Гармония сражений: морские бои Айвазовского.

Крымская война проходила с 1853 по 1856 годы. Военные действия развернулись между Российской империей с одной стороны и Британской, Французской, Османской империями и Сардинского королевства с другой стороны. Боевые действия разворачивались не только в , но также на Балтийском, Чёрном, Азовском, Белом и Баренцевом морях, на Камчатке. Однако именно на крымском полуострове боевые действия достигли наибольшего напряжения. По различным оценкам, общее число погибших за время войны составило от 160 тыс. до 250 тысяч человек.

О Крымской войне написано множество книг, однако ничто так наглядно не демонстрирует реализм происходящего в прошлом, как фотографии. Стоит отметить, что в то время фотография была очень большой редкостью. Данное искусство только-только появилось, и поэтому фото, которые сделал британский фотограф Роджер Фэнтон , прибывший в Крым в 1855 году, стали по-настоящему бесценными.

Снимки, сделанные Фэнтоном, вошли в историю фотографии, как яркий пример работы самых ранних репортажных фотографов. Данный фоторепортаж, конечно же, был не единственным, однако стал наиболее выразительным и цельным. Уже тогда Роджер Фэнтон применил весь свой талант, чтобы показать жизнь на войне или жизнь в режиме войны. Фэнтон — не единственный фотограф, который побывал на Крымской войне, однако никто из прочих фотографов не занял в истории репортажной фотографии того места, который занял Роджер Фэнтон. Он создал по-настоящему профессиональный, выверенный и законченный проект

Командировка Фэнтона в Крым была осуществлена по инициативе и полной поддержке принца Альберта и финансировании издательства «Эгнью и сыновья». На полуостров он прибыл 8 марта 1855 года. Вместе с военным фотографом прибыли два ассистента и «фотографический фургон». Здесь один из самых первых военных фотографов оставался до конца июня, и создал множество фотографий, которые вошли в историю мирового фотоискусства.

Фотограф Роджер Фэнтон. Крымская война

Британский генерал-лейтенант сэр Джордж де Лейси Эванс

Британский командующий Генри Беркли Фицхардинг Макс

Венгерский генерал Дьёрдь Kметь, служивший в Османской армии под именем Исмаил-паша, передает трубку слуге

Вид на Балаклаву и гавань из лагеря гвардейцев на холме

Генерал-майор сэр Джордж Буллер

Два зуава — легких пехотинца французской армии

Долина смертной тени

Капитан Томас Лонгворт Британской Королевской артиллерии

Капитан Чарльз Август Дрейк Хэлфорд из 5-го гвардейского драгунского полка

Лейтенант Джон Шервуд Гейнор из 47-го полка

Офицеры 17-го полка

Палаточный лагерь союзников на плато перед Севастополем

Война между Российской империей и коалицией в составе Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства. Боевые действия разворачивались на Кавказе, в Дунайских княжествах, на Балтийском, Черном, Белом и Баренцевом морях, а также на Камчатке. Наибольшего напряжения они достигли в Крыму.

К середине 19 века Великобритания и Франция вытеснили Россию с ближневосточных рынков и подчинили своему влиянию Турцию. Император Николай I безуспешно пытался договориться с Великобританией о разделе сфер влияния на Ближнем Востоке, а затем решил восстановить утраченные позиции прямым нажимом на Турцию. Великобритания и Франция способствовали обострению конфликта, рассчитывая ослабить Россию и отторгнуть у неё Крым, Кавказ и другие территории.

Предлогом к войне явился спор между православным и католическим духовенством в 1852 г. из-за обладания "святыми местами" в Палестине. В феврале 1853 г. направил в Константинополь чрезвычайного посла А.С. Меншикова, который ультимативно потребовал, чтобы православные подданные турецкого султана были поставлены под особое покровительство русского царя. Царское правительство рассчитывало на поддержку Пруссии и Австрии и считало невозможным союз между Великобританией и Францией. Все эти расчеты оказались битыми. Англия и Франция объединились и вместе выступили против России, а Пруссия и Австрия предпочли враждебный к России нейтралитет.

Крах внешнеполитических расчетов царизма накануне Крымской войны во многом объяснялся личными качествами царя и его министра. Николай I решал дипломатические задачи самонадеянно и опрометчиво, а предостеречь и отрезвить его было некому. Его министром иностранных дел бессменно был граф Карл Васильевич Нессельроде - человек без роду и племени. Главное, это был человек без собственного лица. Весь смысл своей жизни и деятельности он видел в том, чтобы угадывать, куда склоняется воля царя, и спешно забегать вперед в требуемом направлении. Разумеется, такой министр не мог ни подсказать царю свое, ни исправить царское решение.

Ход событий в самом кратком виде.

В июне 1853 г. Россия разорвала дипломатические отношения с Турцией и оккупировала дунайские княжества. В ответ Турция 4 октября 1853 г. объявила войну. Русская армия, перейдя Дунай, оттеснила турецкие войска от правого берега и осадила крепость Силистрию. На Кавказе 1 декабря 1853 г. русскими была одержана победа под Башкадыкляром, что остановило наступление турок на Закавказье . На море флотилия под командованием адмирала П.С. Нахимова уничтожила турецкую эскадру в Синопской бухте. Но после этого в войну вступили Англия и Франция. В ночь на 4 января 1854 г. английская и французская эскадры прошли через Босфор в Черное море . Затем эти державы потребовали от России вывести войска из Дунайских княжеств. 27 марта Англия, а на следующий день Франция объявили России войну. 22 апреля англо-французская эскадра подвергла Одессу обстрелу из 350 орудий. Но попытка высадиться возле города не удалась.

Англии и Франции удалось высадится в Крыму, 8 сентября 1854 г. разбить русские войска у реки Альма. 14 сентября началась высадка союзных войск в Евпатории. 17 октября началась осада Севастополя. Руководили защитой города В.А. Корнилов , П.С. Нахимов и В.И. Истомин. Гарнизон города насчитывал 30 тыс. чел., город был подвергнут пяти массовым бомбардировкам. 27 августа 1855 г. французские войска захватили южную часть города и господствующую над городом высоту - Малахов курган. После этого русским войскам пришлось оставить город. Осада длилась 349 дней, попытки отвлечь войска от Севастополя (такие, как Инкерманское сражение), не дали желаемого результата, после чего Севастополь все же был взят союзными войсками.

Война закончилась подписанием 18 марта 1856 г. в Париже мирного договора, по которому Черное море объявлялось нейтральным, русский флот сводился до минимума, крепости уничтожались. Аналогичные требования были предъявлены Турции. Кроме того, Россия лишалась устья Дуная, южной части Бессарабии, захваченной в этой войне крепости Карс и права покровительства Сербии, Молдавии и Валахии.

Причины поражения и последствия.

Политической причиной поражения России в ходе Крымской войны стало объединение против нее основных западных держав (Англии и Франции) при благожелательном (для агрессора) нейтралитете остальных. В этой войне проявилась консолидация Запада против чуждой им цивилизации. Если после разгрома Наполеона в 1814 году во Франции началась антироссийская идеологическая компания, то в 50-е годы Запад перешел к практическим действиям.

Техническая причина поражения состояла в относительной отсталости вооружения русской армии. Англо-французские войска имели нарезные штуцера, которые позволяли рассыпному строю егерей открывать огонь по русским войскам до того, как те приближались на расстояния, достаточное для залпа из гладкоствольных ружей. Сомкнутый строй русской армии, рассчитанный преимущественно на один групповой залп и штыковую атаку, при таком различии в вооружениях становился удобной мишенью.

Социально-экономическая причина поражения состояла в сохранении крепостного права, что неразрывно связано с ограничивающей промышленное развитие несвободой как потенциальных наемных рабочих, так и потенциальных предпринимателей . Европа к западу от Эльбы смогла оторваться в промышленности, в развитии техники от России благодаря произошедшим там социальным переменам, способствующим созданию рынка капиталов и рабочей силы.

Следствием войны стали правовые и социально-экономические преобразования в стране в 60-е годы XIX века. Чрезвычайно медленное преодоление крепостного права до Крымской войны побудило после военного поражения форсировать реформы, что привело к перекосам в социальной структуре России, на которые наложились разрушительные идейные влияния, пришедшие с Запада.

С о времен Петра Великого море было для Российской империи окном в Европу и залогом будущего развития и потому - одним из важнейших полей сражений. И в лице Айвазовского государство нашло отличного певца своих побед. Сам художник был очарован русским флотом и охотно брал государственные заказы. Недаром, едва выпустившись из Академии художеств, он был направлен самим императором Николаем I сопровождать его сына, великого князя Константина, в практическом плавании по Балтике. На протяжении своей жизни Айвазовский не раз обращался к теме войн. Вспомним самые яркие полотна.

Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 года

Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 года. 1848. Феодосийская картинная галерея им. Айвазовского

Одно из сражений Русско-турецкой войны, которое произошло близ острова Хиос в Средиземном море. Русская эскадра, которую возглавлял Алексей Орлов, одержала победу над вдвойне превосходящими силой турками. На картине изображен ключевой момент боя - столкновение кораблей «Святой Евстафий» и «Бурдж-у-Зафера».

Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года

Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года. 1848. Феодосийская картинная галерея им. Айвазовского

Важнейшее сражение той же войны, благодаря победе в котором Алексей Орлов получил почетное прозвание Чесменский. Оно произошло на следующий день после Хиосского - турки отступили из Хиосского пролива в Чесменскую бухту под прикрытие береговых батарей. На картине изображен момент, когда один из русских брандеров поджигает вражеское судно, а шлюпка с экипажем, покинувшим горящий брандер, подходит к нашему флагману «Три иерарха».

Морское сражение при Выборге 29 июня 1790 года

Победоносный бой во время Русско-шведской войны - и опять в царствование Екатерины Великой! Умела она подбирать командиров. Русским флотом командовал адмирал Василий Чичагов. Столпотворение на море было огромным - только со стороны шведов участвовали 35 линейных кораблей и фрегатов и 366 малых кораблей. За победу Чичагов стал первым из флотоводцев, пожалованным орденом Святого Георгия I степени.

Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 года

Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 года. 1846. Военно-морская академия им. Кузнецова

Наваринское сражение, которое состоялось в одноименной бухте Ионического моря, близ полуострова Пелопоннес, - редкий пример битвы XIX века, в которой Англия, Франция и Россия сражались на одной стороне. Их противником был флот Османской империи, который выступал против попыток Греции освободиться из-под ее владычества. Айвазовский запечатлел флагман «Азов», на котором, кстати, служили тогда еще никому не известные лейтенант Нахимов и мичман Корнилов. Корабль поврежден, однако берет на абордаж турецкое судно.

Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями

Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями (в 1829 году). 1890. Феодосийская картинная галерея

Сражение, изображенное на картине, случилось в 1829 году, когда русский бриг «Меркурий» патрулировал пролив Босфор. Из-за слабого ветра он не смог уйти от погони и был атакован турецкими линейными кораблями «Селимие» и «Реал-бей». Имея всего 18 пушек против 200 вражеских, маленький храбрый «Меркурий» сумел повредить обоих турок и, потеряв четырех человек убитыми, вернуться в Севастополь .

Десант Николая Раевского у Субаши

Десант Николая Раевского у Субаши. 1839. Самарский областной художественный музей

Операцию, которая прошла в 1839 году, молодой Айвазовский видел собственными глазами: адмирал Михаил Лазарев пригласил его стать свидетелем битв Кавказской войны. Ныне Субаши - это сочинский район Головинка, а в те годы это были дикие черкесские территории. Раевский высадил десант в устье рек Шахе и Субаши, отбил территорию у горцев и построил на ней форт. Айвазовский участвовал в высадке, делая зарисовки. На обороте картины есть надпись: «Принадлежит старшему в роде Раевских, без права продавать».

Синопский бой 18 ноября 1853 года (Ночь после боя)

Крымской войне, непосредственным свидетелем которой он был, Айвазовский посвятил не одну работу. Синопский бой стал чуть ли не последним крупным сражением парусных флотов - позже наступила эра паровых кораблей, хотя Айвазовский в своих картинах еще полвека останется преданным парусам и реям. Русский флот возглавлял вице-адмирал Нахимов. Он же поручил князю Виктору Барятинскому на месте набросать схему расположения кораблей, которая была передана Айвазовскому для работы. Картину художник написал действительно по горячим следам.

Мы конечно любим нашего лучшего Мариниста Ивана Айвазовского и восхищаемся многочисленные картины с кораблями.Это практически единственный автор той эпохи, который показывает нам наш русский парусный тлот,который уничтожили англичане в Крымской Войне. Так продуктивно, как Айвазовский наверно никто художников ещё не работал, но получается, что именно Айвазовский накликал беду на Россию - Крымскую Войну. Крымская Война в началась в 1853 году, сразу после того, как Айвазовский обнародовал свои раскопки античности в Феодосии. Он открыл Ящик Пандоры, сам не подозревая того.
Вот, нашла сегодня:
"Айвазовский помнил, как в его родном городе Феодосии дорожили каждым камнем, на котором высечены надписи или видны следы орнамента. Все, что говорило о старине, по давней традиции принято было бережно хранить. Такое отношение к следам древних культур воспитано было в художнике всем укладом окружающей его жизни.

В годы учения в академии, в мастерской M. Н. Воробьева, рассматривая его дорожные альбомы с рисунками, сделанными во время путешествия по Малой Азии в Иерусалим, Айвазовский почувствовал глубокое внимание своего профессора ко всему, что относилось к старине.
Это, в свою очередь, расширило и укрепило интерес Айвазовского к истории родного города и подготовило его к археологическим раскопкам в Феодосии.
Многие годы среди ученых шли споры о местоположении древней античной Феодосии. Было известно, что она, обладая большим портом, имела широкие торговые отношения с Афинами и другими греческими городами великой российской Империи. Некоторые считали, что античная Феодосия лежала на мысе Ильи, в двух-трех километрах к югу от крепостных стен генуэзской Кафы. Но никаких вещественных доказательств никто не мог представить. Другие ученые были склонны искать античную Феодосию на противоположном берегу Феодосийской бухты, на горе у мыса Опук. Искали ее и у более отдаленных берегов, пока археолог Сибирский не нашел в 1852 году вблизи Феодосии серебряную монету V века до н. э., отчеканенную в античной Феодосии. В то время это было единственное подтверждение того, что древний город следует искать в непосредственной близости от современной Феодосии. Известие о находке Сибирского не могло ускользнуть от внимания Айвазовского и, возможно, послужило поводом для начала раскопок, тем более, что вопрос о местонахождении античной Феодосии также волновал художника.
Айвазовский обратился в министерство уделов. Для раскопок ему отпустили средства, инструменты, материалы. Весной 1853 года Иван Константинович приступил к пробным раскопкам пяти курганов. В пятом кургане с женским погребением, кроме мелких золотых украшений, какие в античном мире нашивались на богатые женские платья, нашли изумительной красоты золотую серьгу в виде сфинкса с женской головкой.
В отчете о раскопках Айвазовский писал: «...как артист я в восхищении от Феодосии. Эта находка дает надежду, что не напрасны будут наши труды, и все эти открытия доказывают, что древняя Феодосия была на этом месте».
Ожидания Айвазовского оправдались. Раскопав в течение лета 1853 года 80 курганов в окрестностях Феодосии, в одном из них, на самой южной возвышенной точке мыса Ильи, Айвазовский вскрыл еще одно женское погребение с невиданными по красоте золотыми женскими украшениями IV века до н. э. Эти находки - серьги, ожерелья, цепочки и сегодня числятся среди наиболее ценных экспонатов Государственного Эрмитажа.
Ценность найденных художественных ювелирных изделий заключалась в работе изумительной тонкости, имитировать которую не смогли самые искусные европейские ювелиры второй половины XIX века. И именно в 1853 года англичане начинают Восточную войну или Крымскую Войну.
Айвазовский похвастался в Европе, желая заказать себе копии, но европейцы не смогли выполнить его заказ. Тогда европейцы, пронюхвшие, что в Крыму открыты несусветные богатства, напали на Россию, решив отобрать себе Крым, к тому же там святые места, где крестилась Древняя Русь, подстрекая сперва Туров воевать с Россией, ослабить русский флот перед нападением, а затем уже сами начали Крымскую Войну 1853-1856 года......... И вся эта показанная Айвазовским Античность и красота были сразу вывезены их Крыма в Англию в Лондонские музеи...... Англичане эшелонами вывозили скифское золото из Крыма, разбомбили все античные храмы и скульптуры, а что не смогли увезти уничтожили, оставив после себя выжженную пустыню.


Англичане разворовывают Крым. Севастополь, Балаклава 7362 лета или 1854 год по новому стилю.
Гугл эту картинку определяет, как violence.


Балаклава, Севастополь. Фотографии Роджера Фентона,
Roger Fenton Head of the Harbor Balaklava Russia Google Art Project
Англичане вывозят из Севастополя награбленные ценности. #Крым .
Крымская Война 1853-1856. На Западе эту Войну назвали Восточная Война.


Откуда англичане пронюхали?... Видимо Айвазовский все-таки похвастался своей находкой или жена англичанка проболталась
Вот что англичане оставили после своего ухода в Севастополе":






обратите внимание на древнюю вязь подчеркнутую красным.


Генрих Семирадский.
Англичане увезли всё и уничтожили,всё что было создано русскими в Крыму.
Видела на фотографиях античные храмы в Севастополе,точно такой и ещё целый на фото. Найду фото поставлю обязательно, сюда в тему. Там точно такой храм.Ставила на Инофоруме, но форум закрыт и где архив не понятно.


Айвазовский. Железная Дорога. Крым.
Айвазовский мало того, что накликал беду на Крым, так ещё и показал англичанам, каким образом можно легко вывезти все!..... И только тут вcпоминаешь, что настоящая фамилия У Айвазовского - Айвазян и находишь, что Айвазовский женился на англичанке Джулии Гревс. Может конечно это тоже совпадение, но 15 августа 1848 года женившись на Джулии, дочери Якова Гревса, англичанина-лютеранина, Айвазовский венчался в армянской церкви, с условием, " дети мои от этого брака тоже будут крещены в армянской святой купели», – сообщает Айвазовский Эчмиадзинскому Синоду. Не знаю приняла ли жена англичанка православие, знаю, что в третей раз Айвазовский женился уже в 63 года, прям, как мой любвиобильный дед, который женился вообще в 73 года третий раз. Вот интересно,в Англии у дочерей Айвазовского остались его картины и наши корабли?
Да, не все так просто в нашей Истории. и Нам предстоит сделать ещё очень много любопытных открытий. То что англичане нашли в Крыму и не успели забрать и немцы им в 1945 году не принесли Крым на голубой тарелочке, как предполагалось. Видимо попытаются повторить поход.

Зимой 1855 года основатель и первый почетный секретарь Королевского Фотографического общества Лондона Роджер Фентон был направлен в Крым в качестве официального фотографа британского правительства. Фентон со своим ассистентом Маркусом Спарлингом прибыли на корабле «Гекла» и организовали лабораторию в фургоне.Из-за размера и громоздкости фотооборудования Фентон мог фотографировать только неподвижные объекты. Используя мокроколлоидный процесс, принятый в то время, они сделали в Крыму примерно 360 фотографий. Фентон и Спарлинг были правительственными служащими, поэтому ограничивались увековечением только приемлемых сторон военной компании. Ими заснято очень мало настоящих боевых действий, запрещено было снимать раненных и убитых.Снимки Фентона с театра военных действий Восточной войны - "последней войны джентльменов" широко выставлялись в Лондоне и Париже. Роджер Фентон считается первым официальным военным фотографом.
Фентон убыл из Крыма до окончания осады Севастополя. Ему на смену в Балаклаву прибыли британские фотографы Джеймс Робертсон и Феличе Беато. Съемки в Севастополе во время Крымской войны проводили и французские фотографы, в частности Леон-Эжен Мехеден.
Фотографии Крыма и Севастополя, солдат и офицеров союзных войск - участников Крымской войны 1853-1856 гг
Фото со стороны противника. В основном виды.

Фургон с фотографическим оборудованием Роджера Фентона и его ассистент Маркус Спарлинг

Балаклава времен Крымской войны.


Британский генерал-лейтенант Джордж Браун

Британцы. Фото Роджера Фентона


В расположении британского 4-го гусарского полка в Крыму. Начало 1855 года.


Вид Балаклавы с английскими кораблями в бухте.Фото Роджера Фентона, 1855 г.


Вид на Лазаревские казармы в Севастополе. Фото из собрания Британской библиотеки


Вид на Николаевскую батарею и Южную бухту. Фото Джеймса Робертсона. Севастополь, 1855-1856 гг.


Вид на Федюхины высоты и Трактирный мост. Севастополь


Вид с батареи войск союзников на Константиновскую батарею (равелин). Фото Джеймса Робертсона. Севастополь, 1855-1856 гг.


Выжившие офицеры и солдаты 18-го лёгкого драгунского полка. Балаклавское сражение, Крымская война


Группа крымских татар на работах по ремонту проезжей части в Балаклаве. На заднем плане деревянный сарай с надписью Store 14 th Regiment(склад 14-го полка). 1855 год.


Здание Морской библиотеки и Башня Ветров. Севастополь


Лабораторная балка


Мост через Южную бухту Севастополя


На Корабельной стороне Севастополя



Оборонительная башня Малахова кургана, Севастополь. Фото из собрания Британской библиотеки