Троица праздник что означает традиции. Что означает праздник Троица в православии, и как его празднуют в Дивеево? Троица в православии: один праздник – три названия

В светлый день пятидесятый,

Как воскрес Господь распятый,

Дух Святой на землю сходит,

Благодать с небес низводит.

Людям Троица открылась:

Сын, Отец и Дух Святой.

Все творенье освятилось

Неземною красотой.

Традиционно на конец весны-начало лета выпадает 50-тый день от праздника Пасхи , наиболее важный и древний праздник в Православии, всегда приходящийся на воскресенье, — Троица.

День Святой Троицы (Троицын день или просто Троица) , называемый также Пятидесятница и Сошествие Святого Духа – один из самых значимых праздников христиан и один из двунадесятых праздников в православной традиции (т.е. двенадцати важнейших праздников после Пасхи).

Когда отмечается Троица в ближайшие 5 лет?

Дохристианские традиции празднования

Еще до зарождения христианства в это время ежегодно отмечали Зеленую и Русалью недели , пышно украшая жилище растениями и принося дары во имя плодородия и благоприятной погоды.

В древние времена люди поклонялись стихиям огня, воды, ветра. Календарное начало лета давало небольшую передышку аграриям, когда всё уже было посажено, а собирать урожай еще рано. Тогда проводились массовые гуляния, игры, гадания.

Считалось, что русалки во время Зеленой недели обладали особой силой, могли без труда утащить зазевавшегося в воду, выходили на сушу, помогали в гаданиях на суженного молодым девушкам.

Почему у праздника три названия

В православии Троицу празднуют в воскресенье по прошествии 50 дней после Пасхи и, таким образом, Троица совпадает с Пятидесятницей.

В христианских церквях, следующих западной традиции (католических и протестантских), эти два праздника разделены: на 50-й день после Пасхи празднуют Пятидесятницу, а День Святой Троицы отмечают в следующее воскресенье.

В понедельник после Троицы отмечается Духов День — праздник в честь Животворящего Святого Духа.

К Троицыному дню всё распускается, после долгой зимы природа наполнена новой жизнью, силой и свежестью. Полы храмов на Троицу устилают травой, церкви украшаются свежими цветами, зелёными берёзовыми ветвями, священники облачаются в зелёные одежды. В воздухе витает свежий запах травы, цветов и зелени. Это – символ начала, обновления, символ роста и становления христианской церкви.

Название дано празднику в честь Сошествия на апостолов Святого Духа, о котором им говорил Иисус Христос перед Вознесением на небо. Сошествие указало на тройственную природу Бога: «Бог Отец сотворил всё сущее, Бог Сын искупает человечество от рабства дьяволу, Бог Дух Святой освящает мир через основание Церкви и проповедование веры».

Во время Сошествия Святого Духа апостолам открылась созидательная сущность третьей составляющей Пресвятой Троицы, и учение Христа Спасителя о Триедином Боге достигло абсолютной ясности и полноты. Это необычайное событие положило начало Христианской Церкви.

Давайте разберёмся в самой сути, что представляет из себя Троица по христианскому учению.

Суть Троицы

Согласно Никео-Цареградскому (или Никео-Константинопольскому) Символу веры, являющемуся основой христианского вероучения, догмат о Пресвятой Троице говорит нам следующее:

Бог Отец — творец всего сущего в мире (видимого и невидимого);

Бог Сын предвечно рождается от Бога Отца;

Бог Святой Дух изначально и вечно исходит от Бога Отца.

По церковному учению, Бог един в трёх ипостасях (триедин) и является невидимым бестелесным духом — вечным, живым, вездесущим (всеобъемлющим) и всеблагим.

Его нельзя увидеть, поскольку Бог не материален, в нём нет ничего от видимого мира.

История Праздника Святой Троицы

Подобно празднику Пасхи, празднование Дня Святой Троицы (Пятидесятницы) уходит корнями в далёкие ветхозаветные времена.

Название Пятидесятницы праздник имеет не только потому, что его отмечают на 50-й от Пасхи день, но также потому, что Сошествие Святого Духа на апостолов произошло в день ветхозаветного праздника Пятидесятницы, посвящённого дарованию еврейскому народу пророком Моисеем Закона Божьего при горе Синай, тогда же им было основано ветхозаветное священство. Он праздновался в 50-й день после иудейской Пасхи (Песаха) и приходился на конец жатвы и сбора плодов, которые люди приносили в качестве жертвы в храм.

И в этот же день почти 2000 лет назад все 12 апостолов (вместо Иуды 12-м апостолом был избран Матфий), мать Иисуса Мария и другие люди собрались в одном из домов в Иерусалиме на горе Сион. В горнице этого дома Христос два раза являлся ученикам после Своего Воскресения. И там же через 50 дней после Воскресения Спасителя и спустя 10 дней после Его Вознесения на небеса на апостолов и Деву Марию снизошёл Святой Дух.

Пятьдесят дней апостолы не расходились по своим домам, каждый день собираясь в той самой Сионской горнице. Потому что Христос просил их не покидать город, ожидая крещения Святым Духом. И вот, наконец, свершилось: в доме на горе Сион Бог предстал им в своей третьей ипостаси, и этот день с тех пор посвящён Святой Троице.

Около девяти часов утра, когда люди обычно собирались в храм для молитвы и жертвоприношения, неожиданно над Сионской горницей возник шум, словно от порывов очень сильного ветра. Этот шум наполнил дом, и над головами апостолов появились огненные языки, их было множество, и они начали опускаться на каждого из них. Огонь этих необыкновенных языков светил, но не обжигал. Но еще более чудесными были духовные свойства, которые передавали они апостолам. Каждый, на кого спустилось это пламя, ощущал мощный прилив духовных сил, воодушевление и огромную радость. Он чувствовал себя умиротворенным и сильным, полным жизни и любви к Богу. Все эти внутренние перемены и новые неизведанные чувства апостолы выразили в громком прославлении Бога и в радостных восклицаниях.

Более того, внезапно апостолы заговорили на неведомых им доселе языках, и люди сначала приняли их за пьяных из-за громких восклицаний и непонятных слов. Но апостол Пётр вышел к ним и объяснил, что произошло.

Бог Отец создал мир и послал на землю Своего Сына Иисуса, чтобы Он указал людям путь к спасению, а Бог Святой Дух спустился на апостолов, а через них и на каждого из нас, чтобы находиться рядом с людьми. И ещё в этот день Бог дал апостолам способность говорить на многих языках. Ведь если земной путь Иисуса Христа закончился, то жизнь Его Церкви только начиналась. Апостолам нужно было идти в разные страны, чтобы рассказать людям об Истине, которую Бог поведал им всеми возможными способами.

Они получили от Святого Духа 9 особых даров: дар мудрости и знания, дар пророчества, умение различать духов, дары пастырства, веры, исцеления и творения чудес, дары знания и толкования языков.

Получив от Бога способности исцелять, пророчествовать, а главное – нести людям Истину на различных языках, апостолы разошлись по миру и неустанно проповедовали в самых далёких его уголках. Их всех казнили (лишь один из 12 апостолов умер своей смертью — Иоанн), но учение Христа существует уже почти два тысячелетия, чему они немало поспособствовали.

Сионская горница, где Святой Дух в виде чудесных огненных языков спустился на апостолов, стала самым первым христианским храмом, а со дня этого необычайного события ведёт своё начало на земле Новозаветная Церковь.

Такова история возникновения этого светлого церковного праздника Троицы , который пронизан солнцем, свежестью и жаждой жизни бурно расцветающей природы в начале лета, когда кажется, что Божья благодать разлита везде и во всём, в каждом солнечном блике, в капельках росы и в каждой зелёной травинке, и всё вокруг растёт, цветёт, распускается, живёт и дышит!

Есть такая икона — Святая Троица, и все, наверное, не раз смотрели на неё, пытаясь понять её смысл.

На этой иконе изображён сам Бог-Отец, Бог- Сын — Иисус Христос и Бог — Святой Дух, тот самый Утешитель, сошествие которого обещал своим ученикам Иисус Христос, когда вознёсся на небо. Святая Троица означает, что Бог существует в трёх лицах, или ипостасях. Почему это так, может быть, и не стоит пока разбираться, просто надо поверить и признать, что это так и есть и что изображение Бога в трёх ипостасях на иконах называется Святой Троицей.

Святой Троице посвящён великий церковный праздник - праздник Святой Троицы, или просто Троица. Он тоже связан с Пасхой и Вознесением, поэтому постоянного дня не имеет, а отмечается на пятидесятый день после Пасхи на десятый после Вознесения. Поэтому его ещё называют Пятидесятница. Этот праздник посвящён воспоминанию о сошествии Святого Духа на апостолов-учеников Христа. Этот день именуется Троицей, потому что в этот день мы прославляем все лица Триединого Бога: Бога-Отца, который сотворил мир, Бога-Сына, который пострадал во имя человеческого спасения и избавил людей от порабощения дьяволу, и Бога — Духа Святого, который освящает мир через основание церкви, поэтому День Святой Троицы именуется также днём рождения христианской церкви.

На десятый день после Вознесения все апостолы, как всегда, были вместе в доме, и вдруг раздался сильный шум, как будто в комнату ворвался порыв сильного ветра. Шум наполнил весь дом, а потом над каждым апостолом (так называли первых учеников Христа) остановился огненный язык, и неожиданно они заговорили на разных языках, которых раньше не знали: и по латыни, и по-гречески, и по-арабски, и по-персидски, и на других языках, какие были на свете.

Апостолы поняли, что на них сошёл Святой Дух. Тогда они вышли на площадь и стали рассказывать людям, которые со всех сторон приехали в Иерусалим отмечать иудейский праздник Пятидесятницы, об Иисусе Христе, о том, как он умер, потом воскрес и вознёсся на небо. И несмотря на то, что люди были из разных мест и говорили на разных языках, они прекрасно всё понимали и спросили апостолов:

— Что же нам делать, братья?

Апостолы отвечали им:

— Покайтесь в грехах, креститесь во имя Господа нашего Иисуса Христа, и вам простятся грехи, и вы получите прощение.

А затем пошли апостолы в разные земли: и на север, и на юг, и на запад, и на восток, чтобы рассказать веем людям об Иисусе Христе и его добрых делах.

Из Святого Писания известно, что тогда сразу крестилось около 3 тысяч человек, а апостолы пошли дальше по земле и приобщали к своей вере новых и новых людей.

День Святой Троицы — очень красивый праздник. В этот день церкви украшаются изнутри берёзовыми веточками, на полу расстилается свежескошенная трава и полевые цветы. Все верующие с зелёными веточками берёзы в руках идут в церковь, там во время службы эти веточки освящают, и они хранятся у каждого в доме, принося счастье, благополучие и здоровье.

Кто такие апостолы?

Апостолами (от греческого слова «аполстолос» — посланный) в Библии называют тех, кто сопровождал Иисуса Христа в его скитаниях, а затем был послан проповедовать христианство по всему миру.

Согласно книгам. Библии, у Иисуса Христа было двенадцать учеников. Однако в последующее время к ним. добавилось ещё несколько святых.

Во что одеты священнослужители во время богослужения?

Ты, конечно же, видел красивые, расшитые золотом одежды, в которые облачён священник во время богослужения. Эти пышные и красочные одежды помогают придать всему, что происходит в церкви, торжественность и величавость. Особенно красиво они выглядят в свете мерцающих свечей. Священники очень умные и образованные люди, они хорошо знают историю, много языков.

Главная книга для всех священников и верующих - Библия, самая известная книга на всём земном шаре. Она переведена на 1800 языков народов мира, и, если человек знает только один свой родной язык, он всё равно может прочитать Библию.

Екатерина Шумило суббота, 26 мая 2018, 13:46

В воскресенье, 27 мая, православные и греко-католики празднуют День Святой Троицы . Протоиерей АНДРЕЙ ДУДЧЕНКО рассказал "Апострофу", что значит этот праздник, какие традиции принято соблюдать на него и что нужно делать в этот день.

Поздравляю всех читателей "Апострофа" с великим праздником Пятидесятницы, Сошествия Святого Духа и днем Святой Троицы! Этот праздник имеет несколько названий в нашей традиции. Большинство людей знают день Святой Троицы - это вторичное название. Первоначальное название праздника - Пятидесятница, Сошествие Святого Духа.

Почему Пятидесятница?

Это пятидесятый день после Пасхи. Праздник Пятидесятницы берет свое начало еще из Ветхого Завета. У людей, которые жили по законам Ветхого Завета, был праздник Пятидесятницы, установленный Моисеем после исхода из Египта. На пятидесятый день в пустыне у горы Синай народ получил закон. Бог дал Моисею заповеди. Этот день получения закона, пятидесятый день после исхода из Египта, праздновали как Пятидесятницу.

В Новом Завете на этот день приходится событие, ставшее днем рождения христианской Церкви. Это Сошествие Духа Святого. После Вознесения Иисус завещал своим ученикам не отлучаться из Иерусалима, но ждать, пока исполнится то, что Он обещал от Отца Небесного - послать им Святого Духа Утешителя.

И вот через 10 дней после Вознесения приходит праздник Пятидесятницы, когда много людей, исполняя закон Ветхого Завета, приходили в Иерусалим на праздник. Потому что каждый верующий иудей имел обязанность прийти в Иерусалим на такие большие праздники, как Пасха, Пятидесятница и Праздник Кущей (который празднуют осенью).

И часть еврейской диаспоры, которая была очень большой во всей Римской империи, не каждый год, но хотя бы раз в какое-то время совершала паломничество на праздник в Иерусалим.

И вот в этот день в Иерусалиме на Пятидесятницу апостолы приняли Святого Духа. Что это значит? Как описывает книга Деяний апостольских, на них сошел Святой Дух в виде языков пламени. То есть они услышали как бы шум с неба, а благодать Духа Святого сошла на них в виде пламени. И результатом этого было то, что они получили дар проповедовать на иных языках. Это было нужно для того, чтобы люди, пришедшие отовсюду, услышали, как апостолы проповедуют на их языке. Ведь многие из них уже не понимали того языка, на котором читали святые книги, на котором разговаривали в Иерусалиме.

На Пятидесятницу апостол Петр выходит перед большой толпой людей и проповедует. И уже смело, безбоязненно говорит о том, что Иисус воскрес, что Иисус и есть тот обещанный Мессия, тот Царь, которого послал Господь, он воскрес и воцарился над миром. И призывает людей к обращению. И в тот день к первому сообществу христианской Церкви, к апостолам присоединились уже несколько тысяч людей. Потому этот день является днем рождения Церкви.

Фото: lavra.ua

Почему день Святой Троицы?

В библейской истории мы видим взаимоотношения Бога и человечества. До этого момента мы видели действие Бога Отца, который открывался через пророков, через Моисея, который вывел народ израильский, и так далее, заповеди давал через Моисея, через пророков давал определенные наставления. Затем он прислал своего Сына Иисуса Христа, который проповедовал, который умер и воскрес за нас. И вот этот третий момент, когда третье лицо Святой Троицы - Дух Святой - приходит к людям, к Церкви. И здесь это откровение для человека - это откровение уже третьего лица Святой Троицы, Бога как Троицы.

Поэтому этот праздник в народе более известен как день Святой Троицы. Ибо мы знали Отца, знали Сына, теперь узнали и Духа Святого. Три лица: единое Божество, единая слава, единое царство. И мы празднуем день рождения Церкви, день нашей радости. Потому что каждый христианин - это тот человек, у которого есть общность со Святым Духом. И наша личная Пятидесятница, наше личное принятие Святого Духа - это тогда, когда после крещения человек, становясь христианином, принимает помазание святым миром, что является таинством передачи принятия Святого Духа. Когда человек помазан миром после крещения, то говорится: "Печать дара Духа Святого". То есть человек принимает Святого Духа.

Традиции на Святую Троицу

Пятидесятница заканчивает собой большой праздничный период. Собственно главный праздничный период года: 50 дней от Воскресения Христова до Пятидесятницы - это сплошной праздник. До Пасхи был период поста, Великого поста. Это были 7 недель особой подготовки. Перед Пятидесятницей, перед Троицей нет поста, но, во-первых, есть особый день - это суббота перед Троицей, родительская поминальная суббота Троицкая, когда люди поминают усопших, когда проходят особые заупокойные богослужения, где вспоминаются все, кто умер. Иногда люди именно в день Троицкой поминальной субботы приходят помянуть и тех, кого в церкви не поминают. То есть бывает приходят и спрашивают, можно ли самоубийц в этот день поминать, или возникают другие вопросы.

Фото: lavra.ua

Кстати, нет у церкви какого-то особенного дня, когда можно поминать самоубийц. И если человек, будучи в сознании, действительно отверг дар жизни по своей собственной воле, собственному выбору, то таким людям отказывается в церковном погребении, в особом молитвенном сопровождении. Собственно, думаю, больше с педагогической целью. Для того, чтобы это была определенная преграда для других. Не потому, что человек лишен милости Божией, потому что ни один человек не лишен милости Божией. Вопрос в том, готов ли человек сам принять этот Божий дар искупления и прощения. Нуждается ли он в этом? Просит ли он этого? И это такая тайна дальнейшей судьбы человека, куда мы не можем проникнуть своим разумом, понять это. Поэтому отдаем это уже как бы в руки Божьи.

Но есть поминальная суббота - вот такой особый день. И когда люди готовятся к Пасхе, то известно, что многие во время Великого поста приходят на исповедь, причастие. Некоторые идут причаститься раз в год именно в эти дни. И было бы очень хорошо, чтобы мы не забывали, что Пятидесятница - это также большой праздник. Конечно, Пасха, Воскресение - это самое главное событие. Но и Пятидесятница - это тоже один из величайших праздников в церковном календаре. Потому что празднуется очень серьезное, уникальное событие - Сошествие Духа Святого. И очень хорошо было бы, чтобы и в эти дни люди также готовились к исповеди и святому причастию. Исповедоваться можно не обязательно в этот день. Можно исповедоваться в субботу или за несколько дней до этого. А уже в этот день прийти для того, чтобы причаститься Святых Тайн.

Центром каждого церковного празднования является Божественная литургия. Служба, которая воспроизводит то, что сделал Господь на тайной вечере, центром которой является причастие Тела и Крови Господних. Это и есть кульминация любого празднования церковного. Например, не освящение пасок на Пасху, не освящение верб в Вербное воскресенье, а именно совместная трапеза Тела и Крови Господних - это кульминация. А остальное - это уже дополнение, это определенные черты, которые характерны именно для того ли иного праздника. Но главный момент, вершина или сердцевина всего - это когда выносится чаша с Телом и Кровью Господними, и каждый верующий призван прийти к этой трапезе. Господь приглашает нас всех. Поэтому самым лучшим празднованием было бы, если бы мы все шли в эти дни к причастию Святых Тайн. Так было бы по-христиански.

Фото: lavra.ua

Что можно и нельзя делать на Троицу

Можно делать добро. Знаете, в Евангелии мы встречаем много примеров, когда Иисус Христос в субботу исцеляет людей. А по еврейскому закону, который является Божьим законом, нельзя работать в субботу, потому что это особый день, когда нельзя ничего делать. И Иисусу этим упрекают. Потому что он делает это как бы нарочно, демонстративно. Иногда он не просто исцеляет словом, а берет, например, слюну и смешивает ее с землей. И такой смесью помажет глаза слепому, например. И это было провокацией для тех, кто соблюдал закон.

Почему именно этот поступок был? До исхода иудеев из Египта они были в рабстве. Их работой было замешивать глину и готовить кирпич. Они видели в том, что Иисус сделал эту смесь земли со слюной, подобное смешиванию глины, потому что это рабский труд. Как будто нарочно он делал то, что нельзя делать в субботу. Но Господь это делает, чтобы исцелить человека. Он говорит: суббота для человека, а не человек для субботы. Поэтому в этот день можно делать добро.

Есть люди, которые работают на таких работах, где им нельзя отказаться от работы. Некоторые работают по графику, и рабочий день приходится на субботу. Что им, не работать? Или они грешат, когда работают? Они не грешат. Потому что это их обязанность. В этот день, например, кто-то должен водить транспорт, следить за безопасностью, обеспечивать свет, воду и так далее.

Конечно, есть такие вещи, которые нельзя отложить, а домашнюю работу, например, можно сделать в другой день. Смысл празднования состоит не в том, чтобы что-то не делать, а чтобы посвятить этот день Богу. И каждый человек может посвятить этот день Богу определенным образом. Это же не значит, что нужно весь день проводить в молитвах, в чтении Слова Божия, сосредоточении и созерцании каких-то духовных вещей. Еще очень важен момент помощи ближнему. Дела милосердия по отношению к другим - это тоже Божье дело, даже больше, чем какое-то жертвоприношение, пожертвования на церковь или количество молитв, которые человек читает.

Ведь именно через отношение к ближнему проверяется любовь к Богу. Поэтому можно делать добро другим людям. Можно, скажем, быть волонтером, помогать в больнице, что-то делать для бедных.

Когда человек, например, в селе, он работает на земле шесть дней в неделю. А этот день он должен посвятить Богу, отдохнуть от работы. Оторваться от обыденности и сделать это праздником. Провести этот день с семьей, детьми. Уделить внимание родителям, у кого они живы. Это будет хорошим празднованием. И не делать всего того, что можно отложить. Если что-то нельзя отложить - это не будет грехом, если эта работа направлена на добро!

Екатерина Шумило

Нашли ошибку - выделите и нажмите Ctrl+Enter


Через семь недель после чудесного воскресения Иисуса Христа Его учеников ждала новая, ни с чем несравнимая радость — сошествие на них Святого Духа Утешителя. В этом было совершение обетования, данного им Учителем перед Его вознесением на Небо. Отныне, исполненные Божьей Благодатью, они стали основанием новой соборной и апостольской церкви, поправшей врата ада и открывшей путь в жизнь вечную.

Праздник, установленный в честь этого события — православная Троица — часто именуется Святой Пятидесятницей. Объяснений этому названию несколько. Кроме того, что сошествие Святого Духа совершилось именно на пятидесятый день после Пасхи, что послужило основанием для его названия, это был ещё и день иудейского праздника, также именуемого Пятидесятницей. Установлен он был в память дарования евреям Закона, начертанного на скрижалях и полученного ими из рук пророка Моисея на пятидесятый день после их выхода из египетского рабства — Еврейской Пасхи.

О нём мы узнаём из трудов многих древних авторов. Один из них, Иосиф Флавий, рассказывая об этом празднике, связанном также и с началом жатвы пшеницы, именует его именно Пятидесятницей. Подобное название встречается и в дошедших до нас сочинениях греческих и византийских историков.

Прообраз Нового Завета

Таким образом, Ветхий Завет, заключённый Господом с евреями на пятидесятый день после Еврейской Пасхи и именуемый Синайским, стал прообразом Нового Завета, заключённого в Сионской Горнице сошествием на апостолов Святого Духа. В этом выражается неразрывная связь Нового Завета с Ветхим. Из всех праздников, установленных святой церковью, только Пасха Христова и Пятидесятница имеют ветхозаветные корни.

Новозаветное объяснение праздника

Чтобы понять в полной мере, что означает праздник Троица, следует обратиться к текстам Нового завета. Из них следует, что смерть властвовала над людьми со времён первородного греха, но Иисус Христос своими крестными страданиями и последующим воскресением из мёртвых открыл людям жизнь вечную. Вратами же в неё явилась Христианская церковь, рождённая в день схождения на апостолов Святого Духа.

Во второй главе книги Деяния апостолов описывается, как ученики Христовы в течение десяти дней, последовавших за его чудесным вознесением, пребывали в Иерусалиме и вместе с Пресвятой Богородицей ежедневно собирались в горнице, которая получила название Сионской. Всё их время было заполнено молитвами и богомыслием. На десятый день, как явствует из Священного Писания, вдруг послышался шум, подобный тому, что рождается от порывов ветра. Вслед за ним над головами апостолов появились языки пламени, которые описав в воздухе круг, почили на каждом из них.

Дары Святого Духа

Этот невещественный огонь был зрительным образом Святого Духа. Преисполненные Им, апостолы переродились к новой жизни. Отныне их ум отверзся для постижения тайн Царствия Небесного. Но, кроме того, Благодатью Божией им были дарованы силы и способности, необходимые для проповеди истинного учения среди самых различных народов. Их уста отныне вещали на языках, прежде чуждых и не известных им. Подобное чудо привело в смятение свидетелей их первых проповедей. С величайшим изумлением иноплеменники узнавали в их речах звуки родного языка.

С этих пор установилась апостольская преемственность. Каждое следующее поколение иереев через таинство рукоположения обретало благодать, дававшую им возможность самим совершать таинства, без которых путь в жизнь вечную невозможен. Вот поэтому это радостный праздник — православная Троица — по праву считается днём рождения церкви Христовой.

Особенности богослужения на Троицу

Празднование Троицы сопровождается одной из самых красивых и запоминающихся церковных служб всего православного годового цикла. На Великой вечерне исполняются торжественные стихиры, воспевающие Святого духа и его сошествие на апостолов, а по их завершении иерей читает специальные праздничные молитвы, прося у Бога благословения Его святой Церкви, спасения всех её чад и упокоения душ усопших. Служба на Троицу включает в себя также особое прошение, возносимое о тех, чьи души до Страшного Суда пребывают в аду. Во время чтения этих молитв все присутствующие в храме стоят коленопреклонённо и внимают словам священника.

Традиции праздника Троицы необыкновенно богаты и поэтичны. С древних времён принято в этот день полы в храмах и жилых домах устилать свежей травой, а в церковных помещениях ставить специально срубленные для праздника берёзки. Иконы обычно украшаются убором из берёзовых веток, а во время богослужения всему клиру предписывается быть в облачении зелёного цвета, что символизирует живительную силу Духа Святого. Внутренний вид храмов в этот день приобретает облик весенней рощи, где всё славит Творца в Его неизреченной мудрости.

Народные традиции и обряды

Народные традиции праздника Троицы уходят своими корнями в дохристианские времена. Так уж сложилось, что нередко в глубинном сознании народа христианское и языческое соседствует бок о бок. Особенно отчётливо это проступает в старинных обычаях. Троицын день не является исключением. Традиции этого праздника, одного из важнейших у восточных славян, включают в себя так называемый Семицко-Троицкий цикл. В него входят четверг и суббота на неделе, предшествующей празднику, а также непосредственно сам Троицын день. В целом это носит в народе название «Зелёных святок».

Народные традиции праздника Троицы тесно связаны с ритуалами поминания усопших, особенно утопленников. Кроме того, в них нашли отражение древний культ растений и всё, что связано с девичьими гаданиями, гуляньями и всевозможными инициациями. Если добавить сюда ещё принятые у славян проводы весны и встречу лета, то будет понятно, сколь многообразен в своих смысловых оттенках этот праздник.

Неделя перед праздником

Вся неделя перед праздником воспринималась как его радостное преддверие. В эти дни молодые девочки 8-12-летнего возраста отправлялись за берёзовыми ветками для украшения ими домов. В четверг было принято угощаться яичницей, символизирующей собой летнее солнце. В лесу дети выполняли особый ритуал — завивали берёзу. Её предварительно украшали лентами, бусами и цветами, а затем сплетали её ветви в косы, связывая их попарно. Вокруг наряженной таким образом берёзки водили хороводы — так, как это делается вокруг рождественской ёлки.

Суббота перед Троицей была днём поминания усопших. Она с давних пор называлась Родительской субботой. Так она именуется и в наши дни. Православная церковь включила её в число дней особого поминовения. Кроме молитвенного поминания в церкви и дома, в Родительскую субботу принято посещение кладбищ, уход за могилами и просто сердечная молитва о тех, кто ушёл из жизни, но остался нам близок и дорог. Святая Церковь учит, что у Бога нет мёртвых, поэтому для тех, кто ушёл в вечную жизнь, наши поминания будут как поздравления со Святой Троицей.

Традиции праздничного дня

Суббота перед Троицей, с её тихой грустью по ушедшим из жизни, сменялась радостным днём праздника. После торжественной службы в храме молодёжь отправлялась в лес, к тем берёзкам, которые были завиты на Троицкой (семицкой) неделе. Теперь полагалось их развить, иначе берёзки могли «обидеться». Снова водились хороводы, пелись песни, принимались поздравления со Святой Троицей. Заканчивалось всё праздничной трапезой. Сами же берёзы срубались. Их с песнями носили по деревне, и, наконец, пускали плыть по реке. Считалось, что их жизненные силы перейдут к первым всходам нового урожая.

Традиции праздника Троицы отводили рекам и озёрам особую роль. В этот день у девушек было принято гадать о том, как сложится в ближайшее время их личная жизнь. Чтобы узнать эти волнующие молодые сердца тайны, плели венки из весенних цветов и опускали их в речные струи. Если венок тонул, это означало, что девушке придётся набраться терпения и ждать своего суженого до следующей весны. Если же он держался на воде, а особенно если плыл против течения, то можно было с уверенностью готовить свадебный наряд — жених где-то рядом.

Ограничения, предписанные в дни праздника

Но, согласно древним поверьям, все водоёмы в дни, когда происходило празднование Троицы, таили в себе особую опасность. Было замечено, что в Троицын день русалки покидали свои обычные омуты и выходили из воды. Спрятавшись в листве прибрежных ив, они смехом и ауканьем заманивали неосторожных прохожих и, защекотав их до смерти, увлекали за собой в водные глубины. По этой причине купаться в праздник Троицы считалось полным безумием.

Вообще этому празднику сопутствовали многие ограничения. Кроме купания, не рекомендовалось гулять в одиночку по лесу, так как от леших тоже ничего хорошего ожидать не приходилось. На протяжении всей Троицкой недели нельзя было вязать берёзовые веники, что вполне понятно, учитывая сакральную роль, отводимую берёзе в день праздника. Ещё считалось, что у тех, кто будет в Семицкую неделю строить забор или ремонтировать бороны, скотина принесёт уродливый приплод. Трудно сказать, какая тут связь, но раз нельзя — значит нельзя, лучше не рисковать. Ну и, разумеется, как в каждый праздник, нельзя было работать.

Праздник Троицы вчера и в наши дни

Среди исследователей бытует мнение, что лишь во времена преподобного Сергия Радонежского стал в полной мере отмечаться на Руси праздник Святой Троицы. Традиции и обычаи, присущие прежде Семицкой неделе, постепенно перешли к Троице, что вообще не редкость в исторической практике. Яркой тому иллюстрацией может служить православное Рождество Христово, традиционно сопровождаемое многочисленными обрядами, дошедшими до нас из языческих времён.

Говоря о том, что означает праздник Троица в наши дни и что он значил для наших предков, нужно выделить главное — и тогда и теперь это торжество жизни, дарованное нам Спасителем. Сегодня мы подходим к нему более осмысленно. Благодаря тем возможностям, которые открыл перед нами век технического прогресса, каждому стали доступны труды святых отцов и популярные богословские статьи. Многое из того, во что верили давно ушедшие поколения славян, стало для нас лишь поэтическим фольклором. Но зато величайший гуманизм Христова учения открылся для нашего понимания во всей своей силе и красоте.

Если про Пасху мы знаем очень многое, то что значит праздник Святой Троицы? На первый взгляд все достаточно понятно: верующие отмечают сошествие Святого Духа на учеников Христа.

Однако что означает день Святой Троицы для нас, людей 21 века, какова его традиция и история? Подробный ответ на этот вопрос, комментарий священнослужителя – все это можно найти в статье.

Троица в православии: один праздник – три названия

Прежде всего, разберемся с названиями. Есть простые случаи, когда все понятно: Рождество – это Рождество, а Пасха – это Пасха (или Светлое Воскресение Христово). А вот с Троицей дело обстоит немного по-другому – праздник имеет сразу несколько названий:

  1. День Троицы (День Святой или Пресвятой Троицы, Троицын день) – т.е. праздник в честь триединого Бога: Отца, Сына и Святого Духа.
  2. Пятидесятница – это слово имеет в мире точно такое же значение. Просто оно напоминает нам о том, что сошествие Духа произошло на 50 день после Пасхи. Поэтому и празднование всегда выпадает также на воскресенье: 27 мая 2018 года, 16 июня 2019 года и т.д.
  3. Духов день, или день Святого Духа – этим названием подчеркивается ключевое событие, в честь которого и отмечается праздник.

К слову сказать, Духов день выпадает на понедельник, а сама Пятидесятница – на воскресенье. Но что при этом означают три дня Троицы? Они символизируют один и тот же праздник, просто отмечается он три дня.

Что означает праздник Святой Троицы у христиан

Священное значение праздника тесно связано с его предысторией. Сошествие Святого Духа было обещано еще Христом, который называл его Утешителем. Почему же понадобилось утешать людей?

Все очень просто. Спаситель умер, но воскрес на 3 день, и в честь этого мы отмечаем Светлую Пасху. Однако спустя 40 дней он вознесся на небо – ушел обратно к своему Отцу, поскольку земная миссия уже была выполнена.

А что же верующие, последователи Христа, его ученики, ставшие впоследствии апостолами евангельской веры? Они как будто осиротели, ведь Господь, хотя и воскрес, но все же покинул их.

Прошло совсем немного времени, всего лишь 10 дней (не лет, не десятилетий и не веков!), и произошло исполнение обещания – на учеников сошел Святой Дух в виде язычков неугасимого пламени.


Но что обозначает праздник Святой Троицы для нас? Интересно, что даже спустя 20 столетий актуальность тех событий не утрачена: скорее, наоборот.

С приходом Духа наступает особый период истории человечества – благодатное время. Теперь каждый человек, даже самая грешная душа, может прийти к Господу, попросить его о прощении искренней молитвой, и получить просимое.

Дух Святой – это наш Утешитель, и к тому же он является третьим лицом Троицы. Вот и получается, что именно с его приходом на землю триединый Бог раскрылся во всей своей полноте.

Отец создал небо и землю, Сын спас грешное человечество ценой собственной жизни, а Дух и сегодня остается с нами для поддержания наших душевных сил.

Что значит Троица у православных: комментарий священнослужителя

Представители церкви дают примерно те же самые ответы на вопрос, что означает праздник Троица в христианстве. Традиционно священнослужители рассказывают об истории, случившейся почти 2000 лет тому назад (как Святой Дух сошел на учеников Христа).

Священники также подчеркивают, что Дух является незримой силой, которая всегда находится рядом с верующим человеком. Благодаря ему мы можем не только получить просимое в молитве. Мы способны делать и добрые дела – помогать людям, учить их и вдохновлять, особенно в тех ситуациях, где они уже опустили руки и потеряли всякую надежду.

Дух Святой – Утешитель, Учитель, он олицетворяет силу Божью. Более того: Дух – это и есть сам Бог, его третье лицо. Поэтому не будет никакой ошибки сказать, что Господь всегда рядом с нами, ведь Святой Дух до сих пор находится на земле.

И на вопрос о том, что символизирует праздник Троицы, можно ответить и так: он обозначает наше единство с Богом. А выражается это в том, что мы всегда можем обратиться к нему за прощением и помощью и непременно будем услышаны.


Вот почему Троица – это не менее светлый и важный праздник, чем Пасха или, например, Рождество. И отмечать его нужно в любом доме не только с почтением, но и с большой радостью – тем солнечным чувством, которое особенно часто приходит к нам весной и летом.