Политический процесс и политические действия. Политический процесс

Термин «процесс» заимствован политологией из кибернетики, где под ним понимается любая последовательность наступающих один за другим и нередко поочерёдно взаимосвязанных событий, ведущих к конкретному результату.

В политологии распространены три основные точки зрения на определение политического процесса: во-первых, под политическим процессом понимают все, что происходит в политике, во-вторых, отождествление этой категории с категорией «политика», в-третьих, трактовка понятия «политический процесс» как смены состояний политической системы общества. Таким образом, политический процесс,- в широком смысле это «совокупная деятельность социальных общностей, общественных объединений и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели», а в узком смысле - «деятельность социальных субъектов по осуществлению политических решений».

Наличие в обществе политических процессов свидетельствует о том, что политическая система существует, функционирует и развивается. Политический процесс показывает, как индивиды, группы, институты со своими субъективными интересами и целями взаимодействуют друг с другом и с государством, реализуя специфические роли и функции.

Политология оперирует несколькими методологическими подходами к определению сущности и содержания политического процесса:
институциональный подход связывает политический процесс с трансформацией институтов власти - основных субъектов политического процесса;
артикуляционный подход рассматривает содержание политического процесса через артикуляцию социальных потребностей в политической сфере в процессе реформ, принятия политических решений и т. д.;
социологический подход рассматривает политический процесс через анализ воздействия социальных и социокультурных факторов;
интеракционистский подход рассматривает политический процесс как взаимодействие политических акторов в определенном политическом пространстве в определенное время для достижения определенных политических целей;
бихевиористский подход рассматривает политический процесс в виде результирующего вектора поведения, политических воль и интересов субъектов политики;
структурно-функциональный подход рассматривает политический процесс как определенный порядок действий социальных субъектов, посредством которых происходит формирование, преобразование и функционирование политической системы.

Структурно политический процесс включает следующие элементы: субъекты и участники процесса; объект процесса; средства, методы, ресурсы, которые связывают субъект и объект-цель.

Субъекты представляют собой активных акторов политического процесса, действующих осознанно и целенаправленно. Участники процесса - пассивные лица (группы), вовлеченные в него случайно и даже помимо их воли, порой не в полной мере осознающие смысл и значение происходящего. Основными субъектами политического процесса являются политические системы, политические институты (государство, гражданское общество, политические партии и т. д.), организованные и неорганизованные группы людей, индивиды.

Объектом политического процесса является любая политическая проблема (цель). В каждом политическом процессе может решаться не одна, а несколько политических проблем.

Ресурсами могут служить знание, наука, технические и финансовые средства, настроения масс, идеология, общественное мнение и другие факторы.

Функционирование и эффективность политического процесса постоянно находятся под влиянием следующих факторов: степень разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной) и их уравновешенность; уровень централизации (децентрализации) власти; качество взаимодействия партийных и государственных структур, прямо или косвенно влияющих на процесс принятия политических решений; способы нахождения и реализации политических решений; соотношение прав и прерогатив центральных и местных органов власти; взаимосвязи внутри правящего слоя (отношения между правящей и оппозиционной элитами, связи между политическим руководством и техническим аппаратом управления, отношения между отраслевыми сегментами правящей элиты, уровень коррумпированности элиты).

Политические процессы в зависимости от тех или иных субъективных и объективных факторов могут иметь разные режимы протекания:
функционирования - простое воспроизводство повторяющихся политических отношений (это, как правило, стабильный период развития общества и политической системы без острых политических конфликтов и кризисов; легитимная политическая элита уверенно удерживает в своих руках политическую власть; конституция государства одобряется и поддерживается большинством населения);
развития - адекватное реагирование структур и механизмов власти на новые социальные требования и соответствующие изменения в политической системе (эта стадия характеризуется частичными изменениями в государственных органах, что позволяет повысить уровень влияния правящей элиты, ее авторитет и роль в решении вопросов общественной жизни; на этой стадии активизируется деятельность элиты оппозиции, которая создает «теневой кабинет» и борется за влияние на народные массы, на электорат);
упадка - распад целостности политической системы (на определенном уровне политической системы происходит ее застой, стагнация; элита оппозиции настолько набирает политический вес и влияние, что в состоянии сформировать иные, новые формы организации политической жизни; эта иная по направленности динамика политического процесса имеет негативный характер по отношению к существующему институту власти, в результате правящая элита и связанные с нею политические институты теряют свою легитимность).

Политический процесс имеет свои этапы развития. Г.Алмонд и Г.Пауэлл выделили пять основных этапов развертывания политической динамики и соответствующих им носителей:
первый этап - артикуляция индивидуальных и групповых интересов (их носителем выступают групповые объединения);
второй этап - агрегирование интересов путем селекции и объединения разнородных интересов различных индивидов и групп в единой партийно-политической позиции;
третий этап - выработка политического курса на основе интеграции коллективных решений институтов государства;
четвертый этап - реализация принятых решений через функционирование институтов исполнительной власти, которые организуют для этого надлежащие мероприятия и изыскивают необходимые ресурсы;
пятый этап - контроль и арбитраж через деятельность институтов судебного и конституционного надзора, выполняющих функции устранения рассогласований между другими организациями и группами на базе общепризнанных норм.

В политической науке выделяются два способа функционирования политического процесса: консервативно-рутинный и радикально-реформаторский.

Консервативно-рутинный способ направлен на сохранение сложившихся политических институтов (государство, партии, общественные объединения, административный аппарат, судебная система, законодательная власть) и форм правления (политический режим). Он отличается обилием регламентов, упорядочивающих поведение людей в различных сферах их жизнедеятельности, делегированием значительного количества властных полномочий наверх, отсутствием плюрализма политической системы и оппозиции.

Радикально-реформаторский политический процесс несет в себе удовлетворение новых общественно-политических потребностей. В нем функционируют гибкие формы организации. Он ведет к качественному обновлению прежних задач, изменению средств и способов политической деятельности. Отношение к новизне в этом случае всегда позитивное и противостояние к инновациям носит разумный характер.

Таким образом, политический процесс - это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели. Между политическими процессами как внутри общества, так и международными политическими процессами всегда есть различия.

Особенность политических процессов заключается в том, что их невозможно изучать как единую массу. Есть различие между процессами в обществе, в которых участвуют в основном общественно-политические силы и государственная власть одной страны, и международными политическими процессами, в которых участвуют в основном различные государства и международные организации. В рамках первых политические решения принимаются и реализуются властью, а в рамках вторых — на основе соглашения суверенных участников, над которыми нет верховной власти.

В совокупности политических процессов выделяются две группы — Общие и Частные . Они отличаются не только масштабом охвата общественной жизни, но и содержанием, формами протекания, целями и результатами, поэтому их изучают раздельно. Однако эти две группы процессов взаимосвязаны и могут оказывать существенное влияние на содержание, формы и скорость протекания друг друга.

Общий политический процесс охватывает все общество и ведет к смене состояния его политической системы. Частные политические процессы — это разнообразные и многочисленные формы политической активности общества, направленные на реализацию политических целей, не затрагивающих состояние политической системы общества в целом (например, не ведущих к смене режима или формы правления). Они проявляются в принятии и реализации управленческих решений представителями власти и отражают различные пути презентации политическими партиями, общественными движениями и отдельными гражданами своих политических интересов (например, участие в выборах, референдумах, митингах и т. д.). Они могут протекать на национальном, региональном, местном уровне, внутри социально-демографических групп, классов, наций; в трудовых коллективах, партиях и т. д.

Рассмотрим вначале Общий политический процесс . Сразу отметим, что он не есть простая сумма частных процессов. Он отличается от частных не только масштабом, содержанием, но также и формами.

Общий политический процесс протекает в трех известных формах: эволюция, революция, кризис. Эволюция — основная и наиболее распространенная форма, означающая постепенные изменения политической системы страны: в расстановке политических сил, политическом режиме (нарастание демократических или антидемократических тенденций), структурах власти и т. д. Здесь процесс протекает в рамках сложившихся в политической системе отношений между властвующей элитой страны, с одной стороны, и электоратом, партиями, движениями, органами местного самоуправления и т. д. — с другой. В этих условиях попытки нововведений иногда отступают перед традициями и преемственностью политической жизни, но обычно политическая власть находит адекватные меняющемуся соотношению внутри — и внешнеполитических сил методы организации политической жизни и управления. С учетом интересов различных групп используются новые, более гибкие модели и методы управления. Эволюция позволяет решать политические проблемы по мере их возникновения и, что особенно важно, избегать насилия и разрушения того, что еще не устарело.

Революционная форма развития общего политического процесса означает "коренной поворот в жизни общества, в ходе которого происходит смена государственной власти и господствующих форм собственности" (Политологический словарь, М,: Луч, 1994. С.105.). Политическая революция связана с насилием, вплоть до вооруженной смены власти. Происходит стремительное разрушение всех политических органов, что, как правило, сопровождается многочисленными жертвами и трагедией миллионов людей.

Наконец, третьей формой общего политического процесса является Политический кризис . Его показатели — потеря властными структурами контроля над развитием обострившихся противоречий, ослабление политических институтов, слабая управляемость экономики и других сфер, нарастание недовольства в обществе и т. д. Причины политического кризиса в основном носят экономический и социальный характер, поэтому для его преодоления необходимы реформы в различных сферах. В отличие от революции политические кризисы редко ведут к смене государственного строя, но это драматические периоды в судьбах общества.

С развитием общества меняются тенденции и соотношение форм общего политического процесса. В частности, революция как форма общего политического процесса становится сейчас все более редким явлением. Важная тенденция в развитии общего политического процесса в наши дни — нарастающая его демократизация. Реже используется насилие для достижения политических целей, чаще применяется согласование интересов различных групп общества и отдельных граждан, поиск и достижение консенсуса. Например, на 13-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1958 г.) единогласно было принято 35% резолюций, а ни 40-й сессии (1985 г.) — уже 70%.

Итак, общий политический процесс отражает динамику политической системы общества в целом, смену её состояний и форм государственного устройства (форма правления, методы осуществления власти, национально-территориальная организация), а также политического режима.

В отличие от общего политического процесса частные политические процессы касаются отдельных сторон политической жизни. Они отличаются от общего процесса своей структурой, типологией, этапами развития.

Структурными элементами Частного политического процесса являются причина (или причины) его возникновения, объект, субъект и цель. Причина возникновения частного политического процесса — это Появление Противоречия, требующего разрешения. Это может быть проблема, затрагивающая интересы небольшой группы либо широкой общественности. Например, недовольство системой налогообложения может инициировать законотворческий процесс по её изменению. Объект частного политического процесса — это конкретная политическая Проблема , ставшая его причиной: 1) возникновение и необходимость реализации каких-либо политических интересов; 2) создание новых политических институтов, партий, движений и т. д.; 3) реорганизация властных структур, создание нового правительства; 4) организация поддержки существующей политической власти. Субъект частного политического процесса — это его инициатор: какой-либо орган власти, партия, движение или даже индивид. Необходимо определить статус этих субъектов, их цели, ресурсы и стратегию их действий. Цель частного политического процесса — это то, ради чего начинается и развивается политический процесс. Знание цели позволяет оценить реальность её достижения, взвесив ресурсы, которыми располагают участники процесса.

Следует отметить, что частный политический процесс не обязательно возникает в политической сфере. Он может начаться и развиваться в любой сфере общества (экономической, социальной, духовной, культурной и т. д.). Если эти сферы сами не могут разрешить возникшие противоречия, то проблема, например, из экономической превращается в политическую.

Названные четыре составляющие структуры частного политического процесса дают о нем общее представление. Для комплексного изучения процесса необходима информация о ряде его характеристик: количестве и составе участников, социально-политических условиях и форме протекания. От Состава и количества участников процесса и их политической ориентации зависит немало. Частные политические процессы способны охватить всю страну и даже группу стран — например, движение за запрещение ядерного оружия, но могут иметь и небольшое число участников в рамках локальной местности. От Социально-политических условий, в которых протекает процесс, во многом зависит достижение поставленной цели. Формой протекания частного процесса может быть сотрудничество или борьба осуществляющих процесс сил. Совокупность частных политических процессов каждой страны представляет собой процесс её политического развития. В зависимости от преобладающих тенденций их можно разделить на два типа. Для первого характерно преобладание изменений существующей политической системы, её обновление или даже разложение и организация новой. Его можно определить как тип модификации. Для другого типа характерно преобладание стабильности политической системы и её более или менее эффективное функционирование. Его можно назвать типом стабилизации.

Этапы развития частного политического процесса.

Все частные политические процессы, несмотря на их многообразие, проходят в своем развитии через три этапа. Каждый частный политический процесс начинается с появления проблемы. На первом этапе определяются силы, заинтересованные в её решении, уточняются их позиции и возможности, вырабатываются пути решения данной проблемы. Второй этап — это мобилизация сил для поддержки намеченного пути решения проблемы или различных вариантов решения. Процесс завершается с прохождением третьего этапа — принятия политическими структурами мер по решению проблемы. Существует и другая точка зрения, согласно которой любой политический процесс можно разделить на пять стадий: 1) формирование политических приоритетов; 2) выдвижение приоритетов на авансцену процесса; 3) принятие по ним политических решений; 4) реализация принятых решений; 5) осмысление и оценка результатов решений.

Типология частных политических процессов. Отметим основные критерии их классификации.

Масштабность частного политического процесса. Здесь различаются Процессы внутри общества и Международные процессы . Последние бывают двусторонними (между двумя государствами) и многосторонними (между многими или даже всеми государствами мира). Частные политические процессы внутри общества делятся на базовые и локальные (периферийные). В рамках первых широкие слои населения на общегосударственном уровне вступают в отношения с властью по вопросам законотворчества и принятия политических решений. Вторые отражают, например, развитие местного самоуправления, формирование политических партий, блоков и т. д.

Характер взаимосвязи общества и властных структур . На основании данного критерия частные политические процессы подразделяются на Стабильные и нестабильные . Первые развиваются в стабильной политической среде с устойчивыми механизмами принятия политических решений и политической мобилизации граждан. Для них характерны такие формы, как диалог, согласование, партнерство, договор, консенсус. Нестабильные процессы возникают и развиваются в условиях кризиса власти и политической системы в целом и отражают конфликт интересов групп.

Частные политические процессы различаются по времени и характеру осуществления, ориентации субъектов на соперничество или сотрудничество, явной или скрытой форме протекания. Явный (открытый) политический процесс характеризуется тем, что интересы групп и граждан систематически выявляются в их публичных требованиях к государственной власти, которая открыто принимает управленческие решения. Теневой процесс основан на деятельности скрытых политических институтов и центров власти, а также на требованиях граждан, не выраженных в официальной форме.

Каждый из политических процессов обладает и собственным Внутренним ритмом , т. е. цикличностью стадий взаимодействия субъектов. Например, электоральный процесс формируется в связи с избирательными циклами. Циклы политических процессов в ряде стран может задавать деятельность правящих партий, их съезды. Часто решающее влияние на эти ритмы оказывают важные политические события, изменяющие соотношение сил. "Рваный" ритм задают политическому процессу военные перевороты.

Все частные политические процессы объединены потребностью их субъектов влиять на принимаемые государственной властью политические решения. Поэтому главная Задача всех участников политических процессов — включить свои требования в эти решения. Институты государственной власти являются важнейшим инструментом учета групповых требований и выработки политической воли общества.

С точки зрения системной организации политической власти различаются две основные разновидности политических процессов: Демократические , где сочетаются различные формы народовластия, и Недемократические , определяемые наличием тоталитарных или авторитарных режимов, недемократических партий, организаций и лидеров, авторитарной политической культуры и менталитета граждан.

В западной политологии существуют две типологизации политического процесса в целом. В рамках первой из них американский политолог Л. Пай, сравнивая политические процессы различных стран, выделяет два их типа — западные и "незападные". В своей работе "Незападный политический процесс" Л. Пай назвал 17 особенностей политического процесса в "незападных" странах. Вот основные из них: 1) политика четко не отделена от других общественных сфер; 2) оппозиционные партии и контрэлиты нередко выступают в форме революционных сил; 3) значительное влияние на политический процесс оказывают харизматические лидеры; 4) в политическом процессе доминируют клики и группировки; 5) отсутствует единство в определении стратегии развития государства; 6) невелико значение организованных групп интересов; 7) политический процесс обходится без участия профессиональных политических технологов, и т. д.

Второй тип классификации сосредоточен на западных политических системах, выделяя в них два вида политического процесса: горизонтальный и вертикальный. В основе Горизонтального политического процесса лежит признание формального равенства и автономности его участников. Все участники процесса "играют" по общим правилам, полагаясь на единые правовые нормы. Такой тип возможен в демократических режимах с соответствующей политической культурой. Вертикальный политический процесс отличается тем, что власть всемерно стремится поддерживать свой авторитет. Это достигается мерами приобщения масс к ценностям уважения закона и послушания. Здесь имеет место стихийное проявление интересов масс, чему противостоит государственная власть.

По мере усложнения общественной жизни изменяются механизмы, формы, средства и методы осуществления политики. Все активнее проявляют себя социальные группы и общественные движения, в том числе партии, профсоюзы, армия, студенчество и молодежь, национальные организации, конфессии, группы поддержки и давления. На политический процесс внутри отдельных стран оказывают значительное воздействие внешний фактор, глобальные политические, хозяйственные, военно-стратегические связи. В этом проявляют себя усиливающиеся интеграционные процессы, интернационализация и глобализация экономической и социальной жизни.

Термином «процесс» (от лат. processus – продвижение) обычно характеризуют определенное движение, какой-либо ход, порядок движения, имеющий свое направление; последовательную смену состояний, стадий, эволюции; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Политический процесс – это последовательная, внутренне связанная цепь политических событий и явлений, а также совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе. Политический процесс – это совокупная и последовательная деятельность социальных общностей, общественно-политических организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели.

Политический процесс в целом: ход развития политических явлений, совокупность действий различных политических сил (субъектов политики), течений, добивающихся осуществления определенных политических целей; форма функционирования определенной политической системы общества, эволюционирующей в пространстве и времени; один из общественных процессов, в отличие от правового, экономического и др.; обозначение конкретного с конечным результатом процесса определенного масштаба (революции, реформирования общества, формирования политической партии, движения, хода забастовки, избирательной кампании и др.).

Применительно к обществу в целом политический процесс раскрывает взаимодействие социальных и политических структур и отношений, то есть показывает, как общество формирует свою государственность, а государство в свою очередь – «завоевывает общество. С точки зрения внутреннего содержания политический процесс выражает своего рода технологию осуществления власти, представляя собой совокупность относительно самостоятельных, локальных взаимодействий субъектов, структур и институтов, связанных теми или иными целями и интересами в поддержании (или изменении) системы правления.

Структура политического процесса включает в себя три основных элемента.

1) Субъекты политики – это те, кто принимает активное, осознанное участие в политической деятельности: индивиды и их группы, реализующие самостоятельно выработанные программы действия, осуществляющие свою сознательную цель и обладающие способностью проявлять себя как совокупные субъекты. Любые действия субъектов политики в конечном счете преследуют одну цель: повлиять на принимаемые государственной властью решения. Собственно политический процесс начинается с выявления проблемы, поиска ее решения во взаимодействии всех заинтересованных политических сил и завершается тем или иным результатом, который выражается в действиях властей.


2) Объект должен быть создан или достигнут как цель политического процесса.

3) Средства, методы, ресурсы исполнителей процесса связывают субъект и объект-цель. Ресурсами политического процесса могут служить его идеальные и материальные основы – наука, знания, технические и финансовые средства, настроения масс, участников процесса, идеология и другие факторы.

Политические процессы бывают системные (глобальные) и частные.

Системный процесс предполагает совокупные действия субъектов политики, обеспечивающие формирование, функционирование и развитие всей политической системы.

Частные процессы представляют собой деятельность политических субъектов, воплощающуюся в развитии отдельных элементов и сторон политической системы: политико-идеологической, политико-правовой и т.д.

Системный политический процесс в развитии проходит ряд стадий:

1. Конституциирование политической системы . На этой стадии создаются новые политические институты, формируются конституционные основы нового политического строя, осуществляется его правовая легитимация, расширяются и утверждаются массовые организации, в том числе и международное признание и поддержка новой политической системы.

2. Функционирование. На этой стадии воспроизводятся характерные для данной политической системы политические институты и признаки. Воспроизводство представительных органов власти осуществляется путем выборов, а исполнительных - путем ротаций, конкурсов, избраний. Основной задачей правящих сил на данном этапе является обеспечение стабильностисоциально-политической системы, избавление ее от конфликтов и кризисов. Стабильность поддерживается с помощью насилия, удовлетворения интересов отдельных общественных групп, идеологическим воздействием на сознание и поведение граждан. Эффективной формой поддержания стабильности является не консервация политического строя, а изменение политических институтов, приспособление их к изменившимся условиям.

3. Развитие. На стадии развитияпроисходят реформирование деятельности государственных органов, корректировка программ и тактики политических партий и общественных организаций. Реформы осуществляются посредством принятия и реализации политических решений.

4. Деградация и распад системы. Если политические решения не обеспечивают стабильность в обществе и в нем начинают обостряться социально-политические противоречия, наступает стадия деградации и распада политической системы. На этой стадии одни политические силы вынуждены уступать свое лидирующее место другим, стремящимся провести революционные преобразования в политической системе.

Политические процессы развертываются как в мировых масштабах, так и в рамках политической системы общества, отдельного региона, локальной территории. Их можно классифицировать по масштабам, характеру преобразований, составу участников, временной продолжительности и др. Политические процессы выступают как мировые и национальные, общегосударственные и региональные (местные), как межклассовые, межгрупповые, так и внутри классов, социальных и иных групп, вне или внутри политических партий и движений.

Политические процессы подразделяются на внутриполитические и внешнеполитические. Внутриполитический процесс протекает между субъектами политики (классами, другими социальными группами, нациями, партиями, общественными движениями, политическими лидерами), сердцевиной деятельности которых является завоевание, удержание и использование политической власти. Внутриполитический процесс охватывает различные сферы жизни общества – политическую, правовую, экономическую, социальную, экологическую, демографическую, культурную и военную. Внутриполитические цели могут достигаться как мирными, так и насильственными методами. Внешнеполитический процесс распространяется на отношения с другими государствами как искусство ведения международных дел. Он обладает рядом особенностей, обусловленных существованием в мире множества государств с несовпадающими интересами и программами в различных областях. В современных условиях внешнеполитический процесс во всевозрастающей степени становится искусством переговоров, достижения разумных, взаимоприемлемых политических компромиссов.

По значимости для общества тех или иных форм политического регулирования социальных отношений политические процессы подразделяются на базовые и периферийные. Базовый политический процесс характеризуют разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством, формы преобразования интересов и требований населения в управленческие решения, типичные приемы формирования политических элит и т.д. В этом смысле можно говорить о процессах политического участия в государственном управлении (в принятии решений, законодательном процессе и др.). Периферийные политические процессы раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления и т.д.), развитие местного самоуправления, другие связи и отношения в политической системе, не оказывающие принципиального влияния на доминирующие формы и способы осуществления власти.

По характеру участия масс в политической жизни можно выделить демократические , где сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия и недемократические , внутреннее содержание которых определяется наличием тоталитарных или авторитарных режимов.

Также выделяют открытые и скрытые политические процессы. Открытый политический процесс характеризуется, прежде всего, тем, что политические интересы групп и граждан систематически выявляются в электоральных предпочтениях, программах партий и движений, а также в других формах публичных притязаний людей к государственной власти. Скрытый (теневой) процесс базируется на публично неоформленных политических институтах и центрах власти, а также на таких властных притязаниях, которые по разным причинам не предусматривают обращения к официальным носителям власти. В качестве же центров власти, к которым в таком случае апеллируют граждане, могут выступать запрещенные, нелегализованные и не признанные обществом структуры (например, мафиозные кланы), действующие в данном политическом пространстве.

Различают также революционные и эволюционные политические процессы. Революционный тип политического процесса развивается в обстановке революционной ситуации или близкой к ней (по В.И. Ленину: «верхи» не могут, а «низы» не хотят жить по-старому, высокая политическая активность масс). Для этого типа характерно быстрое качественное изменение власти, полный пересмотр конституции государства; использование как мирных, так и насильственных средств для низвержения предыдущего режима; падение роли консультативных и экспертных органов, возрастание ответственности политических лидеров; нарастание конфликтности традиционной и новой элит. Эволюционный тип политического процесса характеризуется постепенным разрешением накапливаемых противоречий и проблем; устойчивостью сформированных механизмов принятия решений; совместной деятельностью элиты и электората, взаимоконтролирующих друг друга и обладающих свободой действий в рамках обретенных ими статусов; легитимностью власти; консенсусом и наличием конструктивной оппозиции; сочетанием управления с самоуправлением и самоорганизацией политической жизни.

С точки зрения устойчивости основных форм взаимосвязи социальных и политических структур, определенности функций и взаимоотношений субъектов власти можно выделить стабильные и нестабильные политические процессы. Стабильный политический процесс характеризуется устойчивыми институциализированными формами политической мобилизации и поведения граждан, а также функционально отработанными механизмами принятия политических решений. Такой процесс основывается на легитимном режиме правления, соответствующей социальной структуре, высокой эффективности господствующих в обществе правовых и культурных норм. Нестабильный политический процесс обычно возникает в условиях кризиса как проявление необходимости изменения политического курса. К этому может привести целый ряд факторов: спад производства, социальные конфликты, вызванные изменившимися условиями вертикальной и горизонтальной мобильности, осложнения международных отношений.

Политическое участие

Одной из важнейших характеристик политического процесса является политическое участие. Оно служит той материей, из которой складывается реальный политический процесс.

Политическое участие - это действие, предпринимаемое частными лицами с целью оказать влияние на государственную политику или на выбор политических лидеров. Политическое участие в отличие от политической деятельности имеет лишь одного субъекта - личность. Политическое участие бывает постоянным и эпизодическим , организованным и неорганизованным . Степень его организованности во многом зависит от политического режима. При авторитарном и тоталитарном режимах оно чаще всего вынужденное или принудительное , при демократическом - свободное и сознательное .

Формы политического участия разнообразны, например, участие:

В осуществлении власти или противодействии ее осуществлению (примеры участия - деятельность представительных органов, депутатских комиссий, примеры противодействия - гражданское неповиновение, саботаж, вооруженное противодействие);

В деятельности формальных общественных организаций (партий, молодежных политических организаций и т.д.);

В деятельности неформальных организаций и движений (народных фронтов и т.д.);

В выборах и проведении избирательных кампаний и референдумов;

В публичных манифестациях с целью воздействия на общественное мнение, политические институты или руководящие политические группы, влияния на других людей. Манифестация взглядов может осуществляться на собраниях, митингах, демонстрациях, через СМИ, в политических беседах, дискуссиях, посредством различных обращений к государственным органам, политическим организациям, через наказы избирателей и т.п.

Самой распространенной формой участия в политической жизни является чтение политической периодики и литературы, прослушивание и просмотр политических радио- и телепередач с последующим обсуждением. Такая форма участия является как бы переходной от «открытого» политического поведения к «закрытому» - политическому бездействию, или, как его еще называют в политической литературе, иммобильности.

Политическое бездействие может проявляться в:

Неучастии в политической деятельности, обусловленном низким уровнем общественного развития;

Политической выключенности из-за заорганизованности политической системы, низкой эффективности политической деятельности, разочарования в ней;

Политической апатии как форме неприятия политической системы;

Политическом бойкоте как выражении враждебности к политической системе и ее институтам.

Мотивы политического участия бывают различными: для одних это - улучшение своего материального положения, получение определенных привилегий, повышение социального статуса; для других - это стремление снять психологическую напряженность и чувство неопределенности в сложных ситуациях, апеллируя к определенной политической группе; для третьих - это удовлетворение властных потребностей, стремление повелевать другими.

Вопрос 1. Понятие и виды политического процесса

Лекция 7. Политический процесс

Вопросы лекции:

1. Понятие и виды политического процесса.

2. Политическое изменение и политическое развитие.

3. Теории политической модернизации.

1.1. Политический процесс - это совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе.

Термином ʼʼпроцессʼʼ (от лат. "processus" - продвижение) обычно характеризуют определœенное движение, имеющее свое направление; последовательную смену состояний, стадий, эволюции; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Основные виды политических процессов:

а) формирование органов политической системы;

б) воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования:

в) принятие и исполнение политических решений.

Взаимосвязь этих процессов рождает сложное сочетание действий, на­правленных на обеспечение постоянства, незыблемости политических отношений и их изменения, на придание им динамики, обновления.

Особо выделяют экстремальные виды политического процесса:

а) восстание;

Любому восстанию присущ некоторый уровень организованности, большую роль здесь играют руководители, выдвигающие определœенные цели. Эти цели находят обоснование в несложной программе, лозунгах.

Наличием определœенной степени организованности, целœенаправлен­ности восстание отличается от бунта - массового действия, имеющего еще больше ограниченного временем протекания, а также проблемой, причиной, его вызвавшей.

Бунт - это почти всœегда ответная реакция на какие-либо экстраорди­нарные действия представителœей господствующих политических групп, государственных органов, не перерастающая ограниченных задач со­противления отдельным действиям правительства.

Мятеж по степени интенсивности, эмоциональной, напряженности близок к бунту, но в отличие от него имеет более ограниченное число участников. Мятеж возникает как результат продуманной, целœенаправленной подготовки определœенной группы лиц. Носит вооруженный характер, ставка делается на военную силу и основное ядро мятсжников обычно составляет армия.

С присоединœением к его инициаторам более широкого состава участников мятеж быстро теряет качество организованного, целœенаправленного действия. Человек здесь подчинœен эмоциям, а его действия всœе более теряют связь с реальными условиями и возможностями общества. Такая логика развития быстро придает мятежу качества бунта͵ он исчерпывает свой преобразовательный потенциал и затухает.

В случае если массы не присоединяются к мятежникам, то мятеж становится путчем , то есть выражается в вооруженных действиях, не опирающихся ни на широкую поддержку, ни на учет ситуации, ни на продуманную программу.

По способам достижения динамического равновесия политической системы в ходе ее преобразований, предполагающих определœенную последовательность политических изменений, можно выделить три типа политических процессов:

а) технократический;

б) идеократический;

в) харизматический.

Эта классификация представляет собой результат теоретического допу­щения, вычленения некоторых идеальных типов, которые в политической практике тесно взаимосвязаны, переплетены.

Политический процесс технократического типа. Участники строго придерживаются тех политических ролей и функций, которые предписаны им законодательством, политическими традициями.

Данный тип сложился в странах с относительно высокой однороднос­тью культурной среды - в англосаксонских странах. Приверженность большинства населœения традициям обеспечивает стабильность политической системы, сохранение высокой эффективности ее политических институтов, поскольку лидеры выступают в качестве носителя интересов тех институтов, которые они непосредственно представляют.

Политический процесс идеократического типа характерен для традиционных обществ, где отсутствуют автономная личность, развитая диф­ференциация политических ролей и функций, находящихся на начальной стадии модернизации. Интегрировать разнородное в этнокультурном и социально-экономическом отношениях общество можно на базе общенациональной идеи.

Политический процесс харизматического типа. Этот тип характерен для восточной культурной традиции, в рамках которого абсолютизируются роль и статус политического лидера, а нередко его просто обожествляют. Но не всœегда политический лидер является лидером по должности. Он должна быть и неформальным лидером.

Харизматический тип политических изменении бывает эффективным при условии, в случае если дополняется технократическим и идеократическим политическими процессами. Харизма лидера может основываться либо на его должностном статусе, либо на его способности выражать чаяния подавляющего большинства членов общества, используя при этом недовольство, протест и обещая непременно изменить ситуацию к лучшему.

Вопрос 1. Понятие и виды политического процесса - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Вопрос 1. Понятие и виды политического процесса" 2017, 2018.

Термином “процесс” (от лат. processus – продвижение) обычно характеризуют определенное движение, какой-либо ход, порядок движения, имеющий свое направление; последовательную смену состояний, стадий, эволюции; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Политический процесс представляет собой последовательную, внутренне связанную цепь политических событий и явлений, а также совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе. Политический процесс – это совокупная и последовательная деятельность социальных общностей, общественно-политических организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели; в узком смысле – целенаправленная и связанная деятельность социальных и институциональных субъектов политики на протяжении определенного промежутка времени по осуществлению политических решений.

Политический процесс в целом: ход развития политических явлений, совокупность действий различных политических сил (субъектов политики), течений, добивающихся осуществления определенных политических целей; форма функционирования определенной политической системы общества, эволюционирующей в пространстве и времени; один из общественных процессов, в отличие от правового, экономического и др.; обозначение конкретного с конечным результатом процесса определенного масштаба (революции, реформирования общества, формирования политической партии, движения, хода забастовки, избирательной кампании и др.).

Политический процесс выступает в качестве функциональной характеристики политической жизни в целом, определяя исполнение субъектами власти своих специфических ролей и функций. Он выражает вполне определенную Совокупность действий, осуществляемых субъектами, носителями и институтами власти по реализации своих прав и прерогатив в политической сфере. В политическом процессе взаимодействуют различные субъекты политики и факторы, в результате чего происходят изменения и преобразования в политической сфере общества.

Раскрывая содержание политики через реальные формы исполнения субъектами своих ролей и функций, политический процесс демонстрирует, как осуществление этих ролей воспроизводит или разрушает различные элементы политической системы, показывает поверхностные или глубинные ее изменения, переход от одного состояния к другому. Политический процесс раскрывает характер движения и социодинамики политической системы, изменение ее состояний во времени и пространстве. Он представляет собой совокупность действий институализированных и неинституализированных политических субъектов по осуществлению своих основных функций в сфере власти, ведущих к изменению, развитию или распаду данной политической системы общества.

Анализируя содержание политического процесса по “вертикали”, можно сказать, что он включает две основные формы политического волеизъявления граждан. Во-первых, это – различные способы презентации рядовыми участниками политического процесса своих интересов в разнообразных видах политической деятельности: участие в выборах, референдумах, забастовках, общественно-политических движениях и т.д. Во-вторых, принятие и реализация управленческих решений, осуществляемых политическими лидерами и элитами.

Политические процессы развертываются как в мировых масштабах, так и в рамках политической системы общества, отдельного региона, локальной территории. Их можно типологизировать по масштабам, характеру преобразований, составу участников, временной продолжительности и др. Политические процессы выступают как мировые и национальные, общегосударственные и региональные (местные), как межклассовые, межгрупповые, так и внутри классов, социальных и иных групп, вне или внутри политических партий и движений. По характеру, значимости и формам развития (протекания) политические процессы бывают базовые (по проблемам развития всего общества) и периферийные (по вопросам региона, группы людей), революционные и эволюционные, открытые и закрытые, стабильные и нестабильные, долговременные или кратковременные (период выборов).

Основная проблема политического процесса – проблема принятия и реализации таких политических решений, которые должны, с одной стороны, интегрировать различные интересы граждан, а с другой – учитывать интересы развития и прогресса всего общества.

Дело в том, что выработка общеколлективных целей формируется как бы на пересечении действий, с одной стороны, официальных органов и институтов власти, а с другой – общественности, групп интересов и т.д. Ведущую роль в рассматриваемых действиях играют высшие институты государственной власти. Именно они выступают главным механизмом принятия и осуществления решений. От их деятельности зависит степень централизации власти и распределения полномочий между группами, участвующими в выработке целей политического развития. Благодаря своей устойчивости и мобильности в политическом процессе, властные институты способны поддерживать даже те нормы и цели, которые не отвечают потребностям развития общества, расходятся с политическими традициями населения и противоречат менталитету и интересам граждан. Характер деятельности институтов по сути определяет особенности взаимоотношений политических субъектов, а также ритмы, этапы и темпы политических изменений в обществе.

Деятельность институтов обычно задает и характерные для конкретных обществ циклы политического процесса. Процесс выработки и реализации общегосударственных, общеколлективных решений чаще всего осуществляется ведущими политическими институтами. Например, в демократических странах политический процесс формируется “сверху”. Пик политической активности населения приходится на время выборов в высшие законодательные и исполнительные органы государственной власти. В то же время при уходе законодателей в летние отпуска (“парламентские каникулы”) политическая жизнь по обыкновению затихает.

С точки зрения системных качеств организации политической власти различаются две основные разновидности политических процессов: демократические, где сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия и недемократические, внутреннее содержание которых определяется наличием тоталитарных или авторитарных режимов; деятельностью соответствующих политических партий и общественных организаций и лидеров, существованием авторитарной политической культуры и менталитета граждан.

По характеру преобразования власти политические процессы типологизируются на революционные и эволюционные.

Эволюционный тип политического процесса характеризуется постепенным разрешением накапливаемых противоречий и рационализацией конфликтов; разведением функций и ролей различных политических субъектов; устойчивостью сформированных механизмов принятия решений; совместной деятельностью элиты и электората, взаимоконтролирующих друг друга и обладающих свободой действий в рамках обретенных ими статусов; легитимностью власти, наличием единых социокультурных ценностей и ориентиров управляющих и управляемых; консенсусом и обязательным наличием конструктивной оппозиции; сочетанием управления с самоуправлением и самоорганизацией политической жизни.