Образы предметов и явлений которые. Тема познание

Психика – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляция на этой основе своего поведения и деятельности.

По , сознание = психика.
По , сознание – небольшая часть ума, она включает то что мы сознаем каждый момент.
. Сознание – отражение предметной действительности в ее отделенности от наличных отношений к ней субъекта, т.е. отражение, выделяющее ее объективные устойчивые свойства. В сознании образ действительности не сливается с переживанием субъекта: в сознании отражаемое выступает как «предстоящее» субъекту. Предпосылки такого отражения – разделение труда (задача на осознание своего действия в структуре общей деятельности). Происходит разведение мотива целой деятельности и цели (сознательной) отдельного действия. Стоит особая задача на осознание смысла этого действия, которое не имеет биологического смысла (пр/р.: загонщик). Связь мотива и цели открывается в форме деятельности человеческого трудового коллектива. Возникает объективно-практическое отношение к предмету деятельности. Таким образом между предметом деятельности и субъектом стоит осознание самой деятельности по производству этого предмета.

Специфика психологического отражения

Отражение – изменение состояния объекта, которое начинает нести в себе следы другого объекта.

Формы отражения : физическая, биологическая, психическая.

Физическое отражение – прямой контакт. Этот процесс конечен во времени. Эти следы безразличны для обоих объектов (симметричность следов взаимодействия). По А.Н.Леонтьеву происходит разрушение.

Биологическое отражение особый вид взаимодействия – поддержание существования животного организма. Трансформация следов в определенные сигналы. На основе сигнального преобразования возникает ответная реакция. (на внешний мир или на себя). Избирательность отражения. Отсюда отражение не симметрично.

Психическое отражение – в результате возникает образ предмета (познание мира).

Образы – чувственные, рациональные (знания о мире).

Особенности психического отражения : а) чисто субъективное образование; б) психическое является символом реальности; в) психическое отражение является более или менее правильным.

Условия построения образа мира : а) взаимодействие с миром; б) Наличия органа отражения; в) полноценный контакт с обществом (для человека).

Психика согласно материалистическому учению понимается как свойство особым образом организованной материи - мозга .

То, что психика действительно является продуктом деятельности мозга, особым свойством его, доказывается многочисленными экспериментами над животными и клиническими наблюдениями над людьми. Так, при определенных поражениях мозга всегда неизбежно наступают изменения психики, и притом вполне определенные: при поражении затылочно-теменных отделов коры левого полушария мозга нарушается ориентировка человека в пространстве, а при поражении нижних отделов - восприятие речи, музыки. Эти и другие примеры свидетельствуют о том, что психика неотделима от деятельности мозга. Естественнонаучный анализ деятельности мозга дан в трудах Ивана Михайловича Сеченова и Ивана Петровича Павлова. Сеченов писал, что рефлексы головного мозга человека включают три звена. Первое - это возбуждение в органах чувств. Второе - процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозге. Третье - внешние движения и действия человека. Психика - центральное звено рефлекса.

Учение Павлова об условных рефлексах, возникающих в коре головного мозга, раскрыло физиологический механизм психической деятельности. Однако изучением физиологических механизмов работы мозга не исчерпывается изучение психики. Всегда следует помнить, что психика есть отражение мозгом окружающего мира . Поэтому она обладает собственным содержанием, т.е. тем, что отражает человек в окружающем мире.

Особенности психического отражения . Чем же характеризуется психика как отражение?

Психическое сознание человека рассматривается как результат отражательной деятельности мозга человека, как субъективное отражение объективного мира .

Психика - это “субъективное отражение объективного мира”.

1 особенность – активность. Психическое отражение это не мертвое, зеркальное, одноактное отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия. Психическое отражение - это активный многоактный процесс, в ходе которого внешние действия преломляются через внутренние особенности того, кто отражает, и поэтому оно является субъективным отражением объективного мира. Если в неживой природе отражающий воздействие предмет пассивен и лишь подвергается тем или иным изменениям, то живые существа обладают «самостоятельной силой реагирования», т.е. любое воздействие приобретает характер взаимодействия, которое даже на самых низких ступенях психического развития выражается в адаптации (приспособлении) к внешним воздействиям и в той или иной избирательности ответных реакций.



2 особенность – субъективность. Психика - это такое отражение, при котором любое внешнее воздействие всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через то психическое состояние, которое есть в данный момент у конкретного живого существа (человека) . Поэтому одно и тоже внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях. С этим явлением мы постоянно сталкиваемся в жизни, в частности в процессе обучения и воспитания детей. Так, все учащиеся в классе слушают одно и то же объяснение учителя, а учебный материал усваивают по-разному; ко всем школьникам предъявляются одни и те же требования, а ученики неодинаково воспринимают и выполняют их. Преломление внешних воздействий через внутренние особенности человека зависит от многих обстоятельств: возраста, достигнутого уровня знаний, ранее сложившегося отношения к данному виду воздействия, степени активности и самое главное от сформировавшегося мировоззрения. Таким образом, содержанием психики являются образы реальных, независимо от нас и вне нас существующих предметов, явлений, событий (т.е. образы объективного мира). Но эти образы возникают у каждого человека своеобразно, в зависимости от его прошлого опыта, интересов, чувств, мировоззрения и т.д. Именно поэтому отражение субъективно. Все это и дает право сказать, что психика – субъективное отражение объективного мира. Эта особенность психики лежит в обнове такого важного педагогического принципа, как необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе их обучения и воспитания. Без учета этих особенностей нельзя знать того, как каждый ребенок отражает меры педагогического воздействия.

3 особенность. Содержанием психики является образ объективных, независимо от нас и вне нас существующих предметов, явлений, событий (т.е. объективного мира). Возникающие образы являются снимками, слепками существующих явлений, событий. Субъективность психического отражения ни в коей мере не отрицает объективную возможность правильного отражения реального мира.

Следующей важной особенностью психического отражения является и то, что оно носит опережающий характер (“опережающее отражение” Петр Константинович Анохин). Опережающий характер психического отражения является результатом накопления и закрепления опыта. Именно в процессе многократного отражения определенных ситуаций постепенно складывается модель будущей реакции . Как только живое существо попадает в аналогичное положение, первые же воздействия вызывают всю систему ответной реакции.

Кумулятивность еще одна особенность психического отражения (от лат. cumulo - накапливаю). Тип отражения таков, что последнее впечатление накладывается на предыдущее и изменяет отражательную способность психики, т.е. внутренний опыт личности включается в отражение и изменяет отражательные способности.

Перманентность (франц. permanent, от лат. permaneo - остаюсь, продолжаюсь, т.е. непрерывно продолжающийся, постоянный) также является отличительной особенностью психики от других форм отражения. Психика не является одномоментным актом, длится во времени.

Функции психики

(Обратимся к определению, психики, данное в учебнике Маклакова Анатолия Геннадьевича) Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики. Во-первых, психика – это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной живой материи . Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.

Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Что это означает? Буквально это значит следующее: высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, т.е. субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира.

В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.

Таким образом, психика выполняет ряд важных функций.

1. Отражение воздействий окружающей действительности . Психика является свойством мозга, его специфической функцией. Эта функция носит характер отражения. Психическое отражение действительности имеет свои особенности.

Во-первых, это не мертвое, зеркальное отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия.

Во-вторых, при психическом отражении объективной действительности любое внешнее воздействие всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при различных условиях.

В-третьих, психическое отражение – это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, копиями существующих предметов, явлений, событий.

2. Регуляция поведения и деятельности. Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействие внешней среды, адаптируются к ней, а с другой – регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как человек именно с ее помощью осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности. Вырабатывает способы и приемы достижения ее результатов. Поведение при этом выступает внешней формой проявления деятельности.

3. Осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему правильное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение. С другой стороны, с помощью психики человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях.

Часть1 . Задания уровня А.

A1

1)формирует знания и представления о предмете

2)использует логические умозаключения

3)начинается с ощущения

4)дает наглядный образ предмета

A2 . И религиозному, и научному знанию о мире свойственно то,

1)носят объективный характер

2)предполагают доказательства

3)могут передаваться из поколения в поколение

4)необходимы человеку для рациональной деятельности

A3 . Верны ли следующие суждения о развитии науки?

А. Развитие науки невозможно без опоры на достижения

Предшественников.

Б. Научные революции опровергают все ранее существовавшие

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

A4 . Понятие – это форма мысли, которая

1)отражает непосредственное воздействие окружающего мира на

Органы чувств

2)выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов

И явлений

3)формирует наглядный образ предмета

4)фиксирует различные комбинации ощущений человека

A5 . Среди перечисленных наук функции и формы государственной

Власти изучает

1)экономика

2)социология

3)культурология

4)политология

A6 . Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?

А. Практика – это критерий истинности наших знаний о мире.

Б. Практика – это не единственный критерий истины, потому

Что существуют явления, недоступные для практического

Воздействия на них.

1)Верно только А.

2)Верно только Б.

3)Верны оба суждения.

4)Оба суждения неверны.

A7 . Рациональное познание, в отличие от чувственного,

1)расширяет знания об окружающем мире

2)формирует наглядный образ предмета

3)осуществляется в форме ощущений и восприятий

4)использует логические умозаключения

A8 . Вывод:

Возраст нашей планеты – около 5 млрд. лет

, –

Является результатом

1)теоретического анализа

2)социального эксперимента

3)непосредственного наблюдения

4)обобщения повседневного опыта

A9 . Верны ли следующие суждения о социальном знании?

А. Социальное знание связано с интересами субъектов

Социального познания.

Б. Социальное знание характеризуется единообразием взглядов и

Подходов.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

A10 . Какой из названных факторов делает в наши дни особенно

Актуальной проблему социальной ответственности ученых?

1)современная наука стремится к познанию истины

2)последствия научных исследований становятся все более

Неоднозначными

3)активизировалась борьба на рынке высоких технологий

4)все ученые прежде всего стремятся к получению коммерческой

Прибыли от своих исследований

A11 . Верны ли следующие суждения, характеризующие науку?

А. Для науки характерно постижение закономерностей развития

Природы, общества и мышления.

Б. Для науки характерно описание, объяснение и предсказание

Процессов и явлений действительности.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

А12 . Из перечисленных наук познанием общества как целостной

Динамичной системы занимается

1)психология

2)социология

3)политология

4)культурология

А13

А. Истинны только те знания, которые получены

Экспериментальным путем.

Б. Истинны только те знания, которые соответствуют моральным

Представлениям людей.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

А14 . Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются:

1) представлениями

2) ощущениями

3) гипотезами

4) понятиями

А15. Рациональное - это познание:

1) с помощью наблюдения

2) прямого контакта

3) с помощью интуиции

4) с помощью мышления

А16 . Возможность получения истинного знания отрицается:

1) философами

2) социологами

3) агностиками

4) духовенством

А17 . Отражение общих и существенных признаков называется:

1) сознанием

2) суждением

3) понятием

4) ощущением

А18 . Методом эмпирического познания не является:

1) эксперимент

2) наблюдение

3)аналогия

4) описание

А19 . Верны ли суждения:

А. Любая истина объективна и относительна.

Б. Абсолютная истина практически недостижима.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

А20 . Верны ли суждения:

А. Противоположностью истины может быть другая истина.

Б. Противоположностью истины всегда является заблуждение.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу

Данное утвержде­ние является примером:

1) обыденного знания

2) мифологического знания

3) эмпирического знания

4)научного знания

А22 . Верны ли следующие суждения о цели научного познания:

А. Цель научного познания - осознание закономерностей процессов и явлений.

Б. Цель научного познания - получение достоверного знания

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

А23 . Верны ли следующие суждения о речевой деятельности человека:

Речевая деятельность человека прежде всего связана с

А. Чувственным познанием

Б. Абстрактным мышлением

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

А24 . И абсолютная, и относительная истины:

1) носят объективный характер

2) всегда находят подтверждение на практике

3) дают полное, исчерпывающее знание о предмете

4) могут быть опровергнуты со временем

А25 . Среди перечисленных наук изучением социальных статусов и ролей занимается:

2) правоведение

3) социология

4) политология

А26 . Верны ли следующие суждения о ложном знании?

А. Ложными являются знания, не соответствующие предмету изучения.

Б. Ложными являются знания, не проверенные экспериментальным путём.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А27 . Обобщение является составной частью

1) производственной деятельности

2) чувственного познания

3) рационального мышления

4) игровой деятельности

А 28 . Сознание идеально, а это значит:

1) сознание находится в ином измерении, нежели весь остальной мир

2) сознание есть поток душевных переживаний

3) сознание представляет собой внутренний и глубинный слой нашей жизни

4) в сознании нет ни грамма вещества, оно лишено телесности и чувственной

Осязаемости

А29 . Среди перечисленных наук функции и формы государства изучает:

1) социология

2) политология

3) философия

4) история

А30

1) зоология

2) астрономия

3) социология

А31 . Какая из перечисленных наук изучает общество?

1) лингвистика

2) анатомия

3) генетика

4) юриспруденция

А32

А. Социальному познанию присущи черты любой познавательной деятельности.

Б. Социальное познание имеет свои особенности, обусловленные спецификой и

Сложностью изучаемого объекта.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А33 . В отличие от познавательной деятельности школьника, познавательная

Деятельность учёного:

1) основывается на использовании эксперимента

2) основывается на творческом подходе к работе

3) интеллектуально развивает

4) ставит целью открытие нового, достоверного знания

А34 . И религиозное, и научное знание:

1) имеет объективный характер

2) необходимо человеку для рациональной деятельности

3) может передаваться из поколения в поколение

4) предполагает доказательства

А35 . Только в состав научного знания входят:

1) экспериментально обоснованные выводы

2) установленные факты

3) логические умозаключения

4) результаты наблюдений

А36 . Какая из перечисленных наук изучает властные отношения:

1) философия

2) история

3) социология

4) политология

А37 . Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?

А. Опыт повседневной жизни – это один из способов познания мира.

Б. И научным, и обыденным знаниям свойственна теоретическая обоснованность

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А38 . Среди перечисленных наук изучением наций как социально-этнических групп

Занимается

1) этнография

2) социология

3) антропология

4) социальная психология

А39. Отличие социологии от других наук об обществе является

1) изучение людей как представителей человеческого рода

2) рассмотрение неповторимых, индивидуальных черт человека

3) изучение общества как целостного явления

4) изучение общества во всей конкретности и многообразии

А40 . Верны ли суждения о познании?

А. Чувственное и рациональное познание - ступени единого процесса познания.

Б. С помощью органов чувств человек получает информацию об окру­жающем мире.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А41 . Доказательность как признак научного знания конкретно выражается

1) в совпадении выдвигаемых идей с многолетним опытом и интуицией ученых

3) в соответствии теоретических выводов нравственным установкам общества

4) в подтверждении научного знания опытом, экспериментом, закона­ми логики

А42 . Верны ли следующие суждения о практике?

А. Практика - основа познания и критерий истины.

Б. Общественно-историческая практика - единственный критерий истины.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А43 . Какое суждение верно отражает отличие теоретического знания от

Эм­пирического?

А. Эмпирическое знание ограничивается миром явлений. Теоретиче­ское же ищет

За видимыми проявлениями скрытые, внутренние, сущ­ностные связи и

Б. Видим так, как думаем; и потому не эмпирия определяет теорию, а наоборот,

Теория - эмпирию.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных

Данное утверждение является примером

1) художественного образа

2) паранаучного знания

3) суждения на уровне здравого смысла

4) научного знания

А45 . Вывод:

Друзья познаются в беде

Является результатом

1) паранаучного знания

2) обобщения жизненного опыта

3) художественного вымысла

4) экспериментальной проверки

А46 . Познание средствами искусства обязательно предполагает

Использование

1) отвлечённых понятий

2) художественных образов

3) научных приборов

4) абстрактных моделей

А47 . Верны ли следующие суждения об истине?

А. Истина – это объективное отражение в сознании человека

Предметов и явлений.

Б. Истина – это результат познания, существующий только в

Виде понятий, суждений и теорий.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А48. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Путь к абсолютной истине идёт через истины

Относительные.

Б. Относительная истина – это полное, неизменное знание.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А49 . Результатом познания являются:

4) заблуждения

А50 . Верны ли следующие суждения?

Сознание невозможно без человеческого головного мозга,

Оно – его свойство

.

Всё то, что содержится в психике человека, и есть его

Сознание

.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны и А и Б

4) оба суждения неверны

А51 . Верны ли следующие суждения?

Особенности сознания находятся только во внешнем мире,

В деятельности человека

.

Сознание является исключительно функцией мозга и не

Зависит от воздействия окружающей среды

.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны и А и Б

4) оба суждения неверны

А52 . Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали

На органы чувств человека, называются:

1) гипотезами

2) понятиями

3) представлениями

4) мнениями

А53 . Критериями истины являются:

1) опыт, практика

2) мнение руководства

3) соответствие господствующему в обществе учению

4) соответствие законам логики

А54. В каких трёх формах проявляется рациональное познание?

1) ощущение, восприятие, представление

2) понятие, представление, умозаключение

3) понятие, суждение, умозаключение

4) представление, суждение, ощущение

А55 . Верны ли следующие суждения о научном познании?

Теоретические научные знания

А. Фиксируются в виде законов.

Б. Помогают объяснять и предсказывать явления.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны и А и Б

4) оба суждения неверны

А56 . И чувственное, и рациональное познание

2) опираются на представления о предмете

3) начинаются с субъективных ощущений

4) отражают существенные свойства предмета

А57 . Примером какого вода знания является утверждение:

– природная основа способностей

?

1) паранаучного

2) мифологического

3) научного

4) обыденного

А58. Укажите, что не является теоретическим методом познания:

1) гипотеза

2) эксперимент

4) аналогия

А59 . Утопичное познание отличается от знаний, приобретённых в

Повседневной жизни людей тем, что оно:

1) развивается стихийно, в процессе овладения

Опытом людей

2) приобретается без специальной познавательной деятельности

4) определяется общественной практикой

А60 . Научное познание отличается от художественного тем, что

1) реализует себя в культе

2) предполагает доказательства

3) мыслит в художественных образах

4) мыслит в понятиях

А61 . Укажите, что из перечисленного не является формой

Чувственного познания:

1) суждение

2) представление

3) ощущение

4) восприятие

А62 . Научное познание отличается от вненаучного тем, что оно:

1) развивается в процессе овладения

Опытом людей

2) сознательно акцентирует домыслы и предпосылки

3) намеренно искажает представления о действительности

4) обладает системным походом, специфическим языком, только ему присущими методами и формами познания и, в конечном счёте, определяется общественной практикой.

Задания уровня В

В1. Какому понятию соответствует следующее определение?

Самостоятельное использование целых систем освоенных человеком навыков,

Сознательная группировка их в определенной последователь­ности, оценка

Результатов действий, способы действий

______

В2 . Завершите фразу:

Человек как носитель сознания, наделённый рядом важных социальных

Свойств: способностью обучаться, трудиться, общаться с себе подобными, участвовать в

Жизни общества, иметь духовные интересы, испытывать сложные чувства – это …

_____

В3. Вставьте пропущенное слово:

… - это самые заученные движения, выполнение которых не требует специальных усилий

.

В4 . Какому понятию соответствует следующее определение?

Психические свойства, которые являются условиями успешного вы­полнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности

________

В5. Вставьте пропущенное слово:

Сочетание способностей, которое обеспе­чивает возможность творческого выполнения какой-либо деятельно­сти

Называетсяк данной деятельности.

В6. Установите соответствие между науками, в той или иной степени или ином аспекте изучающими человека, и их краткими описаниями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующие пози­ции из второго.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

1. Анатомия

А. Наука о строении организмов

2. Философия

Б. Наука о воспитании и обучении

3. Педагогика

В. Наука об обществе и общественных отношениях

4. Биохимия

Г. Наука о биологической природе человека

5. Физиология

Д. Наука о процессах психической деятельности ­

Человека

6. Антропология

Е. Наука о функциях и отправлениях организмов

7. Социология

Ж. Наука о входящих в состав организмов химиче­ских веществах

8. Психология

З. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания

Ответ: _____________________________

В7 . Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подбери­те соответствующую из второго.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗНАНИЯ

ВИД ИСТИНЫ

1. Достоверное знание, не зависящее от мне­ний и пристрастий людей

А. Объективная истина

2. Исчерпывающее, полное и достоверное знание об объективном мире

Б. Относительная истина

3. Знание, дающее приблизительное и непол­ное отражение действительности

В. Абсолютная истина

4. Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент

5. Информация, соответствующая действи­тельному положению вещей

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Ответ: _______________________________

В8. Что из предложенного ниже ряда представляет формы чувственного познания, а что - рационального? (Правильный ответ запишите в ви­де последовательности цифр в порядке возрастания, в которой первые три представляют чувственное познание, а вторые три - рациональ­ное)

1) Ощущения

2) Восприятия

3) Суждения

4) Понятия

5) Представления

6) Умозаключения

Ответ: _____________________________________________________

В9. Вставьте пропущенное слово:

Познание - этоотражение или воспроизведение действительности

В сознании человека

.

Ответ: ____________________________________________________

В10 . Закончите фразу:

Умозаключение, в котором на основании сходства предметов в ка­ком-то одном отношении делается вывод об их сходстве в другом, на­зывается...

.

Ответ: ________________________________________________________

В11 . Закончите фразу:

Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения называется...

.

В12 . Закончите фразу, вставив словосочетание:

Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и...

.

Ответ:________________________ ,__________________________

В13. Вставьте пропущенное слово:

Знание об обществе и общественных явлениях всегда нагружено оценкой, следовательно, это - ...знание

.

Ответ:__________________________________________________

В14 . Назовите понятие, соответствующее определению

… - это непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и

Умственных образов, во многом предвосхищающих практическую

Деятельность человека.

Ответ: __________________________________

В 15. Вставьте пропущенное слово, выбрав его из предложенных:

Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять её ввысь, не опираясь на воздух. ________ - это воздух учёного. Без них вы никогда не сможете взлететь. Без них ваше теория – пустые потуги

(И. П. Павлов)

1) Замыслы

2) Предположения

4) Убеждения

Ответ: _________________________________________

В16 . Распределите перечисленные ниже понятия следующим образом.

Три первых должны представлять абстрактные (в той или иной

Степени)(А), три последующих – конкретные (Б). Впишите

Цифры, соблюдая предложенную последовательность:

1) Большой театр в Москве;

2) костюм;

4) актёр А. Михайлов

5) чувство;

Джоконда

Леонардо да Винчи.

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Ответ: ________________________________

В17 . Вставьте пропущенное слово во фрагмент текста

Несомненное, неизменно раз и навсегда установленное знание называют … истиной

Ответ: ________________________________

В18. Завершите фразу:

Знания являются результатом … деятельности человека, общества в целом

.

Ответ: __________________________________

В19. Вставьте пропущенное слово во фрагмент текста.

Теоретическое осмысление действительности – непосредственная цель … познания

.

Ответ: __________________________________

В20 . Назовите понятия, соответствующие определениям.

1) __________ - это идея, замысел, точка зрения, система

Взглядов, объединённых общей логикой, руководящий принцип,

Трактовка.

2) __________ - это система основных идей, совокупность

Объединённых общим принципом научных положений в какой-либо

Отрасли знания.

Ответ: _________________________________________________________

В21 . Назовите понятие, соответствующее определению.

Непосредственное усмотрение

То есть знание, возникающее

Без осознания путей и условий его получения, некое

Озарение, постигающее человека, который, как правило,

Квалифицированно, упорно и систематически осваивает у или

Иную область действительности, - это ________________ .

Ответ: _____________________________

В22 . Вставьте слово вместо пропуска.

С помощью языка мысль не только формулируется, но и _____.

Ответ: ______________________

В23 . Вставьте слово вместо пропусков.

Ситуация, когда человек говорит:

Всё понимаю, а сказать не

Свидетельствует не о том, что может быть мышление

Без речи, а лишь о том, что у данного человека отсутствуют

Развитые навыки перевода __________ речи во _________.

Ответ: _________________________________

В24. Установите соответствие между психическими процессами,

Участвующими в процессе познания, и их краткими описаниями.

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ОПИСАНИЕ

1) ощущение

непосредственное усмотрение

Знание, возникающее без осознания путей и условий его получения; некое озарение, постигающее человека, который, как правило, квалифицированно, упорно и систематически осваивает ту или иную область действительности

2) восприятие

Б) построение на основе комбинации своих представлений новых, ранее не существовавших образов

3) представление

В) образ, отражение, копия, снимок отдельного свойства предмета и явления объективного мира

4) воображение

Г) опосредованное и обобщённое отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей

5) интуиция

В памяти, по которым человек восстанавливает, когда ему нужно, образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на его органы чувств

6) мышление

Е) целостный образ предмета, воздействующего на органы чувств

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

В25. Установите соответствие между приёмами и формами мышления и

Их краткими описаниями.

ПРИЕМЫ И ФОРМЫ

МЫШЛЕНИЯ

ОПИСАНИЕ

А) установление сходства или различия предметов

Б) мысленное разложение предмета на составляющие его части

3)сравнение

В) форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чём-либо

4)понятие

Г) процесс мышления, позволяющий из двух или нескольких суждений вывести новое суждение

5)суждение

Д) мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках

6)умозаключение

Е) мысленное объединение в целое расчленяемых анализом элементов

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Ответ: _____________________________

В26 . Какие из следующих умозаключений можно отнести к дедукции

(А), а какие – к индукции (В)?

1) Все металлы проводят электричество. Свинец и медь – металлы.

Следовательно, свинец и медь проводят электричество.

2) Растению капусте для нормального развития необходим полив.

Растению хлопку тоже необходим полив. И растение помидор

Также необходимо поливать. Следовательно, всем перечисленным

И другим растениям для нормального роста и развития необходим

Полив, то есть регулярное естественное или искусственное

Внесение в почву определённого количества влаги.

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Ответ: _______________________

В27 . В каких случаях мы говорим об отсутствии у человека

Сознания:

1) когда от поступает нелогично

2) во время сна

3) под влиянием наркоза

4) в период сильного волнения

5) во время просмотра телевизионных передач

6) в период тяжёлого психического заболевания

7) при участии в компьютерных играх?

Ответ: ___________________

В28 . Найдите в приведённом ниже списке отличительные

Характеристики социального познания и обведите цифры, под

Которыми они указаны:

1) рациональное

2) религиозное

3) мифологическое

4) научное

5) чувственное

Ответ: ____________________

В29 . Выберите характеристики чувственного этапа познания и

Обведите цифры, под которыми они указаны.

1) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа

2) фиксация существенных свойств предмета

3) сохранение в памяти обобщённого образа предмета

4) утверждение или отрицание чего-либо о предмете

5) отражение в сознании человека отдельных свойств предмета

Ответ: _____________________

В30. Установите соответствие между формами и видами познания: к

Каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию

Из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Ответ: ___________________________

Часть 3. Задания уровня С.

С1. Назовите формы чувственного познания.

С2 . Назовите уровни научного познания.

СЗ. В чем состоит специфика социального познания? Ответ аргументируйте на основе трех оснований.

С4. Назовите два любых отличия учебного познания от научного и проиллюстрируйте каждое на примерах.

Как познать себя самого? Отнюдь не созерцанием, только действия­ми. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас себя познаешь

О каком познании ведет речь Гете?

Кто еще из философов задавался вопросом:

Что такое человек

?

С6. Прочитайте фрагмент и ответьте на вопросы к нему.

Наиболее значи­тельным событием в науке XX века является чувство конца

НаукиВ начале XX века еще возникали новые концепции, которые

Перево­рачивали представление о мире (квантовая механика, теория

Относительности, генетика). А во второй половине XX века

Ничего не произошло. Спутники, компьютеры, - это не наука, а техника.

Наука же открывает законы природы

.

1) Что понимает один из российских ученых под

чувством конца нау­ки

В XX веке?

2) В чем он видит главное назначение науки? Согласны ли вы с автором? Ответ аргументируйте на двух конкретных примерах. Что такое концепция в науке?

3) Дайте определение. Согласны ли вы с мнением автора, что

спутники и компьютеры - не наука, а техника

Ответ обоснуйте на конкретном примере.

С7 . Прочитайте текст и выполните задания к нему

КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИ ИЗУЧАЮТ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Выводы, которые создаются на основе повседневного опыта, а также благодаря накоплению мудрости философов, поэтов и писателей, час­то оказываются проницательными и информативными, но при этом недостаточно доказательными. Здравый смысл часто ставит нас перед дилеммами и нерешенными загадками в случаях, касающихся соци­ального поведения человека. Для его понимания важно обратиться к научным методам...

Не обозначает избранную группу высокоразвитых областей человеческой деятельности. Он скорее указывает на общий набор методов - техник, которые могут использоваться для широкого круга проблем. Следовательно, если мы пытаемся понять, является ли та или иная область научной, ключевым вопросом становится следую­щий: использует ли она научные процедуры? Если нет, то она оказы­вается вне сферы науки.

Эти методы и процедуры включают в себя попытки собрать системати­ческую информацию об интересующих исследователя проблемах плюс скептическое к ним отношение. Основной предпосылкой науки явля­ется убеждение, что все основные предположения о физическом мире должны быть проверены и перепроверены, чтобы принять их за ис­тину...

В социальной психологии, изучающей причины социального поведе­ния и социального мышления, чаще других используется эксперимен­тальный метод, в рамках которого исследователи пытаются изменить одну переменную с целью наблюдения влияния этого на другие пере­менные, и корреляционный метод, когда ученый просто наблюдает ес­тественно происходящие изменения интересующих ее переменных, чтобы узнать связаны ли они.

1) Какие виды познания упоминаются в этом тексте?

Приведите пример, конкретизирующий один из них.

4) О каких двух научных методах в области социальной психологии говорится в этом отрывке? Укажите существенное различие между ними. Опираясь на знания из курса обществоведения, назовите еще один метод, который может использоваться в научном познании социальных явлений.

С8 . Выберите одно из предложенных высказываний для рассуждения в форме сочинения-эссе. Напишите такое .

Почему я художник, а не философ? Потому, что я мыслю словами, а не идеями

. (А. Камю)

Вещь не перестает быть истинной от того, что она не признана многими

. (Б. Спиноза)

Нет такого невежды, который не мог бы задать больше вопросов, чем может их разрешить самый знающий человек

. (М. В. Ломоносов)

С9.

Истина сама по себе– соответствие между нашей мыслью и действительностьюЛожь – в отличие от заблуждения и ошибки – обозначает сознательное и потому нравственно предосудительное противоречие истине. Из прилагательных от этого слова безусловно дурное значение сохраняет лишь форма лживый, тогда как ложный употребляется также в смысле объективного несовпадения данного положения с истиной, хотя бы без намерения и вины субъекта; так лживый вывод есть тот, который делается с намерением обмануть других, тогда как ложным выводом может быть и такой, который делается по ошибке, вводя в обман самого ошибающегося...

Наука объясняет существующее. Данная действительность еще не есть истина. Ум не удовлетворяется действительностью, находя ее неясною, и ищет того, что не дано, чтобы объяснить то, что дано. Наука постоянно восстанавливает подлинный вид вещей, когда объясняет ихЧтобы ум признал факт ясным, прозрачным, нужно коренное его изменение; нужно, чтобы он перестал быть только фактом, а сделался истиной. Таким

Образом, деятельность нашего ума определяется: 1)фактическим бытием как данным и 2) истиною, которая есть предмет и цель умаЕсли бы ум ограничивался восприятием данного, ему нечего было бы делать; он не сознавал бы своей задачи и человек снизошел бы до бессмысленности животного. Если бы ум уже владел полнотою истины, задача была бы выполнена, и для человечества не было бы иного состояния, кроме абсолютного

Покоя божества.

(Соловьев В. С. Из статьи для Энциклопедического словаря Ф. Брокгауза – И. Ефрона)

1)Как философ трактует понятие

эти факты истинны

наши знания об этих фактах истинны

?

2) Существует ли различие между заблуждением и ложью? В чем

3) В каких фразах текста выражена необходимость мыслительной

Постижение мира? Соответствуют ли эти положения

Современным взглядам на роль рационального мышления в

Познании? Свой вывод обоснуйте.

С10. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Наукой принято называть теоретическое систематизированное представление о мире, воспроизводящее его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанное на данных научных исследований Наука, являясь частью культуры, представляет собой систему знаний и вид духовного производства. Как вид духовного производства наука включает в себя специфическую деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания. Результатом данной деятельности становится система научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира Научная картина мира формируется под влиянием двух моделей развития научного знания. Согласно первой модели – эволюционной – наука представляет собой особый вид

социальной памяти человечества

Согласно второй модели революционной – наука периодически переживает коренную смену господствующих в ней представлений Термин

Употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания. Первоначально отрасли науки формировались в соответствии с теми сторонами действительности, которые были вовлечены в процесс познания. В современной науке новые области знания возникают в связи с выдвижением определённых теоретических или практических проблем. Проблемный характер развития

Современной науки привёл к появлению междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких различных дисциплин специальным научным сообществом В современном обществе наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни. Наука превращается в непосредственную производительную силу общества, становится массовым видом деятельности

(И. В. Безбородова, М. Б. Буланова и др.)

3) Опираясь на знание курса, укажите любые три социальные и

ОТВЕТЫ

Часть 1. Уровень А

№ задания

ответ

Часть 2. Уровень В.

№ задания

Ответ

Личность

Способности

А;З;Б;Ж;Е;Г;В;Д

Активное

Аналогия

Умозаключение

По аналогии

Ценностное

Сознание

А-2,3,5; Б-1,4,6

Абсолютный

Познавательный

А)Концепция; Б)Теория

Интуиция

Формируется

Внутреннюю, внешнюю

В;Е;Д;Б;А;Г

Б;Е;А;Д;В;Г

Часть 3. Уровень С.

С1. Правильный ответ:

Ощущения;

Восприятие;

Представления.

С2 . Эмпирический и теоретический.

СЗ. Правильный ответ должен содержать следующие позиции:

В социальном познании субъект познания (человек) совпадает с объек­том познания (обществом), так как сам субъект является членом дан­ного общества, т. е. изучает

;

Позиция исследователя всегда влияет на оценку факта, т. е. исследова­тель - активный субъект, его оценка во многом личностна и может зависеть, например, от идеологии общества, воззрений исторической эпохи. Социальное знание всегда ценностно;

В социальном познании методы естественных наук неприемлемы, так как общество представляет собой мир живых людей. Если естествозна­ние ориентировано на причинно-следственное объяснение явлений, то социальное познание - на понимание смыслов и целей. Могут быть приведены и другие основания суждения, не искажающие его смысл.

С4 . В ответе должны присутствовать следующие позиции:

Если ученик

открывает

Новые знания, то они новые для него, а не для науки;

Ученик приобретает готовые знания, изложенные в учебниках и дру­гих источниках знаний, а ученый их

добывает

;

Ученик использует учебные приемы, а ученый - методы науки. На­пример, лабораторный эксперимент в учебной деятельности отличает­ся от научного эксперимента.

Примеры могут быть приведены иные, но не искажающие смысл суж­дений.

С5. В ответе должны присутствовать следующие позиции:

1) Гете ведет речь о самопознании;

не созерцанием

А активной деятельностью;

3) могут быть названы имена Аристотеля, И. Канта, Ф. Ницше и др.

С6 . Верный ответ должен содержать следующее:

1) Ученый считает, что во второй половине XX века не произошло новых теоретических открытий, равных открытию квантовой механики, теории относительности, генетики.

2) Правильный ответ может содержать следующие позиции:

Главное назначение науки ученый видит в открытии законов природы.

При несогласии: наука изучает не только законы природы, но и законы развития

Общества. Так, недооценка социологической науки в советский период развития

Нашей страны привела к разрыву между дек­ларируемыми положениями и

Реальностью. Или пагубно для экономики сказалось отсутствие рыночных

Механизмов регулирования экономики.

Могут быть приведены другие примеры для обоснования своей точки зрения.

3) Правильный ответ может включать следующее:

Концепция - понятие многозначное, его основные значения - идея, замысел, точка зрения, система взглядов, объединенных общей логи­кой, руководящий принцип, трактовка.

4) При отрицательном ответе могут быть приведены аргументы в пользу того, что в современном мире наука стала активной производительной силой, а современное общество - постиндустриальное, техногенное. С другой стороны, широкое внедрение компьютеров и спутников в жизнь общества может иметь отрицательные последствия.

Могут быть приведены любые примеры, раскрывающие собственную точку

С7. Содержание верных ответов на задания к тексту.

1) В ответе могут быть названы следующие виды познания, упоминаемые в тексте:

Обыденное (повседневное);

Философское;

Средствами искусства;

Научное.

2) В ответе могут быть указаны следующие особенности научного познания:

Использование специальных методов;

Сбор систематической информации;

Доказательность;

Проверка и перепроверка полученных данных

Недостаточная доказательность ненаучного познания;

Возникновение

неразрешимых загадок и дилемм

.

Примером последнего недостатка может быть любая пара взаимоис­ключающих утверждений:

Без труда не вытащишь и рыбку из пру­да

Работа не волк, в лес не убежит

.

В примерах не должно быть искажения суждения.

4) В ответе должны быть указаны:

Экспериментальный метод и метод корреляции;

В рамках эксперимента изменения могут вноситься только в одну из

Изучаемых переменных. При корреляции происходит простое наблюдение за естественными процессами.

В качестве других методов социального познания могут быть названы:

Выдвижение гипотез;

Построение теорий.

1) Как философ трактует понятие

Какое выражение

эти факты истинны

Знания об этих фактах истинны

?

Возможный вариант ответа:

1) истина – реальный факт - это

соответствие между нашей

Мыслью и действительностью

Это действительность,

Осмысленная нами; истина – это факт, глубоко осмысленный нами

Наши знания об

Этих фактах истинны

Правильно сформулирована трактовка истины, названо второе

Суждение 2

Правильно сформулирована трактовка истины, или названо

Второе суждение 1

Ответ неправильный 0

Максимальный балл 2

2)Существует ли различие между заблуждением и ложью? В чем

Возможный вариант ответа:

1) различие есть;

2) ложь – это сознательный преднамеренный обман, и она

Подлежит нравственному осуждению; заблуждение – это

Объективное несовпадение данного положения с истиной

(непреднамеренное, не связанное с умыслом субъекта).

3) В каких фразах текста выражена необходимость мыслительной

(умственной) деятельности человека, направленной на

Постижение мира? Соответствуют ли эти положения современным

Взглядам на роль рационального мышления в познании? Свой

Вывод обоснуйте.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его

Смысла) Баллы

Возможный вариант ответа:

1) необходимость мыслительной деятельности показана в

Последнем абзаце текста;

3) согласно которым человек в ходе мыслительной деятельности

Перерабатывает информацию о внешнем мире, связывая ее с уже

Какие методы помогают науке добывать истинное знание?

Возможный вариант ответа:

1)наука объясняет существующее, она объясняет вещи и таким

восстанавливает подлинный ход вещей

Т. е. добывает

Истину; основные методы научного познания:

2) теория;

3) эксперимент;

4) моделирование;

5) наблюдение.

1) Укажите любые три из приводимых в тексте определений

Могут быть приведены следующие определения науки:

теоретическое систематизированное представление о

;

система знаний и вид духовного производства

;

специфическая деятельность человека по приращению

Существующего и получению нового знания

;

отдельные отрасли научного знания

.

Причину этих изменений они указали?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1)констатацию сущности изменений в системе наук: от чёткой

Отраслевой структуры к комплексной, междисциплинарной;

2)указание причины: переход к проблемному подходу в выборе

Предмета исследования.

3) Опираясь на знание курса, укажите любые три социальные

Проблемы, которые являются предметом междисциплинарных

Исследований, и науки, изучающие эти проблемы.

Могут быть указаны такие проблемы, например:

Проблема социальной сущности человека (изучают психология,

Социология, социальная антропология, философия, педагогика и

Процесс социализации личности (изучают педагогика,

Психология, социология, культурология, политология,

Правоведение и др.);

Экологические проблемы (изучают биология, география,

Социальная антропология, экономика, политология и др.).

Могут быть указаны другие проблемы.

Современного общества. Приведите три примера влияния

Современной науки на общество.

Могут быть приведены, допустим, такие примеры:

1)динамично развивающаяся наука требует притока

Квалифицированных кадров, т. е. активно развивается сфера

Образования;

2)изменение социальных реалий в связи с достижениями науки,

В т. ч. применение кибернетических моделей;

3)происходит изменение экономической структуры общества, в

Т. ч. структуры занятости.

Могут быть приведены другие примеры.

Если домашнее задание на тему: » Тест ЕГЭ по обществознанию Тема “Познание” Ответы оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.