Празднование 1000 летия русского присутствия на афоне. Принесение мощей преподобного Силуана Афонского

В 2016 году будет отмечаться 1000-летие русского присутствия на Святой Горе Афон. Священный Синод на заседании 13 июля 2015 года (журнал № 45) утвердил программу научных и культурно-просветительских мероприятий, посвященных 1000-летию русского присутствия на Святой Горе Афон , в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви. Программа объединяет более 140 мероприятий.

Святейший Патриарх Кирилл еще 17 июня 2015 года на встрече с членами Комиссии по подготовке празднования 1000-летия русского монашеского присутствия на Святой Горе Афон, сказал:

«Мы приближаемся к очень важной для Русской Православной Церкви и для вселенского Православия дате - 1000-летию русского присутствия на Святой Горе Афон; и я очень рад возможности обсудить с вами вопросы подготовки к этому торжеству.

Связи между Русью и Афоном начались сразу после Крещения Руси в 988 году и продолжались на протяжении веков. Об этом свидетельствуют святыни, привезенные на Русь нашими благочестивыми предками и афонскими монахами, а также множество сокровищ из России, которые были пожертвованы на Святую Гору.

Россия всегда выступала защитницей Православия на Востоке, и это во многом обеспечивало безопасность Святой Горы Афон. А Святая Гора во многом обеспечивала духовную безопасность России - в первую очередь, своим влиянием на русское монашество. Празднуя 1000-летие русского присутствия на Афоне, мы хотели бы осмыслить всю эту историю, познакомить с ней молодое поколение жителей Святой Руси - и русских, и украинцев, и белорусов, и представителей других национальностей; показать нашему обществу значение Святой Горы для нашей страны, для духовной жизни россиян; наконец, сделать так, чтобы это празднование привлекло внимание к Святой Горе во всем мире и чтобы Европа еще раз осмыслила значение Святой Горы для собственной духовной жизни.

Думаю, это особенно важно в связи с упадком религиозной жизни в Западной Европе, где в основу устроения общества полагаются опасные антихристианские идеи. Мы можем свидетельствовать о том, что сегодня западный мир находится в глубоком духовном кризисе. Запад этого кризиса не осознает и высокомерно смотрит на весь мир, требуя, чтобы все следовали его законам, которые не оставляют места ни Богу, ни вере в жизни людей. Поэтому празднование должно пройти таким образом, чтобы не только Россия и Греция, но и весь мир почувствовал бы значение духовной традиции Православия. И пример России, мощного современного государства, играющего очень важную роль в международных отношениях и одновременно питающегося духовной энергией Афона, может быть очень убедительным для многих европейцев, в том числе несогласных с опасными антирелигиозными и антихристианскими тенденциями в жизни Западной Европы и Северной Америки.

Необходимо привлечь к Афону внимание мировой общественности и тем самым противодействовать опасным тенденциям в западноевропейской политике, связанным с давлением на Афон с точки зрения современного либерального законодательства. Нужно еще раз подчеркнуть особое, непреходящее значение Афона с его уставом, его традициями, и особое значение автономии Святой Горы для Европы и для всего мира.

Мы разрабатываем обширную программу торжеств в пределах Русской Православной Церкви. У нас пройдут съезды монашествующих, будут реализованы специальные программы в духовных семинариях, намечены значительные издательские проекты. Будут проводиться научные конференции, сниматься телевизионные передачи, создаваться фильмы, по всей России пройдет школьная олимпиада, посвященная Святой Горе Афон. Внимание всего нашего народа будет максимально привлечено к этому празднованию, потому что мы проведем его не только в Москве, но и по всей Русской Церкви. Российское государство также привлечено к этому празднованию - сейчас формируется программа церковных и государственных юбилейных торжеств. Другими словами, мы хотим использовать эту дату для того, чтобы очень глубоко вспахать нашу религиозную почву.

Мы должны вместе хорошо потрудиться, чтобы реализовать большой миссионерский потенциал Афона, который может послужить делу утверждения Православия не только на пространствах Святой Руси, но и во всем мире».

Необходимо познакомить наших детей с одним из самых святых мест на земле для православного человека – Святой горе Афон и его особой роли. Веками Афонская Гора оставалась оплотом, на котором твердо и незыблемо утверждалась чистота веры. И до наших дней Святая Гора не утратила ничего из своих бесценных сокровищ благочестия - ни чистоты веры и обрядов, ни духа истинной подвижнической жизни, ни церковного благолепия.



Скачать:


Предварительный просмотр:

Отдел религиозного образования, катехизации и миссионерства

Тамбовской епархии Русской Православной Церкви

(Московский Патриархат)

Информация для урока, посвященного Дню Православной книги

«1000-ЛЕТИЕ РУССКОГО ПРИСУТСТВИЯ НА АФОНЕ»

г. Тамбов, 2016

Введение

с. 1

I. Православная Греция

с. 5

II. Святая гора Афон – монашеская республика

с. 7

III. Русское монашество на Афоне

с. 10

Литература

с. 16

Приложение

Презентация к уроку «1000-летие русского присутствия на Афоне»

Рецензенты:

Протоиерей Игорь Груданов, заведующий Отделом религиозного образования, катехизации и миссионерства Тамбовской епархии

Информация для урока, посвященного Дню Православной книги «1000-летие русского присутствия на Афоне»/Сост.: Галина Е.Н., Кусова Е.А., Булыгина С.В. - Тамбов: Тамбовская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) – 2016.

В данном издании содержится информация для урока, посвященного 1000-летию русского присутствия на Афоне, а также презентация и список литературы по данной теме из фондов Тамбовской епархиальной библиотеки. Учебный материал предназначен в помощь учителю для проведения урока по духовно-нравственному воспитания обучающихся в образовательных организациях.

Тамбовская епархия Русской Православной Церкви, 2016

Введение

Уважаемые коллеги! Перед вами – занятие (лекция), посвященное юбилейной дате – 1000-летию русского присутствия русского монашества на Святой Горе Афон. Эта дата связана с первым письменным упоминанием о древнерусском монастыре на Афоне. В связи с этим, по инициативе научной общественности и Русской Православной Церкви, в 2016 году будет отмечаться юбилей 1000-летия древнерусского монашества на Афоне.

В 2016 году Правительство Российской Федерации утвердило план основных мероприятий по подготовке и проведению празднования юбилея. Согласно плану весь 2016 год пройдет под эгидой указанного юбилея, в течение которого будут проводиться различные торжественные, культурно-просветительские и научно-образовательные мероприятия. В институтах Российской академии наук, высших учебных заведениях России, в епархиях и духовных школах Русской Православной Церкви запланировано более 140 научно-образовательных и культурно-просветительских мероприятий, посвященных юбилею. В этом году тема VIII Всероссийской школьной олимпиады в рамках предмета «Основы православной культуры» называлась: «Русь и Афон».

Нам с вами необходимо познакомить наших детей с одним из самых святых мест на земле для православного человека – Святой горе Афон и его особой роли. Веками Афонская Гора оставалась оплотом, на котором твердо и незыблемо утверждалась чистота веры. И до наших дней Святая Гора не утратила ничего из своих бесценных сокровищ благочестия - ни чистоты веры и обрядов, ни духа истинной подвижнической жизни, ни церковного благолепия.

Данный урок знакомит школьников с православной Грецией, особой монашеской республикой Святой горы Афон и православным звеном в многогранных связях России и Греции – Русским Свято-Пантелеимоновым монастырем, где проживали великие святые и подвижники, в том числе и связанные с Тамбовским краем.

Классный час может быть легко трансформирован в модульный урок с включением модулей в базовые программы по истории, литературе.

Объем урока - 1 час.

Уроки рассчитаны на учащихся 9-11-х классов общеобразовательных школ с базовым уровнем знаний, умений и навыков.

Оборудование:

Ноутбук;

Проектор;

Экран;

Презентация PowerPoint.

  1. Православная Греция

Греческая Православная Церковь (официальное название – Элладская Православная Церковь) – одна из крупнейших Православных Поместных Церквей. По числу своих членов (почти 10 миллионов человек) она занимает третье место в мире после Русской (свыше 100 миллионов) и Румынской (около 20 миллионов) Православных Церквей.

Христианство проникло в Грецию уже в середине I века, когда на землю Эллады прибыл с проповедью апостол Павел. Апостол высадился в македонской гавани Неаполь (современный город Кавала), а оттуда отправился в расположенный неподалеку город Филиппы, где обратился с проповедью к местным жителям. В перечень книг Нового Завета включено пять обширных посланий Павла к христианским общинам Греции.

Наряду с апостолом Павлом на территории современной Греции активно проповедовали апостол Лука (автор Евангелия от Луки, которое нередко называют «Евангелием для эллинов»), окончивший свою жизнь в беотийском городе Фивы, и апостол Андрей Первозванный, скончавшийся в пелопоннесском городе Патры.

Уже к началу II века христианские общины существовали почти во всех крупных городах Греции. Поскольку в те времена территория Греции входила в состав Римской империи, греческие христиане изначально были тесно связаны с епископом столицы империи – Рима. Почти все епархии Греции начиная с IV века входили в состав Фессалоникийского экзархата, который, в свою очередь, подчинялся римскому Папе.

Однако уже с начала V века территория Греции, вошедшая в состав Восточной Римской (Византийской) империи, стала и в церковном отношении все более тяготеть к новой, восточной столице – Константинополю. В первой половине VIII века епархии, находившиеся на современной территории Греции, вошли в состав Константинопольского Патриархата, более близкого им как по этническому составу, так и по языку богослужения. Именно из Фессалоник вышли многие величайшие православные святые – например, просветители славян и создатели славянской письменности, равноапостольные братья Кирилл и Мефодий (IX век), или один из наиболее выдающихся отцов Церкви, святитель Григорий Палама (XIV век). Неподалеку от Фессалоник сложился и всемирный центр православного монашества – Святая Гора Афон.

В XIII-XIV веках Православная Церковь в Греции подвергалась жестоким гонениям со стороны крестоносцев, а с конца XIV – начала XV века для Греции начался период османского ига. После окончательного падения Византийской империи (1453 г.) и воцарения в Константинополе османских султанов для греческой Церкви наступила почти четырехсотлетняя эпоха новомучеников. Десятки и сотни тысяч православных греков приняли за эти столетия мученическую смерть за исповедание Христа.

При этом в страшные годы османского ига Православная Церковь сыграла огромную роль в сохранении не только христианской веры, но и греческого языка и национального самосознания греков. В тех областях, где османские правители запрещали обучать детей вере и языку, в монастырях и храмах стараниями монахов и клириков организовывались так называемые «тайные школы», куда ученики приходили по ночам.

Представители Церкви принимали деятельное участие и в освободительной борьбе греческого народа.

Во второй четверти XIX века, после освобождения части Греции от османского ига и создания независимого Греческого государства, Элладская Православная Церковь стала автокефальной (то есть независимой от Константинопольского Патриархата). Однако поскольку с тех пор территория Греции увеличилась более чем в три раза, в различных её частях действует различный церковный режим.

Православие в Греции является государственной религией, что официально закреплено в Конституции страны. Оно оказывает во многом определяющее влияние на все стороны жизни современных греков. И это неудивительно – ведь по последним данным официальной статистики, 97% жителей Греции принадлежат к Православной Церкви. Закон Божий включен в общеобразовательную школьную программу Греции как обязательный предмет, а в каждом из греческих университетов имеется факультет богословия.

Помимо сферы образования Церковь ведет активную социальную деятельность во всех областях жизни, сотрудничая при этом как с государством, так и с различными общественными структурами. Греческая Церковь является весомой экономической силой - ей принадлежит значительное число земельных участков, которые используются под строительство храмов, монастырей, больниц, домов престарелых и других социальных учреждений, либо сдаются в аренду для осуществления социально-полезной деятельности.

Но главная задача Греческой (как и любой Православной) Церкви – приобщение людей к подлинно христианской жизни. Такое приобщение происходит, прежде всего в храмах. Найти православный храм в Греции не составит труда, где бы вы ни находились – в мегаполисе (например, в Афинах или Салониках), в небольшом городке или в деревне, на материке или на одном из многочисленных островов. Храмов в Греции множество – зачастую даже в маленьких городках один храм отделяет от другого одна-две улицы. Но даже огромное количество храмов зачастую не вмещает всех прихожан - ведь многие жители Греции регулярно посещают церковные службы.

Помимо праздников, большинство греков придает немалое значение таким церковным таинствам, как Крещение и Венчание. Греческие церковные традиции несколько отличаются от российских. В частности, Церковь в Греции (кроме монастырей Афона) пользуется новоюлианским календарем, согласно которому все праздники (за исключением Пасхи и связанных с ней праздников) отмечаются по новому стилю – так, Рождество греки празднуют 25 декабря.

  1. Святая гора Афон административно - особая территория Греческой Республики, самоуправляемое сообщество 20-ти православных монастырей, находящихся в непосредственной церковной юрисдикции Константинопольского Патриархата (с 1313 года). Полуостров поднимается на 2033 м над уровнем моря на Халкидикском полуострове, лежащем в лазурных водах Эгейского моря между Фермейским и Стримонским заливами. Его протяженность около 60 километров и шириной, разнящейся от 7 до 20 километров, с доминантой в виде двухкилометровой горы. Появление здесь первых отшельников-монахов относят часто к VII веку, а уже в IX веке император Василий Македонянин официально подтверждает право на существование здесь монашеских общин. Столица Афона – Карея.

Согласно сказанию, сохранившемуся у Стефана Святогорца и ставшему известным на Руси с 1-й четв. XVI в., вскоре после Вознесения Спасителя Афона удостоила посещением Пресвятая Богородица. Ее корабль, направлявшийся на Кипр, из-за морской бури причалил к афонскому берегу в так называемой Климентовой пристани. При появлении Богоматери языческие идолы громко призвали жителей встречать «Марию, великого Бога Иисуса Матерь». Возвестив афонцам о Христе, Богородица «возрадовасе духом, рече: Се в жребий мне бысть Сына и Бога моего» и, благословив народ, произнесла: «Божия благодать на место сие и на пребывающих в нем с верою и со страхом и с заповедями Сына моего; с малым попечением изобильно будет им вся на земли, и жизнь небесную получат, и не оскудеет милость Сына моего от места сего до скончания века, и аз буду тепла заступница к Сыну моему о месте сем и о пребывающих в нем».

Святая Гора Афон, «Сад Богородицы», как ее впервые назвал известнейший монах Ксиропотамского монастыря Кесарь Дапонте, по давней традиции является землей Пресвятой Богородицы. Ее присутствие руководит афонской жизнью. Согласно энкомию мудрейшего афонского монаха и великого отца Церкви Григория Паламы, посвященному первому преподобному афонскому святому, Петру Афонскому, Пресвятая Богородица для святогорских монахов – защитница, заступница, целительница, покровительница, ходатайствующая за них перед Своим Сыном.

Периодом расцвета Афона является XV век, когда здесь было сооружено сорок обителей, в которых состояли на службе порядка
40 тысяч монахов. На сегодняшний день число действующих монастырей не превышает 20 и по уставу увеличения не предвидится. Но при необходимости уставом разрешается организация новых скитов, а также келий, которые, в свою очередь, будут зависеть от уставов монастырей. Монастыри на Афоне имеют систему иерархии, определяющуюся не богатством или размером монастыря, а степенью его влиятельностью, а также временем основания.

Так, первым в иерархии является Монастырь Великой Лавры (или Лавра Св. Афанасия), основанный в 963 году. Этот монастырь был основан первым одним из почитаемых афонских монахов - Святым Афанасием, привнесшим в пещерное, а также отшельническое монашество определенную систему общежития. Ценнейшими реликвиями монастыря являются рукописное Евангелие, выполненное в золотом окладе, древняя рукопись с именами самых первых монахов, которая составлена святым Афанасием, его личный крест, а также мощи святых.

Монастырь Ватопед находится недалеко от моря. Среди его сокровищ можно отметить пояс с чудотворными иконами Богородицы, среди которых Елеоточивая, Ктиторская, Закланная. В монастырской библиотеке содержится порядка 2000 рукописей и больше 35000 печатных документов.

Среди древнейших монастырей Афона следует отметить и монастырь Зограф , который, согласно преданию, был основан тремя болгарскими братьями, выходцами царского рода. Во дворе этого монастыря в 1873 году установили памятник на том именно месте, где приняли мучительную смерть двадцать шесть монахов, которых заживо сожгли латиняне в 1276 году.

А вот чудом афонской архитектуры без сомнения можно назвать Семиэтажный величественный монастырь Симонопетр , построенный на самой вершине отвесной скалы.

Русский монастырь Пантелеимона получил еще одно название – «Руссик». Он существует здесь с начала XI века, когда на Афон пришли самые первые русские монахи. В XIX-XX веках монастырь насчитывал больше 1000 монахов. На территории обители бережно хранятся мощи
великомученика Пантелеймона, тогда как в богатой библиотеке монастыря насчитывается порядка 2000 рукописей и больше 20 000 печатных греческих, а также славянских и русскоязычных книг.

Центр управления этой монашеской республикой расположен в маленьком городке Карея , где заседают члены Священного Кинота
(в совете участвуют представители всех 20 существующих монастырей). Кроме них в Карее на постоянной основе проживает некоторое число монахов, а также совсем немногочисленное мирское население, занимающееся в основном торговлей или ремеслом.

Афон располагает крупнейшими собраниями древних рукописей и памятников церковного искусства, является духовным центром монашества и православного благочестия.

На Афон допускаются только мужчины любого вероисповедания, которым для посещения необходимо получить специальное разрешение – диамонитирион. Никогда женская нога не ступала на этот полуостров, - так повелела Божия Матерь, охраняя мир и покой монашествующих. Статья 186-я Устава Святой горы Афон («Трагос») гласит:
«В соответствии с древним обычаем, запрещается для любого женского существа ступать на полуостров Святой горы». За проникновение на территорию Афона для женщин предусмотрена уголовная ответственность – до 12 месяцев лишения свободы.

В древности порядок монашеской жизни на Афоне определяли как неписаные обычаи, так и письменные монастырские и общеафонские уставы (типиконы). В 1911 г. при содействии Константинопольской Патриархии афонские старцы определили «Главные канонизмы Святой. Горы», которые не были утверждены турецким правительством по причине начавшейся войны.

В 1912 г. Афон стал частью Греческого государства и в 1924 г. получил в этом качестве окончательное международное признание. 10 мая 1924 г. пятичленная комиссия чрезвычайного Двойного собрания Святой Горы выработала «Уставную хартию Святой Горы Афонской» известна также как «Новый канонизм» (Устав состоит из 188). В настоящее время этот документ является основным законодательным актом, действующим на Афоне.

Согласно Уставу, Святая Гора состоит из 20 монастырей, располагающихся по издревле установившемуся обычаю в следующем иерархическом порядке:

1) Великая Лавра (Μεγίστη Λαύρα) во имя прп. Афанасия Афонского. 2) Ватопед (Βατοπεδίου) в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

3) Иверский монастырь (Ивирский, Ивирон, ̓Ιβήρων) в честь Успения Богородицы.

4) Хиландар (Хиландарь, Хилендар, Χελανδαρίου) в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

5) Дионисия прп. монастырь (Дионисиат, Διονυσίου) в честь Рождества св. Иоанна Предтечи.

6) Кутлумуш (Κουτλουμουσίου) в честь Преображения Господня. 7) Пантократор (Пандократор, Παντοκράτορος) в честь Преображения Господня.

8) Ксиропотам (Ξηροποτάμου) во имя Сорока мучеников Севастийских.

9) Зограф (Ζωγράφου) во имя вмч. Георгия Победоносца, 10) Дохиар (Δοχειαρίου) во имя св. Архангелов.

11) Каракал (Καρακάλλου) во имя апостолов Петра и Павла. 12) Филофея монастырь (Филофей, Θιλοθέου) в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

13) Симонопетра (Симопетра, Σίμωνος Πέτρας) в честь Рождества Христова.

14) Павла св. монастырь (῾Αγίου Παύλου) в честь Сретения Господня. 15) Ставроникита (Σταυρονικήτα) во имя св. Николая Чудотворца. 16) Ксенофонта прп. мон-рь (Ксенофонт, Ξενοφῶντος) во имя вмч. Георгия Победоносца.

17) Григория прп. монастырь (Григориат, Γρηγορίου) во имя св. Николая Чудотворца.

18) Эсфигмен (Есфигменский, ̓Εσφιγμένου) в честь Вознесения Христова.

19) Русский вмч. Пантелеимона монастырь (Русик, Свято-Пантелеимонов, Ρωσικόν).

20) Кастамонит (Констамонит, Κωνσταμονίτου) во имя св. первомч. Стефана. Только эти 20 монастырей имеют права собственности на Афоне.

Многие века Афонская Гора оставалась оплотом, на котором твердо и незыблемо утверждалась чистота веры, за что, впрочем, и она прошла тяжелый искус и поплатилась страдальческой кровью истинных своих подвижников.

Святая Гора Афон - это как бы истинный «земной рай» для монахов, в котором плоды деятельной ангельской жизни и проявления сил и даров благодати Святого Духа бесчисленным подвижникам обратили на себя особенное внимание православного мира.

  1. Русская Святая Гора. История русского монашества на Афоне

«Святая Гора во многом обеспечивала духовную безопасность России, – сказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. – Празднуя 1000-летие русского присутствия на Афоне, мы хотели бы осмыслить всю эту историю и показать значение Святой Горы для нашей страны и духовной жизни россиян».

Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Святой горе Афон – «православное» звено в многогранных связях России и Греции, уходящих в глубь веков. Он является не только колыбелью русского монашества на Афоне и крупнейшим по размерам и обилию церквей монастырем на Святой Горе, но и живым памятником византийской и поствизантийской культуры, хранителем бесценных церковных и культурных реликвий.

На своем нынешнем месте у моря – между афонской пристанью Дафни и монастырем Ксенофонт - русская обитель появилась после 1765 года. До того она находилась в другом месте, дальше от побережья. Там теперь расположен, так называемый, «старый», «нагорный Русик», или «монастырь Салоникийцев», основанный в начале XI века. Именно тогда на Святую Гору пришли первые русские монахи, которые первоначально обосновались в монастыре Ксилургу, называемом сейчас обителью Богородицы. Довольно быстро монастырь заполнился выходцами из Руси, так что вскоре здесь стало тесно. Поэтому Священный Кинот передал русским монахам опустевший к тому времени монастырь Салоникийцев. Обитель же Ксилургу была преобразована в скит и остается им по настоящее время.

В средние века число насельников то увеличивалось, то уменьшалось. В 1725 году обитель населяли только два русских и два болгарских монаха. Чуть позже монахи окончательно покинули обитель и перебрались к морю на место, где была построена небольшая церковь Воскресения Христа. Здесь в 1765 году основали новый монастырь под названием «Русский». С 1839 года в монастырь стал быстро расти за счет русских монахов. До 1875 года монастырь насчитывал тысячу монахов, на грани веков – до 2 тыс. По некоторым данным, в 1910 году на Афоне было около 5 тыс. русских монахов – значительно больше, чем священнослужителей всех других национальностей вместе взятых. В бюджете русского правительства была статья, по которой ежегодно Греции выделялось 100 тыс рублей золотом на содержание афонских монастырей. Эту субсидию в 1917 году отменило правительство Керенского.

В настоящее время в постепенно возрождаемом Свято-Пантелеимоновом монастыре обитает 70 монахов, приехавших сюда из городов России, Украины, Белоруссии. И есть надежда на то, что угасание русской обители будет остановлено. В целом архитектурный облик монастыря не носит традиционного крепостного характера, свойственного афонским строениям. Многоэтажные корпуса, рассчитанные на многочисленную братию, окружают более старый, компактно расположенный в виде прямоугольной застройки центр с главным Соборным храмом, построенным в XIX веке и посвященным святому великомученику и целителю Пантелеимону. В этом храме хранится глава целителя и частицы мощей святых Иоанна Предтечи, Стефана Нового, Параскевы, Марины, Иосифа Обручника, апостола Фомы, Иоанна Златоуста и многих других.

Во втором соборном храме Покрова Пресвятой Богородицы также хранятся многочисленные мощи святых: Иоанна Предтечи, апостолов Петра, Андрея, Луки, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы, первомученика Стефана, Исаакия Далмацкого, Дионисия Ареопагита, бессребренников Космы и Дамиана, Кирилла Иерусалимского, Трифона и многих других. Здесь же находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Иерусалимскою», икона святого Иоанна Предтечи, древняя икона святого великомученика и целителя Пантелеимона и икона священномученика Харалампия. Третий храм построен в честь святителя Митрофана Воронежского чудотворца. В обители находится также малый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и придельный к Покровскому храм во имя святых великих князей – равноапостольного Владимира и благоверного Александра Невского. Кроме этих храмов есть еще несколько часовен. Вблизи монастыря находится усыпальница с церковью святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Очень богата монастырская библиотека, расположенная в отдельном двухэтажном здании посреди двора. В ней хранятся 1064 рукописи и более 20 тыс. греческих и славянских печатных изданий и книг. Из множества иллюстрированных рукописей богатством своих иллюстраций выделяются две – Евангелие и 16 Речей Григория Богослова.

Первые русские

Впервые присутствие русских монахов на Афоне было документально зафиксировано в 1016 году. В одном из святогорских актов среди 22 подписей настоятелей монастырей стоит подпись некого Герасима, монаха, пресвитера и игумена русской обители. Речь шла о монастыре Ксилургу (Древодела), которой ныне существует как скит Богородицы.

Об истории этой обители известно немного. Вероятно, она была устроена при князе Владимире. Среди доводов в пользу этого факта упоминают, например, то, что первый десятинный храм в Киеве и храм в монастыре Ксилургу были посвящены Успению Божией Матери – совпадение, которое многим исследователям кажется не случайным. А кроме того, вспоминают и святого Антония Печерского, основателя Лавры в Киеве, уроженца Чернигова: приблизительно в это время он оказался на Афоне (а возможно, и принял постриг от Герасима, игумена Ксилургу) перед тем, как вернуться на Русь для создания монашеской общины по образцу святогорской.

Уже в описи 1142 года монастыря Ксилургу перечисляется 49 русских книг на 25 человек братии. О греческих же книгах не сказано ничего, пишет игумен Дионисий (Шленов), кандидат богословия и преподаватель Московской духовной академии. Более поздние афонские документы XII века уже однозначно именуют Ксилургу «русской обителью». В том же столетии игумен монастыря попросил у Собора Святой Горы выделить ему один из заброшенных монастырей на горе: по его словам, братия Ксилургу сильно разрослась и места всем недостаточно. Собор удовлетворил просьбу: русским афонитам предоставили пустующую обитель Фессалоникийца, ныне известную как Старый Руссик. При этом Ксилургу остался, причислен к ней как скит.

Цари и монахи

Покровительство российского государства своему «представительству» на Афоне началось в конце XV века. Тогда в Москву с просьбой о материальной поддержке прибыл игумен Руссика Паисий – это послужило началом постоянных и все более тесных контактов Москвы и святогорской обители.

До этого времени Руссик пережил ряд тяжелых времен. В XIII веке ему пришлось временно подчиниться римскому папе, когда латиняне захватили Константинополь в 1204 году (это подчинение продлилось 20 лет), а в XIV веке обитель сожгли каталонские пираты. Тогда же монастырь взяли под свое покровительство правители Сербии. В 1347 году Стефан Урош IV Душан, сербский король, передал братии Руссика главу великомученика Пантелеимона. В эти годы Афон стал частью сербских владений.

После захвата Константинополя турками в 1453 году поддержка, оказываемая Москвой Святой Горе, оказалась как нельзя кстати. Остались свидетельства о помощи Руссику русских князей и впоследствии царской династии: в частности, есть сведения, что обители неоднократно помогал Иван Грозный. При этом посланцев монастыря нередко грабили на обратном пути в соседствующих с Москвой землях.

В 1730 году монастырь опустошили турки. А спустя 40 с небольшим лет обитель пережила большой пожар. Из-за разрушений, вызванных огнем, насельники были вынуждены переселиться в принадлежащую монастырю прибрежную келью. Из нее и вырос тот Свято-Пантелеимонов монастырь (или Новый Руссик ), который мы знаем сейчас.

Настоящее

28.05.2016

В 2016 году исполняется 1000 лет присутствия русского монашества на Афоне. Такая внушительная дата празднуется и в России, и в Греции. Почему именно 1000? Именно 1016 годом датируется некий документ с подписями игуменов всех монастырей Афона, среди которых есть и такая: «Герасим - монах, милостью Божией, пресвитер и игумен монастыря Росов. Собственноручная подпись».

Удел Пресвятой Богородицы

Афон — гора высотой чуть более двух тысяч метров, которая дала также название целому полуострову греческой Македонии, один из «пальцев» полуострова Халкидики в Восточной Греции. С древности Афон соперничал с Олимпом не только высотой, но и «гостеприимством к богам».

В античные времена на афонской вершине находился храм Аполлона, сюда приходили многочисленные паломники, чтобы узнать свою судьбу у пифий. Теперь Афон является одним из четырех «уделов Богородицы» – земель, которые находятся под особенным покровительством Божией Матери. Другие три – Иверия (Грузия), Киево-Печерская лавра и Серафимо-Дивеевский монастырь в России. По преданию, в 49 году Богоматерь плыла на Кипр навестить святого Лазаря, и внезапная буря прибила корабль к берегам Афона. Богородица увидела в этом знак и, сойдя на берег, нарекла это место своим уделом.

Монахи заселили полуостров в период раннего христианства, и в 676 году император Константин Погонат передал Афон в вечную собственность монахам-насельникам. В 883 году Василий Македонянин письменно подтвердил, что Афон является местом исключительного проживания монахов. Ещё через 80 лет на Святой горе появился первый из двадцати афонских монастырей – Лавра, основанная Афанасием Афонским. Самый поздний монастырь Ставроникита был основан в середине XVI века. Все афонские монастыри – православные, но всегда представляли самые разные «пределы» православного мира. Русский Свято-Пантелеймонов монастырь, до сих пор главная точка притяжения паломников из России, был основан в 1169 году, хотя русская монашеская община существовала на Афоне как минимум с XI века.

Св. преподобный Антоний Печерский

С этого времени до начала XX века влияние Афона на духовную жизнь России было очень велико. Можно сказать, что сам характер русского православия сложился под непосредственным влиянием афонской мистико-аскетической традиции. Ведь именно на Афоне принял постриг родоначальник русского монашества – преподобный Антоний Печерский. Особенно заметно влияние Афона в момент Крещения Руси, а также в нелегкий период феодальной раздробленности и пребывания под игом орды. В конце XIV века, в эпоху послеордынского нашествия, большой вклад в развитие русской культуры и духовности внес афонит Киприан, митрополит Киевский и всея Руси. Под его владычеством с Афона было привезено и переведено множество священных книг и в целом начался период «исихастского возрождения».

На протяжении всего тысячелетия монахи стремились совершить паломничество на Святую Гору. В том числе и русские. Так, преподобный Нил Сорский в последней четверти XV века провёл на Афоне около 20 лет. Он изучил скитское устройство и, вернувшись на Русь, стремился реализовать афонский монашеский идеал на родной земле. На Вологодчине, на реке Соре, он основал скит по примеру афонского, став одним из идеологов движения нестяжателей.

Новый расцвет и новый упадок

При Османах монахам пришлось несладко: в 1566 году султан Селим II своим указом отобрал у афонских монастырей все имения. В 1821 году из-за турецкой оккупации монахи и вовсе вынуждены были покинуть гору. Именно Россия способствовала тому, чтобы монахам были возвращены монастырские имения: это закреплено в Адрианопольском мирном договоре 1829 года между Россией и Турцией.

Настоящий расцвет русского монашества на Афоне произошёл в XIX веке, когда Свято-Пантелеймонов монастырь возродился как центр русского монашества. Он пользовался покровительством российского императора и значительно разросся. К концу XIX века русских монахов на Святой горе стало столько же, сколько и греческих, а в начале ХХ века – даже больше. Вот статистика 1913 года: русские – 5000, греки – 3900, болгары – 340, румыны – 288, сербы – 120, грузины – 53. Но с революцией этот период благолепия надолго закончился. После революции, вследствие разрыва связей с Россией и систематического вытеснения русских со Святой Горы, численность братии стала быстро сокращаться. В конце 1960-х годов в монастыре оставалось всего 7 монахов, все преклонного возраста. Большую роль в возрождении монастыря в советские годы сыграл митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим (Ротов).

Тысячелетняя традиция

Даже если рассматривать Афон только как культурный феномен, то нет на земле такого места, где в настолько первозданном виде представлена византийская культура. Но не это приводит на Афон ежегодно тысячи паломников. Здесь, где светские жители появляются и уходят, а постоянно живут лишь монахи, слово к Богу, молитва творится практически ежеминутно. Здесь тысячелетняя традиция существует непрерывно. Поэтому Афон и называют оплотом православия во всем мире.

Великая Лавра – первенствующий монастырь на Афоне

Православное паломничество на Афоне имеет не только тысячелетнюю историю, но и определенные традиции и правила. На Афон не допускаются женщины. На протяжении веков паломники идут по строго определенному маршруту, останавливаются на специальных подворьях. В каком-то смысле и Афонское подворье в Москве является одним из таких специальных мест: здесь традиционно собирались странники, отправляющиеся на Святую землю.

Как ни странно, сейчас на Афон легче попасть мирянину, чем священнику. Обычному человеку достаточно иметь шенгенскую визу и специальное разрешения на въезд – диамонитирион . Максимальный срок пребывания на Афоне по этому разрешению – 4 дня.

В целом можно сказать, что Афон – герметичный мир, куда светское не проникает. Видно это и по тому, как отмечается 1000-летний юбилей. Основные площадки праздника – духовные семинарии. В 37 духовных семинариях по всей России, от Якутии и Хабаровска до Санкт-Петербурга и Смоленска, весь юбилейный год проходят духовно-образовательные чтения, богословские конференции, выставки, фестивали и круглые столы. Например, в Тюмени Афону будет посвящён один из выпусков телепрограммы «Нравственный выбор». В Туле пройдёт выставка книг, изданных до 1917 года Русским Пантелеймоновым монастырём на Афоне. В Хабаровске состоится цикл программ «Духовное пение на Афоне в свете традиций древнерусского певческого искусства». В Вологде планируется научно-практическая конференция «Русский Афон как фактор духовного просвещения России», а также цикл духовно-просветительских телепередач в рамках регулярной программы «Истоки» на Вологодском телевидении. В Казани ожидается цикл лекций доктора богословия (PhD) Алексея Лебедева (Фессалоникийский университет им. Аристотеля) «От прп. Антония Киево-Печерского к прп. Силуану Афонскому. Русские святые, подвизавшиеся на Святой горе Афон». Паломнические поездки студентов и преподавателей на Святую Гору Афон организуют Казанская, Курская, Николо-Угрешская, Рязанская, Якутская и другие духовные семинарии России.

Понятно, почему именно духовные семинарии являются сердцем празднования юбилея: здесь обучаются те, от кого во многом зависит будущее православия. Но и для широкой аудитории планируются несколько масштабных праздничных событий. В мае в Москве состоится IV международная конференция «Афон и славянский мир», а также пройдут международная конференция «1000-летняя традиция русского православного паломничества на Афон» и фотовыставка «Афон – духовный светоч Православия». В Санкт-Петербурге пройдёт международная конференция «Духовные ценности Афона в Петербурге». Министерство культуры примет участие в организации выставки в храме Христа Спасителя в честь 1000-летия наследия древнерусского монашества на Афоне. Состоится и международный семинар «Русский Афон и искусство метрополии». Всего же за год в России пройдёт около 150 мероприятий, посвящённых юбилею. В Москве основное празднование, организуемое совместно Русской православной церковью и министерством культуры РФ, планируется в сентябре 2016.

Свято-Пантелеймонов монастырь на Афоне (Россикон)

В Греции, с которой Россия в 2016 г. связана перекрёстным Годом культуры, тоже пройдут чтения и конференции – в Афинах, Салониках, Ормилии. В сентябре в Афинах состоится научная конференция молодых учёных «Россия и Греция: 1000-летний путь православного единства». Празднества будут длиться весь год, но ключевые события произойдут в мае на самом Афоне.

Официальное празднование юбилея предполагается начать с богослужебных торжеств на Святой Горе Афон 18–20 мая. Выбор даты обусловлен тем, что именно 20 мая по новому стилю в XV–XVII веках праздновалась память отца русского монашества преподобного Антония Печерского. В этот же день совершается память еще трёх русских подвижников – афонских святых преподобных Нила Сорского, Нила Мироточивого и мученика Пахомия Русина. В праздновании 1000-летия на Афоне, как планируется, примет участие патриарх Московский и всея Руси Кирилл. По словам Святейшего Патриарха, «празднование должно пройти таким образом, чтобы не только Россия и Греция, но и весь мир почувствовал бы значение духовной традиции Православия».

Не будет преувеличением сказать, что 1000-летие русского монашества на Афоне является событием мирового значения. Миссионерский потенциал Афона очень высок: каждый год сюда приезжают сотни тысяч паломников. Афон – место, почитаемое в православном мире святым, место с длинной и непростой историей. Он знал периоды упадка и расцвета, часто держался на волоске от того, чтобы «оторваться от неба» и стать частью большого светского мира. И всё же до сих пор Афон остается удивительным феноменом – православной монашеской республикой, единственной в своем роде.

В 2016 году отмечается 1000-летие присутствия русского монашества на Святой горе Афон. Для организации торжеств, посвященных памятной дате, была создана Рабочая группа при Президенте России, которую возглавил полномочный представитель Президента РФ в ЦФО А.Д. Беглов, и Организационный комитет Русской Православной Церкви, который возглавил председатель Отдела внешних связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Оператором торжеств выступил Фонд святителя Василия Великого.

По случаю юбилея по всей стране состоялось множество мероприятий, инициированных Русской Православной Церковью. Фондом святителя Василия Великого было организовано принесение с Афона в пределы РПЦ честных мощей преподобного Силуана Афонского и иконы Господа Иисуса Христа.

Основные юбилейные торжества состоялись с 21 по 24 сентября в Храме Христа Спасителя. Они включали Собрание игуменов и игумений монастырей РПЦ под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, международную научную конференцию «Русь - Святая гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства», выставку архивных материалов «Русь и Афон», а также праздничный концерт «Пристань спасения».

Также напомним, что в рамках афонских торжеств в мае 2016 года Святую Гору посетили Президент России Владимир Путин и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Конференция «Русь - Святая гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства»

Международная научная конференция «Русь - Святая гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства» состоялась 21-22 сентября в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя. В ней участвовали более 400 наместников и настоятелей монастырей Русской Православной Церкви, православных деятелей, историков и филологов. Со своими докладами перед участниками конференции выступили Михаил Бибиков, доктор исторических наук, заведующий кафедрой византийской и новогреческой филологии филологического факультета МГУ, Павел Кузенков, кандидат исторических наук, доцент, преподаватель Сретенской духовной семинарии, Михаил Шкаровский, доктор исторических наук, главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, архимандрит Августин, Ларше Жан-Клод, православный богослов, доктор философии, доктор богословия, игумен Евфимий и др.

Собрание игуменов и игумений РПЦ

Собрание игуменов и игумений РПЦ прошло 21-22 сентября в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя при участии более 600 человек - игумений и игуменов монастырей РПЦ, в том числе из Украины, Белоруссии, Молдавии, Среднеазиатского митрополичьего округа, а также Русской Православной Церкви за границей. «Еще не так давно во всем Советском Союзе действовало лишь 16 монастырей. Сейчас число обителей в Русской Православной Церкви достигло 888. Через уединение и молитву иночествующих, через их реальный духовный подвиг для современных людей, часто никак не связывавших себя с Церковью, вдруг открывается красота духовной жизни христианина. Вот что сегодня должны делать монахи - ненавязчиво, даже не в красоте слова, а образом жизни своей, молитвой своей, любовью к людям, жертвенным служением - актуализировать образ Христа. Христос должен сойти со страниц Евангелия и войти в жизнь современного человека. Наблюдая ваш жизненный опыт, вашу молитву, ваше смирение, ваши труды, те, кто посещает монастыри, чувствуют глубочайшую перемену в своей жизни, - эту же роль, несомненно, играет и Святая Гора Афон для Руси, как, я надеюсь, и для очень многих других стран», - заявил на открытии собрания Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В Собрании игуменов и игумений РПЦ также приняли участие митрополит Лимассольский Афанасий (Кипрская Православная Церковь); митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; архимандрит Мефодий (Маркович), игумен афонского монастыря Хиландар; иеромонах Кирион (Ольховик), антипросоп Русского Пантелеимонова монастыря в Священном Киноте Святой Горы Афон. Прозвучали доклады, посвященные «Истории святогорских монашеских традиций в Ксилургу, Старом Русике и Свято-Пантелеимоновом монастыре», «Актуальности святогорских традиций в современной монашеской жизни», «Передаче святогорских традиций через монастыри Крыма в XIV веке на Святую Русь», «Созиданию единства братства» и др.

Выставка «Русь и Афон»

С 21 по 24 сентября в Музее Храма Христа Спасителя была организована выставка архивных материалов «Русь и Афон». В ней были представлены уникальные подлинные документальные материалы, старинные рукописи, грамоты, иконы, графики, фотографии и предметы декоративно-прикладного искусства из собраний российских архивов, музеев и частных коллекций, свидетельствующие о многовековой истории отношений России и Афона. Также впервые были выставлены засекреченные ранее архивные документы об отношениях с Афоном в эпоху СССР. «Благодаря этой выставке Храм Христа Спасителя стал уникальным не только духовным, но и культурно-выставочным местом. Уверен, люди, посетившие ее, смогли обрести совершенно новый взгляд на день сегодняшний», - отметил министр культуры России Владимир Мединский, принявший участие в открытии выставки.

Принесение мощей преподобного Силуана Афонского

В рамках празднования 1000-летия присутствия русского монашества на Святой Горе Афон честная глава русского подвижникам преподобного Силуана Афонского была принесена в пределы Русской Православной Церкви. Принесение святыни благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Организатором принесения выступает Фонд святителя Василия Великого.

20 августа из Свято-Пантелеимонова монастыря (Афон), в котором хранятся мощи и из которого они до настоящего момента никогда не вывозились, святыня в сопровождении монахов была доставлена в Свято-Духов кафедральный собор в Минске, где она пробыла до 31 августа. Затем начался российский этап принесения, который включает Брянск (31 августа-3 сентября), Орел (3-6 сентября), Елец (6-9 сентября), с. Шовское (8-9 сентября), Тамбов (9-12 сентября), Екатеринбург (12-15 сентября), Санкт-Петербург (15-19 сентября), Москву (19-24 сентября).

В общей сложности святыне смогли поклониться 315 тысяч верующих. Число поклонившихся рассчитывалось по количеству розданных в храмах иконок:

  • Минск - 100 тысяч человек;
  • Брянск - 15 тысяч человек;
  • Орел - 20 тысяч человек;
  • Елец - 15 тысяч человек;
  • село Шовское - 6,5 тысяч человек;
  • Тамбов - 20 тысяч человек;
  • Екатеринбург - 35 тысяч человек;
  • Санкт-Петербург - 37 тысяч человек;
  • Москва - 65 тысяч человек.

Вместе с мощами с Афона впервые была принесена еще одна великая православная реликвия - чудотворная икона Господа Иисуса Христа, перед которой преподобный Силуан был удостоен явления Спасителя.

В состав делегации, которая сопровождала святыню, входили насельник Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря иеромонах Кирион (Ольховик), настоятель подворья Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря в Киеве иеромонах Алексий (Корсак), насельники Данилова ставропигиального мужского монастыря в Москве иеромонах Василий (Ильин) и иеромонах Киприан (Сафронов), а также представители Фонда святителя Василия Великого.

«Святой Силуан - единственный русский святой, прославленный на Афоне. Выбора здесь быть не могло. И он сейчас здесь с нами, это не мистика. Его можно почувствовать», - прокомментировал принесение Сергей Рудов, заместитель генерального директора Фонда святителя Василия Великого

Справка

Преподобный Силуан Афонский (1866-1938) - подвижник Свято-Пантелеимонова монастыря (Афон). Родился в 1866 году в селе Шовском Лебединского уезда Тамбовской губернии. В 19 лет решил поступить в Киево-Печерскую Лавру, но отец настоял, чтобы он сначала поступил на военную службу, которую он проходил в Санкт-Петербурге в саперном батальоне. Осенью 1892 года он приехал в паломничество на Святую Гору Афон, где и остался, поступив в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь. В 1896 году был пострижен в мантию. В 1911 году по пострижении в схиму с именем Силуан нес послушание монастырского эконома. За свои молитвенные подвиги был удостоен явления Господа. Скончался 11 (24) сентября 1938 года. После смерти оставил свои записки, опубликованные в 1952 году его духовным сыном архимандритом Софронием (Сахаровым). Многие монашествующие называют их «Новым Добротолюбием». 26 ноября 1987 года решением Священного Синода Константинопольским Патриархатом была совершена канонизация Силуана Афонского. День памяти преподобного Силуана 11 сентября является одним из самых чтимых праздником русского святогорского монастыря на Афоне, который собирает сотни паломников.

21 сентября 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил церемонию открытия историко-документальной выставки «Русь и Афон. К 1000-летию присутствия русских монахов на Святой Горе», организованной в музейной галерее комплекса Храма Христа Спасителя в Москве.

На мероприятии присутствовали полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе, председатель Рабочей группы при Президенте РФ по подготовке к празднованию 1000-летия присутствия русских на Святой Горе Афон А.Д. Беглов, министр культуры РФ В.Р. Мединский, Чрезвычайный и Полномочный посол Греческой Республики в РФ Андреас Фригинас, научный руководитель Государственного архива РФ С.В. Мироненко.

Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам церемонии с приветственным словом.

Также выступили министр культуры РФ В.Р. Мединский и научный руководитель Института всеобщей истории РАН, академик РАН А.О. Чубарьян.

В завершение церемонии Святейший Владыка, в частности, сказал:

«Афон — это центр, в каком-то смысле, и русской духовной культуры, но, в первую очередь, Афон — это место, где сохраняется древняя Византия, та самая, от которой Русь получила христианство, где сохраняются монашеский дух Византии, ее культура, ее язык. Приезжая на Афон, вы словно преодолеваете пространство и время, возвращаясь в ту эпоху, когда Византия была самым развитым государством на планете и очаровала русских людей своей духовной и культурной красотой.

Мы все хорошо знаем, что произошло с Византией, и все могло бы исчезнуть без следа. Но неслучайно этот осколочек Византии сохранился на Афоне именно потому, что Божия Матерь покрывает Афон Своим Покровом. Пока Божия Матерь будет покрывать Своим Покровом Россию, Грецию, мы будем живы. И дай Бог, чтобы замечательные истоки духовной общности России и Греции не уходили из поля зрения, в том числе, политиков, а если будут уходить, мы им будем напоминать.

Еще раз сердечно поздравляю вас с 1000-летием русского присутствия на Святой Горе Афон».

Организаторами выставки «Русь и Афон» являются Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное архивное агентство, Государственный архив Российской Федерации, Российский государственный архив древних актов, Государственный исторический музей.

Выставка «Русь и Афон. К 1000-летию присутствия русских монахов на Святой Горе» охватывает многовековую историю отношений России и Афона и впервые представляет столь значительный комплекс подлинных документальных свидетельств, старинных рукописей, уникальных грамот и документов, икон, графики, фотографий и предметов декоративно-прикладного искусства из собраний российских архивов, музеев и частных коллекций.

На выставке представлены ценные рукописные книги XV-XVII вв. ― «Хождение инока Зосимы» в Афон, «Сказание» преподобного Максима Грека о Святой Горе.

Многообразие отношений России с афонскими монастырями показывают представленные на выставке грамоты, посольские книги и документы XVI-XVIII вв. Особое место в экспозиции посвящено Пантелеимонову монастырю ― здесь представлены грамоты к русским царям, свидетельства о приеме монахов и посещении духовной святыни членами императорской фамилии, предметы монашеского быта, планы и виды монастырей, документы о часовне монастыря в Москве.

Отдельный раздел выставки посвящен эволюции взаимоотношений СССР с Афоном. Многие архивные документы этого периода долгое время являлись засекреченными и будут впервые представлены широкой публике. На рубеже XX-XXI вв. связи России со Святой Горой стали расширяться, русские паломники снова устремились на Афон, стало возможным принесение в пределы Русской Церкви великих святынь различных афонских обителей.

Особого внимания заслуживает мультимедийная часть экспозиции, в которой представлены ценнейшие памятники греческой письменности XI-XIII вв., украшенные уникальными живописными миниатюрами. Интерактивная карта монастырей Святой Горы позволит посетителям совершить виртуальное путешествие сквозь века по святым обителям полуострова.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Материалы по теме

В Храме Христа Спасителя открылась выставка «Святая Гора и сокровенная Россия»

Митрополит Волоколамский Иларион: Афон перед выбором [Статья]

Афон отказался участвовать в «интронизации» главы «Православной церкви Украины»

Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний: Делать все, чтобы наша жизнь стала проповедью истины Христовой [Интервью]

Издательский Совет начинает прием заявок на участие в XIV открытом конкурсе изданий «Просвещение через книгу»

В Москве наградят победителей ХI Общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры»

Глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан встретился с организаторами просветительского форума «Радость Слова»

В Брянске торжественно отметили 25-летие возрождения Брянской епархии

В Москве пройдет презентация книги, посвященной взаимоотношениям Константинопольского Патриархата и Русской Православной Церкви в 1910-50-е годы

В Сергиевом Посаде прошла презентация научного исследования, посвященного истории Спасо-Вифанского монастыря

В Сергиевом Посаде представят научное исследование, посвященное истории Спасо-Вифанского монастыря

У Всехсвятского скита на Валааме установлена копия афонского креста

Интервью митрополита Волоколамского Илариона телеканалу «Россия 24» [Интервью]