными энергиями Святого Духа, т.е. благодатью.

Но, как известно, демоны получают власть над сознанием человека лишь в той мере, в какой он за грехи лишается Божией благодати. Вот почему люди, чьи души отягощены серьезными грехами (как собственными, так и наследственными), практически не в состоянии бывают воспринимать и понимать истинное учение о Боге, о вселенной и о человеке, которое было возвещено людям Самим Творцом, пришедшим на землю – Господом Иисусом Христом, и которое до сего дня неискаженно содержится в лоне Православной Церкви. Таким образом, причина неверия и лжеверия (сектантства) заключается в порабощении сознания человека демонами в следствие высокой степени его греховности. Иными словами: всякий человек, слышавший о Христе и православно не уверовавший – одержим демонами блокирующими его сознание для того, чтобы он не смог принять спасительной истины, потому что демоны хорошо помнят слова Спасителя: «Если пребудете в учении Моем, то…познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин., 8; 31-32). А вот этого-то демоны более всего и не желают. Они вовсе не хотят, чтобы люди освободились от их власти, наоборот, всеми силами стремятся поработить, подчинить себе все человечество, оторвать людей от Творца, сделав их подобными себе. В поте лица своего, буквально не покладая рук, без сна и без пищи, не отвлекаясь ни на что другое, демоны старательно помогают прийти не к БОГОПОДОБИЮ (именно эта задача поставлена перед нами Богом), а напротив, к БЕСОПОДОБИЮ. Таким образом, как мы видим, главнейшей задачей демонов в общемировом масштабе является ВОСПИТАНИЕ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА, созидаемого по их же образу и подобию для новой бесочеловеческой цивилизации Антихриста, т.е. создания БЕСОЧЕЛОВЕКА. Но, как мы уже видели, ОСВОБОЖДЕНИЕ от воздействия демонов стало принципиально возможным лишь благодаря искупительной жертве Господа Иисуса Христа. Однако, освобождение конкретного человека от тотального насилия демонов над его сознанием и даже над его физиологией, как говорит слово Божие, невозможно без знания и понимания истинного христианского учения (см. Ин., 8; 31-32), из чего мы можем заключить, что задача: не допустить принятия и понимания людьми Божественного учения, или, на худой конец, его искажение является одной из главнейших задач демонов в их работе над сферой сознания человека.

Как ты знаешь, к познанию Бога приходят только те из людей (даже если они были воспитаны в атеистической атмосфере), которые задумываются о смысле жизни вообще, о цели своего собственного появления на свет, а также о своем предназначении в этом мире. Человек, который ищет ответы на эти вопросы, ищет тем самым Истину, иногда сам того не осознавая. И если он искренен в своем желании познать Истину, она непременно открывается ему, потому что Бог, Духом Святым пронизывающий всё сущее, Сам открывает ищущему дверь разумения, как и сказал Христос: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф., 7, 7). Мне думается, что эти слова относятся исключительно к тем, кто ищет познания Истины. Так думать меня заставляет абсолютная безапелляционность сказанных Христом слов, в которых нет ни малейшего намека на возможность отрицательного результата, ни малейшего намека на то, что человеку могут не дать просимого или не отворят, либо ищущему не удастся найти искомого, хотя все это очень часто случается в жизни любого человека. И действительно, хорошо известно, что Бог не всегда подает нам просимое, если оно относится к материально-бытовой сфере, потому что мы часто просим того, что не полезно с духовной точки зрения.

Тем единственным, что Бог всегда подает просящему, отворяя двери стучащему и помогая найти ищущему, является познание Истины. Вот почему рано или поздно тем, кто ищет ответы на главные вопросы бытия, открывается духовный мир, который, хотя и не виден глазом, но играет определяющую роль в судьбах конкретных людей и всего человечества. Открывается им также и Творец обоих миров, которые, пронизывая друг друга, на самом деле являются единым целым. Однако, даже эти ищущие люди понимают то, что открылось их духовному взору, не одинаково, а в зависимости от степени порабощения их сознания демонами. Пытаясь выделить разные уровни познания Истины, нам следует учесть и характерные особенности среды нашего обитания, поскольку мы живем в стране, где вся культура, весь строй мышления за 10 последних веков пропитались православным духом, который еще и до сих пор полностью не выветрился, несмотря на 80-летнее проветривание душ и мозгов. Памятуя об этом, мы сможем всех, искавших ответы на главные вопросы жизни и пришедших в результате к познанию Бога, разделить на две группы. В первую группу войдут люди, менее отягощенные личными и наследственными грехами, а во вторую, соответственно, отягощенные ими в бoльшей степени, а, следовательно, обладающие более поврежденным демонами сознанием. Попытаюсь описать результаты поисков для каждой из двух указанных групп:

1) В первую группу входят те, кто искренно желал найти единственно верный ответ независимо от того, совпадёт ли он с их ожиданиями или нет. Эти люди обязательно приходят к познанию Истины во Христе, причем именно к православному пониманию этого учения, хотя, может быть, и не сразу, ибо к ним относятся слова: «Ищите и обрящете» (Лк., 11; 9) Эти люди осознали необходимость «совлечься ветхого человека с делами его и облечься в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол., 3; 9-10), осознали и необходимость «взять крест свой» (Мф., 16; 24), чтобы распять на нем свои грехи, как учит апостол: «Итак, умертвите земные члены ваши (страстные греховные стремления – авт.) блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» (Кол., 3; 5). Увидев в себе множество грехов, они не пришли в отчаяние, но с надеждой на помощь Божию начинают борьбу с греховными наклонностями своей души за СВОБОДУ, за ее освобождение от греха и власти дьявола, за ее чистоту и возвращения ей БОГОПОДОБИЯ ибо они хотят стать достойными своего Творца и на Суде Божием быть справа от Него, чтобы вместе с Ним войти в Жизнь Вечную.

2) Ко второй групп следует отнести тех, кто ищет истину, но лишь такую, которая совпадала бы с их желаниями и не была бы чересчур обременительной. Они нашли для себя неприемлемым тот ответ о смысле жизни и назначении человека, который дает Православное учение. Причина этого заключается в том, что правильно понятое христианство (Православие) не оставляет абсолютно никакой лазейки для оправдания греха, а потому-то оно и не может быть принято грехолюбивым человеком в чистом виде. Такое христианство мучительно для него и представляется чуть ли не садистским, потому что учит о необходимости ограничения, а иногда и борьбы со всеми самыми любимыми своими грехами (самомнением и эгоизмом, блудной похотью и чревоугодием), оно говорит о необходимости самоотвержения и несения креста; оно устрашает грехолюбивую душу, поскольку явно обличает ее греховные качества. Как правило, подобные люди привыкли себя уважать и, если не считают себя совсем уж святыми, то, по крайней мере, полагают, что они не хуже, а может быть даже лучше многих. Именно поэтому они не могут и не хотят согласиться с тем, что они – грешники. Эта мысль слишком травмирует их самолюбие. Но, все же, обладая либо достаточно высоким интеллектом, либо духовным чутьем, а поэтому, не имея возможности отрицать наличие духовных основ этого мира (а как хотелось бы этого), им приходится:

Либо перекраивать Православное учение, подгоняя его, как одежду, «по фигуре» и искажая таким изящным образом, чтобы оно уже не мешало оправдывать свою личную греховную страсть (так появились все ересиархи, ереси и еретические группировки), о чем и предупреждал ап. Павел: «И будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху, и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2Тим., 4; 3)

Либо примкнуть к какой-нибудь оригинальной и экзотической религии, чаще всего – восточной эзотерической или гностической.

Либо изобрести новую религию. Это всегда и везде выполнялось по внушению демонов, использующих такие методы воздействия, как а) ИМПЕРАТИВНЫЙ ВЕРБАЛЬНЫЙ ПСЕВДОГАЛЛЮЦИНОЗ (когда человек слышит внутри себя некий голос, диктующий ему текст), б) АВТОПИСЬМО (когда рука человека, независимо от его воли, сама пишет неизвестный ему текст – вариант двигательного автоматизма в составе СОНДРОМА КАНДИНСКОГО-КЛЕРАМБО) или в) МЕНТИЗМ (насильственное мышление). Все эти методы воздействия демонов на сознание человека хорошо известны и тщательно описаны в психиатрической литературе. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что все религии мира, за исключением единственной, данной Богом в откровениях Ветхого и Нового Заветов, являются религиями бесооткровенными. Марксистская теория о том, что люди на разных континентах сами для себя придумывали различные религии, не выдерживает никакой критики. Изучение начал всех религий указывает, что в их основе всегда лежит некое откровение из иного мира. Этим миром, который щедро снабдил все народы ложными верованиями, является мир инфернальный, демонический, ныне получивший от оккультистов модное название «энерго-информационного поля».

А теперь попробуй, на основе того, что было изложено выше, самостоятельно проанализировать возможность объединения различных ересей, или, как их теперь интеллигентно именуют конфессий, а также и других, вовсе не христианских религий с изначальной и неискаженной Православной верой.

Как ты, S , уже вероятно, заметила, твоя коллега по работе, попавшаяся на сектантский крючок, в православной стране не стала православной христианкой не потому, что ничего не могла узнать об этом учении, а лишь по той причине, что подобное тянется к подобному, как в поговорке: «ворон к ворону летит», или «рыбак рыбака видит издалека». В этих поговорках заключено выверенное веками понимание одного важного общественного закона. Это ЗАКОН ОБРАЗОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ГРУППЫ, который чрезвычайно похож на процесс кристаллизации при выращивании монокристаллов, когда вокруг «центра кристаллизации» (затравочного кристалла) концентрируются атомы одного и того же химического элемента. Грубо говоря, грешник тянется ко грешнику, а стремящийся к праведности – к праведнику. Конечно, эту фразу нельзя понимать дословно. На земле, как известно, нет ни одного безгрешного человека – все мы грешники и различаемся только лишь по степеням греховности, которая достаточно ясно выявляется через наше духовное устроение, а также через наши дела. Однако, всех нас, грешников, можно разделить на две основные категории, это: а) грешники, которых устраивает их греховное состояние. Они успешно подавили голос совести (о таких говорят – бессовестный) и в своей жизни воплощают то, чему учат их мерзкие поговорки: «Первый дар на роду, коли нет в глазах стыду», «Стыднeнько да сытнeнько», «Не соврешь, и зобу не набьешь», «Врать – не мякину жевать, не подавишься»; б) грешники, у которых наблюдается в той или иной степени искреннее стремление к исправлению, желание стать лучше. Вот из этих-то грешников выходят более или менее праведные люди, т.е. люди, которые ведают (знают) правду, потому что праведность происходит от слов «правда» и «вeдение».

Если кто-либо из людей, принадлежащих ко второй категории (б), по ошибке или случайному стечению обстоятельств когда-либо попадался на удочку сектантов или оккультистов, то он вскоре непременно покидал их. Мне неоднократно приходилось встречать и даже исповедовать людей, которых, по их духовной неграмотности или наивности, на какое-то время сумели прельстить лжеучители. Впоследствии все они перешли в православие. Почему произошел этот переход? Думается мне, что всякого человека, который не слишком порабощен (за грехи) демонами, а потому может еще познать Истину, Господь не оставляет в заблуждении, ибо Он знает – как подать сердцу весть о том, что сектантский дух – не от Духа Божия. Ведь Создатель любит создание Свое и никому из нас не желает погибели, говоря: «не хочу смерти грешника, но чтобы он обратился от путей своих и был жив» (Иез., 33; 11).

Присутствие в твоей коллеге, конечно, не Духа Божия, а иного, прямо противоположного духа, судя по письму, ощущается достаточно ясно. Еще за час до ее прихода ты начинаешь (цитирую твое письмо) «терять душевное равновесие, душа подвергается томлению, и те 15 минут, которые нужны для сдачи дежурства, превращаются для меня в пытку в том случае, если я не успеваю прочитать утреннее правило, а это не всегда удается».

Из твоего наблюдения можно заключить, что если ты молишься утром, то молитва (как наиважнейшее средство приобретения благодати Духа Святого) реально низводит на тебя Божественную благодать, которая явственно защищает твою душу от мрачного духа, излучаемого коллегой-сектанткой, а точнее – демоном, овладевшим ею.

Поскольку принадлежность к сектантству указывает на достаточно глубокую степень поражения души демонами, то, судя по опыту, вести с подобными людьми душеспасительные беседы практически бессмысленно, т.к. их сознание блокировано демонами и они, как уже говорилось выше «слыша не слышат, и не разумеют» (Мф., 13; 13). Если мы все же хотим помочь такому человеку, то это возможно с помощью только одного способа – нужно молиться о нем Богу, прося дать ему возможность увидеть свои греховные язвы и, как дар от Бога – желание исправиться. Следует так же молиться и об освобождении его от насилия бесовского, дабы открылись уши его души, и он уразумел истину, ведь если бесы не уйдут из этого человека, он так и не сможет никогда познать истину.

Однако хорошо известно, что изгонять беса нецелесообразно и даже вредно, если одержимый им человек от всей души не пожелает избавиться от своих грехов и страстей, в противном же случае произойдет по Евангельской притче. На не занятое благодатью Божией пустое место, оставшееся после изгнания одного демона, приходят семь злейших «...и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф., 12; 45).

И все же, по милосердию Своему, Господь часто, даже за наши немощные молитвы, дает человеку возможность не только осознать свои недостатки, но и приподнимает темную завесу с разума, чтобы тот узрел свет. Но несчастный иногда сам прячется от света, ибо свет, обличая его греховные дела, через совесть принуждает отказаться от них, а он этого не хочет. И тогда мрачная бесовская завеса вновь падает на его разум, потому что человек как бы отталкивает любящую руку Создателя, отталкивает от себя помощь Божию.

Если желаешь все же помолиться об этой своей сотруднице, то в конце утреннего и вечернего правила вставь следующую молитву:

Ну, а если имеешь усердие, то закажи о ней три молебна:

Божией Матери перед Ее иконой « »

Для того, чтобы тебе в дальнейшем не подвергаться описанным тобою искушениям, старайся все же исполнять утреннее правило если не дома (когда не успеваешь), то хотя бы на работе. Было бы, конечно, прекрасно, если бы ты знала утренние молитвы наизусть. Тогда их можно было бы читать в любом месте незаметным для посторонних образом.

Обязательно выучи наизусть 90-й псалом и читай его про себя несколько раз перед приходом на работу твоей напарницы. Молитву «Да воскреснет Бог» читай по-прежнему.

Призываю на тебя и на твоих близких благословение Божие, оставаясь вашим недостойным богомольцем.

В эпоху Реформации и Революций в некоторых европейских странах религия, прежде всего католическая, начинает утрачивать свои позиции и влияние на духовную жизнь общества. Распространение книгопечатания, объективного знания об окружающем мире способствовали секуляризации (или обмирщению) общественного сознания.

История в терминах . Секуляризация (от позднелат. saecularis-мирской, светский) - это процесс освобождения из сферы религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов. То, что раньше находилось под влиянием религиозной веры и религиозных организаций становится от них независимым, приобретает светский характер. Процесс секуляризации выражается в изменении места религии и религиозных организаций в жизни общества и личности, сужении круга выполняемых ею функций. Термин «секуляризация» был впервые использован в 1646 году французским посланником Лонгвилем во время переговоров, предшествовавших заключению Вестфальского мира, и означал возможность удовлетворения интересов победителей за счет конфискации монастырских владений. И первоначально термин «секуляризация» означал акт отчуждения церковного имущества в пользу монарха, государства или частных лиц.

В XVII-XVIII вв. регулирование общественных процессов всё больше происходило не в соответствии с религиозной традицией, а на основе рациональных (внерелигиозных) норм. Реформация дала мощный импульс политической стороне процесса секуляризации. В процессе Реформации происходит освобождение из-под контроля церкви сферы властных отношений. Северогерманские князья отказались подчиняться власти пап и проводили независимую внешнюю и внутреннюю политику. Аналогичный процесс проходил и в странах, не затронутых Реформацией. В республике Венеция он проходил в 1606-1607 годах. К середине XVII века на этот путь встали Франция и Англия. В этих странах постепенно происходило освобождение от религиозного санкционирования государственно-правовых отношений. Происходила замена духовенства на служащих мирян в правительственных учреждениях, передача юридической власти от церковных судов светским судам

Пришёл конец и абсолютной монополии церкви на образование. Контроль над образованием переходит в руки государственных органов. Открываются светские школы, университеты.

В политике всё большего числа государств появлялось всё больше мер, направленных на уменьшение влияния и роли религии. С развитием светского образования процесс секуляризации захватывает широкую сферу науки и культуры. В XVII-XVIII вв. в европейской культуре начинает утверждаться принцип разделения знания и веры, светского и духовного начала. На основе этого принципа разделения формируется светская наука и философия. Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. Галилей, И. Ньютон формируют новую научную картину мира, свободную от влияния сверхъестественных сил.

Европейское Просвещение раздвинуло границы и углубило процесс секуляризации. Оно впервые обосновало идею независимости человека от всех авторитетов, в том числе и от авторитета религии, церкви. Как отмечал Ф. Энгельс: «Великие люди, которые во Франции просвещали головы для приближающейся революции, выступали крайне революционно. Никаких внешних авторитетов, какого бы ни было рода, они не признавали. Религия, понимание природы, государственный строй - все было подвергнуто самой беспощадной критике, все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него. Мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего».

В противоположность религиозным установкам, подчиняющим человека Богу, разум - вере, просветители проводили идею активно действующего субъекта, способного познавать и изменять мир в соответствии со своим разумом. Отныне не вера, а разум рассматривается в качестве источника и основного импульса всей субъективной деятельности человека. Человек как разумное существо, с точки зрения просветителей, призван стать властелином мира, перестроить общественное отношение на разумных основаниях. На этой основе декларировалось право человека быть свободным во всех сферах своей жизни.

В новое время возникает наука в современном понимании этого слова. Начинается длительный процесс превращения науки в мощную производительную силу. На рубеже XVIII-XIX веков в мире насчитывалось около 1 тыс. ученых, в середине XIX в. – 10 тыс., в 1900 году – 100 тыс. ученых. В конце XX в. общее число научных работников в мире превысило 5 млн. человек. В 50-70-х годах XX в. удвоение числа ученых происходило в Европе за 15 лет, в США – за 10 лет, в СССР – за 7 лет. В XX столетии мировая научная информация удваивалась за 10-15 лет. Если в 1900 году было около 10 тыс. научных журналов, то к концу XX в. их число выросло до нескольких сотен тысяч. К концу XX в. наука охватывала огромные области знания и включала в себя около 15 тыс. дисциплин. Конечно, свыше 90% всех важнейших научно-технических заведений было осуществлено в XX в.

Но началось все, как многие считают, с XVII в., с Англии, с Исаака Ньютона (1643-1727), выдающегося английского ученого. Он стал основателем классической физики, построил рефлекторный телескоп (1668), открыл закон всемирного тяготения (1687), создал законы небесной механики, разработал важнейшие методы высшей математики.

В результате достаточно длительного и противоречивого процесса секуляризации в современных развитых странах коренным образом изменилось положение религии, веры и церкви в обществе. Сформировались светское государство, светская школа, светская наука, светская культура. Светский подход, секулярность, свобода совести легли в основу миропонимания человека, его самосознания как свободного самодеятельного субъекта. Человек ничего не обязан принимать на веру, слепо подчиняться силе традиции. Современный человек критически воспринимает и оценивает мир, в котором он живет. Современный человек устраивает окружающий мир сообразно своим целям и возможностям. Понятно, что современный человек стал современным не сразу. Не будет преувеличением утверждать, что во многом именно секуляризация сформировала современное общество, индивида и культуру.

«Социальная экология» - Знания об окружающем мире в значительной мере неполные. Термин экология. Содержание понятия «экология». Как отделить зёрна от плевел? Пути ноосферогенеза. Универсальная парадигма экологии. Социальная экология. Термин «ноосфера». Объект изучения науки «экология». Три функциональных подхода. Экологическая парадигма во второй половине XX в.

«Имена людей» - Значение итальянского слова Камилла - «ромашка». Имя и характер Взрослея, Дима становится самостоятельным, сдержанным и спокойным. Словарик проекта. Основные черты: воля и трудолюбие, интеллект, рассудительность, организованность, терпеливость. Олег. Не у всякого жена Мария – кому Бог даст. В характере сочетаются сила и слабость, добро и коварство, открытость и хитроватость.

«Сознание человека» - Аргументирована гипотеза объединения эзотерической и современной физической картины мира. Многомерность сознания. Но фактически и в действительности нет ничего абсолютно неподвижного во Вселенской Душе». Бессмертная триада. Совмещение теософической и Агни-Йогический позиции. Гипотеза объединения многомерности сознания разных традиций 7 + 4 = 11.

«Сознание» - Неосознаваемые побудители сознательных действий Надсознательные процессы. Психика. Идеалистическая теория. Наличие интеллектуальных схем Способность к коммуникации при помощи знаковых систем. Психика, сознание, бессознательное. Индивидуальное сознание. Кольчатые черви, брюхоногие моллюски. Психологические характеристики сознания.

«Поведение человека» - Крутой берег может быть хорошей горкой. При встрече с преступником говорить спокойно и медленно, уверенно в себе. Никогда не ходи по льду один! Поведение на улице. Выбирайте маршрут не короткий, а безопасный. Избегай мест, где лёд может быть тонким. Что делать, если ты провалился под лёд? Жизнь и здоровье дороже любой вещи.

«Освобождение Европы» - Развязывая войну, агрессоры стремились уничтожить наше государство, превратить людей в рабов. Вывод: СССР по планам нацистов должен был быть расчленен и ликвидирован. На Параде Победы. Никто не забыт, Ничто не забыто... Какие цели преследовал Советский Союз начиная освободительный поход в Европу? План.