Стадии углубления медитации. Вопрос: Какие существуют стадии медитации? Стадии медитации (III)

Есть сонм альтернативных «реальностей», игры нашего ума. Обычный человеческий ум – это та часть нас, которая отвечает за «производство», переработку и хранение информации. Виды информации это – мысли, образы, звуки, эмоции, ощущения и реакции...

Сознание – это то, что может воспринимать сигналы ума, информацию. Причем, оба этих начала (ум и сознание) взаимно помогают друг другу (должны помогать в идеальном случае). Ведь если бы мы не сознавали то, о чем «думает» ум, если бы не было обратной связи, самоконтроля, то невозможна была бы «переработка», творчество, накопление опыта, принятие верных решений вообще. Качество этой связи у каждого разная, кому-то везет больше, кому-то меньше, а практика активизации сознания (медитация, т.е. наблюдение) делает эту связь лучше. Поэтому, никто из понимающих предмет разговора, никогда не скажет, что Ум – это враг и что «надо остановить внутренний диалог» или «бороться с мыслями». Ум просто должен быть нашим слугой, идти на поводу у нашего Я. Когда истинное Я с помощью своего сознавания, памятования, бдительности, управления вниманием – повелевает своим Умом, то всё будет, наконец, хорошо.

Для начала, должно произойти просветление – выход нашего Я из-под тотальной вовлеченности в информацию, созданную умом. Обычно же, Я потонуло в этих играх, отождествилось с теми или этими «реальностями», сознание видит не Я, как самое, а саму игру, роль, выгруженную в Наше сознание ту или иную информационную структуру (мир). Это не просто хаос сигналов, неструктурированно подгруженный в наше восприятие. Мы ведь очень логично думаем, создаем целые миры из своих фантазий. Так создаются целые вселенные…

В буддизме, а предложенный мультфильм именно буддийского толка, показаны 6 категорий таких «вселенных». Если вы смотрели фильм «Куда приводят мечты», то вам повезло: в этом фильме неплохо показана связь между «настроением», между образом мыслей, которые вдруг меняют характер своего протекания, - и тем, как можно спонтанно изменить фокус своего восприятия и увидеть – «оказаться» – в другой «категории миров». Это просто новая структура сигналов ума вошла в наше восприятие. Нет никакой объективной реальности, существующей независимо от нашего ума. Это только благодаря нашему уму и сознанию мы видим тот или иной мир, существуем в той или иной ипостаси. Бытие, таким образом, - чисто информационная программа, по сути.

В зависимости от гибкости ума, от широты восприятия, живая сущность «попадает» в тот или иной «мир» (как на компьютере мы подгружаем ту или иную программу).

Но, как устает наше тело, если долго работает, также устает и наша психика, ибо всё обладает своим конечным ресурсом. Однажды этот ресурс заканчивается, наступает «смерть», т.е. переход в информационное небытие.

В мультфильме вы увидели эти альтернативы: адские миры для преступников (это они сами осудили себя); миры воинствующих асуров (здрасьте вам, эгоисты, что идете к своей цели по трупам, укомплектовывая новую информационную базу своего ума на долгие века вперед); миры голодных духов, у которых никогда ничего не получается (добро пожаловать в этот мир после своей смерти, вечные пессимисты, страдальцы всех форм, которым вечно чего-то не хватает, всего хочется нахаляву, фомы неверующие и т.п.), а также миры животных, людей и богов…

Шесть миров является аллегорическим описанием условного существования, сансары, в которую существа возрождается. Характер своего существования определяется кармой (своими мыслями, поступками, и реакциями на эти мысли и поступки).

Кстати, эта аллегория условна еще и вот почему: прямо сейчас в каждом из нас есть факторы, присущие каждому «миру», которые могут перетянуть наше восприятие к тому или иному «миру».

А боги?.. Речь идет о «сансарических богах». Это высший уровень гибкости и широты ума, но всё-таки ум по-прежнему «рулит». Этот мир ждет тех, кто любит идеи (и развивается в этом направлении) о благе, о духовных заслугах, о добрых деяниях и о том, что главное верить – сила мысли всё, мол, может. Этот мир ждет тех, кто впечатляется фильмами типа «Куда приводят мечты» и «Секрет», но не способен пройти дальше этого, не осознает, что любая оценка и убеждение – это рабство, это сансара, это отношение и вовлеченность.

Да, миры богов чудесны, нет пределов твоему совершенству в этой ипостаси, и всё, кажется, подчиняется теперь твоим желаниям и твоему ума – только пожелаешь что-то, как тут же это сбывается…

Но однажды, пусть и через миллионы лет такого существования, заканчивается даже ресурс такого бога… он вдруг теряет свою божественную природу, свечение тает, мощь и возможности уходят… Бывшие друзья и подруги – такие же божества – не в силах вынести этой картины и уходят, оставляют бедолагу одного… Последний раз бедняга окидывает своим божественным взором вселенную, наконец понимая, что что-то происходит и нужно посмотреть, в чем же проблема (а раньше было не до того, раньше ведь был вечный праздник и поэтому не было нужды в самоанализе и саморазвитии) и видит сразу все миры сансары. Он с ужасом понимает, что ему придется начать всё сначала…

И вот перед нами финальная идея мультфильма. Это мультипликационная версия знаменитой буддийской росписи в хуруле «Золотая обитель Шакьямуни», которая называется «Ум на стезе шаматхи – умиротворение ума» . Это роспись глубоко символична. Здесь показывается последовательность этапов на пути просветления, т.е. путь, благодаря которому можно вообще выйти из-под зависимости от своих «информационных структур», происходящих из ума и покушающихся полностью захватить восприятие нашего Я.

Монах, вставший на путь достижения шаматхи – умиротворения ума, последовательно проходит девять стадий, упражняясь в медитации.

В руках у него крюк и лассо. Лассо означает памятование, а крюк – бдительность. Слон – это наш Ум (Ум - Космос), а его черный цвет говорит о состоянии омрачения «играми», хаосом информации. Обезьяна – это мысли, оценки, убеждения, а ее чернота - возбужденное состояние "двигающегося ума". Обезьяна не идет спокойно, а несется сломя голову вперед, всё время кувыркаясь, что символизирует бардак в наших убеждениях и оценках… сегодня мы истово убеждены в одном, а завтра можем точно также искренне отстаивать противоположные убеждения… Позвольте, да ведь тогда это не мы имеем убеждения, а они нас – и сами же себя отстаивают… они идут во главе процессии наших психических составляющих…

На первой стадии слон и обезьяна совершенно черные - наш ум не способен сосредоточиться на объекте медитации, ум и мысли живут своей жизнью, они полностью господствуют над Нами, мы бежим куда-то в поту, не подчиняя себе свою жизнь;

На первом этапе черный Слон – полностью захвачен двигающимся умом (Обезьяна идет впереди, а Слон трусит позади), вся наша внутренняя территория подавлена "выкрутасами" ума-Обезьяны, а выраженного представительства Сознания, как такового, вообще еще в помине нет…

Черный слон здесь идет на поводу у черной обезьяны (у обезьяны блуждания мыслей, рождающихся в возбужденном уме). Мы должны поймать этого слона, набросив на него петлю памятования, зацепив его крюком бдительности и заставить сосредоточиться на выбранном нами пути...

На 1-ой и 2-ой стадии монаху не удается поймать «Слона», и он убегает от него без оглядки... Огонь над обезьяной и рядом со слоном - символ избыточной гиперактивности ума... Это напоминает о том, что вначале пути большинство медитаторов становятся даже более агрессивными, их восприятие улавливает гиперактивность двигающегося ума и не может справится с ситуацией.

На 3-ей стадии монах накидывает лассо, и слон поворачивает голову. Это описание того этапа, когда практикующий человек уже иногда улавливает в себе такие состояния, когда всё-таки сознание активизируется… пускай еще мы рабы своих мыслей и эмоций, своих убеждений и реакций, - но уже иногда способны отмечать это, видеть эти процессы в себе и отслеживать хотя бы постфактум (а иногда уже и параллельно). Еще чуть дальше, и такой человек уже может, например, начав скандалить с супругом (супругой), вдруг заметить свои реакции, свой гнев – и в этот момент сможет выбрать: продолжать ли гневаться, или осуществлять наблюдение за реакцией. Во втором случае человек может успокоить свои реакции…

Слон и обезьяна начинают постепенно светлеть, что говорит о постепенном увеличении ясности и устойчивости мысли.

Также на этой стадии на спине у слона появляется кролик, он символизирует некую притупленность ума… Замечали ли вы, что в начале пути почти все эзотерики, серьезно практикующие медитацию, часто становятся неадекватными? Есть даже такая «буддийская народная поговорка»: «Когда я стал буддистом, то все родные начали шарахаться от меня. Когда я стал Буддой, всё снова стало хорошо».

Речь о том, что все неофиты немножко сходят с ума. Некоторые не немножко. Но даже если всё совсем хорошо, очень часто отмечается некоторая неадекватность. Человек снова вовлечен, но уже в другую игру, в игру в саморазвитие. А самоконтроля нет, ибо психика перегружена. Она никогда не работала в таком интенсивном режиме, мы начали очень мощно работать с сознанием, и два параллельных процесса – «думание» (функция ума) и «наблюдение» (функция сознания) – слишком большая нагрузка… Ум словно немного тупеет. В это время человек лишен способности оценивать происходящее с нужной чистотой и ясностью, часто пропадает критическое мышление и способность остро переживать происходящее. На этом этапе люди часто становятся заложниками неверных идей, могут подсесть на каких-то лже-гуру, попасть в секты. И все нормальные люди будут четко видеть – это совершенно всем ясно будет видно – что это секта, что тот или иной «гуру» банальный мошенник… но почему-то такие очевидные вещи может не видеть сам неофит… Наоборот, он будет злиться, он будет доказывать, он будет стараться всех привлечь в свою новую «семью», в свою новую истину… Или, если он выберет более подходящую для "духовного путника" роль в этой игре, он будет в ответ на критику блаженно улыбаться, загадочно и снисходительно "молчать"... Но это не будет ни истинным покоем, ни мудростью - это только маска, соответствующая его роли в новой и приятной для неофита игре в саморазвитие...

На этом этапе человек несколько тупеет, настоящая ясность ума может прийти только позже… а пока с ним бесполезно говорить.

Практика самих медитаций этого этапа - также характерна своими туповатыми состояниями, часто человек проваливается в сон, в полукоматозные состояния, в которых нет яркого осознавания момента "здесь и сейчас".

С 4-ой по 5-ую стадию "животные" чаще оглядываются назад, они уже начинают догадываться, кто истинный Хозяин… начинается этап приручения своих "животных"; слон и кролик всё больше белеют, а цвет обезьяны становится всё больше золотым (мысли и оценки становятся всё более светлыми, добрыми, позитивными). «Животные» идут всё медленнее, пусть становится гораздо более легок, естественен, приятен…

На 6-ой стадии мы становимся поводырем нашего ума и мыслей. Это и есть начало просветления. Теперь наше Я вышло на подобающее ему место, Хозяин – вернулся в свой Дом!

На 7-ой стадии кролик исчезает, так как притупленность и возбужденность ума возникают крайне редко, а возникая, прекращаются малым усилием; наш ум и наше восприятие становятся ясными, чистыми, острыми как бритва…

На 8-ой стадии мы решаем полностью освободиться от своих убеждений и оценок. Не важно какого характера эти оценки и убеждения, даже если это позитивные «золотые» оценки, это всего лишь оценки… эта способность нам более не нужна, мы должны оставить её здесь. Человек прощается со своей обезьяной. Слон становится абсолютно свободен, в нем не остается ни капли черноты…

И вот только теперь есть возможность уйти в настоящий ретрит. Смешны разговоры о длительных многолетних ретритах от тех людей, кто еще не распрощался со своей обезьяной, ибо в долгой статике такого человека происходят только накопления психосоматических напряжений: обезьяна бьется внутри такого человека и это не медитация, а просто напряженное сидение в своих мыслях… Но вот теперь человек может сесть в ретрит, ибо «отречение» от мира уже произошло. Оно произошло не в пещере, а до неё, когда он отпустил свою обезьяну…

И однажды…

Человек взлетает вместе со слоном и усаживается на него, он полностью покорил слона своего Ума – этот микрокосмос и одновременно тождественный ему макрокосмос – он больше не имеет преград, ибо стал совершенно свободен, а Информационное Бытие – всё Сущее – стало пластикой для его творчества, он может сам создавать любые миры, если захочет. В руке его появляется ваджра – символ Намерения – и теперь по воле Его свершается всё в самом Бытие, ибо Он и есть Само Бытие!


Медитация означает быть в состоянии при отсутствии мыслей с полным осознанием.
Только с целью предварительного понимания различные последовательные стадии медитации могут быть отмечены следующим образом:
1. Вы начинаете с сознательного отслеживания естественного процесса дыхания. Это известно как анапанасати. (В управлении или манипулировании процессом дыхания нет необходимости.) В том случае, когда какая-либо мысль уводит ваше внимание от процесса дыхания, возвращайтесь к отслеживанию дыхания без борьбы с этой мыслью.

2. На следующей стадии добавьте своё сердцебиение в своё осознанное отслеживание наряду с процессом дыхания. Это осознавание двух аспектов. Затем наступает отслеживание всего тела наряду с процессом дыхания. Это известно как кайануапассана. Здесь вы осознаёте каждое событие внутри вашего тела.

3. На следующей стадии увеличивайте своё осознавание ещё больше, добавляя к нему отслеживание всех звуков как внешнего, так и внутреннего мира. Пусть ваше осознавание становится ещё более интенсивным и обширным. Пусть оно перерастает в многоаспектное осознавание, что означает быть осознающим многие аспекты одновременно. Вы осознаёте своё дыхание, своё сердцебиение, ощущения в своём теле, различные звуки как внутри, так и вовне. Вы также осознаёте то, как воздух обдувает вашу кожу, различные ароматы в комнате и т.д. Когда вы просто укрепляетесь в этом состоянии, третий глаз открывается сам по себе, и вы начинаете видеть вещи непосредственно. Это известно как випассана, или “особое видение”. Многие медитаторы сообщают о различных переживаниях на этой стадии, известных как переживания, относящиеся к третьему глазу.

4. С отслеживанием мыслей и дальнейшим обострением этого осознавания, укоренение в состоянии при отсутствии мыслей становится лёгким. При этом выстраивается энергетический резервуар, так как отсутствует рассеивание энергии думающим умом. Когда вы всё больше и больше просто остаётесь в этом состоянии, энергия выстраивает пики, и затем она ниспадает обратно на себя. Это переживание просветления, при котором осознавание начинает осознавать само себя.
Благодаря этому становится возможным многомерное осознавание, и вы можете видеть различные вибрирующие вселенные (эфирную, астральную, каузальную (причинную) и т.д.), которые сосуществуют все одновременно, своим “множественным видением”. Это приносит понимание многообразия различных вибрирующих вселенных – грубых, тонких и наиболее утончённых. Вы понимаете все эти “согласованные реальности” как временные иллюзорные явления и отбрасываете все эти переживания прошлого, оставаясь полностью укоренившимися в нынешнем моменте. Это ниббана (на языке пали), или нирвана (на санскрите), – состояние при отсутствии желаний.

Чем выше интенсивность, тем меньше то время, которое требуется для прогресса в медитации.

Медитация относится к традиционным восточным эзотерическим практикам, которые помогают добиться духовного и физического здоровья, а также материального благополучия. Она гармонизирует человека и его жизнь. Медитация – это способ релаксации, самопознания и средство исполнения желаний.

Из серии: Практика нового образа жизни

* * *

компанией ЛитРес .

Этапы медитации

Осознание цели медитации


В психотерапевтических целях медитацию стали использовать только в XX веке. Медитировать полезно для душевного и физического здоровья.

Не тратя огромных денег на медикаменты, можно с помощью медитаций улучшить здоровье на всех уровнях. Исцеление происходит естественным образом, активизируя восстановительные процессы.

В результате медитаций резко улучшается психологическое состояние, снимаются депрессия и раздражительность, уменьшается подверженность стрессам.

Практика медитаций помогает поддерживать позитивное отношение к жизни, открывает путь к совершенствованию, дает возможность стать более энергичным. В результате улучшается качество труда и производительность, улучшается память, повышается творческий потенциал и способность к обучению.

В результате систематических занятий медитацией мозг начинает работать по-другому, меняется картина мозговых волн.

С возрастом кора головного мозга уменьшается, ухудшаются память и внимание. Медитация останавливает такие процессы. Американские ученые в Массачусетском госпитале еще в 2005 году провели исследование мозга с помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ). В результате исследований было отмечено, что медитация увеличивает толщину некоторых отделов коры головного мозга, отвечающих за процессы внимания, обработки получаемой информации и памяти за счет развития кровеносной системы, питающей мозг. Процесс старения организма замедляется в целом.

Меняется даже состав крови. Нормализуются физиологические процессы организма. Укрепляется иммунная система, в крови вырабатывается больше антител, защищающих от болезней, ускоряется заживление воспалительных процессов и ран.

Несмотря на разновидность методик, все они представляют собой одно – углубленное самопознание через медитацию.

Медитация позволяет достичь высокой физической и ментальной формы, основываясь на мысленном сосредоточении. Результат, который мы ожидаем получить от медитации – реализация собственных внутренних возможностей. В результате медитаций меняются устоявшиеся стереотипы. Умение управлять мыслями, которое мы обретаем в результате медитативной практики, позволит жить разумнее.

О пользе медитации можно говорить очень долго. Основная польза заключается в преображении сознания человека. А для получения успешного результата прежде всего требуются дисциплина и вера в успех.

С точки зрения физиологии, в головном мозге человека проходит грань миров – внутреннего и внешнего.

Левое полушарие мозга управляет общественным сознанием человека, речью, обрабатывает вербальную информацию. Это рациональная часть. Левое полушарие создает логические образы, которые включают в себя отдельные, выбранные сознанием детали.

Правое полушарие мозга – врожденное сознание. Оно является центром образного мышления, это эмоциональная, творческая и интуитивная часть. Правое полушарие создает образы целостной картины мира, обрабатывает невербальную информацию. Полушария соединяются пластом нервных волокон, создают возможность коммуникации между ними. Если для решения какой-то задачи будет задействовано одно полушарие, то его связь с другим прерывается.

С развитием интеллектуальных способностей все больше оказывается задействованным левое полушарие мозга. То, что нельзя объяснить логикой, мы игнорируем. В результате, правое полушарие остается незадействованным, подавляется левым.

В состоянии транса происходит принудительная синхронизация работы обоих полушарий мозга. Чем дольше по времени проводится медитация и человек находится в состоянии транса, тем сильнее становятся биоэнергетические связи между полушариями мозга. Разум становится спокойным и сбалансированным, улучшается качество мышления. Ясность ума, достигнутая с помощью транса, делает разум более открытым для вдохновения.

При применении различных медитативных техник происходит стимуляция правого полушария и одновременное отключение левого. Возникают необычные чувства и ощущения. Если они выходят из-под контроля, то происходит потеря личности и душевная болезнь. У неподготовленного и нетренированного человека часто теряется восприятие предметов, речи, явления, происходят изменения в психике.

Появляется «дзен-болезнь». Чтобы не возникали такие ситуации, нужно поочередно давать отдых то одному полушарию, то другому.

В дзенских монастырях, дабы выравнять полевую структуру послушника и не допустить возможного перекоса в психике, совместно с практикой медитаций существовала практика тяжелого монотонного физического труда.

В философском течении дзен-буддизм используются самые разнообразные психотехники, которые влияют на психику, психологию и психофизиологию человека. Поэтому наставники монастырей дифференцированно подходят к каждому ученику и в зависимости от его психотипа подбирают и методики психотренинга.

В процессе медитации происходит длительная концентрация внимания на предмете – на мантре, молитве, дыхании или пламени свечи (рис. 12). Цель концентрации состоит в том, чтобы сфокусировать беспорядочный поток мыслей на предмете концентрации. Мы отвлекаем свой мозг от повседневных проблем. Такая практика успокаивает разум и восстанавливает силы.

Рисунок 12. Концентрация на пламени свечи


Каждый человек подвержен стрессам из-за постоянной суеты и различных проблем. Он легко раздражается, легко срывает свое напряжение на близких людях. Накопленная усталость мешает расслабиться и обрести покой. Именно поэтому большинство людей начинают заниматься медитацией.

Психологическая подготовка к медитации

Практика медитации начинается с добродетели, моральной чистоты, с того, что называется «шила». Культивируя добрые мысли и слова, человек сосредотачивает свои усилия для изменения сознания во время медитации. Гнев или недобрые действия отвлекают в процессе медитации. Сокращая число отвлекающих мыслей, человек тем самым проходит психологическое очищение.

Чтобы приступить к практике медитации, необходимо следующее. Во-первых, умение учиться. Оно поможет вам быстро освоить медитативные практики. Во-вторых, дисциплина. Чтобы заниматься медитацией, важно соблюдать дисциплину. Только в результате постоянной и упорной практики вы сможете хорошо освоить методы и получить желаемый результат.

Заниматься нужно постоянно, не делая перерывов, иначе весь ваш накопленный опыт сведется к нулю.

Вы должны доверять собственным возможностям. Верить в себя, в то, что вы справитесь с поставленной задачей. Нужно уметь спокойно относиться к возможным неудачам. Не стоит опускать руки и впадать в панику, а продолжать работать.

Важно отметить, что занятия медитативными практиками несовместимы с такими вредными привычками, как курение и алкоголь.

Противопоказанием к занятиям медитацией может быть только психическое заболевание.

Вход в медитативное состояние

В начале занятий медитативной практикой всегда возникают вопросы о том, что такое медитативное состояние, как в него войти и что для этого надо. Медитативное состояние – это такое состояние человека, когда отсутствуют мышление, осознание своего собственного Я и чувство времени. Но при этом он полностью осознает свое присутствие и свое слияние с окружающим миром.

Чтобы войти в такое состояние, нужно выполнить определенные условия (см. главу 1 «Условия для медитации»).


Техники входа в медитативное состояние

Самое главное, что необходимо для входа в медитативное состояние – это научиться расслабляться. Помочь в этом могут различные техники. Рассмотрим некоторые из них.


Аутогенная тренировка

Аутогенная тренировка – это метод самовнушения, с помощью которого достигается состояние мышечного расслабления. Находясь в состоянии покоя, выполняйте последовательно следующие упражнения.

Упражнение 1 . Вызывание ощущения тяжести в теле. Концентрируйте внимание сначала на одной руке. Проговаривая формулу самовнушения, вызывайте в ней чувство тяжести: «Моя рука тяжелая… Чувство тяжести в моей руке нарастает… Моя рука очень тяжелая…» Продолжайте до тех, пока рука не наполнится чувством тяжести. Запомните это ощущение.

Проделайте это упражнение со второй рукой. Далее вызывайте ощущение тяжести поочередно в обеих ногах: «Моя нога тяжелая… Чувство тяжести в моей ноге нарастает… Моя нога очень тяжелая…»

С помощью формул самовнушения вызовите ощущение чувства тяжести во всем теле.

Упражнение 2. Вызывание ощущения тепла. Так же, как и в предыдущем упражнении, вызовите с помощью формул самовнушения ощущение тепла сначала в одной руке, затем во второй: «Моя рука теплая… Моя рука становится теплее…» Затем вызывайте ощущение тепла в ногах и во всем теле.

Упражнение 3. Сначала вызывается ощущение тяжести, покоя, тепла. Затем, мысленно считая сердцебиения, регулируйте ритм сердечной деятельности, когда сердце бьется спокойно и мощно.

Упражнение 4. Вызываются ощущения, которые появляются при первых трех упражнениях, затем регулируется спокойное дыхание.


Техника позвоночного дыхания

На начальном этапе практики первоочередная задача – это успокоение разума. Мысли постоянно занимают наш ум. Нужно научиться полностью отстраняться от мирских забот. Все духовные практики требуют полного опустошения разума, только в таком состоянии можно осознать природу и Бога. Поэтому приступая к медитации, сначала примите удобную позу, постепенно расслабьте каждую мышцу тела.

Сосредоточьтесь на дыхании, замедляя и успокаивая его. Мысли постоянно будут одолевать вас. Не останавливайтесь на них и постарайтесь переключить внимание на дыхание. Это дыхательная техника по входу в медитативное состояние, позвоночное дыхание.

Позвоночное дыхание выполняется через нос.

Отметим все этапы этой техники.

Во-первых, не совершая над собой насилия, постепенно замедлите дыхание. Отмечайте каждый вдох и выдох. Вдох и выдох постепенно становятся все глубже и глубже.

Во-вторых, надо представить тонкий канал, который еще называют спинальным. Этот канал идет от промежности, от точки, которую мы называем корнем. Поднимаясь по позвоночнику, канал проходит через центр головы и доходит до точки между бровями. Эта точка еще называется третьим глазом (рис. 13).

Рисунок 13. Спинальный канал


Делая вдох, мысленно поднимайтесь по спинальному каналу вверх, до бровей. В момент окончания вдоха внимание должно быть сосредоточено на межбровье. Выдыхая, опускайтесь обратно вниз. В момент окончания выдоха сосредоточьтесь на корне.

Повторяйте этот процесс снова и снова.

В процессе дыхания мысленно представляйте себе спинальный канал. Не напрягайтесь.

В процессе визуализации происходит пробуждение нервной системы. С практикой придет и ощущение канала.

Если вдруг вы отвлеклись на посторонние мысли, верните ваше внимание к дыханию и снова сосредоточьтесь на вдохах и выдохах.

Такая техника помогает перейти к глубокой медитации.

Выполнять его желательно перед завтраком и ужином по 10–15 мин. Позвоночное дыхание также можно применять в любое время и в любом месте по вашему желанию.

Постепенно у вас начнет все получаться, и разум будет все больше успокаиваться.

Конец ознакомительного фрагмента.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Медитации для всех (Ю. В. Антонова, 2014) предоставлен нашим книжным партнёром -

Медитация – основная практика, приводящая человека к состоянию Будды. Данная статья посвящена краткому изложению буддийского учения «Вишуддхи магга», повествующего о восьми стадиях медитации . Краткое пояснение этих стадий в статье сделано на основе текста замечательной книги Дэниэла Гоулмена - «Многообразие медитативного опыта».

Сат-чит-ананда (природа Будды) означает в переводе с санскрита «бытие, сознание, блаженство». На санскрите обычно используются все три слова именно в такой связке, как символ высшей, исконной реальности, чистого сознания, присущего каждому человеку. Индийские Свами (мастера медитации) используют духовные имена в связке с термином ананда. Например. Йогананда можно дословно перевести как «восторгающийся йогой». Муктананда - освобождением. Брахмананда - Брахманом и т.д.

Что касается такого аспекта медитации , как блаженство (ананда), классические тексты иногда намеренно умалчивают о том, что абсолютно просветленному человеку, по сути, до него нет никакого дела, т.к. он свободен от всего. Умалчивают, как я полагаю, чтобы люди двигались хотя бы ради попутных целей. Ведь настоящая цель - это избавление от страданий. Некоторые тексты говорят о том, что на вершине медитации - в нирване присутствует тончайшее блаженство, но это может быть уровень причинного плана (высочайший уровень на тонком плане), но никак не нирвана. Парадокс и в том, что даже на начальных уровнях самадхи (медитативный «транс») пропадает ощущение «я». В самадхи (состоянии тотального внимания) присутствует блаженство, но при этом практику как бы все равно есть оно или нет, т.к. если начинаешь им увлекаться, то это уже не медитация , а блуждание ума, и блаженство ослабевает.

Любовь может привести Бхакти-йогина к недвойственности, когда он, не разделяя, видит во всем Бога и готов отдать Ему всего себя, но это еще не предел, и блаженство может стать искушением. Учение «Вишуддхи Мага» («Путь очищения» - один из основных буддийских текстов по медитации ) разделяет медитацию на восемь ступеней (восемь дхьян). Это классические переживания, почти всегда соответствующие пути практика в той последовательности, в какой они будут перечислены ниже.

Во время концентрации преодолевается цепляние за мысли, но сами мысли, как общий фон, еще остаются. Остается переживание тела и других объектов, доступных нашим органам восприятия, хотя они уже не увлекают внимание практика полностью. Доминируют мысли о главном объекте, на который вы медитируете и мысли о самой медитации. Вы словно скачете от одной ментальной формы этого объекта к последующим формам до тех пор, пока не привыкаете к интуитивному созерцанию самого объекта. Из переживаний на этом уровне уже могут появляться ощущения восторга, счастья и невозмутимости.

На первой ступени медитации , (уровень савикальпа самадхи в йоге) медитирующий переживает однонаправленность внимания, восторг, пробегающий волна за волной мурашками по всему телу, и блаженство, по переживанию схожее с оргазмом, но более тонкое, ровное и глубокое состояние. С вхождением в первую дхьяну импульсы, исходящие от тела и органов чувств, пропадают. Мысли еще появляются, но уже не мешают. Однако еще может происходить отвлечение внимания на них и после - повторное возвращение к дхьяне.

Вторая стадия медитации отличается от первой тем, что исчезает отвлечение на мысли и повторный возврат к «дхьяне» (медитации).

На третьей стадии медитации
, чтобы двигаться еще глубже, внимание практика отвлекается от ощущения восторга, который в столь глубоком состоянии воспринимается, как одна из форм избыточного возбуждения на общем фоне сознания.

На четвертой стадии медитации практик отвлекается также и от блаженства, поглощаясь еще более глубокой однонаправленностью на объект медитации.

Четвертая стадия медитации характеризуется постепенным угасанием дыхания вплоть до ощущения его полного прекращения. Когда мы дышим, мы вбираем в себя необходимую для тела энергию из пространства. И чем чище наши каналы, тем меньше воздуха нам нужно, и тем более спокойным становится наше дыхание.

На пятой стадии медитации происходит прорыв. Если на первых четырех стадиях для практики был необходим объект, то с началом пятой «дхьяны» восприятие углубляется настолько, что исчезает восприятие любого рода формы, и медитирующий входит в безобъектную недвойственную реальность нирвикальпа самадхи, в которой переживает пустотное бесконечное пространство. Медитация к этому времени достигает совершенства и нерушимости. Уровень пятой дхьяны - это уровень настоящего мастера.

Шестая стадия медитации характеризуется выходом за пределы пространства в бесконечное осознание. Этот переход осуществляется переключением внимания с осознания бесконечного пространства на само бесконечное осознавание.

Седьмая стадия медитации соответствует уровню чистого бытия буддийской нирваны. Во время седьмой дхьяны сознание хоть и не исчезает, но уже прекращает свою деятельность, что происходит, когда фактор осознавания различается, как несуществующий (см. статью «Реальности не существует »). На этом этапе медитации практикующий может ощутить, что факт восприятия (пустоты) сам по себе является препятствием. И отсутствие восприятия как такового будет еще более глубоким уровнем умиротворения.

Восьмая стадия медитации
- состояние «ниродхи» - ни существования, ни отсутствия существования.

В буддизме нирвана считается глубочайшим из возможных состояний. Разделение же на седьмую и восьмую стадии медитации в учении «Вишуддхи Магга» произошло по той причине, что в нирване, еще присутствует некое сознание, переживающее пустоту, в восьмой же дхьяне исчезает даже это сверхтонкое сознание.

Некоторые тексты утверждают, что седьмая стадия медитации не является уровнем нирваны, так как полный уход сознания в нирвану осуществляется единожды и навсегда, ибо на этом уровне теряется связь с психикой. Однако есть мнение, что даже из нирваны возможен «выход» и возвращение к форме.

На самом деле, мы должны всегда помнить, что теоретическая сторона не столь важна, как практическая, ибо она может быть какой угодно в зависимости от традиции, восприятия и других факторов. Путаница в терминологии не должна вызывать никаких волнений. В практике разных людей, в зависимости от их кармы, могут проявляться разные аспекты углубления медитации. То, что вследствие коллективной кармы является типичным для одной школы, может оказаться необыкновенным для другой. Например, развитие и переход по стадиям медитации может происходить нелинейно (одна дхьяна за другой вплоть до переживания бесконечности), а тотально, когда ваша практика начинается с еле ощутимого переживания бесконечной скорости, которая по мере углубления медитации будет разворачиваться как переживание бесконечности. То есть вы сразу же сталкиваетесь с результатом, в его пока еще «семенной» форме, и вся дальнейшая практика медитации является своеобразным пестованием этого семени.

Высший пилотаж практики медитации - это «сахаджа самадхи», пребывание в чистом сознании всегда, независимо от сидячей медитации, даже в любых проявлениях повседневной деятельности.

Насколько мне известно, идеалом хинаяны (южного буддизма) считается Архат – просветленное существо ушедшее в нирвану. В северном буддизме (Махаяна) идеалом считается просветленный Бодхисаттва, продолжающий перерождаться из сострадания к людям.

Практика медитации очень важна. Читая книги мастеров можно увидеть, как осторожно они относятся к словам, пытаются привести логические, иногда совсем неубедительные доказательства различных состояний, и тогда это действительно похоже на обычную философию. Но все эти переживания существуют, а словесные доказательства - все равно, что «гуманитарная помощь» западным умам. Настоящий практик может и должен убедиться в реальности этих переживаний на собственном опыте.