Нагваль и тональ о левой половине тела. Происхождение тоналя и нагваля

Он нарисовал воображаемый круг на камне и разделил его пополам вертикальным диаметром. Он сказал, что искусством учителя было заставить своего ученика сгруппировать всю свою картину мира на правой половине пузыря.

– Почему правая половина? – спросил я.

– Это сторона тоналя, – сказал он. – Учитель всегда обращается к ней и, с одной стороны, познакомив своего ученика с путем воина, он заставляет его быть разумным, трезвым и сильным характером и телом. А с другой – он сталкивает его с немыслимыми, но реальными ситуациями, с которыми ученик не может справиться. Таким образом он заставляет его понять, что его разум, хотя и является чудеснейшей вещью, может охватить лишь очень маленькую площадь. Как только воин сталкивается с невозможностью все охватить разумом, он сходит со своей дороги, чтобы поддержать и защитить свой поверженный разум. Чтобы добиться этого, он соберет все, что у него есть, вокруг него. Учитель следит за этим, безжалостно подхлестывая его, пока вся его картина мира не окажется на одной половине пузыря. Другая половина пузыря – та, что очистилась, теперь может быть востребована тем, что маги называют волей.

Очевидно, яснее будет сказать, что задача учителя – начисто отмыть одну половину пузыря и заново сгруппировать все на другой половине. Потом задачей бенефактора будет открыть пузырь на той стороне, которая была очищена. После того, как печать сорвана, воин уже никогда не бывает тем же самым. Он теперь может управлять своей целостностью (command of his totality) . Одна половина пузыря является абсолютным центром разума, тоналем. Другая половина – абсолютным центром воли, нагуалем. Вот какой порядок должен превалировать, любая другая аранжировка бессмысленна и мелочна, потому что она идет против нашей природы. Она крадет у нас наше магическое наследие и превращает нас в ничто.

Усиление тоналя для проявления нагуаля

Этим утром твой тональ испугался и стал сжиматься сам собой, и тогда твой нагуаль начал брать верх.

Мне пришлось одолжить ведро у фотографов в парке, чтобы загнать твой нагуаль, как плохую собаку, назад на его место. Тональ должен быть защищен любой ценой. Корона должна быть с него снята, однако он должен оставаться как защищенный поверхностный наблюдатель.

Любая угроза тоналю всегда заканчивается его смертью. А если умирает тональ, то умирает и весь человек. Тональ легко уничтожить из-за его врожденной слабости, и потому одним из уравновешивающих искусств воина является заставить нагуаль проявиться (to emerge) для того, чтобы поддержать (to prop up - поддерживать, подпирать) тональ. Я говорю, что это искусство; и маги знают, что только путем усиления (boosting) тоналя может проявиться (emerge) нагуаль . Понятно, что я имею в виду? Это усиление называется личной силой .

Следует прибыть к нагуалю , не покалечив тональ и особенно тело

После целой жизни борьбы я знаю, что действительно важным является не просто научиться новому описанию (description) , но прибыть к целостности самого себя . Следует прибыть к нагуалю, не покалечив (maligning - клевета, злословие) тоналя и, превыше всего, не покалечив (injuring) своего тела .

Объяснение

Метафора стола (Хенарос и Сестрички)

Почти перед самым уходом Нагуаль объяснял нам силу внимания. До этого я ничего не знала о нагуале и тонале.

Ла Горда рассказала, каким способом Нагуаль объяснял им значение этой решающей дихотомии – нагуаль-тональ. Однажды Нагуаль собрал их вместе, чтобы взять в горы на длительную прогулку в безлюдную каменистую долину. Он увязал кучу разнообразных предметов в большой узел, положив туда даже радиоприемник Паблито. Затем он вручил этот узел Хосефине, взвалил на плечи Паблито тяжелый стол и все отправились на «прогулку». Он заставил их по очереди нести узел и стол, и они прошли почти сорок миль, добравшись наконец до уединенного места высоко в горах. Когда они прибыли туда, Нагуаль велел Паблито поставить стол в самом центре долины. Затем он попросил Хосефину разложить содержимое узла на столе. Когда все было размещено, он объяснил разницу между тоналем и нагуалем в тех же терминах, что и мне в ресторане Мехико, хотя в их случае пример был куда выразительнее.

Он сообщил им, что тональ является порядком, который мы осознаем в нашем повседневном мире, а также и личным порядком, который мы несем всю жизнь на плечах, как они несли стол и узел. Личный тональ каждого из нас подобен столу в этой долине, крошечному островку, заполненному знакомыми нам вещами.

Нагуаль, с другой стороны, – это необъяснимый источник, удерживающий стол на месте, и он подобен безбрежности этой пустынной долины.

Он сказал им, что маги обязаны наблюдать свой тональ с дистанции, чтобы лучше охватить то, что реально находится вокруг них. Он заставил их перейти к хребту, откуда они могли обозревать всю местность. Оттуда стол был едва виден. Затем он заставил всех вернуться к столу и склониться над ним для того, чтобы показать, что обычный человек не имеет такого охвата, как маг, потому что обычный человек находится прямо на поверхности своего стола, держась за каждый предмет на нем.

Затем он заставил их всех мельком взглянуть на вещи, лежащие на столе, и проверил память каждого, беря что-нибудь и пряча. Все прошли проверку отлично. Он указал, что их способность так хорошо помнить предметы связана с тем, что они успешно развили свое внимание тоналя, внимание в пределах стола. Потом он призвал всех мимолетно взглянуть на землю прямо под столом и проверил их способность к запоминанию камешков, прутиков и всего остального Правильно вспомнить все увиденное под столом не смог никто.

Потом Нагуаль все смел со стола и велел каждому из них по очереди лечь на живот поперек стола и изучить землю внизу. Он объяснил им, что для мага нагуалем была область, непосредственно находящаяся под столом. Поскольку немыслимо объять всю безбрежность нагуаля, олицетворением которого служила эта огромная пустынная долина, маги берут в качестве своей области действия участок прямо под островом тоналя, области, наглядно показанной тем, что было под столом. Эта область была сферой того, что он называл вторым вниманием или вниманием нагуаля, или вниманием под столом. Это внимание достигается воинами только после выметания дочиста поверхности своих столов. Он сказал, что достижение второго внимания объединяет оба внимания воедино и это единство является целостностью самого себя (the totality of oneself) .

Для Ла Горды демонстрация была настолько ясной, что она сразу поняла, почему Нагуаль заставил ее очистить свою жизнь. Он определил это как «подмести свои остров тоналя». Она чувствовала, насколько действительно благоприятным для нее было следовать каждому его указанию. Ей было еще далеко до объединения двух видов внимания, но ее старательность привела в результате к безупречной жизни, а это и было, по его уверениям, единственным для нее путем к потере человеческой формы. Потеря же человеческой формы являлась неотъемлемым требованием для объединения двух видов внимания.

– Внимание под столом – ключ ко всему, что делают маги, – продолжала она. – Чтобы достичь этого внимания, Нагуаль и Хенаро обучили нас сновидению, как тебя учили растениям силы. Я не знаю, что они делали с тобой, когда учили тебя улавливать второе внимание с помощью растений силы, но для того, чтобы научить нас, как делать сновидение, Нагуаль учил нас пристальному созерцанию. Он никогда не объяснял нам, что же он, в сущности, делает. Он просто учил нас созерцать. Мы никогда не догадывались, что пристальное созерцание было способом уловить наше второе внимание. Мы думали, что это что-то вроде забавы. Но это было не так. Перед тем, как сновидящие смогут улавливать свое второе внимание, они вначале должны стать созерцателями.

Метафора стола (Кастанеда)

Мой костюм и все эти мелочи важны, потому что по ним можно судить о моем положении в жизни, или, скорее, об одной из двух частей моей целостности. Этот разговор давно назрел. Я чувствую, что сейчас для него пришло время. Но он должен быть проведен как следует, или это совсем не будет иметь для тебя смысла. Я хотел при помощи костюма дать тебе первый намек. Я считаю, что ты его получил. Теперь время поговорить, потому что для понимания этой темы нужна серьезная беседа.

Что это за тема, дон Хуан?

Целостность самого себя.

Он резко поднялся и повел меня в ресторан в большом отеле напротив. Хозяйка довольно недружелюбно показала нам столик в дальнем углу. Очевидно, места для избранных были вдоль окон.

Я сказал дону Хуану, что эта женщина напомнила мне другую хозяйку в Аризоне, где мы с ним когда-то ели. Прежде чем вручить нам меню, та спросила, хватит ли у нас денег, чтобы расплатиться.

Я не виню этих бедных женщин, - сказал дон Хуан, словно сочувствуя ей. - Эта так же, как и та, другая, боится мексиканцев.

Он добродушно засмеялся. Несколько посетителей ресторана обернулись и посмотрели на нас.

Дон Хуан сказал, что, сама того не зная, а то и вопреки своему желанию, хозяйка отвела нам самый лучший столик в зале. Здесь мы можем свободно разговаривать, а я могу писать сколько душе угодно.

Как только я вынул блокнот из кармана и положил его на стол, к нам внезапно подлетел официант. Казалось, он тоже был в плохом настроении. Он стоял над нами с вызывающим видом.

Дон Хуан начал заказывать для себя весьма сложный обед. Он заказывал, не глядя в меню, как если бы знал его наизусть. Я растерялся. Официант появился неожиданно и я не успел даже заглянуть в меню, поэтому сказал, что хочу то же самое.

Дон Хуан пошептал мне на ухо: - Держу пари, у них нет ничего из того, что я заказал.

Он уютно устроился в кресле и предложил мне расслабиться и сесть поудобнее, потому что пройдет целая вечность, пока нам приготовят обед.

Ты на очень примечательном перекрестке, - сказал он. - Может быть, на последнем и самом трудном для понимания. Наверное, некоторые вещи из того, что я скажу тебе, полностью ясными не станут никогда. Но так и должно быть. Поэтому не беспокойся, не раздражайся и не разочаровывайся. Все мы - изрядные тупицы, когда вступаем в мир магии. Да и это не гарантирует нам перемен к лучшему. Некоторые из нас остаются идиотами до самого конца.

Мне понравилось, что он включил и себя в число идиотов. Я знал, что он сделал это не по доброте душевной, но чтобы я лучше усвоил сказанное.

Не теряйся, если ты не уловишь чего-нибудь из моих объяснений, - продолжал он. - Учитывая твой темперамент, я боюсь, что ты можешь выбиться из сил, стремясь понять. Не надо! То, что я собираюсь сказать, лишь укажет тебе направление.

Внезапно меня охватила тревога. Предупреждение дона Хуана вызвало у меня в уме настоящий хаос. Он и раньше предупреждал меня точно таким же образом, и всякий раз это оборачивалось каким-нибудь разрушительным событием.

Я начинаю очень нервничать, когда ты так разговариваешь со мной, - сказал я.

Знаю, - сказал он спокойно. - Я специально заставляю тебя подняться на цыпочки. Мне нужно твое нераздельное внимание.

Он сделал паузу и взглянул на меня. У меня вырвался нервный смешок. Я знал, что он нарочно усиливает драматические возможности ситуации.

Я говорю тебе все это не для эффекта, - сказал он, как бы прочитав мои мысли. - Я просто даю тебе время для правильной настройки.

В этот момент к нашему столу подошел официант и заявил, что у них нет ничего из заказанного нами. Дон Хуан громко рассмеялся и заказал тортильи с мясом и бобы. Официант снисходительно усмехнулся и сказав, что они такого не готовят, предложил бифштекс и цыпленка. Мы выбрали суп. Ели мы молча. Мне суп не понравился, и я его так и не доел, но дон Хуан съел свой полностью.

Я надел свой пиджак, - сказал он внезапно, - для того, чтобы рассказать уже известные тебе вещи. Но чтобы это знание стало эффективным, оно нуждается в разъяснении. Я откладывал это до сих пор, потому что Хенаро считает, что недостаточно одного твоего желания пойти по пути знания. Твои действия должны быть безупречны, чтобы ты стал достойным этого знания. Ты действовал хорошо. Теперь я расскажу тебе объяснение магов.

Он опять сделал паузу, потер щеки и подвигал языком внутри рта, как бы ощупывая зубы.

Я собираюсь рассказать тебе о тонале и нагвале, - сказал он наконец и пронзительно посмотрел на меня.

Мне впервые за время нашего знакомства довелось услышать от него эти два термина. Я смутно помнил их из антропологической литературы о культурах центральной Мексики. Я знал, что "тональ" (произносится как тох-на"хл) был своего рода охранительным духом, обычно животным, которого ребенок получал при рождении и с которым он был связан глубокими узами до конца своей жизни.

"Нагваль" (произносится как нах-уа"хл) - название, дававшееся или животному, в которое маг мог превращаться, или тому магу, который практиковал такие превращения.

Это мой тональ, - сказал дон Хуан, потерев руками грудь.

Твой костюм?

Нет, моя личность.

Он похлопал себя по груди, по ногам и по ребрам.

Мой тональ - все это.

Он объяснил, что каждое человеческое существо имеет две стороны, две отдельных сущности, две противоположности, начинающие функционировать в момент рождения. Одна называется "тональ", другая - "нагваль".

Я рассказал ему о мнении антропологов об этих двух понятиях.

Он позволил мне говорить, не перебивая.

Ну, все что ты о них знаешь или думаешь - сплошная ерунда, - сказал он наконец. - Я могу заявить это с полной уверенностью, потому что ты ни в коем случае не мог знать того, что я скажу о тонале и нагвале. Дураку ясно, что ты ничего об этом не знаешь: для того, чтобы познакомиться с этим, следует быть магом. А ты - не маг. Ты мог поговорить об этом с другим магом, но этого не было. Поэтому отбрось то, что ты слышал об этом раньше, потому что это никому не нужно.

Это было только замечание, - сказал я.

Он комически поднял брови.

Сейчас твои замечания неуместны, - сказал он, - На этот раз мне нужно твое нераздельное внимание. Я собираюсь познакомить тебя с тоналем и нагвалем. У магов к этому знанию интерес особый и уникальный. Я бы сказал, что тональ и нагваль находятся исключительно в сфере людей знания. Для тебя это пока та заслонка, которая закрывает все то, чему я тебя обучал. Поэтому я и ждал до сих пор, чтобы рассказать тебе о них.

Тональ - это не животное, которое охраняет человека. Я бы сказал, пожалуй, что это хранитель, который может быть представлен и как животное, но это не главное.

Он улыбнулся и подмигнул мне.

Теперь я использую твои собственные слова, - сказал он, - тональ - это социальное лицо.

Он засмеялся и подмигнул мне.

Тональ является по праву защитником, хранителем. Хранителем, который чаще всего превращается в охранника.

Я схватился за блокнот. Он засмеялся и передразнил мои нервные движения.

Тональ - это организатор мира, - продолжал он, - Может быть, лучше всего его огромную работу было бы определить так: на его плечах покоится задача создания мирового порядка из хаоса. Не будет преувеличением сказать, что все, что мы знаем и делаем как люди, - работа тоналя. Так говорят маги.

В данный момент, например, все, что участвует в твоей попытке найти смысл в нашем разговоре, является тоналем. Без него были бы только бессмысленные звуки и гримасы, и из моих слов ты не понял бы ничего.

Скажу далее, тональ - это хранитель, который охраняет нечто бесценное - само наше существование. Поэтому врожденными качествами тоналя являются консерватизм и ревнивость относительно своих действий. А поскольку его деяния являются самой что ни на есть важнейшей частью нашей жизни, то не удивительно, что он постепенно в каждом из нас превращается из хранителя в охранника.

Он остановился и спросил, понял ли я. Я машинально кивнул головой, и он недоверчиво улыбнулся.

Хранитель мыслит широко и все понимает, - объяснил он. - Но охранник - бдительный, косный и чаще всего деспот. Следовательно, тональ во всех нас превратился в мелочного и деспотичного охранника, тогда как он должен быть широко мыслящим хранителем.

Я явно не улавливал нити его объяснения. Хотя я расслышал и записал каждое слово, но мне мешал какой-то мой собственный, непрерывный и запутанный внутренний диалог.

Мне очень трудно следить за тобой, - пожаловался я.

Если бы ты не цеплялся за разговоры с самим собой, то у тебя не было бы этих трудностей, - отрезал он.

Я начал долго и нудно объяснять что-то в свою защиту, но в конце концов спохватился и извинился за свою привычку постоянно оправдываться.

Он улыбнулся и жестом дал понять, что совсем не сердится.

Тональ - это все, что мы есть, - продолжал он. - Назови его! Все, для чего у нас есть слово - это тональ. А поскольку тональ и есть его собственные деяния, то в его сферу попадает все.

Я напомнил ему, что он сказал, будто бы "тональ" является "социальным лицом". Этим термином в разговорах с ним пользовался я сам, чтобы определить человека как конечный результат процесса социализации. Я указал, что если "тональ" был продуктом этого явления, то он не может быть "всем", потому что мир вокруг нас не является результатом социальных процессов.

Дон Хуан возразил, что мой аргумент не имеет никаких оснований, ведь он уже говорил мне, что никакого мира в широком смысле не существует, а есть только описание мира, которое мы научились визуализировать и принимать как само собой разумеющееся.

Тональ - это все, что мы знаем, - сказал он, - Я думаю, что это само по себе уже достаточная причина, чтобы считать тональ могущественной вещью.

Он на секунду остановился, как будто ожидая вопросов или замечаний, но у меня их не было. Но я почему-то чувствовал себя обязанным задать вопрос и пытался сформулировать подходящий. Мне это не удалось. После всех предупреждений, которыми он начал наш разговор, мне как-то не хотелось задавать вопросы. Меня охватило непонятное оцепенение, и я был неспособен сосредоточится и привести в порядок свои мысли. Фактически, я чувствовал и знал без тени сомнения, что не способен думать, но знал это не разумом, если только такое возможно.

Я взглянул на дона Хуана. Он смотрел на среднюю часть моего тела. Но вот он поднял глаза, и ко мне мгновенно вернулась ясность мысли.

Тональ - это все, что мы знаем, - медленно повторил он. - И это включает не только нас как личности, но и все в нашем мире. Можно сказать, что тональ - это все, что мы способны видеть глазами.

Мы начинаем взращивать его с момента рождения. Как только мы делаем первый вдох, с ним мы вдыхаем и силу для тоналя. Поэтому правильным будет сказать, что тональ человеческого существа сокровенно связан с его рождением.

Ты должен запомнить это. Понимание всего этого очень важно. Тональ начинается с рождения и заканчивается смертью.

Мне хотелось, чтобы он повторил все это еще раз, и уже открыл было рот, чтобы попросить его об этом, но к своему изумлению не смог произнести ни слова. Это было очень любопытное состояние. Слова мои были тяжелыми, и у меня совершенно не было возможности контролировать свои ощущения.

Я взглянул на дона Хуана, пытаясь показать ему, что я не могу говорить. Он опять смотрел на мой живот. Потом он поднял глаза и спросил, как я себя чувствую.

Слова полились из меня, словно прорвало плотину. Я рассказал ему, что испытывал любопытное ощущение, будто я не могу ни говорить, ни думать, и в то же время мои мысли были кристально ясными.

Твои мысли были кристально ясными? - переспросил он.

И тут я понял, что ясность относилась не к моим мыслям, а только к моему восприятию мира.

Ты что-нибудь делаешь со мной, дон Хуан? - спросил я.

Я пытаюсь убедить тебя в том, что твои замечания не нужны, - сказал он и засмеялся.

Значит, ты не хочешь, чтобы я задавал вопросы?

Нет, нет, спрашивай все, что хочешь, только не позволяй отвлекаться твоему вниманию.

Я вынужден был признать, что растерялся из-за безбрежности темы.

Я все еще не могу понять, дон Хуан, что ты подразумеваешь под утверждением, что тональ - это все? - спросил я после секундной паузы.

Тональ - это то, что творит мир.

Тональ является создателем мира?

Дон Хуан почесал виски.

Тональ создает мир только образно говоря. Он не может ничего создать или изменить, и, тем не менее, он творит мир, потому что его функция - судить, оценивать и свидетельствовать. Я говорю, что тональ творит мир, потому что он свидетельствует и оценивает его согласно своим правилам, правилам тоналя. Очень странным образом тональ является творцом, который не творит ни единой вещи. Другими словами, тональ создает законы, по которым он воспринимает мир, значит, в каком-то смысле он творит мир.

Дон Хуан мурлыкал популярную мелодию, отбивая ритм пальцами на краю стула. Его глаза сияли. Казалось, они искрятся. Он усмехнулся и покачал головой.

Ты не слушаешь меня, - сказал он и улыбнулся.

Я слушаю, нет проблем, - сказал я не очень убежденно.

Тональ - это остров, - объяснил он. - Лучшим способом описать его будет сравнение вот с этим.

Он очертил рукой край стола.

Мы можем сказать, что тональ, как поверхность этого стола, остров, и на этом острове мы имеем все. Этот остров - фактически весь наш мир.

У каждого из нас есть личные тонали и есть коллективный тональ для нас всех в любое данное время, и его мы можем назвать тоналем времени.

Он показал на ряд столов в ресторане.

Взгляни, все столы одинаковы, на каждом из них есть одни и те же предметы. Но каждый из них имеет и свои собственные индивидуальные отличия. За одним столом больше людей, чем за другим. На них разная пища, разная посуда, различная атмосфера. Но мы должны согласиться, что все столы в ресторане очень похожи. То же происходит и с тоналем. Можно сказать, что тональ времени - это то, что делает нас похожими, как похожи все столы в ресторане. В то же время каждый стол существует сам по себе, как и личный тональ каждого из нас. Однако следует помнить очень важную вещь: все, что мы знаем о нас самих и о нашем мире, находится на острове тоналя. Понимаешь, о чем я?

Если тональ - это все, что мы знаем о нас самих и о нашем мире, то что же такие нагваль?

Нагваль - это та часть нас, с которой мы вообще не имеем никакого дела.

Прости, я не понял.

Нагваль - это та часть нас, для которой нет никакого описания - ни слов, ни названий, ни чувств, ни знаний.

Но это противоречие, дон Хуан. Мне кажется, если это нельзя почувствовать, описать или назвать, то оно просто не существует.

Это противоречие существует только в твоем разуме. Я предупреждал тебя ранее, что ты выбьешься из сил, стараясь понять это.

Не хочешь ли ты сказать, что нагваль - это ум?

Нет, ум - это предмет на столе, ум - это часть тоналя. Скажем так, ум - это чилийский соус. Он взял бутылку соуса и поставил ее передо мной.

Может быть, нагваль - это душа?

Нет, душа тоже на столе. Скажем, душа - это пепельница.

Может, это мысли людей?

Нет, мысли тоже на столе. Мысли - столовое серебро.

Он взял вилку и положил ее рядом с бутылкой соуса и пепельницей.

Может, это состояние блаженства, небеса?

И не это тоже. Это, чем бы оно ни было, часть тоналя. Это, скажем, - бумажная салфетка.

Я продолжал перечислять всевозможные способы описания того, о чем он говорит: чистый интеллект, психика, энергия, жизненная сила, бессмертие, принцип жизни. Для всего, что я назвал, он находил на столе что-нибудь для сравнения и ставил это напротив меня, пока все предметы на столе не были собраны в одну кучу.

Дон Хуан, казалось, наслаждался бесконечно. Он посмеивался, потирая руки каждый раз, когда я высказывал очередное предположение.

Может быть, нагваль - это Высшая Сущность, Всемогущий, Господь Бог? - спросил я.

Нет, Бог тоже на столе. Скажем так, Бог - это скатерть.

Он сделал шутливый жест, как бы скомкав скатерть и положив ее передо мной к другим предметам.

Но значит, по-твоему, Бога не существует?

Нет, я не сказал этого. Я сказал только, что нагваль - не Бог, потому что Бог принадлежит нашему личному тоналю и тоналю времени. Итак, тональ - это все то, из чего, как мы думаем, состоит мир, включая и Бога, конечно. Бог не более важен, чем все остальное, будучи тоналем нашего времени.

В моем понимании, дон Хуан, Бог - это все. Разве мы не говорим об одной и той же вещи?

Нет, Бог - это все-таки то, о чем мы можем думать, поэтому, правильно говоря, он только один из предметов на этом острове. Нельзя увидеть Бога по собственному желанию, о нем можно только говорить. Нагваль же всегда к услугам воина и его можно наблюдать, но о нем невозможно сказать словами.

Если нагваль не является ни одной из тех вещей, которые я перечислил, то, может быть, ты сможешь скачать мне о его местоположении. Где он?

Дон Хуан сделал широкий жест и показал на пространство вокруг стола. Он провел рукой, как если бы ее тыльной стороной очистил воображаемую поверхность за краями стола.

Нагваль - там, - сказал он. - Там, вокруг острова. Нагваль там, где обитает сила. Мы чувствуем с самого момента рождения, что есть две части нас самих. В момент рождения и некоторое время спустя мы являемся целиком нагвалем. Затем мы чувствуем, что для нормальной деятельности нам необходима противоположная часть того, что мы имеем. Тональ отсутствует, и это дает нам с самого начала ощущение неполноты. Затем тональ начинает развиваться и становится совершенно необходимым для нашего существования. Настолько необходимым, что затеняет сияние нагваля, захлестывает его. С момента, когда мы целиком становимся тоналем, в нас все возрастает наше старое ощущение неполноты, которое сопровождало нас с момента рождения. Оно постоянно напоминает нам, что есть еще и другая часть, которая дала бы нам целостность.

С того момента, как мы становимся целиком тоналем, мы начинаем составлять пары. Мы ощущаем две наши стороны, но всегда представляем их предметами тоналя. Мы говорим, что две наши части - душа и тело, или мысль и материя, или добро и зло, Бог и дьявол. Мы никогда не осознаем, что просто объединяем в пары вещи на одном и том же острове, как кофе и чай, хлеб и лепешки или чилийский соус и горчицу. Скажу я тебе, мы - странные животные. Нас унесло в сторону, но в своем безумии мы уверили себя, что все понимаем правильно.

Дон Хуан поднялся и обратился ко мне с видом оратора. Он ткнул в меня указательным пальцем и затряс головой.

Человек мечется не между добром и злом, - сказал он патетически, схватив солонку и перечницу и потрясая ими, - его истинное движение - между отрицательным и положительным.

Он уронил солонку и перечницу и схватил нож и вилку.

Вы не правы! Никакого движения тут нет, - продолжал он, как бы возражая сам себе. - Человек - это только разум.

Он взял бутылку соуса и поднял ее. Затем опустил.

Как видишь, - сказал он мягко, - мы легко можем заменить разум чилийским соусом и договориться до того, что "человек - это только чилийский соус". Это не сделает нас более ненормальными, чем мы уже есть.

Боюсь, я задал не тот вопрос, - сказал я, - Может быть, мне правильнее было бы спросить, что особенного можно найти в области за островом.

Нет возможности ответить на это. Если я скажу - "ничего", то я только сделаю нагваль частью тоналя. Могу сказать только, что за границами острова находится нагваль.

Но когда ты называешь его нагвалем, разве ты не помещаешь его на остров?

Нет, я назвал его только затем, чтобы дать тебе возможность осознать его существование.

Хорошо! Но разве мое осознание не превращает нагваль в новый предмет моего тоналя?

Боюсь, что ты не понимаешь. Я назвал нагваль и тональ как истинную пару. Это все, что я сделал.

Он напомнил мне, как однажды, пытаясь объяснить ему свою настойчивую потребность во всем улавливать смысл, я говорил, что дети, может быть, не способны воспринимать разницу между "отцом" и "матерью", пока не научатся достаточно разбираться в терминологии. И что они, возможно, верят, что отец - это тот, кто носит брюки, а мать - юбки, или учитывают какие-нибудь другие различия в прическе, сложении или предметах одежды.

Мы явно делаем то же самое с нашими двумя частями, - сказал он, - Мы чувствуем, что есть еще одна часть нас, но когда стараемся определить эту другую сторону, тональ захватывает рычаги управления, а как директор он крайне мелочен и ревнив. Он ослепляет своими хитростями и заставляет нас забыть малейшие намеки на другую часть истинной пары - нагваль.

Остров тональ

Деликатный маневр введения светящегося существа в его собственную целостность требует, чтобы учитель работал внутри пузыря, а бенефактор - снаружи. Учитель перестраивает картину мира. Я назвал эту картину островом тональ . Я сказал, что все, чем мы являемся, находится на этом острове. Объяснение магов говорит, что остров тональ создан нашим восприятием, выученным концентрироваться на определенных элементах. Каждый из этих элементов и все они, вместе взятые, образуют нашу картину мира. Работа учителя относительно восприятия ученика состоит в перенесении всех элементов острова на одну половину пузыря. К настоящему времени ты, должно быть, понял, что чистка и перестройка острова тональ означает перегруппировку всех этих элементов на сторону разума. Моей задачей было разделить твою обычную картину мира; не уничтожить ее, а заставить ее перекатиться на сторону разума. Ты сделал это лучше чем любой, кого я знаю.

Он нарисовал воображаемый круг на камне и разделил его пополам вертикальным диаметром. Он сказал, что учитель с помощью своего искусства заставляет ученика сгруппировать всю свою картину мира на правой стороне пузыря.

Почему правая половина? - спросил я.

Это сторона тоналя, - сказал он. - Учитель всегда обращается к ней и, с одной стороны, познакомив своего ученика с путем воина, он заставляет его быть разумным, трезвым и сильным душой и телом. А с другой - он сталкивает его с немыслимыми, но реальными ситуациями, с которыми ученик не может справиться. Таким образом он заставляет его понять, что его разум, хотя и является чудеснейшей вещью, может охватить лишь очень небольшую поверхность. Как только воин столкнулся с невозможностью все охватить разумом, он сходит со своей дороги, чтобы поддержать и защитить свой поверженный разум. Чтобы добиться этого, он соберет все, что у него есть, вокруг него. Учитель следит за этим, безжалостно подхлестывая его, пока вся его картина мира не окажутся на одной стороне пузыря. Другая половина пузыря - та, что очистилась, теперь может быть заполнена тем, что маги называют волей.

Тональ – это замкнутая система, функционирующая в рамках запрограммированного описания реальности и иллюзорного мировосприятия. Тональ стремится всё упорядочить, придать определённость и закономерность всем проявлениям. Тональ выполняет такие функции, как придание смысла, классифицирование, расстановка приоритетов, создание иерархичной системы ценностей, поиск разумности, мышление, память, воображение. Он включает в себя всё, чем является человек, всё, что он думает, говорит, делает.

Функции тоналя действуют в диапазоне того, что известно человеку. Сознательный опыт ограничен диапазоном возможностей тоналя. Неизвестное тональ отрицает, создавая иллюзию отсутствия неизвестного посредством регулировки фильтрации восприятия. Тональ производит настройку восприятия, определяя приоритеты, фильтрует воспринимаемые энергоинформационные потоки в соответствии с матрицей мироописания.

Тональные функции настройки восприятия, создания виртуальной модели мира, реализации действий проявляют активность только в режиме ограниченного, цикличного процесса порождения иллюзий, исходящих из обыденного описания мира. Посредством воспринятого с рождения описания мира тональ структурирует восприятие. Регулируя настройки восприятия, тональ дополняет карту мира новыми элементами описания. Посредством ментального картирования тональ убеждает сознание, что описание мира и есть мир, внушая внутренним диалогом эту иллюзию.

«– Тональ – это организатор мира, – продолжал он. – Может быть, лучше всего его огромную работу было бы определить так: на его плечах покоится задача создания мирового порядка из хаоса. Не будет преувеличением сказать, что всё, что мы знаем и делаем как люди, – работа тоналя. Так говорят маги. В данный момент, например, всё, что участвует в твоей попытке найти смысл в нашем разговоре, является тоналем. Без него были бы только бессмысленные звуки и гримасы, из моих слов ты не понял бы ничего. – Тональ – это всё, что мы есть, – продолжал он. – Назови его! Всё, для чего у нас есть слово, – это тональ. А поскольку тональ и есть его собственные деяния, то в его сферу попадает всё»

Тональ с присущими ему функциями классифицирования, мышления, планирования создаёт программы, схемы, модели взаимоотношений человека сокружающим его миром. Жёсткие рамки регламента программ делают человека косным, ограниченным в восприятии, познании и взаимодействии с реальностью. По причине ограниченности и косности тоналя ему присущ консерватизм, он придаёт большое значение неизменности и окончательности описания мира, считая их признаками надёжности и правильности интерпретации. Тональ предпочитает привычные схемы, но реалии мира – постоянные изменения, и новые элементы вызывают в нём опасения в неспособности контроля над ними. Тональ имеет определенный уровень реагирования на изменения и допускает восприятие изменений в той степени, в которой он способен их контролировать. Он ограничен в возможности развития контроля и неподконтрольные изменения тональ старается отрицать или не воспринимать.

Тональ видит угрозу своему существованию в нестабильности своей модели, вследствие собственной неспособности к адекватному реагированию на постоянные изменения. Он не успевает создавать описание мира, соответствующее привычным программам и адекватное постоянным изменениям многомерного мира по причине его ограниченности в скорости и диапазоне восприятия. Критерием безопасности для тоналя служит неизменность описания мира, подтверждаемая вновь поступающей информацией, тождественной ранее принятому описанию. Поэтому тональ с пристрастием охраняет своё контролируемое, ограниченное пространство, не давая развитие более широкому и многоплановому восприятию реальности.

«–Хранитель мыслит широко и всё понимает, – объяснил он. – Но охранник бдительный, косный, чаще всего деспот. Следовательно, тональ во всех нас превратился в мелочного и деспотичного охранника, тогда как он должен быть широко мыслящим хранителем»

К. Кастанеда, “Сказки о силе”.

Тональ выполняет защитную функцию, но излишний страх, вызванный иллюзией слабости, способствует тому, что тональ пытается компенсировать его излишней опекой, что делает его слишком консервативным, мелочным. Присущая тоналю маскировка слабости и страха напыщенной оболочкой гиперважности трансформирует его из широкомыслящего хранителя в ограниченного, деспотичного охранника.

Матрица тоналя модулирует настройку чувственной активности на восприятие спектра эманаций соответственно своему диапазону системы интерпретации. Тональ фиксирует точку сборки в позиции обыденности общепринятой сферы восприятия и интерпретации. Определяя актуальные критерии описания мира, отвечающие требованиям безопасности, тональ формирует каналы и принципы восприятия таким образом, чтобы поступающая информация подтверждала ранее принятое, контролируемое описание. Если подтверждающей информации нет и тональ не способен контролировать новую, информацию, тогда тональ моделирует систему восприятия в режиме определённой фильтрации, запрограммированную на принятие той информации, которую он в состоянии контролировать, подтверждающую его картину мира, с отрицанием информации не соответствующейописанию окружающего.

Человек запрограммирован существовать, используя ограниченные средства тональной модели интерпретации. Несоответствие тонального миропонимания реальному миру он списывает на слепые силы природы, либо случайности, и корректирует это несоответствие изобретением множества ограниченных, противоречивых теорий. Психоэнергетическая природа тональной динамики и диапазона восприятия и ответного реагирования не соответствует адекватному взаимодействию с динамичными, многоплановыми проявлениями окружающей реальности, вследствие чего несоответствие совершаемых человеком тональных действий реалиям мира приводит к малоэффективности, ошибочности во взаимодействиях и потере внутренней энергии.

Тональ имеет внутреннюю и внешнюю части. Внутренняя часть имеет сложную структуру, производящую процессы мышления, психоэмоциональной активности. Внешняя часть тоналя менее упорядоченная, управляющая механической, двигательной активностью. Несоответствие внутренних проявлений тоналя с их реализацией во внешнем плане отражается в разладе между умом и действием, противоречивости чувств, конфликтности личности. Воин приводит в порядок взаимодействие внутренней и внешней частей тоналя. Он отслеживает, какие несоответствия происходят между проявлениями ума и действиями, желаниями и средствами достижения цели. Он определяет чувства и отношение к ним, выявляя причины, препятствующие гармонии внутренней и внешней сфер тоналя. Принимая решения силы, действуя с несгибаемым намерением на пути к свободе сознания, воин разрушает господство обыденного «я», уничтожает иллюзии и привязанности. Намерение реорганизует тональ, разрушая лидирующие позиции всех форм озабоченности своим «я», перемещая их на задний план. При ослаблении эгоцентрических процессов происходит изменение структур тоналя, трансформируется конфигурация восприятия. Процесс реорганизации тоналя производит психофизическую трансформацию, расширяет диапазон восприятия,увеличивает интенсивность осознания.

Различные способы говорить создало человечество для описания мира. Внутренний диалог способен определять проявления тоналя. Нагуаль невыразим никакими средствами. Сферу неизвестного невозможно интерпретировать какими-либозначениями.

«– Нет способа говорить о неизвестном, – сказал он. – Можно быть только свидетелем его. Объяснение магов гласит, что у каждого из нас есть центр, из которого можно быть свидетелем нагуаля, – это воля. Нагуаль– это та часть нас, для которой нет никакого описания – ни слов, ни названий, ни чувств, ни знаний»

К. Кастанеда, “Сказки о силе”.

Человек может определять проявления тоналя различными способами, но не способен определить нагуаль никаким способом. Нагуаль за пределами картины мира, вне каких бы-то ни было систем описания, передачи информации.

В этой статье я хотел бы снова затронуть тематику условности и относительности привычной картины мира. «Тональ» и «нагваль» – термины из книг Карлоса Кастанеды. Даже если Кастанеда свои невероятные приключения в мире магов выдумал, его описание мне до сих пор кажется во многом наглядным и точным.

Мы видим привычный мир и большинству из нас он кажется единственной, законченной и понятной реальностью. Когда человек практикует и созерцание, приходит осознание, что этот мир, который казался таким основательным и реальным – хрупок и не устойчив. Он словно карточный домик в диких джунглях. Аккуратные цветные картинки сложены упорядоченно, в соответствии с правилами и стандартами. Но обитатели джунглей (в которых этот домик стоит) ничего об этих правилах не знают. Нагваль – за пределами всех человеческих условностей восприятия и понимания.

В начале своего пути Нео (персонаж известного кинофильма) задал правильный вопрос: «что такое В кастанедовских терминах вопрос звучал бы так: «что такое тональ?». Тональ – это все, что мы знаем, это – привычный для нас мир. Тональ – все, о чем мы можем говорить.

Цитата из книги Карлоса Кастанеды «Сказки о силе».

«Тональ — это организатор мира. Может быть лучшим способом описания его монументальной работы будет сказать, что на его плечах покоится задача приведения хаоса мира в порядок. Но будет чрезмерным заявлять, как это делают маги, будто все, что мы знаем как люди, является работой тоналя.

В данный момент, например, все, что участвует в попытке найти смысл в нашем разговоре, является твоим тоналем. Без него были бы только бессмысленные звуки и гримасы, и ты не понял бы ничего из того, что я говорю. Скажу далее, что тональ является хранителем, который охраняет нечто бесценное, нас самих. Поэтому врожденным качеством тоналя является быть консервативным и ревнивым относительно своих действий. А поскольку его деяния являются самой что ни на есть важнейшей частью нашей жизни, то не удивительно, что он постепенно изменяется в каждом из нас из хранителя в охранника.

Он остановился и спросил меня, понял ли я. Я автоматически утвердительно кивнул головой, и он улыбнулся с видом недоверия ».

Здесь Дон Хуан – раскрывает своему ученику Кастанеде, что собой представляет привычная картина мира. Все это напоминает диалог из «Матрицы», когда Нео узнал от Морфеуса, в каком мире он жил все это время:

«Что есть реальность? И как определить ее? Есть набор ощущений, зрительных, осязательных, обонятельных — это сигналы рецепторов, электрические импульсы, воспринятые мозгом. Вот это — твой привычный мир ».

Можно вполне адекватно понять, что такое тональ и нагваль на уровне слов. Но это понимание не является осознанием. Можно сказать, что разница межу тоналем и нагвалем – и есть разница между пониманием на словах и проживанием без ограничений пониманием.

«Хранитель мыслит широко и все понимает, — объяснил он. — Охранник, с другой стороны, бдительный, узко мыслящий и большей частью деспот. Скажу далее, что тональ во всех нас был превращен в мелочного и деспотичного охранника в то время, как он должен был быть широко мыслящим хранителем.

Тональ — это все, что мы есть, — продолжал он. — Назови его! Все, для чего у нас есть слово — это тональ. А поскольку тональ является его собственным деянием, тогда все, очевидно, попадает в его границы.

— Тональ — это все, что мы знаем. Он не может создать или изменить ничего, и тем не менее он делает мир, потому что его функция состоит в том, чтобы судить, свидетельствовать и оценивать. Я говорю, что тональ делает мир, потому что он свидетельствует и оценивает его согласно своим тональным законам. Очень странным образом тональ является творцом, который не творит ни единой вещи. Другими словами, тональ создает законы, по которым он воспринимает мир, так что, образно говоря, он творит мир. Все, что мы знаем о нас самих и о нашем мире, находится на острове тоналя ».

Что имеет в виду Дон Хуан под тоналем – хранителем, и под тоналем – охранником? Как хранитель тональ защищает нас, позволяет нашей личности перемещаться в каждое новое мгновение времени без значительных психических «потерь». Он создает для нас среду, в которой мы способны что-то понимать, где мы можем ориентироваться, планировать, делать что-то с чем-то.

Как охранник тональ ограничивает нас, заточает в иллюзии, создает матрицу человеческой жизни. Однако я считаю, что это – великое благо. Именно тональ защищает человека (не готового для восприятия нагваля) от сумасшествия. Тональ необходим, чтобы мы не сгинули в безопорном хаосе. Тональ ограничивает наши возможности, создает правила игры, которые мы на текущем способны принять.

«Я продолжал перечислять возможные способы описания того, о чем он говорит: чистый интеллект, психика, энергия, жизненная сила, бессмертие, принцип жизни. Для всего, что я называл, он нашел предмет на столе как противовес и ставил его передо мной, пока все предметы на столе не были собраны в одну кучу.

— Может быть нагваль — высшее существо, всемогущий Бог? — спросил я.
— Нет, Бог тоже на столе. Скажем так, что Бог — это скатерть. Бога нельзя посмотреть по собственному желанию, о нем можно только говорить. Нагваль, с другой стороны, к услугам воина. Можно быть его свидетелем, но о нем нельзя поговорить.

— Если нагваль не является ни одной из тех вещей, которые я перечислил, то может быть ты сможешь рассказать мне о его местоположении. Где он?
Дон Хуан сделал широкий жест и показал на область за границами стола. Он провел рукой, как если бы ее тыльной стороной очищал воображаемую поверхность, которая продолжалась за краями стола.

— Нагваль там, — сказал он. — Там, окружающий остров. Нагваль там, где
обитает сила.
— Но когда ты называешь его «нагваль», разве ты не помещаешь его на острове?
— Нет. Я назвал его только потому, чтобы дать тебе осознать его существование.
— Хорошо! Но разве то, что я осознаю это, не является той ступенькой, которая превращает нагваль в новый предмет моего тоналя?
— Боюсь, что ты не понимаешь. Я назвал тональ и нагваль как истинную
пару. Это все, что я сделал. — Нагваль — это та часть нас, для которой нет никакого описания. Нет слов, нет названий, нет чувств, нет знания
».

Итак, все, что мы знаем – находится на острове тоналя. И Кастанеда задает правильный вопрос. Становится ли нагваль тоналем, когда мы о нем говорим? Концепции без опыта остаются концепциями. Для Дона Хуана нагваль – это опыт, которым он делится с Кастанедой, как на уровне слов, так и практически.

Цитата из книги Карлоса Кастанеды «Второе кольцо силы»:

«И Ла Горда расказала, каким путём Дон Хуан объяснил им фундаментальное разделение на тональ и нагваль. Однажды он собрал их всех вместе, чтобы отправиться на длинную прогулку к заброшенной, каменистой долине в горах. Он собрал большой, тяжёлый узел со всяческими вещами. Даже положил туда радиоприёмник Паблито. Он дал нести узел с вещами Жозефине, и разместил довольно тяжёлый стол на плечах Паблито. После чего все они тронулись в путь. Он сделал так, что все они по очереди несли узел и стол, пока шли, почти сорок миль, к этому необитаемому месту высоко в горах.

Когда они прибыли туда, Дон Хуан приказал Паблито поставить стол в самом центре долины. Затем он попросил Жозефину выложить содержимое узла на стол. Когда стол таким образом был накрыт, он объяснил им разницу между тоналем и нагвалем в тех же самых терминах, которые он использовал, когда объяснял это мне в ресторане, в городе Мехико. За исключением того, что в их случае пример, который он привёл, был бесконечно более наглядным.

Он поведал им, что тональ был порядком, который мы осознаём в нашем ежедневном мире, и что также это — личный порядок, который мы несём через жизнь на своих плечах, подобно тому как они несли этот стол и узел. Личный тональ каждого из нас был подобен столу в этой долине, — маленький остров, наполненный вещами, с которыми мы знакомы. Нагваль, с другой стороны, был необъяснимым источником, который держал этот стол на месте и был подобен простору этой пустынной долины.

Он сообщил им, что маги были обязаны наблюдать свои тонали издали для того, чтобы иметь большую власть над тем, что реально их окружает. Затем он заставил их взобраться на гребень горы, откуда они могли обозревать всю долину. С того места, где они находились, стол был почти неразличим. Потом они вернулись к столу, и он заставил каждого из них полежать на куче вещей, разложенных на столе, для того чтобы показать, что средний человек не имеет такой власти как маг, потому что средний человек находится наверху стола, удерживаемый на каждой из этих своих вещей.

Следующей процедурой было то, что он заставил каждого из них бросить один небрежный взгляд на объекты на столе и затем проверял их возможности вызова воспоминаний, беря что-нибудь и пряча это, чтобы посмотреть, будут ли они внимательны. Все они в этой проверке показали себя блестяще. Объясняя им происходящее, он подчеркнул, что их способность так легко запоминать предметы на столе проистекает из того факта, что все предметы были разработаны их «вниманием тоналя», или их «вниманием над столом».

Затем он попросил их так же оглядеть всё, что находилось под столом и проверил их способность вызова воспоминания, удаляя камни, веточки, либо что-нибудь ещё, из того, что там было. Никто из них не смог запомнить, что они видели под столом.

Потом Дон Хуан смёл все предметы с поверхности стола и заставил каждого из присутствующих по очереди лечь поперёк стола на живот и с большой осторожностью осматривать землю внизу. Он объяснил им, что для мага нагваль был территорией, находящейся как раз под столом.

Поскольку было немыслимо охватить необъятность нагваля, как например, обнять это обширное необитаемое пространство, маги взяли в качестве сферы своей деятельности — область, непосредственно под островом тоналя, что можно изобразить наглядно, как то, что было под этим столом. Эта область была сферой, которую они назвали «вторым вниманием», или «вниманием нагваля», или «вниманием под столом». Это внимание достигалось только после того как воины сделали поверхности своих столов чистыми. Он сказал, что достижение второго внимания делает два внимания одной единицей (одним целым) и эта единица называется целостностью самого себя («вся сумма, всё количество целиком» самого себя).

Ла Горда сказала, что его демонстрация оказалась настолько ясной для неё, что она поняла, почему Нагваль заставил очистить её собственную жизнь, её «остров тоналя», как он называл это. Она прочувствовала, что ей в самом деле повезло в том, что она следовала всем советам, которые он ей
давал».

Мы не понимаем безусловную реальность. Когда нет рамок, восприятие произвольно искажается. Все формы и мерки непрерывно движутся, трансформируются, проявляются и растворяются. Мы не постигаем, как устроено происходящее, как связываются чувства, как они воспринимают. Все может быть каким угодно. Но в нашем привычном мире (тоналя) все весьма конкретно. И не по воле случая. Однако чем больше мы прячемся от самих себя в привычной картине мира, тем сильней шок, когда она рушится.

Как быть? Что делать нашей относительной личности, погруженной в иллюзию экзистенциальной устойчивости? Как жить в безопорном хаосе? Как понимать жизнь?

Что на счет ? Как можно подобраться к этому уровню восприятия, не потеряв рассудок? Необходимо просто принять тот факт, что умом ничего не понять. Личность не может постичь реальность. Творение и постижение – не являются прерогативой личности. До тех пор, пока личность полагает, что делает выбор, она, как игрушка в руках демиурга, влияние которого становится «волеизъявлением» личности. Однако человек способен принять Волю творца, принять факт вышестоящей Воли. Я не постигаю, как думаю и как говорю. Я делаю это сейчас. У меня нет времени планировать то, как я буду проявляться здесь и сейчас. Потому что все и всегда происходит здесь и сейчас. И это все происходит спонтанно. В этом – секрет. Нет надобности постигать, как все устроено. Истина — за пределами форм и взаимодействий. На повседневном уровне обучение продолжается. У нас нет необходимости проворачивать что-то невероятное, чтобы понять, кто мы есть. От нас требуется лишь приятие происходящего. Наше действие – это движение реальности. Она проявляется здесь и сейчас через множество форм, одной из которых является человек. Подробней об этом говорилось в статье « ».
Нам повезло, что мы живем в упорядоченном мире. Здесь для нас проложены все необходимые ступени и даны возможности. Все, что требуется – быть умеренным, внимательным и осознающим.

ШЕПОТ НАГВАЛЯ

IV-396 - В определенный момент Шепот Нагваля должен расщепить ученика.

Что это значит, Дон Хуан?

Чтобы быть средним Тоналем, человеку необходимо единство - все его существо должно принадлежать острову Тональ. Без этого единства человек полезет на стенку. Магу необходимо разорвать это единство, не подвергая опасности свою жизнь. Важно научиться ждать, чтобы избежать ненужного риска, и потому маг годами выметает свой остров, пока не предоставится случай сбежать с него. Расщепление надвое, как раз и является вратами для такого побега. Это расщепление - наиболее опасная вещь из всего, что с тобой происходило, - осуществилось гладко и просто. Нагваль мастерски руководил тобой. Поверь мне, нужно быть безупречным воином, чтобы сделать это.

Не бойся, что временами теперь могут приходить, а затем исчезать любые необычные ощущения. Но главное, с этого времени не индульгируй в объяснениях и не становись в тупик.

Время для твоего расщепления было выбрано правильно. Так постановила Сила. Теперь все зависит от тебя. Если ты достаточно силен, то выстоишь перед огромным потрясением от того, что ты был расщеплен. Но если ты не сможешь выстоять, то пропадешь. Ты начнешь сохнуть, худеть, бледнеть, становиться рассеянным, раздражительным, завистливым.

IV-398 Маг должен действовать в определенных границах. Устанавливает эти границы Сила, и Воин является пленником Силы. Пленником, у которого есть только один свободный выбор - действовать или как безупречный воин или как осел. В конечном счете, Воин не пленник, а раб Силы, так как у него нет даже этого выбора. Хенаро, например, может действовать только безупречно, потому что действовать подобно ослу для него будет равносильно смерти. Это вызовет опустошение и конец. Для Нагваля нет ни земли, ни воздуха, ни воды. Все с чем ты встречаешься, нельзя нанести на карту. Нагваль кружит, скользит и летает в своем времени, которое не имеет ничего общего со временем Тоналя. Эти две вещи не пересекаются.

IV-408 Прибытие к целостности самого себя, очевидно, не является делом собственного решения или согласия, или собственного желания учиться. Твоему телу нужно время, чтобы шепот Нагваля погрузился в него.

Нужно "сцементировать" внушения, полученные при расщеплении. Как? Выключая свой внутренний диалог и позволяя чему-то в себе вытекать и расширяться, и не пытаясь разобраться, что тут имеется в виду. Просто позволить шепоту Нагваля вести себя.

IV-412 Нагваль не нуждается в точных объяснениях. Очень трудно самому нащупать путь к Нагвапю, и может просто повести встретиться с бабочкой и ее песней. Если вспомнить зов бабочки, то можно вернуть ее назад, чтобы она помогла.

V-152 - В чем преимущество такого расщепления?

У тебя есть одно ухо, которое слышит все, и один глаз, который видит все, и ты всегда будешь способен пройти лишнюю милю в случае необходимости.

IV-335 Каждое человеческое существо имеет две стороны, две отдельных сущности, две противоположности. Начинающих функционировать в момент рождения. Тональ и Нагваль находятся исключительно в сфере людей знания.

Тональ : является по праву защитником, хранителем. Хранителем, который чаще всего превращается в охранника. Это - социальное лицо. Тональ - организатор мира. Все что мы знаем и делаем как люди - работа Тоналя. Так говорят маги. Тональ -это хранитель, который охраняет нечто бесценное - само наше существования. Поэтому врождёнными качествами Тоналя являются консерватизм и Ревнивость относительно своих действий. Хранитель мыслит широко и все понимает, но охранник - бдительный костный, и чаще всего деспот. Тональ - это все, что мы есть. Всё для чего у нас есть слово - это Тональ. Тональ - это все что мы знаем, все что мы способны видеть глзами Тональ - начинается с рождения и заканчивается смертью. Его функция - судить, оценивать и свидетельствовать. Он создает законы, по которым воспринимает мир. Тональ - это остров. У каждого есть личные Тонали и коллективный для нас всех - ТОНАЛЬ ВРЕМЕНИ . Это все - что делает нас похожими. Все что мы знаем о нас самих и о нашем мире находится на острове Тоналя.

Нагваль : эта та часть нас, с которой мы вообще не имеем никакого дела, для которой нет описания - ни слов, ни названий, ни чувств, ни знаний. Нагваль всегда к услугам Воина и его можно наблюдать, но о нем невозможно сказать словами. Нагваль находится вокруг острова Тональ, там, где собирается СИЛА. В момент рождения и некоторое время спустя мы являемся целиком Нагвапем.

V-172 Нагваль и Тональ - истинная пара.

В жизни мага за творчество отвечает Нагваль. Только Воин может иметь правильный Тональ, у обычного человека может быть в лучшем случае "хороший Тональ". Тональ очень уязвим, он не выдерживает плохого обращения.

IV-353 Нагваль не кончается никогда. Нагваль - беспределен. Из-за его проявлений Нагваль лучше всего понимать в терминах Силы. Нагваль - единственное в нас, что способно творить.

IV-355 Грубо говоря, у каждого Тоналя есть две стороны. Одна - внешняя сторона, бахрома, поверхность острова. Эта часть связана с действием и действованием - беспорядочная сторона. Другая сторона - это решения и суждения, внутренний Тональ - более мягкий, более нежный, более сложный. ПРАВИЛЬНЫЙ ТОНАЛЬ - это такой Тональ, где оба уровня находятся в гармонии и равновесии.

Для правильного Тоналя все, что есть на острове Тональ, является вызовом. И разумеется, величайшим вызовом из всех является его ставка на силу. Но сила приходит из Нагваля. И когда воин оказывается на краю дня, это означает, что Нагваль уже близок. ЧАС СИЛЫ воина приближается. Однажды ты поставил на силу и эта ставка необратима.

IV-366 Это твой мир, и ты не можешь этого отрицать. Бесполезно сердиться или разочаровываться в самом себе. Все, что в данном случае происходит - это то, что твой Тональ ушел в свою внутреннюю битву. Битва внутри собственного Тоналя - это одно из самых нежелательных состояний, какие только можно закончить эту битву. Для начала я научил тебя как избегать опустошенности и истощения. Теперь в тебе больше нет войны. Нет в том смысле, в каком она была, потому что путь Воина -это вначале гармония между действием и решениями, а затем гармония между Тоналем и Нагвалем

В течение всего времени, что я тебя знаю, я говорил, обращаясь как к твоему Тоналю, так и к твоему Нагвалю. Именно таким способом должны даваться инструкции.

Сначала следует разговаривать с Тоналем, потому что именно Тональ должен притупить контроль. Но он должен сделать это с радостью. Например, твой Тональ без особой борьбы уступил часть своего контроля, потому что ему стало ясно, что в противном случае твоя целостность была бы разрушена. Иными словами, Тональ должен отказаться от таких ненужных вещей, как чувство собственной важности и потакание себе, которые лишь погружают его в скуку. Но проблема в том, что Тональ цепляется за все это, хотя он должен был бы с радостью избавиться от подобной мути. Необходимо сначала убедить Тональ стать свободным и текучим. Прежде всего, магу необходим сильный, свободный Тональ. Чем сильнее он становится, тем меньше привязывается к своим действиям и тем легче его сжать.

IV-366 Время от времени, Тональ как бы съеживается, особенно когда он потревожен. Обычно для Тоналя характерны осторожность и подозрительность. В тех случаях, когда Тональ застигнут врасплох, боязливость неминуемо заставляет его сворачиваться.

Толчок - техника для сжатия Тоналя. Толкнуть следует в строго определенный момент, но для этого нужно Видеть.

Когда человека толкнули, и его Тональ сжался, его Нагваль, если он хоть сколько-нибудь пробужден, берет верх и совершает необычные вещи. Я не знаю, как это происходит. Нагваль способен на невероятные вещи.

Действия Нагваля можно воспринимать только телом, но не разумом. Мы были во времени Нагваля, и в этом нет ничего страшного. Мы способны на гораздо больше. Такова наша природа как светящихся существ. Наш изъян - в упорном стремлении оставаться на своем монотонном, скучном и удобном острове. Наш Тональ - это обыватель, а он не должен быть таким.

IV-368 - Но они видели, как я растаял в воздухе?

Об этом позаботился Нагваль. Это уж его дело. Мы - текучие светящиеся существа, сотканные из волокон. Только благодаря Тоналю мы считаем себя плотными объектами. Когда Тональ сжимается, могут происходить необыкновенные вещи. Но они необыкновенные только для Тоналя.

IV-369 Нагваль научившись однажды выходить на поверхность, может причинить большой вред Тоналю, выходя наружу без всякого контроля.

Что я могу сделать?

Твой Тональ должен быть убежден Разумом, твой Нагваль - действиями, пока они не сравняются друг c другом, как я тебе говорил Тональ правит, и тем не менее, он очень уязвим. Нагваль с другой стороны никогда или почти никогда не действует, но когда он действует, он ужасает Тональ.

Тональ должен быть защищен любой ценой. Корона должна быть с него снята, однако он должен оставаться как защищенный поверхностный наблюдатель.

Любая угроза Тоналю обычно заканчивается смертью. А если умирает Тональ, то умирает и весь человек. Тональ легко уничтожить из-за его врожденной слабости, и потому одним из искусств равновесия Воина является вывести на поверхность Нагваль, чтобы уравновесить Тональ. Я говорю, что это искусство. И маги знают, что только путем усиления Тоналя может появиться Нагваль. Понятно, что я имею в виду? Это усиление называется ЛИЧНОЙ СИЛОЙ.

IV-380 Здесь не может быть никакого объяснения. Можно только был свидетелем Нагваля.

Когда имеешь дело с Нагваем, никогда не следует смотреть на него прямо. Единственный способ - смотреть на Нагваль как на обычное явление. Следую моргать, чтобы прервать пристальный взгляд. Наши глаза - это глаза Тоналя или точнее - наши глаза выдрессированы Тоналем. Поэтому Тональ считает их своими. Одним из источников твоего замешательства и неудобства является то, что твой Тональ не отступает от твоих глаз. В день, когда он это сделает, твой Нагваль выиграет великую битву. Твоей помехой, или лучше сказать, помехой каждого является стремление настроить мир согласно правилам Тоналя. Поэтому, каждый раз, когда мы сталкиваемся с Нагвалем, мы сходим с дороги, чтобы сделать наши глаза застывшими и бескомпромиссными Я должен взывать к той части твоего Тонапя, которая понимает эту делемму, а ты должен сделать усилие, чтобы освободить глаза. Тут нужно убедить Тональ, что есть другие миры, которые могут проходить перед одними и теми же окнами. Потому отпусти свои глаза на свободу. Пусть они будут настоящими окнами. Глаза могут быть окнами, чтобы заглядывать в хаос или смотреть в эту бесконечность.

Как я могу это сделать?

Скажу тебе, что это очень просто. Может я говорю так потому, что давно уже делаю это сам. Нужно только установить намерение как таможню. Когда находишься в мире Тоналя, ты должен быть безупречным Тоналем, никакого времени для иррациональной ерунды. Но в мире Нагваля ты также должен быть безупречен - никакого времени для разумной ерунды. Для воина намерение это дверь в промежуточное положение. Она полностью закрывается за ним, когда он выходит на тот или иной путь.

Второе, что тебе следует делать при встрече с Нагвалем - время от времени менять направление взгляда, чтобы Нагваль не околдовал тебя. Смена положения глаз всегда облегчает ношу Тоналя. Сегодня утром я заметил, что ты был исключительно уязвим, и потому изменил положение твоей головы. В подобных случаях ты должен научиться делать это самостоятельно - но только для передышки, а не для того, чтобы снова оградить себя, сохранив распорядок Тоналя. Я могу дать честное слово, что ты попытаешься использовать эту технику, чтобы спрятать за ней рациональность своего Тоналя, считая при этом, что спасаешь его от уничтожения. Но дело в том, что никто не собирается уничтожать рациональность Тоналя. Так что твой страх совсем не обоснован.

V-172 Тональ находится во всем, что можно легко постигнуть нашими чувствами, в то время как Нагваль, находящийся во всем, открывается только.

Мы можем натолкнуться на самые диковинные виды Тоналя и испугаться их, или испытать потрясение от них, или чувствовать к ним безразличие, потому что все это находится в пределах нашего восприятия. С другой стороны, для восприятия Нагваля требуются особые чувства мага. Но как Тональ, так и Нагваль присутствуют всегда и во всем. Поэтому магу свойственно говорить, что "смотрение" состоит в обозревании Тоналя, находящегося во всем, а "видение" с другой стороны - это наблюдение Нагваля, тоже находящегося во всем. Поэтому, если воин наблюдает мир как человеческое существо, он "смотрит", а если он наблюдает его как маг, то он "видит". То, что он "видит" и следует, собственно говоря, называть Нагвалем.

VI-372 Сила, правящая судьбой всех живых существ, называется ОРЛОМ. Не потому, что это орел или что-то еще, имеющее нечто общее с орлом либо как-то к нему относящееся, а потому что для видящего она выглядит как неизмеримый иссиня-черный Орел, стоящий прямо, как стоят орлы, высотой уходя в бесконечность.

Когда видящий смотрит на черноту, являющуюся Орлом, четыре вспышки света освещают его сущность.

Первая вспышка, подобно молнии помогает видящему охватить контуры тела Орла. Тогда можно видеть белые мазки, выглядящие, как перья.

Вторая вспышка молнии освещает колышущуюся, создающую ветер черноту, выглядящую как крылья Орла.

С третьей вспышкой видящий замечает пронзительный нечеловеческий глаз.

Четвертая последняя вспышка открывает то, что Орел делает. Орел пожирает осознание всех существ, живших на земле мгновение назад, а сейчас мертвых, прилетающих к клюву Орла, как бесконечный поток мотыльков, летящих на огонь, чтобы встретить своего хозяина и причину того, что они жили. Орел разрывает эти маленькие осколки пламени, раскладывая их, как скорняк шкурки, а затем съедает, потому что осознание является пищей Орла.

Орел - СИЛА, правящая судьбой живых существ, - видит всех этих существ сразу и совершенно одинаково. Поэтому у человека нет никакого способа разжалобить Орла, просить у него милости или надеяться на снисходительность. Человеческая часть Орла слишком мала и незначительна, чтобы затронуть целое.

Только судя по действиям Орла, видящий может сказать, чего Орел хочет. Хотя Орла и не волнуют обстоятельства жизни любого живого существа, каждому из них он сделал ДАР .

По-своему, своими собственными средствами, каждое из них, если пожелает, имеет власть сохранить силу осознания, силу не повиноваться зову смерти и тому, чтобы быть пожранным. Каждому живому существу была дарована сила, если оно того пожелает искать проход к свободе и пройти через него. Для того видящего, который видит этот проход, и для тех существ, которые прошли сквозь него, совершенно очевидно, что Орел дал этот ДАР для того, чтобы увековечить осознание.

Для того чтобы к этой лазейке существовал проводник, Орел создал НАГВАЛЯ . Нагваль - это двойное существо, которому было открыто ПРАВИЛО, , будь он в форме человека, растения или чего угодно живого. Нагваль уже по самой своей двойной природе стремится искать этот проход.

Нагвали приходят парами, образованными мужчиной и женщиной. Двойной мужчина и двойная женщина становятся Нагвалем только после того, как каждому из них будет открыто ПРАВИЛО и каждый из них поймет и примет его полностью.

Глазу видящего Нагваль-мужчина и Нагваль-женщина видятся как светящееся яйцо, разделенное на четыре части. В отличие от остальных людей, имеющих только две стороны - правую и левую, у Нагваля левая сторона разделена на две длинных секции, точно также и правая.

Орел создал первых Нагваля-мужчину и Нагваля-женщину и тотчас пустил их в мир ВИДЕТЬ . Он снабдил их четырьмя женщинами - Воинами, которые были СТАЛКЕРАМИ , тремя Воинами - мужчинами и одним мужчиной - курьером, которых они должны были вести к свободе и заботиться о них.

Женщины-Воины называются направлениями, четырьмя углами квадрата, четырьмя темпераментами, женскими личностями, существующими в роде человеческом:

1. Восток. Утро. Это порядок. Она оптимистична, беззаботна, обходительна, как устойчивый бриз.

2. Север. Полдень. Это сила. Она находчива, резка, пряма, несгибаема, как сильный ветер.

3. Запад. Сумерки. Это чувство. Она интроспективна, совестлива, артистична, подобна прохладному порыву ветра.

4. Юг. Ночь. Это рост. Она питает, она шумна, застенчива, тепла, как горячий ветер.

Трое мужчин-Воинов - мужской тип деятельности и темперамента:

1. Ученый. Любознательный человек, благородный, на него можно положиться, он спокоен, полностью предан выполнению своей задачи, какова бы она ни была.

2. Человек действия. Очень переменчивый, большой весельчаки ненадежный компаньон.

3. Организатор за сценой. Загадочный, непознаваемый человек. О нем нельзя ничего сказать, так как сам он никакой информации о себе не сообщает.

4. Курьер. Это помощник, неразговорчивый, бесстрастный, действует очень хорошо, если его должным образом направить, но не может действовать полностью самостоятельно.

Каждый из этих четырех типов мужчин и женщин имеет в своем светящемся теле особые черты.

VI-374 У Нагвалей, в их светящихся телах заметны два различных типа движения: их правые стороны колышутся, а левые вращаются.

В личностном смысле Нагваль-мужчина является опорой, он постоянен и неизменен. Женщина-Нагваль всегда воюет, и в то же время она расслаблена. Её осознание постоянно, но не напряжено.

Оба они отражают четыре типа их пола как четыре варианта поведения.

VI-376 В мире минимальное число Воинов под руководством Нагваля равно шестнадцати: восемь Воинов-женщин, четыре мужских Воина, считая Нагваля, и четыре курьера. В момент покидания мира, когда к ним присоединяется новая женщина-Нагваль, число Воинов партии Нагваля составляет 17. Если его личная сила позволяет ему иметь больше воинов, то может быть добавлено число, кратное четырем.

ПРАВИЛО бесконечно и охватывает каждую грань поведения Воина. Интерпретация и накопление ПРАВИЛА является работой видящих, чьей единственной задачей из века в век было видеть Орла, наблюдать за его бесконечным потоком. Из своих наблюдений видящие сделали вывод, что если светящаяся оболочка человечества будет сломлена, то ПОЯВИТСЯ возможность найти в Орле слабое отражение человека. Невыразимые указания Орла могут быть восприняты видящими, правильно истолкованы ими и накоплены в виде свода ПРАВИЛ.

ПРАВИЛО - это не сказка. И перескочить к свободе не означает вечной жизни в том смысле, как обычно понимается вечность - как непрерывная бесконечная жизнь. ПРАВИЛО утверждает, что возможно сохранить осознание, обычно распадающееся в момент умирания.

В момент перехода входишь в третье внимание, и тело во всей его полноте озаряется знанием, каждая клетка мгновенно осознает себя и целостность всего тела.

Мексиканский фольклор представляет разделение мира на настоящий и параллельный, в котором человек перевоплощается в животное. Нагваль - это мифическое название зверя, в которого превращается шаман.

Две вселенные

Нагваль - это нематериальная вселенная, в которую можно попасть через дар ясновидения. Тональ - это настоящее, переживаемое человеком в это время. В материальном мире люди общаются через первостепенное внимание, которое дается при рождении. Нематериальная вселенная открывается только избранным, которым дан дар ясновидения или второстепенное внимание.

По словам Дона Хуана Матуса, жившего в XX веке и бывшего духовным наставником в Мексике, Тональ - то, что начинается с рождением и уходит со смертью, а Нагваль - не имеет летоисчисления, он содержит силу и является ею. Названия Тональ и Нагваль используются в эзотерической терминологии и представляют собой параллельный мир.

По рассказам, переданным в книге Карлоса Кастанеды, которые были записаны из бесед с Доном Хуаном, создания толкуются как:

  • материальное и нематериальное - 2 разных измерения: одно для общения, а второе для действий;
  • Нагваль не нуждается во времени, воде или суше, он делает то, что необходимо, не имея общего со временем Тоналя.

Этимология названия

Нагваль - обозначает животный инстинкт, просыпающийся в человеке, который обладает даром ясновидения.

Первая трактовка названия была расшифрована в 1656 году, как «скрываться» или «принять другой лик». По иной версии слово происходит от народов Майя и означает «мудрость», «магическое знание».

Под словом понимают колдуна или оборотня, человека, умеющего являться перед другими в образе зверя или природного явления. С течением времени слово Нагваль стали переплетать с названием Тональ, которое означает, что каждый человек имеет двойника в мире животных.

С применением слова издавна происходит путаница, в связи с тем, что разные регионы Мексики приписывают ему свой смысл.

  1. Северная и центральная часть Мексики используют термин для обозначения дикого животного или чудовища, в которое перевоплощается колдун либо управляет им на расстоянии.
  2. Южный регион Мексики и часть Америки, прилегающая к ней, считают, что в мире животных существует двойник для любого человека, их жизни связаны.

Исследования Д. Бринтона в сфере происхождения и значения этимологии слова смешивают понятия Нагваль и Тональ в одно целое. Исследователь объединил все единым термином «Нагвализм» и представил индейцев, как мрачных сектантов, верующих в магию. По его теории, секта управляла действиями и поведением людей.

В 1944 году теория о существовании секты была опровергнута. Ученый-исследователь по фамилии Фостер заявил, что «Нагвализм», как культ, не может существовать. Понятия о Нагвале и Тонале разделились.

Выбор Нагваля

Способности перевоплощаться имеются не у всех, многие даже и не догадываются о таких возможностях. Выбор Нагваля у новорожденного делается без ведома родителей, действие происходит так:

  • заметив беременную женщину на сносях, во время родов колдун посылает к ней в дом подвластное ему животное;
  • зверь ворует младенца и приносит на раздорожье в безлюдное место;
  • разные Нагвали приходят на раздорожье, чтобы глянуть на младенца: зверь, который оближет малыша, станет его двойником;
  • каждый ребенок может быть выбран 3 животными.

Использование Нагваля

Превращение в монстра или зверя используется только со злыми намерениями. Чтобы научиться управлять животным двойником, требуется обучение у знатного колдуна, проходящее не менее 2 лет. В период обучения передаются познания в сфере гипноза и магии.

Оборотничество в Мексике считается не столь опасным. Люди превращаются в таких животных:

  • индюк;
  • осел;
  • собака;
  • шакал;
  • ягуар.

Колдовская сила применяется для собственной выгоды, поэтому в мексиканском народе Нагваля считают лентяем, использующим силы, чтобы не трудиться. Нагвали вредительствуют:

  • занимаются воровством;
  • насилуют красивых девушек;
  • пугают людей.

Этому виду оборотня не позволительно перейти границы, убивать и калечить они не имеют права. Ходит поверье, что если владелец Нагваля прикоснется к металлическому предмету - это приведет к потере контроля над силой.

Оборотни крадут детишек или совершают попытки купить их с неизвестной целью. Нагвали-женщины являются перед мужчинами, которые находятся под влиянием наркотиков или алкоголя, преимущественно такие явления происходят в ночной час.

Ретабло

Наиболее полное представление о мифических персонажах мексиканского фольклора, таких как Нагваль, более полно даст Ретабло, представляющее собой картину, написанную в благодарность за удачно сделанное дело.

Современное искусство в виде Ретабло очень популярно не только среди жителей Мексики, но и среди туристов. Картинки заказывают, когда происходит счастливое событие, которое не наступит без помощи высших сил.

Интерес к Ретабло порождается за счет их уникальности, они могут повествовать:

  • рисунок внешности Нагваля;
  • деятельность;
  • место обитания.

Вопреки всем доводам о внешности Нагвалей и их схожести с обычными животными, на Ретабло они изображаются в виде сказочных чудовищ, непохожих друг на друга.

Заключение

Нагваль и Тональ - это 2 мира, один из которых ощутимый, материальный, а другой незримый, предназначенный только избранным. По поверьям людей проживающих в Мексике, существо представляет собой животное, в которое может перевоплотиться колдун. С течением времени менялась трактовка названия, а вместе с ней и предназначение.