Кипрская богородица. Чудотворная кипрская икона божией матери

Как мы все знаем, православное христианство с особым почтением относится к иконам. Созерцая их, молящийся возносится к первообразу, то есть, молясь перед иконой святой Девы, он смотрит на саму Богородицу. К особо почитаемым образам специально приходят, их облик воспроизводят в сотнях списков, в «меру и подобие», а также в уменьшенном формате, чтобы икону могли видеть те, кто не может добраться до святыни. Есть и другие причины. Например, когда Богоматерь Владимирская оказалась в Москве, в Успенском соборе, с нее была сделана точная копия и отослана во Владимир, чтобы святыня оставалась и там, оберегая свой город. Я немного упрощаю, но суть в том, что иконы предназначены для их созерцания, и самые выдающиеся из них многократно воспроизводятся.

В этом смысле икона Богоматери Киккской, одна из главных святынь Кипра, представляет собой уникум. Хотя «посетить» ее может всякий, видеть икону нельзя никому. Она закрыта окладом, вроде бы повторяющим изображение, а оклад − драгоценной пеленой.

Все почитаемые иконы со времени Средневековья имеют оклады и ризы из золота, серебра и драгоценных камней. Два оклада и риза Богоматери Владимирской выставлены в Оружейной палате. Оклады чудотворных икон Афона до сих пор находятся in situ, украшая образы. У некоторых икон есть разные драгоценные уборы для обычных дней и для праздников. Но сколь бы пышным и богатым ни был оклад, он оставляет видимыми лики (пусть и неоднократно переписанные). Исключением в этом ряду выступает Богоматерь Киккская, потому что лики Марии и Младенца закрывает тяжелая бархатная пелена. Видна только нижняя часть чеканного оклада, который воспроизводит контуры фигур. Я хочу подчеркнуть еще раз, что икона, которую нельзя видеть − это уникальный феномен. А вот как это получилось, и на что может быть похоже изображение − давайте разбираться.

Для начала немного истории, точнее, легенды. Считается, что икону Богоматери Киккской написал евангелист Лука, который по профессии был художником, еще при жизни Девы. Луке приписывают большую часть древних почитаемых икон, в том числе Богоматерь Владимирскую, которая в действительности датируется ΧΙΙ веком. Итак, Лука написал икону Богоматери, впоследствии названную Киккской, для христиан Египта. Но в эпоху иконоборчества (в восьмом − первой половине девятого века) икону отправили в Византию, чтобы спасти ее от уничтожения. Это звучит немного странно, потому что Константинополь, собственно, и был в то время центром гонений на образы.

Иконоборец замазывает известью икону Христа. Миниатюра Хлудовской Псалтири. Около 850 года. Византия. Исторический музей (Москва)

Так или иначе, до Царьграда икона не доехала, потому что по дороге корабль захватили пираты. Пираты были сарацинами, то есть арабами, и иконой они не заинтересовались: ничто так не спасает памятники культуры, как забвение и равнодушие (кстати, они могли уничтожить икону, потому что ислам не одобряет изображения человека). Так или иначе, в 980 году или около того, эти пираты потерпели поражение от греков, и икона попала в Константинополь, где на тот момент всякая иконоборческая ересь была побеждена, восторжествовало православие, и произведению кисти Луки евангелиста уже ничто не угрожало.

Следующий этап истории образа относится к концу ΧΙ века, когда икона оказалась на Кипре. Она хранилась в покоях императора Алексея Комнина (годы правления 1082–1118), которому Богородица явилась во сне и велела отправить икону туда. О том же самом Алексея попросил тогдашний правитель острова Мануил Вутомит. Отшельник Исайя, живший на горе, где сейчас стоит Киккский монастырь, также был предупрежден в видении о прибытии чудотворного образа. Предание гласит, что Алексею была так дорога чудотворная икона, что он не мог примириться с мыслью, что теперь ее сможет взять и увидеть кто угодно, и потому распорядился закрыть ее от чужих глаз. Драгоценности и реликвии во все века прятали, а еще на Востоке так до сих пор зачем-то поступают с живыми людьми.

Впрочем, Алексей Комнин был не одинок в своем стремлении укрыть домашнюю святыню от чужих глаз. Моя коллега Ирина Стерлигова в свое время обратила внимание на шитые предметы, впервые упомянутые в описи личного имущества Ивана Грозного. Предметы эти были частью убора почитаемых икон и назывались «застенками», или «пеленами стенными». Они представляли собой завесы из тонкой ткани, богато украшенные дробницами, усыпанные жемчугом и драгоценными камнями, которые прикрепляли к верхнему полю иконы так, чтобы закрыть священное изображение. В середине этих «застенков» (наверное, от слова «застить», то есть закрывать) были вышиты «имена образов», то есть названия икон.

Иконы с «застенками» во время некоторых богослужений и церемоний выносили из дворцовых церквей и царских покоев в соборы. Это были очень личные и глубоко почитаемые предметы, и «застенки» скрывали их от суетных или даже еретических глаз, которые могли глянуть на святыню, пока ее несут через Соборную площадь. Скорее всего, обычай закрывать святые образы не придумали в кремлевских палатах, а переняли у византийцев.

Кстати, чудотворная икона Влахернской Богоматери в Константинополе тоже была большую часть времени скрыта завесой, которая чудесным образом поднималась каждую неделю на пятничной вечерней службе, являя лик Богоматери молящимся. В воскресенье пелена опускалась. С этим «обычным чудом» (так византийцы это называли) связан праздник Покрова Богоматери, но это отдельная тема. Позже практика пошла в народ: в крестьянских домах иконы в красном углу тоже занавешивали. Но все это лишь указывает на корни феномена Богоматери Киккской: все эти застенки и занавески скрывали образ только от нежелательной публики и в определенные моменты. Принципиально то, что царь, великий князь и император свою домашнюю святыню как раз созерцали, не говоря о множестве людей во Влахернском храме, созерцающих «обычное чудо» явления иконы. И только Киккскую Богоматерь видеть никому нельзя. Совсем.

Так или иначе, лик иконы закрыт, а любопытных, согласно монастырским хроникам, небесная Царица довольно жестоко карает. Например, Александрийский патриарх в 1669 году приподнял покров и тут же ослеп. Правда, зрение к нему вернулось после того, как он признал, что был неправ, и раскаялся. Можно считать, что образ закрыт для нашей же безопасности. Знаменитый путешественник Василий Григорович-Барский, исходивший в XVIII веке остров Кипр вдоль и поперек, подозревал, что лик Богоматери можно увидеть, оставшись в храме на ночь, и что он все же открывается, когда меняют на нем обветшавшую пелену, а происходит это раз в три-четыре года. Судя по запискам, «пешеходец» все же не рискнул заночевать в храме, а пелена во время обоих его визитов не нуждалась в замене. Ваш покорный слуга тоже заглядывать под покров не стала. Под окладом может быть еще один, или имитация тканевой завесы в серебре. И вообще, глаза − важный орган для искусствоведа, а почтение к традициям мест, которые посещаешь − лучшая техника безопасности.

Икону выносят из храма только по особым случаям, с великими почестями, и при этом стараются на нее не смотреть. Это делается, например, когда в засуху нужно вызвать дождь, и Владычица всегда выручает островитян.

Версия насчет ревности Алексея Комнина к его домашней реликвии легендарна, и наличие копий-списков иконы, появляющихся в окрестных церквах уже в ΧΙΙΙ веке, наводят на мысль, что какое-то время икону все-таки можно было видеть. Когда же она закрылась? Так или иначе, это произошло довольно давно. Версий несколько.

Самый первый вариант − после пожара 1365 года. Монастырь тогда весь выгорел, а икона, по источникам, осталась невредимой. У нас на Руси тоже такое часто случалось. Например, как-то раз от почитаемой иконы в результате пожара в Кремле осталась одна доска, а изображение сгорело. Знаменитый художник Дионисий, помнивший оригинал, загрунтовал уцелевшую доску и написал образ заново. Не исключаю, что здесь произошло что-то подобное. Икона могла обгореть или закоптиться. Реставрировать ее по каким-то причинам не стали, − или было некому, или побоялись испортить. Может быть, с тех пор лик ее и закрыт. До этого момента икона должна была быть доступна, чему свидетельство довольно древние списки, но о них позже. Пожары в монастыре случались и позднее, в частности, в 1542, 1751, 1813 годах.

Второй вариант даты сокрытия иконы − это 1576 год. Именно тогда икона получила роскошный оклад (скорее всего, не первый): серебряный, позолоченный, украшенный черепаховыми панцирями, инкрустированными перламутром. Он сохранился и, кажется, выставлен для обозрения, просто смонтирован на другую доску. Современный оклад относится в концу ΧVIII века. Именно с ним связана последняя и самая поздняя дата, когда икону можно было увидеть − это последняя смена оклада, 1795 год.

Теперь обратимся к самому изображению, попытаемся мысленно его реконструировать. Судя по многочисленным спискам, например, по этой иконе конца XIII первой половины XIV века из монастыря св. Иоанна Лампадиста, мы видим, эта икона принадлежит к типу Елеуса, или по-русски Умиление, то есть такая, где мать ласкает сына, скорбя о его будущих страданиях.

Кроме того, ее тип можно определить как Взыграние, то есть дитя подскакивает на руках у матери, а она пытается его удержать. В этом богословы тоже видят отсылку к будущим страстям, потому что, оплакивая сына, Мария говорила, что раньше в детстве он прыгал у нее на руках, а сейчас лежит мертвый. Одним словом, амбивалентный тип, одновременно трогательный и трагический.

Сложная поза младенца, вырывающегося из рук матери, это первая отличительная черта образа. На большинстве списков младенец сидит слева от нас, хотя бывают и зеркальные варианты. Вторая особенность − это дополнительное покрывало на голове Девы Марии. Кстати, такие иконы, с двумя покрывалами, и довольно древние, известны и у нас на Руси. Это так называемая Богоматерь Умиление Старорусская (от названия города Старая Русса)

Богоматерь Умиление Старорусская. Начало ΧΙΙΙ века. Русский музей (Санкт-Петербург)

и просто Богоматерь Умиление из Успенского собора Московского Кремля, обе начала XIII века.

Правда, на этом сходство с Киккской заканчивается: младенец на обеих этих иконах не вырывается из рук, а наоборот обнимает мать. И сидит он справа, а не слева. Третья характерная (но необязательная) деталь иконографии Киккской Богоматери − это очертания этого самого второго покрывала, край которого младенец поднимает ручкой. У нас на Руси этот вариант появился только в ΧVII веке. Первый такой образ, подписанный по-гречески «Киккская», появился в 1668 году. Ее написал знаменитый царский иконописец Симон Ушаков для церкви Григория Неокесарийского в Москве.

Богоматерь Киккская. Симон Ушаков, 1668 год. Третьяковская галерея (Москва)

Тогда был велик интерес ко всему греческому, и связано это с патриархом Никоном, которого потом пришли судить все те же самые греческие иерархи. Ушаковская икона очень точно воспроизводит все то, о чем шла речь, даже надписи все − греческие (русский перевод рядом), только вот композиция − зеркальное отражение. Скорее всего, мастер делал очень точную копию, снимая ее механическим способом, а потом забыл перевернуть лист. Это бывает, даже у великих мастеров. Потом икону Ушакова копировали, и не раз. Например, единственное подписное произведение рыбинского иконописца Леонтия Тюменева 1693 года − это Киккская Богоматерь.

Богоматерь Киккская. Леонтий Тюменев, 1693 год. Рыбинский музей. Копия с иконы Ушакова

До произведения Симона Ушакова мне известна только одна икона, напоминающая Киккскую: на ней изображена Богоматерь с дополнительным, красным головным покрывалом, и тоже Взыграние младенца. Ее можно датировать XVI веком, второй половиной или даже концом столетия.

Правда, «смотрит» она тоже не в ту сторону, и мелкие детали не совпадают. Это значит, про Киккскую икону в России конца XVI века что-то знали. Об отношениях России и Кипра в Позднем Средневековье я заговорила неслучайно, и мы к ним еще вернемся.

Собственно на Кипре есть копии XIII, XVI и XVIII века. Их немало, и происходят они из селений, расположенных именно в той части острова, где возвышается гора, на которой стоит Киккский монастырь. И в XVI веке, и позже, сохраняется устойчивый тип: Богоматерь Взыграние. На голове Марии накинуто второе, дополнительное покрывало, красное, либо почти черное, имеется в виду пурпурное, затканное золотыми узорами. Кстати, название «Киккская» встречается на иконах с XIII века.

На иконе так и написано: ΚΗΚΟΤΗΣΑ. При этом, некоторые списки, точно повторяющие описанные выше тип, подписаны вовсе не как «Киккотисса». Например, икона из церкви св. Марины в Калопанайотис подписана как «Афанасиотисса» (Αθανασιότησσα). Икона опубликована в небольшом разрешении, да и лик плохо сохранился, поэтому изображение не даю.

Икона XVI века, подписанная как «Киккотисса», хранящаяся в Византийском музее в Педулас, сохранила и имя художника. Его, как и художника-евангелиста, звали Лукой.

Богоматерь Киккская. Кипр, XVI век. Византйиский музей в селении Педулас

Итак, все иконы Богоматери Киккской очень узнаваемы, благодаря позе младенца и второму мафорию (накидке). Иногда, как на этой иконе XVIII века из монастыря пресвятой Богородицы Амасгу, основное изображение дополняли.

Богоматерь Киккская. Кипр, XVIII век. Монастырь пресвятой Богородицы Амасгу в селении Монагри

По сторонам от лика Богоматери добавили ангелов, а ниже − Луку евангелиста, автора оригинала иконы, и святителя Николая, потому что он был небесным покровителем заказчика. Об этом гласит надпись-молитва на нижнем поле иконы, где ктитор просит Христа не пренебрегать рабом Божиим Николаем и его родителями.

Но все же, что изображено на закрытой от глаз иконе? Казалось бы, все сходится. Там, судя по этим копиям и по очертаниям фигур на окладе оригинала, − поясное изображение Богородицы с младенцем на руках. Но все не так просто.

В фондах Государственной Публичной библиотеки Санкт-Петербурга, в коллекции Погодина есть рукописный сборник, а в нем − Повесть о Кипрском острове конца XVI века. Она короткая, но в ней, в немного путаном виде, рассказано многое об истории острова. Опубликовавшая этот источник О.А. Белоброва считает, что записано это со слов местного жителя. О регулярных отношениях России с Кипром можно говорить как раз с конца XVI века. Представители острова, в основном духовные лица, приезжали в Московию и им неизменно оказывали помощь и радушный прием. Один из патриархов эпохи Смутного времени, критянин Игнатий, по его же словам, занимал одну из кафедр на Кипре (правда, не говорил, какую). До этого о Кипре в древнерусской литературе встречаются лишь причудливые упоминания. Например, игумен Даниил, посетивший в ΧΙΙ веке Константинополь и Святую землю, побывал также на Кипре и писал, что там, в горах Троодос, «…родится фимиам, ладан: он спадает с небес, и его собирают на деревцах. Много ведь в тех горах деревцев низких, с травой равных, на них и падет фимиам тот хороший. Собирают его в июле месяце и в августе; в другие же месяцы не выпадает; но только в те два родится». Не спрашивайте меня, что это значит. О Киккском монастыре Даниил ничего не говорит, только о реликвии Крестного Древа, которая находится в той же части острова, в монастыре Честного Креста (Τιμίος Σταυρός).

Описание этого монастыря есть и в Повести о Кипрском острове, а еще там есть описание некоего Успенского монастыря, где хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Правда, согласно Повести, он расположен ближе к городу Киринее (северная часть острова), что не соответствует положению Киккского монастыря, но святыня напоминает Киккскую, судите сами: «Близ же того града (Киринеи − Ю.Б.) монастырь именуется Успенский, а в нем в церкви образ пречистые Богородицы с превечным младенцем на престоле, а младенец против грудей ее, благословляет обеими руками, письма Луки евангелиста. Коли архиепископ и люди захотят молиться от нахожения иноплеменных, или просить дождя или вёдра, и как пойдут по тот образ поднят его на собор и как отворят церковь, а тот пречистые образ вышедши сии ота стоит у двери на воздухе, а на всем лице ее государыни пот; по том упознавают благодарная. Иереи, тот образ приняв, понесут на собор, а как церковь отворят, а образ стоит в киоте, и его уже поднять не могут, а в ту пору от образа от очей слезы, и по тому познавают скорбная». В общем, речь идет о том, что икона − письма Луки евангелиста, Богоматерь на престоле, младенец благословляет обеими руками, и что иконе молятся о погоде и в случае иноземных вторжений. Если Дева расположена помочь людям, икона выходит из храма сама, и по лику Марии струится пот. Когда все плохо, икону нельзя поднять, и она плачет.

Не исключено, что икона, описанная в Повести, представляет собой собирательный образ Киккской и какой-то другой. Интересно, что престол, упомянутый в описании, и отсутствующий на всех списках, есть на одной иконе ΧΙΙ века, которая может считаться самым древним списком кипрской иконы.

Богоматерь на престоле, с пророками и святыми. ΧΙΙ век, монастырь св. Екатерины на Синае

Эта икона хранится в монастыре св. Екатерины на Синае, в общем-то не так далеко от Кипра. У нее очень сложная и утонченная программа, на которой я сейчас не буду останавливаться. Важно то, что средник иконы, Богоматерь с младенцем на престоле, во всем, кроме жеста Младенца, совпадает с описанием, данным в «Повести о Кипрском острове». Кроме того, эта икона один в один повторяет изображения Киккской Богоматери. Только изображена она в полный рост, сидящей на троне (или престоле) с подушками. А в остальном − та же поза младенца, который вцепился в покрывало и упирается ногой в плечо матери, тот же дополнительный платок на голове Марии. Вариантом этого типа является икона-складень, тоже происходящая из монастыря св. Екатерины.

Складень-диптих со св. Прокопием и Богоматерью Киккской. 1280-е годы, монастырь св. Екатерины на Синае

Здесь, правда, младенец не играет, а лежит на руках матери. Но почему-то исследователи публикуют ее как Киккотиссу. Из вышесказанного получается, икона «Богоматерь на престоле, со святыми и пророками» XII века из синайского монастыря может представлять собой самую точную копию образа, который никому нельзя видеть.

Если вышесказанное − правда, то можно считать, что иконы Киккской Богоматери, распространившиеся по Кипру, а потом и дальше, через Афон по всему православному миру, вплоть до Москвы, представляют собой камерный поясной вариант чудотворного образа, скрытого от людских глаз, неважно, благочестивых, негодных или просто любопытных. Возникновение сокращенного варианта может быть оправдано очень сложной программой иконы, с множеством дополнительных фигур, а молились люди все-таки Богородице, и самым распространенным типом икон были поясные изображения. Потому в списках воспроизвели только самое главное.

В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что икона, которую нельзя видеть − это уникальный культурный феномен. Будем надеяться, что когда-нибудь мы сможем узнать, что же на ней действительно изображено. Было бы очень любопытно.

Юлия Бузыкина

Икона относится к типу Елеуса (Умиление). Головы матери и сына соприкасаются, выражая безграничную любовь. У младенца Христа сложная поза. Он как бы подпрыгивает на руках матери, а она пытается его удержать. Это первая отличительная черта святыни. Вторая – дополнительное покрывало на голове Богоматери.

В чем уникальность святыни

Кипрская икона Божией Матери, хранящаяся в ре, уникальна. Это единственная святыня, полностью скрытая от глаз молящихся. Образ находится под драгоценным окладом, который повторяет контуры изображения, а оклад сокрыт драгоценной пеленой.

По преданиям, сила иконы настолько велика, что можно ослепнуть, глядя на нее без оклада . Что и случилось с александрийским Патриархом Герасимом в 1670 г, решившим приподнять покров. После этого он долго молил Богородицу о прощении и снова обрел зрение.

История путешествий кипрской иконы Пресвятой Богородицы

Путь иконы до Кипра описан в легендах об этой удивительной святыне. Евангелист Лука сам передал образ египетским христианам в утешение. Реликвия находилась в местной общине до 980 г. Во время нашествия сарацин ее отправили на корабле в Царьград. Но по пути на судно напали пираты. Святыня была отбита греческими моряками и доставлена в Византию, где и хранилась в покоях базилевсов до XII века.

Византийского наместника на Кипре Мануила Вутомиса знали, как жестокого и бессердечного человека. Однажды он охотился в Троодских лесах и заблудился. Пытаясь найти путь домой, он наткнулся на старца Исайю. Погруженный в молитву, тот не заметил наместника и не выказал должного уважения. Рассерженный Мануил жестоко избил инока, вскоре после чего нашел тропинку домой.

После возвращения Мануил тяжело заболел неизвестным недугом. Он сразу вспомнил об избитом старце и велел привести его, чтобы извиниться. В то время к Исайе в видении пришла Богоматерь и сказала, что ее образ, хранящийся у базилевса, нужно переправить на остров. Инок поведал об этом наместнику, после чего вылечил того силой молитвы.

Мануил отправился в Византию, где правил Алексий Комнин. Всем приближенным была известна его любовь к иконе милостивой Божией Матери, так что наместник не знал, как заговорить о переправке с императором. Но в это время дочь Алексия заболела той же хворью, что и Мануил. Поэтому наместник позвал Исайю в Византию.

Старец вылечил девушку и рассказал императору о цели своего визита. Алексий согласился отдать икону, но не спешил выполнять обещания. Он решил подменить святыню. Но во сне ему пришла сама Богоматерь и повелела, чтобы он отослал изображение на Кипр. После этого император снарядил богатый корабль и со всеми почестями переправил образ на остров, где она и остается по сей день.

Чудеса киккской иконы Божией Матери

По прибытии на остров, до храма икону сопровождал крестный ход. Но не только люди приветствовали реликвию, перед образом склонялись деревья, а со дна морского поднимались раковины с жемчужинами. Склоненные деревья до сих пор обрамляют горы Тириллии.

  • Не пропустите :

Однажды язычник решил осквернить святыню, но у него сразу отсохла кисть руки. Ее слепок хранится около иконы киккской Божией Матери.

По легенде, в 1720 г. мистическая рыба-меч разрушила корабль с паломниками, и они начали тонуть. Но все спаслись при помощи Богородицы. Кусочек этой рыбы также хранится в монастыре.

Жители деревень просили монахов принести священное изображение в селение, чтобы отвести беды. Одно присутствие иконы останавливало эпидемии и бедствия.

О чем молятся киккской иконе Божией Матери ? Образ находится в области с засушливым климатом, так что издавна к ней приходили жители просить о дожде. Богоматерь помогает не только христианам, но и иноверцам, пришедшим к ее лику в скорби. Не зря ее называют Милостивая.

В чем помогает киккская икона Божией Матери, так это в излечении от бесплодия. Многие женщины смогли иметь детей после того, как поклонились святыне. Больные тоже избавляются от своих недугов, помолившись Милостивой. Так однажды немой человек смог говорить, а лежащий на смертном одре выжил.

Об этой чудесной иконе ходят много легенд. О ее помощи слагают стихи и песни. К иконе не иссякает поток паломников со всего мира. Божья Матерь помогает всем.


______________________________________________________

Описание Кипрской иконы Божией Матери:
Существует несколько разнящихся между собой икон Божией Матери с названием Кипрская. На одной из них изображена Пресвятая Богородица, восседающая с Богомладенцем на руках на троне. Богородицу окружают Ангелы с пальмовыми ветвями в руках, внизу припадающие преподобные Пелагия и Мария.

Образ явился в 392 году на острове Кипр в городе Ларнака на месте погребения праведного Лазаря и с тех пор хранится в монастыре Ставруни, устроенном на месте обретения. Затем для иконы была построена церковь Пресвятой Богородицы – церковь Панагии Ангелоктисты.

Сначала икона была поставлена на воротах церкви. Однажды аравитянин, проезжая мимо этой церкви, пустил в образ стрелу и попал в колено Пресвятой Богородицы. В ту же минуту из раны потекла кровь в таком количестве, что обагрила землю. Аравитянин от ужаса бросился скакать домой, но, не доехав до дому, пал на пути мёртвым. Впоследствии икона была утеряна, но в храме сохранилась мозаичная копия чудотворного образа.

Существует несколько изводов Кипрской иконы Пресвятой Богородицы, разнящихся между собой. На одном из распространённых образов отсутствует трон, на котором восседает Богородица, а на полях изображены святые Онуфрий Великий и Пётр Афонский. На другом – Богомладенец держит в руках скипетр.

В России известны разные списки (копии) Кипрской иконы Божией Матери, прославившиеся чудотворениями. Особенно почитался образ, находящийся в селе Стромынь – СТРОМЫНСКАЯ икона Пресвятой Богородицы.

________________________________________________

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Кипрская» молятся об исцелении неизлечимых болезней и тяжких телесных недугов, об исцелении страждущих параличом и расслабленных, об избавлении от эпидемии и чумы, от моровых поветрий и холеры.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Кипрская»

Нескверная, неблазная, нетленная, пречистая, чистая Дево, Богоневесто Владычице, яже Бога Слова человеком преславным Твоим Рождеством соединившая, и отринувшееся естество рода нашего небесным совокупльшая, яже ненадежных едина надеждо и боримых помоще, готовое заступление к Тебе притекающих, и всех христиан прибежище! Не гнушайся мене грешнаго, сквернаго, скверными помыслы и словесы и деяньми всего себе непотребна сотворша, и разумом лености сластей жития раба бывша. Но яко человеколюбиваго Бога Мати, человеколюбне умилосердися о мне грешнем и блуднем, и приими мое еже от скверных устен приносимое Тебе моление; и Твоего Сына и нашего Владыку и Господа, Матернее Твое дерзновение употребляющи, моли, да отверзит и мне человеколюбныя утробы Своея благости, и презрев моя безчисленная прегрешения, обратит мя к покаянию, и Своих заповедей делателя искусна явит мя. И предстани мне присно, яко милостивая и милосердая и благолюбивая, в настоящем убо житии теплая предстательница и помощница, сопротивных нашествия отгоняющи, и ко спасению наставляющи мя, и во время исхода моего окаянную мою душу соблюдающи, и темная зраки лукавых бесов далече от нея отгоняющи, в страшный же день суда вечныя мя избавляющи муки, и неичреченныя славы Твоего Сына и Бога нашего наследника мя показующи; юже и да улучу, Владычице моя, Пресвятая Богородице, Твоим ходатайством и заступлением, благодатию и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

____________________________________________

Также читайте у нас на сайте:

Земная жизнь Богородицы - Описание жизни, рождества, успения Божией Матери.

Явления Богородицы - О чудесных явлениях БогоМатери.

Иконы Божьей Матери - Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Молитвы Богородице - Основные молитвы.

Жития Святых - Раздел посвященный Житиям Православных Святых. - Православный интернет курс дистанционного обучения . Рекомендуем пройти этот курс всем начинающим Православным Христианам. Обучение через интернет проходит два раза в год, запишитесь на следующие курсы сегодня

В День Святого Духа , 9 июля

Описание

История

В то время 18-летняя дочь одного крестьянина села Стромыни по имени Марфа заболела золотухой и скорбутом. Болезнь с течением времени стала усиливаться. В начале года припадки ее стали настолько сильны, что угрожали ее жизни. Родные и знакомые Марфы были уже уверены в ее близкой смерти; 7 января больную исповедали и причастили Святых Христовых Тайн. Но милосердный Господь не допустил ее смерти. Ей стала являться во сне Кипрская икона Богоматери, стоявшая на паперти над входом в их приходскую церковь. От иконы Марфа слышала голос, говоривший ей: «Возьми Меня к себе в дом, отслужи молебен с водоосвящением и будешь здорова». О своих сновидениях она поведала родным и знакомым. Не раз она спрашивала священника и причт об этой иконе, но они не могли ее найти, так как не обращали почти никогда своего внимания на место ее нахождения. Тогда привели больную в церковь, чтобы она сама отыскала виденную икону. Поиски ее долго не увенчивались успехом, пока, наконец, она не вышла на паперть и не увидела над церковными дверьми старинную икону Богородицы. Заметив икону, больная радостно воскликнула: «Вот она!» 16 февраля отец больной пригласил к себе в дом священника с иконой Божией Матери. После того как был отслужен молебен с водосвятием, больная сразу почувствовала облегчение. Силы ее столь окрепли, что она сама после молебна понесла икону Богоматери в церковь. В скором времени она окончательно выздоровела.

Когда жители села Стромыни услыхали о чудесном исцелении, то стали в большом числе приходить в церковь для служения молебнов пред прославленной иконой. Благодатная сила исходила из нее и исцеляла тех, которые со смирением и надеждой на заступничество Богоматери пред Богом приносили к ней свои молитвы. Стали стекаться сюда не только прихожане села Стромыни, но и жители окрестных мест. Были засвидетельствованы исцеления от паралича и расслабления.

О всех этих чудесах и о народном почитании иконы священник Успенской церкви доложил Московскому митрополиту святителю Филарету , который указал сделать разыскание об образе, поставить икону на приличном месте, не возбранять молебны, и еженедельно сообщать о происходящих событиях. Зимой и осенью года стечение народа к иконе стало уменьшаться и митрополит Филарет предписал местному благочинному прекратить еженедельные донесения, исключая особенные случаи. С тех пор Кипрская-Стромынская икона Божией Матери оставалась на своем месте, а по молитвам к ней продолжала подаваться чудесная помощь для тех кто приходил с искренней верой. Икона была украшена богатой сребропозлащенной ризой. В церкви села Стромынь этой иконе совершали также празднование 16 февраля - в день исцеления девицы Марфа.

Нижегородский

Божия Матерь изображена сидящей на троне; голову Ее украшает царская корона. Предвечный Младенец представлен с непокрытой головой, при этом правая рука Его благословляет.

Кипрская икона Божией Матери находившаяся в Нижнем Новгороде в церкви святого Иоанна Предтечи, что на Слободке прославилась многими чудесами. По молитвам перед ней прекратилась моровая язва в Нижнем Новгороде, свирепствовавшая там в году. Жители города брали святую икону к себе в дома, совершали перед ней молебны и получали исцеления.

(празд. 20 апр. и в день Св. Духа), название ряда икон разных иконографических изводов, происхождение к-рых по преданию или исторически было связано с о-вом Кипр. Почитание К. и. получило распространение с XVII в. в России, гл. обр. на центральных и южнорус. землях. В основу почитания К. и. легло визант. сказание об иконе Божией Матери на Кипре, простреленной арабом (BHG, N 1069). Оно содержится в рукописи Vat. gr. 1147 (XVI в.), где говорится, что в одной из посвященных Пресв. Богородице церквей, в юж. части Кипра, находилась мозаика с изображением Богоматери с Младенцем на лоне, от к-рой происходили чудеса, из-за чего к ней приходило для поклонения множество верующих. Однажды проезжавший мимо араб пустил стрелу в чудотворный образ, и из раны потекла кровь, следы которой «видны до сегодняшнего дня»; нечестивца-араба вскоре постигла божественная кара (Смирнов . 1897. С. 6-7). Видимо, это произошло в период совместного владения Кипром византийцами и арабами (649-965). Более кратко этот рассказ изложен в некоторых версиях «Послания трех восточных патриархов». Так, в списке IX в. из б-ки мон-ря ап. Иоанна Богослова на Патмосе (Patm. 48) сообщается, что в одном из городков в юж. части Кипра из простреленного арабом мозаичного изображения Богоматери с Младенцем на коленях рекой хлынула кровь и ее следы видны до сих пор (Смирнов . 1897. С. 3). О том, что мозаика почиталась до этого события как чудотворная, и о наказании араба не говорится. Я. И. Смирнов предположил, что упоминание городка относится к предыдущему рассказу о др. чудотворной иконе, а К. и. находилась вне города.

Эта история также включена в «Сокровище» свт. Дамаскина Студита. В ней появляются новые детали: указывается, что мозаичное изображение было помещено на воротах, что Богоматерь с Младенцем восседала на престоле и Ей предстояли 2 ангела, что стрела попала в правое колено, а араб скончался, не доехав до своего дома (Там же. С. 11). Эти подробности, видимо, восходят к утраченному древнему Сказанию о Кипрской иконе (Там же. С. 12-13). Один из слав. переводов данного текста встречается в рукописных сборниках (напр.: ГИМ. Увар. № 126 (2071), нач. XVIII в.- Соболевский А. И. Переводная лит-ра Московской Руси XIV-XVII вв. СПб., 1903. С. 330). Др. перевод получил широкое распространение благодаря тому, что был включен в сборники архим. Иоанникия (Галятовского) «Ключ разумения» (К., 1659. Л. 135, чудо 6) и «Небо новое» (Львов, 1665. Л. 75 об., чудо 36). В отличие от предыдущего перевода в нем опущена такая важная деталь, что икона была мозаичной. Автор ссылается как на источник на греч. Синаксарь в Неделю Православия. Смирнов отметил, что в сохранившихся рукописях данного памятника описания этого чуда не содержится (Смирнов. 1897. С. 16). Однако совр. исследователи связывают данную помету с тем, что текст Дамаскина Студита, в котором содержатся сведения о К. и., предназначался для чтения в Неделю Православия (M egaw, H awkins. 1977. P. 164).

В. Г. Григорович-Барский во время пребывания на Кипре в 1735 г. зафиксировал предание, согласно которому церковь с чудотворной мозаикой Божией Матери, простреленной арабом, находилась в «веси Ките иже бяше прежде престол архиерейский» (Григорович-Барский В. Г. Странствия по св. местам Востока с 1723 по 1747 г. СПб., 1886. Ч. 2. С. 332). Т. е. он отождествил древний г. Китий (ныне Ларнака) с совр. сел. Кити, а К. и.- с мозаичными изображением Богоматери (2-я пол.- кон. VI в.) в конхе апсиды Ангелоктисты Панагии церкви , хотя Богородица изображена не сидящей на престоле, а стоящей.

В рукописном сб. «Солнце Пресветлое» с гравюрами Г. П. Тепчегорского (известен в 2 списках: МГУ НБ. № 293 (в составе Сборника сказаний о чудотворных иконах, с «Повестью о посаднике Щиле» и житиями российских святых), 10-20-е гг. XVIII в.,- принадлежал сторожу московского Благовещенского собора С. Ф. Моховикову; ГИМ. Муз. № 42, 1-я четв. XVII в.,- принадлежал Ф. Мурыгину) есть 3 кратких рассказа об иконах, именуемых Кипрскими (главы 23, 40, 94), и заметка, посвященная «Китейской» иконе Божией Матери (гл. 10). Автор относит одни и те же сведения к разным иконам. В гл. 94 в качестве источника информации указывается сб. «Небо новое» и пересказывается описанное там «чудо с арапом» с тем изменением, что изображение Божией Матери характеризуется как произведение монументальной живописи, расположенное не на воротах, а на одной из стен: «...на стене церковной был образ Богородицын написан». В сб. «Солнце Пресветлое» сюжет об иконе, раненной арабом, дополнен новыми сведениями - о том, что она явилась на Кипре 2 июня 392 г. (МГУ НБ. № 293. Л. 112 об.; ГИМ. Муз. № 42. Л. 123). По другим источникам об этом событии ничего не известно. Более того, возглавлявший в то время Кипрскую Православную Церковь свт. Епифаний Кипрский известен выступлениями против иконопочитания. В обоих сборниках сохранилась вклеенная гравюра Тепчегорского с изображением Пресв. Богородицы с Младенцем на престоле и 2 предстоящих архангелов - композиция, описанная в сказании. Богоматерь сидит на низком престоле, без спинки, Младенец стоит на Ее коленях и держится рукой за край мафория; глава Божией Матери увенчана короной, архангелы с зерцалом и мерилом в руках предстоят престолу (МГУ НБ. № 293. Л. 112 об.; ГИМ. Муз. № 42. Л. 123 об.).

В гл. 23 сообщается о К. и., которая явилась 12 мая 393 г., во время архиерейства свт. Епифания Кипрского (хронологическая близость позволяет предположить, что речь идет о вышеупомянутой одноименной иконе), и о том, что от нее происходили мн. чудеса; далее автор приводит сведения о др. кипрских святынях и о 24 (вместо 14) епископах (МГУ НБ. № 293. Л. 45 об.- 46; ГИМ. Муз. № 42. Л. 37 об.). Н. А. Кобяк отметила, что празднование этой иконе приурочено ко дню памяти свт. Епифания Кипрского. На сопровождающей сказание гравюре в сборнике Моховикова (МГУ НБ. № 293. Л. 45 об.; в сборнике из ГИМ сохр. следы вклейки,- вероятно, гравюра перенесена к л. 59; еще один отпечаток гравюры представлен на неразрезанном листе с 12 иконами Божией Матери - ОГ ГМИИ. Собр. Д. А. Ровинского. 30933) помещен другой Богородичный образ, происходящий с Кипра,- Киккская икона Божией Матери . Название Киккской иконы Кипрской встречается еще в Сийском подлиннике (2-я пол. XVII - нач. XVIII в.), среди его прорисей - изображение Богоматери с Младенцем на левой руке в изводе Киккской иконы с подписью «Изображение чюдотворного образа престыя бдца Кипрския» (РНБ. ОЛДП. F. 88. Л. 440; см. также: Покровский . 1898. Вып. 4. С. 202; Белоброва . 2005. Ил. 146).

В гл. 10 рассказывается об иконе Божией Матери «Китейская», явление которой также приурочено к 392 г., но не ко 2 июня, а к 17 окт., что совпадает с празднованием перенесения мощей прав. Лазаря с Кипра в К-поль по приказу имп. Льва VI Мудрого в 901/2 (МГУ НБ. № 293. Л. 33-33 об.; ГИМ. Муз. № 42. Л. 25; гравюры не представлены). Местонахождение этого образа в отличие от предыдущего указано не в ц. Пресв. Богородицы, а «в соборней церкви Китейского града», т. е. в ц. прав. Лазаря в Китии; автор добавляет, что от иконы происходили многочисленные чудеса, а ее список, присланный в Москву «патриархом иерусалимским древним великим князем нашим на благословение», находится «в соборнои церкви Успения Пресвятыя Богородицы близ царицына места, у столпа к патриаршу двору» и «ныне же от ветхости поновлен бысть письмом» (цит. по: МГУ НБ. № 293. Л. 33-33 об.).

В гл. 40 говорится о К. и., к-рая явилась 10 апр. 480 г. (возможно, 5988 г. ошибочно заменил 5900 г., что соответствует 392 г.) и «велия знамения и чудеса показа» в ц. прав. Лазаря в Китии, и тогда можно предположительно отождествить ее с предыдущими иконами. Далее сообщается, что она была увезена имп. Львом VI Мудрым в К-поль вместе с мощами прав. Лазаря (МГУ НБ. № 293. Л. 65 об.- 66 - гравюра не представлена; ГИМ. Муз. № 42. Л. 59 - вклеена та же гравюра с изображением Киккской иконы Божией Матери, что и в рукописи МГУ НБ. № 293. Л. 45 об.). Если о перенесении мощей прав. Лазаря упоминают византийские хронисты, а о местонахождении мощей в специально построенном в К-поле монастыре прав. Лазаря - паломники, то об иконе из ц. прав. Лазаря в Китии сведений нет. В представлении автора все перечисленные выше сведения относились к разным иконам: «Образ Пресвятыя Богородицы третий по числу Кипрския...» (МГУ НБ. № 293. Л. 65 об.).

"Богоматерь на престоле, с клеймами Акафиста". Икона. 1682 г. Мастер Семен Спиридонов Холмогорец (ЯХМ)


"Богоматерь на престоле, с клеймами Акафиста". Икона. 1682 г. Мастер Семен Спиридонов Холмогорец (ЯХМ)

В сборниках, посвященных чудотворным иконам Божией Матери, изданных в кон. XIX - нач. XX в., те же сведения распределены под др. датами. С. И. Снессорева поместила краткие сведения о Кипрской Стромынской иконе Божией Матери под 20 апр. и сопроводила их изображением Богоматери с Младенцем на престоле, повторяющим с некоторыми изменениями иконографию К. и. на гравюре Тепчегорского (Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. Ярославль, 1994. С. 140). Рассказ об иконе, простреленной арабом, и о ее списке в Успенском соборе приведен не под 17 окт., а под 9 июля, и ему соответствует не тронное изображение Богоматери, а поясное с Младенцем на левой руке (Там же. С. 234). Снессорева также отмечает празднование К. и. в день Св. Духа (Там же. С. 403). Е. Поселянин иначе распределил информацию об иконах, называемых Кипрскими. Он указывает дату празднования К. и. 16 февр. (без уточнения, что имеется в виду чудо от Кипрской Стромынской иконы) (Поселянин Е. Богоматерь. С. 165); под 20 апр. помещены рассказы о Стромынской иконе и об иконе, простреленной арабом (Там же. С. 251-256),- празднование последней автор также отметил под 2 июня и 9 июля (Там же. С. 331, 454). Единственное изображение К. и.- Богоматерь на престоле, помещено под 20 апр. (Там же. С. 252).

В наст. время в календаре РПЦ празднование К. и. отмечено 20 апр. и в день Св. Духа, а Кипрской Стромынской иконе - 9 июля и в 1-ю Неделю Великого поста. В Греческих Церквах почитание раненной арабом К. и. оказалось забытым.

В рус. искусстве изображение Божией Матери с Младенцем как Царицы Небесной на троне иногда имеет надпись: «Изображение называемыя Кипрския Богородицы», напр., на иконе «Богоматерь на престоле, с клеймами Акафиста», приписываемой мастеру Семену Спиридонову Холмогорцу, из ярославской ц. во имя свт. Иоанна Златоуста в Коровницкой слободе (1682, ныне в ЯХМ). Надписи золотом окружают средник; золото использовано также в разделке одежд Богоматери, резьбе престола, арки; царственность подчеркнута атрибутами: на голове Богоматери - корона, в правой руке - скипетр. Младенец сидит на Ее левой руке, вполоборота к Божией Матери, правой рукой Он благословляет, в Его левой руке - держава. Не менее интересными, чем образ в среднике, являются клейма (36): они демонстрируют Богородичные праздники и чудеса, связанные с почитанием разных, в т. ч. русских, икон Божией Матери. Среди них присутствует и «чудо с арапом», известное по рус. рукописям о К. и. О влиянии кипрской иконографии напоминает плат поверх мафория Богоматери. Эта композиция оказалась настолько востребованной, что мастер повторил ее на нескольких иконах: на одной для того же храма, меньших размеров и с др. количеством клейм (32) (ок. 1682, ЯХМ), а также на иконе с 40 клеймами из ц. свт. Николая Чудотворца (т. н. Мокрого), написанной 29 дек. 1687 г. (ГРМ, см.: Турцова Н. М . Новые данные о жизни и творчестве Семена Спиридонова Холмогорца // ПКНО, 1987. М., 1988. С. 215-222; «Пречистому образу Твоему поклоняемся…». 1995. Кат. 63. С. 108-109; Кочетков . Словарь иконописцев. С. 750-751).

Часто эпитет «Кипрская» в русских источниках XVII в. применяется к Киккской иконе Божией Матери - самой известной чудотворной иконе о-ва Кипр. Ряд ее списков под именем К. и. был создан в России царскими изографами и упоминается в документах 2-й пол. XVII в., в Житии Илариона, митр. Суздальского (Буслаев Ф. И . Для биографии царского иконописца Симона Ушакова // Он же . Исторические очерки рус. народной словесности и искусства. М., 1861. Т. 2. С. 395-396; Ровинский . Обозрение иконописания. С. 167; Белоброва . 2005. С. 319); он распространился среди иконописцев, судя по Сийскому лицевому иконописному подлиннику.

Кипрская икона Божией Матери. Фрагмент акварели С. М. Шухвостова "Интерьер Успенского собора". 1851 г. (частное собрание)


Кипрская икона Божией Матери. Фрагмент акварели С. М. Шухвостова "Интерьер Успенского собора". 1851 г. (частное собрание)

Д. А. Ровинский приводит ряд гравированных листов с изображением К. и. в составе свода икон Божией Матери: «Образ сорока явлений Пресвятыя Богородицы» (Ровинский . Народные картинки. Т. 3. С. 475. № 1214. Подпись под иконой: «изображение чудотворнаго образ пртои Бдцы Кипрския»). Нередко среди таких гравюр изображение К. и. повторяется: напр., на листе под названием «о явлении 132-х чюдотворных икон пртыя Бцы вкоих мцах и числах бывает празнество» рядом со 2-м изображением К. и. упоминается дата явления иконы - 9 июля 5600 (392) г. (Там же. С. 479. № 1217; см.: Кочетков . 1996. С. 407, 411, 417). Вслед за гравюрами миниатюрные изображения чудотворных икон Божией Матери появляются в большом количестве как часть таких образов. Они приобретают популярность в XIX в. и исполняются в мастерских самого простого «пошиба», напр., икона кон. XIX - нач. XX в. из собрания банка «Интеза» (Палаццо Леони Монтанари, Виченца) - миниатюрное клеймо, представляющее Богоматерь, восседающую на троне с Младенцем на руках, Он вполоборота повернулся к одному из 2 стоящих по сторонам трона ангелов; на голове Богоматери - корона, правая рука Младенца поднята с благословением; подпись на клейме: «Кипрская ПР БЦ». Иногда клейм с изображением К. и. было несколько: напр., на иконе Божией Матери «Неопалимая Купина» с чудотворными иконами Пресв. Богородицы иконописца В. А. Кукина (1894, собр. В. А. Бондаренко) их 4: в 3-м ряду сверху представлена соответствующая К. и. композиция без подписи с Богоматерью на троне, держащей Младенца прямо перед Собой, по сторонам - 2 ангела; в 6-м ряду - композиция К. и. с подписью, Богоматерь изображена сидящей на престоле (без спинки) вполоборота, 2 руками поддерживающей стоящего Младенца, по сторонам - 2 ангела; М. М. Красилин считает, что празднование этой иконе приходится на день Сошествия Св. Духа.

В Новое время К. и. в поясном варианте также встречается в церковном искусстве, как видно на примере небольшой иконы, написанной в академической манере в 1-й пол.- сер. XIX в. (НКПИКЗ). На ней изображена Богоматерь с Младенцем, по типу, близкому к Киккской иконе в том варианте, который приобрел известность со 2-й пол. XVIII в.,- с 2 ангелами, коронующими Пресв. Богородицу, в руках Богомладенца развернутый свиток, напоминающий средневековый штандарт; надпись на нижнем поле иконы: «Чудотворныя икона Пресв. Бцы Кипрския называемая Милосердствующая», упоминаются также евангелист Лука как автор иконы и мон-рь, знаменитый «по всей Греции на острове Кипре».

О том, что название К. и. применяли к самым разным изводам, происхождение к-рых не имело обоснованной связи с Кипром, подтверждают и сохранившиеся иконы, напр. кон. XVIII - нач. XIX в. (ЦМиАР). В центре ее в отдельном киоте представлено поясное изображение Богоматери, Которая смотрит на Младенца, преклоняющего колена и поднимающего ручки перед нисходящим на Него сверху Св. Духом в образе голубя; приподнятые руки Божией Матери также разведены в стороны (жест поклонения), на Ее главе корона, по сторонам - 2 ангела, поддерживающие раму киота («О Тебе радуется»: Рус. иконы Богоматери XVI - нач. XX в.: Кат. выст. М., 1995. Кат. 47. С. 61).

В Успенском соборе Московского Кремля список К. и. был установлен в киоте у сев.-вост. столпа, по левую руку от моленного места цариц, с сев. стороны, лицом к Патриаршему двору, как точно указал в сб. «Солнце Пресветлое» Моховиков (МГУ НБ. № 293. Л. 33). Судя по сохранившейся акварели С. М. Шухвостова «Интерьер Успенского собора» (1851, частное собр.), икона имела богатейший оклад, закрывавший все поле средника, ризы Богоматери и Младенца, с дополнительным платом и короной на главе Божией Матери. Список воспроизводил поясное изображение Богоматери: Она склонилась к Младенцу, Которого держит на левой руке; Его правая ножка опирается на правую руку Божией Матери, а левая согнута в колене так, что лежит горизонтально. К редким деталям относятся полуобнаженный торс Младенца, препоясанные и покрытые золотом багряные ризы, прикрывающие Его ножки, а также плат поверх мафория. Очевидно, именно эта икона в описях 1-й пол. XX в. называется «Кипрская Умиление» (Толстая . 2013. С. 249. Примеч. 1-3). В наст. время на этой некогда почитаемой большого размера иконе нет оклада и видно, что ее живописный слой находится под записью, скорее всего упомянутой Моховиковым в нач. XVIII в. как сделанной «ныне же». О почитании в Новое время этой иконы свидетельствуют сохранившиеся иконы разных размеров, иногда с наименованием «Кипрская»: напр., икона малого размера «Богоматерь Кипрская, со святыми Онуфрием Великим и Петром Афонским на полях» (1-я пол. XIX в., из собр. Н. П. Лихачёва, ГРМ - «Пречистому образу Твоему поклоняемся…». 1995. Кат. 123. С. 198-199). В ковчеге ее средника на золотом фоне написана в традиц. иконописной манере полуфигура Богоматери. Слева от Нее сидит Христос, но так, что левая рука Матери Божией поддерживает Его лишь со спины, а к правой согнутой руке протянута Его полуобнаженная правая ножка. На главе Богоматери поверх обычного вишневого мафория написан красный плат с драгоценной каймой. Обнаженное тело Младенца Христа препоясано синей лентой наподобие диаконского ораря, а чресла и левая ножка прикрыты алой тканью с золотым ассистом. В изображении одеяний, позы Младенца, а также в передаче надписи, икона чрезвычайно близка к оригиналу - иконе из Успенского собора Московского Кремля, но отличается неточным повторением пропорций, неудачным рисунком правой руки Божией Матери, которая на образце служила опорой для Младенца; не удалось иконописцу повторить наклон головы Богородицы и передать душевное единение Божией Матери и Богомладенца. Та же иконографическая схема с наименованием К. и. встречается в клейме на иконе Божией Матери «Неопалимая Купина» (празднование 9 июля) с чудотворными образами Пресв. Богородицы иконописца Кукина (1894, собр. В. А. Бондаренко): в 9-м ряду (справа от центрального образа) в поясном изводе Божия Матерь держит обеими руками полулежащего Младенца, облачение Которого составляют покрывающие ножки золотистые ризы и красное препоясание поверх обнаженного тела.

О целительной силе таких икон свидетельствуют предания о К. и. в нижегородской ц. во имя св. Иоанна Предтечи, что на Слободке, по молитвам перед которой прекратилась моровая язва в 1771 г. (Поселянин Е. Сказание о чудотворных иконах Богоматери и о Ее милостях роду человеческому. Коломна, р. С. 279).

Лит.: Покровский Н. В . Сийский иконописный подлинник. СПб., 1895-1898. 4 вып.; Смирнов Я. И . Христианские мозаики Кипра // ВВ. 1897. Т. 4. С. 1-93; Белоброва О. А . Кипрский цикл в древнерус. лит-ре. Л., 1972; она же . Об иконах «Богоматерь Кипрская» и «Богоматерь Киккская» в рус. культуре XVII - нач. XVIII в. // Она же . Очерки рус. худож. культуры XVI-XX вв. М., 2005. С. 315-323; Поздеева И. В. Вновь найденный сборник Симеона Моховикова с гравюрами Г. П. Тепчегорского // Народная гравюра и фольклор в России XVII-XIX вв. М., 1976. С. 175-198; Megaw A. H. S., Hawkins E. J. W. The Church of the Panagia Kanakaria at Lythrankomi in Cyprus: Its Mosaics and Frescoes. Wash., 1977. P. 161-170. (DOS; 14); Bentchev I . Bibliographie der Gottesmutterikonen. Bonn, 1992. S. 173; «Пречистому образу Твоему поклоняемся…»: Образ Богоматери в произведениях из собр. Русского музея. СПб., 1995; Кочетков И. А . Свод чудотворных икон Богоматери на иконах и гравюрах XVIII-XIX вв. // Чудотворная икона в Византии и Др. Руси / Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 1996. С. 404-420; он же . Словарь иконописцев; Красилин М. М . Икона «Богоматерь Неопалимая купина с чудотворными иконами Богоматери» // «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. Кат. 63. С. 540-544; Кобяк Н. А., Зименко Е. В., Шульгина Э. В. Новые данные о сборниках «Солнце пресветлое» // Вестн. РГНФ. М., 2010. Вып. 3(60). С. 140-149; Толстая Т. В . Визант. и западноевроп. истоки иконографии иконы «Богоматерь Кипрская» из Успенского собора Моск. Кремля // Византия и визант. наследие в России и в мире: Тез. докл. ХХ Всерос. науч. сессии византинистов (Москва, 3-6 июня 2013 г.). М., 2013. С. 246-249.

О. В. Лосева, М. А. Маханько,Н. А. Кобяк